Святой стефан австрия. Кафедральный собор Святого Стефана в Вене: историческая судьба и архитектурные особенности

Собор Святого Стефана или Штефансдом, который местный жители часто называют коротко и ласково «Штеффи», является самым главном символом столицы Австрии — города Вена. Практически из любой точки города виден уникальный величественный шпиль здания, высота которого достигает 136 метров. Потрясающая внешняя красота собора гармонично дополняется его наполнением — внутри Штефансдома хранится огромное количество различных исторических ценностей, как разной церковной утвари и икон, так и множество произведений мирового искусства. Собор Святого Стефана сохранился до нашего времени практически без изменений, его изображение можно увидеть на множестве фотографий и открыток из Вены.

История

В 1137 году на месте современного собора Святого Стефана была заложена самая первая церковь в этих местах. Через 10 лет в 1147 году она была построена при помощи Леопольда IV и епископа Пассау. Примерно через 100 лет понадобилось расширение храма (одна западная стена в романском стиле с этого строительства сохранилась до нашего времени), но вскоре после этого в 1258 году церковь, к сожалению, сгорела. Через 5 лет на этом же месте была вновь построена и освящена новая церковь. Постепенно ее помещение росло и расширялось, в это время были построены знаменитые Альбертовы хоры, а закончены все строительные работы были лишь через 77 лет.

Первый камень в масштабное строительство нового собора в готическом стиле был заложен в 1359 году 7 апреля Рудольфом IV. Было спланировано, что сначала будут построены наружные стены церкви, окружающие старый храм, а затем внутри собора старые стены будут разобраны. В 1430 году так и произошло, однако было решено оставить часть стен, в частности Альбертовы хоры.

Южную башню, являющуюся самой высокой точкой Штефансдома, строили практически 100 лет и закончили в 1433 году. Архитекторами была спроектирована также и вторая башня — Северная, ее начали строить в 1450 году, возвели на высоту около 70 метров к 1511 году, и на этом строительство было заморожено.

Целых три века собор Святого Стефана был обычным приходским храмом. Однако в 1469 году здесь была основана Венская епархия, и с этого момента величественный Штефансдом стал считаться кафедральный собором. Сразу же после этих событий в храме были установлены интересные резные хоры известным композитором, по совместительству являвшимся ещё и скульптором, Вильгельмом Роллингером. А ещё чуть позже, в 1513 году, в соборе установили орган.

Во время Второй мировой войны церковь практически не пострадала, но, к сожалению, уже в апреле 1945 года ее подожгли мародеры, разрушив своими действиями Северную башню, которая, вместе со своим известным колоколом, упала и долго горела в огне, потеряв все внутреннее убранство, в том числе уникальные хоры и орган.

Позднее храм был отреставрирован (кстати, исключительно с помощью личных пожертвований горожан) и открыт для посетителей в 1952 году. Но восстановительные работы идут непрерывно и продолжаются до сих пор.

Достопримечательности

Уникальный Штефансдом благодаря своим масштабным размерам 198,2 на 62 метра, хранит в себе множество различных интереснейших достопримечательностей. Во время посещения собора можно узнать его трогательную историю, а также насладиться экстерьером и интерьером уникального здания.

Смотровые площадки на Южной и Северной башнях

Высота Южной башни собора составляет 136,44 метра, Северной башни — 68,3 метра. На обеих башнях собора Святого Стефана в наше время оборудованы две смотровые площадки, с каждой из которых открывается прекрасный вид на различные районы Вены. На смотровую площадку Южной башни ведут 343 ступеньки, открыта она с понедельника по воскресенье с 09:00 до 17:30, а вход на нее составит 5 евро для взрослых, 3 евро для учащихся 15-18 лет, 2 евро для детей 6-14 лет. В Северной башне находится известный колокол Пуммерин, а на ее смотровую площадку посетителей поднимает лифт ежедневно с 09:00 до 17:30, за 6 евро взрослых, 2,5 евро детей 6-14 лет и 0,5 евро для организованных экскурсий для детских садов.

Кровля собора

Очень интересно для того времени спроектирована кровля Штефансдома. Ее длина около 110 метров, а высота примерно 38 метров, при этом в некоторых местах горизонтальный наклон кровли может достигать целых 80 градусов. Это позволяет дождевой воде тщательно промывать черепицу во время выпадения осадков, а если вдруг в городе идет снег, то он не скапливается на кровле, а сразу падает вниз. Изначально каркас крыши был сделан из дерева, но после пожара в 1945 году его заменили на каркас из стали. Кровля покрыта примерно 230 тысячами разноцветных черепиц, которые составляют уникальное изображение герба страны и города, из-за чего крыша Штефансдома похожа на пряничный домик.

Интерьер собора

Уникальным является и само внутреннее убранство храма. На центральном портале находится кафедра Святого Иоанна Капистрана, известная тем, что с нее он призывал всех жителей собраться в крестовый поход на турков. Рядом расположено распятие с необычным выражением лица Христа, из-за которого его называют «зубная боль». Тут же стоят старинные меры из железа, являвшиеся в то время эталонами, а рядом — солнечные часы на арке.

Орган

Музыкальный инструмент, которые имеют возможно наблюдать туристы и местные жители сейчас, был установлен в соборе в 1960 году вместо сгоревшего. Современный орган фирмы Rieger имеет 4 ряда клавиатур, педаль, 125 регистров, 10 000 труб. Он является одним из самых больших органов Австрии. Недалеко от алтаря располагается ещё один орган, изготовленный в 1991 году и имеющий 4 клавиатуры, педаль и 55 регистров. Именно он чаще всего используется при проведении богослужений в соборе.

Колокола

В звоннице собора Святого Стефана находится 23 колокола, но используются лишь 20 из них. Самый большой колокол (и второй по величине в Европе) называется Пуммерин, в честь старинного одноименного колокола, погибшего в пожаре 1945 года, он находится в Северной башне. Вес современного колокола — около 21 тонны, установлен он был в 1957 году. Звон Пуммерина можно услышать 11 раз в году: во время церковных праздников, 23 апреля в день освящения собора и ночью нового года. В другое время используются другие 11 колоколов, находящихся в Южной башне и имеющих электрический привод. Эти колокола разного размера, весом от 35 до 5700 килограмм, были установлены в 1960 году.

Усыпальницы

В Штефансдоме хранятся останки множества известных личностей: это и Рудольф IV (основатель собора), Фридрих III, Евгений Савойский, 72 члена династии Габсбургов. Большая часть могил являются чисто символическими, так как с 1633 года в храме оставались на хранение только внутренние органы правителей, кроме сердец, которые отправляли в церковь Святого Августина , и тел — находящихся в Капуцинской церкви.

Катакомбы

Ещё одна достопримечательность, традиционно привлекающая внимание всех туристов, это подземелья, находящиеся под восточной частью собора. Находится там обычное кладбище, на котором хоронили жителей города (всего около 11 тысяч тел). В катакомбах до сих пор принято хоронить людей, но теперь — только высших иерархов австрийской церкви. Катакомбы можно посетить только в рамках экскурсии. Гробницы епископов и королевских дворов, жуткое кладбище под собором со всеми его костями гарантируют неизгладимые впечатления.

Экскурсии

В соборе Святого Стефана постоянно проводится множество различных экскурсий. В стоимость экскурсии по билету all-inclusive входит аудиогид, представляющий информацию на 23 языках (детям аудиогид не выдается). Туристам также выдается карта, на которой представлены все достопримечательности Штефансдома. Продолжительность экскурсии составляет около 40 минут, проводится она круглогодично. Всех посетителей настоятельно просят одеваться и вести себя соответствующим образом.

Посетителям собора можно также заранее заказать индивидуальную экскурсию продолжительностью около 30 минут на немецком (пн-вс 15:00) или английском (пн-сб 10:30) языке. По литургическим или организационным причинам экскурсия может не проводиться, поэтому ее необходимо заказывать заранее.

Групповые экскурсии проводятся для группу туристов количеством от 15 человек и бронируются заранее по телефону или электронной почте.

Режим работы и стоимость входа в собор в 2019 году

Экскурсии проводятся с понедельника по субботу с 9 часов утра до 11:30, а затем после обеда с 13:00 до 16:30. По воскресеньям и праздничным дням собор открыт для посещения с 13:00 до 16:30.

Стоимость входа в собор составляет 6 евро для взрослых и 2,5 евро для детей с 6 до 14 лет, дети до 6 лет посещают Штефансдом бесплатно. Экскурсия в собор стоит 6 евро, учащимся 14-18 лет 3,5 евро, детям 0-14 лет 2 евро. Посещение катакомб занимает около получаса и стоит 6 евро, учащимся 14-18 лет 3,5 евро, детям 0-14 лет 2 евро. Совмещенная экскурсия по собору и катакомбам составит 12 евро для взрослых, 7 евро для учащихся 14-18 лет, 4 евро для детей 0-14 лет. Сокровищница с уникальными произведениями искусства открыта с понедельника по субботу с 09:00 до 17:00, по воскресеньям и праздничным дням с 13:00 до 17:00, посетить ее могут взрослые за 6 евро, дети 6-14 лет за 2 евро, до 6 лет — бесплатно.

Билет all-inclusive позволяет посетить все общедоступные достопримечательности Штефансдома. Билет действителен ежедневно с 9 часов утра до 17:30 (при этом необходимо учитывать различное время работы башен, катакомб, сокровищницы и самого кафедрального собора). Стоимость билета составит 14,90 евро для взрослых (по билету Vienna Pass цена будет 9,90 евро), 3,90 евро для детей. Продолжительность экскурсии 2,5 часа.

Как добраться до собора Святого Стефана

Штефансдом находится в самом центре Вены, поэтому до него проще всего добраться общественным транспортом . В шаговой доступности от него расположена станция метро Stephansplatz линий U1 и U3. Рядом проходят автобусные маршруты 1A и 3A с остановкой Stephansplatz. На личном автомобиле сюда лучше не приезжать, так как сложно будет найти место для парковки в центре города, но при поездке нужно держаться автомагистрали A1, А2, А4, А21 или А23 (но затем лучше пересесть на метро). Та же ситуация и с такси, но если все-таки такая необходимость возникнет, то можно воспользоваться следующими фирмами: Flughafen Taxi, Taxi 31300, Taxi Center и многими другими.

Штефансдом на google-панорамах

Google-панорама интерьеров Штефансдома

Видео Собора Святого Стефана

Друзья, здравствуйте! Собор Святого Стефана в Вене — один из самых известных храмов в Европе, не оставляющий равнодушным ни одного человека. Ошеломил этот грандиозный собор и меня во время знакомства с достопримечательностями Вены. Более того, я одолела 343 ступени, чтобы подняться на смотровую площадку самой высокой соборной башни и увидеть Вену с высоты. Охотно поделюсь своими впечатлениями с вами.

Ровесники этого храма, которых мне уже довелось увидеть и в , и в , и в ошеломляют не меньше, но главный собор Вены значительно превосходит их по высоте, так как его башня взметнулась к небу на 137 метров.

Возводился собор Святого Стефана в несколько этапов, начиная свою историю с более ранних романских церквей. Великое культовое сооружение, которое является не только , но и национальным символом Австрии, требует пристального внимания, поэтому в данной статье:

  1. Где располагается собор Святого Стефана
  2. Из истории возведения храма
  3. Внешний осмотр культовой достопримечательности
  4. Подъем на смотровую площадку готической башни собора

Где находится собор Святого Стефана

Отмечу, что в Вене есть несколько объектов, которые воспринимаются туристами как главные. Некоторые думают, что все они находятся в пределах одной площади, поэтому тут потребуется уточнение.

Абсолютно все гости Вены хотят увидеть собор Святого Стефана, и городскую ратушу. Эти достопримечательности расположены недалеко друг от друга, но все же, не рядом. Если взять за точку отсчета дворцовый комплекс Хофбург, то от него к городской ратуше нужно идти через в одну сторону, а к Святому Стефану – в противоположную, через один из дворов Хофбурга.

Чтобы дойти до храма от Михайловских ворот Хофбурга, выходящих на Михаэлерплац, достаточно прогуляться по одной из центральных улиц исторической Вены — Kohlmarkt, а потом свернуть на не менее известную пешеходную улицу . И очень скоро ваш взгляд остановится на высокой готической башне:

Да, вы приближаетесь к знаменитому венскому собору, который занимает всю центральную часть одноименной площади. Stephansdom – так называют австрийцы свой Кафедральный собор.

История собора Святого Стефана

Первая небольшая приходская церквушка в романском стиле появилась на этом же месте в XII веке, а в следующем столетии ее расширили и построили западную стену с порталом. Несмотря на то, что церковь Св. Стефана несколько раз страдала от разрушений, многократно достраивалась и перестраивалась, западная романская стена частично сохранилась и в современной версии собора:

В начале XIV века, во времена правления Альберта I и Альберта II церковь опять решили дополнить, но теперь уже в восточном направлении. Так появились хоры, которые до сих пор составляют восточную часть собора и называются Альбертовы хоры:

А в 1359 году Рудольф IV положил начало грандиозной перестройке собора в стиле готики. Перестройка подразумевала сохранение западного романского фасада и Альбертовых хоров, а южная и северная стороны сооружения должны были расширить внутреннее пространство, поэтому их стали возводить снаружи стен действующей в то время церкви.

Строительство начали с южной башни и завершили ее возведение только в 1433 году:

Высота башни 136, 44 м. Поэтому рассмотреть ее всю, стоя у стен собора практически нереально. Вот моя попытка сфотографировать южную часть Stephansdom:

Есть башня и c северной стороны собора, которая появилась позднее. Работы по возведению этой колокольни начались в 1450 году, потом приостановились в начале XVI века, и завершили строение только в 1579 году ренессансным куполом.

Уже в XX веке в послевоенные годы, когда и Вену, и собор восстанавливали после разрушений, северную колокольню перестраивали еще раз, так как ее верхняя часть обрушилась вместе с колоколом «Пуммерин».

Внешний осмотр собора

Только что мы смотрели на Св. Стефана с его невероятно высокой башней с южной стороны. Продолжаем обходить собор в направлении Альбертовых хоров и обратим внимание на детали сооружения. На стенах собора размещено несколько панно, отражающих библейские сюжеты.

Если отойти на небольшое расстояние, то за счет крутого наклона кровли, можно прекрасно рассмотреть гербы, ее украшающие. Выглядит кровля великолепно и завершается со стороны хоров вот такой пирамидой:

230 тысяч штук цветной черепицы было использовано для кровли собора, но не понапрасну.

И наконец, я нашла точку, из которой хотя бы относительно можно увидеть почти весь собор:

Отсюда хорошо видна северная башня, под куполом которой находится колокол «Пуммерин». «Гудящий» означает его название. Колокол отлили в 1951 году вместо того, который пострадал в военные годы. Его вес превышает 21 тонну, и звонит он только по особым праздникам несколько раз в году. Кроме «Гудящего» на колокольне установлено еще 22 колокола, и каждый из них звонит в предназначенное время.

На северной башне есть обзорная площадка, на которую можно подняться лифтом.

Но, если учесть, что высота северной башни 68 метров, то ее обзорная площадка находится не так уж высоко. Поэтому мы поднимемся на южную башню… хотя там и нет лифта.

Продолжаем осмотр северной стороны здания. И теперь перед нами готическая стена:

Я сейчас скажу, наверное, крамольную мысль, но мне эти готические башенки почему-то напомнили базилику в Барселоне. Это, должно быть, недопустимо, потому как творчество Антонио Гауди исключает прямые линии и острые углы, которые составляют основу готики. Но мне, дилетанту, это сходство так и приходит на ум, когда я смотрю на эту часть стены венского собора.

А мы завершаем обход грандиозного Stephansdom и поворачиваем к тому романскому фасаду, где располагается главный вход в собор. Верхняя часть фасада претерпела изменения и сейчас его украшает пара элегантных башен.

Находясь у входа, воспользуемся возможностью и посмотрим, как собор Святого Стефана выглядит внутри. Войти можно только на небольшую площадку в начале зала, далее установлена решетка. Поскольку в зале не было туристических групп, вероятно, экскурсии в собор предусмотрены только в определенное время. Не осведомлена в этом вопросе, поэтому не стану утверждать, а продемонстрирую тот зал, который видит каждый вошедший в собор:

В соборе установлено три органа. Можно только представить, какая здесь акустика, и как звучит музыка Моцарта и других австрийских талантов. В соборе часто проходят концерты духовной музыки.

Очень хотелось бы посетить концерт в Stephansdom, но пока это в будущем, а в настоящем у нас другое посещение – мы идем к южной башне собора.

Смотровая площадка готической башни Св. Стефана

Мы намерены подняться на смотровую площадку самой высокой башни собора. Конечно же, она находится далеко не на макушке башни, но выше всех составляющих сооружения. У входа прикреплена предельно информативная табличка:

Оплатив вход, мы стали подниматься по старинной винтовой каменной лестнице в довольно узком цилиндре башни. Движение затрудняется тем, что спускаются посетители все по той же лестнице и многие проходящие далеко не худенькие и стройные…

Если в Белой башне в после современной реставрации можно спокойно ходить по винтовой лестнице целой группой, а в Праге при подъеме на обзорную вышку Петршин предусмотрены отдельные лестницы для подъема и для спуска, то подъем на башню венского собора – это своего рода испытание. Признаюсь, подъем утомил, пока мы добрались до первой площадки, где можно отдышаться:

Это небольшое помещение, где есть возможность постоять в сторонке, и в котором, на радость поднимающихся, светло)) После небольшой передышки еще один рывок – и мы оказываемся в маленьком зальчике, который и служит смотровой площадкой. Здесь могут оказать первую помощь тому, кто не рассчитал свои силы, и кого подкосили многочисленные ступени:

Но главное, ради чего поднимаются на такую высоту посетители, это виды Вены с ее куполами и башнями и горной грядой на горизонте:

В панораме с южной стороны выделяются купола на площади Марии Терезии, а ближе к собору расположен Хофбург. На фото его можно узнать по многочисленным скульптурам и золотым шарам на фронтоне.

Мы прошлись по периметру помещения и выглянули в каждое окно, чтобы рассмотреть Вену со всех сторон, а потом спустились все по той же винтовой лестнице, которая на обратном пути показалась в два раза короче))

Но и на этом мы не остановились, а еще прогулялись вокруг собора, пока наше внимание не привлек магазинчик, где продают фирменные венские сладости. Особенно заинтересовали конфеты «Моцарт». Где же их и покупать, как не в Вене!

В завершение скажу, что в столице Австрии много достопримечательностей, но Кафедральный собор Святого Стефана производит, пожалуй, самое сильное впечатление. Соберетесь вы покорить южную башню или ограничитесь осмотром, но Stephansdom заставит вас неоднократно восхититься. Друзья, желаю и себе, и вам, оказаться однажды на концерте в этом грандиозном соборе.

Ваш euro-проводник Татьяна

Собор Святого Стефана может по праву называться не только главной достопримечательностью Вены, но и всей Австрии в общем. Это сердце Вены, в котором находятся различные важные реликвии, который хранит множество тайн и посетить который необходимо просто пренепременно!

Это Собор, как и в Барселоне очаровывает, приковывает к себе все внимание и хочется побольше рассмотреть мельчайшие детали, коих здесь множество.

С внешней стороны Собора взгляд в первую очередь падает на яркую, красивую крышу из черепицы. С этой стороны выложен двуглавый орел.

2.

Помимо черепицы производят впечатление готические шпили по всему внешнему периметру Собора, его даже иногда сравнивают с колючкой благодаря им.

3.

4.

5.

6.

Множество небольших скульптур украшает его. Но, кстати, большая часть - это копии, оригиналы многих скульптур, лепнины хранятся внутри Собора, в катакомбах.

7.

Возле Святого Стефана, очень много повозок с лошадьми, на которых можно совершить оригинальную экскурсию по Вене, почувствовав себя жителем века так XVII-XVIII, когда именно такой транспорт преобладал на улицах города.

8.

Возле входа в Собор и на близлежащих улицах наверное никогда не бывает пустынно, толпы туристов оккупируют это место.

9.

10.

Мистические часики с черепом, змеей, песочными часами и изогнутыми стрелками..

11.

Ювелирная работа..Такое огромное строение, а украшено сотнями всевозможных небольших вещей, каждая из которых несет свой смысл.

12.

13.

14.

15.

Заходим внутрь. В сам Собор можно попасть абсолютно бесплатно ежедневно с 6 утра до 10 вечера, в воскресенье и выходные дни с 7 до 10 утра. Если кому-то интересны экскурсии, то они совершаются с понедельника по пятницу с 9:00 до 11:30, с 13:00 до 16:30. Лично мы экскурсии не брали, не вижу в этом смысла. Большую часть Собора Вы прекрасно сможете рассмотреть самостоятельно абсолютно бесплатно. Я имею ввиду экскурсии именно по Собору, спуститься в катакомбы или подняться на башни стоит. Мы выбрали только спуск в катакомбы, так как на город сверху мы решили посмотреть в другом месте, о котором я расскажу в одном из следующих постов. Вот это был вид и не только!

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Кафедра XV века. Она украшена статуями четырех первых учителей церкви. А на перилах лестницы, ведущей на кафедру изображен орнамент из чередующихся жаб и ящериц - аллегории борьбы добра и зла.

22.

Витражи не могу сказать, что сильно меня впечатлили, встречаются и поэффектнее, но все равно достаточно симпатично.

23.

Приходя в любой Собор помните о дресс-коде! При входе в католические церки обязательно должны быть закрыты плечи, а также не допускаются короткие шорты и юбки.

24.

Один из органов Собора Святого Стефана.

25.

Недалеко от входа можно увидеть красивые резные ворота..

26.

За которыми расположен небольшой алтарь, недоступный для простых посетителей.

27.

Более подробную и актуальную информацию о Соборе Святого Стефана можно найти на его Официальном сайте . Он, кстати, доступен на русском языке тоже!

28.

Под этим крестом находится вход в катакомбы! Запомните, мы долго искали, где вход). Посещение стоит около 4,5 евро, оплата, кстати, осуществляется экскурсоводу при выходе из катакомб! Очень необычно, удивило нас). Экскурсия проводится на немецком и английском языках, но также выдаются листики с описанием в том числе на русском языке. Спуститься туда стоит, очень таинственная, мистическая экскурсия. Вам покажут надгробия нескольких поколений Габсбургов, а перед надгробиями Вы увидите емкости, в которых находятся их внутренние органы (емкости закрыты, не пугайтесь!). Сердца хранятся в другом месте, в церкви Августинцев. Также Вам покажут оригиналы некоторых скульптур с фасада Собора и самое впечатляющее и пугающее: кости 11 тысяч людей, умерших в свое время от эпидемии чумы, произошедшей в Вене..Они уже не опасны..Но впечатления, конечно, угнетающие очень..Но для любителей пощекотать нервишки самое то..

29.

Из катакомб Вас выведут прямо на улицу, так что после экскурсии заходим обратно в Собор еще раз. Впервые Собор на этом месте был построен в далеких 1137-1147гг., в нынешнем виде Собор Святого Стефана приобрел свой вид к 1511г.

30.

31.

32.

33.

А вот эти витражи мне очень понравились.

34.

Собор Св. Стефана не пострадал при Второй Мировой Войне и при первых днях наступательной операции Советских войск в 1945г. При отступлении из Вены, комендант города приказал немецким войскам уничтожить центр Вены, но приказ не был выполнен. Однако, местные мародеры 11 апреля 1945г. подожгли разграбленные лавки, пожар перекинулся и на Собор, в результате чего тот значительно пострадал: рухнула кровля, самый большой колокол обрушился и разбился внутри Северной башни, сгорели интерьеры, большой орган. Только благодаря добровольцам Собор был восстановлен. Все послевоенные восстановления завершились только к 1960г.

35.

36.

37.

38.

В 1980-е годы начался второй этап реставрации, продолжающийся до сих пор.

39.

40.

41.

42.

Наиболее узнаваемая внешняя часть Собора Святого Стефана.

43.

44.

45.

Но больше всего меня впечатлил Собор вечером! Обязательно придите туда, когда уже стемнеет. Это что-то волшебное! Играет орган, включена нереальная подсветка, непередаваемые ощущения!

46.

47.

48.

49.

50.

51.

В следующем посте мы прогуляемся по знаменитой улице Грабен до Собора Святого Петра и посетим его.

Национальным символом Австрии и украшением города Вены стал грандиозный храм Святого Стефана, наполненный чудесными реликвиями и настоящими произведениями искусства. Под ним находятся не менее знаменитые катакомбы, где лежат останки всех австрийских императоров, начиная с князя, выстроившего этот великолепный храм, Рудольфа VI, далее семьдесят два Габсбурга, Евгений Савойский и многие настоятели собора. С любой из двух башен открывается великолепный вид на старинный и красивейший город.

Символ Вены

Строительство собора было начато в двенадцатом веке, а на сегодняшний день это самое значительное готическое сооружение Австрии общей высотой в 107 метров и с вознёсшимися башнями ещё на 30. Посетители часто взбираются на колокольню, одолев триста пятьдесят ступеней. Это стоит того: вид открывается из комнаты звонаря просто великолепный. Да и те 23 колокола разных размеров, что являются одной из главных достопримечательностей храма Святого Стефана, собор украшают исключительно: один только "Пуммерин" считается самым большим колоколом в Западной Европе. Сверху хорошо видна крыша, где яркой черепицей выложен и герб Австрии.

Внутри храма оформление менялось часто, поэтому за столько столетий архитектура приобрела признаки практически всех веяний и течений, вплоть до барокко. Каждый гость города считает не только своим долгом, но и первейшей обязанностью посетить эту жемчужину зодчества. Причём одного дня для осмотра явно не хватит. Потому что храм Святого Стефана - собор огромный и буквально на каждом квадратном метре своей площади содержащий ту или иную достопримечательность.

Реликвии

Сокровища собора более чем впечатляющи: огромное количество ценных алтарей, боковых часовен, реликвии, украшенные драгоценностями и золотом: ковчеги, книги, литургические тексты, одеяния. Внушительны и саркофаги. Крышка надгробия Фридриха III весит, например, восемь тонн. Принц Евгений упокоился в отдельной часовне, украшенной чрезвычайно прихотливо. Если учесть, что первые захоронения появились здесь в начале двенадцатого века, можно по характеру погребений проследить становление традиций как зодчества, так и решений интерьерного плана.

В настоящее время храм Святого Стефана - в нём заседает венский архиепископ. Первоначально церковь была построена в центре города в 1147 году, к пятнадцатому веку она приобрела сегодняшние границы, а современный вид - только в шестнадцатом веке. Самые старые постройки - в романском стиле, это видно по стене собора, там, где портал и две башни, которые позже всё-таки перестроили в готическом стиле - после пожара в 1258 году.

Архитектура

В 1340 году к романской церкви пристроили с востока Альбертовы хоры в трёх нефах (названные в честь двух королей Альбертов - Первого и Второго), они сохранились по сей день в первозданном виде. Северный неф посвятили Деве Марии, тот, что посередине, - святому Стефану и всем остальным святым, а южный неф посвящён двенадцати апостолам. В 1359 году Рудольф IV заложил новый храм - готический, на его месте теперь - самая высокая южная башня, фундамент которой на удивление прочен, хотя очень мал - всего полтора метра. При подъёме на южную башню можно увидеть древнейшую статую собора Святого Стефана в Вене, которая когда-то служила украшением фасада. Отсюда, с этой скамьи, которая расположена рядом со статуей святого Стефана, граф Штархемберг вёл наблюдение за турками во время осады.

Северная башня строилась более ста лет, только в 1578 году её оснастили красивым куполом в стиле ренессанс. Коренным венцам она до сих пор кажется более похожей на водонапорную башню, хотя называется Орлиной, и ведущий от неё в Женский неф портал носит такое же название. После того как собор Святого Стефана стал кафедральным, скульптор Роллингер изготовил резные, с уникальным рисунком хоры, а в 1513 году там установили орган. Все интерьеры тех времён были выполнены, разумеется, в барочном стиле. В 1647 году началась реконструкция: появился уникальный алтарь работы Якоба и Покка, в 1700-м - два боковых алтаря, по красоте не уступавших главному, написаны две иконы Девы Марии, сразу ставшие знаменитыми. Статус храма был повышен до архиепископского через 40 лет после победы над турками - в 1722 году.

Война

При бомбардировках собор Святого Стефана не пострадал, и наступательная операция советских войск тоже не причинила ему вреда. Однако комендант Вены генерал Зепп Дитрих велел гитлеровской артиллерии снести весь центр города. К огромному счастью, приказ этот не был выполнен. Но несчастье пришло, откуда не ждали: местные жители - мародёры разграбили все близлежащие лавки и подожгли их, а пожар перекинулся на храмовый комплекс.

Последствия были ужасны: кровля провалилась во многих местах, огромный колокол рухнул в Северную башню и разбился, множество интерьеров Святого Стефана в Вене, даже роллингеровские хоры, были практически полностью уничтожены. Сохранились кафедры и - благодаря кирпичным саркофагам - самые ценные реликвии.

Собор восстанавливали добровольцы, и это удалось сделать лишь в 1960 году. В декабре 1948-го над главным нефом появилась кровля, а в апреле 1952-го уже была возможность возобновить службы. Второй этап реставрации начали в 1980-м, он длится по сей день. Реставрируются известняковые стены и статуи, коих очень много, а время безжалостно даже к самым твёрдым материалам.

Первомученик

Кафедральный собор Святого Стефана существует не только в Вене. Этого человека, первого мученика, чтят во всех христианских конфессиях. Он происходил из еврейской диаспоры и жил в Иерусалиме. За свою проповедь, прочитанную примерно в 33-36 гг., то есть сразу после воскресения и вознесения Христа, был привлечён к синедриальному суду и побит камнями. В книге "Деяния святых апостолов" подробно написано о его служении Христу и о принятом мученичестве. Православные чтят его память 9 января, а католики - 26 декабря.

Не вполне ясно, погиб Стефан по вынесению смертного приговора или же его просто линчевала толпа, не дожидаясь окончания суда. Он говорил вещи, которые тогда ещё не проникли в сознание людей, даже бывших современниками Господа и, возможно, слушавших его притчи и видевших чудеса, которые он творил. Стефан рассказывал о том, что видел своими глазами: сидящего одесную Отца. Это казалось кощунством. Сама описанная сцена убийства не похожа на лапидацию (каменование), это, скорее, та же самая толпа, на чьей совести и Крест Господень. К тому же сразу после суда казнить никого было нельзя - сначала римская власть должна была дать добро, а на это уходила уйма времени. Казнимый Стефан молился о своих убийцах. При погребении над ним раздавался "великий плач" (Деяние 8:2).

Венгрия

Базилику (собор) Святого Стефана Будапешт чтит как самый главный храм страны, называя святого по-венгерски - Иштваном. Это другой святой, не первомученик, но король и создатель страны. Именно потому это один из крупнейших храмов Европы, с высотой колокольни в девяносто шесть метров. Построен в стиле неоклассицизма, который был весьма популярен в девятнадцатом столетии. Этот собор - яркий пример строгой и лаконичной классики. Первый архитектор - Хильд - рассчитал не всё правильно, и однажды, через многие годы после его смерти, купол обвалился. Исправить ошибки взялся его последователь - Миклош Ибль. Он сумел придать величественному облику храма некоторую лёгкость и воздушность, поскольку колокольня и купол вобрали в себя немного эклектики.

Надо сказать, что консультировал строительство сам Эйфель, поэтому конструкции оказались надёжными, с тех пор ничего более не рухнуло. Венский собор Святого Стефана может гордиться таким богатым соседством. Внутри базилика роскошна: позолота, резьба, великолепие росписей, изящество статуй и огромный величественный алтарь. Свод купола украшен сценой сотворения мира. На одной из колоколен есть смотровая площадка для любопытных туристов, которые могут подниматься по винтовой лестнице, а для ленивых оборудованы два лифта. На второй колокольне такой площадки нет - там колокол девяти тонн весом.

Чехия

А вот чешский собор Святого Стефана (Литомержице, что в Устецком крае) посвящён первомученику. Этот капитульный, кафедральный и приходской храм построен в архитектурном стиле барокко. Стоит он высоко на Домском холме, который так и назывался - гора Святого Стефана. Романская базилика появилась здесь ещё в 1157 году, затем в шестнадцатом веке её реконструировали в готике.

В 1664 году храм был разрушен полностью, и тогда итальянец Доминико Орси за четыре года возвёл одно из самых красивых барочных сооружений Европы с отдельно стоящей колокольней, соединяющейся с основным зданием арочным мостом. Орган в этом соборе состоит из четырёх тысяч труб, изготовлен он в стиле рококо.

Германия

Баварский кафедральный собор Святого Стефана (Пассау) тоже весьма впечатляющ: длина храма - 102 метра, ширина - 33, а высота - 30. Выстроен в стиле поздней готики с элементами барокко. Баварцы считают его одной из главных достопримечательностей наряду со знаменитыми замками. Готика с душой барокко, как говорят искусствоведы, присутствует и во внутреннем убранстве, оно не менее величественно и помпезно. Третий по величине в мире орган и самый крупный в Европе тоже находится здесь. У него только мануалов 5, 229 регистров и почти 18 тысяч труб. Орган-труженик, он звучит здесь ежедневно.

В 720 году здесь располагалась Святого Стефана, построенная на месте раннехристианской церкви Святого Северина. Естественно, с тех пор собор перестраивался множество раз - войны, пожары, даже и само время вряд ли сможет донести до нас первозданность такой давней постройки. В 1221 году началось почти столетнее строительство на этом месте кафедрального собора, а в 1407-м почти двухсотлетняя перестройка - уже в стиле поздней готики. Так возвели всю восточную часть храма - трансепту, хоры, увеличили раннеготический неф. Трудились над этим произведением искусства очень многие архитекторы, а закончил работу Ханс Глапсбергер в начале шестнадцатого века. Таким мы видим этот сейчас баварский собор Святого Стефана.

Австрия

Вернёмся к самому крупному и самому знаменитому храму этого имени для того, чтобы привести для сопоставления некоторые детали. Например, длина кровли только главного нефа здесь равняется 110 метрам. Впечатляет, не правда ли? Высота до конька крыши от водосточного жёлоба - 38 метров (с наклоном кровли в некоторых местах к горизонтали до 80 градусов), несущий каркас крыши был до пожара деревянным (2 тысячи метров), теперь он из стали (около 600 тонн). А само покрытие - 230 тысяч разноцветных черепиц, которые покрыты блестящей глазурью. Именно из них выложили герб Австрии и герб Вены.

Три нефа базилики подсказывают, что должны быть три входных портала, но это не так. В кафедральный собор Святого Стефана вход только один - это центральный портал, называемый Исполинским, или иначе Воротами гигантов. Найденная при строительстве огромная кость (было решено, что это дракон, о мамонтах в те времена не догадывались) подсказала такие названия. По сторонам от этих ворот расположились трёхъярусные языческие башни. Языческие не потому, что в Средние века здесь встречался экуменизм. Просто мрамор и другой камень заимствовали из разрушенных римских храмов. Над башнями возвышается стрельчатое окно на центральном фасаде, а весь портал оформлен по мотивам Страшного суда. В тимпане - Христос и ангелы, справа и слева - апостолы и евангелисты Лука и Марк как свидетели Страшного суда. А под ними, то есть над капителями колонн, которые слева, - демоны с топорами и верёвочными петлями и химеры. Справа же - пороки человеческие. Сами колонны увивает виноград - символ причастия.

Скульптурные портреты и алтари

В скульптурных портретах изображены Отцы Церкви: юный сангвиник святой Амброзий, старый холерик святой Иероним, зрелый флегматик Григорий Великий и молодой меланхолик святой Августин. Все лестничные перила на ограждениях в декоративном орнаменте: колёса с тремя спицами как символ Святой Троицы, катящиеся вверх, и с четырьмя - спускающиеся, которые символизируют всё земное - времена года, темпераменты, возрасты. Сами же перила - с орнаментом фантастическим: змеи, пожирающие друг друга, жабы, ящерицы. Есть и собачка, которая не пускает всю эту нечисть на кафедру, где проповедует священник.

Наверное, мало храмов на земле, где присутствует такое количество алтарей, сколько имеет Собор Святого Стефана (Вена, Австрия). Их восемнадцать, если не считать те, которые находятся в капеллах. Знаменитейшие - высокий (центральный) и Винер-Нойштадский. Последний - удивительнейшее по красоте сооружение - готический алтарь с росписями и резьбой по дереву - был создан в 1447 году. Название его происходит от города, в котором его создавали и где он первое время находился. в позолоте посвящены сценам из жизни Девы Марии. Открыты створки алтаря бывают только в воскресение. На внешней стороне - фигуры 72 святых. Главный алтарь создал Тобиас Пок, в архитектурном аккорде появляется барочная нота. На створках изображены муки святого Стефана. Выполнен из чёрного мрамора первый алтарь Вены. Статуи рядом с алтарём - святые Флориан и Леопольд, покровители города, и святой Рох - защитник от чумы, о которой тоже многое может поведать собор Святого Стефана.

Катакомбы

Первая церковь 1137 года была расположена на территории древнего кладбища, где хоронили людей в далёкие римские времена. Катакомбы, оставшиеся под храмом, продолжали служить для захоронений, но массовыми погребения стали только в 1732 году, когда из-за эпидемии чумы Карл VI хоронить людей на традиционных городских кладбищах запретил. До 1783 года, когда указом Иосифа II подземный некрополь был закрыт, успели похоронить в катакомбах одиннадцать тысяч человек. Катакомбами эти коридоры со склепами начали называться лишь при романтизме, в веке девятнадцатом. Тогда же и туристы начали посещать собор Святого Стефана. Фото, сделанное здесь на память, будет всю жизнь возвращать незабываемые ощущения.

В катакомбах - масса шедевров, это излюбленное место туристического паломничества. Например, гробница Фридриха III, где украшениями служат 240 фигур. На постаменте - мифические чудовища, черепа, звери. На стенках саркофага изображены все его добрые дела во время жизни. Наверху - монахи, священники, епископы всех монастырей, которые он основал, молящиеся о спасении души Фридриха. Саркофаг из красного мрамора был придуман и заказан хозяином за тридцать лет до своей смерти.

Собор Святого Стефана на площади Штефансплатц является символом Вены и одной из самых главных достопримечательностей всей Австрии.

История собора

Храм расположен в центре старого города на площади Святого Стефана (Штефансплатц). Первый собор на этом месте построен в 1137—1147 годах. В нынешних границах это культовое сооружение построено в XIII-XV веках и приобрело современный вид только к 1511 году.

Возведение и основание

Епископ Пассау Регинмар совместно с маркграфом Леопольдом IV в 1137 году заложили первую венскую церковь. Через десять лет постройка в романском стиле была завершена. В 1230—1245 годах ее расширили к западу, с тех самых пор сохранилась романская (западная) стена храма с порталом и двумя башнями. Позже их перестроили в готическом стиле. Эта церковь сгорела в 1258 году.

На ее месте в 1263 году была выстроена вторая венская церковь, использовался тот же романский стиль. 23 апреля совершилось освящение собора, это событие празднуется по сей день. При Альберте I и Альберте II в 1304—1340 годах были пристроены трехнефные Альбертовы хоры - они заняли весь трансепт. Деве Марии посвятили северный неф, святому Стефану и всем святым - средний неф, а двенадцати апостолам - южный.

На месте современной южной башни Рудольф IV в 1359 году заложил первый камень новой церкви, выполненной в готическом стиле. В планах архитекторов XIV столетия стены нового сооружения ставились снаружи от уже существующей церкви, и только после этого можно было разобрать стены старой. На перекрытие свода нового храма потребовалось почти тридцать лет. В 1450 году заложили Орлиную башню.

Ее строительство прекратилось в 1511 году, когда наступили трудные времена и финансирование оскудело. Так она и осталась недостроенной до сих пор. Ее высота в два раза меньше южной, и она едва превышает 68 метров.

Существует легенда, что когда-то башни были одинаковыми. Согласно этой сказке руководящий работами по строительству башни мастер продал душу дьяволу, чтобы тот поспособствовал быстрейшему завершению дела. Когда тот помог, строитель отказался выполнять свои обязательства и разозленный дьявол обрушил половину башни.


Историческая судьба

В течение трех столетий церковь Святого Стефана оставалась приходским храмом. Маркграфы Австрии пытались учредить епископскую кафедру в Вене, а епископы Пассау (духовные владыки Австрии на то время) всячески этому сопротивлялись. Только в 1469 году была учреждена Венская епархия под давлением императора Фридриха III. В ходе этих событий собор стал кафедральным. В 1476—1487 годах композитор и скульптор Вильгельм Роллингер установил уникальные резные хоры внутри церкви, а в 1513 году в храме был установлен орган.

Мало изменили сооружение наполненные религиозными и австро-турецкими войнами XVI-XVII века. В ту эпоху в Австрии главенствовала идеология Pietas Austriaca, барочная по форме и католическая по духу, и интерьеры храма переработали в стиле барокко. Работы начались в 1647 году с нового барочного алтаря. Его изготовили Йоганн Якоб и Тобиас Покк. Два образа Девы Марии датируются 1693 и 1697 годами, два боковых алтаря установлены в 1700. После изгнания турок из-под Вены в 1722 году статус собора и епархии был повышен до архиепископского.


Восстановление и реставрация

Во время Второй мировой войны здание не пострадало при бомбардировках и выдержало первые дни советской венской наступательной операции, начавшейся 2 апреля 1945 года. Генерал Зепп Дитрих приказал немецкой артиллерии при отступлении из Вены уничтожить центр города.

Приказ выполнен не был, но собор все равно пострадал: местные мародеры по 11 апреля 1945 года подожгли разграбленные лавки, а уже от них огонь перекинулся на церковь Св. Стефана. Сохранились только кафедры и ценнейшие реликвии, так как они находились под защитой кирпичных саркофагов.

Повреждения, полученные в ходе пожара:

  • кровля рухнула от огня;
  • крупнейший колокол «Пуммерин» сорвался и обрушился внутрь башни, в результате чего разбился;
  • интерьеры (включая роллингеровские хоры XV века) были почти полностью уничтожены;
  • сгорел большой романтический орган фирмы «Walcker».

На восстановление крыши организовывался сбор средств, в 1950 году ее облицевали керамической плиткой. Окончательно восстановительные работы завершились только в 1960. В восьмидесятые годы стартовал следующий этап реставрации, который продолжается и в наши дни.

Главной проблемой церкви Св. Стефана является разрушение стен и статуй. Мастера-реставраторы вынуждены постоянно заменять фрагменты камней. Усложняет процесс необходимость пользоваться оригинальными инструментами средневековья, хотя часть работ выполняют станки под управлением компьютера.


Современное положение

Сегодня это один из наиболее красивых готических храмов Европы, который жители Вены называют душой своего города. Возведенная в XII столетии, на сегодняшний день церковь является наиболее значительным и хорошо сохранившимся готическим сооружением в Австрии. Его южная башня в высоту достигает почти 137 метров - это третья по высоте башня центральной Европы. Венцы ласково прозвали ее Steffl.

Храм назван именем первого христианского св. Стефана - иерусалимского мученика, до смерти забитого камнями за веру. Храм стал символом многовековой стойкости. Церковь Св. Стефана в Вене расположена в историческом средневековом квартале и вмещает в себя уникальные распятия, витражи, скульптурные композиции и кафедру епископа. Вместе с тем храм известен своими катакомбами, где захоронены останки австрийских императоров.

Месторасположение церкви

Фактический адрес собора Святого Стефана: Австрия, Вена, площадь Stephansplatz, дом 3.

Места поблизости:

  • ресторан Do and Go;
  • Hotel Am Stephansplatz Vienna;
  • Дом Хааса;
  • Govienna City Apartments;
  • Wien;
  • Кертнерштрассе.

Как добраться

В Вену можно добраться на поезде или самолетом. В самом городе проложено множество маршрутов общественного транспорта, а также метро.

На нем добраться до собора нужно следующим образом: необходимо выйти на станции Stephansplatz на пересечении первой (красной) или третьей (оранжевой) линий.

Сам храм ни за что нельзя пропустить, так как он возвышается над остальными зданиями площади, и его башни видны отовсюду. На них ориентироваться можно и при пешей прогулке.


Архитектура и убранство сооружения

Романский костел, носивший имя Святого Штефана (Стефана), начали перестраивать в 1230 году. Планировалось возведение храма в позднероманском стиле. Когда случился пожар, большая часть постройки уже была закончена. Стиль храма остался готическим, но черты строения позднее менялись в ходе реконструкций. Только при Рудольфе IV Штефансдом приобрел вид, сохранившийся до нашего времени.

Внешний вид

Многовековая история отразилась на облике собора. К началу девятнадцатого столетия он настолько обветшал, что представлял собой жалкое зрелище. При восстановительно-реставрационных работах максимально старались сохранить его средневековый готический облик.

Размеры здания (в метрах):

  • высота южной башни - 136,44;
  • высота северной башни (еще строится) - 68,3;
  • высота стен боковых нефов - 60;
  • длина и ширина собора на уровне земли - 198,2×62;
  • высота сводов центрального нефа - 28.

Собор представляет собой квадратное сооружение, фасад которого состоит из ступенчатых контрфорсов и узких арочных окон. В Вене он является одним из наиболее показательных примеров позднеготической архитектуры, скульптурные оформления внутренних залов и фасада являются уникальными. Также архитектуру храма отличают узоры черепичной кровли - одна из самых ярких и запоминающихся частей храма.

История узорных крыш уходит корнями в средневековье. Узоры, надписи и даты украшали в основном главные строения Вены - соборы и ратуши. Подобная облицовка была делом дорогостоящим - многие дома в то время были покрыты и вовсе соломой.

Историки не могут назвать точную дату возникновения узоров, но уже к концу пятнадцатого столетия орнамент из разных оттенков красного покрывал крышу. Со временем в рисунки добавлялись новые узоры и цвета.

Полностью покрыть крышу пришлось после ее обрушения во время пожара 1945 года. Вместо деревянных стропил установили металлические, на новых скатах уложили черепицу. Дату окончания работ можно видеть тут же на панно с гербом - это цифры 1950. Лучше всего крышу разглядывать с башни собора.


Южная башня

Во времена Габсбургов ни одна церковь Австро-Венгрии не могла быть выше южной башни Св. Стефана - ее высота составляет 136 метров, на нее ведут 343 ступени. Она играла важную роль в жизни города.

При военной угрозе стражники на ней организовывали дежурство и отслеживали сверху передвижения противника, а в мирное время на ней совершалось дежурство другого рода - следили за возгораниями и начинавшимися пожарами. Раннее реагирование было особенно важным в средние века, когда весь город мог быть уничтожен от возгорания одного дома. Колокольный звон с башни оповещал о радостных событиях и несчастьях.


Северная башня

Знаменитый Ганс Пуксбаум, создатель северной башни, планировал повторить в ней формы южной, чуть больше вытягивая пропорции и меняя детали. Орлиная башня так и осталась незаконченной после его смерти. Г. Пуксбаум был также и талантливым художником: в строительной мастерской собора сохранилось около пятидесяти исполненных им рисунков. Внутри башни находится еще одна его работа - капелла Святой Барбары.

На западной стороне находится статуя Христа. Изображен он с таким выражением лица, что в народе скульптуру называют «Господь, страдающий от зубной боли». Однажды на нее пришли посмотреть несколько парней. Они стояли и посмеивались, как вдруг у всех так сильно разболелись зубы, что они не могли ни пить, ни есть, а облегчение наступило только после покаянной молитвы.

Существуют документы об отливке колоколов в XIII-XV веках. Они уничтожались пожаром, падали и раскалывались, но их снова отливали и ставили на место утраченных. К XIX веку все башни выступали колокольнями, у каждой имелся свой набор колоколов. Колокола имеют свои имена, отражающие их первоначальные функции. Самый известный - Пуммерин, символ свободы и борьбы за нее. Его отлили из трофейных пушек в 1711 году в честь избавления от турецкой осады.

Весил он двадцать одну тонну, звучал только несколько раз в году по особенным случаям. Пуммерин упал и разбился в результате разрушительного пожара 1945 года. Осколки собрали и добавили к ним еще металла - так и отлили копию. В 1952 году ее поместили на прежнее место. На текущий момент это второй по величине колокол Европы и седьмой - в мире. Он вступает в дело только несколько раз в году, как и раньше.


Исполинские ворота

Главный вход в венский собор и его портал являются самыми старыми и исторически интересными частями этого удивительного сооружения. В облике фасада сочетаются романский и готический архитектурные стили. Хоть его и перестраивали в XV столетии, в самом портале присутствуют стрельчатые и круглые арки.

Раньше главный вход открывали далеко не для всех, а только для королевских особ. Встречаются разные названия, такие как: «Большие врата», «Исполинские врата» или «Врата Гигантов», но у всех наименований один смысл - отразить огромный размер. Постройка проходила в период между 1230 и 1250 годами.


Внутреннее оформление

Здание венского собора украшают великолепные витражи. Особенно они роскошны внутри помещения. Сквозь них проникают солнечные лучи, отбрасывающие разноцветные блики. Оригинальные витражи были созданы в 1340 году, однако хранятся они в городском музее Вены, а здесь представлены туристам в виде копий.

Из оригиналов тут расположены пять витражей пятнадцатого столетия. На них изображены разнообразные сцены из Библии. Самые красивые картины располагаются непосредственно над соборным алтарем.


Скульптуры и алтари

Главный алтарь расположен в хорах, оформленных сиденьями в барочном стиле. Он сделан из черного мрамора Йоганном Якобом Поком. Над ним висят картины «Успение Марии» и «Святой Стефан, побиваемый камнями», написанные Тобиасом Поком. Другой алтарь, который называется Винер-Нойштадским, подарил император Фридрих Третий.

Скульптур в соборе очень много. В основном они относятся в XIV-XV векам. Особенно впечатляет статуя Мадонны, созданная в 1320 году. Она располагается рядом с колонной кафедры и называется «Мадонна для прислуги».


Ажурная кафедра

Является наиболее великолепным памятником позднеготического стиля Средневековья. Кафедру создал Николаус Герхардт в 1515 году. Она стоит на одной из колон, ее высота равняется четырем метрам. Мраморные перила лестницы украшают узоры из ящериц и жаб, олицетворяя символы борьбы добра со злом. Себя мастер увековечил в виде автопортрета «Оконный зевака» у подножья кафедры.

Кафедра оформлена и статуями церковных учителей:

  • Августина Блаженного;
  • Амвросия Медиоланского;
  • Иеронима Стридонского;
  • Григория Великого.


Органы

Три органа устанавливались в разные годы вместо изначального, сгоревшего в пожаре. Самый большой из них имеет четырехрядную клавиатуру и десять тысяч трубок. На службах чаще играет средний орган, расположенный около алтаря. Он имеет 55 трубочных рядов.

В венском соборе постоянно устраивают концерты классической или органной музыки, билеты на них можно купить на Площади Штефансплац или прямо в кассе собора. Чаще всего концерты идут в вечернее время, но приходить стоит за полчаса до начала мероприятия.


Усыпальницы

В отдельной комнате захоронены 72 члена семьи Габсбургов. С точки зрения оригинальности традиции погребения, члены этой монархической семьи «перещеголяли» даже фараонов Египта. Из тел фараонов тоже вынимали органы и помещали в отдельные урны, но хоронили все части тел правителей Египта в одной гробнице.

Габсбурги пошли дальше, их части тел хоронили в разных местах. Храм - традиционное место погребения внутренних органов членов монаршей семьи. Сердца и тела (без органов) хоронили в других монастырях и церквях Австрии. Собор является традиционным местом захоронения высших иерархов австрийской церкви, их тела и по сей день находят упокоение в соборе.

В самом соборе похоронены:

  1. Рудольф IV (князь, строитель собора, умер в 1365). Надгробие в главном зале - символическое, тело захоронено в подземном «герцогском склепе», заложенном самим Рудольфом.
  2. Фридрих III (умер в 1493), надгробие работы Николауса Герхардта.
  3. Евгений Савойский (умер в 1736).
  4. 72 члена династии Габсбургов («герцогский склеп»). Большинство этих «могил» - символические: начиная с 1633 года, в соборе хоронили внутренние органы монархов, сами тела - в Капуцинской церкви, a сердца - в церкви Св. Августина.
  5. Настоятели собора.


Реликвии и святыни храма

Внутри собора находятся шесть отдельных капелл, среди них и реликварий Св. Валентина, где покоятся его мощи, черепа святых Космы и Дамиана, а также лоскут скатерти Тайной Вечери. Главная священная реликвия - Печская икона Девы Марии - является чудотворной.

Согласно легенде, когда в 1697 году принц Евгений Савойский вел битву с турками на реке Тисе, все эти полмесяца из глаз Божьей Матери на иконе стекали слезы. Будучи наслышанным о разных чудесных вещах, которые происходят у иконы, император Леопольд Первый решил перевезти эту икону в собор Св. Стефана в Вену, а в Печ оставил только копию.

Площадь перед венской церковью в прямом смысле построена на костях. С древних времен вокруг храма велись захоронения. Считалось очень важным быть похороненным как можно ближе к собору, в самом здании хоронили только самых почитаемых. Первые упоминания о кладбище датируют серединой XII века. В XVI столетии погребения временно были прекращены. Причиной тому послужил ужасный запах, наполнявший храм, возникающий из-за разложения тел, закопанных на незначительную глубину.

Окончательно кладбище вокруг венского собора прекратило свое существование в 1732 году. Кости перенесли в подземные захоронения, так называемые новые катакомбы. Старые созданы еще в XIV веке прямо под храмом, в них хоронили королевских особ и высшее духовенство. Новые предназначались для простых людей: выкапывались отсеки на сотни тел, туда их складывали по 300-400. Когда отсек наполнялся, его засыпали и приступали к новому. Так за 60 лет было погребено 11 000 человек.

К таким простым людям относили и великих архитекторов: подобным образом был захоронен и Фон Хильдебрандт и Фон Эрлах. Моцарт, кстати, был тоже погребен в общей могиле на кладбище.

При строительных работах была открыта капелла «Виргилькапелле», относящаяся к XIII столетию. Когда-то она находилась в подземелье кладбищенской церкви Марии Магдалены, снесенной в 1871 году.


Богослужения и другие возможности посещения

Воскресные мессы в Штефансдоме начинаются:

  • в 10:30 утра с сентября месяца по июнь;
  • в 9:30 - в июле-августе.

Посетить венский собор можно в любой день.

Для посетителей он открыт ежедневно:

Собор можно посетить в составе экскурсионной группы. Для осмотра и посещения открыты все достопримечательности на территории храма (сам собор, усыпальницы, обе башни, сокровищница). Возможно посещение с аудиогидом.