Готический стиль в праге. Кафедральный собор святого вита, вацлава и войтеха

Сердце чешского государства и святое место для всех чехов лежит посредине III двора Пражского града, где когда-то стояла ротонда св. Вита, основанная св. Вацлавом (925 г.), а позже и романская базилика (после 1059 г.), там сегодня находится Кафедральный собор св. Вита с часовней св. Вацлава.

Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха (Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha), фото one-thirteen

Собор Святого Вита (Katedrála svatého Víta) называют жемчужиной Пражского Града. Величественные шпили готического храма взметнулись к небу, прекрасные фасады украсило кружево каменной резьбы. Короли Чехии короновались здесь до 1836 года.

История Собора Святого Вита

Собор был заложен в 1344 году на фундаменте церкви-ротонды X века. В XI веке ротонду перестроили в базилику, а в XIV столетии Ян Люксембургский задумал возвести на этом месте новый грандиозный собор. Первым архитектором проекта стал фламандец Матьё Арасский. В 1352 году руководство строительством принял Петер Парлер – в то время молодой и малоизвестный зодчий.

Более сорока лет отдал Парлер постройке собора. К концу жизни он успел закончить только часть трансепта и хор. Сыновья архитектора достроили южную сторону храма и часть башни.

Гаргульи, фото Roman Melnichuk

В годы гуситских войн строительство было надолго остановлено. В XV–XVI вв. работу продолжали архитекторы Б. Рейт и Б. Вольмут – в тот период была возведена северная часть собора с башней. В недостроенном храме проходили богослужения, совершались торжественные церемонии.

Строительство длилось почти шесть столетий и закончилось в XX веке. Западную часть храма достроили по проекту Петра Парлера чешские зодчие. Основные работы по оформлению здания завершились к 1929 году.

Западный фасад

Западные неоготические башни-близнецы и окно роза

Войти в храм сегодня можно через один из трех порталов западного фасада. Рельефы на бронзовых центральных вратах изображают фрагменты истории строительства собора; на боковых вратах отражены сцены из легенд о короле Вацлаве и епископе Войтехе. На витражном окне над порталом можно увидеть картину «Сотворение мира». Водостоки фасада украшены горгульями и химерами. Западные неоготические башни-близнецы поднимаются на высоту 82 м. Их возводили последними – в XX веке, по первоначальному плану Парлера.

Южный фасад

В южной части храма находятся «Золотые ворота» – парадный вход для священников верховного сана. Со стороны южного фасада расположена и .

Высота колокольни составляет 96,5 м. Она украшена удивительными часами, созданными в 1597 году. У этих часов два циферблата, отдельно показывающие часы и минуты. К смотровой площадке, расположенной на южной башне, ведет винтовая лестница, насчитывающая 298 ступеней. За позолоченными решетками скрыты соборные колокола. Первую звонницу храма уничтожил пожар 1541 года, после этого были установлены новые колокола. Самый большой из них – Зигмунд, созданный мастером Т. Ярошем.

Золотые ворота

Неоготический архитектурный стиль центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами, фото Andrew

Интерьер собора св. Вита поражает величием и богатством. Свод храма поддерживают 28 колонн. Двадцать мастеров в разное время создавали витражные картины для храма, среди них был и модернист Альфонс Муха. Орган собора считают одним из красивейших в Европе.

Часовня Святого Вацлава

Часовня св. Вацлава (Kaple svatého Václava), фото DXR

Сокровищницей готического искусства называют (kaple svatého Václava), построенную во времена Карла IV Петером Парлером (закончена к 1367 г.). Здесь покоится тело вечного правителя и защитника страны, а над часовней в Коронационной палате хранятся (korunovační klenoty) средневековой Чехии. Самая ценная среди них корона св. Вацлава (Svatováclavská koruna) времен Карла IV. Легенда гласит, что тот, кто наденет ее не по праву, не проживет и года. Говорят, что на это решился только гитлеровский протектор Р. Гайдрих, и меньше чем через год погиб при покушении (1942).

Стены часовни украшены искусными фресками, декорированы золотом и мозаикой из самоцветов. Посредине установлена фигура св. Вацлава в боевых доспехах.

Часовни

Могила святого Яна Непомуцкого

В капеллах хора можно увидеть многочисленные надгробия чешских правителей и епископов. В капелле Св. Марии Магдалины покоятся останки Матьё Арасского и Петера Парлера. В часовне Яна Непомука установлено серебряное надгробие весом около двух тонн. Всего в соборе 23 капеллы.

Трифориум

Трифориум – галерея-балкон, фото Chris McDaniel

Пространство храма разделено надвое трифориумом (Triforium). Этот балкон-галерея делит собор по горизонтали на земную часть и небесную сферу. В трифориуме хранятся бюсты представителей королевских династий, архиепископов и архитекторов – создателей собора.

Главный алтарь и крипта

Мавзолей, фото Brian Wu

Перед главным алтарем, созданным в XIX веке мастерами Краннером и Мокером, расположено беломраморное надгробие работы голландца Молина (1589 г.). Его крышка украшена рельефными изображениями Фердинанда I, его супруги – Анны Ягеллонки, их сына – Максимилиана II. Это надземная часть мавзолея – внизу находится королевская крипта. Вход в неё открывается из часовни Святого Креста.

Спустившись в крипту, посетители видят остатки фундамента старой ротонды, открытые археологами. Здесь находится и королевский склеп с саркофагами Карла IV, Вацлава Четвёртого, Йиржи из Подебрад, Рудольфа Второго и других правителей Чехии.

Как добраться

На трамвае № 22 доехать до остановки Pražský hrad. Повернуть налево (перейти дорогу) и идти по улице U Prašného mostu, перейти через Пороховой мост и вы окажетесь во II дворе Пражского града. Дальше надо зайти в III двор.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

В сердце города расположен один из главных символов пражской архитектуры — величественный Собор Святого Вита. Этот великолепный храм поражает как размерами, так и своим величием.

Собор Святого Вита является католическим собором в готическом стиле. Собор, играя роль центра чешского средневекового искусства, внес свой огромный вклад в становление и чешской культуры.

Как настоящий символ величия и мудрости, покорности и упорства, этот храм служит местом проживания архиепископа Праги. Собор так же служит хранилищем регалий для осуществления коронации, а так же оберегает в своих стенах от разрушения веков усыпальницу королей Богемии.

Как гласит легенда, фундамент текущего собора был заложен святым Вацлавом в 925 году. Церковь была освящена в честь почитаемого святого Вита, десницу которого Вацлаву подарил король Германии Генрих первый. В 19 веке этот романский храм был переобустроен в базилику с тремя нефами, а 21 ноября в 1344 году множество рабочих-мастеровых принялись за строительство собора под покровительством архиепископа Эрнеста и короля Карла четвертого.

В строительстве собора в разные года и эпохи принимали участие такие архитекторы как Петр Парлерж (великий создатель ), Матиас из Арраса, Вензел и Йоханес (сыновья Петра), Петрилк.

От жестоких Гуситских войн (которые проливали кровь, создавали хаос и несли разрушение с 1419 года) собор крайне пострадал. Во время таких яростных противоборств он лишился не только внешней декораций и мозаики, но и самых главных достояний — картин, икон, скульптур. Конец 15 века ознаменовался продолжением строительства и украшением собора. Под пристальным контролем короля Владислава Ягеллонского и при кураторстве архитектора Бенедикта Рейта собор потихоньку начал приобретать подобие храма. С 15 и до 20 века возведением храма занималась известная плеяда искусных зодчих. По прошествии 600 лет со дня закладывания первого кирпичика в фундамент, в 1929 году собор Святого Вита окончательно достроили. Храм высотой в 124 метра, который вы можете наблюдать, на сегодняшний день представляет собой разнообразное смешение стилей и архитектурных направлений. На его вершине со смотровой площадкой стремится побывать каждый, не боясь необходимости преодоления 300 ступеней лестницы из цельного камня.

Самое привлекательное и очень знаменитое место собора – это часовня Святого Вацлава, где хранятся его мощи. Помещение с ребристым сводом спроектировал и создал где-то в период между 1344 и 1364 годом Петр Парлерж. Изумительной отделки нижняя часть стен с полудрагоценными камнями (1300 камней!), картины о Страстях Христовых создают поистине феерическое впечатление. Такое оригинальное оформление часовни, вероятно, было сделано с 1372 по 1373 год. Верхняя часть стен мастерски расписана примерно в 1506-1509 годах картинами про жизнь Святого Вацлава. Середина стены украшена готической статуей Святого Вацлава, которую сделал племянник Петера Парлержа Индржих Парлер в 1373 году.

Из-за богатства убранства и святости мощей Святого часовня закрыта для посещения посетителями. Но это не мешает умиляться ее красотой сквозь дверные проёмы.

Собор множество раз начинали и бросали на пол пути не заканчивая в течение всего своего существования. В один период он был возведен всего лишь до большой башни и трансепта, который закрывался временной стеной. На месте будущего нефа стояла своеобразная конструкция с деревянной крышей. В те времена служба велась отдельно от внутренней части благостного хора. Много раз провести строительные работы пытались чешские меценаты, но все попытки заканчивались провалом. Только вторая половина 15 столетия дала шанс активной постройке собора. Потому как сам король Владислав Ягеллон попросил Бенедикта Рейта (знаменитый талантливый архитектор эпохи готического ренессанса) продолжать строительство храма.

Но проблемы при решении административных передряг не закончились. Так, в начале строительства под руководством Рейта, работа как резво началась, так и молниеносно прекратилась из-за нехватки финансирования из государственной казны.

Следующие попытки строения собора лишь внесли сумятицу в архитектуру здания. Заметно отличающийся шпиль на южной башне готического здания сделан в стиле барокко, а в северном крыле трансепта возвышается большой орган с элементами эпохи Ренессанса.

Уже в 1844 году каноник Святого Вита Вацлав Песина, активный и энергичный человек слова и дела, предложил на ежегодном пражском съезде архитекторов программу реконструкции по завершению строительства большого собора. Проект он разработал совместно с архитектором Йозефом Краннером, который являлся почитателем неоготического стиля и «видел» Собор Святого Вита отличной площадкой для исполнения своих проектов. Проект поддержали. В конце этого же года два активиста организовали общество «Союз за завершение собора Святого Вита в Праге». Своей целью они провозгласили восстановить, завершить строительство и избавить храм от «всего искаженного и стилистически недружественного».

Ремонтные работы возглавлял Йозеф Краннер с 1861 до 1866 года. Мастеровые под его управлением избавлялись от стиля барокко в художественном оформлении собора, таким образом, восстанавливая красоту первозданного интерьера. История восстановления интересна. Фундамент нового нефа закладывают в 1870 году. К сожалению, архитектор Йозеф Краннер скоропостижно умирает, и на его место приходит его тезка в 1873 году, Йозеф Моцкер.

Именно Моцкер проектирует западный фасад в стиле классической готики с башнями-близнецами. Его проект уже посмертно принимается за основу третьим (последним архитектором собора Святого Вита) Камилом Гилбертом. Приглашенный живописец Альфонс Муха, как коренной чех с рождения и истинный фанат своего дела, украшает в северной части нефа новые окна. Потрясающее окно-«роза» принадлежит идее и исполнению в 1925-1927 годах Франтишеку Киселою.

Над порталом, над которым размещено окно-роза, мастерски показаны библейские истории сотворения земли, живого и неживого, изображены самые известные этапы мира.

Примечательно, что собор Святого Вита был достроен так, чтобы через 600 лет с момента воздвижения первого камня, успеть достроиться в 1929 году к дате юбилея Святого Вацлава. Хоть и западная половина храма имеет неоготическое дополнение, множество деталей и художественных элементов от Петера Парлержа использовались в процессе восстановления собора. В итоге собор имеет вполне гармоничный внешний вид, все элементы сочетаются в единое целое.

Собор Святого Вита существенно повлиял на развитие в центральной Европе позднего готического стиля. Члены команды Парлера, которые сформировались при строительстве собора Святого Вита, и сама семья архитектора проектировали множество пражских церквей и разнообразных зданий в Европе. Самые известные нам творения команды архитектора Парлера – венский собор Святого Стефана, собор в Страсбурге, церковь Святого Маока в Загребе, знаменитейшая на всю Европу чешская церковь Святого Барбары в Кутной Горе. Готические стили Словении, Австрии, Польши, северной Хорматии и южной Германии многое «взяли» из стиля и подхода к проектированию мастера Парлера.

В наше время в главной части хора собора над алтарем вы увидите скульптурную галерею основателей и главных (в том числе и первых) строителей храма. На вас свысока будут поглядывать Матье из Арраса и Петр Парлерж, которые похоронены в очаровательной капелле собора Марии Магдалины в знак уважения, большой внеземной любви и признательности. Здесь же и король Карл 4 и его семья, архиепископ Праги, многие причастные к восстановлению и строительству собора особы. Эта памятная галерея является единственным памятником такого рода в западноевропейском искусстве Средневековья. Каменная резьба на фасаде собора придает ему помпезный и величественный вид. Над порталом в южном фасаде радует глаз мозаика «Страшный суд», которая является самой старой из полностью сохранившихся чешских мозаик (исторические летописи уточняют, что она была создана в 1371 или 1372 годах). Стиль и руку первого строителя собора хорошо заметно по каменным статуям химер, которые украшают водостоки. Французский зодчий в отделке перенял весьма модные на то время мотивы из средневековой Франции.

Колокольная башня собора Святого Вита со шпилем, высоко взметнувшимся ввысь, длительное время считалась во всех пражских упоминаниях самым высоким строением Праги. На вершину колокольни ведет крутая лестница, после преодоления ступеней которой, вы насладитесь привлекательной, парящей и уютной панорамой чешской столицы.

Да и вообще во всем интерьере собора все соблюдено в возвышенном высоком стиле. Стены второго яруса выглядят как нежное кружево с льющимися лучами света через оконные переплеты, а стекла витражей создают яркое и солнечное настроение в храме. Большая часть витражей создана по эскизам уважаемого чешского художника Альфонса Мухи. Скульптуры в виде бюстов членов королевской семьи во главе с Карлом 4, многочисленные надгробия князей Чехии и королей в капеллах хора изготовлены мастерскими семейства Парлера.

Величественные статуи хранят в себе мощь и силу Чешского государства и изумляют сходством портретов с оригиналом, совершенством форм и рельефов. Многие скульптуры являются образцами классической итальянской архитектурной школы 15 столетия.

Пышная резьба, которая покрывает кафедру собора, поражает своим великолепием внутреннего убранства.

А капеллу Святого Вацлава (сделанную в 1362-1364 годах) заслуженно считают сокровищницей чешского готического искусства, которая создана руками мастера Петра Парлержа. Она построена над фактической гробницей чешского князя Вацлава (924-935 годы жизни), который был не только сильным правителем, но и божественным покровителем Чехии. Именно при нем чешский народ принял за веру христианство. Легенда и история гласят, что князь был убит своим же младшим братом, поэтому после смерти мученик Вацлав был причислен к лику святых. Стены капеллы расписаны и украшены мозаикой из агата, яшмы, аметиста, сердолика и другими полудрагоценными камнями.

В самом сердце капеллы, как своеобразный знак, установлена статуя Святого Вацлава, которую создал нам уже известный и несменный создатель Петр Парлерж. Статуя изображает князя Вацлава в доспехах, в полной военной амуниции и при оружии, на фоне громадной настенной росписи, в которой изображены многие важные сцены из его жизни. Тут, как говорилось ранее, находится его богато украшенная гробница.

В специальной камере бережно сохраняются коронационные регалии многих чешских королей. Можно увидеть прекрасную корону князя Вацлава, шлем и многие святые реликвии. В библиотеке капеллы собраны многочисленные рукописи времен Средневековья, среди которых особо стоит упомянуть датированное второй половиной 19 века Святое Евангелие.

В соборе Святого Вита часто проводятся торжественные концерты органной музыки. А храмовый орган считается одним из лучших органов Европы. Собор Святого Вита заслуженно внесен в список золотого фонда национальной культуры Чехии.

Rail Europe и на автобус . Если нужно (например, чтоб организовать шоп-тур), покупаем пакетные туры на .

Если вы спросите, что является главной достопримечательностью, настоящей жемчужиной Праги, то любой вам ответит, что это Собор Святого Вита. Он величественно возвышается над старым городом Праги, вонзаясь своими остроконечными башнями в небо. Его просто невозможно не заметить, так как он просто притягивает к себе восхищенные взгляды. Когда я слышу "Прага", то перед глазами в первую очередь всплывает Собор Святого Вита.


Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха – это не только главный храм Чехии, жемчужина готической архитектуры, но и символ чешской государственности и чешской истории. Его строительство длилось без малого шесть веков – с 1344 по 1929 г., а свой современный облик он принял менее столетия назад.


Но история собора начинается гораздо раньше, чем 1344 г.: еще в конце 10 века именно на этом месте была возведена ротонда (круглое здание с куполом), ставшая одной из первых христианских церквей Праги. Ее возвели по приказу короля Вацлава – ревностного христианина, но было это в период обострения противостояния между противниками и сторонниками христианизации церкви, а также в период феодальных усобиц, во время которых Вацлав был убит. По одной из версий, он был убит по приказу собственного брата, когда входил в храм. Кольцо, за которое он взялся, входя в храм, сохранено и считается одной из святынь собора св. Вита – оно вмонтировано в дверь часовни св. Вацлава. Со временем брат раскаялся в убийстве Вацлава, христианство стало господствующей религией в Чехии, а Вацлав – одним из самых почитаемых чешских святых, покровителем страны и народа, причем признают его и католики, и православные. Памятник ему стоит на главной площади города.


Но вернемся к Собору. Ротонда, построенная при Вацлаве, была названа в честь святого Вита – святого великомученика, казненного при Диоклетиане. Этот римский император вызвал христианского священника, чтобы тот изгнал из него бесов, но вместо благодарности, заставлял Вита поклониться римским богам. За отказ его приговорили к смертной казни – бросили на растерзание диким зверям, но те не стали есть праведника, тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом. Десница (рука) святого Вита была подарена Вацлаву германским королем Генрихом по прозвищу Птицелов. Мощи св. Вита стали главной реликвией храма. Остатки древней ротонды были обнаружены археологами в нижней части храма.


Идея закладки нового, более величественного и внушающего трепет собора принадлежала императору Карлу VI. Вообще, Карл, являвшийся потомкам многих европейских королевских дворов, будучи императором Священной Римской империи – крупнейшего средневекового государства Европы, особенно гордился тем, что по матери он был прямым потомкам Пржемысловичей – древнейшей династии чешских правителей, основавших государство. А потому он стремился возвысить Чехию – свою родину. При нем и началось строительство нового, уже готического собора, названного в честь св. Вита, св. Вацлава и св. Войцеха. Последний, более известный, как Адальберт Пражский, принявший мученическую смерть от рук язычников в местечке, расположенном в Восточной Пруссии, недалеко от современного Калининграда, когда ездил туда с миссионерскими проповедями (его статуя расположена за конной статуей Вацлава на Вацлавской площади).

Строительство начал знаменитый в то время архитектор Матиас Арраский, приглашенный из самого Авиньона (в недолгий период этот французский город служил вынужденной резиденцией папы римского). Но в том, что собор сегодня выглядит именно так, а не иначе, не его заслуга, а другого приглашенного французско-немецкого зодчего, тогда еще малоизвестного Петра Парлержа. Не будет преувеличением, что Парлерж создал облик Праги, а Прага сделала его имя всемирно известным. Достаточно только назвать два архитектурных объекта – Карлов мост и Собор св. Вита, и можно уже не перечислять остальные творения этого архитектора. Строительство собора, как я уже написала, длилось почти шестьсот лет. Оно прерывалось во времена войн и экономических трудностей, принято выделять несколько этапов его строительства: с 1344 по 1419, с 1490 по 1510, с 1556 по 1593 и завершающий: с 1873 – 1929 гг., когда была выстроена западная часть собора. Самая старая часть – алтарная. Расположена она с восточной стороны. Именно с ее возведения началось долгое строительство храма.


Южная сторона собора выходит на главный, третий двор Пражского града. На этой стороне расположена часовня св. Вацлава, Золотые ворота и Большая южная башня. Капелла или часовня святого Вацлава стоит как раз на месте старой ротонды, в которой был похоронен король Вацлав. С тех пор за тысячу лет мощи св. Вацлава ни разу не покинули место своего захоронения. Она была возведена еще при Парлерже, ее убранство, росписи, витражи – произведения искусства и воплощение тогдашнего богатства страны. Это – святая святых собора, «сердце» Чехии и ее народа, ведь именно из часовни св. Вацлава тяжелая дубовая дверь с семью замками ведет в Коронационную палату – место, где короновались чешские короли. Церемония эта не была публичной, как во многих других государствах, а имела сакральный оттенок, потому и место остается сакральным.

В этой палате хранятся королевские регалии – корона святого Войцеха, выполненная из цельного листа золота и украшенная драгоценными камнями по приказу Карла, золотые скипетр, держава, обрамленная горностаем королевская мантия и золотой византийский крест Завиши. Эти регалии священны для любого чеха, по легенде, никто, кроме наследника чешского трона не может надеть на себя корону Вацлава, иначе жить ему останется не больше года. Действие заклятия испытал на себе наместник фашистской Германии Гейдрих: он водрузил себе на голову корону, а спустя менее года погиб в результате покушения. Сегодня копии регалий находятся в чешском парламенте, а сами они выносятся только в исключительных случаях. Семь ключей от семи замков вручаются президенту, премьер-министру, архиепископу, председателям верхней и нижней палат парламента, митрополиту Пражскому и мэру города. Вход и в часовню, и тем более, в Коронационную палату закрыт для простых посетителей.


Над южным фасадом здания высится Большая южная башня. Высота этой башни немногим не дотягивает до ста метров – она возвышается на 95 метров над Пражским градом, который и так находится на возвышенности. Именно благодаря этому Собор св. Вита – самое высокое здание Праги. На башне расположены часы, созданные еще в 16 веке. Интересны они тем, что в те времена еще не умели совмещать минутную и часовую стрелки, поэтому они состоят из двух циферблатов. Венчает башню зеленый купол в стиле барокко (интересное сочетание – собор готический, а купол – барочный), который также был построен Парлержем.


Большая башня является визуальным ориентиром, делящим собор на старую и новую часть. Если стоять лицом к южному фасаду, то по левую руку (западная часть) будет та часть собора, которая была достроена только к началу ХХ века, а по правую – старая часть. Наиболее примечательны здесь Золотые ворота – главный вход, предназначенный для священнослужителей высших санов. Ворота также открыты только в особых случаях, миряне, туристы и простые священнослужители входят через двери западного фасада. Золотые ворота украшены мозаикой со сценами Страшного суда. Здесь изображены святые заступники, которые молят о милости и спасении для чешского народа. Мозаичные элементы (а их здесь, по легенде, не менее миллиона), выполняли из смальты с добавлением золота мастера – венецианцы.


Левая, западная часть собора была выстроена в конце 19 - начале 20 века, но этого практически не заметно, так как достраивался Собор по старым чертежам Парлержа, следуя его замыслу. Говорят, что многие строительные хитрости Парлержа до сих пор не разгаданы, а сама архитектура готических храмов, для которой характерны высокие своды при практически ажурных (из-за высоких окон) стенах, была навеяна телом паука, держащегося на длинных тонких ножках. Такими «ножками» в готических храмах являются внешние арки – аркбутаны, поддерживающие всю конструкцию храма. Парлерж довел эту технику до совершентсва, сохранив многие ее особенности в тайне. Недаром говорили о его связях с дьяволом. В строительстве собора после смерти Парлержа принимали участие и его сыновья – также известные зодчие.


В плане собор выполнен в форме креста. Его длина – 124 метра, а ширина в максимальной части – 60 метров; высота внутренних сводов – более 30 метров. Войти в храм можно через ворота в западной части. Западный фронтон украшает огромная витражная розетка, диаметр которой превышает 10 метров, а также две фронтальные башни высотой 82 метра. В западном фронтоне три входа, войти можно через любой. Ворота центрального входа украшены сценами, повествующими об истории строительства собора.




Внешний облик собора дополняют различные статуи в виде горгулий, чудовищ, изображающих различные пороки. Подобные статуи характерны для католических, особенно готических храмов, ведь в средние века храмы называли Библией для неграмотных. Неумеющих читать людей впечатляли визуальные образы – фрески, росписи, витражи, скульптуры. Есть у этих скульптур и практическая цель – они выполняют функцию водоотводов при дожде.



Внутри собор поражает не менее, чем снаружи. Грандиозность и легкость, величественность и возвышенность – трудно подобрать слова для описания этой красоты. 28 высоких колонн поддерживают ребристый сетчатый, словно воздушный свод. Сдержанность и возвышенность подчеркивается не только стремительно взметающимися вверх арками, но и отсутствием большого количества росписей и украшений в центральной части.


По бокам находятся входы в отдельные капеллы, среди которых есть и капелла Яна Непомуцкого, главного покровителя Чехии, того самого, который был сброшен с Карлова моста и изображается с пятью звездами на нимбе. Его массивный саркофаг, выполненный из серебра и украшенный золотом – произведение искусства. В нижней части Собора, под главным алтарем также находится крипта, в которой покоятся останки королей и королев, а также видных церковных деятелей Чехии. Центральный саркофаг крипты – усыпальница Карла IV, самого великого из чешских королей. В соборе захоронены его создатели – Матье Аррасский и Петр Парлерж (капелла св. Марии Магдалины). В других капеллах также находятся надгробия и усыпальницы королей и высших церковных служителей Чехии. Всего капелл в соборе 28, большинство из них принадлежали самым богатым родам Чехии. Есть здесь капеллы Шварценбергов, Штернбергов и других, есть и отдельная королевская капелла, где молились члены королевской семьи.


Свет в Собор проникает через многочисленные высокие окна, украшенные разноцветными витражами и через огромную розетку над западным входом. Эта розетка была выполнена в 1927-29 году Франтишеком Киселоем, а многие витражи создал ставший уже позже знаменитым художником-авангардистом тогда еще молодой Альфонс Муха – коренной чех и патриот. Яркие, насыщенные, поражающие обилием красок витражи со сценами из Святого писания – это подлинное украшение собора.




Хочу еще добавить, если представится возможность прогуляться рядом с собором ночью, непременно ей воспользуйтесь. Мистическое, завораживающее ощущение: впечатление, что находишься в знаменитом клипе Энигмы. Страшные горгульи, устремляющиеся куда-то в темноту башни, нижняя подсветка придают собору неземной вид. Еще больше ощущение нереальности придают одинокие туристы и совсем неожиданные персонажи. Нам, например, повезло увидеть ночную «процессию», состоящую из старого длинного и худого монаха в рясе до пят (вероятно из расположенного рядом Страговского монастыря) и следующих за ним ребятишек (вероятно, воспитанников). Гуляющая с нами экскурсовод сказала, что это очень редкое зрелище, и за свою жизнь она видит такое впервые.



Собор открыт для посещений с 9 часов утра, а по воскресеньям – с 12. 00, в летний период он работает до 18.00, в зимний – до 16.00. В собор можно войти бесплатно, но тогда вы не сможете пройти дальше небольшой огороженной площадки, правда, красоту и величие собора вы все-таки сможете оценить (в первое свое посещение мы ограничились именно таким осмотром); можно купить билеты для экскурсии по «малому кругу» (250 крон) или по «Большому кругу» (350 крон), куда входит посещение не только капелл и осмотр алтаря, но и посещение крипты.

Отели в Праге: цены, отзывы, бронирование

Собор святого Вита, Вацлава и Войтеха в сердце Праги по-настоящему уникален. Мало того, что внутри расположены королевские усыпальницы, а к созданию витражей приложил руку сам знаменитый Альфонс Муха, так его еще и строили почти 7 веков и закончили лишь в начале XX столетия. Об истории национальной святыни Чехии расскажет Екатерина Астафьева.

Как Вит и Вацлав стали святыми

Согласно легенде, в 925 году на месте современного собора святой Вацлав построил небольшую ротонду. Князь посвятил ее святому Виту, чью десницу, якобы, ему подарил германский король Генрих I. Святого Вита жестоко убили римляне: они заставили его поклониться их языческим богам, а когда тот отказался, бросили его на съедение диким львам. Но животные на святого не покусились, так что Вита просто сварили в котле с кипящим маслом. Захоронение святого Вита занимает сегодня особое место в соборе и находится за главным алтарем. В народе рассказывают, как в 1620 году кальвинисты хотели было уничтожить храм. Но как только зять их предводителя, проповедника Шкултетого, дотронулся до алтаря, он тут же пал замертво, а остальные на всю жизнь остались калеками.

Памятник святому Вацлаву в Праге

Святой Вацлав тоже захоронен в соборе. Одна из главных святынь костела, кольцо, вмонтированное в дверь часовни святого Вацлава, непосредственно связана со знаменитым чешским князем. Народного героя бил его собственный брат, когда тот входил в храм. То кольцо, за которое Вацлав взялся при входе, сегодня можно увидеть в соборе.

От ротонды до собора

В 1060 году ротонду перестроили в небольшую церковь — трехнефную базилику. И лишь в 1344 Карл IV, больше известный в Чехии под именем Карел I, приказал возвести на мести церкви готический собор для проведения больших богослужений, коронаций и для погребения монарших особ. Кстати, со смертью Карла IV связана интересная легенда, будто все колокола собора Святого Вита внезапно начали звонить, когда король умер.

Собор носит имена трех святых: Вита, Вацлава и Войтеха


Решение построить большой храм было с тем, что именно в то время Пражскую епархию преобразовали в епископство. Второй чешский епископ святой Войтех, который всю свою жизнь посвятил борьбе против язычества, был захоронен в соборе и поделился с ним своим именем.


Собор святого Вита

Готика и барокко в одном флаконе

Из-за того, что строили собор почти 7 веков, он несет на себе отпечатки разных эпох и стилей. Сперва за работу над костелом взялся Матье Арасский, который служил при папском дворе в Авиньоне. Архитектор, приверженец строгих линий и точных математических расчетов, создал проект в стиле французской готики, но спустя 8 лет скончался. Его преемником стал двадцатитрехлетний Петер Парлерж.

Собор святого Вита прославил имя архитектора Петера Парлержа


Сперва он следовал план Матье, но после завершения проекта он принялся добавлять что-то от себя. Молодость сыграла свою роль: Парлерж относился к архитектуре как к искусству, благодаря нему собор обзавелся многочисленными карнизами и бюстами правителей, епископов и самих архитекторов. Параллельно с костелом Парлерж работал над знаменитым Карловым мостом. Затем он передал полномочия своим сыновьям, которым, правда, помешали гуситские войны, разгоревшиеся в Богемии между 1419 и 1434.


Фасад собора украшен лепниной

В XVI веке собору как-то не везло: в 1541 костел пострадал от пожара. Испорчено было все: иконы, скульптуры. В 1619 во время восстания сословий в собор святого Вита ворвались протестанты и изрядно его разграбили. В 1740 собор попал под артиллерийский обстрел, а через 3 года в главную башню и вовсе попала молния и расколола купол. Состояние костела было самое что ни на есть плачевное: реставрация нужна была неотлагательная. В это время в стиле собора появились элементы барокко.

И наконец достроили

Работы по восстановлению собору святого Вита начались лишь в середине XIX века. Архитекторам Йозефу Краннеру и Йозефу Моцкеру было над чем потрудиться: нужно было из стилистически разрозненных элементов собора собрать единый ансамбль.

Над витражами собора святого Вита работал Альфонс Муха


В 1920 за дело принялись декораторы. Скульптор Войтек Сушарда и знаменитый художник-модернист Альфонс Муха занялись созданием декора новых окон. В 1929, к предположительному тысячелетию со смерти святого Вацлава, отделка собора была закончена и символ Праги получил свой современный облик.


Витраж в соборе работы Альфонса Мухи

Царь-колокол по-чешски

В колокольне собора святого Вита находится пражский царь-колокол Зикмунд, созданный в 1549 году Томасом Яросом. По легенде, никто не знал, как водрузить такой гигантский колокол на высоту почти 100 метров, но проблему решила дочь короля. Она создала конструкцию, которая позволила поднять Зикмунда с помощью веревки. Но канатов, способных выдержать такую тяжесть, в городе не нашлось, так что принцесса сплела ее из собственных волос. Другая легенда гласит, что покуда сердцевина колокола цела, Чехии не грозят никакие беды. Но в 2002, например, она сломалась, что почти совпало по времени с катастрофическими наводнениями в стране.

В соборе святого Вита находится самый большой колокол Праги Зикмунд


О колокольне ходит еще одна легенда: считается, что королю Вацлаву IV пророк однажды предсказал смерть перед колокольней. Король так напугался, что отдал приказ разрушить ее. Но как только подчиненные справились с первым этажом, по городе поползли слухи о восстании Гуситов. Король не на шутку разозлился и умер на месте от сердечного приступа.


Колокол Зикмунд

Проклятие чешской короны

Собор святого Вита играл важную роль в истории Чехии. Например, Карл IV постановил, что законными считаются лишь те коронации, что проходят в новом соборе и исключительно короной святого Вацлава.


Корона святого Вацлава

В костеле и по сей день хранятся королевские регалии: корона из цельного золота и усыпанная драгоценными камнями, скипетр, держава, королевская мантия и золотой византийский крест Завиши. Еще одна легенда гласит, что только наследник трона может надеть на себя корону святого Вацлава. Посягнувшего на нее самозванца в течение года обязательно настигнет смерть. Проклятие короны на себе испробовал наместник фашистской Германии Гейдрих: он примерил корону и умер при покушении спустя год. Совпадение это или нет — кто знает, но для любого чеха корона Вацлава по-настоящему священна.

Кафедральный римско-католический собор святого Вита, Вацлава и Войтеха (Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha).
Чехия, Прага (Praha) 1 – район Градчаны (Hradčany). Пражский Град – III внутренний двор (Pražský hrad — III. nádvoří).

История собора началась в далеком прошлом. Первый храм-ротонду на этом месте, как считают историки, построил князь Вацлав (Václav) в 925 году. Церковь была посвящена святому Виту , чью десницу (кость руки святого Вита) Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих Первый (Генрих I Птицелов, на немецком языке Heinrich der Vogeler). После убийства Вацлава ротонда стала местом его захоронения.

В 11 веке на месте романской ротонды, потому что она была недостаточной для потребностей жителей Града, была возведена трехнефная базилика, которая должна была служить чешским королям Пржемысловичам (Přemyslovci) в качестве коронационного костела и места погребения. Начало ее строительства относится к правлению князя Спытигнева Второго (Spytihněv II). Собор строился в 1060-1096 годы.


Интерьер собора святого Вита
1. капелла святой Агнессы Чешской
2. Шварценбергская капелла
3. новая архиепископская капелла
4. новая сакристия (ризница)
5. Органная галерея
6. капелла святого Сигизмунда
7. старая сакристия (ризница)
8. капелла святой Анны
9. старая архиепископская капелла
10. капелла Иоанна Крестителя
11. капелла Святой Троицы
12. надгробие святого Вита
13. капелла святых Мощей
14. капелла Яна Непомуцкого
15. капелла святой Марии Магдалены
16. Королевская молельня
17. капелла святого Креста
18. капелла святого Андрея
19. часовня святого Вацлава
20. библиотека
21. Туновская капелла
22. капелла Гроба Господня
23. капелла святой Людмилы

В 14 веке король Чехии Карл Четвертый (Karel IV) с отцом Яном Люксембургским (Иоганн Люксембургский, известный также как Иоанн (Ян) Слепой, Jan Lucemburský) решили построить более могущественный собор. Строительство нового собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Эрнест из Пардубице (Arnošt z Pardubic) и сам король. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.
Собор Святого Вита (на чешском языке Katedrála svatého Víta, полное название: собор святых Вита, Вацлава и Войтеха, Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha).

Святой Вит (на латыни Sanctus Vitus) - христианский святой, римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303 году.
По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом.

Святой Вацлав (святой благоверный князь Вячеслав Чешский; на чешском языке Václav, на латыни Venceslaus) (ок. 907 – 28 сентября 935 или 936) - чешский князь из рода Пржемысловичей, святой, почитаемый как католиками, так и православными, патрон Чехии.
Вацлав был убит своим братом Болеславом и его союзниками во время пира (по иной версии - у входа в церковь) .

Адальберт Пражский (на латыни Adalbertus Pragensis, он же Войтех или Войцех, на чешском языке Vojtěch, 955, Либице-над-Цидлиноу, Чехия – 23 апреля 997, Пруссия, ныне Калининградская область, Россия) католический святой.
Во время мисси, 23 апреля 997 года, он встретил свою смерть от рук прусских язычников неподалеку от нынешнего Калининграда.

Здание собора святого Вита, Вацлава и Войтеха строилось в несколько этапов: 1344 – 1419, 1490 –1510, 1556 – 1593 и 1873 – 1929 (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале 20столетия.

Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса (Matyáš z Arrasu) , приглашенный в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле французской готики. Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.

После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлер (на немецком языке Peter Parler) , молодой архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса, но когда он закончил все, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Он умер в 1397 году, когда были закончены лишь хор и часть трансепта.
Работу Парлера закончили его сыновья - Вензел и Йоханс, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили башню и южную часть.

Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.
На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине 15 века король Владислав Ягеллон (Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство архитектору Бенедикту Рейту (1454-1534 или 1534, иногда упоминаемый как Бенедикт Рид, Benedikt Rejt, Benedikt Rieth, Benedikt Reyd, Benedikt Ried, Benedict Reijt, также Бенеш или Бенедикт из Лоун), но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.
Последовавшие попытки достроить собор принесли в общий ансамбль элементы барокко.

В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер (Josef Ondřej Kranner) , представили программу окончания строительства собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с 1861 по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йозеф Мокер (Josef Mocker) закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле.

После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гилберт (Kamil Hilbert) .
В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Алфонс Муха (Alfons Maria Mucha) , декорировали новые окна в северной части нефа.
В 1929 году при участии президента Т. Г. Масарика и архиепископа Франтишка Кордача строительство главного кафедрального собора было официально окончено, но работы продолжались еще некоторое время.
Витражные окна храма относятся к периоду с 1925 по 1939 год, они разработаны по проекту Макса Швабинского (Max Švabinský, Maxmilian Theodor Jan Švabinský), Карла Сволинского (Karel Svolinský), Франтишка Киселы, Алфонса Мухи (Alfons Maria Mucha) и Цирилла Боуды (Cyril Boudа).
В 1934-1935 годах была проведена реконструкция усыпальницы чешских королей.

Размеры храма: длина составляет 124 метров, максимальная ширина поперечного нефа 60 метров, ширина храма на западной стороне фасада 37,5 метра, высота центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами 33,5 метра. Высота главной башни составляет 96,5 метра, высота фронтальных западных башен составляет 82 метра, диаметр круглого окна в виде розетты на западной стороне — 10,4 метра. Собор в плане имеет форму креста, вход в собор находится в западной части.

Наиболее значимой частью храма является Часовня святого Вацлава, в которой хранятся чешские коронационные регалии неисчислимой стоимости. В соборе также находятся усыпальницы пяти святых и королей, князей и архиепископов, среди которых особое место занимают гробницы святого Яна Непомуцкого и Карла IV.

вид на собор святого Вита верхняя часть главного фасада собора
Южная башня собора святого Вита часы на Южной башне собора святого Вита фрагмент главного фасада собора
фрагмент стены алтарной части верхняя часть главного фасада вход в Южную башню собора


водосток собора святого Вита в Праге


кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха вход в собор святого Вита в Праге
Центральный неф потолок собора святого Вита в Праге интерьер собора святого Вита
витраж собора святого Вита витраж собора святого Вита витраж собора святого Вита
лестница на смотровую площадку колокол собора святого Вита вид с Южной башни вниз