Марксизм определение. Марксистское учение об обществе

Как-то я услышал фразу, которая мне надолго запомнилась. Звучит она примерно так: «если ученый не может объяснить суть своего открытия или своей теории 7-летнему ребенку, значит этот ученый мошенник». Фразу эту я вспомнил к тому, что слово «марксизм» для многих звучит как что-то невозможно скучное и сложное.

А ведь на самом деле объяснить суть марксизма можно довольно быстро и просто.

Учение марксизм

Если говорить простыми словами, то марксизм - это учение о том, как сделать жизнь социально справедливой прежде всего по отношению к «пролетариату», рабочему классу. Чтоб обычные «работяги» нормально и достойно жили. И чтоб разница между доходами рабочего класса и доходами самых богатых людей была не такой катастрофической, как мы можем наблюдать в любой капиталистической стране. Когда обычный рабочий на заводе зарабатывает в сотни раз меньше, чем владелец завода, и в десятки раз меньше, чем топ-менеджмент завода.

Принципы марксизма

Основные положения этого учения просты:

  • Земля, банки, транспорт должны принадлежать только государству.
  • Богатые люди должны платить огромный прогрессивный налог.
  • Право наследования запрещено, имущество умершего человека переходит государству.
  • Обязательность труда: каждый человек должен работать.
  • Бесплатное образование для детей.

Очевидно, что для любого более-менее богатого человека, или владельца какого-нибудь бизнеса, марксизм - это страшный сон.


Но это не удивительно, потому что Карл Маркс и Фридрих Энгельс создавали это учение как идеологию борьбы пролетариата против буржуазии. Причем, что интересно, зарождалось это все как раз в капиталистических на тот момент странах Европы: в Германии, Франции, Англии.

С точки зрения марксизма, чем больше в обществе работающих непосредственно на производстве людей (рабочий класс), тем более справедливым, развитым и богатым будет становится общество. Однако, теория Маркса оказалась ошибочной, что подтверждает пример развалившегося СССР, строившегося на принципах марксизма.


И с другой стороны мы видим самую богатую страну в мире - США, где менее 10% населения работает на производстве, но при этом экономика США составляет более 20% всей мировой экономики.

комплексная теория, разработанная Карлом Марксом и имеющая своим основанием исторический материализм, идею диалектического развития и анализ классовой системы общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАРКСИЗМ

(Мarxism) Идеи, понятия и теории, ставшие основой учения, известного как марксизм, были сформулированы Карлом Марксом (Marx) и Фридрихом Энгельсом (Engels) (они сами называли это учение "научным социализмом"). Взаимосвязь марксизма и социализма (socialism) достаточно проблематична, однако нет сомнений в том, что Маркс и Энгельс считали многих современных им социалистов "утопистами" (utopians) в том смысле, что те были недостаточно объективны в понимании того, как в действительности развивается капиталистическое общество. Маркс и Энгельс посвятили жизнь анализу исторических сил, которые, с их точки зрения, неумолимо вели к окончательному крушению капиталистической системы и революционному кризису, а он должен привести к переходному социалистическому периоду и (в итоге) к полной победе коммунизма (communism). Особенно пристальное внимание они уделяли экономическим процессам и структурам, считая их решающими "материальными" факторами в формировании социальной структуры и классовых отношений, а также государства и распределения политической власти. И все же различные школы марксизма, появившиеся в прошлом веке, по-разному оценивают значение экономических факторов при объяснении и прогнозировании более широких моделей социально-политических перемен. Ряд последователей марксизма (и, конечно же, некоторые его критики) считали Маркса и Энгельса детерминистами в области экономики; были и другие теоретики, признававшие общее взаимодействие экономических и иных социально-политических факторов. Эта полемика заняла центральное место в марксизме-ленинизме XX в., который неизбежно стремился проанализировать и объяснить революционные процессы, потрясшие весь мир (начиная с русской революции (Russian Revolution, 1917 г.), активное содействие им марксистских движений и политических партий. Марксизм-ленинизм буквально погряз в попытках доказать значение политического руководства и революционной государственной власти для построения социалистического (и коммунистического) общества. Сами Маркс и Энгельс не дали детального анализа этих вопросов, и в этом одна из причин, почему таким марксистам XX в., как Ленин (Lenin), Сталин (Stalin), Мао Цзэдун (Mao Zedong) и Кастро (Castro), удалось привнести свое собственное, отличное от других, видение будущего в рамках марксистской революционной стратегии. То, что многие революции, именовавшие себя марксистскими, на деле вели к укреплению государственной власти и (зачастую) к правлению однопартийных диктаторских режимов, а не к созданию общества, основанного на свободе человека и "отмирании" государства, тоже значительно усилило разногласия в оценках достоинств тех или иных марксистских стратегий. Крайнюю позицию занимают марксисты, отвергающие претензии диктаторских режимов на то, чтобы их считали "подлинно" марксистскими. В западном мире это ведет к настойчивым поискам более демократических и плюралистических стратегий перемен, например в еврокоммунизме (eurocommunism), а также в русле некоторых традиций социал-демократии (social democracy). Марксизм можно рассматривать также как особый подход к анализу общества (особенно в отношении исторических перемен), который оказал существенное воздействие на многие области исследований в общественных и гуманитарных науках. Едва ли найдется такая сфера социально-экономических, политических либо культурологических исследований, которая не подверглась бы критическому изучению при помощи методов марксистского анализа. В особенности это относится к использованию исторического материализма (historical materialism) как скрупулезного методологического подхода, основанного на убеждении в том, что структура разных форм общества и человеческих отношений является продуктами материальных условий и обстоятельств в большей степени, чем идей, мыслей или сознания. Именно под влиянием этого постулата в марксизме возникла проблема "детерминизма": упор на материальные силы экономического производства и общественные производственные отношения (т.е. классовые отношения) неизбежно предполагает, что именно они являются ключевыми факторами, которые определили и продолжают определять процесс исторических перемен. В частности, присутствует позитивная попытка подчеркнуть, что системы идей, в т.ч. системы политических убеждений и "продукты" культуры (такие как искусство и литература) в основе своей являются выражением классовых интересов и социально-экономического мировоззрения отдельных общественных групп. Таким образом, марксизм, анализируя капиталистическое общество, уделяет большое внимание проблемам власти не только с точки зрения явного политического превосходства, но и в плане превосходства за счет господствующего положения в классовой структуре (которое, как полагают, связано с политической позицией) и господства в сфере идей, ценностей и культурных норм. Марксистский анализ капитализма и условий, при которых капитализм вступает в периоды экономического кризиса, что в конечном счете ведет к социальной и политической революции, исключительно сложен и имеет преимущественно экономическую направленность. Поскольку после смерти Маркса и Энгельса капитализм продолжал развиваться и менять свой характер, многие философы-марксисты, начиная с Ленина, добавили важные, относящиеся к марксизму теоретические аспекты таких явлений как, например, новые условия мирового хозяйственного производства, империализм (imperialism) и колониализм (colonialism), меняющееся положение рабочего класса (working class) или пролетариата (proletariat), в котором марксисты всегда видели наиболее жестоко эксплуатируемый класс капиталистического общества и главную силу в окончательном свержении капитализма. Однако за последнее столетие рабочий класс капиталистических стран так сильно изменился, что сейчас едва ли возможно применение "классического марксизма" Маркса и Энгельса без решительного изменения в акцентах. Кроме того, политический успех зачастую сопутствовал марксизму в менее развитых, основанных на крестьянском хозяйствовании обществах, а не в более развитых индустриальных странах Запада. Возможно (так предполагают некоторые марксисты), центр тяжести классовой эксплуатации попросту переместился в третий мир (third world), но если это так, то в конце XX в. необходимо критически переосмыслить некоторые положения марксизма. В третьем мире в центре внимания марксистской мысли находятся империализм, колониализм и постколониализм. Марксистская критика капитализма придает особое значение роли института частной собственности (на капитал и землю) как основы классовой эксплуатации и зависимости наемных рабочих от привилегированной кучки собственников. Следовательно, будущее коммунистическое общество видится как замена – в общих интересах – частной собственности коллективной собственностью, осуществляемой в форме непосредственного рабочего контроля (workers´ control). У Маркса и Энгельса нет разработанной программы устройства будущего послереволюционного общества; более того, они подвергали критике все подобные программы как "утопические". Однако в реальной жизни марксистские государства проводили так много всевозможных практических экспериментов, а марксистские политические партии выдвинули такое множество различных стратегий, что просто невозможно выявить единый, согласованный подход. Под конец Маркс и Энгельс пришли к убеждению, что для реализации задач социалистического и коммунистического строительства необходимо дождаться необходимых для исторических перемен условий; в связи с этим в полном объеме встает вопрос о том, насколько быстро (или медленно) капитализм будет преобразован в социализм и коммунизм, а также о том, можно ли осуществить такое преобразование в отдельных странах или оно должно проводиться в мировом масштабе. "Социализм в одной стране" (socialism in one country) стал реальной стратегией, которой в XX в. следовали многие марксистские режимы (в т. ч. и СССР при Сталине), но если капитализм стал системой глобального экономического государства, то весьма сомнительно, что в отдельно взятой стране можно достичь целей, указанных Марксом, Энгельсом и Лениным. Крушение многих марксистских государств в конце 1980-х – начале 1990-х гг. (в т.ч. и распад СССР) породило новые сомнения в способности таких государств выжить в условиях взаимозависимого мира, где главное место занимают капиталистические страны. "Марксизм мертв" – таковы расхожие политические оценки последних лет. Однако альтернативный диагноз гласит: потерпела крушение лишь одна, частная, политическая форма марксизма, и поскольку в конце XX в. капитализм продолжает переживать серьезные экономические кризисы, а состояние окружающей среды представляет все большую угрозу самому существованию человечества, постольку будет существовать обширное политическое пространство, где по-прежнему будут выражаться, обсуждаться и развиваться идеи марксизма.

Марксистское учение об обществе и движущих силах его развития стало формироваться в середине 19 столетия. Создателем концепции стал К. Маркс. Он считается одним из наиболее влиятельных мыслителей 19 века. Свою жизнь он посвятил научной и политической деятельности. Вершина творчества Карла Маркса - книга "Капитал". В 1867 г. вышел первый ее том. Последующие части книги Карла Маркса опубликовал после его смерти его соратник и друг Ф. Энгельс.

Общие сведения о концепции

Маркс рассматривал как феномен, отличный от природы, решающая роль в формировании которого отводилась труду, производственному фактору, конфликтному взаимодействию классов. В своих трудах он использовал понятие общественно-экономической формации. Ее он считал исторически определенным целостным этапом

Идеи марксизма основывались на том, что суть прошлой истории заключается в борьбе между классами за контроль над богатством и собственностью, возникшая под влиянием исторического разделения труда. Вследствие этого, собственно, и образуются классы, имеющие противоположный интерес.

Если говорить кратко и понятно, в марксистском учении об обществе любой период истории, в котором есть борьба между классами, является источником социальных изменений. Этот вывод позволяет объяснить, к примеру, почему капитализм зародился в недрах феодализма. Вместе с тем это положение стало основой идеи о том, что в человеческом обществе социализм в итоге одержит верх над капитализмом.

Стоит сказать, что предположение о мировой революции на практике оказалось утопичным, хотя, безусловно, конфликты, имевшие место в отдельных странах, оказали значительное влияние на ход истории.

Теоретическая база

Марксистское учение об обществе включает идеи о б объективности общественных, в первую очередь социальных отношений. Они в выступают в качестве основы для формирования разных общественно-экономических формаций. Эти формации, в свою очередь, рассматриваются как особые типы социальных организмов.

Общественно-экономическая формация в марксизме отличаются по способу производства. Именно он рассматривается как динамичная составляющая формации. Динамика обуславливается тем, что на каком-то определенном этапе социального развития производительные силы начинают конфликтовать с производственными отношениями. Эта борьба может завершиться исключительно социальной революцией. Только таким образом, согласно , произойдет смена прежних отношений, основывающихся на конкретной форме собственности, а, значит, переход к новой формации.

В такие периоды происходят кардинальные изменения социально-экономической структуры общества. Они сопровождаются насильственной сменой политического строя. В марксистском учении об обществе революция играла роль "локомотива истории". Она рассматривалась как закономерный результат конфликта антагонистических классов.

Особенности общественного развития

В 19 столетии одна форма эксплуатации стала вытесняться другой. В этот период человек чаще использовался не другим человеком, а обществом и государством. Основным эксплуататором становится государственный монополизм и бюрократический аппарат, опирающийся на него. Люди отстраняются от собственности, власти, труда и его результатов.

Разрешение возникшего противоречия по марксистскому учению об обществе возможно или формированием эффективной системы соцгарантий с одновременным улучшением политических и экономических условий для становления и развития среднего класса, имеющего собственность, или посредством проведения революции с попыткой реализовать коммунистические и социалистические идеалы в жизнь.

Если будет выбран первый путь, в обществе будут существовать относительно небольшие классы крупных собственников и беднейших людей. Однако большая часть граждан будет находиться в среднем классе.

В таком обществе государство играет особую роль. Оно не только реализует общенациональные программы, решает социальные проблемы, но и взимает с населения налоги, оказывает помощь бедным. Безусловно, далеко не во всех случаях формируется "общество благоденствия", однако данная форма общежития вполне себя оправдывает, обеспечивая покой и порядок в обществе.

Сверхэксплуатация

Она возникла в странах, выбравших второй путь развития. Со стороны государства, выступавшего в качестве экономического субъекта, сверхэксплуатацию ощутили на себе миллионы граждан: результаты их трудовой деятельности получало именно государство и формировало "закрома Родины". Затем происходило перераспределение этих результатов. Стоит сказать, что внешне все выглядело вполне гуманно и справедливо. К примеру, нерентабельные предприятия получали дотации, чтобы якобы сохранить рабочие места.

Такие общества развивались до тех пор, пока природных ресурсов (которые также активно эксплуатировались) было достаточно, демографические процессы протекали более-менее удовлетворительно, а стимулы к труду были действенными.

Вместе с тем в таких обществах стали формироваться новые критерии распределения национального богатства в рамках общей собственности: кровнородственный, имущественный, должностной и пр. Разумеется, в таких условиях о справедливом госконтроле за мерами труда, распределения и потребления не могло идти речи. Резкое снижение стимула к труду, в том числе в связи с установлением уравниловки при усилении экологического и демографического кризиса привело к закономерному итогу. Такие общества не успевали за темпами развития, заданными цивилизацией.

Утопия

Это понятие используется достаточно давно для обозначения идеального общества, в котором сочетается свобода и благополучие.

Марксистское учение об обществе отрицает утопию. Концепция сводится только к одному результату - классовой борьбе. Без революции, по теории марксизма , развитие общества невозможно.

Утопические концепции существовали во всех исторических периодах: в античное время, в эпоху Средневековья, Ренессанса, нового времени. Возникали эти идеи и в России. Их активно продвигали такие известные люди, как Чернышевский, Радищев, Достоевский. В утопическом ключе рассуждают многие современные футурологи.

Возможность формирования идеального общества

Безусловно, НТР, определяющая уровень развития производительных сил обеспечивает условия для того, чтобы человеческий труд перестал являться жесткой необходимостью, тяжелой самостоятельной эксплуатацией, а обрел черты свободы, созидания, творчества. В будущем есть вероятность того, что человечеству удастся преодолеть экономическую эксплуатацию. Однако для этого должны быть решены глобальные современные и многие прежние проблемы.

Между тем, такой путь нельзя однозначно считать "дорогой в рай". Актуальность проблемы отчуждения будет сохраняться всегда. По мнению Гегеля, отчуждение является опредмечиванием сущностных человеческих сил. В философии 20 столетия она связывается с дегуманизацией общества, являющейся результатом кризиса техногенного этапа развития цивилизации, потери смысла в жизни и системе общечеловеческих ценностей. Это все приводит к разрушению личности как целостного "Я".

Выход из ситуации

Решение проблемы, с одной стороны, связывается с достижением высокого уровня общественного развития, социальной демократизации, а с другой, - самосовершенствование и развитие морального и интеллектуального потенциала каждого индивида в отдельности и всего человечества в целом на основе идеала справедливости и равенства.

Современный этап социального развития

Проблемы современности можно рассматривать с разных точек зрения. Период развития, происходящий в обществе в настоящее время, именуется по-разному: НТР, компьютерной, информационной революцией и пр. Однако в соответствии с содержанием процессов, протекающих в современном социуме, его называют постиндустриальным.

Стоит сказать, что все явления, происходящие сегодня, больше относятся к японской и западноевропейской цивилизациям. Однако некоторые их специфические черты можно увидеть в большинстве современных государств. Ключевым направлением развития общества сегодня считается увеличение значения информационных ресурсов в жизни человечества по сравнению с энергией и веществом. До недавнего времени именно последние определяли темп развития цивилизации.

Проблемы современности

Теория марксизма в современном мире не работает: изменились условия жизни, объем ресурсов, их значение, возникли новые глобальные проблемы и пр. Философское осмысление постиндустриального общества осуществляется с учетом изменения роли и положения человека в мире, взаимоотношений людей с природой, техникой. Человечество сегодня считается своего рода коллективным интеллектом планеты.

Вместе с тем людей беспокоит их нынешнее положение в мире. Достигнув высот в интеллектуальном развитии, человек не знает, что ему создать. Являясь фактически хозяином мира, он не является хозяином самому себе.

Новые вопросы

Успехи науки и техники, формирование огромного по объемам мира вещей, информационных систем не обеспечили большую безопасность и благополучие для человечества. Люди не стали, по сути, счастливее, здоровее, богаче. В последнее время все отчетливее вырисовывается новая глобальная проблема: человечество может превратиться в слугу роботизированных систем. Компьютерные технологии стремительно завоевывают мир, они активно включаются в структуру производственных отношений.

Человек, однако, движимый необходимостью развиваться, сам шел к этим проблемам. Хотя, разумеется, им двигали благие намерения, высокие цели. Он их реализовывал, но при этом дальнейшие перспективы могут быть весьма туманными.

Выводы

Общество - это очень сложная система, включенная в природную и космическую структуру. Особенности возникновения и последующего развития социума весьма специфичны. Их характер определяется влиянием самых разных факторов. Ключевыми из них являются духовные, природные, социально-экономические условия и явления, роль которых все время изменялась в зависимости от исторической эпохи.

В обществе далеко не все процессы поддаются объяснению с точки зрения логики, не все события подчиняются закономерностям. Между тем современная стадия социального развития не исключает, а, напротив, предполагает глубокое изучение принципов становления общества. Социальное развитие возможно только при тесном взаимодействии всех уровней и форм общественного сознания: религии, науки, экономических, политических теорий, морали.

Сторонники марксизма представляли становление общества как поступательный, естественный процесс. Они характеризовали социальное развитие как последовательный переход от низших социально-экономических формаций к высшим социальным категориям. Весь путь цивилизации включал в себя переход от самого первого первобытнообщинного уклада, затем к рабовладельческому, далее к феодальному, капиталистическому и коммунистическому строю. Идеи марксизма оказали большое влияние на развитие современного общества.

В заключение

Безусловно, процесс исторического развития также закономерен, объективен и необходим, как различные естественные природные явления во всем их многообразии. При этом он не только не зависит от сознания и воли человека, но, наоборот, предопределяет его сознание и волю. Вместе с тем в отличие от природных процессов, связанных с действием стихийных сил, естественно-историческое развитие является результатом человеческой деятельности. Все, что происходит в обществе, проходит через сознание человека.

Марксизм - вероучение провокационно-имитационного характера, провозглашающее неизбежность перехода человечества в глобальных масштабах от «эксплуатации человека человеком» в «царство свободы» - сначала к социализму , а потом и к коммунизму .

Марксизм - наименование мировоззренческой системы, являющейся ложным имитатором пути к коммунизму . Марксизм разработан и внедрен знахарями Запада , как метрологически не состоятельное учение, для того, чтобы опорочить идеи коммунизма. Ложное отождествление понятий марксизм и коммунизм возникло на этапе мировоззренческих заблуждений конца Х1Х-середины XX веков.

Однако, как показывает история, далеко не все лозунги воплощаются в жизнь теми, кто их бросает в толпу, и теми, кто отзывается призывам и искренне работает на воплощение лозунгов в жизнь. И происходит это далеко не всегда потому, что провозглашаемые в лозунгах идеалы объективно несбыточны, а вожди - двуличны и лицемерны. Большей частью это происходит потому, что для воплощения провозглашённых идеалов вождям и толпе закулисные политические сценаристы, преследуя свои цели, провоцирующе предлагают заведомо непригодные для этого средства, непригодность которых те не могут заблаговременно выявить. Это относится и к марксизму.

Марксистское учение изначально было построено так (и продолжает сохранять это качество поныне), чтобы реальные знания, на основе которых советы народных избранников могли бы принимать решения, ведущие к осуществлению провозглашённых учением благих целей, было бы невозможно извлечь из марксистских писаний. Вследствие этого реальное правление должно было по-прежнему остаться у мафии толкователей жизни на основе марксизма, а вся полнота внутриобщественной власти - у хозяев мафии, наследников древних разработчиков расистской библейской доктрины глобального рабовладения на финансово-ростовщической основе. Всё это предполагалось осуществить во всемирном масштабе, но в силу Брестского мира, разрядившего нагнетание революционной ситуации в Европе, пришлось ограничиться крупномасштабным социальным экспериментом «построения социализма в одной отдельно взятой стране». В глобальных же масштабах предполагалось изначально организовать общественный строй, примерно такой, какой был в СССР в хрущёвско-брежневские времена.

Против марксизма как такового большинство выросших после 1917 г. не только не возражало, но и относилось к нему с уважением, однако не вдаваясь в его существо. Марксизм стоял вне критики и не вызывал интереса или недовольства не только по причине гонений на критиков, а потому, что пока обеспечивалось потребительское спокойствие и рост производства, у большинства населения не было причин сомневаться в правильности марксистского учения, якобы явно подтверждаемого общественной практикой и их повседневной жизнью: культурный и экономический прогресс был реальностью, и при всех текущих трудностях его чувствовал каждый.

В “Экономических проблемах социализма в СССР” Сталиным было выражено иное понимание социализма и дано руководящее указание советской экономической науке отказаться от понятийного и терминологического аппарата марксизма в политэкономии прежде всего:

«Более того, я думаю, что необ­ходимо откинуть и некоторые другие понятия, взятые из “Капитала” Маркса, ... искусственно приклеи­ваемые к нашим социалистическим отношениям. Я имею в виду, между прочим, такие понятия, как “необходимый” и “приба­воч­ный” труд, “необ­ходимый” и “прибавочный” продукт, “необхо­димое” и “при­бавочное” время. (...)

Я думаю, что наши экономисты должны покончить с этим несоответствием между старыми понятиями и новым положением вещей в нашей социалистической стране, заменив старые понятия новыми, соответствую­щими новому положению.

Мы могли терпеть это несоответствие до известного времени, но теперь пришло время, когда мы должны, наконец, ликвидировать это несоответствие».

Если из политэкономии марксизма изъять упомянутые Сталиным понятия, то от неё ничего не останется, со всеми вытекающими из этого для марксизма последствиями. Вместе с «прибавочным продуктом» и прочим исчезнет мираж «прибавочной стоимости», которая якобы существует и которую эксплуататоры присваивают, но которую Сталин не упомянул явно.

Сталин прямо указал на метрологическую несостоятельность марксистской политэкономии: все перечисленные им её изначальные категории неразличимы в процессе практической хозяйственной деятельности. Вследствие этого они объективно не поддаются измерению, поэтому они не могут быть введены в практическую бухгалтерию ни на уровне предприятия, ни на уровне Госплана и Госкомстата.

Это означает, что марксистская политэкономия общественно вредна, поскольку на её основе невозможен управленчески значимый бухгалтерский учёт, и сверх того, её пропаганда извращает представления людей о течении в обществе процессов производства и распределения и управлении ими.

“Политэкономия” марксизма не описывает никакой исторически реально существовавший или возможный способ хозяйствования. “Капитал” - это собрание фактов, утопленных в словоблудии и язвительной полемике с несогласными, но это даже не система бухгалтерского учёта, которая так или иначе необходима для хозяйствования. Графоманство ли “Капитал”, или предумышленная дезинформация, нагромождение вздора - вопрос особый.

Имитационно-провокационная сущность марксизма, кроме того, выражается ещё и в том, что в философии марксизма вопрос о решении задачи предсказуемости многовариантного будущего, лежащий в основе всякой власти и всякого управления, подменён “основным” вопросом о первичности материи либо сознания.

В силу этих особенностей марксизма принципиального характера толпа, верящая в марксизм, оказывается заложницей хозяев марксизма, обладающих некими «ноу-хау» осуществления своей идеологической и экономической власти.

Основатели марксизма стали одиозными и политизированными фигурами, героями памфлетов и карикатур. Поэтому стоит вспомнить, что же они думали на самом деле, а не что им приписывают. Попробуем кратко описать основные идеи марксизма. Тем более что источников достаточно. Это зародилось не на пустом месте. На него повлияли теории Гегеля и Фейербаха, а также других представителей немецкой классической школы мышления.

Марксизм: основные идеи и концепции

Прежде всего, одной из главных теорий марксизма является признание существования общественного прогресса. его называется экономика. Основной характеристикой человека как существа признается наличие труда, практики. Последняя направлена на преобразование природы и общества. По сути, практика является основой истории, а также ее смыслом. Поскольку основные идеи марксизма состояли в распространении материализма на общественную жизнь, то и понимание истории в нем было соответствующим. Первичной в социуме является практика, она же выступает и в роли критерия правильности любой теории.

Основные идеи марксизма и материализм в истории

Не концепции и теории являются источником жизни. Они только отражают ее, иногда верно, а иногда и искаженно. Совокупность их называется идеологией, которая может как помогать так и тормозить его. Причиной процессов, происходящих в социуме, являются люди. Они вступают между собой в контакты, чтобы удовлетворить свои потребности. А поскольку первичными являются желания материальные: есть, спать и так далее - а потом уже философствовать, то основными отношениями между людьми считаются трудовые, производственные. Поэтому при изучении истории необходимо обращать внимание на основу общественной жизни. А это уровень способа производства, базис всего социума. являются основой любого государства. Им соответствует определенный уровень юридических, политических связей, а также состояния общественного сознания. Это Маркс назвал надстройкой. Все вместе представляет собой общественно-экономическую формацию, которая изменяется при переходе на новый способ производства. Он часто осуществляется революционным путем, если существует острый конфликт между группами людей, которые разнятся между собой по отношению к собственности, то есть классами.

Основные идеи марксизма и проблема человека

Есть причина, которая становится главным фактором в политической борьбе. Это частная собственность. Она порождает не только несправедливость в обществе, но и отчуждение между людьми. Существует несколько форм этого явления. Отчуждение может быть от продуктов производства, от самого труда, и, наконец, друг от друга. Необходимость (по сути, принуждение) работать приводит к увеличению желания иметь (обладать). Единственный выход, который видел Маркс из этого положения - эмансипация человека, создание таких условий, когда он мог бы работать не из потребности, а в удовольствие. Тогда люди из существ, стремящихся обладать, превратятся в настоящих гуманистов. Но философ полагал, что этот выход коренится в политическом решении вопроса: уничтожении частной собственности путем революции пролетариата и наступлении коммунизма. Правда, следует сказать, что Маркс и Энгельс при их четком и систематизированном анализе современной им экономики и социальных отношений очень туманно видели такого общества. Они, скорее, выдвигали его в качестве идеала. Практическую теорию революции и коммунизма породил уже марксизм. Основные идеи, кратко проанализированные в данной статье, были унаследованы многими политическими и философскими течениями и использованы как во благо человечеству, так и во вред ему. Но это уже совсем другая история.