Двуликий мифология.  Янус

Двуликий Янус - это один из многих богов, преданиям о которых мы обязаны древнеримской мифологии. Если говорить более конкретно, то этот легендарный персонаж в свое время был едва ли не первым царем в Лациуме (предположительно, это прародина сердца современной Италии и самого Рима). В те далекие времена бог этот обитал во дворце, расположенном на холме Яникуле, что на правом побережье Тибра. Отсюда Янус и управлял подчиненными ему землями. Правил, правда, он недолго - вскоре на престол взошел куда более деятельный и мощный царь - Юпитер, который отождествлялся с Зевсом, самым главным богом у

Почему Янус - двуликий бог? Считается, что от своего божественного «коллеги» Сатурна царь Лациума получил в дар особый талант, который заключался в том, чтобы ясно видеть все прошлое и будущее. Именно в силу этого Янус на всех изображениях представлен с двумя лицами - молодым и пожилым, которые обращены в противоположные стороны (в будущее и, соответственно, в прошлое).

Кстати, и само имя «Янус» выбрано не случайно. Это слово, если его перевести с латыни («janya»), означает «дверь». Со временем эта «дверь» стала не только знаковой чертой, разделяющей вчера от завтра, но и вообще символом всякого конца и начала. Ну а потом как-то повелось считать, что двуликий Янус сочетает и такие две категории, как «плохое» и «хорошее» в одном, как говорится, флаконе.

Помимо двух лиц Януса в античный период изображали еще и с ключами, ведь его еще называли «запирающим» и «отпирающим» богом. Дело в том, что он покровительствовал всем воинским начинаниям и имел свой храм, двери которого в мирное время были закрыты наглухо, а отворялись только во время военных действий. И за долгие века существования древнеримской Империи врата эти закрывались, увы, всего трижды. Можете представить, какая накаленная обстановка в то время была.

Практический вклад в развитие древних римлян двуликий Янус также внес существенный. Помимо своих «паранормальных» способностей к ясновидению бог научил людей такому делу, как кораблестроение, возделывание земель, выращивание овощей, а также основам исчисления. Именно для последней цели на его правой руке было изображено римское число «ССС», т.е. 300, на левой же - «LXV», т.е. 65.

Римляне даже посвятили своему любимому и главному специальный день - праздник агонии, который отмечался девятого января. Кстати, мало кто, наверное, знает, но именно двуликий Янус дал название первому месяцу в году - януарию, или январю по-нашему.

А в принципе, двуликий древнеримский бог никаких особых подвигов за свое царствие и не совершил. Не был он красавцем, не обладал безграничной властью и особой силой. Однако согласно преданиям, он умел «руководить» природными явлениями. Так, до того, как появился культ Юпитера, именно Янус занимался тем, что по утрам открывал врата небес, выпуская на небосвод солнце, а по вечерам запирал их, чтобы светило исчезало, и наступала ночь. Еще римляне считали, что двуликий Янус является богом всех начинаний, поэтому перед тем, как что-то начать делать, люди призывали его на помощь и просили покровительства.

А не так давно ученые выдвинули предположение, что имел Янус вовсе не два, а три лика, олицетворявшие как прошлое и будущее, так и настоящее. Просто в силу того, что последняя временная категория считается сиюминутной незримой гранью между двумя другими, то третье лицо бога невидимо.

Янус двуликий: фразеологизм

Сегодня вряд ли бы кто-то вспомнил о боге Янусе и всех его достоинствах, если бы не наша статья. В обиходе современной речи, действительно, присутствует такой фразеологизм, который почему-то принято применять в отношении неискреннего, лицемерного, то есть И хотя двуликий Янус не совершил в свое время каких-то выдающихся подвигов, надо думать, он был бы сильно оскорблен таким нелицеприятным сравнением.

Янус, римское божество дверей; в качестве такового имел два лица, поскольку дверь есть и вход, и выход, она ведет и внутрь дома, и наружу. Кроме того, являлся богом договоров и союзов. Янус повелевал началами, его место в пространстве — входные двери и ворота, его место во времени — начало года, начало событий.

До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию. С ним соотносятся времена золотого века, поскольку он считался первым правителем Лациума, цивилизации, которая традиционно определяется как «Прометеева», поскольку ее существование было инициировано его дарами человечеству: огнем, ремеслами и календарём.

Первый храм Янусa был воздвигнут по преданию царём Нумой Помпилием. Храм Януса представлял собой две большие арки, соединенные поперечными стенами, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны; одно - в прошлое, другое - в будущее. В руке у Януса был ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке было начертано число 300 , а на левой - 65 , что означало число дней в году. Римляне связывали Януса с судьбой, временем и войной; к Янусу италийцы обращались при объявлении войны.

У Овидия двуликий Янус, как воплощение начала и конца, отождествляется с хаосом, из которого возник упорядоченный мир; в ходе этого процесса сам Янус из бесформенной глыбы-шара превратился в бога, вращающего, по Овидию, ось мира. Возможно, изначально он выступал как верховное божество; его имя упоминали первым при обращении к богам. Его эпитет Гемин означает Двойной; образ Януса может рассматриваться как выражение единства противоположностей и олицетворение всеохватности, власти над всеми сферами бытия. Этот образ воплощает представление о том, что технический прогресс влечет за собой необратимые и зачастую негативные изменения в человеческом укладе; это символ неосторожного и непредусмотрительного использования природных сил и достижений цивилизации.

Янус был также покровителем путников и хранителем дорог, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли. В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в начале года — белый бык.

Янус — в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца, а также бог времени. Изображался двуликий янус всегда с двумя лицами - как правило молодым и старым, смотрящими в противоположные стороны.

Двуликий янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Под покровительством Януса находились все двери — частного дома, храма богов или ворота городских стен, a, так как он вёл счет дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC , а на левой — LXV , в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц — януарий.

Сегодня Двуликий Янус является символом двуличия, лицемерия и лжи, на мой взгляд, совершенно незаслуженно - древние римляне вовсе не ассоциировали эти качества с божеством Януса, направления, за которые он отвечал, были очень почетными, жизненно важными и носили философский смысл.

Видимо, просто наличие двух лиц в одном божестве ассоциируется у людей с противоположными качествами, по принципу хороший-плохой, и принадлежат они одному и тому же существу.

Источники: aforizmu.com, godsbay.ru, esperanto-plus.ru, dic.academic.ru, talusha.3bb.ru

Сотворение мира и человека Богом

Ясон и золотое руно

Загробный мир Египта

Морское чудище – Моргаур

Древнее оружие


Единственный в Украине коллекционер стрел народов мира живет в Мариуполе. Необычным хобби Валентин Кищенко увлекся после смерти отца. Он настолько был...

Искусственный интеллект - разработки

Специалисты, занимающиеся математикой и экономикой, трудились над тем, чтобы создать наилучшие расчеты и представить имеющиеся познания о мире в формальном...

Богиня Эрида

Богиней раздора в греческой мифологии считалась богиня Эрида. Она относится к первичным космогоническим силам. Это дочь Никты и внучка Хаоса. ...

Зависимость от любовных чувств

Совсем недавно в обширный список зависимостей добавилась зависимость от любви. По-другому, словом «аддикция» обозначается привычка и пагубное пристрастие к чему-либо. ...

Духи бани


По старинным поверьям в банях всегда существовали полновластные хозяева – банники. Это духи бани, которые строги и бывают опасны...

Машина на ядерном топливе

Появился первый коцепт-кар, работающий на практически безотходном и экологичном ядерном топливе. По замыслу создателей, используемые материалы и техническая начинка автомобиля...

Двуликий Янус

Янус, бог прошлого, настоящего и будущего, дверей, входов, войны и мира и покровитель всех начинаний, был одним из самых главных богов Рима, но его тоже совершенно не знали греки.

Согласно некоторым мифам, он был сыном Аполлона. Он родился в Фессалии, но еще в юности приехал в Италию, где основал город на Тибре, который назвал Яникулум. Здесь к нему присоединился удалившийся в изгнание Сатурн, с которым он великодушно разделил свой трон. Вместе они приобщили к цивилизации дикое население Италии. Люди во времена их правления жили так богато, что эти годы часто потом называли золотым веком.

Первым пришел к ним Сатурн с высот эфирных Олимпа,

Царства лишен своего, устрашен оружием сына.

Он дикарей, что по горным лесам в одиночку скитались,

Слил в единый народ, и законы им дал, и Латинской землею

Назвал, в которой он встарь укрылся надежно.

Век, когда правил Сатурн, золотым именуется ныне.

Вергилий

Януса обычно изображали с двумя лицами, смотревшими в разные стороны, поскольку он хорошо знал не только настоящее, но и прошлое и будущее. Кроме того, его считали символом солнца, которое, поднимаясь, начинает новый день, а опускаясь, завершает его.

Были статуи с одним лицом, причем некоторые изображали старцев с седыми волосами и бородой, другие – юношей. Были и такие скульптуры, где Янус имел три или даже четыре головы.

Я – Янус, старший из владык,

Гляжу назад я и вперед,

Считая, как патрон ворот,

Года, что через них прошли.

Я снегом заношу пути,

Сгоняю птиц с замерзших вод,

Скрываю реки подо льдом

И зажигаю очаги.

Лонгфелло

Начало всякого года, месяца и дня посвящалось Янусу, и в это время на его алтарь приносили специальные жертвы и читали особые молитвы. Он был также покровителем всех дверей и дорог; считалось, что только с его помощью молитвы доходят до ушей богов, поэтому во время всех религиозных церемоний его имя произносилось первым. Его часто изображали с ключами в правой руке и прутиком – в левой. Когда он представлял собой покровителя года, то в одной руке держал цифру 300, а в другой – 65.

Считалось также, что он наблюдает за войной и миром. Янусу было посвящено множество храмов по всей Италии. Один из самых знаменитых его храмов назывался Янус Квадрифронт, поскольку он был квадратным. В каждой стене храма была одна дверь и три окна. Эти отверстия имели символический смысл – двери олицетворяли четыре времени года, а окна – двенадцать месяцев года.

Во времена войны двери храма были широко открыты, ибо люди, искавшие помощи или утешения, стремились в храм и приносили жертвы Янусу; но, когда наступал мир, двери тут же закрывались, поскольку помощь бога была больше не нужна. Впрочем, римляне были таким воинственным народом, что двери храма закрывались всего лишь три раза за семь веков, и то ненадолго.

Празднества в честь Януса проводились в первый день нового года. Один месяц – январь – носил его имя и считался посвященным ему. В первый день этого месяца люди ходили в гости к друзьям и родственникам, желали им добра и дарили подарки – этот римский обычай сохранился до наших дней.

Янус – не единственный среди греческих и римских богов, чье имя было присвоено месяцу или дню недели. По-латыни названия дней недели были такими: dies Solis (день Солнца), dies Lunoe (день Луны), dies Martis (день Марса), dies Mercurii (день Меркурия), dies Jovis (день Юпитера), dies Veneris (день Венеры), dies Saturni (день Сатурна). Эти названия до сих пор используются в законодательных и юридических актах. В Англии дни недели назывались именами соответствующих саксонских богов.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как выглядел древнеримский бог Янус? В римской мифологии Янус – бог входов и выходов, дверей, ворот и всякого начала (первого месяца года, первого дня месяца, начала дня, начала жизни человека). Изображали Януса с ключами, 365 пальцами (по числу дней в году, который он начинал)

Из книги Мифы Греции и Рима автора Гербер Хелен

Глава 16 Янус Двуликий Янус Янус, бог прошлого, настоящего и будущего, дверей, входов, войны и мира и покровитель всех начинаний, был одним из самых главных богов Рима, но его тоже совершенно не знали греки.Согласно некоторым мифам, он был сыном Аполлона. Он родился в

Из книги Том 4. Дионис, Логос, Судьба [Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра] автора Мень Александр

Глава пятнадцатая ДВУЛИКИЙ ФИЛОСОФ Афины, вторая половина V в. Философия Сократа представляет собой единое целое с его жизнью. Гегель В дохристианском мире немного найдется личностей столь обаятельных и своеобразных, как Сократ, сын Софрониска. Трудно сказать, что имело

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Отпирал ключом тяжёлые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, и перед ликами Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну вооружённые солдаты и юноши, впервые взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми, когда заключался мир, то вернувшиеся войска вновь проходили перед статуей бога и храм вновь запирался на ключ".

Как я уже говорил в предыдущей статье, "триумфальная арка - однозначно "женский" символ. Это изображение женского лона". Так что с богом Янусом "неувязочка" происходит: может он вовсе и не бог, а - богиня?

Начнём разбираться...

Прежде всего, точно известно, что под покровительством Януса находились все двери — и частных домов, и храмов богов и ворот городских стен. А теперь вспоминаем изображения Шила-на-гиг, которые рамещались как раз над дверями и домов, и храмов, и ворот.

Пример изображения Шилы над дверями - Стреттонская церковь в Ирландии, 14 век.

Далее. В той же статье Википедии говорится, что на самом деле двуликий Янус состоит не из двух мужских лиц, а только из одного; другое же лицо у него - женское. Напомним, что это божество изображалось с двумя лицами, обращёнными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое — лицо бородатого старца, обращённое в прошлое. Так вот, старец - это Янус, а молодой, безбородый человек - это на самом деле Яна. Янус — это Аполлон , а Диана — Яна , с добавлением Д для благозвучия.

Наконец, само же имя божества родственно латинскому слову janua, которое означает «дверь». "Дверь" - она во всех языках женского рода, и я думаю, не надо объяснять символическую связь дверей с женскими половыми органами, - тут и так всё очевидно.

К тому же, Янус-Яна существовал задолго до учреждения культа Юпитера. Википедия сообщает: "До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата". А что там у нас было до появления культа Юпитера? - Правильно, матриархат с культом Великой Богини.

Учёные предполагают, что раньше имя Янус звучало как «Дианус», образованное от «диа» — dy-eð2 из индоевропейского корня «дей», означающего сияние. В латыни этот корень представлен словами dies («день»), Diovis и Iuppiter.

И здесь следует остановиться на этом имени Diovis (др .-инд . Dyâus , собств . «сияющее , дневное небо », «день »). От этого имени произошли и Зевс, и Юпитер, и другие патриархальные боги. Уж больно похоже это имя на слово "Дэва". Читаем в Википедии: "Дэ́ва , или дэвата (санскр. देव , deva IAST ) — бог, божественное существо в индуизме . Предположительно, слово происходит от праиндоевропейского *deiwos , — прилагательного, которое означает «небесный» или «сияющий» и является вриддхи от корня *diw «светиться» . Женский род дэви «богиня » (PIE *deiwih 2 ). Родственно «дева» также литовское dievas , латышское dievs , прусское deiwas , германское tiwaz и латинское deus («бог») и divus («божественный») , от которого также произошли английские слова divine , deity , французское dieu , испанское dios , итальянское dio , славянское *divъ.

И здесь мы подходим к самому интересному - этимологической связи между словами "дэва" и "дева". По-моему, эти слова однокоренные. Александр Тулупов в своей книге " Род Севера. Русские гиперборейцы" пишет: "Воможно, самым прямым и простым показателем места и роли "женского" в русском родовом сознании есть само русское "дева", архаичное общее с "deva" - ведическая богиня. Но не просто богиня, а именно "солнечная" богиня от санскритского корня "div" - "светлая, блистающая". А некто Сергей Петров написал: "Оба слова происходят от "давать"; дева, я извиняюсь, даёт, и деус, в смысле, бог, даёт". Ну да, у древних славян был Дажьбо́г (Дажбог, др.-рус. Дажьбогъ, церк.-слав. Даждьбог ).

Дажьбог в представлении современного художника . Женственное лицо, длинные волосы, восьмиконечная "звезда Иштар" (или "звезда Богородицы") на груди, руки подняты, как у женских статуэток богинь.

А ещё вспоминаются слова из молитвы "Отче наш": "хлеб наш насущный дай нам на сей день".

Кстати, а вот дословный перевод "Отче наш" с арамейского (взял у val000 в "Отче наш" в переводе с арамейского):

О, Дышащая Жизнь ,
Имя Твоё сияет повсюду!
Высвободи пространство,
Чтобы посадить Твоё присутствие!
Представь в Твоём воображении
Твоё «Я могу» сейчас!
Облеки Твоё желание во всякий свет и форму!
Прорасти через нас хлеб и
Прозрение на каждое мгновение!
Развяжи узлы неудач, связывающие нас,
Как и мы освобождаем канатные верёвки,
которыми мы удерживаем проступки других!
Помоги нам не забывать наш Источник.
Но освободи нас от незрелости не пребывать в Настоящем!
От Тебя возникает всякое
Видение, Сила и Песнь
От собрания до собрания!
Аминь. Пусть наши следующие действия произрастают отсюда.

Как видим, здесь вместо "Отче наш" - "Дышащая Жизнь ". Вспомним, что имя Ева переводится как "Жизнь ". Вспомним и то, что Святой Дух на иврите (‏רוח הקדש‎ ‏‎, Руах hакодеш ), на арабском языке (روح القدس, Ар-рух аль-кудс ) и в прочих семитских языках (Ру́ах ) — женского рода.

Дмитрий Мережковский в своём исследовании "Иисус неизвестный" пишет, что в канонических евангелиях при крещении Иисуса слышится голос с небес : "В день сей Я родил Тебя".
А на родном Иисуса и Матери Его, арамейском языке, где "Дух Святой", Ruach, - женского рода: "Я родила Тебя".
Матерь Небесная, Дух, так говорит в вечности; так же могла бы сказать и матерь земная, Мария, во времени. Здесь уже между двумя Рождествами нет противоречия; жало соблазна вынуто.
"Бог есть Дух" (Ин. 4:24) не может не значить и в устах Самого Иисуса, на арамейском языке: Бог есть не только Он, Отец, но и Она, Мать .
"Матерь Моя - Дух Святой", - скажет, вспоминая о том, что было тотчас после Крещения Сам Иисус, в Евангелии от Евреев, нисколько не менее православном, чем наши канонические Евангелия.

Память арамейского подлинника сохранилась и по-гречески у всех четырёх свидетелей, в наших канонических Евангелиях, где образ Духа - не "голубь", peristeras, а "голубка", peristera. При крещении Иисуса в реке Иордан на Него "снизошёл" Св. Дух в виде голубки .


Голубь Святого Духа в Соборе Святого Петра

Голубь был священной птицей богини Иштар . В Вавилоне слова «голубь» и «рождаться» звучали сходно, этих птиц связывали с рождением.
Это уже забыли православные, но всё ещё помнят еретики.
"Сниди Дух Святой, сниди
Голубица Святая, сниди
Матерь Сокровенная!" -
такова молитва крещения и евхаристии в "Деяниях Фомы". Гностики-офиты также крестились и причащались "во имя Духа-Матери".

Скорее всего, и с Янусом пороизошла такая же "метаморфоза". Очень подозрительна близость Януса и Юноны. Она отождествляется с греческой богиней Герой , в которой видны черты великого женского божества доолимпийского периода. 1 марта проводились празднества в её честь — матроналии . Надо сказать, что Новый год древние римляне прадновали именно 1 марта. И только в 46 г. до Р. Х. император Юлий Цезарь ввёл новый календарь - тот, который используется по сей день, и тогда Новый год переместился на 1 января. Стало быть, новогодняя "связка" с январём - дело довольно-таки позднее, эпохи имперского Рима, а раньше всё было не так.

Тема достаточно интересная, и я, может быть, ещё к ней вернусь. Кажется, здесь дело касается не одного только Януса. Скорее всего, и другие "мужские" боги появились точно таким же образом. Сначала было женское божество, допустим, Либера. Затем к нему добавлялось мужское имя - Либер - и какое-то время божество было двуполое: Либер-Либера. И, наконец, женское имя упразднялось и оставалось лишь одно имя мужское.

Очевидно, сначала существовала Дева, затем появилось двуполое божество Дьяус-Дева, и, наконец, остался лишь Дьяус, а Дева была демонизирована (В Младшей Авесте дэвы предстают как злые духи, порождения Ангра Маинью , олицетворяющие всевозможные пороки и стремящиеся навредить человеку и другим благим творениям).

Наверно и Яхве таким же образом внедрился в матриархальный культ (

Мифы и предания Древнего Рима Лазарчук Дина Андреевна

Янус

Происхождение бога Януса, который не почитался нигде, кроме Рима, вероятно, очень древнее. В ранних текстах Януса называли «богом богов» и «добрым создателем», что, возможно, является отголоском мифа о Янусе как творце всего мира. Во времена более поздние Януса видели уже не демиургом, а божеством дверей, входа и выхода, но он оставался одним из наиболее чтимых римских богов.

Имя его, по всей видимости, происходит от слова ianua - «дверь», хотя Цицерон связывал его с глаголом inire - «наступать», Овидий же возводил имя «Янус» к «Хаосу», из которого тот якобы и появился в момент сотворения мира. В древности, говорят, Янус жил на месте Рима на холме Яникуле.

Так как Янус был богом дверей, храм его, построенный по преданию Нумой Помпилием в северной части римского форума, представлял собой двойную, с крышей и стенами, арку. Это были символические ворота римского государства, в центре которых, внутри, возвышалось изображение Януса.

Храм Януса служил показателем войны и мира в Риме: когда начиналась война, царь или консул отпирал храм и через эти ворота, перед ликами бога, проходили отправлявшиеся в поход римские воины. На время войны ворота оставались открытыми и запирались только тогда, когда во всем государстве наступал мир. Отсюда, по всей видимости, некая связь Януса с Квирином, сабинским богом войны. По крайней мере, храм-ворота Нума Помпилий посвятил, по преданию, божеству Янусу Квирину, так же именуют его в торжественной формуле объявления войны жрецы-фециалы.

Будучи богом входа, Янус считался в Риме покровителем любого начала. Римляне говорили: «В руках Януса - начало, в руках Юпитера - все». При обращении к богам первым провозглашалось имя Януса. В честь него назывался первый месяц двенадцатимесячного года, январь - januaris, ему посвящался сам праздник нового года - январские календы, когда в жертву Янусу приносили белого быка. Любые календы, то есть первый день месяца, также были посвящены Янусу, как и утренние часы каждого дня. Постепенно Януса стали почитать как божество, управляющее движением года и времени вообще. На некоторых его изображениях на пальцах рук Януса начертано разбитое надвое римское число CCCLXV (на правой CCC, на левой - LXV), то есть 365 - по количеству дней в году.

Вдобавок Януса полагали божественным привратником, именуя его Замыкающим и Отворяющим, так как утром он открывал небесные врата и выпускал на небосвод солнце, а на ночь запирал его обратно. Поэтому Януса изображают с ключом в одной руке и посохом в другой.

Но самый известный внешний атрибут Януса - его двуликость, причем лица Януса смотрят в противоположные стороны. Черту эту объясняли тем, что двери тоже ведут как наружу, так и внутрь, а еще тем, что Янус смотрит одновременно в прошлое и в будущее.

Несмотря на то что Янус был одним из наиболее уважаемых государством богов, в народе культ Януса не получил широкого распространения. Однако простые люди считали Януса также покровителем дорог и путников, а римские мореходы подносили ему дары, так как верили, что именно он научил людей строить первые корабли.

Некоторые говорят, что Янус был женат на нимфе Ютурне, сестре рутульского царя Турна, имевшей свой источник близ реки Нумиция. Ютурна родила ему сына Фонта, бога родников.

Танец под музыку времени. Художник Н. Пуссен

Рассказывают также историю о Янусе и нимфе Карне, в которую он был влюблен. Карна избегала общества мужчин, предпочитая охотиться с дротиками на зверей и птиц. Много юношей искали ее любви, и самым настырным она говорила, что при свете солнца ей стыдно ответить их просьбам, но предлагала пройти в темную пещеру, где обещала ласки. Сама же, вместе того чтобы идти за ними, пряталась в густом кустарнике.

Так же отвечала Карна и влюбленному Янусу, но забыла, что у Януса два лица и он спиной видит, куда она спряталась. В зарослях под самой скалой Янус настиг нимфу и, уже обнимая, пообещал взамен утраченной девственности сделать ее богиней дверных петель и подарил ветку белого терновника, которым отвращали от дверей дома несчастья.

Однажды Карна спасла от ночных птиц, питавшихся кровью и внутренностями младенцев, пятидневного Проку, будущего царя Альбы-Лонги. Окропив водой порог и пожертвовав птицам свиные потроха, Карна оставила на окне царского дома белую ветку Януса, и больше ночные птицы не трогали младенца. С тех пор Карну почитали как защитницу детей и хранительницу внутренних органов человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Янус Происхождение бога Януса, который не почитался нигде, кроме Рима, вероятно, очень древнее. В ранних текстах Януса называли «богом богов» и «добрым создателем», что, возможно, является отголоском мифа о Янусе как творце всего мира. Во времена более поздние Януса видели

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Двуликий Янус истории Пропагандистский эффект союза власти земной и небесной люди понимали всегда. Вождь и шаман, фараон и жрецы, короли и церковь. Сделай послушной душу подданного – и его тело легче и готовнее подчинится твоим приказам.Кого власть – того и вера.А теперь

Из книги Убийство императора. Александр II и тайная Россия автора Радзинский Эдвард

Двуликий Янус У Достоевского есть описание, как фельдъегеря возили царскую почту.Ямщик сидит на облучке, песней заливается, а фельдъегерь его сзади – кулаком по затылку – хрясть, и побыстрее побежала тройка. А фельдъегерь, будто разум у него выбивая, кулаком – бац! бац! И

Из книги Исторические шахматы Украины автора Каревин Александр Семёнович

Двуликий Янус украинофильства Владимир Антонович Нельзя сказать, что имя этого деятеля сегодня в Украине неизвестно. Его чтут, о нем говорят, пишут статьи и книги, переиздают его сочинения. Но в число главнейших кумиров современного украинства он не включен. Подлинное