Социальный статус сиддхартхи гаутамы. Кратко об истории жизни Будды — от рождения до окончательного ухода в нирвану

(санск. Buddha Śākyamuni, пали Sakyamuni – Сакьямуни, тиб. Сангдже Шакья Тхубпа, букв. Мудрый Просветленный Шакья; его также называют: Татха́гата, Бхагаван, Сугата - "Правильно идущий", Джина - "Победитель", Локаджьештха - "Почитаемый миром". - четвертый исторический будда нашей эпохи, индийский принц Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев , достигший Просветления около 2,5 тысяч лет назад. - основоположник самой древней мировой религии - буддизма.

В настоящее время невозможно воссоздать точную научную биографию Будды, все описания его жизни проникнуты легендами и иносказаниями, тем не менее оставленные им методы раскрытия всего потенциала тела, речи и ума человека, приводящие к счастью, используются до сих пор во многих странах мира. Благодаря своей практической значимости, убедительным результатам и глубокой позитивной философии учения Будды оказываются актуальными до сих пор.

Согласно буддийской традиции считается, что Будда Шакьямуни - один из тысячи Будд , которые будут жить на Земле в эту кальпу , зовущуюся поэтому Счастливым эоном, Благой кальпой или эрой мудрецов:

  • первым был Будда Кракуччханда (тиб. Кхорваджиг),
  • вторым - Будда Канакамуни (тиб. Сертхуб),
  • третьим - Будда Махакашьяпа (тиб. Осунг Ченпо),
  • четвертым - Будда Шакьямуни (тиб. Шакья Тхубпа))
  • пятым станет Будда Майтрея (тиб. Джампа),
  • шестым воплотится Симгханада (тиб. Драгпа Сэнге), бодхисаттва , который будет долго известен в мире как Кармапа
  • и др.

Все эти будды проделали долгий путь из жизни в жизнь, духовно совершенствуясь, чтобы в последнем человеческом рождении достичь Просветления и передать эти методы людям, после чего осуществить окончательное Просветление - Паринирвану , состояние Нирваны Вне Пребывания. Таких будд называют Татхагатами, или историческими буддами .

Предшествующие рождения

Когда Сиддхартха Гаутама достиг Просветления, он знал все обстоятельства своих предшествующих рождений. Эти истории были поведаны по тому или иному случаю им самим своим ученикам, которые впоследствии их записали по памяти. Эти прозаические повествования со стихотворными вставками о прошлых рождениях Будды Шакьямуни получили название Джатаки и образовали самостоятельный жанр буддийской литературы, сделавшийся очень популярным. Всего известно более пятисот джатак. Будущий будда в каждой джатаке предстает то в человеческом, то в животном, то в божественном и т. д. воплощении, но всякий раз он - бодхисаттва, идущий по пути к Просветлению. В джатаках в целом воплощена идея о том, что любое существо несет в себе Природу Будды , способно раскрыть ее и выйти за пределы обусловленного существования. Любая жизнь - драгоценная возможность.

Наиболее известным является каноническое палийское собрание джатак из 547 отдельных рассказов. Оно входит в пятый отдел («Кхуддака-никая») Сутта-питаки буддийского канона Трипитаки учения южного буддизма тхеравады .

В джатаках говорится про брахмана Сумедха, который более чем за 500 жизней до рождения Будды Шакьямуни, жил во времена одного из первых будд нашей эпохи - Будды Махакашьяпы , известного также как Дипанкара. Встретив однажды будду, брахман был так вдохновлен его примером, что дал обет достичь такого же состояния для блага существ, и осуществил впоследствии свое обещание, став Буддой Шакьямуни. Есть множество историй о последующих пяти сотнях жизнях этого бодхисаттвы. Он перерождался человеком и различными животными, и каждый раз его вели сочувствие ко всем существам (Каруна) и Просветленный настрой Бодхичитта . Он стал обладать разными необычайными способностями благодаря постоянному развитию мудрости и сочувствия. Благодаря накопленной заслуге и очень благой Карме , он однажды родился среди богов Дэвалоки , в одном из самых благоприятных миров сансары среди великих бодхисаттв на Небесах Тушита , и смог осознанно выбрать место своего следующего последнего рождения в мире людей для достижения Просветления, передачи Учения людям и осуществления высшей Паринирваны .

Жизнь четвертого исторического будды

Традиционно жизнь Будды Шакьямуни описывается в соответствии Двенадцатью подвигами , которые совершают все исторические будды - те, кто осознанно рождается в мире людей, чтобы "Повернуть Колесо Дхармы ", на собственном примере продемонстрировать и передать освобождающее Учение о Просветлении. В северном буддизме c его Учениями Махаяны и Ваджраяны считается, что многие Будды снова и снова осуществляют свои Двенадцать подвигов, до тех пор пока существуют миры, в которых могут проявляться Будды, и страдание всех существ не закончилось.

Каждое из этих двенадцати событий несет в себе важнейшее значение, и Будда дает их разъяснение в Лалитавистара сутре .

Нисхождение с Небес Тушита

Первым подвигом считается нисшествие бодхисаттвы, будущего будды, с Небес Радости (санск. Тушита), говорится, что он спустился в образе белого слона с шестью бивнями (Зегерс: с.21).

Вход во чрево матери

Второй подвиг заключался в осознанном воплощении: ум бодхисаттвы вошел в утробу своей матери, королевы клана Шакья . В некоторых учениях говорится, что одновременно с тем, как он вошел в материнское лоно, Будда посетил другие миры и дал там поучения Дхармы .

Рождение

[Файл:] Принц Сиддхартха Гаутама родился более 2500 лет назад на той территории современной Северной Индии , которая в настоящее время принадлежит Непалу . Семья относилась к роду Шакья касты воинов, и к линии Гаутама. За несколько столетий до этого, во время одного из массовых переселений народов, эту территорию заселили его предки. Они пришли оттуда, где сегодня находится Украина и европейская Россия. Родителям принца принадлежала область, расположенная вокруг сегодняшней южной границы Непала. Столицей области был город Капилавасту . Сейчас на месте этого древнего города, находится современный город Румминдеи с храмовым комплексом Лумбини и знаменитой колонной царя Ашоки , возведенной спустя три века после рождения Сиддхартхи, чтобы увековечить место рождения Будды. Судя по раскопкам, культура в стране в те времена процветала, это была высокоразвитая цивилизация, богатая и перенаселенная.

Третий подвиг будды состоял в том, что он осознанно родился в мире людей, из материнского чрева. Шуддходана и Майя долгие годы безуспешно пытались завести детей, дабы оставить после себя наследника престола. Они уже почти оставили надежду, когда матери будущего Будды приснился яркий сон, как в ее бок вошел белый слон. Через некоторое время она забеременела и через положенный срок родила долгожданного мальчика. Говорится, что он вышел из правого бока матери. Его родителями стали добрые, мудрые и богатые люди - Шуддходана и его супруга Махамайя (Майядэви), правители небольшого княжества. Говорится, что сразу после своего рождения Сиддхартха сделал семь шагов в восточном направлении, заговорил и с каждым шагом под его ногами раскрывался цветок лотоса.

Согласно жизнеописаниям, рождение принца в полнолуние, в мае, сопровождалось особенными знаками, и его родители получили предсказание: "Мальчик станет великим правителем и сможет исполнить все свои желания, если не узнает о страданиях . Но если он распознает страдания этого мира, то оставит свою жизнь властителя и принесет неизмеримое счастье всем существам". Родители хотели, чтобы именно их сын унаследовал их трон и правил страной в будущем, поэтому они решили вырастить его, окружив стенами дворца, в прекрасном мире, где были бы только молодые и красивые люди, только удовольствия и радостные переживания. Мать Майядэви вскоре после родов умерла, а Сиддхартху воспитала его тётя, младшая сестра матери, Паджапати .

Жизнь во дворце. Овладение науками, искусствами и ремеслами

Сиддхартха получил самое лучшее образование и превзошел всех в науках, искусствах и спортивных состязаниях, и так как он был членом касты воинов, то получил так же соответствующее воспитание. У него были лучшие учителя, которые обучали Сиддхартху всем наукам, и он быстро достигал в них совершенства. Во всех дисциплинах он проявлял удивительные таланты. Он был очень чувствительным, смелым и сильным одновременно. Когда он изредка выезжал из дворца, его повсюду окружали только молодые, здоровые и счастливые люди. Так молодой принц жил в роскоши, наслаждаясь жизнью.

Наслаждение мирской жизнью. Женитьба и отцовство

Также говорится, что у него было 500 подруг, и все они были счастливы с ним. Когда принцу исполнилось 16 лет, правитель соседнего племени решил выдать замуж свою дочь по имени Яшодхара , которая считалась самой красивой и выгодной невестой. Чтобы выбрать достойного супруга, устроили турнир, в котором всех превзошел Сиддхартха Гаутама. Он женился на этой красивой, доброй и умной девушке, и у них родился сын Рахула . До 29 лет Сиддхартха Гаутама наслаждался радостной беззаботной жизнью благополучного мирянина.

Отречение

Однажды, принц захотел самостоятельно прогуляться по своим будущим владениям, посмотреть, как живут его подданные. Увиденное потрясло его. Всю свою жизнь он знал только молодость, здоровье и радость. А тут перед ним предстали тяжело больные люди, старики и даже покойник. То, что каждый видит с детства, и к чему постепенно незаметно привыкает, принц встретил совершенно неожиданно, неподготовленным, и увиденное его глубоко потрясло. Внезапно он остро осознал непостоянство, его пронзило понимание того, что все, кого он так любит – его жена и сын, отец, друзья, и даже он сам – какими бы богатыми или могущественными они ни были сейчас – никто не сможет избежать смерти. Вернувшись во дворец, он уже не мог уже ни есть, ни спать. Как будущий правитель страны и глава семейства, принц осознал простой факт: как бы успешно он ни способствовал процветанию своего края, подданных и собственной семьи – он не сможет защитить никого, даже самых близких, жену и сына, от главных причин страданий: болезней, старости и смерти.

И тогда сила любви побудила его на поиски вневременного, необусловленного счастья, выходящего за пределы круговорота смертей и рождений - сансары.

В груди Сиддхартхи билось храброе сердце воина, он обладал острым гибким умом, и вместо отчаяния ощутил решимость найти выход из кажущегося тупика, чтобы раз и навсегда избавить от несчастий себя и семью, свой народ и всех существ. Привыкнув побеждать, преодолевать любые препятствия и получать все, чего ему хотелось, он не мог смириться с тем, что есть какие-то неотвратимые явления, и что эти явления могут заставить страдать его и всех существ. Он понял, что должен найти «лекарство» и показать путь к избавлению от страданий обусловленного мира, в котором все непостоянно и взаимозависимо, где все, что рождено, обречено умереть. Так принц решил победить самого главного врага всего живого – страдание (санск. Дукха).

На другой день Сиддхартха совершил второе важное открытие при виде человека, с безмятежным и счастливым выражением лица погруженного в медитацию . Он вдруг осознал, что ни какое богатство или вкусная еда, красивая одежда или дуновение прохладного ветра в знойный день – сами по себе не содержат счастливость как присущее именно им качество. Единственное, что делает людей счастливыми или несчастными – это их собственный ум. То, как человек воспринимает вещи или явления. А это означало, что именно собственный ум и есть источник истинного счастья и свободы.

Это понимание изменило всю жизнь Сиддхартхи. Он захотел познать возможности ума и обрести выход из сансары (миров обусловленного восприятия). Принц понимал, что теперь пришло время и ему окунуться в жизнь за стенами дворца. Он был готов оставить роскошь королевских покоев. Глядя на мирно спящих жену и сына, он понял, что не знает, как долго еще сможет продлиться их благополучие, что оно обманчиво. Его семья, так же как и он сам, как и все живые существа - «больна» непостоянством. И без промедления, пока все были погружены в сон, Сиддхартха отправился на поиски «лекарства», на которые у него ушло впоследствии шесть лет. Он обрезал свои красивые длинные волосы, знак благородного происхождения, и стал шраманом – странствующим йогином и философом.

В то время на территории Индии царила духовная открытость, сравнимая с атмосферой европейского Ренессанса. Во времена жизни Будды Шакьямуни в стране одновременно сосуществовало множество самых различных философских школ и взглядов. В этот период главенствовавшие ранее ведические учения и духовный авторитет брахманизма с его жертвоприношениями и жесткой системой каст претерпевали серьезный кризис. Возникали новые взгляды на мир. Люди искали новые пути к совершенству и счастью. Все провозглашаемые истины должны были быть испробованы на опыте, пронизывать всю жизнь. Поэтому любые поучения должны были иметь логическую основу, обладать ясными методами и показывать достижимую цель. Разные авторитетные традиции и школы оспаривали друг у друга свое право обладать истиной, благодаря чему сложилась традиция философских диспутов и споров. С утверждениями нужно было быть очень осторожным, поскольку, если чей-то взгляд опровергался, тот становился учеником своего оппонента, как требовала духовная честность того времени. По этой причине люди не разбрасывались словами и предпочитали хорошо проверить учение прежде, чем следовать ему. Учась у знаменитых мудрецов того времени, Сиддхартха быстро превосходил своих наставников, и ни один метод не вел его за пределы ограниченного, преходящего опыта. Он все еще не мог победить страдания даже в самом себе, не говоря уже обо всем мире. Все достигнутое не позволяло ему постичь главное, он лишь менял одни концепции на другие, но не находил истинного положения вещей. Он каждый раз в совершенстве овладевал тем или иным учением, благодарил своих учителей и покидал их.

Практика аскезы

Однажды Сиддхартха встретил аскетов, и их вид произвел на него глубочайшее впечатление. Казалось, что опора этих людей - лишь ум, поскольку они полностью пренебрегали телом. Когда он был принцем, он познал все телесные и чувственные удовольствия, и теперь решил, что именно чувственные впечатления являются препятствием к постижению возможностей ума, и если их подавить, ум станет более ясным. Сиддхартха подумал, что это как раз именно то, что надо, и присоединился к группе из пяти аскетов, живших в лесах сегодняшней Бодхгайи . Там на протяжении шести лет Сиддхартха посвящал себя жесткой аскезе, достиг высокого мастерства владения йогой духа и тела и сделался очень авторитетным среди других йогинов. Но, отказавшись полностью от всего, что поддерживало тело, Сиддхартха так истощил его, что чуть не умер от голода. Он честно прошел этот путь до конца и понял на опыте, что истощенное тело также не способствует ясности сознания и раскрытию потенциала ума, как и разнеженное в праздных удовольствиях. Он почувствовал, что аскеза сделала слабым не только тело, но и его ум, и что он так и не приблизился к цели, а его опыт был бесполезен для других существ. Тогда Сиддхартха впервые за шесть лет выпил вдоволь воды и поел теплого риса, поднесенного ему доброй местной девочкой Суджатой. Аскеты же остались глухи к его прозрению и оставили его. Но Сиддхартха уже чувствовал, что теперь он нашел верный путь к своей великой цели.

Впрочем, время, проведенное среди аскетов, не прошло даром. Сиддхартха осознал третью важную вещь: не нужно впадать в крайности, истина лежит где-то посредине. Этот опыт оказался еще одним поворотным моментом на его пути.

Приход в Бодхгаю, решение достичь Просветления

Оставив аскетизм, Гаутама сел под деревом, названным позже деревом боддхи (деревом Просветления), и дал себе обещание, что не выйдет из медитации до тех пор, пока не найдет ответы на все свои вопросы.[Файл:
]

Победа над Марой

Теперь Сиддхатртхе понадобилось всего шесть дней и ночей. Он все более погружался в медитацию, достигая непоколебимого покоя ума, которому не могли помешать ни внешние, ни внутренние отвлечения. В тот момент, когда принц уже приблизился к осуществлению состояния Будды, из самой глубины его ума всплыло последнее, но самое коварное омрачение, которое традиционно изображается в облике божества Мары, правителя мира богов, исполняющих желания и подчиняющих волю и разум. Мара - властелин Сферы страстей (Камалока), чинящий всевозможные препятствия на пути духовного совершенствования тем, кто еще сильно зависит от чувственного восприятия. Перед Сиддхартхой сразу возникли воспоминания, подтверждающие его исключительность: вот он превосходит своих сверстников в науках, вот побеждает в состязаниях, и вот – уже достиг Пробуждения! Он был особенным, разве смогут пройти тем же путем все остальные обычные люди? Стоит ли теперь, когда стала видна вся иллюзорная природа их страданий, еще что-то делать? Будда был непоколебим перед этим сомнением, он коснулся правой рукой земли, призывая ее в свидетели того, что он един со всеми существами и до этого рождения индийским принцем Сиддхартхой, он, также как и все, бесконечное количество жизней рождался в виде разных существ - и животных, и людей. И все эти многие жизни он являлся обычным существом. Но благодаря тому, что из жизни в жизнь он опирался на непреходящие ценности, взаимную пользу, накапливал бесценный вневременный опыт мудрости и сочувствия, бесстрашия и радости и был щедрым, теперь он смог достичь Просветления. Поэтому этот путь открыт для каждого, любая жизнь – драгоценная возможность. Так Будда рассеял последнее омрачение, и тогда Земля задрожала в подтверждение его слов. Поэтому Будда Шакьямуни канонически изображается - с чашей для подношений (санск. патра), какие использовали в то время все странствующие йоги и философы – шраманы. Эта чаша странника в руках принца – символ непривязанности к обусловленному миру, в котором все имеет свойства изменчивости и непостоянства; - и с жестом (санск. мудра) касания Земли, символизирующим подтверждение планетой того, что Просветление может осуществить каждый (Бхумиспаршамудра, жест «призывания земли в свидетели», совершаемый сидя [Дешпанде 2008:82]). Это важные значимые отличительные особенности иконографического образа Будды Шакьямуни.

Пробуждение от сна неведения

За шесть дней, проведенных под деревом (по некоторым источникам - 49 дней), были устранены все оставшиеся завесы в уме Сиддхартхи, все самые тонкие жесткие концепции растворились, созрели обещания, данные в предшествующих жизнях, и принц достиг состояния будды - Пробуждения от сна неведения (Просветление). По-тибетски это звучит как Санг гье и означает совершенное очищение (Санг) от всех завес неведения и полное раскрытие (Гье) всех присущих качеств.

Это было майское полнолуние пятого или двенадцатоого лунного месяца (в разных традициях говорится по-разному), ночь, когда Гаутаме исполнилось 35 лет. После этого он еще семь недель оставался под деревом. В разных источниках это объясняется по-разному. По одной версии, Будда пытался привыкнуть к этому состоянию и понять, как объяснить теперь людям, что это естественное состояние ума, оно гораздо более естественное, чем то измененное состояние сознания, тот транс или сон, в котором все привыкли жить. По другой версии, в эту неделю к будде приходили боги, и он давал им поучения о том, как достичь Просветления.

Поворот Колеса Дхармы: распространение учения

Спустя семь недель Будда направился в Варанаси , намереваясь рассказать своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чего и каким образом он достиг. Но боги поведали ему, что они уже умерли. Тогда Будда отправился в Оленью Рощу (Сарнатх), и там повстречал своих бывших собратьев по аскезе. Они хотели пройти мимо него (по другим источникам - подойти и сказать что-то обидное), но состояние Будды было так очевидно, что они смогли лишь спросить его: "Как ты это сделал?". Тогда Будда поведал им о Четырех Благородных Истинах и Восьмеричном пути освобождения - учениях Первого Поворота Колеса Дхармы , ставших основой всех возникших в последствии буддийских традиций. (Всецело на Учениях Первого Поворота Колеса Дхармы строится система южного буддизма c индийской традицией Хинаяна и южноазиатской традицией Тхеравада). Постепенно молва о Будде Шакьямуни распространилась по всей Индии. Все больше и больше людей приходило к нему за поучениями, которые называли Буддадхармой (санск.), что буквально означает «учения Будды». За те три месяца, пока Будда пребывал в лесах Бенареса, вокруг него образовалось целое сообщество последователей – Сангха (санск). И с каждым днем оно росло. Принц Сиддхартха достиг своей цели. Став Буддой, он принес своим семье, народу и всем существам "лекарство" - освобождающие методы. Через некоторое время Будда отправился в свой родной город Капилавасту. Встретившись с отцом, его сын Рахула последовал за ним, став самым молодым членом сангхи, приняв обеты в возрасте семи лет. Когда он вырос, то достиг состояния архата и стал автором семи канонических текстов буддийского канона Трипитаки. К сангхе Будды присоединились и двоюродные братья и друзья Сиддхартхи, большинство из них смогло достичь освобождения. Отец принца Шуддходана оставался со своим народом в качестве правителя, пока королевство не было завоевано и разрушено. Говорится, что и он, получив наставления от сына, стал архатом перед самой смертью. Будда Шакьямуни не забыл и о своей родной матери, и отправился к ней в мир богов-дэвов на Небеса Тридцати Трех богов , где она получила следующее воплощение благодаря своей благой карме. Восприняв освобождающее учение сына, Майя также обрела свободу от сансары. Супруга Сиддхартхи Яшодхара и его приемная мать Паджапати – две первые женщины, создавшие монашескую общину из женщин родов Шакья и Колия, также достигли освобождения. Те из жителей Капилавасту, кто последовал за Буддой, прожили долгую и счастливую жизнь в его общине, к которой все вокруг относились с уважением и покровительственно. Остальные вскоре погибли из-за военного вторжения соседнего царства, в ходе которого родной город Будды был полностью разрушен. Несколько раз Будда предотвращал это неизбежное событие, находившись неподалеку от Капилавасту. Зная о надвигающемся войске, он неоднократно выходил ему навстречу, преграждая путь. С ним были его друзья и ученики, его сангха. Командующий войском и почтения к мудрости Будды и его благородной сангхе каждый раз отдавал приказание повернуть назад. Но это не могло длиться бесконечно. Карма оставшихся жителей этого города была такова, что им все-таки суждено было погибнуть. И однажды, когда Будда с сангхой находились далеко, город был завоеван и разрушен.

Будда долгое время пытался сопротивляться появлению женской монашеской общины, и много лет отказывал своим приемной матери и жене в их стремлении принять монашеский сан. Ему было доступно знание о прошлом и будущем, Будда Шакьямуни прекрасно понимал, что появление буддийских монахинь станет причиной меньшей рождаемости, что приведет к тому, что когда возникнет угроза уничтожения Учения Будды в Индии, защитников окажется не достаточно. Из-за этого Учения Будды в Индии придут в упадок и практически исчезнут. Однако, две благородные женщины, не умея заглянуть в будущее, с самыми благородными побуждениями оставили жизнь мирянок, собрали вокруг себя единомышленниц и долгие годы следовали за сангхой, самостоятельно практикуя. Через много лет, видя такое последовательное отречение и уступая просьбам архатов, Будда согласился принять женщин в монашескую общину. Но для них были введены дополнительные правила в Устав (Виная), усложнявшие принятие монашества женщинами (в сравнении с мужчинами).[Файл:]

В течение 45 лет Будда учил всех, кто приходил к нему. Таким образом, он выполнил обещание данное своей семье и народу – принес «лекарство» от страданий обусловленного мира, на поиск которого у него ушло 6 лет. Он много путешествовал по долине реки Ганг вместе со своими учениками - сангхой.

Учениками Будды были не только монахи, но и миряне, и йогины - люди самых разных сословий и каст, он не проводил различий и давал поучения всем, кто об этом просил.

Правители окрестных княжеств становились его покровителями и проникались доверием к освобождающему Учению. Особенно известен Бимбисара , помогавший Будде на протяжении его жизни и признанный Дхармараджей . - Будда , Дхарма (учение), Сангха .

Учение Будды очень мудрое и практичное. В нем содержатся ясные методы и искусные средства для работы с умом в каждое мгновение повседневной жизни, способствующие раскрытию полного позитивного потенциала ума.

Одним из важнейших методов является буддийская Медитация .

Вхождение в Паринирвану

События Паринирваны Будды подробно описаны в Махапаринирвана сутре . Некоторые источники утверждают, что Будда был просветленным уже при рождении и все его действия были направлены на то, чтобы показать другим путь к Просветлению в силу данных обетов. Также говорится, что Будда не постарел и не заболел - он преднамеренно принял такое обличие, чтобы напомнить о непостоянстве обусловленного мира и мотивировать таким образом своих последователей на практику Дхармы. В возрасте 80 лет Будда объявил своим ученикам, что скоро уйдет в Паринирвану - последнюю стадию окончательного Просветления. Вскоре после этого заявления Будда вместе с сангхой зашли в дом кузнеца Кунда, который предложил Будде отравленное мясо. Традиция Тхеравады предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы. Также в некоторых текстах говорится, что кузнец не знал, что мясо испортилось, и искренне хотел накормить Будду и сангху самым лучшим мясом, которое у него было. Будда знал, что мясо отравлено. Он запретил сангхе прикасаться к еде, сказав: "Только живот Будды может принять этот дар". Съев мясо, Будда был отравлен, и его тело долгое время испытывало сильные муки. Перед уходом в паринирвану Будда спросил своих учеников, остались ли у них какие-то вопросы или сомнения. Никто не ответил, и некоторые источники так же указывают на то, что это было причиной окончательного ухода Будды. Тогда он сказал: "Я могу умереть спокойно - я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони. Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к своему собственному освобождению с особым усердием. Не верьте ничему, что я сказал, только потому, что это было сказано Буддой: будьте сами себе путеводным светом". Все это происходило в местечке Кушинагар , неподалеку от места рождения Сиддхартхи. Там Будда Шакьямуни оставил тело, осуществив Паринирвану. Тело его кремировали в соответствии с местным обычаем и обрядом похорон для Вселенского властителя Чакравартин . Останки его были разделены знатными индийскими родами на восемь частей, каждый род воздвиг для их хранения и почитания восемь реликварных монументов - ступ. Ступы существовали до буддизма, они возникли тысячи лет назад. Изначально это были могильные курганы, памятники на могилах правителей античной Индии. Позднее они превратились в реликварии, куда закладывались останки выдающихся личностей. Но в силу необычности оставшихся после кремации реликвий от тела Будды, возник совершенно новый тип - буддийская ступа - ставший после Паринирваны Будды символом Просветленного Ума.

На планете, которую начиная с XIX века стало принято называть "буддизм".

Литература

  • Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. - М.: Вост. лит., 2001.
  • Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: Энциклопедический словарь. М., "Ориенталия", 2011. С.27-89.
  • Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы / пер. с санскр. А. П. Баранникова и О. Ф. Волковой. - М.: Вост. лит., 2000.
  • Ашвагхоша. Жизнь Будды//Драмы /Калидаса; пер. К.Бальмонта; введение, вступ. статья, очерки, науч. ред. Г. Богард-Левина. - М.: Худож. лит., 1990. - 573 с.
  • Зегерс М. Термины буддизма. СПб., "Алмазный путь", 2000. С. 21-26.
  • Торчинов Е.А. Введение в буддизм: Курс лекций. СПб, "Амфора", 2005. 430 с.

Отправной точкой в рассмотрении буддизма для нас служить лицо его основателя -Будды.

Надо сказать, что существуют как мифическая, такие реальная биография Будды. Однако современная наука мало что может сказать о его реальной биографии. Все известные жизнеописания Будды появились не ранее первых веков нашей эры. их составители опирались не только на отрывочные сведения о нем из канонических произведений, приписывались самому "просветленные" или его ученикам, но также использовали всевозможные легенды и мифы, особенно "Рассказы о предыдущих перерождение Будды" - Джошакы. Джатаки чрезвычайно популярны в Индии до сих пор. Поэтому в рассказе о жизни и проповедь Будды легенды и действительность будут и у нас тесно переплетаться.

Согласно мифологической версии биографии основателя буддизма, будущий Будда перерождался 550разив и каждый раз в новом облике - от царя до крысы. Перечень перерождений подчеркивал стойкость действия закона перерождения и равных возможностей каждого человека. Наконец, боги решили, что пришло время Будде стать человеком и принести свет Истины другим людям. Так и произошло. Будда сам выбрал время, часть мира, место, семью и ту, которая станет его матерью в последнем перерождении-жену царя Шуддходаны, правителя индийского княжества в городе Капилавасту.

Конфессиональная структура современного мира

Динамика мировых религий в XX в. (в процентном отношении к общей численности населения Земли)

Современная география мировых религий

Накануне этого события жена царя по имени Майя увидела странный сон: ей приснилось, что вдруг появился белый слон и вошел в ее правый бок. Мудрецы сочли ее сон так: если у царицы родится сын и если он останется в мире, то будет царем царей, обладателем всех стран и народов, а если выберет отшельничество, то станет Буддой и своим учением осветит весь мир. Царица стала ждать рождения сына, и когда пришло время, отправилась в дом своих родителей, чтобы там родить ребенка. Однако сын родился у нее на пути, и родился он не обычным путем, а вышел со стороны матери, когда она стояла в лесу между двумя цветущими вековыми деревьями, что склонили перед ней свои ветви, и самостоятельно сделал первые семь шагов.

Зато считается, что основатель буддизма - реальная историческая личность, которая жила между VII-V вв. до н.э. Он известен под разными именами: Силдхартха (личное имя, санскр. - Тот, кто достиг цели), Гаутама (родовое имя, означающее "тот, кто происходит из рода готами"), Шакьямуни (букв, мудрец из племени Шакья), наконец - Будда (санскр. Просветленный). Официальные годы его жизни - 624-544 гг. До н.э. По другой, научно более обоснованной версии, Будда жил между 566- 486 гг. До н.э.

Сиддхартха Гаутама принадлежал к царствующего дома небольшого княжества Шакья на Севере Индии. Официальное место рождения основателя буддизма находится в настоящее заброшенном поселке Лумбини с сплошь небуддийським населением в 10 км от индийско-непальской границы. Мать его умерла на седьмой день после родов, и мальчика воспитывала его тетка. Отец очень любил сына и построил ему три замечательных дворцы, по одному для каждого времени года: летом, зимой и периода дождей. Дворцы, полные слуг, стояли посреди садов, а в садах были ставки, покрытые разноцветными лотосами. Царевич всегда был одет в тонкие драгоценные ткани, с головы до ног убран драгоценностями. Над его головой всегда держали огромный белый зонтик, чтобы не касались его лучи солнца, капли дождя или пилин. Множество хороших девушек постоянно радовали царевича музыкой, спи вом и танцам и. Все, что могло омрачить взгляд и душу царевича, по строгому приказу его отца, который помнил предсказание о Его судьбу, всегда убиралось подальше с его пути.

С ранней юности царевич поражал всех своей исключительной силой, ловкостью, а знаниями быстро превзошел своих учителей. Когда пришло время, царевич женился на красивой, умной, добродетельной девушкой из соседнего царства. Сыграли свадьбу, и впоследствии жена подарила ему сына, которого назвали Рахула, что означает "препятствие".

Но однажды царевич ехал на колеснице по своим владениям. Вдруг он увидел старую, седую, беззубую и согбенную человека, который с трудом передвигалась, опираясь на палку. Царевич спросил возница, что это за человек, так непохожая на тех людей, с которыми ему приходилось до сих пор встречаться.

Это признаки того, что называется "преклонный возраст", - ответил возница.

И я тоже буду старым? - Спросил принц.

И ты будешь старым, и я буду, все подданные старости, - ответил возница.

"Как можно наслаждаться тем, что ты сейчас сильный и юны и, но изменишься так быстро, и, змарнившы, будешь старый?" - С этими словами, пораженный увиденным, царевич прервал прогулку и вернулся во дворец в глубокой задумчивости * 34.

* 34: {Биографические детали и слова Будды приводятся согласно его официальной биографии, написанной Асвагошею (Ашвагхоши) (М., 1913).}

И снова поехал царевич по своим садах и рощах и увидел больного, страдавшего, мучился, лежал, покрытый язвами, и спросил царевич возницы:

Кто это?

Больной, - ответил возница.

Сразу расстроился царевич и спросил: "он один только больной или еще?"

Ответил возница: "Такие люди везде в мире: кто живет, имея тело, имеет в жизни знать боль".

Вернемся, - приказал тогда царевич.

И еще глубже погрузился он в мысли о болезни и старость, и присущие ему радость, силы и здоровье исчезли.

Выехав в третий раз, принц встретился с похоронной процессией.

Кто это? - Спросил он.

Это мертвый человек, - ответили ему. И далее услышал царевич, что в мире везде то же самое: "Тот, кто жизнь начал - жизнь закончит. Есть начало-е конец",

И в четвертый раз выехал царевич и увидел бритую человека в коричнево-красной одежде и спросил он извозчика, кто этот человек, у которого голова не такая, как у других людей, и оденет такой, как у других людей?

Это отшельник, - последовала ответ. -А Кто такой отшельник?

Отшельник-человек, который живет благим жизнью, сердобольная ко всем существам, которая следует истинному учению.

Так состоялись три встречи, показавшие царевичу трех страшные бедствия жизни - старость, болезни и смерть, и встреча, которая открыла ему путь к спасению от этих бедствий. Несмотря на любовь к жене и ребенку, в обязанность унаследовать отцовское царство, он ночью вышел из дворца, сел на коня и уехал из родного дома. Мечом отрезал себе царевич волос, снял с себя драгоценности, отдал их едином слуге, который сопровождал, и велел известить родных о своем уходе. По дороге он обменял в встречного нищего свое платье в лохмотья. На данный момент Гаутама исполнилось 29 лет.

Некоторые ученые, разделяют взгляд на Будду как на реальную историческую личность, считают, что его уход был проявлением политической и духовного кризиса, вызванного расширением арийских завоеваний (еще при жизни Будды его родной царство попало под власть могучих соседей) и разрушением под влиянием этих завоеваний традиционного уклада жизни и религиозных верований. Сам же Будда впоследствии однозначно связывал свой уход с поиском смысла своей жизни, стремлением найти точку опоры в окружающем мире, стал непонятным: "Я буду искать и найду один благородный закон. Чтобы восстал против смерти, против болезни и против старости" .

Сначала будущий Просветленный стал учеником двух мудрых жрецов-брахманов. Он усвоил от них учение об иллюзорности окружающего мира, о колесе сансары и закон Кармы, однако не почувствовал себя приближенным к истине. Тогда он поселился в лесу и предался строгому аскетизму и умерщвлению плоти. Шесть лет такой жизни превратили его в живой скелет, но не помогли ему овладеть высшей мудрости. И тогда Сиддхартха понял, что не голоданием и самоистязанием достигнет он высшей мудрости. И употребил он риса и супа, принесенных дочерью одного местного пастуха - поклонницей отшельника. Подкрепив свои телесные силы и сделав омовение в реке Найраджуна, что текла неподалеку, царевич сел в охапку свежей травы под покровом священного дерева баньяна (смоковницы) и сказал сам себе, и ю не сдвинется с этого места, пока не достигнет полного прозрения. Произошло это в местности, носившей название Буддхагая (Священная роща), на 2/3 пути из Дели в Калькутту.

Бог зла Мара попытался повредить осуществлению этого благородного намерения -он то подсылал к нему трех своих дочерей - стремление, Неудовлетворенность и Страсть в образах прекрасных девушек, то окружал воинством страшных бесов. Но все было напрасно - Гаутама оставался неподвижным и невозмутимым. Царевич вспомнил все свои перерождения, такие разные и в то же время всегда одинаковы - сначала рождения, счастья или страдания, а затем - смерть, и наконец на Сиддхартху Гаутаму Шакьямуни снизошло просветление относительно того, как можно все это прекратить.

Произошло это днем рождения Будды. Легенда гласит, что из-за козней бога зла Мары Будда сразу после озарения подумал, насколько трудно будет восторженным пристрастием людям понять, что составляет причину этих страстей, но потом пришел к выводу, шо только проповедь открытой им истины может помочь спастись и другим.

Многие дней провел Будда под этим деревом, которое получило название "Древа Познания". Позже это дерево стало в буддизме священным. Во многих странах Азии существуют специальные храмы, где главным предметом поклонения является "Священное дерево", выросшее из побега "Древа познания". А самый известный в истории баньян показывали западным путешественникам еще в XIX в., Пока его не сбила буря.

Затем Просветленный отправился в путь. Перед пятью отшельниками, которых он знал по совместной отшельничество и которых удивил его здоровый и сияющий вид, в местности, называемой "Олений парк", вблизи священного для индуистов города Бенарес на полпути из Дели в Калькутту, сказал он свою первую проповедь. В этой проповеди Будда кратко изложил свое учение о сущности мира и пути к спасению. И пять бывших аскетов стали первыми членами основанной им монашеской общины - сангхи. С тех пор более 40 лет странствовал Будда из города в город. Он проповедовал свое учение, привлекал к себе учеников и последователей, создавал монашеские братства, только время от времени для поддержания своего авторитета творил небольшие чудеса.

Где бы выступал Будда, он говорил в соответствии с пониманием каждого. С мудрыми и знающими он рассуждал, выслушивая их вопросы и сомнения; с малообразованными говорил интересными при повестками, часто рассказывал о своих прежних перерождения и на примере своих ошибок или правильных поступков показывал, как надо жить честно и хорошо, избегать зла, а главное - спокойно относиться к смерти, чтобы в конце концов достичь спасения.

Так, однажды к нему подошла молодая мать, у которой умер ребенок. Она никак не могла смириться с потерей и пришла к Будде просить для сына лекарств. Будда посоветовал ей взять щепотку горчичных зерен из дома того человека, у которого никогда не умирал никто из родных. Ни одного подобного дома в течение дня не могла найти женщина. И стала она размышлять о судьбе людей, чья жизнь вспыхивает на короткое мгновение, а затем снова гаснет. И подумала она про себя: "Сколько себялюбия в горести моей! Всем суженая смерть; но в этой долине, полной скорби, есть тропинка, которая ведет человека к бессмертию, где нет места себялюбию" * 35. Понятно, что отбросив себялюбивого приверженность сына, мать похоронила его тело в лесу, а потом вернулась к Будде, нашла приют и утешение в буддийской общине.

* 35: {Всемирное Писание Сравнительная антология священных текстов.- М., 1995.- С. 206.}

Легенды рассказывают, что учение Будды распространялось по всей Индии, как снежный ком. За правдой к нему приходили и богатые, и бедные, и знатные юноши, и блудницы. Многие из жрецов прежней религии приняли учение Будды. Даже дикий слон, выпущенный на Будду одним из его преследователей, распростерся у ног Просветленного.

После своего просветления посетил Будда и родные места. Своему отцу он принес такой подарок, который ни разу не получал отец от сына - он указал путь, ведущий к истинному счастью и смысла в жизни.

На самом деле к Будде приходили все те, кого не удовлетворяли малопонятные поучения жрецы в-брахманов; те, кто чувствовал себя неспособным придерживаться крайностей аскетизма и отшельничества, а также практиковать чрезмерно сложные высшие уровни йоги; те, кто считал чрезмерно дорогими и малоэффективными торжественные храмовые церемонии.

В восьмидесятилетний возрасте Будда почувствовал, что конец его близок. На пути в большой город Кушинагара он тяжело заболел, отведав блюда с грибами, которой от всей души угостил Учителя один из его бедных последователей. Прибыв на место, он во шел в лес, лег на землю в "позе льва", в которой его изображают на множестве статуй и барельефов, сказал для тысяч монахов и мирян в которые собрались, чтобы схватить его последний взгляд и дыхание, последнюю в своей земной жизни проповедь. Заканчивалась эта проповедь словами "Всему приходит конец!". После этого, считают буддисты, он погрузился в нирвану.

Так умер великий индийский учитель жизни, но не умерла память о нем самом. И теперь, через два с половиной тысячи лет после его смерти, о нем продолжают говорить и писать во многих странах мира. Виддня смерти Будды в некоторых странах, где распространен буддизм, ведется летоисчисление. Основоположнику буддизма поздняя легенда приписывает и авторство широко известного на Востоке лунного календаря с 12-летним циклом. Предание гласит, что однажды перед Новым годом (естественно, по лунному календарю) собрал Будда всех животных, пообещав им вознаграждение за верную службу. Однако пришли только двенадцать животных, каждая из которых получила в подарок собственный год. Последовательность лет, таким образом, совпадает с последовательностью, с которой звери приходили на поклон к Будде.

Тело Будды по древнему индийскому обычаю было сожжено, а пепел разделен между всеми последователями, чтобы предотвратить раздора между ними. В восьми местах те, кто получил горсть пепла Будды, похоронили его и построили надмогильные куполообразные склепы - ступы. Культ ступ в разных архитектурных вариантах и по сей день распространен в буддийских странах. Наименьшие ступы умещаются на ладони, а гигантская ступа в столице Малайзии Куала-Лумпуре возвышается на 99 м, не считая 20 м платформы, на которой она установлена.

Кроме того, по легенде, одному из учеников Будды удалось выхватить из пламени один из его зубов. Впоследствии этот зуб стал уважаемым реликвией буддизма. Теперь он хранится в специально построенном для этого храме Зуба Будды в городе Канди на о. Шри-Ланка (Цейлон). Там ежегодно проводятся торжественные религиозные церемонии, описание которых встречается в буддийской литературе с V в. н.э. Настоящий это зуб или подделка - достоверно не известно, и объективной научной экспертизы на этот счет пока не предвидится.

При анализе канонической биографии Будды сразу же обращают на себя внимание два обстоятельства. Первое - она воплощала в себе древнеиндийский идеал брахмана, обязан был сначала нажить имущество, создать семью и выполнить свой религиозный долг, только потом оставить земные радости, чтобы найти в самосозерцании возможность слияния с Брахмой. Второе-образ царя-отшельника, который разорвал все семейные связи, как олицетворял мнению об изменчивости всех земных благ, подчеркивал равенство всех варн и каст в деле спасения.

Но как бы то ни было, Будда занимал особое место среди выдающихся духовных наставников своего времени. Он не был брахманом, чье происхождение давало ему власть учить других, не стал и святым аскетом, который агитировал личным примером, не счел он себя и мудрецом, который заимствовал свое знание в богов, потому что понял свои "благородные истины" самостоятельно. НЕ спустился он на землю в виде аватары, воплощение какого-то из тысяч божеств, а родился, пусть в богатой и знатной, но обычной кшатрийской семье. Это необычное место и статус всемирной значимости личности Сиддхартхи Гауг и подчеркивал его титул Просветленного - Будды, так же, как наименование Спасителя - Христа возвеличивать через несколько веков во всемирно-историческом плане личности Иисуса из Назарета.


МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

СЕВЕРОДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных дисциплин и украиноведения

Контрольная работа по религиоведению

Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма

Выполнил:

студент II курса

группы ІН23-9-06 БУБ (4. Од)

Шешенко Сергей

Проверил:

ст. преподаватель Кисиль Е.Н.

Северодонецк 2007


Введение

1. Легенда о жизни С. Гаутамы до просвещения

2. Основные принципы учения Будды

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Буддизм является самой древней мировой религией. Он возник в середине 1 тыс. до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, укоренился в сознании и практике других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, дальнего Востока. С. Радхакришнан писал: «Век Будды - это великая весна философского духа в Индии. Прогресс философии обычно обусловливается мощной атакой на историческую традицию, когда люди чувствуют себя вынужденными оглянуться на пройденный путь и снова поставить основные вопросы, которые их отцы решали с помощью старых схем. Выступление буддизма... против господствующей религии даже в том его виде, в каком оно произошло, образует эпоху в истории индийской мысли, поскольку оно, в конце концов, опрокинуло догматический метод и помогло установлению критической точки зрения. Для великих буддистских мыслителей главным арсеналом, где ковалось оружие всеобщего разрушительного критицизма, была логика. Буддизм был очистительным средством, освобождающим разум от сковывающего действия древнего образа мышления, препятствующего всему новому».

Актуальность данной темы состоит в исследовании процессов становления буддизма и определении роли С. Гаутамы в его формировании.

Цели и задачи контрольной работы состоят в исследовании учения Будды, для того чтобы понять истоки возникновения буддизма, особенности его вероучения и культа.


ЛЕГЕНДА О ЖИЗНИ С. ГАУТАМЫ ДО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Основателем буддизма была реальная историческая личность - Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к варне кшатриев и к царствующему дому небольшого княжества Шакья, расположенного на севере Индии. Отец Сиддхартхи Мудсхадана был раджей этого полунезависимого княжества. Мать - Майя - умерла через несколько дней после его рождения. По легенде, после бесконечных перерождений Будда (Будда на санскрите обозначает «просветлённый высшими знаниями») явился на Землю, чтобы выполнить свою спасительную миссию и показать человечеству путь к спасению. Для своего последнего перерождения спаситель избрал образ царевича Сиддхартхи, который принадлежал к знатному роду (его родовое имя - Гаутама). Род этот был из племени шакъев, которые жили 600 - 500 лет до н.э. в долине Ганга, в среднем течении. Мать Сиддхартхи, жена правителя - Майя (или Махамайя), однажды увидела во сне, что в неё вошел белый слон. Спустя некоторое время она родила ребёнка, который появился на свет необычным способом (вышел сбоку матери). Малыш сделал несколько шагов и произнёс призыв, который услышали все боги Вселенной. Роды застали Майю в городке Лумбини (в настоящее время это территория Непала). Через семь дней после родов она умерла. Узнав о рождении царского сына, дворец поведителя шакъев посетил старый мудрец Асита. Увидев на теле новорожденного черты величия, Асита засмеялся и заплакав. «Я смеюсь, сказан он, от радости, что спаситель появился на землю, и плачу потому, что мне не выпадет счастья жить долго, чтобы увидеть совершенный ним подвиг». Новорожденного назвали Сиддхартхой, что обозначает «той, кто исполняет своё предназначение». Но повелитель земли совсем не хотел потерять сына, что обязательно произошло бы, если бы сын решил посвятить себя религии. Поэтому он окружил ребёнка заботой и роскошью, старательно пряча от него все негативные стороны жизни. Ещё мальчиком Сиддхартха поражал всех своими способностями, силой, ловкостью и умом. Достигнув совершеннолетия, он женился. Жена подарила ему сына, жизнь семьи наполнилась счастьем и радостью.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ БУДДЫ

Однажды, проезжая во время прогулки по городу в окружении танцующих и поющих девушек колеснице, Сиддхартха увидел покрытого болячками больного, сгорбленного годами немощного старца, похоронную процессию и аскета, который окунулся в думы. После этих четырех встреч он посмотрел на мир другими глазами. Он узнал о страданиях, выпадающих на долю человека. Той ночью он незаметно покинул свой дом, чтобы самостоятельно найти путь, который бы освободил людей от страданий. Путь к спасению открылся на берегу реки Напранджани в городке Урувилия (в настоящее время Бух Бодх-гая). Под кроной дерева Сиддхартха узрел истину, и стал Буддой. Считают, что суть открытия сделанного Сиддхартхой в день большого прозрения (это и есть суть самого буддизма), изложена Буддой в первой его проповеди. В ней коротко раскрывается учение о четырех «святых истинах»: «жить - значит страдать», «причина страданий желания», «для освобождения от страданий нужно избавиться желаний». Путь избавления от желаний - придерживаться учения которое может привести верующего к главной цели его бытия - нирване (успокоению), состоянию полного преодоления человеческих чувств, желаний, вечного блаженства в жизни с божеством и абсолютному покою. Способ избавиться от желаний - это подражание пути спасения, который открыл Гаутама и изложил в восьми принципах:

1) правильное понимание четырех благородных истин;

2) правильные стремления, намерения;

3) правильный язык (преодоление обмана и утверждение правды);

4) правильное поведение (не убивать, не красть, быть человечным);

5) правильный образ жизни (в соответствии с человеческими добродетелями.

Будда находит собственный, “срединный путь”, избегая как крайностей столь характерного для Древней Индии аскетизма, так и чрезмерного эмоционально-чувственного отношения к жизни. При этом учение о пути нравственного спасения он излагает на общедоступном языке обыденных образов и понятий. Ядром учения становятся «четыре благородные истины».

1. Страдание есть универсальное свойство человеческой жизни. Оно охватывает все без исключения ее стороны и этапы: рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладанию вещами и их потеря - все проникнуто страданием.

2. Существуют причины человеческих страданий. Это, с одной стороны, объективное и безначальное движение дхарм, создающее бесконечные спады и подъемы, - волнение «океана жизни». Для человека этот процесс есть бесконечное перерождение (сансара) и претерпевание как действие прошлых рождений на настоящее и будущее виде морального воздаяния (карма).

3. Страдания можно прекратить еще в настоящей жизни. Поскольку человеческое желание, согласно буддизму, охватывает фактически все эгоистические мотивы человеческой деятельности в стремлении весь мир «сделать своим», то выход - не в подавлении воли или ее «переключении» с одного естественного объекта на другой. Воля должна быть направлена внутрь, на отвращение нашего «Я» от предметов внешнего мира, на разрушение как эгопривязанности к миру, так и главной иллюзии внутренней жизни человека - абсолютности его «Я». Тем самым, чисто онтологическая предпосылка учения буддизма об иллюзорности и изменчивости духовных состояний человека при обретает здесь явно нравственный оттенок: намечается путь преодоления нравственных пороков и собственного эгоизма, нравственного самосовершенствования посредством радикальной трансформации своего «Я».

4. Есть путь избавления от страданий. Это - восьмеричный путь, ведущий к нирване (угасанию, преодолению круга перерождений как высшей цели). Этапами этого пути являются:

· правильная вера - признание четырех благородных истин как фундаментальной основы внутреннего совершенствования;

· правильная решимость как отказ от дурных намерений, вражды к близким и т. п.;

· правильная речь - результат правильной решимости, воздержание в речи от лжи, клеветы, оскорблений и т. п.;

· правильное поведение как отказ от причинения зла всему живому, от воровства, удовлетворения дурных желаний;

· правильный образ жизни - обеспечение своих потребностей честным трудом;

· правильное усилие - постоянное вытеснение дурных намерений и идей и замена их на добрые;

· правильное направление мысли - взгляд на вещи, подлежащие вытеснению из сознания, как на чуждые и чужие, а не как на «мои», неразрывно связанные с «Я»;

· правильное сосредоточение - принятая в йоге психотехника, ведущая к нирване, «обузданию мысли и чувства», когда окончательно преодолеваются привязанности и страсти, суетные и греховные отношения к миру. Человек, достигший духовного совершенства в нирване, становится архатом (буддийским святым).

Восьмеричный путь Будды включал целостный образ жизни, в котором, по замыслу автора, единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека в свете истины. Буддийский срединный путь был серединой не только между аскезой и распущенностью, но и между интеллектом и поэтическим чувством. рассудочные натуры могли усваивать и развивать принципы буддизма в строго логической форме, а поэтически настроенные - отбрасывать философию и брать из «благородного молчания» то, что им подсказывало сердце и воображение. Именно поэтому буддизм стал не сектой или группой сект (как джайнизм), а религией для всех слоев общества: и для верхов, и для низов. Именно поэтому буддизм легко перешагнул границы Индии, стал мировой религией, системой культуры, объединяющей десятки народов Азии.

Главным принципом нового учения стал принцип свободы. Никакой авторитет не должен становиться между учеником и истиной, даже авторитет Будды. Ученик должен открыть истину сам, и только сам. «Будьте сами своими светильниками, - скажет Гаутама перед смертью. Сам человек совершает зло, и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя, И чистота, и скверна связаны с самим собой. Никто не очистит тебя, кроме самого тебя».

По преданию, Гаутама умерщвлял свою плоть шесть лет, в конце концов, он научился жить одним конопляным зернышком в день и с утра до вечера сидел, прижав язык к небу, стараясь не думать ни о чем суетном. Во всем этом нет ничего необычайного для Индии. Вардхамана Махавира продолжал такие подвиги 13 лет, до полной победы над своей плотью, над всеми желаниями. Необычно другое: то, что Гаутама почувствовал, что путь этот никогда не принесет ему удовлетворения. И вовсе не потому, что он не в силах его продолжать, а потому, что это не «То». Точно так же, как не «То» было все, преподанное ему многочисленными учителями. И вот, оставив друзей-аскетов, осыпавших его насмешками за отступничество, Гаутама удалился от них и жил скромно, питаясь подаянием, но, не голодая и не понуждая себя сверх меры. Он предоставил собственной душе свободу в поисках пути, следуя скорее вдохновению, чем методу. И однажды, сидя под деревом бодхи, Гаутама что-то увидел и услышал, почувствовал и понял то, что превосходило все слова и о чем можно было только сказать Что же это было? Вероятно, то же экстатическое вдохновенное состояние, что и у основателей других мировых религий. Состояние внутреннего открытия - открытия смысла мира, когда ряд ничего не говоривших сердцу разрозненных предметов вдруг видится некой величественной стройной целостностью. Музыка вместо разрозненных звуков, гармония вместо случайности. И сам человек чувствует себя некой мировой раковиной, вмещающей всю музыку мира. У каждого из испытавших это состояние рождался свой язык символов. Гаутама свое новое состояние назвал «татхата» (букв. абсолютная подлинность), а себя самого «татхагатой» (достигшим абсолютной реальности, по ту сторону слов). Больше не осталось старой затемненной природы. Он как бы озарился внутренним светом и почувствовал себя просветленным (буддой). Больше не у кого было учиться. Его непосредственно учила жизнь, с которой он каждое мгновение был связан.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Буддизм как религиозная система и философско-нравственное учение начинается с того момента, когда Сиддхартха Гаутама захотел сделать свое просветление всеобщим достоянием и начал проповедническую деятельность. Сам Будда, а затем его ученики и последователи, пользовались тщательно разработанным в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком - санскритом. Их размышления, в общем, вписывались в идейно-культурный фон брахманизма и включали принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался с коллективного на индивидуальное: человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав, и сформулирован свой, личный путь, и, повлияв, таким образом, на судьбу, изменить воздаяние. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая цель и возможность на этом пути - повышение статуса будущего рождения - была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишенных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа брахманов признавать за «единожды рожденными» права на участие в культе.

Вообще и как элемента языка описания сознания (и опыта), буддисты, по существу, нашли один из вариантов имманентного сознанию языка его описания. В этом несомненный вклад буддизма в индийскую и мировую философию. В буддийской философской (Абхидхармической) литературе содержатся различные перечни и классификации дхарм. Так, школа сарвастивадинов (вайбхашиков) содержит список из 75 дхарм, а список...

Событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на варны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, ...

И на Шри-Ланку (Цейлон), не принимали участия в этом споре. Дорожа своими текстами, они рассматривали себя как хранителей истины, переданной им через «старейшин» (пали – «тхера») от самого Будды. Упадок буддизма в Индии. Как обособленная религия, привлекавшая к себе новых последователей, укреплявшая свое влияние и создававшая новую литературу, буддизм процветал в Индии примерно до 500 н.э. Его...

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» христианства на пять веков, а ислам «моложе» его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной буддизму книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего себя Буддой (санскр. buddha), что означает «просветленный высшим знанием», «осененный истиной».

После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную миссию - указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Гаутама (отсюда его родовое имя - Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500 - 600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении.

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно другим людям. Мать Сиддхартхи - жена правителя шакьев Майя - увидела однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем - через подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит «выполнивший свое назначение».

Мать Сиддхартхи умерла через несколько дней после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Его рано стал тревожить характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхартха любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлений. Шуддходана окружил ребенка роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына. Он решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений. Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумывается над ее тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокруг полно страдания?

Легенда рассказывает, что однажды во время прогулки по городу вместе со своим возницей Чанной Гаутама встретил покрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Потрясённый, он стал расспрашивать слугу. Так он узнал о неизбежных для живых существ страданиях. Он был потрясен, узнав, что это общий удел всех людей.

В ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. «И вот, - рассказывал Будда, - покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира». В то время ему шел тридцатый год.

Изучив философские системы и поняв, что они не могут разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам - практикам. В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над текстами священных книг жрецов и брахманов. Затем, покинув своих наставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях для того, чтобы самому бесстрашно ринуться по пути самоистязания. И вот в один прекрасный день, когда после многочасовой неподвижности он пытался подняться, ноги, к ужасу наблюдавших эту сцену друзей, отказались его держать, и Гаутама замертво свалился на землю. Все решили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения.

Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания. Счастливый случай помог ему. Дочь одного пастуха, сжалившись над аскетом, принесла ему рисовой похлебки. Гаутама принял ее подаяние и впервые за долгое время утолил свой голод. Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу реки, а когда солнце склонилось к западу, устроил себе ложе среди корней огромного баньяна и остался там на ночь.

И лишь перестав голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутама путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Это случилось на берегу речки Наиранджаны, в местечке Урувилва, в теперешней Бодхгае (штат Бихар). И тут произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Годы раздумий и мук, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утончивший душу, - все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное «просветление». Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Вся Вселенная как бы предстала перед его взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигде не было покоя, все уносилось в неведомую даль, все в мире было сцеплено, одно происходило от другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа. Вот он - «строитель дома»! Это Тришна - жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Сиддхартхе казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь и вновь ведет к бытию ушедшее от него. Теперь он знает с кем надо бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он стал Буддой- Просветленным...». Сидя под священным деревом бодхи он познал «четыре благородные истины».

Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить «просветленного» отказаться от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными бурями, своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить его радостями жизни. Но Будда победил все, в том числе и свои сомнения, и вскоре произнес в «Оленьем парке», недалеко от Варанаси первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Её слушали пять его будущих учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения новой религии. После провозглашения «четырех благородных истин», окруженный все умножающимися учениками - последователями, Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.

Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, как полагают, соответствует нынешней Касие, расположенной в восточной части штата Уттар Прадеш. Он лег под деревом бодхи в «позу льва» (на правом боку, правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног) и обратился к собравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: «Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, сто все созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению». Уход Будды из жизни буддисты называют «mahaparinirvana» - великим переходом в нирвану. Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент «прозрения», поэтому ее называют «трижды святым днем».

Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос об историчности Будды. Однако многие исследователи считают Шакьямуни исторической личностью. Но следовать при этом буддийской традиции, которая считает его единоличным «основателем буддизма», нет оснований. «Современное состояние изученности вопроса, - пишет известный советский ученый Г. Ф. Ильин, - позволяет считать, что Будда как единоличный создатель известного нам вероучения - личность неисторическая, ибо буддизм складывался в течение многих веков, но Шакьямуни - основатель буддийской монашеской общины (или один из первых ее основателей), проповедник, взгляды и практическая деятельность которого имели большое значение при возникновении буддийского вероучения, вполне мог существовать реально».

Time past and time future
What might have been and what has been
Point to one end, which is always present

Т. С. Элиот «Четыре квартета»

Г аутама Будда и его учение вдохновляют многих людей во всём мире. Философия буддизма вышла за пределы Азии, проложила путь в Европу. У этого религиозно-философского течения появляется всё больше последователей. Давайте чуть ближе посмотрим на фигуру Гаутамы Будды.

История Будды Гаутамы

Гаутама Будда, или Готама Шакьямуни, принц Капилавасту Сиддхартха, родился в семье царя в северной Индии, на территории современного Непала. В то время столицей этого царства был город Капилавасту, отсюда и имя принца - Капилавасту Сиддхартха, что означает ‘исполнивший своё предназначение’. Готама не исполнил своё прямое предназначение - царствовать, - но обрёл себя, просветлился, т. е. стал Буддой (просветлённым), что также можно считать за выполнение своего предназначения. Так же как Иисус не был Христом (Христос добавилось позднее, что означает ‘помазанный’), так и «Будда» не фамилия Гаутамы, а уже добавленное позже дополнение к имени «просветлённый».

Отсюда мы можем заключить, что просветлённые были и до Гаутамы и что он не был первым «просветлённым», но тем не менее само учение буддизма (в дальнейшем и религия буддизма) начинает свой отсчёт с момента просветления Будды Шакьямуни, как его принято называть. Принц Гаутама Будда родился в 621 году до н. э. и перешёл в паринирвану в 543 году до н. э.

На пятый день после рождения принца по обыкновению тех времён во дворце собрались мудрецы-брамины, чтобы предсказать ему будущее, и один из браминов предрёк царевичу отказ от престола после того момента, как он увидит старика, больного, умершего и отшельника. Как бы напуганный предсказанием отец Гаутамы Будды впоследствии ни пытался уберечь мальчика от столкновения с опытом внешнего мира - принц был окружен роскошью, красотой и даже успел жениться, у него родился сын, - но тогда-то и суждено было сбыться пророчеству. Сиддхартха ужаснулся тому, что на свете есть место не только красоте и достатку, но и страданиям. Это поразило молодого наследника государства настолько глубоко, что уже ни семья, ни ребёнок не могли его удержать от странствий. Гаутама Будда встал на путь познания, и после этого ему уже не суждено было вернуться и выполнить предназначение так, как хотел его отец. Вместо этого он стал Буддой.

По некоторым источникам Будда провёл в странствиях около 7 лет, но точная продолжительность неизвестна, так же как и сам возраст, когда он покинул дворец. По одним данным он оставил всё, когда ему было 24 года, по другим - когда ему исполнилось 29, а в 36 он стал просветлённым.

Однако, как нам кажется, идеальная точность в конкретных цифрах не настолько и важна; важен сам факт, важны поступки, о чём впоследствии и заявит учение буддизма. Числа, так же как и слова, - это всего лишь символы. Для того чтобы извлечь из них нужное нам знание, мы должны в первую очередь расшифровать их символику. Иначе бы не было никакого смысла в них.

Так и в жизни: есть ли смысл в датах как таковых, если не имеешь понятия, что за ними скрывается? Таким образом, мы перестанем цепляться за даты, а сосредоточимся на сути учения Просветлённого. И всё-таки прежде, чем к нему перейти, нужно закончить историю Гаутамы Будды и дополнить её несколькими довольно примечательными деталями.

Учение Будды: взаимосвязь буддизма и Вед

Быть может, некоторым из наших читателей, кто следит за статьями сайта, известно, что буддизм как религиозное течение или философская школа возник не на пустом месте. Тому были предпосылки, и, чтобы понять их, мы должны обратиться к истории: к той эпохе, когда жил Сиддхартха. А родиться ему пришлось в эпоху Кали-юги, что уже самим названием наталкивает нас на догадки о присутствии Вед и ведизма в нашем рассказе. Что ж, читатель прав.

Будущий Будда родился в обществе, где господствовало учение Вед, а, следовательно, кастовая система с брахманами на её вершине и шудрами внизу крепко стояла на ногах. Вернее, государства этого региона подчинялись существующему порядку вещей, из-за чего царь строжайше запретил кому бы то ни было знакомить принца со всей несправедливостью и скорбью этого мира. Так что до очень зрелого возраста Гаутама Будда был ограждён от действительного знания мира, что, скорее всего, и сыграло решающее значение в его жизни. Потому что для зрелого человека, впервые увидевшего после комфорта и красот королевских дворцов оборотную сторону медали, довольно трудно примириться с мыслью, что именно таков закон мироздания.

В сознательном возрасте сложно примириться с такими догмами и просто принять их как данность. Для Гаутамы это стало своеобразным вызовом, которому он подчинился и из-за которого ушёл странствовать в поисках ответов на множество появившихся вопросов.

День рождения Гаутамы Будды: начало учения Будды

По традиции истории великих людей начинают с того, что говорят о дне, когда они родились. Наш случай не исключение, лишь с одной поправкой. За давностью лет довольно трудно установить точную дату рождения Будды. Сколько воды утекло с тех пор, больше 2500 лет. До нас дошли сведения, что Гаутама Будда родился в начале мая месяца в полнолуние. Ключевым здесь будет слово «полнолуние», потому что в современное время многие буддисты ориентируются на майское полнолуние. Этот день известен как «Висакха Буча», или «Весак», - день рождения Будды, день его перехода в паринирвану (смерть физического тела). В этот же день также произошло просветление Гаутама Будды под деревом Бодхи через несколько лет после того, как он отправился странствовать, знакомился с жизнью отличной от дворцовых палат, был отшельником.

Официальным же днём Будды во всём мире принято считать 22 мая. Неслучаен также факт того, что просветление произошло в ту же дату, что и рождение. Это в определённом смысле очень символично, особенно если принять во внимание, что те факты и даты, о которых мы говорим, так или иначе условны, потому что сам Будда не оставил нам никаких письменных свидетельств, равно как и его непосредственные ученики. Лишь несколько лет спустя другие поколения последователей учения Гаутамы Будды увековечили знания и учение Будды (дхарму), которое дошло до нас в виде Палийского канона.

Тем не менее даты и дни полнолуния, которые так чтут буддисты, - это, скорее, условные обозначения, которые предоставляют возможность последователям буддизма отмечать какие-то важные точки, события, связанные с жизненным путём Будды. Поэтому не стоит воспринимать их в качестве исключительно точной биографической информации.

Тот же символизм относится и к самому буддизму. Часто популярное объяснение философии буддизма начинается с того, что новичкам представляют во всей красе космологию, которую буддизм во многом заимствовал из ведизма, а также не забывают упомянуть о вечном колесе сансары, что непосредственно подразумевает непрекращающуюся цепь перевоплощений, или, по-другому, реинкарнаций. Это также сближает его с более древними учениями.

Отсюда следуют и разговоры о карме: что это такое, как её очистить, улучшить и облегчить. Собственно под тяжестью кармы мы вынуждены воплощаться вновь и вновь, поэтому для выхода из колеса сансары понятие кармы ключевое, а также важно следование дхарме, учению Будды, методу, который он предлагает, чтобы человек наконец-то стал свободен, достиг самадхи и нирваны, что и является конечной ступенью Восьмеричного пути.

Однако, уяснив вышесказанное, вернёмся к тому, что само понятие реинкарнации не стоит понимать буквально, как это делает большинство обычных людей, следующих путём Будды. Согласно учению буддизма, существует несколько миров: один из них - мир богов, или дэвов; другой - мир асуров, полубогов; между ними расположен мир людей; ниже идёт мир животных; мир голодных духов, претов; и мир нараков, или злых духов. Всего шесть миров. Согласно этой классификации, человек может воплотиться в любом из них. Но что отличает буддистский ад от христианского - это наличие выхода оттуда. Перерождение в нараке не навсегда. Исправившись, можно оттуда выйти и перевоплотиться.

Всё же не стоит воспринимать эту иерархию миров настолько буквально. Продвинутые в своих знаниях буддисты говорят о том, что это, скорее, символическое представление состояний сознания. И на своём жизненном пути человек может пройти через все из них, причём совсем необязательно проходить их последовательно. Человек может возвращаться в более низкое состояние сознания, а также переходить в более высокое, перескакивая через ступеньки, разделяющие их.

Цветок Будды

Говоря о большой роли символизма в философии и религии буддизма, нельзя не вспомнить и о главном наглядном символе этого учения - цветке лотоса. Лотос издревле считался воплощением чистоты и мудрости, самоочищения и одновременно непостоянности вещей.

Лотос поднимается над поверхностью воды, из ила, прекрасный, тянущийся на прямом стебле к солнцу, чтобы к вечеру закрыться и погрузиться обратно под воду. Но это не будет продолжаться вечно. Жизнь цветка коротка: всего пару дней он радует глаз своей красотой. Поэтому нет никакого смысла срывать лотосы. Без той почвы, из которой он произрастал, цветок не продержится и нескольких часов. Он сразу же завянет.

В этом также его большое символическое значение для философии буддизма: стоит ли держаться за то, что никогда нам не принадлежало и не будет принадлежать. Изменения неизбежны. Единственное, что постоянно в мире, - это изменения. Для чего срывать лотос, если он никогда не зацветёт для вас? Зачем его вообще срывать, ведь жизнь его и так коротка? Сорвав, вы не сможете запечатлеть его красоту.

Также и в жизни: стремясь завладеть чем-то или проводить время в погоне за интеллектуальными ценностями, новыми ощущениями, какими бы нужными они ни казались, мы лишь преследуем химеру постоянства. Жизнь меняется, её невозможно поймать, поэтому нет смысла что-либо коллекционировать, т. к. чем больший груз мы несём за собой, тем более мы отделены от настоящего. Мы живём прошлым, потому что столько вещей нас с ним связывают, и мы не хотим с ними расставаться. Нас нет в настоящем, ведь мы погружены в то, что уже прошло или ещё не наступило. У того, кто пытается ухватить и сохранить момент, нет времени для того, чтобы действительно увидеть и прожить настоящее. Всё это символизирует цветок лотоса.

Время прошедшее и время будущее
Ограничивают сознание.
Быть сознательным значит быть вне времени

Вряд ли можно было бы выразиться точнее и лучше о сути учения буддизма. Ещё более удивительно, что эти строки написаны Т. С. Элиотом - поэтом, принадлежавшим англиканскому вероисповеданию. Буддизм как философия предоставляет огромную свободу для мысли и эксперимента. Не случайно в нём так много внимания уделяется понятию настоящего. Мы живём во времени, и буддизм наиболее пристально рассматривает это явление.

Переходя плавно от цветка Лотоса как символа философии буддизма, следует принять Позу лотоса (Падмасану), а именно позу Будды для четверга.

Падмасана, или Поза лотоса, - это положение, в котором часто запечатлён Будда: сидящим со скрещёнными ногами, прямой спиной, макушкой, тянущейся к небесам, ладонями, положенными одна на другую и повёрнутыми к солнцу. Чем не имитация цветка, который раскрывает свои лепестки навстречу солнцу?

Однако для каждого дня недели у Будды своя поза. Его изображают не только в сидячем положении, но и стоя, с разным положением рук, а также лёжа. Лежащий Будда соответствует вторнику. Статую с изображением Будды в этой позе можно увидеть в одном из храмов в центре Бангкока, Ват Пхо.

Для наших читателей, возможно, будет интересным узнать, что Падмасана - это одна из лучших поз для практики медитации. Она самая устойчивая из всех, и одновременно в этой позе очень трудно заснуть. Сначала довольно трудно освоить непривычную асану, но со временем вам это удастся, и тогда вы сможете оценить её преимущества в практике медитации и при занятиях йогой.

В моём начале мой конец, в моём конце начало
Прошлое и будущее - что было и что могло бы быть - всегда ведут к настоящему

Строки, которые мы использовали в качестве эпиграфа статьи, также её и завершают. Главное, что мы должны уяснить, вступив на путь Будды и прочитав историю о нём, - это то, что изначально в нас уже есть Будда, нужно лишь это осознать.