Шестая заповедь. «Не убивай

В современном, и скорее несовременном мире тоже, не работает.

Объясняю.

Самоубийца берет полностью заряженный револьвер и стреляет себе в висок. - Явное нарушение заповеди. Русская рулетка: самоубийца заряжает шестизарядный револьвер одним патроном, прокручивает барабан, чтобы не знать в каком положении находитя патрон, приставляет к голове, нажимает курок, раздается выстрел... Или не раздается - все равно нарушение заповеди.

Автомобиль согласно правилам дорожного движения - транспортное средство повышенной опасности, что подтверждается статистикой - на дорогах России ежегодно гибнет свыше 30000 человек. Причем гибнут не только по вине водителя, но и по неосторожности пешеходов, по вине водителей других машин. Следовательно, всякий, кто управляет машиной по сути играет в русскую рулетку, имеет шанс кого-то убить, следовательно он является нарушителем заповеди. Но и пешеходы осведомлены о смертельной опасности, подстерегающей их даже при переходе дороги строго по ПДД. Следовательно и они играют в русскую рулетку, то есть самоубийцы, и нарушают заповедь. В эпидемию гриппа, которая нас всех ожидает, всегда есть смертельные случаи. Следовательно, любое общение с людьми влечет риск заражения гриппом и смерти. Значит, всякий общающийся с любым человеком - самоубийца. Ушел человек в тайгу, чтобы ни с кем не общаться, не пересекаться с автотранспортом, но и тут он оказывается самоубийцей, ведь в тайге водятся клещи, волки, медведи,..

Короче, человек везде сознательно или по глупости (что еще греховнее, ибо отягощает грех самоубийства грехом воровства у себя ума) обязанность подвергает себя смертельной опасности.

Как говорил Жванецкий: "Может в консерватории чего-то поменять?". Может прежде чем говорить о грехах, следует прочесть с комментариями первоисточник на языке оригинала, а не довольствоваться пересказами?

В Торе написано: “кто злонамеренно умертвит ближнего своего лукаво, то от жертвенника Моего бери его на смерть” (Шмот 21.14). Это право распространялось даже на священника, участвующего в богослужении. Иными словами, откровенный и наглый убийца не может найти укрытие даже у жертвенника , не может рассчитывать на то, что его преступление покроет святость Храма.

Требуя вынесения смертной казни убийце, Тора налагает на еврейский суд целый ряд ограничений и предосторожностей, чтобы исключить судебную ошибку, могущую привести к наказанию невиновного. Даже в эпоху Храма, когда судам было дано право выносить смертные приговоры, осуществить это право на практике, т.е. приговорить человека к смерти, было невероятно трудно. Санедрин (Верховный еврейский суд), вынесший всего один смертный приговор за 70 лет, назван в Талмуде «кровавым».

И сразу пометка на полях: поскольку Христос никого не убивал, то не только Первосвященник но и Санедрин просто не в состоянии были приговорить его к смерти. Поэтому христианство основано на откровенном бреде.

В Торе есть особая заповедь предотвращения убийства: «Не стой на крови своего ближнего». Среди прочего, в нее входит обязанность вовремя остановить потенциального убийцу. Тот, кто этого не делает, фактически поощряет преступление. Если можно остановить убийцу, не убивая его, то так и надо поступить. Другими словами, в этом случае его просто запрещено убивать. Но если очевидно, что «гуманные» методы не дадут результата, то необходимо идти на крайнюю меру пресечения.

Убивать разрешено также в следующих случаях. При самозащите: если кто-то покушается на вашу жизнь, вы обязаны опередить его, убить этого человека (если другого спасения нет), прежде чем он осуществит свое преступное намерение.

На человека, исполняющего приговор суда, тоже не распространяется заповедь «не убивай».

Разрешено убивать противника на войне, ибо война считается коллективной формой самозащиты.

У заповеди «не убивай» есть связь с заповедью, говорящей о почитании отца и матери. Сказано: тот, что материально обеспечен, но не помогает своим старым, нуждающимся родителям, подобен убийце. В то же время эта заповедь предостерегает нас от другой крайности: например, любящему сыну, ревниво берегущему честь и достоинство родителей, запрещено покушаться на жизнь их обидчика, а родителям нельзя требовать этой мести от своих детей.

В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.

В одной из предыдущих бесед, посвященных Десяти заповедям, если вы помните, мы рассказали об атеисте, который при встрече с раввином заявил, что тоже соблюдает Десять заповедей, поскольку на них основана общечеловеческая мораль. Затем, правда, выяснилось, что он не слышал о заповеди чтить субботу, а следовательно, субботу не чтил. К тому же, будучи убежденным материалистом, живущим в рамках западной культуры, он искренне верил и поклонялся целому ряду современных идолов, не догадываясь о запрете Торы. В довершение всего он не выполнял заповедей, требующих признания существования Всевышнего, а также запрещающих напрасно произносить Его Имя. Он не всегда уважительно разговаривал со своими родителями, как того требует заповедь «почитай своих отца и мать». И, лишь когда очередь дошла до заповеди «не убивай», атеист облегченно вздохнул: «Вот ее-то я и имел в виду, когда сказал, что тоже соблюдаю общечеловеческие законы и правила! Эту заповедь я исполняю на все сто процентов». На это раввин заметил: «Не спеши. Ты хоть знаешь, что она означает?»

Итак, шестая по счету заповедь — «не убивай». Тора однозначно запрещает убивать. Более того, запрещено прямо или косвенно подвергать опасности человеческую жизнь. Торой декларируется абсолютная ценность жизни, ради сохранения которой она разрешает и в крайних случаях даже требует нарушить многие другие заповеди.

В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего . Поэтому убийство — не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца. Сказано в Талмуде: «Тот, кто убьет хотя бы одну душу — уничтожит целый мир. А тот, кто спасет хоть бы одну душу — спасет целый мир».

Маленькое отступление. На страницах русскоязычной прессы иногда можно встретить совершенно нелепые обвинения: мол, репатрианты, поселившиеся в религиозном квартале, не могут вызвать «скорую помощь» в субботу, а в каком-то месте машину «скорой», которая ехала к больному по срочному вызову, ортодоксы забросали камнями. Заметим: те, кто выливают подробные бредни на невинные головы читателей, нарушают важную общечеловеческую заповедь: «не бредь». Но об этом запрете мы поговорим в другой раз, а пока — запрет на убийство.

В случае угрозы человеческой жизни Тора отменяет все субботние ограничения. За примерами далеко ходить не надо. Обратите внимание — кто приезжает за роженицами в субботу? Причем не только в религиозные кварталы. Вся бригада «скорой помощи», включая шофера и санитара, состоит из хасидов, — настоящих, с пейсами и в кипах. Иногда можно видеть, как религиозный еврей, прервав субботний покой, сам везет жену в приемный покой родильного отделения.

Ибо запрещено подвергать жизнь опасности. При даровании Торы Десять заповедей были запечатлены на двух каменных скрижалях и размещены парами — одна против другой. Заповедь «не убивай» соседствует с первым законом «Я — Всевышний». Получается, что нарушение этой заповеди, т.е. убийство, означает, по сути, отрицание Творца Вселенной.

«Не убивай»! — одна из трех заповедей, о которых сказано: «Умри, но не сделай». (В ту же группу входят запреты на идолопоклонство и некоторые виды прелюбодеяния.) Что это означает? Если тебе скажут: «Убей такого-то человека, а иначе мы убьем тебя», — надо ответить: «Разве моя кровь краснее его крови?» Другими словами, следует предпочесть собственную гибель убийству по принуждению. Иначе знай, что ты совершаешь преступление, нарушая запрет на убийство.

Заповедь «не убивай» кажется очевидной и понятной. На самом деле здесь есть немало тонкостей. Ведь мир устроен сложно и состоит не из крайностей, а из нюансов. Взять хотя бы модное нынче явление — эвтаназию. Некоторые неизлечимо больные люди или люди, страдающие депрессией, заявляют о своем праве добровольно уйти из жизни, чтобы скорее избавиться от мучений и чувства обреченности. Нашлись даже врачи, которые, вопреки профессиональной этике (хотя этика теперь тоже вещь переменчивая) и клятве Гиппократа, специализируются на «помощи» таким больным.

Тора категорически осуждает эвтаназию, как и любую другую форму самоубийства. Ибо самоубийство по существу ничем не отличается от убийства. Сюда же относятся случаи, когда умерщвление тяжело и безнадежно больного человека, уже неспособного решать свою судьбу, совершается по просьбе его близких, которым невыносимо видеть его страдания.

Давайте будем честными. При атеистическом взгляде на мир трудно объяснить, зачем нужно спасать человека, который обременителен для общества, для своей семьи и к тому же сам не хочет больше жить. Но еврейская традиция по-другому оценивает эту ситуацию. Она говорит, что у человека есть бессмертная душа, что появление этой души в нашем мире неслучайно, как неслучайны все ее проявления в каждый момент ее жизни. Наше бытие наполнено глубоким смыслом. Брать на себя роль Создателя, решающего, когда человеку пора покинуть землю, Тора считает преступлением.

Даже если человек лежит без сознания или тяжко мучается от болей, всякое активное действие, направленное на ускорение его смерти хотя бы на одну секунду, рассматривается как убийство. А за убийство иудаизм требует наказывать по принципу «мера за меру», т.е. в данном случае — «высшей мерой».

Сразу оговоримся. Требуя вынесения смертной казни убийце, Тора налагает на еврейский суд целый ряд ограничений и предосторожностей, чтобы исключить судебную ошибку, могущую привести к наказанию невиновного. Даже в эпоху Храма, когда судам было дано право выносить смертные приговоры, осуществить это право на практике, т.е. приговорить человека к смерти, было невероятно трудно. Санедрин (Верховный еврейский суд), вынесший всего один смертный приговор за 70 лет, назван в Талмуде «кровавым».

Еще одна серьезная проблема сегодняшнего дня — аборты. Аборт тоже считается убийством, если нет опасности для жизни и душевного здоровья будущей матери. Под опасностью для душевного здоровья подразумеваются не бытовые сложности, вызванные незапланированным появлением ребенка, а вполне конкретные и серьезные психические заболевания. В каждом отдельном случае необходимо проконсультироваться с врачом и компетентным раввином, специализирующимся на подобных вопросах.

Заповедь «не убивай» требует также избегать ситуаций, которые могут привести к убийству. Если вы видите, что кто-то собирается подвергнуть опасности свою жизнь или жизнь других людей, вы обязаны сделать все, чтобы остановить его.

В качестве примера возьмем самый распространенный случай. Допустим, после обильной выпивки наш приятель собирается сесть за руль автомобиля. Конечно, у него и в мыслях нет кого-то убивать, но очевидно, что в таком состоянии он превращается в потенциального убийцу — или самоубийцу, что, с точки зрения Торы, одинаково преступно. Поэтому наша обязанность — помешать ему отправиться в путь. Для этого можно использовать любые средства — уговоры, хитрость, физическое воздействие, вплоть до вызова полиции.

В Израиле и других развитых странах автомобиль давно превратился в самое распространенное средство непреднамеренного убийства. На израильских дорогах стало печальной нормой безрассудное вождение с нарушением всех законов вождения — обгона, ограничения скорости и прочих очевидных положений свода дорожных правил. Поэтому неудивительно, что в результате автомобильных аварий у нас на дорогах погибло людей больше, чем от всех арабо-израильских войнах вместе взятых. Еще раз напоминаем: если нас везет лихач, нельзя стесняться сделать ему замечание. Надо остановить его, помешать. Сделать все, что в человеческих силах. Тем самым мы не только предотвратим возможную трагедию, но и выполним одну из важнейших заповедей Торы: «Не убивай!»

И все же иудаизм далек от пацифизма. Более того, он считает эту идею аморальной. В Торе есть особая заповедь предотвращения убийства: «Не стой на крови своего ближнего». Среди прочего, в нее входит обязанность вовремя остановить потенциального убийцу. Тот, кто этого не делает, фактически поощряет преступление. Если можно остановить убийцу, не убивая его, то так и надо поступить. Другими словами, в этом случае его просто запрещено убивать. Но если очевидно, что «гуманные» методы не дадут результата, то необходимо идти на крайнюю меру пресечения.

Убивать разрешено также в следующих случаях. При самозащите: если кто-то покушается на вашу жизнь, вы обязаны опередить его, убить этого человека (если другого спасения нет), прежде чем он осуществит свое преступное намерение.

На человека, исполняющего приговор суда, тоже не распространяется заповедь «не убивай».

Разрешено убивать противника на войне, ибо война считается коллективной формой самозащиты.

У заповеди «не убивай» есть связь с предыдущей заповедью, говорящей о почитании отца и матери. Сказано: тот, что материально обеспечен, но не помогает своим старым, нуждающимся родителям, подобен убийце. В то же время эта заповедь предостерегает нас от другой крайности: например, любящему сыну, ревниво берегущему честь и достоинство родителей, запрещено покушаться на жизнь их обидчика, а родителям нельзя требовать этой мести от своих детей.

Запрет «не убивай» распространяется на всех людей: евреев и неевреев, мужчин и женщин. Он входит в число Семи заповедей сыновей Ноаха, данных всему человечеству задолго до Синайского откровения и дарования Торы.

Известно, однако, что, если заповедь дается повторно, значит, к ней что-то добавляется. В еврейской традиции заповедь «не убивай» тесно соотносится с запретом публичного оскорбления человека. Талмуд подробно объясняет, что речь идет о преступлении, которое приравнивается к кровопролитию — если оскорбление было нанесено в присутствии достаточно большого количества людей (10 человек и более).

Впрочем, публичное оскорбление пагубно не столько для жертвы, сколько в первую очередь для самого обидчика. Еврейская традиция говорит: у того, кто прилюдно унизил ближнего, душа не минует ада.

Мы применили слова «ад», но в еврейском словаре нет такого понятия, есть термин геином . Причем последний не имеет ничего общего с адом в христианском представлении. У него другая функция. Наша традиция утверждает, что после смерти человека его бессмертная душа покидает тело и отправляется на Суд. (Как ни удивительно, это явление подтверждено рядом современных исследований в разных областях медицины и психологии.) В ходе «судебного разбирательства» перед душой, как в кино, проходят зримые картины ее земной жизни. Она видит все совершенные ею поступки, хорошие и дурные, и полностью осознает свою ответственность за них перед Творцом. Дурные поступки вызывают у нее мучительно-жгучее чувство стыда и сожаления. Этот стыд и есть «адский огонь». Он очищает душу, избавляет ее от духовных последствий негативных действий. После этого процесса очищенная душа покидает геином и продолжает свое развитие.

Но если на Суде выяснится, что ее владелец при жизни публично унижал людей и своевременно — т.е. еще при жизни — не раскаялся, то душа может навсегда остаться в геиноме. Перспектива, согласитесь, отнюдь не радостная.

Тема жизни после смерти и новейшие исследования в этой области достаточно сложны и обширны; они заслуживают отдельного разбора.

У заповеди «не убивай» есть еще несколько важных аспектов. Среди прочего к убийце приравнивается тот, кто лишает ближнего возможности зарабатывать на жизнь, и также тот, кто, не имея права выносить постановления в области еврейского закона, все же берет на себя такую функцию.

Но у этого правила есть и обратная сторона. Тот, кто имеет право выносить судебные решения и учить людей Торе, но не делает этого, тоже приравнивается к убийце. Ибо мудрость и знания продлевают человеку жизнь в этом мире и мире грядущем. Поэтому лишать людей жизненно важных сведений — это тоже тяжелое преступление, граничащее с нарушением заповеди «не убивай».

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Богочеловек Иисус Христос говорит о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Живой Бог – источник жизни во вселенной. Из неживого вещества силой Божией Мудрости возникает жизнь на земле. Вершиной жизни в нашем мире является человек, сотворенный «по образу Божию». В нем есть жизнь тела, души и человеческого духа, который может общаться с Богом и управлять жизнью души и тела.

Человек рождается от своих родителей, принимая от них ту жизнь, которую сотворил Бог. Люди живут на земле определенное количество лет и умирают. Жизнь тела прекращается, а душа переходит в мир вечности. И ее состояние там зависит от того, как человек жил здесь, на земле, и в каком духовно-нравственном состоянии он подошел к финишу своей земной жизни. При конце земного мира во время Второго Пришествия Христова все люди воскреснут, то есть снова обретут свои тела и соединятся с ними, хотя тела их будут существенно отличаться от тех, какими они были на земле. Воскреснут люди по-разному, в зависимости от того, как они выполняли волю Божию в своей земной жизни. По словам Господа, при Втором Пришествии Христовом изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5, 29).

Жизнь в вечности вместе с Любящим Богом в Царстве Небесном даст полноту радости и жизни тем, кто там будет. Люди же, отвергнувшие Божию любовь, окажутся после земной жизни вне Божиего Царства – в геенне огненной, то есть в страшном месте наибольшего отдаления от Бога. Причем окажутся там вместе с темными бесовскими силами, что уже никак радостью и жизнью не назовешь. Это страшное, мучительное, бессмысленное существование в вечности без всякой надежды на какое-либо улучшение или изменение.

Бог сотворил нас для жизни, чтобы, пройдя земную жизнь, мы обрели вечную. Бог не творил смерти. Смерть телесная и духовная явилась результатом греха, то есть отпадения от Бога, предательства своего Творца. Искушение пришло от дьявола. Про него Иисус Христос сказал: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины (Ин. 8, 44).

Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Зло и ненависть несовместимы с ней. Ненависть ведет к смерти. Поэтому в Священном Писании сказано: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3, 15).

Первым человекоубийцей стал дьявол. Те люди, которые идут путем ненависти и убийства, повторяют путь, пройденный дьяволом, и лишаются Вечной Жизни. Значит, их жизнь, ведущая в ад, утрачивает всякий смысл.

Что делает огородник, когда на грядке вместе с полезными овощами вырастают бесполезные сорняки? Он их выдирает с корнем и бросает в мусор. Так поступает и Господь с человеконенавистниками и убийцами. Поэтому Он, предостерегая людей, дает заповедь: Не убивай (Исх. 20, 13).

Господь Бог – Творец жизни. Он ее дает и Он ее забирает, когда Сам посчитает нужным. Никому другому права лишать человека жизни не дано. Бог строго спрашивает с каждого, кто на это посягает.

Нарушение заповеди «не убий» является смертным грехом.

Что же запрещает эта шестая заповедь Божиего закона? Лишение человека жизни, которую Господь передал ему через родителей, убийство людей с момента начала их жизни под сердцем у матери (зачатия) до последнего вздоха. Запрещается убийство в любой форме, и возраст человека не имеет значения. Как только он получает от Бога жизнь, в материнской утробе, так и становится живым человеком.

В Евангелии от Луки описывается интересная история. После того, как Дева Мария получила благовестие от Бога через Архангела Гавриила и ответила на это Своим согласием, под Ее сердцем сразу же затеплилась новая Жизнь. В Ней Сын Божий принял человеческую природу и стал Сыном Человеческим.

Ангел сообщил Деве Марии, что Ее родственница Елисавета, пожилая женщина, ждет ребенка. Под ее сердцем уже шестой месяц рос маленький человечек, будущий величайший пророк Иоанн Креститель.

Дева Мария сразу, или почти сразу, после Благовещения поспешила к Своей родственнице. Когда Она вошла в дом Елисаветы и приветствовала ее, еще не родившийся младенец Иоанн Креститель радостно запрыгал в материнской утробе. А ведь с момента начала его жизни под маминым сердцем не прошло и полугода! Значит, человек даже в этом возрасте способен чувствовать святыню и Бога. Следовательно, это уже человеческая личность. Младенец Иоанн ощутил Бога, Который вместился в материнскую утробу Пресвятой Девы, хотя от начала жизни во чреве Своей Матери Богомладенцу было не более нескольких дней.

Елисавета после взыграния еще не рожденного младенца Иоанна исполнилась Святого Духа и пророчески назвала Деву Марию Матерью Господа. Но ведь мать – это женщина, у которой есть ребенок. Значит, во чреве Марии уже жил Человек, хотя от начала жизни в материнском теле Ему было всего лишь несколько дней. Из всего этого ясно видно: даже еще не родившийся ребенок – уже человек, человеческая личность. Следовательно, лишение жизни еще не родившегося ребенка также является прямым убийством, смертным грехом и нарушением шестой заповеди «не убивай». Поэтому беречь и охранять человеческую жизнь надо, невзирая на возраст человека.

Памятник нерожденным детям

Телесное убийство – это лишение жизни человека с помощью оружия, ударами, удушением, какими-то иными способами. Люди могут потерять жизнь, к примеру, в автокатастрофе.

Можно говорить о преднамеренном убийстве, когда была поставлена цель лишить человека жизни. Это самый тяжкий грех перед Богом.

Случаются и неумышленные убийства, когда произошла либо авария, либо драка, либо была проявлена неосторожность и невнимательность, а человек из-за этого погиб.

Перед Богом тяжким грехом является не только совершенное убийство, но и само желание убить. Почему? Потому, что хотя грех телесно и не совершен, но человек даже самим этим стремлением уже опоганил свою душу. И Бог всё это знает.

Если мы поставим человека в такие условия, в каких он выжить не сможет и погибнет, это тоже будет убийством и страшным грехом.

В притче о милосердном самарянине (см. Лк. 10, 25–37) Иисус Христос объяснил, что неоказание человеку помощи, когда он в ней нуждается, а мы можем помочь, также является грехом и преступлением.

Бывает, что неугодного человека ставят перед угрозой смерти, оклеветав его перед другими людьми, которые, в результате охватившего их гнева, готовы решиться на убийство.

Обижая человека, особенно делая это несправедливо, мы рискуем довести его до самоубийства. Этим мы и его, и себя погубим для вечности. Но убийц обычно наказание настигает уже на земле.

Самоубийство – это самый страшный вид убийства. Если человек, совершивший этот смертный грех, остается жив, то у него еще есть возможность покаяться. Так, если человек тяжело заболел или попал в автомобильную катастрофу, его можно лечить, стараться спасти. Если же больной умер, то пытаться спасать его жизнь бесполезно. Ничего уже нельзя сделать. Поздно.

Человек решается на самоубийство тогда, когда в нем нет, как и в Иуде, веры в Бога и в Его любовь. Следовательно, он не только совершает смертный грех убийства собственной человеческой личности, но и лишает себя возможности покаяния, а значит – и спасения. Поэтому самоубийство особенно страшно перед Богом: человек по собственной воле обрекает себя на вечные страдания.

В тяжелых условиях и несчастьях люди иногда решаются на самоубийство. Но подумаем: если человеку в данное время очень плохо, то разве он, будучи в здравом уме, может хотеть того, чтобы ему так плохо было всегда? Если у человека сильно болит палец, а он возьмет и отрубит себе руку, палец болеть, действительно, больше не будет. Но разве боль от потерянной руки будет меньше, чем от больного пальца?

Человек – духовно-телесное существо, призванное к бессмертной жизни. Но бывает, что люди умирают и духовно. В состоянии духовной смерти душа не прекращает своего существования, человек не умирает физически, не уходит из этой земной жизни. Но такое жалкое прозябание в отчаянии и безысходности отнюдь не является жизнью, приносящей радость и счастье.

Духовная смерть – это полная потеря духовной связи души с Источником своей жизни, Творцом. Это почти полная утрата подобия Богу, образа Божия, возможности быть похожим на Него в свойствах души и способностях ума.

Вследствие этого теряются любовь, радость, счастье, надежда, творческие способности и силы, все самое светлое в душе. И у человека остается лишь озлобленность, отчаяние, зависть, уныние, горе и скорбь о бессмысленно прожитой жизни.

Духовное убийство – это соблазн, при котором человека искушают и совращают в неверие, разврат, беззаконие, преступление. В результате человек становится хуже самого свирепого и коварного животного и постепенно уподобляется в своих духовных качествах дьяволу.

Ввести человека в грех или сломать его нравственно – преступление перед Богом. По словам Христовым, наказание за это будет гораздо страшнее, чем если бы человеку повесили огромный камень на шею и утопили.

Как человек может выйти из состояния духовной смерти? Через обращение к вере во Христа и покаяние. И пример тому – благоразумный разбойник, распятый на Голгофе справа от Господа.

Еще один трудный вопрос: как относиться к убийствам, которые совершаются солдатами на войне.

Воин, с оружием в руках защищающий свою страну, заслоняет собой мирных жителей. Конечно, выполняя приказ, ему приходится применять оружие, и убийство все равно остается убийством. Но тяжесть такого греха гораздо меньше, чем при совершении добровольного или умышленного убийства. Солдаты, участвуя в боях, наносят страшные раны своей душе. Они нуждаются в искреннем покаянии и благодатном врачевании своих душ в Церкви Христовой. Но защита своей семьи, своего дома, своей Родины является вынужденной необходимостью и нашей обязанностью. Мы же защищаем наших детей, невест и жен от бандитов и хулиганов, и никто другой за нас это не сделает!

И здесь надо вспомнить слова Иисуса Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).


Автор: Протоиерей Борис Балашов
Каково же отношение у нас, христиан, к этим десяти заповедям? Насколько они нужны, насколько мы можем руководствоваться ими в нашей жизни, ведь у нас же еще есть и совесть, тоже служащая мерилом правильности наших поступков?



Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Как прекрасно для нас обещание Господа, что алчущие в земной жизни - в жизни будущего века насытятся, плачущие - воссмеются, изгнанные за правду - наследуют Царство. Там, в иной жизни, узники обретут свободу, больные - исцеление, несчастные станут счастливы. Это, действительно, так восхитительно, что невольно даже верующие нет-нет да и усомнятся: "А подлинно ли все это будет? Ведь если бы мы были в этом уверены до конца, разве кто-нибудь из нас унывал, тосковал, обижался, тревожился бы о чем-то житейском? Только один был бы страх - согрешить, одна была бы печаль - о своем недостоинстве, одна была бы забота - быть верным Сотворившему и Любящему нас более, чем мы умеем любить самих себя"



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

6365 10.12.2004

Я не идеализирую эту войну – в ней было много жестокости, грязи, и еще нескоро мы узнаем о ней всю правду. Но также много было подлинной христианской жертвенности, когда солдаты и офицеры не щадя живота отстаивали интересы Отчизны и защищали слабых. Бескорыстие и жертвенность воинов снимают видимое противоречие между заповедью «не убий» и воинским служением

На наш сайт пришел вопрос от читательницы:
Одна из заповедей гласит: «Не убий». А как же тогда война в Чечне? Что это? Из этой заповеди мне понятно, что никого на свете христианин не может убить. НИКОГО… Даже иноверца. Как быть здесь?

Отвечает священник Константин ТАТАРИНЦЕВ, настоятель храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, заведующий сектором Военно-воздушных сил Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, капитан дальней авиации запаса.

— Десять заповедей Господь дал Моисею на горе Синай для народа Божьего, еще не узнавшего Христа. Но в Ветхом Завете мы также читаем, как жестоко народ иудейский расправлялся с теми, кто был на его пути. Нарушал ли он заповедь «не убий»? Нет, потому что до Христа эта заповедь означала «иудей, не убий иудея», то есть «верный, принявший Господа, не убий такого же верного». Для того исторического этапа это была очень высокая заповедь – народ Израилев хранил истину, очищая человечество от скверны богоборчества и богоневедения.
Для нас же, христиан, заповедь «не убий» обрела свое абсолютное значение – нельзя убивать даже врагов, потому что врагов мы должны возлюбить. Противоречат ли друг другу христианское понимание шестой заповеди и воинское служение? Этот вопрос задавали еще равноапостольным Кириллу и Мефодию. Когда они были с миссией в Хазарии, хазары спросили их: как же вы, христиане, берете в руки оружие, когда Господь запрещает это? Святой Кирилл в ответ спросил их, что лучше для верующего: исполнение одной или двух заповедей? Хазары ответили, что, конечно, двух. Равноапостольный имел в виду слова Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин., 15, 13). Он сказал хазарам: вы приходите к нам с оружием, захватываете храмы, разоряете святыни, уводите в плен наших жен, а мы защищаем свою веру и своих близких, делаем всё, чтобы они не попали к вам в плен, и это есть исполнение заповеди – душу положить за други. Именно следуя завету Христа, христиане всегда считали за праведность защиту истины от зла, в том числе и с оружием в руках.
Это нашло отражение и в иконописи – архангел Михаил изображается с огненным мечом, великомученик Георгий Победоносец – с копьем, мученики-воины – с оружием и в доспехах. Всегда христиане были самыми крепкими воинами именно потому, что бесстрашно шли в бой и полагали свою жизнь за истину. И не случайно на Руси первыми крестились воины – князь Владимир с дружиной в Херсонесе. (Всенародное крещение в Киеве было позже). Принявшие благодать в таинстве крещения, дружинники князя Владимира доблестно несли свое служение. Об этом написано в летописях. И русские воины всегда следовали этим славным традициям. Александр Васильевич Суворов говорил, что если иные воины идут в бой побеждать, то русский воин идет умирать. Полагать жизнь за други. Не убий врага своего личного, его возлюби. Но от врага, который приходит на твою землю разорять твой храм, твой дом, готов уничижить или убить твоих родных, ты обязан защищать семью и Отечество. Как архангел Михаил, ополчив воинство небесное, стал преградой диаволу и полчищу падших ангелов, пытавшихся захватить престол Божий, и, в том числе воинской доблестью, вытеснил их из небесных обителей (Откровение, 12, 7-9).
И во время чеченской войны не раз было проявлено христианское мужество. Всем известен подвиг воина Евгения Родионова, отказавшегося перед лицом смерти снять нательный крестик. Он одновременно исполнил воинский долг, за что был награжден Орденом мужества, и принял мученическую христианскую кончину.
Если страна призвала тебя, ты обязан защитить людей от бандитов, потерявших образ Божий, зверствующих над мирным населением. Десятилетиями местные русские жили в мире с чеченцами, а сейчас в Чечне русских практически не осталось – их насиловали, убивали, продавали в рабство. Я не идеализирую эту войну – в ней было много жестокости, грязи, и еще нескоро мы узнаем о ней всю правду. Но также много было подлинной христианской жертвенности, когда солдаты и офицеры не щадя живота отстаивали интересы Отчизны и защищали слабых. Бескорыстие и жертвенность воинов снимают видимое противоречие между заповедью «не убий» и воинским служением.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

Update от 24.11.06 Не противоречит ли участие в Чеченской войне заповеди «не убий»?
Ответ на этот вопрос, данный о.Константином Татаринцевым, был размещен на сайте еще в 2004 г. Но его слова удовлетворили не всех наших посетителей: средняя оценка, выставленная ими -– тройка. Многие читатели в своих отзывах оспаривают оправданность этой войны.
Маргарита
пишет: «Нельзя не согласиться с тем, что необходимо защищать свою землю, своих родных, свою веру. Но какое отношение все это имеет к войне в Чечне? Кто из ребят, которые ТАМ гибнут, могут сказать, что они умирают за свою Родину? Ведь их Родина – ЗДЕСЬ, здесь их родные и близкие, здесь они могут защищать все то, что считают своим, а война эта (и подобные ей, известные истории) – самый бесчеловечный бизнес. Нельзя также отрицать и тех зверств, которые совершают наши солдаты на чужой для них земле, того, что многие из них возвращаются домой психически больными людьми. Потому что человеческой душе противно убийство, и совершивший или увидевший его уже не сможет быть здоровым и счастливым человеком, если не будет оказана необходимая помощь ». Андрей: «нельзя, убивая, утверждать, что любишь ближнего. Наша война не против крови и плоти, а война на духовном уровне, хотя я и считаю разумным защищать свою семью, своих близких, и если будет нужно – не пожалею жизнь свою ради таковых.. Но вопрос был задан в частности о Чеченской войне, в которой пришлось воевать моим друзьям, для многих не секрет, что там было. И оправдывать такую войну, значит становиться соучастником греха, корpупции и обмана ». Алексей: «Иисус никогда не брал в руки меч и тем более не призывал к насилию. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» – кто для христианина друзья, братья его? Все. Поэтому война для него есть война между братьями. И Родина тут ни причем ».
Мы решили вернуться к этой теме. И первым попросили ответить опять о.Константина Татаринцева, автора статьи, вызвавшей возражения у посетителей сайта, завсектором ВВС синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами.

– Отец Константин, что Вы можете ответить на отзывы наших посетителей?
– Ну что тут ответить? В общем, это так и есть. Я и сам ни в коем случае не являюсь защитником этой войны.
Конечно, война в Чечне и кровавая, и грязная. Как любая война она перемалывает души людей и с одной, и с другой стороны, она является несчастьем для всех, и эта рана будет долго еще заживать. История и Господь рассудит, кто повинен в этой войне – и с одной и с другой стороны. Но это как бы остается за скобками самой войны. Потому что самые страшные грехи: коррупция, бесчеловечный бизнес на крови, о котором говорит Маргарита, совершаются тогда, когда запускается механизм, принимается решение о начале военных действий. Ответственность, конечно, на политиках – на тех, кто уже давно в стороне, в тени, кого уже не покарает закон своей явной или мнимой справедливостью.
Я знал Джохара Дудаева еще полковником, я был офицером, а он – командиром дивизии. Это был советский офицер, блестящий специалист, радеющий за свое дело – дальнюю авиацию, в то непростое уже для армии время. И когда доблестный генерал-авиатор, уйдя в отставку, взял на себя попечение о своем народе – в этом было благое побуждение. Его беда в том, что он попал в условия, когда под влиянием ельцинского призыва брать суверенитета столько, сколько возможно, взбесились многие националистические силы. Сразу возникла клановость, пошел передел собственности. Дудаев, будучи вовлечен в эту политику, отстаивал, как ему виделось, интересы своего народа.
Я помню, как он неоднократно приезжал, предлагал заключить договор, по примеру существующего между Россией и Татарстаном, но не добился доброго контакта с Президентом Российской Федерации, ответом было циничное наплевательство. Чувствуя ответственность за народ, он принял путь войны, диктуемый кланами, и, встав на него, как на рельсы, уже не мог свернуть. Он должен был оставаться до конца знаменем чеченской республики, его очень уважали. Чеченец-генерал – это была большая редкость в Советской армии. Я уверен, что он желал добра своему народу, он не злодей, его загнали на этот путь…
Смысла войны, ее глубинных целей, не понимали даже те, кто отдавал приказы о ее начале. Я помню, как в первую кампанию министр обороны заявлял, что мы, мол, одним десантным полком, одним танковым полком наведем порядок в республике и на Кавказе!
Но когда война началась, кому-то необходимо было поднять на свои плечи ее тяжесть. Люди, которые это сделали, – праведники.
Было бы счастье, если бы этой гнойной раны не было у нашей страны, если бы ее можно было бы лечить терапевтическими (то есть политическими или полицейскими), а не хирургическими методами. Но терпеть сложившуюся ситуацию было невозможно. Ты обязан защищать вверенных тебе слабых. И землю, собранную и политую кровью твоих предков, — передать потомкам не разграбленной. Нельзя списывать со счетов все безобразия, которые творились в Чечне на рубеже ХХ и ХХI веков. Живших там русских преследовали: их изгоняли, делали рабами, над ними издевались, женщин насиловали,– все это должно было как-то разрешиться. Я повторю свою мысль из позапрошлогодней статьи: должно пройти немалое время, чтобы объективно оценить всю ситуацию и сделать окончательные выводы о том, насколько адекватными были те или иные действия российской стороны.

– Но многие уже сейчас, говоря о деятельности армии в Чечне дают оценки, иногда – резко негативные. Некоторые прямо обвиняют ее в преступлениях. Знаете ли Вы о чем-то подобном? Как в таких случаях действует духовенство, окормляющее федеральные войска в Чечне?
– Задача священника в армии – чтобы не было мародерства, грабежа, чтобы люди не озверели, чтобы ненависть не проецировалась на слабых – на женщин и детей. Необходимо помочь солдату осознать свое человеческое достоинство. Как по-суворовски: русские солдаты в бою врага уничтожают, а после боя, сами голодая и замерзая, отдают пленным лучшее. Война – это грязное дело. Когда дурман отчаяния и боли захлестывает солдата, он способен на неадекватные поступки, на жестокости. На исповеди священник призывает душу воспрянуть и не опуститься, не очерстветь.
На иконе святого воина Георгия Победоносца конь чаще всего белого цвета. Это неслучайно. Вступать в брань со злом и победить — через свою веру, мужество, воинскую доблесть и профессионализм — можно только тогда, когда между тобой и злом абсолютная чистота, правда. Как Георгий Победоносец, ты должен быть отделен от того, что является предметом брани, чистотой и правдой. Только на белом коне можно победить зло. Если этого нет, то борясь со злом, незаметно можешь стать источником зла. Так зло множится, не побеждается, а побеждает, и даже те, кто с ним борются, становятся неотличимы от тех, с кем борются. Этот парадокс очень заметен в силовых структурах – мы это видели при разоблачениях т.н. оборотней в погонах: борцы с преступностью сами становились преступниками, да еще обладающими гораздо большими возможностями.
Но все-таки это исключительные случаи, а как правило люди там трудятся очень жертвенные и достойные. Даже молодые ребята, призванные из училища или после школы надевшие военную форму, те, кто был в молодости отравлен роком или какими-то пустыми идеями, после окопов и боевых действий совершенно переосмысливали действительность и домой возвращались уже другими. Неверующие становились верующими, опустошенные – перегруженными ответственностью и умудренными…

– Почему происходит такая трансформация?
– Чем война отличается от любой другой жизненной ситуации? Тем, что очень близка смерть и ты не знаешь, будешь ты жить через час или нет. Молодому, полному жизненных сил человеку в таком состоянии долго пребывать просто так невозможно. Когда видишь смерть по телевизору, когда она где-то далеко – такого не происходит. А когда твой близкий друг разорван гранатой или погиб в пытках, когда видишь угасающие глаза умирающего человека, который испытывает боль, возникает вопрос: ведь это может быть и со мной – и что тогда? Является ли моя личность чем-то большим, чем тело, которое рано или поздно разложится? Будет ли она жить после смерти, и если будет – то в каком состоянии? Или я как растение – сейчас есть, а потом раз – и нет?
Близость смерти у кого-то порождает страх, у кого-то – собранность и ответственность за прожитую жизнь, но всегда это очень глубокое религиозное чувство. Когда перед этой грозной правдой вопрошаешь самого себя: кто ты? зачем ты? – появляется место Богу, которого в обычной суете может и не оказаться. Эти вопросы мы в обычной жизни пытаемся заглушить суетой, громкой музыкой, чередующимися быстро обстоятельствами, телевизором, где все мелькает. На войне есть время и нет этих раздражителей, которые как бы заслоняют человека от самого себя. Там удобнее и остаться с собой наедине, и беседовать с Богом. А если такой диалог состоится, то вопрос: атеист ты или верующий – снимается. Не потому, что получены какие-то знания, а потому что солдат внутренним человеком почувствовал, что есть Некто, Кто дал ему эту жизнь, эту личность. Конечно, когда солдаты возвращаются домой, они снова могут окунуться в суету, но есть нечто такое, что уже незыблемо пребывает в душе, некий опыт, который фундаментально созидает человека как человека, как личность.

– Нет ли у солдат, которые на войне уверовали и переосмыслили свою жизнь, побуждения бросить оружие, уйти в монастырь? Или, например, возлюбить врага своего и пойти брататься с противником?
– Нет, на такой поступок может подвигнуть только экзальтация нездорового человека. Вера – это не только радость богообщения, но и желание исполнить свой воинский долг и ближнего, однополчанина, не подвести. Если ты все в такой экзальтации бросишь, это кончится печально. Кавказцы по своему менталитету уважают тех, кто силен, кто облечен властью или вооружен, – такого готовы слушаться, вести с ним паритетный разговор. А когда видят слабость, ею пользуются, слабый погибнет.

– Но ведь не только однополчанин – ближний? Получается, что верующему солдату приходится одновременно признавать в противнике образ и подобие Божие и все равно убивать его? Как это совмещать?
– Ну, если так рассуждать, можно далеко зайти. Может быть не надо запирать дверь, ведь вор – образ и подобие Божие? Но я уверен, что и Андрей, и Маргарита, написавшие свои отзывы, запирают свои дома, чтобы то, что им дорого, не было разграблено. Так же должна быть на замке и граница. А если в дом врывается негодяй, насильник, то у любого отца с любыми самыми гуманными идеями будет желание его остановить, а то и вразумить, чтобы впредь было неповадно. Так же когда насилуют Родину-мать, то у сыновей есть законная потребность и священная обязанность ее защищать
У Ивана Ильина есть такое рассуждение. Когда в руки можно брать оружие, чтобы не просто угрожать, но уничтожить врага? Только тогда, когда ты готов, представ с ним перед Богом, перед Истиной, Которая не зависит от обстоятельств, дать ответ за то, что совершил, и при этом чувствовать правильность и праведность своего поступка. Тогда поступок можно совершать.

– А российские солдаты соответствуют этому требованию?
– Они еще мальчишки, конечно, не всех еще мы согрели, как должно, теплом молитвы, духовным окормлением, многие не поднимаются до таких высот. Но так должно быть, для этого и работает Синодальный отдел.
Армия, безусловно, должна быть вооружена ощущением, что она отстаивает правое дело, наводит порядок в хаосе и противостоит разгулу бандитизма.

– Есть ли перспектива православной миссии среди чеченцев и могут ли православные солдаты быть миссионерами для мирных жителей?
– Миссия должна быть очень тактичная. Раз эти люди причисляют себя к другому вероисповеданию – надо уважать это и не пользоваться преимуществами в положении, не навязывать веру. Надо стараться быть уважительным к любому проявлению того, что для другого человека свято, даже если с твоей точки зрения это является заблуждением. Здесь стоит говорить не о веротерпимости, но о вероуважении. Но если кто-то пытается в христианстве найти ответы на какие-то вопросы, такому человеку помочь, конечно, нужно. Исторически это население не было христианским, но там были казачьи станицы и церкви, и все мирно жили плечом к плечу.
Миссией должна быть сама христианская жизнь; если она кого-то позовет – в этом смысле миссия возможна, а любая навязчивость может наоборот приводить к озлобленности и дополнительным проблемам.

-Можно ли говорить о духовном смысле войны?
– В начале Господь сотворил небо, т.е. духовную иерархию, а потом землю, т.е. мир тварный, в котором мы живем. Война началась между добром и злом еще до сотворения человека, когда архангел Михаил силой оружия ополчил верных Господу ангелов против отпавшего архангела Денницы, которого мы зовем диаволом. Так устроен мир, мы вошли в него, чтобы своими душами восполнить число падших ангелов, число воинов небесных. Война между добром и злом, начавшаяся до сотворения мира, проецируется в него, и наша нынешняя история является продолжением Священной истории. От сотворения мира до апокалипсиса продолжается священная история, и мы участвуем в ней. Сейчас граница между добром и злом проходит не только через человеческие сердца, но и через народы, государства, через все, происходящее на земле. Когда приводятся слова ап.Павла, что наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной, то имеется в виду, что главная наша война ведется в собственном сердце, в своем внутреннем космосе. Но, живя в этом мире, неся ответственность за него, невозможно только благостно созерцать на происходящее, надо иногда выходить из окопа и идти под пули. Это самое высочайшее смирение – пойти навстречу смерти.
Война в любом случае – процесс духовный. Сталкиваются добро и зло; не бывает так, чтобы добро столкнулось с добром. Зло со злом бывает, сталкивается, но только, чтобы соблазнить добро. Чаще все-таки со злом борется добро.
Где проходит эта граница в чеченской войне – определить очень трудно. В Чечне много людей, которые осиротели от военных действий, от бомбардировок; потеряли своих стариков или детей… Кавказский менталитет требует, чтобы кровь родных была отомщена, им нельзя успокоиться, пока убийца близких не наказан. Это толкнуло очень многих чеченцев к вооруженной борьбе с федералами (хотя замечу, что мне очень не нравится этот термин: «федералы»)…




Но мне не хочется давать оценку этой войне. Она состоялась, российские войска противостояли в ней сепаратизму, защищали целостность государства, и ими было явлено много доблести. Еще раз повторю, что любая война – явление духовное, и с той и с другой стороны люди духовно переосмыслили свое бытие, свой внутренний мир и мир внешний.
Война потихоньку затухает. Там уже нет тех боев, как раньше. Жизнь возвращается, восстанавливается экономика. Я слышал в новостях, что построили аэропорт, и даже люди далеких от строительных специальностей собрались, чтобы успеть в срок – ко дню рождения Рамзана Кадырова. Очень много средств идет из России на восстановление — и через налоги, и даже некоторые предприниматели жертвуют. Я знаю, был такой момент, когда милиционеры, отправляясь туда в командировку, брали с собой для школы, для детских клубов аппаратуру, вещи. Возможно, так проявлялось и чувство моральной ответственности русского народа за то, что там произошло.
И если шаг за шагом наступает внешний мир, то я думаю что со временем, после излечения военных ран, наступит и мир внутренний.

Кроме о.Константина «чеченскую» тему мы обсудили с иером.Феофаном (Замесовым) , духовником Софринской бригады Внутренних войск, окормляющим ветеранов чеченской кампании и других конфликтов последнего времени и с игум.Варлаамом (Пономаревым) , благочинным православных церквей Чечни и Ингушетии, членом Общественной палаты Чеченской Республики. Полностью прочитать интервью о.Феофана можно , о.Варлаама — .

Cпрашивал Михаил ЛЕВИН

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Для каждого христианина путеводной звездой является закон Божий. Именно он указывает путь в Небесное Царствие. В современном мире жизнь любого человека очень сложная, что говорит о необходимости в ясном и авторитетном руководстве Божьих Заповедей. Именно по этой причине большинство людей обращаются к ним.

10 заповедей божьих и 7 смертных грехов

Сегодня 10 заповедей Божьих и 7 грехов смертных являются регуляторами жизни и основой христианства. Не является обязательным прочтение большого количества литературы духовного жанра. Достаточно стремиться избегать того, что может привести к гибели, духовной, индивидуума.

Но на практике это совершенно нелегко. Полностью исключить из своей повседневной жизни семь грехов смертных и соблюдать десять заповедей очень сложно и практически не возможно. Но к этому необходимо стремиться, а Бог, в свою очередь, очень милосерден.

10 заповедей Божьих на русском языке гласят что нужно:

  1. верить в единого Господа Бога;
  2. не создавать для себя кумиров;
  3. не произносить имя Господа Бога напрасно;
  4. всегда помнить о дне выходном;
  5. почитать и уважать родителей;
  6. не убивать;
  7. не прелюбодействовать;
  8. не воровать;
  9. не лгать;
  10. не завидовать.

Список заповедей Божьих позволяет жить правильно, в гармонии и понимании со Всевышним.

  • Первые три из десяти заповедей относиться непосредственно к отношению к Богу. Христианин должен поклоняться истинному Богу, а других в его жизни существовать не должно. Также они гласят о том, что у человека не должно быть кумиров и предметов поклонения, а имя Всевышнего произносится только в ситуациях сложного характера.
  • Согласно четвертой заповеди, христианин должен почитать и обязательно помнить про субботний день. На протяжении шести дней люди работают не покладая сил и делают все свои дела, что дает возможность посвятить седьмой день Всевышнему.

Эту заповедь нарушают не только те, кто работает в воскресенье, но и люди, на протяжении всей недели ленящиеся и уклоняющиеся от своих повседневных обязанностей. Завет Господа Бога нарушают и те, кто в выходной день развлекается и забавляется, предаваясь разгулу и излишествам.

  • Пятая заповедь гласит о том, что нужно почитать мать и отца, независимо от возраста и сложившейся ситуации. Это позволит жить не только счастливо, но и долго. В понятие почтения к родителям входит любовь, забота, уважение и поддержка, а также постоянная молитва к Всевышнему об их здравии и благополучии. Смертью наказывают тех христиан, которые злословят родителей.
  • Следующая заповедь говорит о том, что лишать жизни нельзя не только себя, но и других людей, независимо от сложившейся ситуации и обиды. Очень тяжелым грехом является самоубийство, которое обусловлено отчаянием, маловерием или ропотой против Всевышнего. Виновен человек даже в том случае, если не сам лишил жизни ближнего, а не остановил убийство.
  • Одна из 10 заповедей закона Божьего говорит о том, что нельзя прелюбодействовать. Господь Бог велит на протяжении всей жизни хранить верность мужу или жене, а также быть абсолютно чистым в мыслях, желаниях и сказанных словах.

Соблюдая эту заповедь настойчиво рекомендуется избегать сквернословия, песен и плясок бесстыдных, просмотр фотографий и фильмов соблазнительного жанра, а также чтение журналов безнравственных. Исходя из этого, можно сделать вывод, что греховные мысли необходимо подавлять в самом зародыше.

  • В следующей заповеди Господа говорить о том, что недопустимо лжесвидетельствование по отношении к близкому. В своей заповеди Он запрещает любую ложь, донос или наговор, а также ложные судейские показания, сплетни и злословие.
  • Последние три заповеди гласят о том, что недопустимо воровать, лгать и завидовать. Бог говорит о том, что необходимо радоваться всему, что есть у тебя, а не у твоего ближнего. Только в этом случае можно получить благословение Всевышнего.

Помимо 10 православных Божьих заповедей существует и семь смертных грехов:

  1. гордыня;
  2. завистливость;
  3. гневное состояние;
  4. лень;
  5. алчное отношение к ближнему;
  6. обжорство и чревоугодие;
  7. блуд, похоть и сладострастие.

Заповеди Божьи и смертные грехи

Наиболее порочным из семи смертных грехов является гордыня, чего Господь Бог не может простить.

Заповеди божьи в православии позволяют жить правильно и гармонично. Соблюдать их, несомненно, в повседневной жизни очень сложно, но всегда нужно стремиться к лучшему. Многие люди, которым удалось начать жить по законам Божьим, спустя короткий период времени просто перестали замечать изменения в своем повседневном бытии. И, несомненно, в этом им помог Господь Бог.

Заповеди, выше перечисленные, обязательно принесут вам пользу, только в том случае, если вы их сделаете своими. Иными словами позволите им полностью руководить вашим мировоззрением и деяниями. Они обязательно должны быть вашем подсознании, что позволит избежать возможного их нарушения.

В завершении стоит отметить, что людям, живущим по закону Божьему, всегда везет, а их жизнь складывается наилучшим образом. Также им удается создать крепкие семьи и воспитывать хорошее поколение. Живите с Господом, и он обязательно благословит вас на удачу и везение не только в жизненных ситуациях, но и во всех, даже самых безнадежных, начинаниях.

Господь всегда с Вами!

Post navigation

36 thoughts on “10 заповедей Божьих в православии и 7 смертельных грехов