Софисты как первые учителя мудрости. Софисты

Софисты: учителя мудрости . Совершенно новую сторону познания душевных явлений открыла деятельность философов-софистов (от греч. "софия" мудрость). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека законами, носам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, "есть мера всех вещей". Впоследствии прозвище "софист" стало применяться к лжемудрецам, вы дающим с помощью различных уловок мнимые доказательства за истинные. Но в истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: отношения между людьми, изучаемые с использованием средств, которые призваны доказать и внушить любое положение независимо от его достоверности.

В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. Как можно что-либо передать посредством языка, спрашивал софист Горгий, если его звуки ничего общего не имеют с обозначаемыми ими вещами. И это не было лишь логическим ухищрением, но поднимало реальную проблему. Она, как и другие вопросы, обсуждавшиеся софистами, подготавливала развитие нового направления в понимании души.

Были оставлены поиски природной "материи" души. На передний план выступило изучение речевой и мыслительной деятельности с точки зрения ее использования для манипулирования людьми. Их поведение ставилось в зависимость не от материальных причин, как то представлялось прежним философам, вовлекшим душу в космический круговорот. Теперь она попадала в сеть произвольных логико-лингвистических хитросплетений. Из представлений о душе исчезали признаки ее подчиненности строгим законами неотвратимым причинам, действующим в физической природе. Язык и мысль лишены подобной неотвратимости; они полны условностей и зависят от человеческих интересов и пристрастий. Тем самым действия души приобретали зыбкость и неопределенность.

Вернуть действиям души прочность и надежность, но коренящиеся не в вечных законах макрокосма, а во внутреннем строе самой души, стремился один из самых замечательных мыслителей древнего мира Сократ (469-399 гг. до н.э.).

^ Сократ: познай самого себя . Сын ваятеля и акушерки, он, получив общее для афинян того времени образование, стал философом, обсуждавшим проблемы теории познания, этики, политики, педагогики с любым человеком, согласившимся отвечать на его вопросы в любом месте – на улице, на рыночной площади, в любое время. Сократ, в отличие от софистов, не брал денег за философствование, и среди его слушателей были люди самого различного имущественного положения, образования, политических убеждений, идейного и нравственного склада. Смысл деятельности Сократа (она получила название "диалектика" – нахождение истины с помощью беседы) состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ (так называемый сократический метод) и тем самым при вести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Обсуждению подвергался обширный круг "житейских понятий" о справедливости, несправедливости, добре, красоте, мужестве и т.д.

Сократ считал своим долгом принимать активное участие в общественной жизни Афин. При этом он далеко не всегда соглашался с мнением большинства в народном собрании и в суде присяжных, что требовало немалого мужества, особенно в период правления "тридцати тиранов". Свои не согласия с большинством Сократ считал результатом, того, что он всегда стремился к соблюдению законов и справедливости, о которых не всегда заботится большинство людей. Он был обвинен в том, что "не чтит богов и развращает юношество", и приговорен к смерти 361 голосом из 500 судей. Сократ мужественно принял приговор, выпив яд и отвергнув планы своих учеников о побеге как спасении.

Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только живая беседа приводит к нужному результату – воспитанию личности. Поэтому трудно полностью реконструировать его взгляды, о которых нам известно из трех основных источников комедий Аристофана, воспоминаний Ксенофонта и сочинений Платона. Все эти авторы подчеркивают, что именно Сократ впервые рассматривал душу прежде всего как источник нравственности человека, а не как источник активности тела (как это было принято в теориях Гераклита и Демокрита). Сократ говорил о том, что душа – психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому одновременно с возникновением взгляда на связь души с нравственностью возникает и новый взгляд на нее, который позже был разработан учеником Сократа Платоном.

Говоря о нравственности, Сократ связывал ее с поведением человека. Нравственность – это благо, реализуемое в поступках людей. Однако для то го, чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности, и поступает соответственно своим знаниям. Поэтому прежде всего надо обучить людей, показать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их по ведение. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Таким образом, Сократ приходит к важнейшему положению своих взглядов, связанному с переносом центра исследовательских интересов с окружающей действительности на, человека.

Девиз Сократа гласил: "Познай самого себя". Под познанием самого себя Сократ разумел не обращение "вовнутрь" – к собственным переживаниям и состояниям сознания (само понятие о сознании к тому времени еще не вычленилось), а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души.

Если софисты приняли за исходный пункт отношение человека не к природе, а к другим людям, то для Сократа важнейшим становится отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Впоследствии даже говорили, что Сократ был пионером психотерапии, пытаясь с помощью слова обнажить то, что скрыто за внешними проявлениями работы ума.

Во всяком случае, в его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли ставилась в зависимость от зада чи, создающей препятствие для ее привычного течения. Именно такой задачей становилась система вопросов, которые Сократ обрушивал на собеседника, пробуждая тем самым его умственную активность. Во-вторых, эта активность изначально носила характер диалога. Оба признака: а) направленность мысли, создаваемая задачей, и б) диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, поскольку коренится в общении субъектов, – стали в XX веке главными ориентирами экспериментальной психологии мышления.

Об этом философе, ставшем на все века идеалом бескорыстия, честности, независимости мысли, мы знаем со слов его учеников. Сам же он никогда ничего не писал и считал себя не учителем мудрости, а человеком, пробуждающим в других стремление к истине.

После Сократа, в центре интересов которого была преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием. Его составляли совершенно особые сущности, которых физическая природа не знает.

Идеи, выдвинутые Сократом, были развернуты в теории его выдающегося ученика Платона.

^ Платон: душа и царство идей . Платон (428-348 гг. до н. э.) родился в знатной афинской семье. Его разносторонние способности стали проявляться очень рано и послужили основанием для многих легенд, самая распространенная из которых приписывает ему божественное происхождение (делает его сыном Аполлона). Настоящее имя Платона – Аристокл, но еще в юности он получает новое имя – Платон, что значит широкоплечий (в ранние годы он увлекался гимнастикой). Платон обладал поэтическим даром, его философские произведения написаны высоко-литературным языком, в них много художественных описаний, метафор. Однако увлечение философией, идеями Сократа, чьим учеником он становится в Афинах, отвлекло Платона от первоначального намерения посвятить свою жизнь поэзии. Верность философии и своему великому наставнику Платон пронес через всю жизнь. После трагической смерти Сократа Платон покидает Афины, дав клятву никогда больше не возвращаться в этот город.

Его путешествия длились около десяти лет и закончились трагически – он был продан в рабство сицилийским тираном Дионисием, который вначале призвал Платона помочь ему в строительстве идеального государства. Друзья Платона, узнав об этом, собрали необходимую для выкупа сумму, но Платон к этому времени был уже освобожден. Тогда собранные деньги были вручены Платону, и он купил участок земли на северо-западной окраине Афин и основал там свою школу, которую назвал Академией. Уже в преклонные годы Платон делает вторичную попытку участия в государственных делах, пытаясь создать идеальное государство уже совместно с сыном Дионисия – Дионисием младшим, однако и эта попытка окончилась неудачей. Разочарование в окружающем омрачило последние годы жизни Платона, хотя он был до конца дней окружен многими учениками и последователями, среди которых был Аристотель.

Платон опирался не только на идеи-Сократа, но и на некоторые положения пифагорейцев,* в частности на обожествление числа. Над воротами Академии Платона было написано: "Не знающий геометрии да не войдет сюда". Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую человека и космос, Платон считал, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи, с неодушевленной материей.

* Согласно воззрениям Пифагорейской школы (об основателе которой нет достоверных сведений) мироздание имеет не вещественную, а арифметически-геометрическую структуру. Во всем существующем царит гармония, имеющая числовое выражение.

Платон считал, что существует идеальный мир, в котором находятся души, или идеи, вещей, те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство этих образцов не досягаемо для предметов, но заставляет стремиться быть похожими на них. Таким образом, душа является не только идеей, но и целью реальной вещи. В принципе идея Платона является общим понятием, которого нет в реальной жизни, но отображением которого являются все вещи, входящие в это понятие. Так, не существует какого-то обобщенного человека, но каждый из людей является, как бы вариацией понятия "человек".

Поскольку понятие неизменно, то и идея, или душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Она является хранительницей нравственности человека. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. Душа, по Платону, состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разум ной, которая одна может сделать поведение нравственным. В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь – вожделеющая душа – не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый конь – страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. И, наконец, разумную часть души Платон отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя конем. В описании души Платон придерживается четких черно-белых критериев, доказывая, что есть плохие и хорошие части души: разумная часть для него является однозначно хорошей, в то время как вожделеющая и страстная – плохими, более низкими.

Так как душа постоянная и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе, тоже неизменно, и открытия, совершаемые человеком, являются по сути не открытия ми чего-то нового, но лишь осознанием того, что уже хранилось в душе. Таким образом, процесс мышления Платон понимал как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое, он считал главным когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим (хотя Платон и оперирует понятием "интуиция", ведущим для творческого мышления).

Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении, причем он первым заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дает памяти определение – "отпечаток перстня на воске" – и считает ее одним из важнейших этапов в процессе познания окружающего. Сам процесс познания у Платона, как уже говорилось, представал в виде припоминания; таким образом, память являлась хранилищем всех знаний, как осознаваемых, так и не осознанных в данный момент.

Однако Платон считал память, как и ощущения, пассивным процессом и противопоставлял их мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность мышления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще Сократ. Платон развивает идеи Сократа, доказывая, что мышление есть диалог души с собой (говоря современным языком, внутренняя речь). Однако развернутый во времени и осознанный процесс логического мышления не может передать всю полноту знаний, так как опирается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих знаний о предметах. Тем на менее возможность проникнуть в суть вещей у человека существует, и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком. (Этот мгновенный процесс похож на "инсайт", который позднее будет описан гештальт-психологией. Однако несмотря на процессуальную схожесть интуитивного мышления с "инсайтом" они различны, по содержанию, так как озарение Платона связано не с открытием нового, но лишь с осознанием того, что уже храни лось в душе.)

Исследования Платона заложили новые тенденции не только в философии, но и в психологии. Он впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления. Он также впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, которые не всегда воз можно примирить с помощью разума. (Эта идея Платона о внутреннем конфликте души станет особенно актуальной в психоанализе, в то время как его под ход к проблеме познания отразится на позиции рационалистов.)

Знание о душе – от его зачатков на античной почве до современных представлений – развивалось, с одной стороны, в соответствии с уровнем знаний о внешней природе, с другой – в результате освоения культурных ценностей. Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область психического, однако последняя не может существовать без взаимодействия с ними. Философы до Сократа, размышляя о психических явлениях, ориентировались на природу, искали в качеств эквивалента этих явлений одну из природных стихий, образующих единый мир, которым правят естественные законы. Лишь сравнив это представление с древней верой в души как особые двойники тел, можно ощутить взрывную силу той философии, которую исповедовали Гераклит, Демокрит, Анаксагор и другие древнегреческие мыслители. Они раз рушили старое мировоззрение, где все земное, в том числе психическое, ставилось в зависимость от прихоти богов, сокрушили мифологию, которая в течение тысячелетий царила в умах людей, возвысили разум и способность человека логически мыслить, попытались найти реальные причины явлений.

Это была великая интеллектуальная революция, от которой следует вести отсчет научного знания о психике. После софистов и Сократа в объяснениях сущности души наметился переворот к пониманию ее как феномена культуры, ибо входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы невыводимы из вещества природы. Они суть порождения духовной культуры.

Для представителей обеих ориентаций – "природ ной" и "культурной" – душа выступала как внешняя по отношению к организму реалия, либо вещественная (огонь, воздух), либо бесплотная (средоточие понятий, общезначимых норм). Шла ли речь об атомах (Демокрит) или об идеальных формах (Платон) – предполагалось, что то и другое попадает в организм извне, со стороны.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

Заказать написание уникльной работы

6.Философия софистов и Сократа .

Софисты("софисты" — мудрецы, учителя мудрости) .

Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон,Алкидам . Софисты – платные учителя красноречия и спора. Они ловко и умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать,а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способыдоказательства и опровержения. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм:"То, что ты не потерял, ты имеешь;

ты не потерял рога; значит, ты их имеешь".

Цель-достижение победы в споре любой ценой.

Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". ;font-family:"TimesNewRoman""> Нравственность – то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо-вообще то, что кому-то выгодно. Нет ничего абсолютного, все

относительно – и знание (можно одно и тоже утверждение доказать и опровергнуть) и мораль.

В качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

Вне человеческого сознания ничего не существует;

нет ничего раз и навсегда данного;

Что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

Если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;

Вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким");

Окружающий мир относителен;

Объективное (истинное) познание недостижимо;

Существует только мир мнения.

Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма(в качестве познания выступает разум,мышление) в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ впервые в центр философии поставил проблему человека ">. ;font-family:"TimesNewRoman""> Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение

о том, как следует жить. Цель философии Сократа — самопознание как путь к постижению блага; добродетель есть знание, или мудрость.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.


Заказать написание уникльной работы

Софисты - учителя мудрости (философская школа в Древней Греции, 5-6 вв. до н.э.) - выступали как теоретики и философы-педагоги, обучающие граж-дан философии, ораторскому искусству и другим зна-ниям. Свою правоту в диспутах они доказывали с помощью "софизмов" - логических приемов, уловок. Разделялись по группам - были старшие софисты и младшие. Софистов отличало:

    критическое отношение к окружающей действи-
    тельности; стремление к логике и практике в процессе по-
    знания; неприятие опыта прошлых цивилизаций; отрицание старых норм, законов и привычек, не
    доказанных современным знанием, субъективизм в оценках и суждениях.
Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просвети-тельский характер их деятельности среди граждан греческих полисов. Первыми, кто обратился к проблеме человека, бы-ли софисты. Их мнение, что человек только в себе самом может найти истину, четко сформулировал софист Протагор: "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, не существую-щих, что они не существуют". Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, ибо человек изменчив. В философии софистов человек становится единственным бытием в отличие от предыдущих времен, когда бытие иска-лось вне человека. На первый план выходит пробле-ма отношения человека к миру, их постоянное соот-несение. В этом софисты, в том числе и Протагор не избежали крайностей релятивизма (условность и от-носительность человеческого познания). Сократ (469-399 гг. до н.э.) - ученик софистов, не признавал в рассуждениях его учителей засилье от-носительного, забвение абсолютного, неумение и даже нежелание его поисков. Он превосходит софис-тов в понимании общего. д_^- , | - __ " " "~~ ------- -^„~ I 1 А ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА | Платон - самый выдающийся мыслитель

I времен античности (427-347 гг. до н.э.), состоялся как, философ под влиянием идей Сократа и Аристотеля. | Он основал в 387 г. собственную философско-религиозную школу, которая просуществовала более 1000 лет. Выпускники Академии Платона существен-но повлияли на развитие идей платонизма и неопла-тонизма и признания их ведущими направлениями европейской философии.

Наибольшее влияние на философские взгляды оказали его теория идей и философия государства. Платон является основоположником идеалистическо-го направления в философии. Он первый, кто оста-вил после себя ряд произведений. Наиболее значи-мые из них: "Апология" (защита Сократа), "Критон" (об уважении к законам), Ч1ахеГ" (о мужестве), "Хар-мид (о благоразумии), "Эвтифрон" (о благочестии) v H0 ,tl "° Р ИТ 0 РИке), "Государство" (о справедливо-сти), Кратил 1 (о языке). Большинство произведений Платона написано в форме диалога. Платон является автором философского учения о триаде - все существующее состоит из трех субстан-ции: "единого, "ума", и "души". Философия Платона включает в себя все основ-ные направления фил. знания того времени. Главным является то, что он впервые ставит вопрос о соотно-шении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии. Основные положения учения Платона: все мате-риальное изменчиво и со временем прекращает свое существование, окружающий мир временен и измен-чив и в действительности как самостоятельная суб-станция не существует, реально существующими яв-ляются лишь чистые идеи, они вечны и постоянны, все вещественное является лишь материальным от-ражением первоначальной идеи. Совокупность идей представляет особый мир, су-ществующий независимо от человека и называемый I бытием. * А 2 ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ I Аристотель (384-322 гг. до н.э.) древнегрече- | ский фил. классического периода, основатель науч- 1 ной фил., в которой отдельные науки получили осве-щение с точки зрения философии. Наиболее извест-ные произведения: "Органон", "Физика", "Метафизи-ка", " О душе, "История животных", "Политика" и др. В 335-332 гг. он основал собственную философскую школу - Ликей. Оказал очень сильное влияние на развитие человеческой мысли благодаря созданной им философской системе классификации научных дисциплин, выделив для каждой из них специальные области исследовании. Также он разделил эти науки на: теоретические (математика, физика, психология), практические (этика) и творческие (техника, эстетика). Основу этой системы составляют логика (аналити-ка) и метафизика. Логика - учение об основных логи-ческих законах, понятии, суждении, умозаключении, доказательстве и его методах. Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы в четкой и ясной поста-новке: 1) закон исключенного противоречия; 2) закон исключения третьего; 3) закон тождества. В логике он дал понятие дедуктивного метода - от частного к об-щему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения. Учение о категориях (сущность, отношение, время, качество, количество) стоит на границе между логи-кой и метафизикой. В нем философ различает веще-ство (материю) и форму (силу, мышление), которые вначале существовали как не связанные друг с дру-гом возможности в единстве же они являются дейст-вительностью. Высшая действительность, мысль мысли, чистая форма - это Бог. Он является целевой причиной всякой деятельности. Один Бог состоит из формы без материи. Это форма всех форм. Аристотель выступил с критикой философии Пла-тона по проблеме бытия, он считал, что его учитель оторвал "мир идей" от реального мира и рассматри-вал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью.

- г

А О ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ
10 ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ С 15 века начинается эпоха Возрождения в Запад-ной Европе. На фоне распада феодальных отноше-нии создается блестящая культура, развиваются бо-гатейшие города-республики Италии, следуют откры-тия в науке и географии, печатаются новые книги, возникают совершенно новые научные дисциплины: география, картография, анатомия и физиология. Огромные успехи достигнуты в астрономии. Повыша-ется уровень образованности и демократии в Европе. Возникают первые парламенты. Но одним из главных факторов расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения является победа над диктатурой церкви, идет переосмысление христиан-ских традиции, начинаются протесты против извра-щения учения Христа, роскоши папства. Таковыми были предпосылки возникновения философии и куль-туры эпохи Возрождения. Возрождени - это рождение интереса к античной философии и культуре, именно в ней люди начинают -видеть-образец современности, В обществе начина-ется стремление не к религиозному, а к светскому знанию. Великолепные работы мастеров эпохи Воз-рождения (Петрарка, Боккаччо, Гуттен, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти) воспевают идеи гуманизма и неприемлемость старой средневековой идеологии. Гуманизм эпохи Возрождения выступал как светское свободомыслие, противостоящее сред-невековой схоластике и духовному господству церк-ви. Гуманизм - есть воззрение, основывающееся на ценности человека как личности, его праве на свобо-ду, счастье, благополучие. Гуманизм имел длитель-ную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важ-нейшее политическое, социальное и нравственное значение, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и ос-мыслению подвергалась схоластика. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государст-венного устройства в Италии вводилось парламент-ское правление.

Сократ не оставил в наследие философских про- изведений , но вошел в историю как непревзойденный полемист , оратор , философ и мудрец . Значителен его вклад в просветительскую деятельность : ведя свои диспуты среди простого народа , он затрагивали и пытался дать ответы на злободневные темы того времен , не потерявшие актуальности и по сей день : добро и зло , любовь , счастье , честь , и т . д .

Сократ выработал и применял метод майевтики ", благодаря которому с помощью логических приемов и наводящих вопросов он подводил собеседника к са- мостоятельному нахождению истины . Метод широко применяется в современном образовании . Его философия основана на нравственности . Нравственное можно познать и усвоить , а отсюда - и жить в соответствии с этими знаниями . Он пытается внушить людям понятия об истинно нравственном . Сократ разрабатывает диалектику , которая поможет приобрести людям знания . Диалектика состоит из иронии (спор , диалог ) и майевтики (рождение мысли ). Сократ совершил коренной переворот в филосо-фии , поняв , что натурфилософия во многом безраз- лична человеку , он по - другому подходит к решению вопроса о природе и содержании человека . Вместо физики он на первое место выводит этику . Именно философия человека должна стать ключом к фило-софии природы , а не наоборот . В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому , что человек есть существо познающее и разумное . Человека от других живых существ отличает нали- чие души . Душа - это способность человека осозна-вать , проявлять мыслительную активность , быть со- вестливым и моральным . Тело человека не довлеет над душой , наоборот , оно является инструментом души . Сократ занимался телесными упражнениями , а еще больше душевными . Без последних нельзя вос- питать в себе добродетели , среди которых главные - мудрость , справедливость , умеренность . Развивая свои добродетели , человек достигает гармонии души , даже физическое насилие не может ее разрушить . Это означает , что человек становится свободным , и именно в этом состоит его счастье . Философская школа стоиков стала ответом на распространение идей киников . Стоя - широко рас- пространенное в древней Греции философское тече- ние , основано за 300 лёт до Р . Х . Зеноном из Китона . Он собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах . Стоя - назв . портика (отсюда - «стоики» ). Основная идея стоиков идентична идее фил . шко-лы киников - это освобождение от влияний внешнего мира . Но для достижения своей цели они избрали не путь отрицания ценностей традиционной культуры , а пошли дорогой постоянного усовершенствования , мудрости , восприятия и приумножения лучших дос-тижений культуры . Идеалом стоиков становится про- свещенный человек - мудрец , который , познав исти- ну , освободился от влияния внешнего мира и ушел от мирской суеты . Стоическая философия развивалась поэтапно : Ранняя стоя (3-2 вв . до н . э .) - Зенон , Клеанф и др . Средняя (2-1 вв . до н . э .) - Панеттий , Посидонии . Поздняя (1 в . до н . э .- З в . н . э .) - Сенека , М . Аврелий . Характерными чертами стоической философии яв- ляются следующие : признание добродетели высшим благом , а порока - единственным злом , неучастие в жизни государства , признание законов государства лишь при условии их добродетели , аскетизм , стрем- ление к счастью , призыв к жизни в согласии с приро- дой и Мировым Космическим Разумом , осуждение человеческих пороков . Во времена империи учение Стой превратилось в своего рода религию для народа . Для стоиков , кото- рые соединили в своей фил . самые различные уче- ния , Бог и природа становятся сутью одного и того же , а человек - частью этой богоприроды . Наиболее известными представителями этого пе-риода являются философы Сенека и Марк Аврелий . Сенека (5 г . до н . э . - 65 г . н . э .) - крупный римский философ , влиятельный политик , проповедовал идеи фил . Стоики . Утверждал философию как практиче-ское руководство к управлению государством . Марк Аврелий (121-180 гг . н . э .) - крупнейший рим- ский философ , римский император , автор философ- ских произведений " К самому себе . Размышления ", " Наедине с собой ". Античная философия перестает быть враждебной христианству , происходит переосмысление ее поло- жений . Космоцентризм древнегреческой фил . вытес- нен идеями теоцентризма : все изменяемое сотворено Богом из " ничего " и стремится в конце концов к ни- чтожному . Природное и социальное бытие - это ре- зультат божественного предопределения . Человек признается персоной , личностью обладающей разу-мом , свободой воли и совестью . Носителем челове-ческой личности является душа , созданная Богом . В средневековой философии все интерпретиру- ется исходя из принципа абсолютной личности Бога . Человек понимается как единство веры , надежды и любви . Большинству философов этого времени при- суще догматическое мышление , а основным принци- пом их рассуждений становится формальная логика . Суммарный обзор , комментарии , цитирование - ос-новные методы их мышления . Во времена Средневековья возник ряд учений , ко- торые , подорвав авторитет религиозных идей , поло-жили начало философии Нового времени : Учение об истине веры и истине знания . Учение о свободе воли и ее детерминированности . Учение о соотношении вещей и понятии о них . Учение об опыте как мериле истинности понятий . Несмотря на сильное влияние церкви , период Средневековья нельзя считать периодом застоя фи- лософской мысли . Он стал связующим звеном между античной философией , философией эпохи Возрож-дения и нового времени . Философия средневековья развила ряд идеи античного периода . Основная за- слуга христианской философии - в развитии личност- ного начала . Главное ее достижение - это новый об-раз человека , превосходивший античные представ- ления о человеческой сущности . Впервые выдвинута идея оптимизм , идея победы добра над злом , вера в воскрешение . Представители философской мысли Средневеко- вья внесли вклад в развитие формальной логики , гносеологии , отделили знание от веры , способство-вали разделению идеализма на объективный и субъ- ективный , поставили задачу изучения природы . Платон утверждает , что чувственное восприятие дает только мнение . Действительное знание прихо- дит вместе с понятиями , и только в том случае , если эти понятия неизменны . Понятие должно иметь объ- ект , к которому оно относится . Этот объект не может быть идентичным объекту чувственного восприятия , он должен быть сверхчувственным - идеей . Таким образом , в наших понятиях совершается познание сверхчувственного мира . Понятия являются отраже- нием идей . Причастность духа к миру идей доказыва- ет бессмертие души . Душа имеет в себе самой идеи еще до того , как соединяется с телом . Самая главная идея - это идея блага . Платон понимает эту идею , как идею Бога , который сначала создает мировую душу , как нетелесную , везде проникающую движущую силу . Материя сама по себе не существует , она становится реальной только тогда , когда в ней присутствует идея . Этика Платона исходит из идей , которые руко- водят жизнью . Последняя , в свою очередь , осущест-вляет идею нравственности , т . е . добродетели (поря- док и гармонию ). Платон различает четыре основных добродетели : мудрость , мужество , благоразумие и гл . добродетель - справедливость , которая , в свою очередь , компен-сирует и сочетает в себе другие добродетели . В отличие от своих предшественников особую роль в философии Платон уделил проблеме государ- ства . Он определил его основную задачу - это само- сохранение государства ; посредством воспитания граждан в духе добродетели с определенной полити-ческой целью - воспитание идеального гражданина общества . В античной фил . было разработано учение об идеальном государстве , основанном на труде ра-бов . Платон считал , что наиболее удачным вариан- том госуд . явл . аристократическая республика , в ко- торой правят философы , охраняют воины , а матери-альные блага производят ремесленники , они одни имеют право на владение собственностью , т . к . им необходим стимул к труду . В утопически идеальном госуд . Платона утверждаются идеалы единомыслия , разделения труда , общественного воспитания детей , презрение к богатству и бедности как к порокам , ве- дущим к порче людей и социальным возмущениям . Эпикур (341-270 ггдо н . э .) - древнегреческий фи- лософ - материалист , глава философской школы , ос- нованной им в 306 г . до Р . Х . Стремился дать практи- ческое руководство для жизни (этику ), этому служила физика и логика . Его фил . состоит из трех разделов : учение о природе и космосе (физика ), учение о по- знании (каноника ), учение о человеке и его поведении (эстетика ). Учение Эпикура о космосе по своей сути - демо-кратическое учение : бесконечно число и разнообра- зие развивающихся миров , представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов , по- мимо которых не существует ничего , кроме пустого пространства . В пространстве между мирами живут бессмертные боги . Таким же образом возникают , жи- вут и исчезают живые существа , а также душа . Все- ленная вечна и бесконечна , как бесконечны и вечны атомы и пустота , из которых она состоит . Во Вселен-ной существует множество материальных миров . В учении о познании Эпикур говорит о том , что по- знание необходимо для освобождения человека от страха и суеверий , религии и боязни смерти . Это ос- вобождение необходимо для счастья и блаженства человека , сущность которых составляет удовольст- вие (имеется в виду не чувственное , а духовное удо- вольствие , хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются греховными ). Однако ду-ховное удовольствие более устойчиво , т . к . не зависит от внешних помех . Счастье человека состоит в удо- вольствии , под ним понимается здоровье , отсутствие страданий . Эпикур утверждает окружающий мир по- знаваемым , и это познание возможно с помощью чувств . Ощущения возникают благодаря восприятию человеком окружающих предметов . В учении о поведении человека Эпикур утверждает человека свободным от влияния богов - человек яв- ляется результатом биологической эволюции , душа и тело его смертны , он должен стремиться к счастью в пределах земной жизни . Норма - жизнеограничение желаний , мудрость , безмятежность . Фактически он сводил существование троицы к ка-честву одной личности . Систематизировал схоластику Фома Аквинский (1225-1274) - видный философ , автор одного из гос- подствующих направлений философии католической Церкви - томизма . Его учение в 1878 г . было объяв- лено официальной идеологией католицизма , а со второй половины 19 в . оно становится основой не-отомизма , который является одним из мощных тече-ний в современной фил . мысли . В трудах : " Сумма теологии ", " Сумма философии ", " Сумма против язычников " он , опираясь на труды Аристотеля , рассматривает бытие как возможное и как действительное . Бытие - это существование еди-ничных вещей , что и есть субстанция . Аквинский , наряду с категориями возможность и действительность , вводит категории " материя " и " форма ". Материя - это возможность , а форма - дей- ствительность . Используя идеи Аристотеля о форме и материи , он подчиняет им учение о религии . Он утверждает , что материальное без формы не сущест- вует , а форма зависит от высшей формы - Бога . Бог же - существо духовное . Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей . Но ма- терия пассивна , активность ей дает форма . Фома Аквинский утверждал , что " бытие Божие " должно быть доказано через доступные нашему по- знанию следствия . Он предложил свои пять доказа- тельств существования бога , которыми пользуется современная католическая церковь :
    Все , что движется , движимо кем - то и есть пер -
    водвигатель , коим является Бог . Все , что существует , имеет причину - следова-
    тельно
    , есть первопричина всего - Бог . Случайное зависит от необходимого - следова-
    тельно , первоначальной необходимостью является
    Бог . Все , что существует , имеет различные степени
    качества , следовательно , должно быть высшее каче-
    ство - Бог . Все в мире имеет цель , или смысл - значит су-
    ществует разумное начало , которое направляет все к
    цели - Бог .
Аристотель выделяет 10 категорий , которые отве- чают на вопрос : «Что такое бытие ? Это сущность (субстанция ), обладающая свойствами количества , качества , отношения , места , времени , положения состояния , действия , страдания ? » Человек воспринимает лишь свойства бытия , но не его сущность . Категории - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности , без кото- рой немыслимо само бытие . Аристотель занимался проблемами материи . В его трудах материя - это потенция , заключенная в опре-деленную форму . Потенцией и формой обладает все сущее на земле , изменение одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета . Реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи . Потенция (материал ) - это пассивное начало , форма - активное . Носителем сознания у Аристотеля является душа . Она ведает также функциями организма . Философ дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека : человек является одним из видов высокоорганизованных животных , отличается от них наличием мышления и разума , имеет склонность жить в коллективе . В своих политических взглядах Аристотель исхо- дит из понимания человека как общественного жи- вотного , в сферу жизни которого входят семья , обще-ство , государство . Он выделяет шесть типов государ- ства : монархия , тирания , аристократия , крайняя оли- гархия , крайняя демократия , полития . По Аристотелю государство реалистично . Государственный деятель не может ждать , пока наступят идеальные политиче-ские условия , а должен , исходя из возможностей , наилучшим образом управлять людьми , такими како- вы они есть , и прежде всего , заботиться о физиче- ском и моральном воспитании молодежи . Аристотель к лучшим государственным формам относит монар-хию , аристократию , умеренную демократию , к худ- шим - тиранию , олигархию . В то время как его современники видели роль фи-лософии в обосновании догм ислама , он считал , что многие явления в окружающем мире происходят по- мимо воли Бога . Причину возникновения Мира он видел в истёкании Мира из Божества , но не в воле Бога . Авиценна выступал противником теории " пер - воточка ", заменив ее идеей о движении , которое яв - лятся неотъемлемым свойством материи . Авиценна высмеял косность и догматизм исламских теологов , считая вечным Бога и окружающий мир , наделяя ду- шу особыми свойствами - идеальностью и вечно- стью . Философ много внимания уделил анализу таких важных гносеологических проблем , как непосредст-венное и опосредованное знание , истинность знания , роль интуиции в познании , роль логики в научном процессе . Философское и научное творчество Ави- ценны оказалось важным связующим звеном в куль-турной традиции человечества , он стимулировал дальнейшее развитие не только восточной , но и за- падной науки и культуры . Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью пользовался Ибн - Рущц (Аверроэс ) (1126-1198). Он жил и творил в Испании . Его учение основывалось на натуралистических концепциях Аристотеля , логику которого он ценил выше всего . Философия Аверроэса материалистична и возникла как синтез арабской фил . и переработан- ного учения Аристотеля . Основные ее положения заключаются в следующем : отвергалась идея сотворения Мира , Бог есть , но он не является первичным по отноше- нию к материи , он лишь придает форму материи ; отвергается идея , что Бог приводит все в движе-ние , движение - самостоятельное свойство материи ; отвергалась идея бессмертия души ; выдвинута идея о " двойственной истине " - фил . и религиозные истины раздельны : то что истинно в фи- лософии , может быть ложно в религии . Философия Аверроэса получила распространение в Европе в 8-9 вв . и изжила себя в 17 в . в связи с кри- зисом аристотелевской физики и космологии . Основу человеческих отношений , считали гумани- сты , составляет взаимоуважение и любовь . В эпоху Возрождения центром философских изы- сканий становится человек (антрос ) - наступает вре- мя антропоцентризма . Возникла новая система цен- ностей , где на первом месте человек и природа , а затем - религия и ее проблемы . Эстетическое , (что в переводе с греческого озна- чает относящееся к чувству ), доминирует в филосо-фии эпохи Возрождения . Мыслителей больше инте- ресует творчество и красота человеческой личности , а не религиозные догмы . Основания антропоцен- тризма Возрождения лежит в изменении экономиче- ских отношений . Разделение сельского хозяйства и ремесла , бурное развитие мануфактурного производ- ства , знаменовало переход от феодализма к раннему капитализму . В философии эпохи Возрождения выделяются на- правления : гуманистическое (14 -15 вв .) - решались проблемы человека , утверждались его величие и могущество , отрицались догматы церкви (Петрарка , Л . Валяй ); неоплатоническое (15-16 вв .) - с позиций идеализ-ма пытались познать явления природы , Космос , про- блемы человека , развивали учение Платона (Н . Кузанский , Марандола , Парацельс ); натурфилософское (16- нач . 17 вв .) - опираясь на научные и астрономические открытия , сделали по- пытку изменить представление об устройстве Все- ленной , Космосе и основ мироздания (Николай Ко- перник , Джордано Бруно , Г . Галилей ); реформационное (16-17 вв .) - попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношении между людьми и церковью (Эразм Роттердамский , Жан Кальвин , Марти Лютер , Томас Мюнцер , Усенлиф ); политическое (15-16 вв .) - связано с проблемами управления государством (Николо Макиавелли ); утопическо - социалистическое (15-17 вв .) - поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений Со стороны государства при усло-вии отсутствия частной собственности (Томас Мор , Томмазо Кампанелла ).

Софиты – (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости) философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний.

Среди софистов выделятся группы:

ü старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

ü младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

Протагор (ок. 480 - 410 до н.э.). Ему принадлежит выссказывание: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение

Горгий (ок. 483-375 до н. э) в своем труде “О природе» доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно.

Продик (род. 470 до н.э.) проявлял исключительный интерес к языку с точки зрения идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов. Большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения.

Характерные черты философии софистов:

· критическое отношение к окружающей действительности;

· стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

· неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

· отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

· стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

· восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

· субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека;

· разработка софизма - как основного логического приема софистов.

Протагор как «учитель мудрости»

К «старшей» группе относится древнегреческий философ-софист Протагор из Абдер во Фракии (ок. 481 -- ок. 411 до н. э.), учение которого сложилось на основе учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла, переработанных в духе релятивизма. Он первый назвал себя «софистом» - «учителем науки о добродетели». Известно, что Протагор написал книги «О богах», «Об истине», «Наука спора», «О первоначальном порядке вещей», «О государстве», «О добродетелях», «О сущем».

Протагор обладал наиболее ярко выраженным философским мышлением среди софистов. Считается, что Протагор был материалистом, рассуждая о текучести материи, об относительности восприятии, о равной реальности бытия и небытия. По Протагору, материя течёт и изменяется, а при её изменчивости и текучести нечто приходит на место ушедшего, при этом соответственно преобразуются по возрасту или состоянию тел восприятия. В материи скрыта сущность всех явлений, а материя может быть всем, чем она является каждому. Согласно Протагору, можно выделить исходные метафизические - установки:

· по определению характера и способа, какой «самостью»

(человеком) является человек;

· сущностное истолкование бытия сущего;

· проект истины как феномена познания;

· смысл, в каком человек оказывается мерой по отношению к бытию и по отношении к истине.

По Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей, блага. Тем не менее, существует нечто, что более полезно, более приемлемо, а потому более уместно. Мудрец - это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в этом и актуализировать это полезное.

Философ-софист Протагор утверждал: «Человек есть мера всех вещей: существующих - в том, что они существуют, - и несуществующих - в том, что они не существуют», считая, что свою особую истину имеет каждый существующий на земле человек (принцип человека-меры). Под мерой Протагор понимал некую «норму суждения» Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. I Античность.- ТОО ТК «Петрополис», 1997, С.56, под вещами - факты и опыт в целом. Этой знаменитой аксиомой Протагор подверг отрицанию абсолютный критерий, отличавший бытие от небытия, истину ото лжи. Критерий - это только человек, индивидуум: «каковы отдельные вещи предстают предо мной, таковы они есть для меня, какими пред тобой, таковы они для тебя». Ветер, что дует, например, теплый или холодный? Ответ в духе Протагора должен быть таким: «Кому холодно, он холодный, кому нет, теплый». А если так, то ни одно, ни другое не ложно, все истинно, т.е. по-своему верно.

Протагор рассуждал о демократическом строе правления и обосновал идею равенства свободных людей. В 444 или 443 году до н. э. Протагор посетил Афины и по просьбе Перикла написал свод законов для новой греческой колонии под названием Фурии в Южной Италии. Интересно, что эти законы долгое время не менялись, потому что Протагор ввёл уловку: если человек желает изменить, или отменить старый закон, или придумать новый, он должен изложить свои доводы и, надев на шею петлю, ожидать решения граждан. Предложение принимается - всё в порядке, если изменения отклонены, то… Что ж…. Сам выбрал судьбу, надев верёвку с петлей на шею.

Протагор доказывал: каждому утверждению противопоставлено противоречащее ему утверждение (о всякой вещи, всяком предмете «есть два мнения, противоположных друг другу»). Используя такие противоположные мнения, философ-софист создал искусство философского диалога, которому впоследствии придали особый блеск Сократ и Платон. Интересна мысль Протагора о глубинном происхождении диалога. «Он первым сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу. Из них он составлял диалог, первым применив этот способ изложения» Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985, С. 183. По Протагору, явствует, что диалогическая художественная форма вытекает из противоречий, лежащих в глубине самих вещей.

Мастерство, которое преподавал Протагор, заключалось именно в этом умении придать вес и значение любой точке зрения, как и ей противостоящей. А успех его объясняется тем фактом, что его ученики, натренированные в этой способности, осваивали все новые возможности в общественных трибуналах, ассамблеях и политической жизни вообще.

Считается, что Протагор учил, как можно «аргументом более слабым побить более сильный». Но это не означает, что цель состояла в том, чтобы подмять справедливость и правоту беззаконием и неправотой. Он демонстрировал, как технически и методологически можно усилить позиции и прийти к победе, пользуясь изначально слабым аргументом.

Согласно Диогену Лаэртскому (III в. до н. э.), Протагор «первым стал пользоваться в спорах доводами», «стал устраивать состязания в споре и придумал уловки для тяжущихся; о мысли он не заботился, спорил о словах». Красноречие требует огромного труда. Это прекрасно разъясняет Протагор: «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся -- или, может быть, иногда они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны».

В слове Протагор видел главное основание для могущества человека, считая, что можно «силой слов превращать худое дело в доблестное».

У Протагора всякая речь делится на четыре отдельные части: просьбу, вопрос, ответ и приказание. Это попытки раздельной эстетической оценки человеческой речи, которые в дальнейшем будут играть большую роль в античной риторике, а затем в мировой грамматике и стилистике.