Мусульманская молитва выучить. Молитвы для совершения намаза Правила совершения намаза

Любая религия имеет свой свод правил, как правильно читать молитвы, как часто это делать и с каким настроем подходить к такой ответственной миссии. Каждый мусульманин ответственно подходит к прочтению намаза, ведь как говорит Коран, это приближает к Аллаху. Новичку сперва эта задача кажется сложной. Потому число молодых мусульман, которые халатно относятся к этому занятию, неумолимо растет. Именно поэтому так важно научиться читать намаз правильно, вкладывая в каждое слово глубокий смысл и посыл.

В мусульманской религии намаз — обязательный каждодневный ритуал по чтению определенных пятикратных молитв. Очень важно не пропускать это событие, самозабвенно читать и пропускать каждое слово через себя. Только в этом случае Аллах благословит человека, будет защищать и наставлять его.

Если же верующий не выполняет свои религиозные обязанности, нерегулярно читает намаз и вовсе этого не делает, не вкладывает в молитвы глубокий смысл, то Всевышний отворачивается от человека и даже проклинает его.

Также намаз — это возможность сосредоточиться и понять свои чувства, привести мысли в порядок и даже принять сложное решение, если такое «нависает» над человеком.

Почему же читают намаз? Каждый настоящий мусульман подтвердит, что его следует читать, потому что:

  1. Намаз заботится о душевном состоянии. Такую молитву можно сравнить с сеансом идеального психоаналитика, который разбирается в тонкостях души пациента. С помощью намаза Аллах воздействует на верующего, придает ему сил, спокойствия, умиротворенности.
  2. Молитвы развивают чувство уважения к Богу. Священная книга Коран говорит, что не нужно обращать внимание на тех, кто игнорирует намаз. Следует делать свое дело вдохновенно, тогда верующий заручится поддержкой Всевышнего.
  3. Намаз дарит чувство радости и удовлетворенности. Удивительным образом молитва придает сил и энергии. Даже после долгого прочтения человек не чувствует себя уставшим. Наоборот, он ощущает прилив сил, хочет выполнять свои обязанности и дарить это ощущение окружающим.

Намаз соединяет в себе строгую необходимость, обязательность с личным желанием и стремлением. В итоге человек становится счастливым. Но этот конечный результат возможен только тогда, когда соблюдаются все правила.

Как подготовиться к намазу?

К молитве обязательно должен приступать совершеннолетний человек. Его ум должен быть светел, и он обязан отдавать себе отчет в том, что будет происходить.

К физической подготовке можно отнести:

  • омовение перед молитвой, особенно если человек чувствует себя грязным, неопрятным;
  • одевается чистая одежда, которая должна закрывать все необходимые части тела;
  • следует повернуться лицом в сторону Каабы — исламской святыне, расположенной в Мекке.

Обязательно следует обратить внимание на позу, в которой будет прочтена молитва. Мужчина должен поставить ноги на ширине плеч, руки должны быть опущены и расслаблены, взор — впереди себя, слегка опущен.

Женщины же стоят ровно, ноги должны быть соединенны вместе, а руки расположить вдоль туловища.

Также верующий должен подготовиться эмоционально, настроиться на нужную «волну», быть откровенным и искренним.

Когда подготовка окончена, мусульманин произносит слова — предшественники намаза.

К подготовке также можно отнести доскональные знания элементов намаза. Различают ракааты и сажду. Первое — это систематически повторяющиеся движения, жесты и слова вовремя молитвы. Второе же — земной поклон, обязательный элемент намаза.

Ракааты в свою очередь подразделяются на обязательные и желательные. Ответственный мусульманин должен соблюдать их все. Исключение — если человек сильно болен и не в состоянии выполнить все процедуры.

В какое время читать намаз?

Намаз включает в себя 5 молитв. Каждую из них нужно читать в специально отведенное время. Все части чтения очень важны, поэтому своевременность и постепенность очень важны в этом процессе.

В какое же время читать намаз? Этот вопрос особенно волнует новичков. Существует даже специальные сайты, которые предоставляют обратный отчет к назначенному времени. Но воспользоваться такими инновациями могут не все, потому лучше сразу определиться, когда следует читать намаз.

Утреннее чтение совершает незадолго до рассвета. Несмотря на ранний час, большое количество людей приступают к чтению молитвы.

Дневной намаз в летний период читают после того, как спадет сильная жара. Зимой это можно сделать раньше, потому что солнце заходит быстрее.

Предвечерний намаз совершается в очень тонкий момент, который следует уловить. Это делается тогда, когда солнце изменило свой цвет перед закатом. Для молодых неопытных мусульман бывает трудно поймать это время. Тут пригодится помощь более опытных наставников.

Когда заходит солнце, наступает пора для вечернего намаза.

Ночное же чтение должно состояться в первой трети ночи.

Со временем, когда опыта будет больше, новичку будет намного легче следить за временем. Тогда шансы пропустить чтение минимальны.


В какую сторону читать намаз?

Намаз невозможен без соблюдения важного условия — чтения в направлении киблы. Кибла в дословном переводе означает «то, что находится напротив». Это направление приводит к священной точке под названием Кааба, которая находится в городе Мекка.

Эта географическая точка также необычайно важна при строительстве мечетей. Это своеобразный религиозный магнит, который притягивает к себе мусульман со всего мира. В какой бы точке планеты не оказался человек, он знает, куда повернуться, чтобы почувствовать единство духа.

Молодое поколение с трудом может определить нужное направление для чтения молитвы. В какую сторону читать намаз, если некому подсказать и помочь? Современные технологии отлично справятся с поставленной задачей.

Например, использование Яндекс карты ускорит поиск Каабы. Для этого следует выполнить манипуляции:

  • вбить в поиске Яндекс «Мекка», кликнуть «Найти»;
  • выбрать пункт «Карты»;
  • справа найти «Показать» — «Спутник» или «Гибрид»;
  • воспользоваться инструментом «Линейка», Кааба — конечная точка;
  • уменьшая — увеличивая масштаб карты, нужно выбрать исходную точку, где в данный момент находится верующий.

Так будет проложено направление, к которому неизменно следует обращаться изо дня в день.

Если человек выбрал неверное направление заведомо или даже не пытался отыскать верное, то его намаз будет считаться недействительным. В том случае, если человек предполагает, что читает в верном направлении, но это не так, намаз зачтется.

Если вдруг мусульманин выбрал не то направление и понял это во время намаза, он должен повернуться в нужную сторону, не прекращая его.

Как начинать читать намаз начинающим?

К намазу приучают детей с самого раннего детства. Пол не имеет значение, читать пятикратную молитву должны и девушки, и парни. Начиная с совершеннолетия процедура является обязательной.

Для новичка эта процедура — колоссальный труд, но не из-за того, что нужно выучить все молитвы. Главное — сосредоточиться и не отвлекаться. Если намаз будет читаться с ошибками, а мусульманин — сбиваться, то молитва попросту не зачтется.

В Коране говорится, что если у верующего чистые стремления и помыслы, то даже небольшие ошибки при чтении не нарушат силу молитвы. Необходимо все время стремиться к идеалу, стараться делать с каждым разом меньше ошибок, и тогда все удастся.

Также следует совершать определенные поклоны, жесты в нужный момент. Неопытному человеку сперва трудно совмещать чтение и контроль за своими действиями.

Можно выделить такой алгоритм действий для новичков:

  • четкое соблюдение времени и количества чтений;
  • очищение и омовение;
  • выбор правильной одежды, сокрытие частей тела от посторонних глаз;
  • поиск нужного направления;
  • желание помолиться.

Для мусульман эти требования посильны, потому что они с детства учат их. Тем же, кто только перенял веру, правила даются с трудом. Но даже в этом случае всего можно достигнуть, если есть вера.

Как правильно читать намаз мужчинам?

Чтение молитвы мужчиной и женщиной отличается. Поэтому рационально узнать, как правильно читать намаз мужчинам, чем он отличается от женского варианта.

Сперва необходимо стоя настроиться и выразить свои искренние намерения. В зависимости от того, в какое время суток читается намаз, количество обязательных и желательных телодвижений будет отличаться.

  1. Следует поднять две руки в сторону Киблы и раздвинуть пальцы. Коснуться большими пальцами своих мочек.
  2. Сложить руки так: положить правую руку на левую, большой палец и мизинец правой руки должен обхватывать левую руку.
  3. В такой позе коснуться области чуть ниже пупка.
  4. Опустить руки и поклониться.
  5. Затем нужно выпрямиться, а затем коснуться лбом сажда.
  6. Выпрямиться и остаться в положении сидя.
  7. Через несколько минут снова опуститься в сажда.

Каждый этап сопровождается чтением определенных молитв, стихов.

Как правильно читать намаз женщинам?

Каждая мусульманка с детства знает, как правильно читать намаз женщинам. Эти правила не отличаются от мужского варианта. Некоторые считают, что женщины могут молиться не 5 раз в день, а меньше. Но это ошибочное мнение.

Единственное упрощение — они могут выбирать место для молитвы (мечеть или в пределах дома).

Такая особенность связана с тем, что в некоторых мечетях нет отдельно входа для женщин или нет специального зала. В таком случае им лучше помолиться дома, чтобы не отвлекать своим присутствием мужчин (это запрещено Кораном).

Также священная книга гласит, что домашний вариант предпочтительнее для женщин еще и потому, что ей сложнее оторваться от домашних дел, воспитания детей.

Как и мужчины, женщины — мусульманки должны ответственно подходить к этому занятию, сконцентрироваться.

Сколько раз читают намаз?

Намаз читают строго 5 раз в день. У каждого звена есть свое точное время. Если верующих по какой — то причине пропускает его или делает позже, то это не засчитывается.

Важно не пропускать намаз, четко выдерживать график. Тогда Всевышний одарит своей любовью, будет помогать в делах и одарит человека любовью.

Видео «Как правильно читать намаз»

Ролик, расположенный ниже, покажет, как правильно следует читать намаз.

Текст намаза

В зависимости от времени суток молитва видоизменяется. Если речь идет об утреннем чтении, то текст намаза будет следующий:

«О Аллах, Господь этой молитвы! Дай пророку Махаммаду достоинства. И помоги нам воспользоваться защитой его».

«Я далек от Сатаны, я все ближе к Господу. Наше восхваление принадлежит только Аллаху. Тебе одному поклоняемся и просим помощи. Направь нас на верный путь.»

Этот небольшой отрывок показывает, как сильно должен уважать читающий своего Господа.

Вся речь произносится родным языком.

На некоторых сайтах даже есть транскрипция и перевод.

Какой намаз читают ночью?

Ночной намаз или «тахаджуд» следует делать в районе часа ночи. Минимум обязательных циклов телодвижений составляет 2 раза, максимум — 12.

Мусульмане считают, что ночной намаз является особенным. Он приближает верующего к Всевышнему, дарует здоровье, покровительствует во всех начинаниях и делах.

Коран подтверждает это мнение, потому к этому намазу относятся с особым трепетом.

Что надо читать после намаза?

Пример дуа после намаза:

«О Аллах, ты — мир. Благословен Ты, обладаешь величием и великодушием. Нет другого Бога, кроме Аллаха. Ему принадлежит власть и хвала».

Когда нельзя читать намаз?

Рассмотрим такие случаи:

  1. В период с рассвета до восхода солнца происходит утренний намаз.
  2. Кода солнце в зените также не рекомендуется чтение намаза.
  3. За 30 минут до захода солнца (оно покраснело) нельзя ничего читать, кроме послеполуденного намаза.
  4. Во время проведения хутбы — религиозной проповеди.

Видео «Как правильно читать намаз женщине»

Женщинам также будет полезно наглядно ознакомиться с материалами. Это минимизирует ошибки, восполнит духовные «пробелы».

Ниже представленное видео — пример того, как следует читать молитву женскому полу.

Как быстро научиться читать намаз?

Только опыт и старания помогут без ошибок и с вдохновением молиться. Следует читать не только обязательные, но и желательные молитвы.

Также новичку пригодится:

  • терпение;
  • максимальная концентрация;
  • дисциплина.

Следует помнить, что излишняя быстрота в этом деле губительна. Лучше читать медленно, но зато правильно и без ошибок.

Намаз читать вслух или про себя?

Священные мусульманские истины утверждают, что читать намаз нужно не очень громко, но и не шепотом. Следует выбрать средний звуковой уровень.

Считается, что дневные молитвы читаются шепотом, а вот утренние и вечерние — вслух. Этому предшествовала интересная легенда.

Когда — то над мусульманами издевались идолопоклонники. Услышав громкое чтение намаза, они сразу же приступали к своим действиям.

Чтобы устранить нападения, верующие стали читать намаз шепотом или про себя.

Это значит, что изначально намаз читался исключительно вслух, а потом это стали делать про себя.

Чтение намаза — ответственное и довольно трудное для новичков занятие. Чтобы не путаться и совершать все своевременно и правильно, нужно время и знания.

Вся хвала принадлежит одному Аллаху, мир и благословение Его рабу и посланнику нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и сподвижникам.

А затем… Эта статья заключает в себе краткое описание того, каким образом Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз. Я бы хотел, чтобы каждый мусульманин и мусульманка прочли ее, ознакомились с тем, каким именно образом Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз и старались подражать ему в этом, потому что он (мир ему и благословение) сказал: “Совершайте намаз так, как на ваших глазах его совершаю я” (Бухари). Предоставляю читателю подробное описание намаза Пророка (мир ему и благословение).

1) Молящийся должен тщательно совершить малое омовение так, как это приказал Всевышний Аллах:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ﴾


“О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и помойте ваши ноги до щиколоток” (Св. Коран, 5:6). Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Намаз без малого омовения (вуду) не будет принят” (Муслим). Также Пророк (мир ему и благословение) сказал человеку, который неправильно совершил намаз: “Прежде чем встанешь на намаз, тщательно соверши малое омовение (вуду)…” (Бухари).

2) Где бы не был молящийся, он должен обратиться всем своим телом в сторону киблы, то есть в сторону Каабы. В сердце он должен иметь намерение совершить какой-то определенный намаз: обязательный или желательный. Ему не следует произносить свое намерение вслух, т.к. не передается, чтобы Пророк (мир ему и благословение) или его сподвижники поступали так. Если молящийся стоит имамом или совершает намаз в одиночестве, он должен поставить перед собой сутру (преграду) и совершать намаз перед ней (чтобы она ограждала его от людей, которые могут пройти перед ним. — Примеч. пер.) . Обращение в сторону киблы при совершении намаза является обязательным условием для того, чтобы намаз считался правильным. Исключением являются некоторые случаи, описанные в книгах ученых ахли-Сунны.

3) Молящийся говорит “такбир” — “Аллаху акбар” (Аллах величайший), направив свой взгляд на место “сажда” (место, на которое он будет класть лоб при совершении земного поклона). После “такбира” он начинает совершать намаз.

4) Во время “такбира” следует поднимать руки до уровня плеч либо до уровня ушей.

5) Затем молящийся кладет руки на грудь: кисть правой руки поверх левой. Достоверно известно, что Пророк (мир ему и благословение) делал именно так.

6) Желательно сказать “дуа истифтах”, которое читается в начале намаза:

اللهم باعد بيني وبين خطاياي كما باعدت بين المشرق والمغرب ، اللهم نقني من خطاياي كما ينقى الثوب الأبيض من الدنس، اللهم اغسلني من خطاياي بالماء والثلج والبرد

“О Аллах, удали меня от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада, о Аллах, очисти меня от прегрешений моих, как очищают белую одежду от грязи, о Аллах, омой меня от прегрешений моих водой, снегом и градом”.

Аллахумма ба‘ид байни ва байна хатайа-йа кя-ма ба‘адта байна ль-машрикы ва-ль-магриб. Аллахумма наккы-ни мин хатайа-йа кя-ма йунакка с-саубу ль-абйаду мин ад-данас. Аллахумма гсиль-ни мин хатайа-йа би-ль-ма’и ва-с-сальджи ва-ль-барад

سبحانك اللهم وبحمدك وتبارك اسمك وتعالى جدك ولا الله غيرك

“Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё, и нет Бога, достойного поклонения, кроме Тебя”.

Субхана-ка Ллахумма ва би-хамди-ка ва табарака сму-ка ва та‘аля джадду-ка ва ля иляха гайрук.

Молящийся может также сказать любое другое “дуа истифтах”, достоверно переданное от Пророка (мир ему и благословение). Лучше, если молящийся будет говорить разные дуа время от времени, чтобы претворять в жизнь Сунну. После “дуа истифтах” совершающий намаз говорит: “Прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны. С именем Аллаха, Милостивого, Милующего” , — и читает суру “Фатиха”. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Намаз того, кто не прочитает суру “Фатиха”, не является действительным” . После прочтения суры “Фатиха” молящийся произносит вслух слово “Аминь ”, если он совершает намаз, который читается вслух (субх (фаджр), магриб, иша намазы читаются вслух, а зухр и аср — про себя. — Примеч. пер.) . После “Фатихи” он может прочитать, все что пожелает из Корана.

7) Затем молящийся вновь говорит такбир “Аллаху акбар” и совершает поясной поклон (руку). При произношении слов такбира “Аллаху акбар” следует поднимать кисти рук до уровня плеч или мочек ушей. В положении руку молящийся должен положить кисти рук на колени, растопырив пальцы, а голову держать на одном уровне с ровной спиной. Ему следует постоять спокойно в положении руку (прежде чем сделать следующее движение) и сказать:

سبحان ربي العظيم

“Слава моему Великому Господу”

Субхана Раббийа ль-‘Азым!

Лучше, если он произнесет эти слова трижды или больше. Также желательно вместе с этим сказать:

“Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня”

8) Затем он выпрямляется после поясного поклона (руку), поднимая кисти рук до уровня плеч или ушей и произнося следующие слова:

سمع الله لمن حمده

“Аллах слышит того, кто воздает Ему хвалу”

Cами‘а Ллаху ли-ман хамида-х.

Он говорит эти слова вслух в том случае, если является имамом в намазе (т.е. ведет намаз. — Примеч. пер.) или же если он совершает намаз в одиночестве. После того, как молящийся выпрямляет свою спину из положения поясного поклона, он говорит:

ربنا ولك الحمد حمدا كثيرا طيبا مباركا فيه

“Господь наш, Тебе принадлежит вся хвала, хвала многократная, благая и благословенная»

Рабба-на ва ля-ка ль-хамд, хамдан касиран таййибан мубаракан фих!

ملء السموات وملء الأرض وملء ما بينهما وملء ما شئت من شيء بعد

«Хвала, которая заполняет собой небеса, землю, то, что находится между ними, и все, что ещё Тебе будет угодно»

Миль’а с-самавати ва миль’а ль-арды ва ма байна-хума ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘д.

Если же человек совершает намаз за имамом, то говорит во время поднятия из положения руку:

ربنا ولك الحمد

“Господь наш, Тебе принадлежит вся хвала”

Рабба-на ва ля-ка ль-хамд.

и может прочитать до конца вышеприведенное дуа. Также желательно положить при этом руки на грудь в то положение, в котором они находились до того, как молящийся совершил руку, как на это указывают хадисы от Ваиля ибн Худжра и Сахля бин Са’да (да будет доволен ими Аллах), достоверно переданные от Пророка (мир ему и благословение).

9) Далее молящийся опускается на “сажда” (земной поклон), произнося такбир (“Аллаху акбар” ). Если ему не сложно, то сначала он кладёт на землю колени, а затем руки. Если же так опускаться трудно, он может сперва положить на пол руки, а потом колени. При этом пальцы рук и ног должны быть обращены в сторону киблы, и пальцы рук должны быть собраны (а не растопырены). При совершении “сажда” семь частей тела должны касаться земли: лоб вместе с носом, ладони обеих рук, колени и подушечки пальцев на ногах. В этом положении молящийся говорит:

سبحان ربي الأعلى

“Слава моему Высочайшему Господу!”

Субхана Раббийа ль-А‘ля! — и повторяет это трижды или больше.

Также желательно говорить:

سبحانك اللهم ربنا وبحمدك ، اللهم اغفر لي

“Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, хвала Тебе, о Аллах, прости меня”

Субхана-ка Ллахумма Рабба-на ва би-хамдик! Аллахумма гфир ли.

В положении “сажда” надо стараться делать как можно больше дуа (мольбы), т.к. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Возвеличивайте вашего Господа при совершении поясного поклона (руку), а при совершении земного поклона (сажда) усердствуйте в своих мольбах (дуа). Тогда вы будете удостоены того, чтобы вам был дан ответ (на ваши дуа)” (Муслим).

В положении “сажда” молящийся может делать любое дуа, попросив у Аллаха наилучшего в обоих мирах, и не имеет значения, совершает ли он обязательный (фард) или желательный (нафиль) намаз. Находясь в положении “сажда”, надо следить, чтобы предплечья не были прижаты к бокам, живот не прижимался к передней стороне бедер, а также чтобы не были прижаты друг к другу внутренние стороны бедер и голени. Пророк (мир ему и благословение) говорил: “Выпрямляйте (ваши спины) во время земного поклона (сажда) (совершайте земной поклон (сажда) правильно) и не кладите локти на землю, подобно тому, как это делает собака” (Бухари, Муслим).

10) Далее он говорит “Аллаху акбар” , поднимая голову, а затем садится на свою левую ногу, распластав ее (так, чтобы на ней удобно было сидеть — Примеч. пер.) . Стопу правой ноги он оставляет в вертикальным положении (продолжая касаться подушечками пальцев стопы земли. — Примеч. пер.) . Положив руки на бедра или колени, молящийся говорит:

رب اغفر لي وارحمني واهدني وارزقني وعافني واجبرني

“Господь мой, прости меня, помилуй, веди правильным путем, даруй мне из Своего удела, исцели и помоги мне”

Рабби гфир ли ва-рхам-ни ва-хди-ни ва-рзук-ни ва ‘афи-ни ва-джбур-ни.

В этом положении ему следует выпрямить спину и посидеть так спокойно (прежде чем сделать следующее движение в намазе).

Затем он совершает второй земной поклон, произнося при этом слова “Аллаху акбар” . Второе “сажда” молящийся совершает точно так же, как и первое (говорит дуа “сажда” и делает любое дуа Аллаху. — Примеч. пер.) .

12) После этого молящийся поднимает свою голову с земного поклона (сажда) и встает для совершения второго ракята. Прежде чем подняться для совершения второго ракята, молящийся сидит немного подобно тому, как он сидел между двумя “сажда”, но не произнося при этом никакого дуа или зикра. Данное действие является желательным, и нет проблем, если молящийся этого не сделает. Если молящемуся не составит труда, то при поднятии он опирается руками о колени. Если же так подниматься трудно, он может опереться о землю. После того, как молящийся встал на второй ракят, он читает суру “Фатиха”, а после нее — что пожелает из Корана. Во втором ракяте он делает все то же самое, что и в первом.

13) Если молящийся совершает намаз, состоящий из двух ракятов, как, например, утренний (фаджр), пятничный или праздничный намазы, то после поднятия головы со второго “сажда” он оставляет стопу правой ноги в вертикальном положении, а левую ногу в распластанном положении. Правую руку он кладет на правое бедро. Пальцы правой руки молящийся собирает в кулак за исключением указательного пальца, который он вытягивает (в направлении Киблы. — Примеч. пер.) . Такое положение указательного пальца является указанием на единобожие (таухид). Также молящийся может собрать мизинец и безымянный пальцы, сомкнуть средний палец с большим и вытянуть указательный.

Достоверно передается, что Пророк (мир ему и благословение) использовал оба эти вида смыкания пальцев при “ташахуде”, поэтому лучше время от времени чередовать их (т.е. иногда собирать пальцы во время ташахуда по первому образцу, а иногда по второму, чтобы притворять все сунны в жизнь. — Примеч. пер.) . Левую руку он ставит на бедро или колено. Далее в таком положении молящийся читает дуа “ташахуда”:

التحيات لله والصلوات والطيبات ، السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين أشهد أن لا إله إلا الله وأشهد أن محمدا عبده ورسوله

“Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник” .

Ат-тахиййату ли-Лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат; ас-саляму ‘аляй-ка аййу-ха н-набиййу ва рахмату Ллахи ва баракятух; ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади Лляхи с-салихин. Ашхаду алля иляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулюх.

После этого он говорит:

اللهم صل على محمد وعلى آل محمد كما صليت على إبراهيم وآل إبراهيم إنك حميد مجيد ، وبارك على محمد وعلى آل محمد كما باركت على إبراهيم وآل إبراهيم إنك حميد مجيد

“О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!”.

Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима инна-ка Хамидун Маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима инна-ка Хамидун Маджид.

Затем молящийся прибегает к защите Аллаха от четырех несчастий, говоря следующие слова:

اللهم إني أعوذ بك من عذاب جهنم ومن عذاب القبر ومن فتنة المحيا والممات ومن فتنة المسيح الدجال

“О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мук ада и от мучений могилы, от искушений жизни и смерти и от зла искушения Лжемессии (аль-масих ад-даджаль)!”.

Аллахумма ин-ни а‘узу би-ка мин ‘азаби джаханнама ва мин ‘азаби ль-кабри ва мин фитнати ль-махйа ва-ль-мамати ва мин шарри фитнати ль-масихи д-даджжаль.

Не зависимо от того, обязательный или желательный намаз совершает молящийся, после прочтения “дуа ташахуда” он может сделать любое дуа, попросив Аллаха о благе этой и Вечной жизни, а также может сделать дуа за своих родителей или кого-либо другого из мусульман. Доводом на это являются слова Пророка (мир ему и благословение), которые он сказал ибн Масуду во время его обучения “ташахуду”: “Затем он может сделать любое дуа, которое ему нравится” (Насаи, Абу Давуд). В другой версии этого хадиса говорится: “Затем он может сделать дуа, попросив у Аллаха все что желает” (Муслим). Сюда входят любые дуа, касающиеся того, что может принести пользу рабу как в этой жизни, так и в Вечной.Затем молящийся говорит слова приветствия “ас-Саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух” (мир вам, милость Аллаха и Его благословение), поворачивая вначале голову направо, а затем налево.

14) Если молящийся совершает намаз, состоящий из трех ракятов (“магриб” — вечерний намаз) или четырех ракятов (“зухр” — полуденный, “аср” — послеполуденный, или “иша” — ночной намаз), то он читает вышеупомянутое дуа “ташахуда” и слова “салавата” (мольбы за Пророка (мир ему и благословение)), а затем встает, опираясь на колени, и поднимает кисти рук до уровня плеч, произнося при этом: “Аллаху акбар” (Аллах величайший).

Поднявшись, он кладет руки на грудь, как описывалось выше, и читает только суру “Фатиха”. Иногда молящийся также может прочитать какую-либо другую суру после “Фатихи” в третьем и четвертом ракятах в полуденном намазе (зухр). О дозволенности этого достоверно известно из хадиса, переданного Абу Саадом (да будет доволен им Аллах) от Пророка (мир ему и благословение).

Произнесение слов “салавата” (дуа за Пророка (мир ему и благословение) не является обязательным в первом “ташахуде”, поэтому молящийся может не говорить их. Но это желательное действие.

Далее молящийся заканчивает намаз, будь то магриб, состоящий из трех ракятов, или зухр, аср, иша, состоящие из четырех ракятов, так же, как он заканчивал фаджр, состоящий из двух ракятов. Он читает те же дуа после “ташахуда”, которые были описаны выше, после чего говорит слова приветствия, обращая лицо в правую, а затем в левую стороны. По окончанию намаза молящийся трижды произносит слова “истигфара”: “Астагфируллах” (Прошу Аллаха о прощении), а затем говорит:

اللهم أنت السلام ومنك السلام تباركت يا ذا الجلال والإكرام

“О Аллах, Ты — Мир («Салям» — одно из имён Аллаха, указывающее на отсутствие у Него каких бы то ни было недостатков), и от Тебя — мир (т.е. Ты избавляешь от любых бед), благословен Ты, о Обладатель величия и Почитаемый!”.

“Аллахумма, Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-саляму, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!».

لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، له الملك وله الحمد وهو على كل شيء قدير ، لا حول ولا قوة إلا بالله ، اللهم لا مانع لما أعطيت ولا معطي لما منعت ولا ينفع ذا الجد منك الجد ، لا إله إلا الله ولا نعبد إلا إياه له النعمة وله الفضل وله الثناء الحسن ، لا إله إلا الله مخلصين له الدين ولو كره الكافرون

“Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется могущество обладающего могуществом. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, не поклоняемся мы никому, кроме Аллаха! Благодеяние, достоинство и наилучшая хвала принадлежит только Ему! Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Мы полностью посвящаем религию только одному Ему, даже если это и не нравится неверным”.

«Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайин кади-р! Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях. Аллахумма, ля мани’а ли-ма а’тайта, ва ля му’тыйа ли-ма мана’-та ва ля йан-фа’у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд. Ля иляха илля Ллаху ва ля на’буду илля ийах! Ля-ху-н-ни’мату, ва ля-ху-ль-фадлю ва ля-ху-с-санау-ль-хасан! Ля иляха илля Ллаху мухлисина ля-ху-д-дина ва ляу кяриха-ль-кяфирун».

Далее он говорит слова восхваления Аллаха — “СубханаЛлах” (Пречист Аллах от всех недостатков), “АльхамдулиЛлях” (Только Аллаху принадлежит вся хвала), “Аллаху акбар” (Аллах Величайший) по тридцать три раза и завершает эти зикры, сказав на сотый раз дуа:

لا الله إلا الله وحده لا شريك له له الملك وله الحمد وهو على كل شيء قدير

“Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество. Ему хвала, Он всё может!”

“Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайин кадир!”

После этого совершивший намаз читает аят “аль-Курси”, а также суры “Ихлас”, “Фаляк” и “Нас”. После утреннего (фаджр) и вечернего (магриб) намазов желательно читать эти три суры по три раза каждую, как это описывается в некоторых хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Произнесение всех этих зикров является желательным деянием, а не обязательным. Также желательным для каждого мусульманина и мусульманки является совершение добровольных молитв: четыре ракята до полуденной молитвы (зухр) и два ракята после “зухра”; два ракята после вечерней молитвы (магриб); два ракята после ночной молитвы (иша) и два ракята до утренней молитвы (фаджр).

В общей сложности — двенадцать ракятов добровольных намазов. Эти добровольные намазы называют “раватиб” (установленные), т.к. Пророк (мир ему и благословение) старался всегда совершать их, когда не был в путешествии.

Будучи же в путешествии, он не совершал эти дополнительные намазы, за исключением сунны (дополнительного намаза) до фаджра и витр намаза (нечетный дополнительный намаз, совершаемый ночью). Он всегда старался совершать эти два дополнительных намаза, даже находясь в путешествии. Все эти дополнительные намазы, включая витр, можно совершать в мечети, однако лучше их делать дома. Потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Лучший намаз — это тот, который человек совершает у себя дома. Исключением являются обязательные намазы” (Бухари, Муслим).

Неуклонное совершение человеком этих дополнительных намазов является одной из причин его вхождения в Рай. На это указывают слова Пророка (мир ему и благословение): “Аллах возведет дом в Раю для того, кто будет совершать двенадцать дополнительных ракятов в течение дня и ночи” (Муслим).

Если человек совершит, четыре ракята до асра или два ракята до магриба и иши, то это тоже хорошо, потому что достоверно передается от Пророка (мир ему и благословение), что он совершал их. Хорошо также, если человек будет совершать четыре ракята до и после зухра, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Аллах запретит Огню (Ада) прикасаться к человеку, который бережно совершал четыре ракята до и после зухра” (Этот хадис передает имам Ахмад, с достоверной цепочкой передатчиков от Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах).

Смысл хадиса в том, что этот человек совершал четыре дополнительных ракята после зухра — это больше обычных установленных двух ракятов. Потому что сунной является совершение четырех ракятов до зухра и двух после. Если человек будет молиться после зухра не два, а четыре ракята, то получит ту награду, о которой говорится в хадисе Умм Хабибы (да будет доволен ею Аллах).

Успех же принадлежит только одному Аллаху, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду ибн Абдулле, его семье, сподвижникам и всем тем, кто последовал за ним наилучшим образом вплоть до Судного дня.

Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да помилует его Аллах)

Столпом ислама считается намаз. Это мусульманская молитва, которую верующие совершают пять раз в день. Через молитву человек, раб Аллаха, поклоняется с помощью духа и тела своему Господу. На важность слов намаза для верующих указано в Священной Книге ислама. Мусульманин через намаз очищается от пороков и зла на душе.

Правила проведения

Для каждого верующего чтение намаза является строго обязательными. Молитвы читают при соблюдении определенных правил в отведенное время.

Правила молитвы для намаза:

Только при соблюдении всех правил человек допускается для поклонения. На этот шаг он должен пойти, только если он в этом уверен.

Недопустимые действия

Недопустимые действия:

  • отречение от веры ислама;
  • специальное неисполнение столпа;
  • занятия посторонними делами и разговорами;
  • нарушение порядка аятов;
  • прием пищи, смех и веселье;
  • произнесение столпов и зикров в душе, когда ваш язык остается неподвижным;
  • лишние движения головой, взгляд вверх, руки на поясе или локти на земле при земном поклоне очень нежелательны;
  • при групповом поклонении недопустимо опережать имама.

Намаз включает в себя определенный набор действий согласно ракаатов и чтение сур Корана. Обязательно ежедневно пятикратная читка намазов:

  • ФАДЖР - проводится рано утром.
  • ЗУХР - намаз совершается в обед, дневная молитва.
  • АСР - предвечерний намаз.
  • МАГРИБ - совершается вечером.
  • ИША - ночной намаз.

Ученые ханафитского мазхаба предлагают сделать обязательным ваджиб, который проводится после ночного намаза.

Главная фраза всех верующих - молитва «Бисмилляхи Рахмани Рахим». Всю силу и мощь бисмать не может объяснить ни один перевод. Любое дело верующий начинает с этой молитвы, и получают благословение и будут награждены в Судный день, получат прощение от совершенных грехов.

Молитва для начинающих

Для новичков обращение включает в себя два раката и не является сложным в совершении.

Такой текст молитвы намаза может выполняться в дополнительных молитвах. Правила и порядок являются общими для женщин и мужчин. Во время процесса женщина произносит суры и дуа на арабском языке. Для нее важно понимать смысл произносимых молитв. Знание арабского языка и произнесение сур на нем является очень важным и необходимым. Каждая мусульманка должна знать, что такое солят (молитва), сколько необходимо совершать необходимых поклонений и количество ракатов в них.

Порядок для женщин:

Для начинающих и женщин возможно только чтение суры Фатиха с дальнейшим переходом к совершению Руки. Женщина может просто сделать небольшой наклон вперед. Для слабого пола сложно полностью выровнять спину, и на это способная не каждая женщина.

Девочки и девушки пользуются правилами исполнения для женщин. Проводить молитвы рекомендовано в домашних условиях. Совершать их они могут и без имама. При нахождении в мечети мусульманка должна стоять позади мужчин.

Намаз, который исполняет женщина, даст ей награду от Аллаха - у нее будет счастливая семья и воспитание детей по нормам ислама.

В исламе беременность особо почитаема для женщины. Она исполняет миссию продолжения рода человеческого. Верующая должна соблюдать определенные правила.

Правила для ожидающих потомство:

  • благодарить Всевышнего;
  • проявлять терпение согласно аята;
  • читать дуа для удачных и легких родов;
  • прослушивать Коран - его услышит и ребенок, пока не родившийся.

Намаз в этот период можно выполнять сидя или лежа. Во время беременности рекомендовано посещение специальных курсов. Изучение методики Ламаза поможет обрести уверенность в благополучном исходе родов и поможет снизить болевые ощущения.

Язык Корана

Мусульманские богословы постоянно подчеркивают необходимость точного прочтения слова Божьего. Любой перевод Корана, будь он самым гениальным, может внести или содержать какие-то неточности и искажения слов Корана. Поэтому традиционные мусульманские молитвы и чтение Корана возможны только на арабском языке.

Считается, что нет никаких переводов Корана. Есть простой пересказ заложенных в нем смыслов. Что положено делать на арабском языке, то надо делать на арабском. Поэтому на русском языке читать намаз нельзя. Обращаться же к Всевышнему с просьбами, не читая при этом Коран, можно на любом языке.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Молитва - одно из обязательных для мусульманина деяний, которое обозначается, как «фард». Правильный намаз - залог успеха мусульманина. О том, как правильно читать намаз, вы сможете прочитать на нашем сайте. Читаем намаз правильно вместе с Namaz-time.

Итак, главное, с чего следует начать совершение намаза - ритуальное омовение - тахарат. После этого, определите, в какой стороне находится Кааба и расстелите молитвенный коврик по этому направлению. Следующее обязательное действие молящегося - произнесение намерения для совершения молитвы. Намерение формулируется следующим образом:

«Я намерился совершить 2 ракаата дополнительного (сунна) утреннего намаза, искренне ради Аллаха». Количество ракаатов и название намаза в этом предложении заменяется в зависимости от того, какой намаз вы собираетесь прочесть.

Читаем намаз правильно: порядок совершения поклонов

  1. Такбир. При такбире поднимаем руки и произносим слова такбира «Аллах акбар!» (Аллах велик!). При этом мужчины касаются большими пальцами рук мочек ушей с обратной стороны, а женщины поднимают руки до уровня плеч.
  2. Сана. После этого мужчины опускают руки ниже пупка и складывают их друг на друга так, чтобы правая осталась сверху. Женщины делают то же самое, но их руки остаются на уровне груди. При этом читается следующее: «Субханака-ллахумма ва-би-хамдика ва-табарака-смука ва-тагала җаддука ва-ла илаха гайрук» . (Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, да будет благословенным Имя Твое, и возвысится пребывание Твое, и нет божества, кроме Тебя. Агузу би-ллахи мина-ш-шайтани-р-раҗим. (Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями). Би-сми-ллахи-р-рахмани-р-рахим. (Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного.)
  3. Далее читается сура «Аль-Фатиха». «Би-сми-ллахи-р-рахмани-р-рахим Ал-хамду ли-ллахи рабби-л-галамин. Ар-рахмани-р-рахим. Малики йавми-д-дин. Иййака нагбуду ва иййака настагин. Ихдина-с-сирата-л-мустаким. Сирата-ллазина ’ан‘амта ‘алайхим гайри-л-магдуби ‘алайхим ва-ла-д-даллин» . (Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Царю в День суда. Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь, веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, — не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших).
  4. После «Аль-Фатиха» читается любая другая сура из Корана. Например, «Аль-Ихлас»: «Бисми-ллахи-р-рахмани-р-рахим. Кул хуа-ллаху ахад. Аллаху-с-самад. Лам йалид ва-лам йулад. Ва-лам йакул-лаху куфуван ’ахад» . (Скажи: «Он Аллах Вечный, не родил, и не был рожден, и не был Ему равным ни один».)
  5. Поясной поклон. Произнеся такбир «Аллах акбар», наклоняемся вперед и трижды произносим «Субхана раббийа-л-‘азыйм» (Слава моему Великому Господу).
  6. Произнеся такбир «Аллах акбар», выпрямляемся и произносим: «Сами‘а-ллаху лиман хамидах» (Аллах слышит того, кто Его восхваляет.) «Раббана лака-л-хамд». (Господи наш, Тебе лишь хвала.)
  7. Снова произносим такбир «Аллах акбар» и совершаем земной поклон. Сначала земли касаются колени, затем руки, а потом лоб и нос. В этом положении трижды произносим «Субхана раббийа-л-а‘ла!» (Слава моему Высочайшему Господу).
  8. Произносим такбир «Аллах акбар» и приходим в сидячее положение.
  9. Снова повторяем земной поклон.
  10. Произнеся такбир, возвращаемся в первоначальное положение, когда руки соединены на уровне пупка у мужчин и на уровне груди у женщин. (Так завершается 1-первый ракаат).
  11. Во втором ракаате повторяются все те же действия за исключением некоторых:
    • не следует читать сана и тасавух;
    • после суры «Аль-Фатиха» желательно прочитать другую суру из Корана;
    • после второго земного поклона необходимо прочитать «Ташахуд».
  12. Присаживаемся и читаем следующее: «Ат-тахиййату ли-ллахи ва-с-салавату ва-т-таййибат. Ас-саламу ‘алайка аййуха-н-наби, ва-рахмату-ллахи ва-баракатух. Ас-саламу ‘алайна ва-‘ала ‘ибади-ллахи-с-салихин. Ашхаду ’ал-ла ’илаха ’илла-ллаху ва-ашхаду ’анна Мухаммадан ‘абдуху ва-расулух» . (Прославления, мольбы, богоугодные деяния Аллâћу. О Пророк, мир тебе, милость Аллâћа и Его благословение. Мир и здравие нам и праведным слугам Аллâћа. Свидетельствую, что нет боже-ства, кроме Аллâћа, и что Муħаммад — раб и Посланник Его).
  13. Если намаз состоит из двух ракаатов, далее следует прочитать салават, аят-дуа и дать салям. Если намаз состоит из 4 ракаатов, после ташахуда следует вернуться к 1 ракаату и снова все повторить.
  14. Салават: «Аллахумма салли ‘ала Мухаммадив-ва-‘ала ’али Мухаммадин кама саллайта ‘ала ’Ибрахима ва-‘ала ’али ’Ибрахима, ’иннака хамидум-маҗид. Аллахумма барик ‘ала Мухаммадив-ва-‘ала ’али Мухаммадин кама баракта ‘ала ’Ибрахима ва-‘ала ’али ’Ибрахима, ’иннака хамидум-маҗид». (Аллах! Благослови Мухаммада и семью Myхаммада, как Ты благословил Ибрахима и семью Ибрахима. Воистину, Ты Достославен, Достохвален и Велик. Аллах! Окажи Мухаммаду и его семье щедрость Свою, как Ты одарил щедростью Своей Ибрахима и семью его. Воистину, Ты Достославен, Достохвален и Велик.)
  15. Аят-дуа: «Раббана ’атина фи-д-дунйа хасанатав-ва-фи-л-’ахирати хасанатав-ва- кина ‘азаба-н-нар». (Господи наш, даруй нам в ближней жизни добро и в последней — добро и защити нас от наказания огня).
  16. Салям. Повернув голову направо произносим: Ас-саламу ‘алайкум ва рахмату-ллах. (Мир вам и милость Аллаха). То же самое повторяем, повернув голову на левую сторону.
  17. В завершение намаза произносим дуа «Аллахумма ’анта-с-салам, ва-минка-с-салам! Табаракта йа за-л-җалали ва-л-’икрам!» . (О Аллах, Ты есть мир, и от Тебя исходит мир, умножилась Твоя благодать, о обладатель величия и почета). Вы узнали как правильно совершать намаз. Возможно, в начале этот порядок действий покажется вам сложным и не запоминающимся. Однако, ежедневные практики помогут вам в освоении нового для вас дела.

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и духа.

В Священной Книге ислама и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) имеется множество упоминаний того, какую важность представляет намаз для верующих. Так, в суре «Паук» наш Создатель фактически повелевает совершать намаз:

Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного (29:45)

Практика суннитского ислама покоится на четырёх мазхабах, наличие которых знаменует гибкость всей религиозной системы. В этом материале мы расскажем, как читается намаз мужчинами в рамках этих общепринятых богословско-правовых школ в суннизме. Ввиду того, что среди русскоязычных мусульман доминирует ханафитский мазхаб, в качестве иллюстрации будет представлен видеоматериал о порядке совершения молитвы согласно именно этой богословско-правовой школе.

Напомним, что обязательными условиями для признания намаза действительным являются: исповедание человеком ислама и его душевная полноценность, совершеннолетие (с позиции Шариата), молитва в строго установленное для неё время (расписание намазов для городов РФ и государств, входящих в СНГ, представлено ) , наличие тахарата, чистота одежды и места совершения намаза, соблюдение аурата (чтобы срамные места не открывались во время поклонов), обращение к Кыйбле (Каабе), намерение человека прочитать намаз.

Опишем пошаговое совершение молитвы на конкретном примере с видео.

Порядок чтения намаза

(на примере утреннего)

Эта молитва включает в себя по два ракаата суннат и фарда. Верующий первоначально должен стоя вслух либо про себя произнести намерение (ният) на совершение именно утренней молитвы. Далее говорится такбир тахрим - «Аллаху Акбар!» («Аллах велик!»). Данный вид такбира свидетельствует о начале намаза. После него человеку запрещается произносить посторонние слова и совершать движения, не относящиеся непосредственно к молитве. В противном случае она не будет считаться выполненной.

Важно обратить внимание на то, как располагаются руки во время такбира тахрим. В ханафитском и маликитском мазхабе утверждается необходимость на уровне сунны поднимать руки мужчинам до затылка и совершать касание большим пальцем мочки уха, тогда как в шафиитском и ханбалитском делать этого не нужно. После этого действия читается дуа-сана:

CубханакАллахумма уа бихамдика, уа табаракасмука, уа тааля джаддука, уа ля иляха гайрук

Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

Отметим, что в рамках шафиитского мазхаба используется другая дуа-сана:

Уаджяхту уаджхия лил-лязии фатарас-самауаати уаль-ард, ханиифам-муслима, уа ма ана мин аль-мушрикин, иннас-саляти уа нусуки, уа махъяйя, уа мамати лил-ляхи раббиль-‘алямин, ля шарикя лях, уа би заликя умирту уа ана миналь-муслимин

Перевод:«Я оборачиваю своё лицо к Тому, Кто сделал небеса и землю. И я не многобожник. Воистину, моя молитва и моё благонравие, жизнь и смерть принадлежат только Аллаху - Господу миров, у Которого нет сотоварища. Именно это мне было велено совершить, и я один из числа мусульман (покорившихся Всевышнему Творцу)».

Кисти рук в этот момент, по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчинам следует располагать ниже пупка. Большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой. В шафиитском мазхабе руки должны быть выше пупка, но ниже груди. У маликитов обычно руки опущены. В ханбалитском мазхабе нет единого мнения по поводу того, куда именно класть руки - ниже или выше пупка. Решение этого вопроса оставляется на усмотрение самого правоверного.

Ракаат №1

Стояние - кыям

Вслед за дуа-сана читаются формулы «таауз»: «Агузу бил-Ляхи мин аш-шайтан ир-раджим» («Прибегаю к Аллаху от [скверны] побиваемого камнями дьявола») , басмалла: «БисмиЛляях ир-Рахмаан ир-Рахиим» («Именем Аллаха [начинаю дело]») и «Фатиха». Затем любая другая сура либо идущие подряд коранические аяты (не менее трёх). Примером дополнительного коранического текста, который можно причитать в первом ракаате, является сура «Каусар»:

Иннаа агътайнаа кяль-кяусар. Фас̣алли ли-раббикя уа-анх̣ар. Иннаа шаа ниякя хуваль-абэтар (108:1-3)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву):«Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным».

Вертикальное положение молящегося при чтении «Фатихи» и иных частей коранического текста называется «кыям» (стояние).

Поясной поклон - руку’

Далее верующий делает поясной поклон (руку’ или рукугъ), опирается ладонями со слегка расставленными пальцами на коленные чашки, как это показано на фото, стараясь держать спину прямо параллельно полу, и трижды произносит про себя слова: «СубханаРаббиаль-Газыйм» («Пречист мой Великий Господь»). Потом следует выйти из состояния руку’ в вертикальное положение со словами: «СамигАллаху ли-ман хамидя» («Аллах слышит того, кто произносит прославления»). Затем молящийся произносит про себя формулу: «Раббана лакаль-хамдэ» («О наш Господь, Тебе похвала»). При выходе из поясного поклона руки человека опущены вдоль туловища.

Отметим, что в шафиитском и ханбалитском мазхабах перед началом поясного поклона человеку надлежит поднимать руки, как в случае такбира тахрим у ханафитов и маликитов. В то же время для последних это движение внутри намазов с чётным числом ракаатов нехарактерно.

Земной поклон - суджуд

Следующим элементом намаза является суджуд (или саджда) - земной поклон со словами табира тахрим. По тому, как совершать это действие, мнения в разных мазхабах разошлись. Большинство мусульманских учёных разных школ, опираясь на сунну Милости миров Мухаммада (с.г.в.), заявили, что вначале на пол опускаются колени, далее - кисти рук и, наконец, голова, которая располагается между кистями. В шафиитском же мазхабе руки ставятся на уровне плеч. Кончики пальцев необходимо держать неоторванными от пола и направить их в сторону Кыйблы. Глаза в суджуде не нужно закрывать.

Саджда символизирует покорность правоверного воле Всевышнего. По сути, это главный элемент намаза - человек опускает свою важнейшую и самую высокую часть тела (голову) в самый низ (пол/землю). Необходимо, чтобы с поверхностью соприкасались и лоб, и кончик носа, а пальцы ступней не отрывались от пола. В этом положении трижды произносятся слова «СубханаРаббиаль-Агъля» («Пречист Мой Господь, Который превыше всего») . Молящийся выходит из суджуда с такбиром «Аллаху Акбар». При этом сначала он приподнимает голову, далее - руки и присаживается на левую ногу. В сидячем положении руки располагаются на бёдрах так, чтобы пальцы дотрагивались до колен. В таком положении верующий пребывает несколько секунд, после чего снова делает земной поклон по описанному здесь алгоритму.

Выход из саджды в нечётных ракаатах осуществляется так, что сначала молящийся отрывает от пола лицо, потом кисти рук. Человек возвращается в вертикальное положение (со словами «Аллаху Акбар»), аналогичное кыяму первого ракаата. Таким образом, начинается второй ракаат намаза.

Ракаат №2

В кыяме вновь сначала читается сура «Фатиха», после которой следует любая иная сура или не менее трёх идущих друг за другом аятов. Однако это должны быть отличные от использованных в первом ракаате отрывков из Для примера возьмём суру «Ихлас»:

Куль ху Аллаху ах̮адэ. Аллааху с̣амадэ. Лям ялидэ уа лям юлядэ. Уа лям я куль ляху куфуан ах̣адэ (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему"»

Ташаххуд

Во втором ракаате мусульманин делает поясной и земной поклоны, аналогичные тем, что совершались в первом ракаате. Единственное отличие - после суджуда молящийся остаётся в сидячем положении - кууд (при этом правая ступня располагается перпендикулярно полу, а её пальцы должны быть направлены в сторону Кыйблы, левая же ступня лежит свободно, прижимаясь верхней частью к полу под весом молящегося) и проговаривает про себя дуа-ташаххуд:

Ат-тахияту лиЛляхи уас-салауату уат-тайибат. Ас-саляму галяйкя, айухан-набийу, уа рахматуЛлахи уа баракятух. Ас-саляму аляйна уа аля гыйбадиЛляхис-салихин. Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх

Перевод:«Приветствия Аллаху, молитвы и превосходные выражения, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник».

Желательным действием (мустахаб) при сидении и чтении ташаххуда считается приподнимание указательного пальца правой руки в момент произнесения про себя фрагмента шахады о вере во Всевышнего («Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху») . На следующей фразе («уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх») необходимо опустить палец и вернуть кисть в исходное состояние.

Салават

Вслед за ташаххудом, если намаз состоит из двух ракаатов (например, суннат и фард в утренней молитве, суннат - в полуденной, вечерней и ночной молитвах), читается салават. Это фактически мольба за Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), состоящая из двух похожих друг на друга частей:

Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа саляйта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджиид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа баракта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджид

Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты делал в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы, Славный!»

По окончании салавата читается аят из суры «Бакара»:

Раббаня аттина фид-дунья хасанатан уа фил ахирати хасанатан, уа кыйна газабаннар (2:201)

Перевод смысла: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».

Салям

Вслед за этим молящийся, поочередно поворачивая лицо вправо-влево и устремляя взор на свои плечи, произносит салям:

Ас-Саляму галяйкум уа рахматуллах

Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».

Существует множество мнений относительно того, кому именно адресовано приветствие. Если суммировать разные точки зрения, то это действие символизирует приветствие, которое верующий произносит в адрес других молящихся, ангелов, записывающих деяния человека, и джиннов-мусульман.

На этом моменте заканчивается намаз, состоящий из двух ракаатов. После саляма молящийся трижды произносит слово «Астагфирулла» («Прости меня, Господи») и завершает молитву дуа:

Аллахумма антяс-саляму уа минкяс-саляям, табарактя я-заль-джаляяли уаль-икрам

Перевод: «О Аллах, Ты - мир, и только от Тебя исходит мир. Дай нам благословение».

Молящийся произносит эти слова, подняв руки на уровне груди. После этого он опускает руки, проводя ими по лицу.

Чтение намаза наглядно продемонстрировано на видео.

Важные особенности

Части намаза, являющиеся суннатом, совершаются таким образом, что верующий говорит все слова про себя. В фардовой части всё обстоит немного по-другому. Такбир тахрим, остальные такбиры при совершении руку и саджда, салям произносятся вслух. При этом в фардах утренней, вечерней и ночной молитв в первой паре ракаатов «Аль-Фатиха» и дополнительная сура (либо аяты) также читаются молящимся громко.

Намаз, состоящий из 4 ракаатов, совершается практически так же. Отличие лишь в том, что во 2-м ракаате после ташаххуда молящийся должен встать на 3-й ракаата, исполнить его, как первый, а 4-й - как второй с салаватом, салямом и завершающим дуа. Здесь необходимо отметить, что в четырёхракаатных фард-намазах во время стояния (кыям) в 3-м и 4-м ракаатах после «Фатихи» ни одна короткая сура не читается. Вместо неё верующий сразу уходит в поясной поклон.

Подобный порядок совершения намаза характерен для всех суннитских мазхабов.

Количество ракаатов, названия и всех пяти намазов

Утренняя молитва () - два ракаата суннат и два фарда.

Время: от рассвета до начала восхода солнца. В хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) указывается, что «если человек успевает совершить первый ракаат утреннего намаза (имеется в виду её фардовой части) до восхода солнца, то его намаз засчитывается» (Бухари). Если же верующий опоздает, то этот намаз нужно перечитать спустя полчаса после того, как взойдёт солнце.

Полуденный намаз ( , ойля) - четыре ракаата суннат, четыре фарда и два суннат.

Время: с момента, когда небесное светило перестаёт быть в зените (заваль), и до того, когда тень предмета будет больше него самого. В богословской среде по вопросу о выходе времени полуденного намаза есть разногласия. Имам Агзам Абу Ханифа считал, что этот момент наступает тогда, когда тень предмета превышает его длину вдвое. Однако другие алимы-ханафиты, как и представители остальных трёх мазхабов, настаивали на позиции, что время молитвы зухр истекает как только тень становится больше предмета.

Предвечерний намаз ( , икенде) - четыре ракаата фарда.

Время: с момента, когда тень предмета будет больше него самого, и до солнечного заката. Есть специальная формула расчёта времени предвечернего намаза, благодаря которой можно определить приблизительно, когда следует приступать к молитве. Для этого необходимо точно знать, когда небесное светило выходит из зенита, и в какое время наступает закат. Данный промежуток делят на 7 частей, из которых 4 отводится на время молитвы зухр, а 3 - на аср-намаз.

Вечерний намаз ( , ахшам) - три ракаата фарда и два суннат.

Время: после захода солнца и до того как исчезнет вечерняя заря.

Молитва, которая состоит из трёх ракаатов, совершается таким образом, что после ташаххуда второго ракаата верующий поднимается на третий. В его рамках он про себя произносит суру «Фатиха» и уходит в поясной поклон. Далее следует выход из этого положения, земной поклон и сидение (кууд), в рамках которого верующий читает ташаххуд, салават, аят из суры «Бакара», произносит приветствие (салям) и завершает намаз.

Ночной намаз ( , ясту) - 4 ракаата фарда и два суннат.

Время: от исчезновения вечерней зари до начала утреннего рассвета.

Время, когда запрещается читать намаз

В одном из своих хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.) запретил читать молитву (салят):

1) когда восходит солнце вплоть до того, как оно не поднимется, т.е. примерно 30 минут после восхода;

2) когда небесное светило оказывается в зените;

3) когда происходит солнечный закат.

(Хадис с подобным смыслом приводится у Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджи).

Отметим, что суннат-части пяти обязательных намазов, которые упомянуты выше, относятся к сунне-муаккада. Это те добровольные действия, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал. Однако есть такой подвид сунны, которую Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) иногда мог пропустить. В фикхе такие действия называются «сунна гайр муаккада». Перечислим случаи, когда встречается эта сунна применительно к намазу:

1. Четыре ракаата перед предвечерней (аср) молитвой, то есть перед фардовой частью намаза.

2. Два ракаата после полуденной (зухр) молитвы, то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этого намаза.

3. Два ракаата после ночного намаза (иша), то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этой молитвы.

4. Два ракаата после пятничной молитвы, то есть после последних четырёх ракаатов сунны-муаккада джума-намаза.

Пусть Ваш намаз будет принят Аллахом!