Святой кананит. Газета Жизнь Православная

Святой Апостол Симон (с евр. Услышание) Кананит, память которого празднуется Православной Церковью дважды в году: 10 мая и 30 июня, был сродником и учеником Христовым из числа 12-ти Апостолов.

Происходит он из Каны Галилейской отчего и называется в истории Кананитом или Зилотом (с греческого ревнитель закона), ибо отличался особой ревностью к закону (Деяния 1-13).

Чтение первого Святого Евангелия от Матфея на Божественной Литургии в день памяти этого Святого Апостола благовествует нам о братьях Господа по плоти. Среди них назван во Святом Евангелии и Симон (Мф. 13, 54-58).

Вот что благовествует нам Святое Евангелие: «И пришед (Иисус) во отечество Свое (Назарет), учаше их (жителей назаретских) на сонмищи их, яко дивитися им и глаголати: откуду Сему премудрость сия и силы? Не Сей ли есть тектонов сын, не Мати ли Его нарицается Мариам; и братия Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не вся ли в нас суть; откуду убо Сему сия вся» (Мф. 13, 54-56).

Родитель Святого Апостола Симона и иных братий и сестер Христовых по плоти Святой праведный Иосиф (память 26 декабря), обручник Пресвятой Девы Марии, происходил из Царского рода Давидова, был потомком Святого Царя псалмопевца (память 26 декабря) и премудрого сына его Святого Царя и Пророка Соломона. По занятиям своим отец Апостола Симона Иосиф принадлежал к простым ремесленникам, был древоделом т. е. плотником и снискивал ежедневно пропитание трудами рук своих. До 80-летнего возраста он жил в чистоте и Святости как простой, но честный и добродетельный труженик и имел в супружестве Саломию. Четыре сына и две дочери произошли у этой благословенной четы.

По кончине супруги своей Саломии Иосиф, отец Апостола Симона жил много лет вдовцом, и в этом смиренном положении застало его избрание Промысла Божия. Он удостоился великой чести быть обрученным с Чистейшей Девой и быть служителем великой тайны, сокрытой от вечности.

Святой Епифаний Епископ Кипрский (403 г.), память которого 12 (25) мая и 7 (20) ноября, говорит, что праведный Иосиф при обучении с Пресвятой Девой был вдов и имел 80 и даже более лет: "Умерла жена его; после многих лет, будучи вдовым, он принимает Марию, имея от роду 80 или более лет". Затем тот же Святой Епифаний так называет детей Иосифа и Саломии: "Иаков, Иосия, Симон, Иуда - сыновья; Мария и Саломия - дочери", и замечает, что о них упоминается в Святом Евангелии под именем братьев и сестер Господа. Так, по указанию Святого Апостола и Евангелиста Матфея и других учителей Церкви, Святой Апостол Симон Кананит есть третий мнимый брат Господа по плоти, или лучше сказать по родству.

Поначалу Симон, как и два других брата его Иосия (Варсава) (память 4 января) и Иуда (Леввей, Фаддей и Варсава) (память 19 июня) оказали Господу и брату своему небратолюбие. Когда Иосиф стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены, то пожелал дать часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно Святою Девою Мариею. Но три сына, в том числе и Симон не хотели этого, и только четвертый сын Иаков (память 23 октября (5 ноября)) принял Господа в часть свою.

Есть предание, что именно на браке у Апостола Симона Кананита в Кане Галилейской Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино, о чем и сказано во Святом Евангелие от Иоанна Богослова (Ин. 2, 1-9). Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу, и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, "уневестив душу свою Жениху безсмертному".

Позднее в Кане, где свершилось первое чудо Божие, Святой равноапостольной Царицей Еленой (память 21 мая) была построена церковь.

Приняв по Вознесении Христовом Святаго Духа, сошедшего в огненных языцех, ревнитель закона Христова Апостол Симон проповедовал веру в Иудее, а так же в Эдессе, и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии - в городе Севасте, нынешнем Сухуми.

В местах Иверийской земли Апостол Симон был вместе со Святым Апостолом Андреем Первозванным, память коего 30 ноября (13 декабря) и 30 июня (13 июля). Кроме того, Апостол Симон Кананит странствовал со словом спасения в Египет, Киринею, Мавританию и Ливию.

Из жития Святого Апостола Андрея Первозванного, между прочим, видно, что он, отправившись из Иерусалима в третий раз на проповедь Евангельскую с некоторыми спутниками, направился в Эдесс; там у Князя страны той по имени Авгарь остался Святой Апостол Фаддей из числа 70-ти (память 4 (17) января, 21 августа (3 сентября)). Князю Авгарю вернул он возложением рук здравие душевное и телесное. С остальными же спутниками Святой Апостол Андрей отправился в города и села, и везде он и Апостол Симон поучали народ и творили чудеса именем Христа.

Наконец, они, пройдя через Каппадокию и приморский город Трапезунд, достигли земли Иверской и прошли часть области Триалетской, до реки, называемой Чорохи, беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя. Апостолы, в числе которых был и Симон Кананит, посетили здесь гористую Сванетию в княжение некой жены, которая приняла их проповедь и крестилась. Здесь остался Святой Матфий (память 30 июня и 9 августа), а Апостолы Андрей и Симон Кананит проникли глубже в горы, в пределы осетин, и достигли города, называемого Фостофор, где знамениями их многие из язычников обратились ко Христу.

Из Осетии Апостолы спустились в Абхазию и остановились в городе Севасте, ныне Сухум, жители которого с радостью приняли слово Божие. Блаженный Андрей оставил в этом городе Апостола Симона Кананита, а сам отправился вдоль поморья в землю джигетов, родственных абхазцам горцев (к нынешнему Новороссийску).

Так первыми просветителями в вере Христовой страны Иверской избраны были Богом Святые Апостолы Андрей Первозванный и брат Господень по плоти Симон Кананит. Он и остался в абхазской местности, в городе Сухум, для утверждения Евангельской проповеди в столь дикой и неведомой ему стране, как агнец Божий посреди волков.

Проповедь Апостола Симона была в 55 году по Рождестве Христовом, т. е. через 20 с небольшим лет после Вознесение Христова. Известно, что Святой Апостол Симон подвизался в пещере в ущелье реки Псыртсхи, близ Никопсии, в окрестностях современного города Новый Афон.

Как именно и долго ли проповедовал Святое Евангелие в Абхазии Апостол Симон Кананит летописи не объясняют, но известно, что Святой Апостол Симон прославлял Христа Спасителя многими чудесными знамениями и Божественное учение, проповеданное им, начало приносить обильный плод веры в народе.

За то ополчился на него враг рода человеческого, и Апостол Симон подвергался безчисленным огорчениям и гонениям. А во время жестокого преследования христиан, воздвигнутого во времена Грузинского царя-язычника Адеркия (Аркадия), увенчан был Апостол Симон Зилот мученическим венцом, и погребен неподалеку от своей пещеры, на берегу реки Псыртсхи, что в 20 верстах от Сухума.

В некоторых изданиях ("Жития всех Святых", Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Апостол был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но это ложное мнение.

Мощи Святого Апостола Симона Кананита и теперь сокрыты в Абхазии под спудом в храме его имени.

Оставшиеся после жестоких гонений христиане, скрывались в горах, лесах, где собирались вместе на молитвы и поминали всех умученных язычниками и иудеями христиан как первомучеников. Вскоре и могила Святого Апостола Симона сделалась предметом их глубокого поклонения и почитания.

Затем летописи говорят, что в IV веке по Рождестве Христовом на месте погребения Апостола Симона была построена во имя его церковь, а в VI веке свет Христова учения начал здесь водворяться прочнее, со всею силою веры, которую последующие поколения христиан перенимали и распространяли далее. Брошенное Святыми Апостолами семя слова Божия, начало успешно прирастать и благотворно распространяться, так что и Антиохийские и Константинопольские Патриархи, в силу укрепления и расширения христианства в Абхазии, удовлетворяя просьбы и духовные потребности новопосвященных жителей сей земли, стали назначать сюда самостоятельных Епископов.

Из известных в то время Епископов и пресвитеров история Христианской Церкви указывает Евстафия - Епископа Севастийского (память 29 марта (11 апреля)), т.е. Сухумского, известного аскета и подвижника, и пресвитера Аэрия того же города.

Так, даже на Первом Вселенском Соборе, в 325 году, присутствовал Епископ Пицундский, Стратофил и Домнос, Епископ Трапезундский. Главным же городом пребывания вновь утвержденной церковной иерархии в Абхазии стал город Пицунда, близ того же города Сухума.

С половины VI века Абхазская Церковь уже имела автокефальное управление. Известно, что Абхазская Церковь, как Автокефальная была представлена на Никейском Вселенском Соборе в VIII веке, в 787 году, в лице Пицундского епископа, католикоса Абхазского.

В XI веке, в Царствование Святого Абхазо-Имеретинского Царя Давида Возобновителя (1098 - 1130), память которого 27 января (9 февраля), весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Так, вера Христианская сделалась господствующей на этой благословенной земле, и Святая Церковь прославляет Апостола Симона Кананита как учителя, положившего в душах правоверующих христиан учение премудрости Божией.

Из сказанного видно, что проповедь Святого Апостола Симона Кананита принесла для Абхазии, Осетии и всей Иверии самые благотворные плоды. Но, позднее, по грехам людей и по неисповедимым судьбам Божиим, все это величие и благолепие по времени изменилось.

По завоевании турками абхазцы изменили христианству, прииняли ислам и многие христианские храмы, в том числе и храм Святого Апостола Симона Кананита разрушили. Доказательством светлого прошлого осталось лишь то, что в самых глубоких ущельях Кавказа, Абхазии, Осетии и всей земли Иверской сохранилось множество развалин монастырей, храмов без куполов и других живых свидетельств древлехристианского благочестия, к которым горцы до сих пор относятся с благоговейным почтением, необъяснимым для них самих.

Место погребения Святого Апостола Симона Кананита всегда было у местных обитателей в особенном почитании. Его могила и разрушенный Симоно-Кананитский храм, под спудом которого пребывает и теперь нетленное тело Святого Апостола Симона, оставалось для всей Грузии и Абхазии главным и указующим маяком Христовой веры и просвещения.

Господу и Пречистой Матери Его не угодно было чтобы столь Святое место пребывало и далее в вечном запустении. По воле Всеблагого Бога, хотящего всем спастись и трудами Царствующего Дома Романовых в 20-й год благополучного Царствования Государя Императора Александра II Освободителя (1855-1881 гг.) в 1875 году древний храм во имя Святого Апостола Симона был не только возобновлен, но и при нем основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, ставший центром православного просвещения Кавказа и всего юга России.

МОЛИТВА СВЯТОМУ СЛАВНОМУ И ВСЕХВАЛЬНОМУ АПОСТОЛУ ХРИСТОВУ СИМОНУ ЗИЛОТУ ИЖЕ И КАНАНИТ ИМЕНУЕТСЯ

Святый славный и всехвальный Апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и безпомощия нашего: да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, Апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем, и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на страшнем суде Христове, да, избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. (Из Акафиста)

В одном из потаённых уголков Абхазии, между двух горных туннелей, находится железнодорожная станция Псцырха, названная так по имени протекающей рядом реки. Прямо от неё, вверх по течению, отходит тенистое ущелье. Длина его не более километра, а история, связанная с деятельностью человека, насчитывает около 15 веков.

Одноклассники

Главным историческим объектом, ради которого сюда стремятся туристы и паломники, является грот святого апостола Симона Кананита. Тесная и глубокая ниша в скале стала отправной точкой, откуда учение Христа распространилось по всей Абхазии. Народные легенды, связанные с житием Св. Симона, старые абхазы пересказывали ещё первым европейцам, поселившимся здесь в XIX веке. Многое не было похоже на правду, но несомненным оставалось одно: таинственное ущелье Псцырхи хранит великую христианскую святыню.

Симон Зелот - один из 12 Апостолов

Божий промысел скрыл подробности жизни святого апостола Симона Кананита: в Евангелиях его имя лишь упоминается в перечислении двенадцати учеников Христа. Прозвище «Кананит» может означать, что он происходил из города Каны (Израиль, недалеко от г. Назарет), где Христос совершил два чуда - превращение воды в вино на браке и исцеление сына царедворца.

В Св. Писании упоминается и другое прозвище апостола - Зелот. Зелотами называли иудеев , посвятивших себя борьбе с римским владычеством . Эти люди дерзали публично выступать против властей, устраивали восстания и сбивали с городских зданий и стен Храма римских «орлов». Желая направить ревность Симона на путь христианской проповеди, Господь призвал его в число ближайших учеников.

Скудость евангельских сведений об апостолах дополняет церковное Предание - собрание древних устных и письменных источников, признанных Церковью истинными. Предание сообщает, что Кананит был одним из сыновей Иосифа, «названного» отца Иисуса Христа. Поначалу Симон противился сводному брату, огорчившись решением Иосифа поровну разделить между ними наследство. Прошло много лет прежде, чем в его настроении произошла перемена.

Именно на свадьбе Своего сводного брата в Кане Галилейской Христос превратил воду в недостающее вино, что окончательно утвердило будущего апостола в вере.

После смерти и Воскресения Христа Его ученики собрались, чтобы бросить жребий, кому в какие края отправляться на проповедь. Симону и Андрею выпала Иверия и Скифия - земля Кавказа.

Проповедь Симона Кананита в Абхазии

Короткая речка Псцырха выходит на поверхность земли из глубокой пещеры, находящейся под гротом - жилищем Святого апостола. Питаясь из подземных озёр, она никогда не пересыхает и несёт чистую питьевую воду. Справа от истока возвышается символ Абхазии - Иверская гора, на вершине которой расположены руины большого по античным меркам города и крепости. Сейчас его называют Анакопией, а в древности он носил имя Трахеи (по-гречески «сурово-каменистая»).

В первые века н. э. здесь поселились греки, решившие обжить новые просторы на берегах Понта Эвксинского (Чёрного моря). Возможно, именно с ними прибыли на землю язычников-абазгов два ближайших апостола Христа - Андрей и Симон.

Сначала они остановились в г. Севасте (Сухум), где их проповедь была принята с благодарностью, так как жители портового города находились под культурным влиянием греков и римлян.

Андрей вскоре отправился далее на север, путешествуя с проповедью в скифских степях до Крыма, Симон же остался в уютной долине близ города Трахеи, поселившись в уединённом гроте, чтобы иметь возможность молиться перед каждым путешествием.

Проповедь Христа среди язычников в те времена была опасным предприятием, тем более что некоторые племена сохраняли обычаи человеческих жертвоприношений, были крайне воинственны и отказывались слушать другие учения. Предполагается, что одно из «людоедских» племён обитало в окрестностях нынешнего Нового Афона. Согласно местному преданию, апостол Симон Кананит был убит по настоянию языческих вождей там, где и жил - на берегу Псцырхи.

И сегодня местные жители указывают на камни с красными пятнами в русле реки. Это запечатлелась кровь Святого, напоминая о жестоких временах безверия.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне

Предание о том, что останки Св. Симона находятся под зданием храма, возвышающегося на правом берегу Псцырхи , насчитывает несколько столетий. До конца XVIII века, несмотря на упадок христианства, у абхазов и грузин сохранялся обычай совершать паломничества к древним руинам, связанным с именем апостола. Затем почти на столетие эта традиция была забыта и появилась только после начала строительства Новоафонского монастыря, взявшего почти уже разрушенный временем храм под опеку.

К тому времени здание храма заросло деревьями, но ещё внушало трепет местным жителям. Прибывшим на место будущей обители монахам они рассказывали, что не могли пасти скот на лужайке перед руинами, так как неведомая сила заставляла овец бежать оттуда. Одного мусульманина, решившего брать камни от храма для постройки дома, постигла печальная участь: внезапно умер перевозчик камней, а после, так и не успев пожить в новом доме, сам хозяин с семьёй был вынужден бежать в Турцию, где также погиб. Другому рассказчику во сне явился «старец с посохом», повелевший освободить земельный участок близ храма для будущей монастырской стройки.

Вместе с реставрацией и освящением церкви была освящена и пещера Симона Кананита, где установили иконы обоих просветителей Кавказа. После революции отстроенный храм был закрыт. В 2011 году в результате церковного раскола, вновь переданный Абхазской Православной церкви храм оказался во власти раскольников. В настоящее время в нём проводятся богослужения, но русским паломникам их посещение не рекомендовано .

Помолиться Святому просветителю Кавказа можно в других храмах, посвящённых его имени:

  • Храм в пос. Лоо (Сочи, Краснодарский край).
  • г. Кана (Израиль), церковь «Венчания» на месте, где стоял дом Симона Кананита.
  • церковь Св. Симона Кананита в память о погибших в грузино-абхазском конфликте (Тбилиси, лавра Самеба).
  • римско-католическая церковь Св. Симона Зелота в Сухуме.

Желая приобщиться к славе святого Симона Кананита, Западная Церковь излагает другие версии жизни и подвигов апостола.

Существует предание, что Св. Апостол Симон проповедовал в Бретани. Англоязычная Википедия упоминает древний город Гластонбери как место его подвигов и современный Линкольншир как место казни через распятие, осуществлённой местными язычниками. Несмотря на сомнительное происхождение этой легенды, в Англии почитают Апостола, одна из англиканских церквей Лондона посвящена его имени.

Областью проповеди Симона Кананита википедия Германии называет Эдессу и Вавилон (Ирак). В последнем он был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем. На католических иконах святой изображается с пилой, изображающей орудие его казни. Это обстоятельство породило традицию на Западе почитать Симона как покровителя пильщиков.

Немецкая Википедия упоминает базилику Св. Андрея Первозванного в Кёльне, где паломники могут видеть частицу Св. Апостола Симона. Русская Православная Церковь придерживается мнения, что мощи апостола покоятся под спудом храма в Абхазии и никогда не были обретены.

Служба и молитвы апостолу Симону

Для домашней молитвы Св. Апостолу можно использовать следующие песнопения:

Святой апостол Симон Кананит, память которого празднуется Православной Церковью дважды в году: 10 мая и 30 июня, был сродником и учеником Христовым из числа 12 апостолов. Происходит он из Каны Галилейской, отчего и называется в истории Кананитом или Зилотом (с греческого «ревнитель закона»), ибо отличался особой ревностью к закону. Чтение первого Святого Евангелия от Матфея на Божественной литургии в день памяти этого святого апостола благовествует нам о братьях Господа по плоти. Среди них назван и Симон. Вот что благовествует нам Святое Евангелие: «И пришед (Иисус) во отечество Свое (Назарет), учаше их (жителей назаретских) на сонмищи их, яко дивитися им и глаголати: откуду Сему премудрость сия и силы? Не Сей ли есть тектонов сын, не Мати ли Его нарицается Мариам; и братия Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не вся ли в нас суть; откуду убо Сему сия вся».

Родитель святого апостола Симона и иных братий и сестер Христовых по плоти святой праведный Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии, происходил из царского рода Давидова, был потомком святого царя псалмопевца и премудрого сына его святого царя и пророка Соломона. По занятиям своим отец апостола Симона Иосиф был плотником и снискивал ежедневно пропитание трудами рук своих. До 80-летнего возраста он жил в чистоте и святости, как честный и добродетельный труженик, и имел в супружестве Саломию. Четыре сына и две дочери произошли у этой благословенной четы.

По кончине супруги своей Саломии Иосиф жил много лет вдовцом, и в этом смиренном положении застало его избрание Промысла Божия. Он удостоился великой чести быть обрученным с Чистейшей Девой и быть служителем великой тайны, сокрытой от вечности.

Святой Епифаний епископ Кипрский писал: «Умерла жена его; после многих лет, будучи вдовым, он принимает Марию, имея от роду 80 или более лет». Затем тот же святой Епифаний так называет детей Иосифа и Саломии: «Иаков, Иосия, Симон, Иуда – сыновья; Мария и Саломия – дочери», и замечает, что о них упоминается в Святом Евангелии под именем братьев и сестер Господа. Так, по указанию святого апостола и евангелиста Матфея и других учителей Церкви, святой апостол Симон Кананит есть третий мнимый брат Господа.

Поначалу Симон, как и два других брата его Иосия и Иуда, оказали Господу и брату своему небратолюбие. Когда Иосиф стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены, то пожелал дать часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно Святою Девою Мариею. Но три сына, в том числе и Симон, не хотели этого, и только четвертый сын Иаков принял Господа в часть свою.

Есть предание, что именно на браке у апостола Симона Кананита в Кане Галилейской Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино, о чем и сказано во Святом Евангелии от Иоанна Богослова. Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».

Приняв по Вознесении Христовом Святаго Духа, апостол Симон проповедовал веру в Иудее, а также в Эдессе и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии – в городе Севасте, нынешнем Сухуми.

В местах Иверийской земли апостол Симон был вместе со святым апостолом Андреем Первозванным. Кроме того, апостол Симон Кананит странствовал со словом спасения в Египет, Киринею, Мавританию и Ливию.

Из жития святого апостола Андрея Первозванного видно, что он, отправившись из Иерусалима в третий раз на проповедь Евангельскую с некоторыми спутниками, направился в Эдесс; там у князя страны той по имени Авгарь остался святой апостол Фаддей из числа 70. Князю Авгарю вернул он возложением рук здравие душевное и телесное. С остальными же спутниками святой апостол Андрей отправился в города и села, и везде он и апостол Симон поучали народ и творили чудеса именем Христа.

Наконец, они, пройдя через Каппадокию и приморский город Трапезунд, достигли земли Иверской и прошли часть области Триалетской, до реки, называемой Чорохи, беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя. Апостолы, в числе которых был и Симон Кананит, посетили здесь гористую Сванетию в княжение некой жены, которая приняла их проповедь и крестилась. Здесь остался святой Матфей, а апостолы Андрей и Симон Кананит проникли глубже в горы, в пределы осетин, и достигли города, называемого Фостофор, где знамениями их многие из язычников обратились ко Христу.

Из Осетии апостолы спустились в Абхазию и остановились в Севасте, ныне Сухуми, жители которого с радостью приняли слово Божие. Блаженный Андрей оставил в этом городе апостола Симона Кананита, а сам отправился вдоль поморья в землю джигетов, родственных абхазцам горцев (к нынешнему Новороссийску).

Так первыми просветителями в вере Христовой страны Иверской избраны были Богом святые апостолы Андрей Первозванный и брат Господень по плоти Симон Кананит. Он и остался в абхазской местности для утверждения Евангельской проповеди в столь дикой и неведомой ему стране, как агнец Божий посреди волков.

Проповедь апостола Симона была в 55 году по Рождестве Христовом, т. е. через 20 с небольшим лет после Вознесение Христова. Известно, что святой апостол Симон подвизался в пещере в ущелье реки Псыртсхи, в окрестностях современного города Новый Афон.

Как именно и долго ли проповедовал Святое Евангелие в Абхазии апостол Симон Кананит, летописи не объясняют, но известно, что святой апостол Симон прославлял Христа Спасителя многими чудесными знамениями, и Божественное учение, проповеданное им, начало приносить обильный плод веры в народе.

За то ополчился на него враг рода человеческого, и апостол Симон подвергался бесчисленным огорчениям и гонениям. А во время жестокого преследования христиан, воздвигнутого во времена грузинского царя-язычника Адеркия (Аркадия), увенчан был апостол Симон Зилот мученическим венцом и погребен неподалеку от своей пещеры, на берегу реки Псыртсхи, что в 20 верстах от Сухуми.

Мощи святого апостола Симона Кананита и теперь сокрыты в Абхазии под спудом в храме его имени. Оставшиеся после жестоких гонений христиане скрывались в горах, лесах, где собирались вместе на молитвы и поминали всех умученных язычниками и иудеями христиан как первомучеников. Вскоре и могила святого апостола Симона сделалась предметом их глубокого поклонения и почитания.

Затем летописи говорят, что в IV веке по Рождестве Христовом на месте погребения апостола Симона была построена во имя его церковь, а в VI веке свет Христова учения начал здесь водворяться со всею силою веры, которую последующие поколения христиан перенимали и распространяли далее. Брошенное святыми апостолами семя слова Божия начало успешно прирастать и благотворно распространяться, так что и Антиохийские, и Константинопольские Патриархи, в силу укрепления и расширения христианства в Абхазии, удовлетворяя просьбы и духовные потребности новопосвященных жителей сей земли, стали назначать сюда самостоятельных епископов.

Главным же городом пребывания вновь утвержденной церковной иерархии в Абхазии стал город Пицунда, близ того же города Сухуми. В XI веке, в царствование святого абхазо-имеретинского царя Давида Возобновителя (1098-1130) весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Так вера христианская сделалась господствующей на этой благословенной земле, и Святая Церковь прославляет апостола Симона Кананита как учителя, положившего в душах правоверующих христиан учение премудрости Божией. Из сказанного видно, что проповедь святого апостола Симона Кананита принесла для Абхазии, Осетии и всей Иверии самые благотворные плоды. Но позднее все это величие и благолепие изменилось.

По завоевании турками абхазцы изменили христианству, приняли ислам и многие христианские храмы, в том числе и храм святого апостола Симона Кананита, разрушили. Доказательством светлого прошлого осталось лишь то, что в самых глубоких ущельях Кавказа, Абхазии, Осетии и всей земли Иверской сохранилось множество развалин монастырей, храмов без куполов и других живых свидетельств древнехристианского благочестия.

Место погребения святого апостола Симона Кананита всегда было у местных обитателей в особенном почитании. Его могила и разрушенный Симоно-Кананитский храм, под спудом которого пребывает и теперь нетленное тело святого апостола Симона, оставалось для всей Грузии и Абхазии главным и указующим маяком Христовой веры и просвещения.

Господу и Пречистой Матери Его не угодно было, чтобы столь святое место пребывало и далее в вечном запустении. В 1875 году древний храм во имя святого апостола Симона был не только возобновлен, но и при нем основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, ставший центром православного просвещения Кавказа и всего юга России.

Молитва святому славному и всехвальному апостолу Христову Симону Зилоту, иже и Кананит именуется:

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и безпомощия нашего: да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися.

Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем, и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на страшнем суде Христове, да, избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки
веков. Аминь. (Из Акафиста)

Редакция
газета «Жизнь православная» 2009 #5 (83)


Школа жизни" и пишет буквально следующее: "В некоторых изданиях («Жития всех Святых», Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Симеон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это мнение ложным". Такое же мнение тиражируют и некоторые другие русскоязычные сайты, считающие, что в Западной Европе святой не мог быть распят или мучим, но только в родных краях.

И тем не менее, английская Википедия приводит сведения о том, что святой апостол Симон Канонит, по всей видимости, проповедывал в древнем Гластонбери, а был замучен в Кейсторе (современный Линкольншир).

Итак, существует точка зрения, что святой апостол Симон Зилот проповедывал на островах Великобритании и там же был распят на кресте местными язычниками. Вполне логично, если следовать его следам через всю Северную Африку на запад. Но доказательств нет. Только одно из преданий.

Вторая версия жизненного пути Симона Зилота как апостола заканчивается в древнем Вавилоне (современный Ирак). Например, данная версия приводится в немецкой Википедии, да и в целом широко распространена на Ближнем и Среднем Востоке. Причём из Иерусалима апостол пошёл на проповедь Евангелия через старинный город Эдессу. В Вавилоне апостол был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем.

Наконец, третья версия, употребляемая исключительно в пределах Российской империи, да и сейчас также, сводится к тому, что после Эдессы апостол Фаддей отошёл в пределы кавказские и поселился в уединении и для проповеди в пещере над небольшой речкой Псырцха. Как написано в статье "Что мы знаем о Симоне Кананите?", благодаря его проповеди "в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство". В настоящее время на месте духовного подвига апостола вновь функционирует Ново-Афонский монастырь и восстановлена пещера, в которой жил святой апостол. Также отмечено место над рекой, где святой апостол был казнен. Предание гласит, что язычники отрубили ему голову и что на месте казни до сих пор выступают красные пятна крови апостола. Но, опять же, это только одна из нескольких версий смерти ученика Христова.

В западной христианской традиции Симона Зилота принято изображать держащим пилу, поскольку, как говорится в предании, он был распилен пилой.

Мощи святого апостола

Кавказская версия смерти Симола Зилота повествует о том, что его мощи покоятся под спудом в разрушенном Симоно-Кананитском храме в Абхазии. Тем не менее часть его мощей прослеживается в разных странах и городах Западной Европы: Риме и германских Кёльне и Херсфельде. В Кёльне паломники могут помолиться и приклонить голову у частицы мощей, хранящейся и доступной для посетителей в базилике Андрея (Первозванного).

Сообщение о том, что часть мощей святого апостола находится в Херсфельде, можно подвергнуть сомнению, поскольку в 1040 году они были подарены Гослару (Goslar), а сам монастырь Херсфельда был со временем разрушен и сейчас руины охраняются как памятник истории.

Непонятно, что с мощами и в Госларе, по крайней мере известно, что Симон Зилот является его покровителем.

Наконец, о наличии части мощей Симона Зилота заявляет Сайн, являющийся частью города Кобленц. Да не просто части, а руки апостола. Только одна проблема: нигде в интернете нет ни одной фотографии ни информации, подтверждающие факт наличия части мощей святого апостола в Сайне в наши дни.

В итоге реально можно говорить только о Кёльне. Кроме того, в Германии существует несколько церквей, носящих имя апостлов Симона Зилота и Иуды Фаддея (общее название церквей). Список можно посмотреть .

Святый апостоле Симоне, моли Бога о нас.

Текст: Алексей Потупин, 20 мая 2010.
Изображение вверху: апостол Симон Зилот (Кананит). Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Одного из Иисуса Христа звали Симон Кананит. Он был сыном от первого брака Иосифа, супруга Марии Богородицы, то есть был сводным братом Иисуса. Прозвище Кананит с арамейского переводится как "ревнитель". в своих трудах называет апостола Симона не Кананитом, а по-гречески - Зилотом, что означает одно и то же.

Первое чудо Иисуса Христа

В повествуется о том, что во время церемонии бракосочетания своего сводного брата Симона Иисус Христос сотворил свое первое чудо, а именно - претворил воду в вино. Увидев это, новоиспеченный жених уверовал в брата своего Иисуса Христа и стал его ревностным последователем и учеником (апостолом). В христианской вере Симон Зилот считается покровителем молодоженов и супружества. На протяжении 2000 лет во время христианского обряда венчания священник произносит строки из Евангелия, повествующие о сотворении Богом этого чуда.

Путешествия по миру

Согласно библейским писаниям, после того как Спаситель вознесся на небеса, апостол Симон Кананит, как и все ученики Христа, получил божественный дар, который сошел на него в виде огненного языка. С этих пор он стал проповедовать ученье брата своего Иисуса Христа в различных странах: в Иудее, Эдессе, Армении, Ливии, Египте, Мавритании, Британии, Испании и других. Об этом можно узнать из древних преданий этих народов.

Весть о воскрешении Христа доходит до черноморского побережья

Через 20 лет после воскрешения Христа трое его апостолов - Андрей Первозванный, Матвей и Симон Зилот - отправились в земли Иверские, а дальше в горы нынешней Осетии и Абхазии. В городе Севасте (Сухуми) их пути разошлись. Апостол Симон Зилот поселился в пещере, расположенной в глубоком ущелье горной реки, куда спускался при помощи веревки, а Андрей отправился дальше, вдоль черноморского побережья Кавказа. Каждый из них проповедовал ученье Христа, рассказывал о его жизни, о сотворенных чудесах, о мученической смерти и воскрешении, и стремился обратить в христианство местных жителей.

Новый Афон

Местность, в которой жил в те времена Симон Зилот, находилась в окрестностях современного курорта Новый Афон. Здесь апостол дарованной ему небесами силой творил чудеса и знамения и благодаря этому смог найти последователей и обратить их в христианство. В Абхазии в те далекие времена действовал языческий обряд, согласно которому на жертвенный алтарь приносились не только животные, но и безвинные младенцы. У местных жителей был также распространен каннибализм. Усилиями апостола Симона местные жители осознали, насколько бесчеловечны, жестоки и дики эти древние обычаи, и вскоре отказались от них. Симон Кананит также занимался врачеванием и излечивал больных силой своей молитвы и простых прикосновений. Это, как ничто другое, вселило веру местного населения в него и его ученье. В результате этого все больше язычников просили Зилота крестить их и принимали христианскую веру.

Гонения и мученическая смерть

Грузинский царь Адеркий - ярый сторонник языческой веры - начал гонения против апостола и его последователей. В результате этого Симон Зилот был пойман и после долгих истязаний жестоко убит. В некоторых свидетельствах упоминается, что его распяли на кресте, в других - заживо распилили пилой. Его бездыханное тело было погребено его учениками близ той пещеры, в которой он провел последние годы своей жизни. После этого многие нуждающиеся, больные и обездоленные приходили к его могиле молить о помощи и спасении, а число верующих в Христа росло с каждым днем.

Храм, посвященный апостолу Симону Кананитскому

Через 800 с лишним лет из греческого города Афон к могиле апостола пришли христианские паломники. Они воздвигли рядом с могилой Зилота белый храм из местных известковых пород, а близлежащее поселение с тех пор стало называться Новым Афоном. В 11-12-м веках Абхазия стала христианским государством. С этих пор по всей территории Абхазии начали воздвигаться монастыри, храмы и церкви. Позже она была подвергнута нападению со стороны арабов: большинство христианских храмов, в том числе и Симоно-Кананитский, были разрушены, а народ под принуждением арабских захватчиков принял мусульманство.

В 19-м веке, после вхождения Абхазии в состав Российской империи, в этих местах вновь стало распространяться христианство и все чаще стало упоминаться это имя - Симон Зилот. Храм, когда-то посвященный ему, был восстановлен, а рядом началось строительство Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который превратился в крупный духовный и образовательный православный центр на всем кавказском побережье Черного моря. Одноименный собор, который находится в центре монастырского комплекса, представляет собой прекрасный образец православной архитектуры конца 19-го века. Его внутренние стены расписаны красивыми иконами работы искусных мастеров, а музыкальные куранты колокольни были подарены собору русским императором Александром Третьим.

Заключение

Сегодня это место, расположенное близ города Новый Афон в Абхазии, является одной из главных достопримечательностей на Кавказа. Этот духовно-исторический комплекс включает в себя и пещеру (грот апостола Симона), в которой до принятия мученической кончины обитал Симон Зилот - один из первых учеников Иисуса Христа. Тысячи паломников со всех концов света приходят за благословением и в надежде на оздоровление на его могилу.