Алфавитный указатель имен - именины. Как выбрать имя ребенку по церковному календарю Православный месяцеслов женские

Имени́ны – день памяти , чьё было дано человеку при . Каждый день посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в .
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для , ёмкость для и ; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Рождение нового члена семьи всегда заставляет родителей теряться в сомнениях, как же назвать своё чадо. Как правило, люди выбирают имена, которые им симпатичны либо нарекают ребёнка в честь кого-то из родственников/знаменитых людей.

Подобные действия непозволительны для православных верующих, так как они выбирают для малыша имена по Святцам. Что такое Святцы и как подобрать по ним имя для новорожденного – об этом будем говорить в данном материале.

Святцы (или церковный месяцеслов) – это церковное издание, включающее в себя перечень всех святых личностей и дней почтения их памяти. Порой Святцы содержат также некоторые религиозные тексты.

В православном месяцеслове предлагается много имён мужских и женских. Некоторые из них являются устаревшими, а другие – активно применяются по сегодняшний день.

Православные Святцы предлагают имена праведников различного чина, например:

  • пророков;
  • апостолов;
  • блаженных;
  • святых мучеников;
  • юродивых;
  • преподобных.

Важный нюанс. Имя играет очень важную роль в жизни своего владельца. Оно не просто персонализирует человека, но и предоставляет обзор его характерных свойств в краткой форме.

Поэтому все имена имеют свои значения. К примеру, имя обозначает «первый человек; тот, кто стал прародителем человечества». А значит «женщина, которая даёт жизнь».

Когда христианство стало популярной мировой религией, начали использоваться израильские варианты имён. Если вы прочтёте Библию, то обнаружите, что сам Господь раздавал людям разные имена с их характеристиками. К примеру, значение имени Симон «услышанный Всевышним». Или имя Пётр значит «камень».

В православной традиции положено брать церковное имя из Святцев после проведения ритуала Крещения (даже если это действо происходило не в детстве, а уже во взрослом возрасте).

Почему нужно нарекать чадо по церковному календарю

Православные верят, что давая новорожденному имя святого человека, они тем самым обеспечивают ребёнку его постоянную поддержку. Этот святой станет небесным покровителем, который на протяжение всей жизни будет оберегать своего подопечного от различных несчастий, невзгод и трудностей.

А также будет незримо вести его к свету, посылать различные знаки, которые помогут ему выйти на верную дорогу, защитит от множества ошибок.

Как сделать правильный выбор имени по Святцам

Многие люди путаются в понятиях «день рождения» и «именины», не видят между ними разницы. В действительности она есть и очень значимая:

  • день рождения – это дата, когда человек появился на свет;
  • именины – день почитания памяти той святой личности, имя которой носит индивид.

Иначе именины ещё называются «днём ангела» или «тезоименитством». В более давние времена обычно совпадал день рождения с днём именин, но сейчас ситуация кардинально поменялась. Хотя некоторые люди до сих пор празднуют два события в один и тот же день.

«Как назвать ребёнка по церковному календарю?» — вопрос достаточно сложный, ведь в нём предложено порядка 1700 разных имяреков. И немало из них давным-давно устарели, в современном мире они будут выглядеть смешно и нелепо. Например, такие варианты, как Мнасен, Попий либо Курдува.

Поэтому, чтобы не прогадать, придерживайтесь приведённых ниже рекомендаций:

  1. При выборе имён по Святцам для мальчиков и девочек, прежде всего, ориентируются на дату рождения малыша. А затем смотрят, какие имяреки предлагаются на эту конкретную дату в церковном месяцеслове. Например, девочку, родившуюся 18 января можно назвать Евгенией, Полиной или Татьяной. Но в другие даты предлагается только одно имя, как, допустим, малышку, рождённую 16 января, нарекают по Святцам Ириной.
  2. В случае, если у вас появился на свет мальчик, а Святцы на эту дату располагают только женскими именами, допускается просматривать варианты на несколько дней вперёд. Православные священники разрешают действовать также, если даже вам просто не нравятся предложенные имена.
  3. Будьте очень внимательны в выборе церковного имени, ведь в будущем его уже нельзя будет изменить (в отличие от обычного, мирского). В качестве исключения из правил можно назвать только случаи, когда человек меняет вероисповедание либо получает монашеский постриг.
  4. В последнее время стала популярной тенденция называть ребёнка двойными именами: первое из них – является мирским, а второе – церковным. Батюшки совсем не запрещают этого, но дают совет, чтобы оба имени были как можно более близкими по звучанию.
  5. В случае, если память святой личности, в день которой родился ваш ребёнок, чтится всего несколько дней в году, тогда за день ангела берутся ближайшие именины после дня рождения.

Варианты имён по церковному календарю

Святцы женские имена

Родители девочек испытывают больше трудностей с выбором имени, чем родители мальчиков. Ведь хочется назвать свою малышку красиво, чтобы в будущем она не испытывала проблем в социуме. Очень часто будущая мама ещё с юности придумала несколько благозвучных вариантов имён, которыми мечтает наречь свою доченьку.

Но Святцы женские могут предложить совершенно иное имя, не факт, что оно понравится вам, может вообще вызовет крайне неприятные эмоции. Что же делать в подобном случае?

На самом деле проблемы как таковой здесь нет: выбирайте для дочки 2 имени, одно из которых станет паспортным, бытовым, а второе – будет использоваться только для духовной жизни. Даже священнослужители говорят о том, что многие великие святые имели по несколько имён: первое получали при рождении, а вторым их нарекали при совершении таинства крещения.

В качестве примера приведём князя Владимира Великого, который после посвящения в христианскую веру, стал Василием. Поэтому не стоит сильно переживать из-за выбора крестильного имени для девочки по Святцам.

Просто учтите такие моменты:

  1. Можно назвать дочку именем святой заступницы, которую вспоминают непосредственно в день рождения девочки.
  2. Также допускаются имяреки тех святых, кого вспоминают на 8 и 40 сутки с момента появления на свет.

Откуда взялись числа 8 и 40? Здесь есть вполне логичное объяснение: по христианским традициям, 8 день – известен как «день наречения». Тогда положено выбирать имя для новорожденного члена семьи.

А ещё православные верят, что на протяжении первых 40 суток после родов и новоиспечённая мама, и малыш, очень уязвимы, так как отсутствует защита свыше. А вот к 40 дню они должны отправляться в церковь, где и будет проведён ритуал крещения с последующим причислением к ребёнку конкретной святой личности.

Имена женские по церковному именослову по месяцам: примеры

В процессе подбора правильных православных женских имён согласно Святцев, важно также знать их точное значение. Ведь в основной своей массе выдающиеся церковнослужители относились к мужскому полу, а известных представительниц слабого пола в православии было не так много.

Можно ориентироваться на наиболее подходящие имена женские в зависимости от месяца появления на свет. Предлагаю ниже изучить календарь женских имён по дате рождения по месяцу.

  • Для январских девочек рекомендованы такие имена: Анастасии и Юлии . – вариант простого и довольно благозвучного имени, которое сочетает в себе надёжность и лёгкость одновременно. А – обещает быть неугомонной, очень общительной особой, которая не станет довольствоваться тем, что имеет, устремляясь к покорению всё новых и новых вершин.
  • Февральские именинницы решительны и удачливы, им по Святцам подходят имена Инны, Софии, Василисы и Марины .
  • Мартовские Елены, Натальи, Нины, и Надежды имеют богатую фантазию, отличаются душевностью, а также огромной внутренней силой.
  • Родившаяся в апреле , или станет невероятно целеустремлённой особой, которая обладает завидным энергетическим потенциалом.
  • Тем же девочкам, которые рождаются в мае, по православному месяцеслову рекомендовано давать имена Аллы, Тамары, Марии и Зои . Энергетика перечисленных имён способствует избавлению от таких отрицательных качеств характера как упрямство, нетерпение. Плюс сделает своих обладательниц большими оптимистками, которые не теряют внутренней гармонии ни при каких внешних обстоятельствах.
  • Родившимся в июне подходят имена Анны, Валерии и Акулины . Такие именинницы вырастут невероятно решительными, смелыми, смогут найти решение даже в самых затруднительных ситуациях.
  • Июльские малышки по церковному календарю должны нарекаться Еленами, Маргаритами и Ангелинами . Им присуща большая чувственность, доброта и впечатлительность, а ещё – решимость и упрямство в достижении поставленных целей.
  • Августовские девочки получают имена Светланы, Ульяны и Кристины . По натуре они выступают маленькими лидерами, очень свободолюбивы, имеют развитый интеллект, большую проницательность, многого в жизни добиваются своими силами.
  • Родившаяся в сентябре , и отличается целеустремлённостью, исполнительностью и миролюбивым характером.
  • Именинниц октября желательно нарекать Златами, Марианнами, Иринами и Таисиями . Такие девочки умеют контролировать свои эмоции, имеют светлый ум и невероятную моральную устойчивость.
  • Для появившихся на свет в ноябре подходят имена Анастасии, Неониллы, Алёны, и Натальи , которые добавят своим владелицам большей решимости, целеустремлённости. А благодаря перечисленным качествам они смогут добиваться значительного жизненного успеха.
  • Декабрьские девочки очень честные, спокойные, но прямолинейные. Им подойдёт имя Марины, Екатерины или Анфисы .

Святцы мужские имена

Сильный пол находится в лучшем положении, так как мужские имена по церковному календарю более многочисленны и разнообразны, чем женские. Соответственно, назвать мальчика не составит особого труда. К тому же следует учесть, что в году часто есть несколько дат памяти одного и того же святого.

Когда родители используют мужские Святцы, выбирая оттуда имя для новорожденного наследника, то хотят, чтобы избранный святой всячески оберегал чадо от любых проблем. А также вырабатывал в малыше типично мужские качества характера: смелость, решительность, умение брать ответственность и так далее.

Вы можете обратиться за помощью с выбором непосредственно к священнослужителю, который будет выполнять таинство Крещения либо подобрать имя самостоятельно по Святцам.

Также в христианстве есть имена, используемые по конкретным месяцам года. Обратите внимание на них, это также существенно упростит выбор.

  • Январским мальчикам по церковному месяцеслову подходят имена Ильи и Григория .
  • Именинники февраля будут чувствовать себя комфортно, если их назовут Юлием, Владимиром, Георгием или Иваном .
  • Тем малышам, которые появились на свет в марте, по Святцам больше всего подходят имена Ивана и Кирилла .
  • Для мальчиков, родившихся в апреле, стоит остановить свой выбор на следующих имяреках: Сергея и Василия .
  • Майским малышам, по мнению священнослужителей, больше всего подходят имена Григория и Никиты .
  • Имена Дмитрия и Павла чаще всего даются малышам, появившимся на свет в июне.
  • Для июльских именинников подойдут варианты имяреков и .
  • Увидавших белый свет в самом последнем летнем месяце, нарекают Антонами либо Макарами .
  • Мальчиков сентября стоит называть Степанами и Андреями .
  • Для именинников октября наиболее удачными станут имена Михаила и Родиона .
  • А ноябрьские мальчики часто по церковному месяцеслову становятся Георгиями и Леонидами .
  • Декабрю лучше всего подходят мужские имена Романа и Матвея .

Конечно, перечисленные выше имена для мальчиков и девочек выступают только примерными образцами рекомендованных церковью. А более точно назвать малыша вы сможете, если откроете Святцы на конкретное число любого месяца. Или при желании можно попросить помочь священника предложить наиболее приемлемые варианты имяреков.

После крещения Руси православные христиане стали проводить обряд крещения младенцев, даруя им имена православных святых, признанных таковыми церковью. Так были составлены святцы. В них были записаны имена святых и мучеников, дата почитания их памяти и краткое значение имени. Теперь наречение новорожденного зависело от того, в какой из православных календарных дней он родился.

По традициям Древней Руси ребенка должны были окрестить на восьмые сутки после рождения. За это время крохе подбирали имя по церковному календарю. Если день рождения выпадал на "пустой" день (когда не праздновали именины никакого святого) или имя по святцам было неблагозвучным, церковники предлагали имена святых последующих трех дней. Так завещал и Феофан Затворник, добавляя возможность называния ребенка именем тех святых, именины которых праздновались в промежуток между "телесным" рождением и крещением.

Православный месяцеслов (или православный календарь имен, или святцы) формировался несколько веков подряд и продолжает активно пополняться по сей день. Традиция церковного наречения новорожденного характерна для России. Религия в сознании наших людей всегда имела место, даже в атеистические советские времена. Да и почему бы не подарить ребенку имя-оберег? Ведь именно так поступали наши предки, именно так именуют своих детей индейские племена, верующие в предначертание судьбы и живущие в полном единении с природой. Подкупает и логичность называния детей именами святых, родившихся в одно с ними время. Да и при не надо будет изменять мирскую форму имени.

В общем, плюсов очень много. Однако многие видят и недостатки в назывании детей по церковному календарю. Утверждают, что православный именослов очень однообразен. Это не совсем так. Просто некоторые из устаревших форм имен не совсем подходят для современных реалий, и жить с подобным именем ребенку будет затруднительно.

Традиция наречения новорожденного по православному календарю возрождается, однако не все родители понимают ее суть правильно. Вера в последнее время порой становится веянием моды, а не истинным чувством. Ребенка называют теми самыми "неблагозвучными" именами по святцам, дабы выделить его из толпы. Следовательно, ребенок получает имя, наречения которым так пытались избежать в древности.

Православные традиции — часть нашей жизни, ведь недаром слова "наречь", "назвать" и "окрестить" воспринимаются нами как синонимы. Если же родители выбирают своему крохе имя, не обозначенное в месяцеслове (православном календаре), церковные служители могут выбрать имя, созвучное с мирским, или подобрать его по дню крещения. Так, случалось, что Дарья по церковной традиции крестилась как Евдокия, а Алиса — как Александра. В любом случае православный христианин должен иметь как мирское имя, так и церковное — то, с которым он предстанет перед Богом.

При в согласии с православными традициями необходимо иметь под рукой календарь именин (основных дней почитания святых) на год рождения вашего малыша. В нем можно найти список имен наиболее весомых, почитаемых в православии святых с индивидуальным разграничением именин и значением. Есть также в православии следующий список святых, именами которых можно называть детей: Тимофей, Вонифактий, Игнатий, Филогения, Леонтий, Никита, Филарет, Макарий, Феоктист, Клавдия, Анисия, Феодор и Феодора, Мелания, Кесария, Архип, Андроник, Михей, Антоний, Василиса, Пахомий, Арсений, Макар, Савва, Анания, Никифор, София, Мстислава и др.

Именины — это день почитания святого, в честь которого назван ребенок. В древности именины праздновали "всем миром", не придавая мирскому дню рождения человека подобного величавого значения. Поскольку в современном православном календаре очень много святых и мучеников с одинаковыми именами, принято разграничивать празднование именин святых с идентичным именем. Например, именины Михаила следует отмечать по дате, ближайшей к дате "телесного" рождения. Точно так же выбирают и имя малышу.

Сегодня некоторые из нас не понимают сути понятия "именины" и отмечают их круглый год, как только увидят в календаре имя святого. Но это неправильно. Именины, как и день рождения, у человека одни. Каждый из нас празднует только те именины, которые почитают того святого, в честь которого даровано имя. Остальные святые не имеют никакого отношения к празднованию именин. Пример: именины святого Александра встречаются в православном календаре более десяти раз. Но человек празднует именины того святого или мученика, в день которого он родился (телесно и духовно). Остальные Александры к нему не имеют отношения.

Кроме того, церковь различает понятия "святого покровителя" и "ангела-хранителя". В первом случае мы говорим о святом, именем которого был крещен ребенок. Этот святой становится небесным покровителем малыша и защитником всей его жизни. А вот ангел-хранитель даруется новорожденному при появлении на свет, при, так сказать, телесном рождении. Бог дает ангела-хранителя всем, независимо от того, крестился ли человек.

Интересно, что люди, родившиеся при советской власти, умудрялись получать церковные имена и даже креститься. Чаще обычного таинство крещения проводилось дома или в отдаленных районах у родственников. Священник приходил на дом в частном порядке и крестил ребенка в согласии со святцами, составленными достаточно давно. Сейчас в России свобода выбора религии и называния детей, однако традиции поколений все же сильны, поэтому придерживаться христианских принципов не помешает. Это позволит вам сделать правильный выбор не только имени для ребенка, но и его будущей судьбы.

Традиция нарекать ребенка в честь святого идет из глубины веков — на Руси она появилась после принятия Православия. Считалось, что человек, который носит имя святого, имеет с ним тесную связь и даже перенимает часть его благих качеств и силы. Более того, родители, давая ребенку имя в честь могущественного святого, рассчитывают на то, что этот святой на всем жизненном пути малыша будет оберегать его от темных сил зла, будет его ангелом-хранителем. Имя в честь того или иного канонизированного святого выбиралось родителями или священнослужителем по Святцам, или Месяцеслову — списку имен канонизированных святых, составленному по месяцам и датам. В Святцах, или в Православном церковном календаре, каждая дата является церковным праздником, либо днем памяти святого. Практически каждый день в году является днем памяти хотя бы одного святого, а в некоторых случаях их может приходиться на одну и ту же дату до нескольких десятков. Одному и тому же имени в православном церковном календаре соответствует сразу несколько дат — в эти дни человек, нареченный в честь святого, празднует свои именины.

Имена по святцам в церковном календаре

Церковный календарь — неисчерпаемый источник имен даже для современных родителей, которые не всегда являются истинно верующими и соблюдающими все традиции христианами. Дело в том, что в списке имен святых в настоящее время состоит более 1000 имен самого различного происхождения. Среди них есть имена славянского и греческого происхождения, латинские и древнееврейские имена. Множество имен из Святцев в настоящее время являются анахронизмом, однако в последние годы наметилась тенденция — называть ребенка редким, мало используемым именем. В том случае, если родители хотят выбрать для ребенка редкое и необычное имя, Святцы — прекрасный источник вдохновения.

Как правильно выбрать имя ребенку по Святцам?

По правилам, родители выбирают имя для ребенка по Святцам, исходя из даты его рождения. Чаще всего смотрят на то, какие именно святые поминаются в день рождения ребенка, однако допустим выбор имени среди имен святых, чья память празднуется на восьмой день от рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что в древности именно на восьмой день устраивали праздник имянаречения ребенка. Если не нашлось подходящих имен, которые приходятся на день рождения ребенка, а также на восьмой день от дня его рождения, то допустим выбор имени из тех, которые приходятся на сороковой день от дня рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что именно на сороковой день ребенка приносили в храм для крещения. В виде исключения ребенка можно называть в честь особенно почитаемого в семье святого.

В Святцах мужских имен значительно больше, чем женских. Поэтому девочек можно называть в честь мужчины-святого, если существует употребляемый аналог мужского имени в женском варианте: так, если на дату рождения девочки приходится день памяти Святого Евгения (Виктора, Александра, Анастасия, Аполлинария), то ее допустимо назвать Евгенией (Викторией, Александрой, Анастасией, Полиной) в честь святого-мужчины, выбрав его покровителем для ребенка.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Используя православный календарь имен девочек по месяцам можно наречь ребенка не только по дате рождения, но также и по месяцам, однако при этом следует обращать внимание на то, как оно будет гармонично звучать вместе с фамилией и отчеством, ведь ребенок нарекается лишь раз и с вашим выбором ему придется мириться всю жизнь.

Наиболее важной задачей является таки сам подбор имени для малышки, ведь так хочется, чтобы оно было не только благозвучным и красивым, но также и оригинальным, удачно выделяясь на фоне остальных. Родители могут выбрать имя для девочки по месяцу рождения, и тем самым на всю жизнь сформировать ее судьбу одаривая дитя определенными чертами характера.

Наиболее простым выходом из этого положения является наречь дитя в честь покровителя, в день его памяти согласно Месяцеслову. Но следует помнить, что существенную роль играют те имена, которые будут в полной мере подходить знаку зодиака младенца.

Ниже приведены несколько примеров того, как можно назвать девочку в зависимости от времени года и значение некоторых имен.

Как назвать девочку родившуюся зимой

От природы малыши, рожденные в зимний период наделены упрямым характером и стойкостью духа, именно поэтому называть их нужно наиболее ласково, мягко, что бы имя имело мелодичное звучание, благодаря чему малышка обретет нежность и терпеливость.

Церковные имена для девочек по месяцам зимы:

    Значение некоторых женских имен:
  • Зоя – обладает спокойным и сдержанным нравом, она способна найти общий язык с разными людьми, как бы находя к каждому из них особенный подход, и при всем при этом они наделены поразительной интуицией.
  • Анна – изысканная, утонченная и благородная девушка, в большинстве случаев имеют кроткую натуру, наделены нежностью, а также они имеют сильную привязанность к окружающим их родным и близким людям. Ани, преданные девушки и жены, хорошие хозяйки и любящие матери, вместе с тем они не могут стерпеть обмана и предательства и всегда выбирают правду, какой бы она не была.
  • Нина – в действительности имеют королевский темперамент, основные черты которого это горделивость, амбициозность, ответственность, а также они всегда претензионные. Такие малышки очень любознательны и увлеченно познают окружающий мир в любых его проявлениях.

Православные имена девочек по месяцам весны

Те малышки, которые появились на свет в период весны, имеют мягкий характер и стремление к самопознанию из этого следует, что прежде чем нарекать ребенка сначала необходимо учесть особенности его натуры и подобрать именно то, которое будет звучать, не просто красиво, а будет поддерживать и даже увеличивать стремление малышки.

Поэтому таких девочек обычно называют следующими именами:

    Значение имен:
  • Тамара – необычная и эффектная натура, которые обычно стремятся себя реализовать в таких профессиях как певица, актриса или же просто в медийной сфере.
  • Руслана – такие девочки имеет поразительную жизненную энергию, которая в свою очередь может передаваться любому, кто находится в их окружении. Такой ребенок способен приятно удивлять окружающих его людей упорством и оптимизмом (в особенности, когда дело заходит о работе или карьерных достижений).
  • Кристина – жизнелюбивый, открытый и честный человечек, наполняющий любое место где бы он не находился положительной энергетикой и заразительным позитивом.
  • Александра – эти девушки, как правило, имеют ярко выраженное чувство справедливости и защиты, готовые в любую минуту отправиться на помощь тем, кто в этом нуждается. В таких натурах ярко выражены лидерские качества, а также потребность в командовании, которые наряду с этим граничат с трудолюбивостью и честностью.
  • Ирина – живая, общительная и чистосердечная девочка, способная трезво оценить реальность происходящего, то есть такой ребенок всегда сможет получить, то что он захочет, придя к соглашению в том что ему необходимо.

Имена девочек по православному календарю по месяцам лета

Малыши, чья дата рождения приходится на летний период характеризуются повышенной эмоциональностью, поэтому нарекание должно быть как можно проще и лаконичнее, а именно:

Июнь Кира, Антонина, Марфа, Анна, Светлана, Кристина, Елена, Софья, Феодора, Нелли, Ефросинья, Феодосия, Ульяна, Алена, Клавдия, Мария, Валерия, Акулина, Фекла, Калерия, Валентина, Юлия.
Июль Ирина, Зоя, Пелагея, Ирина, Инна, Ирина, Агриппина, Ульяна, Тамара, Ефросинья, Ангелина, Жанна, Марфа, Юлианна, Евдокия, Анна, Марина, Римма, Елена, Маргарита, Мария, Ольга, Валентина, Юлия, Сара, Алевтина, Ефимия, Анастасия.
Август Сергия, Евдокия, Нонна, Мария, Сусанна, Конкордия, Анита, Светлана, Магдалина, Милена, Анна, Кристина, Серафима, Прасковья, Валентина, Ульяна, Сусанна, Конкордия, Анита, Олимпиада, Олеся
    Значение некоторых имен:
  • Елена – сдержанный и спокойный ребенок с постоянно возрастающим чувством помощи и сочувствия к окружающим, чем и поражает всех потребностью в отстаивании справедливости;
  • Жанна – капризная и упорная девочка, у которой по любому поводу найдется свое мнение. Такой ребенок не в состоянии мириться с лицемерием, ложью и сплетнями, он всегда говорит лишь то, что думает. К тому же эти такие барышни являются верными супругу, замечательными хозяйками и хорошими работниками;
  • Юлия – это имя несет в себе мягкость и благозвучность, тем самым одаривая свою владелицу задатками лидера и помогая открыть в себе творческие способности.
  • Светлана – малышки одарены нежными и добрыми чертами характера, в которых если правильно приложить усилия со временем может открыться удивительный талант руководителя или вышестоящего начальника. Стоит отметить, что такие малыши отличаются ярко выраженной натурой с хорошо развитыми умственными способностями, которые к тому же придают особого значения аккуратности и чистоплотности.

Имена для девочек родившихся осенью

Осенние же детки представляют собой творческие, артистичные, самостоятельные натуры, наделенные потрясающей фантазией. И так как они мечтательны, то и нарекать их нужно более твердыми именами:

Как назвать девочку, которая родилась в осенние месяцы:

    Значение имен:
  • Надежда обладает жестким и непреклонным характером за счет, которого еще с детских лет проявляется предприимчивость и рассудительность. Эти девушки становятся хорошими женами, хозяйками, любящими матерями, а также проявляют трудолюбивость по отношению к карьере.
  • Виктория – это нарекание говорит само за себя «победа» во всем и всегда. Такие малышки имеют непоколебимую натуру, не терпят неудач и отличаются активностью и игривостью. Также эти девочки очень общительные и любят заводить много друзей и знакомых.
  • Таисия – ребенок, который способен при различных обстоятельствах найти компромиссные решения и вне зависимости от сложившейся ситуации она твердо идут на жизненном пути.
  • Вероника – честная и умная, добрая, внимательная и способная унять в себе чрезмерную пугливость, а также тягу к суждениям по установленным стандартам.

Пусть хранит Вас Господь!