Белогорье, Воронежская область. Меловые пещеры

На поиски очередной меловой пещеры. Напомню, что некоторое время назад меня посетила шальная мысль разыскать все полсотни известных и не очень меловых пещер Придонья и Приосколья и я потихоньку, год за годом, по мере сил и возможностей, исполняю задуманное. Какие-то подземелья даются легко (их координаты имеются в сети), какие-то долго и упорно ищутся по собранным у местного населения сведениям, но так или иначе проект " " периодически обновляется свежей системой.

И сегодня вашему вниманию предлагается фотоотчет о поездке и забросе в Гороховскую пещеру. Она так же известна как Андреевская, но, увы, не благодаря мне. Впрочем, мы начинаем.


02 . С Начала.
Это поселок под Россошью, где мы остановились размять затекшие от неблизкого пути туловища.

03 . Надежда на то, что за 180 км от Воронежа обстановка больше напоминают зимнюю, чем у нас, таяла с каждым километром.
Заснеженных пейзажей нам сегодня не видать. Съезжаем с асфальта - впереди порядка 9 км довольно живописной грунтовки.

04 . А вот и . Значит мы уже где-то совсем рядом.

05 . in_windows к пещерам равнодушен - он проехал этот путь в поисках пейзажей.

06 . И пока он ищет фотосюжеты, мы начнем подготовку к спуску в пещеру изучением плана-схемы, составленного в 1999 году.

07 . Уже дома, после поездки, я нашел более позднюю схему, датируемую 2004 годом и сделанную некой группой Беркута. Если внимательно сравнить обе топосъемки, то самая большая и очевидная разница будет заметна в привходовой части пещеры. На лицо серьезное обрушение и утрата части подземных полостей. При этом у "беркутовцев" нарисовано много дополнительных участков, которых нет у Степкина, но при этом они помечены как заваленные. Меня этот факт очень озадачил и я попытался разыскать в сети контакты этих товарищей, чтобы уточнить откуда "дровишки". К сожалению, сайт группы благополучно загнулся, но кое-что мне удалось вытащить через archive.org . Об этом тоже чуть ниже.

08 . Артем первым спускается ко входу в пещеру и сообщает, что залаз такой узкий, что для того чтобы в него протиснуться, придется снять верхнюю одежду.

09 . Ну, погнали.
Каждый раз думаю, что надо завести привычку брать на залазы сменную одежду, но каждый раз возвращаюсь домой белый как медведь.

10 . Итак, после трёхметрового шкуродера начинается ракоход, а потом уже можно выпрямиться и в полный рост. Надо заметить, что данная пещера, в отличие от многих других в области, довольно подробно описывалась и исследовалась буквально со времён её создания. Более того, существует даже литературное произведение, в котором рассказывается о Гороховской пещере от лица одного из свидетелей её создания. Это рассказ В.К. Агапова "Терентьич" из книги "На среднем Дону", изданной в 1971 году. Самые интересные моменты, с вашего позволения, буду цитировать. Оговорюсь ещё, что в сети данной книги нет - мне пришлось искать её по библиотекам.

11 . Итак, Гороховской данную пещеру называют по ближайшему к ней селу Гороховка Верхнемамонского района. Правда, село находится на противоположном берегу Дона, имейте это ввиду, если соберетесь вдруг поехать по нашим следам. Правильней ориентироваться на населенный пункт Новая Калитва Россошанского района. Из нижеприведённой цитаты станет ясно почему второе название пещеры "Андреевская", когда она появилась и кто же был её первыми строителями. "Вон там, за Лысой горой, по крутым ярам, наши калитвяне всегда пасут овец, коров, волов, а дальше, за ярами, - Андреевская пустошь , Костевка. Там, в обрывистых меловых горах, над Доном, пастухи увидели пещеры. А было это весной, в тяжелый год Крымской войны. ( 1853-1856 г.г, но по другим сведениям пещеру начали рыть в 1859 году - прим. авт.) Слух о пещерах пронесся по всей округе. Толков было много. Главная удивительность - никто не мог видеть пещерокопателей. В те дни и пришел к пастухам странник с котомкой за плечами и рассказал: «Есть-де у нас святое место, где благодать господня постоянно пребывает и действует незримою рукою», - и указал на пещеры. Эта весть быстро полетела по слободам. Страшная суматоха сделалась на следующий день. А день тот был праздничный. Народу к пещерам собралось великое множество. Тут и объявились пещерокопатели. Они объясняли людям святость места и рассказывали о чудесах и видениях. Для примера, один из них уверял: «У меня страшно болела голова, я взял здесь землицы, приложил к темени, и голова тотчас перестала болеть, как будто бы с нее что свалилось». Люди с умилением слушали его, набожно крестились...

А кто их рыл? - допытывался я.

Рыл гороховский мужик Григорий Ведерников с братией... Обожди, и про него расскажу. Слушай дальше: народ со всей округи повалил в пещеры, неся деньгу, муку, сало, полотно, иконы... Нашлись и охотники помочь рыть пещеры. Зачинатели пещер еле успевали принимать приношения и распоряжаться помощниками, трудившимися во спасение души. Для Ведерникова была сделана особая келья. Он через окошечко принимал посетителей и объяснял, что приношение он делит на три равные части: одну часть для бедных, другую - для роющей братии, а третью - на самые пещеры... Появились набожные старухи, монахи, монашки, странники, калеки, продавцы свечей, ладана, пузырьков со слезой богородицы... "

12 . Позволю себе еще раз вернуться из пещеры на верх - к Василию и пейзажам. Отличное нашлось описание этих мест и похожей погоды в романе В. Барабашова "Белый клинок". Ну почему я не писатель и не умею так живописать? "От Старой Калитвы, разбросавшей дома по крутым меловым буграм, Дон широкой петлей забирает влево, к Новой Калитве, катит сумрачные холодные волны к югу. Калитвянское левобережье - в густых зарослях дубняка и орешника; лес, припорошенный первым снегом, стоит угрюмый и безмолвный. Между слободами, по правому берегу, раскинулся просторный пойменный луг, изрезанный с одной стороны глубокой, со студеными ключами речонкой, Черной Калитвой, а с другой - рыжей стылой дорогой. По Дону прошла уже шуга, застыли мелководье и заводи, мерз во льду камыш. Но середина реки по-прежнему свободна от льда; над Доном поднимался белесый туман, и в этом тумане трудно разглядеть то плывущую вверх дном плоскодонку, то труп лошади, то красноармейскую папаху… Висли над округой низкие брюхатые тучи, сыпался с неба легкий, несмелый еще снег, тянул по низу ветер, разбойничьи посвистывая в голых ветвях прибрежного лозняка, налегая лихой рябью на сонные, неторопливые волны Дона ."

13 . Но вернемся в пещеру. "...О пещерах стали говорить каждый день. Молчало одно только духовенство калитвянской церкви. Предвидя урон в своих доходах, попы потребовали от начальства запретить поклонение недозволенной святости и пещеры закрыть. Но тут нашлись бывалые люди, они всем встречным стали задавать опросы: почему закрыть? Ведь это божье дело? Полицейские меры и увещевания священнослужителей оказались бессильными. О пещерах начали говорить на общественных сходках. Но и тут нашлись ловкие люди. Они грозили миру карой господней за нерадение спасти душу свою. Они приводили пример, что пятьдесят лет назад вот так же трудно зачинались пещеры ныне прославленного , что на основательницу этих пещер - монахиню Марию Шерстюкову - были гонения начальства. Ее таскали в Острогожский уездный суд. Когда же об этом узнал Император Александр Первый, то повелел: пещеры открыть и дать с казны денег на постройку в пещерах церковки с железным иконостасом. После этого сход не хотел слушать ни старшину, ни попов, потребовал не приглушать божье дело. Для будущей обители сход постановил отрезать живописный Андреевский клин, что под Холодной горой, десятин сорок. Было положено дать лесу для постройки небольшого храма, на правах домовой церкви построить трапезную и дом для паломников. А в пещерах шли службы. В молельной горели лампады и свечи, люди пели псалмы...

14 . Терентьич покачал головой:
- Народу там толклось видимо-невидимо. Признаться, я тоже ходил рыть эти пещеры. Бывало, в великий пост соберется партия человек сорок-пятьдесят, с лопатами, кирками, ломами, топорами, и трудимся дня по три во спасение души. Так длилось года три. А потом... - Терентьич брезгливо поджал губы и молчал довольно долго.
Ну, а что было потом? - нетерпеливо спрашивал я. - Дедушка, рассказывайте, что было потом.
- А потом, парень, оказалось, что одно кружение головы. Этот самый главный зачинатель пещер Ведерников стал попивать водочку и поглядывать на обитавших в пещерах вдовиц и монашек. «Сестры во Христе» начали шептаться между собой. Одна из них, калитвянская черничка Прасковья Лосевская, стала чаще появляться Григорию на глаза. И однажды он сказал ей с простодушным лукавством:
- Я так одинок!
Черничка, покачав головой, ответила:
- Грехи наши...
Он взял ее за руку и понизил голос до шепота:
- Приди ко мне вечерком, Паша, вдвоем поскучаем, погрустим. Я буду ждать.
В сумерках, когда богомольцы отошли ко сну, она пришла к Григорию и заночевала в его келье. После она вез носила ему жареную рыбу и медовые пряники. А через год в тех пещерах у монашки Прасковьи родился ребенок... Волостное начальство сообщило об этом воронежскому губернатору. Вскоре прискакали в пещеры полицейский пристав, урядники, старшина Павел Резников, сотские, арестовали Григория Ведерникова, разогнали всех обитателей и завалили вход в пещеры
".

15 . Здесь стоит сделать оговорку, что так живо расписавший в своем рассказе историю Гороховской пещеры Василий Ксенофонтович Агапов имя первого пещерокопателя изменил. За основу в своем рассказе он взял статью за авторством местного жителя Павла Кочергина, опубликованную в 1863 году в «Воронежских губернских ведомостях», в которой автор описывает пещеру и излагает историю ее создания. А в десятом номере «Воронежских епархиальных ведомостей» за 1884 год была опубликована другая статья, из которой мы узнаем реальные имена основателей. Ими были жители села Гороховка: Максим Курасов, Филимон Кондратьев и Митрофан Зимин. Так же несколько иначе выглядит и цель их работы: не обогащение, а спасение себя и других при строительстве пещер. На эту цель "сих крестьян навел <...> какой-то Митрофан из слободы , старец лет под сто, ходивший по сборам и потом умерший схимником будто в " .

16 . Интересна в статье при описании подземелья и информация о том, что один из рукавов пещеры выходил в степь, что вполне соотносится со схемой группы Беркута. В их отчете, который я чудом нашел в вебархиве, есть следующая полезная для нас информация, объясняющая, например, наличие колодца и келий на схеме: "В войну зимой там прятались от холода сначала немцы, потом подразделение итальянских альпийских стрелков. Так вот, когда наши стали наступать, те оттуда выскочить не успели и ушли вглубь системы. Наши, не забивая себе голову поисками, просто покидали гранат в идущий туда ход, вызвав обрушение потолков, и итальянцы оттуда уже не вышли. Когда мы прибыли на место, вход был обрушен и засыпан камнями - меловые горы разрушаются. Это видимо каждую весну такой сюрприз происходит, так что недалеко тот час, когда система сама по себе засыплется. Таким же обрушением, по словам местных жителей, засыпало проход к внутреннему колодцу системы - почти отвесный ход вниз к реке (Дону). На схеме он нарисован со слов местных жителей, как и кельи, путь к которым давно завален, но он есть точно ."

17 . Так же отчет ребят, на мой взгляд, несколько проясняет вопрос, которым я мучился во время нахождения в системе: почему в пещере такой неровный пол, если на потолке не видно никаких следов обрушения? "Нашли мы и тот злополучный ход в глубь горы, и начали его копать. Прорыли 3 метра, и поняли что одной нашей лопатой при ограниченном времени много не отроем - сами себя закопаем. Поэтому остановились. К тому же там дальше есть зал, тоже взорванный изнутри, который потребует больших усилий ." Думаю, кучи породы не вытаскивали, а складывали между колонн.

18 . "Кстати, места обрушений видны на поверхности, в виде характерных провалов. Но надо копать, и не одному, я полагаю ."

19. Кстати, о потолке. Пожалуй, это самые высокие своды в меловой церкви, что мне доводилось видеть. Думаю, метра 4-5.

20 . Но это не помешало посетителям пещеры оставить свои автографы даже на самой верхотуре.
Ума не приложу как они смогли это сделать! Смотрите на самый верх. Неужто лестницу-стремянку затаскивали?!

21 . На этой фотографии стоит обратить внимание на старинную краску из охры, которой украшены своды, на то, что Артема вдруг раздвоило, и на Артура и Аню, страдающих гигантоманией.

22 . Вообще, судя по количеству надписей на стенах и потолке, народу тут побывало изрядно.
Что-то про Сердюкова неразборчивое...

23 . Самая ранняя "современная" надпись 1932 года. Но на одной колонне изображены два необычных корабля (см. план-схему 1).

24 . По версии В. Степкина и Н. Писаревского, эти корабли по своей конструкции, а также стилю изображения могут быть отнесены к периоду не позднее XVII - нач. XVIII вв., что может означать, что Курасов и сотоварищи обнаружили уже существующие старинные пещеры и выдали себя за устроителей. Так что, не смотря на всю подробность исторической справки, может статься, что о судьбе Андреевской пещеры мы знаем только самую малость.

25 . Ну, а мы не стали больше беспокоить светом фонарей сладко посапывающих летучих мышей, и окончательно перепачкавшись мелом, выбрались наружу. А по пути домой посетили еще парочку интересных объектов, о которых я расскажу в следующий раз.

UPDATE от 18.01.2014: Поступила дополнительная информация о Гороховской пещере от человека, который, по его словам, был в ней раз 40 и изначально должен был к примкнуть к нашей экспедиции выходного дня, но не сложилось. Это

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

На этот раз главной целью нашего путешествия по Воронежской области были пещерные монастыри в Дивногорье и Костомарово.

Но ещё мы успели побывать в усадьбе Веневетинова в посёлке Новоживотинное и в прекрасном Воронежском океанариуме.

Акула в Воронежском океанариуме

Мы уже были прошлого года.

Крест на въезде в Воронеж

Тогда мы просто познакомились с городом (я там была и раньше, но очень давно, а он сильно изменился с тех пор), съездили в Рамонь и океанариум. Тогда были очень длительные прогулки по Воронежу. Мы ходили буквально целыми днями.

Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина, ул. Плехановская, 3

В этот раз были и прогулки и поездки. А главное – то ради чего ехали: пещерные монастыри.

Меловые холмы мы видели по дороге в Воронеж ещё за Верхним Мамоном

Ездили мы привычной командой (мой муж, я и наши младшие дети, 5 и 7 лет) и привычным для нас способом – на автомобиле.

Дорога в Воронежской области. Мост через реку Красная

Маршрут: Ростов-на-Дону – Воронеж – Дивногорье, Большие Дивы – Дивногорье, Малые Дивы (близ Селявного) – Воронеж – Костомарово – Новоживотинное – Воронеж – Ростов-на-Дону. 4 дня, из них 12 часов на дорогу до Воронежа и обратно (6 часов туда и столько же обратно). Общий пробег – 1 850 километров.

Центр Воронежа, улица Куколкина

Жили мы в Воронеже, в самом центре города, на улице Куколкина, в 2-комнатной квартире со всеми удобствами. Машину ставили во дворе под окнами.

Квартира, в которой мы жили по на улице Куколкина

В первый день гуляли по Воронежу.

Новая встреча со старым знакомым.

А ещё поднялись на самое высокое здание города, 100-метровый небоскрёб (москвичи, конечно, скажут, что это очень маленький небоскрёб, ведь высота здания МГУ – 240 метров вместе со шпилем).

Самое высокое здание Воронежа – бизнес-центр «Галереи Чижова» (100 метров)

Вход в бизнес-центр «Галереи Чижова» (100 метров)

Но об этом я расскажу отдельно. Как, впрочем, и обо всём остальном. А сейчас – просто краткий (хотя не такой уж и короткий) отчёт о том, что мы видели в эту поездку.

В первый день в Воронеже во время вечерней прогулки пошёл сильный дождь, а мы даже не взяли зонтики. Так что пришлось сначала прятаться под навес, а затем возвращаться домой. Зато мы видели полную двойную радугу над Воронежем.

Двойная полная радуга в Воронеже 12 июня 2014 года. Увы, верхней радуги только кусочек видно…

Это был очень хороший знак! Путешествие действительно удалось на славу!

Вторая радуга (верхняя) уже поблекла, но зато первую видно хорошо

Дивногорье, Большие Дивы и Малые Дивы

На второй день с утра мы поехали в Дивногорье, куда я мечтала попасть уже много лет. Находится это чудесное место в 140 километрах от областного центра (это если по дорогам, напрямую меньше, но по прямой можно только вертолётом), в Лискинском районе Воронежской области.

Дивногорье – название местности прекрасно отражает суть…

К сожалению, на первую экскурсию к 10 часам утра мы опоздали. Поэтому просто гуляли там до следующей экскурсии, до 12 часов.

Дивами называют такие большие меловые столбы

Зачем нам так необходима была экскурсия? Дело в том, что без неё не попасть в Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери.

Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери в Больших Дивах Дивногорья

Храм оправдал все мои ожидания. Я вообще обожаю пещерные храмы. А этот – просто чудо какое-то! Этот текст украден с сайта Дороги мира (сайт)!

Меловая лестница ведёт со второго яруса храма на первый

В Дивногорье мы провели целый день. Ведь это не только хутор и музей-заповедник, но и обширная местность. Она состоит как бы из двух частей, исторически и духовно связанных между собой.

Указатель на музей-заповедник «Дивногорье» и на Дивногорский монастырь

Первая – собственно Дивногорье с одноимённым хутором и музеем-заповедником «Дивногорье». Здесь находятся Большие Дивы – меловые столбы, в одном из которых и устроен пещерный храм.

Меловые столбы возвышаются над железной дорогой

Также тут есть Дивногорское подворье,

Дивногорское подворье с хуторским бытом

Маяцкое городище IX века,

геологический парк,

Фрагмент геологического парка в Дивногорье

красивейший меловой каньон

Меловой каньон в Дивногорье

и реконструированные хижины Маяцкого поселения в Археологическом парке.

Реконструированная хижина Маяцкого поселения в Археологическом парке

Вторая часть – это Дивногорский Свято-Успенский мужской монастырь.

Он расположен близ села Селявное, а от хутора Дивногорье до него ехать около 12 километров по не очень хорошим дорогам. Здесь находятся Малые Дивы с пещерным храмом Рождества Иоанна Предтечи.

Пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи, Малые Дивы, Дивногорье

Места потрясающе красивые. Дивногорье меня восхитило до глубины души. И это место понравилось мне больше всех в этом путешествии по Воронежской области.

Дивногорье. Пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи

Уезжать отсюда не хотелось. И я очень надеюсь, что мы вернёмся туда снова. Тем более, что мы видели только самые знаковые, главные достопримечательности Дивногорья. А чтобы увидеть всё, туда надо ехать на неделю, не меньше.

Причудливая Дива возле Предтеченского храма

В Воронеж в этот день мы вернулись около девяти часов вечера…

Костомарово: Спасский монастырь и пещерные храмы

На следующий день с утра поехали в Костомарово. Это – село в Подогорненском районе Воронежской области, в 170 километрах от Воронежа (опять-таки по дорогам).

Вид на Костомаровский Спасский монастырь с дороги

Здесь находится Костомаровский Спасский женский монастырь. Он довольно большой, с красивой территорией среди живописных меловых гор.

Монастырь состоит из целого комплекса пещер и трёх пещерных храмов, в числе которых великолепный Спасский собор.

Пещерный Спасский собор в Костомарово

Есть тут и современные храмы, часовни, кельи и прочие строения.

Храм в честь Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и пещеры справа

На вершине мелового холма, над монастырём, возвышается крест.

Крест на Голгофе в Костомарово

А по дороге к нему, слева от тропинки стоит часовня.

Часовня новомучеников российских и в память костомаровского блаженного старца Петра

Место очень красивое, с прекрасными окрестностями. Здесь мы пробыли также немало времени, вместе с дорогой туда и обратно – весь день.

Костомаровский Спасский монастырь

На четвёртый день отправились в село Новоживотинное, где жил поэт Дмитрий Веневитинов. Между прочим, родственник куда более знаменитого поэта Александра Сергеевича Пушкина. И к тому же – прототип Владимира Ленского в бессмертной поэме «Евгений Онегин».

Усадьба Веневитинова в Новоживотинном

Кстати, усадьба Веневитинова известна ещё и тем, что тут жила английская писательница Этель Лилиан Войнич. Да, та самая, которая написала роман «Овод». И если уж кто-то не читал ни одного стихотворения Веневитинова и вообще не слышал об этом поэте, то о романе «Овод» знает, кажется, любой. Он даже экранизирован. Английская писательница была гувернанткой в семье Веневитиновых.

Усадьба Веневитинова в Новоживотинном. XVIII век. Реконструкция. Макет

Село Новоживотинное находится в Рамонском районе Воронежской области, в 30 километрах от Воронежа. Доехали туда довольно быстро. И легко нашли музей. Приехали даже до открытия музея, поэтому погуляли ещё полчаса в парке дворянской усадьбы рода Веневитиновых.

Усадебный парк имения Веневитиновых

Парк небольшой, очень милый, с прудом и беседкой. Выходит к Дону.

Когда музей открылся, пошли осматривать сам особняк XVIII века. Просторный, со множеством интересных экспонатов, среди них – пианино, на котором играла Войнич.

Пианино, на котором играла Этель Лилиан Войнич

Прогулке по усадьбе Веневитинова также будет посвящён отдельный рассказ.

После посещения поэтического места мы отправились в морскую стихию – в Воронежский океанариум.

Вход в Воронежский океанариум

Мы там уже были в октябре прошлого года, но я ещё не успела описать свои восторги по этому поводу. Их и сейчас не меньше.

Зал с речными обитателями: осётры, щуки и другие

Океанариум действительно великолепный, большой, ухоженный, красиво оформленный, с богатой коллекцией обитателей. Территория – четыре с половиной тысячи квадратных метров!

Террариум с крокодилами, черепахами и водопадом

И снова мы гуляли по нему два часа, а могли бы и больше, если бы дети не устали. Абсолютно не хотелось уходить!

Большой аквариум с затонувшим кораблём и акулами

Больше всего нам понравились пингвины.

Пингвинарий

Детей от них было просто не оторвать.

Пингвины в Воронежском океанариуме очень весёлые и подвижные

А ещё восхитил большой тоннельный аквариум с акулами, проплывающими над головой.

Тоннель в Воронежском океанариуме

И небольшие морские аквариумы с красивыми и причудливыми рыбками.

Морской аквариум в Воронежском океанариуме

Ну и, конечно, как всегда, привезли из поездки сувениры – себе, родным и друзьям.

На этот раз материальной памяти так много, что про сувениры из Воронежа будет отдельный пост.

Моя тоже пополнилась, аж на пять экземпляров сразу.

Моя коллекция географических кружек пополнилась

Не удержалась, купила и необычную кружку из Маяцкого городища

А Вы были в Воронеже, Дивногорье, Костомарово, Новоживотинном и в Воронежском океанариуме? Какие впечатления?

Все материалы сайта «Дороги мира» - авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без письменного разрешения автора и администрации сайта.

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2014. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

——————-

Схожие записи:

«Приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною» — так описал эти красивые места писарь, сопровождавший в поездке митрополита Пимена, что посетил в конце XIV века земли, которые сегодня называются Воронежской областью.





Задолго до приезда Пимена, несколько миллионов лет назад, в этих местах простиралась бесконечная водная гладь, на дне которой медленно, но верно формировались меловые отложения. Песчинка складывалась к песчинке, а вода всё сильнее сдавливала их между собой. На смену отступившей воде пришли сильные ветры и те песчинки, что не успели сцепиться достаточно сильно, были развеяны над землей. А остальные стали Дивами — именно так прозвали местные жители меловые столбы, что возвышаются над меловыми холмами и бескрайними степями вдоль Дона и ослепляют глаза своей белизной. Дивы, от слова «дивный, чудесный», ведь кроме как чудом природы, это место не назовешь.

Сегодня высота холмов не превышает 30 метров, однако местность гордо называют дивногорской. Пусть местные холмы лишь во снах могут мечтать о лаврах Урала и Приэльбрусья, однако в своей многокилометровой глубине они хранят удивительные для средней полосы России достопримечательности — пещерные монастыри. Их начала копать в начале XVIII века местная жительница, сочтя это место достаточно уединенным для молитв и покаяния. Мел оказался очень податливым материалом, и вскоре многие жители окрестных деревень стали сооружать себе небольшие индивидуальные пещеры для бесед со Всемогущим. Некоторые становились отшельниками и оставались жить в этих пещерах, которые постепенно превратились в многоуровневые монастырские комплексы довольно внушительных размеров. А внутри до сих пор стоит та самая первозданная тишина, как будто холм всё ещё лежит на дне древнего моря.

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь






Дивногорский Успенский монастырь является, пожалуй, самым старым из трёх пещерных монастырей, построенных в меловых отложениях Воронежской области. Хотя учёные спорят до сих пор о датах основания всех трёх. Говорят, что первые иноки пришли сюда вместе с донскими казаками, что были посланы охранять здешние границы от татарских набегов. На высоком берегу, там, где быстрые воды Дона сливаются с тихой речушкой Сосной, первые поселенцы вырубили в одном из столбов церковь, а в соседнем — часовню. Затем появились несколько деревянных построек и даже несколько пушек, настолько сильно боялись монахи незваных визитов со стороны не только кочевников, но и местных странствующих воров. И те, и другие периодически сжигали постройки, однако монахи их с упорством восстанавливали. Постепенно жизнь в монастыре налаживалась, особенно после того, как сам царь Алексей Михайлович даровал всемилостивейшее разрешение поставить на территории обители водяную мельницу, которую не обложили оброком. Еще одну подарила монахам местная знатная вдовствующая особа, и за сто лет Дивногорский Успенский монастырь превратился в самую богатую обитель в здешних краях. Обитель была в милости Петра I и в немилости Екатерины II, а её знаменитую библиотеку большевики утопили здесь же, в водах Дона. Однако знаменит этот монастырь по сей день не только своей богатой историей, но и чудотворной иконой Сицилийской Божьей матери, которая была чудесным образом обнаружена на одном из столбов во времена строительства. Церковь её имени сегодня является единственной сохранившейся пещерной постройкой монастырского комплекса. Теперь церковь напоминает скорее полуразрушенный остов старинной рыцарской башни, которую по воле господина перекрасили в белый цвет. Она ярко выступает на холме, а от её основания можно подняться наверх, на панорамную площадку, на вершину 180-метровой горы, откуда открывается вид на окружающие степные просторы и долину реки Сосна. Находясь на вершине горы, можно расслышать необычное эхо от ног при ходьбе по меловой горе, внутри которой имеются пустоты.

Действующий мужской монастырь

Год основания: 1653

Как добраться

Воронежская область, Лискинский район, село Дивногорье

GPS координаты: 50.979775, 39.317331

От станции «Воронеж» до станции «Лиски», далее станция «Лиски—Острогожск» или «Лиски—Алексеевка» до платформы «Дивногорье»

Трасса М-4 «Дон», 60 км от Воронежа в направлении Лисок. От Лисок через мост до села Пухова, второй поворот через железную дорогу до села Селявного и по указателям на музей «Дивногорье». Парковка расположена в нескольких сотнях метров от обители.

Белогорский Воскресенский монастырь







Белогорский Воскресенский монастырь был основан женщиной, местной жительницей, которая получила благословение на монашеские труды в Белогорье. Она и несколько её подвижников принялись весьма энергично производить раскопки внутри меловых столбов. Говорят, что в результате было выкопано около двух километров пещер. Однако деятельность женщины не очень нравилась её односельчанам, вот только история умалчивает почему. Зато доподлинно известно, что спор о необходимости создать храм в здешних местах, разрешил сам царь Александр I, одарив бедную женщину за старания немалым денежным вознаграждением. В его честь хозяйка меловых туннелей выкопала настоящий пещерный храм, дав ему имя Александра Невского, покровителя царя. Вскоре женщина умерла, а построенная обитель стала мужской. Постепенно всем постройкам архитекторы придали византийский облик, который как можно лучше подчеркивал природные ярко-белые меловые стены. На протяжении XIX века здесь существовала школа для мальчиков, в которой преподавал сам настоятель. Однако с приходом советской власти все исторические постройки были полностью уничтожены. По местной легенде, все большевики, участвовавшие в разрушении древней святыни, скоропостижно скончались от редкой и страшной болезни. Пещеры служили надёжным укрытием для местных партизан во время Великой Отечественной, а в наше время сюда вернулись монахи и копотливо восстанавливают утраченное. Сегодня пещеры Белогорья считаются самым крупным монастырским подземельем в России, созданным искусственным образом.

Действующий мужской монастырь

Год основания: 1796

Как добраться

Воронежская область, Подгоренский район, село Белогорье, хутор Кирпичи

GPS координаты: 50.471008, 40.036454

С ж/д вокзала «Воронеж» до станции «Подгорное», затем любым автобусом на Павловск. Выйти нужно, не доезжая Павловска, в селе Белогорье.

Трасса М-4 «Дон», со стороны Воронежа, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо до Белогорья, а затем до хутора Кирпичи около 3 км.

Спасский пещерный монастырь в Костомарово






C Костомаровским Спасским монастырём история поступила ровно наоборот: обитель, основанная малоросскими иноками постепенно стала женской. Никто не знает доподлинно, когда в этих местах появились первые пещеры и кем были первые строители. Есть версия, что места эти гораздо более древние, чем говорят официальные источники. Поэтому до сих пор самые упрямые историки ищут здесь самую древнюю обитель, из которой православие распространилось по всей Руси. Но есть и совсем иное мнение: издревле пещеры эти облюбовали донские разбойники, во главе со знаменитым Костомаром, что утонул в местном озере. Его именем была названа богатая слобода Костомарово. Историю обители нельзя назвать очень яркой и интересной, по сравнению даже с двумя соседними пещерными монастырями. Однако на её территории, как глубоко внутри, так и на поверхности, находятся три весьма необычных объекта, которые интересны, в первую очередь, как неординарные строительные объекты. Во-первых, глубоко под землёй находится огромный пещерный храм. Фотографировать в нём строго запрещено, поэтому оценить его настоящие габариты весьма сложно. Однако бытует мнение, что на больших праздничных службах здесь помещается до двух тысяч человек. Храм чем-то похож на амфитеатр, его своды покоятся на 12 столбах, а по периметру можно увидеть проходы в кельи монахов-затворников. Также в подземной части расположена пещера Покаяния. Для того, чтобы в неё попасть, придётся преодолеть очень узкий коридор, потолок которого постепенно снижается, и при входе в пещеру поза становится неизменно преклоненная. А на поверхности находится самое древнее и самое прекрасное строение монастырского комплекса — Спасский храм, строительство которого датируют XVIII-XIX веками. Храм представляет собой комплекс из двух, стоящих недалеко друг от друга меловых столбов-див, его помещения располагаются внутри столбов, а между ними перекинута изящная звонница. Внутри храм хранит ещё одно маленькое чудо размером в человеческий рост. Это икона под названием «Благодатное небо» была написана на рубеже XIX-XX веков на цельном листе железа.

Действующий женский монастырь

Год основания точно не известен

Как добраться

Воронежская область, Подгоренский район, Костомарово

GPS координаты: 50.681538 39.749896

С ж/д вокзала «Воронеж» электричкой, следующей в Россошь, до станции «Подгорное». Оттуда — на автобусе до села Костомарово.

Трасса М-4 «Дон», со стороны Воронежа, свернуть на Лиски из Лисок — в Каменку. Далее следовать через сёла Сончино и Юдино до Костомарово.

Спасский монастырь близ села Костомарово находится километрах в сорока юго-восточнее музея-заповедника "Дивногорье" опять же вблизи реки Дон. Однако сам монастырь расположен не на берегу Дона, а в глубокой Костомаровской балке. О времени образования монастыря ходят легенды. Говорят, что место для него выбрал сам апостол Андрей. Ему эта местность показалась очень похожей на Голгофу. Историки не очень уверенно считают датой основания монастыря VIII-IX века н.э. В это время в православной Византии проходила богоборческая кампания против еретиков, которые, перебежали в эти места и основали монастырь. Похоже, даже приблизительно, дату основания никто не знает. Этот вопрос видимо ждёт своих исследователей. К примеру, не очень далеко от этих мест на берегу Северского Донца (Украина) расположен Святогорский пещерный монастырь. Недавно в некоторых его пещерах проводились раскопки и исследования. Был сделан вывод - первые люди начавшие копать там пещеры были совсем не христианами, и произошло это очень давно. Так что и Спасский монастырь возможно очень древний. Сейчас в монастыре два действующих пещерных храма, не считая часовни, но двухпрестольный Спасский некоторыми исследователями рассматривается как два храма. Другой храм Серафима Саровского построен в 1903 году. Помимо церквей здесь есть ещё несколько пещер Костомаровских старцев.
По моим наблюдениям меловая порода в Костомарово на редкость мягкая и белоснежная. Поэтому она более подвержена проникновению влаги и образованию зелёных водорослей. В самих храмах это практически незаметно, там всё очень аккуратно и ухожено - на меловых стенах вырезаны красивые иконы-барельефы. Постоянно идут службы, поэтому что-либо снять было невозможно. То, что вы увидите, снято в пещерах Костомаровских старцев. Эти подземелья очень страдают от влажности, хотя даже зимой температура в них не падает ниже +13,+14 градусов. Говорят, что эти старцы имели такой вид, что старались не показываться на глаза прихожанам, чтобы не напугать их. В одной из пещер жил "столпник", который был постоянно прикован к меловой стене и спал, повисая на цепях. Не удалось снять самую длинную из этих пещер - пещеру Покаяния. В её стены вмурованы небольшие, но очень искусно сделанные керамические иконы, которым влага нипочём. На стенах Спасского храма находятся мозаики, которые тоже не боятся влажности. О длине подземных ходов у исследователей, похоже, тоже представления очень смутные. Говорят, кольцевой ход вокруг храма имеет длину 2 км. В годы немецкой оккупации в этих подземельях прятались советские солдаты. После освобождения Сталин разрешил верующим восстановить Спасский храм, но при Хрущёве он опять был закрыт. Восстановили его совсем недавно. Сейчас здесь женский монастырь. Добираться в Костомарово без машины не очень удобно, однако, организуются автобусные экскурсии, есть стоянка, строятся гостиницы для паломников.
Далее наши планы были посетить пещерный монастырь в Белогорье, но это не удалось, отчасти из-за проливного дождя и общей усталости, хотя уже в кромешной темноте GPS нас всё-таки вывел на окраину Белогорья...
Ладно, Белогорье оставим на будущее.
И в заключение следует сказать, что это только самые известные пещерные церкви. До революции 1917 года в Воронежской области было около четырёх десятков пещерных храмов, многие из которых впоследствии были разрушены или взорваны.

Давно известно, что успех в любом деле зависит от двух составляющих: трудолюбия и полноценного отдыха. Иногда в жизни человека наступает момент, когда, чтобы отвлечься от проблем и суеты внешнего мира, уже недостаточно одного пляжа и теплого солнца. Хочется чего-то большего, расслабиться не только телом, но и ощутить покой в душе. В поисках умиротворения многие приезжают в живописное село Костомарово. Воронежская область, карта которой представлена в статье, изобилует прекрасными ландшафтами. Но некоторые из районов заслуживают отдельного внимания. Именно об одном из таких мест и пойдет речь далее.

Месторасположение

Село Костомарово раскинулось среди меловых обрывов Донского Белогорья. Оно проходит по Среднерусской возвышенности. Населенный пункт расположен на (карта Воронежской области позволит сориентироваться в этом вопросе). Здесь находятся меловые столбы-останцы, в просторечии называемые Дивами, которые были образованы в результате эрозии. А по балочным и речным склонам зияют входы в знаменитый комплекс Костомаровских пещер. Наиболее живописным местом Среднерусской возвышенности являются высокие участки правобережья, известные как Донское Белогорье. Высота меловых скал на правом берегу Дона достигает 242 м. На склонах Костомаровской балки на небольшом удалении друг от друга находятся 8 пещер. Большинство из них прорублено в мело-мергельных породах. В основаниях див сосредоточены входы в пещерный храм во имя Преподобного Серафима Саровского, Спасский храм, в близлежащую келью и обрушенную пещеру рядом с дивой.

Мирская обитель

Чтобы найти умиротворение и ощутить безмятежность тишины, не обязательно ехать в горы Тибета. В семистах километрах от столицы нашей страны, недалеко от Дивногорья, находится православная русская жемчужина - Спасский монастырь в Костомарово Воронежской области. По легенде, первые древние христиане пришли сюда в VIII в. Уникальные красоты Придонья вдохновили их на создание обители самосовершенствования и душевного покоя. Именно здесь, скрываясь от гонений, в древние времена обретали мир отшельники. Позднее, в период церковной унии на Украине, в меловых пещерах селились монахи-беженцы. Тогда же ими был основан Костомаровский Спасский монастырь, который изначально использовался как келья в Белогородском мужской обители. Архитектура пещер тесно переплетается с мотивами здешней природы. Меловые столбы, пещеры и земли, иссушенные лучами палящего солнца, - все это, объединившись в единый пейзаж, напоминает святые места христианства - Палестину, Фавор, Голгофу, Гефсиманию...

История развития

Просуществовал 7 веков. Во время революции в 1917-м его закрыли. Но несмотря на это, часть священнослужителей осталась жить в пещерах. Последним их обитателем был старец Петр (Еремеенко), ныне прославленный как священномученик в лике святых. Перед началом Великой Отечественной его отправили в тюрьму, в стенах которой монах и скончался. В военное время пещеры использовали в качестве бомбоубежищ. Затем, после Победы, Спасский монастырь открыли для жителей местных окрестностей как храм. Однако вскоре из-за Хрущевских гонений на церковь его вновь закрыли. Причиной этого стала неудовлетворительная оценка существовавших в монастыре условий. Комиссия их посчитала не отвечающими санитарно-гигиеническим нормам. Местное население также относилось к обители с открытой враждебностью: были сожжены церковные постройки, разрушены некоторые меловые столбы, старинные иконы использовались детьми вместо ледянок. Костомаровский Спасский монастырь был официально возвращен Русской Православной церкви спустя 80 лет после окончания Октябрьской революции. Восстановлением святой обители занимались три монахини - Иоасафа, Серафима, Дионисия. Своими силами они возродили старые, построили новый, а также позаботились о дороге и гостинице для паломников.

Особенности посещения

Доехать до села Костомарово (Воронеж) из Москвы можно через г. Лиски, где под открытым небом находится музей-заповедник "Дивногорье". В город ходит несколько поездов с Курского и Казанского вокзалов. Из г. Лиски - на автобусе, электричке или такси (примерная стоимость - 400 руб.). Для посещения обители женщинам положено надеть длинную юбку, получить которую можно прямо у входа в монастырь. Здесь же находится водоколонка с небольшой звонницей.

Храм Спаса Нерукотворного образа

Взоры прибывающих паломников и туристов еще издалека притягивает виднеющийся силуэт величавого собора. Вход в него образуют две известняковые горы, увенчанные золотым и багряным куполами и звонницей между ними. Летом, когда церковные кресты сияют в лучах яркого солнца на фоне лазурного неба, меловые дивы смотрятся особенно эффектно. Весь собор Спаса Нерукотворного образа располагается под отвесной меловой скалой и неизменно впечатляет своими размерами - он способен одновременно вместить около 2 тысяч прихожан. Потолок храма держат несколько колонн 12-метровой высоты. Позади собора находится придел мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Попасть туда можно по открытому переходу. Далее располагаются братская усыпальница, затворническая келья и часовенка. Экскурсии по собору проводят сами монахини. Здесь можно увидеть Даже сегодня на ней видны следы от выстрелов, которые были получены святыней в годы гонений на церковь.

Воронежская обл. Пещеры

По склону горы разбросаны входы в небольшие гроты, в которых некогда жили монахи. Во времена возрождения монастыря их укрепили и отреставрировали. Однако сегодня на поверхности стен, покрытых шпаклевкой, уже появляется плесень. Особый интерес вызывают пещеры столпников, представляющие собой крохотные вертикальные закутки, в которых невозможно ни лежать, ни сидеть. Для смирения своей плоти монахи могли находиться в них по несколько лет. На время сна они укрепляли свое тело крюками, вбитыми в стену.

Храм во имя Серафима Саровского

Этот собор в Костомарово (Воронежская область) был основан сравнительно недавно - в начале XX столетия. Как правило, днем здесь никого нет. В это время можно прийти, помолиться в одиночестве. Скалистую крышу храма облюбовали ласточки...

Пещера покаяния

Еще одна достопримечательность на территории обители села Костомарово (Воронежская область) - Пещера покаяния. Она находится в конце Паломнической тропы и представляет собой узкий длинный туннель, на стенах которого висят иконы и освещающие путь свечи. По мере продвижения вперед потолок постепенно снижается, чтобы шедший по нему мог еще раз склонить голову перед Господом. Выход туннеля расположен в келье, где раньше монахи принимали исповедь прихожан. До революции сюда с покаянием приезжали люди с особенно тяжким грехом, и после исповеди монахи назначали им епитимию.

Другие святыни

Спасский монастырь расположен на склоне горы, именуемой "Голгофой". На самой ее вершине стоит большой крест, с которым связана давняя традиция. Считалось, что если в его щель поместить записку с заветным желанием, то оно непременно исполнится. Но сегодня, по просьбам монахинь, записки оставляют на подоконниках находящейся рядом часовни Распятия Господня.

Самая молодая церковь на территории монастыря - Взыскание погибших, освященная в честь иконы Божьей Матери. Она была построена под покровительством местного епископа у самого подножия горы "Голгофа". Именно здесь хранится Костомаровская икона Божией Матери, написанная Шокоревым на рубеже 19-20 столетий. Зимой в церкви проходят богослужения. Обитель далеко не единственная достопримечательность Костомарово. Воронежская область может похвалиться и другими, не менее интересными уголками. В двух километрах от этого удивительного, духовно богатого места, на самом берегу Дона, бьет который был посвящен Тихвинской иконе Божьей Матери. В г. Лиски раскинулся огромный заповедник "Дивногорье" с пещерными Дивами и монастырем.