Дополнительный теоретический материал по обществознанию (профиль) "Религия как одна из форм культуры". Религия, как одна из форм культуры Сделай три вывода из приведённых данных

МетоМетодическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в помощь классному руководителю. Цель написания данной методической разработки: оказание помощи при подборе материалов и их систематизации, предложение фотографий и репродукций, ход урока и слайды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по обществознанию

Тема: «Религия как одна из форм культуры»

Разработала:

Преподаватель Орлова Т.И

2013

Методическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в помощь классному руководителю. Цель написания данной методической разработки: оказание помощи при подборе материалов и их систематизации, предложение фотографий и репродукций, ход урока и слайды.

Компьютерный набор: Орлова Т.И.

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Введение.

В рамках дисциплины «Обществознание» одной из тем раздела духовная сфера общества изучается тема «Религия», в нашем современном обществе государство данной теме придаёт не маловажное значение. Связано это с тем что нет ни одной страны, ни одной цивилизации, где бы религия не оставила свои следы зримые и прекрасные. Многие памятники по решению ЮНЕСКО являются общемировыми: храм Василия Блаженного, собор Нотр Дам де Пари, собор Парижской Богоматери устремленные в небо купола церквей и т. д. торжественное духовное песнопение красота икон и буддийских храмов… это и есть вещное общепринятое человечеством проявление религии.

Актуальность данной работы заключается в том, что молодое, подрастающее поколение, в поисках истины не редко обращаются к истокам религии, ища смысл своего существования. Именно знакомство с основами религиозных направлений могут помочь в преодолении жизненных невзгод и неурядиц. Подлинную суть религии и может постигнуть сам человек, соприкасаясь с духовным богатством религии. Религия всегда отражала общественные отношения, поэтому в самые сложные и трагические периоды истории в разных государствах происходит резкий всплеск интереса к религии.

Необходимо донести на уроках обществознания и на внеклассных мероприятиях роль религии в жизни общества и человека.

Цель написания методической разработки - оказание помощи преподавателю в проведении урока по теме «религия как одна из форм культуры», на основе систематизированного и отобранного материала. В сопровождении слайдов.

Религия как одна из форм культуры

…Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога .

Н. Гумилёв

(слайд №1)

Тип урока : урок – исследование с элементами проектной деятельности и

использованием мультимедийной презентационной технологии.

Цели урока :

Обучающая:

  • Определить роль религии как одной из форм культуры.
  • Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия
  • Научить студентов анализировать и обобщать полученную информацию, составлять проекты и презентации по теме урока.

Воспитательная:

  • Подвести студентов к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом.
  • Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Развивающая:

  • Способствовать формированию умения и навыков работы студентов с разными источниками, литературой и компьютерной программой Microsoft Office Power Point.
  • Сформировать способность к визуально-вербальному восприятию материалов урока.

Задачи урока :

  • Познакомить студентов с сущностью религии.
  • Показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий.
  • Объяснить сущность принципа свободы совести.

Основные понятия урока: Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, вера, религиозный культ, церковь, секты, свобода совести.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран

(для демонстрации слайдов), ноутбук.

Методы:

Объяснительно- иллюстративный:

* лекция;

*презентация;

*книги (наглядные пособия)

Исследовательский метод:

*выполнение доклада или презентации по теме с постановкой проблемы и анализом материала.

Подготовка к уроку:

  1. Создать мультимедийную презентацию «Религия – как одна из форм культуры».
  2. Предложено студентам подготовить проекты «Мировые религии» в форме доклада или презентации.

Ход урока

Организационный момент : (проверка присутствующих и подготовка к демонстрации слайдов презентации 5-15 минут)

Лекция.

Одной из древнейших форм культуры является религия . Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. Мы с вами являемся свидетелями того, как руководители нашего государства выстраивают свои отношения с представителями различных религиозных конфессий, используя потенциал религии в возрождении духовно- нравственных ценностей нации.

Преподаватель знакомит с темой урока и поясняет цели.

Тема нашего урока: «Религия как одна из форм культуры». Мы познакомимся и повторим какие мировые религии существуют и развиваются в мире. Изучим основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия. Попытаемся обобщить информацию и просмотрим подготовленные презентации и выслушаем доклады. (домашнее задание)

(1 минута)

(Слайд № 2)

2. Мотивация .

Преподаватель разъясняет о духовной культуре в жизни современного общества.

Лекция.

Духовная культура понимается как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания степень развитости самого человека.

(1 минута)

3. Актуализация опорных знаний по теме «Религия».

Предлагается студентам вспомнить знания по теме «Религия», полученные в школе.

  1. Что такое религия?
  2. Охарактеризуйте ранние формы религии? (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм)
  3. В чём их отличие ранних форм религии от мировых?
  4. Какие религии вы можете вспомнить?

(10 минут)

  1. Формирование новых знаний.

Лекция.

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

(Слайд №3).

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

ВЕРА – свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и в других формах сознания.

Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;
2) знания наиболее существенных положений вероучения;
3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;
4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

Элементы структуры религии и уровни религиозного сознания представлены на слайдах.
Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

(Слайд №4)

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм.
О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.
1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.
2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным

(Слайд №5).

Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, стой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
Сейчас ваши однокурсники более подробно познакомят вас с особенностями мировых религий. (лекция с кратким конспектированием- 20 минут)

Идет представление проектов и презентаций студентов.

(время 15-20 минут)


Лекция.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести.

(Слайд № 6).

Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ».
Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии.

(Слайд №7)

5. Закрепление и обобщение:

Отвечаем на вопросы:

1. Почему христианство, ислам и буддизм названы мировыми религиями?
2. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
3. Каковы между ними различия?
4. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?

6. Итог урока

Предлагается самостоятельно сделать вывод по материалам урока.

Домашнее задание (на учебной доске)

  1. Параграф 4.4, с. 128-137, учебника Важенин А.Г., Обществознание: -4- изд. – М.: «Академия», 2007;
  2. Параграф 6.5., с. 275-282,Боровик В.С., Обществознание.-М.: «Академия»., 2006
  3. Составить развернутый план

Опрос 1. Что такое наука? 2. 3 значения науки. 3. Отличительные признаки науки как системы знаний 4. Для учёных важная этическая проблема связана 1) использованием научных открытий в образовании 2) использованием научных достижений в бизнесе 3) использованием научных достижений в антигуманных целях


Опрос 1. Наука как сфера деятельности учёных, занятых научными исследованиями 2. Под понятием технопарк имеют в виду 1) развлекательный цент с использованием новейших достижений 2) сборники научных работ 3) современные научно-производственные объединения 4) коммерческие организации по продаже патентов на научные открытия 3. Особенности науки как системы организаций и учреждений




Ответь на вопрос теста. Верны ли суждения о современной науке: А)Современное общество требует от науки развитие технических идей Б) современная наука развивается только в связи с развитием техники 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верно А и Б; 4) неверны оба суждения.


Возрастание роли современной науки(72-74, вопрос5) Каковы функции науки? 1. Культурно-мировоззренческая – формирует мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры 2. Познавательно-объяснительная – наука становится фактором производственного процесса, развитие техники всё больше зависит от успехов научных исследований 3. Прогностическая – данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами


Понятие религия (р.т.зад.1) 1. Что такое религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога, богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия подхода к определению смысла понятия религия: Relegere–«относиться с особым почтением» Religare – «связывать, соединять» Какие признаки понятия религия затрагивают каждый из подходов?


Особенности религиозной веры (учебник 76-77) 1. Что такое вера? Вера – личностное, эмоциональное отношение человека к какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований (общение, познание). 2. Что характерно для религиозного сознания (р.т.,зад.2).


Особенности религиозной веры(76- 77). 1) убеждённость в существование сверхъестественных сил 2) убеждённость в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общество в целом, человек переживает любовь, страх 3) убеждённость в возможности контакта человека со сверхъестественными силами Обряд – действия, каждый элемент которых наполнен глубоким религиозным смыслом Молитва –непосредственное словесное обращение человека к Богу


Роль религии в жизни общества (77- 78).Функции религии и их сущность 1. Регулирующая- регулирует поведение людей в обществе, верующие должны соблюдать определённые правила, выполнять религиозные действия 2 Воспитательная – побуждает к развитию определённых положительных качеств 3. Мировоззренческая – даёт ответ на вечные человеческие вопросы: как возникла Земля? 4. Психологическая (компенсаторная)


Функции религии и их сущность 4. Психологическая (компенсаторная) – снимает тяжёлое психологическое состояние человека 5. Коммуникативная – способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения 6. Интегративная – религия, религиозные деятели объединяли общество для решения какой-то значимой проблемы


Религиозные организации и объединения. Их признаки. 1. Церковь – объединяет последователей какого-либо вероучения 1. Чёткое разделение верующих на священнослужителей и мирян 2. Церковная иерархия 3. Наличие религиозных лидеров 4. Выработка системы непреложных основ вероучения (догматов), обрядов.


Религиозные организации. Их признаки. 2. Секта – возникает в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих остальным верующим 1. Ограниченность численности, ликвидируется деление на мирян и духовенство 2. Идея равенства всех членов организации 3. Претензия на исключительность религиозных установок, нетерпимость к инакомыслию 4. Жёсткий контроль за жизнью своих приверженцев, лишая их возможности распоряжаться имуществом.


Свобода совести, свобода вероисповедания (80-81) 1. Свобода совести – право личности формировать и отстаивать свои убеждения, жизненные принципы. 2. Свобода вероисповедания – исключительное право свободного религиозного выбора человека, какую религию исповедовать или вообще отказаться от религии, встав на позиции атеизма.


Как принцип свободы совести реализован в нашей стране? (80-81) 1. Равенства граждан независимо от их отношения к религии 2. Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ 3. Церковь отделена от государства, религиозные организации не должны вмешиваться в вопросы государственного управления 4. Равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного среднего, профессионального образования.


Ответь на вопрос теста Верны ли суждения о свободе совести: А) свобода совести – это право человека на независимость духовной жизни Б) право на свободу совести закреплено в Конституции РФ? 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верно А и Б; 4) неверны оба суждения.

Подробное решение Параграф § 12 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

Вопрос 1. Что такое религия? Когда появились первые религии? Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).

Религии появились в форме различных верований (не имевших тогда четкой ещё организации подобной современной) практически одновременно с появлением человечества.

Согласно имеющимся на данный момент сведениям о периоде палеолита, по меньшей мере, к концу этой эпохи, древние люди развили то, что мы могли бы назвать религией или духовными отношениями. На это указывают имевшиеся у них к тому времени обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, вероятно, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже, что различные объекты и места, такие, как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования и практики - как мы могли бы их себе вообразить - сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности.

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам. Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

Вопрос 2. Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшают числа верующих?

Человек должен верить во что-то, без веры его жизнь будет пуста, лишена надежды, смысла, уверенности в будущем и т.д. Когда у человека происходит какая-то, казалось бы, безысходная ситуация, и совершенно не к кому обратиться, он обращается к Богу, т.е. к сверхъестественным силам, искренне просит, и помощь приходит, казалось бы, из ниоткуда. Вот как после этого не верить в чудеса? Естественно, мы верим, что кто-то свыше все видит и управляет нами. За злые деяния человек наказывается, за благие дела, человек вознаграждается. Действует закон равновесия, по-моему, это справедливо.

Потому что, наука, хоть и сильна, но многие вещи не может объяснить. Бывают такие случаи, которые кроме как чудесами и не назовешь, они противоречат всем законам, всем известным истинам. Именно поэтому число верующих не уменьшается и не уменьшится никогда.

Вопрос 3. Почему, по мысли философа, доказательства бытия Бога не могут быть достоверными? Как ты понимаешь идею постепенного развития религиозного опыта и религиозного мышления?

Все эти доказательства не могут дать безусловной достоверности. Как существование внешнего мира, так и существование Божественного начала для рассудка суть только вероятности или условные истины, утверждаться могут только верою.

Вопрос 4. Что такое религия?

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

Другие определения религии:

Учение о воссоединении человека с Богом.

Одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения.

Организованное поклонение высшим силам.

Духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

Убеждённость в существовании некого незримого порядка и в том, что высшее благо – гармонично вписаться в этот порядок.

Вопрос 5. Что характерно для религиозной веры?

Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества. Сверхъестественное, по убеждению людей религиозных, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий.

Религиозная вера - это ещё и определённые переживания, чувства человека, проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам).

Человек религиозный убеждён в реальности контакта с Богом, в том, что Бог в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов и что верующий имеет каналы связи с ним, например, произнося молитву или осуществляя жертвоприношение. Верующий полагает, что Бог предъявляет определённые требования к его поведению и может призвать к ответу за их невыполнение, хотя большинство религий допускают возможность установления добрых отношений человека с Богом и шанс человека умилостивить божество. Для этого человек совершает определённые действия - обряды, каждый элемент которых наполнен глубоким религиозным смыслом и отражает основополагающие идеи религии. Вершиной обрядовых действий является молитва - непосредственное словесное обращение человека к Богу.

Вопрос 6. Каково значение религии в жизни общества?

Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций.

Она регулирует поведение людей в обществе. Во-первых, верующие должны соблюдать определённые правила, выполнять установленные религиозные действия. Во-вторых, в религии объединяется нравственный опыт поколений людей и создаются некие общие принципы сосуществования в обществе.

Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определённых положительных качеств, например доброты, милосердия, умеренности.

Религия - это не только правила поведения, но и определённый взгляд на мир, сущность человека и его место в мире.

Снимает тяжёлое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение, приток сил. Конечно, религия не в силах решить многие реальные проблемы человека (болезни, материальные затруднения, семейные неурядицы), но она способна изменить отношение самого человека к этим проблемам, дать ему новые ориентиры и жизненные стимулы.

Религия также способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения. Человек взаимодействует с другими верующими в рамках религиозной общины, он может найти себя.

Вопрос 7. Перечисли и кратко охарактеризуй основные виды религиозных организаций.

К религиозным организациям относят церковь, секты и организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Церковь объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения. Для неё характерно чёткое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих), причём сами священнослужители занимают неодинаковое положение в церковной иерархии. Большинство церквей имеет официальных религиозных лидеров, как, например, Папа Римский для католической церкви, Патриарх Московский и Всея Руси для Русской православной церкви. У многих церквей есть определённая территориальная структура, например, в ряде христианских церквей выделены епархии во главе с архиепископами и епископами. Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения и обрядов.

Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограниченна, причём ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Важной особенностью секты является претензия на исключительность её религиозных установок, убеждённость в «избранности Божьей» и абсолютная нетерпимость к инакомыслию. Сектанты стремятся отгородиться от других религиозных организаций, уйти из мирской жизни. Кроме того, секты достаточно жёстко контролируют жизнь своих приверженцев, иногда лишая их возможности распоряжаться своим имуществом, свободно действовать, мыслить, общаться, творить.

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля. Руководитель такой организации провозглашает себя и признаётся её участниками Богом (новым воплощением Бога) или представителем Бога (какой-либо сверхъестественной силы) и носителем абсолютной истины. Именно руководитель организации является важнейшим объектом религиозного поклонения её участников.

Вопрос 8. В чём заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?

Под свободой совести обычно понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. Эти убеждения могут касаться самых разных областей человеческой жизни: религии, отношения к людям, труду, творчеству, государству. Можно сказать, что свобода совести - это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

В Российской Федерации проживают представители многих наиболее распространённых в мире религий. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Конституция РФ в соответствии с нормами международного права гарантирует осуществление в нашей стране принципа свободы совести, свободы вероисповедания. Все религии на территории нашей страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия. Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ. Молодые люди, являющиеся военнообязанными (т. е. подлежащие призыву на военную службу), могут пройти альтернативную гражданскую службу в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям.

В современной России церковь отделена от государства, т. е. государство не вмешивается во внутреннюю жизнь религиозных организаций, не финансирует их деятельность и не пропагандирует некоторые из них. Религиозные организации в свою очередь не должны вмешиваться в вопросы государственного управления.

Российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного, среднего и профессионального образования. Кроме того, запрещена пропаганда какой-либо религии или атеизма на обязательных для посещения уроках в государственных учебных заведениях.

Вопрос 9. Составь краткое сообщение об основных идеях и символах наиболее распространённых в твоём регионе религий.

Христианство - авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

Христианство - самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости - в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Наиболее крупные течения в христианстве - католицизм, православие и протестантизм. В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную).

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи.

Ислам - монотеистическая авраамическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия и придания сотоварищей Аллаху.

Ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман. Согласно учению ислама пророки и посланники, в том числе посланные ранее Муса (Моисей) и Иса ибн Марьям (Иисус Христос), отправлялись к разным народам для наставления народов на путь к единобожию, однако, со временем люди стали впадать в заблуждения, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды.

Приверженцев ислама называют мусульманами. Язык богослужения - классический арабский. В мире на данный момент насчитывается, по разным оценкам, от около 1,2 до 1,57 млрд. мусульман.

Вопрос 10. Представь, что твой знакомый обратился к тебе за советом в вопросе выбора религии. Какие аргументы в обоснование осторожности в этом вопросе ты мог бы привести? На какие элементы религий посоветовал бы обратить особое внимание?

Всем можно найти религию по вкусу. Если и советовать что-то, надо быть осведомленным об обычаях, использовать в выборе характер друга, его взгляд на жизнь, ибо у каждой религии своя философия. Обратить внимание нужно на людей, исповедующих эту религию, вывести общие черты этих людей. Ведь если он/она будет следовать этой религии, рано или поздно он приобретет эти качества.

Вопрос 11. Посетители одного из интернет-сайтов обсуждали статью журналиста о том, что религия с её чудесами и сверхъестественными силами уводит молодых людей от изучения физики, биологии и других естественных наук. Вырази и аргументируй своё отношение к мнению журналиста.

Государство и общество должны быть заинтересованы в воспитании не религиозных, а глубоко и всесторонне образованных граждан, владеющих современными научными знаниями и технологиями, активных, творчески ориентированных личностей, обладающих целеустремлённой волей, сознанием личной гражданской ответственности за происходящее в стране, способных обеспечивать социальный, духовный и экономический прогресс нации.

Вопрос 12. Писатель В. Набоков сказал: «К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники». Как ты понимаешь эти слова?

Каждый приходит к вере самостоятельно, до этого проделав долгий путь. Никто никогда не приводит кого-то за руку к решениям, мы сами делаем нравственный выбор.

1.Запиши определение понятия.

Религия- это совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога, сверхъестественных сил, а также соответственно поведение и действия.

2. Что характерно для религиозного сознания?

Вера в Бога, определенные обряды, молитвы.

3. Какие функции в жизни человека и общества выполняет религия? Перечисли функции и приведи примеры реализации каждой из них. Заполни таблицу.


4. Прочитай приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбери из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Религия- одна из форм 3 (А), способ практически - духовного освоения мира индивидом, 6 (Б), обществом в целом.
В структуре религии выделяются
2 (В), культ, религиозные отношения, институты и организации. Религиозное сознание предполагает веру в наличие 5 (Г), влияющих на деятельность индивида и общества, возможность общения с этими силами и воздействия на них. Благодаря религиозной вере определённые персоны, предметы, тексты наделяются религиозным значением и 1 (Д) и включаются в культ.
Учёные выделяют политеистические
4 (Е) и монотеистические (единобожие) религии. Различают также племенные или архаические (шаманизм, знахарство, магия и др.), национальные (например, индуизм, иудаизм) и 7 (Ж) (буддизм, христианство, ислам).

Выбирай последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск.

1) символический смысл
2) религиозное сознание
3) духовная жизнь
4) многобожие
5) сверхъестественные силы
6) социальная группа
7) мировые религии

А-3 Б-6 В-2 Г-5 Д-1 Е-4 Ж-7

5. Прочитай извлечения из Федерального закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и выполни задания.

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания.

1. В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними...
3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.
5. Никто не обязан сообщать о своём отношении к религии.... Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воли и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих....

Статья 4. Государственные и религиозные объединения.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1) Что, согласно закону, включают в себя свобода совести и свобода вероисповедания (подчеркни соответствующее положение закона)?

2) Предположи, почему несение военной службы для верующих в случае необходимости заменяется альтернативной гражданской службой, а не отменяется совсем.

Закон одинаков для всех. Поэтому отменить несение военной службы нельзя. Можно только заменить её.

3) С какой целью, по твоему мнению, в законе специально оговаривается право граждан не разглашать своё отношение к религии?

Выбор религии - это личное дело каждого человека.

4) Как закон защищает права несовершеннолетних (подчеркни соответствующее положение закона)?

Почему это необходимо делать?

Запрещается вовлечение в религиозные объединения вопреки воле несовершеннолетнего и без согласия родителей.

5) Что, согласно закону, означает понятие "светское государство" (подчеркни соответствующее положение закона)?


6. Социологи опросили 1600 россиян с целью узнать их отношение к религии. Оказалось, что часть опрошенных, заявивших о своей вере в Бога, верят ещё и в другие сверхъестественные силы. Полученные данные приведены в диаграмме. Проанализируйте данные опроса.

1) Какое количество опрошенных верит только в существование Бога?

56%

2) В какие ещё сверхъестественные силы верят опрошенные?

В инопланетян, колдовство и магию.

3) Сделай три вывода из приведённых данных.

Меньше всего опрошенных верят в инопланетян. (6%)
Большинство верит только в Бога.
21% опрошенных верят в Бога и приметы.

4) Объясни один из своих выводов.

Всего 6% опрошенных верят в инопланетян, т.к. их существование до сих пор не доказано.