Тотемизм примеры в современном мире. Тотемизм – определение, история и особенности понятия

Считается, что религия - это продукт человеческой истории. Ученые и по сей день не могут установить то время, когда она возникла. Есть предположение, что люди никогда не существовали без религии. Человек всегда создает для себя какой-то идеал, к которому он жаждет стремиться. Древнегреческий мыслитель Ксенофан полагал, что люди самостоятельно придумывают себе богов по своему подобию и даже наделяют тех присущими себе качествами. Другой философ, Демокрит, считал, что религия возникает как результат невежества и страха. Попытки осмыслить суть, происхождение и цель верований сопровождают человека на протяжении всей его истории.

Гребень, как знак ранга и богатства, позже тотема; социальный аванс, дома, города, геральдика, как знак ранга, кажутся мне причиной недоумений и помещают эти американские племена вне тотемизма людей без ранга, богатства, домов и геральдики. Но общество, которое начинается у людей, которые, подобно тлинкиту, имеют женский спуск, не могут образовать местный клан происхождения, если мужчины не идут в дома женщин, чего здесь нет. Но, продвигаясь к богатству, домам и устоявшимся условиям, местные или городские имена заменяли имена тотемов из кланов, в то время как значок тотема стал, как гребень, фактором в системе геральдики, нам недоумение.

Но эти дискуссии не отрицают того, что не было «безрелигиозного» времени существования людей. На ранних имели место простейшие верования, такие как магия, шаманизм, анимизм и иные. Отдельно среди всего этого религиозного массива выделяется тотемизм. Это верование принято рассматривать в качестве ранней формы религии ввиду его примитивизма. Что же это такое? Что представляет собой религия тотемизм? Ответ приведен ниже.

Конечно, факты, данные д-ром Суонтоном, могут быть предусмотрены таким образом, процессы перемен просты, естественными и имеют параллели в другом месте. Если тотемический клан предпочитает носить образ своего тотема в качестве значка и не имеет другого значка, все будет плавным. Но в Британской Колумбии, как и в Центральной Британской Новой Гвинее, мужчины, в пропорции к их богатству и спускам, носят неопределенное количество значков или «гребней». Хотя большинство писателей упоминаются как тотемы, - говорит г-н Суонтон, говоря о племени хайда, - эти гребни не имеют надлежащего тотемического значения, их использование аналогично использованию кварталов в геральдике, чтобы отметить социальное положение кто носит.

Что это такое?

Вслушайтесь в звучание слова "тотемизм". Это изречение связано с языком и означает «его род». Под этим термином понимается представление определенной родственной группы людей о наличии их всеобщей связи с каким-либо животным или растением. В древности верили в общее происхождение от какого-либо легендарного предка. При этом праматерью была женщина, а вот отцом выступал определенный представитель животного либо растительного мира. Именно такая связь между человеком и иными видами жизни на Земле считалась базовой для религии тотемизм.

Конечно, австралийские тотемисты не имеют социальной позиции, обозначаемой гребнями или значками. Боас говорит о «гребнях» как «тотемах» среди хайды, и мы недоумеваем среди этих смесей геральдических с тотемическими терминами. Далее, и это любопытно, в то время как г-н Суонтон дает местные имена «кланам» Тлингита; многим, но не всем его «группам домов» он дает имена животных: «Ворон, мус, медведь гризли, кибер-кит, орел, дома лягушек» и т.д. все эти животные - имена тотемов кланов Холмберга и г-на Боаса; но, по словам г-на Суонтона, они являются именами, а не «кланами», а «домашними группами».

Это соединение было священным, исключительным и непорочным. Тотем почитался и как предок, и как покровитель. У каждого рода было имя, соответствующее своему божеству. Живые его аналоги считались собратьями, их было запрещено убивать и употреблять в пищу. По поверью, после смерти человек обращался в свой тотем, а значит, либо растения считались умершими родственниками. К своему божеству люди относились трепетно и с уважением поклонялись ему. Его оберегали от врагов и совершали различные обряды для его задабривания. Допущение человека к подобной церемонии было своего рода его социализацией. Считается, что тотемизм - это наиболее ранняя форма самоидентификации группы.

Другие группы домов имеют локальные имена, или описательные имена, или псевдонимы, как «игровой дом». Таким образом, г-н Фрейзер приводит имена животных в «кланы» Тлинкита, к которым г-н Суонтон дает местные имена, и, хотя многие из домов или «домашние группы» г-на Суонтона Тлингита имеют тотемические имена, г-н Фрэзер говорит: «семьи обычно берут свои имена из мест». Похоже, что это путаница из-за несовершенной терминологии.

«Голденвейзер» заявляет, что «интенсивные и продолжительные исследования, проведенные рядом хорошо обученных наблюдателей среди этих племен северно-тихоокеанской границы, показали с большой ясностью», - что-то не в настоящее время, но мы сожалеем об отсутствии ясности. В свое время Тлингит, подобно дюжине юго-восточных племен Австралии, имел животных, названных родственниками в названных экзогенных смешанных фратриях с женским происхождением.

Каково его значение?

Тотемизм, а наряду с ним и анимизм с магией - были детально изучены наукой в XVIII столетии. Считается, что зародилась вера в тотем в Австралии, несмотря на то, что многие материалы для рассуждения были взяты у североамериканских индейцев. Это верование стало базой для остальных религий, которые существуют и по сей день и имеют множество приверженцев. Так, именно из тотемизма были почерпнуты такие общерелигиозные идеи, как вера в общих предков, в родство людей и животных, растений, а также идеи непорочного зачатия и воскрешения после смерти, которые имеют место в христианстве, буддизме и мусульманстве.

Каждый из этих исследователей ошибся «гребнями» за тотемы кланов? Ясно одно: тлинкит и другие племена, обладающие богатством, а также дворянства и геральдики, вызывают почти неразрывную путаницу благодаря использованию геральдических значков, которые некоторые называют «гребнями»; и «тотемы» других хорошо обученных наблюдателей. Суонтон говорит нам, что «гребни и имена, которые среди тлинкитов находятся на стороне Волка», «на стороне Ворона» среди Хаиды. Среди этих людей имена животных и гребни разделены между двумя фратриями, с тем же именем или гребнем, которые не встречаются в обеих фратриях.

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм следует рассматривать не просто как отдельные формы верований и обрядовых действий, но и как тесно взаимосвязанные между собой элементы, которые в культуре каждого народа образуют некоторое единство, своеобраз­ное целое. Это своеобразие обусловливается их различным содержа­тельным наполнением, а также различным сочетанием. Однако у всех этих религий имеет одна важная характерная особенность - они являются религиями доклассового, родоплеменного общества. Основными объектами поклонения в этих религиях были природные объекты. Духовные существа в основном носили безличный харак­тер. В культовой деятельности преобладали обряды, в которых уча­ствовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов и другие организаторы и исполнители культовой деятельности еще не были жестко отделены от основной массы верующих. Тотемизм обычно определяют как веру в существование род­ственной связи между какой-либо группой людей и определенным видом животных, растений или иных явлений природы. Термин тотемизм заимствован у североамериканского племени. Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной со­циальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным род­ственником. Мно­гие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное - умерший родственник. Тотемические представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делят всех людей на «своих» и «чу­жих». С тотемизмом связаны определенные ограничения в деятель­ности и общении: что можно делать, а чего - нельзя, с кем можно об­щаться, а с кем - нельзя. Например, мужчины и женщины одной то­темной группы не могут друг с другом вступать в брак. Они являются друг для друга табу. Первопричиной тотемизма, по мнению Э. Дюркгейма, являет­ся признание священного. «Тотемизм - писал он - это вера не в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Тотемические верования существуют не в виде абстрактных представлений, а в форме системы жизнедеятельности людей, их повседневных поступков, их отношений с окружающей средой, с другими людьми. Важнейшим составным элементом этой жизнедея­тельности является тотемическая обрядность. Значительное место в этой обрядности занимают многочисленные действия по поклоне­нию тотему, его умилостивлению и приобщению к нему. С этой об­рядностью связаны все важные этапы в жизни человека: рождение, посвящение (введение юноши в число взрослых охотников), смерть. В процессе этой обрядности происходила социализация индивида, освоение им обычаев, традиций, навыков своей общины. Как справедливо отмечают исследователи этого явле­ния, тотемизм - это вырастающая прямо из родовой практики фор­ма идеального отражения и выражения в определенном социальном институте первобытного общества реального единства коллектива первобытных людей, социального способа их существования, проти­востоящего природе и другим аналогичным коллективам. Главнейшие устои рода - неприкосновенность жизни сородичей и вытекающая из них неприкосновенность места, недоступность тотемической обрядности для лиц чужой крови, правила половой регламентации, обязатель­ное наследование тотема по мужской или женской линии, устанав­ливали раз и навсегда контингент лиц, принадлежащих роду.

Это просто универсальное расположение тотемов в фратриях. Даже сейчас, среди тлинкитов, говорит г-н Суонтон, «теоретически эмблемы», используемые на стороне Ворона, отличались от тех, что были на стороне Волка или Орла, и хотя человек высокой касты мог бы заимствовать эмблему из своего зятем временно, ему не было позволено сохранить его. Все это означает не более того, что иногда человек высокой касты теперь может пронзить руки своей жены. С кастами и геральдикой, рожденными богатством и званием, мы вышли из тотемизма на этом этапе.

Он был изменен социальными условиями. «Некоторые семьи были слишком бедны, чтобы иметь эмблему», они также перестали иметь тотем? Фрейзер считает, что «такие утверждения, возможно, объясняются браками членов клана с членами других кланов, у которых были эти животные для своих гребней».

первопричиной тотемизма является признание священной силы, силы, заимствованной у самого коллектива, силы коллективного на­чала, превосходящей всех конкретных индивидов. Однако не только в тотемизме отражается эта сила. С тотемическими верованиями и обрядами в первобытном обществе тесно взаимодействует, можно сказать, даже является их определенной стороной, система специ­фических запретов - табу. Классической страной, в которой систе­ма табу получила свое наибольшее развитие, является Полинезия. Слово «табу» можно перевести с полинезийского буквально как «особо выделенный», «от­меченный». Термин противоположный табу- «пот-а» -то есть всеобщий, обыкновенный. В Полинезии система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей все то, что в современном обществе обеспечивается мо­ралью, религией, правом. Запрет налагался на употребление в пищу мяса какого-либо животного (тотема), общения постороннего с жен­щиной после ее брака, работу в какой-либо определенный день (например, субботу). Действия табуированных объектов являются двойственными - опасными и полезными. Из верований связанных с табу происте­кает также деление всех объектов на чистое и нечистое. Чистые - значит невредимые, с ними можно иметь дело. Нечистые - несущие в себе нечто губительное.

Это и есть мое собственное мнение. Если «гребни» были первоначально простыми представлениями о том тотемном животном каждого человека, то теперь они стали вовлечены через ранг и социальные степени с геральдикой и с значками, не тотемическими, такими как некоторая гора. Между тем все «кланы» Тлингита, если мы будем следовать свидетельствам г-на Суонтона, или почти все «кланы» теперь являются просто местными поселениями, по крайней мере, они содержат местные и другие описательные имена.

Те «идут», люди острова Тек. Есть четырнадцать «географических делений» такого рода и шестьдесят восемь «кланов» такого рода с описательными или локальными именами. Кланы «были в какой-то мере местными группами», - говорит г-н. Суонтон говорит о «этих географических подразделениях или племенах»; что увеличивает проблему, поскольку, если Тлингит является «племенем», а географические подразделения Тлингита также являются «племенами», вещи озадачивают.

Следует признать, что громадное большинство запрещений и обрядов, созданных с этой системой являются непонятными. Единственным их основанием является идущий из глубины веков принцип запретного. Рационального же основания деления всей жизнедеятельности об­щины на две сферы «всеобщий, обыкновенный» и «особо выделен­ный», «отмеченный», не существовало, да и не могло быть. Это осно­вание находится не на рациональном уровне, а на уровне веры. Коллективная власть над индивидом осуществляется в первобытных религиях в авторитарной форме. По­этому все установления общественной жизни, социальные нормы ос­нованы на вере как доверии. Доверие же в этом случае тождественно чувству принадлежности к коллективу общины - «мы».

Теперь, как может «конглогинеальная группа», которая считает спуск в женской линии, похожей на «географическую группу»? Род тотемов с мужским происхождением в Австралии и в других местах, как и горный клан, говорят, что Макианцы обязательно становятся «географической группой», говорят в Гленко. Но то, что с женским происхождением, тлингитская «согласная группа» также может иметь местное жилье, для меня является сложным вопросом. Имена фратрий спускаются по женской линии. Локальные и описательные имена «кланов или кровных полос» также спускаются по женской линии?

Наряду с тотемизмом и табу значительное место в жизнедея­тельности первобытного человека занимала магия - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью кото­рых путем определенных символических действий возможно ока­зать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для челове­ка направлении. На магию впервые обратил особое внимание англ антрополог и этнограф Д Фрэзер. Он считал, что магия не является религией, а представляет собой элементарный способ мышления человека, своеобразную форму «примитивной на­уки», свойственной человеку на самом раннем этапе развития.

Фрейзер не проливает света на эту точку, полагая, как и он, что «кланы» в фратериях Тлингита - это знакомые родственники тотемов, имена животных. Если это так, дети должны наследовать имя «клана» материнского тотема. Только одно ясно для меня, тлинкит волчьей фратрий может жениться только на невесте из вороньи фратрий; Тлинкит из вороньи фратрий может только принять девицу волчьей фратрии. Если родственники тотемов присутствуют в фратриях, эти родственники тотемов являются экзогамными. Если в фратрите нет родственников тотемов, являются ли кланы г-на Свантона локальными именами экзотически?

Однако такая точка зрения подверглась критике со стороны других антропологов и этнографов. Значительное внимание иссле­дованию этого явления уделил Б. Малиновский. Он справедливо указывал, что магия, как и всякая религия, предполагает символический образ действий. Во время магическогообряда человек совершает определенные дей­ствия, которые не прямо, а косвенно направлены на достижение оп­ределенного результата. Эффективность этих действий связана не с материальными манипуляциями, воздействиями, а теми скрытыми смыслами, которые стоят за ними. По целям воздействия магия мо­жет быть вредоносной, лечебной, промысловой и т. д. Первобытный человек предварял свое участие в охоте на зверя целой системой ма­гических обрядов.

Могут ли мужчины выйти замуж в регионе, где они поселены? Если это так, клан Тлингит не является экзогамным. Но все это чисто гипотетическое. Версия Суонтона, цимшанцы, с женским происхождением, имеют два экзогамных «клана» с именами животных и два с другими именами, а в книге г-на Фрейзера у них есть четыре экзогенных клана с животными, есть третья история опираясь на авторитет информации г-на Дункана, коммандер Майн, включенный в его книгу.

По словам командующего Майна, используя г-н Он называет такие изображения «гребнями». Никто не может жениться на другом из того же «гребня»: дети берут гребень своей матери и несут имя животного, которое оно представляет. Никто не может убить животное своего гребня. Все это экзогамия с родственниками тотемов, под фратрии, как экзогамные единицы, и с тотемическим табу. Если Мейн и Дункан прав, либо более поздние авторы ошибаются, либо томизм Цимшяна сильно изменен, поскольку.

Магия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека. Ученые отмечают, что магические действия применя­ются там, где деятельность в большей мере носит вероятностный или опасный характер. Вывод, что магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблема­ми, решение которых зависит не столько от него самого, сколько от множества привходящих факторов.

То есть, брачные классы, восемь в целом, делятся на два набора по четыре каждый, но эти наборы являются безымянными. Морган, Лига ирокезов, стр. 79. Мне может быть позволено заметить, что эти четыре цымшских клана выглядят для меня, как будто изначально они были двумя парами фратрий.

Австралийская параллель подтверждает мнение, что цымшанские «кланы» были фратриями. Правда, похоже, что мистер Голденвейзер неправильно цитирует г-на. Томас, родство и брак в Австралии. Майн, четыре года в Британской Колумбии, с. 257 кв. Дальше на юг, чем в Цимшян, обитают Квакиутль, из которых самые южные называются «собственно Квакиутль». Северный Квакиутль делится, говорит д-р Боас, на «септы» и «кланы». Первое племя имеет «кланы» под названием «Бобр», «Орел», «Волк», «Лосось», «Ворон», «Убийственный кит»: обычные тотемические имена в этом регионе.

В магии таинственной силой наделяются конкретные дейст­вия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы - фети­ши . От­сюда проистекает такая повсеместно распространенная форма пер­вобытной религии как фетишизм.

Фетишем может стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или рас­цветки, зуб животного, кусок дерева и т. д. Не важно, какой это пред­мет - это может быть и обычный булыжник. Важно, что за ним заме­чено действие какой-то силы.

Эти тотемические кланы являются экзогамными, как и те, что относятся к цимшаням майи. Спуск находится в женской линии. В этих двух племенах ребенок иногда помещается в отца, а не в материнский клан, поскольку отец Диери иногда «дает» свой тотем своему сыну в дополнение к унаследованному материнскому тотему. Когда мы доходим до южного Квакиутла, д-р Боас говорит, что «преобладает патриархат». Это, по-видимому, означает, что спуск здесь не считается, как на севере, у самки, а в мужской линии. «Мы не находим ни одного клана, который имеет, собственно говоря, животное для его тотема, и кланы не берут свое имя со своего гребня и не имеют фратрий».

Одной из раз­новидностей фетишизма является идолопоклонство. Идол - это ма­териальный предмет, которому придана форма человека или живот­ного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

Еще одним из распространенных верований и, связанных с ни­ми символических действий первобытного человека, является ани-мизм - вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен в религиоведение английским этногра­фом Э. Тейлором .

Поскольку северный Квакиутль имеет названные экзогенные «кланы» животных с женским происхождением, д-р Боас теперь считает, что северный Квакиутль «в значительной степени принял материнский спуск и разделение на животные тотемы северных племен». Мы не знаем, в другом месте, что тотемизм когда-либо был заимствован одним племенем от другого, особенно племенем, столь развитым в культуре, как Квакиутль, и у нас нет примера племени, в котором люди отказались от своих социальных прерогатив, и передал их своим племянникам в женскую линию.

Похоже, что Боас склоняется к бывшему члену этой альтернативы, то есть к мнению, что Квакиутль проходит или переходит от матери-родственника или матриархата к отцу-родственнику или патриархату, поскольку он говорит, что брачные обряды из Квакиутля, похоже, показывают, что из них преобладал и матриархат. Тем не менее он впоследствии принял с большим решением «противоположный взгляд».

Анимизм - это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть ани­мизма состоит в признании самостоятельной, способной существо­вать отдельно от человека, животных, растений некой силы или су­ществ, способных соединяться с ними и их покидать.

Во-первых, что касается спуска среди самого Квакиутля. Фрейзер указывает. Боас считал, что Квакиутль переходит от материнского к отеческому спуска. Более поздние исследования, проведенные доктором Тайных обществ с их танцами, являются очень древним учреждением среди квакиутлов, а мужское наследство вышеупомянутых офисов является веским аргументом в пользу прежней распространенности отечества среди этих людей. Форма, полученная материальным наследованием ранга, привилегий и т.д. Среди квакиутских точек в одном направлении.

Таким образом, зять № 2 получает привилегии, но снова не может их использовать, но держит их за своего сына и т.д. таким образом, оказывается, что привилегии, которыми обладает молодой человек до брака, всегда вытекают из его мать, но формально он получает их от своего отца, который действует как своего рода опекун этих привилегий, пока сын не будет готов к ним. Спуск здесь явно материнский, но форма отеческого происхождения сохраняется, правдоподобное условие для людей, которые; становясь материнским, по-прежнему придерживаются по крайней мере по форме традиционного наследства от отца.

Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Для перво­бытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестест­венного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак - способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д. Мир духов - это невидимый мир. По­зднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошло разграничение на добрых и злых духов.

Высшей формой развития анимизма является вера в относи­тельно самостоятельное существование души. Значительно позднее, уже на стадии очень развитых спиритуалистических религий, таких как буддизм, христианство, ислам, душа стала осмысливаться как ду­ховная субстанция.

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе.