Святые католической церкви женщины. Католические святые

Священнослужители позаботились обо всех - среди библейских персонажей можно найти покровителей для представителей разных профессий. Например, только у библиотекарей только три святых покровителя (Екатерина Александрийская, Джером (он же Иероним) и Святой Лаврентий). Кроме того, один святой может являться покровителем сразу нескольких профессий. Например, Екатерина Александрийская, почитаемая как великая мученица, по мнению церкви, помогает всем женщинам, архивариусам, адвокатам, точильщикам ножей. Неважно, кем вы работаете, каково ваше семейное положение и возраст - обязательно найдется святой, к которому можно обратиться с просьбами о помощи. Уточняю, что речь идет о католических святых .


В качестве дополнительного бонуса приведем несколько церковных праздников - все желающие могут взять их «под карандаш» и праздновать каждый год.

Успокоитель Святой Корнелий.

В 251 году Корнелия затащили на папский престол чуть ли не силой. Будучи Римским пресвитером, он прекрасно понимал, назначение на пост было равнозначно смертельному приговору. Церковь как раз находилась на стадии раскола, в Риме активизировались гонения на христиан. Папой Корнелиус пробыл целых два года - после его шея встретилась с тонким острием топора.

На иконах святой изображается с боевым рогом. Считается, что обращение к нему помогает избавиться от судорог, болей в ушах, эпилепсии.

Святой Валентин

Святой Валентин был священником и врачом, который помогал мученикам в тюрьме (которые позже его избили и обезглавили). В дополнение к этому, покровитель любви и счастливого брака, Валентин является также покровителем пчеловодов. Обращение к нему повышает шансы избавления от эпилепсии и чумы. Он часто изображается с птицами и розами.

Святой Адриан Никомидийский

Свою профессиональную карьеру Адриан начал в одном из элитных подразделений римской армии, возглавляемой на тот момент императором Максимином. Придя посмотреть на гонения христиан, он решил присоединиться к молодому и столь ненавистному властями молодому движению. Прежде, чем христианский «новобранец» успел пройти обряд крещения, он был арестован и казнен: его четвертовали, а затем сожгли. Верной жене Адриана Никомидийского удалось лишь сохранить безжизненную руку любимого из костра.

Адриан является покровителем «оружейных» профессий.

Святой Маруф и Персия

Епископ Маруф, благодаря своим благим деяниям и способности исцелять людей от тяжелых недугов, стал влиятельной особой при дворе персидского правителя Издегерда. Излечив царя от тяжелой головной болезни, а его сына от бесноватости, Маруф активизировал развитие христианства на землях огнепоклонников. Против епископа несколько раз совершались заговоры и покушения со стороны магов, но все они были неудачными. Также ему удалось собрать останки святых мучеников, пострадавших при Сапоре и захоронить их в новом храме города Тагрит (где позже умер и сам Маруф).

Святая Клотильда

Клотильда родилась в царской семье - она была дочерью короля Бургундии. После безвременной кончины отца, будучи подростком, принцесса стала женой короля Хлодвига. На протяжении всей жизни Клотильду сопровождали интриги: началось все с загадочной смерти отца и закончилось убийством двух внуков. Одним из главных достижений в жизни святой мученицы стало обращение короля Хлодвига в христианскую веру. Вместе с тем, матери так и не удалось примерить двух своих сыновей, каждый из которых претендовал на управление страной и царский престол. Чтобы оградить себя от разрушительных действий родных детей и не наблюдать за тем, как они пытаются уничтожить друг друга ради власти, Клотильда переехала в Тур (Франция), где и провела остаток своей жизни. Все свое свободное время королева уделяла заботе о больных и бедных.

Умерла и похоронена Клотильда в аббатстве Сент-Женевьев в Париже, где и сейчас хранятся ее мощи.

Святой Элигий

Элигий был талантливым кузнецом. Изначально он поступил учеником к мастеру монетного двора в Лимож (Франция), позже сам стал мастером монетного двора при короле Хлотаре II в Париже. Мастер жил благочестивой жизнью, постоянно давал милостыню нищим. В 641 году он стал епископом Фландрии. Элигий имел склонность к проектированию, став епископом, он построил базилику Святого Павла.

Элигий считается покровителем всех профессий, связанных с металлами, а также лошадьми и машинами. Ходят слухи, что епископ якобы отрезал ногу строптивой лошади, чтобы подковать копыто, и после чудесным образом возвращал ее обратно. Сегодня лошади не используются для перевозки людей и грузов, поэтому Элигий автоматически стал покровителем автотранспорта и, вместе с тем, автозаправочных станций.

Святой Эгидий

Эгидий - покровитель грудного вскармливания, всех нищих и калек. В будущем отшельник, он родился в богатой семье. Став взрослым, Эгидий раздал все свое состояние беднякам и удалился жить в пещеру в горах на юге Франции. Вход в пещеру был закрыт колючим кустарником, выбираться и попадать в убежище было тяжело. Чтобы мученик не умер с голода, Бог подарил ему олениху: Эгидий питался ее молоком. Отправившись на охоту, царские охотники заметили олениху и погнались за ней. Испуганное животное бежало в безопасное укрытие - в пещеру. Выстрелив в оленя, охотники промахнулись и ранили Эгидия. Отшельника вылечили, в качестве извинения царь велел возвести неподалеку от пещеры монастырь, в который впоследствии переехал чудотворец и его ученики (калеки и нищие). Также считалось, что обращение к Эгидию помогает излечить чуму.

Святой Юбер

Судьба Юбера с рождения была предначертана: родители, представители королевской династии Каролингов, видели своего сына высокопоставленным духовным лицом, облаченным в кардинальскую мантию. Однако юноша отличался буйным нравом и характером. Самым невинным из его увлечений была страсть к охоте, которая всегда сопровождалась пышными пирами, обильным количеством выпивки. В очередной раз отправившись на охоту, Юбер погнался за прекрасным оленем. Погоня продолжалась не одни день. Наконец, охотнику удалось остаться один на один с потенциальной добычей в непроходимой чаще. Но тут произошло чудо: во лбу оленя засиял крест, его лик воссиял, а солнечный свет вокруг сменился на мрак. Осознав, что это знамение, парень опустил лук и отпустил оленя. В тот же миг мрачная чаща превратилась в райский сад. После случая в лесу принц Юбер оставил прежний образ жизни, стал монахом и после - аббатом. Во время своих проповедей бывший охотник призывал людей ценить природу и не наносить ей вреда.

Святой Юбер - покровитель всех охотников и рыболовов, охотничьих собак (в особенности, ищеек). Молитвенные обращения к нему помогают избавиться от бешенства, полученного вследствие укуса собаки. Часто святой изображается в окружении нескольких охотничьих псов и с головой оленя.

Жанна де Шанталь

Родившись в состоятельной бургундской семье, Жанна в возрасте 18 месяц осталась без матери. В 20 лет девушка вышла замуж за барона де Шанталь и родила ему шестерых детей (выжили только четверо). В 28 лет Жанна овдовела - муж погиб в ходе несчастного случая на охоте. Молодая мать вынуждена была жить в одном доме с невыносимым отцом мужа. Все свое свободное время женщина проводила за молитвами. Позже она встречается с человеком, являвшимся ей во сне. Это был Франциск Сальский. Жанна стала последовательницей святого, в 1604 вместе со своим наставником она открыла Орден Посещения Богоматери. Позже орден, возглавляемый Жанной де Шанталь, откроет 69 монастырей для недостаточно молодых и здоровых женщин, которым отказали во вступлении в другие монастыри.

Святой Иосиф из Купертино (Летучий святой)

Иосиф начал видеть странные видения в возрасте восьми лет. По мере взросления мальчика, частота их частота постепенно увеличивалась. Вместе с тем, юноша имел неспособность к обучению - он не был в состоянии выучить и запомнить весь объем информации, необходимой для сдачи экзамена в духовной школе. Будучи с детства набожным, он не в первого раза, но стал монахом, где вел очень строгий образ жизни. Иосиф делал свою пищу максимально отвратительной на вкус, посыпая ее горьким порошком - он считал, что поглощение еды не должно приносить удовольствие. Он постоянно истязал себя страшными муками, стены его келья были забрызганы кровью. Чтобы в моменты духовного экстаза Иосиф не нанес вреда и не доставлял беспокойства другим монахам, его поселили в отдельной келье. Но самой невероятной в помешанном на вере монахе была его способность к левитации. Начиная молиться, мученик впадал в состояние эйфории, в котором мог летать по воздуху.

Святой Иосиф является покровителем всех студентов, а также летчиков. Из-за своего необычного таланта к полетам, его прозвали «летучий святой».

Что такое стигматы? Стигматы - это кожные наросты или раны, соответствующие ранам, полученным Иисусом при распятии.

Но вот если продолжить расспросы и уточнить, кто является носителем стигматов, откуда они берутся, что собой представляет стигматизация как явление, наверняка мы не услышим толковых ответов.

За несколько десятков веков, прошедших с тех пор, как впервые был описан случай стигматизации, наши знания об этом явлении не стали глубже.

Примечательным является то, что в средние века стигматиками были в основном женщины, а в современном мире их носителями чаще являются мужчины. Расширилась география появления стигматов - если раньше они появлялись только в Италии, то теперь стигматики живут и в других европейских странах, и в Америке, и даже в Японии и Корее.

Какие бывают стигматы? Различают подражательные (или изобразительные), символические стигматы, стигматы на внутренних органах. К подражательным относятся стигматы, воспроизводящие раны на теле Христа - небольшие раны на лбу от тернового венца, четыре сквозные раны на руках и ногах, рана на правом боку, а также следы бичевания и синяк на плече от несения креста. Дополняют картину кровавый пот и кровавые слезы.

Стигматизация - явление очень загадочное. Несмотря на то, что феномен стигматизации подтвержден многочисленными документальными источниками, он продолжает оставаться спорным. До сих пор досконально неизвестно, является ли появление стигматов результатом самовнушения человека либо же это все-таки божественное вмешательство? Чудо ли это или бред сумасшедшего?

За сотни лет официально признано полинными около 400 случаев появления стигматов. В этой статье мы расскажем о самых известных женщинах-стигматиках, признанных католической церковью и прошедших медицинское обследование.

Вероника Джулиани

С детства уже был виден ее характер: девочка отличалась упрямством и неконтролируемыми вспышками гнева, но в то же время она была необыкновенно благочестива, священники отмечали в ней признаки мистической благодати.

В 1677 г. она поступила в капуцинский монастырь, спустя два года уже стала там учительницей послушниц, ас 1716 г. - настоятельницей. В монастыре она жила в большой строгости. В Великую пятницу в 1697 г. на ее теле появились стигматы. Церковь сначала не поверила в их подлинность, и Веронику подвергли жестоким испытаниям.

Особенно усердствовал отец-иезуит Кривели. Но смирение и послушание матушки Урсулы, ее желание уподобиться распятому Христу, готовность к страданиям и ясность духа заставили даже самых больших скептиков поверить ей.

Обычно ее изображают как капуцинку со стигмами и в терновом венце, с обручальным кольцом на пальце и раненым младенцем Иисусом.

Вероника утверждала, что раны ее кровоточат не только снаружи, но и внутри. Она даже нарисовала то, что, по ее мнению, было отпечатано на ее сердце - крест, терновый венец, три гвоздя, мечи и букву X.

Вероника Джулиани умерла в монастыре 9 июля 1727 г. Вскрытие, произведенное двумя врачами в присутствии священника, показало, что на ее сердце действительно были рубцы, похожие на крест, а одна лопатка была изогнута, как будто на ней в течение долгого времени носили что-то тяжелое.

В 1804 г. она была причислена к лику блаженных, а в 1839-м - к сонму святых.

Анна Катерина Эммерих

Анна Катерина родилась в 1744 г. Уже в детстве ей являлись Иисус и Иоанн Креститель, в своих видениях она переживала жизнь Иисуса, и после каждого такого случая рана на ее груди, по форме напоминавшая крест, становилась все глубже и отчетливее. Но то были не стигматы.

Стигматы появились у Анны Катерины лишь в 1799 г. - вокруг головы вдруг образовалось кольцо из мелких кровоточащих ранок, а через три года появились и другие раны - на ладонях, на ступнях и на боку.

Кровотечение так ослабило женщину, что она слегла и с 1813 г. уже не вставала с постели. Ее врач рассказывал: «Ее стигмата была невероятной: раны в ее руках, ногах, боках и голове достигали полдюйма в диаметре».

Очевидцы утверждают, что в течение последних 12 лет она ела только облатки с католической Мессы.

Эммерих ежедневно посещали видения. Она утверждала, что видела своего ангела-хранителя, а также крестные страдания Иисуса. Она видела мельчайшие подробности распятия и чувствовала все, что чувствовал Христос.

Ее рассказы о страданиях Христа чрезвычайно подробны, она описывает множество деталей, которых не было в Евангелиях, причем давала их в собственной трактовке, заявляя, что Иисус «корчился и трепетал, как жалкий червь», что он «кричал сдавленным голосом и молил о пощаде», а также рассказывала, что рана на плече доставляла Иисусу наибольшие страдания.

Впрочем, можно ли верить словам Анны Катарины, неизвестно, так как тут есть и другой фактор. Ее рассказы записывал немецкий поэт Клемен Брентано, горячо верующий католик, и сегодня невозможно установить, где слова Эммерих, а где выдумки Брентано.

С уверенностью можно сказать только одно: книга «Скорбные страсти нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа», выпущенная Брентано спустя девять лет после смерти Анны Катерины Эммерих, построена явно не на знании евангелических текстов.

Доминика Лазари

Доминика родилась в 1815 г. в Италии. Когда девочке было 13 лет, умер ее отец. Это событие так потрясло ее, что она совсем перестала есть, сильно ослабла и вскоре заболела. Несколько недель врачи бились за ее жизнь и все-таки заставили Доминику принимать пищу.

Когда девушке исполнилось 18 лет, ее на несколько часов случайно заперли на мельнице в полной темноте. В результате с Доминикой случился припадок, и остаток жизни она провела в постели полупарализованной и с явными признаками психического расстройства - она не могла выносить шума, света, отказалась от пищи. Попытки насильственным образом накормить ее заканчивались рвотой.

В 1734 г. у нее появились раны, соответствующие ранам распятого Христа. Стигматы на ее руках и ногах были сквозными и, как рассказывали ее лечащие врачи, раны были столь велики, что сквозь них легко можно было просунуть палец.

Доктор Грегори Касс из Лиссабонского Центрального госпиталя указывал еще на одну интересную особенность Доминики: в каком бы положении она ни находилась, кровь, вместо того, чтобы стекать вниз, шла по направлению к большим пальцам и по ним, как будто Лазари была распята на кресте.

Раны на лбу Доминики, похожие на раны от тернового венца, появились лишь однажды, и случилось это в присутствии врачей. Царапины образовались внезапно, из них потекла кровь, а через некоторое время они исчезли.

В таком положении - со стигматами и без еды - Доминика Лазари прожила еще 14 лет и скончалась в возрасте 33 лет.

Луиза Лато

Луиза родилась в семье рабочего в Шарльруа (Бельгия) в 1850 г. В 13 лет девочка попала под копыта коровы, после чего не вставала с постели, так как ее внутренние органы были сильно повреждены.

Когда девушке исполнилось 18 лет, ей было видение, после которого она поднялась с постели.

Это событие произошло в Великую пятницу, и с тех пор каждую пятницу наблюдались кровотечения на бедре, затем на голенях, кистях, плечах и на лбу. Это событие вызвало большое волнение в среде католического духовенства, объявившего ее стигматы чудесными.

Таким образом, можно сказать, что Луиза избавилась от одной болезни, но взамен у нее появились стигматы. Поднявшись, она начала работать на ферме, выполняя несложные операции. Но силы ее быстро угасали, так как с появлением стигматов она совсем перестала есть, любой прием пищи вызывал у нее сильную рвоту.

Девушка снова слегла. Ее обследовали врачи, но объяснения отказу организма принимать пищу они не нашли. С 1871 г. Луиза ничего не ела и не пила, но при этом выглядела вполне здоровой.

Бельгийская медицинская академия, выслушав доклад доктора Варломона, наблюдавшего Луизу в 1874-1875 гг., пришла к выводу, что девушка одержима нервной болезнью, известной под названием «стигматизации»

Умерла Луиза Лато в возрасте 33 лет, произошло это внезапно, так что она едва успела причаститься.

Тереза Нойман

Тереза Нойман родилась в 1898 г. в маленьком селении в Коннерсрейте (Бавария). Она была старшей из детей Нойманов. Тереза с детства считалась святой. Она не пропустила ни одной мессы и всегда прилежно молилась, стоя на коленях перед распятием или Мадонной.

Когда девушке было 20 лет, в доме начался пожар. Тереза попыталась погасить его и в результате сильно пострадала.

А всего через месяц после этого события она упала с лестницы, получив сильнейшее сотрясение мозга, в результате которого была парализована и почти полностью ослепла. Соседи решили, что это испытание веры для всей семьи.

Семь лет спустя болезнь вдруг отпустила Терезу, она встала с постели и прозрела, а годом позже, в Великую пятницу 1926 г., Терезе было видение, в котором ей явилась ее святая, после чего девушка мгновенно исцелилась от своего недуга, однако приобрела новый: на ее теле появились стигматы - копия ран Иисуса, полученных им на кресте.

С тех пор каждую пятницу до самой смерти в 1962 г. Тереза впадала в транс, в котором она переживала события, происходившие на Голгофе, и у нее появлялись кровавые слезы, кровавый пот, глубокие кровоточащие раны на теле - на руках, на ногах и на лбу. Через неделю раны заживали.

Терезу неоднократно обследовали специалисты - доктора, журналисты, ясновидящие, и ни у кого из них не возникло сомнения в том, что ее раны реальны, что бы ни было источником их возникновения. В том, что сама Тереза не могла их себе нанести, убедились в первые же годы.

Появление стигмат на теле Терезы пытался объяснить доктор Альфред Лехлер. В 1933 г. он выпустил книгу, в которой описал опыты, проведенные с австрийской девочкой. Во время сеансов гипноза у нее появлялись классические стигматы кровавый пот, кровавые слезы, разрезы на лбу, распухало плечо. Однако сам доктор признал, что искусственно вызванные стигматы и по интенсивности, и по стойкости, и по четкости уступают настоящим.

В 1927 г. Терезе вновь было видение, в котором ей было сказано, что она должна отказаться от еды и воды, чтобы жить. Она выполнила наказ, поэтому теперь ее считают своей бретарианцы (не путать с преторианцами и вегетарианцами, от англ. breath - «дыхание»). Это движение ратует за отказ от еды.

Бретарианцы считают, что люди были вечными, пока не начали есть. Пища лишала человека крыльев, приблизила к земле. Они категорически против распространенной поговорки «святым духом сыт не будешь», и в качестве примера приводят как раз Терезу Нойман.

Люди не могли поверить в то, что можно жить без еды и воды, поэтому епископ Регенсбургский в 1960 г. назначил комиссию, которая должна была удостовериться в правдивости таких данных. В течение 10 дней четыре монахини днем и ночью следили за Терезой. Она ничего не ела и не пила, но вес ее оставался неизменным. Медицина этот феномен до сих пор объяснить не смогла.

Глава движения бретарианцев Уайли Брукс считает, что питаться можно исключительно энергией солнца и химическими элементами из воздуха, что отказ от еды усиливает производство гормонов роста, замедляющих старение, и стимулирует разнообразные экстрасенсорные явления, в том числе ясновидение, что можно наблюдать у других известных женщин-стигматиков - Св. Дидвины Шидамской, блаженной Елизаветы Ренской, Св. Екатерины Сиенской, блаженной Анжелы из Фолинье.

Во всей Западной Европе ситуация с римско-католическими святыми одинаковая: в среднем 85% от общего числа почитаемых римо-католиками святых либо жили в различных частях Африки, Восточной Европы и Азии и всегда были почитаемы православными, либо жили до 1054 года – года великой схизмы.

Большая часть остальных почитаемых католиками святых, которых можно считать «чисто католическими святыми», жили между 1054 и 1200 годами. Лишь около 5% святых, признаваемых Католической Церковью, жили после 1200 года. Разгадка вполне очевидна: после 1054 года источник святости, то есть приобщения Духу Святому, стал вне Православной Церкви быстро иссякать. Ибо, по утверждению нового католического учения, Святой Дух теперь стал как бы «зависим» от Римского папы. Согласно этой идеологии, Святой Дух исходит не прямо от Бога, а, ввиду физического отсутствия на Земле Сына Божия, от Римского епископа – якобы поставленного Самим Богом Его «наместником».

С тех пор святость в Западной Европе в значительной мере стала означать близость к Римским папам, которые полностью взяли на себя канонизацию святых, не давая участвовать в этом процессе ни Церквям тех или иных стран, ни епископам, ни епархиям. Это «подавление действия Святого Духа» становится еще более очевидным, когда мы исследуем жития чисто католических «святых», многие из которых впоследствии были отвергнуты как мошенники самой Католической Церковью.

Характерные примеры того, каких «святых» почитала Католическая Церковь, можно найти на Британских островах, где вскоре после введения католицизма уже имело место основанное на ксенофобии и имевшее политические мотивы «прославление». Как, например, питавшееся антисемитизмом неофициальное почитание нескольких детей из процветающих восточных графств Англии, предположительно убитых евреями: Вильгельма Нориджского (1132–1144; католики почитали днем его памяти 26 марта), Роберта из Бери-Сент-Эдмундса (1171–1181; его почитали 25 марта), Гарольда Глостерского († 1168; день памяти в Католической Церкви 25 марта) и Гуго Линкольнского (1246–1255; его неофициально почитали 27 июля). Или же неофициальное и основанное на ксенофобии почитание двух других «святых», на этот раз убитых французскими пиратами на южных берегах Англии, – это Симон Этерфилдский, который, вероятно, был отшельником (хотя, согласно другим источникам, он был просто убит своей женой), замученным на острове Уайт в 1211 году (ныне местечко Этерфилд-Фарм на острове Уайт; его местно почитали 21 марта), и монах Томас Хейлсский, подвизавшийся в монастыре святого Мартина в Дувре, графство Кент, и убитый в 1295 году (его местное почитание – 2 августа).

Святые островов

В контексте истории четырех стран: Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса – католическими «святыми», то есть святыми, почитаемыми только католиками, являются те «святые», которые жили после 1066 года, когда произошло норманнское завоевание и начался насильственный перевод этих стран в католицизм.

В I тысячелетии, известном как «эпоха святых», когда единственной формой христианства на Британских островах было православное христианство, в этих землях просияло громадное число угодников. В одной только Англии, не считая многочисленных святых в кельтском Корнуолле и мучеников первых веков, за более чем четыре с половиной столетия (от прихода святого Августина в 597 году и до норманнского завоевания) просияло не менее 300 святых.

В кельтских землях, то есть в Ирландии, Уэльсе, Корнуолле, Шотландии и на ряде островов, таких как Гебриды, острова Скай, Мэн, Гернси, Джерси и многие другие, огромную роль в установлении православного христианства сыграло египетское монашество. В этих землях каждые город и деревня имели своего местного небесного покровителя, и примерно за 650 лет там просияли тысячи угодников, известных как «Фиваида святых».

Во II же тысячелетии, в начале которого Британские острова пали жертвой новоизобретенной католической идеологии через профинансированное Римским папой норманнское завоевание, почитаемых «святых» было ничтожно мало. К этим святым можно отнести и 40 католических мучеников, казненных протестантами в XVI и XVII веках, самым известным из которых, пожалуй, является государственный деятель и писатель-гуманист Томас Мор (1478–1535; память в Католической Церкви 22 июня, канонизирован в 1935 году). Эти мученики были канонизированы Римским папой недавно – в 1970 году.

Но даже если мы возьмем в расчет этих святых, то все равно общее число католических «святых», появившихся за II тысячелетие, по численности не превышает 2% от общего числа святых, просиявших в этих землях за последние 650 лет I тысячелетия. Хотя те 40 католиков искренне и порой даже очень трагически пожертвовали жизнью ради своей веры, но они это сделали, исповедуя католическую веру, и никто из них не умер за православную веру Христову.

Не следует также забывать, что не только 300 католиков стали жертвами протестантов и умерли по приказу протестантского правительства, но и примерно столько же протестантов стали жертвами католиков, умерших по приказу католического правительства, особенно при королеве Марии I Тюдор (1553–1558), известной как «Мария Кровавая». Мы видим, что, как протестанты убивали католиков, так и католики убивали протестантов. Иными словами, мы имеем здесь дело с политикой, а не с мученичеством в православном его понимании.

Поразительно то, что, начиная с XVII века, на Британских островах мы видим только одного католического святого – прославленного совсем недавно кардинала Джона Генри Ньюмена (1801–1890; память в Католической Церкви 9 октября) – католического (а сначала англиканского) философа и богослова. Если мы не примем во внимание Ньюмена и тех 40 католических мучеников, поскольку они пострадали по политическим причинам, то окажется, что за все II тысячелетие на этих островах было явлено всего около 40 католических «святых», то есть менее 1% от числа угодников, просиявших здесь за 600 лет I тысячелетия. Итак, в каждой из четырех стран на наших островах явилось следующее количество католических «святых»:

Уэльс – 0,
Ирландия – 3,
Шотландия – 7,
Англия – 33.

Таким образом, если мы не зачтем нескольких валлийцев среди католических мучеников, пострадавших во время протестантской реформации, то получится, что бедный Уэльс не породил ни одного католического святого! А если мы проверим, кто такие эти оставшиеся примерно 40 католических «святых» (не мучеников) и кем они были по национальности, то придем к еще более важным выводам.

Ирландия

В I тысячелетии в Ирландии просияли тысячи православных святых, особенно между 450 и 850 годами, до набегов викингов, и большинство из них почитались местно. Католическая же Церковь в Ирландии породила всего трех «святых», причем все они жили в XII веке: это епископы Кельсий, Малахия и Христиан.

Первый из этих «святых» – Кельсий (также Кельс, Келлах), архиепископ Армаский (с 1105 по 1129 год, память в Католической Церкви 7 апреля). Избранный архиепископом «по наследству» еще в очень молодом возрасте и будучи мирянином, Кельсий известен нам в основном из жития Малахии как реформатор. Он разъезжал по всей Ирландии, собирая налоги и утверждая главенство Армы в Ирландской Церкви. Кельсий распространял новые папские реформы, реорганизовывал епархии, а на собранные им налоги перестроил свой главный кафедральный собор в новом стиле. В 1111 году он возглавил церковный Собор в Рат-Бресайле, решения которого тогда были многими восприняты негативно. Этот архиепископ пытался сделать Ирландскую Церковь похожей на Церковь Западной Европы того периода, уничтожая старые православные кельтские традиции и древние православные литургические практики.

Малахия, архиепископ Армаский (ок. 1094 – 1148; память в Католической Церкви 3 ноября), был ирландским церковным деятелем, уничтожившим старое благочестие и святость «острова святых», как традиционно называли Ирландию; он «реформировал» ее Церковь и ввел новое еретическое учение папы Григория VII Гильдебранда. Согласно этому новому революционному учению, папа Римский вместо Христа становится во главе Церкви, а Святой Дух действует на Земле через наместников Христа, то есть Римских пап. Малахия изменил православную литургию кельтов и с 1121 года систематически вводил в стране римо-католичество, тогда известное как «григорианская реформа». Примечательно, что позднее он уехал в Рим, чтобы и дальше обучаться этой ереси, а закончил свои дни в монастыре Клерво, что в нынешней Франции, где подвизался вместе с еще одним «святым» католическим церковным деятелем – Бернардом Клервоским.

Третий из названных нами ирландских католических «святых» – Христиан, епископ Лисморский († 1186; память в Католической Церкви совершается 18 марта), был учеником Малахии, папским легатом и тоже тесно связан с проповедником пропитанных кровью крестоносцев – Бернардом Клервоским. Таким образом, все трое (а Малахия и Христиан были, к тому же, обучены за границей) принимали активное участие в уничтожении православного наследия Ирландии. На самом деле «святость» их сводится к их административным способностям, благодаря которым они ввели в стране римо-католичество. Конечно, они ни коим образом не могут почитаться как святые в православном смысле этого слова.

Шотландия

Первым после великого раскола шотландским «святым», а точнее «святой», была Маргарита, королева Шотландии (1045/46–1093; память в Католической Церкви 16 ноября), вышедшая замуж за шотландского короля Малкольма III. Именно ей, находившейся под сильным влиянием норманнских завоевателей и узурпаторов в Англии, принадлежит введение католицизма в Шотландии.

Хотя Маргарита была англичанкой по происхождению, но воспитывалась и обучалась за границей, и ей было всего 8 лет, когда произошла великая схизма. Маргарита «реформировала» Церковь в Шотландии, учредила на острове Айона с его многовековым православным наследием новый римско-католический монастырь; она была канонизирована Римским папой в 1249 году. Ее сын, Давид Шотландский (ок. 1085 – 1153; память в Католической Церкви 24 мая), тоже почитаемый Католической Церковью святой, продолжил политику своей матери по насаждению папизма в стране. Хотя сам Давид был благочестив, но он ввел в Шотландии новую норманнскую феодальную систему, отказавшись от укоренившейся до этого здесь исконно кельтской системы общинного (родового) землевладения.

Скажем еще о двух «шотландских» послераскольных святых, которые по происхождению вовсе не были шотландцами, но по духу они ближе Православию. Оба они связаны с Оркнейскими островами. Это Магн, граф Оркнейский (ок. 1075 – 1116, память в Католической Церкви 16 апреля), и его племянник Рогнвальд (Рональд). Магн (по-гречески – Максим) был покаявшимся пиратом («викингом»), который отказался от образа жизни воина, предпочтя ему чтение Псалтыри. Он принял христианство. Магна считают мучеником, поскольку он, будучи христианином, был убит по политическим причинам. Этим он напоминает русских «страстотерпцев». Мощи Магна почивают в кафедральном соборе города Керкуолл на Оркнейских островах по сей день. Рогнвальд (1100 – 1158/1159; память в Католической Церкви 20 августа), тоже граф Оркнейский, был благочестивым христианином. Он начал возведение кафедрального собора в Керкуолле, но был убит в районе Кейтнесс в Шотландии, после чего начало расти его почитание.

Теперь упомянем трех «святых», которые действительно были по происхождению своему шотландцами. Первый из них – Вильгельм Пертский († 1201; память в Католической Церкви 23 мая). Вильгельм, благочестивый рыбак, заботившийся о бедных, после паломничества на Святую Землю был убит в Рочестере в Англии, где его местно почитали. Далее назовем Адама, епископа в Кейтнесс († 1222; его неофициально почитали 15 сентября). Он по чисто политическим соображениям вдвое увеличил десятину, за что и был убит своей разгневанной паствой. Адама никогда официально не почитали даже в Католической Церкви, жестоко относившейся к убийцам и их семьям. После Адама был Гильберт, епископ Кейтнесса († 1245; память в Католической Церкви 1 апреля). Сын феодального лорда, Гильберт был знаменит, прежде всего, как администратор, что вряд ли может служить критерием святости.

Англия

33 английских католических святых, а точнее – католических святых, либо живших в разных частях Англии, либо бывших англичанами по происхождению, можно разделить на несколько категорий:

– те, кто не далеко ушли от православного благочестия,

– норманнские администраторы и законники,

– «мистики».

Те, кто не далеко ушли от православного благочестия

Кроме Магна и Рогнвальда с Оркнейских островов, были и другие – английские – подвижники, что жили и умерли вскоре после норманнского завоевания, сохранившие элементы старого дораскольного и донорманнского благочестия. Интуитивно чувствуется, что они ближе к Православию, чем прочие чисто католические святые. Очень интересен Валдеф (также Валтеоф; † 1076), граф Нортгемптонский и Хантингдонский. Он, последний англо-саксонский граф, сражался против норманнских захватчиков в 1066 году и позднее снова – в Йорке. В 1075 году он еще раз восстал против норманнской тирании, но за это был обезглавлен и с тех пор почитался английским народом как святой (неофициальный день памяти – 31 мая).

Сразу после великой схизмы жил и католический святой Эскил († ок. 1080; память в Католической Церкви 12 июня), английский или англо-датский епископ-миссионер, трудившийся в Швеции. Родственник апостола Швеции святого Сигфрида , Эскил, как и он, был замучен в Швеции язычниками.

К другим замечательным фигурам, в значительной мере сохранившим, как нам кажется, дух святости и единства древней Англии, относится и Генрих с острова Кокет († 1127; память в Католической Церкви 16 января). Он родился в Дании, а подвижническую жизнь вел в Англии на острове Кокет близ Тайнмута – этот остров был связан со святым Кутбертом Линдисфарнским († 687; память 20 марта / 2 апреля). Как и великий святой Кутберт, Генрих вел на этом острове отшельническую жизнь и всем приходившим к нему давал наставления в духовной жизни.

Вулфрик из Хейзелбери в Сомерсете (ок. 1080 – 1154; неофициальный день памяти – 20 февраля) тоже был подвижником и пустынником, знаменитым своим даром прозорливости, подобно Генриху и Годрику. Христина из Маркьята (ок. 1097 – ок. 1161; память в Католической Церкви 5 декабря), чудом спасшись от норманнского епископа Ральфа Фламбарда, пытавшегося ее соблазнить, избрала пустынножительство недалеко от Сент-Олбанса, графство Хартфордшир. Подвижница, как и другие, славилась даром прозорливости, и многие верующие стекались к ней за духовным советом.

Примерно таким же подвижником был отшельник Годрик Финчейлский (ок. 1065/1069 – 1170; неофициальный день памяти – 21 мая). Он родился в Норфолке, был торговцем, купцом, ездил за границу и в конце концов стал капитаном корабля. Годрик совершил паломничество в Рим и на Святую Землю. Возвратившись на родину в Англию, он, вдохновленный примером святого Кутберта (после посещения острова Линдисфарн), стал вести отшельническую жизнь на северо-востоке страны. Со временем Годрик окончательно поселился в Финчейле , недалеко от Дарема. Он вел подвижническую жизнь, непрестанно каясь в своих прошлых грехах. Пустынник носил густую бороду, любил и защищал животных (по преданию, он был покровителем оленей и даже разрешал змеям греться около своего костра), написал гимны в честь Пресвятой Богородицы и святителя Николая, которые сам переложил на музыку. Эти гимны сохранились до наших дней. Годрика глубоко почитали на северо-востоке Англии.

Норманнские администраторы и законники

Из них первым упомянем полунорманна Эдуарда Исповедника (1003–1066; память в Католической Церкви 13 октября), короля Англии. Еще до 1066 года он пригласил в Англию норманнов для строительства первых норманнских замков – нанял их для строительства Вестминстерского аббатства, в котором его останки пребывают по сей день и почитаются католиками как святые мощи. Эдуард был канонизирован в 1161 году по политическим причинам, когда норманнские правители решили, что он может стать подходящим символом тогда уже норманизированной Англии. Хотя для многих английских патриотов он скорее не святой, а изменник, легко предложивший свою страну нормандскому герцогу полуварвару Вильгельму, бастарду, и тем самым ускоривший завоевание и оккупацию Англии, продолжающуюся до настоящего времени.

Чтобы управлять страной, которую сами превратили почти что в руины, норманны нуждались в хороших администраторах. Некоторые из них впоследствии были провозглашены святыми. Из их числа в первую очередь стоит сказать о Вульфстане, епископе Вустерском (ок. 1008–1095; память в Католической Церкви 19 января) – единственном английском православном епископе, которому король Вильгельм позволил продолжать служение после норманнского завоевания. Следует отметить, что он был рукоположен в епископы еще до норманнского завоевания папскими легатами и с одобрения Эдуарда Исповедника. Будучи епископом, Вульфстан усердно распространял совершенно новую для Англии практику обязательного священнического целибата, сразу подчинился завоевателям страны и даже защищал их от английских патриотов. Он был канонизирован в 1203 году. Как и Эдуарда Исповедника, Вульфстана многие тоже считали изменником Англии.

Еретик Ансельм (1033–1109, память в Католической Церкви 21 апреля), итальянец по происхождению, был поставлен норманнами архиепископом Кентерберийским. Он, прежде всего, известен как философ и «отец схоластики». В частности, он написал «Книгу об исхождении Святого Духа, против греков» в защиту ереси filioque. Ансельм насильно насаждал священнический целибат в Английской Церкви и старался взять под свой контроль Церкви в Уэльсе, Ирландии и Шотландии. Возможно, Ансельм был канонизирован в 1165 году.

Норманнский аристократ Осмунд († 1099; память в Католической Церкви 4 декабря), епископ Солсберийский, был типичным норманном-бюрократом. Он, в частности, является основоположником так называемого Сарумского литургического обряда, пользовавшегося в Англии большой популярностью. Осмунда канонизировали по чисто политическим мотивам лишь в 1456 году.


Архиепископ Йорка Вильгельм Фицгерберт († 1154; память в Католической Церкви 8 июня) тоже был норманнского происхождения. Рукоположенный своим собственным дядей, Вильгельм умер внезапно, возможно отравленным. Канонизирован в 1227 году, но почитание имело место только в Йорке. Все видели как в назначении, так и в канонизации Вильгельма лишь норманнскую политику.

Генрих Финский († 1156; память в Католической Церкви 19 января) – английский миссионер, уехавший в Финляндию и крестивший финнов в римо-католичество после их поражения от шведов. Генрих был убит одним финном, которого крестил. Прославление этого миссионера тоже многими виделось чисто политической акцией. На протяжении веков Генрих был покровителем собора в городе Турку.

Томас (также Фома) Беккет, архиепископ Кентерберийский (1118–1170; память в Католической Церкви 29 декабря), является, пожалуй, самым известным английским католическим святым. Родом из состоятельной норманнской семьи, Беккет обучался в Италии и Франции. Поскольку Беккет был блестящим светским организатором, король Генрих II назначил его и архиепископом Кентерберийским. Но здесь Беккет проявил свои упрямство и бестактность, пытаясь вмешиваться и в государственные дела, что было частью католической идеологии. За это он на шесть лет был выслан во Францию. Однако архиепископ и позднее продолжал вмешиваться в английскую политику, за что по повелению короля был убит прямо в Кентерберийском соборе.

Гуго, епископ Линкольнский (ок. 1140 – 1200, память в Католической Церкви 16 ноября), был по происхождению француз; он приехал в Англию, когда ему было 35 лет. Он был ученым человеком и отличным организатором, знаменитым тем, что всегда стоял за справедливость. Гуго был прославлен в 1220 году.

Эдмунд Рич из Абингдона, архиепископ Кентерберийский (1175–1240; память в Католической Церкви 16 ноября), был сыном богатого торговца. Учился в Оксфорде и Париже. Настоящий «пионер схоластики», Эдмунд, будучи архиепископом, показал себя превосходным администратором и писателем. Он умер во Франции и был причислен к святым Католической Церкви в 1246 году.

Ричард, епископ Чичестера в Западном Сассексе (1197–1253; память в Католической Церкви 3 апреля), обучался в Оксфорде, Париже, Болонье и Орлеане. Ученик Эдмунда Кентерберийского, Ричард был знатоком канонического права и отличным администратором, пытался насаждать священнический целибат и проповедовал крестовые походы. Этот академик был канонизирован в 1262 году.

Наконец, назовем и Томаса Кантелупа, епископа Херефордского (1218–1282, память в Католической Церкви 2 октября). Он происходил из влиятельной норманнской семьи, учился в Париже и Оксфорде, стал энергичным администратором. Устав от постоянных судебных тяжб, Томас скончался в 1282 году; был канонизирован в 1320 году. Его останки до сих пор пребывают в раке собора города Херефорд.

«Мистики»

Как реакция на то, что папское государство стало абсолютно светским, занимаясь своими бесконечными исками, многие верующие, не удовлетворенные этим, принялись искать «настоящую духовность» где-то на стороне. К сожалению, пребывая вне Православной Церкви, они не могли обрести присущего ей духа трезвения и умеренности. Они стали основывать различные католические монашеские ордена, ошибочно надеясь таким образом вернуться к «простой Церкви».

Одним из самых популярных орденов того времени был орден цистерцианцев. Многие из этих людей были вполне искренними в своих духовных исканиях, но все же далеки от подлинной духовности; по своим устремлениям они оказываются близкими к протестантам. Их даже можно назвать «первыми харизматами». Они практиковали личное эмоциональное переживание, которое возбуждает воображение (фантазию), что приводило к различного рода «видениям», культивировали самоэкзальтацию, в основе которой – движения психики, а не духовный опыт. Это веяние особенно распространилось во Фландрии и Италии (Франциск Ассизский и другие).

Отдельные представители этой школы, такие как Ричард Ролл из Хэмпола в графстве Саут-Йоркшир (ок. 1290 – 1349; обучался в Оксфорде, отказался от схоластических споров и решил жить в простоте и изучать Священное Писание; духовный писатель, переводчик Библии и отшельник; день памяти в Церкви Англии – 20 января) или Юлиания Нориджская из Норфолка (1342 – после 1416; почитаемая многими ее современниками отшельница и мистик, знаменитая духовная писательница, покровительница прихода в Норидже; ее неофициальный день памяти – 13 мая), официально так и не были канонизированы, однако некоторые были признаны святыми Католической Церкви.

К ним относится, например, Стефан Хардинг († 1134; память в Католической Церкви 17 апреля). Он был уроженцем юго-западной Англии, но большую часть жизни прожил цистерцианским монахом во Франции. Стефан стал третьим настоятелем цистерцианского монастыря в Сито и проявил себя как превосходный администратор. Прославлен в 1623 году. Его также почитают в Венгрии.

Гильберт Семпрингхэмский из Линкольншира (1083–1189; память в Католической Церкви 4 февраля) был сыном норманнского рыцаря и тоже тесно связан с цистерцианцами. Гильберт учредил в Англии свой собственный монашеский орден, названный в его честь гильбертинским (единственный английский католический монашеский орден), и основал 13 монастырей. Был канонизирован в 1202 году.

Роберт Ньюминстерский (ок. 1100 – 1159, память в Католической Церкви 7 июня) из Нортумберленда тоже был настоятелем местного цистерцианского монастыря, находившегося в нынешнем городе Морпет. Он обучался в Париже, затем вернулся в Англию и прославился своими мистическими видениями. Его почитание было местным.

Валдеф из Мелроуза шотландского округа Скоттиш-Бордерс (также Валтеоф; ок. 1100 – 1160; память в Католической Церкви 3 августа) родился в аристократической семье и был воспитан при шотландском королевском дворе. Он тоже служил цистерцианским аббатом. Про Валдефа говорили, что он имел евхаристические видения, был простым, скромным и добрым человеком. Официально не канонизирован.

Айлред из монастыря Риво графства Норт-Йоркшир (1110 – 1167; память в Католической Церкви 12 января) был, возможно, самым известным английским цистерцианцем. В молодости он, как и Валдеф, жил при королевском дворе Шотландии, а затем стал аббатом монастыря Риво на севере Англии. Айлред знаменит на всю страну как историк, писатель и проповедник (ему, в частности, принадлежит одна из версий жития святителя Ниниана – одного из величайших проповедников православной веры в Шотландии в начале V века). Айлред был большим гуманистом; как и Валдеф, он официально не канонизирован.

К другим молитвенникам того времени относится Уолтер из Ковика (ныне в черте города Эксетер) в Девоне (XII век). Хотя о жизни Уолтера известно мало, его местно почитали как святого. Возможно, он родился в Норидже и вел подвижническую жизнь в монастыре Ковик, основанном около 1144 года и зависимым от нормандского монастыря Бек. Уолтеру однажды было видение адских мучений, и после этого он до конца дней одевался только в козлиную шкуру и жил в полном воздержании. Маргарита из Халма в Норфолке († 1170; память 22 марта), о жизни которой тоже мало что сохранилось, местно почиталась как мученица (похоронена в церкви святого Иоанна в Ховетоне, Норфолк). Маргарита Английская († 1192; память в Католической Церкви 3 февраля) родилась в Венгрии, ее мать, англичанка, была в родстве с Томасом Кентерберийским. Будучи цистерцианской монахиней, Маргарита жила сначала на Святой Земле, а затем во Франции. Роберт из Нарсборо (1160–1218; память в Католической Церкви 24 сентября) из графства Норт-Йоркшир поступил в цистерцианский монастырь Ньюминстер, но вскоре решил вести уединенную отшельническую жизнь в пещере на месте нынешнего города Нарсборо на берегу реки Нидд. К Роберту многие стекались за духовным советом и утешением, его пещера сохранилась. Роберта местно почитали как святого, но официальной канонизации не было.

Симон Сток († 1245?; память в Католической Церкви 16 мая) был одним из первых приоров ордена кармелитов в Англии. Его также связывают с Оксфордом и Кембриджем. Симон преставился в Бордо во Франции. Он не был официально канонизирован, но его почитание подтверждено в 1564 году. Сегодня Симона Стока особенно почитают в деревне Эйлсбери графства Кент, где, возможно, хранится часть его мощей, почитаемых католиками. Джон (Иоанн) Бридлингтонский (ок. 1320 – 1379; память в Католической Церкви 21 октября) обучался в Оксфорде, а позднее был строгим, но милосердным приором своего монастыря в Бридлингтоне графства Восточный Райдинг Йоркшира. Ему приписывали совершение многих чудес. Причислен к лику святых Католической Церкви в 1401 году. Джона также почитают на его родине в деревне Твинг графства Восточный Райдинг Йоркшира.

Вне Церкви нет святости, потому что Церковь есть Тело Христово, в ней действует Дух Святой, Который исходит от Бога-Отца. Без Церкви нет и Святого Духа – источника святости, поэтому вне ее невозможно обрести дух внутренней святости. Однако там можно увидеть много человеческих добродетелей, хотя эти добродетели появляются от чисто внешнего «подражания Христу», что так любимо римо-католичеством. Таким образом, за пределами Церкви Христовой можно найти примеры разной степени благочестия, искренности и праведности.

Тем не менее, как можно понять из приведенных выше примеров, в средние века на Западе было очень мало святых. Некоторые из них не были признаны святыми даже Католической Церковью, а некоторые впоследствии были этой Церковью отвергнуты. Другие же никак не могут быть признаны святыми в православном смысле этого слова. Но есть небольшая группа святых, живших, в основном, вскоре после раскола, сумевших сохранить свои православные корни и являющихся интересными примерами благочестия и праведности. Отметим, что эти святые жили не благодаря, а, скорее, вопреки официальной «церкви», которая, если уж на то пошло, старалась их подавить.

Нам остается только дивиться, какими великими фигурами они могли бы стать, если бы остались в единстве со святой Церковью. Из таких святых мы бы отметили Валдефа († 1076), Эскила († ок. 1080), Генриха с острова Кокет († 1127), Вулфрика из Хейзелбери (ок. 1080 –1154), Христину из Маркьята (ок. 1097 – ок. 1161) и Годрика Финчейлского (ок. 1065/1069 –1170), умершего более чем через 100 лет после норманнского завоевания. После них, как нам думается, живой источник православной святости иссяк. Таков был плод новой идеологии того времени, отрезавшей народ от Церкви Божией.

Святой Сигфрид (Зигфрид) – просветитель Швеции († ок. 1045; память 15/28 февраля). Святой Сигфрид был иеромонахом, предположительно, из Гластонбери, в Англии. Он отправился в Швецию для просвещения этой страны, сделав своим центром город Векше. Одним из первых был обращен святым Сигфридом король Олаф Шведский († 1022). Святой Сигфрид считается одним из апостолов Швеции. Он был миссионером и проповедником в этой стране около 30 лет, крестил будущую благоверную княгиню Анну Новгородскую († 1050). Согласно Адаму Бременскому, святой Сигфрид прибыл с Олафом Харальдссоном в Норвегию, оттуда – в Швецию, проповедовал у ётов и свеев, посетил в 1030 году Бремен. Согласно «Легенде о святом Сигфриде», он был архиепископом Йоркским, прибыл через Данию в Веренд, где построил церковь, был приглашен к Олафу Скотконунгу и крестил его. В других источниках говорится, что святой Сигфрид был предположительно монахом (норвежского происхождения) в Западной Англии и в 995 году прибыл вместе с вождем викингов Олафом I в Норвегию. Затем он миссионерствовал в Швеции, где близ Упсалы крестил короля Олафа. Спасаясь от сопротивления крестьян, святой Сигфрид бежал на Готланд (южная Швеция). Там он основал первое шведское епископство в Сакара (северо-восточнее Гетеборга). В 1030 году святой Сигфрид посетил Бремен. Вероятно, святой принял мученическую кончину. Он был погребен в южной Швеции, мощи были в XVI веке уничтожены. Был одним из самых почитаемых покровителей Швеции, его почитание распространено также в Дании и Норвегии. Вместе со святым Сигфридом 15 февраля чтится память и его племянников: святых Винамана, Унамана и Сунамана († 1040) – все они были монахами из Англии, последовавшими за своим дядей в Швецию. Приняли мученическую кончину от рук язычников. – Здесь и далее примеч. пер.

Ныне деревня Хейзелбери-Плакнет графства Сомерсет, где Вулфрик вел подвижническую жизнь с 1125 по 1154 год. На том месте, где он вел отшельническую жизнь, сегодня стоит относящаяся к XIV веку церковь во имя архангела Михаила и прочих небесных сил, в которой некогда пребывали его мощи.

В миру Христина носила имя Феодора. Она родилась в Хантингдоне и еще в юном возрасте дала обет целомудрия. Она покинула родителей, пытавшихся ее насильно выдать замуж, и через некоторое время начала вести отшельническую жизнь сначала во Фламстеде, а затем в Маркьяте под руководством монаха святой жизни Роджера из монастыря Сент-Олбанс. Слава о подвижнице так возросла, что позднее на месте ее отшельнических подвигов еще при жизни Христины был основан женский монастырь.

Вскоре после смерти Годрика, прожившего в Финчейле нынешнего графства Дарем 60 лет, был основан бенедиктинский католический монастырь, просуществовавший до реформации. Руины этого монастыря, а также остатки часовни святого Иоанна Крестителя – точно на месте отшельнической жизни Годрика – сохранились до наших дней и доступны для посещения.

16.04.2015

Можно сказать, что служители католической церкви заранее продумали все, так как среди персонажей Библии можно легко найти тех, кто мог стать покровителем разных людей, профессий и много другого. К примеру, если взять работников библиотек, то у них можно найти сразу три святых, которые покровительствуют им – это святой Иероним, Екатерина Александрийская и Лаврентий. Также нужно отметить, что бывает и так, что один святой мог быть покровителем нескольких профессий.

Среди них можно отметить Екатерину Александрийскую, которая считается мученицей, а церковь говорит, что она является помощницей и покровительницей женщин, адвокатов, архивариусов, и многих других. Не главное, какой обладает человек профессией, сколько у него членов семьи или сколько ему лет, главное то, что можно найти святого, которому можно будет обратиться с просьбой помочь. Все это относится к католическим святым.

Знаменитые католические святые

Вот некоторый список католических святых, которые почитаются и являются покровителями разных профессий в современном мире. Кроме того многие дни их рождения отмечаются, как государственный праздник в странах, где преимущественно проживают католики. Первый и один из самых знаменитых в этом списке оказался Святой Корнелий, которого величают, как Успокоитель. В 251 году папа Корнелий оказался на престоле папы, причем он не хотел там находиться, его привели силой. Ему пришлось стать пресвитером, но Корнелий понимал, что появление его на престоле, могло считаться для него смертельным приговором. В то время мог произойти раскол церкви, а в Риме происходили расправы над христианами. Корнелиусу пришлось побывать на престоле несколько лет, но потом его казнили. На многих иконах его можно увидеть с изображением боевого рога. Многие считают, что тот, кто обратится к этому святому, сможет излечиться от боли в ухе, судорог или эпилепсии. Днем святого Корнелия считается 16 сентября каждого года.

Другой известной личностью считается святой Валентин, который был не только священником, но и посвятил себя медицине. Он долгие годы был помощником мучеников, которые находились в местах заключения, хотя именно они его сильно избили впоследствии и отрубили голову. Святой Валентин стал покровителем любви, и считается тем, кто покровительствует счастливому браку. Не многие знают, что Валентин оказался покровителем работников, которые занимаются разведением пчел. По приданию, каждый обратившийся к этому святому, может избавиться от чумы или эпилепсии. На иконах его можно увидеть в окружении птиц и роз. Каждый год католики всего мира, а также влюбленные отмечают дату 14 февраля, которая относится ко дню Святого Валентина.

Многие может быть слышали, другие знают о том, что есть такой святой, как Андриан Никомидийский, празднуется его день 8 сентября. Профессиональная карьера Адриана началась очень интересно. Он был принят в элитный отряд армии Рима, под командованием императора Максимина. Адриан решил увидеть своими глазами, как проходят гонения христиан, поэтому принял решение, что будет участвовать в молодом движении, которое ненавистно чиновникам. Но все в его жизни изменилось, когда он захотел пройти крещение, его поймали и казнили рано утром, после тело четвертовали и придали огню. У Адриана была верная жена, которая смогла сохранить его руку, которую она вынула из костра. Сейчас святой Адриан считается покровителем военных, и всех тех, кто относится к военному делу.

Менее известные святые покровители

Святой Маруф оказался в числе католических святых после своих благих дел, кроме того ему удавалось исцелять больных, которые страдали неизлечимыми болезнями. Маруфу удалось стать влиятельной личностью при дворе Издегерда, который были персидским правителем. Он смог излечить правителя от сильной головной боли, а его сына от поражения бесами, что помогло будущему святому активизировать развитие христианского движения в местах, где проживали огнепоклонники. Епископ Маруф сталкивался в момент своей работы со многими заговорами, на него покушались, но все, что было направлено против него, терпело неудачу. Кроме того в молодости ему удалось вывезти останки мучеников, которых потом захоронил в Тагрите, где в будущем и сам был похоронен. День Святого Маруфа отмечается 4 декабря.

Известная в католическом мире Святая Клотильда появилась на свет в 475 году нашей эры в семье священнослужителя. Девочка была дочкой правителя Бургундии. Когда Клотильда подросла, ее отец скоропостижно скончался, после чего ее выдали замуж за царя Хлодвига. Всю жизнь ей приходилось встречать интриги, начиная со смерти отца, которая до сих пор считается загадочной и заканчивая смертью ее внуков. Самым главным ее действием и заслугой считается то, что Клотильда смогла обратить Хлодвига в христианство. Но ей не удалось воспитать детей в мире, так как они во взрослом возрасте начали биться за престол. Поэтому Клотильда решила переехать в Тур, где прожила до смерти. Клотильда тратила все свое время на помощь и заботе о больных людях, помогала бедным и совершала благие деяния. После смерти ее похоронили в столице Франции в аббатстве Сент – Женевьева, там же и находятся мощи святой. Отмечают день Святой Клотильны летом, 3 июня.

Святой Элегий и Святая Жанна

Католики всего мира отмечают день 1 декабря, как день Святого Элегия, который был великолепный кузнецом и очень талантливым человеком. В молодости он был помощником мастера в Лиможе, после чего обучился кузнечному делу, и работал мастером в монетном дворе, был лично поставлен на должность королем Хлотаре вторым.

Элегий провел очень благочестивую жизнь, постоянно помогал бедным. Когда ему исполнилось пятьдесят три года, его назначили епископом Фландрии. Его главный талант проявился в проектировании, а после получения такой должности, ему удалось построить базилику Святого Павла. Многие католики знают, что Святой Элегий стал покровителем большого числа профессий, которые относятся к металлургии. По слухам, епископу удавалось обуздать строптивую лошадь, отрезав ее ногу, чтобы сделать подкову, а потом возвратив ногу на место. Кроме того Элегий покровительствует водителям и многим другим связанным с автотранспортом.

Летом католики отмечают еще один день, это день Святой Жанны Де Шанталь, которая появилась на свет в 1572 году. Он родилась в семье из Бургундии, но, когда девочке исполнилось полтора года, ее мать скончалась. В возрасте 20 – ть лет девушку выдали замуж, а ее избранником стал Барон Де Шанталь, которому она родила шесть детей. Через восемь лет после замужества Барон погиб, когда охотился в лесу. Ей пришлось жить в большом доме, где также проживал ее тесть, которого трудно было вынести из – за скверного характера. Святая Жанна много времени проводила в молитвах, после чего, к ней во сне приходил человек, которым оказался Франциск Сальский. Ей пришлось стать последовательницей этого святого, после чего женщина открыла Орден Богоматери. Через несколько лет будут открыты до 70 монастырей и приходов для всех желающих женщин, которым было отказано в других монастырях во вступлении.

Каждый святой достаточно почитаем, а некоторые католики стараются отмечать дни тех, к которым относятся не только с симпатией, но и с доверием.




Наверняка, все, кто причастен к служебному процессу в церкви или просто верующие люди, знают о таком человеке как Святой Антоний или же как его называют во всем мире Антоний Падуанский. Этого человека считают...



Греко – католики принадлежат к восточному направлению византийских церквей. Греко – католики проводят литургии на разнообразных старо – славянских языках. Из напитков принято употреблять только квасной хлеб, ...





Белорусская католическая церковь характеризуется к восточной церкви. Открыта для индивидуального пользования католиками, которые проповедуют византийский обряд на просторх Белоруссии. Белорусские греко — ...


«Видное место в католической практике занимает почитание святых, т.е. лиц, наделённых Богом за свою веру способностью творить чудеса и выступать в качестве помощников.

Это представление сложилось в ранней Церкви на основе поклонения останкам мучеников, пострадавших во время гонений на христиан. В IV-V веках сложилось мнение, что жизнь, полная самоотречения, равна по святости мученичеству.

Таких святых стали называть исповедниками.

В Католической церкви сложилась двухступенчатая процедура приобщения к лику святых.

Первая ступень - беатификация , т.е. признание блаженным, утверждаемое специальной папской конгрегацией, вторая - канонизация , т.е. признание святым, утверждаемое папой. С почитанием святых связана практика паломничества в Палестину, к святым местам, и почитание мощей, занимающие в католицизме важное место.

В Раннем средневековье широкое распространение культа святых привело к соединению его с народными, часто дохристианскими верованиями. Это породило поклонение святым как покровителям ремёсел и других видов человеческой деятельности, защитникам и помощникам в обыденных делах. Св. Иосифа считали своим патроном плотники, св. Екатерину - колесные мастера, св. Губерта - охотники, св. Элигия - ювелиры, св. Варвару - пожарные, св. Цецилию - музыканты. Особо почитались святые целители. Среди них главенствующее положение занимали св. Антоний - защитник от гангрены (которая имела народное название «антонов огонь») и св. Себастьян - защитник от чумы.

Многие святые почитались как покровители стран и народов: например, св. Франциск Ассизский - Италии, св. Георгий - Англии, св. Людовик IX - Франции, св. Вацлав - Чехии, св. Антоний Падуанский - Португалии.

Патронат, как правило, определялся важнейшими эпизодами деяний святого и на практике не ограничивался одной сферой. Колесные мастера потому почитали св. Екатерину, что она претерпела казнь через колесование, но её образованность и споры с языческими философами сделали её покровительницей учащихся, адвокатов и философов. Наконец, всеобщее почитание она приобрела как защитница девочек.

В настоящее время Католическая церковь чтит память около 3000 святых, но только праздники в честь 58 из них имеют общецерковное значение.

Монашество пришло с Востока на Запад в IV веке, но истинным отцом-основателем западного монашества по праву считается святой Бенедикт Нурсийский (ок. 480-543). Монастырь в Монте Кассино (Италия), основанный им, стал образцом для создаваемых по всей Западной Европе монашеских объединений, а составленные св. Бенедиктом «Правила» требовали от братьев совместного проживания, послушания, воздержания и обязательного труда. Достойно внимания то обстоятельство, что через несколько десятилетий после основания ордена, монастырская практика уравняла в правах физический и умственный труд.

В середине V века также возникает и стремление слить миссию духовенства и идею монашества, это нашло отражение в создании объединений августинских уставных (или регулярных) каноников, которые, будучи священниками, жили в монашеских объединениях. Поскольку начало такой практике положил св. Августин - а он, будучи епископом Гиппона, собрал в своем доме местное духовенство (здесь следует напомнить, что безбрачие тогда для священников не было обязательным) и образовал тем самым некое подобие монастыря - такой тип монашества получил название августинского».

Черняк И.Х, Католицизм / Религии мира / Под ред. М.М. Шахнович, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 233-234.