Фильм о девушке которая стояла с иконой. Подлинная история окаменевшей девушки зои с иконой николая чудотворца

Это такой православный триллер: по легенде, 31 декабря 1955 года в доме № 84 по улице Чкалова города Куйбышева (нынешняя Самара) собралась компания молодежи. Всё как положено: выпивали, танцевали, веселились. Одна из приглашенных девушек - работница трубного завода Зоя Карнаухова, ждала в этот вечер своего нового знакомого Николая. С парнем они познакомились совсем недавно, но он успел приглянуться девушке. Но Николай всё не шел и не шел, а Зоя расстраивалась. «А чего ты не танцуешь? Брось ты, не придет твой Коля!» - решили поддержать Зою подружки, на что та разозлилась, вскочила с места и, сняв с полки икону Николая Чудотворца, начала танцевать с ней. Мол, раз мой Коля не пришел, потанцую хоть с этим.

nikola-ygodnik.narod.ru

Остальным гостям якобы в этот момент стало не по себе, и они потребовали вернуть образ на место. «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу, продолжая танец отчаявшейся женщины. Через несколько минут в доме вдруг раздался шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая как снег, прижав икону к груди. Ноги ее приросли к полу, глаза не моргали, дыхания тоже не было слышно. Но сердце билось.

Nikola-ygodnik.narod.ru

Друзья Зои сначала попытались снять икону у девушки из рук, но это не получилось. Испугавшись, те позвонили в «скорую». В медицинской бригаде, приехавшей на вызов, была Анна Калашникова, чей родственник - а по стечению обстоятельств еще и священник Виталий Калашников - теперь рассказывает подробности самарской мистерии, свидетелем которой он косвенно стал:

Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом скорой помощи. В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на «скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году.

Руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев говорит, что воспоминания Калашниковой считаются, по сути, единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то странное. Все те «свидетельства», которые стали известны позднее, больше напоминают народный фольклор. Например, рассказ некой бабушки, которая пыталась выведать у молодого милиционера, действительно ли в таинственном доме стоит каменная девушка. Тот якобы прямо отвечать отказался, но потом просто молча снял головной убор и показал бабуле абсолютно седую голову. За одну ночь дежурства, мол, так поседел.

Именно мне архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен стояния Зои, результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тысяч экземпляров. В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город - многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

Действительно, слух об окаменевшей девушке быстро распространился по Куйбышеву. Рядом с домом по улице Чкалова стал дежурить народ. Хозяйка дома - владелица пивного ларька Клавдия Болонкина - заколотила окна здания досками, а рядом с домом милиция установила круглосуточное оцепление. Соседи Болонкиной рассказывали, что та была женщиной зажиточной и сдавала часть своего дома. В этой-то его части и произошло загадочное событие.

Rusсайт

Правда, скептики и тут сомневаются. Есть версия, что Болонкина просто устала от огромного количества народа у себя перед окнами и заявила в милицию, попросив избавить ее от зевак. А может, предприимчивая женщина решила заработать на людской молве и, нагнав таинственности, заколотила окна дома специально. Ведь очевидцы поговаривали, что Болонкина якобы тайком водила экскурсии в дом - за 10 рублей с человека, что было в те годы суммой приличной. Зеваки, цепенея от ужаса, глядели на женскую фигуру с иконой в руках, стоящую в полумраке. Говорят, на роль Зои Болонкина пригласила свою знакомую и делила с ней заработок. Душераздирающие вопли из дома по ночам: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» - это якобы тоже дело рук Болонкиной и ее сообщников. А милицию на место «паломничества» пришлось отправить городским властям, чтобы без беспорядков и членовредительства обошлось. Картину происходившего в те годы могло бы объяснить дело о стоянии Зои, которое под грифом «Секретно» все эти годы хранилось в областном ГУВД. Но в 1999 году здание управления сильно горело, и архив документов практически полностью был уничтожен.

ic.pics.livejournal.com

Как отреагировали на чудо официальные власти, учитывая, что в Советском Союзе в то время был рассвет атеистических настроений? Была легенда, что в Куйбышев лично приезжал Никита Хрущев, но документальных свидетельств этому нет. В партии отреагировали на весть о чуде злорадно: в КПСС решили, что все эти слухи - провокация, специально подготовленная к областному съезду партии, который должен был скоро случиться. По решению как раз этой партконференции в городской газете «Волжская коммуна» (которая существует, кстати, по сей день) был опубликован фельетон редактора Страхова «Дикий случай», высмеивающий шумиху вокруг якобы случившегося.

vkonline.ru

На самой конференции первый секретарь ОК КПСС Михаил Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос:

Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела - и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…

В партии было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 науч­но-атеистических лекций - это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Сохранились документы, свидетельствующие, что в Страстную неделю город будто вымер, все сидели по домам. А накануне Пасхи ни один житель Куйбышева не явился в клуб «Победа» смотреть кино.

azbyka.ru

Так чем же всё-таки закончилась эта истории? По одной из версий, к Зое, которая на тот момент простояла с иконой в руках уже как 128 дней, под Пасху явился некий «иеромонах Серафим», который освятил комнату и отслужил молебен, а потом снял-таки из рук девицы икону. Зоя же без сил опустилась на стул и долго не могла прийти в себя. Однако и тут все неоднозначно. В то время были широко известны два священнослужителя по имени Серафим. Первый - это Серафим Тяпочкин, архимандрит Русской православной церкви, настоятель Свято-Николаевского храма в посёлке Ракитное Белгородской области.

pravpochta.com

Второй - тогдашний настоятель Петропавловской церкви города Куйбышева Серафим Полоз, который вскоре после описанных событий был осужден за мужеложство - довольно распространенная в те времена статья, с помощью которой расправлялись с неугодными священнослужителями.

blagovest.cofe.ru

Верующих людей также устраивает еще одна версия счастливого исхода этой истории. Согласно народному преданию, Зоя ожила после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова пришел и снова получил отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. Милиционеры якобы слышали, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, но когда его хватились, найти не смогли. Зоя потом ожила и указала на икону: «Он в передний угол ушел».

Что с Зоей Карнауховой было дальше - никто не знает. О дальнейшей ее судьбе рассказывают всякое. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

И вроде бы о той таинственной Зое даже немного подзабыли (за исключением туристов со всего мира, которые регулярно приезжали поглазеть на знаменитый дом), как 12 мая 2014 года здание внезапно сгорело. Местные, по традиции, разделились на два лагеря: одни видят в этом роковой знак и ждут других несчастий, другие же уверены, что дом в историческом центре города сгорел неслучайно и, скорее всего, это дело рук какой-то местной строительной фирмы, которая уже спроектировала в этом районе очередную новостройку.

  • Медики объясняют феномен Зоиного стояния просто: у девушки, по всей видимости, были расстройства психики, и во время танца с ней случился очередной припадок. Кататоническая шизофрения отличается двигательными нарушениями - в частности, при данной форме заболевания может развиваться кататонический ступор, то есть человек буквально может застыть на месте. Но чаще это случается в положении лежа.
  • Подобный случай описан в книге Георгия Гурджиева «Встречи с замечательными людьми». Гурджиев рассказывал там историю, как он видел во время путешествия в какой-то стране обряд колдунов-чёрных магов: одного человека помещали в круг, заранее очерченный, и совершали над ним ритуальные, магические действия: после этого человек не мог самостоятельно выбраться из него. Лишь двое-трое физически крепких мужчин могли вынести этого человека за пределы круга, но в таком случае у него открывалась рвота и начинались конвульсии. Так продолжалось до тех пор, пока человека не затаскивали обратно. Гурджиев описывал, что складывалось впечатление, что какая-то исполинская сила, как магнит, удерживала человека.
  • В мировом искусстве также много параллелей с историей Зои: от гомеровской Медузы Горгоны, одним взглядом превращавшей человека в камень, до «Спящей красавицы» Шарля Перро.
  • В 2009 году режиссер Александр Прошкин снял фильм «Чудо» по мотивам предания о Зое. Главную роль - репортера Николая - играет актер Константин Хабенский.
  • В Самаре поговаривают, что тот самый Николай, которого Зоя не дождалась в тот вечер, кончил плохо: стал преступником и всю жизнь провел в тюрьмах.

24 января 1956 года одно из местных изданий города Куйбышев (сегодня Самара) опубликовало статью под названием «Дикий случай». В ней партийным руководством было приведено достаточно доказательств, опровергающих ходившую по городу «страшилку» об окаменевшей Зое.

Красивая и страшная легенда

Есть две версии произошедшего:

  • Великое, религиозное чудо, повергшее девушку в каменное изваяние.
  • Выдумки хозяйки про чудо, ради привлечения внимания.

По легенде, на улице Чкалова, в доме 84, проживала простая девушка - Зоя Карнаухова. Прежде чем остолбенеть, героиня истории решила устроить у себя вечеринку в честь Нового года. Были приглашено несколько городских знакомых, в том числе и жених молодой особы по имени Николай. Гости уже собрались, но парень опаздывал.

Судьба распорядилась так, что встретить своего возлюбленного ей не удалось. Схватив икону Николая Чудотворца , Зоя принялась танцевать с ней в обнимку. Видимо, таким образом, она представляла своего суженного рядом. Образ принадлежал, по слухам, матери девушки, исповедовавшей православие. Собравшиеся подруги уговаривали развеселившуюся Карнаухову прекратить богохульство. Но разгорячённая особа продолжала пляску с иконой, весело приговаривая, что если Господь существует, он накажет её.

В этот самый миг за окном ударила молния, а Зоя оцепенела, превратившись в каменный постамент. Её тело было твёрдым, лишь где-то в глубине еле-еле билось сердце. Собравшиеся пытались помочь окаменевшей комсомолке, но не смогли даже подвинуть её. Прибывшие милиция и медики только разводили руками и не понимали, что могло случиться. Долгое время Зоя как будто замерла, не подавая явных признаков жизни. Говорили, что по ночам она что-то невнятно кричала, просила помолиться за всех грешных.

Время шло, дом был оцеплен милицией. Зеваки то и дело наведывались сюда, чтобы поглазеть на окаменевшую, застывшую Зою. К девушке долго никого не подпускали. Но на пороге появился местный церковнослужитель Тяпочкин Серафим. Он упросил пустить его к стоящей мученице. После молитв ему удалось забрать икону из рук Зои. Иеромонах уверил, что она придёт в себя на Пасху. Его словам суждено было исполниться. Простояв, как камень ровно 128 дней, девочка вдруг ожила. Закончилось все плохо. Прожила она после этого всего три дня.

Еще один рассказ о Зое

Более реальная, совсем не мистическая, но похожая версия рассказывает о том, что владелицей того злополучного дома была гражданка Клавдия Болонкина, проживающая с сыном. На новогоднее празднество она собрала гостей, в числе которых была и Зоя. Незадолго до этого девушка завела роман с молодым человеком Николаем, проходившим в городе практику. Как и гласит первый вариант, парень сильно опаздывал.

Неизвестно кто из гостей, может, и сама Карнаухова, схватила икону Николая Угодника и пустились в плясовую. Все это увидела в окно с улицы проходящая монахиня. Именно она и крикнула слова проклятья: «За грех обернёшься столбом соляным». Конечно, ничего не произошло, но Болонкина начала распускать слухи о застылой грешнице. Причины такого поведения женщины могут крыться в желании привлечь внимание к собственной персоне.

Разделение общественного мнения

Существовала ли каменная Зоя, правда или миф лежит в основе того, что с ней случилось, достоверно уже никто не расскажет. Но многие в области подтверждали факт окаменения девушки после греховного поведения . Настоятель храма Казанской Богоматери в селе Нероновка (недалеко от Куйбышева) рассказывал, что историю об этом феномене поведал ему родной отец.

По его версии, мистические события случились в 1956 году, в январе. Зоя Карнаухова была работницей трубной фабрики. Её мать, религиозная дама, не разрешала дочери устраивать весёлые вечеринки в рождественский пост. Но девушка ослушалась. Далее, вся история повторяет знакомый сценарий об окаменелой девушке.

Жители Куйбышева по-разному приняли новость о таком чуде. Занимавший тогда должность I секретаря местного КПСС товарищ Ефремов прямо заявил общественности, что чудо было, но только с той старушкой, которая проходила мимо и кинула проклятье. Не забыл он упомянуть и о позоре для коммунистической партии от этих событий.

Затем его речь стала более откровенной и жёсткой. Он утверждал, что не только Зоино стояние - это выдумки, но даже танцев никаких не было, а посты милиции давно сняты, так как нет в доме ничего интересного и требующего расследований. Живет там одна старуха и нет никого больше. Ефремов призвал всех не верить в вымысел и религиозные рассказы, которые можно поместить только в фельетон.

Интересно, что через несколько лет были проведены исследования в архивах Куйбышева. Упоминания о стоянии Зои, фотографии 1956 г . или биография монаха Серафима, найдены не были. Но в доме 84 по улице Чкалова действительно проживала некая Клавдия Болонкина. О ней ходили слухи, как о женщине, посвятившей свою жизнь церкви. Якобы именно эта особа объявила себя окаменевшей девой.

Воплощение истории на экране

О легенде долгое время не вспоминали, убрав в дальний ящик все свидетельства. Но в начале XXI века было решено впервые экранизировать эту историю. Загадочные, мистические события, произошедшие когда-то в Самарской области , снова привлекали к себе внимание:

  • 2000 год. Первый документальная лента «Стояние Зои». Её длительность была всего 20 минут.
  • 2009 год. Полнометражная художественная кинолента «Чудо» от Александра Прошкина.
  • 2015 год. Телевизионный фильм «Зоя» по одноимённой пьесе Александра Игнашева.
  • 2015 год. Вышла в свет повесть протоиерея Николая Агафонова об участи Зои - «Стояние».

Сейчас дома под номером 84 по улице Чкалова нет, он сгорел 12 мая 2014 года. Но странная и пугающая история об окаменевшей девушке с иконой Николая Чудотворца ходит среди православных христиан по сей день.

Стояние Зои





Вкратце случилось вот что: девушка, дерзнувшая танцевать с иконой Николая Чудотворца, окаменела. Врач, приехавшая по вызову, попыталась сделать Зое укол, но не смогла — игла гнулась. Наутро рядом с домом 84 на Чкаловской улице уже толпился народ.

Свистящее дыхание

В городе и сегодня немало жителей помнят те события. «Мне было в 1956 г. 14 лет , — рассказывает Татьяна Фатеева . — Мы жили в 10 минутах ходьбы от дома на Чкалов-ской. Одноклассники хотели проникнуть в дом с задних дворов. Но оказалось, что и там дежурили милиционеры. И это ещё больше подхлёстывало народ. Ведь если нет никакого чуда, то зачем дом охранять? Милиционеров не хватало, их собирали со всей области. Моя соседка Антонина рассказывала, что из их родного села Августовки (Самарская обл.) милиционера тоже вызвали в Самару (тогда город назывался Куйбышев. — Ред.) на дежурст-во. Когда он вернулся, его замучили расспросами. А он говорить не имел права. Вместо этого снял с себя фуражку, и все увидели, что у молодого парня голова седая ».

В городе из уст в уста пересказывали обстоятельства произошедшего. Молодая работница трубочного завода им. Масленникова Зоя Карнаухова вместе со знакомыми праздновала Новый год. Весь вечер она прождала своего кавалера Николая , который так и не пришёл. Когда пары стали танцевать, Зоя с досады сняла со стены икону святителя Николая со словами: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», не слушая подруг, которые советовали не совершать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», — бросила девушка. Почти сразу же раздался гром, и Зоя с прижатой к груди иконой словно окаменела. Стояла посреди комнаты, как мраморная статуя.

Тот самый дом на Чкаловской улице. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

«Той зимней ночью над Самарой действительно грянул гром , — продолжает Татьяна Фатеева. — Моя старшая коллега по работе Валентина Константиновна Сурва рассказывала, что в 1956 г. была на ночном дежурстве на узле связи. И, когда загромыхал гром и небо озарила молния, их начальник удивился: «Что это Илия Пророк лето с зимой перепутал?! »

Сарафанное радио разнесло историю о стоянии Зои по всей стране. Вот что рассказал «АиФ» старец Илий (схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник патриарха Кирилла ): «Летом 1956 г. я плыл из г. Камышина (Волгоградская обл.) в Саратов поступать в духовную семинарию. Об истории Зои к тому времени знал. Много разговоров шло. А на пароходе встретил двух женщин, они были из Куйбышева и под впечатлением тех событий. Рассказали, что их знакомый дал милиционерам, охранявшим дом, денег. И прошёл. И убедился, что Зоя стояла. Свидетелей много было. Это факт неоспоримый ».

«Я общался с женщиной, которая собственными глазами видела окаменевшую девушку , — рассказывает “АиФ” прото-иерей Николай Агафонов, писатель, автор повести “Стояние” . — В оцеплении стоял родной брат её подруги. В одно из ночных дежурств он пропустил их в дом. Они увидели фигуру, накрытую простынёй. И звук был такой свистящий. Видимо, это было дыхание Зои. Девушек сковал ужас, и они выбежали на улицу». Жители Самары вспоминали, что ночами Зоя страшно кричала: «Молитесь! В грехах погибаем! »

Отец Серафим (Звягин), взявший икону из рук Зои. Фото 1955 г. Фото: Фото из книги / «Отец духовный Серафим»

Рассказ отца Серафима

На Рождество в дом пропустили священника. Он отслужил молебен и смог взять из рук Зои икону Николая Чудотворца. Батюшка сказал, что надо ждать знамения на Пасху. Второй визит случился на Благовещение. «Бабушка была на Чкаловской, рассказала: к охране подходил благообразный старец, и, что удивительно, его пропустили в дом ». Позже новость обрастёт подробностями. Дежурные милиционеры слышали, как он ласково спросил Зою: «Ну что, устала стоять? » А когда старца хотели выпустить, в доме его не оказалось... Все в городе были убеждены, что приходил к Зое сам Николай Чудотворец. Стали говорить, что по молитвам святого Господь её помиловал. На Пасху в 1956 г., после 128 дней стояния, Зоя, чьё имя с греческого переводится как «жизнь», действительно ожила. Перед этим она особенно сильно кричала: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель... » В мышцах девушки появилась мягкость. Её положили. Спрашивали: «Как же ты жила, кто тебя кормил? » — «Голуби, голуби меня кормили... » Случай с Зоей сильно подейст-вовал на жителей города. В Страстную неделю кинотеатры и другие развлекательные заведения Самары были пусты. Многие крестились. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.

Считается, что Зоя умерла на третий день Пасхи. Долгое время оставалось тайной, кто был монах, сумевший взять из её рук икону. Батюшкой оказался отец Серафим (Звягин) . Он служил в сельском храме в Костром-ской обл., а в Самару приехал после того, как ему дважды было повеление от Господа. В 2012 г. за полтора месяца до кончины отец Серафим, на тот момент он был схиархимандритом, рассказал: «Нас арестовали, пытали ». Указывая на свой лоб и глаза, продолжил: «Отметины на всю жизнь. Вспоминать и то страшно! » Следователи добивались, чтобы священник объявил, что никакого чуда не было. Говорили: «Ты молодой, зачем тебе всё это надо? » Батюшка отказался врать. Тогда с него взяли расписку о неразглашении на 50 лет.

«Подробности этого чуда можно было бы узнать из папок, которые хранились в КГБ , — рассказал “АиФ” журналист Андрей Караулов . — Знаю людей, которые видели документы по делу “стояния Зои”, и там было указано, что папок в деле три ».

Памятник Николаю Чудотворцу - в память о громком чуде 1956 г. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

Дом 84 на Чкаловской сохранился. Последние жильцы съехали оттуда после недавнего пожара, сейчас здание заколочено и пребывает в запустении. Зато рядом установлен и освящён памятник святителю Николаю. И сегодня люди специально приезжают помолиться на место, где святой совершил чудо, которое даже в годы госатеизма многих привело к Богу.

В 1956 году по всему СССР распространялась легенда об «окаменевшей Зое», якобы наказанной богом за святотатственные танцы с иконой святого Николая. Странным образом эта история совпала со скандалом там же - в Куйбышеве, когда вскрылось гомосексуальное насилие иеромонаха Серафима над послушниками.

Холодным зимним утром января 1956 года, когда Клавдия Ивановна Болонкина убирала снег у своего дома на Чкаловской улице, в Куйбышеве, к ней обратилась пожилая женщина: «Это какая улица? А дом? А кто хозяйка пятой квартиры?» Когда выяснилось, что в квартире проживает сама Клавдия Ивановна, старуха начала её торопить: «Ну, тогда, дочка, пойдем скорее, покажи её, несчастненькую. Ах, какой грех!.. Ах, какое наказание!»

Из слов старухи Клавдия Ивановна поняла, что в её квартире якобы находится окаменевшая молодая женщина. Как выяснилось, старухе рассказали историю о некоей девушке, которой на вечеринке не досталось партнёра для танца. Рассердившись, она сняла со стены икону святого Николая и стала кружиться с ней в такт музыке. Вдруг сверкнула молния, грянул гром, и девушку окутал дым. Когда он рассеялся, все увидели, что богохульница застыла с иконой в руках.
Именно так разговор, который якобы имел место 18 января 1956 года на Чкаловской улице, был описан несколько дней спустя в газете «Волжская коммуна». Публикация пыталась развеять слухи об «окаменевшей девушке». За беззубой старушкой, которая, вероятно, была первой посетительницей мистической квартиры, последовало много народу, пожелавшего увидеть чудо своими глазами.

По мере роста числа любопытных множилось и количество вариантов истории. Некоторые датировали происшествие новогодней ночью; другие рассказывали, что все попытки взять икону из рук девушки - или даже выбить топором - остались безрезультатными. Третьи предлагали окропить застывшую святой водой или обратиться к врачам. В последующие дни толпа перед домом выросла до нескольких сотен человек. Новость про нездоровый интерес советских граждан вскоре дошла даже до ЦК КПСС. В Куйбышеве, у того самого дома на Чкаловской улице, были выставлены заслоны пешей и конной милиции.
Милицейские посты лишь подогрели ажиотаж. Весть о мгновенной божьей каре за святотатство широко распространилась в околоцерковных кругах области и всей страны, приняв характер легенды. Сегодня благодаря медиа легенда о поначалу безымянной героине известна под названием «стояние Зои» - на её основе даже снят художественный фильм. Почему этот слух (или, с точки зрения верующего населения, новость о божественном вмешательстве) смог набрать такую силу?

Почему она возникла именно во второй половине 1950-х и почему в вернувшей свое название Самаре её вспоминают до сих пор. До сих пор, несмотря на широкое распространение легенды, она хоть и упоминается в некоторых научных работах, но механизмы её возникновения (и её функции) ещё ни разу не были исследованы.

Уполномоченный ЦК по делам РПЦ отмечал тогда, что «весть о чуде» в Куйбышеве в особенности адресовалась молодёжи, призывая её уважать авторитет церкви, соблюдать посты и праздники - именно для этого легенду пересказывали пожилые прихожане. Во время поездки в Борский район (120 километров от Куйбышева) он зафиксировал следующие высказывания колхозников: «Мы точно не знаем, что там было на Чкаловской улице, но говорим об этом и сейчас, поддерживаем веру в это чудо и припугиваем этим молодёжь, чтобы не хулиганили, меньше ходили на танцы, а больше ходили в церковь» .

Действительно, многие сельские жители сделали в пасхальные дни 1956 года соответствующие выводы: «Под праздники и в Страстную неделю в этом году не слышно было песен и гармошки, больше стало народу ходить в церковь и причащаться при этом ходили издалека. В Страстную неделю даже кино срывалось».

В других районах и больших городах Куйбышевской области так же сильно возросло количество посещающих службы во время поста и в пасхальные праздники.
Уже позже в основанном в 1959 году журнале «Наука и религия» упоминались события в Куйбышеве. Подобные факты не только показывают, насколько широкое распространение получила эта легенда - по всему СССР, - они ещё дают представление о том, сколько новых вариантов легенды о случившемся на Чкаловской улице возникло к тому времени. Если поначалу темой разговора было только то, что девушка окаменела, то позднее на первый план выдвинулись вопросы о том, сколько времени продлилось «стояние» и чем оно закончилось.

Ещё в июне 1956 года уполномоченный по Куйбышевской области записал, что «и сейчас еще есть разговоры, что она стоит» . В опубликованном четыре года спустя гневном письме члена партии в журнал «Наука и религия» содержится новый вариант истории, согласно которому застывшая девушка «в таком состоянии была несколько месяцев, потом вдруг ожила, вышла из комсомола и стала религиозной» . Ещё два года спустя, в 1962-м, автор отчёта о плохом состоянии антирелигиозной работы в Куйбышевской области сообщал, что теперь у слухов о застывшей девушке такое окончание: «Только когда священник отслужил перед статуей молебен и окропил её «святой водой», окаменевшая ожила» .
Андрей Синявский вспоминает в написанных в эмиграции размышлениях о русской народной набожности ещё об одном варианте, услышанном им в молодости и восхитившем его; по этой версии, сам Николай Угодник взял икону из рук девушки и тем самым освободил её. Как пишет Синявский, КГБ и партийные органы пытались пресечь распространение слухов. Любопытно, что во всех вариантах легенды - как с участием Николая Угодника, так и без его вмешательства - девушку, в конце концов, увозят «органы».

Это специфическая перспектива, в центре которой стоит сила и бессилие советских органов, наглядно показывает, что «история про Зою» была удобна для разных сторон. Каждый, кто пересказывал легенду, мог по-своему расставить акценты. Именно возможность продолжить сюжет - и довести его до счастливого конца - сделали его привлекательным в последующие десятилетия.
Слухи об «окаменевшей девушке» не только отражали изменение в настроениях верующих после смерти Сталина. Они странным образом вписываются в ситуацию локального церковного кризиса, который вспыхнул в ряде городов за несколько недель до описываемых событий. До Московской патриархии из Куйбышевской епархии доходили не только слухи о чуде на Чкаловской улице: в феврале 1956 года патриарх и члены Священного синода ознакомились с письмом куйбышевского священника, в котором рассказывалось о сексуальных домогательствах одного иеромонаха в отношении кандидата в духовную семинарию, а также о попытках куйбышевского епископа замять это дело.

При этом бросаются в глаза три вещи. Во-первых, хотя эти события, на первый взгляд, и не связаны с историей на Чкаловской улице, удивляет временнóе совпадение: мать пострадавшего семинариста сразу обнародовала случившееся - в начале декабря 1955 года, за несколько недель до волны слухов и столпотворения на Чкаловской улице.

Во-вторых, в центре обеих историй находятся молодые, но уже довольно взрослые по тогдашним меркам люди: в истории с «окаменевшей» - фабричная работница лет восемнадцати, во второй истории - 17-летний юноша, который, однако, в отличие от «Зои», исправно посещал церковь и помышлял об обучении в духовной семинарии. Чтобы подготовиться к учёбе в семинарии он обратился к иеромонаху, настоятелю своего прихода, который и стал его домогаться.
В-третьих, мать жертвы позаботилась о том, чтобы и факт домогательства, и попытки иеромонаха Серафима (Полоза) купить молчание потерпевшего стали достоянием общественности. Мать не только обращалась с жалобами к другим священникам, но, судя по всему, и в милицию, так как уже в декабре 1955 года против Полоза было возбуждено уголовное дело, по которому дали показания священники ряда куйбышевских приходов. В околоцерковных кругах и среди прихожан активно обсуждалось поведение епископа, который повысил обвиняемого в церковной должности, а священников, давших показания, уволил или перевёл на другое место.

В результате давление на епископа Иеронима (Захарова) усилилось, и он был вынужден покинуть епархию в конце мая 1956 года. Иеромонах Серафим (Полоз) был приговорен за «насильственное мужеложство» (статья 154а УК РСФСР) к 2 годам лишения свободы.

Несмотря на судимость (да ещё по такой статье) ееромонах Серафим в марте 1964 года был назначен вторым священником Свято-Казанского храма, а через два года стал его настоятелем в сане игумена, и прослужил здесь около 10 лет. В 1976 году его перевели в Черниговскую епархию. Он скончался в Чернигове в 1987 году.

Вся эта история выставляет «чудесный» рассказ о «Зое» в несколько ином свете. В легенде о «стоянии» можно легко обнаружить следы скандала с гомосексуальным домогательством: в обеих историях речь идёт о святотатстве и (сексуально коннотированном) грехе, хотя и с характерным перевертыванием действующих лиц.
В то время как молодой человек стал жертвой домогательств священника, в истории с «Зоей» молодая женщина играет роль грешницы, которая как бы домогалась (посредством иконы) святого. Традиционные представления о женщине как искусительнице и чистоте священника таким образом восстанавливаются.


(На крыльце Свято-Казанского храма (Республика Коми, Сыктывкар). Слева, с наперсным крестом, - игумен Серафим (Полоз), справа, с посохом, - епископ Архангельский и Холмогорский Никон (Фомичёв). Конец 1960-х)

Возникновение этой истории есть истинное чудо и для дискредитированного местного православного клира, так как церкви Куйбышева не опустели после скандала с домогательством, как этого можно было бы ожидать. Распространение слухов об окаменевшей девушке, напротив, привело к росту числа людей, приходящих в храмы.

Есть подозрение, что легенда об «окаменевшей Зое» была придумана в верхах РПЦ, чтобы нивелировать гомосексуальной скандал в той же епархии - в Куйбышеве. Но архивы как самой РПЦ, так и КГБ, курировавшего её, закрыты до сих пор, и потому эти подозрения тоже остаются легендой.

Ульрике Хун «Содом и Гоморра в Куйбышеве: трансформация православной легенды»,