Что такое Совфалера? Чем отличаются Знаки от Значков? Логотип или товарный знак: что выбрать, в чем разница Отличие символов от обычных знаков.

Повседневная действительность наполнена знаками и символами. Те и другие несут важную смысловую нагрузку. Но не каждый сможет ответить на вопрос, чем отличается знак от символа. Попытаемся в этом разобраться.

Определение

Знаком является изображение (жест, действие), под которым подразумевается какая-либо конкретная мысль.

Дорожный знак

Символ – это вещь, изображение или иное, чему присваивается особый глубокий смысл, лишь косвенно связанный с непосредственным содержанием видимого.


Символ мира

Сравнение

Обсуждаемые предметы играют важную роль в человеческом общении. А отличие знака от символа состоит, в первую очередь, в соотношении зрительного образа и того, что под ним скрывается. Знак прямо указывает на что-то. Например, палец у сомкнутых губ явно выражает просьбу сохранять молчание, а глядя на изображение перечеркнутого утюга на этикетке, каждый поймет, что гладить такую вещь нельзя.

Иногда бывает трудно догадаться, как истолковывается тот или иной знак, – это следует просто выяснить и запомнить. Но в любом случае подобные изображения очень конкретны. Часто знаки что-то разрешают, запрещают или являются предупреждающими.

Символ же служит обнаружению того, что не лежит на поверхности. Он не указывает прямо на какой-либо предмет, а представляет собой абстракцию. Здесь ключевую роль играет художественный образ, олицетворяющий идею, переживание или, к примеру, представление о профессии, направлении искусства. Символизировать что-то могут цвета (белый – невинность), фигуры (круг – вечность), изображения животных (лев – сила, величие). Герб и флаг – это тоже символы.

Знак обычно незамысловат. Чем проще он расшифровывается, тем удобней пользоваться таким средством. Символ, напротив, богат по своему содержанию. Это некая загадка, для понимания которой нужно уметь размышлять. Кроме того, символ, в противоположность знаку, может толковаться в нескольких вариантах. Например, зеленый цвет связывается с умиротворением, спокойствием, гармонией, свежестью, юностью, обновлением.

В чем разница между знаком и символом еще? В том, что знаки чаще образуют целые системы. Символы, как правило, «предпочитают» обособленное существование. Примечательным также является то, что в науке рассматриваемые понятия находятся в синонимичных отношениях. Отображения величин, сокращения и прочее может называться как знаком, так и символом.

Коллекционирование значков — популярное и прибыльное занятие. Но что коллекционируют знаки или значки? И что такое Советская фалеристика?

Рассказ о неизвестном герое

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак «ГТО»
На груди у него.
Больше не знают
О нём ничего.

С.Я. Маршак

Что такое Совфалера? Чем отличаются Знаки от Значков?

Совфалера — серьёзный термин фалеристики постсоветского пространства, показывающий увлечение коллекционированием Советских наград и Советских значков. Совфалера — предметы фалеристики Советского периода. Совфалера — это и награды, и знаки, и значки. Совершенно отдельно в Совфалере стоят Настольные медали и Жетоны — они сами по себе.

Увлечение нагрудными знаками Советского периода, как и увлечение другими предметами Советского времени, последнее время только усиливается. Количество интересующихся антикварными и винтажными Советскими предметами растёт из года в год, и единого мнения в причине этого ещё нет. Возможно, тут и жёсткий переход от индустриальной экономики к непривычной сервисной, ну и тоска по СССР, где многие родились и осталось детство. Т.е. Советский Союз сейчас мифологизируется, и, соответственно, приятно видеть то, что окружало в прошлом: архитектура, автомобили, игрушки, открытки , календарики , этикетки, упаковка, фотографии, журналы и газеты, телепередачи, песни, посуда, флаги, награды, знаки, значки и т.д., в т.ч. символы.

Советское — значит, лучшее! Это не воспринималось тогда — это стало понятно сейчас. И разговор уже не о качестве вещей, а об их влиянии на поколения.

Ностальгия коснулась большой части поколения родившихся в СССР. Хотят ли они вернуться? А вот не все! Но сохранить память хотят многие. И для многих этой памятью становится их увлечение — коллекционирование , фалеристика. Так что такое Советская фалеристика, значки и знаки?

В СССР значками называли в том числе и знаки отличия (знаки отличников), знаки лауреатов, и значки ГТО, и торговые, и т.д. А знаками называли только знаки различия, например, на погонах, на петлицах.

С изменением технологии изготовления и началом широкого использования новых прогрессивных материалов (алюминий и пластик), среди любителей и знатоков фалеристики вошло в обиход разделение Советских значков на Знаки и Значки. При этом Знаки и Знаки делятся на тяжёлые и лёгкие (тяжи и люминь). Конечно, материал определяет принадлежность, но также важными являются статус и солидный внешний вид для тяжёлых, а большие тиражи, доступность и несложное исполнение – это лёгкие.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Знаки - это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы - SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ - это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ - это синтез знака и образа.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства причащения; цветы лилии или ириса - символ Богоматери.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный - цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый - цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853-1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881-1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

Отличие символа от знака на примере коловрата

Многие считают, что символ и знак - это одно и тоже.

Так уж повелось, что мы стали забывать исконное значение, которое таится в вещах.

Да что уж говорить, с каждым новым столетием мы теряем часть знаний. Славяне в своей культуре таят множество загадок, которые частично уже разгаданы, а частично покрыты пылью тысячелетий.

Мудрые волхвы многое сделали, чтоб знания дошли до своих потомков. И наша задача эти знания принять и приумножить.

Сегодня мы поговорим о важном моменте. В чём отличие символа от знака.

Это лучше проводить на сравнение. С одно стороны рассмотрим символ коловрата, а с другой знак стоп в бытовой технике.

Итак, коловрат. Почему это именно символ?

Символ - это знак, который передаёт больше, чем одно значение и выступает, как носитель сакральной информации. Если говорить проще, то символы полисемичны. Символы многогранны и интересны. Неоднозначны.

Символ коловрат обозначает вечное вращение коло - солнца. Есть и второе значение это общепринятый флаг родноверия. Можно и дальше погружаться в значение этого символа. Все мы знаем что их не мало.

И проще всего, и главное, понятнее будет объяснить разницу символа от знака показав пример знака.

Это общепринятый знак стоп в бытовой технике.

Это общепринятый знак который означает временную приостановку работы устройства. Всё. Больше особо сказать об этом знаке не удастся.

Всё оказалось просто. Но иногда люди пишут целые книги про отличие символа от знака. Но на наш взгляд можно всего на одном примере показать разницу и народ просветить!

Коловрат - священный символ Славян и русичей

Нам для сохранения родовой памяти просто необходимо помнить наши символы. В них наша суть и смысл жизни.

Коловрат, сегодня, хоть и гонимый системой, продолжает жить и поднимать голову.

Коло - круг. Врат - вращение. Вращение коло -солнца по небу. Вот основа основ наше Веры.

Коловрат сегодня подняли как флаг наши единомышленники по всему Славянскому миру дабы вознаменовать возрождение Славянской культуры! Многие общины стали использовать коловарт в качестве своего флага и герба.

Солнце нельзя погасить, убрать с неба. Пока оно есть будет жить и Славянская вера.

Много названий у этого символа и некоторые имеют особый смысл. Тут всё просто коловрат - это знамение возрождающейся сути Славянства.

Есть ещё десятки важных солярных символов, которые несут потаённую суть в себе!

Не бойтесь солнца, это наш отец и прародитель. Оно вечно, как жизнь славянина!

Славянский Символ Белбога

Славянский Символ Белбога обозначает чистоту помыслов и намерений. Этот светлый символ одевают белые жрецы в канун особенно значимых праздников.

Символ Белбога обозначает свет и чистоту исходящую от деяний человеческих. Как нам завещал Бог Белбог, человек должен быть честным, светлым и открытым, тогда божественная сила Трисветлого Ярилы будет всегда наполнять сердце.

Символ Белбога, это и понятно, обозначает присутствие самого божества и его покровительство.

Славянский Символ Алтарник

Ведический Символ Алтарник - значим в обрядовой деятельности. Он служит символ примерения и единства всех светлых родов населяющих Явь, Павь и Навь. Он служит всеобъемлющим символ единства родов Расы Великой.

Считается что он был начертан Богами у основания Мирового древа. И когда его чертил Ярило Трисветлый он завещал жить славянским родам в мире и не допускать ссор. И всегда вставать брат за брата.

Именно поэтому Символ Алтарник используется жрецами, православными староверами Инглингами на алтарном камне. Именно на него попадаю требы во время обрядов.

Символ атарник служит прямой связью между мирами. Вот поэтому его так чтут все светлые славянские рода.

Славянский Символ Валькирия

Много существуют символов, но есть среди них особенно сильные и древние! Один из самых древних символов «Валькирия».

Традиционно Жрецы Славяно-Арийских Вед запечатывают книги печатью с этим символом. Считается что Валькирия охранный символ. Он защищает древнюю мудрость Славян и Ариев.

Валькирия - чистый символ, именно поэтому это символ чести, доблести и охраны. Именно поэтому Валькирию так любят люди придерживающиеся воинского ремесла.

Считается что Валькирия - Славянская Богиня забирает умерших бойцов в Сваргу Пречистую. Валькирия переводится как прибирающая погибших. Если Мара забирает умерших своей смертью, то Валькирия исключительно павших на поле брани.

Валькирия - очень мощный защитный оберег!

Культура, начинаясь с организации, с порядка, с ритуала, структурирует окружающий человека мир в определенных формах. Эти формы носят знаково-символический характер. Когда речь идет о символах и знаках, всегда возникает вопрос: знак – чего? символ – чего? Этот вопрос означает, что раскрыть смысл этих понятий можно лишь анализируя их отношение к чему-то третьему, к оригиналу, который может не иметь (и чаще всего не имеет) ничего общего по физическим, химическим и иным свойствам с носителем отражения. Но все находятся в некоторой связи, являясь результатом человеческого познания, облекая этот результат в определенные формы. Понятия "знак" и "символ" часто используются в одном и том же смысловом контексте, однако это далеко не всегда оправдано. Рассмотрим специфику их происхождения и функционирования.

Иногда можно встретить утверждение, что знаки – это то, что отличает человека от животного мира. Определение знака в качестве водораздела между поведением животных и человека – это результат смешения понятий знака и символа. Однако есть основания полагать, что праязыки возникли из знаковых систем, сформировавшихся в животном мире. Исследователи утверждают, что эти системы могут быть весьма дифференцированными. Так, например, доминирующие самцы в стае верветок могут издавать шесть разных сигналов опасности. Некоторые из этих сигналов означают "просто" опасность, некоторые – отдельные "виды" опасности ("человек" или "змея", "опасность сверху", "леопард", "опасность снизу") .

Грань между культурой и природой вообще не так очевидна, как полагают те, кто абсолютизируют самое короткое из определений культуры: "культура – это все то, что не природа". К. Леви-Стросс, проводивший полевые исследования в тропических джунглях Центральной Бразилии среди племен, где слой культуры еще очень тонок и можно проследить связь человека с природой, когда обозначающее еще не вполне оторвалось от обозначаемого, сделал вывод, что табу на инцест оказалось той границей, за которой природа перешла в культуру. Однако немецкий этнолог Бишоф доказал, что такое же табу существует у серых гусей и что аналогичная поведенческая модель обусловлена, по всей вероятности, гормональными процессами .

Основываясь на подобного рода исследованиях, мы полагаем, что человеческая культура начинается там и тогда, где и когда появляется способность сознания к символизации. Знаки и символы, писал Э. Кассирер, "принадлежат двум различным дискурсивным вселенным: сигнал [Э. Кассирер употребляет этот термин как синоним знака. – Н. Б. ] есть часть физического мира бытия, символ же представляет собой часть человеческого мира значения. Сигналы суть "операторы", символы – "десигнаторы"... Символ не только универсален, но и предельно изменчив... Знак или сигнал соотносятся с вещью, к которой они отсылают, фиксированным, единственным путем" .

Итак, знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную – математическую, статистическую, логическую – обработку.

Символ – одно из самых многозначных понятий. Полагают, что словом simbolon называлась половинка черепка, выдававшаяся гостю и служившая удостоверением его личности при последующих посещениях дома. Символ в культуре – это универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него.

Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия. "Я называю символом всякую структуру значения, – писал П. Рикер, – где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. Этот круг выражений с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле" .

В табл. 6.1 сделана попытка систематизировать информацию о знаке и символе. В нее включена также информация о такой важной категории языка, как метафора.

Таблица в. 1

Сравнительные характеристики категорий "знак", "символ", "метафора"

Критерии

Метафора

Происхождение

Из животного мира

Возникает с развитием психики, когда осознано разделение на разум и чувство, различается реальный мир и его отражение в искусственных формах

Возникает стихийно в процессе художественного освоения мира как следствие интуитивного чувства сходства материи и духа (вода течет, время течет), областей, воспринимаемых разными органами чувств (твердый металл и твердый звук)

Место пребывания

Бытует в животном мире, в разных сферах жизни общества: науке, религии, искусстве, в коммуникациях и т.п.

Культура в целом на этапе, когда сформировано ее единство, через формы искусства, науки, религии. Бытует в личной жизни, в социуме, государственной, этнической и т.п. общности

Художественная, повседневная и научная речь (кроме делового дискурса, где требуется точность и однозначность). Не принадлежит ни к какой личной или социальной сфере

Цель применения

Информирование, коммуникация

Репрезентация объектов, событий или идей

Копвенционализация смысла

И негру ментальность и адресность, стремление к классификации, прямая связь между знаком и обозначаемым

Обозначает не себя, а нечто другое, открывает доступ к сознанию, выражает общие идеи, экстралингвистичен, императивен. Имеет обобщенную форму. Легко преодолевает "земное тяготение", стремясь обозначить вечное и ускользающее, уводит за пределы реальности. Раскладывает образ на символические элементы, превращая его в "текст"

Вербальная структура, сема! точность, не стремится к классификации.

Образ-индивидуализация. Делает ставку на значение. Используется в пределах значений, прямо или косвенно связанных с действительностью, и таким образом углубляет понимание реальности.

Сохраняет целостность образа

Архетипичность значений: базируются на неизменных свойствах природы и человека

Тяготеют к графическому изображению, стабилизируют форму

Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. В символах и знаках проявляется как внешнее "я" человека (self), так и внутреннее "я" (I), бессознательное, данное ему от природы. К. Леви-Стросс утверждал, что нашел путь от символов и знаков к бессознательной структуре разума, а следовательно, к структуре Вселенной.

Единство человека и вселенной – одна из самых древних и загадочных тем в культуре. В преданиях люди – звезды, спиральность небесных туманностей многократно повторена в орнаментах всех земных культур, красная кровь обязана цветом железу, а все железо, которое есть на земле, по утверждениям астрономов, возникло в звездном веществе. Или возьмем спиральную структуру многих областей человеческого тела: ушной раковины, радужки глаза... Именно это чувство единства позволило математику и поэту В. Хлебникову создать собственную модель метаязыка, состоящего из семи слоев.

Приближение к загадке, однако, лишь увеличивает ее таинственность. Но это ощущение таинственности и есть "самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, – как утверждая А. Эйнштейн, – лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если нс мертвецом, то во всяком случае слепым"