Мифология Древней Руси. До нашего времени не дошло практически ни одного оригинального источника, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии

/ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК\

Урок ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ


  • Что такое миф?

(сказания о явлениях природы, о происхождении мира, о богах и героях)

  • С мифами каких народов мы уже знакомы?

(древних египтян, греков, шумеров)

  • Что помогают понять мифы современному читателю?

(с помощью мифов мы можем понять, как представляли себе мир древние люди, что их радовало и что огорчало, что ценили они в жизни)


V-VII век после великого переселения народов, славяне заняли территории центральной и восточной Европы. Позднее образовали 3 современные ветви СЛАВЯН:

восточные западные южные

белорусы, поляки, болгары, сербы,

украинцы, словаки, македонцы, боснийцы

русские чехи словенцы, хорваты,


На Русь письменность пришла из Византии лишь в 10 веке вместе с новой верой – христианством.

Старая, языческая вера искоренялась, а с ней уходили и устные предания – мифы, которые записаны не были.


Но следы славянской мифологии сохранились в отдельных преданиях, обрядах.

Народная память донесла до наших дней имена древних богов.

Живы и некоторые древние обряды


Божества древних славян

И начал княжить Владимир в Киеве один и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а усы золотые, и Хорса, Даждьбога и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили жертвы им, называя их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам, и осквернялась кровью земля Русская и холм тот.

«Повесть временных лет»


  • Познакомиться с богами древних славян
  • Узнать, какую роль в жизни наших предков играли те или иные божества
  • Познакомиться с мистическими существами славянской мифологии
  • рассмотреть украинский фольклор в повестях Н. В. Гоголя.

ПЕРУН – старший сын Сварога

Перевод имени на совр. язык «тот, кто сильнее бъет», «разящий»

Бог грозовых туч, грома и молний


ДАЖДЬБОГ (ВЫШЕНЬ)

Наделяет каждое существо в мире его долей.

Имя происходит от слов «доля» и «дать»


Бог ветра

Имя от «стрег» - старший


СЕМАРГЛ (СИМАРГЛ, СКИПЕР)

Хранитель дома, семейного очага,

Огненных жертвоприношений


Олицетворение Матери-Сырой Земли


РОЖАНИЦЫ – семейное благополучие

Господствовали над небом, землей, подземными и подводными силами, порождали поголовье животных, рыб и птиц, девы жизни и судьбы.

Двое, наверное, потому, что в жизни человека всегда есть счастливые и несчастливые моменты. Первыми ведает ДОЛЯ, а вторыми ее мрачная сестра НЕДОЛЯ.



творец вселенной, символизирует единство всего живого в мире


Бог солнца

Имя означает молодой, полный сил, страстный


ВЕЛЕС (ВОЛОС, КОЛЯДА)

Привел мир в движение, день стал сменять ночь, за зимой стали следовать весна, лето, осень.

Бог благополучия, достатка.

Бог-оборотень, любил мох, лишайники, грибы


Лада (Леля)

Богиня-созидательница (от ее имени – «ладонь», «оладьи»)



один из старших богов


СВАРОЖИЧ – сын Сварога

Бог огня, происходил от неба, от солнца


Морана (Морена, Мора, Мара) сестра Перуна

Богиня бесплодной болезной дряхлости, смерти, не принимает никаких жертв



ДОЛЯ (ДОДОЛА)

Богиня лета


МАЙЯ (СЕВА)

Богиня-кормилица



МИСТИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

Кикимора- восточно- славянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяевам


Воплощение злой доли. Лихо предстает как огромный, одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится лихо, - его преследуют самые разные несчастья


В славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала


Персонаж восточно- славянской мифологии, вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины , в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде.


В мифологии восточных славян хозяин леса, покровителей лесных зверей и птиц. Он следит за тем, чтобы лесу никто не навредил. Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих смешанных образах. Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно нечистая сила и справедливый дух


В восточно- славянской мифологии персонаж из преисподней, чей взгляд убивает , его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами. Которые он не может поднять без посторонней помощи


Черт в старом правописании («чорт»)

Злой, озорной, игривый и похотливый дух. В славянской мифологии черт выступает персонажем огромного количества русских народных сказок


\ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК\

  • На протяжении многих веков славяне боялись и уважали этих мистических существ. Боялись привлечь их внимание к себе, так как встреча с любым из этих мистических существ ничего хорошего человеку не предвещало. Но люди тянулись к раскрытию тайны этих загадочных существ. Прошло время, современный мир обновился, но современные славяне как и прежде интересуются раскрытием тайн всего неопознанного

Реферат на тему:

«Славянские мифы»

Выполнил: ученик 6 класса

МОУ «Мисцевская основная школа№1

Таранов Сергей

Преподаватель: Роман Д.Н.

Вступление

II. Боги древних славян

Велес и Велесова книга

Солнечные божества

Женское божество Макошь

2. Водяной

4.Волкодлаки

5. Полевой

IY. Заключение

Y. Библиография

Вступление

Мифология – это фантастическое представление о мире, как правило, передаваемое в форме мифов. Мифы – это рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни.

Славянская мифология – это представления наших предков о космосе, природе, жизни животных и птиц, о человеческой судьбе. Чаще всего славянскую мифологию подразделяют на две части: 1. поклонение природе и стихиям; 2. Поклонение божествам, олицетворяющим эти явления.

Одним из главных верований древних славян было поклонение силам окружавшей их природы. Славяне почитали огонь, так как эта стихия давала тепло и свет, и воду, без которой невозможна жизнь. Славяне считали воду стихией, из которой образовался мир. Наши предки одухотворяли землю, называли ее Матерью – сырой – землей и считали ее женским божеством плодородия. Кроме того, славяне поклонялись камням и горам, кустам и деревьям, целым рощам, а также четвероногим зверям и птицам и, наконец, звездам, месяцу и солнцу.

^ II. Боги древних славян

Главными героями мифов были, конечно, боги. Одно и то же божество в славянской мифологии могло иметь несколько имен. Расскажем о некоторых из них

Бог Перун олицетворял собой грозовые природные стихии – грозу, молнию, дождь, от которых зависела судьба урожая. В мифах его представляли в образе рыжеволосого мужчины с который ездит по небу в колеснице с луком и стрелами. огненные стрелы Перуна проходят сквозь землю, проникают на определенную глубину и спустя определенный период (обычно через семь лет и сорок дней) возвращаются на поверхность. Гнев Перуна мог вызвать смерть и разрушения. Среди славян была широко распространена вера в то, что весной первый гром пробуждает землю: после первой грозы вырастает трава, деревья покрываются зельнью, земля готова для посева и посадок. Молния,

Попавшая в человека или дерево наделяла его здоровьем или волшебной силой.

В славянских мифах обычно богов сближали с каким-либо растением. Считалось, что Перун связан с рябиной, красные ягоды которой напоминают

Молниеносный цвет Перуна. Поэтому грозовые ночи получили название «рябиновые». Также цветком Перуна считался мифологический цветок папоротника.

Существовало сказание, что в темную непроглядную ночь, ровно в 12 часов, под грозой и бурей, расцветает огненный цветок Перуна. Но цветок красуется лишь короткое мгновение. Кто хочет добыть цветок папоротника, тот должен накануне отправиться в лес, взяв с собой скатерть и нож, потом найти куст

папоротника, очертить около него круг, разостлать скатерть и не сводить глаз с растения.. Как только загорится цветок, нужно его сорвать и спешить домой.

Цветку папоротника приписывали могучую силу: обладающий им человек не боится ни бурь, ни грома, ни огня, делается недоступным влиянию злых чар и может повелевать злыми духами.

^ 2. Велес и Велесова книга

Вместе с Перуном в в мифологии часто упоминался Велес, который считался богом домашних животных. Существует даже так называемая «Велесова книга». «Велесова книга»- это книга новгородских жрецов девятого века, посвященная богу древних славян Велесу. В книге отражена история многих европейских и азиатских народов (примерно от

Второго тысячелетия до нашей эры до девятого века нашей эры).

Загадочна и трагична история обретения ее. Во время гражданской

Войны офицер белой армии Изенбек нашел в имении князей Куракиных дощечки с древнеславянскими записями. Он увез их за границу, решив спасти.

Затем в Брюсселе писатель Миролюбов 15 лет переписывал и расшифровывал эти записи. Он переписал 75% текста. Во время второй мировой войны после смерти Изенбека весь его архив пропал, вероятно, сгорел.

Остались лишь записи Миролюбова и фотография одной дощечки. Велесова книга - сложный и объемный источник древних знаний. Это послание из глубины тысячелетий нам, кто называет предков пренебрежительно – язычниками. Но Велесова книга язычниками именует враждебные славянам племена, верившие в иных богов.

^ 3. Солнечные божества

Солнечные божества олицетворяли собой солнце как покровителя земли. Их именами были Даждьбог, Сварог, Хорс, Ярила, Купала.

Сварог считался сначала высшим небесным божеством, лишь позднее его заменил Перун. Сварог учил людей ковать оружие, владеть им и обрабатывать

Землю. Его сыновей называли Сварожичами. Сварожичем был Дажьбог – бог солнечного дня. О его рождении есть миф:

Бог грозы Перун проезжал по берегу Дона. А на другом его берегу Девы-русалки водили хоровод. Одна ру салка - Рось, дочь Дона и Аси Святогоровны, пустила свой венок по волнам и спела Перуну:

Если б милый осмелился. Дон переплыл, поборол бы течение быстрой реки - то герою тому я б любовь подарила,

В жилах Перуна загорелась кровь, он обернулся птицей-гоголем и бросился в воды Дона. Но Дон, а это был сам Велес-Гвидон, взволновался и отбросил его на крутой берег:

Ты, Перун Громовержец, Сварога сын! - вскричал Дон. - Ты не плавай, Перун, по моим волнам! Не гневи, Перун, Рода-батюшку, Ладу-матушку - богородицу и жену грозную!

^ И Рось пропела Перуну: "Видно, мне с тобою не встретиться. Видно, мне, Рябинушке тонкой, век качаться одной у речки далеко от высокого Дуба!»

И тогда Перун пустил через реку молнию. Молния ударила в камень, за которым спряталась Рось. И в камне появился огненный образ.

Рось отнесла этот камень к небесному кузнецу Сварогу. Тот обтесал камень, стал бить по нему молотом, и тогда из камня родился Тарх Дажьбог. И по сию пору волхвы спорят, чей сын Дажьбог - Перуна ли, пустившего в камень молнией, либо Сварога, бившего по камню молотом.

^ Так родился Дажьбог.

Дажьбог был одним из самых почитаемых богов у славян

Дажьбог

^ 4. Женское божество Макошь

Женских богов в славянской мифологии было мало. Чаще всего в мифах встречается одно женское божество --Макошь, и оно поставлено на самом последнем месте, после священной собаки Симаргла, который летал на полях вокруг молодых посевов и охранял их. Зато в народных верованиях она связывалась с «матерью-сырой-землей" и была одной из самых почитаемых богинь. Земля для славян свята и чиста. Недаром во многих мифах всякая нечистая сила проваливается «сквозь землю», так как она не терпит ничего злого.

Таким образом у древних славян сложилось представление, что небом и миром управляет мужское божество, а уделом женского божества остается земля, земная природа, плодородие возделанной почвы.

^ Мокошь

III. Мифы о фантастических существах

Наши славяне думали, что рядом с миром людей существует другой мир, «тот свет», населенный различными существами. Эти существа имели свои характерные признаки:

Время появления

Место обитания

3. Определенный внешний вид

К таким существам можно отнести лешего, домового, русалок, оборотней, полевого, водяного, кикимору, баенника и т.д.

1. Домовой

Домовой в восточнонославянской мифологии – это дух дома. Славяне представляли его в виде старика с лицом, покрытым белой шерстью. Различали два вида домовых: доможил и дворовый. Доможил поселяется в жилой и теплой избе, живет в ней на правах хозяина. Если при переходе из старой избы в новую хозяева не сумеют переманить домового, то он останется жить среди развалин в холодной избе.

О дворовом говорили, что он живет во дворе и мучает тех домашних животных, которых невзлюбил.

О происхождении домовых рассказывают такую легенду: «Когда Господь, при Сотворении Миря, сбросил на Землю всю непокорную и злую небесную силу... на людские жилья тоже попадали нечистые духи. Отобрались ли тогда, сюда те, которые были подобрее прочих, или так уж случилось, что, поселившись поближе к людям, они обжились да пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к ним привыкла, что не согласна признать домовых за чертей»

2.Водяной

Водяной, согласно народным поверьям приносит один вред. Также они любят устраивать пиры и играть в азартные игры. Есть на эту тему такой рассказ:

«Куштозерский водяной царь сошелся в азартной игре в кости с могучим царем, у которого были огромные владения. Никакой риск царю был не страшен, так как в игре он был искуснее. Водяной князь же проигрывался всякий раз, как только садился играть с могучим царем. Обычно дело кончалось тем, что он проигрывал и воду, и рыбу, а затем и сам попадался в кабалу. Проигравшись в пух и прах, князь уходил к царю зарабатывать проигранную сумму и жил у негов батраках,пока все не отработает. Когда же срок заканчивался, он возвращался в свое водяное логовище и обзаводился новой рыбой.»

Недоброжелательность водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит каждого человека, являющегося в его водные владения.

Он утаскивает в свои подводные комнаты всех, кто вздумает купаться в реках в реках и озерах после солнечного заката.

3. Леший

Леший – это хозяин леса. Если он идет по своим владениям, то ростом равняется с самыми высокими верхушками деревьев, а ели выходит для забав и шуток на лесные опушки, то становится ростом ниже травы.

Леший не столько вредит людям, сколько проказничает и шутит. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной. Она считается заповедной, священной рощей Миф о леших очень древний и существует многие тысячелетия.

4.Волкодлаки

Волкодлаки – это люди, умеющие превращаться в волка. В мифах говорится, что узнать в животном оборотня можно потому, что них колени задних ног повернуты вперед как у человека, а не назад, как у животного. По преданию стоит лишь найти в лесу гладко срубленный перь, воткнуть в него с приговором нож и перекувыркнуться через него, то станешь волкодлаком. Порыскав волком, надо забежать с противной стороны пня и перекувыркнуться обратно. Если же нож кем-нибудь похищен, то придется остаться волком навсегда.

5. Полевой

Полевой – это существо, охраняющее хлебные поля. Любимое время

Полевого - полдень. Когда хлеб поспеет и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые еще остаются на корню. По характеру он напоминает лешего: так же сбивает с дороги, заводит в болото, любит сыграть над человеком недобрую шутку. Про полевого известно очень мало

Во всей славянской мифологии это едва ли не самый смутный образ.

Полевой

Y. Заключение

Познание славянской культуры невозможно без изучения ее

мифологии. В ней мы знакомимся с верованиями, обычаями, обрядами и

праздниками наших предков. К сожалению, разнообразные стороны жизни

и многие факты жизни древних славян до конца не установлены.

Но с каждым годом, благодаря труду ученых, мы узнаем все больше

подробностей о жизни в то время, и эти знания помогают сохранять нам

традиции и помнить об истоках русского народа

«Боги славян» - Начало нового года славяне отмечали 22 декабря - в день зимнего солнцестояния. Хозяин Нави, властитель непознанного, черный бог. Ярила знаменовал торжество плодотворящей любви. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов. Связь богов со сменой времён года. Где ответ искать? От Даждьбога (дающий бог) ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих благ.

«Лада» - А вообще славяне более охотно обращались с просьбами к богиням, а не к богам. Пробивали на замерзших озерах и реках проруби, чтобы «Лада дышала». Да подует, Лада, да ударит урожайный дождь, Ой, Лада, ой!». Пользуясь этимологическим словарём, попробуйте провести собственное лингвистическое исследование.

«Мифы древних славян» - Хорс -. Восточные славяне. Птица вещая, птица мудрая, Много знаешь ты, много ведаешь… Древние славяне -. Белорусы. Христианство. Мифы древних славян. Русские. Миф -. Древнейший сборник славянских мифов. Птица Гамаюн – птица вещая, говорун, посланница богов. Гонения на языческую культуру. И кудри серебряные бога грома взвихрены ветрами горными!

«Мифы славян» - Пантеон – совокупность божеств какой-либо религии. Славянские праздники. Народный миф о солнце. Как объясняет миф появление растений и животных? Велес – «скотий бог», бог домашнего хозяйства. Сварог – бог огня. Объясните значение слов: здравствовать тварь вещее (вещее слово). Одно из любимейших развлечений славян – поединки.

«Язычество славян» - Мир тогдашних язычников состоял из четырёх частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. Погребальная обрядность. Мифопоэтический образ лебедя сопрягался со многими значениями, в том числе с целомудрием,женской красотой, гордым одиночеством,любовью,преданностью и смертью. При трупосожжении же совершенно отчётливо проступает новая идея душ предков, которые должны находиться где-то в среднем небе, и, очевидно,содействовать всем небесным операциям (дождь, снег, туман) на благо,оставшимся на земле потомкам.

«Древние боги» - Святобор - у западных и восточных славян- бог лесов и лесных угодий. Чернобог. Велес мог принимать любые обличья. Мать Сыра Земля - важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен. Берегиня. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето. Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Велес - один из величайших богов древнего мира.

Всего в теме 23 презентации


Творение мира Была сначала везде вода; бог и послал доставить земли со дна морского птицу. Бог велит ей выхаркнуть землю: «Да смотри, ничего не утаивай»; она выхаркнула, и стала везде ровная земля. Только немножко она во рту утаила. И почала у ней та земля во рту расти. Она и взмолилась богу: «Господи, ведь я земли-то утаила, не всю выхаркнула». «Ну, не ладно делать нечего, выхаркивай остальную». Она выхаркнула. И сделались от того горы по всей земле.


Дерево мира Ось мира есть святое дерево ясень, на котором в своих светлых палатах пребывает верховный бог Сварун. Корни его простираются по всему подземному царству Чернобога. Корень его четверо-лапый: один корень идёт на юг, второй на восток, третий тянется к северу, а четвёртый к западу. Мелкие серёжки в его ветвях солнце, месяц и звёзды. Так ясень связывает подземное, землю и небо. Из-под дерева мира бьёт ключ чистой, живой воды, кото- рая оздоровляет и воскрешает из мёртвых.


Как человек добыл огонь Первый огонь к нам прилетел с Перуном. Да с этим огнём не везло никому, пока одному старому колеснику не пришла счастливая мысль выстругать ясеневый клинок, приставить его к веретену, сильно прижимаючи, и начать смычком тереть то сюда, то туда. Глядь, пошёл дым с веретена, да так заполыхало, как от костра..


Легенда о солнце Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать- Сыру-Землю, хороша ль, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронизал неизмеримые слои. Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света жизнь и томящая нега разлились по недрам её... Из недр её вылетали поднебесные птицы, выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись мелкие насекомые. Потом Земля породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился.


Перун Перун славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали покровителем воинов. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь. Перуну было посвящено животное дикий тур. Было у Перуна и своё дерево дуб, и любимый цветок ирис, который распускается, когда гремят первые грозы.


Даждьбог Древние славяне считали Даждьбога богом Солнца. Даждьбог значит «податель всех благ». Даждьбог ездит по небу в прекрасной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых лошадей с золотыми крыльями. А солнечный свет исходит от огненного щита. Ночью он пересекает Океан на ладье, запряжённой лебедями. Славяне верили, что бог Солнца поможет им.




Ярила Ярила бог оживающей природы. Этот славянский мифологический персонаж связан с идеей плодородия и весенней мощи. Иногда Ярила представал перед людьми весной мальчиком на молодом жеребце, летом взрослым мужчиной на крепком коне, а осенью стариком на старом коне. Люди знали: пройдёт зима, и Ярила вернётся.


Белбог Само название этого божества созвучно слову «благо». Его считали хранителем и подателем добра, удачи, справедливости, счастья. Древние славяне для установления виновности или невиновности человека использовали испытание железом. Подозреваемому давали в руки раскалённый кусок железа и велели с ним пройти шагов десять. И того, чья рука оставалась невредима, признавали правым. Отсюда понятие «клеймённый железом» издревле было равнозначно «клеймённый позором».


Чернобог Это ужасное божество считалось началом всех злоключений. С ним, властителем подземного мира, связаны такие понятия, как «чёрная душа», «чёрный день». Изображался Чернобог облачённым в броню, с лицом, исполненным ярости, с копьём в руке, готовый к нанесению всяких зол.


Лада и ее дети Лада богиня любви, красоты и очарования. Лель был старшим сыном Лады, вторым сыном был Полеля бог брака. Он благословлял людей на будничную жизнь, полный терний семейный путь. Третий сын Лады Дид, бог супружества. Как и его брат Полеля, Дид всегда молод. Богиня Дидилия хранительница рода и детей также из семейства Лады.




Кощей, Кикимора, Баба-яга Кощей символизирует окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы. Кикимора божество сна, ночных видений, страхов. Баба-яга очень злая и старая колдунья, хотя изначально и являлась положительным божеством славян хранительницей (берегиней) рода и традиций. Постепенно ей стали придавать злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера.


Лешие, Водяные, Домовые, Русалки Лешие считались обитателями и хранителями лесов. Водяные духи живут в глубоких местах рек, в великолепных домах. Домовые живут в домах и дворах. Считалось, что если домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, обо всём заботится и у самого хозяина бороду заплетает в косы. Русалки первоначально в славянской мифологии были берегинями, помогавшими странствующим, плывущим, терпящим бедствие добраться до берега. Позднее стали считать, что это утопленницы и что они особенно опасны для людей в русальную ночь перед Иваном Купалой.

Слайд 1

Славянские мифы и легенды

Слайд 2

Цель:
Знать что называется легендой, героев славянских мифов. Уметь - пересказывать легенды

Слайд 3

Легенда – произведение устного народного творчества. Поэтическое повествование о былом, о фантастических и чудесных событиях. В основе легенды не только сказочные, но и действительные события. В легенде рассказывается о значительных исторических лицах, о защите родины, о народных бедствиях, о людях, оставивших память о себе.

Слайд 4

Религией восточных славян было язычество. Язычество – дохристианские и нехристианские религии, основанные на поклонении многим богам, связанным с явлениями природы. Термин «язычество» происходит из Нового Завета, в котором под язычеством подразумевались народы («языки»), противопоставляемые первохристианским общинам. Верования славян были языческими. Верили славяне в доб­рых и злых духов, духов лесов, рек, жилищ. Позднее сложился языческий пантеон богов.

Слайд 5

Распространен был и тотемизм - это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных.

Слайд 6

Перун
Главный славянский бог-громовержец.

Слайд 7

Перун - верховный бог в древнерусской языческой мифологии, покровитель князя и дружины (бог войны). Связан с громом и молнией. Оружие Перуна: «громовая стрела» (ископаемые наконечники стрел) или «чёртов палец» (камни-белемниты), стрела-молния, топорики-секиры, палицы. Когда Перун мечет камни и стрелы на землю, возникает гроза.

Слайд 8

Сварог
Бог небесного огня

Слайд 9

Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки приятны Сварогу - т.к. он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых - удары молоточков, звон цепей да завывание огня. Требы Сварогу приносят или сыром (сырниками) и творогом. Слово "творог" означает - сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов.

Слайд 10

Даждьбог
Бог солнца

Слайд 11

Даждьбо́г, Дажьбо́г - один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, предок князей и вообще русских людей.

Слайд 12

Стрибог
Бог ветра

Слайд 13

Стрибог - В восточнославянской мифологии бог ветра. Обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря -океана.

Слайд 14

Велес
Бог скотоводства и богатства, покровитель животного мира

Слайд 15

Макошь
Покровительница женских работ, прядения и ткачества, мать урожая, богиня изобилия.

Слайд 16

Макошь (Мокошь) - Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.

Слайд 17

Заря
Сестра Солнца.
Другие имена Зари: Утренница, Зарница, Денница, Мерцана. Образ этой Богини весьма сложен и многогранен. Она – Богиня Света, прогоняющая Тьму, Дева-Воительница. Она же – Небесная Заступница, защищающая от бед.

Слайд 18

Вий
Бог подземного царства

Слайд 19

Вий - в восточнославянской мифологии - дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии - грозный старик с бровями и веками до самой земли. Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.

Слайд 20

Нежить
Дух природы

Слайд 21

Леший
Хозяин леса и зверей
Ле́ший, ви́сел, лесови́к, лесовой, лешак, лесник, лесун, местами даже просто лес - сверхъестественное существо славянских преданий и русских сказок.

Слайд 22

Место жительства духа - глухая лесная чащоба, но иногда и пустырь. Однако этот дух обитает в лесу не постоянно, а только в тёплое время года. «На Ерофея», - считали крестьяне, - «лешие с лесом расстаются». В этот день (17 октября) дух проваливается под землю, где зимует до весны, но перед зимовкой леший беснуется: поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам и свирепствует. По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы и, поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший любит сидеть не на ветвях, а в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана». Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. Этим леший напоминает лесных эльфов шведского фольклора.

Слайд 23

Русалка
Водяные существа.

Слайд 24

Восточные славяне Русалки, купалки, водяницы, лоскотухи и др. - один из низших духов в славянской мифологии, обычно вредоносный. В русалок превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, люди, купающиеся в неурочное время, те, кого нарочито утащил водяной к себе в услужение, некрещеные дети. Чаще всего живут в воде, но иногда в полях - полуденицы, или на деревьях - «древесные русалки». Обычно женщины, хотя бывают рассказы о русалках-мужчинах. Иногда выступает в качестве берегини, спасающей утопающих. Представляются в виде красивых девушек с длинными волосами (ср. южнославянских вилы, западноевропейских ундины), реже - в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки - типичный и очень значимый атрибут. Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и карнавальных персонажей (типа Костромы, Ярилы), смерть которых гарантировала урожай. Отсюда вероятна и связь русалок с миром мертвых.

Слайд 25

Водяной

Слайд 26

Водяной - в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду(по некоторым источникам до пояса), зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью. Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелеными усами.

Слайд 27

Лихо
Злая баба-великанша, пожирающая людей.
Поминать лихом (вспоминать плохо о ком-либо),

Слайд 28

В восточнославянской мифологии Лихо - дух зла, несчастья, олицетворение горя. Облик лиха очерчен не вполне определённо. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. Тем не менее, согласно русским народным сказкам, человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо - он слаб, не может противостоять повседневным трудностям.