Бригита ирландская – кельтская богиня и христианская святая. Бригитта ирландская Святая бригитта ирландская

Она почитается в Ирландии как Сама Пресвятая Дева. Праздник в честь святой Бригиты — один из самых любимых в Ирландии. Образ этой христианской святой сливается с древней богиней кельтов Бригит, покровительницей рожениц, стад и земледельческих трудов. Есть предание, которое говорит о том, что святая Бригита была родоприемницей у самой Пресвятой Девы. В образе этой святой переплелись две, казалось бы, противоположные традиции: народная и христианская. Ведь Бригита почиталась в древней Ирландии и как языческое божество.

В канун дня Святой Бригиты в деревнях на подоконникивыставляется сосуд с молоком или творогом, чтобы святая, проходя мимо, благословила труды хозяев. Часто нищие съедают предложенную для благословения пищу.Но ведь святая Бригита во время своей земной жизни кормила нищих, а так же принимала на ночлег странников и бродяг. Ещё святая Бригита считается покровительницей студентов и тех, кто хочет стать священником. Её житие порой не отличишь от древнего эпоса.

Святая Бригита была дочерью друида из Лейнстера и женщины-христианки из пиктского племени. Женщина, мать святой Бригиты отличалась необыкновенной красотой. Она была королевской рабыней, но затем король подарил её известному поэту, а тот продал её друиду. Так самое рождение святой окружено древней тайной. По преданию, во время рождения Святой Бригиты помещение озарилось небесным светом, и её матери было извещение о том, что её дитя станет необыкновенной святой.Девочка росла прекрасной, мудрой и строгой. Однажды во время путешествия вместе с матерью святая Бригита встретилась со своим отцом. Король, поражённый красотою и сообразительностью девочки, взял её к себе в дом служанкой. Святая Бригита тщательно исполняла все свои обязанности, хотя обращение с нею было очень строгое. Святая Бригита была верна христианской вере, в которой её воспитала мать, принявшая Святое Крещение от самого Патрика. Девушке приходилось противостоять языческому укладу жизни. Однако она так веровала во Христа и была так мудра, что ей видимо сопутствовала божественная благодать. По преданию, накануне одного торжества ей дали задание: наполнить молоком все имеющиеся в кладовой сосуды. Но даже все вместе коровы в королевских загонах не смогли бы дать столько молока. Святая Бригита уединилась для молитвы Богу в небольшой клети при кладовой, и молитвы её были услышаны. Затем ока наполнила водой оставшиеся пустыми сосуды, осенила их святым крестом, и воды в них превратилась в молоко. Это чудо: наполнение сосудов молоком или пивом, после совершалось неоднократно. На вопрос, как ей это удалось, девушка отвечала, что это сделал Господь Иисус Христос. Святая Бригита отличалась необыкновенной щедростью, живя ещё в доме матери. Однажды она раздала нищим весь запас масла, бывший в доме. Опасаясь гнева матери, Бригита помолилась Богу, и масло наполнило снова пустые сосуды. В другой раз она сняла с себя плащ и обувь, чтобы отдать нищему. Когда же она жила в доме короля Дубтаха, своего отца, она отдала его меч прокажённому.

Есть предание о том, как святая Бригита отказалась от замужества ради Христа. Она была дочерью короля, умна, прекрасна собою и хорошо воспитана. К тому же достигла того возраста, в котором в то время обычно выдавали замуж. Вскоре один из Ольстерских королей посватался к святой Бригите и даже стал угрожать, что сложит на неё песнь поношения. Но святая Бригита не испугалась того, наоборот. Она вырвала свой левый глаз и протянула на ладони королю. Тот был испуган; взять одноглазую девушку в жёны он не мог. Так только он отказал, святая Бригита снова вставила вырванный глаз в глазницу, он прирос и снова стал видеть. На попытку возобновить сватовство девушка отвечала: «Я принадлежу Христу и уже обручена ему во Святом Крещении». Как и Сам Христос, как и святые первых веков христианства, она выбрала безбрачную жизнь.

Живя при дворе своего отца, святая Бригита совершила немало чудес и подвигов милосердия. Слава о ней распространилась по всей округе. Со временем король согласился предоставить ей свободу. Так святая Бригита получила возможность целиком посвятить свою жизнь служению Христову, делам милосердия и молитвы. Она отправилась с небольшой свитой из семи девушек в северный Лейнстер и получила из рук епископа Майкайла монашеское одеяние. Первая основанная ею обитель, в Кил Дайре, отличалась бедностью обстановки и хозяйства. Но святая Бригита подбадривала сестёр, учила терпению, поддерживала изнемогающих, лечила больных, старалась для всех быть всем. Вся её жизнь — единый пример милосердия. Слава о ней распространилась уже по всей Ирландии.

Некогда в канун Пасхи в Кил Дайре остался только мешок солода, кадка и две бадьи для приготовления пива. В округе Кил Дайре Маг Талах располагалось восемнадцать храмов, которые желали устроить пасхальные празднества с подкрепляющим и веселящим питьём. Несмотря на недостаток посуды и сырья, святая Бригита благословила приготовление пива. В одной бадье поставили сусло, а в другой бадье готовили пиво. Кадкою набирали пиво из первой бадьи и носили на подворья храмов. И пока сёстры несли кадку с пивом на подворье, в одной бадье сквашивалось новое сусло, а в другой бадье созревало пиво. Так все восемнадцать храмов получили достаточно укрепляющего напитка к пасхальным праздникам.

Святая Бригита не боялась лечить прокажённых — отверженных обществом людей. Ни в каком другом житии нет столько разнообразных случаев описания исцеления от проказы, как в житии святой Бригиты Килдарской. Порой к ней приводили и душевнобольных; святая Бригита, как Сам Спаситель, не брезговала никем, во всех она видела образ Божий. Ещё она обладала даром рассудительности. Порой к ней обращались едва ли не как к судье, когда все надежды на земную справедливость были исчерпаны.Предание говорит, что раз за исцелением к святой Бригите пришли несколько прокажённых. Святая Бригита провидела между ними раздор. И потому сначала исцелила одного, того, кто благодарил Бога. Однако он стал хвалиться тем, что был исцелен прежде остальных и, похвалившись, снова заболел. Но потом раскаялся в напрасной похвальбе и снова очистился от проказы. Затем святая Бригита исцелила и его товарищей. Когда же ссора между прокажёнными возобновилась, то проказа вернулась к тем, кто завидовал другу, а хвалящий Бога избавился от проказы совсем.

Студенты и священники Ирландии стремились к святой Бригите за помощью и поддержкой. Она считалась старицей, сосудом мудрости и многих других даров. Часто её называют женщиной-епископом; ведь с начала саксонского завоевания пятого и шестого столетий Ирландия оказалась оторванной от континентальной церкви, и ей пришлось выживать в очень трудных условиях. Один епископ спросил святую Бригиту, как она молится. По преданию, святая Бригита отвечала, что с юности её сердце обручилось со Христом и она уже никогда не просила назад этого дара. Память святой Бригиты Килдарской празднуется 1 февраля.

(Наталия ЧЕРНЫХ. Из книги "Зеленый остров святых")

via kamenah

В православной традиции ее называют преподобной Бригитой, игуменьей Киль­дар­ской, царевной Ирландской.

Эту святую почитают во многих странах мира – в Европе и в России. Храмы в ее честь есть в Италии, в Португалии, в Бельгии, в Англии, где целых 19 церквей, освященных в честь святой Бригиты, и, конечно же, в Ирландии.

Согласно преданию, Святой Патрик, самый почитаемый в Ирландии святой, питал к Бригите особенное благоволение и называл ее самой любимой своей ученицей.

Где и когда она родилась? Сведения на этот счет противоречивы. Одно из преданий гласит, что Бригита родилась 1 февраля в графстве Килдэр, где позднее основала самый знаменитый, смешанный (мужской и женский) монастырь Ирландии. По одним сведениям ее семья была знатной, по другим – она была дочерью рабыни. С именем этой святой связано немало ирландских преданий и легенд.

По одной из них, Бригитта была чрезвычайно щедрой с самого детства. Она отдавала людям все, что могла, даже то, что ей не принадлежало. Бригита не понимала, что есть «свое» и «чужое», и однажды подарила кому-то весь запас масла своей матери. Когда мать расстроилась, девочка горячо помолилась – и запасы ценного продукта были восстановлены. Девочка отдавала свою обувь – чтобы кто-то другой не бродил по острым камням, плащ – чтобы кого-то не терзал ветер…

Бригита выросла, и родители пожелали выдать дочку замуж. Однако девушка – одного за другим – отвергала всех женихов, не желая связывать себя узами супружества, и предпочла принести монашеский обет.

Согласно легенде, Бригита однажды обратилась к королю с просьбой о выделении земли под строительство монастыря. Определила и размер участка: “столько земли, сколько сумею накрыть своим плащом”. Наивный король с радостью согласился на эту просьбу, не зная о способности Бригиты творить чудеса. А чудо свершилось – распахнутый плащ Святой накрыл огромный луг в графстве Килдэр, где вскоре и появился монастырь Святой Бригиты. Монашеская община, которую она основала, стала быстро расти благодаря славе святой настоятельницы. К щедрости и великодушию святой прибегало множество людей, от нищих прокаженных до выдающихся иерархов Церкви.

Бригита прославилась своими чудесами и своей добротой. Она раздавала еду бедным, исцеляла больных и никому не отказывала в помощи. Она помогала людям и жалела животных, к ней тянулись все, чувствуя, что рядом со святой они будут согреты любовью, обласканы и поняты. В руках Бригиты еда и питье для гостей практически не иссякало, всегда хватало на всех.

По преданию, святая однажды трудилась под проливным дождем и промокла до нитки. Вернувшись домой, она повесила свои одежды сушиться на солнечный луч, приняв его от усталости за ветку дерева. И одежды святой Бригиты повисли на луче, как будто он действительно был древесной ветвью.

Святая Бригита была похоронена в городе Даунпатрик рядом со святым Патриком. Ее почитание быстро распространилось сначала по Ирландии, а затем по всей западной церкви. Память святой Бригиты Ирландской в Католической Церкви отмечают 1 февраля, в Православной Церкви -23 января.

Как и святой Патрик, святая Бригита считается покровительницей Ирландии.

Считалось, что накануне 1 февраля святая Бригита путешествует по стране, благословляя людей и их жилища. Как символ того, что в этом доме ей рады и с нетерпением ждут ее посещения, у окна выкладывали пирог или хлеб с маслом. Рядом размещали несколько колосьев для ее любимой белой коровы. А в некоторых графствах специально к этому дню пекли хлеб в форме креста.

В этот день можно было повсюду увидеть развешанные полоски ткани или ленты (они назывались мантиями Бригиты). Это делалось для того, чтобы обеспечить здоровье всех членов семьи на весь следующий год. Считалось, что если святая коснется их, то они приобретут целебные свойства.

В праздник святой Бригиты были запрещены любые действия, связанные с вращением колеса. Например, в этот день нельзя кататься на велосипедах.

Рассказывают, что однажды святая Бригита посетила умирающего правителя-язычника и окрестила его крестом, сплетенным тут же из тростника. Отсюда пошел обычай в день святой Бригиты плести камышовые или тростниковые кресты для защиты дома в течение всего следующего года.

Две Бригиты

Сюжеты о святой перекликаются с одной стороны – с евангельским чудом с пятью хлебами и рыбами, а с другой стороны – со свойствами языческой богини плодородия Бригиты. Интересно, что 1 февраля у язычников был праздник богини Бригиты.

Бригид, Бригантия, Бригит, в ирландской мифологии богиня врачевания и плодородия, помогавшая женщинам во время родов. Культ ее, по-видимому, был распространен по всей Ирландии и Британии, где ее чаще называли Бригантия. В ирландской мифологии она жена Бреса, бога полуфоморского происхождения, возглавлявшего Племена богини Дану после первой битвы при Мойтуре против фракийского племени Фир Болг. Брес был красив, но, как все фаморы, деспотичен, поэтому его правление длилось недолго. За это время Бригид успела родить ему трех сыновей. Богиню часто противопоставляют ее матери Ану что наводит на мысль о двух ипостасях богини-матери. Святая Брида, одна из известных ирландских святых покровительниц, до обращения в христианство, возможно, была жрицей богини Бригид. Ирландцы верили, что она могла накормить животных, не уменьшая количества пищи для людей; это роднит ее с Бригид, чей праздник Имболк обычно отмечается 1 февраля, когда у овец появляется молоко.

Это совпадение дало повод исследователям ирландского христианства обратиться к изучению связи двух Бригит. По мнению одного из исследователей, «Бригита является одной из ирландских святых, чья связь с языческим божеством несомненна. Определенные черты ее характера и деятельности основаны на мифе и ритуале, посвященном богине – возможно, богине, связанной с культом огня … Можно добавить, что день ее поминовения, 1 февраля, приходится на Имболк, один из четырех больших языческих календарных праздников. Еще более убедителен тот факт, что Бригита – было имя ирландской, а в действительности, и пан-кельтской богини… Примечательно, что святая переняла некоторые атрибуты, приписывавшиеся богине».

В эпоху, когда воинственность и амбициозность многих власть имеющих ввергла Европу в войны и беспорядки и вызвала раскол в Церкви, Бог призвал эту женщину потрудиться для восстановления мира и единства, наделив её мистическим и пророческим даром.

Святая Бригитта Шведская родилась в июне 1303 или 1304 года в мэноре Финста в Упланде. Её отец Биргер Перссон был губернатором Упланда, членом королевского совета и крупным землевладельцем, мать Ингеборга Бергсдоттен состояла в родстве с королевской семьёй. Своё имя она получила в честь святой Бригитты Ирландской, дочери короля Ирландии, ставшей монахиней, славной не только чудесами, но и милосердием.

С детства Бригитта отличалась глубокой религиозностью. Когда ей было всего семь лет, в мистическом видении ей явилась Пресвятая Дева Мария, увенчанная короной . В десять лет она впервые созерцала в видении Крестные Муки Христа. «О, мой дорогой Господь, кто сделал с Тобой это?» - спросила она и услышала в ответ: «Все те, кто забыл Меня и отверг Мою любовь». С тех пор, она мечтала о посвящённой Богу жизни. Ей хотелось, чтобы все узнали и поняли, как сильна любовь Христа.

Тем временем умерла её мать, и девочку отправили к тёте по материнской линии, чтобы та дала ей воспитание, подобающее её высокому положению. Кроме обычных для женского образования того времени знаний по домоводству, шитью, рукоделию её обучали также чтению и письму. Интерес к знаниям, особенно к богословию, сложился в эти ранние годы и сопровождал её всю жизн ь. Позднее, выйдя замуж, она поддерживала дружеские отношения и переписку со многими интеллектуалами Швеции. Именно она привила своему мужу вкус к чтению и приобретению знаний.

В тринадцать лет Бригитта возвратилась к отцу, чтобы выйти замуж за того, кого он для неё выбрал. Несмотря на то, что девушка по-прежнему мечтала о монашестве, она исполнила волю отца и, хотя брак не был её личным выбором, она не просто подчинилась чужому решению, но приняла его душой и стала образцовой женой и матерью-христианкой. Её муж, восемнадцатилетний Ульф Гудмарссон был человеком близким ей по духу, набожным, добродетельным и мягким, стремившимся в повседневной жизни следовать евангельским советам . В документах процесса канонизации упоминается о том, что первоначально молодые супруги решили в браке сохранить платонические отношения, создав подобие монастыря для двоих, но затем отступили от этого решения . Их первый ребёнок родился спустя три года после свадьбы.

Всего у Бригитты и Ульфа было восемь детей - четыре сына и четыре дочери (одна из дочерей - Карен - как и мать, стала святой и вошла в историю Церкви под именем Екатерины Шведской) . Дети Бригитты и Ульфа воспитывались по принципу, бывшему для своего времени не просто новым, но даже революционным - их мать в основу своей семейной педагогики положила побуждение детей к добрым поступкам и хорошему поведению, которые поощряла лаской и похвалой, а не стремление пресекать плохое, как было принято тогда. В поместье, где жила семья, Бригитта открыла госпиталь, в котором ежедневно трудилась сама, ухаживая за больными или приводя в порядок их одежду. Она оказывала поддержку многим из тех, кого отвергало общество, в том числе, падшим женщинам, а особенно незамужним матерям. Хотя её единственной силой и единственным методом была любовь, в её семье и в основанных ей благотворительных заведениях всегда царил разумный порядок, и все её начинания отличала прекрасная организация.

В этот период произошло её знакомство с о. Матиасом, библеистом, переведшим значительную часть Священного Писания на шведский язык, который стал её духовным наставником.

В 1335 г. супруги были призваны ко двору. Бригитта стала фрейлиной молодой королевы Бланки, дочери графа Намюра . Это была высокая честь, но не желание почестей побудило Бригитту принять назначение. Король Магнус Эрикссон был лукавым и слабым человеком, к тому же склонным к роскоши и не вполне порядочным. За короткий срок он привёл оба своих королевства - Швецию и Норвегию - на грань разорения, восстановил против себя аристократию, а попытавшись присвоить часть церковной десятины, чтобы использовать эти средства для потребностей двора поссорился и с духовенством . Внешняя политика короля также не отличалась дальновидностью и не способствовала миру и процветанию в стране. Молодая королева отличалась легкомыслием и разделяла тягу мужа к роскошной жизни и суетному блеску. Как и в случае с собственным браком, Бригитта не просто подчинилась чужому решению, но сумела наполнить его христианским смыслом. Находясь при дворе, она стремилась оздоровить придворную атмосферу, влиять положительно на короля и королеву, найти компромиссные решения и примирить враждующие стороны. Она не боялась критиковать то, что считала неправильным, не смущаясь высоким положением тех, кого она подвергала критике. Ей удалось улучшить политическую ситуацию , но в 1335 г. из-за смерти своего сына Гудмара Ульф и Бригитта вернулись домой.

Считается, что один из самых критических моментов брака наступает тогда, когда вырастают и устраивают свою собственную жизнь дети . Современные психологи полагают, что для того, чтобы спасти брак, супругам необходимо научиться «жить для себя» . Можно считать, что Ульф и Бригитта, вырастив детей и устроив их жизнь, поступили так, как если бы кто-то посоветовал им нечто в этом роде . Но их представления о «жизни для себя» кардинально отличались от тех, которыми руководствуется большинство современных пар. Ещё раньше супруги совершали совместные паломничества к святым местам. Теперь, прожив в счастливом браке двадцать пять лет, они решили предпринять длительное и трудное паломничество в Сант Яго да Компостела. На обратном пути Ульф тяжело заболел, но выздоровел. После его выздоровления, которое было предсказано Бригитте в видении, они решили оба уйти в монастырь . В эпоху Средневековья Церковь разрешала супругам удаляться в монастырь, если их желание уйти от мира было обоюдным. Ульф вступил в цистерцианский монастырь в Альвастре, где 12 февраля 1344 г. умер. Бригитта осталась жить при монастыре ещё три года, в строгом уединении и молитве, созерцая Страсти Спасителя. Здесь возобновились её мистические видения. Опасаясь, не обольщение ли это, она обратилась за советом к своему духовному отцу Матиасу из Линчёпинга и настоятелю монастыря в Алвастре о. Петру, которые, изучив вопрос, объявили видения и пророчества подлинными и с тех пор всемерно помогали ей исполнить свою пророческую миссию. В видениях Христос, обращаясь к Бригитте, призвал её трудиться для блага Европы и Церкви. Повинуясь словам Спасителя, Бригитта отправилась в Швецию, чтобы принести королю и королеве «предупреждение от Господа», подобно тому, как это делали ветхозаветные пророки. Также от имени Бога она обратилась к королям Франции и Англии, требуя прекращения войн.

В одном из видений Бригитта получила повеление основать на своей родине новый монашеский орден. Королевская чета отнеслась к этому видению с доверием и подарила земли в Вадстене, на которых должен был быть построен «двойной» мужской и женский монастырь , по образцу тех, которые существовали в ранней Церкви. Мужчины должны были осуществлять в монастыре духовное руководство, а решать практические и хозяйственные вопросы предоставлялось женщинам. Необходимо было получить разрешение от Святого Престола, и Бригитта написала в Авиньон, где тогда находился Папа, но Климент VI отказал ей.

В 1349 г. Бригитта отправилась в паломничество в Рим . Согласно одному из откровений, она должна была способствовать возрождению традиции проведения Юбилеев . Кроме того, продолжалось Авиньонское пленение и Бог призвал Свою святую трудиться для возвращения Папы в Рим. Святой Город, пришедший в упадок из-за отсутствия Папы, больно поразил святую. С горечью пишет она о том, что увидела: «О Рим, Рим! стены твои разрушены, ворота твои оставлены без стражи, священные сосуды твои распроданы и алтари твои оставлены опустевшими, нет больше для них не жертв, ни священного ладана, и посему не восходят больше сладкие ароматы над Святая святых». Она обращается с письмами к Папе, призывая его вернуться в Рим, пишет королевской чете в Швецию, королевам Неаполя и Кипра. Отсюда она совершает многочисленные паломничества.

В 1367 г. Папа Урбан V приезжает в Рим . Наконец, Бригитта получает утверждение устава своего монастыря. Её овдовевшая дочь Карен (Екатерина) становится первой настоятельницей нового ордена. Кажется, что исполнилось всё то, ради чего святая трудилась много лет. Однако, спустя всего три года, Папа вновь возвращается в Авиньон. Святая Бригитта предсказывает, что, если он покинет Рим, то вскоре умрёт, и её пророчество сбывается.

Несмотря на то, что Бригитта состоит в переписке с Папой и королями, несмотря на поддержку многих знатных и богатых семей Италии, она живёт в крайней нищете, ограничивая себя во всём. У неё немало и противников, не всем нравится её пророческий пыл, бесстрашие и упорство, враги называют её «Северной ведьмой».

В мае 1372 г. Бригитта совершает четырёхмесячное паломничество в Святую Землю. Несмотря на то, что ей уже семьдесят, и её здоровье заметно подорвано аскетической жизнью и трудностями путешествия, она полна решимости продолжать возложенную на неё миссию. Сразу же по возвращении из Иерусалима она отправляет в Авиньон письмо новому Папе Григорию XI. Даже на пороге смерти она продолжает труд, порученный ей Христом в Алвастре.

23 июля 1373 г она умирает в Риме , ставшем её второй родиной, сожалея только о том, что Папа всё ещё остаётся в Авиньоне. Её погребли в церкви Сан Лоренцо , но уже в декабре её дети Екатерина и Биргер увезли её мощи в Вадстену в основанный ею монастырь.

Послушная дочь, верная жена, любящая и разумная мать, монахиня, визионерка, мистик и пророчица, основательница ордена, она воплотила в себе все лучшие черты женского характера - сердце полное любви и веры, стремление к миру и порядку, добродетель и острое чувство справедливости, выше которой ставила только милосердие. В 1999 г. Папа Иоанн Павел II объявил святую Бригитту Шведскую покровительницей Европы, для мира и духовного просвещения которой она так много трудилась.

Св. Бригитта Шведская жила в 14 веке. Здесь приводится текст 15 молитв, открытых ей Божественным спасителем. Господь являлся святой в столице христианства, Великом Городе, в то время, когда она посещала базилику св. Павла, апостола народов. Практика этих пятнадцати молитв, по благословлению Церкви, получила название «Тайна счастья». Ежедневно читающий эти молитвы вместе с «Отче наш» и «Радуйся Мария» прочитывает за год число молитв, равное числу ударов, полученных Спасителем во время Его Страданий.
В житии св. Бригитты рассказывается, что Иисус Христос обещал чудесные дары тем, кто будет читать эти молитвы с глубокой верой и благоговением. Речь идет о великих Божиих милостях, которые составляют истинное благо человека. Раскрывая свое сердце в общении с Богом, вы раскроете тайну этого истинного блага, которое да станет вашим уделом. Но не только вашим – поделитесь этой благодатью с другими людьми.

Со второй попытки я их все прочитала, пусть не за год, но все же постаралась восполнять пропущенные дни. Теперь делюсь подредактированным текстом на русском. В свое время в интернете находила нечто неудобоваримое да вдобавок почему-то лишь на сайтах с эзотерикой. Потом кто-то из прихожан дал мне самиздатовскую в конец истрепанную брошюру, явно набранную на печатной машинке. Всем хорошо была, но некоторые молитвы были с вкраплением фраз на церковнославянском. Их-то и пришлось перевести, чтобы не отвлекали. Чтение занимает примерно 15-20 минут в день. Рекомендую с утра, пока мозги еще не успели устать.

Биография

О жизни св. Бригитты сохранилось мало достоверной информации.

До нас дошли три жития св. Бригиты (автором одного из которых был Килиан Ирландский), сохранившиеся в большом количестве рукописей и вариантах. Два жития написаны на латинском языке, которые принято называть Vita I , или Vita Prima , и Vita II . Третье житие написано на древнеирландском - Vita III , или Bethu Brigde (BB) . Все эти тексты имеют сложную рукописную традицию. Первое Житие (Vita I ) было написано между 650 и 725 гг. Однако, первое житие, по мнению медиевистов, не является самым древним. По своему стилю и трактуемым темам оно типично для ирландской житийной литературы восьмого и последующих веков. Второе житие (Vita II ), меньшее по объёму, является одним из четырёх произведений житийной литературы седьмого века, которые имеют автора - им был Когитос Килдэрский (лат. Cogitosus , память 18 апреля).

Согласно её житию, во многом носящему легендарный характер, её отцом был король-язычник Лейнстера , а матерью - рабыня из числа пиктов , обращенная в христианство св. Патриком .

Бригита прославляется не только своими чудесами, но и своей добротой и милосердием: она раздает еду бедным, исцеляет больных, никому не отказывая в помощи.

В руках Бригиты мясо, масло, угощение для гостей практически не иссякает, еды и питья хватает на всех. Эти сюжеты перекликаются с евангельским чудом с пятью хлебами и рыбами, с одной стороны, и со свойствами языческой богини плодородия Бригит . Чтобы молока хватило всем гостям, её коровы доятся три раза в день. Но главный её талант - пивоварение:

Это произошло перед Пасхой: «Что нам делать? - спросила Бригита у своих девушек. - У нас есть мешок солода. Нам надо поставить его бродить, ибо не можем мы остаться без пива на Пасху. В Маг Талах есть восемнадцать церквей. Как дать пива им на Пасху, праздник в честь Господа, чтоб это было питьем, а не едой? К тому же у нас нет сосудов». Это было правдой. В доме были только одна кадка и две бадьи. «Хорошо. Давайте готовить». Вот что было сделано: в одной бадье было приготовлено сусло, в другую его поместили бродить; и то, что было положено во вторую бадью бродить, и из него наполняли кадку и относили в каждую церковь по очереди и возвращались обратно, но, хотя они возвращались быстро, кадка успевала наполняться пивом. Восемнадцать полных бадей было вычерпано из кадки и этого хватило на Пасху. И ни в одной церкви не было недостатка на праздниках от Пасхи до Фомина воскресенья, благодаря трудам Бригиты.

Умерла св. Бригитта в основанном ей монастыре в г, но похоронена в г. Даунпатрик рядом со св. Патриком, вместе с которым она считается покровителем Ирландии.

Почитание св. Бригитты быстро распространилось сначала по Ирландии, а затем по всей западной церкви. Память св. Бригитты Ирландской в Католической Церкви - 1 февраля , в Православной Церкви - 23 января ст. ст.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Ирландии
  • Умершие в Ирландии
  • Святые по алфавиту
  • Родившиеся в 451 году
  • Умершие 1 февраля
  • Умершие в 525 году
  • Святые Единой Церкви
  • Христианские святые VI века
  • Святые Ирландии
  • Женщины Средневековья
  • Ирландцы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бригитта Ирландская" в других словарях:

    Бригитта (англ. Brigitte) женское имя кельтского происхождения. В некоторых языках пишется с двумя или одной буквой «g». Известные носители Бригитта Шерзенфельд (1584 1736) шведская мемуаристка Брижит Бардо (род. 1934) … … Википедия

    - «Этаж наследия» (англ. Heritage Floor) композиция, составляющая единый объект с инсталляцией «Званый ужин» Джуди Чикаго, отдающей дань уважения достижениям и тяготам женского труда и имеющей форму треугольного банкетного стола на 39… … Википедия