Истории про русалок реальные читать. Русалки существуют: исторические упоминания и рассказы очевидцев

18.01.2017 15:52

Русалки являются персонажами славянского фольклора. Сейчас мы относимся к ним к некоторым скептицизмом, однако наши предки в них верили и относились весьма серьезно.

Согласно поверьям, русалки живут в реках, в лесах и полях, а потому для наших прабабушек, которые жили в деревнях рядом с природой, встречи с ними были не таким уж редким явлением, а истории про русалок были у всех на слуху. Сейчас мы живем в современном мире, и многие из нас проживают в городских квартирах, которые далеки от дремучих лесов и таинственных озер. Но кто знает, что таится в этих местах на самом деле? Может быть, наши прабабушки были не такими уж и сказочницами?

В этой статье женского Интернет-журнала «100 миров» мы познакомимся с некоторыми историями про русалок, которые дошли до наших дней из фольклора.

Русалка на поле

Был на окраине одной деревни перекресток, который имел дурную славу. Одна из дорог вела прямо в город, и люди ходили по ней в монастырь, чтобы помолиться. И именно это место облюбовала нечистая сила - говорят, что здесь случалось всякое. И в первую очередь нечисть приставала к тем, кто шел молиться - старалась сбить людей с пути истинного.

Шел как-то мужик один в город, хотел добраться засветло, но не получилось. Уже смеркалось, и показался месяц, когда он дошел до перекрестка. Видит - сидит у дороги молодая девушка, совсем одна. Расчесывает волосы, а сама плачет.

Подошел он к ней и спросил, что случилось. Она ответила ему, что шла к монастырю и заблудилась. Мужик не бросил красавицу в беде и обещал ее отвести, все равно ведь им по пути.

Пошли они дальше вместе. Дорогу до монастыря он знал прекрасно, но чудеса какие-то - уже час прошел, а дорога все не заканчивается. Начал мужик нервничать, а девушка повеселела - идет себе и смеется, песни поет. Стала она с ним кокетничать, да только до нее рукой не дотронешься - так она быстро и ловко идет, что ее не догнать.

Подошли они к полю, на котором были разложены копны собранной ржи, а она вдруг взяла да шмыгнула за копну и вновь начала как будто плакать. Стал мужик ее искать, а ее голос то за одной, то за другой копной слышится - и нигде ее нет.

Так и искал он ее до самой зари, забыв о том, куда шел. Завела его русалка за город, за тридцать верст - только утром он и опомнился.

История про русалку в бане

Отправился как-то один мужик в баню помыться. Дело было зимой, а время было уже позднее, ночь - двенадцать часов. Ушел - и нет его.

Забеспокоилась его жена - почему мужа нет так долго? Пошла в баню его искать, а его внутри не оказалось.

Смотрит - а от бани ведут следы, прямо к реке. Пошла она по следам и увидела, что муж ее сидит на камне среди воды, совсем голый. А на дворе - зима, кругом снег!

Спросила она его, как он там очутился и зачем. И он сказал, будто в баню пришла русалка и позвала его за собой, а он и пошел следом почему-то. Русалка шмыгнула куда-то, а он так и сидит нагой на холоде. Стала жена говорить: «Аминь», и «зааминила» - он очнулся и встал. Однако как ему выбраться? Вокруг холодная вода, и глубина большая. Как он туда попал - сам не знает, а обратно без посторонней помощи ему никак.

Пришлось супруге знакомых звать на помощь, мужа вытаскивать. Люди веревку ему кинули и сумели вытянуть бедолагу обратно на берег.

А ведь недаром говорят, что - место нехорошее, нечистое, страшное…

Несчастье грубого рыбака

Поставил как-то один рыбак сети на озеро, да все ему не везло. День прошел, два - а рыбы нет. На третий день он разозлился - убрал сети, плюнул в воду и выругался.

Пришел он домой и вдруг начал болеть неизвестной болезнью. Силы его стали покидать, а чем болеет - непонятно. Пошла его жена к знахарке, та дала ей заговоренной водицы и велела умываться. Да только все без толку. Супруга как пришла домой к вечеру, так и заснула от усталости. И приснилось ей, что дверь в их избу отворилась, и вошли русалки. И велели они ей воды этой мужу не давать и не помогать ему - обижены они на него, поскольку он на их свадебный стол плюнул!

Проснулась жена и увидела, что их ягнята, что стояли в стойле при доме, мертвые лежат - ноги выдернуты. А потом и муж умер, и никак ему помочь было нельзя.

Вот такая страшная история про русалок! Говорят, русалки - народ злой, обидчивый. И в воду плевать нельзя, да и ругаться тоже - так можно и накликать беду…

История про плен у русалок

На Руси с давних времен существовало поверье - нельзя никого проклинать, иначе за проклятым могут явиться русалки и утащить в свое логово.

Однажды портной поссорился с женой и в сердцах послал ее к шутам. Ночью, около полуночи, женщина вышла во двор по малой нужде - и обратно не вернулась.

Искали пропавшую жену портного две недели, но никто ее не видел. Тогда стали люди за нее молиться и беднякам милостыню подавать. И вот, через несколько недель, в полночь подкатила к их дому телега - скинула она что-то с возу, да и укатила.

Смотрит портной - а это супруга его, худая и измученная. И рассказала женщина, что после того, как муж ее послал к шутам, она вышла во двор - и там ее окружила какая-то потустороння сила и уволокла прочь. Утащили ее к реке и затянули в воду, прямо в гнездо русалок-шутовок.

Так и жила она с ними несколько недель. Рассказала, что живут русалки подобно людям - шьют, едят, заводят семьи. Да только по ночам вылезают они из своего гнезда да ходят по деревням - высматривают, где люди без молитвы есть садятся, смеются за трапезой и еду на пол кидают. Смотрят, у кого двери и окна не «зааминили», и к кому в дом можно проникнуть. Ходят - и воруют детей, а также тех, кого прокляли близкие.

Сначала русалки женщину не обижали. Но потом, когда близкие начали за нее молиться, стали они ее морить голодом да издеваться. Но близкие отмолили родную душу - тогда они и вернули женщину домой.

Вот такие рассказывают жуткие истории про русалок! Однако в них есть своя мораль, не так ли?

А вы верите в истории про русалок?

Статья написана с использованием материалов книги про русский фольклор «Ангел-хранитель, дух-искуситель и домовой».

Анастасия Черкасова, женский сайт "100 миров"

Перейти к разделу:

Кто не слышал о русалках и нимфах — полуженщинах полурыбах, обитающих чаще всего в морской пучине? Не будет преувеличением сказать, что их образами пронизан весь мировой фольклор. Предания и истории о русалках бытуют и у тех народов, история которых не связана с морскими просторами. В этом случае средой обитания странных существ называются реки и озера. И во все века естествоиспытатели и историки задумывались над тем, действительно ли русалки — существа чисто мифические, или в далекие времена на нашей планете и впрямь существовала пусть немногочисленная, но разумная разновидность людей - амфибии.

Истоки первых легенд про обворожительных обитательниц подводного царства восходят еще к древнему Вавилону. Самое интересное в них то, что наряду с женщинами-рыбами очень часто фигурируют здесь и представители мужского пола амфибий — тритоны. Нельзя забывать, что и могущественные вавилонские божества, которым поклонялись древние, внешне тоже наполовину рыбы, в том числе и бог солнца Оаннсс.

Как это ни поразительно, но с именем и обликом Оаннеса связана и одна из сенсаций нашего века. В 30-х годах французскими учеными в Западной Африке было открыто одно из древнейших племен земли — догоны, несколько тысяч лет ухитрившееся просуществовать в полной изоляции от цивилизованного мира. При этом догоны потрясли исследователей своими фантастически точными астрономическими знаниями, превосходившими даже современную науку. Жрецы племени пояснили, что знания были переданы их предкам космическими пришельцами, прилетевшими со звезды Сириус и имевшими вид амфибий. Главный из прилетевших — Оаннес — стал верховным божеством, которому поклонялись догоны…

Но вернемся к земным русалкам. Есть у берегов Шотландии маленький островок, сплошь покрытый небольшими серо-зелеными камешками, которые здесь называют «слезами русалки». Название это связано с трогательной легендой о русалке, полюбившей молодого монаха и навещавшей его в монастыре святого братства Ионы. По преданию, монах научил русалку молитвам, и они вместе вымаливали у бога для нее душу… Но покинуть море она так и не смогла и в конце концов уплыла с острова навсегда, горько оплакивая свою судьбу. Легенда датируется VI веком и на общем фоне «русалочьего фольклора» в определенном смысле уникальна. Ведь в ней говорится о любви, а подавляющее большинство сказаний про обитательниц морских и речных глубин однозначно повествует как раз об обратном.

Решительно во всех морских притчах и легендах русалки и сирены — существа не только обольстительные, но и коварные, завлекающие моряков в свои сети пением и чудесной музыкой, «завораживающие», усыпляющие их с единственной целью - погубить. Даже мимолетную встречу с русалкой, только мелькнувшей на горизонте, мореходы считают плохой приметой: увидевший эту морскую обольстительницу непременно очень скоро утонет!

Но не только моряки оказываются свидетелями и участниками встреч с загадочными обитателями глубин.

…Теплым летним днем 1890 года учитель Уильям Мойра прогуливался по пляжу в шотландском графстве Кэйтн-есс. Внезапно на камне, выступающем из моря, он заметил существо, похожее на женщину. Не знай Мойра, что заплывать за камень очень опасно, он не обратил бы на нее особого внимания, а тут начал присматриваться… Перед ним было существо, в наличие которого он никогда не верил, - русалка! Спустя несколько секунд она соскользнула в воду и больше не показывалась…

Учитель колебался целых -двенадцать лет, прежде чем решился наконец написать в лондонскую «Тайме» об этой встрече, дав четкое и сухое описание русалки и выразив надежду, что его письмо может помочь подтверждению «существования феномена, до сих пор почти неизвестного натуралистам, или уменьшению скепсиса тех, кто всегда готов оспаривать все, что не способен постичь».

Молва о русалках во все века была настолько. устойчивой и распространенной, что, разумеется, не миновала и Россию. Интересовался ими и император Петр 1. Настолько, что обратился к человеку, много о них писавшему, — датскому колониальному священнику Франсуа Валентину. Вот что тот ответил русскому императору после длинного перечня полученных в процессе тщательного исследования свидетельств тех, кто сталкивался с необычными существами: «Если вообще в мире какие-нибудь истории и заслуживают доверия, то в частности эти. То, что некоторые в них не верят, ничего не значит; всегда найдутся люди, отрицающие существование Константинополя, Рима, Каира лишь потому, что им не пришлось их увидеть…» Что касается нашего века, свидетельств о столкновениях с русалками, безусловно, стало значительно меньше. Причиной тому (если русалки и впрямь существуют) может быть и экологическая загрязненность рек и морей, способствующая вымиранию удивительных созданий Природы, и значительно увеличивающаяся скорость водных транспортных средств: в эпоху парусников у моряков было куда больше времени на то, чтобы глядеть на море, а значит, больше возможностей рассмотреть его обитателей…

И все же приведем еще одну историю, связанную с началом второй половины нашего века. 3 января 1957 года путешественник Эрик де Бишоп плыл на реконструированной им собственной модели древнего полинезийского плота с Таити в Чили. Внезапно вахтенный на плоту повел себя очень странно: закричал, что видел непонятное существо, выпрыгнувшее из воды на плот. Балансируя на хвосте, это существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, встало прямо перед ним. Прикоснувшись к незваному гостю, моряк получит такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в волнах. Так как на руках моряка осталась сверкающая рыбья чешуя, де Бишоп не усомнился в правдивости случившегося. В существовании русалок совершенно не сомневается и большинство современных жителей побережий крупных рек, в том числе российских. В конце 60-х годов мне довелось участвовать в фольклорной экспедиции, часть маршрута которой пролегала по Приднестровью и побережью диковатой карпатской реки Прут, которая, несмотря на преобладающее мелководье, славится неожиданными омутами. Рыбаки — не только профессионалы, но и любители — неохотно говорят о русалках: ведь и в тех краях встреча сними считается дурным предзнаменованием. Все-таки с некоторыми рыбаками удалось поговорить достаточно подробно. Самую потрясающую историю поведал нам некий Мыкола — мрачный, хмурый старик, в одиночестве живший в полуразвалившейся мазанке, прилепившейся к обрыву на прихотливом изгибе Прута. На Мыколу мы «вышли» не случайно: в ближайшем селе нам рассказали странную и малоправдоподобную историю его одиночества.

Много лет назад (он уже был рыбаком, только что похоронил мать, но нелюдимым нравом тогда не отличался) как-то в середине лета, на рассвете, Мыкола отправился рыбачить в потаенное, глухое место, которое знали немногие. Бредя по отмели к облюбованному заранее валуну, с которого собирался ловить рыбу, Мыкола был вынужден внезапно остановиться: к своему изумлению, он увидел, что между ним и камнем на песке кто-то лежит. Подойдя ближе, рыбак обмер: это была русалка!

Вот как он описал нам ее в нашу с ним встречу: роста невысокого, от силы метра полтора, хрупкая, верхняя половина тела - с очень белой кожей, волосы почти до пояса, зеленовато-серые, похожие на тонкие водоросли, изящное, правильное лицо с непомерно большими, темными, лишенными зрачков глазами… В этих глазах Мыкола углядел что-то напоминающее, как ему показалось, мольбу о помощи. «Она вроде как сомлела, то есть находилась в обмороке», - пояснил старый рыбак.

Недолго думая, Мыкола решил оказать русалке «первую помощь». Преодолев страх, сбросил с себя робу, положил на нее «сомлевшую», стараясь не вдыхать сильный и странный аромат, идущий от ее тела и вызывающий дурноту, а затем отнес речную гостью… в свою мазанку. Кровать в его жилище была только одна — на нее он и уложил фантастическую находку. Русалка не сопротивлялась: судя по всему, просто не могла. «Видать, помирала уже», — серьезно пояснил Мыкола.

По его словам, он просидел рядом с ней почти два дня, а как она умерла -не заметил, поскольку русалка, после того как рыбак положил ее на человеческую постель, признаков жизни ни разу не подала. Но в ка. кой-то момент Мыкола увидел, -что ее огромные глаза подернулись тусклой пленкой, и понял, что все кончено… Аромат, исходивший от русалки, начал исчезать, а вместе с этим пришло и странное состояние, в которое он впал, потеряв счет времени.

Что это было за состояние, он не сумел или не захотел объяснить, лишь коротко пробормотав: «Да так, виделось разное…» На фантазера старик не походил. К тому же в селе нашлись люди, утверждавшие, что сами видели издали удивительную находку Мыколы: заглядывали к нему в мазанку в те два дня многие, однако войти внутрь никто не решился. «Он и сам быя какой-то смурной, а после таким и остался — нелюдем».

Очевидно, старый рыбак заметил наше недоверие к его рассказу. Потому что, поколебавшись, повел нас в горы, за свою мазанку. Там начинался буковый лес, и, углубившись в него метров на пятьдесят, мы увидели под одним из деревьев маленький ухоженный могильный холмик… На нем вместо православного креста стояла небольшая, грубо вырезанная из дерева фигурка русалки… Эта фигурка и холмик навсегда отпечатались в моей памяти вместе с загадочной и мрачноватой историей Мыколы.

Интересно, что во всех «русалочьих» легендах, независимо от места и времени их возникновения, обитательницам подводного мира приписывают одни и те же качества. Если не считать упомянутого коварства и недружелюбного отношения к людям, какие же?

Прежде всего, это те свойства, которые сегодня мы назвали бы экстрасенсорными: начиная с явно гипнотического пения индийских речных шюлф Апсарас и способностей к телепатии и магии древневавилонских боговамфибий и кончая убеждениями моряков и рыбаков в том, что русалка способна взглядом заворожить и полностью подчинить себе человека. Магию русалок нельзя назвать доброй или «белой», моряки свидетельствуют — за редким исключением — об их недружелюбном отношении к людям. Если же учесть, что родной мир амфибий — подводный, и вспомнить, какой экологический ущерб во все времена наносил и наносит этому миру человек, то удивляться здесь не приходится…

Неизвестно, чем русаки питаются, но, если верить нескольким записям, относящимся к XVII и XIX векам и подкрепленным свидетельствами вполне серьезных людей, они не едят не только рыбу, но и более мелкую морскую живность. Значит, они не плотоядны и собратьев по среде обитания не уничтожают — еще один веский повод не испытывать симпатии к людям, зная наши замашки…В документах упомянутых столетий фигурирует несколько случаев, когда людям удавалось либо изловить, либо найти на берегу не успевшую исчезнуть вместе с отливом русалку. В частности, одну из них, поместив в бочку с морской водой, пытались чем-нибудь накормить — вплоть до мельчайших креветок, — но безуспешно. Прожив в неволе около трех суток, русалка - она была белокурая - умерла.

Находиться на поверхности, судя по описаниям, жительницы подводного мира могут, но срок их пребывания на воздухе строго ограничен. В соответствии с имеющимися записями в корабельных журналах прошлых веков все плененные русалки неизменно погибали куда быстрее амфибий, доступных исследованиям ученых.

Наконец, сходство с людьми не ограничивается формами верхней половины тела. Существа эти, несомненно, разумны, ведь коварство, в котором их обвиняют веками, — тоже свойство разума! И если эти существа и впрямь не порождение богатой народной фантазии, а представители реально существовавшей когда-то и исчезающей в наши дни цивилизации-»соседки», немного обидно, что дружить с нами они категорически не желают. Ведь человечество всегда мечтало обрести собратьев по разуму!

Правда, при этом мы куда чаще пытаемся заглянуть в звездные глубины космоса, чем в таинственный подводный мир Земли, забывая, что живем, в сущности, на мало изведанной нами планете… Так что основания для обид есть не только у нас, но и у возможных представителей гомо амфибиус — обитателей чарующего подводного царства…

Русалки считаются мифическими существами, которые никогда не существовали и были выдуманы древними народами исходя из языческих представлений об одушевлённой природе. Именно такая точка зрения считается официальной. Учёные даже не думают пересматривать эту концепцию, которая в наше время считается догмой. Другая же часть людей, которые склонны верить в русалок, считают, что это некие духи, создания, пришедшие в мир людей из каких-то других реальностей и больше похожи на привидений и призраков, чем на физические организмы. Так кто же прав? Те, кто считают русалок плодом фантазии древних людей с примитивным пониманием природных явлений или те, кто считают русалок духами? Возможно, что ни те и ни другие не правы. Целью этой статьи вовсе не является представление той или иной точки зрения. Здесь мы просто познакомимся с некоторыми свидетельствами, которые дошли до нас благодаря записям очевидцев появления русалок в прошлом.

Итак. Первые свидетельства очевидцев о русалках, которые мы рассмотрим, являются упоминаниями миссионеров, которые занимались своей деятельностью в странах Африки, в частности в Анголе. Миссионеры, которые были настроены явно против языческих представлений аборигенов Африки, вполне на полном серьёзе утверждали, что сами не раз встречались с русалками, которые жили в местных реках и озёрах. По их же свидетельствам, аборигены относились к этим существам, как к вполне обычному явлению и даже больше. Русалок отлавливали и поедали. Многие из тех, кто пытаются развенчать данный миф, говорят о неких водяных обитателях, которые только лишь издали похожи на людей, но на самом деле являются обычными животными, типа Морских Коров. Таким образом, они были ошибочно приняты впечатлительными миссионерами за русалок. И всё же, если представить себе эту ситуацию, то каким недальновидным должен быть человек, чтобы спутать обычное животное с русалкой и потом утверждать, что это действительно было существо, напоминающее мифическое создание?!

Хроники Исландии 12 века упоминают полуженщину-полурыбу, которую часто наблюдали у берегов Гренландии (острова Гримсей). Судя по описаниям, существо имело довольно ужасающий вид: большой рот, двойной подбородок, широкие брови и очень пронзительный взгляд. Исландская летопись Speculum Regale 12 века, гласит, что это чудовище люди называли Маргигр. Маргигр выглядел, как всеми нами знакомая сказочная русалочка. До пояса она выглядела как женщина, которая очень похожа на человека, а ниже пояса имела рыбий хвост с чешуёй и плавниками. Ещё в одной исландской хронике говорится о том, что в 1161 году около Орфорда был пойман человек, который был густо покрыт волосами, но с лысой головой. После того, как его безуспешно пытались разговорить, пойманного человека-русалку бросили назад - в море.

Несколько свидетельств относится к 15 веку. В 1492-93 году известный мореплаватель и путешественник Христофор Колумб писал, что видел сразу трёх русалок у побережья Гвианы. Некто Сиго де ля Фонд писал, что в 1403 году в результате бури, которая разрушила плотину и наделала много бед, на берег была выброшена русалка. Женщину нашли на лугу. Она не умела говорить, и была абсолютно нага. Её привезли в Харлем, где научили одеваться, и даже вязать чулки. Писалось, что русалка прожила среди людей несколько лет, но так и не научилась говорить. Несколько раз она пыталась убежать назад - в море, но её всё время ловили и возвращали. В результате она умерла и была похоронена по христианскому обычаю.

Г.Гудзон в 17 веке в своём корабельном журнале записал, что один из членов его команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Он стал звать других моряков, и в ответ на его крики пришёл ещё один. Вдвоём они были очевидцами того, как прямо к самому кораблю подплыла странная женщина с очень белой кожей и чёрными волосами. Та, в свою очередь, также с интересом рассматривала людей. Когда волна опрокинула водяное существо, они увидели, что женщиной та была только наполовину. Вместо ног и всей нижней части тела у неё был рыбий хвост, который был похож на хвост бурого дельфина и который был весь в пятнышках, как у макрели. Произошло это событие 15 июня 1608 года, а свидетелями появления русалки были Томас Хилс и Роберт Райнар.

В томе же 17 веке капитан английского флота Ричард Уитбурн писал в своих мемуарах, что встретил странное существо, которое напоминало мифическую русалку, в 1610 году. Произошло это в гавани Св.Иоанна в Ньюфаундленде. Судя по рассказам Уитбурна, существо быстро подплыло к нему и смотрело на него не испуганно, а именно радостно. Лицо женщины-русалки было пропорциональным и очень красивым. На голове были странные синие полосы. Кроме него свидетелем появления существа был и ещё один член команды. Русалка приблизилась и они отошли на безопасное расстояние, но всё же оставались довольно близко, чтобы рассмотреть русалку очень подробно. Увидев, что люди её испугались, русалка нырнула и поплыла прочь, часто оглядываясь на капитана. Чуть позже русалка испугала некоего Хориджа, который в то время был слугой капитана, а потом и сам стал капитаном. Он, вместе с другими людьми, находился в лодке, когда существо подплыло к ней и, ухватившись за края, попыталось взобраться в плавательное судно. Люди, которые находились в лодке, до смерти перепугались, но один совладал со своим страхом и что есть силы ударил существо по голове. После этого русалка скрылась. Через некоторое время русалка вновь объявилась, и приблизилось к двум другим лодкам, не на шутку перепугав несколько человек.

В 1679 году рыбаки поймали водяного человека, которого наблюдали несколько дней. Существо было рыжеволосым и с бледной кожей. У него имелась чешуя на спине и животе, между пальцами явно проступали коричневые перепонки. Его удерживали 12 человек, когда странный юноша страшно ревел, рычал и изо всех сил сопротивлялся своему пленению. Его отвели в монастырь францисканцев, где над ним безуспешно проводили обряд экзорцизма. Через три года в 1862 г. он всё же скрылся в воде и исчез навсегда. В том же 1862 году странное существо поймали в Италии, в городе Сестри. На него приходили посмотреть люди со всей округи. Однако долго он не прожил, три дня плакал, издавал жалобные вопли, не принимал пищу и питья и вскоре умер.

В 1717 году на побережье Борнео было поймано существо, похожее на сирену. В издании, которое описывает его, говорится, что русалка была ростом полтора метра, а телосложение очень похоже на угря. Создание посадили в бочку с водой, где оно прожило 4 дня и 7 часов, периодически издавая писк, очень похожий на мышиный.

В 1737 году журнал Gentleman’s magazine написал о том, что рыбаки возле английского города Экстер поймали русалку. Когда они вытаскивали сеть из воды, то обнаружили, что в ней запуталось чудовище, которое напоминало одновременно человека и рыбу. Ростом оно было в 4 фута, глаза, нос и рот были как у человека, а вместо ног был рыбий хвост. Рыбаки, испугавшись, забили его палками. Свидетели рассказывали, что русалка, умирая, стонала, совсем как человек. Позже пойманное тело выставлялось в городе Экстер и его видело большое количество людей.

Журнал Scot’s magazine в 1739 году написал, что несколько русалок было поймано членами команды корабля Галифакс. Русалок поймали возле острова Маврикий, после чего убили, зажарили и съели. Видимо моряки сильно оголодали, раз отважились попробовать мясо невиданных существ. Однако сами моряки утверждали, что мясо водяных жителей очень похоже на телятину.

В 1797 году свидетелем русалки явился школьный учитель Уильям Манро. На одной из скал, которая находится неподалёку от пляжа в городе Сурсо (Шотландия), он увидел русалку именно в том виде, в котором мы и привыкли их себе представлять. Плавать возле этой скалы считалось смертельно опасным занятием, но существо прекрасно себя чувствовало и, будучи погружённым наполовину в воду, расчёсывало свои волосы. Волосы у неё были светло-коричневого цвета, круглый лоб, пухлое лицо, румяные щёки, обычные рот и губы, телосложение было совсем как у стандартного человека. Так она просидела 3-4 минуты, потом, видимо расчесав свои волосы, нырнула в воду и исчезла. Школьный учитель утверждал, что до этого слышал о явлениях русалок и другим людям, но не был склонен этому доверять. Однако после такого прямого свидетельства, поверил в то, что существование русалок - неопровержимый факт.

В 19 веке была целая серия свидетельств появления русалок. Это не значит, что их стало больше, просто видимо новостная пресса более охотно стала фиксировать такие случаи, так как 19 век - это как раз начало активного развития печатной продукции. Так в 1819 году в Ирландии люди увидели русалку. Русалка находилась возле самого берега. У одного из зевак оказался с собой пистолет, и он выстрелил в существо. Русалка, пронзительно закричав, скрылось под водой. Свидетельства о русалках были настолько повсеместны и исходили от таких уважаемых людей, в чьей честности и компетентности сомневаться не приходилось, что в Дании в 1823 году была создана королевская комиссия по изучению этого явления.

Некто Александр Кармайкл, который написал трактат Carmina Gadelica, упоминал в своих рассказах, что в 1830 году в Великобритании на острове Бенбекьюла в Гербидах люди собирали водоросли и увидели странное существо. Сами очевидцы описывали его, как человека в миниатюре. Русалку пытались поймать, но она ловко уходила от своих преследователей. В результате один из присутствующих запустил и попал в неё камнем. Видимо его попадание было смертельным, так как всего через несколько дней эту русалку обнаружили мёртвой в трёх километрах от мест событий. Существо описывали как похожее на упитанного ребёнка, только с большой грудью и хвостом вместо нижней части туловища, похожим на хвост лосося, но без чешуи. Волосы длинные и тёмные, кожа белая и мягкая. Местный шериф Дункан Шоу, осмотрев диковинное создание, приказал сшить для русалки погребальный саван и сколотить гроб. После этого её похоронили. Ещё одно мёртвое существо, напоминающее русалку, было найдено 31 октября 1881 года. Тело существа было вынесено на берег волнами. На место выехал один из репортёров Бостонской газеты, который описал труп. По его свидетельствам, это было существо с женским торсом и головой, и рыбьим хвостом, напоминающим хвост кефали. Лицо совершенно неотличимо от человеческого, а вот кисти рук оканчивались не пальцами, а самыми настоящими когтями, как у орла.

Не меньше свидетельств существования морских жителей, о которых сложили огромное количесвто легенд, относится и к 20 веку. Одним из первых в прошлом веке увидел существо Александр Ганн на севере Шотландии. Произошло это в 1900 году. Существо облокотилось на риф и некоторое время вело себя спокойно, что позволило свидетелю рассмотреть его подробно. Находилась русалка от Александра примерно в 6-7 футах, очень напоминало женщину, имело золотисто-рыжие волосы, зелёные глаза и дугообразные брови. Не менее интересно свидетельство и нашей соотечественницы Майи Быковой, которая в 1900 году написала книгу Легенда для взрослых. Вот что писала Майя о своей встрече с русалкой: "В 1952 году я, М.Сергеева, работала на лесозаготовительном участке «Балабановск» в Западной Сибири… Много здесь и озёр. Одно из них, Порасье, километрах в двенадцати от участка. На него-то 4 июля мы и отправились: я, старик сторож с племянником Алексеем и Таня Шумилова… До места добрались уже в одиннадцатом часу вечера… Когда мы утром проснулись… я заметила, что недалеко за деревьями вроде бы ещё одно озеро виднеется… Мы с Таней и Алексеем решили наведаться к тому озеру, благо до него всего метров двести… Спутники мои решили искупаться, а я сняла платок, положила на корягу и присела на бережку. Алексей был уже в воде и звал Таню, когда та вдруг вскрикнула, схватила одежду и бросилась в лес. Алексей стоял неподвижно и смотрел перед собой округлившимися глазами. И тут я увидела, как к его ногам тянется чья-то рука. Под водой к Алексею плыла девушка. Она бесшумно вынырнула, подняла голову с длинными чёрными волосами, которые тут же убрала с лица. На меня глянули её большие синие глаза, девушка с улыбкой протягивала руки к Алексею. Я заорала, вскочила, рванула его за волосы из воды. Заметила, как при этом зло сверкнул взгляд водяной девушки. Она схватила мой платок и, расхохотавшись, ушла под воду".

Удивительно, но свидетельства о русалках встречаются практически во всех уголках мира. В 1977 году такое сообщение пришло из Африки. Корреспондент местной газеты «Pretoria news» написал, что в пригороде Лусаки, что в Замбии, в коллектор для сбора воды попала русалка, которая выглядела как белая женщина, но имела все признаки водяной жительницы из мифов и легенд. Произошло это после обильного разлива реки, с которым видимо русалка не смогла справиться. Русалку видели и в Америке. Так в 1992 году во Флориде, в Ки-Бич, в километре от береговой линии видели русалок, которых описали, как полулюдей-полутюленей. У них были большие головы, которые были очень похожи на человеческие, большие глаза, длинные руки и пальцы с перепонками. Рыбаки, которые наблюдали диковинных созданий, увидели, что их сеть в нескольких местах была порезана.
Однако последние сообщения о русалках часто подвергаются сомнению. В XX-XXI веке очень распространённым явлением в СМИ стала подтасовка, перевирание фактов и действительности. Пытаясь подогреть интерес читателей, свидетельства о русалках могут быть как просто откровенной ложью, так и большим преувеличением. Однако старые свидетельства говорят в пользу того, что люди действительно были свидетелями чего-то очень странного. Здесь представлены лишь несколько сообщений от очевидцев, которых на самом деле гораздо больше.

На основе этих свидетельств, Карл Банзе написал реферат, который в 1991 году опубликовал в журнале "Наука и Жизнь". Реферат назывался «Основы биологии русалок». Здесь он попытался не просто описать русалок с точки зрения многочисленных свидетелей, легенд и мифов прошлого, но и классифицировать их по видам: Русалка обыкновенная, Русалка индийская и Русалка эритрейская. Конечно же, никто так и не доказал ни того, что русалки существуют, ни того, что это лишь вымысел. Однако большое число людей, которые утверждают, что видели этих существ своими собственными глазами, дают нам надежду на то, что мы живём бок о бок с прекраснейшими созданиями, с которыми нам только лишь предстоит познакомиться.

Денис Блинцов
Крымские русалки

«Хозяева вод» не спешат возобновлять контакты, которые они поддерживали с нашими предками в далеком прошлом. Поэтому сегодня единственное неопровержимое свидетельство существования морских людей - это бронзовая русалка у берегов Мисхора в Крыму. Опустив в воду свой гибкий дельфиний хвост, она держит на руках младенца - еще одно свидетельство контактов человека с морскими гуманоидами, хотя эти контакты и легенда.
Однако говорят, что «свидания» между людьми и русалками на Крымском полуострове происходят до сих пор. Более десятка свидетельств тому собрал в своей последней книге Анатолий Таврический - опытный водолаз, автор уникальной карты подводных кладов Крыма. Очевидцы сообщают, что у крымских русалок большие глаза, спутанные волосы и недружелюбное отношение к человеку. Первое чувство, возникающее у людей при встрече с ними, - панический ужас. Возможно, подобные создания умеют, как и дельфины, издавать звуки на частотах, недоступных человеческому восприятию. Эти звуки могут влиять на психику человека, вызывая у него необъяснимый страх.

За тысячи лет люди пишут о русалках, и они по-прежнему невероятно популярны в современных фильмах и сериалах. Практически в каждой культуре были свои варианты легенд о русалках. Иногда они являются сиренами, которые пытаются заманить людей на смерть в море. В другие времена, они стараются изо всех сил быть дружелюбным, и они даже хотят стать людьми.

Сегодня, практически все пришли к соглашению, что русалки в древности были, скорее всего, плодом воображения моряков или по ошибке ими были названы ламантины, тюлени, и дельфины. Однако, это не делает эти легенды менее увлекательными, ведь кто знает, какая легенда о русалках существует, а которая выдумана.

1. Слезы русалки

В Шотландии есть небольшой остров, берег которого усеян маленькими серо-зелеными камешками, местные жители называют их «слезы русалки». Название это связано с преданием о любви водяной девы и молодого монаха, русалка навещала любимого в монастыре ежедневно. Монах научил девушку молитвам, и они вместе просили Бога подарить ей земную душу, молили о силах оставить море. Но просьбы не были услышаны, русалка так и не смогла оставить море, не выдержав испытания, она уплыла с острова навсегда, горько оплакивая свою судьбу. Катившиеся с ее лица слезы превратились в гальку, которой теперь усыпан шотландский берег.

2. Ревность русалки

Легенда поведывает историю, однажды случившуюся в графстве Кейтнесс (Шотландия). Русалка и молодой граф полюбили друг друга, в знак этого морская дева подарила юноше алмазы, золото и серебро, найденные ею на затонувшем корабле. Граф принял подарки, но спустя время некоторые украшения отдал другой девушке, с которой у него случился роман. А о русалке он позабыл.

Этот поступок вызвал ревность и гнев в душе русалки. Однажды, когда юноша вышел в море на своей лодке, она подплыла к нему и рассказала о несметных сокровищах, спрятанных в заливе. Молодой человек при упоминании о богатстве, забыл о прошлом и не мог думать больше ни о чем. В этот момент русалка чудесным образом усыпила его и направила лодку к ближайшей пещере.

Очнувшись, юноша обнаружил, что он прикован золотыми цепями к скале, а вок

3. Проклятие Ондины

Это старинная германская легенда, которая гласит о том, что русалка Ондина влюбилась в рыцаря по имени Лоуренс, и любовь была взаимна. Зная то что отрекшись раз от сущности русалки Ондина потеряет бессмертие, она все же вышла замуж за любимого. У алтаря рыцарь произнес клятву, в которой поклялся ей в верности: «Залогом любви и верности будет каждое мое дыхание при утреннем пробуждении».

Спустя год у них родился первенец, но со временем муж стал терять интерес к когда-то любимой. Однажды Одина узнала, что теперь другой женщине Лоуренс клянется в любви и прокляла его: «Ты поклялся своим утренним дыханием! Теперь знай – ты сможешь дышать, пока бодрствуешь, как только уснешь, дыхание покинет твое тело!».

Да и сейчас «Проклятием Ондины» называют синдром остановки дыхания во сне. Больные этим заболеванием люди, способны дышать лишь в часы бодрствования, а выживают благодаря дыхательным аппаратам.

4. Кеаск

Кеаск — русалка из Шотландии наполовину женщина, и наполовину лосось. Легенда гласит, что если моряк может захватить кеаск, то получат три желания. Они были известны для заманивания людей на гибель, как и большинство легенд о сиренах. Если вы не сдружились с русалкой, единственный способ убить ее можно было бы уничтожить их оболочку.

как и девы-тюлени, могут выходить замуж за смертных, сбросив свою внешнюю рыбью оболочку. Как и девы-лебеди, они могут бежать от своего мужа, восстановив снятую оболочку, но тем не менее, также как и шелки всегда проявляют интерес к своему человеческому потомству, ограждая во время бурь или направляя к лучшему улову. Так, к примеру, считается, что от подобных браков произошли все знаменитые лоцманы.

Темная сторона природы Кеаск раскрывается в сказке, опубликованной у Джорджа Хендерсона в книге «Кельтский миф о драконе», где морская дева проглатывает главного героя, но его возлюбленная игрой на арфе выманивает русалку на берег, и герой бежит. Тогда кеаск заглатывает саму арфистку, чтобы спасти которую, герою приходится пройти классический сказочный ряд: чтобы окончательно победить Киэсг, нужно уничтожить ее внешнюю оболочку, называемую также «Separable Soul» - «отдельной душой». А хранится она в яйце, которое спрятано в рыбе, которая в утке, которая в баране, закопанном под домом, стоящем в чаще леса на острове в центре озера. Маккензи в «Шотландском фольклоре и народной жизни»высказывает предположение, что дева волн могла некогда быть морским духом, которому приносились человеческие жертвы.

Если моряку удалось найти настоящую любовь с русалкой, она будет превращаться в человеческую женщину и ходить по земле. Кроме трех желаний, она дарит удачу для дальнейшей жизни. В некоторых шотландских семьях даже утверждали, что их род происходил от русалки и человека.

5. Чилийская королевская семья на море

В Чили, мифологический царь моря назывался Millalobo, который был наполовину человек, наполовину морской лев. В отличие от большинства легенд о русалках, где эти существа просто волшебным образом появились на свет, он был, к сожалению, ребенком человеческой матери и морского льва — отца.

Millalobo женился на человеческой женщине, и у них был сын по имени Pincoy, и двое дочерей, по имени Сирена и Pincoya. Моряки описывают видя водяной Pincoy , когда они были потеряны в море, и он помог вернуть их обратно к берегу. Его сестра, Pincoya, имела длинные светлые волосы и голубые глаза. Сказки описывают ее, как самую красивую женщину в мире. Она сидит на камне, или танцует. Если она обращена к морю, это означает, что рыбаки найдут много рыбы в этом году. Если она выходит на берег, это означает, что они будут бороться, чтобы найти пищу.

Просто, как и у многих древних королевских семей, нет вариантов как у них получились дети, когда дело дошло до продолжения русалка генофонда. Не Игра престолов, но Pincoy и Pincoya не просто брат и сестра… они тоже муж и жена. Согласно одной из легенд, Pincoya был замечен, выходящим из моря, держа ребенка.

6. Тритон

Вы, наверное, узнали имя, как Тритон Ариэль отца Русалочки . Дисней позаимствовал этот персонаж из греческой мифологии, Бога озера Tritonis. Тритон был сыном Посейдона, а в руках он держал раковину, которую он может использовать как Рог, а также его волшебный трезубец.

Согласно легенде, моряки заблудились на озере, и Тритон помог им, создав участок земли, который сейчас называется остров Фира. Моряки имели возможность отдыхать, пока Тритон объяснил им, как вернуться в открытое море.

Конечно, не все дела Тритон были положительными. Когда скот пропадает, или во время шторма погибли моряки в море, многие предполагали, что Тритон был виноват. Люди знали, что у них не было бы шансов, если они пытались идти голова к голове с Богом, так что лучшее, что они могли сделать, чтобы успокоить его гнев был выпить чашу вина за него на берегу, как предложение мира.

7. МАМИ Вата

МАМИ вата — это Африканская русалка богиня, которая рассматривается как сердобольный лекарь, и мать для всех водных существ. Рассказы о ней распространилась по всему континенту, и в конце концов привезены на Карибские острова. Там наблюдали МАМИ вата в озерах, реках и на берегу океана. Она часто была замечена держащей водяную змею вокруг ее плеч. Они говорят, что она может превращаться в женщину, рыбка или русалку, в зависимости от ее настроения.

Сегодня, люди все еще очарованы легендой о МАМИ вата. Статуэтки и сувениры с ее изображением продают в сувенирных магазинах. Есть даже религиозные группы под ее названием прославлять богиню, тогда индивид последователь называется “дитя МАМИ вата.” Они утверждают, что “МАМИ вата” — это название коллектива десятка водных божеств. Последователи утверждают, что они видят Русалочку МАМИ вата в своих мечтах, и она призывает их, чтобы пройти духовное очищение.

8. Русалка Finfolk

В Шотландии и Ирландии, верили в “finfolk,” которые были русалками, которые жили в подводном царстве под названием Finfolkenheim. На острове Hildaland появляются на мгновение, прежде чем исчезнуть, что делает невозможным для людей их найти. Finfolk были оборотнями, поэтому они могут трансформироваться из рыбы в полного человека, или плавать, как русалка. Рассказы о том, что Finfolk мужчины и женщины были очень красивы, привлекали людей. Если им удалось найти человека в любовники, они могли высасывать молодость из них и жить вечно. Так что, если кто-то был похищен или, если моряки были потеряны в море, то списывали на Finfolk, которым они верили, были захвачены в качестве секс-рабынь.

Однако, если Finfolk выходили замуж внутри своего вида, то “finwife” был обречен взять на себя личину пожилой женщины для того, чтобы найти работу на земле, чтобы заработать серебро, для сохранения их живыми. Они описали признаки “finwife”, как старой, незамужней женщины, которая разводила кошек и занималась колдовством. Очевидно, это лишь один из многих способов, которыми люди попытались обвинить одиноких старых женщин ведьмами на протяжении всей истории человечества.

9. Два хвоста сирены

Вы когда-нибудь задумывались, почему Старбакс имеет две хвостатые русалки в качестве своего логотипа? Оригинальный образ пришел из 7-го века в Италии. Это была одна из многих иллюстраций в соборе Отранто в Италии, который находится на берегу Средиземного моря. Русалка была включена рядом с изображениями библейских историй, как Древо жизни, а также изображения египетского Сфинкса и Александра Македонского. Он должен был представлять обмен религий, философий и идей, которые были обменены в Средние века. Некоторые считают, что она основана на легенде о Мелюзиныфранцузского духа воды, который по рассказам превратился в человеческую женщину или в сирену с двумя рыбьими хвостами.

На протяжении многих лет, многие художники копировали образ двухвостатой сирены. Старбакс утверждает, что они были вдохновлены скандинавской 16-го века ксилографией образа этой русалки. Видимо, причина, почему они выбрали этот образ как свой логотип кофе, потому что они хотели, чтобы их кофе, чтобы быть столь же соблазнительными, как русалка.

10. Иары

По данным бразильской легенды, Иары была смелой, умной девушкой, живущей в Амазонке. Она была воином, который мог сражаться лучше, чем ее собственные братья. Ее так хорошо любили и уважали в обществе, что достижения ее братьев бледнели по сравнению с ней. Их зависть была настолько сильной, что они убили ее и выбросили тело в реку Амазонки. Богине Луны, стало жаль ее, и она вернул ее к жизни, как русалку.

Став русалкой, Иары и провела остаток своих дней, чтобы отомстить человеку. Каждый раз, когда человек тонул в реке, люди списывают это на Иары. Позже, человек по имени Jaraguari наткнулся на Иары, и они влюбились. Он рассказал своей матери о красивой русалке, которую он встретил во время рыбалки на реке Амазонке, и он решил присоединиться к ней в подводной жизни. Некоторые считают, что с тех пор, ее злой дух наконец обрел покой.

11. Джеймстаун Русалка

Возможно, вы помните Джона Смита из истории Покахонтас, и его участие в колонизации Джеймстаун, штат Вирджиния. Во время своего путешествия по морю, он утверждал, что видел красивую женщину с зелеными волосами, плавающей рядом с лодкой. Когда она нырнула под воду, он заметил, что она на самом деле русалка.

Правда, на этот счет была темой бурных исторических дебатов, со многими людьми, полагая, что Джон Смит никогда не заявлял об этом при всех, и писателей, рассказывающих истории о своих путешествиях творческой свободы. Даже если и так, это не только путешественники во времени колонизации Нового Света утверждали, что видели русалок. Сегодня эти наблюдения считаются ошибочным описанием ламантинов.

12. Голландская Русалка

В 1403, дамба в городе Кампен в Нидерландах дала трещину, открыв его на море. Вода начала паводок в реке. Сделав ремонт, граждане из Кампен утверждали, что они видели русалку, плавающей в реке города. Сначала люди испугались, но женщина продолжала плыть, не трогаю. Люди в конечном итоге решили захватить эту женщину и вернуть ее на землю, где она превращается в человека с двумя ногами. Она не могла говорить, но они убрали ее, и заставил ее пойти в церковь и стать христианином. Она попыталась вырваться и прыгнуть в воду несколько раз, но кто-то всегда останавливало ее.

Некоторые историки считают, что это была женщина, которая никогда не была русалкой на всех. Она была глухой и немой, и ей очень нравилось плавать.

13. Jiaorén

В китайском фольклоре, Jiaoren не просто красивые русалки. Они были очень квалифицированными мастерами, которые могут сплести красивое белое полотно под названием “пряжа дракона”, что не может промокнуть. Говорят, что если русалка плакала, ее слезы превращались в жемчуг. Во время династии Цзинь, один рассказ ведает историю русалки, которая вышла из воды и решила продать пряжу дракона для человека.

Если кто-то был добр к ней и дал ей место, чтобы остаться, она благодарила их, плакала в банку, наполняя ее драгоценными жемчужинами. На протяжении всей истории, существует несколько учетных записей великосветских людей, утверждая, что им принадлежат полотна, изготовленного из пряжи дракона, сделанного русалкой.

Сказка для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: Данная сказка написана для детей разного возраста. Поэтому она будет интересна учителям начальных классов и воспитателям. В этой сказке рассказывается о том, как злая колдунья стала доброй. Эту сказку можно использовать на уроках внеклассного чтения в школе и для прочтения в семейном кругу. В сочинении принимала участие и моя дочь.
Цель: Формирование значимости и важности дружбы через содержание сказки.
Задачи:
-образовательные: рассказать о важности иметь друзей;
-развивающие: развивать память, внимание, воображение, смекалку, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
-воспитательные: воспитывать желание иметь друзей, чувство сопереживания, интерес к чтению сказок.
Содержание
Жила - была в подводном царстве Океании русалочка по имени Жемчужинка. И хотя она была русалкой, все равно очень любила яркие украшения, блестящие топики и заколки из ракушек. Очень часто ее можно было застать у зеркала с очередными новыми бусами.

Вся семья русалочки была наделена волшебным даром. Это была жемчужная магия. С помощью ее можно было защищаться от врагов, украшать жилища или превращаться в человека.
Очень часто в подводном царстве устраивали балы. И приглашались на него морские коньки, рыба – ангел, гигантские кальмары, морские чертики, рыба – молот, раки, крабики, осьминожки, зеленые черепашки, креветки и морские звезды.


И вот приближался День рождения Жемчужинки. Все готовились к большому празднику. И никто даже не подозревал о коварстве, которое планировала злая колдунья Колючка.


Родители Жемчужинки пригласили на бал музыкантов из соседнего подводного царства. А сестры ее собрали из перламутрового элитного жемчуга прекрасное колье. Ну а кулинары как расстарались! Приготовили высокий, пышный, пропитанный кремом и украшенный жемчужной россыпью торт. Пирожные, политые черным шоколадом и обсыпанные клубничкой. Кексы с ароматом сладкой ванили. Запах от всех этих сладостей разносился по всему подводному царству.
Вдруг, в самый разгар веселья объявилась колдунья. Она схватила русалочку и умчалась с ней на тройке морских коней. В зале повисла тишина, молчание и недоумение.
Злая колдунья спрятала принцессу в темнице. Колючка хотела получить за нее выкуп. И послала королю письмо, в котором было сказано: «Если вы хотите получить дочь живой и невредимой, то я должна получить рассаду молодых жемчужин».
Прочитали жители подводного царства послание и призадумались. Стали они размышлять о том, как им и принцессу вернуть, и колдунью обмануть. А придумали вот что. Собрали корзину маленьких икринок рыбы – клоуна, посыпали их жемчугом, отправили злой колдунье и стали ждать.
Обрадовалась глупая Колючка, получив долгожданный выкуп. Схватила тяжелую корзину и отпустила принцессу восвояси. И какое - же было ее удивление, когда, спустя время, вместо жемчуга стали появляться забавные и смешные рыбки – клоуны. Догадалась колдунья, что ее обманули. Да только злиться не стала. Уж очень милыми и красивыми оказались рыбки. И правда, зачем ей этот жемчуг, когда они подарили столько друзей, с которыми не будет одиноко.


С тех пор Колючка не беспокоила жителей подводного царства своими проказами. Она просто стала доброй, потому что обрела друзей. И теперь ей не было скучно с озорными рыбками - клоунами. Они все время норовили куда - нибудь залезть, или просили Колючку поиграть с ними в прятки, или просто все вместе читали смешной иллюстрированный журнал.
Одним словом, наступило перемирие в подводной Одиссее.