Августин блаженный презентация. Истина и достоверное знание


Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в. Римско-христианский философ, богослов, мудрец. Выходец из Нумидии (в древности область в Северной Африке (современная северная часть Туниса и Алжира)). Являлся одной из ключевых фигур в истории европейской философии. Происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние своей матери-христианки. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора (оратора). В 383 гг. переехал в Рим, но вскоре получил место ритора в Милане, где познакомился с епископом Амвросием и начал изучать сочинения неоплатоников и послания апостола Павла. Весной 387 г принял крещение. Через год вернулся в Северную Африку: с 391г. - пресвитер, а с 395 г. вплоть до смерти - епископ города Гиппон. Один из наиболее влиятельных отцов христианской церкви.


Беноццо Гоццоли. Св. Августин учит в Риме. 1464-1465 гг. Его наследие по теологии и критике поистине огромно. Наиболее известен автобиографический труд «Исповедь», положивший начало исповедальному жанру. Августин назван католическими богословами «блаженным». Как богослов и писатель имел сильное влияние на оформление всей догматики католицизма. Наиболее известные произведения: «О христианской доктрине», «О граде Божием». Учение Августина стало неопровержимым авторитетом в эпоху средневековья.


Боттичелли. «Св. Августин» Августин Блаженный - родоначальник христианской философии истории (раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса). Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного: ход истории, жизнь общества - это борьба двух противоположных царств - Земного (грешного) и Божественного; Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; Божественное царство представлено священнослужителями - особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь; Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;


Святой Августин и Святая Моника в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; Церковь - единственная сила, способная объединить мир; бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевла-дельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, на-деяться на лучшее; высшее блаженство - счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; после смерти праведники в награду от Бога получают за-гробную жизнь.


Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: Бог существует; главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; все - материя, душа, пространство и время - является тво-рениями Бога; Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в на-стоящее время, будет творить в будущем; знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодос-таточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неоп-ровержимое знание достигается только при познании Бога.


Значение философии Августина Блаженного в том, что им: Значение философии Августина Блаженного в том, что им: уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени); Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Рим-ской империи) объявлена тоже властью наряду с государст-венной (а не элементом государства); обоснована идея господства Церкви над государством, а Рим-ского Папы - над монархами - главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католи-ческая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века; выдвинута идея социального конформизма (смирение с бед-ностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству; воспевался человек, его красота, сила, совершенство, бого-подобность (что также было редкостью для того времени и уст-раивало всех); одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.


Афоризмы: Афоризмы: «Будем же верить, если не можем уразуметь»; «Вера вопрошает, разум обнаруживает»; «Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться»; «Если зла нет, то самый страх перед злом есть зло»; «Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое – это грех, второе – наказание. Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет»; «Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину»; «Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя»; «Любовь к временному можно изгнать, только почувствовав сладость вечного».

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.






















1 из 21

Презентация на тему: Философия Августина Блаженного

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Биография Августина Блаженного Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником (римским гражданином, мелким землевладельцем). В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр - Мадавру.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Этапы творчества Первый этап (386-395), характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские «диалоги» «Против академиков» (то есть скептиков, Contra academicos, 386 г.), «О порядке» (De ordine, 386 г.; первый труд, в котором дано обоснование семи свободных искусств как подготовительного цикла для изучения философии), «Монологи» (Soliloquia, 387 г.), «О жизни блаженной» (De Beata Vita, 386 г.), «О количестве души» (388-389 гг.), «Об учителе» (388-389 гг.), «О музыке» (388-389 гг.; содержит знаменитое определение музыки Musica est ars bene modulandi с подробным толкованием; пять из шести книг против того, что обещает заглавие, трактуют вопросы античного стихосложения), «О бессмертии души» (387 г.), «Об истинной религии» (390 г.), «О свободной воле» или «О свободном решении» (388-395 гг.); цикл антиманихейских трактатов. Часть трудов раннего периода также именуют кассициакскими, по названию загородного дома неподалёку от Медиолана (Cassiciacum, это место в нынешней Италии называется Casciago), где Августин работал в 386-388 гг.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Основные Работы Основные сочинения философа – «Исповедь» (написана в 400 году), «О Граде Божьем» (412-426 год). Другие известные работы Августина – «О жизни блаженной», «Против академиков», «О бессмертии души», «О свободной воле», «Об истинной религии». Известный христианский теолог оставил также наследие в виде проповедей, известно более пятисот проповедей Августина.

№ слайда 11

Описание слайда:

Учение Августина Блаженного - понятие Бога, творения, времени Согласно учению Августина – все сущее является благом, так все сущее создано Богом. При этом зло является порчей, недостатком субстанции бытия, небытием и повреждением его формы. Благо же – это форма, субстанция, которой присущи такие элементы, как порядок, мера, вид и числа. Бог – чистая форма и источник бытия, источник блага, высшая красота. Бог поддерживает бытие мира, постоянно творя его снова. Мир един, и если бы вдруг иссякла творческая сила бога, он сразу же перестал бы существовать. Августин считал точку зрения о наличии параллельных миров игрой воображения. Достойными познания объектами для Августина являются душа человека и Бог. Из самопознания человеком себя можно вывести божье бытие, бытие вещей можно вывести из обобщения полученного опыта.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Учение Августина Блаженного. Добро и зло, свобода и божественное предопределение, истина Добро и зло Все религиозные философы задумывались о сути таких основополагающих категорий, как добро и зло. Бог есть благодать, мир - Божье творение, тогда почему в мире творится столько зла? Как Бог допускает это? Августин в своих рассуждениях опирался на Священное Писание. Весь мир как Божье творение причастен к абсолютной доброте, творя мир, Бог запечатлел в нем вес, меру и порядок. Во всякое творение вложен неземной образ, неземной смысл. Поэтому добро заключено во всем творении – и в природе, и в людях. Зло не существует само по себе, согласно учению Августина. Оно не является самостоятельной силой, зло – это отсутствие добра. Подобно тому, как болезнь является отсутствием здоровья, тишина – отсутствием шума, нагота – отсутствием одежды, а тьма – отсутствием света. Многие находят неубедительной попытку Августина снять ответственность с Бога за мировое зло. Это слабое утешение для страдающего человека, но немало философов рассуждает и таким образом: как человек узнал бы о сущности добра, если бы не знал, что такое зло?

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Где найти истину? Августин полагал, что самое достоверное знание – это знание человека о собственном сознании и бытии. Человек знает, что он мыслит и существует, следовательно, он знает о возможности познания. По Августину познание основывается на внутреннем чувстве, разуме и ощущениях. Человек может познать предметы, доступные разуму и пониманию. Хотя это понимание и малое, но оно достоверно. Тот, кто полагает, что чувствам нельзя доверять, обманывается жалким образом. Истина – это норма познания. Бог – вот неизменная, вечная истина, которую нужно познать. Августин говорит об участии воли в акте познания. Для того, чтобы познать нечто, следует использовать волю, то есть познание – это волевой процесс. Волевое начало присуще природе человеческих чувств. «Человек страдает настолько, насколько поддается страданиям» - это гениальное утверждение Августина известно сегодня любому человеку на пути самосовершенствования.

№ слайда 18

Описание слайда:

Разум и вера. Душа, познание, воля. Августин в своих работах полемизирует со скептиками, которые уверились в том, что истину найти нельзя. Согласно учению философа, разум – это взор души. Используя его, душа способна созерцать истинное. Человек не должен забывать о внеземной цели жизни, своей внеземной природе и бессмертной душе. Истина содержится в человеческой душе. Приобретенные знания нужно подчинять мудрости. Августин считает разум важной функцией души, по его мнению, душа питается знанием и пониманием вещей, размышлениями, через которые возможно что-либо познать. Человека к изучению наук ведет разум и авторитет. Авторитет первенствует по отношению ко времени, разум – по отношению к существу дела. Вера в авторитет труда не требует, значительно сокращает дело. Великие мужи написали немало трудов на подобные темы, считая, что для более примитивно мыслящих людей, которые поглощены делами житейскими, такой тип познания является средством к спасению. Но простого человека, который желает постигнуть истину с помощью разума, очень легко одурачить псевдоразумными доводами, вплоть до впадения во вредный образ мыслей. Если человек подпал под такое влияние, освободиться ему от него будет чрезвычайно трудно. Поэтому таким людям лучше всего доверять высшим авторитетам и вести жизнь в полном соответствии им.

№ слайда 19

Описание слайда:

Философия Августина Блаженного Биография и темперамент Августина Блаженного наложили глубокий отпечаток на его философско-богословские взгляды. Его взгляд на природу человека материалистичен, греховность человеческой природы – следствие первородного греха. Человек для богослова – прежде всего душа, на службе у которой находится тело. Но душа и тело образуют единство. Некоторые его идеи внесли заблуждения в развитие западного христианского учения. Речь идет о его учении о чистилище, как месте для очищения душ грешников между адом и раем, идее предопределенности человеческой жизни, рассуждениях о победе церкви над миром в период тысячелетнего Царства, приведших к войне католиков за утверждение главенствующего положения их церкви. Августин полагал, что будущее устраивает Бог и устроение это неизменно. Его предопределение отличается от веры язычников в фатум, слепой рок – Бог наказывает грешников, проявляя свою силу и гнев. Арена его деяний – всемирная история. Кто-то удостоен вечного проклятия, другой – вечной жизни. Первородный грех для Августина связан с сексом, так как он передается с его помощью, он неизбежен для каждого человека так же, как и сама жизнь.

№ слайда 20

Описание слайда:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Презентацию на тему "Августин «Блаженный» Аврелий" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Обществознание. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 9 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Августин «Блаженный» Аврелий

Слайд 2

Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в.

Римско-христианский философ, богослов, мудрец. Выходец из Нумидии (в древности область в Северной Африке (современная северная часть Туниса и Алжира)). Являлся одной из ключевых фигур в истории европейской философии. Происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние своей матери-христианки. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора (оратора). В 383 гг. переехал в Рим, но вскоре получил место ритора в Милане, где познакомился с епископом Амвросием и начал изучать сочинения неоплатоников и послания апостола Павла. Весной 387 г принял крещение. Через год вернулся в Северную Африку: с 391г. - пресвитер, а с 395 г. вплоть до смерти - епископ города Гиппон. Один из наиболее влиятельных отцов христианской церкви.

Слайд 3

Беноццо Гоццоли. Св. Августин учит в Риме. 1464-1465 гг.

Его наследие по теологии и критике поистине огромно. Наиболее известен автобиографический труд «Исповедь», положивший начало исповедальному жанру. Августин назван католическими богословами «блаженным». Как богослов и писатель имел сильное влияние на оформление всей догматики католицизма. Наиболее известные произведения: «О христианской доктрине», «О граде Божием». Учение Августина стало неопровержимым авторитетом в эпоху средневековья.

Слайд 4

Боттичелли. «Св. Августин»

Августин Блаженный - родоначальник христианской философии истории (раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса). Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного: ход истории, жизнь общества - это борьба двух противоположных царств - Земного (грешного) и Божественного; Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; Божественное царство представлено священнослужителями - особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь; Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

Слайд 5

Святой Августин и Святая Моника

В связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; Церковь - единственная сила, способная объединить мир; бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевла­дельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, на­деяться на лучшее; высшее блаженство - счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; после смерти праведники в награду от Бога получают за­гробную жизнь.

Слайд 6

Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: Бог существует; главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; все - материя, душа, пространство и время - является тво­рениями Бога; Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в на­стоящее время, будет творить в будущем; знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодос­таточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неоп­ровержимое знание достигается только при познании Бога.

Слайд 7

Значение философии Августина Блаженного в том, что им: уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени); Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Рим­ской империи) объявлена тоже властью наряду с государст­венной (а не элементом государства); обоснована идея господства Церкви над государством, а Рим­ского Папы - над монархами - главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католи­ческая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века; выдвинута идея социального конформизма (смирение с бед­ностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству; воспевался человек, его красота, сила, совершенство, бого­подобность (что также было редкостью для того времени и уст­раивало всех); одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

Слайд 8

Афоризмы: «Будем же верить, если не можем уразуметь»; «Вера вопрошает, разум обнаруживает»; «Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться»; «Если зла нет, то самый страх перед злом есть зло»; «Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое – это грех, второе – наказание. Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет»; «Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину»; «Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя»; «Любовь к временному можно изгнать, только почувствовав сладость вечного».

Слайд 9

Cлайд 1

Cлайд 2

Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в. Римско-христианский философ, богослов, мудрец. Выходец из Нумидии (в древности область в Северной Африке (современная северная часть Туниса и Алжира)). Являлся одной из ключевых фигур в истории европейской философии. Происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние своей матери-христианки. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора (оратора). В 383 гг. переехал в Рим, но вскоре получил место ритора в Милане, где познакомился с епископом Амвросием и начал изучать сочинения неоплатоников и послания апостола Павла. Весной 387 г принял крещение. Через год вернулся в Северную Африку: с 391г. - пресвитер, а с 395 г. вплоть до смерти - епископ города Гиппон. Один из наиболее влиятельных отцов христианской церкви.

Cлайд 3

Беноццо Гоццоли. Св. Августин учит в Риме. 1464-1465 гг. Его наследие по теологии и критике поистине огромно. Наиболее известен автобиографический труд «Исповедь», положивший начало исповедальному жанру. Августин назван католическими богословами «блаженным». Как богослов и писатель имел сильное влияние на оформление всей догматики католицизма. Наиболее известные произведения: «О христианской доктрине», «О граде Божием». Учение Августина стало неопровержимым авторитетом в эпоху средневековья.

Cлайд 4

Боттичелли. «Св. Августин» Августин Блаженный - родоначальник христианской философии истории (раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса). Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного: ход истории, жизнь общества - это борьба двух противоположных царств - Земного (грешного) и Божественного; Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; Божественное царство представлено священнослужителями - особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь; Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

Cлайд 5

Святой Августин и Святая Моника в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; Церковь - единственная сила, способная объединить мир; бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевла дельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, на деяться на лучшее; высшее блаженство - счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; после смерти праведники в награду от Бога получают за гробную жизнь.

Cлайд 6

Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: Бог существует; главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; все - материя, душа, пространство и время - является тво рениями Бога; Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в на стоящее время, будет творить в будущем; знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодос таточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неоп ровержимое знание достигается только при познании Бога.

Cлайд 7

Значение философии Августина Блаженного в том, что им: уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени); Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Рим ской империи) объявлена тоже властью наряду с государст венной (а не элементом государства); обоснована идея господства Церкви над государством, а Рим ского Папы - над монархами - главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католи ческая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века; выдвинута идея социального конформизма (смирение с бед ностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству; воспевался человек, его красота, сила, совершенство, бого подобность (что также было редкостью для того времени и уст раивало всех); одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

Слайд 2

Аврелий Августин

Августин Блаженный (Аврелий Августин) - христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики, философ. Епископ Гиппонский (Сев. Африка); родоначальник христианской философии. Развил учение о благодати и предопределении, отстаивал его против Пелагия. Глубиной психологического анализа отличается автобиографическая "Исповедь", изображающая становление личности. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии вплоть до 13 в. Его самый известный теологический и философский труд - «О граде Божием».

Слайд 3

биография

Августин родился в африканской провинции Нумидия, в Тагасте. Первоначальным своим образованием он обязан матери, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, нейтрализовалось отцом-язычником. В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. После прочтения «Hortensius» Цицерона, стал изучать философию. Вскоре примкнул к секте манихеев. В «Исповеди» Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на «шелуху» манихейского учения. Прочитав некоторые трактаты Плотина, Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное Бытие. Августин умер в 75 лет, во время первой осады Гиппона вандалами. Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов.

Слайд 4

Этапы творчества

I этап Характерно влияние античной догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские «диалоги» и цикл антиманихейских трактатов. «Против академиков»; «О порядке» «Монологи»; «О жизни блаженной» «О количестве души»; «Об учителе» «О музыке»; «О бессмертии души» «Об истинной религии»; «О свободной воле» II этап Преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: «О книге Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и «Исповедь», антидонатистские трактаты. III этап Вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и «О граде Божьем»; критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах».

Слайд 5

Сочинения

Наиболее известными из сочинений Августина является «De civitate Dei» («О граде Божьем») и «Confessiones» («Исповедь»), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De liberoarbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры). Кроме того, заслуживают упоминания его Meditationes, Soliloquiaи Enchiridionили Manuale.

Слайд 6

Учения Августина

Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера. О бытии Бог, мир и благодать О благодати О свободе и божественном предопределении О вечности, времени и памяти Добро и зло Истина и достоверное знание Об обществе и истории

Слайд 7

Учение «О бытии»

Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие. Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может. Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

Слайд 8

Бог, мир и человек

Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от Судьбы и фортуны. Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок, и в мире все стало подчиняться законам природы. Человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренно и греховно. Душа есть только у людей, животные её не имеют. Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога. С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви.

Слайд 9

Добро и зло

Говоря о деяниях Бога, мыслители подчеркивали его всеблагость. Но в мире творится и зло. Почему Бог допускает зло? Августин доказывал, что все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте - всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.

Слайд 10

Зло не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие. Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может. Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

Слайд 11

Истина и достоверное знание

Августин говорил о скептиках: «им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно». Критикуя скептицизм, он выдвинул против него следующее возражение: если бы истина не была известна людям, то как определялось бы, что одно правдоподобнее (то есть более похоже на истину), чем другое. Достоверное знание - это знание человека о своем собственном бытии и сознании. «Знаешь ли ты, что ты существуешь? Знаю.. Знаешь ли ты, что ты мыслишь? Знаю.. Итак ты знаешь, что ты существуешь, знаешь, что живёшь, знаешь, что познаёшь.»

Слайд 12

Познание

Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознает, всегда желает и помнит: «Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и понимаю, что я понимаю, желаю и помню; и желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил.» Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания.

Слайд 13

Ступени познания истины: внутреннее чувство - чувственное восприятие. ощущение - знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными. разум - мистическое прикосновение к высшей истине - просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование. Разум - это взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное. В изучении наук людям помогают авторитеты и разум. Следует доверять лишь превосходнейшим авторитетам и соответственно им вести свою жизнь.

Слайд 14

Заключение

Величие Августина заключается в осуществленном им синтезе христианства и классической образованности. Он преподавал, критиковал и приспосабливал для новых нужд "свободные науки" своего времени, ставя их на службу христианской теологии. Его теология в своей основе была библейской и подкреплялась невероятной памятью на сотни текстов. Взяв девизом слова из Исайи: "Покуда не уверуете, не уразумеете", - он поверял авторитетом Св. Писания и проблемы современного ему общества, и глубины собственного духовного опыта. Из Писания он заимствует, в качестве основания для своего учения, идею милосердной любви, увенчивающей иерархию человеческих чувств и придающей окончательный смысл всем выразительным средствам языка и мышления.

Посмотреть все слайды