Казанский храм на красной площади. Храм казанской иконы божией матери в коломенском

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Санкт-Петербурге построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов, штандарты, знамена, маршальский жезл Даву и другие военные трофеи, часть из которых хранится в соборе и сейчас. При строительстве за образец взят Собор Святого Петра в Риме. С внешней стороны собора расположены 182 колонны из пудостского камня, внутри храма 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита.

Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

1. Современный вид на Казанский собор сверху

2. Первоначальный проект Казанского собора, не доведенный до конца. Планировалось построить две колоннады - северную и южную, реализовали только северную

3. Панорама северного фасада Казанского собора

4.

5. Фронтон "Всевидящее око"

6. Купол собора. Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 м. Казанский собор — одно из самых высоких купольных зданий. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами — пилонами. Диаметр купола превышает 17 м. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию

7.

8.

9. Колоннада Казанского собора, включает в себя 96 колонн

10. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинскиое приветствие. Возле памятников давали клятву на верность Родине.

11. Барельеф "Источение воды из камня Моисеем в пустыне", И.П. Мартос

12. Борельеф "Явление Моисею в неопалимой купине", П. Сколари по модели И. Командера

13. Памятник М.И. Кутузову

14. Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Пудостский камень это известковый туф, добываемый около посёлка Пудость Гатчинского района Ленинградской области (каменоломни исчерпались в 1920-х гг.), его залежи датируются поздним плейстоценом и образовались на месте небольшого озера. Пудостский камень легко обрабатывается и меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Камень интересен тем, что внутри сохранялась первоначальная вязкость, тогда как внешняя часть приобретала твердость обожженного кирпича. Для облицовки Казанского собора потребовалось 12 тысяч кубометров пудостского камня

15. Ряженые

16. Капитель колонны Казанского собора

17. Человек по сравнению с колоннами Казанского собора, всего наружных колонн 182. Колонны собраны из блоков пудостского камня, а стыки между ними затёрты. Из-за непрочности камня его сразу же после создания колонн затёрли так называемым рижским алебастром, но это не помогло сохранности корлонн

18. Бронзовая статуя Святого Владимира, крестителя Руси, в левой руке он держит меч, а в правой - крест, попирая им языческий жертвенник. Скульптор Пименов С.С.,1807 г., отлил Екимов

19. Бронзовая скульптура Андрея Первозванного, скульптор В.И. Демут-Малиновский, 1807 г., отлил Екимов

20. Двухметровый цоколь собора и его колоннад выложен из огромных блоков сердобольского гранита. Из плит красно-розового гранита-рапакиви сделаны лестницы, ведущие на колоннаду

21. Бронзовая статуя Александра Невского, скульптор С. Пименов, 1807 г., отлил Екимов. У ног Александра меч со львом, эмблемой Швеции, на него опирается русский щит.

22. Скульптура Иоанна Крестителя, скульптор И.П. Мартос, 1807 г., отлил Екимов. На все четыре статуи ушло 1 400 пудов бронзы.

23. Барельеф "Поклонение волхвов" на северном портике, Ф.Г.Гордеев

24. Каждая такая колонна весит 28 тонн, высота околдо 14 метров

25. Капитель

26. Колонна вблизи

27. Крест на куполе

28. Соборные голуби

29. Памятник Барклаю де Толли, сверху горельеф "Медный змий" И.П. Прокофьева

30. Борельеф "Вручение Моисею скрижалей на Синайской горе", П. Сколари по модели Лактмана

31. Резной портал северных дверей храма выполнен из рускеальского мрамора. Северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых «Райских врат» XV века во флорентийском баптистерии (собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Гиберти), В. Екимов. Это копия, но с перепутанными сюжетами

32. Бронзовые композиции на ветхозаветные сюжеты на оригинале во Флоренции отлитые слево направо по парам:
1 "Сотворение Адама и Евы. Грехопадение их в изгнание из рая".

2 "Жертвоприношение Авеля и убиение его Каином".

3 "Убиение Моисеем Египтянина и выход евреев из Египта".

4 "Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова".

5 "Благословение Исааком Иакова".

6 "Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа".

7 "Евреи в пустыне и Моисей, принимающий законодательство на Синайской горе".

8 "Обнесение ковчега вокруг стен Иерихона, разрушение Иерихона".

9 "Поражение гордого Никанора, грозившего разрушить Иерусалим".

33. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра, единственного, по словам А.П.Аплаксина материала, "который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было".

34.

35. Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»

36. Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»

37. В 1812 году в Казанский собор доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. по инициативе Кутуцзова. В то же время Россия вела войну с Персией и в собор были доставлены взятые под Ленкоранью 4 персидские знамени. В начале XX в. в описи по собору значилось знамен и штандартов французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, немецких — 47, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских. Итого — 107 знамен и штандартов. Здесь же 11 июня 1813 года был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой помещена картина художника Алексеева "Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве". На картине изображено освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери

38. Могила Кутузова

39.

40. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора, большинство находится сейчас в Москве, но 6 связок ключей расположены над могилой М.И. Кутузова: от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга

41. Знамя и штандарты наполеоновской армии, ключи от европейских городов

42.

43. Штандарт

44. Штандарты наполеоновской армии

45. Ключи от Монса

46. Ключи от Нанси

47. Ключи от Любека

48. Ключи от Авена

49. Ключи от Бремена

50. Ключи от Гертруденберга

51. Царские врата

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) - восстановленный православный храм, расположенный на углу Красной площади и рядом с . Имеет достаточно витиеватую историю, восходящую к Московской битве 1612 года и изгнанию из Москвы польско-литовских интервентов.

Первый деревянный храм на этом месте был построен ещё в 1625 году на деньги Дмитрия Пожарского, затем отстроен в камне в 1636 году. Пройдя через ряд реконструкций разных лет, в 1936 году был снесён. Современное здание храма построено в 1990-1993 годах по проекту архитектора Олега Журина, предположительно храм воссоздан в первоначальном облике.

Однокупольный храм включает 2 придела (северный - в честь святых Гурия и Варсонофия, южный - священномученников Ермогена и Тихона, патриархов Московских), повторяющих формы основного объёма в миниатюре, и изящную шатровую колокольню, которые соединяются галереей, опоясывающей здание с 3 сторон. Фасады оформлены в духе русского узорочья; особенно привлекают внимание ряды килевидных кокошников разного размера, которые скрывают переход от основного объёма здания к барабану главы. Над главным входом со стороны Красной площади размещены мозаичные иконы Богородицы и Христа, на фасадах со стороны Никольской улицы - Богородицы и Ермогена, патриарха Московского. Киот на восточном фасаде украшен мозаичным образом Георгия Победоносца.

История Казанского собора

Храм имеет славную историю, восходящую к Московской битве 1612 года и изгнанию из Москвы польско-литовских интервентов Вторым народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Список с иконы Казанской Божией Матери сопровождал ополчение при походе на Москву, и когда его войска сумели взять Китай-город и отбить Кремль у польско-литовских интервентов, Дмитрий Пожарский, согласно городской легенде, дал обет построить в честь победы храм.

Первый деревянный храм был построен на этом месте в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. В 1636 году его отстроили в камне по указу и на средства царя Михаила Фёдоровича; несмотря на достаточно скромные размеры, храм стал одной из главных церквей Москвы.

В 1760-х годах Казанский собор реконструировали на средства княжны Марии Долгоруковой, были снесены приделы, а в 1802 году по резолюции митрополита Платона была снесена шатровая колокольня, взамен которой возвели новую двухъярусную. В 1865 году здание "обновили": фасады переоформили в классическом стиле по проекту архитектора Николая Козловского, а колокольню надстроили третьим ярусом. Изменения в облике храма пришлись по душе далеко не всем - современники сравнивали его с "типовыми" сельскими церквями, отмечая, что его внешний вид не соответствует роли одного из главных московских соборов.

После Революции 1917 года и установления советской власти, в 1925-1929 годах храм начали реконструировать по проекту архитектора Петра Барановского с целью воссоздания его изначального вида, однако, в 1929 году было принято решение о сносе, так как культовое сооружение не соответствовало новому назначению Красной площади как месту торжественных мероприятий светского Советского Союза. Узнав о сносе, Барановский поручил провести тщательные обмеры здания, чтобы в будущем оно могло быть восстановлено; в 1936 году собор снесли. На его месте был возведён павильон в честь III Интернационала, затем здесь разместился общественный туалет.

В 1989 году Моссовет постановил восстановить "памятник воинской славы", и в 1990-1993 годах Казанский собор был вновь возведён по проекту архитектора Олега Журина, одного из учеников Барановского, став первым из полностью утраченных в советские годы храмов, воссозданных в первоначальных формах. Храм был открыт 4 ноября 1993 года, уже после распада СССР.

В настоящее время Казанский собор - действующая православная церковь, в стенах которой проходят службы. Тем не менее, будучи частью ансамбля Красной площади и одной из популярных , церковь хорошо известна в том числе и сторонникам других религиозных течений - как восхитительный памятник архитектуры.

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади находится по адресу Никольская улица, 3 (на углу Красной площади и Никольской). Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.

Дата создания: XVII в. Описание:

История

Собор Казанской иконы Божией Матери был воздвигнут в память об освобождении Русского государства от польско-литовских интервентов, которое совершилось при помощи и заступлении Божией Матери, явившей Свою милость через чудотворную Казанскую икону. Храм был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Феодоровича и освящен в 1636 г. Со времени постройки храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве.

На протяжении своей истории собор неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1802-05, 1865 гг.

В 1920-е гг. в соборе некоторое время служили обновленцы. В 1925-1933 гг. проводилась реставрация собора под руководством архитектора П.Д. Барановского. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.

Собор был восстановлен в 1990-1993 гг. на средства мэрии Москвы и пожертвования граждан. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. 4 ноября 1993 г. храм был освящен .

Пожар 1635 года разрушил церковь, и вскоре её сменил каменный собор, возведенный царем Михаилом Федоровичем Романовым. В следующем году храм освятил патриарх Иосиф. Постепенно он становится одним из важнейших мест богослужений. В 1812 году, во время войны с Наполеоном, Кутузов получил здесь благословение. Это событие сделало собор первым памятником Отечественной войны.

Казанский собор на Красной площади заметно меняет свой облик в период с XVII по XIX века. В результате перестроек храм становится мало различим с другими московскими соборами и церквями. В 1925 году начинается реконструкция культового сооружения. К храму возвращается первоначальный вид. Однако обновленный собор простоял недолго. В 1936 году советская власть принимает решение снести его. Храм не соответствовал предназначению главной площади государства - проведению торжественных мероприятий.

Вместо собора на площади размещался павильон, посвященный Интернационалу и общественный туалет. В 1990 году туалет закрыли, и вновь началось строительство храма. Новый Казанский собор (фото смотрите ниже) повторял черты предыдущего. Воссоздать прежний вид удалось при помощи чертежей и замеров, сделанных Петром Барановским перед снесением храма.

Икона Казанской Божией Матери

Обретение иконы датируется 1579 годом, когда сильный пожар превратил часть Казани и в руины. Стрелец Даниил Онучин, чье жилье сильно пострадало от огня, сразу же начал отстраивать новый дом, и под слоем пепла обнаружил икону Божией Матери.

По легенде Богородица трижды являлась во сне десятилетней дочке стрельца. Божия Матерь просила девочку отыскать спрятанную икону. Вначале ребенку никто не поверил, но отправившись в указанное место, Даниил нашёл священный образ, завернутый в ткань. Вскоре по всему городу разошлись слухи о чудесных исцелениях, благодаря иконе.

Казанская икона долгое время служила символом защиты и покровительства для русских воинов. Перед Полтавской битвой ей молился о победе царь Петр I, в годы Русско-Французской войны - Михаил Кутузов. Во время войны с поляками русские войска несли с собой чудотворные списки иконы, а по успешному окончанию битвы было обещано построить в честь Казанской Божией Матери храм на Красной площади.

Казанский собор: фото и описание архитектуры

Изначально каменный храм имел черты типичных архитектурных сооружений конца XIV века. Небольшой бесстолпный собор повторял очертания Рубцовской церкви Покровы Богородицы и собор в Донском монастыре.

В отличие от похожих храмов, Казанский собор на Красной площади был лишен симметрии. Композиция нарушалась тем, что придел был только с одной стороны. Позже, собору пристраивается ещё один придел в честь святых Гурия и Варсонофия. Появляется шатровая колокольня - одна их первых в своем роде в Москве. Позже её сменяет сначала двух-, а потом и трехъярусная колокольня.

Наверху храма в шахматном порядке располагались кокошники. Маленькие и большие размещались по очереди, придавая храму игрушечный и торжественный вид. Во второй половине XIX века архитектор Николай Козловский занялся переоформлением фасада. Храм приобрел классический вид, утратив отличительный особенности. Многие прихожане были возмущены таким преображением святыни, а митрополит Леонтий даже сравнил его с типичной сельской церковью.

Благодаря который спас и отреставрировал не один российский храм, мы можем наблюдать собор почти в первозданном виде. Это квадратное в плане одноглавое сооружение, выполненное в красном и белом цветах. Верх храма украшают кокошники. Главный купол храма покрыт золотом. С трех расположены галереи, ведущие к колокольне. Чередующиеся между собой малые и большие кокошники создают эффект объемности и узорчатости композиции.

Расположение, время работы храма

Казанский собор расположен на Красной площади, напротив Государственного Исторического Музея, на улице Никольской,3. Рядом с ним находятся три станции метро: «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная». Вход к храму расположен со стороны Красной площади.

Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. В праздничные дни и по воскресеньям с 7 до 10 утра осуществляются церковные службы.

Заключение

Казанский собор на Красной площади впервые был возведен в 1625 году. С этого времени он несколько раз был разрушен, и пережил многочисленные реконструкции, каждый раз меняя свой облик. Заново возведенный в 1990 году собор сейчас является памятником истории и архитектуры России, свидетельствуя о важных исторических событиях страны.