Степун Ф.А. Мысли о России

] Составление, вступительная статья, примечания и библиография В.К. Кантора.
(Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. - Приложение к журналу «Вопросы философии». Серия «Из истории отечественной философской мысли»)
Скан, обработка, формат Djv: Dark_Ambient, 2011

  • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
    В.К. Кантор. Ф.А. Степун: русский философ в эпоху безумия Разума (3).
    ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
    Предисловие (37).
    Немецкий романтизм и русское славянофильство (38).
    Трагедия творчества (58).
    Трагедия мистического сознания (73).
    Жизнь и творчество (89).
    Освальд Шпенглер и «Закат Европы» (127).
    ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕАТРА
    Природа актерской души (150).
    Основные типы актерского творчества (171).
    Театр будущего (186).
    МЫСЛИ О РОССИИ
    Очерк I (201).
    Очерк II (208).
    Очерк III (219).
    Очерк IV (234).
    Очерк V (258).
    Очерк VI (275).
    Очерк VII (295).
    Очерк VIII (315).
    Очерк IX (336).
    Очерк X (352).
    Религиозный смысл революции (377).
    Христианство и политика (399).
    НОВОГРАДСКИЙ ЦИКЛ
    Путь творческой революции (425).
    Задачи эмиграции (434).
    О человеке «Нового града» (443).
    Еще о «человеке Нового града» (453).
    Идеи и жизнь (460).
    Любовь по Марксу (471).
    Германия «проснулась» (482).
    Идея России и формы ее раскрытия (496).
    Пореволюционное сознание и задача эмигрантской литературы (504).
    Чаемая Россия (515).
    О свободе (534).
    БОЛЬШЕВИЗМ И ХРИСТИАНСКАЯ ЭКЗИСТЕНЦИЯ
    Борьба либеральной и тоталитарной демократии вокруг понятия истины (557).
    Россия между Европой и Азией (565).
    Дух, лицо и стиль русской культуры (583).
    Москва - третий Рим (596).
    Пролетарская революция и революционный орден русской интеллигенции (612).
    «Бесы» и большевистская революция (627).
    ВСТРЕЧИ
    Миросозерцание Достоевского (643).
    Религиозная трагедия Льва Толстого (661).
    Иван Бунин (680).
    По поводу «Митиной любви» (691).
    Памяти Андрея Белого (704).
    Вячеслав Иванов (722).
    Борису Константиновичу Зайцеву - к его восьмидесятилетию (735).
    Г.П. Федотов (747).
    Б.Л. Пастернак (762).
    Художник свободной России (776).
    В последний раз (780).
    Вера и знание в философии С.Л. Франка (786).
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    1. Ранние статьи (791).
    От редакции (791).
    «Логос» (800).
    К феноменологии ландшафта (804).
    Открытое письмо Андрею Белому по поводу статьи «Круговое движение» (807).
    О некоторых отрицательных сторонах современной литературы (816).
    Прошлое и будущее славянофильства (825).
    О «Бесах» Достоевского и письмах Максима Горького (837).
    2. Статьи 20-30-х годов (849).
    По поводу письма Н.А. Бердяеву (849).
    Об общественно-политических путях «Пути» (860).
    Германия (865).
    Письмо из Германии (Формы немецкого советофильства) (874).
    Письма из Германии (Национал-социалисты) (885).
    Письма из Германии (Вокруг выборов президента республики) (903).
    3. Последние тексты (920).
    Искусство и современность (920).
    Памяти Пастернака (926).
    Ревность (930).
    О будущем возрождении России (939).
    Нация и национализм (940).
    Примечания (947).
    Библиография Федора Степуна (975).
    Именной указатель (986).

Аннотация издательства: Сборник содержит философские, культурно-исторические и публицистические работы выдающегося русского философа, творившего (говоря его же словами) в эпоху «безумия разума», - Федора Августовича Степуна (1884-1965). Ф.А. Степун - один из основателей знаменитого журнала «Логос», вторую половину жизни проведший в эмиграции. Философ-неокантианец волею истории оказался в центре философских и политических катаклизмов. Понимая российскую катастрофу как часть общеевропейской, он пытался понять пути выхода из этого глобального кризиса. Большевизм и фашизм он трактовал как победу иррационализма. Основная его проблема в 20-30-е годы это поиск метафизических оснований демократии. Эти основания он увидел в Божественном утверждении свободного человека как религиозного смысла истории, в христианстве, понятом им в духе рационализма. Современники ставили его в ряд с такими западными философами как Пауль Тиллих, Мартин Бубер, Романо Гвардини и др. Книга избранных философско-публицистических сочинений мыслителя на его родине в таком объеме издается впервые.

СТЕПУН, ФЕДОР АВГУСТОВИЧ (1884–1965),русский философ, литератор. Родился 19 февраля (2 марта) 1884 в Москве в семье фабриканта. Изучал философию в Гейдельбергском университете (1902–1909). Научным руководителем его был В.Виндельбанд. В 1910 защитил докторскую диссертацию о философии истории Вл.С.Соловьева. В 1910–1914 входил в редакционный совет журнала «Логос», выступал в роли литературного и театрального критика, следуя принципам эстетики символизма. Участвовал в Первой мировой войне. Военный опыт нашел отражение в книге Степуна Записки прапорщика-артиллериста (1918). В политическом плане был близок к эсерам и после Февральской революции стал депутатом Всероссийского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, работал в политическом отделе военного министерства Временного правительства. После Октябрьской революции сотрудничал в созданной Н.А.Бердяевым Вольной академии духовной культуры, издал литературный сборник Шиповник (1922), публиковался в журналах «Искусство театра», «Театральное обозрение», преподавал в театральных училищах. В 1922 был выслан из России. В Германии в 1923 издал книги Жизнь и творчество и Основные проблемы театра. Во Фрейбурге в том же году слушал лекции Э.Гуссерля. С 1926 – профессор социологии Высшего технического училища в Дрездене. В 1931–1939 вместе с Г.П.Федотовым издавал журнал «Новый град», в котором развивал идеи христианского социализма. Был лишен права преподавательской деятельности и публикации своих сочинений нацистами в 1937. С 1946 – профессор философского факультета Мюнхенского университета. Умер Степун в Мюнхене 23 февраля 1965.
В творчестве Степуна кантианский трансцендентализм сочетается с принципами религиозной метафизики (преимущественно с принципами метафизики всеединства и идеями Вл.С.Соловьева). Познавательное и онтологическое единство («положительное всеединство») с Абсолютом рассматривалось им как философская и жизненная задача человека в истории. В то же время в понимании культуры он был близок к позиции Н.А.Бердяева. Как и в бердяевском персонализме, культура у Степуна несет на себе печать субъект-объектного дуализма и всегда в конечном счете есть «неудача» творческих усилий человека. В сфере же жизни никакого «расщепления» бытия нет и поэтому не может быть гармонии в отношениях «жизненного» и культурного миров. Личный путь к Богу (Абсолюту) неизбежно предполагает выход, причем бесповоротный, из культурного пространства. В своем личностном опыте каждый человек переживает драму выбора. В работе Основные проблемы театра Степун писал о трех основных жизненных позициях: мещанской, предпочитающей внешний и внутренний коммфорт; мистической, стремящейся к слиянию с Божеством и отказывающейся от творчества и свободы; художественной, пытающейся достичь динамического единства жизни и творчества. Художественное творчество, понятое в своем символическом значении, позволяет «узреть» цельность бытия и осветить те «донаучные» и «дотеоретические» области, в которых коренятся все убеждения и представления человека.

Библиография

  • Степун Ф. А. «Из писем прапорщика артиллериста», 1917, 2-е изд., Прага, 1926
    Степун Ф. А.«Бывшее и несбывшееся» Том 1 и Том 2 New York, 1956, 2-3 изд. - London, 1990
    Степун Ф. А. «Основные проблемы театра». Берлин: Слово, 1923. 128с.
    Степун Ф. А. «Жизнь и творчество». Берлин: Обелиск, 1923. 250с.
    Степун Ф. А. «Николай Переслегин». Париж: Современные записки, 1929. 420с. (роман)
    Степун Ф. А. Задачи эмиграции.// Новый Град. - 1932. - №2. - С. 15-27
    Степун Ф. А. О некоторых культурно-философских и общественно-политических исканниях: в современной Германии.// Новый Град. - 1932. - №2. - С. 74-80
    Степун Ф. А. Религиозный социализм и христианство.// Путь. - 1931. - №29. - С. 20-48
    Степун Ф. А. Путь творческой революции.// Новый Град. - 1931. - №1. - С. 8-20
    Степун Ф. А. О человеке «Нового Града».// Новый Град. - 1932. - №3. - С. 6-20
    Степун Ф. А. «Третья Россия».// Новый Град. - 1932. - №3. - С. 80-83
    Степун Ф. А. Еще о человеке «Нового Града».// Новый Град. - 1932. - №4. - С. 63-72
    Степун Ф. А. Ответ И. В. Гессену.// Новый Град. - 1932. - 54. - С. 86-93
    Степун Ф. А. Любовь по Марксу.// Новый Град. - 1933. - №6. - С. 12-23
    Степун Ф. А. Идея России и формы ее раскрытия.// Новый Град. - 1934. - №8. - С. 15-27
    Степун Ф. А. Пореволюционное сознание и задача эмигрантской литературы.// Новый Град. - 1935. - №10. - С. 12-28
    Степун Ф. А. Чаемая Россия.// Новый Град. - 1936. - №11. - С. 11-40
    Степун Ф. А. О свободе.// Новый Град. - 1938. - №13. - С. 11-45
    Степун Ф. А. Лев Закутин. «О чувстве и чувственности».// Новый Град. - 1938. - №13. - С. 186-188
    Степун Ф. А. «Встречи: Достоевский - Л.Толстой - Бунин - Зайцев - В.Иванов - Белый - Леонов». Мюнхен: Товарищество зарубежных писателей, 1962. 202с.
  • Степун Федор Августович – русский философ, историк, социолог, писатель. Родился в семье директора писчебумажных фабрик. После окончания частного реального училища в Москве поступил в Гейдельбергский университет, где в течение семи лет изучал философию, политэкономию, право, теорию и историю искусства. Защитил диссертацию по философии Владимира Соловьева. Участвовал в организации издания международного альманаха по философии культуры «Логос», возглавив, вернувшись в 1910 в Москву, его русскую редакцию вместе с С.И. Гессеном и Б.В. Яковенко. Много ездил по России, выступая с лекциями по философии, эстетике, теории литературы в качестве члена «Бюро провинциальных лекторов». Участвовал в Первой мировой войне в чине прапорщика. После Февральской революции – начальник политуправления военного министерства. После Октябрьской революции, будучи призван в Красную армию, участвовал в гражданской войне, ранен. В 1919–20 литературный и художественный руководитель «Показательного театра Революции» в Москве, снят с работы по идеологическим соображениям. Выслан из России в 1922. С 1926 по 1937 работал на кафедре социологии Дрезденского университета, уволен нацистами с запретом писать и выступать публично. С 1931 по 1937 участвовал в издании журнала «Новый град», выходившего в Париже. С 1946 читал в Мюнхенском университете курсы лекций по социологии русской революции и истории русского символизма. Его лекции проходили в переполненных аудиториях, собирая слушателей со всех факультетов. Творческое общение со Степуном иногда вынуждало его немецких коллег задаваться вопросом о масштабе русской предреволюционной культуры, если «не самый знаменитый ее деятель» казался им «титаном». Истина, по Степуну, есть не «предмет» познания, а «атмосфера», которой дышит мыслитель и которую он должен излучать своей личностью. Христианство открыло для нас мир благодатного общения, способность видеть другого в атмосфере и лучах истины. Философ «мыслит глазами». Он, как и поэт, – «сгуститель», помогающий людям видеть чувственный облик истины. Глубочайшая суть большевизма, по Степуну, есть «попытка погашения образа Христа в душе народа», лишение людей способности видеть Истину непосредственно и отличать ее от лжи. Но тем же путем идет и «пустогрудый» либерализм, отрывающий свободу от Истины и пытающийся осуществлять «христианскую программу» языческими руками. Только христианская личность способна препятствовать разрастанию неизбежного в политике зла. Радикальный персонализм пронизывает и философию, и социологию, и художественное творчество Степуна.

    А.В. Соболев

    Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 637-638.

    Степун Федор Августович (1884-1965) - русский философ, культуролог, историк, писатель. Учился философии в Гейдельбергском университете у Виндельбанда (1902-1910). В 1910 защитил докторскую диссертацию по историософии В.С. Соловьёва . Один из редакторов журнала "Логос", выходившего в России в 1910-1914. Выступал как литературный и театральный критик. Во время войны был мобилизован в армию. После Февральской революции занялся политической и журналистской деятельностью, работал во Временном правительстве. После Октября сотрудничал в газетах правых эсеров, был призван в Красную армию. Участвовал в работе созданной Бердяевым Вольной академии духовной культуры, работал в театре.

    В 1922 выслан из России, обосновался в Дрездене, занимался преподаванием. В 1937 на его преподавательскую и публицистическую деятельность был наложен запрет.

    С 1931 по 1939 - член редакции журнала "Новый град". Один из идеологов "новоградства" - формы христианского социализма. В 1944, в результате бомбардировки Дрездена, погибли его архив и библиотека. С 1946 преподавал историю русской философии в Мюнхенском университете (заведовал кафедрой русской культуры). Активно включился в жизнь второй волны русской эмиграции. Публиковался в журналах: "Новый путь", "Грани", "Мосты", "Опыты" и др. Основные работы - статьи в "Логосе": "Трагедия творчества" (1910), "Трагедия мистического сознания" (1911) и др.; "Жизнь и творчество" (1923, заглавие по названию статьи в "Логосе"), "Основные проблемы театра" (1923), "Бывшее и несбывшееся" (т. 1-2, 1956), "Достоевский и Толстой: христианство и социальная революция" (1961), "Встречи" (1962), "Большевизм и христианское существование" (1962), "Мистическое мировоззрение" (1964) и др. С. считается представителем чистого трансцендентализма (вместе с Яковенко).

    В середине 1920-х пережил серьезный духовный кризис, приведший к пересмотру взглядов на основе религиозного мировоззрения. Если в первый период творчества С. отстаивал религиозно-реалистический символизм , понимая искусство как обозначение мира невидимого, и отстаивал автономность философского знания, то теперь он стал осмысливать христианство в "духе религиозно-символического ознаменования глубинных судеб мира" и пришел к осуждению "философствующего христианства" и к "религиозному переживанию Бога". В основе философских построений С. - синтез неокантианства с идеями феноменологии, от которых он двигался к философии жизни и религиозному мировосприятию. В своей исходной установке С. видел задачу философии в "узрении" Абсолюта, понимаемого в традиции В.Соловьёва как положительное всеединство. "Узрение" возможно в переживании как первичной реальности душевно-духовного бытия личности. По мысли С., возможны два типа переживаний (опыта): опыты творчества, подчиненные дуализму субъект-объектного отношения (содержание переживаний в них дифференцируется), задающие полюс культуры; и опыты жизни, подчиненные идее положительного всеединства (содержание переживаний в них "свертывается", становится "непрозрачным"), задающие полюс Абсолюта. Движение в глубины переживания (к Абсолюту) вовне проявляется в создании культурных ценностей (движение к полюсу культуры). Тем самым, по С., задается антиномизм жизни и творчества, сознания и бытия, двойственность человека: он как то, что он есть (дан как хаос), и он как идеал (задан себе как космос). Отсюда трагедийность (жертвенность) творчества как особой формы объективации, наиболее полно реализуемой в искусстве.

    Согласно С., творческий акт разрушает органическую целостность души, ее религиозную природу, удаляет творца от Бога, замыкая его в культуре, вырождающейся в цивилизацию, односторонне выражающую положительное всеединство. Однако непосредственное же постижение Бога "запрещает творческий жест" - непосредственое знание Бога исключает культуру. Всю жизнь человек обречен решать эту дилемму: пытаться удержать свою целостность (единодушие) и выражать ее в многообразии ее проявлений (многодушие); осознавать себя и как факт (данность), и как задание. В зависимости от варианта решения, С. выделяет три типа души (личностей): 1) мещанскую (выбор в пользу удобства жизни как данности); 2) мистическую (выбор в пользу непосредственного слияния с Богом); 3) артистическую (равное утверждение обоих полюсов жизни и творчества, единодушия и многодушия). Творчество создает: а) ценности состояния, организующие и упорядочивающие жизнь (личность, любовь, нация, семья) и б) предметные ценности (блага науки, научной философии, нравственности, права, искусства). В культуре привилегированное положение занимает искусство (благодаря единству содержания и формы), в искусстве - театр (благодаря единству актера и зрителя). Искусство символично, оно выражает идею не однозначно, а многосмысленно. Постигая символику, художник в художественных образах "выкликает" и "высветляет" заложенные в ней идеи, "возвращая" конкретность мира Богу. Человеку нужны не "точки зрения", а "видение мира", объемлющее мир в целостности ("сочувствующее видение"). Видение, с точки зрения С., дает христианство как духовный опыт веры, любви и свободы.

    Особое место в творчестве С. занимает осмысление событий 1917 и последующих лет. Он склонен считать большевизм "почвенным" и первичным, а не случайным и "наносным" явлением русской культуры. Большевики, по С., являются одновременно "ставленниками народной стихии" и "имитаторами народной правды". При всем своем лично негативном отношении к революции, С. считает, что революции (и иные крупные потрясения), разрушая национальное сознание, обнажают невидимые основания культуры. Катастрофические эпохи прерывают иллюзорное бытие, порождают "религиозный дух" катастрофического искусства, задают импульсы движению к Абсолюту.

    В.Л. Абушенко

    Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

    Степун Федор Августович (6(18).02.1884, Москва - 23.02.1965, Мюнхен) - философ, историк, культуролог, писатель. Изучал философию в Гейдельбергском университете в Германии (1902-1910) под руководством В. Виндельбанда, был убежденным неокантианцем и одновременно «с самого начала искал путей к религиозно-мистическому дополнению трансцендентальной философии» (Памяти С. И. Гессена // Новый журнал. 1951. Кн. 25. С. 216). Докторская диссертация Степуна посвящена русской историософии (W. Solowjew. Leipzig, 1910). В 1910 году он возвратился в Россию, печатался в философских («Логос», «Труды и дни»), общественно-политических, литературных («Русская мысль», «Северные записки») и театральных («Студия», «Маски») журналах, что определило основную тематику его исследований - отношение творчества к жизни и культуре и способы его реализации. Наиболее важной среди других была статья «Жизнь и творчество» (Логос. 1913. Кн. 3 и 4).

    В качестве литературного и театрального критика Степун отстаивал религиозно-реалистический символизм - понимание искусства не как отражения видимого мира, а как обозначения мира невидимого. В те же годы Степун вел активную общественно-культурную работу (участие в редактировании журнала «Логос», руководство эстетическим семинаром при издательстве «Мусагет», лекционная работа на Вечерних Пречистенских рабочих курсах и в Бюро провинциальных лекторов).

    Политические проэсеровские симпатии Степуна нашли свое отражение с началом Февральской революции. Степун - делегат Всероссийскою Совета рабочих и солдатских депутатов, редактор газеты политического отдела Военного министерства Временного правительства «Инвалид» (переименованной по его предложению в «Армию и флот свободной России»), заведующий культурно-просветительным отделом того же министерства. После Октябрьской революции Степун сотрудничал в газетах правых эсеров «Возрождение» и «Сын Отечества», участвовал в работе созданной Бердяевым Вольной академии духовной культуры, издавал сборник «Шиповник», заведовал литературной частью Первого Государственного Показательного театра, работал в теоретической секции ТЕО Наркомпроса.

    В крут его интересов входили проблемы философской антропологии и философии культуры, что нашло свое выражение в публикациях в журналах «Театральное обозрение», «Искусство театра», сборнике «Освальд Шпенглер и закат Европы». В 1922 году Степун был выслан в Германию. Живя в Берлине, он преподавал в религиозно-философской академии, публиковался в журнале «Современные записки» (цикл статей «Мысли о России», роман «Николай Переслегин», литературно-критические очерки об В. И. Иванове, А. Белом, И. А. Бунине, множество рецензий).

    В 1923 году вышли его первые книги «Основные проблемы театра» и «Жизнь и творчество», составленные из статей, ранее опубликованных в русской периодике. В эти годы произошло изменение его взглядов па религию. Если до революции он осмысливал христианство «в духе религиозно-символистского ознаменования глубинных судеб мира», то теперь он отказывается от «философствующего христианства» и принимает религию живого Бога. С 1926 года Степун - профессор социологии культурно-научного отделения Дрезденского Политехникума. С 1931 по 1939 годы - член редакции журнала «Новый град» и один из идеологов «новоградского движения» в русском зарубежье. «Новоградство» было одной из форм христианского социализма и считало себя законным продолжателем русской традиции христианской общественности. Степун формулирует его социально-политическое кредо как синтез христианской идеи истины, гуманистически-просвещенческой идеи политической свободы и социалистической идеи экономической справедливости.

    Во время Великой Отечественной войны Степун занимал патриотическую позицию. В 1944 году, во время бомбардировки Дрездена, погибла его библиотека и архив. С 1946 года Степун жил в Мюнхене и возглавлял специально созданную для него кафедру истории русской культуры в университете. Главной тематикой его исследований становится русская история и культура как выражение русской духовности («Большевизм и христианское существование», «Достоевский и Толстой: христианство и социальная революция», ряд историко-культурных очерков).

    Степун активно включился в жизнь второй волны русской эмиграции (руководитель Русского студенческого христианского движения, один из организаторов «Товарищества зарубежных писателей»), публиковался в журналах «Новый журнал», «Грани», «Мосты», «Опыты», «Воздушные пути». Отмечен высшим знаком отличия ФРГ за вклад в развитие русской и европейской культуры. Главной задачей философии Степун считал «узрение» Абсолюта, который он представлял в традиции В. С. Соловьева как положительное всеединство. Большую роль в этом процессе он отводил переживанию как первичной реальности душевно-духовного бытия личности. В самом переживании Степун видел две направленности. При первой различия внутри переживания «свертываются» до «познавательно-нерасчлененного темного центра». Этот его полюс «знаменуется» понятием положительного всеединства или жизни (Абсолюта). Во втором случае переживание дифференцирует свои содержания, и этот полюс обозначается понятием субъект-объектного дуализма или творчества. Отсюда возникает мир культуры. Движение в глубины переживания проявляется вовне в создании культурных ценностей. Отношения жизни и творчества антиномичны: творческий акт разрушает органическую целостность души, ее религиозную природу, удаляет творца от Бога, замыкая его в «бреде и хаосе» культуры, каждая из форм которой односторонне и частично выражает положительное всеединство. Но и непосредственное постижение Бога «запрещает творческий жест», непосредственное знание Бога исключает культуру. Антропологические моменты философии творчества С. конкретизированы в работе «Основные проблемы театра».

    На протяжении жизни, считал он, человек постоянно разрешает противоречие между целостностью (единодушием) и многообразием ее проявлений (многодушием), между осознанием себя как факта и как задания. В зависимости от разрешения противоречий Степун выделял 3 типа души (три типа личностей) - мещанскую, мистическую и артистическую. Первая сознательно или бессознательно подавляет многодушие ради практически стойкой и удобной жизни как факта. Вторая, непосредственно сливаясь с Богом, закрывает себе путь к творчеству. Только артистическая душа равно утверждает единодушие и многодушие, полюс жизни и творчества как подвижное равновесие «рассыпающегося богатства и строящегося единства». Творчество создает ценности состояния, организующие и упорядочивающие жизнь (личность, любовь, нация, семья), и предметные ценности (блага науки, научной философии, искусства, нравственности, права). Из всех видов культуры только искусство благодаря совершенному единству формы и содержания с наибольшей полнотой выражает жизнь, а в искусстве театр как единство актера и зрителя наименее обременен «материально-культурными закреплениями». Искусство, однако, не есть отражение видимого мира, а его «ознаменование», символизация. В символе идея, соединяющая в себе все бытийственно-смысловые начата действительности, выражается не однозначно (что превратило бы его в иероглиф), а многоемысленно. Постигая символику бытия, художник через конкретные образы «выкликает» и «высветляет» заложеггное в них идейное содержание и тем «возвращает» конкретность мира Богу. Рассмотрение действительности как символической предполагает не «точки зрения», не идеологизмы, огрубляющие жизнь, односторонне ее воспринимающие, а «глаза», «видение» мира, к-рым мир объемлется в его целостности. «Сочувственное видение» хотя и не отделяет субъекта от объекта, но не лишает его результаты объективности. Приобрести объективность без уничтожения субъекта позволяет христианство как духовный опыт единства веры, любви и свободы.

    Главная задача историософских и культурологических очерков Степуна о России - попытка попять причины русской революции 1917 года и увидеть возможные пути возрождения Родины. Религиозность русского народа, «враждебная культурной дифференциации», в сочетании с географическими и социально-экономическими обстоятельствами истории обнаружилась как «мистический нигилизм» в отношении к «творческой созидательности и законопослушной деловитости» русских. Себялюбие правящих слоев, разрушительные призывы интеллигенции, травившей национальную жизнь «западными ядами атеизма, позитивизма и социализма», и, наконец, несчастье 1-й мировой войны подвели Россию к Февралю, завершившемуся Октябрем.

    Степун отвергает версию о ненародности Октября, полагая большевизм «почвенным и первичным, а не случайным и наносным явлением», считая самих большевиков «ставленниками народной стихии». Революцию следует считать состоявшейся, когда она разрушает национальное сознание, особый, присущий только данной культуре стиль «обличения вещей невидимых». Посткоммунистическое будущее России он связывает с изживанием большевизма русским народом в союзе с творческими силами эмиграции. Степун выступал за духоверческий свободолюбивый социализм как идейную и культурную платформу для всех антибольшевистских сил.

    А. А. Ермичев

    Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 608-610.

    Сочинения: Соч. М., 2000; Жизнь и творчество. Берлин, 1923; Основные проблемы театра. Берлин, 1923; Мысли о России // Современные записки, 1923 (Кн. 14, 15, 17), 1924 (Кн. 19, 21), 1925 (Кн. 23), 1926 (Кн. 28), 1927 (Кн. 32, 33), 1928 (Кн. 35); Николай Переслегин. Париж, 1929; Бывшее и несбывшееся. Т. 1-2. Нью-Йорк, 1956; Спб., 2000; Портреты Спб., 1999, Чаемая Россия. Спб., 1999; Мистическое мировидение. Пять образов русского символизма. Спб., 2012; Der Bolschewisnuis und christliche Existenz. Mtinchen, 1959; Dostoewskij und Tolstoj: Christentums und sozial Revolution, Drei Essays. Mtinchen, 1961, Встречи; Достоевский - Л. Толстой - Бунин - Зайцев - В. Иванов-Белый-Леонов. Мюнхен, 1962;MystischeWeltschau: flint Gestalten des russischen Symbolismus. Mtinchen, 1964; Встречи и размышления: Избр. статьи. L., 1992.

    Литература: Белый А. Начало века. М., 1990; Он же. Между двух революций. М., 1990; Варшавский В. А. Незамеченное поколение. Нью-Йорк, 1956; Вшиияк М. В. Современные записки Воспоминания редактора. Спб.; Дюссельдорф, 1993; Зандер Л. А. О Ф. А. Степуне и о некоторых его книгах // Мосты 1963 Т. 10. С. 318-340; Струве Г. П. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1956 (Париж, 1984у, Полторацкий Н. П. Философ-артист // Полторацкий Н. П. Россия и революция: Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века: Сб. статей. Tenatly, 1988, Штаммлер В Ф. А. Степун// Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. статей под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975, Федор Августович Степун (Сер. «Философия России первой пол. XX в.). М., 2012.

    Далее читайте:

    Философы, любители мудрости (биографический указатель).

    Сочинения:

    Из писем прапорщика-артиллериста. М., 1918;

    Жизнь и творчество. Берлин, 1923;

    Основные проблемы театра. Берлин, 1923;

    Николай Переслегин. Философский роман в письмах. Париж, 1929;

    Бывшее и несбывшееся, т. 1–2. Нью-Йорк, 1956 (СПб., 1994);

    Встречи. Мюнхен, 1962; дополненное изд. М., 1998.

    Литература:

    Чижевский Д.И. Речь о Степуне. – «Новый журнал» (Нью-Йорк), 1964, № 75;

    Штаммлер А. Ф.А.Степун. – Там же, 1966, № 82;

    Штаммлер А. Ф.А.Степун. – В сб.: Русская религиозно-философская мысль 20 в. Питсбург, 1975.

    Белый А. Начало века. М., 1990;

    Белый А.Между двух революций. М., 1990;

    Варшавский В. А. Незамеченное поколение. Нью-Йорк, 1956;

    Вшиияк М. В. Современные записки Воспоминания редактора. Спб.; Дюссельдорф, 1993;

    Зандер Л. А. О Ф. А. Степуне и о некоторых его книгах // Мосты 1963 Т. 10. С. 318-340;

    Струве Г. П. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1956 (Париж, 1984),

    Полторацкий Н. П. Философ-артист // Полторацкий Н. П. Россия и революция: Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века: Сб. статей. Tenatly, 1988,

    Штаммлер В Ф. А. Степун// Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. статей под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975,

    Федор Августович Степун (Сер. «Философия России первой пол. XX в.). М., 2012.

    Федор Августович Степун (1884 - 1965) родился в Москве. Его отец - владелец писчебумажных фабрик - был выходцем из Восточной Пруссии. С 1902 по 1910 г. Степун занимался философией в Гей- дельбергском университете у Виндельбанда. Но неокантианство своего наставника дополнялось у Степуна влиянием немецкого романтизма и философией Вл. Соловьева. Философии истории Соловьева была посвящена докторская диссертация Степуна. К рационалистической стороне системы русского философа он вскоре утратил интерес, и задуманное им большое исследование о Соловьеве ограничилось докторской работой.
    Степун, как один из инициаторов журнала «Логос», возвратившись в Россию, принимал активное участие в его издании. В «Логосе» он напечатал свои философские статьи: «Трагедия творчества (Фридрих Шлегель)» (1910), «Трагедия мистического сознания (Опыт феноменологической характеристики)» (1911-1912), «Жизнь и творчество» (1913).
    Последнюю статью сам Степун рассматривал как «первый набросок философской системы, пытающейся на почве кантовского критицизма научно защитить и оправдать явно навеянный романтиками и славянофилами религиозный идеал». Печатался он также и в других журналах, публикуя статьи по философии, об общественной жизни, литературе, театре.
    Встретив недоброжелательное отношение к неокантианству со стороны академических кругов Москвы, Степун пришел к выводу, что «в России, быть может, правильнее заниматься философией вне университетских стен». Он организует свой курс лекций «Введение в философию», который читает в снятой квартире. Дважды он выступал с докладами на заседаниях Петербургского религиозно-философского общества. Степун ведет лекционную деятельность в Москве и провинциальных городах России.
    Во время Первой мировой войны Степун - прапорщик артиллерийского полка. Февральская революция 1917г. застала его на фронте в Галиции. Он во главе делегации Юго-Западного фронта приезжает в Петроград и затем избирается депутатом Всероссийского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, с мая по июнь 1917 г. возглавляет культурно-просветительный отдел при Политическом управлении Военного министерства Временного правительства, а затем становится и начальником Политического управления, редактором «Журнала армии и флота Свободной России».
    После Октябрьской революции Степун становится идейным руководителем Государственного Показательного театра, а потом и режиссером. Но практическая театральная деятельность Степуна длилась недолго: он был отстранен от работы в театре после обвинительно- революционного выступления режиссера В. Э. Мейерхольда. Однако увлечение театром продолжалось уже на теоретическом уровне. Сте- пун преподавал «философию театра» в различных театральных школах и студиях, в том числе в Студии молодых актеров, в которой уроки давал К. С. Станиславский. Через несколько лет, уже находясь в эмиграции, Степун выпустит свою книгу «Основные проблемы театра» (Берлин, 1923). Не прерывается и литературная работа Степуна. Он сотрудничает в культурно-философском отделе эсеровской газеты «Возрождение», не разделяя эсеровскую идеологию, но будучи сторонником «окультуривания русского демократического социализ- ма». В 1918г. выходит его книга воспоминаний о войне «Из писем прапорщика-артиллериста». В 1922 г. под его редакцией и с его статьей выходит первый и единственный номер журнала «Шиповник», в котором опубликована работа Бердяева, произведения Леонида Леонова и Бориса Пастернака. В этом же году вышел сборник статей Бердяева, Франка, Степуна и Букшпанна, посвященный книге О. Шпенглера «Закат Европы». Степун, возражая Шпенглеру, утверждал, что не погибнет «подлинная, то есть христиански-гуманитарная культура», как не погибнет и европеизированная Россия, давшая миру Пушкина. Но Степун вполне солидаризировался с автором «Заката Европы» в резко отрицательной оценке марксистского социализма.
    Неудивительно, что Степун попал в список философов и ученых высылаемых из России большевистским правительством. Он эмигрирует в Германию, где сотрудничает в русских и немецких журналах, выпускает ряд книг, в том числе основной свой философский труд - «Жизнь и творчество» (Берлин, 1922). С 1926 г. Степун работает на кафедре социологии Высшего Технического училища в Дрездене, но в 1927 г. нацисты увольняют его за идейную неблагонадежность. У него на квартире производили обыски. Степун - решительный противник национал-социализма. Имея немецкое этническое происхождение, Степун в период Второй мировой войны был патриотом России. После войны он с 1946 г. с большим успехом читает лекции о русской духовной культуре, возглавляя специально для него созданную в Мюнхенском университете кафедру по истории русской культуры. В 1956 г. выходит на немецком языке его книга «Большевизм и христианское существование», а в 1962 г. «Мистическое мировосприятие». В 1947 г. на немецком языке напечатаны воспоминания Степуна, которые в 1956 г. издаются по-русски под названием «Бывшее и несбывшееся». В 1992 г. увидел свет и сборник его статей о русских писателях «Встречи», в 1999 г. - «Чаемая Россия». В 2000 г. в серии «Из истории отечественной философской мысли» опубликованы его «Сочинения».
    Философские воззрения Степуна представляют собой своеобразный синтез неокантианства и романтизированной «философии жизни» с религиозной философией в духе Вл. Соловьева. Многим современникам этот синтез не казался органичным, но он показателен для умонастроений определенного течения русской философской мысли. Попытаемся понять логику столь разнородного философского построения автора очерка «Жизнь и творчество» - основного концептуального произведения Степуна.

    По его убеждению, «единственной подлинной задачей философии» является «узрение абсолютного». Эту задачу философии раз- решал и Кант, но иначе, чем ему предшествующая философия, которая, по образному определению Степуна, стремилась «узреть абсолютное в образе стоящего высоко над землею солнца». Кант же «действительно переложил горизонт философии так, что солнце абсолютного осталось за ее горизонтом» (140). Поэтому и современный кан- товский критицизм «ищет не солнца в небе, а лишь его следы и отсветы на гаснущей земле» (141). Для Степуна кантовский критицизм характеризует современный уровень научной философии, хотя не все положения Канта представляются ему приемлемыми.
    Свои рассуждения о жизни и творчестве Степун и начинает с «гаснущей земли». За основу он берет понятие «переживание», имея в виду не конкретное субъективно-психическое переживание, а некое «переживание» вообще. Для него и жизнь, и творчество являются двумя полюсами этого «переживания». При этом переживание-жизнь является «переживанием мистическим» (157). Дело в том, что «то понятие, которым знаменуется жизнь, есть понятие «положительного всеединства» (160). Так Степун пытается совместить «философию жизни» с учением Вл. Соловьева. Он стремится также Соловьева «скрестить» с Кантом, отмечая, что для него положительное всеединство не есть «само абсолютное», а только «логический символ этого абсолютного, да и то не абсолютного, как оно есть на самом деле и в самом себе, но как оно дано в переживании» (179). Но само это «переживание жизни» постулируется «как переживание религиозное, как религиозное переживание Бога». Таким образом, «знание Жизни» приравнивается к знанию «Бога живого» (180).
    Творчество рассматривается Степуном также как переживание, но такое переживание, которое противостоит переживанию жизни. Если переживание жизни характеризуется как «положительное всеединство», то в переживании творчества единства нет. Оно расколото на субъект и объект и распадается на многообразные формы культурного творчества: на науку и философию, на искусство и религию. По отношению к творчеству Степун применяет, по примеру своих учителей-неокантианцев Виндельбанда и Риккерта, аксиологический, т. е. теоретико- ценностный подход, который он своеобразно развивает.
    Сами ценности он подразделяет на «ценности состояния» и «ценности предметного положения». «Ценности состояния» - это ценности, «в которых организуется каждый человек (с ценностью личности во главе)», и ценности, «в которых организуется человечество (с основною ценностью судьбы)» (171). «Ценности предметного положения» - второй слой ценностей творчества. К ним относятся ценно- сти «научно-философские» и «эстетически-гностические». «Научно-философские ценности те, что построяют культурные блага точной науки и философии». «.Эстетически-гностические ценности те, которые построяют культурные блага искусства и символически-метафизические системы философии» (171).
    Взаимоотношение жизни и творчества, по Степуну, противоречиво. Он утверждает «равномерное признание обоих полюсов» - «как полюса Жизни, так и полюса творчества» (182). В то же время он полагает, «что Жизнь есть Бог, а творчество - отпадение от Него» (181). Вместе с тем творчество «никак не может быть осмысленно и отвергнуто, как греховное и богоборческое самоутверждение человека. Творя, человек покорно свершает свое подлинно человеческое, т. е. указанное ему самим Богом дело» (182). Но это двойственное отношение творчества к Жизни-Богу и составляет «трагедию творчества», которую Степун в статье «Трагедия творчества» характеризует, как стремление решить невозможную задачу: «Вместить жизнь, как таковую, в творчестве».
    Степун был творческой личностью, что выразилось и в его собственном философском и художественном творчестве (в 1923 г. он опубликовал свой философский роман «Николай Переслегин»; его воспоминания «Бывшее и несбывшееся» имеют не только документальное, но и художественное значение), и в глубоком интересе к литературному и театральному творчеству.