Проект средневековые монастыри. Скальные монастыри юго-восточной европы

Средневековые монастыри Европы – одни из самых посещаемых туристами мест. Раньше они были настоящими центрами общественной жизни, потому что совмещали в себе культуру, религию, административное управление, просвещение и даже судебную сферу. Здесь могли найти приют отчаявшиеся и бездомные, а для многих детей из бедных семей воспитание и жизнь в обители означали повышение социального статуса.

Несмотря на то, что в современном мире большинство первоначальных функций этих духовных мест утрачено, они не прекращают вызывать живой интерес.

Во-первых, они представляют собой прогрессивные архитектурные образцы средневековья, во-вторых, являются примерами замкнутых комплексов, которые обслуживали сами себя за счёт выполняемых монахами работ, содержащихся животных и выращиваемых сельхоз культур. По сути, это были образцы «государств в государстве» с особой жизнью и историей. Нередко монастыри Европы становились пульсарами исторических действий, где происходили трагические или великие событий. Многие из них окутаны таинственными и даже мистическими историями, до сих пор волнующими и поражающими воображение людей.

В самом сердце Европы расположился не только один из старейших, но и один из наиболее ценных в историческом смысле монастырь Святого Галла. Находится он в восточной части Швейцарии в небольшом административном центре Санкт-Галлен. Городок является одним из наиболее высокогорных в Швейцарии, но популярным и известным его делает не это, а то, что именно в нём в Средневековье построен центр просвещения Европы – Санкт-Галленское аббатство.

Старейшая обитель была основан ещё в 613 году одиноким монахом-отшельником по имени Галлус. Первым, кто решил уделять большое внимание культурному развитию внутри этих стен, стал настоятель Отмар, пригласивший из разных концов Европы мастеров для организации местной художественной школы. Смешение разных течений и жанров позволило создать уникальные картины и иконы, представляющие собой жемчужины средневековой художественной культуры.

Продолжателем этой традиции стал аббат Вальдо, который в VIII веке собрал в стенах аббатства одну из самых богатых библиотек Европы. Кроме того, здесь находилась сильная певческая школа, в стенах которой виртуозно исполняли песни в григорианском стиле. В X веке тут работали известные поэты и музыканты современности, а немного позже – трудился родоначальник и основоположник немецкой литературной словесности Ноткер Губастый.

Вплоть до XVIII века Санкт-Галлен был настолько же влиятельным монастырём Европы, как собор Парижской Богоматери в Средневековье, но позже значение обители ослабело. Во второй половине XVIII века старейшие здания были снесены, а на их месте воздвигнуты новые храмы, воплотившие в себя архитектурный стиль Барокко, до сих пор способного удивлять туристов и паломников со всего мира.

В 1983 году Юнеско добавил обитель Святого Галла в список Всемирного наследия. В стенах главной достопримечательности города хранится старейшая библиотека, насчитывающая 160 тыс. древних книг, 50 тыс. из которых доступны для ознакомления всем желающим.

Всем, кому посчастливилось побывать в австрийском городе Адмонт, расположенном на реке Энс, никогда не удастся забыть прекрасную картину: старейшие монастырские здания времён Средневековья, отражающиеся в водной глади реки.

Своим появлением живописный Адмонт обязан архиепископу Зальцбургскому, который инициировал его возведение в 1704 году. Здесь проводилась активная просветительская работа, особенно прогрессивными были монахи в естественных науках и в описании исторических фактов. Рядом с монастырской территорией была построена современная школа для девочек, в которой преподавали лучшие из монахов.

Пик процветания пришёлся на средние века, во времена служения аббата Энгельберта. Он был учёным, опередившим своё время, из-под чьего пера вышло много значимых научных работ. Именно в это время в обители начинает функционировать библиотека, по сей день являющаяся крупнейшей монастырской библиотекой не только Европы, но и всего мира. Коллекция книг настолько великолепна, что сюда ежедневно выстраиваются очереди посетителей. За год библиотеку посещает более 70 тыс. человек. Здесь можно увидеть 70 тыс. рукописных текстов и гравюр, а среди 200 тыс. книг есть огромное количество старейших экземпляров, созданных до XIII века.

Зал, где находится библиотека, представляет собой огромное светлое помещение, в котором причудливо смешались элементы неоготики, барокко и романского стиля. Кроме того, на территории действуют музеи естествознания и истории искусств, а в выставочном зале часто проходят музыкальные фестивали. Специальный отдел экспонирует картины для слепых. Можно только представить, насколько уникальны были бы выставки, если бы в 1865 году монастырские здания не пострадали от пожара.

Некоторые сокровища старейшей коллекции были проданы в кризисные 30-е годы XX столетия, которые стали очень тяжёлыми для жизни монахов. Были годы, когда деятельность монастыря прекратилась национал-социалистическим правительством, но с 1946 года духовная деятельность возобновилась, и с тех пор больше не приостанавливалась.

Монтекассино

Монастырь, созданный Бенедиктом Нурсийским на месте бывшего храма Аполлона, считается знаковым местом не только для Италии, но и для истории всей средневековой Европы. Его судьба полна горьких страниц, поскольку он неоднократно подвергался разрушениям. По этой причине тут сбереглась только небольшая часть старейшего величия и красот, наблюдаемых монахами и паломниками Средневековья. Тем не менее потоки гостей в эту обитель, расположенную на расстоянии 120 км от Рима, не прекращаются в любой сезон.

После постройки Монтекассино в 529 году на его территории возник Бенедиктинский орден. Но уже через 33 года строения разрушили лонгобарды. На восстановление ушло полтора столетия, но ещё через 170 лет его разорили сарацины. Отстроил Монтекассино папа Агапит II, понимающий его важность в жизни всей Италии. Военные атаки происходили и во время наступления Наполеона в 1799 году.

Следующее и величайшее разрушение произошло уже в ходе Второй Мировой войны в феврале 1944 года. Тогда возникло подозрение, что на территории монастыря находятся высокопоставленные фашистские военачальники, поэтому территория была разбомблена. От зданий смогли уцелеть только некоторые элементы, но основные ценности коллекций, к счастью, успели эвакуировать до начала бомбардировки, поэтому они остались невредимыми. Во время воздушных атак в стенах Монтекассино погибли сотни мирных людей, нашедших убежище в этих стенах в военное время.

По личному указанию Папы Римского вотчина бенедиктинцев была восстановлена в семидесятых, после чего сюда устремились тысячи паломников, желающих увидеть замок Средневековья. Гости могут любоваться внутренним двориком, храмами, виноградниками и слушать истории из средневековой жизни.

В католической культуре Сен-Морис часто называют местом, где людям открываются небеса. Это старейшее аббатство Западной Европы, расположенное в Италии, пережившее Средневековье и дошедшее до наших дней. На протяжении последних 15 столетий здесь ни на один день не прекращалась духовная жизнь, а Богослужения проходили с чёткой периодичностью.

Основан Сен-Морис в 515 году на месте могилы Св. Мориса, в честь которого аббатство получило своё имя. Защита выбранного святого была так сильна, что монастырская жизнь не прекращалась ни на минуту, не происходило здесь расформирований и значительных разрушений. Из уст в уста многими поколениями монахов со времён Средневековья передаётся легенда о том, что во время очередного Богослужения в стенах одного из храмов молящимся здесь явился святой Мартин, который тоже покровительствует этому месту, как и Маврикий.

Местной чертой являлось то, что служители обители всегда были шутниками и людьми тонкой иронии. Убедиться в этом можно и сейчас, приехав в Сен-Морис. Во многом именно это способствовало тому, что монастырь устоял на протяжении долгих веков, не став жертвой войн, смены политических сил и прочих перипетий. Монахи считают, что причина тому – удачное местоположение: Сен-Морис «прижимается» к скале, как дитя, прильнувшее к матери. Самая большая опасность, тем не менее, за всё время существования старейшего монастыря Западной Европы исходила именно от этой скалы, от которой семь раз откалывались обломки, разрушающие церковь, находящуюся под ней. В последний раз это произошло в средине XX века, когда огромный камень упал на колокольню, оставив от неё только руины.

Много раз Сен-Морис грабили лесные разбойники и опустошали сокрушительные пожары. Случалось, что обитель затапливали горные потоки, но монахи стойко воспринимали все неурядицы, не прекращая своего служения. В 2015 году здесь праздновали Великий 1500-летний юбилей, организованный при участии Юнеско.

Настоящая жемчужина христианства расположена на острове побережья Нормандии на северо-западе Франции. Замок удивительной красоты с высокими башнями, уходящими в небо и отражающимися в морской воде, представляет собой незабываемую картину, увидеть которую ежегодно стремятся более 4 млн туристов со всего мира.

Мон–Сен-Мишель с французского переводится как «Гора Святого Архангела Михаила». Уникальное расположение способствует тому, что добраться на него по сухопутному пути можно только во времена значительных отливов, а приливы отрезают его от материковой суши, оставляя тончайший перешеек, по которому не каждый решается ступить. Это заставляет туристов быть предельно осмотрительными: ещё Виктор Гюго писал, что скорость прилива воды равна скорости лошади, скачущей галопом. По этой причине огромное количество туристов не смогли преодолеть этот путь, утонув в заливе.

История возникновения старейшего монастыря связана с красивой легендой: в 708 году епископу Авраншу Святому Оберу во сне явился Архангел Михаил с указом начать строительство обители монахов на острове. Проснувшись, епископ подумал, что мог неправильно понять видение. После второго подобного сна он продолжал сомневаться, поэтому Архангел приснился Авраншу и в третий раз, оставив на голове ожог. Сразу после этого епископ решил инициировать строительство.

В X веке количество паломников стало так велико, что для них у подножия обители был построен маленький город, а обилие пожертвований позволило собрать нужную сумму, чтобы на вершине горы воздвигнуть огромный храм. На территории Мон-Сен-Мишель к началу XIII века жили несколько сотен регулярных монахов. Но постепенно значение аббатства ослабевало, и уже к 1791 году монашеская жизнь здесь закончилась, уступив место тюрьме, просуществовавшей до конца Великой французской революции. С 1873 года начата масштабная реконструкция, в ходе которой Мон-Сен-Мишель имеет современный внешний вид. Многим он напоминает замок с заставки кинокомпании Дисней, много лет олицетворяющую красоту замков Средневековья.

Во Франции находится один из красивейших древних монастырей – Леринское аббатство. Расположен он на расстоянии трёх километров от Канн, поэтому большинство туристов, посещающих Канны, устремляется сюда, чтобы прикоснуться к истории Средневековья.

Основан Леринский монастырь в 410 году, после того как монах-отшельник поселился здесь в поисках уединения. Ученики не пожелали оставить своего духовного отца, поэтому последовали за ним и обосновали Леринское аббатство на необитаемом острове. К VIII веку это место стало влиятельнейшим регионом Франции и Европы, ему принадлежало много владений, не исключая деревни Канны.

Не имея достойной защиты, это место стало лакомой и лёгкой добычей для сарацинов, разграбивших сокровищницу и убивших всех монахов. Выжил только один из прежних жителей обители – монах Элентер, который отстроил на руинах новый храм. После этого постройки неоднократно разрушались, но упорство монахов превозмогало все неурядицы. После французской революции остров был продан известной актрисе, где 20 лет находился гостиный двор. Только в 1859 году его смог перекупить епископ Фрежюс, чтобы возродить святое место.

Сейчас на территории монастыря живут 25 монахов, которые помимо духовной службы занимаются выращиванием винограда и гостиничным бизнесом.

5 / 5 ( 2 votes )

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Авторы: Егорова Ксения, Згеря Инесса Руководитель: Загребина Светлана Николаевна 2015г Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Гимназия №3» Проектно - исследовательская работа по истории Тема: Средневековый монастырь 

2 слайд

Описание слайда:

Введение Основная часть 1.1. Первые монастыри в Европе 1.2. Монастырь Санкт-Галлен 1.3. Работа над макетом средневекового монастыря Заключение Содержание 

3 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: Создать макет средневекового монастыря. Задачи проекта: 1. Изучить время появления первых монастырей в Европе 2.Рассмотреть особенности средневековых монастырей 3.Выполнить макет монастыря Санкт-Галлен Этапы работы над проектом: 1)Изучение литературы по теме 2)Подбор иллюстративного материала 3)Поиск информации о сохранившихся средневековых монастырях 4)Создание плана макета монастыря 5)Работа над созданием макета 6)Работа над созданием презентации 7)Подготовка к защите проекта Введение

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Вифлеем это священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию (Лк.2:4−7, Мф.2:1−11), родился Иисус Христос. С первых веков существования христианства и до наших дней к этой святой земле направляются миллионы паломников. В конце четвертого века сюда прибыла последовательница блаженного Иеронима Стридонского - богатая и знатная римская матрона Павла. Собрав вокруг себя довольно большую женскую общину, она открыла в этот день в 395-ом году в Вифлееме первый женский монастырь. Павла стала его настоятельницей, а впоследствии организовала еще два женских монастыря. Вифлием (женский монастырь)

7 слайд

Описание слайда:

Монтекассино Бенедиктинский монастырь Монтекассино возвышается на высоком холме над автострадой в 120 км от Рима. Это один из древнейших монастырей Европы, но судьба к нему была немилосердной, то, что мы видим сейчас относится к XX в. Сюда не стоит ехать, чтобы почувствовать дух старинны или особую атмосферу старых монастырей, в Монтекассино этого не осталось, но, с исторической точки зрения, монастырь представляет интерес. Монтекассино был основан в 529 г. святым Бенедиктом Нурсийским, на том месте, где находился языческий храм Аполлона. Аббатство стало местом рождения Бенедиктинского ордена.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Леринское аббатство Леринское аббатство. Монастырь, расположившийся на островке Сент-Онора, что у побережья Канн - это самая яркая достопримечательность этого города. Считается, что это один из древнейших галлийских построек подобного рода, ведь он был основан примерно в 410 году. Сейчас комплекс принадлежит цистерцианцам. Монастырь имеет регулярное паромное сообщение с побережьем Канн, поэтому добраться до него не составляет труда: нужно лишь посетить старый порт. Святой Гонорат, основатель Леринского аббатства, хотел построить храм, который стал бы местом жительства братии. К VIII веку комплекс уже имел огромное влияние в Европе, и в то время здесь проживало более 500 монахов, которые отличались аскетизмом. Многие из них становились впоследствии епископами или основывали новые обители. Рядом с аббатством в XI веке построили форт, в котором находилась трапезная, капелла и библиотека. Вокруг монастыря расположились часовни, шесть из которых сохранились до сих пор, а от одной остались лишь руины. Основное здание было возведено более 1000 лет назад, но после того, как монастырь был закрыт в XVIII веке, оно было разрушено, а мощи основателя перенесли в собор Грасса. Монашеская возродилась здесь лишь полтора столетия назад, благодаря стараниям ордена цистерцианцев, восстановившим многие постройки, правда не в оригинальном стиле, а в романском, так что внешний облик обители изменился полностью.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Монастырь святого Галла - монастырь, расположенный в центре города Санкт-Галлен, был когда-то одним из крупнейших бенедиктинских монастырей Европы. Монастырь Святого Галла был основан в 613 году монахом-отшельником Галлусом. Монастырь постепенно превращался в раннее территориальное княжество. Важным элементом территориальной реорганизации, проводимой монастырем, стала унификация правил. В 1468 году были собраны и зафиксированы на бумаге все существующие обычаи и порядки. Установленным порядкам отныне должны были подчиняться все верноподданные земли. В отличие от других членов Швейцарского союза монастырь продолжал напрямую подчиняться Священной Римской империи германской нации. В 1525 году в монастырь пришла Реформация, и уже через два года монастырь Санкт-Галлен был распущен, но уже к 1532 году открыт вновь. Спустя тридцать лет все подданные земель монастыря перешли обратно в католическую веру, и к концу 16 века монастырь вновь превратился в современное централизованное территориальное княжество. Санкт-Галлен (Святого Галла)

12 слайд

Описание слайда:

Последний расцвет монастырь пережил в 18 веке - об этом, прежде всего, свидетельствуют обширные строительные работы в период с 1755 по 1767 год. Монастырь был перестроен в стиле барокко под руководством архитекторов Питера Тумба и Иоганна Беера. После Великой французской революции 1789 года приписные монастырские земли потребовали предоставления им свобод и прав, а с отсоединением Тоггенбурга политическое господство монастыря подошло к концу. В 1803 году был образован новый кантон Санкт-Галлен, а два года спустя монастырь был окончательно распущен. Бывшая монастырская церковь святого Галла сегодня является кафедральной церковью епископства Галльского. Церковь занесена в списки культурного наследия ЮНЕСКО. Здание в стиле барокко было возведено в 18 веке (1755) на месте более древнего культового сооружения 9 века. Оно считается одним из последних монументальных культовых сооружений эпохи позднего барокко. Собор разделен ротондой на западную (неф) и восточную (хор) части.

13 слайд

Описание слайда:

Художественным и скульптурным убранством в стиле рококо и классицизма церковь обязана южногерманским мастерам. Фрески были выполнены братьями Иоганном и Матиасом Гиглями, барельефы - Кристианом Венцингером, а картины - Йозефом Ванненмахером. Два ряда деревянных скамей, установленных в хоре, украшены резьбой с изображением сцен жития святого Бенедикта. Башни восточного фасада в высоту составляют 68 метров. Рельеф на фронтоне изображает вознесение девы Марии, под ним установлены статуи святых Дезидерия и Маврикия.

14 слайд

Описание слайда:

В западном флигеле монастыря расположена монастырская библиотека. Помещение библиотеки было создано под руководством архитектора Петера Тумба в 1758 - 1767 годах. В настоящее время библиотека насчитывает около 150 000 томов, среди них около 2 000 рукописей (четыремстам из них более тысячи лет). Например, в библиотеке хранится латинско-немецкий словарь 790 года, самая старая книга на немецком языке. Также в западном флигеле расположен лапидарий, в котором представлены фрагменты каролингского собора 830 - 837 годов, найденные во время археологических раскопок, а также коллекция картин на деревянных панелях. В западной части придворного флигеля сегодня находится резиденция епископа.

15 слайд

Описание слайда:

С историко-культурной точки зрения наибольшую ценность здесь представляют личная капелла епископа, парадный зал, а также капелла святого Галла. В северном флигеле сегодня заседает кантональный суд. Флигель был возведен в 19 веке и использовался в разных целях - от арсенала до пожарной части. В восточной части бывшего монастыря находятся ворота Карлстор, возведенные в 1570 году. Они названы в честь архиепископа Карла Борромео и являются единственными дошедшими до наших дней внешними воротами города. Парадное здание на восточной стороне монастырской площади называется Новый Дворец (Neue Pfalz). После роспуска монастыря эта бывшая резиденция настоятеля монастыря стала местом заседаний сейма вновь образованного кантона Санкт-Галлен.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

1 - главная церковь; 2 - библиотека и скрипторий; 3 - ризница; 4 - башни; 5 - внутренний дворик; б -зал капитула (место собрания монахов); 7 - общая спальня монахов и купальня; 8 -трапезная; 9 - кухня; 10 - кладовая с погребом; 11 - помещение для паломников; 12 - хозяйственные постройки; 13 -дом для гостей; 14 -школа; 15 -дом аббата; 16 -дом врача; 17 -место для выращивания целебных трав; 18 -госпиталь и помещение для послушников с отдельной церковью; 19 -сад с кладбищем и огород; 20 -гусятник и курятник; 21-амбары; 22 - мастерские; 23 - пекарня и пивоварня; 24 -мельница, молотильня, сушилка; 25 - хлевы и конюшни; 26 -дом для челяди.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Слайд 9

История

Настоятель монастыря Святого Галла был еще и политиком: он отказался подчиняться Швейцарскому союзу и, несмотря на то, что здание входило официально в его состав, поддерживал тесные связи и выполнял все требования Римской Империи. Однако такое положение вещей продлилось совсем недолго: Реформация приняла в 1525 году закон, предусматривающий роспуск монастыря. Чуть более тридцати лет монастырь Святого Галла переживал нелегкие времена, но уже в конце 16-го века, здание, некогда построенное на месте монашеской кельи, становится…центром княжества! С 16-го по 18-й век монастырь Святого Галла пользуясь своим влиянием, постоянно обогащается. В середине восемнадцатого века настоятель принимает решение о перестройке монастыря. Он должен был иметь фасад и внутреннее убранство, полностью отвечающей моде той эпохи. Разработать проект монастыря в популярном стиле барокко, было доверено двум архитекторам: Иоганну Бееру и Питеру Тумба. Это были последние годы расцвета монастыря Святого Галла: во Франции в 1789-м году произошла революция, всколыхнувшая всю Европу. Умонастырязабирают все принадлежащие ему земли и полностью лишают власти.Послевозникновения швейцарского кантона Санкт Галлен с одноименной столицей, монастырь распускают, его былое великолепие, величие и влияние остаются в прошлом.

Йозеф Антон фон Кох (1768-1839) «Монастырь Сан Франческо ди Чивителла в Сабинских горах». Италия, 1812 г.
Дерево, масло. 34 x 46 см.
Государственный Эрмитаж. Здание Главного штаба. Зал 352.

Звуки времени

Тонкая настройка монашеской жизни была бы невозможна без множества звуковых сигналов — прежде всего звона больших и малых колоколов. Они призывали монахов на службы часов и на мессу, извещали их о том, что пора идти в трапезную, и регламентировали физический труд.

Гильом Дюран, епископ Мендский, в XIII веке различал шесть типов колоколов: squilla в трапезной, cimballum в клуатре, nola в церковных хорах, nolula или duplaв часах, campana — на колокольне, signum — на башне.

Миниатюра из рукописи «Hausbuch der Mendelschen Zwölfbrüderstiftung». Германия, около 1425 года. Stadtbibliothek Nürnberg

В зависимости от задач в колокола звонили по-разному. Например, призывая монахов на службу первого часа и на повечерие, ударяли один раз, а на службы третьего, шестого и девятого часов — трижды. Кроме того, в монастырях использовалась деревянная доска (tabula) — например, по ней били, чтобы возвестить братии о том, что один из монахов находится при смерти.

Расписание

В разных аббатствах был свой распорядок дня — в зависимости от дня недели, простых или праздничных дней и т. д. Например, в Клюни в период весеннего равноденствия, ближе к Пасхе, расписание могло выглядеть так (все привязки к астрономическим часам приблизительны):

Около 00:30 Первое пробуждение; монахи собираются на всенощную.
02:30 Братия снова ложится спать.
04:00 Утреня.
04:30 Снова ложатся спать.
05:45-06:00 Вновь встают с рассветом.
06:30 Первый канонический час; после него монахи из церкви идут в зал капитула (чтения из устава или Евангелия; обсуждение административных вопросов; обвинительный капитул: монахи признаются в собственных нарушениях и обвиняют в них других братьев).
07:30 Утренняя месса.
08:15-09:00 Индивидуальные молитвы.
09:00-10:30 Служба третьего часа, за которой следует главная месса.
10:45-11:30 Физический труд.
11:30 Служба шестого часа.
12:00 Трапеза.
12:45-13:45 Полуденный отдых.
14:00-14:30 Служба девятого часа.
14:30-16:15 Работа в саду или в скриптории.
16:30-17:15 Вечерня.
17:30-17:50 Легкий ужин (кроме дней поста).
18:00 Повечерие.
18:45 Братия отходит ко сну.

IV. Архитектура монастыря

Бенедикт Нурсийский в своем уставе предписывал, что обитель должна быть построена как замкнутое и изолированное пространство, позволяющее максимально отгородиться от мира и его соблазнов:

«Монастырь же, если сие возможно, так должен быть устроен, чтобы все необходимое, то есть вода, мельница, рыбный садок, огород и разные ремесла были внутри монастыря, дабы не было монахам необходимости выходить за стены, что вовсе не служит на пользу душ их».

Если архитектуру романского и тем более готического храма, с их высокими окнами и сводами, устремленными к небесам, часто уподобляли молитве в камне, то планировку монастыря, с его помещениями, предназначенными только для монахов, послушников и конверсов, можно назвать дисциплиной, воплощенной в стены и галереи. Монастырь — это замкнутый мир, где десятки, а порой и сотни мужчин или женщин должны вместе идти к спасению. Это сакральное пространство (церковь уподобляли Небесному Иерусалиму, клуатр — райскому саду и т. д.) и одновременно сложный хозяйственный механизм с амбарами, кухнями и мастерскими.

Конечно, средневековые аббатства вовсе не строились по одному плану и были совершенно не похожи друг на друга. Раннесредневековый ирландский монастырь, где дюжина братьев-отшельников, практиковавших крайнюю аскезу, жила по крошечным каменным кельям, трудно сравнить с огромным аббатством Клюни периода его расцвета. Там было несколько дворов-клуатров (для монахов, послушников и больных), отдельные покои для аббата и гигантская базилика — т. н. церковь Клюни III (1088-1130), которая до строительства нынешнего собора Святого Петра в Риме (1506-1626) была самым большим храмом католического мира. Монастыри нищенствующих орденов (прежде всего францисканцев и доминиканцев, которые обычно строились посреди городов, куда братья шли проповедовать) совсем не похожи на бенедиктинские обители. Последние часто воздвигали в лесах или на горных утесах, как Мон-Сен-Мишель на скалистом островке у побережья Нормандии или Сакра-ди-Сан-Микеле в Пьемонте (это аббатство стало прообразом альпийского монастыря, описанного в «Имени розы» Умберто Эко).

Архитектура монастырских церквей и устройство всего аббатства, конечно, зависели от местных традиций, доступных строительных материалов, размера братии и ее финансовых возможностей. Однако еще было важно, насколько обитель была открыта миру. Например, если монастырь — благодаря хранящимся там реликвиям или чудотворным образам — притягивал массу паломников (как аббатство Сент-Фуа в Конке, Франция), там требовалось обустроить инфраструктуру для их приема: например, расширить и переустроить храм, чтобы пилигримы могли получить доступ к желанным святыням и не передавили друг друга, построить странноприимные дома.

Самый древний и самый известный из средневековых планов монастырей был составлен в первой половине IX века в германском аббатстве Райхенау для Гозберта, аббата Санкт-Галлена (в современной Швейцарии). На пяти листах пергамена (общим размером 112 × 77,5 см) изображен не реальный, но идеальный монастырь. Это огромный комплекс с десятками зданий и 333 подписями, которые указывают названия и назначение различных строений: церквей, скриптория, дормитория, трапезной, кухонь, пекарни, пивоварни, резиденции аббата, больницы, дома для монахов-гостей и т. д.

Мы выберем более простой план, который показывает, как в XII веке мог быть устроен типичный цистерцианский монастырь, похожий на аббатство Фонтене, основанное в Бургундии в 1118 году. Поскольку структура цистерцианских аббатств в основном следовала более древним моделям, этот план может многое рассказать о жизни в монастырях и других бенедиктинских «семейств».

Типовой монастырь


1. Церковь
2. Клуатр
3. Умывальник
4. Ризница
5. Библиотека
6. Зал капитула
7. Помещение для разговоров
8. Спальня
9. Теплая комната
10. Трапезная
11. Кухня
12. Трапезная для конверсов
13. Вход в монастырь
14. Больница
15. Другие постройки
16. Большая кладовая
17. Коридор для конверсов
18. Кладбище

1. Церковь


В отличие от клюнийцев, цистерцианцы стремились к максимальной простоте и аскетизму форм. Они отказались от венцов из капелл в пользу плоской апсиды и почти целиком изгнали из интерьеров фигурный декор (статуи святых, сюжетные витражи, сцены, вырезанные на капителях). В их церквях, которые должны были соответствовать идеалу суровой аскезы, восторжествовала геометрия.

Как и абсолютное большинство католических храмов того времени, цистерцианские церкви строились в форме латинского креста (где вытянутый неф под прямым углом пересекала перекладина — трансепт), а их внутреннее пространство было разделено на несколько важных зон.

На восточной оконечности располагался пресвитерий (A) , где стоял главный алтарь, на котором священник служил мессу, а рядом в часовнях, устроенных в рукавах трансепта, помещались дополнительные алтари.

Врата, устроенные на северной стороне трансепта (B) , обычно вели на монастырское кладбище (18) . C южной стороны, которая примыкала к другим монастырским строениям, можно было по лестнице (C) подняться в монастырскую спальню — дормиторий (8) , а рядом располагалась дверь (D) , через которую монахи входили и выходили в клуатр (2) .

Дальше, на пересечении нефа с трансептом, располагались хоры (E) . Там монахи собирались на службы часов и на мессы. В хорах друг напротив друга параллельно стояли два ряда скамей или кресел (англ. stalls, фр. stalles). В позднее Средневековье в них чаще всего делались откидывающиеся сиденья, так что монахи во время утомительных служб могли либо сидеть, либо стоять, облокотившись на небольшие консоли — мизерикорды (вспомним французское слово misericorde — «сострадание», «милосердие» — такие полочки, действительно, были милостью для уставших или немощных братьев).

За хором были установлены скамьи (F) , где во время богослужения располагались больные братья, временно отделенные от здоровых, а также послушники. Далее шла перегородка (англ. rood screen, фр. jubé), на которой устанавливали большое распятие (G) . В приходских церквях, соборах и монастырских храмах, куда пускали паломников, она отделяла хор и пресвитерий, где проводилось богослужение и располагались клирики, от нефа, куда имели доступ миряне. Миряне не могли заходить за эту границу и фактически не видели священника, который вдобавок стоял к ним спиной. В Новое время большинство этих перегородок было снесено, поэтому, когда мы входим в какой-то средневековый храм, нужно представить, что раньше его пространство вовсе не было едино и доступно для всех.

В цистерцианских церквях в нефе мог находиться хор для конверсов (H) — мирских братьев. Из своего клуатра они попадали в храм через специальный вход (I) . Он располагался недалеко от западного портала (J) , через который в церковь могли заходить миряне.

2. Клуатр

Четырехугольная (реже — многоугольная или даже круглая) галерея, которая с юга примыкала к церкви и связывала воедино основные монастырские строения. В центре часто разбивали сад. В монастырской традиции клуатр уподобляли окруженному стеной Эдему, Ноеву ковчегу, где семейство праведника спасалось от вод, посланных грешникам в наказание, Соломонову храму или Небесному Иерусалиму. Название галерей происходит от латинского claustrum — «замкнутое, огороженное пространство». Потому в Средние века так могли называть как центральный двор, так и всю обитель целиком.

Клуатр служил средоточием монастырской жизни: по его галереям монахи переходили из спальни в церковь, из церкви — в трапезную, а из трапезной, например, в скрипторий. Там находился колодец и место для умывания — lavatorium (3) .

В клуатре также проводились торжественные процессии: например, в Клюни каждое воскресенье между третьим часом и главной мессой братья во главе с одним из священников шествовали по монастырю, окропляя все помещения святой водой.

Во многих бенедиктинских монастырях, таких как аббатство Санто-Доминго-де-Силос (Испания) или Сен-Пьер-де-Муассак (Франция), на капителях колонн, на которые опирались галереи, было вырезано множество сцен из Библии, житий святых, аллегорических образов (как противостояние пороков и добродетелей), а также устрашающие фигуры демонов и различных монстров, сплетенные друг с другом звери и т. д. Цистерцианцы, стремившиеся уйти от излишней роскоши и любых изображений, которые могли отвлечь монахов от молитвы и созерцания, изгнали подобный декор из своих монастырей.

3. Умывальник

В Чистый четверг на Страстной неделе — в память о том, как Христос перед Тайной вечерей омыл ноги своим ученикам (Ин. 13:5-11) — монахи во главе с аббатом там смиренно мыли и целовали ноги беднякам, которых приводили в монастырь.

В галерее, которая примыкала к церкви, каждый день перед повечерием братия собиралась, чтобы послушать чтение какого-то благочестивого текста — collatio. Это название возникло оттого, что святой Бенедикт рекомендовал для этого «Собеседования» («Collationes») Иоанна Кассиана (около 360 — около 435) — аскета, который одним из первых перенес из Египта на Запад принципы монастырской жизни. Потом словом collatio стали называть и перекус или стакан вина, который в постные дни выдавали монахам в этот вечерний час (отсюда французское слово collation — «закуска», «легкий ужин»).

4. Ризница

Помещение, в котором под замком хранились литургические сосуды, богослужебные облачения и книги (если в монастыре не было специальной сокровищницы, то и реликвии), а также важнейшие документы: исторические хроники и сборники хартий, в которых перечислялись покупки, дарения и другие акты, от которых зависело материальное благополучие обители.

5. Библиотека

Рядом с ризницей располагалась библиотека. В небольших общинах она больше напоминала небольшую каморку с книгами, в огромных аббатствах была похожа на величественное хранилище, в котором персонажи «Имени розы» Умберто Эко ищут запретный том Аристотеля.

Что читали монахи в разные времена и в разных концах Европы, мы можем представить благодаря описям средневековых монастырских библиотек. Это списки Библии или отдельных библейских книг, комментарии к ним, литургические рукописи, сочинения Отцов Церкви и авторитетных богословов (Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского, Григория Великого, Исидора Севильского и др.), жития святых, сборники чудес, исторические хроники, трактаты по каноническому праву, географии, астрономии, медицине, ботанике, латинские грамматики, творения древнегреческих и древнеримских авторов… Хорошо известно, что очень многие античные тексты дошли до наших дней только потому, что их, несмотря на подозрительное отношение к языческой мудрости, сохранили средневековые монахи.

В каролингские времена самые богатые монастыри — такие как Санкт-Галлен и Лорш в германских землях или Боббио в Италии — обладали 400-600 томами. Каталог библиотеки монастыря Сен-Рикье на севере Франции, составленный в 831 году, насчитывал 243 тома. В хронике, написанной в XII веке в монастыре Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе, приводится список рукописей, которые приказал переписать или отреставрировать аббат Арно. Помимо библейских и богослужебных книг, он включал комментарии и богословские сочинения Оригена, Августина Гиппонского, Григория Великого, страсти мученика Тибуртия, описание переноса мощей святого Бенедикта в монастырь Флёри, «Историю лангобардов» Павла Диакона и т. д.

Во многих монастырях при библиотеке функционировали скриптории, где братья переписывали и украшали новые книги. До XIII века, когда в городах стали множиться мастерские, где работали переписчики-миряне, монастыри оставались главными производителями книг, а монахи — главными их читателями.

6. Зал капитула

Административный и дисциплинарный центр монастыря. Именно там каждое утро (после службы первого часа летом; после третьего часа и утренней мессы зимой) монахи собирались, чтобы прочесть одну из глав (capitulum) бенедиктинского устава. Отсюда — название зала. Помимо устава, там зачитывали фрагмент из мартиролога (списка святых, память которых праздновалась в каждый из дней) и некролога (списка усопших братьев, покровителей монастыря и членов его «семьи», за которых монахи в этот день должны вознести молитвы).

В этом же зале аббат наставлял братию и порой совещался с избранными иноками. Там послушники, которые прошли испытательный срок, вновь просили постричь их в монахи. Там настоятель принимал сильных мира сего и решал конфликты между монастырем и церковными властями или светскими сеньорами. Там же проходил «обвинительный капитул» — после чтения устава аббат произносил: «Если кому-то есть что сказать, пусть говорит». И тогда те монахи, которые знали за кем-то или за собой какое-то нарушение (например, опоздали на службу или оставили у себя хотя бы на один день найденную вещь), должны были при остальной братии в нем признаться и понести наказание, которое назначит настоятель.

Фрески, украшавшие капитулярные залы многих бенедиктинских аббатств, отражали их дисциплинарное призвание. Например, в Санкт-Эммерамском монастыре в Регенсбурге были сделаны росписи на тему «ангелической жизни» монахов, борющихся с искушениями, по образцу святого Бенедикта — их отца и законодателя. В монастыре Сен-Жорж-де-Бошервиль в Нормандии на аркадах капитулярной залы были вырезаны изображения телесных наказаний, к которым приговаривали провинившихся иноков.

Гране Франсуа-Мариус (1775-1849) «Заседание монастырского капитула». Франция, 1833 г.
Холст, масло. 97 х 134,5 см.
Государственный Эрмитаж.


7. Помещение для разговоров

Устав святого Бенедикта предписывал братьям большую часть времени пребывать в молчании. Тишина считалась матерью добродетелей, а замкнутые уста — «условием покоя сердца». Сборники обычаев разных монастырей резко ограничивали те места и моменты дня, когда братья могли общаться друг с другом, а жития описывали тяжкие кары, которые падают на головы болтунов. В некоторых аббатствах различали «великое молчание» (когда вообще запрещено говорить) и «малое молчание» (когда можно было говорить вполголоса). В отдельных помещениях — церкви, дормитории, трапезной и т. д. — праздные беседы и вовсе были запрещены. После повечерия во всей обители должна была наступить абсолютная тишина.

В случае крайней необходимости поговорить можно было в специальных помещениях (auditorium). В цистерцианских монастырях их могло быть два: один для приора и монахов (рядом с залом капитула), второй прежде всего для келаря и конверсов (между их трапезной и кухней).

Чтобы облегчить коммуникацию, в некоторых аббатствах разрабатывали специальные языки жестов, которые позволяли передавать простейшие сообщения, формально не нарушая устава. Такие жесты означали не звуки или слоги, а целые слова: названия различных помещений, повседневных предметов, элементов богослужения, литургических книг и т. д. Перечни таких знаков сохранились во многих монастырях. Например, в Клюни насчитывалось 35 жестов для описания пищи, 22 — для предметов одежды, 20 — для богослужения и т. д. Чтобы «сказать» слово «хлеб», следовало сделать двумя мизинцами и двумя указательными пальцами круг, так как хлеб обычно выпекался круглым. В разных аббатствах жесты были совершенно различны, и жестикулирующие монахи Клюни и Хирсау друг друга не поняли бы.

8. Спальня, или dormitorium

Чаще всего эта комната находилась на втором этаже, над залом капитула или рядом с ним, и в нее можно было попасть не только из клуатра, но и по переходу из церкви. 22-я глава бенедиктинского устава предписывала, что каждый инок должен спать на отдельной кровати, желательно в одном помещении:

«<…> …если же многочисленность их не позволяет это устроить, пусть спят по десяти, или двадцати, со старшими, на коих лежит попечение о них. Лампада в спальне пусть горит до самого утра.

Спать должны в одеждах своих, опоясанные поясами или вервями. Когда спят, ножичков своих, которыми работают, обрезывают ветви и подобное, пусть не имеют при боках своих, чтобы не поранить себя во время сна. Монахи всегда должны быть наготове и, как только дан знак, без промедления вставши, спешить, один другого упреждая, на дело Божие, чинно, однако ж и скромно. Юнейшие братия не должны иметь кроватей друг подле друга, но пусть перемешаны бывают они со старцами. Вставая на дело Божие, пусть друг друга братски поощряют, рассеивая извинения, придумываемые сонливыми».

Бенедикт Нурсийский наставлял, что инок должен спать на простой циновке, укрывшись одеялом. Однако его устав предназначался для монастыря, расположенного на юге Италии. В северных землях — скажем, в Германии или в Скандинавии — соблюдение этого указания требовало гораздо большей (часто почти невозможной) самоотверженности и презрения к плоти. В различных монастырях и орденах, в зависимости от их строгости, дозволялись разные меры комфорта. Например, францисканцы должны были спать на голой земле или на досках, а циновки разрешались только тем, кто был физически слаб.

9. Теплая комната, или calefactorium

Поскольку почти все помещения монастыря не отапливались, в северных землях устраивалась специальная теплая комната, где поддерживался огонь. Там монахи могли чуть согреться, растопить замерзшие чернила или навощить обувь.

10. Трапезная, или refectorium

В крупных монастырях трапезные, которые должны были вмещать всю братию, были очень внушительны. Например, в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре трапезная составляла 40 метров в длину и 20 метров в ширину. Длинные столы со скамьями размещались в форме буквы «П», и вся братия размещалась за ними в порядке старшинства — так же, как в хоре церкви.
В бенедиктинских монастырях, где, в отличие от цистерцианских, было множество культовых и дидактических образов, в трапезных часто писали фрески с изображением Тайной вечери. Монахи должны были идентифицировать себя с апостолами, собравшимися вокруг Христа.

11. Кухня

Цистерцианская диета в основном была вегетарианской, с добавлением рыбы. Специальных поваров не было — братья по неделе трудились на кухне, в субботу вечером бригада дежурных уступала место следующей.

Большую часть года монахи получали лишь одну трапезу в день, ближе к вечеру. От середины сентября до Великого поста (начинающегося примерно в середине февраля) они впервые могли поесть после девятого часа, а в Великий пост — после вечери. Лишь после Пасхи монахи получали право на еще одну трапезу около полудня.

Чаще всего монастырский обед состоял из бобов (фасоли, чечевицы и т. д.), призванных утолить голод, после которых подавали основное блюдо, включавшее рыбу либо яйца и сыр. В воскресенье, вторник, четверг и субботу каждый обычно получал целую порцию, а в дни поста, понедельник, среду и пятницу — одну порцию на двоих.

Кроме того, чтобы поддержать силы монахов, каждый день им выдавали порцию хлеба и стакан вина или пива.

12. Трапезная для конверсов

В цистерцианских монастырях мирские братья были отделены от полноправных монахов: у них был свой дормиторий, своя трапезная, свой вход в церковь и т. д.

13. Вход в монастырь

Цистерцианцы стремились строить свои аббатства как можно дальше от городов и деревень, чтобы преодолеть обмирщение, в котором за века, прошедшие со времен святого Бенедикта, погрязли «черные монахи», прежде всего клюнийцы. Тем не менее «белые монахи» тоже не могли полностью отгородиться от мира. К ним приходили миряне, члены монастырской «семьи», связанные с братьями узами родства или решившие служить обители. Привратник, который следил за входом в монастырь, периодически привечал бедняков, которым раздавали хлеб и остатки еды, недоеденной братьями.

14. Больница

В крупных монастырях всегда устраивалась больница — с часовней, трапезной, а порой и со своей кухней. В отличие от здоровых собратьев, пациенты могли рассчитывать на усиленное питание и прочие льготы: например, им разрешалось во время еды перекинуться парой слов и не посещать все длинные богослужения.

Все братья периодически отправлялись в больницу, где им делали кровопускание (minutio) — процедуру, которая считалась чрезвычайно полезной и даже необходимой для поддержания правильного баланса гуморов (крови, слизи, черной желчи и желтой желчи) в организме. После этой процедуры ослабшие иноки на несколько дней получали временные послабления, чтобы восстановить силы: освобождение от всенощных, вечерний паек и стакан вина, а порой и деликатесы вроде жареного цыпленка или гуся.

15. Другие постройки

Помимо церкви, клуатра и основных зданий, где проходила жизнь монахов, послушников и конверсов, в монастырях было множество других построек: личные апартаменты аббата; странноприимный дом для бедных странников и гостиница для важных гостей; различные хозяйственные строения: амбары, погреба, мельницы и пекарни; конюшни, голубятни и т. д. Средневековые монахи занимались множеством ремесел (делали вино, варили пиво, выделывали кожи, обрабатывали металлы, работали по стеклу, производили черепицу и кирпичи) и активно осваивали природные богатства: корчевали и валили лес, добывали камень, уголь, железо и торф, осваивали соляные копи, возводили на реках водяные мельницы и т. д. Как бы сказали сегодня, монастыри были одними из главных центров технических инноваций.

Клодт Михаил Петрович (1835-1914) «Швальня в католическом францисканском монастыре». 1865 г.
Холст, масло. 79 х 119см.
Ульяновский областной художественный музей.


Литература:
. Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество, 980-1420 годов. М., 2002.
. Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1992.
. Лев Марсиканский, Петр Дьякон. Хроника Монтекассино в 4 книгах. Изд. подготовил И. В. Дьяконов. М., 2015.
. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.). М., 2002.
. Петр Дамиани. Житие св. Ромуальда. Памятники средневековой латинской литературы X-XI веков. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 2011.
. Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. Германские земли II/III — середины XI. СПб., 2001.
. Эккехард IV. История Санкт-Галленского монастыря. Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972.
. Монашеский устав Бенедикта. Средневековье в его памятниках. Пер. Н. А. Гейнике, Д. Н. Егорова, В. С. Протопопова и И. И. Шитца. Под ред. Д. Н. Егорова. М., 1913.
. Cassidy-Welch M. Monastic Spaces and Their Meanings. Thirteenth-Century English Cistercian Monasteries. Turnhout, 2001.
. D’Eberbach C. Le Grand Exorde de Cîteaux. Berlioz J. (éd.). Turnhout, 1998.
. Davril A., Palazzo É. La vie des moines au temps des grandes abbayes, Xe-XIIIe siècles. Paris, 2010.
. Dohrn-van Rossum G. L’histoire de l’heure. L’horlogerie et l’organisation moderne du temps. Paris, 1997.
. Dubois J. Les moines dans la société du Moyen Âge (950-1350). Revue d’histoire de l"Église de France. Vol. 164. 1974.
. Greene P. J. Medieval Monasteries. London; New York, 2005.
. Kinder T. N. Cistercian Europe: Architecture of Contemplation. Cambridge, 2002.
. Miccoli G. Les moines. L’homme médiéval. Le Goff J. (dir.). Paris, 1989.
. Schmitt J.-C. Les rythmes au Moyen Âge. Paris, 2016.
. Vauchez A. La Spiritualité du Moyen Âge occidental, VIIIe-XIIIe siècle. Paris, 1994.
. Cluny. Roux-Périno J. (éd.). Vic-en-Bigorre, 2008.
. Elisabeth of Schönau. The Complete Works. Clark A. L. (ed.). New York, 2000.
. Raoul Glaber: les cinq livres de ses histoires (900-1044). Prou M. (éd.). Paris, 1886.

Кювийе Арман (работал ок. 1846 г.) «Монастырь доминиканцев в Вольтри». Франция, Париж, первая половина XIX в.
Китайская бумага, литография. 30 х 43 см.
Государственный Эрмитаж.

Хэниш Алоиз (род. 1866 г.) «Монастырь Мельк». Австрия, конец XIX - начало ХХ в.
Бумага, литография. 564 х 458 мм (лист)
Государственный Эрмитаж.

Дж. Хау «Процессия монахов». Великобритания, XIX в.
Бумага, гравюра на стали. 25,8 х 16 см.
Государственный Эрмитаж.

Это Луи (1858-1919) «Цветок чертополоха с видом монастыря на заднем плане». Альбом «Золотая книга Лотарингии». Франция, 1893 г. (?)
Бумага, перо тушью, акварель. 37 x 25 см.
Государственный Эрмитаж.

Стефано делла Белла (1610-1664) «Вид монастыря Вилламброза». Листы из сюиты иллюстраций к жизнеописанию Св. Иоанна Гуальберта «Виды монастыря Вилламброзо». Италия, XVII в.
Бумага, офорт. 17,4 х 13,2 см.
Государственный Эрмитаж.

Бронников Фёдор Андреевич (1827-1902) «Капуцин». 1881 г.
Дерево, масло. 40,5 x 28 см.
Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко.

Эдуард фон Грютцнер (1846-1925) «Монах с газетой». Германия, третья четверть XIX в.
Холст, масло. 36 х 27 см.
Государственный Эрмитаж.

Калло Жак (1592-1635) «Погром монастыря». Листы из сюиты «Большие бедствия войны (Les grandes miseres de la guerre)». Франция, XVII в.
Бумага, офорт. 9 х 19,4 см
Государственный Эрмитаж.

Неизвестный фламандский художник, кон. XVII в. «Монахи-отшельники». Фландрия, XVII в.
Дерево, масло. 56 х 65,5 см.
Государственный Эрмитаж.

Многие века аббатства служили местом проживания для людей, решивших посвятить жизнь служению Богу. В Средние века в них сосредотачивалась культурная, научная и просветительская жизни городов, открывались и хранились библиотеки. Сегодня средневековые монастыри Европы крайне популярны у туристов, значительная их часть является достопримечательностью и объектом культурного наследия.

Общая информация

Слово «монастырь» происходит от греческого «один, одинокий». Это религиозная община мужчин или женщин (монахов и монахинь), которой принадлежат комплекс зданий (хозяйственных, богослужебных и жилых) и которая имеет единый устав. Иными словами, аббатства - это целые небольшие города, способные обеспечить себя всем: едой, водой, одеждой, необходимыми предметами быта. Они также были окружены стеной и могли защищаться, пока к ним спешит помощь.

Аббатства - это западные католические монастыри, управляемые аббатом или аббатисой. Некоторые православные мужские монастыри называют лаврами: например, Троице-Сергиева лавра.

Интересный факт для презентации в классе: монастыри существуют не только в христианстве, но и в буддизме, протестантство же монашество не признает.

Первые религиозные общины появились еще в III веке н. э. в Египте, когда христианство начало активно распространяться, а его законы стали менее строгими. Желая уединиться и посвятить себя исключительно Богу, люди уходили в пустыни и горы, оставаясь там. Их называли отшельниками и пустынниками.

Первый монастырь был основан преподобный Пахомием Великим. Он объединил одинокие дома отшельников, построил вокруг них стену для защиты и составил единые правила и распорядок дня, которому должны были следовать все жители. В 318 году им был составлен первый монастырский устав.

После смерти Пахомия Великого монастыри начинают распространяться через Палестину до Константинополя. На Западе аббатства начали появляться после 340 года, когда Рим посетил Александрийский епископ Афанасий Великий. На Руси первыми монахами стали Антоний и Феодосий Печерские - основатели Киево-Печерской лавры.

Распространение в Европе

Монастыри Средневековья в Европе быстро стали богатыми сооружениями и выглядели как крепости (это можно увидеть на рисунках и в описаниях). Этому способствовали пожертвования местных жителей, королей и рыцарей (многие даже завещали свои земли монастырям, чтобы последние поминали их в молитвах), освобождение от налогов и неоплачиваемая рабочая сила (монахи сами трудились на полях и в мастерских, не получая платы).

При этом монастыри также были творческими центрами просвещения и науки. Светское образование Древних Греции и Рима было запрещено, поскольку основывалось на еретических мыслях и учениях. Школы при монастырях были единственными. Образование они давали в соответствии с религиозными запросами. Например, астрономия нужна была не для изучения планет и звезд, а для вычисления дат церковных праздников, грамматика нужна была для чтения Библии и ее переписывания.

Учеба проводилась на латыни круглый год, дисциплина была крайне строгой, а за провинности наказывали физически. И все же стоит отметить, что в те времена монастыри были местом сосредоточения науки и искусства: в них жили и работали художники, скульпторы, музыканты, мыслители, литераторы, даже алхимики (например, францисканец Роджер Бэкон). Впоследствии многие аббатства превратились в университеты.

Места для посещения

Первые монастыри были основаны в IV-V вв. Некоторые из них сохранились до наших дней и являются действующими. Большая часть из них открыта для посещения и экскурсий. Дополнительные информационные сообщения о времени работы и порядке посещения можно найти на сайтах каждого монастыря.

Аббатство святой Екатерины

Старейший монастырь Европы в Средние века - это мужской монастырь Святой Екатерины расположен в Южном Синае в Египте. В III веке на высоте 1,5 тысяч метров на горе Синай (священном месте, где Бог явился Моисею и передал ему заповеди) начали собираться отшельники. Они расселились в пещерах по одному и собирались для богослужений.

В IV веке на этом месте появился сам монастырь, названный в честь Преображения или Неопалимой купины. В VIII веке в аббатство привезли мощи святой Екатерины, в XI название сменилось на современное.

Сегодня монастырь является одним из старейших в мире. В начале XXI века он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря расположению место ни разу не подвергалось разорению, его не захватывали, а потому монахам удалось сохранить большое количество ценностей.

К сокровищам монастыря относятся:

  1. Мощи святой Екатерины, открытые для поклонения.
  2. Неопалимая купина - терновый куст, в котором Бог явился Моисею при передаче заповедей.
  3. Библиотека, в которой хранятся более 3 тысяч манускриптов и 5 тысяч книг. Тут находятся несколько листов древнейшей Библии и первый псалтырь на славянском языке, книги, напечатанные в первом десятилетии книгопечатания, важные документы.
  4. Уникальное собрание икон, некоторые из них написаны еще в VI веке восковыми красками.
  5. Колодец Моисея, возле которого тот встретил дочерей священника Рагуила.

Паломники могут попасть внутрь с 9 до 12 часов. Для осмотра доступны Неопалимая купина и передняя часть церкви, православные могут также пройти в библиотеку и часовню. К внешнему виду посетителей предъявляют определенные требования: одежда должна быть скромной и закрытой, женщинам стоит прикрыть волосы.

Святой Галл

Санкт-Галленское аббатство бенедиктинцев было основано в 613 году ирландским монахом святым Галлом в городе Санкт-Галлене в Швейцарии. В 1983 году оно было включено в список ЮНЕСКО.

Монастырь был крупнейшим европейским культурным и научным центром в Средние века. Тут располагались:

  1. Художественная школа, рукописи и иллюстрации которой высоко ценились.
  2. Певческая школа, в которой обучали григорианскому пению.
  3. Тут трудились поэты Ноткер Заика и Туотило, мастер словесности Ноткер Губастый.

К сожалению, в начале XVIII века в монастырь вторглось ополчение и забрало значительную часть богатств. Во второй половине этого же столетия средневековые постройки были разобраны, на их месте появились новые храмы в стиле барокко.

Несмотря на потери, в монастыре есть на что посмотреть. Его библиотека считается одной из самых крупных: в ней около 160 тысяч единиц. В числе особенно интересных - архитектурный план идеального монастыря начала IX века, более 2 тысяч рукописей VIII-XV (в том числе «Песнь о Нибелунгах»), более 1,5 тысяч инкунабул (книг, изданных до появления книгопечатания). Библиотека открыта для посетителей.

Адмонт в Австрии

Католический монастырь расположен на реке Энс в городе Адмонт. Он является старейшим в федеральной земле Штирии на юго-востоке Австрии.

История места удивительна и разнообразна:

  1. Он был основан в 1074 году зальцбургским архиепископом Гебхардом.
  2. В 1120 году к нему присоединился женский монастырь, упраздненный в XVI-XVII.
  3. В XII был создан скрипторий (мастерская по переписке рукописей), после которого остались уникальные книги.
  4. Во время войны с Турцией и в Реформацию монастырь переживал упадок. Процветание началось только в Контрреформацию.
  5. В XVII-XVIII вв. еках тут трудились видные скульпторы и художники, в числе которых Йозеф Штаммель и Бенно Хаан.
  6. Пожар 1865 года серьезно повредил Адмонт: пострадала библиотека, был уничтожен орган Франца Кристманна. Восстановительные работы были завершены только в 1890.
  7. В 1930-х годах Великая депрессия едва не разорила аббатство. Чтобы выручить деньги, пришлось продать некоторые художественные ценности.
  8. При национал-социалистах монахи были выселены. Они вернулись только после ВОВ.

Сегодня главной достопримечательностью Адмонта является его библиотека - самая большая монастырская библиотека в мире. Ее длина составляет 70 метров, потолки украшены фресками, вдоль стен расположились скульптуры. Кроме того, в монастыре есть несколько коллекций: насекомых, минералов и горных пород, исторического и современного искусства.

На Леринских островах

Католическое Леринское аббатство находится на острове Сент-Онора возле Канн во Франции. Оно принадлежит ордену цистерцианцев.

Аббатство было основано около 410 года святым Гоноратом, мощи которого хранились тут. Уже в VIII веке оно стало одним из самых влиятельных и крупных в Европе: тут проживало около 500 человек. Проживающие отличались социальной активностью: они основывали новые монастыри или становились епископами. Монастырю принадлежала значительная часть земель и рыбацкая деревушка, в конце XI для защиты с моря был построен форт.

И все же в конце XVIII аббатство было закрыто и начало разрушаться. Мощи Гонората перенесли граский собор. Возрождение места началось в середине XIX с приходом цистерцианцев. К сожалению, из старых построек сохранились только внутренний двор и башни, новые возведены в романском стиле.

Поскольку монастырь остается действующим, а монахи ведут аскетичную жизнь, для посетителей открыта только часть острова. Доступны церковь, музей с манускриптами и крытая галерея, идущую вокруг двора. Восточная половина закрыта, она называется «зона тишины». Там проживает около 25 монахов.

В 25 км на запад от Вены на краю Венского Леса в 1133 году цистерцианцы основали мужской монастырь Святого Креста или Хайлигенкройц. Сегодня это один из самых крупных действующих аббатств ордена и большой, хорошо сохранившийся средневековый комплекс.

В 1182 году в подарок австрийскому герцогу из Иерусалима передали крест с фрагментами животворящего Креста Господня. Через 6 лет герцог передал реликвию в Хайлигенкройц , где она хранится до сих пор. Подарок привел к процветанию места: сюда стекались паломники.

Однако в XV-XVI вв. из-за эпидемий, пожаров и нападений начался упадок. В конце XVII столетия во время осады турками аббатство было сожжено, погибла огромная библиотека. Восстановление началось только после поражения врага.

При короле Иосифе II, закрывшем многие монастыри, Хайлигенкройц спасся только благодаря основанию Богословского института (сегодня - Философско-Богословская Высшая школа). При национал-социалистах была отобрана значительная часть земель, несколько монахов были арестованы. Только после ВОВ монастырь вернул все обратно.

Туристы могут проходить на территорию только в установленное время и посещать ограниченную территорию.

Другие варианты

Разумеется, это далеко не все средневековые монастыри, которые могут посетить туристы. Практически в любой стране есть несколько мест такого рода. Перечень средневековых монастырей Европы с планом и картинками можно найти дополнительно на сайтах, а также в докладах и проектах по этой теме.

Ниже указаны некоторые аббатства (по Википедии):

  1. Монастырь Святого Маврикия Агонского в Швейцарии. Основан в 515 году. В I веке до н. э. тут находился римский храм бога Меркурия, позднее на этом месте был замучен фиванский легион под командованием святого Маврикия.
  2. Кандида Касса («Белый дом») в Шотландии. святой Ниниан в 397 году построил первый христианский храм из камня в Шотландии. Вскоре вокруг него образовалось поселение.
  3. Айнзидельнское аббатство в Швейцарии. Датой основания считается 934 год. По легенде тут жил святой Мейнрад - немецкий монах, привезший с собой чудотворную статую Мадонны. Статуя сгорела в пожаре 1465 и была заменена подарком настоятельницы из Цюриха. Скульптура получила название «Черная Мадонна».
  4. Монастырь Мон-Сен-Мишель во Франции. Мон-Сан-Мишель - это небольшой остров-крепость, основанный в 709. Аббатство было построено в XI веках бенедиктинцами. Оно несколько раз закрывалось, последний раз в конце XVIII века, но в 1969 здесь вновь поселилась небольшая община (7 человек).

Европейские средневековые монастыри привлекают большое количество туристов со всего мира благодаря сохранившимся постройкам и богатствам, описать которые непросто. Многие из них остаются действующими, а потому посетителями доступны не все территории, также им необходимо соблюдать некоторые условия посещения.