Противоречит ли Божьей воле бритье мужского лица? Грех ли брить бороду и усы в Православии? Они бреют бороду молящий о пощаде.

Святый апостол Павел, предостерегая православных христиан от обольщения еретиков, пишет: "Помните наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их" (Евр., зач. 334) и "в научения странна и различна не прилагайтеся".

Здесь мы, не входя в подробное рассуждение проявления безчиния в среде чад Церкви, остановимся на самом видном и всем бросающемся в глаза зле - брадобритии.

Эта эпидемическая болезнь, латинская ересь, быстро прививается между некоторой молодежи, которая, выйдя из должного повиновения родителей и не слыша живого, обличающаго их беззакония, поучительного слова пастырей Церкви, не стесняясь и не стыдясь никого и ничего, входит в таком нехристианском виде во святыи Божии храмы.

Эта блудолюбнаго образа прелесть, заражающая некоторых христиан, всегда осуждалась отцами Церкви и признавалась делом поганых еретиков и ересью.

Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление: "Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригать, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают... Что же, о стрижении брад не писано ли в законе? Не подстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, имже брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, ненавидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает" (Стогл., гл.40).

Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: "Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по образу своему" (Постановл. св. апостол. Изд. Казань, 1864 г., стр. 6).

Святии апостолы и отцы Церкви, признавая брадобритие ересью, воспрещая православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Большом Потребнике изложено так: "Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже остризати и брити браду" (л. 600об.) Отцы Стоглавнаго собора, дабы окончательно пресечь зло брадобрийства, поступили более строго чем изложено в Большом Потребнике. Они изложили следующее определение: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными да причтется, от еретик бо се навыкоша" (гл. 40). А толкователь правил церкви Зонар, толкуя 96 правило 6 Вселенского Собора и, осуждая брадобритие, говорит: "И так отцы сего собора отечески наказывают деляющих то, о чем они выше сказали, и подвергают отлучению". Это так определяли святые апостолы и святии отцы соборне; теперь послушаем еще как смотрели на эту язву христианства отцы Церкви в частности.

Святой Епифаний Кипрский пишет: "Что хуже и противнее этого? Бороду - образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывают, чтобы не портить её, то есть, не стричь волос на бороде" (Творен. его, часть 5, стр. 302. Изд. Москва, 1863 г.).

Преподобный Максим Грек глаголет: "Аще же прокляти уклоняющиися от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, тойже клятве подлежат и истребляющии бритвою брады своя" (Слово 137).

В Служебнике патриарха Иосифа говорится: "И не вем, в сицевый народ православия, в кое время в велицей Росии еретический недуг привниде. Якоже по летописным книгам рещеи, предание царя греческаго, паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже рещи богосозданную доброту растлевати, или паки рещи по летописным книгам подтвержению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римским народом, паче же и чином их священным сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию архиепископу Кипрскому евтихскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина царя Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знают, яко еретическия слуги суть, иже брады им пострижены" (Изд. лета 7155, лист 621).

Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: "Окаянии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в субботу и в неделю сыр и яйца ядят, и детям своим во весь пост не возбраняют. В субботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейшии того творят и усы подкусывают... сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра Гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Моисеови рече: да не изыдет постризало на брады ваша, се бо мерзско Господеви" (его книга глава 39, лист 502).

Указывая брадобрийцам закон Церкви, наставление, обличение и наказание пастырей Христовой Церкви, мы воспомянем и ревность христиан, причтенных к лику святых, которые страшась прещения отцов Церкви, ни за что не согласились исполнить приказание нечестиваго князя Ольгерда, чтобы обрить свои брады, за что и пострадали.

В святцах с житиями, напечатанных при патриархе Иосифе в 7157-е лето, говорится: "Антоний, Евстафий и Иоанн пострадали в литовстем граде Вильне от князя Ольгерда, первое за брадобритие, так и за прочая законы христианския, в лето 6849" (смотри под 14 апреля). Под этим же числом апреля в Четии-минеи указывается, что Антоний, Евстафий и Иоанн потому только и были познаны от князя Ольгерда христианами, что они, вопреки языческого обычая отрастили волосы на браде.

Такое страдание святых мучеников за христианские обычаи, между которыми на первом плане красовалась борода, должно служить для истинных христиан примером скромности и образом благочестивой жизни. Не брить и не стричь бороды - дело христианское, дело немаловажное -- это есть исполнение предписанного Церковью закона, обязательно для верующих в Бога и Его святую Церковь.

Святии мученики, отрастив брады свои как требует долг христианина, показали нечестивому князю Ольгерда, что они не суть уже поклонники и служители демона, но подражатели образа жизни Христа во плоти, которою он проводил на земле ради спасения рода человеческого. Такую благочестивую жизнь и ношение по христианскому обычаю бороды нам заповедали отцы 6 Вселенского Собора; ибо они говорят: "Во Христа крещением облекшиися, дали обет подражати во плоти житию Его" (96 правило Шест. Всел. соб. полн. перев., толк. Зонара).

Так, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых еретиков, идолопоклонников и неверующих в Бога и Его Святую Церковь. За таковый поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве; и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся лишают всякого христианского напутствия и поминовения.

Молим Господа нашего Исуса Христа, да престанет эта мерзость - брадобрийство в нашей единоверной братии, молим и вас, наших пастырей, чтобы вы поучали Богом вверенное вам стадо Христово, по священным правилам детей своих, всех православных христиан поучали бы и наказывали, чтобы от всех тех злых еретических дел престали и жили бы в чистом покаянии и в прочих добродетелях.

Цитаты из Священного писания

Левит, 19
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.
27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.

Левит, 21:
1 И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им...
5 Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.

2 Цар.10:4 И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их.
2 Цар.10:5 Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь.

2 Цар.19:24 И Мемфивосфей, сын [Ионафана, сына] Саулова, вышел навстречу царю. Он не омывал ног своих, [не обрезывал ногтей,] не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром.

Пс. 132:2 Это - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его...

Ис. 7:20 В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду.

Посл.Иер.1:30 И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами.

Грех ли брить православному христианину броду и усы или нет решайте сами!

Борода как добродетель.

Священник Максим Каскун

Батюшка, вот Дмитрий спрашивает:

«Здравствуйте, услышал недавно монолог одного философа (Александра Дугина) «Добродетель бороды». Правда ли, что ношение бороды есть добродетель? Или это следует воспринимать как ритуал, который необходим только священнослужителям, а мирянам - нет?.. Помогает ли вообще ношение бороды как-то в духовном росте? Поясните, пожалуйста. Спаси, Господи!»
- Ну, во-первых, ношение бороды - это, конечно же, не добродетель - но честь для мужчины. Потому что добродетель - это то, что можно стяжать, приобрести посредством труда и подвига. Борода растет естественным образом, это можно сравнить с данным человеку характером. Но она является некоторым сопровождающим фактором для духовной жизни человека.
Например, в древности, для человека, которому обривали бороду, это являлось позором; и даже, к примеру, посланники Давида были не допущены в город за то, что их обесчестили и опозорили, то есть остригли им одежды (укоротили) и, соответственно, остригли им бороды. И пока у них не отросла борода - их в город даже не пускали.
А сегодня мы с вами видим, что такой чести нет у бороды. Наоборот, идет глумление. Поэтому, если рассматривать бороду как честь, то сегодня она, получается, в бесчестии. Но почему же, все-таки, православные носят бороду и причем настаивают даже?! И правильно делают! Прежде всего, главное назначение бороды - это помогать в духовной жизни человеку. Чем помогает борода? Если мы возьмем животных - у них есть усы, которые помогают им ориентироваться, когда нет света: они идут по ощущению, даже когда ничего не видят. Такую же роль, только в духовном смысле, играет и борода для человека. Она ему помогает. Потому что строение волос бороды - тоже пустое, оно полое, как у усов; на голове другие волосы совершенно. Оно полое и реально помогает человеку как-то духовно настроиться. Это вещи, которые нужно переживать… Допустим, человек, который сбривает бороду - он как себя чувствует? Да обнаженным он себя чувствует, как будто с него сняли нижнее белье. Почему? Потому что, действительно, борода и облагораживает, и дает какое-то ощущение поддержки. Но это, безусловно, тайна, которую может познать только тот, кто носит бороду. И поэтому сегодня православным, безусловно, стоит носить ее, не только потому что борода помогает, но и для того, чтоб возродить древнее отношение к бороде как к чести для мужчины; а, с другой стороны, где-то …и как проповедь! Если ты христианин, ты, все-таки, должен носить бороду; ты не должен сливаться с этим миром, потому что в этом мире - культ плоти, пришедший к нам с Древнего Рима, где впервые официально, так сказать, начали постоянно бриться. Хотя египтяне до них начали, но, тем не менее, римляне в этом плане больше преуспели, потому что их влияние на окружающую культуру было решающим. Также они влияли и на Церковь: то есть, все римские священники всегда брились, за редким исключением. Если мы посмотрим святых отцов Древнеримской Церкви, которые прославлены в лике святых (нами же) - они все с бородой были. Августин Иппонский, Амвросий Медиоланский, Папа Лев Великий - все с бородой. И только после разделения они стали бриться. Когда они отпали от Православия, тогда полностью изменили отношение к этому и, вообще, ВСЕ поголовно стали бриться. …А протестанты вообще говорят: «Когда я бреюсь, я ощущаю после этого на себе веяние Духа Святого»…
- Спасибо.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Какое у вас мнение, не выступаете ли вы против европейской традиции мужчин брить лицо? Ведь Бог сотворил мужчин так, чтобы у них росла борода. Народ Божий из Ветхого Завета не брил бороду в отличие от египтян. Не является ли обычай смеяться над бородой своего рода не согласием с Творцом? Не появилась ли эта традиция по каким-то сексуальным мотивам? Ведь рост волос на лице является отличительным мужским качеством, а лицо без волос является женским качеством?

Это правда, что бритье лица имело много значений в Библии и я представлю ниже этот аспект.

Бритье мужского лица было знаком траура

В Ветхом Завете Бог дал эту заповедь Своему народу:

Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь Бог ваш. (Левитам 19:27-28)

Почему Бог дал эту заповедь? Потому что так выражали траур и ужас языческие народы, окружавшие их. Когда описывается уничтожение Моава, пророк Иеремия пишет:

У каждого голова гола и у каждого борода умалена; у всех на руках царапины и на чреслах вретище. На всех кровлях Моава и на улицах его общий плач, ибо Я сокрушил Моава, как непотребный сосуд, говорит Господь.(Иеремии 48:37-38)

Эти народы были идолопоклонниками и у смерти, или когда приходило несчастье, потому что таким образом они хотели обратить внимание идолов, которым поклонялись. Бог ни в коем случае не позволял Своему народу применять эти языческие практики и поскольку идолопоклоннические народы брили между глаз, когда кто-то умирал, Бог сказал следующее народу Израиля:

Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем; ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. (Второзаконие 14:1-2)

То как языческие народы выражали траур и ужас было проявлением их отчаяния и безнадежности. Дети Божьи имеют на небесах Бога, который не оставит из в отчаянии и безнадежности.

В современном мире противоположное выражение траура

Если в древности люди выражали боль когда кто-то из близких умирал тем, что они брили голову или бороду, или уголки бороды, или между глаз, то сегодня боль и траур выражают, позволяя волосам расти на лице. Если мужчина одет в темную одежду и не брит, то окружающие предполагают, что он в трауре.

Бритье бороды является проявлением культуры и добрых манер

Когда Иосиф находился в египетской тюрьме, фараон увидел сон и один из служителей сказал, что Иосиф может дать толкование сна:

И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся (побрился, – в рум. пер. Библии, прим. пер.) и переменил одежду свою и пришел к фараону. (Бытие 41:14)

Иосиф был порядочным человеком и не ставил под угрозу свою веру и поклонение среди языческого народа, где он жил. Если бы бритье лица шло в разрез с волей Божьей, Иосиф бы не брился. Или, если бы если бы бритье лица носило бы в Египте языческое или греховное значение, Иосиф бы не делал этого. Тот факт, что он побрился, является проявлением культуры и уважения к власти фараона, к которому он шел.

Бритье мужского лица не имеет сексуальных мотивов

Нигде Библия не делает такого заявления и даже в культуре наших дней я не слышал ни разу, что бритье мужского лица является проявлением сексуальности или сексуальным последствием.

Перевод: Моисей Наталья

Спрашивает Дмитрий
Отвечает Александра Ланц, 19.02.2010


Дмитрий спрашивает: "Пожалуйста, проясните мне суть сказанного Господом Богом в "Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей". Получается нельзя очень коротко стричься? Как понимать данные указания Господа нашего?"

Мир вам, Дмитрий!

Всевышний никогда не учил Своих детей тому, должны они носить бороду или не должны. В Библии нет ни одного стиха, утверждающего, что Бог выступает "за" или "против" бороды. Всевышний так же никогда не устанавливал для людей правил стрижки волос. (А то, что мы видим в обряде назорейства имеет в себе на закон о стрижке/не стрижке волос, а символическое указание на то, как происходит служение Богу Вседержителю).

Ветхозаветное отношение к бороде и длинне волос - это человеческое отношение . В те времена почти повсеместно считалось, что мужчина должен носить длинную бороду. Причины такой "моды" нам неизвестны, но точно известно, что Бог не имел никаких претензий ни к бритым подбородкам, ни к небритым. Это с точки зрения людей считалось позором, если мужчине насильно остригли бороду. Бог же нигде не повелевает мужчине растить её.

"И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и [тогда] возвратитесь" ().

Вчитайтесь в этот отрывок, и вы увидите, что это было исключительно решением Давида, потому что в его времена то, что произошло, считалось позором. А Бог не имеет никакого отношения к этому решению.

Люди , а не Бог, считали бороду признаком достоинства мужчины, поэтому Бог, не противясь этому их желанию, на примере "бород" объяснял им Свою волю, Своё отношение к происходящему. Другими словами, зная, чем является борода в человеческойтрадиции, Спаситель иногда использовал её в качестве символа , длятого, чтобы объяснить Свои действия. Смотрите, например:

"В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царемАссирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду".

Речьидёт совсем не о том, плохо это или хорошо иметь бороду, а о том, что еслив представлении людей борода и волосы на голове и ногах мужчины - этопризнак его силы и пр, то через использование этого человеческого"мнения" Бог образно показывает, что полностью уничтожит силу людей.

Теперь присмотримся к заинтересовавшему вас отрывку:

"Не ешьте с кровью;
не ворожите и не гадайте.
Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь" ().

Вы видите, что здесь идёт перечисление того, что раньше евреи делали, а теперь им делать нельзя?

Раньше они ели с кровью, как и все остальные.
Раньше они ворожили и гадали, как и все остальные.
Раньше они стригли голову кругом, т.е. подрезали волосы на висках... Из истории языческих культов мы знаем, что так стригли голову многие языческие жрецы , об этом даже есть упоминание в и , . Бог называет язычников людьми "стригущими волосы на висках".

Значит ли это, что Он имеет что-то против самой стрижки ? Нет. Но Бог хочет, чтобы Его народ, в сознании которого этот вид стрижки ассоциировался с языческими обрядами и вызывал определённую "реакцию" памяти, перестал бы совершать это действие, чтобы не подвергаться искушению зацепиться умом за знак язычества и, как следствие, впасть в идолопоклонство и пр.

То же самое и с бородами. Перечитайте отрывок и скажите: Бог говорит здесь о том, что надо растить бороду? или Он говорит о том, что если у тебя есть борода, то не порти её края так, как это делают языческие народы. Ведь это следует из контекста, не так ли?

Иными словами, Спаситель говорит, что Его дети должны перестать делать то, что они научились делать, живя среди язычества: есть кровь, ворожить, выстригать виски, портить бороды, делать нарезы на теле...

Можете ли вы сейчас стричь виски? Ответ зависит от вашего отношения к тому, что вы под этим подразумеваете: языческий способ служения Богу или обычную удобную причёску? Если первое - то нельзя, если второе - то можно. Понимаете, почему нельзя? Потому что такое действие обязательно повлечёт вас к другим языческим "интересам" плоти и отвратит от Бога.

Если вы отрастили бороду, а потом решили особым языческим образом подрезать её края, то вы стоите на пути греха, потому что пытаетесь совершить некое магическое ритуальное действие, о котором Бог вас не просил. Но если вы просто тщательно подравниваете края своей красивой бороды, не вкладывая в это никакого ритуального смысла, то вы просто заботитесь о своей внешности и ничего больше.

Проще говоря, чтобы вы ни делали: стрижёте ли вы волосы коротко, бреете ли бороду или растите её - вы прежде всего должны думать о том, чтобы ваши манипуляции не были наполненны языческим "смыслом" и не повлекли бы вас в пропасть язычества как такового.

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Разное":

Брадобритие как блудодейная ересь... Прежние благочестивые христиане, беспрекословно верившие в авторитет святоцерковного учения, выраженного в священных книгах, для признания греховности или святости какого-то обычая довольствовались тем, как такой обычай признавался в святоотеческих книгах (Василий Великий, правила 89, 91). Например, брадобритие в этих книгах признаётся греховным делом.

"...не порти края бороды"

Языческий, античный мир, сменить который Божиим Промыслом призвано было христианство, идеал красоты полагал в молодости и юношеской свежести (Прем.Сол. 2), тогда как старость для язычников служила признаком истощения сил телесных и разрушения человека. Жизнь они признавали только земную, отрицая духовное, загробное бытие.

"Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрём!" (Ис.22:13)

"Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1Кор.15:33; Пс.72; Иов. 21).

Поэтому почти всех своих богов язычники, и особенно греко-римский мир, изображали безбородыми, женоподобными. Между тем христианство учит, прежде всего, о духовной красоте человека, т.е. о степени его религиозного и нравственного совершенства, насколько человек усвоил, успел всё это осуществить или проявить в своей жизни.

А так как для достижения духовной зрелости в духовно-нравственном отношении, для того, чтобы применить усвоенное человеком христианское учение, необходимо пожить подольше, бороться с соблазнами мира, то, естественно, что в христианском понимании получают преобладание типы старческие, возмужалые, имеющие бороду как признак степенности и опыта. Верующий взгляд усматривал в изображении старцев, убелённых сединами волос на голове и бороде, в этой внешней форме тела, нестареющий свет мира духовного. Вот почему одним из путей, посредством которых в христианстве вошло в обычай, в особый почёт ношение бороды, как естественного украшения мужчин, послужила христианская иконопись, как правдоподобное изображение на св. иконах лиц, действительно существовавших.
В христианской церкви существует догмат о почитании святых, а отсюда необходимость их изображения на св. иконах. Христианское искусство не могло не обратить внимания на то, что лица, изображаемые на иконах, не выдуманные, а действительно некогда жившие на земле, в видимом определённом образе. А при изображении святых угодников Божиих характерным признаком мужей являлась борода их.

Составляя необходимую принадлежность изображаемых святых, она могла служить как характерное отличие одного лица от другого, и потому служила воссозданию иконописного типа. А что вначале, до отступления в ереси, и у латинян-католиков все носили бороды, видно на их ранних изображениях (см. папа Сикст "Сикстинская"). В подлинниках описывается лик святых.

05 января, Савва Освященный, упал в яму с огнем у Мёртвого моря, опалил бороду и лицо. Борода не выросла, осталась небольшая и редкая. Благодарил Бога за такую бороду некрасивую, чтобы нечем было хвалиться.

11 января, Феодосий Великий, из бороды св. Маркиана осторожно взял зернышко, положил его в житницу, и они стали полны.
23 июня, "Покаяние Феофила", продавшегося диаволу, враг души гладил по бороде, целовал в уста.

10 февраля, Харлампий, длинная борода, мучители клали угли ему на бороду, но из бороды вырвался огонь и попалил 70 человек. 12 июня, Онуфрий, борода до земли.

14 апреля, Иоанн, Евстафий, посторонние узнали, что они православные по бородам – не желали стричь волосы.

01 сентября, Симеон Столпник, когда он умер, патриарх хотел у него взять волосы от бороды, рука тотчас отсохла.

20 ноября, Прокл, видел апостола Павла, борода у него широкая, на передней части головы нет волос. 8 мая, Арсений Великий, борода до пояса. 2 января, Евфимий, с проседью большая борода.

Описания были составлены частью по преданию, частью на основании уже существовавших иконных изображений:

О Дионисии Ареопагите: сед, с длинными волосами, с усами несколько длинными, с редкою бородою.

О св. Григории Богослове: борода недлинная, но довольно густая, плешив, волосами белокур, конец бороды с тёмным отливом.

О св. Кирилле Александрийском: борода густая и длинная, волосы на голове и бороде кудрявые, с проседью и проч.

Кроме того, есть описания святых, где названа только одна борода, например, патриарх Герман - "стар, борода редкая";

Святой Евфимий - "борода до лядвия";

Пётр Афонский - "борода до колен";

Макарий Египетский, "борода до земли". Христиане всегда подражали не только в делах святым, но и в их облике.

Борода же считалась признаком того образа Божия, по подобию Которого создан был человек.

В 1054 г. Константинопольский патриарх Михаил Керулларий в послании своем к антиохийскому патриарху Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они "остригали бороду".

Преподобный Феодосий Печерский такое же обвинение высказал против латинян в своём "Слове о вере христианской".

Брадобритие есть блудодейная ересь на соблазн и на растление добрых нравов, к искажению полов ведущее, к содомскому греху; и князья русские наказывали штрафами тех, кто во время драки вырывал часть бороды. Так, при великом князе Ярославе за выдернутый клок бороды с виновного взыскивался в пользу казны штраф в 12 гривен, и в XV веке за выдернутую бороду виновному отсекали руку.

Один из авторитетных соборов в России, на котором присутствовало трое русских святых, Стоглавый собор, определил: "Священные правила православным христианам всем возбраняют: не брить брад и усов и не постригать; таковые бо несть православные, но латинская и еретическая.
Предания греческого царя Константина Ковалина; и о сем апостольская и отеческия правила вельми запрещают и отрицают: правило святых Апостол так гласит: если кто бороду бреет и преставится так, недостоин над ними служить, ни сорокоустия по нем не петь, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретиков этому навыкоша" гл. 40.

О том же толкование правила 96, VI Вселенского собора об острижении бороды: "Что же о пострижении бород ваших не писали в законе: не постригайте бород ваших. Без бороды красиво женам, мужам не подобает так, создавший Бог судил сказать Моисею:

"...не порти края бороды" (Лев.19:27).

Вы же сие творяще человеческого ради угождения, противны закону, ненавидимы будете Создавшему вас по образу Своему, и если кто хочет угодить Богу, то отступи от такого зла". Отрицательное отношение к брадобритию – злому обычаю католиков и безбожников, достигло высшей степени в так называемое Смутное время в России, когда латиняне пред глазами русских оскорбляли всё, что доселе русские привыкли считать неприкосновенным и святым, – смеялись над верою, жизнью и нравами русских.

Посему было наложено проклятие на брадобритие.

В Потребнике 1639 года и в Служебнике 1647 было помещено поучение: "не брить бород и усов не постригать".

В Большом Потребнике говорилось так: "Проклинаю богоненавидимого и блудолюбного образа прелесть душе губительную от помраченной ереси; и чтобы не стричь бороды (лист 600 на обороте) и не брить её". В служебнике патриарха Иосифа пишется: "прелесть душе губительная, помрачение от ереси, не стричь бороды (лист 600 на обороте) и не брить её".

"И не знаю, как в наш народ православный и в какое время в великой России еретический недуг вошёл, как по летописным книгам говорит предание царя греческого, или лучше сказать врага веры христианской, и законопреступника Константина Ковалина и еретика, чтобы постригать бороды, или брить, иначе сказать, богосозданную доброту растлевать. Или ещё скажем, по летописным книгам, [находим] подтверждение всей злой ереси [возникшей от] нового сына диавола и сатаны, предтечи антихриста, врага и отступника от веры христианской, Римского Папы Петра Гугнивого, ибо и тот сию ересь подкрепив, и римскому народу, особенно же и чинам их священным такое творить повелел, чтобы бороды постригать и брить.

***

  • О грехе брадобрития - Игнатий Лапкин
  • Является ли бритье бороды – выражением немужественности и грехом? - Дмитрий Цорионов
  • Может ли православный брить бороду? - игумен Виталий Уткин

***

Епифаний же Кипрский евтихской назвал сию ересь. Ибо царь Константин Ковалин и еретик это узаконил, и о том все знают, что они еретические слуги, потому что бороды у них пострижены" (Изд. лето 7155, лист 621).

Преподобный Максим Грек писал: "Если прокляты уклоняющиеся от заповедей Божиих, как слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою бороды свои" (Слово 137).

"Не должно так же и на бороде портить волос, и изменять образ человека вопреки природе.

Не обнажайте, говорит закон, бород ваших, ибо сие [быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. То же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как воспротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему (пост. апост., изд. Казань, 1864г. стр.6).

Св. Епифаний Кипрский пишет: "Что же хуже и противнее этого, бороду – образ мужа остригать, а волосы на голове отращивают; о бороде в постановлениях Апостольских слово Божие, учение предписывает, чтобы не портить её, то есть не стричь волос на бороде" (твор. его, ч.5, стр. 302, изд. М. 1863 г.).

96 правило Шестого вселенского собора с толкованием: "Епитимиям и отлучению подлежат те, которые подкрашивают свои волосы, чтобы сделать их светлыми или золотистыми, или подвязывают их, чтобы сделать их кудрявыми, или носят чужие волосы. Той епитимии подлежат бреющие бороды свои, чтобы росли они после ровнее и красивее, или чтобы всегда казаться молодыми безбородыми. Так же те, которые выжигают маленькими щипчиками волосы на лице, чтобы казаться нежнее и благообразнее, которые подкрашивают свои бороды, чтобы не казаться стариками.

Этой же епитимии подвергаются женщины, употребляющие белила или румяна для привлечения к себе мужчин. Ах! как может Бог признать в них Своё создание и Свой образ, когда они носят другое – дьявольское лицо? Разве они не знают, что уподобляются блудной Иезавели? Итак, все мужчины и женщины, делающие что-либо подобное, подвергаются отлучению. Если же всё это воспрещено мирянам вообще, то тем более клирикам и священным лицам, которые должны поучать народ и словом, и делом, и внешним благочестием" (греческая кормчая "Педалион" стр. 270, изд. 1888 г.).

"Брадобритие есть обычай еретический и богомерзкий, и потому истинным христианам надлежит хранить себя от этой мерзости, чтобы через преступление заповедей Божиих и святоотеческих преданий не лишиться нам вечного и нескончаемого блаженства в будущей загробной жизни. Ибо Господь скажет доброму рабу и деятельному Своему служителю:

"Добрый раб, в малом был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа Своего" (Лк.19:17).

В книге Бытие 34:2, 7, 9, 26 говорится: "Как сын Еморра Евеянина спал с Диной, дочерью Иакова, сделав ей насилие, бесчестие сделал он Израилю".

В ином месте читаем: "И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне (городе проклятия), пока не отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь" (2Цар.10:1-5).

И если изнасилование называлось обесчещиванием, и таковым оно является и ныне: ибо в отношении плоти Новый Завет не внес никаких изменений в её творение, то слово очень обесчещены показывает, что брадобритие является большим грехом, чем потеря девства. И как там виновные в обесчещивании были все уничтожены, так и в случае насилия над бородами. И если в земной Иерусалим Давид не впустил обесчещенных с порченными бородами, то не следует ли быть более внимательными тем, кто готовится войти в Небесный Иерусалим – в Царство Небесное.

"Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей" (Лев.19:27).

"Как хорошо и как приятно жить братьям вместе. Это как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду Ааронову, стекающий на края одежды егоо" (Пс.132).

Древние вожди и народ носили бороды:

"Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный" (1Ездр.9:3)

Потеря бороды было признаком потери благоволения Божия, гнев Царя Небесного:

"В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду" (Ис.7:20)

"…у всех их острижены головы, у всех обриты бороды" (Ис.15:2)

"И вы будете делать то же, что делал я; бороды не будете закрывать, и хлеба от чужих не будете есть" (Иез.24:22)

У Дан.7:9-13 – Бог показан, как Старец Ветхий днями и, конечно же, с бородой. Таковы и изображения святых в храмах. Но в капищах (у язычников, у еретиков и сектантов)

"сидят жрецы... с обритыми головами (как буддисты и кришнаиты) и с обритыми бородами" (Посл. Иерем. 30).

И если в малом не верен, (великое ли дело – не брить бороду) то, что говорить о сохранении нравственности и целомудрия.

21 сентября, Дмитрий Ростовский, выдвиженец на Ростовскую кафедру от Петра Первого, этого страшнейшего российского антихриста, разрушившего все устои древнего благочестия, циника и хулителя всего святого, повелевшего насильно "рубить" бороды. И когда Димитрий Ростовский сказал ревнителям, страдающим от насильников антихриста, на их вопрос, даваться ли остригать бороды, он ответил: "пусть отрежут бороды, вторые отрастут, а если головы отрежут, то они уже не отрастут". Эти слова так понравились Петру-преобразователю, что он велел этот трактат о бородах печатать.

Петрово окно в Европу, в которое провалилась вся Россия вместе с домом Романовых, потеряла бороды, единство разделило Россию, и было началом гибели её. И, как пишет Некрасов, вначале показывали пальцем на тех, кто курит (так мало было их), но придёт (и пришло уже), когда показывают пальцем на тех, кто не курит. Так точно и с бородой.

28 марта, Илларион Новый: бороды смолою обмазывали – и замазали образ Божий, приобщились к безбородой Европе, окатоличились через униатство, Украину и Белоруссию, потеряли образ Божьего, русского человека.

Все святые, молите Бога о нас!

ОТНОШЕНИЕ К БОРОДЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЯХ

Носить бороду предписывают все основные религии, кроме буддизма, который придерживается прямо противоположной точки зрения.

БУДДИЗМ

В буддизме монахи, подражая Будде, бреют не только бороду, но и всю голову - в знак отречения от чувственных удовольствий и ведения праведной жизни. Когда царевич Сиддхартха-Будда ушел из дома в поисках Пути за пределы смерти, старости и болезней, он сбрил волосы на голове и бороду, и надел одеяние цвета шафрана. Таким образом он избавился от необходимости ухаживать за волосами, и кроме того, продемонстрировал окружающим свое отношение к мирским вещам.

Буддистские монахи

Бритая голова вообще - это символ подчинения, отказа от собственной личности. Отказ от материальных благ, простота во всем - это один из путей достижения нирваны . К этому состоянию стремится каждый буддист. На пути к познанию ничто не должно отвлекать. Мелочи в виде мытья головы, сушки и укладки волос - отнимают много времени, которое можно посвятить внутреннему самосовершенствованию. Поэтому буддийские монахи бреются налысо.

Православные священники, в том числе и православные монахи, в традиции отращивать волосы и бороду следуют примеру Христа, а буддистские монахи - примеру Сиддхартха Гаутамы.

ИНДУИЗМ

Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой многобожие достигает невероятных размеров - неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.

Три божества - Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными. Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Вишну-вседержителя, Брахму-создателя, и Шиву-разрушителя.

Согласно Пуранам, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог (напротив, считается что он был сотворён Богом). Брахму часто изображают с белой бородой, что символизирует практически вечную природу его существования. Борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения.

В старину индусы мазали бороду пальмовым маслом, а на ночь убирали ее в кожаные футляры - набородники. Сикхи накручивали бороду на шнур, концы которого убирали под тюрбан. В особых случаях бороду распускали пышным веером чуть ли не до пупа.


ИСЛАМ

В начале VII века на защиту бороды встал начавший проповедовать в Мекке пророк Мухаммад. Он требовал от своих последователей отпускать бороды. Из хадисов, комментирующих различные высказывания пророка, следует, что он относил бороду к тому, что является естественным для человека и, значит, воплощает замысел Бога - раз борода растет, значит, ее надо носить.

Мухаммад говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду» ; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду» ; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!» .


Коран запрещает брить бороду. Бритье бороды - это изменение облика творения Аллаха и подчинение воле шайтана. Отпускание бороды относится к природным свойствам, дарованным Аллахом, трогать ее не повелено и сбривать ее запрещается. Мухаммад сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». А бритье бороды является уподоблением женщине.

В одном из хадисов о пророке Мухаммаде рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. «Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад больше ни разу не посмотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу.

Борода в исламе является обязанностью и полностью стричь её запрещено. Однако существуют случаи, когда бритьё бороды позволяется (например, в случае поездки в страну, где за ношение бороды могут быть преследования). Но как бы там ни было, продолжительное сбривание бороды является большим грехом (кабира).

ИУДАИЗМ

В иудаизме обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.). Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной.

В Торе запрещено стричь бороду: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей». Поэтому иудеи, ревностно верные законам Торы, не брили бород. Запрет Торы на «уничтожение» бороды касается (безусловно) только применения бритвы-лезвия любого типа. Вопрос о «подравнивании» или «бритье» бороды был и остается предметом дискуссии раввинов (есть авторитеты, разрешающие «брить» бороду с помощью ножниц и электрической бритвы, есть и авторитеты, считающие, что эти методы категорически запрещены) .

В Танахе бритье бороды упоминается как признак траура или унижения.

Талмуд упоминает запрет на бритье бороды, как одну из защитных мер, направленных против ассимиляции. Кстати, именно в Талмуде борода впервые упоминается как неотъемлемый элемент мужской красоты («Бава Меция» 84а). Согласно обычаям иудаизма, ортодоксальные евреи носят пейсы (длинные неподстриженные пряди волос на висках) , бороду и непременно головной убор.

В новое время с распространением Каббалы запрет на бритьё бороды приобрёл уже мистический смысл. Например, в соответствии с учением Каббалы, весь сотворенный мир является материальным отражением Всевышнего. Более того, человек является в какой-то степени отображением Всевышнего в материальном мире. Каждой части человеческого тела соответствует в духовном мире определенный аспект проявления Всевышнего. Оказывается, что человек без бороды — неполный человек, сбривая бороду он отдаляется от Творца, теряет Божественный «образ и подобие» Всевышнему.

Но, в тоже время считается, что тот еврей, который ещё не чувствует, что находится на достаточно высоком духовном уровне, чтобы выполнять всё, что требуется по Каббале, не должен опасаться бриться. И он может это смело делать во все дни недели (разумеется, кроме субботы).

Общим для всех евреев (включая нерелигиозных) , является обычай не брить бороды в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.

КАТОЛИЦИЗМ

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Известно, что с XVI по XVIII века многие Папы были бородатыми! (Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V).

Первым бороду отрастил Папа Юлий II в 1511 году. Несмотря на то, что самый знаменитый его портрет именно с бородой, нарушил обычай он совсем не надолго - всего на год. Бороду он отпустил в знак скорби. После него ещё несколько пап и не думали о бурной растительности на лице.

Тем не менее, резонанс деяния Юлия II ощущался сквозь года, и Папа Клемент VII в 1527 году отрастил роскошную бороду, которую не сбривал до своей смерти в 1534 году. Его предательски отравили, накормив ничего не подозревавшего понтифика бледной поганкой за сочувствие Франции.

Последующие Папы решили, что борода - это красиво и богоугодно и гордо носили растительность на лице более двух веков. Папа Александр XVII, впрочем, придал своей бороде изысканную и более современную форму (усы и эспаньолка, такой же формы бороды и усов придерживались и последующие Папы)- его папство продолжалось с 1655 по 1667 годы.

Прервал славную традицию Папа Клемент XI (заметьте, начал её Клемент VII). Он взошёл на престол 23 ноября 1700 года.

Вообще же, сначала в Римской церкви не было прописано канонических правил в отношении того носить бороду или нет и более ранние Папы считали своим долгом растить бороду - начиная от Апостола Петра, мало кто из них вообще думал о сбривании растительности на лице. Так было до Великой схизмы в 1054 году.

Еще в античные времена римляне привыкли видеть в бороде символ варварства. Может быть, это послужило причиной склонности католических клириков к чистому бритью.

В западной церкви одним из символов священнического служения была тонзу́ра - выстриженные кругом на макушке волосы.

В русской традиции аналогом тонзуры являлось гуменцо (круг на голове, символизировавший терновый венец) . Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, называвшейся «гуменцом» или «скуфьей». Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.

В католичестве духовное лицо обязано брить бороду — гладкое лицо считается символом святости, а в некоторых монашеских орденах принята и тонзура — выбритый затылок.

ПРАВОСЛАВИЕ

В Православии, наоборот, именно густая борода свидетельствует о священническом статусе.

Русские святители. Деталь. Слева направо Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Феодосий Печерский

С точки зрения православных обычаев, борода — деталь образа Божия .

Бритье бороды (брадобритие) - по православному учению один из серьезных грехов. В Православии оно всегда было законопреступным, т.е. нарушающим Закон Божий и установления Церкви. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4) ; запрещено оно и правилами VI Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) , и многими святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду выражает недовольство своим внешним обликом, который дан ему от Творца, пытается «редактировать» Божественные установления. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем «об остризании брад».

Постановления святых Апостол: «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему».

В городе Вильно (ныне Вильнюс) языческими воинами в 1347 году были замучены три православных христианина Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ подвергнуться брадобритию. Мучевший их князь Ольгерд после многих истязаний предложил им лишь одно, чтобы они сбрили свои бороды и если они это сделают, то он отпустит их. Но мученики не согласились и были повешены на дубе. Церковь причислила виленских (или литовских) мучеников к лику святых Божиих угодников, считая, что они пострадали за Самого Христа и за веру Православную. Память их совершается 27 апреля н.с.

Во время Великой схизмы в 1054 г. патриарх константинопольский Михаил Керулларий в послании к патриарху антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они "остризают браду". То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в «Слове о вере христианской и латинской».

Бритье бороды (брадобритие) строго запрещается, как латинский обычай. Следующий ему должен быть отлучен от общения церковного (Лев. 19, 27; 21, 5; Стоглав гл. 40; Кормчая Патр. Иосифа. Правило Никиты Скифита "О пострижении брады", л. 388 на об. и 389).

В России ношение бороды было закреплено в решениях Стоглавого собора. Стоглавый собор русской Церкви (1551) определил: «аще кто браду бреет и преставится тако (т. е. не покаявшись в этом грехе) , не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша» (т.е., если кто из бреющих бороду умрет, над ним не следует служить погребения, ни петь сорокоуст, ни приносить в церковь на его поминовение просвиры или свечи; ибо он считается неверным, так как от еретиков сему научился).

Старообрядцы до сих пор считают, что без бороды невозможно попасть в Царство Небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда.

В Священном Писании о бороде сказано: «…не взойдет пострицало на брады твоя» , или, чтобы было понятно, - нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным. Бриться - значит не смиряться с волей Божьей, а ведь, читая каждый день «Отче наш», повторяем: «Да будет воля Твоя». Господь разделил людей на два чина - муж-чин и жен-чин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься.

Для православного христианина борода всегда была символом веры и самоуважения. Древняя русская Церковь строго запрещала брадобритие, видя в нем внешний признак ереси, отпадения от Православия.

Основания для обычая носить длинные волосы в среде православного духовенства были найдены в Ветхом Завете, где был установлен особый чин назорейства , представлявший собой систему подвижнических обетов, среди которых фигурировал и запрет стричь волосы (Чис. 6:5; Суд. 13:5). Особый вес в связи с этим приобрел тот факт, что в Евангелии назореем назван Иисус Христос.

Икона «Спас Нерукотворный»

Свидетельством особой длины волос Спасителя считался и Его прижизненный образ (икона «Спас Нерукотворный»); изображение Иисуса Христа с распущенными по плечам волосами является традиционным для иконографии.

Вплоть до времён Петра I пострижение бороды и усов считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодейством, наказываясь отлучением от Церкви. Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик.

Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога (Мат.10:30; Лук. 12:7).

Традиция православных священников носить бороду

В современной России (до и во всём православном мире) ношение бороды священниками - это добрая вековая традиция, которая хранится Православной Церковью. Бороды православных священнослужителей остаются их важным отличительным признаком.

Священник Православной Церкви является носителем образа Христа. Пример ношения бороды дал нам Иисус Христос. Эту традицию Он передал Своим апостолам, а они в свою очередь, своим ученикам, те другим и эта цепь непрерывно дошла до нас.

Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.» (Лев.21:1,5) . Или в другом месте: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им... Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен.» (Лев. 19:1,2,27-28).

В послании Иеремиином, 1:30 сказано: «И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами» . Эта цитата для священников. Как мы видим, священник ни в коем случае не должен брить бороду, в противном случае, он уподобляется языческим жрецам, которые сидят "в капищах... с обритыми головами и бородами".

И пусть не смущает то, что все цитаты взяты из Писания Ветхого Завета: Сам Господь сказал, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить.

Однако сегодня, как кажется, споры вокруг бротобрития поутихли - настало время стабилизации. Иереям предоставлена бóльшая свобода в выборе формы и длины своей бороды.

Что же касается мирян, то сегодня большинство из них бороду не носят. Это говорит о снижении планки духовной жизни современного человека. Сейчас ношение бороды - это скорее веяние моды, чем какие-то религиозные причины. Правильно ли это? - вопрос другой.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

В подготовке материала использовалась литература:
1. В.А.Синкевич «Борода в истории христианства»
2. «История бороды и усов» (публикации в историко-литературном журнале «Исторический вестник», 1904г.)
3. Джайлз Констебл «Бороды в истории. Символы, моды, восприятие»
4. Б.Беллевосский «Апологии бороды»