Окаменевшая Зоя: религиозный миф или реальное чудо стояния.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах Стояние зои карнауховой фильм

Вкратце случилось вот что: девушка, дерзнувшая танцевать с иконой Николая Чудотворца, окаменела. Врач, приехавшая по вызову, попыталась сделать Зое укол, но не смогла — игла гнулась. Наутро рядом с домом 84 на Чкаловской улице уже толпился народ.

Свистящее дыхание

В городе и сегодня немало жителей помнят те события. «Мне было в 1956 г. 14 лет , — рассказывает Татьяна Фатеева . — Мы жили в 10 минутах ходьбы от дома на Чкалов-ской. Одноклассники хотели проникнуть в дом с задних дворов. Но оказалось, что и там дежурили милиционеры. И это ещё больше подхлёстывало народ. Ведь если нет никакого чуда, то зачем дом охранять? Милиционеров не хватало, их собирали со всей области. Моя соседка Антонина рассказывала, что из их родного села Августовки (Самарская обл.) милиционера тоже вызвали в Самару (тогда город назывался Куйбышев. — Ред.) на дежурст-во. Когда он вернулся, его замучили расспросами. А он говорить не имел права. Вместо этого снял с себя фуражку, и все увидели, что у молодого парня голова седая ».

В городе из уст в уста пересказывали обстоятельства произошедшего. Молодая работница трубочного завода им. Масленникова Зоя Карнаухова вместе со знакомыми праздновала Новый год. Весь вечер она прождала своего кавалера Николая , который так и не пришёл. Когда пары стали танцевать, Зоя с досады сняла со стены икону святителя Николая со словами: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», не слушая подруг, которые советовали не совершать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», — бросила девушка. Почти сразу же раздался гром, и Зоя с прижатой к груди иконой словно окаменела. Стояла посреди комнаты, как мраморная статуя.

Тот самый дом на Чкаловской улице. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

«Той зимней ночью над Самарой действительно грянул гром , — продолжает Татьяна Фатеева. — Моя старшая коллега по работе Валентина Константиновна Сурва рассказывала, что в 1956 г. была на ночном дежурстве на узле связи. И, когда загромыхал гром и небо озарила молния, их начальник удивился: «Что это Илия Пророк лето с зимой перепутал?! »

Сарафанное радио разнесло историю о стоянии Зои по всей стране. Вот что рассказал «АиФ» старец Илий (схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник патриарха Кирилла ): «Летом 1956 г. я плыл из г. Камышина (Волгоградская обл.) в Саратов поступать в духовную семинарию. Об истории Зои к тому времени знал. Много разговоров шло. А на пароходе встретил двух женщин, они были из Куйбышева и под впечатлением тех событий. Рассказали, что их знакомый дал милиционерам, охранявшим дом, денег. И прошёл. И убедился, что Зоя стояла. Свидетелей много было. Это факт неоспоримый ».

«Я общался с женщиной, которая собственными глазами видела окаменевшую девушку , — рассказывает “АиФ” прото-иерей Николай Агафонов, писатель, автор повести “Стояние” . — В оцеплении стоял родной брат её подруги. В одно из ночных дежурств он пропустил их в дом. Они увидели фигуру, накрытую простынёй. И звук был такой свистящий. Видимо, это было дыхание Зои. Девушек сковал ужас, и они выбежали на улицу». Жители Самары вспоминали, что ночами Зоя страшно кричала: «Молитесь! В грехах погибаем! »

Отец Серафим (Звягин), взявший икону из рук Зои. Фото 1955 г. Фото: Фото из книги / «Отец духовный Серафим»

Рассказ отца Серафима

На Рождество в дом пропустили священника. Он отслужил молебен и смог взять из рук Зои икону Николая Чудотворца. Батюшка сказал, что надо ждать знамения на Пасху. Второй визит случился на Благовещение. «Бабушка была на Чкаловской, рассказала: к охране подходил благообразный старец, и, что удивительно, его пропустили в дом ». Позже новость обрастёт подробностями. Дежурные милиционеры слышали, как он ласково спросил Зою: «Ну что, устала стоять? » А когда старца хотели выпустить, в доме его не оказалось... Все в городе были убеждены, что приходил к Зое сам Николай Чудотворец. Стали говорить, что по молитвам святого Господь её помиловал. На Пасху в 1956 г., после 128 дней стояния, Зоя, чьё имя с греческого переводится как «жизнь», действительно ожила. Перед этим она особенно сильно кричала: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель... » В мышцах девушки появилась мягкость. Её положили. Спрашивали: «Как же ты жила, кто тебя кормил? » — «Голуби, голуби меня кормили... » Случай с Зоей сильно подейст-вовал на жителей города. В Страстную неделю кинотеатры и другие развлекательные заведения Самары были пусты. Многие крестились. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.

Считается, что Зоя умерла на третий день Пасхи. Долгое время оставалось тайной, кто был монах, сумевший взять из её рук икону. Батюшкой оказался отец Серафим (Звягин) . Он служил в сельском храме в Костром-ской обл., а в Самару приехал после того, как ему дважды было повеление от Господа. В 2012 г. за полтора месяца до кончины отец Серафим, на тот момент он был схиархимандритом, рассказал: «Нас арестовали, пытали ». Указывая на свой лоб и глаза, продолжил: «Отметины на всю жизнь. Вспоминать и то страшно! » Следователи добивались, чтобы священник объявил, что никакого чуда не было. Говорили: «Ты молодой, зачем тебе всё это надо? » Батюшка отказался врать. Тогда с него взяли расписку о неразглашении на 50 лет.

«Подробности этого чуда можно было бы узнать из папок, которые хранились в КГБ , — рассказал “АиФ” журналист Андрей Караулов . — Знаю людей, которые видели документы по делу “стояния Зои”, и там было указано, что папок в деле три ».

Памятник Николаю Чудотворцу - в память о громком чуде 1956 г. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

Дом 84 на Чкаловской сохранился. Последние жильцы съехали оттуда после недавнего пожара, сейчас здание заколочено и пребывает в запустении. Зато рядом установлен и освящён памятник святителю Николаю. И сегодня люди специально приезжают помолиться на место, где святой совершил чудо, которое даже в годы госатеизма многих привело к Богу.

Это такой православный триллер: по легенде, 31 декабря 1955 года в доме № 84 по улице Чкалова города Куйбышева (нынешняя Самара) собралась компания молодежи. Всё как положено: выпивали, танцевали, веселились. Одна из приглашенных девушек - работница трубного завода Зоя Карнаухова, ждала в этот вечер своего нового знакомого Николая. С парнем они познакомились совсем недавно, но он успел приглянуться девушке. Но Николай всё не шел и не шел, а Зоя расстраивалась. «А чего ты не танцуешь? Брось ты, не придет твой Коля!» - решили поддержать Зою подружки, на что та разозлилась, вскочила с места и, сняв с полки икону Николая Чудотворца, начала танцевать с ней. Мол, раз мой Коля не пришел, потанцую хоть с этим.

nikola-ygodnik.narod.ru

Остальным гостям якобы в этот момент стало не по себе, и они потребовали вернуть образ на место. «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу, продолжая танец отчаявшейся женщины. Через несколько минут в доме вдруг раздался шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая как снег, прижав икону к груди. Ноги ее приросли к полу, глаза не моргали, дыхания тоже не было слышно. Но сердце билось.

Nikola-ygodnik.narod.ru

Друзья Зои сначала попытались снять икону у девушки из рук, но это не получилось. Испугавшись, те позвонили в «скорую». В медицинской бригаде, приехавшей на вызов, была Анна Калашникова, чей родственник - а по стечению обстоятельств еще и священник Виталий Калашников - теперь рассказывает подробности самарской мистерии, свидетелем которой он косвенно стал:

Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом скорой помощи. В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на «скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году.

Руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев говорит, что воспоминания Калашниковой считаются, по сути, единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то странное. Все те «свидетельства», которые стали известны позднее, больше напоминают народный фольклор. Например, рассказ некой бабушки, которая пыталась выведать у молодого милиционера, действительно ли в таинственном доме стоит каменная девушка. Тот якобы прямо отвечать отказался, но потом просто молча снял головной убор и показал бабуле абсолютно седую голову. За одну ночь дежурства, мол, так поседел.

Именно мне архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен стояния Зои, результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тысяч экземпляров. В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город - многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

Действительно, слух об окаменевшей девушке быстро распространился по Куйбышеву. Рядом с домом по улице Чкалова стал дежурить народ. Хозяйка дома - владелица пивного ларька Клавдия Болонкина - заколотила окна здания досками, а рядом с домом милиция установила круглосуточное оцепление. Соседи Болонкиной рассказывали, что та была женщиной зажиточной и сдавала часть своего дома. В этой-то его части и произошло загадочное событие.

Rusсайт

Правда, скептики и тут сомневаются. Есть версия, что Болонкина просто устала от огромного количества народа у себя перед окнами и заявила в милицию, попросив избавить ее от зевак. А может, предприимчивая женщина решила заработать на людской молве и, нагнав таинственности, заколотила окна дома специально. Ведь очевидцы поговаривали, что Болонкина якобы тайком водила экскурсии в дом - за 10 рублей с человека, что было в те годы суммой приличной. Зеваки, цепенея от ужаса, глядели на женскую фигуру с иконой в руках, стоящую в полумраке. Говорят, на роль Зои Болонкина пригласила свою знакомую и делила с ней заработок. Душераздирающие вопли из дома по ночам: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» - это якобы тоже дело рук Болонкиной и ее сообщников. А милицию на место «паломничества» пришлось отправить городским властям, чтобы без беспорядков и членовредительства обошлось. Картину происходившего в те годы могло бы объяснить дело о стоянии Зои, которое под грифом «Секретно» все эти годы хранилось в областном ГУВД. Но в 1999 году здание управления сильно горело, и архив документов практически полностью был уничтожен.

ic.pics.livejournal.com

Как отреагировали на чудо официальные власти, учитывая, что в Советском Союзе в то время был рассвет атеистических настроений? Была легенда, что в Куйбышев лично приезжал Никита Хрущев, но документальных свидетельств этому нет. В партии отреагировали на весть о чуде злорадно: в КПСС решили, что все эти слухи - провокация, специально подготовленная к областному съезду партии, который должен был скоро случиться. По решению как раз этой партконференции в городской газете «Волжская коммуна» (которая существует, кстати, по сей день) был опубликован фельетон редактора Страхова «Дикий случай», высмеивающий шумиху вокруг якобы случившегося.

vkonline.ru

На самой конференции первый секретарь ОК КПСС Михаил Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос:

Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела - и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…

В партии было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 науч­но-атеистических лекций - это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Сохранились документы, свидетельствующие, что в Страстную неделю город будто вымер, все сидели по домам. А накануне Пасхи ни один житель Куйбышева не явился в клуб «Победа» смотреть кино.

azbyka.ru

Так чем же всё-таки закончилась эта истории? По одной из версий, к Зое, которая на тот момент простояла с иконой в руках уже как 128 дней, под Пасху явился некий «иеромонах Серафим», который освятил комнату и отслужил молебен, а потом снял-таки из рук девицы икону. Зоя же без сил опустилась на стул и долго не могла прийти в себя. Однако и тут все неоднозначно. В то время были широко известны два священнослужителя по имени Серафим. Первый - это Серафим Тяпочкин, архимандрит Русской православной церкви, настоятель Свято-Николаевского храма в посёлке Ракитное Белгородской области.

pravpochta.com

Второй - тогдашний настоятель Петропавловской церкви города Куйбышева Серафим Полоз, который вскоре после описанных событий был осужден за мужеложство - довольно распространенная в те времена статья, с помощью которой расправлялись с неугодными священнослужителями.

blagovest.cofe.ru

Верующих людей также устраивает еще одна версия счастливого исхода этой истории. Согласно народному преданию, Зоя ожила после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова пришел и снова получил отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. Милиционеры якобы слышали, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, но когда его хватились, найти не смогли. Зоя потом ожила и указала на икону: «Он в передний угол ушел».

Что с Зоей Карнауховой было дальше - никто не знает. О дальнейшей ее судьбе рассказывают всякое. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

И вроде бы о той таинственной Зое даже немного подзабыли (за исключением туристов со всего мира, которые регулярно приезжали поглазеть на знаменитый дом), как 12 мая 2014 года здание внезапно сгорело. Местные, по традиции, разделились на два лагеря: одни видят в этом роковой знак и ждут других несчастий, другие же уверены, что дом в историческом центре города сгорел неслучайно и, скорее всего, это дело рук какой-то местной строительной фирмы, которая уже спроектировала в этом районе очередную новостройку.

  • Медики объясняют феномен Зоиного стояния просто: у девушки, по всей видимости, были расстройства психики, и во время танца с ней случился очередной припадок. Кататоническая шизофрения отличается двигательными нарушениями - в частности, при данной форме заболевания может развиваться кататонический ступор, то есть человек буквально может застыть на месте. Но чаще это случается в положении лежа.
  • Подобный случай описан в книге Георгия Гурджиева «Встречи с замечательными людьми». Гурджиев рассказывал там историю, как он видел во время путешествия в какой-то стране обряд колдунов-чёрных магов: одного человека помещали в круг, заранее очерченный, и совершали над ним ритуальные, магические действия: после этого человек не мог самостоятельно выбраться из него. Лишь двое-трое физически крепких мужчин могли вынести этого человека за пределы круга, но в таком случае у него открывалась рвота и начинались конвульсии. Так продолжалось до тех пор, пока человека не затаскивали обратно. Гурджиев описывал, что складывалось впечатление, что какая-то исполинская сила, как магнит, удерживала человека.
  • В мировом искусстве также много параллелей с историей Зои: от гомеровской Медузы Горгоны, одним взглядом превращавшей человека в камень, до «Спящей красавицы» Шарля Перро.
  • В 2009 году режиссер Александр Прошкин снял фильм «Чудо» по мотивам предания о Зое. Главную роль - репортера Николая - играет актер Константин Хабенский.
  • В Самаре поговаривают, что тот самый Николай, которого Зоя не дождалась в тот вечер, кончил плохо: стал преступником и всю жизнь провел в тюрьмах.

Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила. Вот вы все спите, - говорит, - а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит - и ни с места, сама видела! И далее мать говорила нам, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала, - рассказала «Русскому репортеру» Нина Михайловна, дочь врача Калашниковой.

Анна Павловна Калашникова в 1956 году была врачом Скорой помощи в Куйбышеве (ныне Самара) и именно она пыталась оказать первую помощь девушке, окаменевшей с иконой в руках. Той девушке, которой позже присвоили имя Зои Карнауховой.

В этом году известной всем православным в нашей стране истории, получившей имя "Зоино стояние", 60 лет.
Попробуем в честь этого немалого юбилея спокойно и без передёргивания разобраться, что же тогда произошло в тихой Самаре.

Итак, мы уже упомянули свидетеля, который чётко говорил о том, что девушка была и что её состояние не позволяло сделать ей инъекцию.

Об Анне Павловне и её словах говорит и ещё один человек.

Это очень уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников:

"Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом "скорой помощи". В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: "Вы тут спите, а город уже давно на ногах!" И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на "скорой" врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый день нового года рассказала о случившемся".

Что же произошло в конце декабря 1956 года? Почему это событие взволновало весь город и заставило партийные власти поднять этот вопрос даже на 13-ой областной партконференции (20 января 1957 года), когда первый секретарь обкома Михаил Ефремов заявил:"“В Куйбышеве распространены слухи о произошедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу штук 20. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов… Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь - и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела... И пошло, начал собираться народ... Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, - все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живет там старуха”.

Так рассказал о случившемся секретарь обкома. А вот так народ:

Город Куйбышев (ныне Самара), улица Чкалова, январь 1956 года, новогодние праздники.

В доме была вечеринка: собрались люди отметить праздник. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе, где она работала, Зоя познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» - «Не придет?! - вспыхнула Карнаухова. - Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!». Она схватила икону и стала кружиться в танце.

За такое святотатство девушку тут же постигла страшная кара: она окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней, до Пасхи.

Слух о "каменной девке" всколыхнул весь город. Народ ломился к дому, снесли железные ворота, вокруг дома было поставлено двойное оцепление, никого не подпускали.

Паника разрасталась, слухи множились, народ массово бежал в церковь, несли и вели туда маленьких детей, раскупали все крестики, растаскивали по домам святую воду. И это во время хрущевских гонений на церковь! Страх Божьего гнева оказался сильнее страха перед партийным начальством. Да и само начальство пребывало в испуге: что теперь делать?

Сначала было решено привлечь священников, чтобы с их помощью погасить народное волнение - священникам-то народ поверит!

Вот что в 1989 году рассказал игумен Герман, насельник Оптиной пустыни (в 50-е годы он прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева): "Чего не видел, о том говорить не буду, а что знаю, то скажу. Улицу оцепили, взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет.
Отец настоятель ответил: "Разрешите я поеду посмотрю и расскажу людям то, что видел". Уполномоченный задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался через час и о. настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо".

Другие свидетели утверждают, что некоторых священников все же пускали в дом, где стояла несчастная.

Клавдия Георгиевна Петруненкова из Санкт-Петербурга - духовная дочь митрополита Николая (Ярушевича): «Когда произошло “Зоино стояние”, я спросила Владыку, был ли он в Куйбышеве и видел ли он Зою. Владыка ответил: “Я был там, молился, но икону у Зои не взял,- не время еще было. А взял икону отец Серафим (тогда еще отец Димитрий)”.

Свидетельство об отце Серафиме (Тяпочкине) - одно из самых противоречивых. С одной стороны, многие утверждают, что старец косвенно подтверждал то, что именно он смог взять из окаменевших рук икону. С другой - нет все же прямых слов священника о том, что все так и было.


Отец Серафим

Из воспоминаний Александры Ивановны А.: "На пятой неделе Великого поста 1982 года я приехала в Ракитное. Я дерзнула спросить: "Батюшка, а где икона святителя Николая, которую вы взяли у Зои?" Он строго на меня посмотрел. Наступило молчание. Почему я вспомнила именно об иконе? В Куйбышеве жили мои родственники - на той самой улице, что и Зоя. Когда все это произошло, мне было четырнадцать лет. Чтобы народ не собирался возле дома, по вечерам отключали освещение. Крики Зои приводили всех в ужас. Молодой милиционер, стоявший на посту, от всего этого поседел. Мои родственники, будучи очевидцами происходящего, стали верующими и начали посещать храм. Чудо "Зоиного стояния" и все, случившееся с ней, глубоко запечатлелось в моем сознании.

После строгого взгляда отца Серафима меня пронзила мысль: "Ой, горе мне, горе!" Вдруг батюшка сказал: "Икона лежала в храме на аналое, а сейчас она находится в алтаре. Были такие времена, когда ее велели убрать".

Вот что рассказала Клавдия Георгиевна Петруненкова из Санкт-Петербурга:

"Незадолго до кончины отца Серафима я была в Ракитном. В храме, на горнем месте, справа от престола я видела икону святителя Николая в окладе. Во время беседы с отцом Серафимом в его келье я спросила: "Батюшка, у вас в алтаре икона святителя Николая - та, которая была у Зои?" "Да", - ответил он. О Зое мы больше не говорили".

Как мы видим, в рассказах женщин речь идёт явно об одной иконе.

О куйбышевских событиях рассказывает и протоиерей Андрей Андреевич Савин, бывший в то время секретарем Самарского епархиального управления:

"При епископе Иерониме это было. Утром я увидел группу людей, стоящую возле того дома. А уже к вечеру толпа доходила до тысячи человек. Были выставлены патрули. Но людей сначала не трогали - видимо, сказывалось первое замешательство. Это уже позднее начали всех разгонять. Предлог обычный: "Нарушаете покой жителей, движение автотранспорта". Но толпа все равно росла как на дрожжах. Многие приезжали даже из окрестных сел.
Дом 86 на улице Чкаловской в Самаре, где в 1956 году стояла с иконой Николая Чудотворца окаменевшая Зоя.
Те дни были очень напряженными. Народ, естественно, ждал от нас разъяснений, но ни один священник и близко к тому дому не подходил. Боялись. Тогда мы все ходили по "тонкой жердочке". Священники были "на регистрации" - их утверждал и смещал уполномоченный по делам религий - от исполкома. В любой момент каждый мог остаться без работы и средств к существованию. А тут такой прекрасный повод свести с нами счеты!

Вскоре среди верующих прошел шепоток, что Зоя прощена и в день Святой Пасхи воскреснет. Люди ждали, надеялись. А по городу уже вовсю расхаживали отряды комсомольцев. Бойко "разоблачали", уверяя, что были в доме и ничего не видели. Это все только подлило масла в огонь, так что и те, кто действительно не верил в чудо, под конец усомнились: "Наверное, все же народная молва права, хоть и не во всем; и в доме на Чкаловской улице все-таки произошло нечто удивительное - не сомневаюсь!"

После взятия иконы у Зои отца Димитрия (позже Серафима) оклеветали и сфабриковали на него уголовное дело, а Владыку Иеронима освободили от управления Куйбышевской епархией.
Поскольку в народе было много разговоров, даже местные советские газеты не смогли обойти молчанием это чудо и попытались выставить его как "обман попов".

Дом же остался стоять, и в нем постоянно жили люди. Вот относительно недавнее интервью с жильцами того дома, где все произошло, это молодая пара с детьми:

"Два года живем - абсолютно ничего. Не сказать, чтобы мы сильно верующие, но вся эта история все равно на нас потихоньку воздействует. Мы когда здесь поселились, еще в гражданском браке жили, а теперь вот поженились и даже обвенчались. Сын недавно родился - тоже Николаем назвали, в честь святого. Ну вот и на эту тему все чаще задумываемся, - Николай нагнулся и похлопал ладонью по полу.
В самом центре комнаты в ширину человеческих ног половые доски более свежие и узкие, остальные - ветхие и раза в два толще.
- Кошка почему-то здесь очень любит сидеть, - улыбается Наталья. - Пробовали сгонять, все равно возвращается".

Теперь вернёмся к имени героини. Зоя Карнаухова. Имя "Зоя" не фигурирует ни в одном из документов. Впервые оно прозвучало в прессе аж через четыре года после нашумевших событий.

Зоя Карнаухова? - переспросил 60-летний Александр Павлович Карнаухов. - Да, это тетушка моя была, сестра отца. Раньше она жила в Самаре. Я был ребенком, когда это все произошло, и не особо верил в легенду. Но тетушка Зоя как человек религиозный столько говорила о чуде, что прямо на нем помешалась. И уже сама начала отождествлять себя с той грешницей. И соседи над ней посмеиваться стали - “каменной Зоей” называть. Но все видели при этом, что с головой у тетки не все в порядке, хотя на учете в психиатрической клинике она не состояла. С тех пор и “прославилась” наша фамилия незаслуженно на весь город. А тетушка под старость переехала в поселок Самарск и скончалась там от сердца. Фотографий ее у меня не сохранилось, да и не надо об этом писать… - это выдержка из журналистского расследования МК.

Теперь понятно, откуда взялось имя и понятно, что к окаменевшей девушке оно не имело никакого отношения. Получается, это было не Зоино стояние, а чьё?!

Или девушки вовсе не было, и мы имеем дело с массовым психозом? Но почему тогда власти ничего не сделали, чтобы прекратить истерику?! Ведь это было проще простого: пустить в дом людей, показать, что ничего нет и не было. Зачем многодневное оцепление, запугивание?!

Неясно, что стало с "Зоей" в дальнейшем. Последняя надежда отыскать ключ к этой истории сгорела в 1997 году вместе с документами во время пожара в Куйбышевском милицейском архиве.

Или ещё живы другие свидетели и очевидцы? Одно понятно: в этой истории рано ставить точку.

По материалам книги «Никола Милостивый. Чудеса святителя Николая в наши дни». Издание осуществлено по благословению епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила

«Зоино стояние»

В 1956 году, когда у власти был Н. С. Хрущев, случилось то, что потрясло весь православный мир, - знаменитое "Зоино стояние". Напомним вкратце об этом чуде, происшедшем в Самаре (тогда Куйбышеве).

Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала; только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла с божницы икону святителя Николая и сказала: "Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой". На увещевания подруги не делать этого она дерзко ответила: "Если Бог есть, пусть Он меня накажет!" С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, и все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой святителя - окаменевшая, холодная, как мрамор.

Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С этого времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия, но не могли привести ее в чувство.

Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть "Зоино стояние". Но спустя какое-то время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.

Дежурившие на посту у того дома по ночам слышали, как Зоя кричала: "Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!" Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменение тканей (не могли даже сделать укол: иглы ломались). Приглашенные священники после чтения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Серафим (Тяпочкин, тогда еще отец Димитрий), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону* и сказал: "Теперь надо ждать знамения в Великий день**".

Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его. Ему отказали. Появлялся он и на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: "Ну что, устала стоять?" Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили. Все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам святитель Николай.

Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: "Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!" С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.

Как ты жила? - спрашивали ее. - Кто тебя кормил?

Голуби, голуби меня кормили, - отвечала Зоя.

Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи.

Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере. Спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить - для просящих даже не хватало крестов.

Когда, спустя годы, архимандриту Серафиму (Тяпочкину) задавали вопросы о его встрече с Зоей, он всегда уклонялся от ответа. Вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии: "Я спросил отца Серафима: "Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои?" Он смиренно опустил голову. И по его молчанию я понял: он".

Батюшка скрывал это по своему смирению. Да и власти могли вновь начать на него гонения из-за большого притока паломников, желавших приложиться к чудотворной иконе святителя Николая, которая всегда была в храме, где служил отец Серафим. Со временем власти потребовали убрать икону, скрыть от народа, и она была перенесена в алтарь.

Недавно этим случаем вновь заинтересовалась массовая печать. Приводим выдержки из публикации в "Комсомольской правде":

«Многим верующим в Самаре известна пенсионерка Анна Ивановна Федотова.
"В те дни возле дома Зои я была дважды, - рассказывает Анна Ивановна, - приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них - совсем молоденький - вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: "Скажите, правда, что Зоя стоит?" Он ответил: "Ты спрашиваешь, в точности как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама..." Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: "Видишь?! Это вернее слов. Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом. Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!"

Совсем недавно отыскался человек, поведавший о самарском чуде нечто новое. Им оказался уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников:
"Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом "скорой помощи". В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: "Вы тут спите, а город уже давно на ногах!" И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на "скорой" врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый день нового года рассказала о случившемся"»***.

Валентина Николаевна М. (г. Белгород) вспоминает: "Я приехала к отцу Серафиму. Остановилась переночевать в доме Марии Романовны, где собралось много приезжих. Спать было тесно, в комнате душно. Два молодых человека поднялись и вышли во двор на свежий воздух, вслед за ними - и я. Разговорились. Оказалось, что они из Куйбышева и учатся в духовной семинарии. Я стала расспрашивать их о "Зоином стоянии". Когда это произошло, они были ребятишками. Именно это чудо и привело их к вере в Бога. Теперь они приезжают к отцу Серафиму, став его духовными чадами. Они утверждали, что именно отец Серафим взял икону из рук Зои.

После службы староста храма матушка Екатерина Лучина (в постриге монахиня Серафима) спрашивает: "А ты приложилась к чудотворной иконе святителя Николая?" Я ей отвечаю: "Да". Она не отстает: "К какой?" Я указываю на большую икону святителя Николая - у стены. Она говорит: "Нужно приложиться к той, что на аналое. Ее наш батюшка взял у Зои. Только никому не рассказывай, а то нам запретили об этом говорить. Батюшку могут вновь арестовать".

Духовные чада старца свидетельствовали, что из Куйбышева приезжала верующая женщина и, увидев отца Серафима, узнала в нем того священника, который взял из рук Зои икону святителя Николая. И, видимо, не случайно по благословению отца Серафима в ракитненском**** храме у иконы святителя Николая Чудотворца и у Распятия Спасителя (у Голгофы) вот уже тридцать пять лет горят неугасимые лампады.

Елизавета Константиновна Фофанова, духовная дочь старца, однажды спросила отца Серафима: "Батюшка, это вы взяли икону у Зои?" Он ей ответил: "Зачем вам это знать? Не спрашивайте меня больше об этом".

Близкая духовная дочь спросила отца Серафима: "Батюшка, это вы были в Куйбышеве и взяли икону из рук Зои, сотворив чудо?" Старец ответил: "Деточка моя, чудеса творит Бог, а мы, недостойные, по молитвам нашим получаем".

Из воспоминаний Александры Ивановны А.: "На пятой неделе Великого поста 1982 года я приехала в Ракитное. Я дерзнула спросить: "Батюшка, а где икона святителя Николая, которую вы взяли у Зои?" Он строго на меня посмотрел. Наступило молчание. Почему я вспомнила именно об иконе? В Куйбышеве жили мои родственники - на той самой улице, что и Зоя. Когда все это произошло, мне было четырнадцать лет. Чтобы народ не собирался возле дома, по вечерам отключали освещение. Крики Зои приводили всех в ужас. Молодой милиционер, стоявший на посту, от всего этого поседел. Мои родственники, будучи очевидцами происходящего, стали верующими и начали посещать храм. Чудо "Зоиного стояния" и все, случившееся с ней, глубоко запечатлелось в моем сознании.

Вот что рассказала Клавдия Георгиевна Петруненкова из Санкт-Петербурга - духовная дочь митрополита Николая (Ярушевича).

"Когда произошло "Зоино стояние", я спросила Владыку, был ли он в Куйбышеве и видел ли он Зою. Владыка ответил: "Я был там, молился, но икону у Зои не взял, - не время еще было. А взял икону отец Серафим (тогда еще отец Димитрий)".

Незадолго до кончины отца Серафима я была в Ракитном. В храме, на горнем месте, справа от престола я видела икону святителя Николая в окладе. Во время беседы с отцом Серафимом в его келье я спросила: "Батюшка, у вас в алтаре икона святителя Николая - та, которая была у Зои?" "Да", - ответил он. О Зое мы больше не говорили".

О куйбышевских событиях рассказывает протоиерей Андрей Андреевич Савин, бывший в то время секретарем Самарского епархиального управления: "При епископе Иерониме это было. Утром я увидел группу людей, стоящую возле того дома. А уже к вечеру толпа доходила до тысячи человек. Были выставлены патрули. Но людей сначала не трогали - видимо, сказывалось первое замешательство. Это уже позднее начали всех разгонять. Предлог обычный: "Нарушаете покой жителей, движение автотранспорта". Но толпа все равно росла как на дрожжах. Многие приезжали даже из окрестных сел.

Дом 86 на улице Чкаловской в Самаре, где в 1956 году стояла с иконой Николая Чудотворца окаменевшая Зоя.

Те дни были очень напряженными. Народ, естественно, ждал от нас разъяснений, но ни один священник и близко к тому дому не подходил. Боялись. Тогда мы все ходили по "тонкой жердочке". Священники были "на регистрации" - их утверждал и смещал уполномоченный по делам религий - от исполкома. В любой момент каждый мог остаться без работы и средств к существованию. А тут такой прекрасный повод свести с нами счеты!

Вскоре среди верующих прошел шепоток, что Зоя прощена и в день Святой Пасхи воскреснет. Люди ждали, надеялись. А по городу уже вовсю расхаживали отряды комсомольцев. Бойко "разоблачали", уверяя, что были в доме и ничего не видели. Это все только подлило масла в огонь, так что и те, кто действительно не верил в чудо, под конец усомнились: "Наверное, все же народная молва права, хоть и не во всем; и в доме на Чкаловской улице все-таки произошло нечто удивительное - не сомневаюсь!""*****

Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий как бы подытоживает различные суждения о случившемся: "Свидетелями этого чуда были многие люди. Я узнал об этом в 1957 году во время учебы в семинарии. Сомнений не было никаких: это величайшее чудо! В то время, когда вера подвергалась гонению и поруганию от безбожных властителей, этот случай чудесного проявления силы Божией стал сенсацией. И не только для жителей Самары.

Чудо с Зоей стало уроком многим. Ведь относиться к святыне нужно с благоговением. Это урок и безбожникам: ты можешь не верить, но святыню не тронь, иначе последует наказание! Если бы неверующая Зоя не прикасалась к святой иконе, ничего ведь не произошло бы.

Подобных чудес совершалось немало: когда нечестивцы касались святыни, они поражались. Аффоний в Иерусалиме при погребении Богородицы хотел опрокинуть Ее гроб, и на виду у всех Ангел Господень отсек ему руки. Известны случаи, когда человек сбрасывал на землю колокол и вместе с колоколом сам летел вниз.

Да, в те времена у людей была большая потребность в чуде. Но чудеса являются, когда они нужны для народа, когда Господь определит"******.

После взятия иконы у Зои отца Димитрия (Тяпочкина) оклеветали и сфабриковали на него новое дело, а Владыку Иеронима освободили от управления Куйбышевской епархией. Вот что в 1989 году рассказал игумен Герман, насельник Оптиной пустыни (в 50-е годы он прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева). "Чего не видел, о том говорить не буду, а что знаю, то скажу. Улицу оцепили, взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет.

Отец настоятель ответил: "Разрешите я поеду посмотрю и расскажу людям то, что видел". Уполномоченный задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался через час и о. настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо.
Поскольку в народе было много разговоров, даже местные советские газеты не смогли обойти молчанием это чудо и попытались выставить его как "обман попов".
Вскоре после этого случая о. Серафиму дали три года".

Ему запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и после отбытия срока направили служить в отдаленное село Днепропетровской епархии, а затем перевели в село Михайловское.

По материалам книги
"Белгородский старец
архимандрит Серафим (Тяпочкин)",
(Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1998)

* По другим сведениям, икону из рук Зои взял другой священнослужитель.
** Великий день (укр.) – Пасха.
*** Комсомольская правда. 1997. 12 сентября.
**** В Никольском храме с. Ракитное Белгородской области отец Серафим служил с 1961 г. До конца жизни.
***** Волжский комсомолец. 1990. 2 сентября.
****** Благовест. Самарская христианская газета. 1992. №1. С.7; №3. С.5.

Впервые рассказ о "стоянии Зои" был напечатан в книге Владимира Губанова "Православные чудеса в XX веке", Москва, "Трим", 1993 год

Документальный фильм «Стояние Зои»
Часть 1:

Дополнительно:
Фотографии уникального артефакта. Листы 1956г. с записями, сделанными неким неизвестным человеком тогда же о "чуде стояния Зои в Куйбышеве в 1956г. с иконой св.Николая Угодника в руках". В настоящее время хранятся в церковно-археологическом кабинете Тульской Духовной семинарии.

Телепередача «Дело Темное» с Вениамином Смеховым.
Расследование «Каменная Зоя: правда или миф?»
Часть 1:

В Самаре в маленьком уютном храме во имя Иоанна-воина появилась большая житийная икона Николая Чудотворца. Икона эта необычная. По краям ее расположены клейма, рассказывающие о чудесах Святителя. Весь нижний ряд посвящен чуду, известном в православном мире как «Стояние Зои», которое произошло в Куйбышеве (Самаре) в 1956 году. Посмотреть на эту икону и приложиться к ней приезжают издалека. Подобной иконы больше нигде нет. Икона эта побуждает к покаянию.

Икона св. Николая с клеймами (дополнительными изображениями),
рассказывающими о "Стоянии Зои"

Клейма:

Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним.


Зоя прирастает к полу и каменеет.


Товарищи вызывают милицию и скорую,
но врачи не могут помочь.


Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен,
извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место.


Зоя испытывает страшные мучения, кается и приходит к вере.


К Зое является сам Николай Чудотворец и освобождает ее.

Фильм «Чудо» (2009 г.)

Баннер сайта: ВСЁ О НИКОЛАЕ ЧУДОТВОРЦЕ

Чего только в мире не случается! Достаточно открыть любой сайт и прочитать целый ворох мистических и загадочных историй - романтических или страшных, веселых или поучительных...

Всем эти истории хороши, вот только верится в них с трудом, потому что доказательств - никаких. Но однажды, 61 год назад, случилось поистине душераздирающее мистическое событие, которое нашло отражение и в газетах, и на ТВ. Оно даже получило название: стояние Зои. Было оно на самом деле, или нет, пусть каждый решит для себя сам...

История началась 31 декабря 1955 г. в Куйбышеве (ныне Самара). Известен даже точный адрес, по которому случилась эта более чем таинственная и совершенно необъяснимая с точки зрения физиологии история: улица Чкалова, 84.

В этом доме жила обычная семья: мать - Клавдия Болонкина, и ее сын. Правда, на тот момент он отбывал наказание в местах не столь отдаленных. По другой версии, уже освободился и решил устроить вечеринку. В числе гостей была и молоденькая работница трубного завода, комсомолка Зоя Карнаухова.

Болонкина просила сына не устраивать празднования - ведь Новый год падает на Рождественский пост, и веселиться в эти дни грешно. Но сын мать не послушал; та же к вечеру ушла в церковь.

За некоторое время до этого Зоя познакомилась с молодым практикантом Николаем, который ей очень понравился. То ли они просто встречались, то ли даже были женихом и невестой - разные источники говорят по-разному. Николая тоже пригласили, но он почему-то задерживался.

Когда после застолья начались танцы и все Зоины подружки танцевали с парнями, она сидела в одиночестве - ждала Николая. Через какое-то время Зое это надоело, она подошла к Красному углу, где висели иконы, взяла образ Николая Чудотворца и заявила: "Раз нет моего Николая, буду с этим танцевать!".

И хотя комсомольцам в те времена не пристало обращать внимания на всякие религиозные предрассудки, несколько человек ей все же сказали: "Зоя, так нельзя! Это грех!".

Но Зое уже было море по колено и она воскликнула: "Грех? Ну, если Бог есть, пусть он меня накажет!". Она взяла икону, прижала ее к груди и вошла в круг танцующих.

Дальше очевидцы событий рассказывают немного по-разному. Одни говорят, что случилось что-то невероятное - типа грома и молнии, другие - что не случилось ровным счетом ничего, но Зоя как вошла в круг танцующих - так и окаменела с иконой в руке.

Зоя стояла так, словно вросла в пол. Ее невозможно было сдвинуть с места, на ощупь она моментально стала холодной и твердой, словно камень. Руки так крепко держали икону, что разжать их не было никакой возможности.

Девушка не подавала никаких признаков жизни, даже не дышала. Только сердце еле слышно билось. Гости были в шоке, кто тут же поспешил домой, кто пытался привести Зою в чувство, кто побежал за врачом.

История быстро облетела город, в дом к Болонкиным приехала и милиция, которая, кстати, побоялась подойти к обездвиженной девушке, и "Скорая". Врачи разводили руками, не зная, как ей помочь. Пытались сделать Зое какой-то укол, но иглы ломались - они не входили в твердую, как камень, кожу.

Девушку пытались забрать в больницу - для наблюдений, но по-прежнему не могли сдвинуть ее с места. Даже просто поднять не могли - она словно приклеилась к полу. И ни на что не реагировала. Излишне говорить, что есть и пить она тоже не могла.

В первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не было.

Кто-то из священнослужителей сообщил о невероятном происшествии самому патриарху и просил его помолиться за Зою. Патриарх ответил: "Кто наказал, тот и помилует". Мать же Зои ходила по священникам и просила их сделать хоть что-нибудь.

Священники приходили, пытались забрать из окаменевших рук Зои икону. Но даже после чтения многочисленных молитв они не могли этого сделать.

В праздник Рождества приехал о. Серафим (в миру Дмитрий Тяпочкин, с 1970 г. - архимандрит Русской православной церкви), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату.

После этого ему удалось забрать из рук Зои икону. На вопрос, когда же Зоя придет в себя, о. Серафим ответил: "Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира".

Позже Зою посетил и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (т.е. опять же на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха.

Рассказывают, что перед праздником Благовещения (7 апреля) к охране, которая продолжала стоять вокруг дома, подошел некий благообразный старец и попросил пропустить его. Ему отказали.

Старец пришел на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: "Ну что, устала стоять?"

Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили. Все свидетели происшедшего убеждены, что это являлся сам Николай Чудотворец.

Как и было предсказано, Зоя простояла до самой Пасхи, т.е. 128 дней. В ночь на Пасху она громко вскрикнула: "Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!"

С этого времени она начала оживать. Ее смогли уложить в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем в грехах, о земле, горящей в беззакониях. На вопрос, как она выдержала эти дни без еды и кто ее кормил, она отвечала, что голуби.

История может показаться совершеннейшей выдумкой, тем более что 24 января 1956 г. в фельетоне "Дикий случай", опубликованном в городской куйбышевской газете "Волжская коммуна", было в красках описано, как весь город поверил в небылицу, которую придумала некая женщина, та самая Клавдия Болонкина.

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области о. Роман Державин утверждает: "Стояние Зои" - факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю рассказывал мой отец". Далее о. Роман описывает историю, которую мы уже привели.

История эта наделала шуму не только в то время, когда случилась, - отголоски ее слышны до сих пор. В 2008 г. известная газета "Московский комсомолец", во времена перестройки и до нее имевшая прекрасную репутацию, а потом вдруг резко "пожелтевшая", разразилась разоблачительной статьей под вполне характерным для газеты названием: "Тайна Зойкиной квартиры".

В статье той рассказывается, что никакой окаменевшей Зои не было, что никакого чуда под новый 1956 г. в Куйбышеве не случалось, что все это выдумки пьющей старухи Клавдии, которая якобы брала по десятке за то, чтобы посмотреть на окаменевшую девушку.

Но если не было никакого "стояния", за какое зрелище Клавдия Болонкина брала по десятке?!

В другой статье, так же разоблачающей, было объяснено - зачем. Чтобы показать желающим, что в доме никто не стоит. Так и представляются толпы людей, платящих по десятке (это в те времена, когда кружка пива стоила 28 копеек), чтобы убедиться в том, что в доме нет никакой окаменевшей девушки.

Далее журналист договорился до того, что и историчность самого о. Серафима (Тяпочкина) под вопросом. Мол, не доказано, что такой вообще существовал! Хотя прекрасно известна его биография, есть его фотографии, даты рождения и смерти и даже памятник, открытый ему в селе Ракитное, где он прослужил 21 год. И куча солидных источников, в которых описывается его жизнь и служение.

Кстати, советская пресса тех лет также может служить источником сведений о "стоянии Зои". Отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что событие с Зоей действительно не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке.

Но, во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут сделать укол больному; во-вторых, при столбняке можно переносить больного с места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по силам простоять даже и здоровому человеку, и притом ее не могли сдвинуть с места.

И, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а благодаря Зоиному стоянию тысячи человек обратились к вере. Ясно, что не столбняк был тому причиной.

Когда спустя годы архимандриту Серафиму задавали вопросы о его встрече с Зоей, он всегда уклонялся от ответа. Вот что вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии.

"Я спросил о. Серафима: "Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои?" Он смиренно опустил голову. И по его молчанию я понял: он. Батюшка скрывал это по своему смирению".

Да и власти могли вновь начать на него гонения (в 1940-1950 гг. о. Серафим отбывал срок за незаконные богослужения на дому, а потом еще 5 лет находился в ссылке) из-за большого притока паломников, желавших приложиться к чудотворной иконе святителя Николая, которая всегда была в храме, где служил о. Серафим. Со временем власти потребовали убрать икону, скрыть от народа, и она была перенесена в алтарь.

Была найдена и врач "Скорой", которая пыталась сделать Зое укол: Анна Павловна Калашникова. Она подтвердила, что вся история - чиста правда. И хоть она скончалась в 1996 г., осталось еще немало людей, кому она успела в тот самый первый день нового 1956 г. рассказать о случившемся.

А что же стало с Зоей? Тут достоверных сведений нет. Согласно одним данным, подвижность к ней вернулась, а рассудок - нет, и свои дни она окончила в психиатрической клинике.

Согласно другим она стала истово верующей и убеждала окружающих обернуться к Богу и молиться о мире. Свои дни она окончила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

Третьи утверждают, что Зоя умерла на третий день после того, как пришла в себя от стояния.

По мотивам данной истории в 2001 г. творческая группа "35 мм" сняла документальный фильм "Стояние Зои". В 2009 г. был снят художественный фильм режиссера Александра Прошкина "Чудо". В нем снялись Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова. Кадрами из этого фильма иллюстрирована данная статья.


В 2015 г. в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова "Стояние", целиком посвященная Зоиному стоянию. Повесть, по словам автора, написана на максимально достоверном историческом материале, который он собирал долгое время.

А что же стало с домом №84 по улице Чкалова? Он на самом деле принадлежал Клавдии Болонкиной и после происшествия стал местом паломничества православных. В 2009 г. епархия обратилась к городским властям с просьбой об установлении памятного знака в честь самарского чуда.

В 2012 г. на улице Чкалова был установлен памятник Николаю Чудотворцу. Его установили перед домом №86, за которым в глубине квартала располагался дом семьи Болонкиных.

В мае 2014 г., 12 числа, дом сгорел. Во многих самарских СМИ высказывались версии о поджоге.

Так была или нет такая история? Сейчас вокруг нее развернулся ажиотаж не меньший, чем тот, что был в январе 1956 года. Находятся свидетели, которые говорят, что ничего такого не было, например, Ирина Николаевна Лазарева, заведующая отделом современной истории Самарского историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина. Правда, рассказ свой о том, "чего не было", она предваряет вот такой фразой: "В момент событий, происходивших в январе 1956 года в Куйбышеве вокруг дома № 84 на улице Чкаловской, мне было два года и один месяц. Так что лично ничего из этих событий я не помню, и знаю о них только по рассказам мамы, папы и бабушки".

Находится другой свидетель, запись беседы с которым якобы есть у журналиста. Правда, с прискорбием сообщается, что свидетель скончался, но также якобы утверждал, что все это неправда. Примерно одними же словами с работницей музея. Что якобы кто-то пустил в январе 1956 г. по Куйбышеву слух, слух разросся до масштабов массового психоза, и в итоге мы имеем то, что имеем.

Можно, конечно, предположить, что вся эта история - байки священников: для привлечения верующих. В одном из самарских храмов есть даже икона, навеянная стоянием Зои.

В принципе, от жадных до прибыли "святых отцов" всего можно ожидать, но куда в данном случае деть свидетелей, видевших своими глазами данный феномен?..