Христос воскресе – Воистину воскресе: поздравления с Пасхой короткие и в картинках. Почему на Пасху говорят "Христос воскрес?" Как говорится христос воскрес воистину

Каждую Пасху мы слышим фразы «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!», но не всегда знаем, что они означают, а это очень важно.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, католическая и православная церковь празднуют Пасху в разные дни. Но, несмотря на это, каждый истинно верующий, по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.

Слово «воскресение» означает «поднятие из мертвых». Это - перевод греческого слова «анастасис» , что в Новом Завете означает «вставание» или «восстание» («встать еще раз»).

Воскресение Иисуса - исторически неоспоримый факт. Смерть и воскресение Иисуса Христа занимают главное место в Божьих замыслах относительно человечества. На нем построена вся христианская вера, да и само христианство обязано своему существованию воскресению Христа из мертвых. Именно воскресение было той движущей силой, побуждавшей на подвиг Его последователей в I веке н.э.

Смерть Иисуса Христа, будучи жертвоприношением, не имела бы никакой силы, если бы Он не был воскрешен. Иисус, Который «родился от жены, подчинился закону» (Гал.4:4), подвергся смертельному приговору, унаследованному всеми нами от Адама. Но Сам Иисус был безгрешен, а потому смерть не могла удержать Его, «смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9) .

В Библии ясно сказано, что Иисус Христос был первым из тех, кто воскрес из мертвых и обрел бессмертие. Павел писал: «...Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие» (2Тим.1:10) .

Жизнь и бессмертие, которые явил миру Иисус - это надежда на воскресение из мертвых и на воскресение на земле. Иисус бы первенцем, воскресшим от смерти к жизни вечной. Прочитаем еще раз: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор. 15:20).

Слова апостола Павла не требуют особых комментариев.

«Христос воскрес!» - принято говорить на Пасху. Отвечают на это словами «Воистину воскрес!».

Что означают эти две фразы и какой смысл вкладываем в них мы?

Для кого-то это просто традиция, как своего рода пасхальный пароль и отзыв. В таких случаях люди произносят эти слова в день Пасхи, не задумываясь об их смысле, вместо «Привет» или «Здравствуйте».

Однако как слово «здравствуйте» имеет свой смысл и означает пожелание встретившемуся вам человеку быть здоровым, так тем более слова «Христос воскрес!» и ответ на них «Воистину воскрес!» имеют конкретный смысл. Тот, кто говорит «Христос воскрес!», провозглашает тем самым библейскую истину о том, что Иисус Христос, будучи умерщвленным через распятие, затем воскрес. А тот, кто отвечает «Воистину воскрес!», выражает свое согласие с тем, что Иисус Христос действительно был мертв и вновь ожил.

Эти слова слишком серьезны и слишком значимы, чтобы говорить их формально, не вкладывая в них того смысла, который в них в действительности содержится. Ведь в описанных в Библии событиях, связанных со смертью и воскресением Христа, сосредоточена суть христианской веры. Без этих событий христианство было бы просто набором определенных нравственных правил, а самого Иисуса можно было бы рассматривать как одного из мудрецов, философов, выдающихся учителей прошлого.

Но воскресение Иисуса Христа подтвердило, что Он был больше, чем учителем, – Он действительно был Божественным Мессией – тем, чья миссия на земле заключалась в том, чтобы спасти «людей Своих от грехов их» (Матф. 1:21) .

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне…
Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:1-14) .

В процитированном отрывке можно увидеть почти все центральные моменты христианского вероисповедания: признание человеческой греховности и необходимости принесения жертвы за наши грехи, утверждение об историчности Иисуса Христа (то есть его реальном проживании на земле в определенный период времени) и Его искупительной смерти, сведения о погребении Иисуса, его воскресении и явлении после этого большому количеству свидетелей, удостоверивших факт его воскресения из мертвых.

Мы в это верим.

Но почему Апостол Павел из всего перечисленного особенно подчеркивал важность веры именно в воскресение Иисуса Христа?

В том числе и потому, что вера в воскресение является доказательством четырех важных фактов, которые могут иметь решающее влияние на жизнь человека в этом и в грядущем мире.

Во-первых, ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ИСТИНА СИЛЬНЕЕ ЛЖИ. Согласно четвертому Евангелию, Иисус сказал своим врагам:

«А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего истину» (Иоан. 8:40) , а также говорил своим ученикам: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Иоан. 14:6) .

Иисус пришел с истинной идеей о Боге и добре; его враги же добились Его смерти, потому что они не хотели, чтобы их лживая точка зрения была разрушена. Если бы они преуспели в том, чтобы окончательно уничтожить Его, ложь оказалась бы сильнее истины.

Во-вторых, ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ДОБРО СИЛЬНЕЕ ЗЛА. Иисус говорил своим врагам: «Ваш отец диавол» (Иоан. 8:44) . Силы зла распяли Иисуса, и если бы не было воскресения, они бы восторжествовали. Если бы Воскресения Христова не было, то этот принцип был бы подвергнут опасности, и мы никогда более не могли бы быть уверены в том, что добро сильнее зла.

В-третьих, ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ НЕНАВИСТИ. Иисус был воплощенной любовью Бога. С другой стороны, поведение людей, добивавшихся Его распятия, характеризовалось жестокой ненавистью, настолько безумной, что они Его милосердие и совершаемые Им чудеса приписали дьявольской силе. Если бы не было воскресения, то, в конечном счете, победила бы человеческая ненависть над любовью Бога. Воскресение Христово является триумфом любви над всем, что ненависть могла свершить.

И, наконец, в-четвертых, – самое главное: ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЖИЗНЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ. Если бы за смертью Христа не последовало его воскресенье, это доказало бы, что смерть может взять самую прекрасную и блаженную жизнь, и уничтожить ее. Но воскресение Христово является окончательным доказательством, что жизнь сильнее смерти, и Иисус действительно имел власть, чтобы отдать и принять свою жизнь (Иоан. 10:18).

Тема смерти не оставляет равнодушным никого. Смерть является врагом человека, и все, что связано со смертью, вызывает негативные эмоции.

Страх смерти заставлял многих людей от первобытных племен до наиболее развитых цивилизаций выдумывать и практиковать самые разнообразные обряды, подвергать себя суровым истязаниям, чтобы смягчить те наказания и страдания, с которыми они боялись столкнуться по ту сторону смерти.

Кого-то страх смерти заставлял предпринимать попытки доказать, что после смерти человека ничего не ждет и что смерть – конец всему. И человек, полагающий, что кроме этой жизни ничего нет, и после нее ничего не будет, может вполне сказать: «Станем есть и пить, ибо завтра мы умрем».

Почему люди это делают? В большинстве случаев по двум основным причинам:
1) из-за страха перед неизвестностью относительно того, что наступает после смерти;
2) из-за чувства греховности и боязни предстать перед Божьим судом. Это чувство и эта боязнь интуитивно присутствуют даже у невоцерквленного человека. Если бы человек чувствовал, что мог бы легко предстать пред Богом, то смерть не представляла бы для него такой проблемы.

Целый ряд мест Священного Писания нам говорит о том, что после смерти следует суд:
Книга Откровение, в частности, 20 и 21 главы, в которых мы читаем о суде у великого белого престола;
«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…» (Евр. 9:27) .
«…ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово…» (2 Кор. 5:10) .
«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:30-31) .

Так утверждает Писание, и, что бы люди ни говорили вслух, в глубине души они знают о грядущем суде и боятся его.

Поэтому для уверовавших во Христа так отрадно понимать, что став таким же смертным человеком, как и каждый из нас, умерев на кресте, приняв на Себя наказание за наш грех и освободив нашу совесть от тяготившей ее вины, Иисус Христос избавил нас от будущего гнева Божьего, который испытает на себе всякий, умерший во грехах и не обратившийся к Богу во время своей земной жизни человек. Поэтому христианам больше не нужно бояться смерти:

«…как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14-15) .

Умерев и воскреснув, Иисус показал нам, что Его жертва за нас была принята, и что в Нем Бог принял нас, доверившихся Иисусу, а царство греха и смерти разгромлено и дьявол лишился своей власти над нами.

И пусть сегодня любой христианин будет твердо уверен в том, что Христос прошел тот путь, который открыт теперь для всякого уверовавшего в Него:

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его…» (1Кор.15:22-23) .

Поэтому сегодня каждый из нас подобно Апостолу Павлу, радуясь воскресению Христа и Его победе над ложью, злом, ненавистью и смертью, может воскликнуть:

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? …Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:55-57) .

20.04.2012

15 апреля 2012 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя к собравшимся с Первосвятительским словом.

Всех вас сердечно еще и еще раз приветствую Пасхальными словами: Христос Воскресе!

Эти слова свидетельствуют о нашей глубокой вере, о том, что за 2000 лет, которые прошла Церковь по тернистому историческому пути, не было утеряно самое важное, что, может быть, составляет сердцевину духовной жизни рода человеческого, - это убеждение в том, что Сын Божий и Сын Человеческий, придя в этот мир, пострадав и умерев за нас, воскрес силой Божией и нас с Собою совоскресил.

Само по себе хранение этой веры является чудом. Хорошо известно, что произошло за эти 2000 лет: как до неузнаваемости менялся мир практически в каждую новую эпоху; как одна империя сменяла другую; как одна культура, разрушая предшествовавшую, приходила ей на смену; как менялись философские взгляды, убеждения, общественные пристрастия и идеалы; как воевали люди, уничтожая друг друга и стирая с лица земли то, что было создано трудами предшественников. Можно сказать, что практически ничего не сохранилось с той эпохи, кроме отдельных памятников и гробниц, - все развеяно прахом земным. Но веру в то, что в третий день после смерти воскрес Господь наш Иисус Христос, невозможно было уничтожить никакими потрясениями, даже такими страшными и радикальными, которые до неузнаваемости меняли мир.

И тому есть только одно объяснение. Вера - это не вымысел, это не только эмоциональное чувство и не только убеждение. Вера есть живая связь человека с Богом. Именно через веру Божественная сила прикасается к человеку, оплодотворяет его душу, укрепляет его физические силы, дает ему мудрость, мужество идти по жизненному пути, сохраняя в том числе и то, чему научил род человеческий Господь наш Иисус Христос.

Его жизнь была отмечена великими скорбями и страданиями, и не только в последнюю неделю перед Воскресением. Вся Его жизнь была исполнена трудов и скорбей, ведь Он видел, как люди пренебрегают Его словом, несшим в себе огромную духовную силу, способную преобразовать мир. И это слово не усваивалось всеми, хотя обладало Божественным могуществом. Он видел сомневающихся учеников, которые, являясь свидетелями многих Его чудес и Его слов, продолжали оставаться теми же самыми рыбаками с их привязанностями, с их человеческими представлениями о жизни, в том числе о том, кто может и должен быть первым, кто важнее, кто значительнее. Он видел, как им не хватало веры, чтобы повторить те чудеса, которые Он совершал. Наверное, скорбью наполнялось Его сердце, видя, что слово Его и могущественное действие не производят в людях той перемены, которую они должны были бы производить. И, наконец, кошмар Страстной седмицы - предательство близкого человека, арест, допросы, издевательства, пытки и, наконец, позорная смерть на кресте…

Тот, Кто принес миру великое слово Божественной мудрости, Тот, Кто подкрепил это слово великими чудесами, был убит под рев ликующей толпы, которая требовала Его смерти. Что может сравниться с этой бездной страданий, принятых Спасителем? Нет ничего в этом мире, нет ничего в жизни людей, что могло бы уподобиться страданиям Спасителя.

Люди принимают тяжкие страдания, претерпевают и издевательства, и измены, и пытки, и жестокую смерть. Но даже самый честный человек, подвергаемый таким страданиям, в глубине своей души понимает, что и он в жизни совершал зло и неправду - и мыслями своими, и словами, и делами. Может быть, иногда трудно соотнести крест, возлагаемый Богом, с собственным пониманием того плохого, что человек сделал. Тем не менее сам факт человеческой греховности поставляет страдания людей в иной ряд по сравнению с тем, что произошло с безгрешным Сыном Божиим и Сыном Человеческим.

Господь воскресает и Своим Воскресением утверждает победу и слов Своих, и дел Своих. Он посылает на служение апостолов, которые, получив дар Святого Духа, перестают быть простыми рыбаками и становятся вдохновенными проповедниками и свидетелями Воскресения. Воскресение Христово открывает новую страницу человеческой истории. И это уже не история - это метаистория, у которой нет конца, которая уходит в вечность. И все мы, живущие после Воскресения, становимся через это событие сопричастниками иного бытия, и перед нами открывается дверь вечной жизни.

Вот почему сердца наполняются радостью. Может быть, не каждый размышляет о том, о чем мы с вами сейчас размышляем. Но сердцем каждый человек - и мудрец, и простец - чувствует радость Пасхальной ночи. И эта Божественная радость, даруемая нам, грешным людям, также является свидетельством спасительной силы Воскресения.

Все то, что произошло со Спасителем нашим, является для нас и примером, и уроком. И когда мы проходим через скорби и испытания, мы должны помнить, что достойное прохождение их непременно завершится победой и воскресением.

Удивительным образом в этом году прошла Пасха Христова. Никогда еще за всю послереволюционную историю не было в храмах так много народа, особенно в нашем Первопрестольном граде. Сотни и сотни тысяч людей - может быть, мы еще узнаем более точную цифру - пришли в субботу и в воскресенье на Пасхальные богослужения в наши храмы. Тысячи людей шли с семьями, с детьми, чтобы прикоснуться к святыне, войти в Божий храм, засвидетельствовать свое участие в Пасхальном торжестве и свою принад­лежность Матери - Русской Православной Церкви.

Это - наше воскресение. Верим, многих из нас оно изменило, вооружило духовной силой, дало понять на личном опыте, что означает Крест и Воскресение. Так Господь ведет нас по путям жизни. Научимся и на этом опыте тому, что сила Божия сильнее диавольской силы; что сила Божия, сохраняющая чудо веры несмотря на все исторические перипетии на протяжении 2000 лет, не оставит нас и в нынешних непростых условиях жизни.

Еще неизвестно, как то, что многим кажется сейчас значительным, важным, будет воспринято по прошествии лет нами же, тем более грядущими поколениями. Но мы точно знаем, что до скончания века в день Воскресения Христова люди будут обращать друг к другу Пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» - и отвечать так, как вы ответили мне сейчас, вкладывая в это силу своей веры, силу своей надежды и уверенность в окончательной победе Бога над всякой темной силой, в окончательном и всеобщем воскресении, открывающем двери Божественного Царства.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь.

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Приближается важный и любимый многими праздник — Пасха. Традиции и обычаи этого дня хорошо известны всем, ведь Пасху ждут и религиозные люди, и те, кому просто нравится атрибутика этого праздника. И, конечно, все мы хорошо знакомы с таким пасхальным обычаем, как пасхальное приветствие или христосование.

Обычай заключается в том, чтобы приветствовать друг друга с первого дня Пасхи и до Вознесения Господня (или только в день Пасхи) радостным возгласом «Христос воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес!».

Однако кто-то говорит: «Христос воскрес!», а кто-то — «Христос воскресе!». Откуда взялась форма воскресе и как говорить правильно?

Не новость, что грамматическая система современного русского языка не всегда была такой, как сегодня. Помните, как морщились в школе, изучая видовременные формы английского глагола, его бесконечные сложные времена? Сложно — у нас ведь такого нет. Еще как есть! Вернее, было, и не меньше. Вместо тысячи слов — схема глагольных форм древнерусского языка.

Нажмите для увеличения

Например, существовали четыре формы прошедшего времени: перфект, имперфект, плюсквамперфект и аорист.

Языковая система претерпела ряд сложных, фундаментальных изменений, результатом которых стал язык в современном его состоянии. Сохранил древние формы только церковнославянский язык, поскольку он был и остается языком богослужения. Будучи мертвым, он, соответственно, не является разговорным, то есть не развивается и не меняется, но используется (подобно латыни) в церковной книжно-письменной сфере, в гимнографии и ежедневном богослужении в некоторых православных церквях.

Воскресе — это и есть старославянская и церковнославянская форма глагола воскрес ; слово воскресе стоит в форме аориста. Ао́рист (др.-греч. ἀ-όριστος — «не имеющий (точных) границ» от др.-греч. ἀ- «не-» или «без-» + др.-греч. ὁρίζω — устанавливать границу) — временная форма глагола, обозначающая законченное (однократное, мгновенное, воспринимаемое как неделимое) действие, совершённое в прошлом.

Таким образом, сочетания Христос воскрес и Христос воскресе не являются взаимоисключающими: один вариант церковнославянский, стоящий в отсутствующей в современном русском языке временной форме — Христос воскресе . Второй вариант — Христос воскрес — современный. Оба варианта — правильные .

Не имеет значения, какой из вариантов вы предпочитаете: главное — слушать и слышать друг друга, а еще поздравлять с праздником искренне, от всего сердца.

Прекрасен праздник Пасхи, прекрасны ее обычаи: куличи и крашеные яйца, крестный ход, обычай христосоваться, но прекраснее всего завет этого дня — любить ближнего.

Так будем любить друг друга и за светлое Христово Воскресенье!

Пришла весна — пора чудес.

Журчит родник: «Христос воскрес!»

Светлее в мире нет словес,

Воистину Христос воскрес!

Пасха - праздник воскрешения,
Обновления, возрождения,
Чистоты, любви и света,
Берегите в себе это!

Любит всех Христос на равных,
Для него нет самых главных,
Пусть поможет Вам во всём!
С праздником!

Со светлым днём!

Ежегодно этот праздник отзывается в наших сердцах радостью и надеждой. Много лет назад Иисус Христос распятием и воскресением своим даровал нам неоценимый подарок, который не утратит свою духовную ценность в веках и будет вызывать восхищение в вечности!

Этот праздник все мы любим с детства. Он всегда освещен солнцем, он теплый, как свежий кулич, и яркий, как крашенки в корзинке.

Не зря его называют Светлым Воскресением: в этот день лица людей лучатся радостью и любовью к ближним. Хочется быть лучше, чище, добрее, хочется обнять весь мир…

Обязательный атрибут Пасхи - это икона с ликом Иисуса Христа, именно воскрешение символизирует вечную жизнь. Праздничный кулич в народе, называется жизнью, а крашенные яйца символизируют таинство зарождения самой жизни. Люди красили в яркие цвета яйца для того, чтобы сделать свое подношение Небу (духам Неба, которые обитали там). Светлый праздник Пасха, это своего рода символ доброй традиции, даже для тех, кто далек от веры .

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И, в небе синем исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

"Проснись, земля", они вещали, -

Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес.

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка - зацветите вновь,

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь - любовь!

Во славу жизни дал Создатель

Святой случиться благодати,

Чтоб в каждый дом сошел с небес

Спасенья свет! Христос Воскрес!


Мы Пасху Светлую встречаем куличом,

И праздничным, румяным калачом,

И крашеным яичком расписным,

И нежными цветочками весны!

Народ с утра так радостен и весел:

- Христос воскресе!

- Христос воскресе!

И колокольный звон те радостные вести

Во все концы земли уже донес:

- Воскрес Христос!

- Воистину воскресе!

Расскажут птицы, река и лес:

Несется песня ввысь, до небес:

Нам светят звезды, мрак исчез.

Сегодня праздник! Христос Воскрес!

Чудесней сказок и всех чудес

Светлейший праздник! Христос Воскрес!


«Слово «Пасха», - пишет святой Амвросий Медиоланский, - означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной - в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12).

Существует множество пасхальных примет и традиций, связанных с праздником Пасхи:

  1. Пасха это семейный праздник, его принято проводить сначала с близкими родственниками, а потом можно и по гостям ходить;
  2. до того, как сесть за пасхальный стол, необходимо отдать дань душам умершим, для этого перед иконой ставили небольшой горшочек с медом;
  3. первое, что можно съесть после поста с пасхального стола, это освященное крашенное яйцо, принесенное из церкви;
  4. пасхальные яйца нужно раздавать нищим, и обязательно оставить яйцо в церкви;
  5. пасхальным освященным яйцом в старину гладили любую домашнюю скотину по хребту, для того, чтобы она не болела и шерсть у скотины была красивая и гладкая. Но делалось это обязательно перед первым выгулом на пастбище;
  6. ни в коем случае нельзя выбрасывать крашенную яичную скорлупу;
  7. скорлупу от освященных пасхальных яиц никогда не выбрасывали, ее перемешивали с «четверговой» солью и клали вместе с зерном, которое использовали для посевов;
  8. в древние времена, кусок от освященного кулича, считался лечебным. Это метод и в наше время используется;
  9. хорошей приметой на Пасху, это сплести пасхальный венок, который будет сделан из живых цветов. Неважно, какой он будет — настенный, напольный или подвесной;
  10. если в канун Пасхи совершить добрые дела в пользу других людей, особенно обделенных, то можно снять грех со своей души;
  11. перед Светлой Пасхой, в основном в Чистый Четверг, все в доме вымывалось, наводился порядок;
  12. в праздник Пасхи, принято одеваться в новую одежду;
  13. когда в праздник начнут бить колокола, следует умыться из источника со Святой Водою;
  14. в ночь с субботы на воскресение хорошей приметой считалось искупаться в Святом Источнике, но при этом ничего не говорить, т.е. в полном молчании, тогда счастье и благополучие будет идти с вами в ногу;
  15. если встретить пасхальный рассвет, то удача будет сопровождать вас целый год;
  16. если семейные праздники выходили на дни поста, в этом случае все переносилось на день празднования Пасхи.

Христос Воскресе - на разных языках мира:

русский: Христос Воскресе!

английский: Christ is Risen!

белорусский: Хрыстос уваскрос!

украинский: Христос воскрес!

немецкий: Christus ist auferstanden!

французский: Le Christ est ressuscité!

испанский: ¡Cristo ha resucitado!

итальянский: Cristo è risorto!

греческий: Χριστος Aνεστη!

болгарский: Христос возкресе!

сербский: Христос Васкрсе!

хорватский: Hristos voskrese!

македонский: Христос воскресна!

словенский: Kristus je vstal!

чешский: Kristus vstal z mrtvých!

словацкий: Christos vstal z mŕtvych!

албанский: Krishti u ngjall!

грузинский : ქრისტე აღსდგა!

румынский: Hristos a înviat!

польский: Chrystus Zmartwychwstał!

венгерский: Krisztus feltámadt!

эстонский: Kristus on surnuist ülestõusnud!

литовский: Kristus prisikėlė!

латышский: Kristus Augšāmcēlies!

финский: Kristus nousi kuolleista!

шведский: Kristus är uppstånden!

ирландский: Tá Críost éirithe!

датский: Kristus er opstanden!

норвежский: Kristus er oppstanden!

голландский: Christus is opgestaan!

португальский: Cristo ressuscitou!

арабский: Al-Masih-Qam! المسيحقام

японский : ハリストス復活!

корейский: Kristo Gesso!

Светлое Христово воскресение — это праздник человеколюбия, когда мы забываем об ожесточении в наших душах.

Будем в этот день полны веселья, надежды и воистину христианской любви.

Христос воскресе!