Религиозная литература

Аят уль-Курси – самый великий аят Корана Бабафаридуддин Джандж передал (да будет доволен им Аллах), что «когда аят уль-Курси ниспосылался Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), то ангел Джибрил (мир ему), окруженный 70 тысячами ангелов, сказал при этом, что тот, кто прочтет аят уль-Курси, получит вознаграждение как за тысячу лет непрерывной ибады (поклонение). А того, кто будет читать аят уль-Курси перед выходом из дома, окружит тысяча ангелов, которые станут молиться о его прощении ».

1. Аят уль-Курси – наиболее великий аят в Священном Коране. В нем содержится «исми ´азам», т.е. самое великое имя Всевышнего.

2. Читающий аят уль-Курси будет защищен от вреда джиннов с утра до вечера, и с вечера до утра.

3. Аят уль-Курси равен четверти Священного Корана.

4. Кто читает аят уль-Курси после обязательного намаза, тот будет защищен до следующей обязательной молитвы.

5. Кто читает аят уль-Курси постоянно после каждого обязательного намаза, то только смерть отделяет этого человека от Рая.

7. Кто читает аят уль-Курси при входе в дом, то шайтан убежит оттуда.

8. И сам читающий аят уль-Курси, и его дети, и его дом, и его богатство, и его собственность, и даже дома соседей будут под защитой.

9. Вор не подойдет близко к читающему аят уль-Курси.

11. Джинн не сможет открыть ту посуду, над которой был прочитан аят уль-Курси.

12. Кто искренне прочтет аят уль-Курси перед сном, тот будет под защитой до утра. 2 ангела будут назначены для его безопасности.

13. Если прочесть аят уль-Курси и дунуть на свои вещи и т.п., то шайтан не подойдет близко.

14. Кто прочтет аят уль-Курси перед выходом из дома, тот будет под защитой Аллаха до возвращения.

15. Кто читает аят уль-Курси и начало суры «Гаафир» утром, тот будет в безопасности до вечера, и аналогично, если читать вечером, то будет безопасность до утра.

16. Кутбуббин Бахтияр передал: «Кто читает аят уль-Курси перед выходом из дома, то Аллах избавит этот дом от нужды».

17. Если искренне прочесть аят уль-Курси и дунуть на больного человека, то ему Аллах облегчит боль.

18. Если искренне прочесть аят уль-Курси и дунуть в больничную палату, то Аллах облегчит страдания людей, которые находятся там.

23. Если предстоит общение с суровым начальником, то нужно перед этим читать аят уль-Курси.

Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я не могу понять тех мусульман, которые перед тем, как лечь спать, не читают аят уль-Курси. Если бы вы знали, насколько велик этот аят, вы никогда не пренебрегали бы чтением его, ведь он был дан вашему Посланнику Мухаммаду (мир ему и благословение) из сокровищниц аль-Арша. Аят уль-Курси не был дан ни одному из пророков до Мухаммада (мир им всем). И я никогда не провожу и ночи без того, чтобы не прочесть аят уль-Курси трижды (перед тем, как лечь спать)» .

Хасан (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Сура «аль-Фатиха», аят уль-Курси и аяты из суры «Бакара» (18, 26 и 27), имеющие отношение к аль-Аршу, сказали: «О наш Господь! Ты посылаешь нас на землю к непослушным». Тогда Аллах сказал им: «Я дал вам такой статус, что те из людей, кто станут читать вас после каждого намаза, окажутся в Раю. Я поселю их в Джанна (в Рай), выполню 70 из их ежедневных желаний и сохраню от всех врагов» .

В хадисе от Ибн Хиббан приводится: «Одна из значительных сур Корана – это «аль-Бакара», а самый лучший аят из этой суры аят уль-Курси. Шайтан не может оставаться в доме, где читают суру «аль-Бакара», он сразу покинет его» .

А Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) рассказал такую историю: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) назначил меня хранителем закята. И в первую ночь моей службы пришел человек и стал набирать горстями финики. Я схватил его и сказал: «Я отведу тебя к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение)».

Вор взмолился, чтобы я отпустил его: «Я вынужден воровать, у меня семья, дети, они голодны и живут в нищете». Я пожалел и отпустил его.

Утром Пророк (мир ему и благословение) спросил меня:

– Он рассказал про свою бедность и нужду, я пожалел и отпустил его.

– Не сомневайся в том, что вор обманул тебя. Он придет опять.

После такого предупреждения на следующую ночь я был готов к его приходу. И вскоре вор появился вновь и опять стал набирать горстями финики.

Я поймал его и сказал: «Я отведу тебя к посланнику Аллаха (мир ему и благословение)». Он опять просил его отпустить и поклялся, что больше не придет. И я пожалел его.

Утром же Пророк (мир ему и благословение) спросил меня:

– О Абу Хурейра! Что ты сделал со своим вчерашним пленником?

– О почтенный и великий Пророк (мир ему и благословение), он умолял меня и обещал, что больше не придет. Я пожалел и отпустил его.

– Вор снова обманул тебя. Он придет снова.

На третью ночь все повторилось. Вор опять пришел и начал набирать финики, я сразу схватил его и сказал:

– Ну, хватит! На этот раз я отведу тебя к почтенному Пророку (мир ему и благословение), тем более, что ты дал слово больше не приходить.

– Прости меня и отпусти меня и на этот раз. А я научу тебя нужной молитве, за которую Всевышний Аллах наградит тебя многими благами.

– А что это за молитва? – спросил я.

– Перед сном, ложась в постель, прочти аят уль-Курси, и до самого утра тебя будут охранять ангелы. Ты будешь под защитой Аллаха, и не приблизится к тебе шайтан.

Я не стал задерживать вора и отпустил его.

Утром Пророк (мир ему и благословение) опять спросил меня:

– О Абу Хурейра! Что ты сделал со своим вчерашним пленником?

– Он научил меня наилучшей молитве, красивым словам, благодаря которым Аллах защитит меня. Поэтому я отпустил его.

– А что это за слова, что за молитва?

– Аят уль-Курси, – ответил я на вопрос Пророка (мир ему и благословение).

– Да, он сказал тебе правду, несмотря на что он – неисправимый лжец. Но знаешь ли ты, кто был тот вор?

– О почтеннейший, нет, не знаю.

– Абу Хурейра! Это был сам шайтан» (Бухари).

Аят уль-Курси

«Бисмилляхи-р-рахмани р-рахим.
Аллаху ля иляха илля хВаль-хайуль-каййyум.
Ляа та´хузуху синатyн Валяа наум
Ляху маа фиссамаауяати Ва маа филь ардз.
Ман заллазии яшфау ´индаху илля-а би-изних
Йа´лямy маа байна айдийхим Вамаа хальфахум
Валяйyхийтууна бишяй им мин ´ильмихии илляа би маа шааааа.
Васи´я кyрсиййyху-с-самааВаати Валь ард
Валяя удухуу хифзухумяа Ва хВаль´алиййyльазийм».

Смысл: «Аллах – это Тот, кроме Которого, нет божества. Он Живой, Вечно Существующий, не одолевают Его ни дремота, ни сон. Ему принадлежит все, что в Небесах, и все, что на Земле, кто перед Ним заступится, без Его разрешения? Он знает, что было перед ними и знает, что будет после них, они овладевают из Его знаний только тем, что Он пожелает. Трон Его объемлет Небеса и Землю, и не тяготит Его охрана их, истинно. Он – Высокий, Великий» .

1. Аят уль-Курси - наиболее великий аят в Священном Коране. В нем содержится "исми "азам", т.е. самое великое имя Всевышнего.

2. Читающий аят уль-Курси будет защищен от вреда джиннов с утра до вечера, и с вечера до утра.

3. Аят уль-Курси равен четверти Священного Корана.

4. Кто читает аят уль-Курси после обязательного намаза, тот будет защищен до следующей обязательной молитвы.

5. Кто читает аят уль-Курси постоянно после каждого обязательного намаза, то только смерть отделяет этого человека от Рая.

7. Кто читает аят уль-Курси при входе в дом, то шайтан убежит оттуда.

8. И сам читающий аят уль-Курси, и его дети, и его дом, и его богатство, и его собственность, и даже дома соседей будут под защитой.

9. Вор не подойдет близко к читающему аят уль-Курси.

11. Джинн не сможет открыть ту посуду, над которой был прочитан аят уль-Курси.

12. Кто искренне прочтет аят уль-Курси перед сном, тот будет под защитой до утра. 2 ангела будут назначены для его безопасности.

13. Если прочесть аят уль-Курси и дунуть на свои вещи и т.п., то шайтан не подойдет близко.

14. Кто прочтет аят уль-Курси перед выходом из дома, тот будет под защитой Аллаха до возвращения.

15. Кто читает аят уль-Курси и начало суры «Гаафир» утром, тот будет в безопасности до вечера, и аналогично, если читать вечером, то будет безопасность до утра.

16. Кутбуббин Бахтияр передал: «Кто читает аят уль-Курси перед выходом из дома, то Аллах избавит этот дом от нужды».

17. Если искренне прочесть аят уль-Курси и дунуть на больного человека, то ему Аллах облегчит боль.

18. Если искренне прочесть аят уль-Курси и дунуть в больничную палату, то Аллах облегчит страдания людей, которые находятся там.

23. Если предстоит общение с суровым начальником, то нужно перед этим читать аят уль-Курси.

Аят "уль Курси" :

اللّهُ لاَ إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلاَ نَوْمٌ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِمَا شَاء وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَلاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيم 255

А"уузу бил-ляяхи минаш-шайтаани рраджиим. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Аллааху ляя иляяхя илляя хуваль-хайюль-кайюум, ляя та"хузуху синатув-валяя наум, ляху маа фис-самааваати ва маа филь-ард, мэн зал-лязии яшфя"у "индаху илляя би изних, я"ляму маа байна айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин "ильмихи илляя би маа ша"а, васи"а курсийюху ссамааваати валь-ард, ва ляя яудуху хифзухумаа ва хуваль-"алийюль-"азым.

«Аллах - нет божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле1.
Кто заступится перед Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его4 объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, - поистине, Он - Высокий, Великий!».

Аят аль-Курси

Аллааху ляя иляяхя илляя хуваль-хайюль-кайюум, ляя та’хузу-ху синатув-валяя наум, ляху маа фис-самааваати ва маа филь-ард, мэн зал-лязии яшфя’у ‘индаху илляя би изних, я’ляму маа байна айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин ‘ильмихи илляя би маа шаа’а, васи’а курсийюху ссамааваати валь-ард, ва ляя яудуху хифзухумаа ва ху-валь-’алийюль-’азыим.

Перевод:

Аллах. Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут ни сон, ни дремота. Ему

принадлежит всё, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним,

иначе как по воле Его? Ему ведомо то, что было, и то, что будет. Никто не

в состоянии постигнуть знания Его, кроме как по воле Его. Небеса и землю объемлет престол Его, и не утруждает Его забота о них. Он. Всевышний, Великий!.

1. Аят аль-Курси – наиболее великий аят в Священном Коране. В нем содержится «исми ´азам», т.е. самое великое имя Всевышнего.

2. Читающий аят аль-Курси будет защищен от вреда джиннов с утра до вечера, и с вечера до утра.

3. Аят аль-Курси равен четверти Священного Корана.

4. Кто читает аят аль-Курси после обязательного намаза, тот будет защищен до следующей обязательной молитвы.

5. Кто читает аят аль-Курси постоянно после каждого обязательного намаза, то только смерть отделяет этого человека от Рая.

7. Кто читает аят аль-Курси при входе в дом, то шайтан убежит оттуда.

9. Вор не подойдет близко к читающему аят аль-Курси.

11. Джинн не сможет открыть ту посуду, над которой был прочитан аят аль-Курси.

12. Кто искренне прочтет аят аль-Курси перед сном, тот будет под защитой до утра. 2 ангела будут назначены для его безопасности.

13. Если прочесть аят аль-Курси и дунуть на свои вещи и т.п., то шайтан не подойдет близко.

14. Кто прочтет аят аль-Курси перед выходом из дома, тот будет под защитой Аллаха до возвращения.

15. Кто читает аят аль-Курси и начало суры «Гаафир» утром, тот будет в безопасности до вечера, и аналогично, если читать вечером, то будет безопасность до утра.

16. Кутбуббин Бахтияр передал: «Кто читает аят аль-Курси перед выходом из дома, то Аллах избавит этот дом от нужды».

17. Если искренне прочесть аят аль-Курси и дунуть на больного человека, то ему Аллах облегчит боль.

18. Если искренне прочесть аят аль-Курси и дунуть в больничную палату, то Аллах облегчит страдания людей, которые находятся там.

أَعُوذُ باللهِ مِنَ الشَّيطانِ الرَّجيم

﴿ اللَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ ۚ لَا تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلَا نَوْمٌ ۚ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ ۚ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ ۖ وَلَا يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلَّا بِمَا شَآءَ‌ۚ ۚ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَلَا يَئُودُهُ حِفْظُهُمَا ۚ وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ ﴾

Примерный перевод смысла аята «аль-Курси» на русский язык:

Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана

«Аллах - нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он - Возвышенный, Великий»

Сура «Корова», аят 255.

Исти’аза - это слова: «А’узу би-Лляхи мин аш-шайтан ар-раджим » («Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана»):

Басмаля - это слова: «Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим » («С именем Аллаха - Милостивого, Милующего»):

Басмалю читать следует именно в начале каждой суры, с которой она начинается. Имам ан-Науауи сказал: «Необходимо читать “Бисми-Лляхи-Ррахмани-Ррахим” в начале каждой суры, за исключением суры “Бараа” (“ат-Тауба”)» . См. «ат-Тибьян фи адаб хамалятиль-Къуран», 100.

Аят «аль-Курси» - не начало суры, а отдельный аят суры «аль-Бакъара», перед которым нет басмали. Но от имама аш-Шафи’и и Ахмада передается, что если прочитать басмалю перед какими-то аятами, то нет в этом ничего страшного.

Однако следует читать исти’азу перед аятом «аль-Курси» и любым иным аятом или сурой, если человек не читал до него других аятов или сур и не произносил до этого уже перед чтением исти’азу, исходя из общих слов Всевышнего Аллаха:

«Когда ты читаешь Коран, то прибегай к защите Аллаха от проклятого шайтана»
Сура «ан-Нахль», аят 98.

«Аллах - нет божества, кроме Него» - сообщение о том, что Аллах - Один, кто обладает божественностью для всех Его творений.

«Живой, Поддерживающий жизнь» - то есть, Живой сам по себе, который никогда не умрёт, и который поддерживает жизнь других. ’Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Все создания нуждаются в Аллахе, они не могут существовать без Него, а Он не нуждается в них, как об этом сказал Аллах:

﴿ وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ تَقُومَ السَّمَاءُ وَالْأَرْضُ بِأَمْرِهِ ﴾

“Среди Его знамений - то, что небо и земля держатся по Его воле”» Сура «ар-Рум», аят 25.

«Им не овладевают ни дремота, ни сон» - то есть, им не овладевает никакой недостаток или небрежность в отношении Его творений. Он знает и управляет тем, что совершает каждая душа, Он - свидетель всего, что происходит и не скроется от Него ничто. Ему принадлежит полная способность поддержки жизни творений. Им не овладевает ни дремота, ни сон, ибо Всевышний Аллах сказал: «Им не овладевают ни дремота …» - то есть, Он никогда не впадает в бессознательное состояние или дремоту: «… ни сон» - то есть, состояние сильнее дремоты.

«Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле» - то есть, все Его творения являются Его рабами под Его властью и мощью, как об этом говорится в слове Аллаха:

﴿ إِنْ كُلُّ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَٰنِ عَبْدًا {93} لَقَدْ أَحْصَاهُمْ وَعَدَّهُمْ عَدًّا {94} وَكُلُّهُمْ آتِيهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَرْدًا ﴾

«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба. Он знает их число и пересчитал их. Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве» Сура «Марьям», аяты 93-95.

«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» - это подобно слову Аллаха:

﴿ وَكَمْ مِنْ مَلَكٍ فِي السَّمَاوَاتِ لَا تُغْنِي شَفَاعَتُهُمْ شَيْئًا إِلَّا مِنْ بَعْدِ أَنْ يَأْذَنَ اللَّهُ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَرْضَىٰ ﴾

«Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!» Сура «ан-Наджм», аят 26.

а также слову Аллаха:

﴿ وَلَا يَشْفَعُونَ إِلَّا لِمَنِ ارْتَضَىٰ ﴾

«Они заступаются только за тех, кем Он доволен» Сура «аль-Анбийа», аят 28.

Величие, верховенство и абсолютная власть Аллаха выражаются ещё в том, что ни одно творение не может ходатайствовать за кого-либо перед Ним, кроме как с Его изволения на ходатайство, как говорится в хадисе о заступничестве, в котором сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Я пойду к подножию Престола (Аллаха) и склонюсь в земном поклоне пред моим Господом, после чего я буду оставлен Аллахом на некоторое время, а потом (мне) будет сказано: “О Мухаммад, подними голову! Проси, и будет даровано тебе, заступайся, и твоё заступничество будет принято!”, и тогда мне будет отведено количество людей, которых я введу в Рай!» .

«Он знает их будущее и прошлое» - это доказательство на всеобъемлющие знания Аллаха о творениях, об их прошлом, настоящем и будущем.

Это подобно словам Аллаха, где рассказано о словах ангелов в одном из аятов:

﴿ وَمَا نَتَنَزَّلُ إِلَّا بِأَمْرِ رَبِّكَ ۖ لَهُ مَا بَيْنَ أَيْدِينَا وَمَا خَلْفَنَا وَمَا بَيْنَ ذَٰلِكَ ۚ وَمَا كَانَ رَبُّكَ نَسِيًّا ﴾

«Мы нисходим только по велению твоего Господа. Ему принадлежит то, что перед нами, и то, что позади нас, и то, что между ними. Господь твой не забывчив» Сура «Марьям», аят 64.

«Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» - то есть, создания могут постигнуть лишь те знания, которым их обучит Аллах, и эти знания для них. Возможно также, что имеется в виду, что они не постигнут никаких знаний о Его сущности и Его качествах, кроме тех, что Аллах откроет им. Об этом Аллах сказал: «Они постигают из Его знания» .

«Престол объемлет небеса и землю» - Уаки’ сообщает в своём тафсире, что Ибн ’Аббас сказал: «Престол (Курси) - это место для ног, а размер Трона (Арш) несоизмерим никем» . аль-Хаким приводит подобный хадис от Ибн ’Аббаса в «аль-Мустадраке».

Ибн ’Аббас связывает этот хадис с Пророком ﷺ. аль-Хаким сказал, что это достоверный хадис на условиях двух шейхов - аль-Бухари и Муслима, но они не сделали запись этого хадиса у себя.

ад-Даххак передаёт, что Ибн ’Аббас сказал: «Если взять семь земель и семь небес и разгладить их вместе, то их размер, по сравнению с престолом (Курси), будет подобен размеру кольца в пустыне» .

«И не тяготит Его оберегание их» - то есть, для него необременительно оберегание небес и земли, и всего, что в них и между ними. Более того, это легко для Него. Ведь Он поддерживает жизнь всех творений, наблюдает за тем, что совершает каждая душа. Невозможно что-либо скрыть от Него, или скрыться. Все творения ничтожны перед ним, незначительны по отношению к Нему, все они нуждаются в Нём. Он же не нуждается ни в ком; Он Славен; Он делает, что пожелает; Его не спросят о том, что Он делает, но Он спросит у творений за то, что они делают. Он имеет власть над всем, и будет отчитывать свои творения. Он - Возвышенный, Великий, нет божества и нет господа, кроме Него.
Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Он - Возвышенный, Великий» .

Также Он сказал:

﴿ الْكَبِيرُ الْمُتَعَالِ ﴾

«Он - Большой, Превознесшийся» Сура «ар-Ра’д», аят 9.

Шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ди, да помилует его Аллах, так прокомментировал этот аят:

«Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ это – величайший из коранических аятов, потому что он содержит в себе свидетельства единобожия, а также величия и безграничности качеств Всевышнего Создателя.

Аллах обладает всеми божественные качества и является Единственным, Кто заслуживает обожествления и поклонения, и поэтому обожествление других существ несправедливо и бесполезно.

Живой – одно из прекрасных имен Аллаха. Оно означает, что Аллах объединяет в Себе самые прекрасные признаки жизни, среди которых – слух, зрение, могущество, воля и другие качества, связанные с Его сущностью.

Поддерживающий жизнь – еще одно прекрасное имя Аллаха. Оно означает, что Он совершает самые совершенные дела. Он является Самодостаточным Властелином и не нуждается в творениях, но создает их, поддерживает их существование и обеспечивает их всем необходимым.

Совершенная жизнь и самодостаточность Аллаха проявляются в том, что Его никогда не одолевают ни дремота, ни сон. Эти явления свойственны творениям – им присущи усталость, слабость и бессилие. Однако они совершенно чужды Аллаху, обладающему величием, могуществом и великолепием.

Аллах сообщил, что Ему принадлежит власть над небесами и землей. Все творения – рабы Аллаха, и никто из них не способен избавиться от этой зависимости. Всевышний сказал: «Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба» (19:93).

Аллах владеет Своими рабами и обладает властью, могуществом, величием и другими качествами Властелина и Правителя. Совершенство Его власти проявляется в том, что никто не способен ходатайствовать перед Ним без Его позволения. Все славные творения и заступники являются Его рабами и не могут заступиться за других, пока Аллах не позволит им сделать это. Всевышний сказал: «Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены» (39:44).

Аллах позволяет ходатайствовать только за тех, кем Он доволен, а доволен Он только теми, кто исповедует единобожие и следует путем Его посланников, и если человек не обладает этими качествами, то для него нет никакой доли в заступничестве.

Затем Аллах поведал о Своем безграничном и всеобъемлющем знании, благодаря которому Ему известно обо всем, что ожидает творения в будущем, каким бы далеким оно не представлялось, и обо всем, что произошло с творениями в прошлом, каким бы далеким оно не было. Ничто нельзя утаить от Аллаха, Которому известно даже то, что украдкой подсматривают взоры, и то, что сокрыто в сердцах. Что же касается творений, то они способны постичь из недр Божьего знания только то, что пожелает Аллах. Он научил их религиозным предписаниям и вселенским законам, однако эти познания – всего лишь крошечная частица, которая буквально исчезает в океане божественного знания Великого Творца. Именно поэтому посланники и ангелы, которые лучше всех остальных творений осведомлены об Аллахе, говорили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый» (2:32).

Затем Аллах возвестил о Своем могуществе и величии, свидетельством которого является Престол, объемлющий небеса и землю. Аллах оберегает небеса и землю, а также населяющие их творения благодаря установленному вселенскому порядку и определенным законам, по которым живут творения. Однако это совершенно не обременяет Его, поскольку Его могущество совершенно, власть безгранична, а предписания преисполнены мудрости.

Одним из Его прекрасных имен является имя Возвышенный. Своей сущностью Он находится над творениями, Его качества преисполнены величия, Его могуществу покорны все создания и существа, Ему подвластны и послушны все рабы. Еще одним Его именем является имя Великий. Он объединяет в себе все качества величия, почета, великолепия и славы, благодаря чему сердца проникаются к Нему любовью, а души – почтением. Обладающие истинным знанием прекрасно знают, что величие любого творения, пусть даже самого прославленного и великого, ничтожно по сравнению с величием Возвышенного и Великого Господа.

Этот аят действительно обладает славным и восхитительным смыслом и заслуживает называться самым великим из коранических аятов. И если человек читает его, размышляя над его значением и постигая его смысл, то его сердце наполняется убежденностью, знанием и верой, благодаря чему он защищает себя от злых происков сатаны»

Убай ибн Ка’б, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил меня: “О Абу-ль-Мунзир, известно ли тебе, какой аят из Книги Аллаха является величайшим?” . Я сказал: “Это аят, в котором сказано: “Аллах - нет божества, кроме Него - Живого, Поддерживающего жизнь””. После этого Пророк ﷺ хлопнул меня рукой по груди и сказал: “Да будешь ты счастлив в знании, о Абу аль-Мунзир!” » . Муслим, 810.

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не создал Аллах на небесах или земле того, что было бы величественнее, чем аят “аль-Курси”!» . Передав эти слова, передатчик Суфьян ибн ’Уяйна сказал: «Дело в том, что аят “аль-Курси” - это слова Аллаха, а слова Аллаха превышают любые Его творения на небесах и земле» . ат-Тирмизи, 2884. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Тот, кто читал аят «аль-Курси» после каждой обязательной молитвы, войдет в Рай!

Со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Тому, кто читал аят “аль-Курси” после каждой обязательной молитвы, только смерть воспрепятствует попасть в Рай» . ан-Насаи в «’Амалюль-яуми уа-ллейля», 100; Ибн ас-Сунни в «’Амалюль-яуми уа-ллейля», 124. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хиббан, аль-Мунзири, ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн аль-Къаттан, Ибн ’Абдуль-Хади, Ибн Хаджар, Ибн Касир, аль-Хайсами, Ибн Касир, Ибн аль-Къайим, Ибн Муфлих, ас-Суюты, ад-Дымьяты, Ахмад Шакир и аль-Альбани.

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет награды у того, кто не надеялся на нее» . Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд», 152. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’», 7164.

Только представьте! Читать аят «аль-Курси» всего 5 раз в день, после каждого обязательного намаза, уделив этому всего 1 минуту, понимая его смысл и с надеждой на эту великую награду, вознаграждением тому - Рай! Воистину, милость Аллаха не имеет границ!

Тот, кто читает аят «аль-Курси» после обязательной молитвы находится под защитой Аллаха

’Абдуллах ибн Хасан передал со слов своего отца, который слышал от своего отца, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто прочитал аят “аль-Курси” после обязательной молитвы, будет под защитой Аллаха до следующей молитвы» . ат-Табарани в «аль-Кабир». Хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами назвали иснад хадиса хорошим, и с ними в этом были согласны шейх ’Абдуль-Къадир аль-Аранут и Шу’айб аль-Аранут. См. «Маджма’у-ззауаид», 2/148; «Тахридж Задуль-ма’ад», 1/164.

Из этих двух вышеприведенных хадисов следует, что аят «аль-Курси» правильно читать после обязательных молитв. Также становится ясным, что чтение аята «аль-Курси» каждый раз после обязательных (фард) намазов - 5 раз в течение суток - с дозволения Аллаха, является причиной двух результатов:

  1. Попадание в Рай.
  2. Защита Всевышнего. Причем - круглосуточно!

Чтение аята «аль-Курси» после вхождения домой изгоняет шайтана из него до утра

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Как-то раз один человек из числа сподвижников Мухаммада ﷺ встретил мужчину из числа джиннов. Они стали бороться и человек одолел. Джинн сказал ему: “Давай повторим!”. Но человек вновь его одолел. Тогда человек сказал: “Поистине, я вижу, что ты слаб, а запястья твои подобны запястью собаки. Так вы выглядите, о сообщество джиннов? Или только ты таков?”. Он ответил: “Нет, клянусь Аллахом, я среди них обладаю силой! Но давай поборемся еще раз, и если ты одолеешь меня, то я научу тебя тому, что принесет тебе пользу”. Они вновь стали бороться и человек снова одолел. Тогда джинн сказал: “Я обучу тебя тому, что обещал. Читаешь ли ты аят “аль-Курси”?”. Тот ответил: “Да”. Джинн сказал: “Поистине, если ты прочитаешь этот аят, когда зайдешь домой, то обязательно выйдет оттуда шайтан, и не вернется туда до утра”» . Услышавший эту историю от Ибн Мас’уда спросил его: «О Абу ’Абдур-Рахман, кто был тот человек из числа сподвижников? Не ’Умар ли?» . На что Ибн Мас’уд сказал: «А кто же мог быть им помимо ’Умара, да будет доволен им Аллах?!» . ад-Динури в «аль-Муджаляса», 2475; Ибн Аби ад-Дунья в «Макаид аш-шайтан», 63; аль-Байхакъи в «Даляиль ан-нубууа», 7/123.

Хафиз аль-Хайсами, приведя два подобных сообщения в главе о достоинстве ’Умара ибн аль-Хаттаба, сказал: «Оба эти сообщения приводит ат-Табарани. Передатчики второй версии являются передатчиками “ас-Сахих”, но аш-Ша’би не слышал от Ибн Масуда, однако он застал его время. А что касается первой версии (со слов Абу Уаиля), то в ней передатчик по имени аль-Мас’уди, который является надежным, однако стал путаться в конце жизни. Но стало очевидным для нас достоверность версии от аль-Мас’уди посредством версии аш-Ша’би» . См. «Маджма’у-ззауаид», 9/72.

Также и шейх Ахмад Шакир, разъясняя достоверность данного сообщения, сказал: «Иснад его достоверный» . См. «’Умдату-ттафсир», 1/311.

Да будет доволен Аллах ’Умаром, о котором Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Поистине, шайтан боится тебя, о ’Умар!» . ат-Тирмизи, 3690; Ибн Хиббан, 4371. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха», 2261.

В упомянутом выше асаре содержится указание на правомочность чтения аята «аль-Курси» после вхождения домой, и что это изгоняет шайтана из дома до утра.

Чтение аята «аль-Курси» перед сном защищает от шайтана до утра

Сообщается, что однажды, когда Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, охранял собранный закят, он поймал вора, который сказал ему: «Отпусти меня, и я научу тебя таким словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!». Абу Хурайра спросил: «Что это за слова?» . Он сказал: «Когда будешь ложиться спать, прочитай “аят Трона” от начала до конца, и с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе до самого утра!». После этого Абу Хурайра поведал об этом Пророку ﷺ, и он сказал: «Он действительно сказал тебе правду, несмотря на то, что он - отъявленный лжец!» , после чего Пророк ﷺ поведал Абу Хурайре, что это был сам шайтан в облике человека. аль-Бухари, 2311.

’Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Не видел я никого из тех, кто принял Ислам и кто обладал разумом, чтобы он засыпал, не прочитав аят “аль-Курси”» . Ибн Аби Дауд. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. «аль-Футухат ар-раббания», 3/171.

Чтение аята «аль-Курси» по утрам и вечерам защищает от шайтана

Убай ибн Ка’б, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды запасы его фиников уменьшались, и как-то ночью он решил их посторожить. Тогда он увидел кого-то подобного совершеннолетнему юноше на верховом животном, с которым он поздоровался и спросил: «Кто ты, джинн или человек?!» .
Тот ответил: «Джинн».
Убай сказал: «Протяни мне свою руку» .
Когда он протянул ему свою руку, он обнаружил, что его рука подобна лапе собаки с собачей шерстью.
Убай спросил: «Так созданы джинны?!» .
Он сказал: «Джинны знают, что нет среди них сильнее меня».
Убай спросил: «Что тебя привело?» .
Он сказал: «До нас дошло, что ты любишь раздавать садакъа, поэтому мы пришли, чтобы взять у тебя еды».
Убай спросил: «Что нас защищает от вас?» .
Джинн ответил: «Аят “аль-Курси” из суры “аль-Бакъара”. Кто прочитает этот аят утром, тот будет защищен от нас до вечера, а тот, кто прочитает его вечером, будет защищен от нас до утра».
Когда рассвело, Убай пришел к Пророку ﷺ и все ему рассказал, на что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Он сказал истину, хоть он и скверный!» . ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра», 6/239; ат-Табарани в «аль-Кабир», 541; Ибн Хиббан, 784. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса надежными. Хафиз аль-Мунзири назвал иснад хадиса хорошим, а шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Маджма’у-ззауаид», 17012; «Сахих ат-таргъиб», 662.