В каком году появилась христианская религия. Зарождение христианства

Христианство (от греч. слова cristos – помазанник, «Мессия») – вторая по времени возникновения мировая религия. Зарождение христианства приходится на середину I в. н.э. Первоначально христианство было сектой в иудаизме, следовательно, появляется в еврейской среде. Местом возникновения христианства одни исследователи считают территории Восточного Средиземноморья вне Палестины, другие – Палестину. Традиционная церковная версия связывает происхождение христианства только с Палестиной, т.к. здесь проходила жизнь Иисуса Христа. Однако, многое свидетельствует о том, что христианство возникло среди евреев, проживавших в диаспоре, возможно в Малой Азии или в Египте. Так, например, в древнейшим документе христианства «Апокалипсисе», датируемом 68 г. н.э. перечислены христианские общины семи греческих городов Малой Азии. Это может служить свидетельством того, что первые христианские общины сформировались именно здесь и именно отсюда христианство начинает проникать в другие области Римской империи.

Условия возникновения христианства. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. К I в. н.э. мощь Римской империи была подорвана, последняя находилась в стадии разложения и распада. Разные страны и народы, входившие в состав империи, стояли на различных уровнях социально-экономического и культурного развития, обострялись противоречия и внутри самого римского общества. Кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность, чувство апатии и бесперспективности. Распад старых традиционных связей приводил к возникновению ощущений неустойчивости общества. Авторитет античных богов падал, большое распространение получают колдовство, магия, вера в предсказания. Наряду с упадком собственных верований, распространялось почитание различных чужеземных богов. Место античных божеств в верованиях жителей империи стали занимать древневосточные умирающие и воскрешающие божества. Для эволюции религиозных представлений того времени характерно формирование монотеизма. Функции отдельных богов переплетались, старые официальные боги подвергались забвению, а их место занимали монотеистические культы ранее маловлиятельных богов.

Таким образом, к началу I в. н.э. в Римской империи существовали довольно сложные религиозные отношения между носителями различных верований. С одной стороны, шел процесс разложения традиционных религий. С другой, – процесс стихийного взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных и племенных верований (в первую очередь – проникновение ближневосточных представлений и образов в сознание и религиозную жизнь античного общества).



В этих условиях в восточной части Римской империи начинает формироваться христианство как синтез иудаизма, эллинистической философии, восточных религиозных верований и некоторых других элементов культурной жизни Римской империи. Вместе с тем, многие идеи христианского вероучения, обрядности и культа изначально имели самостоятельное значение.

Наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция с четко выраженным монотеизмом. Своими корнями христианство восходит, в первую очередь, к учениям иудейских религиозных сект (саддукеи, фарисеи, ессеи). Самое значительное влияние на христианство оказала секта ессеев (эссенов), возникшая во II в. до н.э. и просуществовавшая до I в. н.э. Многие идеи ессеев, такие как представление о дуализме мира, вера в конец этого мира, проповедь мессианства, учение о наличии свободной воли человека, выбирающего свой путь спасения и некоторые другие, а также модель организации общины были в дальнейшем восприняты ранними христианами. Однако между христианством и ессейским учением были весьма существенные различия, самым главным из которых являлись вера христиан в уже свершившийся приход мессии – Иисуса, отсутствие замкнутости первых христианских общин. Открытость христианской проповеди миру была одним из основных принципов новой религии.

Помимо иудаизма, заметную роль в становлении и развитии христианства сыграли некоторые идеи эллинистической философии. Особенно значительное влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм (в первую очередь, учение Филона Александрийского), философско-этические взгляды стоиков. С неоплатонизмом христианство сближает учение Плотина о едином, недоступном чувственному восприятию и рассудку, сверхприродном начале как источнике бытия. Единое – это Абсолют, который ни от чего не зависит, но все прочее существование зависит от него. Единое не творит, а излучает из себя все прочее бытие.

Иудео-эллинистический философ-неоплатонист Филон Александрийский в своем творчестве соединяет понятие Логоса в библейской (слово Божье) и в эллинистической (внутренний Закон, направляющий движение Космоса) традициях. Логос у Филона – это священное слово, позволяющее созерцать сущее. Высшим Логосом является сын Божий, который выступает посредником между Богом и материальным миром. Кроме того, в сочинениях Филона можно найти ряд моментов особенно близких христианству – учение о грешности человеческой природы; идея о существовании Бога за границами созданного им мира; представление о том, что Бог не доступен чувственному познанию, но его можно созерцать в божественном экстазе и др.

Одним из важнейших источников христианской идеологии стал стоицизм. В частности, проповедь Луция Аннея Сенеки о равенстве людей перед Роком, любви к ближнему, его учение о загробном блаженстве. Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия. Близка ранним христианам оказалась идея стоиков о том, что во власти человека быть добродетельным, освободиться от страстей, не боятся несчастий и смерти.

Отдельные моменты ранними христианами были переняты из языческих верований. В частности: учение о смерти и воскрешении Бога, День рождения Иисуса Христа – день зимнего солнцестояния, почитание Божьей матери, идея о рождении Бога девственницей, культ Креста, почитание божественной Троицы, ритуальные трапезы и т.п.

Вместе с тем, в христианстве проявляются и новые черты, делающие языческие верования более слабыми, по сравнению с христианством:

1. Христианство не признавало национальных и этнических различий в области веры – его проповедь была направлена ко всем племенам и народам. Язычество имело же преимущественно национальный характер;

2. Приоритет духовного, а не ритуального очищения в христианстве. Для язычества свойственна земная направленность;

3. Христианство полностью отказалось от жертвоприношений, а в начальный период своего существования и от обрядности;

4. Отказ от социальных и сословных перегородок в христианском вероучении.

Особенности раннехристианского христианского вероучения. Становление христианского вероучения и культа продолжалось на протяжении нескольких веков. Раннехристианские общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств и икон. У них не было догматики и культа позднейшего христианства. Первоначальной основой раннего христианства была вера в искупительную жертву мессии Христа, который, придя в мир, пострадал за грехи людей, был распят и воскрес. Он вернется в мир для того, чтобы установить Царствие Божье на Земле. Им обещано спасение всем, кто уверовал в него. Таким образом, основными идеями раннехристианского вероучения являются:

1. Идея греховности всего человеческого рода, унаследовавшего первородный грех от своих прародителей Адама и Евы;

2. Идея спасения каждого человека и искупления вины всех людей перед Богом через веру;

3. Этот путь своими страданиями и добровольной жертвой открыл человечеству Сын Божий – Иисус Христос;

4. Идея Страшного Суда, который мыслился ранними христианами как наказание язычников, всех, кто не уверовал в новое Откровение.

Ядро раннехристианской этики составляла проповедь терпения, покорности, непротивления злу насилием, прощение обид, личного духовного совершенствования. Основы раннехристианской этики требовали от верующего отказа от норм греховного мира и соединения в вере в Христа. В основе мировоззрения ранних христиан лежало неприятие окружающей действительности, отречение от земного мира, где правит зло. Христиане противопоставляли этому миру аскетизм, самопожертвование, любовь к ближнему. Христианская проповедь была обращена к любому человеку, страдающему, несчастному, обещая спасение через веру. Именно страждущим, по мнению первых христиан, должна была открыться Божья благодать. Христианство не могло спасти мир от старания и поэтому последнее своеобразным образом обожествлялось.

Христиане воспринимали себя временными странниками на земле. И в то же время индивид находится в центре христианского вероучения: он несет ответственность не только за свои личные действии, но и за мировую несправедливость. Человек обладает свободной волей, т.е. возможностью выбрать путь, который привел бы его к спасению.

Личность Иисуса Христа (Иисус – сокращ. форма от еврейск. имени Егошуа – «Бог-спаситель; Христос – греч. форма от еврейск. «мошиах» – помазанник, царь).Христианство не могло возникнуть без людей, которые выполняли миссию формирования и пропаганды его учения. Поэтому сколько существует христианство, столько существуют и споры о личности его основателя. В науке сложились две школы, отражающие противоположные взгляды на личность Иисуса Христа – мифологическая и историческая.

Представители первой из них считают, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе как исторической личности. Евангелия, написанные веком позднее, не могут служить подлинными историческими источниками. Причем, в Евангелиях содержаться противоречия и ошибки. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, свершенных Христом, о его проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождение христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий, разночтений, неточностей. Поэтому Христос трактуется в рамках мифологической школы как отголосок античных и восточных мифов. Главным козырем мифологической школы долгое время было отсутствие беспристрастных письменных свидетельств о жизни Иисуса Христа.

Вторая – историческая – школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, подтверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длительного времени содержащийся в «Древностях» Иосифа Флавия фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интерполяцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст «Древностей», выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все основания полагать, что Флавием описан один из известных ему проповедников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему. В последние годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей исторической школы.

Формирование канона Нового Завета. Термин «Новый завет» возник в качестве противопоставления христианских книг своду священных книг иудеев, принятому христианами в качестве Ветхого (т.е. старого) завета. В Новый завет включены четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), «Деяния апостолов», 21 послание (в.т.ч 14 приписываемых апостолу Павлу) и «Откровение Иоанна». Тематику евангелий составляют жизнь, чудеса и учение Иисуса Христа. «Деяния апостолов» являются рассказом о проповеди христианства среди язычников и иудеев апостолами Петром и Павлом. Приписываемые различным апостолам послания посвящены вопросам вероучения, организации и быта раннехристианских общин. «Откровение Иоанна» повествует о сумбурных «видениях» и пророчествах евангелиста Иоанна относительно грядущего «конца света» и «Страшного суда». За исключением Евангелий и посланий Павла произведения Нового завета и по жанру, и по содержанию слабо связаны друг с другом.

Согласно церковному учению, все включенные в Новый завет писания, составлены либо апостолами, либо их ближайшими учениками (т.е. датируются не позже второй половины I в.) и являются боговдохновенными, т.е. написанными по откровению свыше. Ученые же полагают, что составление вошедших в Новый завет писаний длилось со второй половины I в. в течение как минимум века. Тексты, вошедшие в Новый завет, являются лишь частью обширной христианской литературы I–II вв.

Составление канона Нового завета должно было предотвратить разрастание ересей, а также проложить путь к примирению между церковью и языческой императорской властью. Благодаря начавшемуся с конца II в. процессу установления канона Нового завета был значительно ограничен процесс дальнейшего христианского мифотворчества и определены основы вероучения. Окончательно канон был утвержден Лаодикийским собором 364 г. Однако редактирование текстов отдельных произведений продолжалось и позже. Отбор происходил в борьбе между отдельными общинами и был результатом компромисса между наиболее влиятельными течениями в раннем христианстве.

Распространение христианства. Становление епископальной церкви. Первоначально христианские общины были малочисленными, состоявшими преимущественно из рабов и бедноты. Вплоть до II в. эти общины не имели единого вероучения, их объединяла лишь вера в скорое пришествие спасителя. Христиане не имели четко разработанной догматики и клира. Свои объединения они называли «экклесией» (от греч. «собрание»), а себя – братьями и сестрами. На собрания ранних христиан произносились проповеди и пророчества о скором конце мира и Страшном суде, читались послания. Проповеди произносились в частных домах, под открытым небом, везде, где собирались верующие. Труд считался обязанностью христиан. Деятельность общины осуществлялась за счет добровольных взносов. Большинство христианских общин были очень бедны.

Для организационно-хозяйственной деятельности община выбирала старейшину – пресвитера, а апостолы вводили его в должность (обряд рукоположения). Помощниками пресвитера назначались дьяконы (от греч. «служитель»), среди которых были и женщины. Во II в. из старейшин-пресвитеров выделились высшие должностные лица – епископы. Они могли рукополагать остальных пресвитеров и дьяконов. Выдвижению епископов способствовал приток к христианам людей зажиточных и образованных. Вскоре епископы начинают полностью руководить жизнью христианских общин: они совершали обряд причащения, представляли свою общину в отношении с другими христианскими общинами, могли накладывать наказание на провинившихся.

В III в. во времена гонений на христианство, церковь берет на себя и функцию прощения, т.е. отпущения грехов. Это еще больше отделило клир от основной массы верующих и сделало его положение привилегированным. Кроме того, епископы проводили отбор священных книг. Женщины постепенно были отстранены от церковных должностей, даже низших. Совместные трапезы перестали практиковаться. Складывается порядок богослужения, во время которого клирики читали отрывки из священных писаний. Для собраний христиан стали использоваться особые помещения, где проходили богослужения и обряды. Их называли «кирикаон» (от греч. «дом господний»). В это же время происходит и разрыв с иудейскими традициями. Вместо обрезания вводится водное крещение, празднование субботы переносится на воскресение.

Во II–III вв. христианство распространяется среди людей состоятельных, в том числе и принадлежавшим к самым верхам. Образованная элита создает христианскую философию и теологию, далеко не всегда понятную большинству верующих. В это время христианство распространяется не только в разных социальных слоях, но и в разных провинциях империи. Следует отметить, что на западе империи (за исключением Рима) распространение христианства шло значительно более медленными темпами, чем на востоке.

В III в. особое положение среди епископов той или иной провинции стал занимать епископ общины из главного ее города. Он считался главенствующим над другими епископами и мог созывать поместные соборы. Ведущие епископы стали называться митрополитами. С начала III в. появляются епископы областей – архиепископы. Параллельно увеличивается количество низших церковных чинов – появляются помощники дьяконов, чтецы, разнообразные служки. Церковь превращается в иерархическую многоступенчатую организацию. Однако единства в ней еще не было. С конца II в. претендовать на главенствующую роль в христианстве стали епископы Рима. Однако эти претензии встречали решительный отпор со стороны провинциального клира. В ходе подобных конфликтов руководители общин стали обращаться за помощью к римским властям и даже к императорам. В IV–V вв. завершился процесс становления организации христианской церкви, а сама церковь становится господствующей.

Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств и связанных с ними обрядов. К концу V в. окончательно сложилось таинство крещения, евхаристии (причащения), во время которого верующий как бы соединяется с Христом. Затем в течение нескольких веков было введено миропомазание (для укрепления жизненной силой Святого Духа, человеку даются силы для новой жизни), елеосвящение (призывается благодать божья, исцеляющая телесные и духовные страдания), брак, покаяние, священство. Кроме развития вероучительных догматов и культовой практики, в период с IV по VIII вв. происходило укрепление христианской церкви: появляется централизация и строгое выполнение предписаний высших должностных лиц церкви.

Официальное признание христианства. Путь, пройденный христианством от непонимания до объявления его государственной религией был очень сложным. Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной римским властям. Враждебное отношение к христианам со стороны римских императоров было вызвано тем, что христиане ставили церковь выше государства и, признавая императора как земного правителя, отказывались почитать его как Бога.

В III в. были осуществлены первые серьезные гонения на христиан. Хотя многие приверженцы христианства в результате отказались от своей веры, в целом гонения не ослабили, а даже укрепили христианскую церковь. Со временем, с вхождением в христианские общины представителей высших социальных групп, христианство из силы, которая противостоит императорам, превратилась в фактор политической и социальной стабильности. Глубокий социально-экономический кризис, который в середине III в. поставил Римскую державу на край гибели, создал новые обстоятельства, благоприятные для распространения христианства.

В этих условиях императорская власть ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой идеологией. Нужна была новая религия, понятная и доступная всем народам империи. Былые гонения христианства в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Легализация христианства была осуществлена римским императором Галерием в 311 г. Он издает эдикт, по которому христиане получили право исповедовать свою веру. Миланский эдикт» 313 г. императоров-союзников Константина и Лициния подтвердил и развил постановление Галерия. Христиане получили право открыто отправлять свой культ, церковные организации могли теперь владеть любым имуществом, конфискованное имущество возвращалось христианам. Однако некоторые исследователи ставят под сомнение подлинность этого документа. Эдиктом 324 г. императора Константина было положено превращение христианства в государственную религию. Язычество, в отличие от христианства, объявлялось «неистинной религией».

Однако в течение IV в. христианство еще соседствовало с традиционными культами. Последняя попытка вернуть язычеству его права была сделана при императоре Юлиане-Отступнике (360–363 гг.). Смерть Юлиана положила конец политике реставрации язычества. Последующие императоры уже без исключения поддерживали христианство. Окончательную победу христианство одерживает в конце IV в., когда император Феодосий запретил всякое, публичное и частное, отправление языческих культов. Языческие храмы были разрушены, а их имущество конфисковано, земельные владения передавались христианским церквам. Одновременно происходит процесс превращения бедной апостольской церкви в богатую епископскую. В руках церкви скапливаются огромные богатства. И к началу V в. церковь становится крупнейшим землевладельцем, причем растет богатство не только церковной организации, но и ее руководителей.

В IV в. как своеобразная реакция на участие церкви в мирских делах распространяется монашеское движение. Кроме многочисленных отшельников появляются совестные жилища аскетов – киновии, которые явились зародышами монастырей. Основателем первого монастыря считается Зиновий, бывший солдат римской армии, создавший монастырь на острове на Ниле. Монастыри быстро распространились, особенно на востоке империи. Их благосостояние росло главным образом за счет дарений. В V в. решением Халкидонского собора монастыри стали частью церковной организации.

Где зародилось христианство, одна из господствующих мировых религий, Вы узнаете из этой статьи.

История возникновения христианства кратко

Возникновению христианства способствовали некоторые причины. В период расцвета Римской Империи, она завоевала много разных народов, установив тотальный контроль и гнет над ними. Особенно тяжелое положение было у евреев. Они проживали в Сирии и Палестине, провинциях Рима. Евреи всячески пытались бороться с римским гнетом и установленными правилами, но безрезультатно. Оставалась только вера в Бога Яхве, что он не оставит бедный народ и спасет от угнетения.

Тогда широкой популярности стали набирать учения Иисуса Христа. Евреи верили, что его послал к ним Бог, а не другим народам. Поскольку только еврейская религия, в отличии от верований римлян, египтян, греков и других не предусматривала поклонения большому количеству божеств. Они признавали только одного Яхве и сына, посланного на землю. Вот почему первоначально только в Палестине начали появляться слухи о рождении Христа, которые позже распространились по всему Средиземноморью. Вера в Иисуса Христа и его учение стала называться христианство, а те, кто ее поддерживал – христианами.

С рождением сына Божьего отсчитывается новая эра – наша эра. О том, что Христос был реальной личностью, повествует Библия, священная книга евреев и христиан и некоторые источники, которые прошли проверку на достоверность современной наукой.

Христос учил людей, что духовное усовершенствование происходит только путем крещения. Этот шаг облегчает душу, сердце и дает понимание всей несправедливости жизни на земле. Избавиться от пороков и грехов можно только через любовь к единому Богу и веру в Иисуса Христа. Для того чтобы очиститься духовно и морально, человеку необходимо придерживаться христианских заповедей. Всего их 10. И каждый из нас в той или иной мере знаком с ними.

Христианство во время правления императора Константина было признано в 325 году государственной религией в Римской империи. Поскольку христианство очень быстро набрало обороты и стало едва ли не господствующей религией, то такой шаг Константина должен был способствовать укреплению его власти и власти империи на международной арене.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, когда зародилось христианство.

Христианство существует более двух тысяч лет, возникло оно в I веке до н. э. Единого мнения о точном месте зарождения этой религии нет, некоторое исследователи уверены, что христианство возникло в Палестине, другие утверждают, что это произошло в Греции.

Палестинские евреи до II века до н. э. находились под чужеземным владычеством. Но им все-таки удалось добиться экономической и политической самостоятельности, существенно расширив свою территорию. Самостоятельность длилась недолго, в 63 году до н. э. римский военачальник Гней Полтей ввел в Иудею войска, присоединив эти территории к Римской империи. К началу нашей эры Палестина полностью потеряла самостоятельность, управление стало осуществляться римским наместником.

Утрата политической самостоятельности привела к усилению позиций радикальных националистических еврейских религиозных группировок. Их лидеры распространяли идею божественного возмездия за нарушения религиозных запретов, обычаев и отцов. Все группировки вели активную борьбу против римских завоевателей. Побеждали в ней по большей части римляне, поэтому к I веку н. э. надежда на приход Мессии в народе усиливалась с каждым годом. Это доказывает и то, что первая книга Нового Завета – Апокалипсис датирована именно I веком нашей эры. Идея возмездия проявилась в этой книге наиболее сильно.

Идеологическая основа заложенная иудаизмом, совместно с сложившейся исторической обстановкой, также способствовала возникновению христианства. Ветхозаветная традиция получила новую трактовку, переосмысленные идеи иудаизма давали новой религии веру во второе пришествие Христа.

Античные философские учения также оказали существенное влияние на становление христианского мировоззрения. Философские системы неопифагорийцев, стоиков, Платона и неоплатоников дали христианской религии много мыслительных конструкций, понятий и даже терминов, отраженных впоследствии в текстах Нового Завета.

Стадии становления христианства

Становление христианства происходило в период с середины I века до V века нашей эры. В этом периоде можно выделить несколько основных стадий развития христианства.

Стадия актуальной эсхатологии (вторая половина II века). На первой стадии христианскую религию можно называть иудеохристианской, так как она еще окончательно не отделилась . Приход в этот период ожидался буквально со дня на день, поэтому он называется – актуальная эсхатология.

В этот период еще не существовало централизованной христианской организации, не было священников. Религиозные общины харизматики, проповедовали учение среди людей дидаскалы, технические вопросы решали . Чуть позже появились епископы – наблюдатели, надзиратели и пресвитеры – старейшины.

Стадия приспособления (II начало III века). В этот период настроения христиан меняются, скорого светопреставления не случается, напряженное ожидание сменяется на приспособление к существующим мировым порядкам. Общая эсхатология уступает место эсхатологии индивидуальной, основанной на учении о бессмертии души. Постепенно изменяется национальный и социальный состав христианских общин. Все больше представителей образованных и состоятельных слоев населения разных народов обращаются в христианство, вследствие чего вероучение становится более терпимым к богатству.

В этот же период христианство полностью отрывается от иудаизма, среди христиан становится все меньше евреев. Иудейские ритуалы сменяются на новые, религиозные праздники наполняются новым мифологическим содержанием. В культе христианства появляются крещение, молитва, причащение и другие обряды, заимствованные из религий разных народов. Начинают формироваться крупные церковные христианские центры.

Стадия борьбы за господство в империи. На третий стадии христианство окончательно утверждается в качестве государственной религии. C 305 по 313 год христианство подвергается гонениям и преследованиям проходит так называемую «эру мучеников». С 313 года по миланскому эдикту императора Константина христиане получают равные с язычниками права и становятся под защиту государства. В 391 году император Феодосий окончательно закрепляет христианство официальной государственной религией и запрещает язычество. После этого начинают проводиться соборы, на которых разрабатываются и утверждаются церковные догмы и принципы дальнейшего развития и укрепления христианства.

Первый вопрос, возникающий перед исследователем, это вопрос о том, где же возникло христианство ? Согласно евангельской традиции, местом возникновения христианства была Иудея и, само собой разумеется, Иерусалим. Зародившееся в недрах иудаизма новое религиозное учение не могло не считать местом своего происхождения «землю отцов наших». Ведь содержанием Ветхого завета является история поселения и жизни еврейского народа в Палестине. Предсказания библейских пророков, к которым все время обращались раннехристианские авторы, неизменно указывают в качестве места действия мессии (по-гречески «христа») Иудею и священный град Иерусалим. Родословная Иисуса, восходящая в евангелиях, согласно ветхозаветным пророчествам, к царю Давиду, также неизбежно заставляла локализовать первые шаги христианства в Иудее.

Однако против этой традиционной версии говорит много веских соображений. Мы уже отмечали отсутствие сведений о христианах у еврейских авторов I в. Нет у нас абсолютно никаких сообщений об участии христиан в событиях, связанных с Иудейской войной, которая подробнейшим образом описана Иосифом Флавием и нашла отражение также в произведениях греко-римских писателей. Если бы в Палестине действительно существовала хотя бы даже малочисленная христианская община, у Иосифа Флавия, несомненно, сохранились бы какие-нибудь сведения об ее позиции во время Иудейской войны.

Его молчание не может быть делом случая. Больше того, даже в христианской литературе не говорится о судьбах иерусалимской общины в Иудее после разрушения Иерусалима, а исключительно скудная информация о предыдущем времени сохранилась лишь в таких наиболее поздних канонических произведениях, как Деяния апостолов и евангелия. Иными словами, даже христианские авторы писали о христианах в Иудее лишь там, где абсолютно нельзя было обойтись без какой-либо мало-мальски правдоподобной выдумки. В более ранних христианских сочинениях вообще не говорится ничего конкретного об иерусалимской общине, если не считать большого отрывка (Гал., I, 17-И, 9), который должен был санкционировать авторитетом апостолов проповедь христианства среди язычников, но никак не может считаться аргументом в пользу распространения новой религии в Иудее.

Чтобы найти какой-нибудь выход из очевидного противоречия, значительно позже, уже в III-IV вв., была создана легенда о том, что иерусалимские христиане «по указанию свыше» (Евсевий, «Церковная история», III, 5) покинули город перед разрушением его римлянами и вы селились в соседнюю страну. Но и эта благочестивая оговорка не спасает ревнителей традиции, так как о дальнейшей судьбе этой общины все же никаких сведений не имеется.

Поэтому понятно, что в церковных кругах должны были возбудить величайший иптерес находки кумранских свитков. Как выяснилось из последующих раскопок, кум- ранская община в I в. н. э. существовала вплоть до Иудейской войны. Поэтому сразу же после опубликования кумранских документов богословы различпых вероисповеданий стремились доказать, что это и есть древнейшие памятники деятельности христиан, притом именно состав- лепные на древнееврейском языке подлинные свидетельства очевидцев деятельности Иисуса. Несколько позже, когда выявилась абсолютная несостоятельность этого утверждения, было выдвинуто не менее беспочвенное предположение о принадлежности кумранских рукописей одной из иудео-христианских сект - эбионитам. Единственным основанием для такого утверждения было то, что в Уставе общины несколько раз встречается слово «эбионим» (по- древнееврейски - бедняки). Ныпе неоспоримо доказано, что все эти документы принадлежат чисто иудейской секте ессеев. "

Итак, наука не располагает никакими надежными данными о палестинском происхождении христианства. С другой стороны, имеется немало соображений, свидетельствующих, что древнейшие христианские общины возникли вне пределов Иудеи. Автор Откровепия знает только семь малоазийских общин, причем неоднократно их перечисляет. Это: эфесская, смирнская, пергамская, тиатирская, сардская, филадельфийская и лаодикейская общины (I, 11 и др.). Все эти города относительно близко расположены друг от друга. В начале II в. довольно многолюдные христианские общины, по свидетельству Плиния Младшего, существовали в северо-западной части Малой Азии, в Вифипии. Послание к галатам также указывает на Малую Азию как на один из древнейших центров зарождения христианства. Если учесть сказанное об Откровении как о памятнике времени отпочкования новой религии от иуда изма, то предположение о возникновении христианства в Малой Азии станет еще более правдоподобным.

Имеются также некоторые данные о раннем (начало II в.) возникновении христианства в Египте. Как и в Малой Азии, здесь имелись значительные еврейские общины. Хотя в новозаветной литературе не упоминаются христианские общины в Египте, да и вообще в ней сохранились лишь считанные сообщения об египтянах, тем не менее древпейшие археологические находки несомненно христианских памятников относятся именно к Египту (см. стр. 50). Молчание церковной литературы о ранних общинах в Египте, возможно, вызвано тем, что уже в первой половине II в. местные общины находились под сильным влиянием гностицизма, считавшегося ересью после образования церкви. В пользу относительно раннего возникновения христианских общин в Египте говорят также некоторые другие соображения

Важным аргументом в пользу зарождения христианства среди иудеев диаспоры является и то, что в Иудее с ее строго централизованным теократическим управлением вся жизнь была подчинена интересам жреческой аристократии в Иерусалимском храме и население находилось в железных тисках сотен мелочных предписаний иудаизма. Трудно себе представить возникновение именно в Палестине секты, которая бы с самого начала открыто выступила против официальной догмы иудейского закона. Все известные нам палестинские секты от саддукеев до ессеев признавали все предписания иудаизма.

Напротив, именно в диаспоре, где еврейское население мыслило значительно свободнее, чем на родине, и где оно подвергалось сильному воздействию других религиозных верований, были более благоприятные условия для возникновения новой религии. Недаром система взглядов Филона Александрийского, важнейшего идейного предшественника христианства, возникла не в Иудее, а в Египте. Тем более это должно было относиться к христианству, в котором, наряду с ортодоксально иудейскими и филоновски- ми идеями, имелись сильные элементы разных передне- азиатских религий. Идеальной почвой для зарождения новой религии могло быть прежде всего еврейское населе- нпе стран диаспоры.

Несмотря на сумбурное изложение, Откровение Иоанна все же дает достаточно яркую картину настроений, чаяний и даже идеологии древнейших христианских, вернее, иудео-христианских общин. Содержание этого Откровения более чем полвека тому назад было обстоятельно исследовано Ф. Энгельсом Здесь достаточно лишь напомнить об его основных выводах, которые и ныне полностью сохраняют свое научное значение.

Мы уже отмечали, что сочинитель Откровения обращается лишь к семи малоазийским общинам. В греческом оригинале эти общины называются exxXr^ai"a. В классическую пору этим словом обозначалось народное собрание; в новозаветных текстах оно применяется в двояком смысле: им определяются либо отдельные местные христианские общины, либо церковь в целом 2. Автор Откровения всегда пользуется этим термином только в первом его значении. Он говорит о «семи общинах, находящихся в Азии» (I, 4),- эфесской, смирнской и других (I, И и др.). Ему, очевидно, еще неизвестно какое-либо объединение христианских общин, не говоря уже о понятии вселенской церкви.

Все семь перечисленных в Откровении общин находились в городах западной части Малой Азии , в местах пересечения торговых путей. Города эти отличались смешанным населением, среди которого было немало евреев. Упоминание только о семи общинах не было случайным. Число «семь», обладавшее в представлениях иудеев и других народов древности магическими свойствами, неоднократно повторяется в Откровении, притом не только в земном, но и в небесном плане. Создается впечатление, что сочинителю Откровения было известно только семь называемых им христианских общин и что этой цифре он приписывал большое значение.

Наиболее характерной чертой этих общин было наличие в них разных группировок, ведущих между собой, по меткому замечанию Энгельса, настоящую дарвиновскую борьбу за существование. Во второй и третьей главах Откровения кратко говорится о состоянии каждой из общин. При этом обнаруживается, что в эфесской общине имелись люди, «которые называют себя апостолами, а они... лжецы» (II, 2). В этой же общине шла борьба с некими николаитами. Николаиты были и в пергамской общине. Многие христиане упрекаются в отходе от веры и призываются к покаянию (II, 5 и др.). В Смирне и Филадельфии члены общин преследуются теми, «которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковые» (II, 9 и III, 9). Тиатирские христиане порицаются за то, что попустительствуют «Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов моих (христиан.-Я. Л.), любодействовать и есть идоложертвенное» (И, 20). Ожесточенная грызня между различными религиозными группками сопровождается угрозами навлечения всяческих небесных кар на отступников от истинной веры.

Очень показательно, что в число отступников в Откровении включены несомненные сторонники именно того течения, которое в последующем одержало победу в христианстве. Так, например, автор Откровения мечет громы и молнии против людей, неправильно называющих себя иудеями. Но такое определение наиболее подходит к сочинителям многих Павловых посланий, которые неоднократно заявляют от имени апостола, что являются лучшими иудеями, чем сторонники официального иудаизма. С другой стороны, как указывалось выше, содержание Откровения во многом отличается от прочих новозаветных сочинений. Оно явно отражает взгляды, осужденные в последующем церковной догмой. Недаром церковники так упорно спорили о том, следует ли включать его в канон.

В Откровении христианство мыслится не только как часть иудаизма. Более того, автор подчеркивает, что лишь христиане являются подлинными иудеями. Перед описанием бед, предстоящих неверующим, он делает оговорку, что все эти несчастья минуют 144 тысячи человек «из всех колен сынов израилевых» (VII, 4 и XXI, 12). В том, что здесь имелись в виду не вообще христиане, а именно иудео-христиане, не может быть никакого сомнения, так как указанные 144 тысячи праведников подразделяются по отдельным коленам Израиля. Праведники определяются как люди, «которые не осквернились с же- пами, ибо они девственники: это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел. Они искуплены из людей» (XIV, 4). Очевидно, христианская проповедь в то время велась фактически только среди иудеев и только часть последних могла, с точки зрения автора Откровения, рассчитывать на спасение и на небесное царство. Таким образом, Откровение Иоанна является до некоторой степени и иудейским произведением.

И все-таки древнейший памятник христианской литературы во многом уже отличается от аналогичных произведений иудейской апокалиптики. Прежде всего это вера в помазанника божьего Иисуса. В этом отношении характерно уже его начало: «Откровение Иисуса Христа, которое дал ему бог, чтобы показать рабам своим, чему надлежит быть вскоре». Об Иисусе говорится неоднократно и в дальнейшем тексте. Однако этот апокалиптический Иисус ни в малейшей мере не похож на евангельского богочеловека. Подробности евангельского рассказа в Откровении полностью отсутствуют. Здесь Иисус - космическое существо, «альфа и омега, первый и последний» (I, 8 и 10). Он держит в деснице семь звезд, из уст его выходит обоюдоострый меч, ноги его подобны халколивану, как раскаленные печи, а очи - как пламень огненный (там же, 14-16).

Кроме Иисуса, в центральной части Откровения подробно описано космическое же существо «Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов божьих» (V, 6). Этот Агнец - единственно достойный всюрыть книгу, находящуюся под семью печатями. Затем в Откровении появляется младенец, которому «надлежит пасти все пароды мечом железным» (XII, 5). Он рождается не от евангельской Богородицы, а от «жены, облеченной в солнце; под ногами ее луна, а на голове ее венец из двенадцати звезд» (XII, 1). Выступает в Откровении также «Сидящий на коне вождь воинств небесных» (XIX) и «Сидящий на облаке... подобный сыпу человеческому» (XIV, 14). Обилие различных космических фигур объясняется тем, что автор Откровения очень многое заимствовал из самых различных иудейских апокалипс. При всем этом в Откровении нет даже намека на подробности земной биографии Иисуса, столь обстоятельно описываемые в значительно более поздних евангелиях.

Нет еще в Откровении и основного положения христианской догматики о святой Троице: боге-отце, боге- сыне и святом духе. Больше того, многие места в древнейшем христианском сочинении явно противоречат этому положению. Так, семь ангелов в небесах «поют песнь Моисея, раба божия, и песнь Агнца» (XV, 3). Таким образом, Иисус здесь не канонический бог-сын, а лишь равный Моисею раб божий. Во всем Откровении нигде нет речи об одном святом духе, зато многократно говорится о семи духах божьих.

Напрасно стали бы мы искать в Откровении и другие важнейшие положения христианской догматики. Так, например, здесь ничего не говорится о крещении. В седьмой главе Откровения читаем: «Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревьям, доколе не положим печати на челах рабов бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов изранлевых» (VII, 3-4). Дальше следует перечисление по именам 12 колен, причем на каждое колено приходится по 12 тысяч «запечатленных». Если бы во время Откровения таинство крещения уже существовало, автор этого сочинения, несомненно, говорил бы не о «запечатленных», а о крещеных. Таких мест, в которых можно было бы ожидать упоминания о крещении, в Откровении насчитывается до десятка, но ни в одном из них о крещении пет ни слова.

Нет также в Откровении ни слова о причащении и об очищении верой, которое играет громадную роль уже в древнейших апостольских посланиях; не упоминается важное для христианской догматики положение о первородном грехе, который был искуплен кровью христовой. Такое умолчание обо всех наиболее существенных моментах христианского вероисповедания, само собой разумеется, не может быть делом случая. Его можно объяснить только тем, что все эти догматы возникли значительно позже Откровения.

Мы уже знаем, чго в разногласиях внутри христианских общин в Малой Азии большую роль играл вопрос об «идоложертвенном» (II, 14 и др.). Этот вопрос имел большое значение на протяжении всей дальнейшей истории раннего христианства вплоть до превращения его в государственную религию.

Христианство - одна из мировых религий. Оно появилось около 2х тысячелетий назад. Как же возникла эта религия?

В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от «духа святого» и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески - Христос) - божьего помазанника, и поднесли ему дары.

Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя из 12 доверенных людей - учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины, проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию. При этом он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли даже, что он «вышел из себя», что он ненормален.

В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее Понтий Пилат. Иисус был схвачен, судим и подвергнут распятию - мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. После казни снова произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись гробы» и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и «горный Иерусалим» - небесное божье царство.

Нетрудно заметить, что эти легендарные конструкции Библии находятся в полном противоречии с научными представлениями человека о мире и о себе.

Христианство, провозглашенные им вероучения, идеи и этические принципы выросли на почве определенных общественных отношений.

В первые века нашей эры римляне окончили завоевание Средиземноморья. Подчинив себе множество народов и государств, Рим уничтожил их политическую самостоятельность и государственность, самобытность их общественной жизни. Безудержная алчность и жестокость римских наместников, тиски тяжелых государственных налогов, римское судопроизводство, вытиснившее местные правопорядки, - весь гнет государственной машины империи порождал в среде завоеванных народов чувство ненависти к завоевателю и вместе с тем чувство бессилия перед ним. Эти настроения хорошо переданы в одном из раннехристианских произведений - «Апокалипсисе» (Откровение Иоанна), написанном в I веке нашей эры. Автор этого произведения называет рабовладельческий Рим «великой блудницей», развратившей целые народы и страны и разрушившей их жизненные устои. В неистовых пророчествах он предсказывает скорую и позорную гибель «вечного» Рима. «Время близко!» - восклицает он, но надежды свои возлагает на небесные силы.

Другим большим вопросом общественной жизни являлась проблема рабства. Дело было не только в том, что рабский труд обрекал общество на экономический застой, - Римское государство страшилось своих рабов. «Сколько рабов - столько врагов», - утверждала пословица того времени.

Меры устрашения рабов не могли решить проблемы, и в верхних слоях общества робко начинает пробивать себе дорогу идея некоторого смягчения форм рабовладения. Римский философ Сенека (I век нашей эры), богач и царедворец, советовал господам более мягко обращаться со своими подневольными. «Все люди, - говорил он, - одинаковы по существу, все одинаковы по рождению; знатнее тот, кто честен по природе. У всех нас общий родитель - мир. Природа велит нам приносить пользу всем людям - все равно, рабы они или свободные, свободнорожденные или отпущенники». В то же время рабам и тем, кто находится в зависимости, Сенека рекомендует проявлять терпение и спокойно сносить обиды, поскольку сопротивление только ухудшило бы их положение. Эти идеи, по-своему переработанные, выдвинуло и христианство.

Римское общество переживало нравственный и религиозный кризис.

Высшие круги общества с презрением относились к людям труда, не только рабам, но и свободным. Сукновалы, шерстобиты, сапожники, медники - постоянный объект пренебрежения и осмеяния. Греческий писатель Лукиан так изображает удел ремесленника: «Ты будешь недалек умом, будешь держаться простовато, друзья не будут искать твоего общества, враги не будут бояться тебя... ты станешь жить как заяц, которого все травят, и станешь добычей сильного».

В то же время среди людей труда, не только рабов, но и свободных, складывались свои меры ценностей человека. Из надгробных надписей, басен, поговорок того времени мы узнаем, что такой мерой оказывалось трудолюбие, мастерство, бескорыстие. В одной надписи некая жрица с гордостью говорит, что ее родители вольноотпущенные, которые были бедны, но свободны духом. В другой - об умершем - говорится, что его простодушие, «немудрствование» и доброта открыли его душе возможность местожительствовать с богами. Вольноотпущенник Федр в басне о судебной тяжбе между пчелами и трутнями из-за меда в улье дает понять, что он на стороне тех, кто добыл этот мед своим трудом.

Поговорки и поучения трудовых людей содержат нередко противоположные призывы: призирай господство и не води знакомства с властью, отвечай обидчику тем же, ибо, прощая, ты вдохновляешь господ на новые обиды. В одной поговорке резко осуждается идея сопротивления: «Кроткие живут в безопасности, но зато они рабы». И наряду с этим: «Лекарство против обид - прощение». Здесь сопротивление злу - способ социальной самозащиты.

Многие из этих представлений были восприняты формировавшимся христианством.

Характерной чертой времени было известное охлаждение греко-римского общества к своим старым богам. Многие сомневались в самом их существовании.

Известный римский политический деятель и оратор Цицерон (106 - 43 гг. до нашей эры) в тракте «О природе богов» изобразил трех философов, ведущих спор о том, что «следует думать о религии, благочестии, обрядах, жертвоприношениях» и о самих бессмертных богах». Один из спорящих хотя и признает существование блаженных богов, однако, помещая их где-то в неведомых «междумириях», отрицает их вмешательство в дела людей и, следовательно, реальное значение религии. Другой, наоборот, утверждает, что строение Вселенной исполнено божественного разума, и боги все устроили для блага человека. Третий философ - его точку зрения разделяет сам Цицерон - говорит, что в народе надо поддерживать веру в богов, но для образованных людей вопрос темен. «Много ведь попадается такого и смущает так, что иногда кажется, что совершенно нет таких богов». Этот религиозный скептицизм уживался с самыми темными суевериями. Множество богов, демонов, духов опутывали мышление человека, держа его в страхе и подрывая, по выражению римского поэта Лукреция, «самые устои жизни».

Наряду со скептическим отношением к собственным богам в римском обществе распространяется интерес к восточным культам. В эту наполненную политическими и социальными потрясениями беспокойную эпоху они привлекали своей экзальтацией, исступленными обрядами, таинствами посвящения, создающими иллюзию общения с божеством. Некоторые из них содержали идеи потустороннего воздаяния и возмездия, отражая этим жажду социальной справедливости на Земле.

Таким образом, социальная и политическая неустойчивость эпохи, чувство безысходности толкали массы к религиозным поискам. Наступление тяжелых времен приписывалось злой воле или слабости старых богов. А с захирением демократических учреждений Рима и упадком общественной жизни духовная энергия людей все больше обращалась к сфере религии. «Во всех классах, - пишет Энгельс, - должно было быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния». Предзнаменования, гадания, оракулы, составление гороскопов, ворожба и заклинания, поиски магических формул заняли огромное место во всех слоях общества. И в этом кипящем котле духовной жизни империи исподволь подготавливалась и новая религия - христианство.

Велико число источников, религиозных, литературных, философских, из которых черпала свои идеи новая религия. Философ Филон Александрийский (21 или 28 год до нашей эры - 41 или 49 год нашей эры) аллегорически толкуя Библию, соединил в своем учении монотеизм (веру в единого бога) иудейской религии с элементами греко-римской философии. Философская школа Филона дала христианству идею богочеловека, посредника между небом и землей. Повлияла на христианство и школа римского философа Сенеки, рассматривающего земную жизнь лишь как преддверие к «новому рождению» в потустороннем мире, и учение гностиков - религиозно-философское направление, считавшее материю греховным началом и искавшее пути спасения души. На вероучение и культ христианства оказали влияние и древнеегипетский культ Осириса и Исиды с его идеями загробного суда и воскрешения, а также культ древнеперсидского божества Митры с его символами и мифом о том, что бог добровольно принес себя в жертву. Христианство восприняло учение иудаизма о едином боге как первопричине всего существующего. Были восприняты и предсказания иудейских пророков о предстоящем приходе Мессии-спасителя и наступлении божьего царства.

В 1947 году неподалеку от Иерусалима, в местности Вади-Кумран, были найдены запрятанные в пещерах древние рукописи, принадлежавшие предхристианской иудейской секте, отколовшейся от официального иудаизма. Ученые считают, что эта секта ессеев, которая упоминается в сочинениях древних авторов. Поверив в близость конца света и страшного суда, ессеи ушли в пустыню, чтобы «праведной» отшельнической жизнью готовиться к этим событиям.

Изучение кумранских свитков выявило удивительно много сходного в религиозных воззрениях этой секты с первохрианскими общинами. Эта идея всеобщей греховности, воздаяния за добро и возмездия за зло после смерти. Другая характерная черта - враждебное отношение к божеству и пренебрежение к собственности. В кумранских свитках содержатся упоминания об «учителе праведности», которого в какой-то мере можно рассматривать как прообраз евангельского Христа.

Христианство возникло в Палестине в первой половине I века нашей эры. Его формирование растянулось на продолжительное время. Глухое упоминание о христианских проповедниках в обрамлении мифов и легенд сохранилось в исторических источниках.

Первоначально христианство было небольшим стихийным движением. Первые христианские общины состояли по преимуществу из рабов, вольноотпущенников, ремесленников, городской бедноты, всех тех, кого, по образному выражению Ф. Энгельса, «выбросил за борт процесс разложения старого мира». Все они осуждали существующие порядки и мечтали о социальном и духовном переустройстве. Все они искали в новой религии утешение. И христианство ими же творимое, все это охотно обещало.

Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении злу видела путь к нравственному совершенствованию. Она обещала всем обездоленным, что «будут последние первыми, и первые последними», что праведные получат свое и низшим сословиям - всем этим, по евангельской фразеологии, «нищим», «простецам», «малым сим» - принадлежит будущее. Богатство, стяжательство рассматривались новой религией как «западня дьявола».

Христианство отбрасывало не только социальные, но и национальные преграды между людьми. «Нет ни эллина, ни иудея... ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного», - говорится в одном из апостоловских посланий. Христианство получило характер универсальной, общечеловеческой религии.

Однако осуществление этих мечтаний христианство отодвигало в «потусторонний» мир, и само земное существование людей рассматривало лишь как «божье царство».

Со временем христианство меняет свое социальное лицо. Углубление кризиса римского рабовладельческого общества побуждало все большее число людей искать утешения и спасения в новой религии. Во II - III веках в христианские общины хлынули состоятельные люди. Они принесли не только имущество, но и свои социально-политические воззрения. Идеалы бедности, нестяжательства, равенства отодвигаются на задний план.

Христианские общины становятся богатыми, приобретают экономический и политический вес. Руководство ими сосредотачивается в руках немногих должностных лиц - епископов. Создается сложная церковная организация. Ее высшим органов становятся съезды епископов - церковные соборы. Епископы больших областей получают в дальнейшем наименование архиепископов. Архиепископы Рима, Александрии, Антиохии стали называться патриархами, а первые два - папами (от греческого «папас» - отец).

Постепенно вырабатывается сложный культ, чуждый первоначальному христианству. Позднее в молитвенных домах появились иконы - изображения Иисуса Христа, его матери, апостолов. Вводилось пышное богослужение.

Таким образом, к IV веку христианство проникло во все социальные слои римского общества. Мощная организация общественной связи, земельные владения и богатства, накопленные к этому времени, делали христианскую церковь силой, с которой власти не могли не считаться. Тем более что сама церковь теперь стремилась к сближению с государством.

Тенденции эти наметились давно. Уже в посланиях апостолов (I-II века) появляются призывы: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом... как Христу», «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога».

Эта готовность церкви освятить слабеющую императорскую власть и весь строй империи авторитетом христианского бога не могла не быть услышана.

Император Константин в начале IV века, стремясь укрепить единство империи и свою власть, прекратил преследование христиан и дал христианству права легальной религии. А в последнее десятилетие IV века, при императорах Грациане и Феодосии I, христианство получило привилегии единственной государственной религии. Остатки дохристианских языческих культов преследовались. Имущество старых храмов было конфисковано или разграблено, статуи богов низвергнуты, жертвоприношения им запрещены. Знаменитая статуя Виктории - богини победы, символ старого римского духа и государственности, была удалена из сената. В 394 году император Феодосий I специальным декретом упразднил как один из последних оплотов язычества - знаменитые олимпийские празднества - олимпиады. Христианство распространилось по всем районам империи и вышло за ее пределы.

Христианская церковь сделалась опорой и союзником гибнущего рабовладельческого государства.