Легенда о происхождении человечества. Мифы о сотворении мира у разных народов

ОБРАЗ СМЕРТИ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОТЛИЧИЕ БОГОВ ОТ ЛЮДЕЙ
Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2011 г.
Древние арии верили, что человек современного типа ведет свое начала от такого явлением как смерть, потому человек у них назывался смертным, как впрочем до сих пор.
В мифах индоевропейских народов нет единого образа Смерти . У греков и скандинавов она мужского пола, у славян, как у индусов, женского. У греков Танатос (смерть) связан с подземным миром, где он пребывает вместе со своим собратом Гипносом (сном).
Кельты верили, что люди произошли от бога смерти и впервые появились на земле из Страны Смерти, чтобы захватить власть в этом мире .
А из эзотерической философии известно , что под землей обитали атланты.
Брахма индусов оставляет богиню Смерти при себе, заставляя ее выполнять свою функцию освобождения Земли от излишнего бремени жизни . В Махабхарате говорится : «Было время, когда смерти не знали на земле. Люди, потомки Вивасвата [Бога солнца], вначале были бессмертными».
«В Критаюге, Золотом веке [длящемся 4000 божественных лет, или 38"352"426 земных года], они не ведали греха и жили на земле счастливо, в мире и благоденствии... Живые существа на земле рождались и не умирали; они умножались бесконечно и совсем заполонили ее. Наконец Земля взмолилась к Брахме - она уже не могла выносить долее такое бремя. Тогда задумался Создатель над тем, как уменьшить количество живых существ в мире, но не мог найти никакого средства. И он впал в гнев, и пламя его гнева вырвалось из всех пор его тела. Запылали страны света, страх объял все живое; миру грозила гибель*».

*По эзотерической космогонии , в огне погибла Лемурия.

«Великий бог Шива сжалился над живыми существами. Он приблизился к Брахме и сказал:
-Не гневайся на созданных тобою тварей, о Прародитель! Не допусти, чтобы опустела вселенная! Ибо, если погибнут ныне все эти существа, они уже не возродятся более. Пусть они живут и умирают, но пусть не прекращается их род!...
...Брахма укротил свой гнев и вернул в свое сердце огонь, пожиравший вселенную. Тогда вышла из тела Брахмы женщина, ....одетая в темно-красное платье**».

**В древней Индии красный цвет ассоциирован со смертью .
Другую версию выбора красного цвета в качестве символа смерти приводит Папюс , объяснявший такой выбор тем, что мятежники избрали красный цвет в качестве своей эмблемы протеста против эпохи Рама, которая длилась в Индии 35 столетий, началась с владычества самого Рама (в 6728 г. до н.э.) и завершилась восстанием мятежников в 3228 г. до н.э. Эти мятежники покинули Индию в 3200 г. до н.э. и достигли Египта к 2700 г. до н.э. (в истории зафиксировано как нашествие кочевников). "Покорив Аравию и почти всю Малую Азию, они положили основание могущественным государствам: Финикии и Ассирии" .

«...Брахма воззвал к ней и сказал:
-Смерть, ступай и убивай живые существа в этом мире...
И смерть... отправилась в путь и явилась в мир. Но все же Прародитель даровал ей милость: слезы, которые она пролила, превратились в болезни, убивающие людей в назначенный срок; страсти и пороки ослепили человеческий род и стали причиною гибели живых существ. Поэтому искони нет вины на Смерти. Брахма сделал ее госпожой справедливости; свободная от любви и ненависти, исполняет она его веление».

В Ведах раскрывается главное отличие богов от людей . Этим отличием является бессмертие первых. Однако многие бессмертные божества изначально были тоже смертны-ми. Они преодолели время и стали неподвластны ему благодаря тому, что творили жертвоприношения, произносили священные мантры и употребляли амриту - священный нектар бессмертия. Так Веды указывали путь ариям к бессмертию. Следуя стопами божеств, прошедших этот путь до них, арии сами могут обрести бессмертие. В результате грань между людьми и богами становилась менее четкой. Особенно почитались ариями боги, которые став бессмертными, продолжали приносить жертвы, творить ритуалы и устраивать богослужения. Потому боги-жрецы пользовались у ариев особой популярностью как посредники между богами и людьми. Им посвящено наибольшее количество ведических гимнов. Божественным жрецом считался Праджапати (эпитет всех сыновей Брахмы, первых существ в созданном им мире), предстающий в Ведах едва ли не центральным персонажем. Другой бог-жрец, Агни, - бог огня. Именно Агни является послом, которого люди направляют к богам. Он приносил богам пищу, пожертвованную людьми - участниками обряда. Агни часто представал в виде огненного коня или огненной птицы (жар-птицы - у русов), летящей между небом и землей и хозяином дома, зажигающей пламя в очаге.
У христиан богом-посредником между богом-Отцом и людьми стал Иисус.
Тайная Доктрина учит , что для того, чтобы стать божественным, вполне сознательным Богом, даже высочайшие - Духовные, Первозданные Разумы должны были пройти через человеческую ступень. Когда оккультисты говорят, что это приложимо не только к нашему земному человечеству, но и к смертным, обитающим на других планетах и в других мирах, т.е. к тем разумам, которые достигли надлежащего равновесия между материей и духом. Каждое существо должно завоевать себе право стать богоподобным через личный опыт. Та же мысль прослеживается в Каббале евреев: "Дыхание становится камнем; камень растением; растение животным; животное человеком; человек духом и дух богом". Все боги, разумом рожденные, разных форм и обликов, в других мирах и предыдущих воплощениях, все были людьми. В христианском мире самым молодым богом является Иисус Христос.
Миф о детях Вивасвата присутствует в древнейших из Вед, в Ригведе, и повторяется в других источниках. Согласно этому мифу , «младшие дети Вивасвата родились богами, старшие же - Яма, Ями и Ману - были смертными, ибо и отец их был смертным, когда они появились на свет, и только потом стал богом Солнца. Яма, старший сын Вивасвата, был человеком и жил со своей сестрой на земле... И был он первым человеком на земле, который умер. Ману же, брат его, единственный из смертных спасся во время великого потопа* - он-то и стал прародителем человечества [ныне живущего на земле, как говорится в другом месте]. Ями стала потом богиней священной реки Ямуны [сейчас река Джамна]... Яма был первым из умерших - он открыл смертным путь в загробный мир...Он с той поры и поныне - владыка царства мертвых и блюститель закона справедливости. В его обитель по тропе, проложенной предками, уходят с земли души тех, кто умирает. Вивасват же, его отец, первым на земле совершил жертвоприношение и даровал людям огонь. Он послал за ним Матаришвана, духа ветра, и тот принес его с небес на землю. Мудрецы из рода Бхригу научили смертных, как обращаться с огнем».

*По эзотерической философии , в потопе погибли атланты.

Корни же создания всего человечества раскрываются в древнешумерском мифе о сотворении людей, из которого становятся понятными, почему многие древнейшие народы почитали Богиню-мать, и смысл слов из Ветхого Завета "Ибо прах ты, и в прах возвратишься" (Бытие,3,19). Шумерский миф гласит :
"Во дни белые, когда небеса от земли отделились, в белые ночи, когда земля от небес отошла, умножилось небожителей племя и от нехватки пищи страдало.
И ануннаки, старшие боги, заставили младших, игигов, трудиться. И рыли игиги канавы, и носили на плечах тяжелые корзины с землею, и орошенные поля засевали. И не было конца их труду. И возроптали они и побросали в огонь свои мотыги, и двинулись к Энки [хозяину "Дома земли" - владыке первозданной бездны и всех первозданных вод, рек и источников; богу людских судеб, мудрости, знания и магии, что в представлениях древних тесно было связано с водной стихией] искать справедливости.
Заволновались ануннаки: без работников не стало в мире пищи. Собрались они все вместе и запричитали, сетуя, что спит Энки в глубине Энгури, куда никто проникнуть не смеет. И, услышав стоны и жалобы богов, праматерь Намму [дочь космического океана, праматерь всего сущего и всех богов] отправилась к Энки.
-Проснись, сын мой! Покинь свое мягкое ложе в глубине тихоструйной Энгуры. Сон прогони! Избавь богов от терзаний! ... Помощников ты не сделал, которые взяли бы на свои плечи наши заботы. Людей! ... Пусть они будут по виду на братьев твоих похожи, но бессмертия не знают.
-Из чего же я их сделаю? - спросил Энки, спуская ноги с ложа.
-Из плоти Апсу [первозданное божество, олицетворение бездны, подземных пресных вод. Соответствует греческому Хаосу. Для лучшего понимания в аккадской переработке древнешумерского мифа материалом для сотворения людей послужила кровь Кингу, поверженного и убитого, как и Апсу], - ответила Намму. - Из мягкой его сердцевины, которую называют глиной*. На воде ты ее замешаешь. А лепить тебе Нинмах ["Госпожа могучая", возможно, Богиня-мать древних народов] поможет. И еще семь богинь прекрасных вокруг вас в этот миг да встанут".

*Глиной в древней шумерской мифологии называлась плоть бога Апсу. В отличие от греков, христиан и современных историков, наиболее верно ее интерпретировали древние аккадцы, которые для лучшего понимания своих соплеменников "глину" Апса назвали кровью своего бога Кингу. Такого же мнения придерживались и вавилоняне : из тела Тиамат, матери всего сущего, была создана земля.
Как ни странно, в мифах древних скандинавов, которые историки считают моложе греческих, этот вопрос освещается с наибольшей ясностью: происхождение мира богов начинается с убийства чудовищного великана ; из его расчлененного тела, воплощавшего первобытный и нераздельный хаос, был создан упорядоченный космос - царство культуры, и боги-асы стали первыми его культурными героями, изобретателями благ. Из тела убитого великана боги построили весь мир: из крови - море и воды, из мяса - земля, из костей - горы, из зубов - камни, из мозга - облака, а из черепа - небесный свод; остатки сбросили в бездну хаоса.
Другие народы потеряли связь времен и первозданную божественную плоть ("глину") стали отождествлять со строительным материалом, из которого люди строили дома и до сих пор еще де-лают мазанки на юге Азии.

Далее в шумерском мифе говорится : "...Нинмах руки в воде смочила, глины кусок отщипнула. И задвигались быстрые пальцы, создавая богов подобья. Голова же богини кружилась, и земля под нею шаталась, словно хмельная. И фигурки, что появлялись на ее ладо-ни, совершенством не обладали. Вот возникает первый. Руки его слабы, ни согнуться, ни взять ничего не могут; а вот второй, подслеповатый, и третий, с ногою слабою и кривою, на червя похожий [Как во времена Кроноса, когда Земля рожала уродов и это никого не удивляло, поскольку атмосфера была еще слаба и легко пропускала вредное космическое излучение, вызывающее различные мутации].
Видит Нинмах, что получились у нее уродцы, и хотела их расплющить, но Энки уже дал сотворенным вкусить хлеба жизни.
-Пусть остаются! - сказал он веско. - Да будет первый стражем дворцовым, второй же певцом пусть станет в гареме, мастером дел серебряных третий.
Затем вылепила Нинмах еще одну пару людей, а вслед за ней и третью. И вновь получились уроды. Дал и им Энки вкусить хлеба и определил им судьбы. А потом он молвил:
-Давай поменяемся местами. Я буду лепить, а ты подыщешь применение.
И принялся Энки за работу. Со второй попытки ему удалось слепить существо с двумя руками и двумя ногами. Но были его ноги тонки, как тростинки, живот вздут, спина сгорблена. Был этот старец, о которых говорят: "Его день позади".
Обрадовавшись удаче, Энки обратился к Нинмах:
-Назначь этому человеку судьбу, чтобы он мог пропитаться.
Нинмах рассмеялась:
-Какая может быть судьба у такого калеки! Видишь, у него дрожат руки и он трясет головой.
С этими словами она подошла к созданию Энки и хлеб ему предложила. Он же не мог его взять. Нинмах головой покачала:
-Не живой это человек. Нет ему на земле примененья.
-Но я же нашел примененье для твоих ублюдков, - воскипел Энки. - Отыщи и ты примененье для моего созданья..."
С учетом анализа обширной шумерской мифологии А.И. Немировский и Л.С. Ильинская составили следующую историю человечества : "Потомство семи созданных в конечном счете пар постепенно заселило всю землю, и несмолкаемый шум стал раздражать Энлиля ["Господина воздушного пространства, атмосферы", в имени которого заложен второй смысл - дыхание, дух, с одной стороны, и ветер, циклон - с другой. Первоначально он прежде всего был связан с бурными проявлениями природы (ураганом и дождем)]. Чтобы уничтожить человечество или хотя бы уменьшить его численность, Энлиль решает наслать на людей эпидемию, а когда ее губительных последствий оказывается недостаточно - засуху, голод и, наконец, потоп".
Из шумерского мифа о происхождении человека остается неясным, о создании каких людей шла речь? - О поколении титанов или людей современного типа. Согласно греческой мифологии , из "глины" были созданы те и другие. Для лучшего понимания древнегреческого мифа о происхождении человека необходимо напомнить эзотерический взгляд на этот вопрос. Согласно Е.П. Блаватской , на Земле существовало три материализованные формы поколения людей (такой же порядок будет наблюдаться в греческой мифологии): 3-я коренная раса - лемурийцы - вначале обитали в воде, затем вышла на сушу; 4-я коренная раса - атланты - наиболее ранние их формы также обитали в воде, но затем освоили сушу и поздние атланты уже получили название титанов, или гигантов; и, наконец, 5-я коренная раса - люди современного типа. Первая и Вторая расы людей не имели материальной оболочки, потому здесь разбираться не будут: их происхождение уходит в такие понятия, как Дух и душа, составляющие основу оккультизма и всей эзотерической философии. Сейчас же речь идет об экзотерических учениях и мифах, которые до сих пор еще многим кажутся непонятными.
В шумерском эпосе о сотворении человека можно только догадываться о том, что под ануннаками, вероятно, подразумевается 3-я раса, а игиги - это, возможно, 4-я раса людей. После них пошел процесс низвержения человека в пучину материализма для освоения материальных основ мироздания. Этот процесс познания материальных основ мироздания греческая мифология в изложении Гесиода разбирается наиболее подробно.
По греческой мифологии, в изложении Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.) , современное человечество ведет свое происхождение не от Крона, низвергнутого Зевсом в Тартар*, а от Прометея, сына титана Иапета (Япета) и одной из океанид**. Прометей взял глину из тела Земли, давшей жизнь поколению титанов, замешал ее с речной водой, и вылепил людей как земное подобие богов. Общими для всех поколений людей (титанов, богов и современно-го человека) была у них Мать-Земля, т.е все имели земное происхождение (в отличие от сов-ременных спекуляций относительно космического вторжения инопланетян). Первые люди не знали ни изнурительного труда, ни забот, ни горестей: неистощимая земля давала им все в изобилии. Хлеб родился без пахоты и посева. Животные не боялись людей и давали ему свое молоко, а свирепые хищники не беспокоили их. Не знали люди старости и недугов. Смерть, наступавшая после долгой жизни, была безболезненна, как сон. Время жизни первых людей называли золотым веком***. Позднее о нем будут вспоминать многие народы, и его время будет обрастать новыми легендами и мифологическими сюжетами. Память о «Золотом веке» составила основу мифа о Гиперборее.

*Тартар , куда были низвергнуты титаны, побежденные Зевсом, находился ниже Аида. В Тартаре залегали корни земли и моря, все концы и начала. Он, как и Аид, тоже был огорожен со всех сторон. Его окружали медная стена с медной дверью, которую стерегли сторукие, и ночь, в три ряда. В Тартаре находилось жилище богини Никты (Ночи).
Указание на медные стены и медную дверь свидетельствует о том, что миф о Тартаре достаточно поздний.
По эзотерической философии , Аид, или Гадес - "неведомая" страна теней, одной из областей которой был Тартар, место полной темноты. Судя по аллегорическому описанию различных наказаний, налагаемых там, это место было чисто кармическим. Ни Аид, ни аменти египтян не бы-ли тем адом, о котором проповедуют христиане. Аид представлял собой место свершения справедливости, и не более. Его можно было достичь, только лишь перейдя на "другой берег" реки смерти.
В скандинавской мифологии , царство мертвых предназначалось не для воинов и героев, погибших в бою (для них Один построил отдельный чертог на небесах). В преисподне томились миряне, она находилась под землей, и в ней правила богиня Хель. Ворота в ее царство сторожил чудовищный пес с грудью, обрызганной кровью трупов. Могила самой Хель находилась к во-стоку от ворот. В ней спала богиня, которая ведала прошлым и будущим. У врат в царство Хель текла река Гьелль, мост через которую охраняла дева Модгуд.
В русском и славянских языках слово "Ад" выражало то же представление, что и греческий Аид, с той лишь разницей, что с появлением христианства Ад стал горяч . Скандинавский Ад был холоден. Однако все экзотерические религии (брахманов, буддистов, зороастрийцев, мусульман, иудеев и пр.) сделали Ад горячим и темным. Идея горячего Ада является поздним измышлением, искажающим астрологическую аллегорию. У египтян Ад стал местом наказания огнем не ранее XVII-XVIII династии, когда Тифон был превращен из бога в дьявола. Устройство горящего Ада и мучимых там душ является чисто египетским. Ра (Солнце) стал Владыкой Горнила в Карре, аду фараонов, а грешника пугали муками в "жаре адских огней". Еврейское слово "гаихинном" (геенна) на самом деле никогда не имело значения, приписываемого ему христианской ортодоксией.
**Океаниды - многочисленные дочери Океана, который в греческой мифологии был божеством одноименной реки, омываемой Землю. Океан был титаном, сыном Урана и Геи, братом и супругом Тефиды, с которой он породил три тысячи дочерей - океанид и столько же сыновей - речных потоков. Океан не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть и доверие олимпийцев. Он отец Метиды - супруги Зевса, безуспешно пытавшийся примирить Прометея с Зевсом.
Матерью Прометея чаще всего называли то океаниду Азию, то Клементину, а по Эсхилу – это была Фемида . Из наиболее известных его братьев выделялись Эпиметей и Атлант. Деть-ми Прометея считали Девкалиона, Лика и Химеру, реже - Этнея, Эллина и Фебу.
***Следует напомнить, что по Папюсу , библейский Адам относился к расе атлантов и до своего грехопадения обитал в Раю.
В древнем Египте "золотым веком" считалось время, " когда люди и боги жили на земле вместе" .
Согласно скандинавской мифологии , "золотой век" закончился тогда, когда появилась злобная ведьма, воплощавшая жажду золота и отменившая все добрые и бескорыстные отношения между людьми. В современном мире золото является основным мерилом стоимости всякого труда и всех плодов труда, потому возврат к "золотому век" сейчас невозможен.

Первое поколение людей исчезло, когда низвержен был в тартар Крон . Но Зевс не изгнал людей золотого века вместе с титанами с поверхности Земли. Они превратились в не-видимых, безмолвных свидетелей правых и неправых дел нового поколения людей, которому жилось намного хуже чем первому. Его назвали серебряным поколением. Его дети сто лет росли несмышленышами в домах своих матерей и тешили себя детскими забавами. Едва достигнув зрелости и набравшись кое-какого ума, они вскоре умирали. Не видя в этом поколении никакой пользы, Зевс упрятал его глубоко под землю (!!!).
Далее Гесиод описывает 5-ю коренную расу людей (современного типа), которая у него разбивается на 3 подрасы: первыми появляются люди медного "века", за ними - герои, которых автор по значимости деяний и благородству целей приравнял с полубогам, и, наконец, появились людей железного "века", оказавшиеся самыми ничтожными по своим моральным, психологическим и социальным устоям. По Гесиоду, мы относимся к железному веку.
Третье людское поколение, созданное Зевсом, называли медным . Его люди с малолетства вооружались копьями с медными наконечниками, носили медные доспехи, обитали в домах с медной кровлей и непробиваемыми медными стенами. Были они могучи телом и свирепы духом, питались мясом животных, не ведая хлеба. Каждый видел в соседе врага. Они вели бесконечные войны, не помня о их причинах. Зевсу не понравились эти люди, и он спустил их в самую глубокую и страшную область подземного мира.
Четвертое поколение людей оказалось справедливым и благородным . Это были герои, или полубоги, потому что происходили от богов и богинь, вступивших в связь со смертными людьми. Именно герои этого поколения людей полегли в сражениях под стенами Фив или Трои, перебив друг друга, или погибли при возвращении на родину. Уцелевших Зевс переселил на острова, омываемые Океаном, и дал им блаженную жизнь людей золотого века.
Пятое поколение появилось после Троянской войны, греки назвали железным и описывали его жизнь в самых мрачных тонах, предрекая ему суровое будущее :
"Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то,
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут...
Правду заменит кулак. Города подпадут разгробленью...
Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся..." (Гесиод, "Труды и дни").
Здесь А.И. Немировский поясняет, что на стихи Гесиода о пятом поколении людей оказали существенное влияние древневосточная, прежде всего шумеро-вавилонская и иудейская литература, использовавшая задолго до греческого автора ту же формулу критики сов-ременных ей социальных и моральных устоев. От себя могу добавить, что описание пятого поколения людей перекликается с содержанием «Второй жалобы» египетской поэмы "Спор разочарованного со своей душой" из эпохи Среднего царства.
Из этой мифологической генеалогии человеческого рода становится ясным, что древние арии не связывали свое происхождение с обезьянами. Арии знали, что в Южной Европе, на Кавказе и в Индии водились эти животные, однако ни в каких мифах они не фигурировали в роли создателя людей. Этот экскурс в древнюю мифологию важен еще и тем, что арии вели свою историю с времен атлантов, существование которых современные историки всячески отрицают. Арии обожествляли атлантов, верили в их всесильность, молились на них и просили у них помощи. Обожествление сил природы и придание им имен, вероятно, пошло еще от атлантов, которые умели управлять этими силами природы посредством магии. И ни в коей мере, ни один ариец под богом не подразумевал обезьяну, какой бы всесильной она ни была в глубокой древности. И если бы древнему арийцу сказали, что его бог, которому он молился, поклонялся и верил, был всего лишь обезьяной, он бы, наверное, оскорбился. Так современные ученые глумятся над нашими далекими предками, ведя их родословную от обезьяны. Неандертальцев же и кроманьонцев арии не уважали и боролись с ними нещадно. Ярким подтверждением правоты этих слов является тотальное уничтожение всех человекоподобных существ и палеоантропов на территории современной Европы. Если все же опираться на исторические позиции, тогда получится, что современные европейцы – это поколение хамов, не ведающее своего прошлого и поголовно истребившее своих предков. На мой взгляд, дарвинизм – аморален, а потому он - не для меня. Самого Дарвина, получившего церковное образование, надо оценивать как шутника, поиздевавшегося над «учеными»-материалистами и запустившего «утку» более чем на сто лет. На эту «утку» попался даже А. Конан-Дойль, публицист, литератор, доктор права и медицины, изучавший эзотерическую философию с уклоном на спиритизм. Как же трудно было распознать истину людям, шарахавшимся от эзотерики «как Чёрт от ладана»!

Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
9. Белов А. Путь ариев. В поисках прародины. М.: Амрита-Русь, 2008.-224 с.
16. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? М: АИФ-Принт.-2001.-446 С.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
104. Кельтская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002.-640 с.
109. Темкин Э., Эрман В. Мифы Древней Индии. 4-е издание, доп. М.: ЗАО «РИК Русанова»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ВСТ», 2002.-624 с.
110. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Индия. М.: Литература; Мир книги, 2004.-432 с.
114. Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2002.-464 с.
137. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция. М.: Литература, Мир книги, 2004.-496 с.
138. Блаватская Е.П. Ключ к теософии; Избранные статьи. М.: Эксмо, 2009.-464 с.
142. Папюс. Оккультизм. Первоначальные сведения. М.: Локид-Пресс, 2003.-336 с.
148. Мифы и легенды народов мира. Древний Египет/ И.В. Рак; Месопотамия/ А.И. Немировский, Л.С. Ильинская. М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.
150. Колум П. Великие мифы народов мира. Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.-351 с.

У Греков. Единственными людьми, кто смог пережить потоп были Девкалион и его жена Пирра. И великие боги предложили им создать новое человечество. Девкалион и Пирра по легенде стали бросать камни за спину, и камни начали превращаться в статуи. Статуи пели песни, Девкалион и Пирра должны были выбрать одну понравившуюся им песню о человечестве, и они выбрали изз всех песен историю о греческих героях: о Тезее, Геракле и других полубогах. И человечество таким образом возродилось на земле. Девкалион и Пирра умерли, а отвергнутые ими поющие статуи стали требовать от богов справедливого суда. Боги решили вынести вердикт, взвесив на весах решение Девкалиона и Пирры. И суд богов признал выбор супружеской пары верным! Человечество, воспевающее греческих героев, стало единственным на земле.

У Турков. Человечество родилось на черной горе. В пещере одной образовалась яма, которая по форме напоминала человеческое тело, струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина, согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через девять месяцев из пещеры вышел первый человек: АЙ АТАМ, которого зовут отцом Луны.

У Мексиканцев (XVII в.). Здесь все немного путаннее, так как на формирование легенды с одинаковой силой повлияли и древние культы и католицизм. Бог сделал человека из гончарной глины и поставил в печь. Но слишком надолго оставил его в печи. Человек поэтому вышел из печи сгоревшим и черным. Бог решил, что ошибся, бросил свое детяще на землю и попал в Африку. Но на этом Бог не остановился и создал друого человека, которого оставил в печи на гораздо меньшее время. Человек получился абсолютно белый. Бог снова решил, что ошибся. И снова бросил человека на землю и попал в Европу. На третий раз Бог более внимательно подошел к процессу и проследил за степенью готовности своего изделия. Он подождал, пока человек пропечется как следует, до золотистого цвета. На этот раз у Бога всё получилось. И не спеша, очень осторожно поместил удачного человека в Америку. Так появились мексиканцы.

У племен Сиу. По легенде сиу, человека создал кролик вселенная, нашедший на дороге сгусток крови. Кролик начал лапкой играть с ним, и сгусток превратился в кишки. Кролик продолжил забавляться, и на кишках появились сердце, затем глаза, и, наконец, получился настоящий маленький мальчик, первый мальчик в мире. Кролик назвал этого первого человека кроликом мальчиком. Это был предок сиу.

У Арабов. Существует вариант создания Ветхого Завета. В их космогонии для того, чтобы человек родился, необходима земля четырех разных цветов: синего, черного, белого и красного. Бог послал за ней ангела Гавриила, но, когда тот наклонился для того, чтобы набрать земли, земля заговорила и спросила, чего он хочет. «Земли, для того чтобы Бог смог создать человека», – объяснил Гавриил. Земля ответила: «Я не могу тебе этого позволить, потому что человек будет неуправляем и захочет разрушить меня». Ангел Гавриил передал ее мнение Богу. Тогда Бог послал ангела Михаила. Произошла та же история. Точно такая же неудача. Земля вновь воспротивилась рождению человека. Тогда Бог послал ангела Азраила, чьей особенностью было то, что он являлся ангелом смерти. Его не убедили аргументы земли. Таким образом, человек существует благодаря ангелу смерти, и поэтому человек смертен. Из принесенной земли Бог сотворил Адама. Но тот в течение сорока лет ничего не делал, просто лежал на земле. Ангел не мог понять, почему человек не двигается. Он посмотрел Адаму в рот, чтобы узнать, что находится у него внутри, и понял, почему Адам остается неподвижным. Внутри тело человека было пустым. Тогда ангел рассказал об этом Богу, и тот решил дать человеку душу. Адам ожил, и Бог, для того чтобы дать ему преимущество перед землей, природой, растениями и животными, разрешил ему назвать все, что его окружало. Человек один имеет право давать имена даже духам (джиннам) и горам. И каждый раз, когда он произносит имя, он покоряет себе того, кого называет. (Таба ри, арабский летописец IX века, халифат Абба сидов.)

У Монгол. Человек был создан Богом, который вырыл в земле яму в форме человеческой фигуры. Потом Бог вызвал бурю, и глина с потоками воды заполнила яму (очень похоже на Турецкий вариант). Дождь кончился, влага высохла, и человек, словно пирог из формы, вышел из ямы.

У индейцев Навахо. Вначале на земле жили полулюди полузвери. Они пересекли три неба, откуда были изгнаны из за своих глупых поступков. В конце концов они спустились на землю, где четверо местных богов: синий, белый, черный и желтый, пришли посмотреть на них. Боги попытались обучить их чему то при помощи жестов, но недочеловеки ничего не понимали. Тогда все боги, кроме одного, черного, оставили их. Черный бог сказал полулюдям о том, что они грязные и вонючие глупцы. «Остальные боги вернутся через четыре дня, – сказал он им. – Помойтесь, и мы предадимся церемонии создания людей». Боги принесли с собой различные предметы, шкуры ланей и два початка кукурузы, желтый и белый. Из белого початка вышел мужчина, а из желтого – женщина. Они предались любви под навесом и родили пять пар близнецов. Первые близнецы были гермафродитами, но остальные родили детей, и эти дети переженились с пришлым народом. Так появилось современное человечество.

Легенды о происхождении человечества. Легенды разных народов удивительным образом имеют множество совпадений. Изначально, у всех древних народов, была вера в единого Бога- самого главного, создателя всей Вселенной и всего сущего. Для многих древних мифов характерно, что первоначально все имело антропоморфный облик - все существа, животные, предметы, явления природы. Поэтому возникновение человека нередко представляется не столько как его создание, как выделение его из числа других человекоподобных существ, которые постепенно теряют человеческий облик, сохраняющийся только у людей. (Тотемистические мифы) .

Мифы древних индийцев. Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши - первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Из этой жертвы, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока - солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания - ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались стороны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир. От потомков Брахмы стали возникать и другие боги, и всего их стало тридцать три тысячи, тридцать три сотни и еще тридцать три.
По индусским верованиям Вселенная делится на 14 областей, и Земля – седьмая сверху. Вместе с солнцем возник и владыка солнечного диска – бог Вишну, который мог принимать различные формы, начиная от рыбы и черепахи и заканчивая человеческим обликом. В образе вепря Вишну погрузился в пучину и поднял на своих клыках всю землю из глубин. Вскоре земля была заселена животными и птицами.

Рождение человека. В древнеславянской мифологии люди рождены Богами, и считали своих Богов семьей, родственниками.

Стоит заметить, что легенды древних народов претерпели значительные изменения в ходе завоевательных войн (особенно это касается Американского континента). Но в мифологии различных народов сохранился удивительный коллорит местных обычаев.
Сотворение человека.
Во многих древних верованиях, люди созданы богами искусственно.Человек был создан или сотворен Богом, обожествленными существами. Так в мифах шумеров -происхождения человечества от инопланетян. Возможно сюда же относятся и индийские мифы о Лунных предках в легенде Пролога-"Великие Владыки дали приказ Владыкам Луны - Питри - созидать людей".
Для чего были созданы люди? В тотемических легендах этот вопрос не обсуждается. Главное - создание хорошего, правильного человека. Все Шумерские и Вавилонские мифы сходятся к одному: чтобы человек служил богам, выполнял храмовые обряды и кормил богов. Также и в Египетской мифологии боги сотворили мир именно для людей, требуя от них взамен лишь поклонения, возведения храмов и регулярных жертвоприношений. В еврейской мифологии- человек создан чтобы обрабатывать, возделывать землю.

Как был создан человек. Скандинавская мифология Северная, скандинавская и германская, древняя религия известна как одинизм (в честь Одина), а также как асатру (исландский термин, означающий «веpа (тpу) в богов (асов)») или просто как трот (от английского troth – вера или верность). Считалось, что устройство мира не может быть отражено в двумерной или даже трехмерной модели. Оно состоит из девяти миров, или сфер.Первые мужчина и женщина были созданы из деревьев триадой богов сознания (Вотаном-Вилли-Ве, или Одином-Хениром-Лодуром). Мужчина был создан из ясеня, а женщина – из вяза.Первые люди не дышали, у них не было духа, румянца на лицах, тепла и даже голоса. Но потом Один дал им дыхание, Хенир – дух, а Лодур – тепло и румянец. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла.
Греция. Древних греков, насколько можно судить по дошедшим до нас источникам, происхождение людей мало занимало. Их интересовали боги, их рождение и смерть, их интриги и подвиги. Греческие боги не отделяли себя от людей неприступной стеной, а даже принимали участие в земных делах. В греческой мифологии Новый род людей произошел из камня.Единственными людьми, кто смог пережить потоп были Девкалион и его жена Пирра. И великие боги предложили им создать новое человечество. Девкалион и Пирра по легенде стали бросать камни за спину, и камни начали превращаться в статуи. Статуи пели песни, Девкалион и Пирра должны были выбрать одну понравившуюся
им песню о человечестве, и они выбрали изз всех песен историю о греческих героях: о Тезее, Геракле и других полубогах. И человечество таким образом возродилось на земле. Но отнюдь не все греки вели свою родословную от камней. Некоторые племена считали себя автохтонами, то есть возникшими из земли. Фиванцы, например, думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю.

Видимо, более позднее заимствование в Греческой мифологии: Людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. По некоторым мифам, люди и животные были созданы греческими богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними.

Сотворение людей из глины или земли по аналогии с Библейской версией встречается практически во всей индоевропейской мифологии. Лингвисты даже отмечают, что в древнееврейском языке слова «земля» и «человек» имеют схожее происхождение. (существует связь между латинскими словами homo - человек и humus земля).
Египетская мифология В древнеегипетских мифах внимание сотворению человека практически не уделяется. Хотя мифы и дают четко понять, что Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун, или Первоокеан. У этого океана не было ни физических измерений, ни временных. Новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться, и потому создал холм, или, вернее, остров Бен-бен. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. В Мемфисе, в миф о сотворении мира включили многих богов, подчинив их Пта, который выступал как творец всего. Интересно, что здесь сотворение мира было процессом не физическим, а исключительно мыслью и словом.
Египтяне считали, что людей и их Ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог Хнум. Он главный создатель мира. Он вылепил весь мир на гончарном круге, первых людей и животных из глины.

У народов Африки (верховное божество догонов Амма делает из сырой глины первую человеческую пару.
В одном из вариантов шумерского мифа, Энки и Нинмах сначала лепят из глины подземного мирового океана "удачных" людей, а затем, захмелев, создают уродов.
В шумерском мифе о Лахаре и Ашнан: По повелению Намму, матери богов и Нинмах при помощи других богов, смешав воду и глину, был создан человек.
По аккадскому варианту, Мардук (вместе с богом Эйя) делает людей из глины, смешанной с кровью убитого им чудовища Кингу.
В Вавилонском мифе о творении, получившем название «Энума Элиш», сотворение человека описывается в шестой табличке (найдено было семь). Бог Мардук из глины смешанной с кровью убитого бога Кингу, по образу и подобию Кингу создает людей,

В еврейской мифологии существует два варианта сотворения мира. В обоих вариантах мифа человек создается из глины, а жизнь наполняет глину в одном случае кровью Яхве в другом божественным дыханием

У Турков. Человечество родилось на черной горе. В пещере одной
образовалась яма, которая по форме напоминала человеческое тело,
струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина,
согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через
девять месяцев из пещеры вышел первый человек: АЙ АТАМ, которого
зовут отцом Луны.

У Арабов. Существует вариант создания Ветхого Завета. В их космогонии
для того, чтобы человек родился, необходима земля четырех разных цветов:
синего, черного, белого и красного. Бог послал за ней ангела Гавриила,
но, когда тот наклонился для того, чтобы набрать земли, земля заговорила
и спросила, чего он хочет. «Земли, для того чтобы Бог смог создать
человека», – объяснил Гавриил. Земля ответила: «Я не могу тебе этого
позволить, потому что человек будет неуправляем и захочет разрушить меня».
Ангел Гавриил передал ее мнение Богу. Тогда Бог послал ангела Михаила.
Произошла та же история. Точно такая же неудача. Земля вновь воспротивилась
рождению человека. Тогда Бог послал ангела Азраила, чьей особенностью было
то, что он являлся ангелом смерти. Его не убедили аргументы земли. Таким
образом, человек существует благодаря ангелу смерти, и поэтому человек смертен.
Из принесенной земли Бог сотворил Адама. Но тот в течение сорока лет ничего не
делал, просто лежал на земле. Ангел не мог понять, почему человек не двигается.
Он посмотрел Адаму в рот, чтобы узнать, что находится у него внутри, и понял,
почему Адам остается неподвижным. Внутри тело человека было пустым. Тогда ангел
рассказал об этом Богу, и тот решил дать человеку душу. Адам ожил, и Бог, для
того чтобы дать ему преимущество перед землей, природой, растениями и
животными, разрешил ему назвать все, что его окружало. Человек один имеет
право давать имена даже духам (джиннам) и горам. И каждый раз, когда он
произносит имя, он покоряет себе того, кого называет. (Таба ри, арабский
летописец IX века, халифат Абба сидов.)

У Монгол. Человек был создан Богом, который вырыл в земле яму в форме
человеческой фигуры. Потом Бог вызвал бурю, и глина с потоками воды
заполнила яму (очень похоже на Турецкий вариант). Дождь кончился, влага
высохла, и человек, словно пирог из формы, вышел из ямы.
В Алтайской мифологии (Ульгень создаёт первых семь человек из глины и камыша),

Америка. Ирокезы. Иоскеха лепит первых людей из глины по своему отражению в воде.
Индейцы кахуилла.демиург Мукат, вынувший чёрную землю из своего сердца, создаёт з тела людей.Темайауит, вынувший из своего сердца белую землю, неудачно лепит людей с животами с двух сторон; с глазами по обеим сторонам головы; когда же Мукат доказал ему неудачность его созданий, Темайауит, рассердившись, скрывается вместе с ними в подземном мире, пытаясь утащить с собой всю землю.
Мексиканцы (XVII в.). на формирование легенды с одинаковой силой повлияли и древние культы и католицизм. Бог сделал человека из гончарной глины и поставил в печь. Но слишком надолго оставил его в печи. Человек поэтому вышел из печи сгоревшим и черным. Бог решил, что ошибся, бросил свое детяще на землю и попал в Африку. Но на этом Бог не остановился и создал друого человека, которого оставил в печи на гораздо меньшее время. Человек получился абсолютно белый. Бог снова решил, что ошибся. И снова бросил человека на землю и попал в Европу. На третий раз Бог более внимательно подошел к процессу и проследил за степенью готовности своего изделия. Он подождал, пока человек пропечется как следует, до золотистого цвета. На этот раз у Бога всё получилось. И не спеша, очень осторожно поместил удачного человека в Америку. Так появились мексиканцы
Североамериканское племени Акома. первые две женщины узнали во сне, что люди живут под землей. Они вырыли яму и освободили людей.
Инки. В Тиауанако творец всего сущего сотворил тамошние племена. Он делал из глины по одному человеку каждого племени и рисовал платье, которое они должны были носить; тех, кто должен быть с длинными волосами, лепил с длинными волосами, а тех, кто должен быть стриженым, - с короткими; и каждому народу были даны свой язык, и свои песни, и злаки, и еда. Когда творец закончил эту работу, он вдохнул жизнь и душу в каждого мужчину и в каждую женщину и приказал, чтобы они ушли под землю. А вышло каждое племя там, где ему было приказано.
Центральная Америка. Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и говорить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего - бездушные они вышли, безмозглые... Взялись боги за дело второй раз. «Попробуем сделать людей из дерева!» - уговорились они. Сказано - сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было, и были они неразумны.
И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. «Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом», - решили боги. Они нашли этот благородный материал - белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей.
Индейцы Мексики. Когда на Земле все было готово, Нохотсакьюм создал людей. Первыми были кальсия, то есть люди-обезьяны, затем коха-ко - люди-кабаны, затем капук - люди-ягуары и, наконец, чан-ка - люди-фазаны. Так он сотворил разные народы. Делал он их из глины - мужчин, женщин, детей, прилаживал им глаза, носы, руки, ноги и все остальное, затем клал фигурки в костер, на котором обычно пек тортильи (кукурузные лепешки). От огня глина твердела, и люди оживали.

Большой интерес представляют Антропогонические мифы тотемического характера, согласно которым человек некогда не отличался от животных (напр., был покрыт шерстью, как в мифологических представлениях селькупов, Западная Сибирь). В Антропогонических мифах тотемического характера чаще всего речь идёт о происхождении не всех людей, а определённой группы, зооморфным тотемным символом которой является то или иное животное.
Самостоятельно произошли тибетцы. Родоначальниками их были горный дух Арьябало и обезьяна, которая была воплощением Дарэхэ. По другой легенде, которая объясняет происхождение не мира, а только тибетского народа, тибетцы происходят от обезьяны и божества подземного мира и вод Лу. По другому варианту легенды, не сам Авалокитешвара принял облик обезьяны самца, а послал в Тибет своего ученика обезьяну. Обезьяна самец, поселенная в Тибете для созерцания, стала царем обитавших там обезьян. Царь обезьян был красавцем, и в него влюбилась демоница гор и скал Лу.Сходство человека и обезьяны дало основание двум типам А. м. противоположного характера. Согласно одному из них, бытующему в Тибете и у племени хадзапи в Южной Африке, человек происходит от обезьяны. По другому, известному у бушменов, обезьяны (бабуины) некогда были людьми, но мифологический герой Цагн превратил их в обезьян, наказав за то, что они убили его сына. По мифам некоторых других африканских народов (бамбути, эфе), шимпанзе - древний народ, ушедший в лес потому, что их обманывали пигмеи.
Америка. У племен Сиу. По легенде сиу, человека создал кролик вселенная, нашедший
на дороге сгусток крови., получился настоящий маленький мальчик,
первый мальчик в мире. Кролик назвал этого первого человека кроликом
мальчиком. Это был предок сиу.
Миф североамериканских индейцев. Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека - предка рода Черепахи.
У индейцев Навахо. Вначале на земле жили полулюди полузвери. Они пересекли
три неба, откуда были изгнаны из за своих глупых поступков. В конце концов
они спустились на землю, где четверо местных богов: синий, белый, черный
и желтый, пришли посмотреть на них. Боги попытались обучить их чему то при
помощи жестов, но недочеловеки ничего не понимали. Тогда все боги, кроме
одного, черного, оставили их. Черный бог сказал полулюдям о том, что они
грязные и вонючие глупцы. «Остальные боги вернутся через четыре дня, – сказал
он им. – Помойтесь, и мы предадимся церемонии создания людей».
Боги принесли с собой различные предметы, шкуры ланей и два початка кукурузы,
желтый и белый. Из белого початка вышел мужчина, а из желтого – женщина. Они
предались любви под навесом и родили пять пар близнецов. Первые близнецы были
гермафродитами, но остальные родили детей, и эти дети переженились с пришлым
народом. Так появилось современное человечество.

Австралийские мифы. Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже... комки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на бесформенные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом отделила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы.. Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурин-гой (хранительницей души).
Разные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса эму, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.
Жили некогда два брата, два близнеца - Бунджиль и Палиан. Бунджиль мог превращаться в сокола, а Палиан - в ворона. Один брат деревянным мечом сделал на земле горы и реки, а другой - соленую воду и рыб, обитающих в море. Однажды взял Бунджиль два куска коры, положил на них глины и стал ножом мять ее, вылепив ноги, туловище, руки и голову, - так он создал мужчину. Сделал он и второго. Был он доволен своей работой и от радости исполнил танец. С тех пор существуют люди, с тех пор от радости исполняют танцы. Одному мужчине он прикрепил древесные волокна как волосы, и другому тоже - у первого волосы были курчавые, у второго - прямые. С тех пор у мужчин одних родов волосы курчавые, а у других - прямые.

PS/ Предварительный вариант. Краткий неполный обзор по мифологии народов Мира, материалам научно-исследовательских работ, многочисленным статьям инета

В шестом классе с первых уроков литературы мы начинаем знакомство с мифами Древней Греции о богах и героях давних времён. Но в мифах любой страны и народности своё толкование о происхождении мира и человечества. В одних говорится о плоской тарелке, которая заменяла земной шар, в других о трёх слонах, которые держали земную поверхность. Да и о происхождении первого человека много спорных вопросов. А как же на это смотрели древние греки? Как они объясняют происхождение мира и человечества на земле. ? Этим я и решила заняться в своём исследовании.

Из греческой мифологии я узнала, что вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Безграничный Хаос породил вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила бесконечное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Уран – Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий всю землю, и богиня Федита породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли звезды, которые горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов–циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов–сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничего не может устоять, она не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей – великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Керра – уничтожение, Гипноса – сон с роем мрачных тяжелых ведений, не знающую пощады Немесиду – отомщение за преступления, и множество других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрёк он своего отца Урана. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Рея не хотела потерять и последнего ребёнка.

По совету своей матери Земли Рея завернула в младенческие пелены камень, и Крон проглотил этот камень вместо новорожденного Зевса, который был тайно воспитан в убежище на острове Крит.

Тем временем Зевс рос на Крите в скрытой от глаз глубокой пещере на склонах лесистой Иды. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса. Они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. А юноши куреты, охранявшие пещеру, скрывали плач Зевса ударами медных щитов и бряцаньем оружия.

Дай разделить певцу твой быстротечный век!

То Прометеев вопль или брань воздушных станов?

Где я! Вкруг туч пожар – мрак бездн – и крыльев снег

И мышцы гордые напрягших мощь титанов

Вяч. Иванов

Возмужав, Зевс стал сильнее отца, и не хитростью, как Крон, а силой поборол его и заставил отца изрыгнуть проглоченный камень, таким образом, освободил остальных детей.

Приближался конец эры титанов, которые заполнили к этому времени несколькими своими поколениями небесные и земные просторы. Начиналась эра богов, но им предстояло ещё победить своих могучих предшественников.

Успели уже у богов родиться и возмужать сыновья и дочери, когда пришло, наконец, время решающей схватки. Равны были ярость и сила идущих друг на друга богов и титанов, и не было видно конца их сражению, пока не стало Зевсу известно, что лишь освободив из заточения скрытых в недрах земли Сторуких, одержат боги победу. Присоединились к богам также киклопы и кое-кто из титанов.

Титаны потерпели поражение и были низвергнуты в Тартар. Завершилось время Крона. И хотя после этого были и другие восстания – например, чудовища Тифона, Зевс подавляет их все.

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окружённый сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные Орры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и льётся с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец брата громовержца Зевса. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооружённой грозным трезубцем. А глубоко под землёй царит неумолимый, мрачный брат Зевса Аид. Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нём. Там протекает священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.

Много в природе дивных сил,

Но сильнее человека нет

Нашлось место в этом мире и человечеству. У греков существовал только один древний миф о возникновении человека: рассказ о том, как после всемирного потопа, насланного Зевсом, уцелели только Девкалион и его жена Пирра (дочь Прометея). Все люди произошли от них или же возникли из камней, которые супруги бросали за спину. Возможно, что в древнейшей версии мифа создателем людей выступал сам Прометей (как и в позднейших легендах), так как это объясняло бы тесную связь между его поступками и судьбой человечества. Вместе с тем некоторые греческие племена считали себя «автохтонами», возникшими из земли. В частности, фиванцы думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю. О самом древнем представлении о происхождении человека говорит титул Зевса – «отец богов и людей».

Создали прежде всего поколение людей золотое

Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских

Первый род человеческий создали счастливым, это был золотой век. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали и немощной старости, всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, он носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.

Второму человеческому поколению, названному серебряным, жилось намного хуже, чем первому. Но оно не ведало об этом, ибо не дали ему боги разума. Сто лет люди росли несмышлеными в домах своих матерей и тешили себя детскими забавами. Едва достигнув зрелости и набравшись кое-какого ума, они вскоре умирали, так и не успев насладиться полноценной жизнью. Не видя от этого поколения какой-либо пользы, Зевс упрятал его глубоко под землю.

Зевс создал третий род и третий век – век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей – страшных и могучих. Люди с малолетства были вооружены копьями с медными наконечниками, носили медные доспехи, обитали в домах с медной кровлей и непробиваемыми медными стенами. Возлюбили люди медного века гордость и войну и уничтожали друг друга. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, всё же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Лишь только этот род сошёл в царство теней, тотчас же Зевс создал на земле четвёртый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов – героев. Многие герои полегли в сражениях под стенами Фив или Трои, перебив друг друга, или погибли при возвращении на Родину. Уцелевших Зевс переселил на острова, омываемые Океаном, и дал им блаженную жизнь людей Золотого века.

Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днём, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но всё даже зла больше, оно царит повсюду. Не чтят дети родителей, друг не верен другу, гость не находит гостеприимства, нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость и сила.

Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям оставили только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла. О бедах людей Железного века говорится и в будущем времени, которое наступит, если люди не остановятся в своих злодеяниях и не восстановится утрачиваемоё почитание родителей детьми, товарищество, братство:

Дети с отцами, с детьми – их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин.

Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью

Стыд пропадёт. Человеку хорошему люди худые

Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся

Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,

Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,

К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,

Совесть и стыд. Лишь одни жесточайшие тяжкие беды

Останутся людям

Так олимпийские боги вошли в современный мир и продолжают в нём жить, ни в чём не препятствуя людям и обогащая их красотой, доблестью, душевной широтой, любовью к жизни.

Вот и закончилось моё исследование. Я узнала много нового и интересного. Благодаря этой работе, я глубоко окунулась в тайны древнего мира. Мифы запечатлели историю возникновения мира, освоения человеком окружающей среды и познания им своего места в ней. Мифы отражают не только понимание человеком могущества этих сил, но и ложные представления о возможности каким-то образом оградить себя от них. С помощью мифа человек взмывал над бескрылой действительностью, добивался справедливости, побеждал сильнейших противников, проникал в самые отдалённые уголки земли и вселенной. Это обеспечило мифу любовь всех человеческих поколений.

Мне очень захотелось узнать больше о нём, о богах и героях Древней Греции. В следующей работе я постараюсь осветить Пантеон богов Древней Греции.

Миф о происхождении мира из первобытного хаоса, рассказанный Гесиодом, относят к космого­ническим мифом, согласно которым мир постепенно раз­вился из первоначального бесформенного состоя­ния, но в нем также присутствует и сотворение мира божественными началами. Следует обратить внимание, что в отличие от Библейского предания о сотворении мира Триединым Богом, здесь отсутствуют чувства, здесь нет места любви, присущей Библейскому Творцу к Своему творению.

В начале всего был бесформенный, безразмерный Хаос, затем появились Гея (Земля) с глубоко залегающим в ее недрах Тартаром (бездной) и вечная, существовавшая задолго до них сила влечения - Эрос. Этим же именем греки называли бога любви, сопутствовавшего богине любви Афродите, но Эрос, стоявший в начале мироздания, исключает любое чувство. Эрос можно сравнить с силой всемирного тяготения - он подобен закону. Эта сила и привела в движе­ние Хаос и Землю. Хаос производит женское начало - Ночь и мужское начало - Эреб (Мрак). Но­чь породила Танат (Смерть), Сон (Гипнос), огромное количество сновидений, богинь судеб – мойр, богиню возмездия Немесиду, Обман, Старость. Порождением Ночи также стала воплотившая в себе соперничество и раздоры Эрида, от которой произошли Изнурительный труд, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Лживые слова, Судебные тяжбы и Беззакония, но и непреклонно справедливого Орка, карающего любого, кто дает лживую клятву. А из соединения Ночи с Эребом родился прозрачный Эфир и сияющий День – Свет из Тьмы!

Показательно, что мотивы греческой мифологии, наряду с другими восточными системами присутствуют в гностическом мировосприятии. Гностицизм , кроме того, вобрал в себя практически несоединимые составляющие, включая элементы ветхозаветного закона и раннехристианского учения.

Согласно мифу о происхождении мира, после этого пробудилась Гея: сначала ею рожден был Уран (Небо), затем поднялись из ее глубин Горы, их лесистые склоны заполнили рожденные ею нимфы, разлилось по равнинам Понт (Море). Покрытие Небом Земли привело к появлению богов первого поколения - их было двенадцать: шесть братьев и шесть сестер, могучих и прекрасных. Не единственными они были детьми от союза Геи и Урана. Произвела Гея на свет также трех огромных уродливых циклопов с большим круглым глазом посреди лба, а вслед за ними еще трех надменных Сторуких великанов. Титаны же, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба сво­им потомством: они дали начало племени богов самого древнего поколения. У старшего из них, Океана, было три тысячи дочерей, прекрасноволосых океанид, и столько же покрывших всю сушу речных потоков. Другая пара титанов произвела Гелиос (Солнце) Селену (Луну), Эос (Зарю) и многочисленные Звезды. Третья пара дала начало ветрам Борею, Ноту и Зефиру. Титан Иапет не мог похвастать столь же обильным по­томством, как его старшие братья, но стал он славен не­многими, зато великими сынами: Атлантом, взявшим на свои плечи тяжелую ношу небесного свода, и Прометеем, самым благородным из титанов.

Младшим сыном Геи и Урана был Крон, дерзкий и нетер­пеливый. Не захотел он сносить, как высокомерного покровительства старших братьев, так и власти собственного отца. Возможно, он не решился бы поднять на него руку, посягнув на верховную власть, если бы не мать Гея. Поде­лилась она с возмужавшим сыном давней обидой на супруга: возненавидел Уран за уродство сыновей - Сторуких великанов и заточил их в ее темные глубины. Крон, под покровом Никты и при помощи матери Геи, захватил отцовскую власть. Взяв в жены сестру свою Рею, Крон положил начало ново­му племени, которому люди дали имя богов. Однако коварный Крон опасался своего потомства, ведь он сам поднял руку на отца, и, чтобы никто не лишил его власти, стал проглатывать собствен­ных детей сразу же после их рождения. Горько жаловалась Рея на свою печальную участь Гее и получила от нее совет, как спасти очередного младенца. Когда ребенок появился на свет, Гея сама укрыла его в одной из недоступных пещер, а Рея передала супругу запе­ленатый камень.

Тем временем Зевс (так назвала мать спасенного младенца) рос в скрытой от глаз пе­щере на склонах лесистой Иды, самой высокой горы острова Крита. Его там охраняли юноши куреты и корибанты, заглушая детский плач ударами медных щитов и бряцанием оружия, а Амалфея, благороднейшая из коз, кормила его своим молоком. В благодарность за это, Зевс, заняв впоследствии место на Олимпе, постоянно заботился о ней, а после смерти вознес ее на небо, чтобы она вечно сияла она в созвездии Возничего. Интересно, что шкуру своей кормилицы Зевс оставил себе, изготовив из нее щит - знак высшей власти. Этот щит назвали «эгидой», что по-гречески и означало – «коза». По нему Зевс получил один из самых своих распространенных эпитетов - эгидодержавный. Рог же, который Амалфея случайно сломала еще во время своей земной жизни, владыка богов превратил в рог изобилия и отдал своей дочери Эйрене, покровительнице мира.

Повзрослев, Зевс стал сильнее отца и не коварством, как Крон, а в честном поединке поборол его и заставил извергнуть из чрева проглоченных братьев и сестер: Аида, Посейдона, Ге­ру, Деметру и Гестию. Так, согласно мифу о происхождении мира, наступал конец эры титанов, которые заполнили к этому времени несколькими своими поколениями небесные и земные просторы, – начиналась эра богов Олимпа .

Робот-художник

Робот по имени Пол, созданный в рамках проекта Aikon-II, рисует довольно убедительно и естественно. Его алгоритмы плод многолетнего...

Английские призраки

Страна, в которой почти все верят в призраков - это Великобритания. Англичане с почтением относятся к сущностям...

Другие викинги

«Если на первом свидании с девушкой вы поджигаете её дом, то вы – викинг» – похожие фразы...

Пахтанье океана – поиск напитка бессмертия

В центре земли расположилась гора Меру. Обладающая невероятной высотой, она недоступна для людей. Её вершины, заходя...