Город в израиле где все общее. Очень краткая история израиля

Литература:

Никитина Г.С. Государство Израиль: (Особенности экономического и политического развития) . М., 1968
Краткая еврейская энциклопедия , тт. 1–7. М. – Иерусалим, 1976–1996
Государство Израиль. Справочник . М., 1986
Барковский Л.А. Арабское население Израиля . М., 1988
Карасова Т.А. Блок Маарах в партийно-политической системе Израиля . М., 1988
Федорченко А.В. Израиль: проблемы экономического развития . М., 1990
Государство Израиль в 80-е годы : (Очерки). Отв. ред. Карасова Т.А. М., 1992
Гвати Х. Киббуц: так мы живем . Иерусалим – СПб, 1992
Симановский С.И., Стрепетова М.П. Израиль . М., 1995
Федорченко А.В. Сельское хозяйство Израиля. Социально-экономические формы организации производства . М., 1995
Гасратян С.М. Религиозные партии Государства Израиль . М., 1996
Федорченко А.В. Израиль накануне XXI века: Проблема адаптации национальной экономики к новым условиям . М., 1996
Карасова Т.А. Ближневосточное урегулирование и израильское общество . – Ближний Восток и современность. 1999, № 7
Сатановский Е.Я. Экономика Израиля в 90-е годы . М., 1999
Гейзель З. Политические структуры государства Израиль . М., 2001
Гончарок М. Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм) . Иерусалим, 2002
Общество и политика современного Израиля . М. – Иерусалим, 2002
Арабо-израильский конфликт: старые проблемы и новые планы . М., 2003
Эпштейн А.Д. Бесконечное противостояние. (Израиль и арабский мир: войны и дипломатия, история и современность ). М., 2003
Эпштейн А., Урицкий М. Проблема палестинских беженцев: история, историография и политика. Космополис, 2003, № 3 (5)
Палестино-израильский конфликт в зеркале общественного мнения и международной дипломатии . Под ред. А.Д. Эпштейна. М., 2004
Эпштейн А., Урицкий М. Британское правление в Палестине (1917–1928 ): между евреями и арабами. Космополис. 2005, № 1 (11)



Первое Израильское царство появилось на территории Восточного Средиземноморья в X в. до н.э. Однако эта страна недолго просуществовала независимой. С VII века она была под контролем различных завоевателей, пока не была захвачена Римской Империей в 63 г. до н.э. Эта территория всегда доставляла римлянам немало проблем, в том числе и из-за еврейской религии: каноны иудаизма запрещали поклоняться римскому императору как божеству, что было обязательным условием для лояльности местных властей в глазах Рима.

В 135 г. н.э. на территории израильской провинции прошло неудачное восстание против римлян. Эти волнения имели серьезное влияние на судьбу еврейского народа. По решению императора евреи в наказание были выселены с территории своей провинции, и ее заняли другие народы. Это положило начало появлению еврейских общин на территории всей Римской Империи и за ее пределами.

Со временем еврейские общины появились и на славянских землях.

Появление современного израильского государства

В конце XIX в. в среде евреев возникло стремление вернуться на исторические земли Израиля. Первые переселенцы отправились в Палестину после 1881 года, еще одна волна пришлась на период перед Первой Мировой войной. Евреи создавали поселения на территориях, принадлежавших османской империи, и до поры до времени не претендовали на независимость.

Основная масса евреев переезжала в Палестину по религиозным причинам, однако были и те, кто планировали построить на территории страны социалистические коммуны.

После Первой Мировой войны Палестина стала подмандатной территорией Великобритании. Переселение евреев на эти земли продолжалось, однако оно вызывало недовольство арабского населения. Великобритания ввела квоты на въезд для иностранных евреев, однако они не всегда соблюдались. Наиболее острая ситуация сложилась в конце тридцатых годов, когда большой наплыв евреев из Германии вызвал восстание арабов-палестинцев. В результате Великобритания с 1939 года запретила еврейскую миграцию на свои подконтрольные территории.

После Второй Мировой войны проблема создания еврейского государства стала по-настоящему насущной. С 1947 года Великобритания отказалась от контроля над Палестиной. США и СССР пришли к согласию по палестинскому вопросу - земли было решено разделить между евреями и арабами. Таким образом, датой основания Израиля можно считать 14 мая 1948 года, когда Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства. Однако, дипломатам из других стран не удалось перевести диалог между арабами и евреями в мирное русло. Вскоре после объявления независимости Израиля несколько арабских государств начали с ним военный конфликт. Тем не менее, постепенно Израиль был признан практически всеми странами мира.

Сегодня мы попробуем разобраться в том, какая столица Израиля: Тель-Авив или Иерусалим. Оказывается, правы и те, кто утверждает, что это современный город с романтичным названием Холм весны, и другие, которые отдают главенство древнему поселению в Земле Обетованной.

Немного о стране

Перед тем как решить вечный спор о том, какой Израиля: Иерусалим или Тель-Авив, мы расскажем немного о самой стране. Государство расположено на Ближнем Востоке, в землях, которые упоминаются в Библии. Проживает здесь чуть больше восьми миллионов человек. Пройдя через века несчастий и странствий, люди сумели возвратиться на родину и возродить ее. Сегодня эта страна считается одной из самых высокоразвитых в мире по экономике, армии, уровню медицины, привлекательности для туристов. И хотя конфликты с соседями в Израиле возникают довольно часто, именно его выбирают для жизни сотни тысяч иммигрантов. А паломников, желающих посетить святые места сразу трех мировых религий, вообще ничто не страшит.

Две столицы одного государства

Так какая она, столица Израиля - Тель-Авив или Иерусалим? Давайте разберемся. Согласно официальным данным, главным политическим центром страны является древний Иерусалим. Но стоит отметить, что в нем расположены только правительство и религиозные центры. Остальные же отрасли человеческой деятельности (культура, образование, бизнес, развлечения, торговля) концентрируются в Тель-Авиве. Это молодой город с особенным колоритом и непревзойдённым шармом. Далее мы более детально остановимся на каждой из этих столиц, так как они ни в чем не уступают друг другу.

Древний Иерусалим

Итак, какая столица в Израиле - Тель-Авив или Иерусалим, читатель уже знает. Город, которому уже не одна тысяча лет, сегодня привлекает людей со всего земного шара. Интересно, что здесь нет никаких полезных ископаемых, взращивать сельскохозяйственные культуры здесь довольно трудно. Так почему же человечество стремится сюда, в землю, обещанную Богом всем евреям? Трудно сказать.

Город Иерусалим упоминается уже в 18-19 веках За годы существования он не раз переходил из рук в руки: персы, греки, римляне, арабы, турки, египтяне, британцы оставили свои следы в этих землях. В мае 1948 года Израиль становится независимым государством и начинает отсчет своей новой жизни.

Достопримечательности Иерусалима

Спор о том, какая столица Израиля - Тель-Авив или Иерусалим, ведется даже теперь. Но истину читатель уже знает, поэтому мы приглашаем его в виртуальное путешествие по достопримечательностям древнейшего святого города. А их здесь хоть пруд пруди, и, как говорят местные жители, каждый камушек здесь святой. Поэтому прекращаем рассуждать о том, какая столица в Израиле - Тель-Авив или Иерусалим, отправляемся в

  • Мечеть Купол скалы с золотым куполом, имеющим 20 метров в диаметре, который виден с любого уголка Старого города. Это действующая святыня, возведенная на месте вознесения пророка Мухаммеда на небо.
  • Стена плача - это единственная уцелевшая стена Второго Иерусалимского храма, разрушенного по приказу Тита. не часть самого храма, а остатки опорных сооружений вокруг горы. Но все равно каждый житель или гость города считает своим долгом прийти сюда и помолиться Всевышнему.
  • Храм Гроба Господня - величайшая христианская святыня, возведенная на месте распятия и погребения, а также воскресения Иисуса. Первый храм был построен здесь Еленой, матерью императора Константина. По преданию, она нашла в подземелье пещеру, где покоилось некогда тело Христа, а также крест, на котором его распяли.
  • Мечеть Аль-Акса - третья по важности святыня ислама. Именно в ее сторону обращались мусульмане до тех пор, пока пророк не перенес киблу в Мекку.
  • Виа Долороса - это путь, который прошел Иисус, неся на Голгофу свой крест. Это дорога скорби, имеющая 14 остановок, где сейчас возвели часовни.
  • Собор Святого Иакова в Армянском квартале (12 век).
  • Пещера Цидкиягу, или Каменоломни царя Соломона.
  • Церковь и монастырь Святой Марии Магдалины (18 век), возведенная по приказу русского императора
  • Цитадель Давида. Это не священное здание, однако оно много раз служило народу защитой и крепостью.

Теперь читатель навсегда запомнит то, какая столица государства Израиль - Иерусалим или Тель-Авив. А мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в другой главный город этой чудной страны.

Вторая столица

Мы продолжаем наши рассуждения о том, столица страны Израиль - Иерусалим или Тель-Авив. В городе, который по праву именуют второй столицей государства, проживает более миллиона человек. Датой основания его считается 1909 год, а через сорок лет он стал столицей Израиля. Холм весны, а именно так переводится название поселения, объединяет в себе несколько городов: Яффу, Holon, Petach-Tiqva, Ramat Gan, Bat Yam, Bene Baraq. Именно в Тель-Авиве, а не в Иерусалиме, расположились Министерство обороны и многие иностранные посольства. Именно этот город является центром коммерческой, финансовой, промышленной и культурной жизни страны.

Достопримечательности Тель-Авива

Столица Израиля - Тель-Авив или Иерусалим? Дискуссия продолжается, поэтому мы отправляемся на экскурсию по современному и оживленному мегаполису под названием Холм весны. Что интересного ожидает путешественника, решившего остановиться именно здесь?

  • Пляжи на берегу Средиземного моря. По сути, это вся западная часть Тель-Авива, разделенная на участки. Каждый пляж располагает не только собственным названием, но и службой спасения. Они оборудованы велодорожками и спортплощадками, манят тишиной и покоем.
  • Старый Яффо - порт, который хорошо сохранил свой прежний облик. Тут обратите внимание на Площадь часов с башней, Музей истории, Площадь древностей, Старый порт и Блошиный рынок.
  • Рынок Кармель - сердце местной торговли, шумный базар с неповторимым восточным колоритом, где можно услышать все языки мира.
  • Район Неве Цедек - некогда престижный квартал для самых богатых в городе. Сегодня здесь работают музеи, галереи, бутики.
  • Музей искусств, расположенный на площади в 18 тыс. квадратных метров.
  • Площадь Рабина. Это место, где убили Сегодня там открыт мемориал, и каждый год проходят митинги.
  • Базар ремесленников.
  • Бульвар Ротшильда - первый в городе.
  • Парк Яркон - крупнейший парк в стране, расположенный на одноименной реке.

Можно много рассуждать о том, столица Израиля - Тель-Авив или Иерусалим. Каждый город важный и особенный по-своему. Не верите? Убедитесь в этом сами, посетив их и прогулявшись по их улочкам!

Государство Израиль было образовано в 1948 г. на территории, которую три величайшие мировые религии - христианство, иудаизм и ислам, считают священной. Поэтому неудивительно, что вокруг ее истории разгораются горячие споры. Но, для того чтобы понять израильтян, следует ознакомиться с их точкой зрения.

Античный период истории

История государства Израиль началась около 4 тысяч лет назад (около 1600 г. до н.э.) с библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова. В Книге Бытия повествуется как Авраам, рожденный в шумерском городе Ур, находившемся в южной части современного Ирака, получил повеление отправиться в Ханаан и найти людей, которые поклоняются Единому Богу. После того как в Ханаане начался голод, внук Авраама Иаков (Исраэль) со своими двенадцатью сыновьями и их семьями отправился в Египет, где их потомков обратили в рабство.

Современные ученые постоянно детализируют и уточняют наше понимание исторического контекста событий, описываемых в Библии. Но яркие события древнееврейской Библии представляют собой краеугольный камень еврейской идентичности. Итак, после того как в Египте в рабстве выросло несколько поколений, Моисей повел иудеев к свободе, к обретению откровения Десяти Заповедей в Синае и к тому, чтобы в течение сорока лет блуждания по они медленно сформировались в нацию. Джошуа (Иисус) встал во главе процесса покорения Ханаана, Обетованной, страны изобилия - молочных рек и кисельных берегов, где детям Израилевым придется построить высоко нравственное и духовное общество, которое стало бы «светом для неевреев». Исход из Египта, который навеки остался в сознании, ежегодно отмечается евреями вне зависимости от того, где они находятся в этот день. Этот праздник свободы называется Песах или еврейской Пасхой.

Библейские царства Израилевы (ок. 1000-587 гг. до н.э.)

Евреи заселили центральную, холмистую часть Ханаана и проживали там на протяжении более тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Это были годы библейских судей, пророков и царей. Давид, воин-израильтянин во времена правления царя Саула, победил великана Голиафа и обеспечил победу над филистимлянами. Он основал свое царство со столицей в Иерусалиме, ставшее самым могущественным в этом регионе. Его сын Соломон построил в X веке до н. э. Первый Храм в Иерусалиме. Путем браков он заключал политические союзы, развивал внешнюю торговлю и способствовал внутреннему процветанию. После его смерти царство разделилось на две части - царство Израилево на севере со столицей Шехем (Самария) и Иудейское царство на юге со столицей Иерусалим.

Изгнание и возвращение

Небольшие иудейские царства быстро оказались вовлеченными в борьбу за власть между соперничающими империями Египта и Ассирии. Около 720 г. до н. э. ассирийцы разгромили северное царство Израилево и предали его жителей забвению. В 587 г. до н.э. вавилоняне разрушили Храм Соломона и изгнали почти всех, даже самых бедных иудеев, в Вавилон. На протяжении всего периода изгнания евреи оставались верными своей религии: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя» (Книга Псалтирь 137: 5). После завоевания Вавилона персами в 539 г. до н.э. Кир Великий позволил изгнанникам вернуться домой и восстановить Храм. Многие евреи остались в Вавилоне, а в каждом большом городе на побережье Средиземного моря стали появляться и разрастаться их общины. Таким образом, начала формироваться модель сосуществования евреев, проживающих на земле Израилевой, с еврейскими коммунами во «внешнем» мире, которые в собирательном значении называются диаспорой (рассеиванием).

В 332 г. до н.э. покорил этот регион. После его смерти в 323 г. до н.э. его империя была разделена. Иудея в конечном итоге оказалась в сирийской части, которой правила династия Селевкидов. Проводимая ими политика навязывания эллинистического (греческого) влияния вызывала сопротивление, которое вылилось в мятеж, во главе которого встали жрец Маттафия (или Матиас, что на иврите означает «дар Яхве») и его сын Иуда по прозвищу Маккавей, который в 164 г. до н.э. переосвятил оскверненный Храм. Победа, завоеванная в тот день, отмечается праздником, который называется Ханука. Они основали царский род иудеев - Хасмонеи, или Маккавеи, который правил Иудеей вплоть до этого, римский военачальник Помпей захватил Иерусалим в 63 г. до н.э. После этого еврейское государство оказалось поглощенным Римской империей.

Власть римлян и еврейские восстания

Н 37 г. до н.э. римский Сенат назначил Ирода на должность царя Иудеи. Ему была предоставлена неограниченная свобода действий во внутренних делах, и Ирод быстро стал одним из самых могущественных царей подчиненных царств в восточной части Римской империи. Ирод держал своих подданных под жесточайшим контролем и занимался обширным строительством. Именно он соорудил города Кесарию и Себасте, а также крепости Иродион и Масаду. Он перестроил Храм в Иерусалиме, превратив его в одну из самых величественных построек своего времени. Несмотря на многочисленные достижения, ему так и не удалось завоевать доверия и поддержку со стороны своих подданных-иудеев.

После смерти Ирода в 4 г. н.э. начались годы политической нестабильности, гражданского неповиновения и расцвета мессианства. Разрозненные еврейские группировки объединялись вместе против жестоких и продажных римских прокураторов. В 67 г. н. э. началось всеобщее еврейское восстание. Император Нерон направил в Иудею своего генерала Веспасиана с тремя легионами. После самоубийства Нерона в 68 г. н. э. Веспасиан занял императорский и горский трон и направил своего сына Тита продолжать кампанию по усмирению Иудеи. В 70 г. н. э. римские армии начали осаду Иерусалима, и в девятый день месяца Ав по еврейскому календарю Храм был сожжен до основания. Также были полностью разрушены все другие здания, за исключением трех башен, а жители города оказались в плену. Группа зелотов укрылась в крепости Масада - укрепленном дворцовом комплексе, сооруженном Иродом на труднодоступном горном плато, возвышающемся над Мертвым морем. В 73 г. н.э. после многолетних попыток вытеснить защитников из крепости, римлянам удалось осадить крепость с помощью армии в десять тысяч человек. Когда в конце концов римляне проломили защитную стену, то обнаружили, что все защитники Масады, мужчины, женщины и дети, за исключением пяти человек, предпочли покончить жизнь самоубийством, чем оказаться распятыми на кресте или угнанными в рабство.

Второе еврейское восстание, организованное гораздо лучше, поднялось в 131 г. Его духовным лидером стал рабби Акиба, а общее руководство осуществлял Симон Бар Кохба. Римляне были вынуждены уйти из Иерусалима. В нем была учреждена еврейская администрация. Через четыре года, в 135 г. н.э., ценой очень больших потерь со стороны римлян, императору Адриану удалось подавить восстание. Иерусалим был выстроен заново как римский город, посвященный Юпитеру, и назван Элией Капитолиной. Евреям было запрещено входить в него. Иудея была переименована в Палестинскую Сирию.

Византийское правление (327-637)

После разрушения еврейского государства и утверждения христианства в качестве официальной религии Римской империи страна стала преимущественно христианской и превратилась в место христианского паломничества. В 326 г. Святую землю посетила Елена, мать императора Константина. В Иерусалиме, Вифлееме и Галилее стали возводиться церкви, а по всей стране стали появляться монастыри. Нашествие персов в 614 г. привело к опустошению страны, но Византия восстановила свое господство в 629 г.

Первый мусульманский период (638-1099)

Первая оккупация мусульманами началась через четыре года после смерти Пророка Мухаммада и продолжалась более четырех столетий. В 637 г. Иерусалим был захвачен халифом Омаром, который отличался необыкновенной терпимостью в отношении как христиан, так и евреев. В 688 г. халиф Абд эль-Малик из династии Умайадов приказал начать возведение величественной мечети Купол Скалы на месте Храма на горе Мориа. Именно отсюда был вознесен Пророк Мухаммад во время своего знаменитого «Ночного путешествия». Рядом с мечетью Купол Скалы была сооружена и мечеть Аль-Акса. В 750 г. Палестина перешла под контроль халифата Аббасидов. Ею стали править из новой столицы Аббасидов - Багдада. В 969 г. она оказалась под властью шиитских мусульман из Египта - Фатимидов (известных в Европе как сарацины). Храм Гроба Господня был разрушен, а христиане и евреи оказались под жесточайшим гнетом.

Крестовые походы (1099-1291)

В общем, во времена мусульманского господства христианам не препятствовали в поклонении своим святыням в Иерусалиме. В 1071 г. кочевые племена турок-сельджуков, недавно принявших ислам, в битве при Манцикерте, рядом с озером Ван, разгромили византийского императора и вынудили Фатимидов уйти из Палестины и Сирии. В 1077 г. они закрыли доступ в Иерусалим для христианских паломников. В 1095 г. византийский император и паломники обратились за помощью к папе Урбану II. В ответ он призвал к Крестовому походу или Священной войне за освобождение Святой земли от язычников. В период с 1096 по 1204 гг. состоялись четыре важнейших военных кампании европейских христиан на Среднем Востоке.

В июле 1099 г. после осады, продолжавшейся пять недель, армия крестоносцев, возглавляемая Готфридом Бульонским, захватила Иерусалим. Захватчики устроили жуткую резню, уничтожая всех его жителей нехристиан и сжигая синагоги вместе с находящимися в них евреями. Готфрид основал Латинское царство Иерусалима. После смерти Готфрида в 1100 г. власть в царстве перешла к его брату Болдуину. С середины XII века занятые христианами территории вынуждены были постоянно обороняться, несмотря на то, что уже были созданы великие военно-религиозные ордена рыцарей-госпитальеров и тамплиеров.

В 1171 г. турки-сельджуки из Мосула разрушили власть Фатимидов в Египте и утвердили своего ставленника, курдского военачальника Саладина, в качестве правителя. Это оказало сильное воздействие на регион. Саладин буквально пронесся по Галилее и в сражении при деревне Хыттин, недалеко от Тивериадского озера (Галилейского моря), разбил армию крестоносцев под предводительством Ги де Лузиньяна и захватил Иерусалим в 1187 г. В руках христиан оставались только города Тир, Триполи и Антиохия. В ответ европейцы собрали Третий крестовый поход. Его возглавил Ричард Львиное Сердце. Под его командованием крестоносцам удалось отбить узкую полоску вдоль побережья, Акру, но не Иерусалим. Заключив перемирие с Саладином, Ричард вернулся в Европу. Последующие кампании под руководством европейских монархов, в том числе и будущего короля Англии Эдуарда I, не принесли никаких результатов. В конце концов, мамлюкский султанат Египта заново захватил Палестину и Сирию. Последний христианский оплот закончил свое существование в 1302 г.

Правление династии Мамлюков (1291-1516)

Династия Мамлюков, которая вела свой род от воинов-рабов турецкого и черкесского происхождения, правила Египтом с 1250 по 1517 г. Под их властью Палестина вступила в период упадка. Порты были разрушены для того, чтобы не допустить новых крестовых походов, что привело к резкому сокращению торговли. В конце концов, вся страна, включая и Иерусалим, оказалась просто заброшенной. Небольшие еврейские общины оказались разоренными и доведенными до нищеты. В конечный период власти Мамлюков страна страдала от борьбы за власть и стихийных бедствий.

Правление Оттоманской империи (1517-1917)

В 1517 г. Палестина стала частью расширяющейся Оттоманской империи и вошла в вилайет (провинцию) Дамаск-Сирия. Стены, окружающие Иерусалим в наши дни, были сооружены Сулейманом Великолепным в 1542 г. После 1660 г. она вошла в вилайет Сайда в Ливане. В начале Оттоманского правления в регионе проживало около 1000 еврейских семей. Они представляли собой наследников тех евреев, которые жили здесь всегда, и иммигрантов из других частей Оттоманской империи. В XVIII веке начались работы по строительству синагоги Хурва в Старом городе Иерусалима. В 1831 г. Мухаммад Али, вице-король Египта, номинально находящегося в подчинении турецкого султана, оккупировал страну и открыл се для европейского влияния. Хотя оттоманские правители повторно заявили права на прямое управление в 1840 г., западное влияние уже было не остановить. В 1856 г. султан издал Эдикт о терпимости ко всем религиям в империи. После этого деятельность христиан и евреев на Святой земле усилилась.

Стремление вернуться на землю Израилеву (на иврите, Эрец Исраэль) звучало в церковных службах и сохранялось в сознании еврейского народа со времени разрушения Храма в 70 г. н. э. Вера в то, что евреи вернутся в Сион, составляла часть иудейского мессианизма. Таким образом, задолго до изобретения сионизма как политического движения, глубокая привязанность евреев к Святой земле нашла свое выражение в алии («подъеме» или иммиграции) на Эрец Исраэль. Поддерживаемые еврейскими филантропами евреи приезжали из таких стран, как Марокко, Йемен, Румыния и Россия. В 1860 г. евреи основали первое поселение вне стен Иерусалима. До начала сионистской колонизации существовали достаточно крупные еврейские поселения в Сафеде, Тибериасе, Иерусалиме, Иерихоне и Хевроне. В целом, еврейское население страны в период с 1890 по 1914 г. увеличилось на 104 процента.

Декларация Бальфура

Средством обеспечения безопасности еврейской исторической родины стала «Декларация Бальфура» 1917 г. В ней Великобритания заявила, что она с заинтересованностью относится к идее учреждения национального еврейского государства в Палестине.

В то же самое время, в ходе Первой мировой войны, были достигнуты соглашения с национальными арабскими лидерами, поощряющие на выступления против Оттоманского владычества. После окончания войны Оттоманская империя раскололась на Чисти, а недавно образованная Лига Наций предоставила Великобритании мандат на управление Палестиной на обоих берегах реки Иордан.

Британский мандат (1919-1948)

По условиям Палестинского мандата, содержащегося и в Статье 6 «Декларации Бальфура», предписывалось способствовать и поощрять еврейскую иммиграцию и строительство поселений при одновременном обеспечении прав и мест расселения других групп населения, интересы которых не должны ущемляться. При этом в основу был положен принцип, согласно которому на подмандатной территории как можно скорее должна быть установлена независимость. Таким образом, сделав противоречащие друг другу обещания, Великобритания оказалась вовлеченной в практически невыполнимую миссию. Одним из её первых действий стало образование в 1922 г. эмирата Трансиордания на восточном берегу реки Иордан. Евреям было разрешено селиться только в западной Палестине.

Иммиграция

В период с 1919 по 1939 г. в Палестину стали принимать следующие одна за одной волны евреев-иммигрантов. Естественно, что это привело к расширению и росту местной еврейской общины, или йишува. В период с 1919 по 1923 г. приехало около 35 тысяч евреев, главным образом из России. Они заложили основы развитой общественно-экономической инфраструктуры, укрепились на земле и создали уникальные общественные и кооперативные формы сельскохозяйственных поселений - кибуцы и мошавы.

Следующая волна иммигрантов, около 60 тысяч человек, нахлынула в период между 1924 и 1932 гг. В ней преобладали иммигранты из Польши. Они осели в городах и способствовали их развитию. Эти иммигранты поселились, главным образом, в новом городе Тель-Авиве, в Хайфе и Иерусалиме, где занялись малым бизнесом и легкой промышленностью, а также основали строительные фирмы. Последняя серьезная волна иммиграции произошла в тридцатых годах XX века, после прихода к власти в Германии Гитлера. Вновь прибывшие, около 165 тысяч человек, из которых многие были представителями интеллигенции, составили первую масштабную волну иммиграции из Западной и Центральной Европы. Именно они оказали ощутимое воздействие на культурное и коммерческое будущее еврейской общины.

Противодействие арабов-палестинцев сионизму вылилось в массовые беспорядки и зверские убийства, которые в двадцатых годах прошлого века произошли в Хевроне, Иерусалиме, Сафеде, Зайфе, Моце и в других городах. В 1936-1938 гг. гитлеровская Германия и ее политические союзники профинансировали всеобщее восстание арабов под руководством иерусалимского муфтия Хадж Амина эль-Хусейни, в ходе которого произошли первые стычки военизированных (полувоенных) групп арабов и евреев. Великобритания прореагировала на это созданием в 1937 г. Комиссии Пиля, которая рекомендовала разделить территорию на арабское и еврейское государства, сохранив контроль Великобритании над Иерусалимом и Хайфой. Евреи с неохотой приняли этот план, но арабы его отвергли.

Все более очевидной становилась угроза войны с Германией, и Великобритания, озабоченная настроем арабских стран, пересмотрела свою политику в отношении Палестины в «Белой книге» Малькольма Макдональда (май 1939 г.). При этом практически прекращалась иммиграция евреев и запрещалась покупка земель евреями. Евреям из Европы, по сути, запрещалось получать прибежище в Палестине. Они оказывались один на один со своей судьбой. Суда с еврейскими иммигрантами из Европы были возвращены назад. Некоторые отправились в поисках убежища в другие страны мира, а часть - потоплена. После «Белой книги» возмущенная и шокированная йишува пересмотрела свои отношения с Великобританией и стала проводить более агрессивную и воинственную политику сионизма.

Еврейское подполье

В период действия Британского мандата существовали три подпольные еврейские организации. Самой крупной из них была «Хагана», основанная в 1920 г. Лейбористским движением сионистов для защиты и обеспечения безопасности еврейской общины. Она возникла в ответ на введенный для евреев-иммигрантов запрет на проведение демонстраций и саботаж со стороны работников. «Эцель», или «Иргун», был создан оппозиционным националистическим движением ревизионистов в 1931 г. Впоследствии во главе этой организации оказался Менахем Бегин, который в 1977 г. стал премьер-министром Израиля. Эти образования занимались проведением тайных боевых операций против арабов и англичан. Самая небольшая и наименее экстремистская организация «Лехи», или «Штерн Ганг», начала свою террористическую деятельность в 1940 г. Все три движения были распущены после создания в 1948 г. Государства Израиль.

Еврейские добровольцы с палестинских земель во Второй мировой войне

С началом Второй мировой войны, йишув сосредоточился на оказании поддержки Великобритании в войне с Германией. Более 26 000 представителей еврейской общины Палестины отправились на службу в вооруженные силы Великобритании, в армию, в военно-воздушные силы и на флот. В сентябре 1944 г. в качестве отдельного воинского формирования вооруженных сил Великобритании была создана Еврейская бригада со своим флагом и эмблемой, в которой служило около 5 тысяч человек. Эта бригада принимала участия в боевых действиях в Египте, на севере Италии и северо-западе Европы. После разгрома гитлеровской Германии и ее союзников многие из служивших в бригаде принимали участие в тайных операциях по перевозке евреев, выживших в Холокосте, в Палестину.

Холокост

Невозможно рассматривать конфликт на Среднем Востоке в отрыве от нацистского Холокоста. Евреи, которых судьба разбросала по многим странам мира, не могли даже представить себе таких ужасов, которые были уготованы им во время Второй мировой войны. Нацистский режим планомерно, па промышленной основе занимался ликвидацией евреев из Европы, уничтожив шесть с половиной миллионов человек, в том числе полтора миллиона детей. После того, как германские армии захватывали одну европейскую страну за другой, евреи сгонялись вместе, как скот, и запирались в гетто. Оттуда они вывозились в концентрационные лагеря, где умирали от голода и болезней, гибли во время массовых казней или в газовых камерах. Те, кому удалось проскочить через нацистский бредень, бежали в другие страны или присоединялись к партизанским отрядам. Часть из них прятали неевреи, рискуя своими жизнями. Выжить удалось только трети евреев, проживавших в Европе до войны. Только после окончания войны мир узнал о размахе геноцида и о том, как низко пало человечество. Для большинства евреев, вне зависимости от того, на каких позициях они стояли ранее, вопрос организации еврейского государства и национального прибежища превратился в острейшую человеческую потребность и моральный императив. Это стало выражением стремления евреев выжить и сохраниться как нация.

Период после Второй мировой войны

После окончания войны Великобритания увеличила ограничения на количество евреев, которые могли приехать и поселиться в Палестине. Йишув в ответ занялся организацией «нелегальной иммиграции», организовав сеть активистов, которые спасали тех, кому удалось выжить после Холокоста. В период с 1945 по 1948 г. в страну, несмотря на блокаду морских путей британским флотом и наличие патрулей на границе, нелегально, часто опасными маршрутами, было доставлено около 85 тысяч евреев. Тех, кого ловили, отправляли в лагеря для интернированных на Кипре или возвращали в Европу.

Сопротивление евреев Британскому мандату усиливалось. В эскалацию насилия вовлекалось все большее число разнообразных еврейских подпольных групп. Пик этого противостояния наступил в 1946 г., когда была организована террористическая атака на штаб британских вооруженных сил в отеле «King David» в Иерусалиме. В результате погиб девяносто один человек. Великобритания передала на рассмотрение Организации Объединенных Наций вопрос о все возрастающем напряжении в Палестине. Специальный комитет ООН организовал посещение Палестины и выработал свои рекомендации.

29 ноября 1947 г. при поддержке США и Советского Союза, несмотря на жесткое противодействие арабов-палестинцев и соседних арабских государств, ООН проголосовала за разделение Палестины надвое - на еврейское и арабское государство. Это решение было с радостью встречено сионистами и отвергнуто арабами. В Палестине и многих арабских странах начались массовые беспорядки. В январе 1948 г., в то время, когда Великобритания все еще номинально контролировала эту территорию, арабская «Армия освобождения», организованная Лигой арабских государств, прибыла в Палестину и присоединилась к местным полувоенным организациям и милиции. Они пригласили мировые средства массовой для наблюдения за специально организованными маневрами.

Великобритания заявила о своем намерении уйти в мае и отказалась передавать власть и арабам, и евреям, и ООН. Весной 1948 г. вооруженные силы арабов заблокировали дорогу, соединяющую Тель-Авив с Иерусалимом, отрезав тем самым жителей с Иерусалима от оставшейся части еврейского населения.

Война за независимость

14 мая 1948 г., в день окончательного ухода британцев, было официально провозглашено создание Государства Израиль с населением в 650 тысяч человек. Первым его президентом стал Хаим Вейцман, а премьер-министром - Давид Бен-Гурион. В Декларации о независимости провозглашалось, что Государство Израиль будет открыто для иммиграции евреев изо всех стран.

На следующий день Египет, Иордания, Сирия, Ливан и Ирак напали на Израиль. Это была, по сути, битва за существование. В результате этого конфликта тысячам палестинских арабов пришлось искать убежища в соседних арабских странах, где, в условиях отсутствия мирного договора, они оставались на положении беженцев. На момент прекращения огня в январе 1949 г. израильтянам удалось не только вытеснить арабские войска за границу, но и существенно увеличить смою территорию, выделенную им по решению ООН. Впоследствии большая часть территории, предназначенной по решению ООН для размещения арабского государства, включая Восточный

Иерусалим и Старый город, оказалась аннексированной Иорданией

Население Израиля за четыре года, прошедшие с 1948 г., увеличилось вдвое. К перемещенным евреям из Европы присоединилось 600 тысяч евреев, убегавших от преследования в арабских странах. Благополучная абсорбция структурами небольшого государства такого количества вновь прибывших людей с совершенно различными культурами, в то время, когда это государство само еще только формирует собственную инфраструктуру, не имело прецедентов в истории и может считаться величайшим достижением.

Главные события, в истории государства Израиль, происшедшие после 1948 года

За 60 лет существования Государство Израиль выросло и окрепло по всем показателям, и в первую очередь - по экономическим и социально-демографическим. Вопреки враждебному окружению, Израиль выстоял в войнах, занял достойное место в международном содружестве, построил демократическое общество и побудил его к развитию, вышел в мировые лидеры в науке и высоких технологиях.

1949 г. Израиль принят в ООН.

1956 г. Синайская война

В 1955 г. египетский президент Гамаль Абд эль-Насер блокировал Акабский залив, отрезав порт Эйлат. В 1956 г. Египет национализировал Суэцкий канал и закрыл его для прохода иностранных судов, что привело к военному конфликту с участием Франции, Великобритании и Израиля. В октябре израильская армия взяла под свой контроль Синайский полуостров. Получив международные гарантии того, что жизненно важные для него морские пути будут открыты, Израиль вывел войска в марте 1957 г.

1960 г. Суд над Эйхманом

Адольф Эйхман, главный руководитель нацистской программы «Окончательного решения», был выкраден и вывезен из Аргентины секретными агентами Израиля. Он предстал перед израильским судом и был признан виновным в преступлениях против человечности и еврейским народом. По приговору суда он был казнен 30 мая 1962 г. Это - единственный смертный приговор, вынесенный в истории Государства Израиль.

1967 г. Шестидневная война

Президент Насер добился отвода войск безопасности ООН, патрулировавших линию прекращения огня на границе с Израилем, ввел на Синай египетские войска и перекрыл движение судов в Тиранском проливе, блокировав порт Эйлат. Армии Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Алжира готовились к новой военной агрессии против Израиля.

Утром 5 июня израильская авиация нанесла неожиданный удар, полностью уничтожив самолеты египетских ВВС Сухопутные войска вошли на Синайский полуостров и быстро выдвинулись к Суэцкому канал). Успешно отразив нападение вооруженных сил Иордании и Сирии, израильские войска заняли весь Синайский полуостров, Восточный Иерусалим. Западный берег реки Иордан, сектор Газы, сирийские укреплении на Голанских высотах. Война закончилась за шесть дней. Советский Союз, поддерживавший арабские государства на, разрывает дипломатические отношения с Израилем.

1972 г. Начало волны палестинского терроризма

Во время Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 г. территории из палестинской организации «Черный сентябрь» захватили в заложники одиннадцать спортсменов израильской сборной. Неудачная операция спецслужб Германии, предпринятая для их освобождения, завершилась трагедией: все заложники погибли.

1973 г. Война Судного дня

Армии Египта и Сирии внезапно атаковали Израиль с наступлением иудейского праздника Йом-Кипур (Судный день), времени священных молитв и строгого поста. В первые дни войны израильская армия терпела поражение и несла потери. Но через две недели ситуация завершилась разгромом арабских войск Расследование причин неготовности армии и правительства к этой войне провела специальная комиссия, которую возглавлял председатель Верховного суда Шимон Агранат. Итоги расследования привели к отставкам в командовании армии.

1976 г, Энтеббе

Самолет «Air France», следовавший из Тель-Авива в Париж, был угнан палестинскими террористами и посажен в Уганде. Израильские военные вылетели в Африку и в ходе отважной и драматической операции освободили пассажиров, которых держали в заложниках в аэропорту Энтеббе.

1979 г. Мирный договор с Египтом

В 1979 г., после исторического выступления египетского президента Анвара Садата в Кнессете в Иерусалиме (1977 г.) и подписания Кэмп-Дэвидских соглашений под покровительством президента США Джимми Картера (1978 г.), Израиль и Египет подписали в Вашингтоне мирное соглашение. Это был первый договор о мире с арабской страной.

1981 г. Бомбежка ядерного реактора в Ираке

В июне 1981 г. израильская авиация разбомбила иракский ядерный реактор «Осирак», который готовился к запуску, устранив тем самым непосредственную угрозу, которую несла программа по созданию ядерного оружия, разрабатываемая режимом Саддама Хусейна.

1982 г. Вторжение в Ливан

С территории Ливана боевики Организации освобождения Палестины (ООП), возглавляемой Ясиром Арафатом, совершили серию нападений на израильские города и деревни, расположенные на севере страны. Для уничтожения баз ООП израильские войска начали операцию «Мир Галилее», вторглись в Ливан и на некоторое время заняли Хайрут, где находилась штаб-квартира ООП. Боевики ООП с позором бежали в Тунис. Позднее у израильско-ливанской границы была создана «зона безопасности», которую до 2000 г. совместно контролировали Армия обороны Израиля и Армия южного Ливана.

1984 г. В результате выборов сформировано правительство национального единства, в котором пост премьер-министра по соглашению о ротации поочередно занимают Шимон Перес и Ицхак Шамир. Благодаря усилиям этого кабинета Израиль преодолевает экономический кризис.

1987 г. Первая интифада

Палестинцы в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан проводили яростные манифестации против израильской оккупации. Митингующие забрасывали израильских солдат и полицейских градом камней, бутылками с зажигательной смесью. Участились агрессивные нападения на мирных израильтян. Армии обороны Израиля удалось прекратить уличные беспорядки и разгул насилия к 1991 году.

1989 г. Миллион эмигрантов из Советского Союза

В СССР с окончанием холодной войны и падением «железного занавеса» отменен запрет на эмиграцию евреев в Израиль. В начале 90-х годов в страну прибывает самая большая волна репатриантов из республик бывшего Советского Союза - почти миллион человек.

1991 г. Война в Персидском заливе

После того, как в январе-феврале 1991 г. возглавляемая американцами коалиция вторглась в Ирак, Саддам Хусейн начал обстрел территории Израиля баллистическими ракетами «Скад». К счастью, большинство из них не попали в цели, и они не были оснащены боевыми головками с отравляющими веществами.

1991 г. Мирная конференция в Мадриде

С 30 октября по 1 ноября в Мадриде состоялась Международная конференция по Ближнему Востоку, созванная по инициативе СССР и США и призванная продвинуть мирный процесс по всем направлениям урегулирования арабо-израильского конфликта. В конференции участвовали делегации СССР, США, Европейского союза, Израиля, Палестинской автономии, Сирии, Иордании, Ливана и Египта.

18 октября Москва и Иерусалим восстанавливают дипломатические отношения в полном объеме. С этого момента двустороннее сотрудничество между Россией и Израилем развивается по нарастающей.

1993 г. Переговоры в Осло

Закрытые палестино-израильские переговоры в Осло привели к выработке декларации о принципах, направленных на взаимное признание и прекращение насилия. Подписанию декларации, которое состоялось 13 сентября 1993 г., предшествовал обмен письмами между председателем ООП Арафатом и премьер-министром Рабином. В посланиях ООП отказывалась от применения террористических акций, признавала право на существование Израиля, а также связывала себя обязательством поиска мирного разрешения конфликта. В ответ Израиль признавал ООП в качестве законного представителя палестинского народа в переговорах об урегулировании конфликта. Израиль подтверждал, что после выборов в палестинские органы самоуправления к местным руководящим структурам постепенно перейдут все властные полномочия, и выражал готовность к развитию торгово-экономических контактов. В сентябре 1995 г. в Осло премьер-министр Рабин и председатель ООП Арафат подписали соглашение, включавшее принципиальные договоренности, достигнутые в 1993 г.

1994 г. Заключение мирного договора с Иорданией

26 октября 1994 г. премьер-министр Ицхак Рабин и король Хусейн подписали договор о мире между Израилем и Иорданией. Нормализация отношений привела к согласию сторон по вопросам государственных границ и использования водных ресурсов, решению спорных вопросов мирным путем, сотрудничеству в сфере безопасности, наращиванию объемов торгово-экономического партнерства.

1995 г. Убийство премьер-министра Ицхака Рабина

4 ноября 1995 г. на мирном митинге в Тель-Авиве премьер-министр Израиля Ицхак Рабин был застрелен еврейским фанатиком, добивавшимся отмены палестино-израильских договоренностей.

1996 г. Террористы-самоубийцы из исламистской фундаменталистской группировки «Хамас» совершили несколько терактов в израильских городах, чтобы сорвать мирный процесс и дискредитировать усилия правительства Шимона Переса.

1997 г. Хевронский протокол

Премьер-министр Беньямин Нетаньяху и представители палестинской администрации подписали протокол, регулирующий юрисдикцию сторон в управлении Хевроном, после вступления документа в силу Израиль выводит воинские подразделения из города.

1998 г. На переговорах в «Уай Ривер Плантейшн» премьер-министр Нетаньяху и председателем ООП Арафат заключили соглашение, которое фиксировало договоренности, достигнутые в Осло.

2000 г. Переговоры в Кэмп-Дэвиде

В июле президент США Клинтон, премьер-министр Израиля Барак и председатель ООП Арафат встретились в Кэмп-Дэвиде для выработки окончательного соглашения. Израильская сторона пошла на колоссальные уступки, но Арафат отказался подписать соглашение.

2000 г. Вторая интифада (интифада Аль-Аксы)

Массовые беспорядки палестинцев начались 28 сентября, после того, как лидер оппозиции Ариэль Шарон посетил Храмовую гору, хотя его визит был официально объявлен и заблаговременно согласован с палестинскими властями. В годы второй интифады палестинские террористы-самоубийцы проникали в города Израиля, подрывали бомбы в автобусах, на рынках, в торговых комплексах и на развлекательных мероприятиях.

2002 г. В ответ на увеличение террористических актов, совершаемых палестинскими боевиками, правительство во главе с Шароном продолжает жесткие меры по их пресечению. Многие главари и боевики экстремистских подразделений арестованы, Ясир Арафат блокирован в его резиденции в Рамалле. Началось сооружение так называемого «Защитного забора» по периметру сектора Газы и Западного берега реки Иордан.

2003 г. «Дорожная карта»

25 мая 2003 г. на основании резолюции 1515 Совета Безопасности ООН принят мирный план под названием «Дорожная карта», разработанный квартетом посредников - США, Россией, ООН и ЕС. Документ предусматривал три этапа достижения израильско-палестинского урегулирования.

Палестинцы не выполнили свои обязательства в соответствии с первым этапом «Дорожной карты» (признание права Израиля на существование, безусловное прекращение террористических актов и подстрекательства к ним). Радикальные движения «Хамас» и «Исламский джихад» поклялись продолжить терроризм против Израиля.

2005 г. Конференция в верхах в Шарм эль-Шейхе

После смерти председателя ООП Арафата 11 ноября 2004 г., президентом Палестинской автономии в январе 2005 г. избран Махмуд Аббас.

В феврале премьер-министр Шарон, президент Аббас, египетский президент Мубарак и король Иордании Абдал-ла встретились в Египте для обсуждения вопросов достижения мира. Было объявлено о прекращении интифады, но террористы продолжили подрывную деятельность, «Хамас» с территории сектора Газы усилил ракетные обстрелы южных районов Израиля. В ответ Израиль заморозил планируемую передачи управления палестинскими городами и провел антитеррористическую операцию.

2005 г. В конце апреля, в преддверии празднования 60-летия Победы над нацизмом, состоялся первый визит президента России Владимира Путина в Израиль, переговоры с премьер-министром Шароном придали новый импульс позитивной динамике двусторонних отношений.

2005 г. Израиль вывел поселения и вооруженные силы из сектора Газы

В августе в одностороннем порядке правительство Шарона эвакуировало 8 тысяч поселенцев и разрушило 21 израильское поселение на территории сектора Газы, после чего состоялся полный вывод израильских вооруженных сил.

2006 г. Перестановки на Среднем Востоке

Ариэль Шарон покинул «Ликуд» и создал новую центристскую партию «Кадима». Через некоторое время вследствие тяжелой болезни Шарон лишается возможности продолжать работу. Его заместитель Эхуд Ольмерт принял на себя бразды управления правительством и привел партию к победе на выборах.

В Палестинской автономии исламистская организация «Хамас», которая провозгласила своей целью уничтожение Израиля, получила большинство мест в Палестинском законодательном совете, победив на выборах сторонников умеренного крыла движения ФАТХ, выступающего за мирное урегулирование палестино-израильского конфликта.

2006 г. Война Израиля против «Хезболлы»

Из южных районов Ливана экстремистская группировка «Хезболла», поддерживаемая Ираном и Сирией, начала серию ракетных и минометных обстрелов и совершила захват двух солдат на израильской территории. Армия обороны Израиля провела в южном Ливане военную операцию против «Хезболлы», которая изменила «правила игры»: «Хезболла» и подобные ей группировки осознали, что преступления террористов не останутся безнаказанными.

2007 г. «Хамас» захватывает власть в секторе Газы

Летом 2007 г. исламисты «Хамас» совершили вооруженный переворот, захватив власть в секторе Газа. Территории на Западном берегу реки Иордан остались в подчинении администрации Махмуда Аббаса.

2007 г. Международная конференция в Аннаполисе

27 ноября в Аннаполисе состоялась Международная конференция по ближневосточному урегулированию, в которой приняли участие руководители более пятидесяти государств и международных организаций, в том числе «квартет» посредников (Россия, США, Евросоюз и ООН). Э. Ольмерту и М. Аббасу удалось преодолеть противоречия и продолжить диалог по всем вопросам, связанным и исполнением плана «Дорожная карта».

2008 г. Операция «Литой свинец»

В течение восьми лет, начиная с 2000 г., палестинские боевики из различных террористических группировок с территории сектора Газы с разной степенью интенсивности обстреливали самодельными ракетами южные города Израиля. В ноябре 2008 г. «Хамас» усилила атаки, нанося ежедневно массированные ракетные и минометные удары. В ответ 27 декабря Армия обороны Израиля начала операцию «Литой свинец», которая завершилась 18 января 2009 г. выводом воинских подразделения из сектора Газы после уничтожения большинства боевиков, террористической инфраструктуры, каналов контрабандных поставок вооружений и баз исламистской группировки «Хамас».

2008 г. 60-легие Государства Израиль отмечено знаковыми событиями в двусторонних отношениях с Россией: отмена виз для взаимных поездок граждан обеих стран (сентябрь) и передача России прав собственности на Сергиевское подворье в Иерусалиме (декабрь).

Израиль - государство на Ближнем Востоке, на восточном побережье Средиземного моря. Граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией, Египтом.

В Израиле есть горы - на границе с Ливаном и Сирией (высота горного массива Хермон, или Эш-Шейх, 2224 м); крупные озера: крупнейшее и уникальное соленое озеро - Мертвое море, расположенное в самой глубокой на планете наземной впадине Гхор с абсолютной отметкой 395 м ниже уровня моря; пресное озеро Кинерет. На территории Израиля располагается обширная пустыня Негев и одна из крупнейших рек Ближнего Востока - Иордан.


Государство

Государственное устройство

Форма правления - республика. Глава государства - президент. Глава правительства - премьер-министр. Парламент - однопалатный Кнессет.

Язык

Государственный язык: иврит, арабский

Также употребляются: английский, французский, идиш, русский, испанский, немецкий.

Религия

Иудаизм - 80,1%, ислам - 14,6%, христианство - 3,2%, другие.

Валюта

Международное название: ILS

1 шеккель = 100 агорот. В ходу монеты достоинством в 5, 10, 50 агорот, 1, 5, 10 шекелей. Банкноты достоинством в 20, 50, 100 и 200 шекелей.

История Израиля

Как историческая область Палестина включает в себя территорию современного Израиля и палестинской автономии. На этой древней земле разворачивались библейские события. В третьем тысячелетии до нашей эры здесь осели племена ханаанеев. В 12 веке до нашей эры побережье Палестины было завоевано филистимлянами, во внутренних районах в 11 веке до нашей эры древнееврейские племена основали Израильско-Иудейское царство, распавшееся около 928 года до нашей эры на два: Израильское (существовало до 722 года до нашей эры) и Иудейское (существовало до 586 года до нашей эры). Впоследствии Палестина входила в состав государств Ахеменидов (после 539 года до нашей эры), Птолемеев и Селевкидов (в 3-2 веках до нашей эры), Рима (с 63 года до нашей эры), затем Византии.

В первом веке нашей эры Палестина стала колыбелью христианства. В течение всего римско-византийского периода шел процесс христианизации палестинского населения. В тоже время значительное число иудеев покидало Палестину и поселялось в различных государствах Европы и Азии. В 641 году Палестину завоевали арабы, которые начали энергично обращать в ислам местное население. В 11 веке западноевропейские крестоносцы попытались восстановить власть христиан в Палестине, но египетские султаны в 12 веке уничтожили государства крестоносцев на Ближнем Востоке. С 1516 года Палестина вошла в состав Османской империи.

К середине 19 века на этих землях практически не осталось иудейского населения, но с 1880-х годов сионисты начали движение за возвращение евреев на свою историческую родину. В 1917 году, в ходе первой мировой войны английские войска заняли территорию Палестины и Великобритания управляла этой областью вплоть до 1947 года. В 1918 году в Палестине жило полмиллиона арабов-мусульман, 100 тысяч арабов-христиан и 60 тысяч евреев-переселенцев из Европы. Процесс эмиграции евреев в Палестину все время нарастал и после окончания второй мировой войны еврейская община потребовала создания независимого государства Израиль.

Современное Государство Израиль было образовано 14 мая 1948 года, после чего находилось в состоянии практически перманентной войны с соседними арабскими государствами и Организацией освобождения Палестины, борющейся за создание автономного Палестинского государства. В 1993 году было подписано мирное соглашение между правительством Израиля и руководством ООП, которым предусматривается создание Палестинской автономии в секторе Газа и на Западном Берегу реки Иордан.

В январе 1996 года на территории палестинской автономии прошли первые выборы. Это дало Израилю возможность установить дипломатические отношения со многими арабскими странами, а страны Персидского залива частично сняли экономическое эмбарго на торговлю с Израилем. Израиль является членом ООН и ГАТТ.

Как историческая область Палестина включает в себя территорию современного Израиля и палестинской автономии. На этой древней земле разворачивались библейские события. В третьем тысячелетии до нашей эры здесь осели племена ханаанеев. В 12 веке до нашей эры побережье Палестины было завоевано филистимлянами, во внутренних районах в 11 веке до нашей эры древнееврейские племена основали Израильско-Иудейское царство, распавшееся около 928 года до нашей эры на два: Израильское (существовало до 722 года до нашей эры) и Иудейское (существовало до 586 года до нашей эры). Впоследствии Палестина входила в состав государств Ахеменидов (после 539 года до нашей эры), Птолемеев и Селевкидов (в 3-2 веках до нашей эры), Рима (с 63 года до нашей эры), затем Византии....

Карта Израиля


Популярные достопримечательности

Туризм в Израиле

Где остановиться

Израиль представлен современным сервисом на любой вкус и развитой туристической инфраструктурой. Выбор отеля зависит от цели посещения страны - это экскурсионный, паломнический тур по историческим достопримечательностям страны или оздоровительный, развлекательный отдых на побережье. В первом случае выбор падает на отели городского типа недалеко от основных достопримечательностей. Здесь расположено множество отелей от дешевых, но хорошо оборудованных, до потрясающих апартаментов, где всё соответствует самым высоким стандартам. Это элегантные номера, оборудованные по последнему слову техники с видом на достопримечательности, бассейны, отличные СПА и фитнес-клубы, изысканные рестораны и бары, прекрасно оснащенные конференц-центры. Во втором случае лучше выбрать из отелей на побережье, из комфортабельных номеров которых открывается чудесный вид на море. Некоторые отели такого типа имеют собственные оборудованные пляжи.

В отельной базе Израиля нет классификации по звездам, но существует деление на определенные классы по собственной системе: 3* - Tourist Class, 4* - First Class, 5* - Deluxe. Классификация устанавливается туроператорами с учетом общепринятых стандартов для удобства туристов. В стандартный набор удобств включено: кондиционер, телефон, телевизор, туалет и душ. Мини-бар, сейф и фен есть в номерах отелей 4* и 5*. Все отели Израиля соответствуют мировому уровню и отвечают международным стандартам.

Кроме вышеперечисленных вариантов размещения, свои услуги также предлагают гостиницы квартирного типа, хостелы и лагеря-кемпинги, которые предоставят комфортный ночлег и питание.

Популярные отели

Экскурсии и достопримечательности в Израиле

Израиль – одно из самых популярных туристических направлений. Эта древняя страна является колыбелью трех мировых религий - христианства, иудаизма и ислама. Смешение культур разных народов и обилие уникальных достопримечательностей, прекрасный климат и современные морские курорты делают пребывание в Израиле насыщенным и незабываемым.

Официальная столица Израиля Иерусалим – один из древнейших городов мира. Насладиться прекрасными панорамными видами города можно со специальной смотровой площадки на Масличной горе. Сердцем Иерусалима, безусловно, является окруженный крепостной стеной Старый город – средоточие почти всех важных исторических и святых мест. В Старый город ведут 11 ворот, семь из них действующие. Построенные в разные исторические эпохи, все они имеют важное историческое значение. От Львиных ворот ведет так называемый Крестный путь или Дорога Скорби, (улица Виа Долороса), по которой шел Иисус на Голгофу, к месту своего распятия. В Старом городе находится знаменитая Стена Плача, Храм Гроба Господня, Гефсиманский сад, мечеть Аль-Акса, известная также как мечеть Омара (третья по важности святыня ислама после Мекки и Медины), Купол Скалы, собор Святого Иакова - главная армянская святыня Иерусалима, Музей истории Иерусалима (Цитадель Давида). Среди важных достопримечательностей города стоит также выделить Мемориальный комплекс Яд ва-Шем, монастырь Успения Богоматери на горе Сион, Свято-Троицкий собор, монастырь Святого Креста, башня Давида, Музей библейских стран, Музей исламского искусства, Армянский музей, Археологический музей Уоли и Археологический музей Рокфеллера. В пригороде Иерусалима находятся Горненский монастырь и церковь Посещения (церковь Встречи Девы Марии и Святой Елизаветы).

К югу от Иерусалима лежит легендарный Вифлеем, где по преданию родился Иисус. В Вифлееме также родился и был помазан на царство царь Давид. Главными достопримечательностями древнего города являются такие святые места как Пещера Рождества и Базилика Рождества Христова, а также расположенные рядом церковь Святой Елены и пещеры Вифлеемских младенцев и Святого Иеронима, Армянский монастырь, Православный греческий монастырь и «Молочная пещера». На въезде в Вифлеем находится еще одна важная святыня – гробница Рахили, почитаемая и христианами, и иудеями, и мусульманами. В окрестностях Вифлеема находятся крепость Иродион, Пруды Соломона, монастырь Илии Пророка, монастырь святого Феодосия Великого, Лавра Святого Саввы Освященного и «Поле Пастушков».

Священным считается и город Назарет, где вырос Иисус Христос. Наиболее важными святынями этих мест считаются грот Благовещения, католический храм Благовещения (крупнейший на Ближнем Востоке), церковь Архангела Гавриила и Святого источника, национальный парк Сепфорис, гора Фавор, деревня Наин и Кфар Кана, в которой Иисус сотворил свое первое чудо (превратив воду в вино).

В число интересных для осмотра городов входит и Тверия на берегу озера Кинерет (Тивериадское озеро или Галилейское море). К знаменитым святыням Тверии относятся Гора Блаженств и Храм двенадцати апостолов, гробницы Рамбама, рабби Иоханана Бен-Закая и рабби Акивы, руины синагоги, которые датируются 7 веком, Ярденит (традиционное место крещения в водах священной реки), Капернаум, где жил и проповедовал Иисус, и руины древнего еврейского города Хамат-Тверия.

На восточном побережье Средиземного моря расположен экономический и культурный центр Израиля - Тель-Авив. Этот молодой и очень современный город был основан в начале 20-го века как пригород Яффы (один из древнейших городов мира). Сегодня Древняя Яффа, с которой связано множество легенд и преданий, считается частью Тель-Авива и является важной исторической достопримечательностью. Огромный мегаполис имеет хорошо развитую туристическую инфраструктуру. Здесь множество отелей на любой выбор, отличные рестораны, бары, дискотеки, ночные клубы, а также музеи, театры, концертные залы, галереи и многое другое. Среди интересных мест города наиболее популярны "Мигдаль-Опера" ("Опера-Тауэр"), Дворец независимости, Приморский бульвар, Музей искусств, Музей Земли Израильской (Эрец-Исраэль), Музей бриллиантов, Зоопарк «Сафари», Центр Азриэли, Парк «Мини-Израиль» и Парк Яркон. Тель-Авив является и популярным морским курортом.

Живописная природная достопримечательность Израиля - Мертвое море - расположена на границе с Иорданией и, по сути, является озером. Этот природный водоем – самый низкий участок суши на Земле (417 метров ниже уровня моря) и самое соленое озеро в мире. Уникальный состав солей и морские минералы делают воды и грязи Мертвого моря удивительно целебными при различных заболеваниях (кожные, респираторные, мышечные, неврологические, гинекологические и т.д). На западном побережье Мертвого моря расположен Национальный заповедник Эйн-Геди, а на северо-западном берегу - Историко-археологический заповедник Кумран.

Среди популярных морских курортов стоит выделить фешенебельный Эйлат – «жемчужина» Красного моря и курорт международного уровня. В древности это был важный торговый порт. В 25 км от Эйлата находится историко-археологический заповедник Тимна. Популярен и крупный курорт средиземноморского побережья – Нетания, который славится своими отличными пляжами, хорошими отелями и обилием музеев. Этот город также является одним из крупнейших центров алмазной индустрии страны. К югу от Нетании находится весьма дорогой курорт Герцлия. Интересен и небольшой курортный городок Ашкелон, который знаменит множеством древних памятников.


Кухня Израиля

Основой жизни древних евреев было сельское хозяйство. Потому, естественно, в их питании присутствовало немало пищи, приготовленной из различных злаков, овощей, плодов. Неизменно к любой еде подавали кусочек хлеба, который выпекали не только из пшеничной муки, но также из ячменной, просяной, гороховой, чечевичной. Независимо от вида муки тесто для выпечки замешивалось на дрожжах, то есть делалось кислым, и только в еврейскую Пасху (Песах) обычная выпечка заменялась мацой - тонкими, ломкими, достаточно большими крекерами из тонкого теста.

В пищу употребляли мясо коровы, овцы, козы. Изысканной едой считались блюда из мяса кур, индеек, гусей, голубей, уток, фазанов, цесарок.
В древние времена евреям было запрещено есть фаршированную щуку, жареного карпа, сазана, сельдевых рыб и осетрину в любом виде. Считалось, что у перечисленных видов рыб нет явно выраженного позвоночника или чешуи, что исключало их пригодность для еды.

Свежее молоко в чистом виде употребляли далеко не все. Но каши и супы на цельном разбавленном молоке были очень распространены. Коровье, козье и овечье молоко использовали для приготовления сливочного масла, брынзы, различных сыров.

Конечно же, ценным пищевым продуктом считался пчелиный мед.

У евреев существует ряд законов, определяющих правила питания людей, исповедующих иудаизм - кашрут. По кашруту, которому не менее трех тысяч лет, еда только ради еды предосудительна. По Торе - первым пяти книгам Библии, или Пятикнижию - мясная и рыбная пища разрешена только после всемирного потопа.

Согласно кашруту перед каждой едой нужно тщательно вымыть руки. Действие это расценивалось тогда и остается сейчас столь же важным, как и омовение рук перед молитвой в храме.

Для приготовления еды в еврейской кухне применяется оливковое, сливочные масла; куриный, гусиный, реже говяжий жиры. Гусиный жир теперь не используется так часто, как прежде, его можно заменить сливочным, растительным маслом или маргарином.

Для холодных закусок и салатов из рыбы часто берут сельдь как более нежную по сравнению с другими, вкусную, обладающую диетическим достоинством рыбу.

Редкая еда не приправляется по правилам еврейской кухни пряностями. В большинстве это черный и белый перец, мускатный орех, корица, гвоздика, кориандр, шафран, мята, укроп, зелень и корень петрушки, сельдерея, чеснок, хрен, различные виды лука. Как правило, используются орехи, свежие и соленые маслины.

Основой жизни древних евреев было сельское хозяйство. Потому, естественно, в их питании присутствовало немало пищи, приготовленной из различных злаков, овощей, плодов. Неизменно к любой еде подавали кусочек хлеба, который выпекали не только из пшеничной муки, но также из ячменной, просяной, гороховой, чечевичной. Независимо от вида муки тесто для выпечки замешивалось на дрожжах, то есть делалось кислым, и только в еврейскую Пасху (Песах) обычная выпечка заменялась мацой - тонкими, ломкими, достаточно большими крекерами из тонкого теста....

Чаевые

Если процент за обслуживание не включен в счет в ресторане, принято давать официанту около 10% "на чай" или меньше, если обслуживание было не особенно хорошим. Посыльным в гостинице дают 5-10 шекелей. Гидам дают 4-5 долларов с человека за один день, водителям автобусов - вполовину меньше.

Виза

Часы работы учреждений

Большинство банков открыто с воскресенья по четверг с 8.30 до 12 ч и в воскресенье, вторник и четверг с 16 до 18 ч. В канун основных еврейских праздников банки работают с 8.30 до 12 ч.

Магазины обычно открыты с 9 до 13 и с 16 до 19 ч с воскресенья по четверг, в пятницу с 9 до 13 ч.

Покупки

НДС в 17% взимается со всех покупок и сделок за исключением гостиничных счетов и счетов за аренду автомобилей, оплаченных в иностранной валюте (наличными, в дорожных чеках и иностранных кредитных карточках).

Вы можете получить возмещение этого налога при покупке, оплаченной иностранной валютой, на сумму свыше 50 долларов США (на одном чеке). Магазины, которые предоставляют услугу по возмещению НДС, имеют обозначение "taxvat" и дают скидку в 5%. Сохраните все чеки и заполненные формы и получите возмещение в аэропорту. Вы должны быть готовы предъявить покупки, по которым хотите получить возмещение.

Сувениры

Керамика, изделия из меди, религиозные атрибуты, изделия ручной работы являются израильскими особенностями. Здесь выгодно покупать бриллианты и другие драгоценные камни в оправе из золота и серебра.

Безопасность

При входе в большой торговый центр или другие места скопления людей Вас могут попросить открыть сумку, что может показаться нетактичным. Проверяют только наличие подозрительных предметов.