Гербарт основные педагогические идеи. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф

Иоганн Фридрих Гербарт (нем. Johann Friedrich Herbart , 4 мая 1776, Ольденбург - 14 августа 1841, Гёттинген) - немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.

Идеи в области воспитания

Педагогику понимал как науку об искусстве воспитания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. Цель воспитания - формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями : внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. Задачи нравственного воспитания : 1. Удерживать воспитанника; 2. Определять воспитанника; 3. Устанавливать чёткие правила поведения; 4. Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5. Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием. У Гербарта отсутствует трудовое воспитание - стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Религиозный интерес у детей надо возбуждать как можно раньше и постоянно развивать. Религия требует чувства смирения и необходима как сдерживающее начало.

Ввёл в педагогику понятие «воспитывающее обучение ». Воспитывающее обучение не должно отделять сообщение знаний от пробуждения умственной самодеятельности учащегося. Именно этим последним свойством, а не вопросом о чистом знании или об его пользе определяется та точка зрения, которой должно держаться воспитывающее обучение. Можно утверждать, что именно Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», чем как бы под­вел итог длительным поискам педагогической мысли в этом направлении. Излагая свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт пытался развести логику обучения с логикой воспитания, исходя из того, что преподавание должно вестись в двух направлениях: «ввысь», открывая воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в противоположном направлении, анализируя действительность с ее «недостатками и нуждами», чтобы подготовить воспитанника к встрече с ними. Можно утверждать, таким образом, что понимание Гербартом воспитывающего обучения исходило из того, что специфические по своим функциям воспитание и обучение взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой.

При всех недостатках односторонне психологического обоснования идеи воспитывающего обучения его несомненное достоинство заключалось в том, что Гербарт стремился рассматривать душевную жизнь как единое целое. Он исходил из того, что метод обучения должен основываться на психологических началах, так как все развитие личности совершается изнутри. Именно в этом направлении шли все его дидактические поиски. Есть достаточные основания утверждать, что связанная с именем Гербарта опытная психология и его идеи воспитывающего обучения явились важной вехой на пути теоретической разработки основ школьного воспитания и образования в конце XIX - начале XX в.

Идеи в области обучения

Задачи обучения . Развития у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков, математики. Задачи управления детьми : дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, подавление дикой резвости ребёнка. Типы школ : элементарная, городская, гимназия. По Гербарту основа обучения - интерес . Виды интересов : эмпирический, умозрительный, эстетический, социальный, религиозный. Методы управления детьми : Основные - угроза, надзор, приказание, запреты, наказания, телесные наказания; вспомогательные - авторитет, любовь. Виды обучения : 1. Описательное - выявить опыт ребёнка и дополнить его; 2. Аналитическое - исправить и усовершенствовать мысли ученика; 3. Синтетическое - построение стройной системы мысли.

Ступени обучения: 1. Ясность - углубление в состоянии покоя. У ученика мобилизовано внимание. Происходит введение нового материала; 2. Ассоциация - углубление в состояние движения. Дети ожидают. Происходит установление связи между старым и новым; 3. Система - поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Дети ищут - обобщают, делают выводы, определяют; 4. Метод - осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Дети применяют знания и умения. Гербарт отмечал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности.

Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806)

Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике (1824)

Учебник психологии (1831)

Письма о приложении психологии к педагогике (1831)

Очерк лекций по педагогике (1835)

Сочинения в русском переводе

Психология. СПб., 1875.

Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940.

Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)

Педагогическое сознание Гербарта впитало и переработало многие передовые идеи той эпохи французских мыслителей 18 века, немецкой классической философии, филантропистов, Песталоцци, что и позволило ему подойти к разработке основ научной теории воспитания и обучения. Ученый разносторонней эрудиции философ, психолог и педагог, он лучше, чем кто-либо из педагогов своего времени, было подготовлен к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, по его образному сравнению в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.

Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления.

Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта.

Искусство воспитателя приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее устроена им теория воспитания, считал Гербарт.

Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конечно, вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспитателя удивительными загадками».

Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической теорией, основой которой являются, как указывалось выше, нравственные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему.

Педагог должен ставить перед воспитанником те же цели, которые тот поставит перед собой сам, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.

Возможные цели это те, которые человек может поставить перед собой в области определенной специальности.

Необходимые цели это те, которые нужны ему в любой области его деятельности.

Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке многообразную, многостороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых целей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, или, как выражается Гербарт, выработать у него цельный, нравственный характер. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.

Первичные этические идеи по Гербарту:

идея внутренней свободы, которая является результатом согласованности между разумом и волей личности, гармонией между ее этическим суждением и волей;

идея совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли, сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат наивысшие нравственные ценности;

идея благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;

идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами общества, обязывающее его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу волеизъявлений;

идея справедливости как воздаяние за каждое действие предпринятое по отношению к воле другого человека: поощрение или наказание.

Если ориентироваться на этические тезисы Гербарта - учитель должен достаточно полно регламентировать и контролировать деятельность учащихся, подходить к ним с одинаковыми требованиями, соответствовать образу руководителя, стимулировать их усилия с помощью поощрений и наказаний, оценивать все моменты их поведения. Ученическая дисциплина является одной из важнейших ценностей данной стратегии.

При всей неоднородности перечисленных выше этических идей, все они могут быть сведены к обязанностям человека, касающимся его самого, и обязанностям по отношению к другим людям. Гербарт выделял первичные этические идеи, исходя из включенности человека в разнообразные социальные связи. Этические идеи на первом этапе, их соотношения и комбинации проявляются в поведении каждого отдельного человека, являющегося членом того или иного общества. Таким образом, когда общество взаимодействует с личностью, совокупность этических идей составляет основу всеобщей морали.

Когда Гербартом было дано этическое обоснование общей цели воспитания, было выделено 2 группы целей воспитания: возможные и необходимые.

Возможные ориентированы на перспективу, имея в виду те цели, которые воспитанник может поставить себе, уже будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий, профессиональной деятельности. Возможные цели не затрагивали объективной, содержательной стороны, которая должна была составить предмет свободного выбора.

Необходимые цели касались выработки субъективных, личностных качеств, необходимых при занятии всяким делом, - выработки активной, разнообразной восприимчивости, что, по терминологии Гербарта, осуществляется через развитие многостороннего интереса. К ним Гербарт относил те, которые, по его словам, определялись нравственностью, обязательной для всех. Необходимые цели осуществляются, по Гербарту, через развитие твердой воли, нравственного характера.

Он полагал, что главным средством развития многостороннего интереса детей является обучение, а средством развития их нравственных сил нравственное воспитание. Но их разделение является весьма условным, поскольку существует нерасторжимое единство и взаимодействие обеих сторон учебно-воспитательной деятельности. Поэтому обучение без нравственного воспитания характеризовалось им как средство без цели, а нравственное воспитание без обучения как цель, лишенная средства.

Рассматривая организацию учебно-воспитательной деятельности как средства формирования нравственной воли, Гербарт исходил из неспособности детей младшего возраста осмысливать этические отношения. Пока в сознании ребенка не сформированы группы организованных представлений, он не способен управлять своими беспорядочными желаниями, порывами _ «дикой резвостью». Приучение детей к порядку, их дисциплинирование как первоначально необходимую ступень, предваряющую собственно воспитание, Гербарт обозначил термином «управление». Так им были выделены три раздела теории и практики воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.

Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Управление поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Поддерживая внешний порядок, управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания. Но оно не воспитывает, а является как бы временным, но обязательным условием воспитания. Мерами управления являются: угроза, надзор, приказания, запрещения, авторитет. Гербарт настаивал на необходимости занять воспитанника настолько, чтобы у того не оставалось свободного времени.

Первое средство управления это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Сильные дети ставят угрозу ни во что и «дерзают на все», слабые натуры не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывают их желания. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который, по мнению Гербарта, весьма действен в ранние годы. Однако, и самый строгий надзор может не дать желаемого результата; надзираемый постоянно ищет лазеек, чтобы избежать надзора. Если надзор усиливается, то и потребность в лазейках возрастает.

Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Для детей, нарушающих установленные правила, следует завести в школе штрафную книгу. Гербарт полагает, что и в домашнем воспитании ведение подобной книги иногда полезно.

И, наконец, большое место среди управления детьми отводится наказаниям, в том числе и телесным. Система различных наказаний была детально разработана Гербартом, она широко применялась в немецких и русских гимназиях, французских лицеях и средних учебных заведениях других стран.

Авторитет и любовь Гербарт считал вспомогательными средствами управления. Он говорит, что эти средства выходят за пределы управления. Дух ребенка склоняется перед авторитетом, который направляет зарождающуюся волю воспитанника к хорошему, отвращая от дурного. Но воспитатель должен идти своей дорогой и не заботиться об одобрении или неодобрении своих действий со стороны более слабой, т.е. детской, воли.

Управление должно занять время ребенка. Занимая детей, важно отвлечь их от всяких шалостей.

Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке и муштре. Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга представлений.

Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспитанника без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает. Однако, развивая ценную идею предшествующих педагогов, в частности Песталоцци, о воспитывающем обучении, Гербарт придал ей одностороннее толкование. Гербарт подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая влияния социальной среды и значения эмоции в нравственном воспитании. Он считал, что чувства и воля являются не самостоятельными проявлениями психики человека, а всего лишь модификациями представлений.

Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.

Гербарт отмечал, что, усвоив знания в определенной системе, учащийся должен уметь пользоваться этими знаниями так, чтобы он мог «направлять мысли от любого пункта ко всякому другому вперед, назад или в сторону», чтобы он мог перегруппировывать знания с разных точек зрения и применять их к обсуждению новых случаев, к решению соответствующих практических задач.

Особый вклад: Функция интереса в педагогике Гербарта

Один из центральных вопросов дидактики Гербарта вопрос о роли интереса в процессе обучения, который ставился еще значительно раньше Коменским, Локком, Руссо, рассматривавшими интерес как необходимое условие обучения. Гербарт предложил возможную классификацию видов интереса в их соотношении с характером познавательной деятельности. Он показал, что в интересе концентрируются деятельное начало, внутренняя активность, благодаря чему проявляются познавательная потребность, сосредоточенность и волевая, целенаправленная деятельность личности по усвоению нового.

Функция интереса, по Гербарту, состоит не только и не столько в том, чтобы способствовать усвоению изучаемого, сколько возбуждать желания к дальнейшим занятиям, чтобы приобретаемые знания стимулировали интерес к дальнейшему обучению. Развитие разносторонних интересов, таким образом, само становилось педагогической целью.

В согласовании различных звеньев познавательной деятельности и условий возбуждения интереса Гербарт особое значение придавал развитию внимания и различал наиболее простое, непроизвольное внимание, имеющее пассивный характер, и внимание произвольное, обусловленное сознательной активной волевой деятельностью индивида.

При взаимодействии внимания и интереса в процессе воспитывающего обучения Гербарт выделял так называемый опосредованный интерес, основанный на стремлении ученика получить поощрение или избежать наказания, противопоставляя ему непосредственный интерес как подлинный источник духовной активности, возникающий не из каких-либо побочных мотивов, а из существа изучаемых предметов.

Гербарт дал много ценных советов о том, как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание.

Будучи психологом, он применял знания психологии в обучении.

И. Ф. Гербарт является довольно известным немецким преподавателем, ученым в области психологии, философии. Это выдающийся метафизик-консерватор. Он был последователем Песталоцци и являлся его почитателем. Выдвигал теорию, что мир состоит из вечно существующих «реалов».

Несколько слов о его жизни

Иоганн Фридрих Гербарт родился в Германии. В начале своего жизненного пути он получал воспитание на дому, а затем в местной гимназии. Уже в детстве Фридрих отличался неподдельным интересом и способностями к философии.

В более старшем возрасте он получил образование в Йенском университете. Именно здесь Гербарт познакомился с учениями великих философов. В их число входили и Кант, и Фихте, и многие другие известные мыслители, которые являлись представителями немецкой классической философии.

После окончания обучения Иоганн Фридрих стал частным преподавателем и воспитателем. Именно в это время начали формироваться его педагогические взгляды. Посетив Бургдорфский институт, Фридрих смог пронаблюдать за тем, как ведет урок Песталоцци в учебном заведении. После этой встречи он вынес много полезных идей, которые попытался увековечить в своих произведениях, таких как «Как Гертруда учит детей» и многих других.

В дальнейшем он работал профессором в Геттингенском университете. Развернув активную педагогическую деятельность, он смог дослужиться до главы кафедры педагогики и философии в одном из самых известных университетов мира. В своей профессиональной деятельности он часто смотрел на философию через призму математики.

Гербарт – автор большого количества произведений, в которых говорится о связи психологии и педагогики. Пожалуй, самой известной его книгой является «Общая педагогика Гербарта». Несмотря на то что он жил и занимался своей профессиональной деятельностью в начале девятнадцатого века, до сих пор во многих педагогических институтах педагогику преподают по трудам Гербарта.

Он изучал многие вопросы в различных сферах. Его интересовало все. Изучая философию, Фридрих также уделял внимание психологии, педагогике и не упускал из виду царицу наук – математику. После себя он оставил большое количество работ в каждой из этих сфер деятельности.

Что он видел в психологии

Если быть честным, то нужно отметить, что в психологии он сделал не так уж и много. Вся его психологическая деятельность сводится к тому, что он осуществил интерпретацию представлений.

К примеру, он трактовал как способность к повторению ряда представлений и описанию их знакомыми словами. И. Ф. Гербарт считал, что представления обусловливаются нашими желаниями и волей. Но все его исследования в области психологии сводились к выводам из области педагогики.

Самый главный вывод, который смог сделать Фридрих, звучал так: «Если чувство, желание и воля являются особенным сочетанием и отношением представлений, следовательно, целенаправленно обучаясь, мы развиваем не только умственные способности, но и внутренний мир человека, – значит, осуществляется направленное влияние на определенный результат воспитания».

Что он сделал для педагогики

Гербарт впитал в себя и переработал большое количество передовых идей того времени. Он опирался на достижения великих ученых различных мировых школ. Именно эти знания помогли Гербарту разработать собственную основу научной теории воспитания и обучения. Его главная педагогическая идея заключалась в том, что педагогика – это сфера научной деятельности. Эта концепция поддерживала интерес великого ученого к работе.

Он считал, что фундаментом, на котором строится вся педагогика, являются философия, этика и психология. Именно с помощью этих наук можно достичь педагогических целей, придумать способы осуществления этих целей.

Всю свою жизнь Гербарт был уверен, что педагогу будет легче работать, если он овладеет педагогической теорией, чем если бы он не владел совокупностью этих знаний. Он считал, что педагогическое искусство приходит с практикой, но также он всю свою жизнь доказывал, что теория очень важна.

Кроме того, он отмечал, что теория не может дать ответы на все возможные и невозможные ситуации, но она может помочь правильно воспринять ситуацию и по возможности начать действовать. Педагогическая теория помогает учителю избежать большого количества ошибок в понимании своих воспитанников, в интерпретации их действий и поступков. Большую роль играет педагогическая теория и в обыкновенной жизни.

Большую роль ученый отводил постановке целей образования. Он считал, что главная цель педагогики – помочь человеку стать доброжелательным по отношению к другим людям и к себе самому. Эта цель является вечной и неизменной по сей день.

Главное – это воспитать человека, который может приспособиться к окружающей реальности, умеет бороться с возникающими проблемами и, самое главное, видеть добро и отличать зло. Цели могут быть различными:

1. Возможная цель. Это цели, которые человек ставит перед собой и может их выполнить в одной сфере деятельности.

2. Необходимая цель. Эти цели, в отличие от возможных целей, будут присущи всем сферам деятельности.

Педагогическая система Гербарта заключается в довольно значимом влиянии на развитие теорий обучения. Теория воспитывающего обучения описана великим педагогом в следующих произведениях:

  • «Очерк лекций по педагогике».
  • «Общая педагогика».
  • «Учебник психологии».
  • «Краткий курс педагогики».
  • И многих других.

Педагогические идеи Гербарта актуальны до сих пор. Очень весомое значение он придавал воспитанию, развивая его через обучение различным наукам. В результате этого развития у человека появляются , которые можно разделить на следующие виды:

  • Эмпирическая составляющая. Интерес ко всему миру.
  • Умозрительная составляющая. Интерес к причинам появления различных вещей или ситуаций.
  • Эстетическая составляющая. Интерес к искусству, музыке, танцам и так далее.
  • Симпатическая составляющая. Интерес к близким людям.
  • Социальная составляющая. Интерес к каждому человеку.
  • Религиозная составляющая.

В своих работах ученый выделяет несколько ступеней обучений. По его мнению, процесс обучения состоит из четырех ступеней. Сначала дается новая информация, затем устанавливаются взаимосвязи новых понятий, далее идет выделение основных характеристик и в конце – выработка навыка.

Он считал, что все эти ступени ведут к более прочному усвоению новой информации. В педагогике Гербарт абсолютно не признавал авторитарного стиля управления. Он всегда говорил, что учитель должен быть на равных со своими учениками. В их отношениях должна быть демократия.

Также Гербарт отмечал важность нравственного воспитания. Он выделил пять основных положений, которые относятся к нравственному воспитанию:

  • Чтобы человек был целостной, правильно ориентированной личностью, он должен быть свободен.
  • Внутренняя гармония ведет к совершенству.
  • Человек должен искать компромиссы в решении проблем с другими людьми.
  • Человек должен быть справедливым по отношению к другим и к себе.
  • Человек должен всегда помнить о своих правах и обязанностях.

С нравственным воспитанием тесно связаны и такие понятия, как надзор, управление и влияние. Все это помогает контролировать поведение ученика. Ученый считал, что нельзя обучать ребенка только чему-то одному – необходимо обучать детей как можно большему количеству предметов.

Нужно понимать, что в начале своего жизненного пути маленький человек не в состоянии определиться, что именно ему будет нужно в будущем. Многостороннее развитие поможет ему в дальнейшем более легко и уверенно сделать выбор будущей профессии.

В своих теориях Гербарт выделял много аспектов педагогической деятельности. Стоит обратить внимание на те методы, которые ученый считал основными. Вот эти методы:

  • Описательные методы.
  • Аналитические методы. Подразумевают под собой особенный анализ имеющихся у человека данных, свойств.
  • Синтетические методы. Способствуют установлению связей между понятиями, помогая усвоению нового материала.

По мнению ученого, всеми этими методами нужно пользоваться в совокупности. В разнообразных вариациях их использования выдающийся педагог создавал новые схемы ведения урока.

Трудно переоценить вклад Гербарта в педагогику, психологию и философию. Он был великим ученым. На основе его идей до сих пор готовят будущих педагогов, воспитателей и других работников педагогической сферы. Его книги являются достоянием научной мысли. В его честь названы многие учебные заведения: университеты, институты, колледжи. Этот ученый был признанным гением своего времени, он внес уникальный вклад в развитие педагогики. Автор: Ольга Морозова

Известный немецкий педагог, психолог, философ И.Ф. Гербарт (1776 - 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци. Его деятельность как профессора связана с Геттингенским и Кенингсбергским университетами.

Педагогическая теория Гербарта оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во многих странах. Свою педагогическую теорию Гербарт представил в следующих произведениях:

✓ "Общая педагогика, выведенная из целей воспитания" (1806);

✓ "Учебник психологии" (1816);

✓ "Письма о приложении психологии к педагогике" (1831);

✓ "Очерк лекций по педагогике" (1835).

Все они отличаются рациональностью и довольно сложны для восприятия.

Гербарт был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение ее в науку требует соединения "метафизики" с математикой, т. е. философских положений о психических явлениях с математическим расчетом психических процессов.

По Гербарту, мир состоит из неизменных простейших сущностей ("реалов"), которые вступают в различные связи, создавая только впечатление, что мир изменяется. В качестве психических реалов признавал представления, а психические процессы рассматривал как отражение в сознании их взаимодействия.

Соединение представлений прошлого опыта с новыми впечатлениями определяет отчетливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового.

Учение Гербарта об ограниченности объема сознания, о его пороге, о важности учета порога сознания для математического исчисления психических процессов сыграло большую роль в формировании экспериментальной психологии.

Учение о роли апперцепции в усвоении новых знаний послужило теоретической основой построения урока, последовательности, системности обучения и др.

Определяя главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку многостороннего интереса, основными путями ее достижения считал воспитывающее обучение и нравственное воспитание, а также управление - подавление "дикой резвости" ребенка.

Особенно большое значение придавал воспитывающему обучению, в процессе которого развивается многосторонний интерес, имеющий, согласно Гербарту, шесть видов:

эмпирический - к окружающему миру;

спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений;

эстетический - к прекрасному;

симпатический - к "близким";

социальный - ко всем людям;

религиозный.

По учению Гербарта, существует четыре ступени обучения:

на первой ступени (называемой им "ясностью") осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности;

на второй ступени ("ассоциация") происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы;

третья ступень ("система") характеризуется связным изложением нового материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов;

на четвертой ступени ("метод") у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике.

В этих положениях Гербартом отражены существенные стороны учебного процесса.

Собственно нравственное воспитание, по Гербарту, как и вся его педагогическая система, строится на пяти нравственных идеях, которые охватывают всю этику:

идея внутренней свободы, делающая человека цельным;

идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая

"внутреннюю гармонию";

идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;

идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы.

К нравственному воспитанию тесно примыкает у Гербарта "управление", задача которого состоит во внешнем дисциплинировании воспитанников, в приучении их к порядку.

Основными средствами управления , по Гербарту, являются: надзор,

приказание и запрещение, наказания, вплоть до телесных, умение занять ребенка.

Вспомогательную роль в управлении Гербарт отводит авторитету и любви воспитателя, причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь - матери.

Школа/традиция: Направление: Период: Значительные идеи: Оказавшие влияние:

Иоганн Фридрих Гербарт (нем. Johann Friedrich Herbart , 4 мая , Ольденбург - 14 августа 1841, Гёттинген) - немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.

Биография

Философские и психологические основы педагогики == Из философии выводил цели воспитания. С помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей. Разработал эстетическую теорию. Сводил процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Ввёл в науку понятие апперцепция .

Идеи в области воспитания

Педагогику понимал как науку об искусстве воспитания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. Цель воспитания - формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями : внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. Задачи нравственного воспитания : 1. Удерживать воспитанника; 2. Определять воспитанника; 3. Устанавливать чёткие правила поведения; 4. Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5. Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием. У Гербарта отсутствует трудовое воспитание - стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Религиозный интерес у детей надо возбуждать как можно раньше и постоянно развивать. Религия требует чувства смирения и необходима как сдерживающее начало.

Ввёл в педагогику понятие «воспитывающее обучение ». Воспитывающее обучение не должно отделять сообщение знаний от пробуждения умственной самодеятельности учащегося. Именно этим последним свойством, а не вопросом о чистом знании или об его пользе определяется та точка зрения, которой должно держаться воспитывающее обучение. Можно утверждать, что именно Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», чем как бы под­вел итог длительным поискам педагогической мысли в этом направлении. Излагая свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт пытался развести логику обучения с логикой воспитания, исходя из того, что преподавание должно вестись в двух направлениях: «ввысь», открывая воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в противоположном направлении, анализируя действительность с ее «недостатками и нуждами», чтобы подготовить воспитанника к встрече с ними. Можно утверждать, таким образом, что понимание Гербартом воспитывающего обучения исходило из того, что специфические по своим функциям воспитание и обучение взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой.

При всех недостатках односторонне психологического обоснования идеи воспитывающего обучения его несомненное достоинство заключалось в том, что Гербарт стремился рассматривать душевную жизнь как единое целое. Он исходил из того, что метод обучения должен основываться на психологических началах, так как все развитие личности совершается изнутри. Именно в этом направлении шли все его дидактические поиски. Есть достаточные основания утверждать, что связанная с именем Гербарта опытная психология и его идеи воспитывающего обучения явились важной вехой на пути теоретической разработки основ школьного воспитания и образования в конце XIX - начале XX в.

Идеи в области обучения

Задачи обучения . Развития у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков, математики. Задачи управления детьми : дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, подавление дикой резвости ребёнка. Типы школ : элементарная, городская, гимназия. По Гербарту основа обучения - интерес . Виды интересов : эмпирический, умозрительный, эстетический, социальный, религиозный. Методы управления детьми : Основные - угроза, надзор, приказание, запреты, наказания, телесные наказания ; вспомогательные - авторитет, любовь. Виды обучения : 1. Описательное - выявить опыт ребёнка и дополнить его; 2. Аналитическое - исправить и усовершенствовать мысли ученика; 3. Синтетическое - построение стройной системы мысли.

Ступени обучения: 1. Ясность - углубление в состоянии покоя. У ученика мобилизовано внимание. Происходит введение нового материала; 2. Ассоциация - углубление в состояние движения. Дети ожидают. Происходит установление связи между старым и новым; 3. Система - поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Дети ищут - обобщают, делают выводы, определяют; 4. Метод - осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Дети применяют знания и умения. Гербарт отмечал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности.

Эстетическая теория

Гербарт явился основоположником формальной эстетики, обычно противополагаемой содержательной эстетике Гегеля. Прекрасное, по И.Ф. Гербарту, заключается в формальных взаимоотношениях симметрии, пропорций, ритма, гармонии, которые и являются источником эстетического удовольствия.

На основе психологических идей о взаимодействии представлений И.Ф. Гербарт разработал эстетическую теорию. Сложные эстетические переживания, вызываемые художественным произведением или явлениями природы, основаны на взаимодействии соотношений формальных элементов, на гармонических соотношениях тонов, ритмов, пропорций, красок. Эти соотношения могут быть выражены математически, что позволяет точно связать чувство прекрасного с определенными формальными отношениями между элементами художественного произведения. В наибольшей степени такому описанию из всех видов искусств поддается музыка.

М.М. Бахтин пишет: "И. Ф. Гербарта выдвинул программный тезис: прекрасное - не идея, не содержание, но свойство самой формы; форма, же определяется внутренней связью, структурной организацией частей. Идеализм, учил Гербарт, недооценивает самостоятельность формы перед лицом содержания, а это значит - недооценивает зримости, поверхности явлений по сравнению с их внутренним, духовным содержанием. Значит, не те или иные идеально-содержательные моменты создают прекрасное как некоторое целое, но формообразующие соотношения этих моментов между собою. В историко-философском плане Гербарт и его школа намечали направление мышления, ведущее за пределы спекулятивно-метафизической эстетики. По И.Ф. Гербарту, эстетическая форма определяется присущими какому-либо предмету отношениями; сущность прекрасного - в отношениях".

И.Ф. Гербарт пишет об эстетики: «Еще существует класс понятий, которые совпадают с ранее упомянутыми в том, что по отношению к ним мышление не может ограничиться простым логическим приведением к отчетливости (Verdeutlichung); отличаются же они тем, что не требуют подобно вышеупомянутым [понятиям] изменений, а приносят с собой такое дополнение в нашем представлении (Vorstellen), которое заключается в суждениях одобрения или неодобрения. Наука о таких понятиях - эстетика. С познанием данного она по своему происхождению связана лишь постольку, поскольку побуждает нас представить себе понятия, которые совершенно независимо от их реальности вызывают одобрение или недовольство. Но применительно к данному эстетика переходит в ряд учений об искусстве (Kunstlehren), которые все без исключения можно назвать практическими науками, потому что они указывают, как должен обрабатывать определенный предмет тот, кто занимается ими, чтобы порождалось не недовольство, а, напротив, чувство удовлетворения. Однако среди учений об искусстве есть одно, чьи предписания требуют обязательного соблюдения, ибо мы, сами того не сознавая, постоянно представляем собой предмет этого учения. То есть этот предмет - мы сами, а названное учение - это учение о добродетели, которое в отношении наших проявлений переходит в дела и возможности, в учение об обязанностях».

Эстетические идеи И.Ф. Гербарта были развиты Р. Циммерманом , Э. Гансликом , А. Риглем, Г. Т. Фехнером . Циммерман все эстетические построения, начиная с Платона и кончая Гербартом, оценивал с точки зрения положения, что первоосновой прекрасного в искусстве является форма, а не содержание. В этом, как и в понимании формы, он следует Гербарту. Алоис Ригль преобразовал эстетику Гербарта в собственную философию стиля, под которым он понимает "отношения, в которых части находятся друг к другу и к целому". Идеи Гербарта развиты в психологической эстетике Г.Т. Фехнера.

Труды

  • Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806)
  • Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике (1824)
  • Учебник психологии (1831)
  • Письма о приложении психологии к педагогике (1831)
  • Очерк лекций по педагогике (1835)

Сочинения в русском переводе

  • Психология. СПб., 1875.
  • Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940.

Источники

  • Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С.88.
  • Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности.- М.,2003.- С. 151
  • Константинов Н.А. , Медынский Е.Н. , Шабаева М.Ф. История педагогики.- М.: Просвещение, Москва, 1982 .
  • История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.

Гербарт, Хербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Ольденбург, ≈ 14.8.1841, Гёттинген), немецкий философ, психолог и педагог. Образование получил в Йенском университете. Профессор университетов в Гёттингене (с 1805), Кенигсберге (1809≈1833),… … Большая советская энциклопедия

Гербарт, Иоганн Фридрих - ГЕРБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776 1841), немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гербарт Иоганн Фридрих - Реализм Иоганна Фридриха Гербарта Задача философии Триумф идеализма время от времени нарушали голоса несогласных. Кьеркегор рассмотрел гегельянство с религиозных позиций. Неспособность системы объяснить жизнь, свободный выбор, тревогу и… … Западная философия от истоков до наших дней

- (Herbart, Johann Friedrich) (1776 1841), немецкий философ и педагог, считающийся одним из основателей современной педагогики. Родился в Ольденбурге 4 мая 1776. В Йенском университете в 1794 учился у И.Г.Фихте, а в Интерлакене в Швейцарии, где ему … Энциклопедия Кольера

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих - (1776 1841) нем. философ, педагог, психолог. Основные пед. труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педагогике». По Г., педагогика теснее… … Педагогический словарь

- (1776 1841). Гербарт считал, что разумная душа (mind) представляет собой соединение более мелких элементов. Он ввел в психологию идею количественного анализа души и оказал влияние на Вундта и Фрейда через свою книгу «Психология, по новому… … Психологическая энциклопедия

Гербарт (Herbart) Иоганн Фридрих - (4.05.1776, Ольденбург 14.08.1841, Геттинген) немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Биография. Профессор Геттингенского (с 1805 и с 1833 г.), Кенигсбергского (с 1809 по 1833 г.) университетов.… … Большая психологическая энциклопедия

ГЕРБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776 1841) немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Представитель плюрализма: в основе мира множество неизменных реалов. Попытался построить психологию как… … Большой Энциклопедический словарь

- (1776 1841 гг.) философ, психолог и педагог (…) Должно быть позволено обосновывать теологическим рассмотрением природы религиозную веру, которая, впрочем, гораздо старше и имеет гораздо более глубокие корня в человеческом духе, чем все философии … Сводная энциклопедия афоризмов

Иоганн Фридрих Гербарт

Психология

Виталий Куренной

Философско-педагогическая концепция Гербарта в историческом и проблемном контексте

Канон и фактическая история философии

Судьба философского наследия Иоганна Фридриха Гербарта (1776–1841) в истории философии является образцовым примером превратностей и странностей историко-философского канона. Гербарт, современник Шеллинга (1775–1854) и Гегеля (1770–1831), ученик Фихте (1762–1814), является в нынешней истории философии малозаметной фигурой второго, а то и третьего плана, затерявшейся где-то за спинами своих именитых коллег.

Но если не в философии, то, по меньшей мере, в педагогике Гербарт является неизменно актуальной фигурой: его труды современные отечественные историки педагогики называют «первым опытом научного построения педагогической теории». Если сравнить влияние Гербарта и трех названных представителей немецкого абсолютного идеализма, то можно сказать, что на рубеже XIX–XX вв. научная значимость Гербарта в немецкоязычной педагогической культуре была все еще неоспорима, тогда как наследие названных мыслителей только отливалось в форму философской «классики». Но «гербартианцы» – это не только последователи педагогических идей Гербарта, это еще и мощнейшее направление в немецкой философской психологии XIX в., стремившееся реализовать программу психологии как «строгой» – объясняющей и математизированной – науки. Таким образом, мы имеем здесь замечательный пример несовпадения фактической влиятельности мыслителя, интенсивности его «истории воздействия» и его положения в препарированном историко-философском каноне.

Наследие Гербарта формирует, однако, не только стоящую особняком школу, но и актуализируется в других контекстах. В частности, Матиас Хеш замечает, что «мышление Брентано представляет своеобразную смесь из идеализма и реализма, сквозным образом осмысляемого в категориях Гербарта». Познакомившись с базовыми выкладками и схемами психологии Гербарта, нетрудно обнаружить также преемственность модели психики Гербарта и Фрейда: «вытеснение» представлений, «порог сознания», «бессознательное» – вся эта динамическая модель психики, в которой разворачивается борьба представлений, разработана именно Гербартом.

Символичным образом обращение к философии Гербарта в Германии 1850-х оформило один из базовых внутренних конфликтов современной философии как таковой. Именно в этот период обнаружилось драматическое расхождение между профессиональной университетской философией и философией «популярной», которое было определено современниками в форме «антитезы Шопенгауэр – Гербарт»: «Эстетическим, жизненно-мировоззренческим интересам публики (Öffentlichkeit) противопоставляется программа строго «научной» университетской философии, которая, прежде всего, должна внимательно следить за четким разделением чистой теории и общественно-политических интересов, не смешивая тем самым научное и популярное мышление».

Что касается интереса к Гербарту в России, то его актуализацию можно наблюдать в конце XIX – начале XX вв. А. В. Адольф в своем кратком очерке жизни и деятельности Гербарта замечает: «В русской педагогической литературе интерес к Гербарту выразился в нескольких журнальных статьях популярного характера; едва ли также может быть речь о заметном и сознательно проведенном влиянии его на педагогическую практику нашей школы». В настоящем томе воспроизводится издание, подготовленное Александром Нечаевым (не только переводчиком, но и автором работ по педагогической психологии) и изданное с предисловием А. Введенского в 1895 г. Цель издания состояла в том, чтобы представить на русском языке «полный курс психологии Гербарта». Таким образом, на русском языке благодаря усилиям дореволюционных переводчиков были представлены (в сокращенном виде) основные педагогические и психологические работы Гербарта. В воспроизводимом здесь издании переводов Нечаева представлена программная статья «О возможности и необходимости применять в психологии математику», извлечения из наиболее объемной и сложной работы Гербарта «Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике», а также «Учебник психологии». Психологические работы, подобранные Нечаевым, дают также некоторое представление о метафизике Гербарта. Из основных разделов философии Гербарта на русском языка оказалась обделена вниманием его практическая философия.

Задачу нижеследующего предисловия составляет краткая характеристика основных особенностей философско-педагогической концепции Гербарта, для понимания генезиса которой будут изложены основные события его биографии. Прояснение этих узловых моментов, надеемся, поможет снизить герменевтический барьер между наследием Гербарта и современным читателем, показав, каким образом даже столь странная затея, как нагромождение никому так и не пригодившихся математических формул, является весьма продуманным проектом в контексте той проблематики, которая сложилась в немецкой философии первой трети XIX в.

Биография

Гербарт родился 4 мая 1776 г. в городе Ольденбург. Он был единственным сыном в семье юриста Томаса Герхарда Гербарта. Образованием сына занималась главным образом его мать Луция Маргарита Гербарт. Первоначально оно было домашним, причем особое внимание уделялось обучению танцам и музыке. Гербарт стал не только очень хорошим пианистом, он также играл на других инструментах и немного сочинял (некоторые из его музыкальных сочинений даже были изданы).

В 1778 г. Гербарт поступает в местную гимназию, где приобретает прекрасное знание древних языков и широкое историческое образование, а также знакомится с философией своего времени, находясь, как и все философы его поколения, под влиянием Канта. Критическая полемика с Кантом, на интерпретацию которого у Гербарта сильно повлияло его последующее обучение у Фихте, продолжалась затем на всем протяжении его жизни.

Матиас Хеш отмечает, что уже в эти ранние годы отчетливо обнаружилась склонность Гербарта к «этическому и политическому консерватизму». Эти понятия, действительно, отражают не только набор его личных предпочтений, но и общую направленность его философской системы, стремящейся исходить из того, что есть, а не из того, что должно быть. В своей выпускной гимназической речи в 1793 он, опираясь на моральную философию Канта, выступает с осуждением Французской революции, поскольку она привела к масштабному освобождению чувственной природы человека от его разума. Гербарт вообще скептически относится к возможности реализации этических целей политическими способами, делая в своей речи акцент на необходимости для всех граждан сообразовывать свои поступки в соответствии с требованиями долга.

После окончания гимназии Гербарт принимает решение заниматься философией, отклоняясь тем самым от желания родителей, мечтавших о его юридическом образовании. В 1794 г. он начинает обучение в Йенском университете, знаменитом в это время лекциями Фихте и Шиллера (правда, в период обучения Гербарта Шиллер уже фактически не преподавал). За сыном последовала и его мать, которая входит в кружок почитателей Фихте. В 1801 году родители Гербарта разводятся, а Луция Маргарита Гербарт уезжает во Францию, откуда продолжает переписываться с Фихте. Сам Гербарт первоначально настолько увлекается философией Фихте, что вступает в студенческий «Союз свободных людей», объединенный преданностью фихтеанской философии. Однако довольно скоро обнаруживаются серьезные расхождения с Фихте, полемика с которым проходит через все последующее философско-педагогическое творчество Гербарта. Не менее важной фигурой для понимания философии Гербарта является и Шиллер, идеи которого осваивались им, видимо, на основании сочинений, а не лекций.

Гербарт, следуя обычной для своего времени биографической траектории выпускников философского факультета, в 1797 г. становится домашним учителем. Он принимает приглашение швейцарского аристократа Штайгера и переезжает в Берн. Однако в отличие от большинства других известных философов того времени, частное преподавание не является для Гербарта необходимым, но, в общем-то, досадным эпизодом их карьерной биографии. Примечательно, что сын Штайгера – Карл – будет учиться уже у профессора Гербарта в Геттингене, между ними завязывается многолетняя переписка. К важным событиям бернского периода жизни Гербарта относится также его личное знакомство с Песталоцци, работы которого он основательно изучает.

В 1802 г. Гербарт возвращается к академической карьере: он прибывает в Геттинген и защищает в том же году габилитационную работу. В своих габилитационных тезисах он резко критикует Канта и Фихте, утверждая этическую бессодержательность трансцендентально-критической философии (что не было сенсацией в Геттингенском университете, приверженном докантовской просвещенческой традиции). Гербарт в качестве приват-доцента преподает, главным образом, педагогику. В 1805 г. он становится экстраординарным профессором Геттингенского университета по специальности философия и педагогика. В 1806 г. он выпускает свою наиболее известную работу «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», а также работы по метафизике. В этот период в немецкой философской академической среде за Гербартом закрепляется репутация мыслителя, систематические начинания которого представляют альтернативу спекулятивной философии Фихте, Шеллинга и Гегеля. Конкуренцию в этом поле ему составляет, пожалуй, только Шлейермахер, который сыграл некоторую роль в последующей академической карьере Гербарта.