Никола весенний (вешний) и Никола зимний, молитва о помощи. День святого Николая: самые интересные традиции, обряды и приметы Св николай весенний

22 мая 2018 года отмечается народный праздник Никола Вешний или Николин день. Для православной церкви этот день также является памятной датой. В этот день отмечается перенесение святых останков святителя Николая из Мир Ликийских в Бар.

Вешним в народе Николая прозвали по той причине, что он отмечается как бы в противовес другому празднику – , дата празднования которого приходится на 19 декабря.

Также праздник Никола Вешний или Николин день 22 мая имеет еще несколько других названий. Его также называют Никола Теплый, Никола Летний, Никола весенний, Никольщина, Николы, Никола травной, травный день.

Как гласит история, святой Николай является великим Божьим угодником. Он известен во всем мире. В его честь по сей день называют храмы, монастыри и соборы. Практически в каждом крупном городе нашей страны есть церковь св. Николая или Никольский храм.

Святой Николай умер в середине IV века. Его мощи хранились в Ликийском кафедральном храме до тех пор, пока в Греции не наступили тяжкие времена. Когда турки начали разорять Грецию, они также захотели уничтожить останки святого Николая. Но поскольку весь христианский народ глубоко чтил святого, он не мог этого допустить. Тогда в 1087 году жители города Бар специально приехали в Миры, чтобы забрать мощи Николая Чудотворца. 8 мая (по старому стилю) корабль прибыл в город, а на следующий день мощи святого были торжественно внесены в храм святого Стефана. Там они находятся и по сей день. Поэтому каждый год 9 мая по старому стилю или 22 мая по новому стилю православная церковь отмечает День памяти святого Николая.

Так как святой Николай всегда был любим народом, то ко дню его памяти был приурочен народный праздник. Он получил название Никола Вешний или Николин день, а празднуют его всегда также 22 мая.

Будучи народным праздником, Никола Вешний или Николин день 22 мая 2018 года имеет множество традиций, обычаев, обрядов, поверий и примет.

Поскольку святой Николай в народе считается покровителем лошадей, то в этот день животных принято выгонять на пастбище на всю ночь. К этому дню трава в поле уже достаточна высокая и сочная, поэтому табуны лошадей могут резвиться всю ночь. Наши предки по этому поводу проводи даже специальный обряд и устраивали праздник. Эта традиция в некоторых регионах сохранилась и до наших дней.

Охранять коней в эту ночь должны молодые неженатые парни. Им на ужин принято готовить специальное угощение – пироги, кашу, оладьи.

Спать в Николин день 22 мая не ложатся до поздней ночи. Люди жгут костры, поют песни, водят хороводы, даже маленьким детям разрешено веселиться и гулять дольше обычного.

В старину Никола Вешний считался тем днем, когда у юношей начиналась взрослая жизнь. А потому взрослые уже не могли контролировать горячие молодые сердца.

Согласно народному поверью, утром в Николин день нужно умыться росой, тогда обретешь здоровье на целый год.

Также с утра в этот праздник люди выходят на поля или в огороды, где проводят специальные обряды и читают заговоры, чтобы защитить землю от вредителей и засухи и привлечь хороший урожай.

Народная примета гласит, если на Николу Вешнего зацвела ольха, то можно сеять гречку.

Согласно другой примете, если к Николину дню не успел посадить картошку, то делать этого уже нет смысла, так как она не успеет созреть.

Самым первый зимним праздником из длинной их вереницы можно смело считать День Святого Николая, день покровителя детей и путешественников. Православные христиане отмечают этот день 19 декабря. С незапамятных времен в канун праздника в детские башмачки, выставленные у порога, или ж прямо под подушку кладут конфеты и подарки.

Праздник святого Николая (19 декабря)

Святой Николай — символ доброго духа, заботливо наблюдающего за ребенком в течение года. Если ребенок делает хорошее, — он радуется, если плохое, — огорчается. И хорошие поступки, и плохие святой Николай записывает в специальную книгу.

Давайте заглянем немного в историю появления этого праздника. Этот день в истории праздника является днём смерти Николая Мирликийского, который умер по языческому календарю в день богини Дианы (богини охоты в языческой культуре, приблизительно около 345 года). Святой Николай был на то время богатым человеком, который не был равнодушен к бедным. Возможно, праздник произошёл после данного случая:

«Один бедняк не мог обеспечить своих дочерей приданым. По обычаям того времени - из-за отсутствия приданого они не могли выйти замуж. Поэтому отец решил отправить их работать. Николай узнал об этом и решил воспользоваться отцовским наследством дабы осчастливить целое семейство. На протяжении трёх ночей он тайно приходил к дому бедняка и каждую ночь бросал в комнату (через окно), где ночевали сёстры, по куску золота — на приданое для каждой дочери. Свою благодеятельность Николай решил оставить в тайне.»

Передаются из уст в уста и другие благодеяния Святого Николая. Например, совершая поездку (паломничество) в Иерусалим, Николай молитвой успокоил бушующее штормом море. После молитвы ожил матрос, который разбился, упав с мачты. Также существуют предания, что Николай не дал палачу свершить смертный приговор для трёх, лжеобвинённых местным градоначальником.

Умер Николай 6 декабря 334 года, дожив до глубокой старости. После смерти был признан святым. По церковному преданию, сохранились мощи Святого Николая, которые источали миро, исцеляющее прихожан. В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в Италию, в город Бар (Бари), где они и находятся до сих пор.

Церковь канонизировала Николая, и в наше время во многих домах молятся этому святому в горе и радости, а малыши каждый год в день Святого Николая получают подарки. Но главное - они учатся добру и любви к людям, чтобы потом передать эту незыблемую традицию своим детям. И, пока жива традиция и история, жив народ и жива семья.

Интересно знать - именно в честь святителя Николая Чудотворца в 866 году был крещен Киевский князь Аскольд - первый на Руси князь-христианин. Над могилой Аскольда в Киеве святая княгиня Ольга построила первый храм на Руси в честь святителя Николая.

В Украине прежде всего это детский праздник, который детки ждут с нетерпением, ожидая подарки. Сложилась определённая традиция празднования дня Святого Николая. А именно - принято класть подарки под подушку тем деткам, которые на протяжении всего года был послушными. В противном случае ребёнок находит утром под своей подушкой розгу. В западной Украине детки в ожидании подарков от Святого Николая ставили на подоконник башмачки.

Также стоит отметить, что в этот день, 19 декабря всем миром также отмечается и Международный день помощи бедным.

Праздник Святого Николая на Украине

Святой Николай - покровитель земледелия, мореходства, торговли, рыбаков, путешественников, а также защитник бедных и детей.
Традиция праздновать день святого Николай, одаривая детей, началась в Германии. В Х веке в Кельнском соборе в день памяти святого Николая - 6 декабря, ученикам церковноприходской школы стали раздавать сладости. А позже в домах по всей стране стали вывешивать башмачки или носочки для того, чтобы святой Николай положил туда детям подарки. Эти традиции быстро распространились по всей Европе. Правда, подарки получают в этот день только послушные дети, а непослушным достаются розги.
Согласно украинским обычаям, святой Николай приходит к детям с подарками в ночь с 18 на 19 декабря. В Западной Украине для подарков святого Николая ставили на подоконнике башмачки, дети на востоке страны обычно искали подарки под подушками.
Говорят, Николай весь день перед праздником работает - выпекает звездочки в подарок детям. Эти звездочки, попадая в мешок Николая, становятся похожими на своего мастера, поэтому печенье, которое дети находят под подушкой утром, называют николайчиками.
Сейчас во многих украинских семьях тоже принято дарить детям «миколайчики», которыми называют не только печенье, но и другие подарки от святого Николая.
Но день святого Николая - праздник не только для детей. Раньше в Украине именно с этого дня молодежь начинала готовиться к святкам, сватовству и вечерницам: ткали приданное, шили наряды и мастерили маски для святочных развлечений.
Угождали святому Николаю окроплением домов, конюшен и скота святой водой.

Приметы 19 декабря на Святого Николая

На день святого Николая зима ходит с гвоздем.
Подошел бы Николин день, а то будет зима на санках.
Коли на Михайлов день зима закует, то на Николу раскует.
Провезли зиму на санках до Николы, вот тебе и оттепель.
Коли зима до Николина дня след заметает, дороге не стоять.
Хвали зиму после Николина дня.
Цены на хлеб строит Николин торг.
Никольский обоз для боярской казны дороже золота.
Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую бражку пьют, а того Маланья не ведает, что за похмелье мужиков бьют.
Никольщина красна пивом да пирогами.
Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы не ведали, что ребяты брагу только пьют.
На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Никольщины валяются под лавкой.
Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится.
Никольщина не ходит с поклоном на барский двор.
Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пироги печет.
На Никольщину зови друга, зови и ворога, оба будут друзья.
Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый век живет.
У доброго мужика и на Никольщину торг стоит.
Никольский торг всему указ.
Городская Никольщина на санках по улицам бежит, а деревенская в избе сидит да бражку пьет.
Позывала Никольщина барщину в гости пировать, а того Никольщина не ведала, что на барщину заказ положен.

Биография Святого Николая Чудотворца

Святой Николай Чудотворец родился в семье очень престарелых родителей Нонны и Феофана, которые были весьма богатыми и порядочными людьми, но у которых не было детей до самой глубокой старости. Их сыночек — Святой Николай появился на свет Божий исключительно благодаря горячим молитвам стариков к Господу, просящих даровать им сына. Таким образом, сам факт рождения Святого Николая Чудотворца — уже чудо, а его имя переводится как «победитель народный».

Вся жизнь Святого Николая прошла в Малой Азии — на территории современной Турции, в городке Патары Ликийской области, а после взросления — в городе Ликии.

Святой Николай Чудотворец родился 19 декабря и с самого детства показал свою приверженность Господу Богу: он спокойно простоял три часа в крещенческой купели с весьма прохладной водой во время длительного и утомительного обряда крещения.

Святой Николай Чудотворец рос не обычным ребёнком- его не интересовали ни детские игры, ни пустая болтовня, но он очень любил читать, молиться и поститься.

Заметив столь великое рвение Святого Николая Чудотворца к подвижничеству, родители отдают Николая в пресвитеры под начало родного дядьки епископа. Во время посвящения Святого Николая Чудотворца в священники епископ увидел судьбу своего племянника и предсказал ему великое будущее. Вскоре дядя уехал в Палестину, а Николая оставил в качестве епископа в Патаре.

Тогда Святой Николай Чудотворец и начал совершать свои добрые дела — подарил золото трем сестрам-бесприданницам, с помощью которого вышла замуж первая сестра. Но Святой Николай не успокоился и подбросил еще один мешочек с золотом для того, чтобы замуж вышла и вторая сестра. А когда он подбрасывал третий мешочек с золотом, их отец решил отблагодарить своего благодетеля и догнал его, чтобы узнать, кому он обязан счастьем своих дочерей.

По возвращении дяди из Палестины туда отправился сам Николай, и в дороге по морю он предсказал и усмирил силою молитвы ужасную бурю, воскресил из мертвых разбившегося насмерть матроса, исцелял от недугов много людей, живших на берегах, к которым приставал их корабль, помогал бедным материально. Однако, Святой Николай Чудотворец не остался в Вифлееме, в Палестине, а вернулся на Родину, где и стал монахом. Но Богу было неугодно, чтобы Святой Николай монашествовал и он направил его не в Патар, где его все знали и уважали, а в Ликию.

В Ликии Святой Николай Чудотворец нищенствовал, истязал себя испытаниями — у него даже не было крыши над головой. И тем не менее, он не пропускал ни одну церковную службу. Когда пришло время выбирать в Ликии нового епископа, старейшему епископу явилось Божественное откровение, согласно которому епископы должны были избрать нищего Святого Николая Чудотворца — избранника Господнего.

Но даже после получения столь высокой должности Святой Николай Чудотворец не стал облачаться в пышные одежды — он продолжал вести чрезвычайно скромный образ жизни и кушал только один раз в день — вечером. Когда император Диоклетиан начал гонения на православную Церковь, и Святой Николай не выдержал издевательств и ересей императорского приспешника Ария — дал ему пощечину.

За это Святого Николая разжаловали из епископов и даже посадили в тюрьму, но скоро Чудотворца вызволили из темницы.

Когда наступил голод, Святой Николай Чудотворец сотворил еще одно чудо — приказал торговцу хлебом, находящемуся далеко от родных мест Николая, привезти сюда корабль хлеба и даже на таком большом расстоянии «прислал» ему задаток — три золотые монеты.

Также Святой Николай Чудотворец спас от казни ложно оговоренных людей, а позже — и царедворцев, и ради этого не побоялся лично выступить с облачительной речью коррупционеров тех далеких времен в присутствии самого царя — и те были милованы.

Святой Чудотворец Николай считается особым покровителем моряков и водителей, т.к. неоднократно спасал корабли во время самых жестоких штормов. Он целил раны и душу, сеял зерна христианской веры везде, где только мог. Умер Святой Николай Чудотворец 6 декабря 342 года и был похоронен в церкви города Миры.

Письмо Святому Николаю

Перед праздником Святого Николая можно устроить со своим ребенком игру с письмами. Святой Николай часто пишет ребенку письма на красивой бумаге, ручкой с золотой пастой (не используйте компьютер, в этом нет ничего сказочного).

Он рассказывает крохе, что скоро наведается к нему в гости, хвалит за хорошие поступки («Я был рад, кода ты помогал маме лепить пельмени», «Ты очень хорошо научился читать», «Я доволен, что вчера ты помог младшему братишке вырезать картинки»), журит за непослушание («К сожалению, ты пока еще забываешь застилать свою постель», «Часто ссоришься с бабушкой», «Жаль, что ты подрался с братом из-за машинки», но «Я надеюсь, что скоро ты избавишься от этих недостатков»).

Помните, что в начале письма обязательно нужно сказать о позитивном. В конвертике может лежать также еловая веточка как «привет» от Николая. Вместе с малышом вы можете написать ответное письмо и положить его возле форточки. Кстати, в письме от Николая может быть задание, например, сшить носочек и положить в указанное место. Тогда подарок от доброго святого утром 19 декабря появится именно там. Но обнаружиться он может так же и под подушкой, и в башмачке ребенка. Там, где вы захотите.

Дважды за год в христианском мире проходит праздник Николая Чудотворца (22 мая и 19 декабря). С этим праздником связано множество примет, обрядов и традиций. Николая почитают, как великого чудотворца, который способен излечить болезни. Чаще всего помощь у него просят бедные, бездомные и больные люди, ведь только он способен им помочь. Издавна люди верили, что 22 мая на праздник Чудотворца приходит тепло и приятная весенняя погода.

История

Святой Николай – великий угодник Божий, святитель и чудотворец. Он умер в середине IV столетия. Его имя известно во всех уголках земного шара. В честь святого называли и продолжают называть храмы, соборы, монастыри. В России трудно найти город, в котором нет Никольского храма или церкви св. Николая.

Мощи святого хранились в Ликийском кафедральном храме, пока в конце VIII столетия в Греции не наступили тяжелые времена. Турки постоянно разоряли ее территории, грабили и сжигали города, оскверняли святые места. Они стремились уничтожить останки святого Николая, которого глубоко чтил весь христианский народ. В 1087 году жители города Бар приехали в Миры специально, чтобы забрать мощи святого. Для этого им пришлось связать охранников-монахов. 8 мая судно прибыло в город, а на следующий день мощи святого торжественно внесли в храм святого Стефана, где они находятся и поныне.

Что нельзя делать в церковный праздник 22 мая, а что нужно?

В церковный праздник Николая Угодника 22 мая ни в коем случае нельзя делать все только лишь для себя. Человека, отвергающего просьбу о помощи в этот день, в течение семи лет будет преследовать неудача и убытки. Считается, что в этот праздник нужно сделать как минимум пять добрых дел, и тогда год будет удачным. Благодеяния 22 мая просты, но нужны тем, кто беден и голоден, пишет сайт Ros-Registr. Подарите игрушки и сладости нуждающимся детям.

Испеките вкусное печенье и раздайте угощение дворовой ребятне. Окропите святой водой углы своего жилища, и год будет счастливым и богатым. Помолившись, попросите Николая о чем-то обязательно добром и хорошем, и Ваше пожелание сбудется, хотя и не сразу. Помогите сироте или нищему одеждой, едой и деньгами, и Ваш поступок порадует Николая Угодника. Вечером устройте веселье, танцы, накройте праздничный стол, пригласите к себе в гости знакомых детей и их друзей. 22 мая нужно веселиться и всячески помогать другим людям.

22 мая: приметы и поверья

  • Дождь на Николу Вешнего – к хорошему урожаю.
  • Если на Николу лягушки заквакают, то овес будет хорош.
  • До святого Николы не стриги овец, не сей гречки, не купайся в водоёмах.
  • Сон с 21 на 22 мая сбудется у людей, родившихся в этот день. Сновидение, увиденное днем 22 мая, исполнится через 5 лет, когда вы уже про него забудете.

Молитва Николаю Чудотворцу

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Народный праздник Никола Вешний отмечается 22 мая 2020 года (по старому стилю - 9 мая). По церковному календарю в этот день отмечают перенесение святых останков святителя Николая из Мир Ликийских в Бар. «Вешним» и «Теплым» праздник назвали в противовес Николе Зимнему, Холодному, который отмечается 19 декабря.

Содержание статьи

История

Святой Николай - великий угодник Божий, святитель и чудотворец. Он умер в середине IV столетия. Его имя известно во всех уголках земного шара. В честь святого называли и продолжают называть храмы, соборы, монастыри. В России трудно найти город, в котором нет Никольского храма или церкви св. Николая.

Мощи святого хранились в Ликийском кафедральном храме, пока в конце VIII столетия в Греции не наступили тяжелые времена. Турки постоянно разоряли ее территории, грабили и сжигали города, оскверняли святые места. Они стремились уничтожить останки святого Николая, которого глубоко чтил весь христианский народ.

В 1087 году жители города Бар приехали в Миры специально, чтобы забрать мощи святого. Для этого им пришлось связать охранников-монахов. 8 мая судно прибыло в город, а на следующий день мощи святого торжественно внесли в храм святого Стефана, где они находятся и поныне.

Традиции и обряды

Святой Николай почитается как покровитель лошадей. В этот день животных выгоняют на ночь на пастбище. К этому сроку трава в поле уже вырастает высокая, и табуны всю ночь резвятся. В старину из этого события устраивали целый праздник, который и сейчас проводят во многих отдаленных областях.

Для охраны коней выбирают неженатых парней. Им на ужин готовят специальное угощенье - пироги с кашей. В округе разводят костры. Никто долго не ложится спать. Даже маленьким детям разрешают погулять подольше. Попозже к парням присоединяются девушки. Начинается настоящее молодежное гуляние с песнями под гитары, танцами и разными играми.

День Николы Вешнего считается тем самым, когда у мальчиков начинается новая взрослая жизнь. Поэтому в такую ночь никто особо не контролирует молодые и горячие сердца.

Утром умываются росой. Считается, что тогда весь год не будет болезней.

Также поутру люди выходят на огороды или поля и произносят заговоры, чтобы земля была плодородной, а урожай богатым.

Приметы

Если на ольхе распустились цветки - настала пора сеять гречку.

Если картошка еще не посажена, то делать это уже бессмысленно - она не успеет созреть и не даст урожая.

На болотах слышно лягушек - урожай овса будет хорошим.

Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца


Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа - его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день имееновали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.

Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.

В чем помогает Николай Чудотворец

Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие (биография) Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах - точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году , в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах осталась небольшая частица.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

Почитание святителя Николая на Руси

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря - Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

Иконография святителя Николая

Иконография святителя Николая сложилась в Х-XI веках. При этом самая древняя икона, а именно фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме, относится к VIII веку.

Есть два основных иконографических типа святителя Николая - ростовой и поясной. Один из классических примеров ростовой иконы - фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, написанная в начале XII века. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На этой фреске святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке.

Иконы поясного иконографического типа изображают святителя с закрытым Евангелием на левой руке. Древнейшая икона такого типа в монастыре святой Екатерины на Синае относится к XI веку. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.

Иконописцы создавали и житийные иконы Николая Угодника, то есть изображающие разные сценки из жизни святителя - порой до двадцати разных сюжетов. Самая древние из таких икон на Руси - это новгородская из погоста Любони (XIV век) и коломенская (сейчас хранится в Третьяковской галерее).


Тропарь святителю Николаю Чудотворцу

глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод:

Правилом веры, образцом кротости, воздержания учителем показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрел величие, нищетой – богатство: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Перевод:

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

Молитва первая Николаю Угоднику

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!

Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Молитва третья святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая.

Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне.

О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство.

Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею:

Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворимох ни сохранихом повелений его.

Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:

Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

Молитва четвертая святителю Николаю Чудотворцу

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.

Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитва пятая святителю Николаю Чудотворцу

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию!

Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва шестая святителю Николаю Чудотворцу

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани.

И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

Что можно есть в день памяти Николая Чудотворца

19 декабря по новому стилю приходится на Рождественский, или Филиппов, как его еще называют, пост. В этот день можно есть рыбу, но нельзя есть мясо, яйца и другие продукты животного происхождения.

Чудеса святителя Николая

Николай Чудотворец считается покровителем, заступником и молитвенником о плавающих и, вообще, всех, кто путешествует. Например, как говорит житие святителя, в юные годы, путешествуя из Миры в Александрию, он воскресил моряка, который во время жестокой бури сорвался с мачты корабля и, упав на палубу, разбился насмерть.

Митрополит Сурожский Антоний. Слово, произнесенное на всенощной под праздник святителя Николая, 18 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Мы празднуем сегодня день смерти святителя Николая Чудотворца. Какое это странное совмещение слов: праздник о смерти… Обычно, когда кого-нибудь застигнет смерть, мы тоскуем и плачем об этом; а когда умрет святой - мы об этом ликуем. Как же это возможно?

Возможно это только потому, что когда умирает грешник, у остающихся тяжело лежит на сердце чувство, что настало время разлуки, хотя бы временной. Как бы ни была крепка наша вера, как бы надежда нас ни окрыляла, как бы мы ни были уверены в том, что Бог любви никогда окончательно не отделит друг от друга тех, которые любят друг друга хоть несовершенной, земной любовью - все-таки остается грусть и тоска о том, что мы не увидим в течение долгих лет лица, выражения глаз, светящихся на нас лаской, не прикоснемся к дорогому человеку благоговейной рукой, не услышим его голоса, доводящего до нашего сердца его ласку и любовь…

Но наше отношение к святому не совсем таково. Даже те, кто был современником святых, уже при их жизни успели осознать, что, живя полнотой небесной жизни, святой не отделился от земли при жизни, и что когда он телом почиет, он все равно останется в этой тайне Церкви, соединяющей живых и усопших в едино тело, в един дух, в едину тайну вечной, Божественной, победившей все жизни.

Умирая, святые могли сказать, как Павел говорил: я подвигом добрым подвизался, веру сохранил; теперь готовится мне награда вечная, теперь я делаюсь сам жертвоприношением…

И вот это сознание - не головное, а сознание сердца, живое чувство сердца о том, что святой не может от нас отлучиться (так же как от нас не отлучается ставший для нас невидимым Христос воскресший, так же как не отсутствует невидимый нам Бог), вот это сознание позволяет нам радоваться в день, когда, как говорили древние христиане, человек родился в вечную жизнь. Он не умер - а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он - в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день, когда уже все преграды разделения падут, и когда мы возликуем не только о победе вечности, но о том, что Бог и временное вернул к жизни - но во славе, новой сияющей славе.

Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: слава Божия - это человек, до конца ставший Человеком… Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком.

И вот, мы радуемся в день смерти того, кто на земле был небесным человеком, а войдя в вечность, стал для нас предстателем и молитвенником, не отлучившись от нас, оставаясь не только таким же близким, становясь еще более близким, потому что мы делаемся близкими друг другу по мере того, как делаемся близкими, родными, своими Живому Богу, Богу любви. Радость наша сегодня так глубока! Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво.

Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился окаждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь - все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека.

Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.

Он нам оставил образ и того, как умирать, как созреть, как встать перед Богом в последний час, отдав Ему душу радостно, словно возвращаясь в отчий дом. Когда я был юношей, мой отец мне раз сказал: научись в течение твоей жизни так ожидать смерть, как юноша трепетно ожидает прихода своей невесты… Вот так ждал и святитель Николай часа смертного, когда раскроются смертные врата, когда падут все узы, когда вспорхнет душа его на свободу, когда ему дано будет лицезреть Того Бога, Которому он поклонялся верой и любовью. Так и нам дано ждать - ждать творчески, не ждать оцепенело, в страхе смерти, а ждать с радостью того времени, той встречи с Богом, которая нас сроднит не только с Живым Богом нашим, со Христом, ставшим человеком, но и с каждым человеком, потому что только в Боге мы делаемся едины…

Отцы Церкви нас призывают жить страхом смертным. Из столетия в столетие мы эти слова слышим, и из столетия в столетие мы их превратно понимаем. Сколько людей живет страхом того, что вот-вот наступит смерть, и за смертью - суд, а за судом - что? Неизвестно. Ад? Прощение?.. Но не об этом страхе смертном говорили отцы. Отцы говорили о том, что если бы мы помнили, что через мгновение можем умереть, как бы мы спешили делать все добро, которое мы еще можем успеть сделать! Если бы мы думали постоянно, трепетно о том, что стоящий рядом с нами человек, которому мы сейчас можем сделать доброе или злое, может умереть - как бы мы спешили о нем позаботиться! Не было бы тогда никакой нужды, ни большой, ни малой, которая превосходила бы нашу способность жизнь посвятить человеку, который вот-вот умрет.

Я уже сказал нечто о своем отце; простите - я скажу еще одно личное. Моя мать три года умирала; она это знала, потому что я это сказал ей. И когда смерть вошла в нашу жизнь, она жизнь преобразила тем, что каждое мгновение, каждое слово, каждое действие - потому что оно могло быть последним - должно было быть совершенным выражением всей любви, всей ласки, всего благоговения, которые между нами были. И вот три года не было мелочи и не было крупных вещей, а было только торжество трепетной, благоговейной любви, где все сливалось в великое, потому что и в одном слове можно заключить всю любовь, и в одном движении можно выразить всю любовь; и это должно быть так.

Святые это понимали не только по отношению к одному человеку, кого они любили особенно ласково и на протяжении каких-то малых лет, на которые у них хватало духа. Святые умели так жить в течение целой жизни, изо дня в день, из часа в час, по отношению к каждому человеку, потому что в каждом они видели образ Божий, живую икону, но - Боже! - порой такую оскверненную, икону такую изуродованную, которую они созерцали с особенной болью и с особенной любовью, как мы созерцали бы икону, затоптанную в грязь перед нашими глазами. А каждый из нас грехом своим затаптывает в грязь образ Божий в себе.

Подумайте над этим. Подумайте над тем, как славна, как дивна может быть смерть, если только мы проживем жизнь, как святые. Они - подобные нам люди, отличающиеся от нас только смелостью и горением духа. Если бы мы подобно им жили! И как богата могла бы быть для нас память смертная, если вместо того, чтобы называться, на нашем языке, страхом перед смертью, она была бы постоянным напоминанием, что каждое мгновение есть и может стать дверью в вечную жизнь. Каждое мгновение, исполненное всей любовью, всем смирением, всем восторгом и крепостью души, может распахнуть время к вечности и нашу землю сделать уже местом, где явлен рай, местом, где живет Бог, местом, где мы едины в любви, местом, где все дурное, мертвое, темное, грязное побеждено, преображено, стало светом, стало чистотой, стало Божественным.

Дай нам Господь вдуматься в эти образы святых, и не друг друга, даже не себя спрашивать о том, что же делать, а обратиться прямо к ним, к этим святым, из которых некоторые были поначалу разбойниками, грешниками, людьми страшными для других, но которые сумели величием души воспринять Бога и вырасти в меру возраста Христова. Станем их спрашивать… Что с тобой случилось, отче Николае? Что ты сделал, как ты раскрылся силе Божественной любви и благодати?.. И он нам ответит; он своей жизнью и своей молитвой сделает для нас возможным то, что нам кажется невозможным, потому что сила Божия в немощи совершается, и все нам доступно, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе.

Митрополит Сурожский Антоний. О призвании христианина.

Слово, произнесенное на литургии в день памяти святителя Николая 19 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю вас с праздником!

Когда мы празднуем день такого святого, как Николай Чудотворец, которого не только русское сердце, но вселенское Православие восприняло как один из самых совершенных образов священства, делается особенно трепетно и служить Божественную литургию и предстоять ей; потому что прежде чем он стал сотаинником апостолов, святитель Николай был подлинным, истинным мирянином. Сам Господь открыл, что именно его надо было поставить священником - за чистоту его жизни, за подвиг его любви, за его любовь к богослужению и храму, за чистоту его веры, за его кротость и смирение.

Все это было в нем не словом, а было плотью. В тропаре ему мы поем, что он был правило веры, образ кротости, учитель воздержания ; все это его пастве явилось самим делом, сиянием его жизни, а не только словесной проповедью. И таким он был еще мирянином. И таким подвигом, такой любовью, такой чистотой, такой кротостью он стяжал себе высшее призвание Церкви - быть поставленным архиереем, епископом своего града; быть перед глазами верующего народа (который сам является телом Христовым, местом пребывания Святого Духа, божественным уделом), среди православного народа стоять, как живая икона; чтобы можно было, взирая на него, в его глазах видеть свет Христовой любви, в его действиях видеть, воочию пережить Христово божественное милосердие.

Мы все призваны следовать одним путем. Нет двух путей для человека: есть путь святости; другой путь - путь отречения от своего христианского призвания. Не все достигают той высоты, которая нам явлена во святых; но все мы призваны быть настолько чистыми своим сердцем, своим помышлением, своей жизнью, своей плотью, чтобы мы могли быть как бы воплощенным присутствием в мире, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, Самого Христа.

Мы призваны быть так совершенно, так полно отданными Богу, чтобы каждый из нас стал как бы храмом, где живет и действует - и в нас и через нас - Святой Дух.

Мы призваны быть дочерьми и сынами нашего Небесного Отца; но не иносказательно только, не потому только, что Он с нами обращается, как отец обращается с детьми. Во Христе и силой Святого Духа мы призваны подлинно стать Его детьми, подобными Христу, приобщившись Его сыновству, получив Духа сыновства, Духа Божия, так, чтобы наша жизнь была сокрыта со Христом в Боге.

Этого мы не можем достигнуть без труда. Отцы Церкви нам говорят: пролей кровь и получишь Дух… Мы не можем просить Бога о том, чтобы Он вселился в нас, когда сами мы не трудимся над тем, чтобы приготовить Ему святой, очищенный, богопосвященный храм. Мы не можем Его звать в глубину нашего греха вновь и вновь, если не имеем твердого, пламенного намерения, если мы не готовы, когда Он к нам снизойдет, когда Он нас взыщет, как заблудшую овцу, и захочет понести обратно в отчий дом, быть взятыми и унесенными навсегда в Его Божественных объятиях.

Быть христианином - это быть подвижником; быть христианином - это бороться за то, чтобы преодолеть в себе все, что является смертью, грехом, неправдой, нечистотой; одним словом - преодолеть, победить все то, из-за чего Христос был распят, убит на Кресте. Грех человеческий Его убил - мой, и ваш, и наш общий; и если мы не избываем и не изживаем греха, то мы приобщаемся либо тем, которые небрежением, холодностью, безразличием, легкомыслием отдали Христа на распятие, либо тем, которые злобно Его хотели уничтожить, стереть с лица земли, потому что Его облик, Его проповедь, Его личность были их осуждением.

Быть христианином - это быть подвижником; и однако самим нам спастись невозможно. Наше призвание настолько высоко, настолько велико, что человек своими силами не может осуществить его. Я уже говорил, что мы призваны быть как бы привитыми к человечеству Христа, как веточка прививается к животворному дереву - с тем, чтобы жизнь Христова била ключом в нас, чтобы мы были Его телом, чтобы мы были Его присутствием, чтобы наше слово было Его словом, наша любовь - Его любовью, и наше действие - Его действием.

Я сказал, что мы должны стать храмом Святого Духа, но больше чем вещественным храмом. Вещественный храм содержит в себе присутствие Божие, но не пронизывается им; а человек призван так соединиться с Богом, как, по слову святого Максима Исповедника, огонь пронизывает, проникает железо, делается с ним одно, и можно (говорит Максим) резать огнем и жечь железом, потому что больше нельзя различить - где горение и где горючее, где человек и где Бог.

Этого мы не можем достичь. Мы не можем стать сынами и дочерьми Божиими только потому, что мы сами этого хотим или об этом просим и молим; мы должны быть приняты Отцом, усыновлены, должны стать, по любви Божией ко Христу, тем, чем Христос является для Отца: сынами, дочерьми. Как же нам этого достичь? Ответ на это нам дает Евангелие. Петр спрашивает: Кто же может спастись? - И Христос отвечает: Невозможное человеку возможно Богу. ..

Подвигом мы можем открыть свое сердце; охранить от нечистоты свой ум и душу; мы можем направить свои действия так, чтобы они были достойны нашего призвания и нашего Бога; мы можем плоть нашу сохранить чистой для приобщения Тела и Крови Христовых; мы можем открыться Богу и сказать: Прииди, и вселися в ны … И мы можем знать, что если мы искренним сердцем этого просим, этого хотим, то Бог, Который хочет нам спасения больше, чем мы умеем сами себе его хотеть, нам егодаст. Он же Сам в Евангелии нам говорит: Если вы, будучи злыми, умеете добрые подарки давать своим детям, насколько больше Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него…

Поэтому будем всей силой нашей человеческой немощи, всем горением нашего тусклого духа, всей надеждой нашего сердца, тоскующего по полноте, всей нашей верой, которая вопиет к Богу: Господи, верую, - однако помоги моему неверию! , всем голодом, всей жаждой нашей души и тела будем просить Бога о том, чтобы Он пришел. Но вместе с тем, всеми силами нашей души, всеми силами нашего тела будем приготовлять Ему храм, достойный Его прихода: очищенный, посвященный Ему, охраненный от всякой неправды, злобы и нечистоты. И тогда - придет Господь; и совершит, как Он обещал нам, с Отцом и Духом, Тайную вечерю в наших сердцах, в нашей жизни, в нашем храме, в нашем обществе, и воцарится Господь во век, Бог наш в род и род.

Санта-Клаус

В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще - на Рождество Христово.

У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса - история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах.

У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное - он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь.

Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери.

Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха.

Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый»

19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия - Никола Зимний и Никола Осенний.

Называли праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, который отмечается 22 мая по новому стилю.

Словосочетание «Никола Мокрый» происходит от того, что этот святой во все века считался покровителем моряков и, вообще, всех путешествующих. Когда храм во имя Николая Угодника строили мореходы (часто - в благодарность за чудесное спасение на водах), в народе его называли «Никола Мокрый».

Народные традиции празднования дня памяти Николая Угодника

На Руси Николая Угодника почитали «старшим» среди святых. Николу называли «милостивым»; в честь него строили храмы и называли детей - с древности и вплоть до начала XX века имя Коля было самым популярным среди русских мальчиков.

Про Николу Зимнего (19 декабря) в избах в честь праздника устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво. Праздник считался «стариковским», самые уважаемые люди села собирали в складчину богатый стол и вели долгие беседы. А молодежь предавалась зимним развлечениям - каталась на санках, водила хороводы, пела песни, готовилась к святочным посиделкам.

(42 votes, average: 4,79 out of 5)