Борисовские камни. Борисовы камни - загадочный стоунхендж беларуси

Эта история начинается в далёком 12 столетии:

Засушливым летом 1128 года несколько странников пробирались сквозь пущу к границам Полоцкого княжества. Время было неспокойное. Голод и мор охватили землю. В далеком монастыре летописец-чернец записал страшные строки о том времени: снег лежал до лета, половодье было большим, «а на осень уби мороз вершь всю и озимице и бысть голод...» Люди питались корой деревьев и мхом, моля Господа простить им грехи. Великая скорбь охватила Полоцкую землю.
Странники остановились у развилки лесной тропки. Нужное место было уже недалеко. Повеяло прохладой от близкой реки. Тропа вывела людей на берег. Где-то неподалёку шумела вода, свиваясь струями в речном пороге. А рядом с берегом, на мелководье выступал из воды огромный валун-камень. Разбив лагерь, странники долго молились на берегу, стоя на коленях. Затем старший из них подошел по воде к камню, заботливо взяв одной рукой принесенный инструмент, прикоснулся другой к серой поверхности валуна и прошептал: «Господи, помози рабу своему Борису»…

Князь Борис - старший сын Всеслава Чародея, который правил в Полоцке в XII в. Это он основал город Борисов в самом начале XII в., разбил ятвягов, а через несколько лет в борьбе с земгалами потерпел поражение. Умер он в 1128 г. и похоронен в Борисоглебской церкви в Бельчицах.

Борисовы камни - самые знаменитые белорусские валуны. Первое сохранившееся упоминание о них содержится в «Хронике литовской и жамойтской», составленной в 16 столетии: «Каждый найдет камень в Двине высокий, от Дисны места миля, а от Полоцка семь миль, между Двиною и Дисною, на низ порогов едучи, на котором камени есть крест и того князя Бориса под ним надпис: «Вспоможи, Господи, раба своего Бориса…».

С давних времен камни играли в жизни белорусов большую роль. Здесь всегда существовал и был широко распространен культ камней, что не могло не отразиться на многих сторонах жизни народа, особенно на религиозных, поэтических, философских, на традиционном укладе его жизни, на исторических событиях, известных людях, о чем и хотелось бы немного рассказать.

В Беларуси существует группа уникальных памятников прошлого, так называемые Борисовы камни . Они представляют собой огромные (до нескольких метров) валуны с выбитыми на них крестами и различными надписями. Свое название эти камни получили от полоцкого князя Бори са ,

правившего в XII веке, имя которого было выбито на большинстве из них. Борисовы камни издавна привлекали к себе внимание.

Встречались эти громадины, оставшиеся со времен ледника, в основном на севере Беларуси. В русле Западной Двины, в разных местах, начиная от Полоцка, виднелось немало величественных гранитных валунов с высеченными на них разной формы крестами и надписями, в некоторых это имя и упоминалось: «Господи помози рабу своему Борису». В народе их называли Борис-Хлебник, Писаник, Борис-Глеб.

Один из этих памятников с надписью «Сулиборь хръсть» вытащен из реки, в 1888 году увезен в Москву и находится в музее-заповеднике «Коломенское». Еще один в 1981-м перевезен в Полоцк и установлен на Верхнем замке, рядом с . Этот семидесятитонный камень имеет 8 метров в окружности, длина креста - полтора метра. По обе стороны шестиконечного креста на нем высечено: «ХС. Ника. ГИ (Господи) помози рабу своему Борiсу».

Существовал также один Рогволодов камень и еще сохранился безымянный валун известный как , но все они относятся к тому же времени. Точная причина появления на наших землях столь необычных памятников до сих пор неизвестна.



Большинство из Борисовых камней было уничтожено в период борьбы с религией. Та же участь постигла и Рогволодов камень с надписью «Въ 6679 (1171) месяца мая въ 7 день доспенъ крест сей. Господи помози рабу своему Василію въ крещеніи именемъ Рогволоду сыну Борисову» , стоявший у деревни Дятлово Оршанского района. Он был варварски взорван в 1930-х гг. и обломки его были использованы для строительства шоссе Москва—Минск.

Среди ученых нет единого мнения по поводу камней. По мнению одних, полочане, даже приняв христианство, поклонялись камню, и князь приказал на валуне выбить крест - символ новой веры. Другие связывают эту надпись с голодными годами 1127 - 1128 гг., третьи считают камни памятниками военных действий Бориса.

Сохранилось всего четыре «белорусских» Борисовых камня , один из которых в 1888 г. был вывезен в Россию и сейчас находится вмузее-заповеднике Коломенское. В Беларуси осталось три: возле храма св. Софии в Полоцке (Витебская обл.), Воротишин крест в д. Камено (Вилейский район, Минская обл.) и в г. Друя (Браславский район, Витебская обл.). Кстати, последний из них долгое время был скрыт под водой на глубине, куда его стянул весенний ледоход еще в первой половине XX века. Только в 2002 году его удалось обнаружить и вытащить на берег.


Саша Митрахович 19.11.2015 10:38



«…время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать…» (Еккл. 3:5-6)

Один из подобных гигантских камней в русле Вилии, который имел название Прывитальня, мешал когда-то судоходству, и те, кто плыл возле него, бросали хлеб-соль, приговаривая: «Приветствую тебя хлебом-солью! Прими, а меня пропусти!»

Известны такие исполины и на суше: один стоял у деревни Высокий Городец Толочинского района. Он представлял собой почти квадратную плиту с восьмиконечным крестом и надписью по краям и назывался «Кравец» или «Степан».

Легенда камня «Степан»:

Степан обладал чудесной силой. Достаточно было вечером принести к нему скроенную ткань и попросить: «Степан, пошей мне жупан!» - как наутро на поверхности камня лежала одежда. Так долгое время камень обшивал местных крестьян, получив отсюда свое имя - Кравец.

Таких камней известно несколько. Они «сами» шили сапоги, одежду, будучи в прошлом сапожниками или портными, проклятыми за то, что работали в праздник.

Сохранился камень на Вилейщине, в деревне Камена. Это глыба одиннадцатиметровой окружности с крестом и надписями, среди которых слова «Воротишин хресть». Возможно, Воротиша и Сулибор - имена мастеров.

Так называемый Рогволодов камень стоял возле деревни Дятлово Оршанского района. Надпись на поверхности плиты гласила: «Въ 6679 (1171) месяца мая въ 7 день доспенъ крест сей. Господи помози рабу своему Василію въ крещеніи именемъ Рогволоду сыну Борисову». В 1171 году Рогволод был князем в Полоцке. Местные жители называли камень гробницей и почитали как святыню.

Легенда Рогволодова камня:

В легенде говорилось о том, что когда-то он стоял на ногах и имел голову в виде животного. Местный мельник, отрубив голову, переделал его на мельничный камень, который не только сам перемололся в песок, но также «измолол» все состояние и семью мельника.

Позднее над ним была воздвигнута часовня, а советские времена этот памятник не пережил - взорван в 1930-е, как и «Кравец».


Саша Митрахович 19.11.2015 11:38



Самым большим камнем на территории Беларуси является валун, который находится недалеко от деревни Горки Шумилинского района Витебской области. Его длина составляет 10,6, ширина - 5,3, высота -3,7, периметр же равняется 28,2 метра. А весит исполин ни много ни мало 292 тонны. Интересно, что он так и называется - Большой камень, хотя относится к разряду Чертовых. Считается, увидев этот гигант, путник обязательно начнет плутать и в результате вернется на прежнее место.

Огромные гранитные валуны, широко известные монументальные памятники нашей истории и письменности, издавна вызывали массу суждений и споров. Камни-исполины с выбитыми на них крестами стояли по Западной Двине и в Латвии почти до Балтики, красноречиво свидетельствуя о принадлежности Полоцку Нижнего Подвинья.

Были разные мнения о происхождении рисунков и надписей, но до сих пор ни одно не может быть признано полностью убедительным. Выдвигались версии о том, что валуны были обозначением границ Полоцкого княжества, однако все они находятся в глубине его территории. Есть теории и о том, что так обозначались символы борьбы новой веры с язычеством.

До принятия христианства эти камни были языческими святынями. Высекая крест, полоцкий князь как будто боролся со старой верой и одновременно увековечивал свое имя. Есть гипотеза, что название одного из них - Борис-Хлебник означает, что с именем Бориса в этом случае связывался древний сельскохозяйственный праздник первых всходов яровых, к которому еще в ХII веке приурочили в мае день святых Бориса и Глеба.

Возможно, название было дано за похожесть его формы с караваем хлеба. Некоторые ученые считают, что надписи и кресты на части из них высечены во время страшного голода в мае 1128 года. Тогда снег лежал до мая, мороз побил озимые, люди ели мох и солому. Борис - это полоцкий князь, сын легендарного Всеслава Чародея.

Возможно, появление просьбы о помощи связано с военными походами Бориса на балтийские племена ятвягов и земгалов в ХII веке. Тем более характерно размещение их по Двине на запад от Полоцка, куда и шли походы, вот и отдавался приказ высекать эти надписи, прося помощи у Господа. У села Краславки в свое время стоял камень с надписью «Да не убоится душа моя врага моего с твердою рукою десницы отрасль Святополка Александръ».

На валуне - шлем воина с изображением солнца, что еще более утверждает в мысли о «военном» происхождении символов. Камниисполины с выбитыми на них крестами стояли по Западной Двине и в Латвии почти до Балтики, красноречиво свидетельствуя о принадлежности Полоцку Нижнего Подвинья.

Стоит только пожалеть, что почти все полоцкие камни - эти бесценные памятники нашей древности, национальные святыни - погибли. Некоторые из них были взорваны в ХIХ веке, другие - в советские времена.


Саша Митрахович 19.11.2015 11:40



«Открытие» Борисовых камней произошло в 19 столетии. Историки Сапунов и Сементовский, ревнители старины графы Румянцев, Плятер, Канкрин, Тышкевич с огромным интересом изучали древние валуны.

Эти камни называли «Борисовыми», «двинскими», «полоцкими». Их культурно-историческое значение огромно. Для Беларуси оно сравнимо, скажем, со Стоунхенджем или пирамидами, ведь все камни составляли единый архитектурный сакральный комплекс.

В Беларуси насчитывается около 200 геологических па-мятников природы. Каменные исполины преимущественно находятся в Центральной и Северной Беларуси. Особо бога-та на них Мядельщина: здесь расположено 13 валунов, бере-говой уступ Степеневский, гряды Кочергинская, Лукинская, Тюшкинская. Каменное обнажение возле Заславля тоже является памятником природы.

До сих пор до конца не раскрыта загадка его предназначения. Главная же особенность Борисовых камней - они являются древнейшим свидетельством распространения христианства на нашей земле, самыми древними поклонными крестами, напоминавшими каждому проходящему о памятовании Бога, о молитве и покаянии. Наверное, именно поэтому во времена безбожия большинство из них было варварски уничтожено.

Сегодня далеко не каждый белорус знает о существовании знаменитых валунов. Еще труднее современному сознанию воспринять эти камни, как духовную святыню, нуждающуюся в почитании и понимании. Ведь первоначальная, истинная роль камней Бориса в том и заключалась, чтобы научить, наставить нас, потомков, в молитве.

Большинство исследователей высказывает мнение о том, что валуны были выбраны для изображения креста и молитвы не случайно. Раньше они могли быть языческими идолами, дольменами. Языческие капища были превращены в христианские святыни.

То, что камни почитались православными христианами, несомненно. Достаточно упомянуть, что над двумя из них - т.н. «Рогволодовым камнем» и «6-м Борисовым камнем» в 19 столетии были построены храмы.

Но до сих пор Борисовы камни таят в себе неразгаданную загадку. Кем же был тот Борис, от имени которого обращена к Богу молитва на камнях? Практически все историки сходятся во мнении, что надписи на камнях связаны с именем полоцкого князя Бориса Всеславовича, сына Всеслава Брячиславича (1044 - 1101), одного из действующих лиц «Слова о полку Игореве».


Саша Митрахович 19.11.2015 14:30



Неизвестно точное число Борисовых камней, существовавших первоначально - одни исследователи называют пять, другие семь или девять. Связано это с тем что, начиная с момента спасения валунов от уничтожения в 1818 году были найдены только пять камней с именем Борис. Но были и еще камни.

Местом паломничества моло-доженов и влюбленных тра-диционно стали Камень люб-ви и Невестин камень. Пер-вый лежит в лесу неподалеку от села Большая Воловщина Минского района и имеет сглаженную вытянутую фор-му. Второй, напоминающий собою клин, спрятался в Рамбовском овраге близ деревни Городники на Ошмянщине.

Непонятно происхождение камня с именами Святополк и Александр, описанного подпоручиком Денебалем. В разное время исследователи белорусской старины отмечали наличие других интересных камней в русле Двины. Но на них не было надписей, а только изображение шести- или четырехконечного креста.

Витебский историк 19 столетия А. Сапунов в своей работе «Двинские или Борисовы камни» (Витебск, 1890 г.) подробно описывает каждый из Борисовых камней, присваивая им условные номера.

Первый камень лежал когда-то вниз по течению Двины неподалеку от Полоцка, возле деревни Подкастельцы. Во время паводка камень размером 3.5 на 2.6 м. полностью скрывался под водой. Именно этому валуну повезло больше всего. В 1981 г. он был поднят из реки и перевезен в Полоцк, где и находится теперь возле Софийского собора. Это единственный из Борисовых камней, оставшихся в Беларуси, который могут беспрепятственно видеть туристы.

Второй камень лежал почти на середине Двины, на отмели в пяти километрах от старинного местечка Дисна. Этот камень был самым знаменитым и самым красивым. Его много раз фотографировали и рисовали - внушительный валун высотой более 2 метров имел периметр около 11 метров. Надписи и крест были хорошо видны. В 1818 году камень пытались взорвать, но не смогли, лишь повредили вершину. Уничтожен он был после второй мировой войны, во время борьбы с верой.

Третий Борисов камень , располагавшийся всего в двух километрах ниже по течению от своего соседа,постигла такая же судьба. Этот валун был самым большим среди остальных, имея в длину около 5 метров.

Четвертый камень , описанный А.Сапуновым, отличался от остальных. “Четвертый, наконец, самый меньший камень красного гранита лежит у левого берега Двины, почти рядом с третьим, близ впадения в Двину речки Повянушки» - пишет А.Сапунов. Этот камень отличают от остальных изображение креста, четырехконечного с расширенными концами, опирающегося на перевернутый полуовал. Справа и слева от креста сохранились четкие надписи в две строки: слева: «сулн/Борь», справа: «хрь/стъ». Камень вошел в историю как «сулибор хрест», но часто надпись на нем расшифровывают по-другому: «сильный храбрый Борис святой».

Правда ли, что камни рас-тут? Ученые убеждены, что это всего лишь иллюзия и на-родная легенда. Дело в том, что многие камни спрятаны глубоко в земле, наверху нахо-дится незначительная их часть. Зимой под валуны по-падает вода, которая под воздействием мороза превра-щается в лед и выталкивает глыбу на поверхность. Таким образом и создается эффект роста.

В 1879 г. по поручению коллекционера древностей графа Уварова инженер М.Ф.Кусницкий с огромным трудом доставил этот камень в Москву. Сегодня Борисов камень «сулибор хрест» находится в музее-заповеднике «Коломенское» и продолжает привлекать внимание исследователей.

Пятый Борисов камень расположен в приграничном посёлке Друя и уцелел благодаря случайности. Интересно, что напротив валуна еще в старину была построена Спасская церковь. (Всего же в маленькой Друе православных храмов было семь). В 19 столетии камень полностью виднелся над водой.

Антирелигиозная кампания 1930-х годов не коснулась святыни - Друя входила тогда в состав Польши. Многотонная глыба была сдвинута с места во время взрывов льда в 1930-е годы и очутилась на глубине. Долгие десятилетия камень считался погибшим.

Впервые попытка отыскать его была предпринята в 1984 году, во время работ по устройству Даугавпилской ГЭС, когда уровень воды в Двине понизился. Похожий на «четвертый камень» валун был обнаружен, но поднять его не смогли. Это удалось сделать лишь совсем недавно - летом 2002 года. Год был очень жарким и уровень реки настолько упал, что край валуна выглянул из воды. С огромным трудом Борисов камень удалось вытащить на берег, но он раскололся на несколько частей. Сегодня камень доступен для осмотра редкими посетителями Друи.

Сложно сказать, сколько еще Борисовых камней, лежащих в воде Двины, были уничтожены в 1818 году. Еще как минимум два камня, связанных с именем князя Бориса Всеславовича, были найдены исследователями довольно далеко от Подвинья. Этнограф Е. Романов в начале 20 века обнаружил и описал Борисов камень, лежащий возле деревни Высокий Городец севернее Толочина.

Е. Романов описывает 6-й Борисов камень, как плоский, почти квадратный имевший стороны более 3 метров. Надпись была аналогична большинству Борисовых камней. Над валуном была построена часовня, служились молебны. Святыня погибла, разоренная комсомольцами в 1936 году. Камень был взорван.

Такой же трагичной была судьба не менее почитаемой православной святыни - Рогволодова камня.

Рогволодов камень лежал на границе современных Толочинского и Оршанского районов неподалеку от деревни Дятловка. Абсолютно плоский валун имел длину более 3 м. и ширину 2.4 м. На нем был глубоко вырезанный крест с «голгофой» и надпись: «Въ 6679 месяца мая въ 7 день доспенъ крест сей. Господи помози рабу своему Василію въ крещеніи именемъ Рогволоду сыну Борисову», 6679 год от сотворения мира - это 1171 год от Рождества Христова. Буквы на камне достигали в высоту 14 см.

Самые распространенные культовые камни - так называемые «следовики», валуны с углублениями-отпечатками рук или ног. Многие верят, что эти отметки имеют неземное происхождение. Однако научный мир настроен куда более скептично. Исследователи полагают, что таинственные следы появились в результате вымывания из глыбы пород другого состава. Или, как вариант, отметины стали… делом рук человека.

Рогволодов камень был не только единственным (!) датированным памятником на территории современной Беларуси. Надпись на нем была самой большой по размеру из всех известных древнерусских.

Рогволод-Василий Борисович, сын Бориса Всеславовича в юности был послан на учение в Византию, откуда вернулся в 1140 году и стал полоцким князем. Но княжение его не было спокойным. В 1151 году полочане свергли Рогволода и сослали его в Минск. Через семь лет князь силой овладел Друцком и вскоре вновь укрепился в Полоцке. Последующие годы Рогволод провел в войнах с соперниками и в 1161 году, после поражения, которое ему нанес Всеволод Глебович, навсегда покинул Полоцк, удалившись в Друцк.

Наверное, из-за того, что наше представление о Беларуси, ее истории и культуре изменилось настолько, что мы недрогнувшей рукой рушим то, что простояло века, возводим муляжи из бетона и стеклопакетов на месте средневековых замков, соприкосновение с живыми камнями истории шокирует. Ведь, если присмотреться, то можно увидеть - эти старые стены настоящие.

Само название средневекового кирпича - «пальчатка» - словно хранит прикосновение руки мастера.

Может быть, для того, чтобы сохранить памятники истории, преклонить голову перед святыней нужно всего лишь раз прикоснуться к истинной старине, прочувствовать ее дух, особый вкус времени, в котором жили люди, строившие эти стены, прокладывавшие эти улицы и площади. Это соприкосновение навсегда изменит что-то внутри нас. И тогда наступит время собирать камни…


Саша Митрахович 19.11.2015 15:10

Борисов камень (Борис Хлебник) – один из самых древних памятников культуры на территории современной Республики Беларусь. Он был найден в реке Западная Двина у деревни Падкасцельцы (5 км от Полоцка). В 1981 году камень был перевезен в Полоцк и установлен у Софийского собора.

Камень представляет собой огромный валун, предположительно принесенный ледником с территории современной Финляндии. Красный полевой шпат около 8 метров в окружности и более 70 тонн весом. На камне выбит шестиконечный христианский крест и надпись «ХС. Ника. ГИ (Господи) помози рабу своему Борiсу».

Таких камней находили несколько. На большинстве были выбиты христианские кресты и имя князя Бориса.

Есть несколько версий происхождения надписи на камне. Ученые, этнографы, историки не могут прийти к согласию, но наиболее вероятной кажется версия о том, что когда-то все найденные в реке валуны служили для языческих обрядов. Старая вера никогда не уходит бесследно, однако, молодой воинственный полоцкий князь Борис, сын Всеслава Чародея, приняв христианство, стал решительно бороться со всеми языческими святынями. Поэтому он решил даже древние «хлебные» камни «окрестить», выбив на них христианские кресты.

У этих камней язычники приносили жертвы, прося плодородного года и хлебного изобилия. В народе ходят легенды, что за то, что Борис «окрестил» камни, обиделись старые боги на князя и наказали весь Полоцкий край страшным голодом, о котором долго еще рассказывали своим внукам старики. Говорят, что и сейчас Борисов камень исполняет заветные желания, возвращает любовь и здоровье. Христиане и язычники приезжают сюда из самых отдаленных регионов, чтобы прикоснуться к загадочной святыне. Ученые продолжают исследовать необычные свойства камня.

Борисов камень в Полоцке сохранился чудом. В советские времена новые хозяева жизни отчаянно боролись со всеми религиями и верованиями. Многие камни были уничтожены, расколоты варварской рукой.

Эти камни называли «Борисовыми», «двинскими», «полоцкими». Их культурно-историческое значение огромно. До сих пор до конца не раскрыта загадка предназначения. Главная же особенность Борисовых камней – они являются древнейшим свидетельством распространения христианства на нашей земле, самыми древними поклонными крестами, напоминавшими каждому проходящему о памятовании Бога, о молитве и покаянии.
Борисовы камни – это самые знаменитые белорусские валуны. Первое сохранившееся упоминание о них содержится в «Хронике литовской и жамойтской», составленной в 16 столетии: «Каждый найдет камень в Двине высокий, от Дисны места миля, а от Полоцка семь миль, между Двиною и Дисною, на низ порогов едучи, на котором камени есть крест и того князя Бориса под ним надпис: «Вспоможи, Господи, раба своего Бориса…».

«Открытие» Борисовых камней произошло в 19 столетии. Осенью 1818 года группа военных инженеров занималась расчисткой фарватера р. Двины. В то время на реке еще существовали во многих местах пороги, затруднявшие судоходство, поэтому власти приняли решение расчистить и углубить реку в этих опасных местах, чтобы сделать ее проходимой для больших судов. Пороги расчищались при помощи взрывчатки.
Один из военных инженеров, подпоручик Денебаль, обратил внимание на то, что среди многочисленных валунов, загромождавших во многих местах русло реки – наследия ледника – встречаются камни, на которых можно разглядеть странные надписи и рисунки. Офицер догадался доложить о странной находке начальству. Когда о том, что в русле Двины уничтожаются камни с надписями, узнал генерал-лейтенант Канкрин, он немедленно послал с курьером приказ: «Камни не трогать!». Но было уже поздно. Несколько камней оказались полностью уничтоженными.
Кем же был тот Борис, от имени которого обращена к Богу молитва на камнях? Практически все историки сходятся во мнении, что надписи на камнях связаны с именем полоцкого князя Бориса Всеславовича, сына Всеслава Брячиславича (1044 - 1101), одного из действующих лиц "Слова о полку Игореве".
Борис княжил совсем недолго - с 1127 по 1129 год. Борис принял княжение во время небывалого неурожая и голода. Такое страшное время воспринималось набожным князем как кара за грехи отца-язычника. Этим и объясняется его приказ высечь слова своей молитвы на всех приметных камнях на границе княжества. Необыкновенное для человека двенадцатого столетия религиозное чувство, проявление веры и покаяния он оставил потомкам, превратив языческие капища в места поклонения Христу. Неслучайно исследователи обращают внимание на то, что на Борисовых камнях изображен крест с «голгофой» (т.е. подножием) как на церковных антиминсах.
Неизвестно точное число Борисовых камней, существовавших первоначально – одни исследователи называют пять, другие семь или девять. Связано это с тем что, начиная с момента спасения валунов от уничтожения в 1818 году были найдены только пять камней с именем Борис.
Камень, находящийся в Коломенском, отличает от остальных изображение креста, четырехконечного с расширенными концами, опирающегося на перевернутый полуовал. Справа и слева от креста сохранились четкие надписи в две строки: слева: «сулн/Борь», справа: «хрь/стъ». Камень вошел в историю как «сулибор хрест», но часто надпись на нем расшифровывают по-другому: «сильный храбрый Борис святой».

В 1888 г. по поручению коллекционера древностей графа Уварова инженер М.Ф.Кусницкий с огромным трудом доставил этот камень в Москву.
В 1888 г. был вывезен в Россию. Перевезён из Государственного Исторического музея и установлен в Коломенском в 1920-х года

Древний камень с берегов Заподной Двины. В XII веке на нем было сделано изображение Голгофского креста и надпись "Сулиборь хрьстъ" ("Крест Сулибора"). Создание надписи относят ко времени правления полоцких князей Бориса Всеславича и его сына Рогволода. Камень перевезен в Москву в 1879 году и установлен в Коломенском в XX веке.