Презентация на тему архитектура 13 века. Презентация на тему "Архитектура Древней Руси X – XIII века"

Борисов Павел, Золотов Алексей 10 класс Архитектура – вид искусства, который входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Деревянная архитектура, которая восходит к Руси языческой Каменная архитектура, которая связана с Русью христианской Деревянная архитектура многоярусность строений увенчивание башенками и теремами наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней украшение художественной резьбой «Два всадника».11-12 век. Фрагмент украшения Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Каменная архитектура Сооружение церквей по образу и подобию крестово – купольного храма греков (квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупальному пространству прямоугольные ячейки образуют крест) Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь). 986–996 гг. Киев. Софийский собор – сочетание славянских и византийских традиций. Собор Святой Софии в Киевепамятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037 году. Первоначально собор представлял собой крестовокупольный храм с тринадцатью главами. Стены храма были выложены из красного кирпичаплинфы, серого гранитного камня и розового раствора-цемянки -смеси извести, песка и толченого кирпича. Софийский собор в Новгороде Софийский Собор в Новгороде – памятник древнерусского зодчества; построен в 1045 – 1050 годах при князе Владимире Ярославиче в детинце - центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Круговые паперти и лестничная башня с дополнительной главой в южной части западной паперти, расширяют пространство собора. Строили собор в основном из камня. Софийские соборы в Полоцке и Чернигове. Софийский собор в Полоцке Софийский собор в Чернигове Золотые ворота в Киеве. Золотые ворота - крепостная башня с широким (7,5 м.) проездом. Они предназначались для торжественного, церемониального въезда в столицу с южной стороны. В силу своей значимости они были каменными. Строили в технике смешанной кладки, которая широко использовалась еще в Древнем Риме. Слои камней перемежевывались с выравнивающими рядами плинфы. На воротах располагалась боевая площадка с несколькими рядами бойниц. Золотые ворота венчала надвратная церковь Благовещенья. Золотые ворота не сохранились. Они были воссозданы в 1982 году по реставрационному проекту И. Лопушанской и С. Высоцкого. Храмы - богатыри В XII в., по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали однокупольные храмы – богатыри, сменившие прежние пирамиды. Фрагмент фасада Дмитриевский собор во Владимире. Построен в 1194-1197 и первоначально входил в комплекс княжеского дворца. Строго продуманные пропорции одноглавого 4-столпного храма, обилие фасадных скульптурных украшений придают собору величественность и торжественную парадность. Архитектура в годы правления братьев Боголюбских Белокаменный дворец в селе Боголюбове Церковь Покрова на Нерли Успенский собор во Владимире Основной чертой архитектуры Древней Руси является резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимиро – Суздальской Руси, Новгороде и других русских городах. Природный ландшафт. Софийский собор в Новгороде Боголюбово. Храм Покрова на Нерли Резиденция владимирского князя.

1 слайд

Архитектура Древней Руси X – XIII века Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

2 слайд

Каменное зодчество Руси: Начало строительства храмов; Закладка храма; Разметка храма; Устройство фундамента; Материал для строительства: глина и камень; Устройство стен и окон; Наборы кирпичей используемые в строительстве; Система деревянных «связей» для укрепления стен; Система сводов в русской крестово-купольной церкви. Собор Святой Софии в Киеве - XI век; Собор Святой Софии в Новгороде – 1045-1052 гг.; Церковь Покрова Богородицы на р. Нерли – XII век. План

3 слайд

Начинали строить храмы обычно весной или летом и заканчивали работу осенью (март - сентябрь). В первый год обычно устраивали фундамент. Затем два-три года возводили стены и крыши. Последний год был посвящен куполам и главам храма. Так, более или менее большой храм строили на Руси 4-5 лет.. Начало строительства храма.

4 слайд

Прежде всего, подготавливалась ровная площадка. Затем намечалось место алтаря и проводилась продольная ось храма от будущего входа до будущего алтаря. Ось храма ориентировали алтарем на восток. Но восток понимали как точку восхода солнца. А известно, что солнце восходит точно на востоке только два дня в году. Поэтому и храмы (как на Руси, так и в Западной Европе) ориентированы в довольно широком диапазоне с юго-востока до северо-востока. Закладка храма.

5 слайд

6 слайд

7 слайд

Материал для строительства: глина Наиболее распространенным материалом в каменном строительстве Древней Руси был кирпич. Со времени первой каменной постройки и до середины XIII века (до монгольского вторжения) кирпичи на Руси имели форму тонких и широких плиток. Такая форма кирпича пришла на Русь вместе с византийскими мастерами и потому называлась по-гречески плинфа (плинтъ, плинфъ). Слово же кирпич русские заимствовали у поволжских татар лишь в XIV веке.

8 слайд

Материал для строительства: камень В каждом княжестве предпочитали свой, местный, камень. Так, в Киеве, Чернигове, Переславле применяли красный шифер, который легок в обработке и обладает красивым цветом - оттенками лилового, фиолетового, розового. В Смоленске использовали красновато-лиловый песчаник. В Новгороде - известняковую плиту, а позднее пористый ракушечник бурого, красноватого или зеленоватого цветов. Во Владимир и Суздаль привозили крепкий белый морозоустойчивый известняк из-под Москвы по рекам Пахре, Москве, Воре и Клязме.

9 слайд

10 слайд




Десятинная церковь Первая каменная церковь Киевской Руси Воздвигнутая Владимиром Святославичем на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна Церковь Успения Пресвятой Богородицы X век (г) Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года








Успенский собор во Владимире Кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века


Церковь покрова на Нерли Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова. Построена по указу Андрея Боголюбского в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче. Изяславе Андреевиче XII век 1165 год1165 год


Золотые ворота в о Владимире Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.1164 году Андрее Боголюбском XII век


Дмитриевский собор во Владимире Придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. XII век (гг)




Георгиевский собор в Юрьеве – Польском XIII век (гг); Святослав Всеволодович








Успенский собор Московского Кремля По проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти Аристотеля Фиораванти Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. XV век (гг) При Иване III




Грановитая палата Московского Кремля XV век (гг) Построена по указу Ивана III Итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьеро Антонио Солари.Пьеро Антонио Солари.








Колокольня Ивана Великого Была сооружена в память об умершем в тот год Иване III () В годах зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня годахПетрок Малый Вознесения Господня В 1600 году при царе Борисе Годунове, Фёдором Савельевичем Конём, к двум ярусам колокольни «Иван Великий» был достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид.1600 годуБорисе ГодуновеФёдором Савельевичем Конём


Архангельский собор Московского Кремля Алеви́з Фрязин Новый –итальянский архитекторАлеви́з Фрязин Новый Был построен на месте старого собора XIV века XVI век (гг) При Иване III




Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой XVI век (гг)


Покровский собор Собор Василия Блаженного Архитекторами были известные псковские мастера Постник и БармаБарма XVI век (гг)


Смоленская крепость Архитектор Фёдор Конь В годы правления царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова конец XVI - начало XVII века ()




Церковь Покрова в Филях XVII век (гг)




Палаты Аверкия Кириллова Редкий образец частного жилого строительства Дом думного дьяка Аверкия Кириллова XVII век ()




Ростовский кремль Бывшая резиденция митрополита Был построен при митрополите Ионе Сысоевиче Предположительно, архитектором был мастер Пётр Досаев XVII век ()




Теремной дворец Московского Кремля Терема построены по приказу царя Михаила Романова Мастерами Б.Огурцовым, А.Константиновым, Т. Шарутиным, Л.Ушаковым Первые каменные покои в царском дворце XVII век (годах)




Церковь Ильи Пророка в Ярославле XVII век () На средства богатейших купцов гостиной сотни братьев и Скрипиных.


Успенский собор в Рязани Зодчим из крепостных Яковом Григорьевичем Бухвостовым XVII век ()






Петропавловский собор Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла Архитектор Доменико Трезини Доменико Трезини XVIII век ()


Большой дворец в Петергофе Франческо Бартоломео Растрелли XVIII век ()






Зимний дворец в Санкт - Петербурге XVIII век (); итальянским архитектором Б. Ф. РастреллиБ. Ф. Растрелли




Строгановский дворец в Санкт-Птербурге Архитектор Франческо Бартоломео РастреллиФранческо Бартоломео Растрелли XVIII век ()


Таврический дворец в Санкт- Петербурге Архитектор И. Е. Старов И. Е. Старов Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина XVIII век ()


Здание Биржи в Санкт-Петербурге Архитектор Джакомо КваренгиДжакомо Кваренги XVIII век ()


Дом Пашкова XVIII век () Василий БаженовВасилий Баженов


Павловский дворец под Петербургом Дворцово-парковый ансамбль конца XVIII – начала XIX веков Являлся летним дворцом Российского императора Павла I. Дворец и парк строились на протяжении около 50 лет тремя поколениями архитекторов и оформителей: Чарлз Камерон, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Карло Росси.Чарлз Камерон




Михайловский замок «Инженерный замок» Построенный по заказу императора Павла I На рубеже XVIIIXIX веков (гг) Архитектор В. И. Баженов






Здание Московского университета на Моховой Символ эпохи Просвещения Архитектор М.Ф.Казаков М.Ф.Казаков конец XVIII века (гг) В 1817г. – архитектор Д.Жилярди.


Здание Манежа Архитекторы: А. А. Бетанкур (проект); О. И. Бове (фасады) С 1957 года постоянно используется для выставок, экспозиций и других публичных мероприятий XIX век (1817) и () - фасады


Большой Кремлевский дворец в Москве Постоен группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв).К. А. Тона XIX век ()




Здание Адмиралтейства Первое здание 1711г., Второе – 1738 г., Архитектор А. Д. Захаров А. Д. Захаров Третье - XIX век ()


Дворцовая площадь Её размеры составляют около 5 га (для сравнения Красная площадь в Москве имеет площадь 2,3 га) Площадь образуют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой Александровская колонна


Здание штаба Гвардейского корпуса Архитектор А. П. Брюллов XIX век ()








Триумфальные ворота Архитектор О. И. Бове О. И. Бове Скульпторы: И.П. Витали и И.Тимофеев XIX век ()






Исаакиевский собор в Санкт- Петербурге Архитектор Огюст Монферран Строительство курировал император Николай I XIX век ()


Храм Христа Спасителя в Москве Кафедральный собор Русской Православной Церкви Оригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия Архитектор Константин Тон Константин Тон XIX век () 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено Новый храм построен в 1990-х годах.


Балтийский вокзал Архитектор А.И. Кракау XIX век ()




Верхние торговые ряды XIX век () архитектора А. Н. Померанцева, инженеров В. Г. Шухова и А. Ф. ЛолейтаА. Н. Померанцева С ГУМ


Аристо́тель Фиорава́нти Аристо́тель Фиорава́нти (около 1415, Болонья не ранее 1486) итальянский архитектор, инженер. С 1475 года в России. Построил Успенский собор в Московском Кремле (), участвовал в походах на Новгород (), Казань (1482) и Тверь (1485) как начальник артиллерии и военный инженер.Успенский собор в Московском Кремле


Алеви́з Но́вый Алеви́з Но́вый (Алеви́з Фря́зин; вторая половина XV первая треть XVI в.) итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор в Москве, собор Петра митрополита в Высоко- Петровском монастыре, храмы Александровской Слободы начала XVI века и др.Архангельский собор в Москве


Пьетро Антонио Солари Пьетро Антонио Солари (также известный как Пётр Фрязин, в летописях Пётр Антонин Фрязин; Милан - итальянский архитектор, известный постройкой Грановитой палаты и башен Кремля. О жизни Пьетро Антонио Солари известно очень мало, расходятся даже сведения о годе рождения и дате смерти.Грановитой палаты


Барма Барма (XVI век) русский зодчий, создавший в годы совместно с зодчим Постником храм Василия Блаженного, или Покровский собор «что на рву», на Красной площади в Москве. храм Василия Блаженного


Ф.Б. Растре́лли Франче́ско Бартоломе́о Растре́лли (1700г. Париж 29 апреля 1771г. Санкт- Петербург) знаменитый русский архитектор итальянского происхождения; граф, кавалер ордена Святой Анны (1762), академик архитектуры (1770). Важнейшие постройки: Зимний дворец, Смольный собор, Царскосельский Екатерининский дворец, Большой дворец в Петергофе, Строгановский дворец, Андреевская церковь в Киеве Зимний дворецСмольный соборЦарскосельский Екатерининский дворец Большой дворец в ПетергофеСтрогановский дворец Архитектурный стиль: барокко


Доме́нико Трези́ни Доме́нико Андре́а Трези́ни (около 1670г., Италияна границе с Швейцарией, 19 февраля 1734, Санкт-Петербург) архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт- Петербурга. Трезини повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов. По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, перестройка Петропавловской крепости в камне, Петровские ворота и Петропавловский собор в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий и др. Петропавловский собор здание Двенадцати коллегий Архитектурный стиль: петровское барокко


Чарлз Камеро́н Чарлз Камеро́н () крупный архитектор. По происхождению шотландец. Родился в Лондоне. Важнейшие постройки Адмиралтейская коллегия, комплекс сооружений в Царском Селе, Павловский дворец, павильон "Агатовые комнаты" "Висячий сад" и "Камеронова галерея"Павловский дворецКамеронова галерея Архитектурный стиль: классицизм


Джа́комо Кваре́нги Джа́комо Анто́нио Доме́нико Кваре́нги (20 сентября 1744, Бергамо 18 февраля 1817, Санкт-Петербург) известный архитектор и живописец, один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре. Состоял почётным вольным общником Императорской академии художеств Важнейшие постройки: Здание Смольного института, Александровский дворец, Здание Биржи, здание Академии наук Здание Смольного института Здание Биржи Архитектурный стиль: классицизм


Васи́лий Баже́нов Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 марта 1737 или 1738, Москва 2 августа 1799, Санкт-Петербург) российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, масон; Член Российской академии (1784) Важнейшие постройки: Дом Пашкова, Царицынский дворцово- парковый ансамбль, проект Михайловского замка, Владимирская церковь в Быково. Дом ПашковаМихайловского замка Архитектурный стиль: классицизм, псевдоготика


М. Ф. Казаков Матве́й Фёдорович Казако́в (1738, Москва 1812, Рязань) русский зодчий. Важнейшие постройки: Сенатский дворец в Кремле, Петровский путевой дворец, Большой Царицынский дворец, здание Московского университета, здание Голицынской больницы. здание Московского университетаздание Голицынской больницы Архитектурный стиль: классицизм, псевдоготика


И.Е. Старо́в Ива́н Его́рович Старо́в (12 февраля 1745, Санкт- Петербург 5 апреля 1808, Санкт-Петербург) русский архитектор. Важнейшие постройки: Таврический дворец, Троицкий собор, Князь- Владимирский собор. Таврический дворец Архитектурный стиль: классицизм


А. Д. Захаров Андрея́н Дми́триевич Заха́ров (8 августа августа 1811, Санкт- Петербург) русский архитектор. Важнейшие постройки: Адмиралтейство в Санкт-Петербурге Адмиралтейство в Санкт-Петербурге Архитектурный стиль: ампир


К. И. Ро́сси Карл Ива́нович Ро́сси () российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Важнейшие постройки: Михайловский дворец, Здание Главного Штаба, Александринский театр, Здание Сената и Синода. Здание Главного Штаба Александринский театр Архитектурный стиль: ампир


О. И. Бове́ Осип (Джузеппе) Ива́нович Бове́ (24 октября 1784, Петербург 16 июня 1834, Москва) российский архитектор. Знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Важнейшие постройки: Театральная площадь, Большой театр, Триумфальные ворота. Триумфальные ворота Архитектурный стиль: классицизм, ампир


К.А. Тон Константин Андреевич Тон (26 октября января 1881) русский архитектор. Придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств Важнейшие постройки: Храм Христа Спасителя в Москве, здание Оружейной палаты. Храм Христа Спасителя здание Оружейной палаты


В.П. Стасов Василий Петрович Стасов (24 июля 1769, Москва 24 августа 1848, Санкт- Петербург) русский архитектор. Важнейшие постройки: Спасо- Преображенский собор, Нарвские триумфальные ворота, Троице- Измайловский собор Архитектурный стиль: классицизм, ранний русский стиль


А.Н. Померанцев Алекса́ндр Никано́рович Помера́нцев (30 декабря 1849, Москваноябрь 1918, Петроград) русский архитектор, просветитель, новатор в использовании современных строительных материалов и технологий. Преподаватель, ректор Императорской Академии художеств в годах. Важнейшие постройки: Верхние торговые ряды, Москва, Александро-Невские храмы в Софии, Москве, Санкт-Петербурге Верхние торговые ряды Архитектурный стиль: эклектика, модерн, нео- византизм

«Церковь Покрова на Нерли в Боголюбово» - Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Церковь Покрова на берегу Нерли. Храм в вечернее время. Высота галереи составляла 5.5 метров. Легенда создания церкви. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, История создания церкви.

«Церковь Покрова на Нерли» - Церковь Покрова на Нерли. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м. Архитектурные особенности церкви. Церковь в искусстве. Памятник мирового искусства. Храм кубического типа. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Лебедь-храм, плывущий по волнам времени. Стены церкви украшены резным рельефом.

«Архитектура Руси 14-16 века» - Изборская крепость. Луковка. Церковь Спаса. Строительство периода XIII-XVI в.. Гранатовитая палата Московского Кремля. Собор Спаса – Преображения в Твери. Оружейная палата. Церковь Федора Стратилата. Церковь Спаса Преображения. Собор Василия Блаженного в Москве. Храм вознесения в селе Коломенском. Архитектура России в XIV-XVI вв.

«Архитектура Руси 14-15 века» - «Богоматерь Донская». Архитектура и живопись в XIV – XVI вв.. «Кремль – алтарь России» М.Ю. Лермонтов. Андрей Рублёв. Грановитая палата. Архитектура. Благовещенский собор Московского Кремля. Проблема урока. Успенский собор Московского Кремля. «Апостол Павел». Строительство храма Василия Блаженного. Архангельский собор был возведен в 1505-1508 гг..

«Храм Покрова на Нерли» - Традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. Место для постройки церкви. Храм Покрова на Нерли. В русской архитектуре нет памятника более лирического. Внутреннее пространство церкви. Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году.

«Московское зодчество» - Церковь Вознесения в Коломенском. Красная площадь. Площадь, вымощенная брусчаткой, является пешеходной зоной. От площади к берегу Москвы-реки ведёт покатый Васильевский спуск. Гранатовая палата в Кремле. Московский Кремль. Архитектура Московкого княжества. Кремль имеет 20 башен. Покровский собор. Внутреннее убранство храма.

Всего в теме 25 презентаций

Слайд 1

Архитектура древней Руси В X – начале XIII века

Составила: учитель Основ православной культуры МБОУ СОШ №2 г.Кольчугино Косацкая Татьяна Павловна

Слайд 2

Слайд 3

Введение Хронология памятников архитектуры охватывает длительное время - с XII по начало XX века. Наиболее ранние - памятники домонгольского времени, то есть до нашествия монголо-татар в 1237 году. Большую и разнообразную группу составляет архитектура XVI - XVIII веков. Конец XVIII - начало XX века принадлежит к губернскому времени; здания этой поры относятся к определенным архитектурным стилям; как правило, известны архитекторы этих зданий. Период имеет внутреннюю хронологию: - I этап - время единой Киевской Руси (X - начало XII века); - II этап - время феодальной раздробленности (начало XII - начало XIII века), когда в ряде княжеств велось собственное каменное строительство. Выделяют 5 архитектурных школ, в том числе Северо-Восточной Руси. К этой школе и к этому этапу принадлежат белокаменные памятники Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Кидекши (церковь Бориса и Глеба), Владимира (Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы), Боголюбова (дворец князя Андрея Боголюбского, церковь Покрова на Нерли); - III этап - начало XIII века. К этому этапу относится Рождественский собор в г. Суздале.

Слайд 4

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
От суздальской торговой площади, мимо Васильевского монастыря лежит дорога в село Кидекшу, где в 4 км к востоку от Суздаля сохранилась древняя белокаменная церковь - один из первых храмов владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий получил от Галицкого князя готовую дружину мастеров-зодчих, и за короткое время - к 1152 году - эта дружина построила несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в их числе церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Село Кидекша - древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. "Каменка" - это и есть перевод с угро-финского "Кидекша". Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму. Борисоглебская церковь была, возможно, центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. В Кидекше не сохранилось никаких дворцовых строений, кроме самой церкви. Да и пробыл здесь Юрий Владимирович недолго: в 1155 г. сел он на Киевское княжение, где вскоре и умер. Борисоглебская церковь производит сильное впечатление суровой простотой: от нее так и веет русским средневековьем княжеских усобиц, насупленным молчанием неприступной крепости, богатырской статью. Нет еще ни пояса колонок, ни стенных рельефов - только робкая аркатура, узкий поребрик да простые профили чуть углубленного портала. Мастерство дружины, принявшей, очевидно, местных новичков, еще не было совершенным. Впоследствии рухнул верх и в XVII в. перестроен под четырехскатную кровлю с крошечной главкой. С XIV в. был здесь мужской монастырь, а с XVIII в. - сельский приход.

Слайд 5

Борис и Глеб
Фрагмент иконы Владимир, Борис и Глеб из церкви Бориса и Глеба в Кидекше

Слайд 6

Дмитриевский собор
Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени. Храм во имя святого Дмитрия Солунского построил князь Всеволод Большое Гнездо. "Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя" - сообщает летопись. Это имя получил при крещении и один из сыновей Всеволода - Владимир, с рождением которого в 1194 г. принято связывать строительство собора. В 1197 г. храм был завершен постановкой иконы св. Дмитрия. Одноглавая, четырехстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Предмет созерцания и поклонения - сам храм - образ Божьего Града, икона в камне. Потому так гармоничен и строен силуэт здания, так величественны его формы, так красноречиво резное убранство - более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращен трёхчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединившие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г., посчитав за поздние. Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. В этой каменной книге прочитаны лишь отдельные строки и слова, а весь замысел едва проступает. В нем угадывается идея Небесного Града, райский сад, идеальная картина Божьего творения. В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходной, а с середины XIX в., после ремонта 1838-1847 гг., приходской церковью. В 1883 г. получил пневматическое отопление, а с южной стороны была построена небольшая звонница (не сохранилась).

Слайд 7

Слайд 8

Успенский собор
Успенский собор - уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. В середине XII в. князь Андрей Юрьевич Боголюбский превратил г. Владимир в столицу Суздальского княжества. "Да будет сей град великое княжение и глава всем" - таков замысел князя - "самовластца". Архитектурным и духовным средоточием княжества и новой столицы стал белокаменный Успенский собор, построенный в 1158-1160 гг. на крутом холме над рекой Клязьмой. Своды его поддерживаются шестью столпами, золочёный шлем увенчал главу, вознесённую выше Киевской Софии почти на 33 метра. Теперь уже трудно вообразить первоначальное великолепие Успенского собора: резьбу и золото аркатурно-колончатых фризов, женские и львиные маски, рельефные композиции "Вознесение Александра Македонского", "Три отрока в пещи огненной", "Сорок мучеников Севастийских", полихромные росписи наружных стен, бронзовые кубки и ветрила над закомарами... Успенский собор был задуман кафедральным. Летописи упоминают о целом ансамбле епископского двора: "владычных сенях", "тереме", "столпе", уничтоженных пожаром 1185 г. Здесь же был и княжеский двор. После пожара собор перестроили мастера князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Наследник идеи единовластия, восходящей к эпохе древнего Киева, Всеволод ещё более сблизил облик главной святыни княжества с Киевской Софией - величественной, многоглавой. В 1189 г. вокруг Андреевского собора поднялась как бы двухъярусная галерея, почти доверху окружив старые стены. На галереях появились 4 главы; вместе с центральной они составили пятиглавие, на многие века определившее образец православного храма. По этому образцу построен в ХV в. Успенский собор Московского Кремля.
Фреска в алтаре Успенского собора

Слайд 9

Дворец князя Андрея Боголюбского
На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде "город камен именем Боголюбый".Княжеский замок занял южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского разорения Боголюбов остается городом и числится в "списке градом русским" конца XIV в.; впоследствии становится селом, а в советское время поселком. При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги - остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы - бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его - белокаменные памятники княжеского дворца XII в. Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды. После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание - Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее - ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.

Слайд 10

Явление Богородицы князю Андрею Боголюбскому
Иконы Св. и Благоверного Андрея Боголюбского
Андрей Боголюбский

Слайд 11

Золотые ворота
Редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы - миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь - все сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот - главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском. С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых сохранился почти без изменений до конца XVIII - начала XIX вв., однако надвратная церковь "стояла без пения праздна многие лета". Только в губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г.

Слайд 12

Храм Покрова на Нерли
Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери. "Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви с гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию. Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.
Фреска храма Покрова на Нерли

Слайд 13

Рождественский собор Суздальского Кремля
Одно из первых упоминаний о нём содержится в Лаврентьевской летописи под 1222 годом, где говорится, что Рождественский собор создан на месте обрушившегося храма, построенного Владимиром Мономахом в конце XI – начале XII в. Строительство продолжалось с 1222 г. по 1225 г. В отличие от Успенского, собор Рождества Богородицы имел мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя – скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню. XVII век – период больших изменений и строительства собора. В 1634 г. епископ Серапион расписывает собор, при нём же в 1635–1636 годах строится придел святых Феодора и Иоанна. В XIX веке среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить придел Рождества Христова 1815 года и паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. Проведённая в 1895 году система подземных воздушных каналов калориферного отопления заменила собой предшествующую систему. С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид.
Фрески Рождественского собора

Слайд 14

Заключение
Архитектура в период X – начала XIII в. достигла высокого уровня развития. Традиционно на Руси возводили постройки из дерева, каменное зодчество получило развитие с X в., с момента принятия христианства. Культовые постройки воплотили в себе лучшие достижения строительного искусства. Греки привезли на Русь технические навыки, художественную систему строительства. Крестово-купольная конструкция православных храмов, сложившаяся в Сирии в VI в., через Византию попала на Русь и была здесь преобладающей до конца XVII в. Все здания имели общие черты: большие размеры, практическое отсутствие декора в экстерьере при богатом интерьере. Художественная система интерьера православного храма, сложившись в то время, осталась практически неизменной до настоящего времени это синтез всех существующих видов искусства: архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства.

Слайд 15

Использованная литература: 1.Храмы России. Энциклопедия. М.,2008г. 2.Православная энциклопедия. М., 2007г. 3.Энциклопедия православного христианина. Электронное издание. М.,2007 г. 4.photosuzdal.ru/photos/suzdal 5. goldinfo.com.uaJPG. 6. www.uer.varvar.ruJPG. 7. www.hramy.ru 8. www.rus-sobori.ru 9. www.temples.ru