Методика обучения черчению. Разделы дисциплины и виды занятий. Общеобразовательных и специализированных школах

Существует крылатая фраза: «Чертёж - язык техники». Однако интерес к черчению как к предмету, позволяющему овладеть языком техники, постоянно падает. Возникает некоторый парадокс - разнообразной техники вокруг нас всё больше и больше, а черчения в школе всё меньше и меньше. Так, например, большинство школ перешли на обучение черчению по одногодичной программе, рассчитанной на 34 часа в 9 классе, что составляет менее 0,3% времени обучения в школе. В последние годы перестали проводить школьные олимпиады по черчению. В проводимых олимпиадах по технологии черчению в настоящее время практически не нашлось места. Не разработаны до сих пор вопросы и билеты к ЕГЭ по черчению, но особенно беспокоит низкое качество школьных учебников и программ.

Очевидно, в свете этого потомства, сохраняя в памяти ход психолого-педагогических конфигураций, которые произошли в то же время, мы будем судить о сложности и богатстве основополагающих споров. «Только во второй половине восемнадцатого века вопрос о преподавании рисунка действительно стал предметом общественного внимания», - сказал Буйссон. С тех пор рисунок будет предметом дебатов, в которых обсуждалось определение искусства, оригинальные дебаты, поскольку формы и ставки, связанные с его передачей, были решены в течение длительного времени.

Сегодня наиболее распространен учебник по черчению, рекомендованный Министерством образования и науки РФ, написанный Гордиенко Н.А. и академиком Международной педагогической академии, доктором педагогических наук, профессором Степаковой В.В., который издаётся на протяжении уже 10 лет. Все эти годы учебник выходит из печати с огромным количеством (более 100) очевидных ошибок, опечаток и неточностей, перечисление и анализ которых может быть темой отдельного исследования.

Учащихся на уроках черчения

Дискуссия открыта между концепцией искусства как последней инстанции, отождествляемой с наукой, рациональностью, расширением или пространством и искусством, задуманным как принадлежность к другому порядку, чувствам, чувствам или интуиция. По-прежнему существует дискуссия между техническим и даже техническим образованием, где искусство инструментализуется и ставится на службу профессиям и промышленности, а также гуманистическое и гражданское образование, где искусство, предусмотренное в себе, имеет некоторые шансы на достижение ценностей свобода.

Возможно, всё это не так уж и страшно, ведь исчезла астрономия из школы, но мир не перевернулся. Большинство этого и вовсе не заметили. В школе появляются и развиваются новые современные предметы (ОБЖ, информатика, экономика, МХК, налогообложение, основы православия и др.), на изучение которых надо тоже выделять учебное время. Поэтому традиционным предметам, в том числе и черчению, приходится ужаться до минимума. Справедливо надо признать, что знания и умения, связанные с чтением и выполнением чертежей и др. графических документов, полученные на уроках черчения в школе, понадобятся в жизни и дальнейшей учёбе далеко не каждому ученику. Большинство выпускников выберет профессию и специальность, не связанную с черчением. На это есть как минимум две причины:

С методикой преподавания

И одно оправдано, полагая, что хорошо воспитанный, более ясновидящий человек с более высокой совестью будет готов стать лучшим гражданином лучшей демократии. Таким образом, в середине века напряженность между двумя концепциями рисунка и его учения выражается в менталитетах и ​​институтах, но конфликт, который когда-то был преодолен, будет приобретен и останется ссылкой на положительную рациональность, разум о существовании школы во время второго издания.

Неопределенность операторов позиций

Более того, у него не будет никакой другой победы над геометрическим методом. Более того, в реальности преподавания преподаватели оставались в основном одинаковыми, несмотря на появление нескольких художников. Его тезис никогда не будет применяться к начальному образованию. Но это месть только в том смысле, в котором противоположный тезис, то есть Гийом, в дальнейшем выселяется. И снова это можно назвать только нюансом. Тем не менее он не мог не заметить до его смерти, что тенденции его оппонента были в дороге и угрожали разрушить его работу.

1. В настоящее время сокращается количество работающих в сфере материального производства и увеличивается в сфере управления, обслуживания, торговли, досуга и развлечения. Эта же ситуация сохранится скорее всего в обозримом будущем. Для будущих юристов и менеджеров, дилеров и брокеров, программистов и визажистов и многих, многих других «болт в разрезе» нужен как «в бане лыжи». Мы переживаем постиндустриальный период, в котором инженеры уже не востребованы обществом.
2. Черчение, как процесс, связанный с выполнением и оформлением чертежей и др. графической документации, за последние 10-15 лет претерпел значительные, можно сказать, революционные изменения. Если раньше для разработки проектно-конструкторской документации требовались большие коллективы инженеров, техников, расчетчиков, чертёжников, копировщиков и значительное время, то применение современных компьютерных графических технологий позволяет решать эти задачи гораздо более производительно и эффективно, то есть выполнением чертежей занимается гораздо меньше специалистов.
Поэтому, для большинства учащихся знаний и умений, полученных в школе по черчению, будет вполне достаточно. Однако, для тех, кто выберет профессии инженерно-технической направленности, понимая их значимость в настоящем и перспективы в будущем, необходимы дополнительные предпрофильные и профильные курсы, направленные на развитие пространственного мышления, воображения и творческого технического потенциала.

Платные курсы, существующие при технических ВУЗах, подходят и доступны далеко не всем. Вариантом и выходом в этой ситуации могут стать учреждения дополнительного образования детей.

Интеграция общего и дополнительного образования в сфере преподавания технических дисциплин может быть весьма продуктивна. В дополнительном образовании то же черчение может быть преподнесено подросткам глубже, шире и интереснее, чем в условиях классно-урочной системы школы. Тем более, что Дома, дворцы и центры детско-юношеского творчества всегда славились специалистами по техническому моделированию, радиоэлектронике и другим техническим предметам. А главное, что эти специалисты - мужчины с опытом производственной деятельности, глубоко знающие свой предмет.

Несмотря на очень относительный интерес, возникший или возобновленный, теоретиков второго издания «Словарь» для «художественного» как такового и, несмотря на использование одного и того же слова, «интуиции», существует разрыв между теория Раваиссона, его метафизика художественных знаний и то, что призывает Гастон Квену, вводя интуитивный метод в другой принцип преподавания. Более того, двусмысленность сильна, в том что касается вариантов составления книги или, прежде всего, для того, чтобы первые статьи соответствовали действующим программам.

ОБ ОШИБКАХ В СУЩЕСТВУЮЩИХ УЧЕБНИКАХ

Говорят: «не ошибается тот, кто ничего не делает». Но если ошибки в работе носят грубый, можно сказать системный характер, если их не пытаются исправить, если за допущенные ошибки никто не несёт ответственности - это в конечном итоге приводит на производстве к печальному концу: материальному и моральному ущербу, несчастному случаю, аварии или катастрофе.

Последний мог ограничиться подтверждением идеи разделения вопроса о изобразительном искусстве и учения о рисовании для всех. Но не эта статья «Рисование» второй части написана в виде программы и метода. Противоречие находится в тексте Словаря и не исправлено, тем не менее оно находит начало объяснения в хронологии статей. В этом случае Гийом не был одним из авторов первого часа, только Раваиссон был на рандеву.

Это правда, что этот будет практически покрыт век. Эти расхождения, какими бы важными они ни были, на самом деле не влияют на содержание доктрины: они не исключают из современных методов, которые напоминают сходство и что родство идей, что позволяет отличить их на первый взгляд от тех, которые предшествовали им. Верно, что позже интуитивный метод может в некоторых отношениях, по-видимому, хотеть примирить лучшие из двух противоположных доктрин Раваиссона и Гийома и предложить преодоление, удовлетворительное как таковое, которое одновременно обеспечивает доступ к школьной дисциплине и наконец, позволил войти в искусство в государственную школу.

Ошибки в школьных учебниках не менее страшны. Страдают от них не только учителя и ученики, падает качество образования в целом. Не может учащийся понять и полюбить школьный предмет, если учебник по предмету не выдерживает никакой критики. Нельзя научить графической грамотности, аккуратности, точности графических построений, соблюдению стандартов ЕСКД, в конце концов, чтению и выполнению чертежей, если учебники по черчению, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, содержат такое великое количество разнообразных ошибок, опечаток и неточностей. Создаётся такое впечатление, что авторы учебников (Гордиенко Н.А. и Степанова В.В.), несмотря на академические звания, имеют слабые представления о черчении, как предмете, не брали в руки первоисточники - сборники стандартов ЕСКД и, прежде всего, сборники стандартов ЕСКД 3-ей группы «Общие правила выполнения чертежей». Складывается также ощущение, что чтением и выполнением настоящих рабочих чертежей деталей, сборочных чертежей и др. графических и текстовых документов эти авторы на практике не занимались никогда. А те, кто давал рецензию и рекомендацию, учебник и вовсе не читали. Иначе все ляпы указанного учебного пособия просто невозможно объяснить. Судите сами.

В этом воспитание человека мира, рабочего и художника покоится на одинаковой основе, которая должна быть общей для всех. Но, добавляет Квену, мы расширяем эту мысль, говоря, что «рисунок художественный по существу, а искусство принадлежит всем». Очевидно, что в этом случае нечто совершенно иное, чем «расширение мысли». Мы уже можем сказать, что это желание говорить одним голосом конфисковало значение, сферу охвата и доли тренироваться для защиты. Это правда, что Морис Пеллиссон не художник и художник-учитель; Что касается Гастона Квену, профессора Школы декоративного искусства, он, вероятно, был скорее учителем, чем художником.

Вот яркий пример иррациональности и сомнительной правильности.
В § 16 «Построение эллипса», чтобы определить месторасположение фокусов на большой оси эллипса, выполняют следующие построения:

- разделим отрезок ОА пополам, получим точку О1;
- построим окружность радиусом О1А с центром в точке О1;
- точку Е соединяем с точкой А (рис. 72, г);
- отрезок ЕА по величине равен половине фокального расстояния построенного эллипса;
- циркулем из точки О отложим по обе стороны на оси АВ отрезок АЕ, получив таким образом точки F1 и F2, которые являются фокусами эллипса.

Вместо этого надо было написать всего лишь: циркулем отложить DF1 = DF2 = AB/2
т.к. сумма расстояний от любой точки эллипса до фокусов равна большой оси эллипса (АВ), чего авторы учебника, по всей видимости, не знают.

Таким образом, они не могут быть очень заинтересованы в существенных проблемах между этими двумя методами. Буйсону удалось добросовестно видеть в выражении великих голосов того времени подтверждение прогресса, требование современных методов в преподавании рисования. Существенное в том, что авторы ходатайствовали, повернулись спиной к Раваиссону и Гийому: дисциплина сводилась к искусству удобств, эмпирическому и рутинному, схоластическому и обскурантистскому учению, в котором копирование, рабское подражание, задачи, отсутствие окончательности заняло все место.

Пример полной глупости в этом же параграфе:

Постройте: «эллипс, большая ось которого 48,8 мм». Почему не 50 мм или, если уж сильно надо, не 48 мм? Как «поймать» простому ученику с простой школьной готовальней эти 0,8 мм, как их проконтролировать, а самое главное - зачем? Может быть, это и есть те самые нанотехнологии, о которых так много говорят в настоящее время? Тогда уж давайте строить изображения с точностью не до десятых долей миллиметра, а до нанометров, все равно их также как и десятые поймать невозможно. Если в магазине попросить взвесить 48,8 грамма какого либо продукта, продавец, мягко говоря, будет сильно удивлён. Однако ни авторов учебника, или Министерство образования и науки, ни рецензентов из Российской академии образования и Московского института открытого образования это ничуть не удивляет. Если это банальная опечатка, но почему она тиражируется уже 10 лет, переходя из одного издания в другое?

Столкнувшись с тем, что Евгений Гийом предлагает истинную начальную образовательную мысль из прогрессивности ее элементов, исходя из простого и сложного, образования, поскольку отвечает на этические требования прагматической школы. Современный тоже, хотя и в совершенно ином смысле, учение, требуемое Раваиссоном, потому что оно по существу сосредоточено на своих целях, потому что оно направлено требованием смысла. Оба они, наконец, не смогли отказаться от школы «либерального образования», которую Буиссон призвал к клятвам.

Хотя они одинаково озабочены рациональностью, они не дают концепции разума того же значения или того же статуса. В любом случае, по их желанию освободиться, на разных уровнях - народном, гражданском и гуманистическом - он соответствует либеральному образованию и придает форму педагогическому обновлению. Чтобы вернуться к каждому из двух тезисов, присутствующих в первые годы написания словаря, мы поймем, что каждый ищет выход, и мы будем вынуждены выявить логику обоих взглядов на копание конфликта, а не на скрыть его.

Но это всё же это, скорее всего, можно назвать курьёзом. Гораздо страшнее, когда в главе VIII «Сборочные чертежи», § 53 «Деталирование» из приведённых трёх примеров деталирования сборочных чертежей «Блок», «Труба», «Кронштейн» грубейшие ошибки допущены в каждом из примеров. Такое впечатление, что авторы вообще не представляют себе, что такое деталирование, не могут рассчитать элементарные размеры цепи. Например: 34-6-5=23 мм - это расстояние от буртика по прорези под планку из чертежа детали «Ось» (рис.235) и это же расстояние 28 мм мы видим из чертежа сопрягаемой с ней детали «Вилка» (рис. 234), то есть 23 мм. = 28 мм!

Причины успеха: истинный метод

Но, чтобы представить их в перспективе, мы будем отмечать напряженность в создании противоречий. Начнем с метода Гийома. Неизвестно, что это наука, которая имеет свой метод, принципы которого строго связаны и которые в своих разнообразных приложениях дают результаты неоспоримой определенности.

Точность приходит к чертежу по геометрии, в которой он участвует в основном. Разве объект чертежа не представляет вещи в их истине или в их внешности, что будет реализовано с помощью перспективного рисунка? Линейный чертеж представляет собой элементарный рисунок, разложимый в простые единицы, он связан с очень конкретной геометрией, с инструментами, связанными с измерением и съемкой.

Если сопоставить сборочный чертёж «Труба» (рис. 237) с чертежом детали «Труба» (рис. 239), то мы увидим несостыковку в размерах: 20мм = 22мм, а 24 мм=35мм! Выносной элемент А, масштаб изображения которого на чертеже (рис. 239) обозначен как масштаб уменьшения 1:4, на самом деле выполнен в масштабе увеличения 4:1!

Судя по сборочному чертежу «Кронштейн» (рис. 240), его длина равна 289 мм. Если этот кронштейн сварить из деталей «Ребро» (рис. 241) и «Пластина», то получится 280 мм, т.е. 289мм = 280 мм!

Эстетическая озабоченность не является приоритетом. «Наука содержит точный принцип всех ветвей рисунка и подтверждает единство самого рисунка». Таким образом, «между искусством и наукой союз не может быть более интимным». По линии, которая образует контур поверхностей и твердых тел, геометрия дает нам «самую ясную и самую полную идею рисунка». Наука подтверждает единство самого рисунка. Вид универсальной грамматики во всех искусствах, в промышленности, как и в «самых возвышенных концепциях художников».

Рабочий, ремесленник и художник говорят на дне разных регистров того же языка. Рисование - одно, потому что это универсальный язык, средство общения без ложных фуг или отбрасывание теней. В этом смысле он также представляет собой письмо, адресованное всем. Правильное написание всех искусств и всех отраслей.

Такое чудовищное отношение к размерам меня, как инженера - конструктора I категории в прошлом, просто удивляет. Черчение - это не рисование, чертёж - не рисунок. Чертёж - язык техники. Чертёж содержит не только изображения изделия (виды, разрезы, сечения, выносные элементы), но и технические данные, необходимые для его изготовления и контроля качества изделия. Если мы, учителя черчения, не научим на уроках правильно рассчитывать и проставлять хотя бы номинальные размеры, то и оставлять черчение как предмет в школе просто бессмысленно. Размер - это не просто значение величины, выраженной в выбранных единицах измерения, это основа качества изделия. От правильности расчётов и простановки размеров, от точности их соблюдения в процессе изготовления во многом зависит взаимозаменяемость, надёжность, прочность, долговечность, технологичность, экономичность и другие качественные показатели изделия.
В § 30 «Виды. Количество видов на чертежах» искажённо формулируется понятие «Местный вид». При этом на рис. 122 «Местный вид» вместо местного вида почему-то изображён дополнительный вид, который при этом содержит ошибки в обозначении. На рис. 123 б, в. также изображены дополнительные виды, которые авторы упорно называют местными, при этом опять же видны очевидные ошибки в обозначении, оформлении и изображении. Судя по рис. 123 очевидно, что авторы не только путают понятия местного и дополнительного вида, но и не отличают понятия «развернуто» и «повернуто».

Таким образом, методы обучения те же, что и методы каллиграфии, и уважают прогрессию в высокоорганизованном обучении. Используемый метод всегда поистине первостепенен, он не может быть сведен к более простым и логичным принципам, характер которых более безличен, а применение более общее, это точно. И в этом «правильном» регулировать ум, и, что еще важнее, он сразу же прибыльный и плодотворный. Просветите глаз и руку, но не забывайте, что глаз - это дух.

Государство должно полагаться на эти характеристики, чтобы убрать учение от рисования его бесполезности, «ибо на данный момент все еще рассматривается людьми мира как искусство орнамента». Гийом добавляет, что прибыль, полученная от его исследования, кроме того, ноль «в целом, для нее нет никакой заботы». Поэтому речь идет о том, чтобы вернуть ее на свою базу и обеспечить ее воспитание нации, потому что сегодня существует во всем цивилизованном мире, как рисование, так и наука в образование. Таким образом, рисунок не является еще одним боевым, вспомогательным, вспомогательным; он представлен как символ двойного стремления к государственному образованию: быть как либеральным образованием для всех, так и предоставлять знания «с целью использования жизни».

В § 27 «Чертежи геометрических тел» в табл. 11 показано, что прямой круговой цилиндр и конус, даже при использовании условного знака Ǿ, надо изображать в двух проекциях, при этом дважды нанести диаметр и длину цилиндра. Но ведь согласно требованиям стандартов ЕСКД количество изображений должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля изделия. Поэтому цилиндр и конус надо изображать в одной проекции.

Позитивистская профессия веры является источником легитимации здесь. Освободившись от своих связей с искусством и приложив по существу к геометрии, рисование получает прибыль науки. Из этого он будет придерживаться престижа строгости, серьезности и полезности. Достоверность и гарантия взяты из рациональности объекта, из которого преподавание также будет приводиться рационально. Если его невозможно научить принципами и причинами, из методической педагогической прогрессивности, как и любые другие знания, рисование не будет иметь места в школе.

В § 38 «Разрезы» на рис. 164 абсолютно неправильно выполнен горизонтальный разрез Б-Б. Выделенная фигура сечения, входящая в данный разрез, совсем не соответствует наглядному изображению. Ошибка очевидна любому человеку, даже далёкому от черчения. Рука не поднимается поставить неудовлетворительную оценку учащемуся за неправильно выполненный разрез или сечение, если они даже в учебнике выполняются абсолютно неверно.

Его учение было бы без власти. По своей научной природе он является приверженцем как закодированных императивов окружающего позитивизма, так и правил нового института, к «школьной форме», как говорит Гай Винсент, принимая формулу Эразма. Метод исходит от простого к сложному, такого как чтение, письмо, подсчет; он начинается с элементов, алфавита и грамматики, линий и геометрических фигур, объединенных в постепенном масштабе сложности. Научный, методичный и полезный рисунок представляет работнику, ремесленнику и инженеру всех достоинств и гарантий, «наука дает научные процессы всех искусств».

В § 9 «Общие правила нанесения размеров на чертежах» содержится даже большее количество ошибок в последнем издании, чем в предыдущем. Назову новые ошибки:

- на рис. 39 «Нанесение размеров в шахматном порядке» вместо шахматного порядка размеры проставлены в какой-то забавный косой столбец;
- на рис. 50 добавлены знаки обозначения шероховатости поверхности, несоответствующие современной редакции ГОСТ 2.309-73, при этом авторы отсылают нас смотреть шероховатость поверхности в мифическое приложение № 4., хотя в учебнике всего лишь два приложения!

Не буду перечислять всех ошибок в этом параграфе. Хочу обратить внимание лишь на одну «мелочь»: в старой редакции ГОСТ 2.307-68, давным-давно отменённой, расстояние между размерной линией и контуром изображения, между параллельными размерными линиями выбиралось в пределах 6…10 мм. В новой редакции это расстояние не менее 10 мм и 7 мм соответственно. Так вот, в тексте учебника мы видим новую редакцию ГОСТа, а на рис. 36 б это расстояние по-старому 6…10 мм.

Здесь надо признать, что большинство учителей черчения вообще не держали в руках ГОСТ 2.307-68 ни в новой, ни в старой редакции. Поэтому учитель обычно трактует эту несостыковку так, как это взбредёт ему в голову, чаще давая предпочтение устаревшей редакции. Может быть, потому, что это требование зафиксировано графически в рис.36 б, а рисунок всегда нагляднее и запоминается лучше, чем любой текст.
Кстати, на рис. 36-а изображена опять же в устаревшей редакции размерная стрелка (6…10) S/ 2S вместо min 2,5 мм./20˚. Совокупность этих якобы мелочей разрушает черчение как предмет.

Ко всем «авторским» ошибкам добавляются ошибки «типографские» и «редакторские», например:
§ 6 «Типы линий» табл. 2 «толщина штрихпунктирной тонкой линии от S/3 до S/3»?
§ 15 «Сопряжения». Почти во всех представленных рисунках синие линии (линии построения) напечатаны «мимо» чёрных (линий заданных). Особенно чудовищно смотрится рис. 70 «Внутреннее сопряжение дуг двух окружностей». Сопряжение на данном рисунке выполнено настолько некачественно с точки зрения типографской работы, что рисунок потерял какой либо смысл.
Вообще в целом, качество печати современного учебника значительно ухудшилось. В учебник добавлено два приложения, в каждом из которых можно найти ошибки. Например, Приложение 1 «Технологическая карта»:

- «накренить центры отверстий по разметке» вместо «накернить …»;
- «просверлить отверстие диаметром 10 мм» в то же время, по чертежу изделия, отверстие должно быть 18 мм, а рассверливание этого отверстия в технологической карте вовсе не предусмотрено. Эскизы в данном приложении также, мягко говоря, удивляют.

Приложение 2 «Примеры графических изображений». В «чертеже», «эскизе», «схеме» допущены различные ошибки.

Ошибки в данном учебнике можно легко найти в любой главе, в большинстве из параграфов. Приведу ещё некоторые из них.

§ 43 «Условное изображение и обозначение резьбы на чертежах» (рис. 192) Шпилька ГОСТ 22032-76. Длина стяжного конца (резьба под гайку) на рисунке 38 мм, а на самом деле она должна быть 46 мм, так как определяется по формуле 2d + 6=2 × 20 + 6 = 46 мм. Диаметр стержня 19 мм вместо 20 мм, при этом он вообще не должен быть указан на чертеже. Шаг резьбы 15 мм, вместо этого наверно подразумевался мелкий шаг 1,5 мм. Фаска зависит от шага, поэтому вместо 2 × 45˚ на чертеже должно быть 1,6 × 45˚. А самое главное на чертеже должна быть указана длина ввинчиваемого конца с учётом величины сбега резьбы - 20 мм. На рис. 192 эта длина вообще не показана.

В § 44 «Чертежи разъёмных и не разъёмных соединений» авторы учебника, на мой взгляд ошибочно, называют соединение деталей с помощью винта, шайбы и гайки - винтовым. Потому что в отличие от болтового соединения, в винтовом соединении, так же как и шпилечном соединении, в одной из соединяемых деталей должна быть внутренняя резьба - резьбовое отверстие. А то, что в учебнике называют винтовым соединением, по сути, является болтовым соединением, где вместо болта применяют винт. Точно так же, если болт вместо винта ввернуть по резьбе в одну из соединяемых деталей, то соединение от этого не станет болтовым, а останется винтовым. Потому что винтовое соединение отличается от болтового не наличием в соединении стандартного болта или винта, не формой их головок, не инструментом для завинчивания, а, прежде всего, характером соединения. То есть в болтовом соединении резьба отсутствует в соединяемых деталях и для их соединения необходима гайка - стандартное изделие с внутренней резьбой, тогда как в винтовом соединении одна из соединяемых деталей имеет резьбовое отверстие и тем самым отпадает необходимость в применении гайки. Жаль, что академик Степакова В.В. этого не понимает.

§ 5 «Шрифт чертёжный». Задание: «по таблице 1 определите относительную высоту и ширину строчных букв русского алфавита размера № 5». Но если относительную высоту строчных букв с = 0.7h = 0,7 × 5 = 3,5 можно найти из таблицы, то сведения об относительной ширине ни строчных букв, ни прописных букв, ни цифр вы не найдёте в табл. 1 и тексте параграфа. В предыдущем издании эти сведения были, но не в самой таблице, а в тексте перед ней. Правда, количество ошибок в этом тексте превышало все разумные пределы - 10! Авторы решили, ничего не исправляя в новом издании учебника, просто исключить сведения о ширине букв из текста параграфа. Поступили как школьники - вместо того чтобы исправить двойку, выучив урок, они её удалили, вырвав страницу.

Вообще, если говорить о чертёжном шрифте, то во всех современных школьных учебниках по черчению, не только в учебнике Гордиенко Н.А. и Степаковой В.В., но и во всех, допущенных Министерством образования и науки других учебниках (Ройтман И.А. и Владимиров Я.В., Ботвинников А.Д. и др., Верховский А.В., Павлова А.А. и Жуков С.В., Преображенская Н.Г., Степакова В.В.), невозможно найти правильного, четкого, аккуратного чертёжного шрифта в соответствии со стандартом ГОСТ 2.304-81. При этом во многих учебниках подчёркивается: «Надписи на чертежах, а также размерные числа следует выполнять четко и аккуратно чертёжным шрифтом согласно стандарту. Небрежные или неразборчивые надписи могут привести к браку при изготовлении деталей по чертежу». О каком воспитании аккуратности можно говорить, если буквы и цифры в учебнике начертаны вкривь и вкось, то уже, то шире, чем это положено по стандарту. Например, в учебнике Преображенской Н.Г. из всех прописных букв изображены относительно правильно лишь 6 букв! Из 10 цифр все, (я подчеркиваю!), все цифры неверно изображены. Прямо какое-то «кривокосописание» получается! В учебнике Верховского А.В. можно увидеть невероятную смесь ГОСТ 2.304-81 и давно отменённого ГОСТ 2.304-68.

Помимо вот таких «удивительных» учебников изданы в дополнение к ним так называемые «рабочие тетради», в которых можно найти тоже много «занимательного». Уже упоминавшаяся Преображенская Н.Г. создала 9 таких тетрадей! Как их освоить за отведённое для изучения черчения в школе время (34 учебных часа) я просто не могу себе представить. Большинство страниц этих тетрадей остаются неиспользованными. И ещё немаловажный момент - стоимость учебников и этих тетрадей, а также чертёжных инструментов, материалов и принадлежностей. Давайте сосчитаем:

- учебник приблизительно 200 руб.;
- 9 рабочих тетрадей примерно по 70 руб. - 630 руб.;
- готовальня, карандаши, линейка, угольники, рейсшина, бумага, ластик - 700 руб. минимум;

Итого более 1,5 тыс. руб. надо потратить на подготовку к школьному предмету «Черчение» - не дороговато ли будет? Тем более, что его изучение в школе сведено к минимуму. Бессмысленно покупать пианино, чтобы освоить «собачий вальс». На мой взгляд, черчение надо либо убрать из школы, либо поднять его статус. Для этого необходимо сделать:

1. Увеличить количество учебных часов на черчение минимум в 4 раза. Для этого сделать уроки сдвоенными, изучать черчение минимум 2 года, а лучше 3 года,
2. Оборудовать кабинеты по черчению всем необходимым, как для ручного черчения, так и для овладения компьютерной графикой. Ясно, что при этом, учебные классы придётся делить на подгруппы.
3. Оснастить кабинет черчения наглядностью (модели, макеты, плакаты), а так же справочной и учебной литературой, измерительными инструментами, деталями и сборочными единицами, необходимыми для выполнения эскизов и деталирования.
4. «Навести порядок» в учебниках. Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования просто дискредитирую самих себя, допуская и рекомендуя то, что имеется в школе в настоящее время в качестве учебников.
5. Подготовить педагогические кадры по черчению. Черчение в школе ведут всегда совместители. Учителей собственно черчения в школе практически не бывает. Черчение ведёт либо математик, либо трудовик (технолог), либо учитель ИЗО. Для каждого из них черчение - это дополнительная, зачастую навязанная им в силу необходимости учебная нагрузка.

Конечно, учитель математики отличит призму от конуса, но… Таких «но» можно продолжать до бесконечности. Давайте лучше все вместе решимся поставить хоть какую-то вразумительную точку в этой недетской проблеме технического образования детей.

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЧЕРЧЕНИЕ,

С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

Программа вступительного испытания

для специальности II ступени высшего образования (магистратуры)

1-08 80 02 Теория и методика обучения и воспитания (в области изобразительного искусства и черчения) 2013 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

Е.А. Диченская, доцент кафедры теории и методики эстетического образования учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук, доцент В.И. Марчук, старший преподаватель кафедры теории и методики эстетического образования учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Л.А. Захарчук, заведующий кафедрой теории и методики эстетического образования учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук, доцент Н.К. Якимович, старший преподаватель кафедры методик дошкольного образования учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедрой теории и методики эстетического образования учреждения образования учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» (протокол № 9 от 15 апреля 2013 г.) Советом психолого-педагогического факультета учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» (протокол № 8 от 29 апреля 2013г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно базовым учебным планам по специальности 1-03 01 06- «Изобразительное искусство и черчение. Народные художественные промыслы», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь от 30.05.2003 г. и образовательного стандарта РД РБ 02100. 5. 149предусматривается проведение вступительного испытания в магистратуру.

Вступительное испытание имеет целью выявить качество теоретической практико-ориентированной подготовки выпускников высшего учебного заведения к профессиональной деятельности педагога-художника.

Во время испытания абитуриенты должны продемонстрировать компетентность в следующих областях: «Теория и методика обучения изобразительному искусству», «Теория и методика обучения черчению», «Народные художественные ремесла», «Методика обучения народным художественным ремеслам».

Цель вступительного испытания конкретизируется в следующих задачах:

Выявление качества знаний и уровня умений абитуриента в сфере художественно-педагогической деятельности;

Определение степени готовности абитуриента к научноисследовательской работе в области педагогики искусства.

При ответе на билет, который содержит три вопроса, студент должен продемонстрировать знания:

Основных терминов и понятий учебных курсов «Теория и методика обучения изобразительному искусству», «Теория и методика обучения черчению», «Народные художественные ремесла», «Методика обучения народным художественным ремеслам»;

- технологий ИЗО, черчения, НХР;

- теории и истории развития методов обучения изобразительному искусству, черчению, НХР;

Психолого-педагогических основ обучения изобразительному искусству, черчению, НХР; особенностей протекания у детей познавательных и творческих процессов, специфики развития способностей на занятиях ИЗО, черчения, НХР;

Основных организационных принципов, методов, приемов, форм и средств обучения изобразительному искусству, черчению, НХР в школе и в условиях дополнительного образования.

Подготовка абитуриента второй ступени высшего образования должна включать умения:

планирования, организации и подготовки занятий по изобразительному искусству, черчению, НХР в соответствии с видами деятельности учащихся и основными учебно-воспитательными задачами;

- реализации содержания обучения ИЗО, черчению, НХР через различные формы, методы, приемы и средства;

- использования и создания средств обучения изобразительному искусству, черчению, НХР;

Применения методов контроля, проверки, анализа и оценки учебной и художественно-творческой деятельности в условиях школьного и дополнительного образования;

- организации и проведения конкурсов, олимпиад, выставок детской художественно-творческой деятельности.

На испытании предоставляется право в качестве справочной использовать следующую литературу:

1. Школьные программы по изобразительному искусству и черчению, программы кружков и факультативов в области художественно-творческой и декоративно-прикладной деятельности для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

2. Базовые программы для специальности 1-03 01 06 Изобразительное искусство и черчение. Дополнительная специальность (1-03 01 06- Изобразительное искусство и черчение. Народные художественные промыслы) по учебным дисциплинам: «Теория и методика обучения изобразительному искусству», «Теория и методика обучения черчению», «Народные художественные ремесла», «Методика обучения народным художественным ремеслам».



3. Программа государственного экзамена первой ступени высшего образования «Теория и методика преподавания специальных дисциплин».

При ответе возможно описание опыта преподавателей вуза и учителей средних школ, руководителей кружков, студий, факультативов, а также анализ собственного опыта работы с детьми, приобретенного в период педагогических практик.

В процессе устного ответа абитуриенты в магистратуру должны показать точность формулировок и определений, глубину знаний и гибкость мышления в области теории и методики преподавания изобразительного искусства и черчения, а также истории, теории и технологии НХР.

ЧАСТЬ I

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Тема 1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Теория и методика обучения изобразительному искусству как наука и как учебная дисциплина. Объект, предмет, задачи дисциплины, связь ее с другими учебными курсами.

Теоретические основы обучения изобразительному искусству, базовые понятия методики преподавания: процесс обучения изобразительному искусству, его сущность, направленность и структура; содержание и закономерности художественно-эстетического образования; развивающий потенциал культурной среды; средства обучения.

Теория и практическая деятельность – взаимосвязанные условия обучения изобразительному искусству.

Учитель изобразительного искусства как художник и педагог; структура деятельности учителя изобразительного искусства.

Методы и этапы научного исследования в методике обучения изобразительному искусству.

Тема 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИСТОРИЯ МЕТОДОВ

ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В ЗАРУБЕЖНЫХ ШКОЛАХ

Методы обучения рисованию в Древнем Египте, понятие канона пропорций, копирование образцов.

Методы обучения рисованию в Древней Греции. Учение Поликлета о пропорциях. Сикионская школа рисунка (Эвпомп, Памфил). Художественное образование в Древнем Риме.

Рисование в Средние века. Сложение теоретических основ рисования в эпоху Возрождения (теоретические обобщения и рекомендации Леон Батиста Альберти и Леонардо да Винчи; метод обобщенной формы Альбрехта Дюрера; Ченнино Ченнини; учения о перспективе).

Тема 3. СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

Особенности академической системы художественного образования в XVII веке. Теория и методы преподавания рисования в XVIII (Иоганн Даниил Прейслер) и первой половине XIX века (копировальный метод;

упражнения Иосифа Шмидта; методика Александра и Фердинанда Дюпюи;

метод элементарных форм Гальяра; геометральный метод Петра Шмидта; К.

Солдан). Рисование в школах Песталоцци. Геометральный и натуральный методы обучения рисунку, их представители и последователи.

Теория художественного образования и методы обучения изобразительной грамоте во второй половине XIX и в XX веке.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Обучение изобразительной деятельности в России в X-XVIII веках.

Система обучения в Русской Академии художеств (И.И. Шувалов, А.П.

Лосенко, В.К. Шебуев).

Теория и методы преподавания рисования в первой половине XIX века (система И.Д. Прейслера; методика П.П. Чистякова) Теория и методы преподавания рисования в начале XX века (Д.Н. Кардовский, А.П.

Сапожников).

Становление Советской школы изобразительного искусства и методы его преподавания (А.В. Бакушинский, П.Ф. Павлинов, А.А. Дейнека, Н.П.

Крымов). Развитие советской педагогики изобразительного искусства (М.В.

Алпатов, Н.Н. Волков, А.М. Лапатев, А.М. Юон, Г.В. Лабунская, В.Н.

Шацкая и др.).

Системы современного художественно-эстетического образования (Б.М Неменский, В.С. Кузин, Б.П. Юсов) Методический опыт ведущих педагогов (А.А. Мелик-Пашаев, Е.С. Медкова, Н.Н. Ростовцев, Ю.А. Полуянов, Н.В.

Гросул, И.Б. Ветрова, Н.Д. Минц, В.Н. Данилов и др.).

РАЗДЕЛ 2 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Тема 5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

ИСКУССТВУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Концепция художественно-эстетического образования в школах Беларуси.

Образовательный стандарт учебного курса «Изобразительное искусство».

Изобразительное искусство как предмет изучения, средство обучения, воспитания и развития личности. Место и значение изобразительного искусства в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников.

общеобразовательных школ. Цели и задачи школьного курса и кружковой работы по изобразительному искусству.

Тема 6. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО КУРСА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО

ИЗОБРАЗИТЕЛНОМУ ИСКУССТВУ

Базовое содержание образования по изобразительному искусству и требования к подготовке учащихся: представления, знания, умения, навыки в начальной и средней школе.

Основные содержательные линии художественного образования: роль и значение изобразительного искусства; виды и жанры ИЗО, их выразительные средства и художественный язык; особенности станкового и монументального искусства; композиция, колорит, объем и пространство, материалы и техники в изобразительном искусстве; народное и декоративноприкладное искусство; архитектура и синтез искусств; дизайн и его роль в современной жизни; изобразительное искусство Беларуси и народов мира;

выдающиеся памятники национального и мирового искусства.

Программа по изобразительному искусству как документ, определяющий цели, содержание и последовательность изучения предмета. Разделы программы, структура и содержание. Примерное календарно-тематическое планирование в образовательных программе по изобразительному искусству.

Виды деятельности на уроках. Восприятие действительности и искусства.

Виды практической художественно-творческой деятельности: изображение на плоскости, лепка, декоративно-прикладная деятельность, дизайн.

Основные учебные проблемы курса изобразительного искусства:

композиция, пространство, цвет, форма, пропорции, конструкция; их отражение в школьной программе.

Требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства.

Моделирование программ по изобразительному искусству в условиях дополнительного образования. Педагогическое проектирование, основные подходы к конструированию учебного материала.

Тема 7. ДЕТСКИЙ РИСУНОК КАК ФЕНОМЕН Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта (В.С. Мухина) и как средство диагностики развития (Л.А. Венгер).

Периодизация детского рисунка и возрастные закономерности творческого развития (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская).

Выразительность и изобразительная грамотность в детском рисунке как критерии его оценки. Образная и техническая выразительность рисунка.

Взаимосвязь изобразительной грамотности и дидактических задач в процессе обучения.

Детские изобразительные штампы, их разновидности и пути преодоления.

РАЗДЕЛ 3 ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Тема 8. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования. Организация, формы, методы и приемы обучения, их классификация.

Общедидактические и специфические принципы обучения изобразительному искусству, их реализация в художественно-эстетическом образовании школьников.

Тема 9. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ

Систематизация содержания обучения изобразительному искусству через виды занятий (Н.Н. Ростовцев). Систематизация содержания обучения изобразительному искусству через виды рисования (В.С. Кузин).

систематизация содержания обучения изобразительному искусству через группы основных учебных проблем (Б.П. Юсов, Н.Д. Минц, В.Н. Данилов) Методика организации и проведения уроков восприятия произведений изобразительного искусства и эстетического восприятия действительности.

Методика организации и проведения уроков тематического рисования, их учебные цели и задачи, применение межпредметных связей.

Специфика организации уроков рисования с натуры, их дидактические задачи.

Особенности проведения уроков декоративно-прикладной деятельности;

их учебные цели и задачи.

Тема 10. ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Формирование художественно-практических умений и навыков, развитие опыта художественно-творческой деятельности школьников.

Коллективные, групповые, индивидуальные задания по изобразительному искусству. Классификация заданий по видам деятельности и дидактическим задачам.

Упражнения на занятиях по изобразительному искусству, их содержание, виды и типы.

Тема 11. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Разнообразие средств обучения изобразительному искусству, их классификация и особенности: вербально-информационные, наглядные, аудиовизуальные, технические, и их разновидности. Дидактический комплекс.

Наглядность и наглядные пособия на уроках изобразительного искусства, их классификация и методика использования. Содержание и назначение натурного фонда.

Педагогический рисунок как средство обучения изобразительному искусству; его роль и значение в профессиональной деятельности учителя.

Применение технических средств обучения и новых информационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству.

Тема 12. МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

ИСКУССТВУ

Кабинет изобразительного искусства в школе, его учебно-материальная и техническая база, методическое и дидактическое обеспечение.

Учебно-творческие мастерские в условиях специального и дополнительного художественного образования, их оборудование.

РАЗДЕЛ 4 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Тема 13. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Особенности уроков изобразительного искусства, требования к ним.

Основные структурные компоненты урока.

Типы уроков изобразительного искусства: уроки-экскурсии, урокибеседы, уроки-практикумы, т.д. Комбинированные уроки. Жанровый подход к уроку. Педагогическая драматургия урока изобразительного искусства.

Воспитательные возможности урока изобразительного искусства.

Формы организации учебной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства: индивидуальная, групповая, коллективная и др.

РУКОВОДИТЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Подготовка учителя к уроку изобразительного искусства, занятиям по художественно-творческой деятельности. Сущность и этапы педагогического проектирования. Виды планирования учебного материала по изобразительному искусству. Разработка планов-конспектов уроков.

Психолого-педагогические ситуации урока изобразительного искусства.

Педагогические стереотипы в процессе обучения: академические, технические, индивидуальные, ситуативные. Анализ урока изобразительного искусства.

Учет и контроль успеваемости школьников. Современные подходы к оценке художественно-творческой деятельности учеников. Безотметочное обучение и система контроля знаний по изобразительному искусству.

Детское художественное и декоративно-прикладное творчество, его возрастные особенности и анализ. Организация конкурсов, олимпиад и выставочной деятельности.

Тема 15. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

ИСКУССТВУ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кружки и курсы по выбору, факультативные занятия по изобразительному искусству: организация и методика проведения. Формы и специфика внеурочной деятельности по ИЗО: экскурсии, беседы, лекции, доклады, кинофильмы, тематические вечера, конференции. Критерии эффективности дополнительной работы по изобразительному искусству.

Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся.

Организация и проведение выставок детского творчества.

Особенности организации и формы работы по изобразительному искусству в условиях дополнительного образования. Проведение олимпиад и конкурсов детского художественного и декоративно-прикладного творчества.

Профильная художественно-творческая подготовка учащихся и особенности ее организации: детские художественные школы и студии, центры и дома творчества.

ЧАСТЬ II

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ

Тема 1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ Методы устного изложения материала (рассказ, объяснение, беседа и др.) Методы закрепления изученного материала. Методы самостоятельной работы учащихся. Метод моделирования и конструирования.

Тема 2. ПРОБЛЕМНОЕ И ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Преимущества использования проблемного обучения. Проблемное задание. Особенности программированного обучения.

Тема 3. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ

Уровни познавательной активности. Средства активизации учебнопознавательной деятельности учащихся.

Тема 4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ЧЕРЧЕНИЮ

Урок как элемент учебно-воспитательного процесса. Типы и структуры уроков. Современные требования к уроку черчения. Учитель в процессе обучения черчения. Планирование учебной работы и подготовка учителя к уроку. Учет успеваемости и проверка знаний, умений и навыков учащихся.

Тема 5. КАБИНЕТ ЧЕРЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Оборудование кабинета. Технические средства обучения черчению и наглядные пособия. Учебник черчения.

Тема 6. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ЧЕРТЕЖИ В СИСТЕМЕ

ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ»

Способы проецирования. Прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Местные виды.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЕ»

Деление отрезка, угла, окружности. Сопряжение. Лекальные кривые.

Построение уклона и конусности.

Тема 8. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ

ПРОЕКЦИИ»

Построение аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции плоских фигур. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.

Тема 9. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ»

Формирование понятий о сечениях и разрезах. Назначение сечений и разрезов. Правила выполнения сечений и разрезов. Соединение вида и разреза.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ»

Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Порядок построения изображений на чертежах.

Тема 11. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ»

Изображение и обозначение резьбы. Разъемные и неразъемные соединения, используемые в машиностроении. Порядок чтения и деталирования сборочных чертежей.

Тема 12. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЕЖИ»

Особенности строительных чертежей. Чертежи планов, фасадов и разрезов зданий. Чтение строительных чертежей.

ЧАСТЬ III

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ

С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ И ПРОМЫСЛОВ

Тема 1. РОСПИСЬ ПО ТКАНИ История возникновения и развития росписи по ткани. Способы декорирования ткани у древних народов. Используемые материалы и приемы. Особенности закрепления красителя горячим воском. Технология декорирования ткани холодным способом. Узелковый батик и его разновидности. Технологические приемы в технике «Бандан».

Коптские ткани: характеристика и особенности. Особенности декорирования ткани у народов Индии, Японии, Индонезии.

Тема 2. РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО Возникновение шпалеры. Характеристика ранних германских безворсовых ковров. Фландрийская шпалера. Анжеры и их сюжеты.

Мильфлеры и вердюры, их характерные особенности. Шпалеры ХVII века.

Особенности гобелена ХVII и ХIХ в. Характеристика французской шпалеры начала ХХ века. Французская «ассоциация гобеленщиков - картюньеров».

Особенности французского гобелена середины ХХ века.

Эксперементы в технике «гобелен» в начале ХХ века в «Баухауз» и русскими художниками – модернистами. Развитие гобелена в скандинавских странах, Польше, Чехословакии, Прибалтике в 50–х годах ХХ века.

Особенности гобелена в 60-х годах ХХ века. Характеристика гобелена 70-х годов ХХ века. Тенденции развития гобелена в 80-е годы ХХ века.

Минигобелен. Современный гобелен.

Технология изготовления гобелена.

Тема 3. ВЫРЕЗКИ ИЗ БУМАГИ. ВЫТИНАНКА Вырезки Древнего Китая: назначение, сюжеты, технология. Бумажные силуэты Франции: основоположник, тематика, применение. Бумажные силуэты России. Русские художники, работавшие в этой технике.

Вытинанка. Разновидности вытинанки и её функциональное назначение.

Основные причины появления вытинанки в Беларуси. Сюжеты белорусской вытинанки. Основные виды симметрии применяемые в белорусской вытинанке.

Технология выполнения вырезок из бумаги.

Тема 4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА СОЛОМЫ Предпосылки возникновения художественной обработки соломы злаковых растений у древних народов мира. Назначение традиционных изделий из соломы. Классификация изделий из соломы и их назначение.

Функциональное применение утилитарных предметов из соломы. Обрядовые атрибуты, выполненные из соломы.

Подготовка соломы к работе и основные виды плетения.

Тема 5. ВЫШИВКА История возникновения вышивки как вида народных художественных ремёсел. Разновидности вышивки. Орнамент: назначение и его классификация.

Языческие символы в белорусском орнаменте. «Язык» белорусского орнамента. Образы урожая и образ матери в белорусском орнаменте. Образы праздников в орнаменте белорусов. Характеристика типичной для Беларуси вышивки. Региональные особенности белорусской вышивки.

Тема 6. ГОНЧАРСТВО Возникновение и развитие гончарства. Характерные особенности формы и декора керамических изделий от эпохи неолита до ХХI века. Влияние социальных, экономических и политических факторов на формообразование гончарных изделий.

Традиционные формы керамических изделий на Беларуси. Классификация основных видов изделий гончарного ремесла на территории Беларуси.

Влияние функции на формообразование гончарных изделий. Характеристика пропорциональных и пластических особенностей формы белорусских гончарных изделий. Региональные особенности формы гончарных изделий.

Народные традиции в технике и технологии гончарства. Характеристика керамического сырья на территории Беларуси. Приемы заготовки сырья, подготовки глины к работе, технология формовки, сушки, обжига.

Основные центры гончарного ремесла в Беларуси. Сравнительная характеристика основных центров гончарного ремесла в Беларуси. Время возникновения, расцвета и современное состояние ремесла. Характерные стилистические признаки в формообразовании и декорировании белорусских гончарных изделий.

РАЗДЕЛ 2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ НХР И ПРОМЫСЛОВ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛАХ,

ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯ

Тема 7. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ НХР КАК НАУКА

Предмет и задачи методики преподавания народных художественных ремёсел. Связь с другими науками: этнография, педагогика, психология, история.

Особенности реализации общедидактических принципов в преподавании НХР: принцип научности, принцип активности и сознательности, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности и посильности, принцип наглядности.

Тема 8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НХР

Методы обучения народным художественным ремёслам. Методы, определяемые по источникам информации; методы, определяемые по видам деятельности учащихся; методы, определяемые по способам управления деятельностью учащихся.

Тема 9. ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ НХР И ПРОМЫСЛОВ Современные требования к урокам НХР. Типы уроков НХР.

Структура урока НХР. Виды деятельности на уроках НХР. Содержание уроков по НХР.

Тема 10. УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ НА УРОКАХ НХР Систематичность оценки деятельности учащихся. Виды учёта успеваемости на занятиях НХР: предварительный учет успеваемости, текущий учет и его разновидности, четвертной учет успеваемости, итоговый учет успеваемости учащихся. Критерии оценки.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НХР

Роль педагога на уроках НХР. Организация сотрудничества и сотворчества на занятиях НХР. Роль учителя в развитии эстетического вкуса у учащихся на занятиях НХР. Специфика обучения НХР. Календарнотематическое планирование занятий по НХР и промыслам. Подготовка учителя к занятиям по НХР и промыслам. Использование инновационных технологий в организации и проведении занятий по НХР и промыслам.

ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НХР

Цели и задачи внеклассной деятельности по НХР. Виды и формы внеклассной деятельности по НХР. Кружок по НХР: задачи, содержание занятий в кружке. Виды экскурсий по НХР: цели и задачи; организация экскурсий и методика их проведения. Беседы, лекции, доклады по НХР:

тематика, методика подготовки и проведения. Кинофильмы и видеофильмы о НХР.

Домашняя творческая деятельность учащихся.

Организация и проведение выставок детских работ.

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЛИТЕРАТУРА

по теории и методике обучения изобразительному искусству 1 Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С. В. Аранова – СПб. : КАРО, 2004. – с. : ил.

2 Булавко, В.И. Наглядные средства обучения в преподавании изобразительного искусства: учебно-методическое пособие / В.И. Булавко. – 2-е изд., доп. и перераб. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.

Машерова», 2005. – 189 с.

3 Власов, В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. : в 8 т. / В.Г. Власов – СПб. : ЛИТА, 2001.

4 Диченская, Е.А. Дидактические потенциал жанров изобразительного искусства: учебно-методическое пособие / Е.А. Диченская: Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2011. – 126 с.

5 Изобразительное искусство в начальных классах / Б. П. Юсов и др. / под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. – Минск: 1986. – 167 с.

6 Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник / В.С. Кузин – М. : 1998. – 336 с.

7 Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Как оценивать художественное развитие ребенка? // Искусство в школе. – 2002, № 6. – С. 3-7.

8 Методика преподавания изобразительного искусства. Темы 1, 2, 3:

Практикум для студентов III-IV курсов художественно-графического факультета / авт.-сост. С.А. Волканова. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2002. – 43 с.

9 Методика преподавания изобразительного искусства. Темы 4, 5, 6:

практикум для студентов III-IV курсов художественно-графического факультета / авт.-сост. С.А. Волканова. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2004. – 64 с.

10 Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Н.Н. Ростовцев – М. : АГАР, 1998. – 256 с., ил.

11 Словарь-справочник по методике преподавания изобразительного искусства / авт.-сост. С.А. Волканова. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им.

П. М. Машерова», 2004. – 57 с.

12 Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5- кл.: В 4 ч. / Н.М. Сокольникова – Обнинск: Титул, 1996.

13 Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова – М. : 1999. – 368 с.

14 Сурина, М.О., Сурин, А.А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна» / М.О.

Сурина, А.А. Сурин – М. : ИКЦ «МарТ». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 352 с.

15 Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Изобразительное искусство I-V класс». – Минск, НИО, 2009.

ЛИТЕРАТУРА

1 Вiнаградаў В.Н. Чарчэнне. Тэхнiчная графiка. Падручнiк для агульнаадукацыйнай школы. – Мн., 1997.

2 Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Рабочая тетрадь по черчению для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. – М., 1999.

3 Држевецкий В.В. Основы начертательной геометрии и проекционного черчения. – Мн., 2000. – 109 с.

4 Катханова Ю. Ф., Корзинова Е.И. Техническая графика. – М., 1992. – 5 Коваленко Л. Н. Черчение с увлечением. – Мн., 2004. – 235 с.

6 Кучкова Т. В. Черчение. Разрезы. Рабочая тетрадь №6. - М., 2003. – 78 с.

7 Марченко г.и. Сборник заданий по курсу проекционного черчения. Мн., 2000. – 246 с.

8 Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение 7-9 классы. Рабочая тетрадь №1. - М., 2000.

9 Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение 7-9 классы. Рабочая тетрадь №2. – М., 2000.

10 Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение 7-9 классы. Рабочая тетрадь №3. – М., 2001. – 110 с.

11 Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение 7-9 классы. Рабочая тетрадь №4. – М., 2001. – 104 с.

12 Преображенская Н.Г. Черчение. Аксонометрические проекции. Рабочая тетрадь №4. – М., 2003. –- 37 с.

13 Преображенская Н.Г. Черчение. Архитектурно-строительное черчение.

Рабочая тетрадь №9. – М., 2003. –- 71 с.

14 Преображенская Н.Г. Черчение. Геометрические построения. Рабочая тетрадь №2. – М., 2003. – 20 с.

15 Преображенская Н.Г. Черчение. Основные правила оформления чертежей. Построение чертежа "плоской" детали. Рабочая тетрадь №1. – М., 2003. – 44 с.

16 Преображенская Н.Г. Черчение. Прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа. Рабочая тетрадь №3. – М., 2003. – 61 с.

17 Преображенская Н.Г. Черчение. Сечения. Рабочая тетрадь №5. – М., 2003. – 58 с.

18 Преображенская Н.Г. Черчение. Чтение и деталирование сборочных чертежей. Рабочая тетрадь №8. – М., 2003. – 87 с.

19 Ройтман И.А. Методика преподавания черчения. – М., 2002. – 240 с.

20 Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Учеб. для уч.-ся 9 кл.

общеобразоват. учреждений. – М., 2003. – 272 с.

ЛИТЕРАТУРА

по методике обучения народным художественным ремеслам 1 Колнышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников:

основы дизайнообразования: учебное пособие / Н.М. Колнышева. – М., 1999.

2 Ласовская, В. П. Методика преподавания трудового обучения: учеб.

программа / В. П. Ласовская, М.Н. Фомина. – Минск, 2001.

3 Методыка выкладання мастацкай працы: метад. дапам. / аут-склад. Л.

Д. Шнітко. – Гродна, 1999.

4 Сахута, Я. М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва:

метад. дапам. / Я.М. Сахута. – 2-е выд. перапрац. і дап. – Минск, 2001. – 5 Сахута, Я. М. Народныя мастацкія рамествы Беларусі / Я. М. Сахута. – 2-е выд. – Минск: Беларусь, 2001. – 168 с.

6 Технология народных ремесел: 5 кл.: эксперим. учебник / А. Ф. Журба [и др.] ; под общ. ред. А. Ф. Журбы. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 1998. – 199 с.

7 Федотов, Г. Я. Глина и керамика / Г.Я. Федотов. – М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 160 с.

8 Федотов, Г. Я. Послушная глина / Г.Я. Федотов. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1997. – 144 с.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ АБИТУРИЕНТОВ,

ПОСТУПАЮЩИХ НА ВТОРУЮ СТУПЕНЬ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

10 баллов заслуживает абитуриент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного программного материала, глубоко усвоивший основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой, разбирающийся в основных научных концепциях по изучаемой дисциплине, проявивший творческие способности и научный подход в понимании и изложении учебного программного материала, ответ отличается богатством и точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично.

9 баллов заслуживает абитуриент, обнаруживший всестороннее, систематическое знание учебного программного материала, глубоко усвоивший основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой, показавший систематический характер знаний по дисциплине, а также способность к их самостоятельному пополнению, ответ отличается точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично.

8 баллов заслуживает абитуриент, обнаруживший полное знание учебнопрограммного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, показавший систематический характер знаний по дисциплине, а также способность к их самостоятельному пополнению.

7 баллов заслуживает абитуриент, обнаруживший достаточно полное знание учебно-программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, показавший систематический характер знаний по дисциплине, а также способность к их самостоятельному пополнению.

6 баллов заслуживает абитуриент, обнаруживший достаточно полное знание программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, показавший систематический характер знаний по дисциплине.

5 баллов заслуживает абитуриент, обнаруживший знание основного программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, однако допустивший некоторые погрешности в ответе на экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для их самостоятельного устранения.

4 балла заслуживает абитуриент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, однако допустивший некоторые погрешности в ответе на экзамене.

3 балла заслуживает абитуриент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, однако допустивший погрешности в ответе на экзамене.

2 балла выставляется абитуриент, обнаружившему пробелы в знаниях или отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала, допускающему существенные ошибки при ответе.

1 балл – отсутствие ответа (отказ от ответа, представленный ответ полностью не по существу содержащихся в экзаменационном задании вопросов).

Похожие работы:

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Алтайский государственный университет Исторический факультет ПРОГРАММА государственного экзамена по направлению 030700.62 Международные отношения ИЗДАТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Барнаул 2009 Составители: О.А. Аршинцева, А.М. Бетмакаев, О.Ю. Курныкин, Л.В. Монина, Ю.Г. Чернышов (отв. редактор) Программа государственного экзамена составлена коллективом преподавателей кафедры...»

«ПРАВИЛА ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ МИКРОГОРОД В ЛЕСУ Принимая участие в Программе лояльности Микрогород В лесу, Участники полностью соглашаются в настоящими правилами (далее – Правила). 1. Термины и определения 1.1. В настоящих Правилах термины, написанные с заглавной буквы, имеют следующие значения: Программа лояльности Микрогород В лесу по предоставлению Участниками Программы Клиентам Программа Скидок и/или Привилегий при покупке/оплате ими товаров/услуг у Участника Программы. Общество с...»

«ГБОУ ООШ с.Старосемейкино Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на методическом объединении Заместитель директора по УВР Директор ГБОУ ООШ с.Старосемейкино протокол № _ Т.М.Скичкова _ Г.П.Харыбина от _ 2012 г. 2012 г. 2012 г. Рабочая программа учебного курса по истории России для 9 классов Харыбин А.Н. учителя истории и обществознания. 2012 г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы История России 6-9 кл. А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной. – М.: Просвещение, 2009....»

«АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЗАРНОСЫЗГАНСКИЙ РАЙОН ПОСТАНОВЛЕНИЕ 02.08.2010г. 164-П № Экз. № _ р.п. Базарный Сызган Об утверждении Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства муниципального образования Базарносызганский район на открытие собственного дела (в ред. Постановлений администрации муниципального образования Базарносызганский район № 208-П от 01.09.2010г., № 243-П от 18.08.2011г.) В целях практической реализации механизмов...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сыктывкарский государственный университет Финансово-экономический факультет Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080100 – Экономика Направление утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 Магистерская программа Корпоративные финансы Квалификация (степень)...»

«ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА VII Международного Кулинарного Салона Евразия 3-5 сентября 2013 г., г. Екатеринбург, МВЦ Екатеринбург-Экспо, Бульвар Экспо, 2 ДАТА И ВРЕМЯ ТЕМА СПИКЕРЫ ОПИСАНИЕ Конференц-зал №1 Семинары-практикумы, круглые столы Организаторы: Семинар-практикум Опыт обслуживания гостей Универсиады-2013 3 сентября Максим Беляев, г. Москва Организация кейтеринга на (Управляющий компании Беляев 11.00-12.45 Кейтеринг) крупных мероприятиях Конференц-зал № Семинар Технологии на службе ресторана...»

«ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ПРОЕКТАХ ШЕЛЬФОВОЙ ТЕХНИКИ В.И. Таровик, Н.А. Вальдман, С.В. Вербицкий А.Д. Зимин, Ю.И.Обидин ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское ш., д. 44 ВВЕДЕНИЕ В рамках Федеральной целевой программы Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы разрабатываются концептуальные проекты морских плавучих сооружений и судов технологического флота, предназначенных для использования при освоении и эксплуатации морских арктических шельфовых...»

«КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 79 П. КОШУРНИКОВО УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УПР _И.Ф. Копнина _20г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. Экономические и правовые основы производственной деятельности. Профессия 260807.01 Повар, кондитер Нормативный срок обучения – 2 года и 5 мес. на базе основного общего образования 1 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...»

«Реализация функции инвентаризации фондов и технологии RFID в АБИС РУСЛАН RUSLAN Automated Library and Information System for Implementation of Stock-Taking and RFID Technology В. С. Рябев, Д. Н. Сова ООО Балтиксофт, Санкт-Петербург, Россия Valery Ryabev and Dmitry Sova Balticsoft Open Joint Stock Company, St. Petersburg, Russia В докладе излагаются подходы разработчиков к реализации новой функции автоматизированной инвентаризации фондов, а также поддержки в модулях системы РУСЛАН технологии...»

«Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежский государственный университет инженерных технологий УТВЕРЖДАЮ Д р о р е к т о р по научной и $ной деятельности., профессор ^.Т-Антипов 2014 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ по направлениям подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре Воронеж Программа составлена на основании федеральных государственных образовательных...»

«ЭКОЛОГИЯ ВЛАДИМИРСКОГО РЕГИОНА Сборник материалов II юбилейной научно-практической конференции Владимирский государственный университет Владимирский государственный университет Владимир 2008 г. Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение ВПО Владимирский государственный университет Инновационная образовательная программа ЭКОЛОГИЯ ВЛАДИМИРСКОГО РЕГИОНА Сборник материалов II юбилейной научно-практической конференции Под общей редакцией профессора Т.А....»

«Министерство образования и наук и РФ Международная Академия наук экологии, безопасности человека и природы Южный федеральный университет Северо-Кавказское региональное отделение МАНЭБ Администрация города Таганрога 7­я Всероссийская научная конференция ЭКОЛОГИЯ 2013 – МОРЕ И ЧЕЛОВЕК ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ Таганрог, Россия 25-28 сентября, 2013 2 Оргкомитет конференции – д.т.н., профессор, президент Рогалев Виктор Антонович МАНЭБ (Санкт-Петербург) – сопредседатель – д.э.н., профессор, ректор...»

«Министерство образования Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации _ В.Д. Шадриков “10” марта 2000 г. Регистрационный номер 28 тех/маг ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление 551100 Проектирование и технология электронных средств Степень (квалификация) – магистр техники и технологии Вводится с момента утверждения Москва, 2000 г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 1. Проектирование и технология...»

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Ректор БГУ С3 АблЧейко ‘,2О13г (/баз РегистрационнтУЛУчебная программа вступительного экзамена в магистратуру для специальностей 1-31 81 06 Веб-программирование и интернет-технологии 1-31 81 07 Математическое и программное обеспечение мобильных устройств 2013 2 СОСТАВИТЕЛИ: В.Г. Кротов, заведующий кафедрой теории функций, доктор физ.-мат. наук, про фессор; В.С. Романчик, заведующий кафедрой веб-технологий и компьютерного модели рования,...»

«Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена Факультет социальных наук ПРОГРАММА вступительного испытания в магистратуру по дисциплине АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ по направлению 46.04.01 История магистерские программы: История России, Всеобщая история квалификация (степень) магистр Санкт-Петербург 2014 Структура вступительного испытания Цель и задачи вступительного испытания: выявить уровень овладения абитуриентами универсальными и профессиональными компетенциями...»

«Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060201 – Стоматология С.1. ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ Аннотация рабочей программы дисциплины Философия, биоэтика Цель изучения Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, дисциплины стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его...»

«1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Основная профессиональная образовательная программа высшего образования (ОПОП ВО) специалитета, реализуемая вузом по специальности036401 Таможенное дело. 1.2 Нормативные документы для разработки ОПОП ВО по специальности _036401 Таможенное дело. 1.3 Общая характеристика вузовской ОПОП ВО специалитета 1.4 Требования к абитуриенту 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО...»

«АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базового подготовки по специальности среднего профессионального образования 120714 Земельно-имущественные отношения В соответствии с основной профессиональной программой базового подготовки по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения профессиональный цикл включает следующие профессиональные модули (далее – ПМ) и соответствующие им...»

«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА (ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева) СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ПРОГРАММА 64-й МЕЖДУНАРОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ФАКУЛЬТЕТ САДОВОДСТВА И ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ 15-18 марта 2011 г. МОСКВА 2011 УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Приглашаем Вас принять участие в работе 64-й Международной студенческой научной конференции факультета садоводства и ландшафтной...»

«Тамбовская область Тамбовский район МОУ Новолядинская сош ТАМБОВОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ РОДНОЙ И ЛЮБИМЫЙ КРАЙ Край мой тамбовский Смольные сосны, Край мой отцовский, Юные весны. Воздух тамбовский, Светлые реки. Край мой отцовский, Твой я навеки. И. Шамов Составил учитель русского языка и литературы Шепенева Е.В. - 2005 – Пояснительная записка Программа элективного курса Родной и любимый край рассчитана на учащихся 9-11 классов. Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать...»