Презентация по теме немецкая классическая философия. Презентация на тему: Немецкая классическая философия

ЛЕКЦИЯ 10.

Философия Возрождения и Нового времени

(Немецкая классическая философия).

1. Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете о немецкой классической философии».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Немецкая классическая философия.

2.3. Самостоятельная работа.

3. Повторение пройденного.

3.1. Опишите эпоху Возрождения.

3.2. Дайте определение гуманизма.

3.3. Дайте определение антропоцентризма.

3.4. Дайте определение индивидуализма.

3.5. Дайте определение рационализма.

3.6. Дайте определение эмпиризма.

4. Изучение нового материала.

4.1. Сегодня мы рассмотрим немецкую классическую философию и ее основных представителей, которые в своих исследованиях нашли новый подход к человеку. Под запись. «Классическая немецкая философия – период в развитии немецкой философии конца 18-начала 19 вв., в течение которого в ней последовательно появились: немецкий классический идеализм (основатель - И. Кант, продолжатели – И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель) и материализм Л. Фейербаха. Главным достижением этого периода было создание логики развития - диалектики. Философы этой группы продолжали развитие теории познания, исходя из автономности человека и мира культуры относительно природы. В их трактовке мир культуры вводится из деятельности человеческого духа, при этом мыслящий субъект оказывается основой мироздания.

Иммануил Кант (1724 - 1804) является основателем немецкого классического идеализма. Если докантовская логика фактически рассматривала процесс формального доказывания того, что и так было известно, то логика И. Канта, изучая правила образования суждений, обратилась к взаимоотношениям субъекта и объекта, отношению познающего человека к объективному миру. Процесс познания у Канта оказывается активным процессом творчества, созидания, синтеза нового содержания.

Основа учения И. Канта – понятие «вещи в себе», т.е. вещи, как она существует сама по себе (или «в себе»), в отличие от того, какой она является «для нас» - в нашем познании. Теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно «вещи в себе». В области науки это пространство и время (они же – формы созерцания), в философии – это Бог, бессмертие и свобода определения человеческих действий. По Канту, наука, углубляясь в сущность мира, фактически уточняет законы самого познания. Наука может быть и безграничной (отсутствие ограничений для эмпирической науки) и ограниченной (научное знание не может выходить за пределы логических форм, путем которых происходит объективное познание реальности). Кант заложил основы т.н. агностицизма, т.е. учения о непознаваемости мира. Внешний мир воздействует на наши чувства, наполняя их хаосом впечатлений. Но после упорядочения хаоса формами созерцания и категориями (единство, множество, цельность, реальность, отрицание и т. д.) мы уже имеем дело с собственным опытом. Мы видим внешний мир не таким, каков он есть на самом деле, но таким, как его представляют нам наши впечатления. Следовательно, мир непознаваем.

Основным законом этики Кант провозгласил внутреннее повеление (категорический императив), требующее поступать всегда согласно принципу, который мог бы стать и всеобщим законом (или: поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству - в своём лице и лице другого - как к цели, а не только как к средству). Кант доказывал, что без свободы нет нравственного поступка. В основе человеческой свободы лежит способность человека самому определять свои поступки и делать собственный выбор. Но свободу при этом следует отличать от произвола как удовлетворения случайных прихотей и желаний. Нравственность не может быть обусловлена ни расчетом, ни выгодой, ни стремлением к счастью или наслаждению. Нравственное поведение вообще не может иметь внешних мотивов. А в качестве единственного внутреннего мотива такого поведения признается только долг. Нравственно человек поступает тогда, когда действует вопреки склонности, расчету и т. п. В учении Канта вопрос веры и вопрос нравственности оказывается одним и тем же вопросом. А постулаты «Бог существует» и «Моя душа бессмертна» становятся этическими постулатами.

Понятие красоты Кант связывает с целесообразностью. Существует внешняя целесообразность (предмет познания соразмерен нашим познавательным силам) и внутренняя целесообразность (пригодность предмета или существа для достижения определенной цели; сила и выносливость быка пригодна как людям, так и ему самому). Именно внутренняя целесообразность, согласно Канту, составляет источник прекрасного. Однако эстетическое отношение возникает у человека отнюдь не всякий раз, когда он сталкивается с чем-то внутренне целесообразным. Условием эстетического восприятия должна быть незаинтересованность в этом предмете с практической точки зрения. Созерцание прекрасного должно давать, по Канту, незаинтересованное удовольствие, которое мы получаем главным образом от формы созерцаемого предмета. Второе условие эстетического отношения связано с тем, что это именно чувство и переживание красоты. Красота, по Канту, есть переживание целесообразности предмета без представления о цели. Рассудок убивает красоту, ибо он разлагает целостность предмета на его отдельные детали, пытаясь проследить их связь. Восприятию красоты поэтому нельзя научить. Но чувство красоты возможно воспитать на основе общения с гармонично организованными формами. Гармоничная форма, по Канту, - это и есть «целесообразное без цели».

Георг Гегель (1770 – 1831) перешел от субъективного идеализма И. Канта к объективному идеализму. В соответствии с его теорией, духовная культура человечества есть постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида сокращённо воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с акта наименования чувственно-данных «вещей» и кончая «абсолютным знанием», т. е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития, - развитием науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем. «Абсолютное знание» есть не что иное, как логика. Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа» получает название абсолютной идеи. Объявляя мышление «субъектом», т. е. единственным творцом всего духовного богатства, развитого историей, Гегель сближает понятие идеи с понятием бога. Однако, в отличие от бога, идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне-закономерная необходимость. В целом Гегель создал философское обоснование религии, выведя доказательство существования Бога.

Г. Гегель является создателем систематической теории диалектики, учения о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Единство противоположностей состоит в том, что существуют полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (если есть левое, должно быть и правое) и исключают один другой (зло имеет иные свойства, нежели добро). Борьба противоположностей состоит в том, что всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие, которое непрерывно разрешается и воспроизводится и осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива. При этом только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Отойдя от гегелевского идеализма, встал на позиции материализма, поставив в центр исследований человека как материального объекта и одновременно мыслящего субъекта. Причина религиозных верований, по Фейербаху, коренится в «природе человека» и условиях его жизни. Первоисточник религии Фейербах усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выхода в порождаемых фантазией надежде и утешении – так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. Почему, отмечает Фейербах, Бог, согласно христианскому вероучению, есть Любовь? А потому, утверждает он, что любовь есть сущностное свойство самого человека. Любовь является неистребимым желанием человека, и потому он ее обожествляет.

В своих поздних работах он критикует не религию как таковую, а ложные и отчужденные формы проявления «религиозного чувства», к которым он относил традиционные формы религиозных верований. Но преодоление этих форм, включая христианство, должно привести к возвращению религиозному чувству «истинной формы». Религиозное чувство, таким образом, оказывается особым высшим чувством человека. Основой подлинной религии, согласно Фейербаху, является любовь к другому человеку.

В теории познания Фейербах выдвигал на первый план опыт как первоисточник знания и подчёркивал взаимную связь чувств, созерцания и мышления в процессе познания. Он считал, что чувства человека способны фиксировать существенное в окружающем нас мире. Признав изначальную разумность наших чувств, Фейербах устанавливает связь между чувственной и рациональной ступенями познания. Он увидел универсальный характер чувств человека. Таким образом, своеобразие человеческого чувственного созерцания Фейербах видит в том, что человек способен не только видеть, слышать, ощущать, но также чувствами понимать воспринятое».

4.2. Самостоятельная работа на уроке. Перейдите по ссылке http://bse.sci-lib.com/article058616.html, прочитайте текст и запишите в тетрадь достижения И. Канта в «докритический» период его деятельности.

Предварительный просмотр:

ИММАНУИЛ КАНТ: Теория познания («вещь в себе»)

ИММАНУИЛ КАНТ: Теория познания (агностицизм)

ИММАНУИЛ КАНТ: Этика и Эстетика

ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ: Объективный идеализм

ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ: Диалектика

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ: Антропологический материализм

Самостоятельная работа на уроке

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Слайд 2

1. Общая характеристика немецкой классической философии. 2. Критическая философия И. Канта. 3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга. 4. Объективный идеализм Г. Гегеля. 5. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Слайд 3

Общая характеристика немецкой классической философии.

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

Слайд 4

В немецкой классической философии были представлены три ведущих фи­лософских направления: Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем: 1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения; 2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат; 3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

Слайд 5

Критическая философия И. Канта

Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.

Слайд 6

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докри­тический» и «критический». В «докритический» пе­риод И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом. В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эсте­тики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундамен­тальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практиче­ского разума», «Критика способности суждения».

Слайд 7

Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное позна­ние, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инст­рументом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность. И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной дея­тельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».

Слайд 8

Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи напол­няют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

Слайд 9

«Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону». И.Кант

Слайд 10

Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга

Иоганн Го́тлиб Фихте (1762) немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта.

Слайд 11

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права». Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым момен­том философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой · «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает, · «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внеш­нюю окружающую действительность (антитезис), · «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вмести­лища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».

Слайд 12

Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм. Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии при­роды», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первона­чало всего.

Слайд 13

Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (1775) Немецкийфилософ. Был близок йенским романтикамВыдающийся представитель идеализма в новой философии.

Слайд 14

Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию ка­кой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действи­тельности как необъяснимого хаоса.

Слайд 15

Объективный идеализм Г. Гегеля

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников. Основной заслугой Гегеля является разработанные им: - теория объективного идеализма; - всеобщий философский метод – диалектика.

Слайд 16

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права». В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способно­стью творить.

Слайд 17

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: · субъективный дух – душа, сознание отдельного человека; · объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское обще­ство, государство; · абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

Слайд 18

Г. Гегель высказал немало рациональных философско – методологических и научных идей (необходимость единства философского и частнонаучного изуче­ния природы; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный прогресс).

Слайд 19

Социально-философская концепция Г. Гегеля заслуживает самого присталь­ного внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии исто­рии» Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием историче­ской закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономер­ный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой истории есть, по Г. Гегелю, прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

Слайд 20

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах.

Слайд 21

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы: · единственно существующими реальностями является природа и чело­век; · человек является частью природы; · человек есть единство материального и духовного; · человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии; · идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; · Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека; · природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема; · все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления мате­рии.

Слайд 22

В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения: · Бога как самостоятельной реальности нет; · Бог – порождение сознания человека; · мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты; · Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума; · религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью; · корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

Слайд 23

В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человече­ский разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.

Слайд 24

С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как ме­тафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность), приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.

Слайд 25

Вывод

Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII – XVIII вв.

Слайд 26

Достижение немецких философов заключается в том, что именно они раз­работали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через ан­титезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и при­роды. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.

Посмотреть все слайды

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Презентацию на тему "Немецкая классическая философия" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 26 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

Общая характеристика немецкой классической философии.

Слайд 4

В немецкой классической философии были представлены три ведущих фи­лософских направления: Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем: 1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения; 2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат; 3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

Слайд 5

Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.

Критическая философия И. Канта

Слайд 6

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докри­тический» и «критический». В «докритический» пе­риод И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом. В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эсте­тики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундамен­тальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практиче­ского разума», «Критика способности суждения».

Слайд 7

Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное позна­ние, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инст­рументом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность. И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной дея­тельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».

Слайд 8

Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи напол­няют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

Слайд 9

Слайд 10

Иоганн Го́тлиб Фихте (1762) немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта.

Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга

Слайд 11

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права». Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым момен­том философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой · «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает, · «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внеш­нюю окружающую действительность (антитезис), · «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вмести­лища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».

Слайд 12

Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм. Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии при­роды», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первона­чало всего.

Слайд 13

Слайд 14

Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию ка­кой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действи­тельности как необъяснимого хаоса.

Слайд 15

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников. Основной заслугой Гегеля является разработанные им: - теория объективного идеализма; - всеобщий философский метод – диалектика.

Объективный идеализм Г. Гегеля

Слайд 16

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права». В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способно­стью творить.

Слайд 17

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: · субъективный дух – душа, сознание отдельного человека; · объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское обще­ство, государство; · абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

Слайд 18

Слайд 19

Социально-философская концепция Г. Гегеля заслуживает самого присталь­ного внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии исто­рии» Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием историче­ской закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономер­ный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой истории есть, по Г. Гегелю, прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

Слайд 20

Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах.

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Слайд 21

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы: · единственно существующими реальностями является природа и чело­век; · человек является частью природы; · человек есть единство материального и духовного; · человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии; · идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; · Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека; · природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема; · все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления мате­рии.

Слайд 22

В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения: · Бога как самостоятельной реальности нет; · Бог – порождение сознания человека; · мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты; · Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума; · религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью; · корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

Слайд 23

В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человече­ский разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.

Слайд 24

С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как ме­тафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность), приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Слайд 2

Немецкая философия конца XVIII - первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем: разработка диалектического мировоззрения; немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат; рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

Слайд 3

Иммануил Кант (1724-1804) -немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Он соединил в себе, как никто другой, спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается вершиной всей истории философии до XX века.

Слайд 4

Иммануил Кант

Все творчество Канта условно делится на два периода: докритический и критический. I этап (1747-1755 годы) - Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью, 1) разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.), 2) выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения; 3) выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете. II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) - занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Слайд 5

Этика Иммануила Канта

Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Существует две формулировки категорического императива: «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»; «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда - как к средству». В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения: Человек как явление; Человек как вещь в себе.

Слайд 6

Гегель Георг Вильгельм Фридрих(27 августа 1770, Штутгарт - 14 ноября 1831, Берлин) - немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Основные труды: «Наука логики» «Феноменология духа» «Основания философии права» «Философия истории» «Философия религии» «Философская пропедевтика»

Слайд 7

Философия Гегеля

Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. По Гегелю абсолютна идея в своем развитии проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления" - Логика; 2) развитие идеи в форме "инобытия", т.е. в форме природы - Философия природы; 3) развитие идеи в мышлении и истории - Философия духа.

Слайд 8

Логический метод Гегеля

Гегелевский метод состоит в последовательном порождении понятий друг другом. Очевидно, он должен иметь начало: должно существовать некое первичное понятие, категория, из которой можно было бы последовательно вывести все прочие категории и которая в то же время сама уже не была бы опосредована, определена ничем другим. Такой категорией является бытие. Начало должно быть едино и зависеть только от самого себя. Начало не может иметь определений, так как еще нет ничего, через что его можно было бы определить, нет никакого другого. Гегель называет свой метод спекуляцией. Гегель начинает движение своего метода, в процессе которого будет последовательно порождено все богатство философской теории и, шире, цветущее многообразие всего универсума.

Слайд 9

Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х (1804-1872)- выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. Основные труды: «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833) «Мысли о смерти и бессмертии» (1830) «Сущность религии» «Основы философии будущего»

Слайд 10

Философия Фейербаха

Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум - второй, человек - третьей и последней». Фейербах убеждён, что чувственность - единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания.

Слайд 11

Антропологический материализмФейербаха

Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого »Я».

Слайд 12

Маркс и Энгельс

Карл Ге́нрих Маркс (1818-1883) - немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы Фри́дрих Э́нгельс (1820-1895) - немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.

Слайд 13

Диалектический материализм Маркса и Энгельса

Диалектический материализм- философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени. Согласно диалектическому материализму, материя - единственная основа мира, сознание - свойство материи, движение и развитие мира - результат преодоления его внутренних противоречий. Диалектический материализм является составной частью марксистской теории, а не самостоятельным философским учением.

Слайд 14

Принципы материализма

1) принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление); 2) принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; («Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». - К. Маркс, «К критике политической экономии») 3)принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика; 4)принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов; 5)принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества; 6)принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой общества - с другой.

Слайд 15

Слайд 16

Посмотреть все слайды


Немецкая философия конца XVIII первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем: разработка диалектического мировоззрения; немецкая классическая философия значительно обогатила логико - теоретический аппарат; рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.


Иммануил Кант () - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Он соединил в себе, как никто другой, спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается вершиной всей истории философии до XX века.


Иммануил Кант Все творчество Канта условно делится на два периода: докритический и критический. I этап (годы) Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью, 1) разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности (« Всеобщая естественная история и теория неба », 1755 г.), 2) выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения; 3) выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете. II этап (начинается с 1770 или с х гг.) занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.


Этика Иммануила Канта Этическое учение Канта изложено в « Критике практического разума ». Существует две формулировки категорического императива: « Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»; « Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда как к средству ». В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения: Человек как явление; Человек как вещь в себе.


Гегель Георг Вильгельм Фридрих (27 августа 1770, Штутгарт 14 ноября 1831, Берлин) немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Основные труды: « Наука логики » « Феноменология духа » « Основания философии права » « Философия истории » « Философия религии » « Философская пропедевтика »


Философия Гегеля Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. По Гегелю абсолютна идея в своем развитии проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в " стихии чистого мышления " - Логика; 2) развитие идеи в форме " инобытия ", т. е. в форме природы - Философия природы; 3) развитие идеи в мышлении и истории - Философия духа.


Логический метод Гегеля Логический метод Гегеля Гегелевский метод состоит в последовательном порождении понятий друг другом. Очевидно, он должен иметь начало: должно существовать некое первичное понятие, категория, из которой можно было бы последовательно вывести все прочие категории и которая в то же время сама уже не была бы опосредована, определена ничем другим. Такой категорией является бытие. Начало должно быть едино и зависеть только от самого себя. Начало не может иметь определений, так как еще нет ничего, через что его можно было бы определить, нет никакого другого. Гегель называет свой метод спекуляцией. Гегель начинает движение своего метода, в процессе которого будет последовательно порождено все богатство философской теории и, шире, цветущее многообразие всего универсума.


Людвиг Андреас фон Фейербах () выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. Основные труды: « История новой философии от Бэкона до Спинозы » (1833) « Мысли о смерти и бессмертии » (1830) « Сущность религии » « Основы философии будущего »


Философия Фейербаха Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: « Бог был моей первой мыслью, разум второй, человек третьей и последней ». Фейербах убеждён, что чувственность единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания.


Антропологический материализм Фейербаха Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого » Я ».


Маркс и Энгельс Карл Ге́нрих Маркс () немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике теорию прибавочной стоимости, в политике теорию классовой борьбы Фри́дрих Э́нгельс () немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.


Диалектический материализм Маркса и Энгельса Диалектический материализм философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени. Согласно диалектическому материализму, материя единственная основа мира, сознание свойство материи, движение и развитие мира результат преодоления его внутренних противоречий. Диалектический материализм является составной частью марксистской теории, а не самостоятельным философским учением.


Принципы материализма 1) принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление); 2) принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; (« Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание ». К. Маркс, « К критике политической экономии ») 3) принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно - производственная практика; 4) принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов; 5) принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества; 6) принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой общества с другой.


Термины Априори - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Категорический императив понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимое единство этих принципов. Логика наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Абсолют - термин, обозначающий то, что невозможно понять Идея мысленный прообраз какого - либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. В философии умопостигаемый и вечный прообраз реальности.


Термины Абсолютный дух - в философской системе Гегеля конечное звено развития духа, проходящего через этапы. Диалектика Гегеля логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.