Слова на сретение господне. И тебе самой оружие пройдет душу Икона и тебе самой душу пройдет оружие

«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле. И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк 2,34.35).
Такими словами пророк Симеон во время посвящения Иисуса Богу во храме предсказал Деве Марии страдание. Пресвятая Дева, как самая покорная и верная раба Господня, исполняла особую роль в спасительном деле Христа, проходящим через крест.
На протяжении веков Церковь справляла два праздника в честь скорбей Пресвятой Девы Марии - Богоматери Скорбящей и Семи Скорбей Девы Марии 15 сентября. Первоначально этот праздник был установлен в 1423 г. в Кёльне, в Германии, и назывался он «Сострадание Марии в удовлетворение за насилия, которые учинили в католических церквях гуситы». Поначалу он справлялся в пятницу третьей недели Великого поста. В 1727 г. Папа Бенедикт XIII распространил этот праздник на всю Церковь и перенёс его на пятницу перед Вербным Воскресеньем.
Второй праздник имеет несколько иной характер. Матерь Божия Скорбящая, Царица Мучеников, почитается в нём не столько в христологическом, сколько в историческом аспекте. Вспоминаются важнейшие сцены и этапы драмы Девы Марии и Её скорбей. Первыми начали справлять этот праздник братья сервиты, или Служители Пресвятой Богородицы. С 1667 г. он стал справляться также в некоторых диоцезиях. Папа Пий VII в 1814 г. распространил его на всю Церковь, а днём празднования определил третье воскресенье сентября. Папа св. Пий Х перенёс его на 15 сентября.

Оба праздника соответствуют праздникам, посвящённым Страстям Господним, и в какой-то степени представляют собой их аналоги. Первый праздник непосредственно связан со Святой Неделей, а второй с праздником Крестовоздвижения. В результате последней реформы церковного календаря праздник перед Вербным Воскресеньем был отменён.
Salvemus.com

В Польше оба празднования были приняты довольно быстро. Даже Краковский Требник 1484 г. включает в себя тексты Скорбей Пресвятой Девы Марии и другие богослужения, связанные со страданиями Богоматери.

С четырнадцатого века известны семь скорбей Марии. К ним относятся:

1.Пророчество Симеона (Лк, 34-35)

2. Бегство в Египет (Мф. 2,13-14)

3. Потеря Иисуса в Храме (Лк. 2, 43-45)

4. Встреча с Иисусом на Крестном пути

5. Распятие и смерть Иисуса (Мф. 27: 32-50, Mк 15, 20b-37, 23 Лк, 26-46, 19 Иоанн, 17-30)

6.Иисус на кресте (Мк. 15, 42-47, Лк, 50-54, 19 Иоанн, 38-42)

7. Положение во гроб (Мф. 27: 57-61, Мк 15, 42-47, 23 Лк, 50-54, 19 Иоанн, 38-42)

Среди святых, почитавших тайны скорбей Марии: св. Бернард (+1444), св. Павел Креста (+1775), св. Мария Гаьриэль Печали (+1860)

С точки зрения иконографии используются два основных изображения: Мария у Креста и Богоматерь с телом Иисуса на коленях. На данный момент есть также картины и статуи Марии с мечом, пронзающим ей грудь или сердце. Бывает изображено до семи мечей.

По материалам "Antologia modlitwy franciszkańskiej" O. Salezy Bogumił Tomczak OFM

Подготовила Анна Гольдина

Молитвы

1. Венчик семи скорбям Пресвятой Девы Марии

В начале Отче наш...3хРадуйся Мария... Слава Отцу...

На каждую тайну Отче наш... 7хРадуйся Мария... Слава Отцу...

Пророчество Симеона.

Бегство в Египет.

Скорбь III

Поиск Отрока Иисуса, оставшегося в Храме.

Встреча Иисуса Христа, несущего крест.

Смерть Иисуса Христа на кресте.

Снятие с креста тела Иисуса Христа.

Скорбь VII

Положение во гроб Иисуса Христа.

Боже, по воле Твоей, когда Сын Твой вознесен был на крест, сострадающая Матерь Его стояла рядом; молим Тебя, сподобь Церковь твою вместе с Пресвятой Девой приобщиться к страданиям Христовым и стать общницей Его воскресения. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог во веки веков. Аминь.

2. Молитва к Богоматери Скорбящей

О Мария, Матерь Иисуса Христа, Мужа скорбей страждущая Матерь. Когда Бог избрал Тебя, чтобы Ты стала Богородицей, а Ты выразила Свою готовность к служению, Ты согласилась и на то, чтобы с Иисусом, Сыном Твоим, разделить чашу страдания.

От слов Симеона, изрекшего пророчество о мече, который пройдёт душу Твою, через печаль изгнания и простую жизнь в Назарете, от первых грозных известий о врагах, ищущих смерти Твоего Сына, и до последнего стояния крестного пути, когда Ты выдержала под крестом агонию и смерть Спасителя и Его погребение - Ты страдала, о Матерь Пресвятая, внося Свою часть в спасение человечества. Благодарим Тебя за это, о скорбящая Матерь. В Твоих страданиях, о страждущая Богоматерь, Ты подала нам пример как следует брать крест своих скорбей и нести его без ропота и бунта, принимая волю Бога, Который страданиями очищает нас и совершенствует, даруя умение собирать заслуги и приносить воздаяние за свои вины и вины братьев.

Учи нас, Матерь скорбящая, познавать волю Всемогущего Бога, учи нас видеть в Боге наилучшего Отца, также и тогда, когда мы страдаем.

Испроси для всех физически и духовно страждущих необходимую им благодать, дабы они могли понять ценность человеческого страдания и проявить твёрдость в жертвенной любви, в единении со Спасителем и Тобой, скорбящей Богоматерью. Аминь.

3. Мать Святая, Сына,
Что на крест взошел невинным,
Навсегда запечатлей
Глубоко в душе моей!

4. Мария, болью обремененная Матерь всех христиан, проси за нас!
(Св. Пий X)

5. Место высшей чести Твоей

Страждущая Матерь Мария, место высшей чести Твоей было не в яслях [вифлеемских], а под крестом. Там была возведена Ты волею Божьей в достоинство Матери Церкви, Матери всех людей и Царицы Вселенной. Пусть мир говорит, будто Голгофа - место бессмыслия, на деле же там, где стоит Мать Иисуса, там пребывает мудрость. Пусть мир страшится Креста как бремени тяжкого, там, где стоишь Ты, Матерь Мария, всегда присутствует подлинная любовь Божья.

В чудесном явлении Веры, Надежды и Любви дано нам постигнуть, что воля Божья для нас - это воля Божья ко Кресту. Матерь Мария, помоги нам сознательно и добровольно сказать "да" этой воле и возлюбить ее, помоги нам утвердиться в ней!

Дай нам во всякое время с любовью принять эту святую волю Божью, даже если она означает несение Креста. Дай Нам жить, страдать и умереть в этой воле и когда-нибудь благодаря ей войти в Царствие Божье! Аминь.
О Госпожа моя! Где стояла Ты?

6. Только ли подле Креста Господня?

О нет, Ты была и на Кресте, распятая вместе с Сыном Твоим, с тем только различием, что Он был пригвожден к нему телом, Ты же - Сердцем Твоим.

Раны, которыми было изъязвлено тело Его, отверзлись в Сердце Твоем.

В глубине Сердца Твоего также был распят Христос.

(по Св. Бонавентуре)

7. Мольба страждущей Матери

О матерь моя возлюбленная, Царица мучеников и страждущих; ради спасения моего пролила Ты столь обильные слезы над Своим умершим Сыном. Но как могут помочь мне слезы Твои, если все же погибнет душа моя? А потому дай мне, заступница моя перед Богом, ради заслуг страдания Твоего испытать истинное раскаяние в прегрешениях моих.

И еще прошу Тебя, о Матерь моя возлюбленная, ради страшного мучения, которое было ниспослано Тебе, когда Ты собственными глазами увидела склоненную и мертвую голову Сына Твоего, добудь мне покойную смерть! Ибо в смертный час мне, возможно, не хватит голоса, чтобы воззвать к имени Иисуса и Твоему имени, а потому уже теперь зову я Сына Твоего и Тебя, дабы соблаговолили Вы быть подле меня в мое последнее мгновение. Иисус и Мария, Вам поручаю я душу мою и ныне и в час смерти моей. Аминь.

(Св. Альфонс М. Лигуорский)

8. Мучительная тайна

Страждущая Матерь Мария! Скорблю вместе с Тобой о страданиях Сына Твоего, Который истек кровью ради нас; Который ради нас претерпел бичевание и был увенчан терниями; Который ради нас нес крест и был распят на нем. Ах, крестом была вся жизнь Иисуса, и Ты в силу глубочайшей любви к Нему также была пригвождена кресту! Душа Твоя была воистину пронзена мечом. Ибо Он терпел пытку израненного тела, а Ты - пытку души сострадающей. Все раны, которыми была покрыта Его Пресвятая Плоть, собрались в одну рану в душе Твоей.

Воистину ныне Ты "Мария", ибо значение имени Твоего - "горечь" - исполнилось благодаря страданиям Сына Твоего, которые в равной мере были и Твоими страданиями.

О Матерь Божья, наполни же и мое сердце любовью к Иисусу и запечатли в глубине души моей все страдания Его, чтобы и я страдал вместе с Ним.

Ваши раны, о мой Иисус, и Ты, Дева Мария, суть мое исцеление во времени и мое здоровье в вечности! Аминь.

(по Св. Бонавентуре)

9. Запечатлела в сердце Ты Сыновней плоти муку

Тебе все мысли и дела препоручаю без боязни,
Ты Сыну спутницей была
До места казни.

Никто Его не провожал с такой святой любовью
И на кресте Он истекал
Твоею кровью.

Запечатлела в сердце Ты Сыновней плоти муку
И разрушенье красоты,
И душ разлуку.

И на колени приняла истерзанное тело,
И с смертью Сына обмерла,
Окаменела.

Моей владычицею будь, - прошу я без боязни.
Постигла Ты и крестный путь,
И ужас казни.

10. Мать под крестом

Мария стояла под крестом и взирала на распятого Спасителя. С мольбою и болью сердечной взывала Она:

"Ах, Сын мой возлюбленный. Скажи мне, как же Ты висишь тут, кровью на кресте истекая! О мой Бог и Сын мой, как выносишь Ты позор оплевывания, надругательств и насмешек, багряницу и [бьющую] трость! Как терпишь Ты венок терновый, гвозди, уксус и желчь из губки? Ах, Сын мой, сердце мое разрывается, когда я вижу Тебя израненным на кресте! Где Твое благообразие и красота Твоя? Все поблекло на столбе мученическом.

Сын кроткий, утешь меня, воззри на страдания мои, воззри на слезы и стенания матери! Ведь мне, как и Тебе, негде преклонить мою усталую голову.

О мой Сын, моя любовь, мой Бог и все достояние мое, взгляни, я чту Твою кротость, Твое милосердие, Твои страдания и раны! Я чту и трость, и гвозди, и венок терновый, и желчь с уксусом, и губку и копье; ибо все это Ты перенес, и позор Твой стал честью человеков, и смерть Твоя стала жизнью всех спасенных! Ах, Сын мой, восстань же воистину поскорее из гроба, чтобы через Тебя весь мир мог возрадоваться спасению своему. Аминь.

(Молитва восточной Церкви, св. Ефрем Сирин)

11. Секвенция

Горько плача и рыдая,
Предстояла в сокрушенье
Матерь Сыну на кресте.

Душу, полную любови,
Сожаленья, состраданья,
Растерзал Ей острый меч.

Как печально, как прискорбно
Ты смотрела, Пресвятая
Богоматерь на Христа!

Как молилась, как рыдала,
Как терзалась, видя муки
Сына - Бога Твоего!

Кто из нас не возрыдает,
Зря Святую Матерь Бога
В сокрушении таком?

Кто души в слезах не выльет,
Видя как над Богом-Сыном
Безотрадно плачет Мать.

Видя, как за нас Спаситель
Отдаёт Себя на муку,
На позор, на казнь, на смерть.

Видя, как в тоске последней,
Он, хладея, умирая,
Дух Свой Богу предаёт?

О, Святая Мать любови!
Влей мне в душу силу скорби,
Чтоб с Тобой я плакать мог!

Дай, чтоб я горел любовью -
Весь проникнут верой сладкой -
К Искупившему меня.

Дай, чтоб в сердце смерть Христову,
И позор Его, и муки
Неизменно я носил.

Чтоб во дни земной печали
Под крестом моим утешен
Был любовью ко Христу.

Чтоб кончину мирно встретил,
Чтоб душе моей Спаситель
Славу рая отворил!

ЛИТАНИЯ К СТРАЖДУЩЕЙ МАТЕРИ

Господи, помилуй.
Христос, помилуй.
Господи, помилуй.
Христос, внемли нам.
Христос, услышь нас.

Отче Небесный, Боже, помилуй нас.
Сын, Искупитель мира, Боже, помилуй нас.
Дух Святой, Боже, помилуй нас.
Святая Троица, единый Боже, помилуй нас.

Святая Мария, без греха зачавшая, молись о нас.
Святая Богородица, молись о нас.
Матерь Христова, молись о нас.
Матерь нашего распятого Спасителя, молись о нас.
О Матерь страждущая, молись о нас.
О Матерь, слезы проливающая, молись о нас.
О Матерь печальная, молись о нас.
О Матерь оставленная, молись о нас.
О Матерь безутешная, молись о нас.
Мечом пронзенная Матерь, молись о нас.
Ты царица мучеников, молись о нас.
Ты мать притесняемых, молись о нас.
Ты утешительница опечаленных, молись о нас.
Ты помощница терпящих нужду, молись о нас.
Ты защита покинутых, молись о нас.
Ты опора вдов и сирот, молись о нас.
Ты надежда удрученных, молись о нас.
Ты крепость слабых духом, молись о нас.
Ты прибежище грешных, молись о нас.
Ты исцеление болящих, молись о нас.
Ты надежда почивших, молись о нас.
Ты мать милосердия, молись о нас.
Ради Твоей бедности во хлеве вифлеемском молись о нас.
Ради Твоей боли в час пророчества Симеонова молись о нас.
Ради Твоего печального бегства в Египет молись о нас.
Ради Твоих тревожных поисков Дитя потерявшегося молись о нас.
Ради Твоей печали о преследовании Твоего божественного Сына молись о нас.
Ради Твоего страха и нужды Твоей в час пленения Иисуса молись о нас.
Ради Твоей боли за предательство Иуды и ложь Петра молись о нас.
Ради скорбной встречи с Сыном Твоим на кровавом крестном пути Его молись о нас.
Ради мучения Сердца Твоего при распятии Иисуса молись о нас.
Ради смертной боли к умирающему Иисусу молись о нас.
Ради острой боли, пронзившей сердце Твое, когда было пронзено Сердце Иисуса, молись о нас.
Ради плача Твоего над святыми мощами на коленях Твоих молись о нас.
Ради печали Твоей у гроба Его молись о нас.
Ради безутешного одиночества Твоего после погребения Его молись о нас.
Ради слез, которые пролила Ты о возлюбленном Сыне Твоем, молись о нас.
Ради удивительной преданности, с какой перенесла Ты горе Свое, молись о нас.
О Царица покоя и мира, молись о нас.
Во всех невзгодах наших молись о нас.
В недугах и болях молись о нас.
В печали и удручении молись о нас.
В нищете и покинутости молись о нас.
В страхе и опасностях молись о нас.
Во всяческих искушениях молись о нас.
В час смерти молись о нас.
В Судный День молись о нас.

Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи!
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, услышь нас, Господи!
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас. Господи!

Христос, внемли нам.
Христос, услышь нас.
Господи, помилуй.
Христе, помилуй.
Господи, помилуй.

Стих: Моли о нас, Святая Богородица.
Ответ: Да удостоимся Христовых обещаний.

Помолимся: О Господи Иисусе Христе, освященная душа Блаженнейшей Девы Марии, возлюбленной Матери Твоей в час страданий Твоих была пронзена мечом боли. Молим Тебя, позволь ей быть заступницей пред милосердием Твоим ныне и в час смерти нашей, ибо живешь и правишь Ты, Боже, во веки веков. Аминь.

(Сочинено папой Пием VII в заточении при Наполеоне в час глубокого удручения)

Сходен с образом Девы Марии Скорбящей православный образ Богородицы Семистрельной.

В соответствии со словами Симеонова предсказания на «Семистрельной» иконе Божия Матерь изображена Одна, без Предвечного Младенца. Этот образ отражает то одинокое страдание Пресвятой Богородицы, которое Она испытывала за Своего Божественного Сына в течение всей Своей жизни и особенно во время Страстных дней Спасителя.

Семь мечей, пронзающих сердце Пресвятой Богородицы на «Семистрельной» иконе, говорят о полноте той скорби, которую Она претерпела в земной жизни. В Священном Писании число семь вообще символизируют полноту чего-либо. В Церкви с древности утвердилось понятие о семи основных добродетелях, семи смертных грехах; существует также семь церковных таинств и т.д.

Пророчество праведного Симеона Богоприимца на «Семистрельной» иконе изображено видимыми символическими знаками – мечами. Выбор образа меча, связанного в человеческом представлении с пролитием крови, не случаен на иконе, изображающей великое горе Божией Матери, поскольку, как пишется в библейской книге Левит, «… душа всякия плоти кровь его есть» (17:11).

Существует и другое толкование образа семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это - семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки.

Спасибо сообществу Жизнь и культура христианской семьи и в частности

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Неделя 3 Великого поста, Крестопоклонная.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда апостол Павел пишет своим духовным детям о браке, о семейных взаимоотношениях, о том, что последует за свадьбой, у современного читателя может возникнуть ощущение, что Христов посланник больше всего на свете хочет своих адресатов просто-напросто напугать: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1.Кор.7.27,28). Особенно поражает это последнее «мне вас жаль»! Странная вещь: разве брак не является делом, заповеданным Богом и потому богоугодным, разве не Сам Бог сказал Адаму и Еве: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1.28)? Почему же тогда – «жаль»?

Выпавшие на сегодняшний день два события церковного года: светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и третье воскресенье Великого поста, которое Церковь именует «Крестопоклонным», то есть посвящённым поклонению Кресту, на котором был распят Сын Преблагословенной, – парадоксально соединяют радость брака и его скорбь. Два эти события, как и те два евангельских отрывка, которые мы только что читали за литургией, ещё и ещё раз напоминают нам о великом трагизме того, что Церковь называет Домостроительством Божиим – замыслом нашего Бога о спасении падшего и погибающего человечества.

Кроткий ответ Богоотроковицы архангелу: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк.1.38) – на самом деле есть просто исполнение, и исполнение абсолютное, совершенное, того, что Бог заповедал каждому из нас: «…отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мк.8.34). «Неискусобрачное зачатие» и безболезненное рождение Богомладенца были только ступенями, которые привели Богородицу на Голгофу. Страшные гвозди Креста пронзили не одну лишь Священную Плоть Сына Человеческого, но и Пречистое Сердце Девы. Язвы Сына сокрушили сердце Матери. Так исполнилось «проречение Симеоново»: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2.35). Так «Сила Божия» совершилась, осуществилась «в немощи» (2.Кор.12.9). Вот чем обернулось смиренное и радостное согласие, вот что на самом деле означает быть «Рабой Господней», вот чем заканчивается всякая попытка «взять крест свой»! Ведь следовать за Господом необходимо до конца, до Голгофы, «до смерти, и смерти крестной» (Флп.2.8).

Мать Пресвятая Богородица прошла этим скорбным путём. Она не испугалась Креста, Она не бежала скорби, Она смиренно и кротко понесла обиды и унижения, боль и ужас. И в результате Её радость, возвещённая архангелом, стала и нашей радостью. Нас никогда бы не согревала надежда на Вечную Жизнь, если бы Она, единственная из всего рода человеческого, не решилась однажды стать «Рабой Господней» – полностью, всецело, до конца, до того страшного мига, когда Сын Её и Бог в смертной муке возопил на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27.46). Подумайте, Она слышала этот крик! Но и в этот час, когда «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф.27.51,52), и в этот час Она, наша Заступница и Ходатаица, не забыла о радости, обещанной архангелом, не поколебалась в вере.

Не только в браке мы, по слову апостола, «будем иметь скорбь». «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16.33), – обещал нам Господь. В том и состоит великий трагизм замысла Божьего о нас, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14.22). А если хочешь сохранить душу свою в бестрепетной безмятежности, если цель твоей жизни – покой и тишина, тогда уж лучше было бы тебе родиться в этот мир не человеком, а бездушной скалой, холодным камнем, не ведающим ни слёз, ни скорби, ни страха, ни боли расставания. Но мы, слава Богу, люди! Потому и радость брака растворена у нас скорбью разлуки. Любая мать знает, что и ей «оружие может пройти душу». Знает, но несёт свой крест. Знает, но не отказывается от «скорби брака», потому что помнит слова своего Спасителя: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16.21.22).

Матерь Божия не устрашилась и не дрогнула, когда голос архангела позвал Её. Точно так же не смутилась Она и перед высокими и страшными ступенями Иерусалимского Храма, когда навек расставалась с родителями Своими. Не отказалась Она и от креста, когда праведный Симеон пророчествовал Ей о грядущих испытаниях. Потому-то и стала Она «главизной нашего спасения», потому и ублажают Её «все роды». Аминь.

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. (Лук.2:34,35)

Согласно повествованию святого евангелиста Луки святой праведный Симеон после того как благословил Богоматерь и Иосифа, обратился к Богоматери и произнес два чудесных пророчества. Первое относилось к лицу Богочеловека Христа: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий». Второе пророчество относилось к личности Богоматери: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». Обратим наше внимание на толкование второго из них.

Симеон Богоприимец пророчествует о Богоматери и говорит: О нетленная Мария, знай же, что через твое сердце пройдет оружие, некий нож, обоюдоострый нож. Имеется достаточное количество истолкований относительно этого ножа. Это и скорбь, и печаль, горе, которые Она пережила в своем сердце во время креста и страданий Ее возлюбленного Сына. В этом согласны и бл. Феофилакт Болгарский, и Евфимий Зигабен и свт. Модест Иерусалимский. Смысл слов праведного Симеона, обращенных к Богоматери, состоит в следующем - о Дева, Ты родила всеобщую радость для всей твари и для всего мира ликование. Когда ты родила, Ты не испытала болей рождения, и прежде этого ты получила благую весть от архангела Гавриила и слышала от него чудесное Приветствие. Но не смотря на все это и Ты Сама, которая восприяла небесное приветствие и возвещение о спасении других людей, испытаешь то, что через Твое сердце пройдет острое оружие. Когда же? Когда ты увидишь Единородного и возлюбленного Сына и Бога Твоего повешенным на Кресте, претерпевающего за человечество спасительные всемирные страдания. Однако почему эта столь тяжела скорбь пройдет через Ее сердце? Для того, чтобы открылись мысли сомнений, которые охватят сердца многих людей о том, действительно ли Ты являешься истинной и настоящей Матерью Бога. Люди же видя, как Ты превозмогаешь печаль по причине страданий Твоего Сына, приходят к выводу, что ты настоящая Его Матерь. Итак по причине того, что Госпожа Богородица переносила скорбь во время страданий Ее Сына, люди осознали, что Она является Его истиной Матерью. Этому пониманию данного события мы находим подтверждение у свт. Григория Паламы в его слове на Сретение Господне.

Протопресвитер Ангелос Ангелакопулос, г. Пирей

Иконы Пресвятой Богородицы, связанные с пророчеством Праведного Симеона Богоприимца и Праздником Сретения

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Икона Пресвятой Богородицы «Семистрельная» одна из самых чудотворных икон на Руси. На протяжении многих веков христиане взывали к Царице Небесной через эту икону, если в стране начинались войны или мятежи.

На иконе изображена Пресвятая Богородица без Богомладенца с пронзающими Её сердце семи стрелами или мечами. Число 7 в Священном Писании вообще означает «полноту» чего-либо. В данном случае, семь стрел, пронзающих Тело Пречистой, о которых аллегорически пророчествовал Симеон Богоприимец: «оружие пройдет душу», означают полноту того горя, «печали и болезни сердечной», которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее земной жизни.

Существует и другое толкование образа: семь стрел, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы, обозначают семь главных человеческих греховных страстей, которые Богородица без труда способна читать в каждом человеческом сердце. И страсти падшего естества пронзают ей душу не менее, чем видение сонмища бесов, ликующих вокруг поруганного, мучимого на Кресте Сына.

По преданию, первоначальный чудотворный образ «Семистрельной» Божией Матери был написан в глубокой древности, более 500 лет назад.

Явление иконы связано с целительной помощью, поданной в болезни крестьянину Вологодской губернии, проживавшему очень давно в Кадниковском уезде близ Вологды (на берегу реки Тошни). Он много лет страдал расслаблением и хромотой и безуспешно пытался разными способами побороть свой недуг. Однажды в тонком сне Божественный голос повелел ему найти на колокольне храма святого апостола Иоанна Богослова, где хранились ветхие иконы, образ Пресвятой Богородицы и с верой помолиться перед ним об исцелении своего недуга. Придя в храм, крестьянин не сразу смог исполнить то, что было указано ему в видении. Лишь после третьей просьбы крестьянина не верившие его словам церковнослужители позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что долгое время этот святой образ находился на повороте лестницы колокольни храма. Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, которая служила ступенькой лестницы, по которой поднимались звонари. Ужаснувшись этому невольному кощунству, священнослужители отмыли образ и отслужили перед ним молебен, после чего крестьянин обрел полное исцеление.

К сожалению, после революции чудотворная икона исчезла. Но остались многочисленные списки, которые также являются чудотворными. Одна из них, мироточивая икона «Семистрельная» находится в храме Архангела Михаила на Девичьем поле в Москве.

Икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец»

Также существует очень схожий вид иконы Божией Матери, который называется икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение». Отличие его состоит в том, что стрелы, пронзающие сердце Богородицы, на этом образе расположены по три справа и слева, а одна снизу, в то время как у «Семистрельной» иконы – четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

Образ «Умягчение злых сердец» происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, нет; неизвестно даже, где и когда образ явился.

Один из списков чудотворной иконы отмечен особым почитанием в Италии. Во время Великой Отечественной войны на юге Воронежской области, в местности, известной как Белогорье (от меловых скал на правом берегу Дона близ города Павловска), стояли воевавшие на стороне нацистов итальянские горнострелковые части. Во второй половине декабря 1942 года солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме икону «Умягчение злых сердец», которую они передали своему военному священнику - католическому капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. По словам местных жителей, эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. Итальянцы называли ее «Madonna del Don» («Донская Мадонна» ). После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года остатки разбитого итальянского корпуса покинули пределы СССР. Капеллан Поликарпо взял «Донскую Мадонну» с собой в Италию, где в Местре (материковая часть Венеции) специально для нее была выстроена часовня, до сих пор остающаяся местом массового паломничества родных и близких итальянских солдат, погибших в России.

Мкона Божией Матери «Жиздринская Страстная»

Существует также еще один Богородичный образ, имеющий свою особую историю, который непосредственно носит название «И Тебе самой душу пройдет оружие» (он же — «Жиздринская Страстная»). На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, а другой прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.

Эта чудотворная икона пребывала в Александро-Невском соборе города Жиздра на юго-западе Калужской губернии. После революции чудотворный образ был утрачен. В 2003 году в архивах Российской академии наук в Санкт-Петербурге уроженцем г. Жиздры художником-реставратором и сотрудником Русского музея А.И. Васильевым были обнаружены фотографии утерянной иконы. Были составлены эскизы и написана маленькая икона, которая была подарена архиепископу Калужскому и Боровскому Клименту. Иконописцами Л. Дегтеревой и Н. Давыдовой был выполнен список иконы для храма, освященный 26 августа 2004 г.

По материалом сайтов:
Православный апологет (apologet.spb.ru)
Православная энциклопедия «Древо» (drevo-info.ru)
Православные иконы Божьей Матери (iconbm.ru)

Изображение, которое мы видим на классической Тройке Мечей Таро Райдера-Уэйта явно отсылает грамотного европейца сразу к двум знаменитейшим евангельским сюжетам. К первому – совсем уж явно, ко второму – чуть более «символически».

Первый библейский сюжет, зашифрованный в карте Тройка Мечей, это, конечно же – Сретение. Нужно было принести новорожденного в Храм – и Мария с Иосифом, подчиняясь обычаю, пошли в церковь. Как известно, там их встретил святой старец – пророк Симеон, который и напророчил Христу – Его будущее, а Марии – Её. Знаменитые слова Симеона вынесены нами в заголовок статьи: «И Тебе самой орудие обыдет (пронзит) душу».

С этим толкованием Тройки Мечей согласны все тарологи без исключения. Ведь иконография данной карты, ну, почти дословно «цитирует» знаменитые иконы, где сердце Матери Бога пронзают несколько стрел («Семистрельная», например).

Но существует ещё один библейский сюжет, уже не так явно процитированный в карте. Чтобы его увидеть, нужна не только некоторая религиоведческая эрудиция, но и некоторая доля воображения.

Второй архетипический сюжет – это сама Голгофа. На классической карте Райдера-Уэйта изображена Голгофа (место казни Христа) в момент распятия, после смерти Спасителя.

Даже время указано на карте точно! В Евангелиях мы читаем (а кто-то помнит это наизусть по Булгакову...), что «тьма накрыла город Ершалаим» и «днём стало темно как ночью» и с неба посыпалось что-то неприятное. Всю эту погоду и природные явления мы как раз и видим на изображении карты. Огромные тучи, какой-то дождь.

Посмотрите теперь на три железных меча! Как они похожи на те самые три деревянных креста, которые мы видали на картинах наших художников. Центральный крест – Христос, по бокам от Него – разбойники, распятые вместе с Ним.

Один – раскаялся и пожалел Христа. Он услышал потом: «Уже сегодня же будешь со Мною в раю». Это – знаменитый «благочестивый разбойник».

Второй, со второго бокового креста, продолжал грязно ругаться до своего последнего вздоха. Он был очень упрямым, скандальным, сварливым и гордым – а несчастья таких людей вовсе не учат ничему и не вразумляют ни на что. А лишь ещё больше ожесточают к миру и людям, озлобляют и отупляют мозг...

И вот, все они три, три креста с распятыми на них людьми – находятся как бы символически – в сердце у самой Богоматери. Она их туда приняла, она о них обо всех думает – думает хорошо и скорбит.

Здесь мы видим один очень важный урок.

Мать скорбит о своём родном сыне и за своего родного сына – это понятно.

Это умеют почти все матери. (Вот – первый меч).

Мать скорбит о чужом человеке. Но он – друг её сына, он жалел её сына, он помогал её сыну. Это тоже понятно. Это тоже умеют многие матери, хотя не все. (Вот второй меч).

Мать скорбит о стопроцентно чужом ей человеке. Не то, что он был прямо-таки врагом её сыну. Нет, но он был один из толпы тех, кто его не уважал, презирал, и задевал грубыми словами и шуточками.

Вот о таких сожалеть не умеют никакие земные матери! Это умеет только Богородица – как учит нас карта классического таро Тройка Мечей.

(Вот – третий меч).

Какой же архетип задаётся этой картой?

В каждом человеке живёт – Надежда. Надежда на то, что где-то есть кто-то, кто примет его таким, какой он есть, всё поймёт и простит – не отвернётся, не будет мстить, не осудит.

Говорят, такие монахини есть в далёких католических монастырях-богадельнях. А ещё на встречу с такой женщиной надеется каждый мужчина, особенно живущий грешно. Недаром заключённые любят вытатуировывать Богородицу.

Но эта Надежда живёт в каждом человеке – независимо от пола и количества грехов! А кто так сумеет, как мы хотим?..

Вот, как Богородица, что сумела впустить в своё сердце и печаль и слёзы за нераскаявшегося разбойника, который обзывал её сына, когда Она стояла и плакала под крестом.

Не каждая мать на такое способна, повторим.

На это способен только архетип: Богородица. Другими словами: «Мать-Которая-Не-Только-За-Своих-Детей».

Вот какая мать! Вот к какой матери мы подсознательно стремимся, как цыплята к лампе!

Никому не интересна (и даже омерзительна!) та мать, которая любит только своих детей (и показывает это окружающим – во всей своей простоте и непосредственности).

Но таких матерей как раз – полным-полно. Если представить себе ось, в крайнем правом удалении которой будет Богородица, то крайне слева будет образ абсолютно Ей противоположный. Какой?

Да проще-простого – сказочный Архетип Злой Мачехи! Той, что кормит свою дочь пирожками, а чужую посылает ночью зимой в лес.

Сегодня семьи не похожи на семьи многовековой давности – мачех что-то не видно. Но архетип-то не исчез... Проще говоря, любая женщина, которая с каким-то особенным привкусом произносит воинственную фразу «Моё дитё» – вот она-то и есть потенциальная страшная злая мачеха.

Идеал, что нарисован в Тройке Мечей, это «идеал»... К нему нужно терпеливо стремиться, но в земной жизни его достигают немногие, редко и только урывками.

Это нужно трезво понимать, не выдумывая себе «святость», которой у нас, конечно же, скорее всего нет...

Однако – созерцайте этот архетип, эту карту! Вспоминая об этой истории, улучшить свой характер – можно. Приобрести некоторую интеллигентность – тоже.

Остаётся выяснить один лишь вопрос.... Его обязательно зададут нам вдумчивые тарологи!

Вопрос о масти карты

– Почему такая насквозь «сердечная», «любящая», сопереживательная карта Всеутешительницы-Богородицы зашифрована не в масти кубков, а в масти …. мечей?

– И почему это Младший Аркан, а не Старший?

Ответим сразу же на второй вопрос. Потому что от человека и требуется в этой ситуации повторить – мало, по его силам, чуть-чуть. Будь чуть-чуть как Она, на твёрдую троечку – и уже неплохо...

Вроде того, что необязательно сразу уходить в монастырь – ухаживать за убогими и пленными, ты на родительском собрании научись себя вести не как «мамашка». Научись хотя бы не видеть в каждом другом ребёнке и вообще другом человеке – того самого «нераскаявшегося разбойника».

А теперь ответим на вопрос о странной масти карты Тройка Мечей.

Казалось бы: ну при чём здесь ум, абстрактные идеи, интеллект, проектирование и рациональность?

А вот тут, пожалуй, и кроется главный урок нашего с вами разговора!

Оказывается, сердце-то человека воспитывается через его … ум, через воспринимающий интеллект! А мы так уже привыкли – недооценивать ум, превратили его в какого-то «злодея».

А что я делаю сейчас? Я ведь апеллирую к вашему – уму! Раз вы читаете этот материал и воспринимаете его, то ум у вас – есть!

Если материал вами воспринят, и ваш ум переработав его – принял мои аргументы – то поменяется и ваше Сердце, станет чуть-чуть добрее. Как у Богородицы на картинке. И ваши чувства вслед изменятся – будут более благородными, совершенными.

Но сначала ведь нужно нагрузить какой-то информацией – ум. Вот потому-то самая «сердобольная» карта Таро и отнесена так загадочно к масти Мечей – ума, идей.

Вспомним ещё вот что. Масть мечей в Таро символизирует «власть» и сословие рыцарей-феодалов-дворян...

Это они управляют мужичьём, перераспределяют справедливо урожай, следят за посевами, пишут им законы, следят за их выполнением. Вообще - -царят на своих родовых землях, чтобы они не превратились в голую пустошь или дикие леса с ватагами разбойников.

Вы думаете, почему феодал отнимал у крестьянина его же рожь, запирал её в замке и выдавал потом по мерке – на прокорм и на посев весь год? Советские учебники об этом не любили говорить, но ведь крестьяне могли превратить рожь в солод, наварить хмельного и выпив его всё – пойти по соседним деревням – попрошайничать или грабить. Что будет из мешка ржи – пиво или хлеб, решал дворянин – та самая масть мечей.

Точно так же и ум человека ведёт себя по отношению к его «чувствам» и ещё более грубым потребностям тела.

Воля – часть ума. Отсутствие воли – когнитивное (умственное) расстройство, душевная болезнь.

Вот поэтому,когда молятся «о прибавлении ума», то не только для пятёрок в школе, а и для того, чтобы получить того самого «царя в голову», который не даёт перегнать рожь на пиво – молятся о волевом разумном поведении...

Я хочу быть добрым ко всем, но не могу себя удержать! Рука так и тянется схватить последнее пирожное с тарелки и положить его своему ребёнку.

Я хочу уметь прощать того, кто меня обидел и растоптал, но не получается – хочется вцепиться ему в горло зубами и даже достать его из могилы...

Это всё бывает тогда, когда мы разрешаем своим необузданным чувствам брать верх над привычкой анализировать, рассуждать, «принимать во внимание»...

Это ещё и отсутствие волевого компонента – когда нет воли стараться не быть зверем, стараться не быть рабом своих самых низких приливов.

Нас порою посещают такие вспышки необузданной ярости и желания мстить. Для того, чтобы утихомириваться после таких вспышек, полезно созерцать тогда карту классического Таро Райдера-Уэйта – Тройку Мечей.

Смотрим на карту и вспоминаем чудесные строчки русского поэта:

«Было хуже Богу моему,

И больнее было Богородице»

И никогда не вешайте нос. А то не увидите неба! Ведь тучи, нарисованные на карте Тройка Мечей, обязательно разбегутся!

Елена Назаренко