Церковь троицы в никитниках. Храм троицы живоначальной в никитниках

Православный храм
Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская городская епархия
Благочиние Покровское
Строитель Григорий Никитников (заказчик)
Первое упоминание 1626 год
Дата упразднения 1920-1991
Статус Действует
Сайт Официальный сайт

Координаты : 55°45′14″ с. ш. 37°37′53″ в. д.  /  55.753889° с. ш. 37.631389° в. д. (G) (O) (Я) 55.753889 , 37.631389

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (Церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке ) - эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе (в той его части, которая в советское время была застроена административными зданиями и которую предполагается огородить забором ). Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.

История

Ещё в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты . В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628-1651 годы был сооружён новый каменный храм во имя святой Троицы . Источники упоминают о строительных работах в 1631-34 и 1653 годах. По поводу того, к какой из этих дат следует приурочить возведение сохранившейся церкви, среди учёных идёт жаркая дискуссия.

Южный придел храма был посвящён Никите Мученику , в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В начале XX века северный фасад, где имелось симметричное южному крыльцо, был искажён пристройками.

Главной святыней храма с 1654 года служит список Грузинской иконы Богоматери , выполненный в связи с избавлением столицы от морового поветрия. По этой причине храм в обиходе именовался церковью Грузинской Богоматери . К 250-летию этого события в подклете Грузинской Богоматери был посвящён особый придел (1903, архитектор В. И. Веригин ). Отсюда пошло старое наименование Никитникова переулка - «Грузинский», которое было изменено на текущее в 1926 году.

В 1920 храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея . В 1923-41 гг. здесь действовал музей Симона Ушакова , с 1963 года - музей древнерусской живописи. В послевоенное время тесно обстроен современными офисными зданиями, не имеющими ничего общего с историческим контекстом. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма. Музей закрыт.

Архитектура и убранство

Церковь в Грузинском переулке. Вид с юго-востока.

Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высоком подклете , где купцы хранили свой товар, поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников . С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой. В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной - демонстративно вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром.

Стены храмы богато украшены белокаменной резьбой. Используется несколько различных типов наличников. Активно применяются изразцы. Аналогию этим декоративным решениям можно найти в Теремном дворце ; не исключено, что это работа одной артели .

Интерьер

Немного осталось в столице настоящих шедевров дивного русского узорочья. Не случайно при строительстве новых храмов московские зодчие брали за образец именно эту церковь.

Иждивением ярославского купца

До недавнего времени пройти к Троицкой церкви было очень просто – от Васильевского спуска подняться вверх по улице Варварке и, не доходя до площади Варварские ворота (бывшая площадь Ногина), свернуть налево в Ипатьевский переулок. Можно было и от метро «Китай-город» добраться. Ныне, увы, ситуация осложнилась – храм словно «зажат» между огромными чужеродными строениями, да еще попал в режимную зону. Ипатьевский переулок перегородили воротами и шлагбаумами, которые открыты лишь по будням. Со стороны Старой площади возникла ограда. Впрочем, препятствия эти достаточно легко преодолеваются, и усердный паломник будет сторицей вознагражден: храм явит ему свою неповторимую красоту и все свои святыни.

В конце XVI века здесь стояла небольшая деревянная церквушка во имя Никиты Мученика «на Глинищах». Она сгорела во время опустошительного пожара 1626 года, но чтимая икона «Святой Никита с житием» уцелела и попала в руки богатого ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова, владевшего несколькими лавками в торговых рядах на Красной площади. Он и проживал недалеко, хоромы его, говорят, могли посоперничать роскошью с жилищем любого из царских приближенных. В 1631 году Никитников выделил крупную сумму на возведение новой церкви, а так как находилась она фактически на его дворе, вся местность получила название Никитники.

«Государев жалованный изограф руку приложил»

Судя по документам, строила церковь лучшая московская артель, та, что ставила Теремной дворец в Кремле. Если и сейчас храмовое здание производит незабываемое впечатление, то можно представить, насколько необычно выглядело оно для своего времени. Ярко-красные стены с белокаменными наличниками, пирамида кокошников («огненных языков»), зеленые главы…

В XIX веке возникала даже мысль, что проектировал храм отнюдь не архитектор, а иконописец. Возможно, знаменитый изограф Оружейной палаты Симон Федорович Ушаков – любимый мастер царя Алексея Михайловича. Правда, это лишь предположение. Но вот что известно совершенно точно – Ушакову поручили выполнить внутренние росписи. И он со своими помощниками Иосифом Владимировым, Яковом Казанцем да Гаврилой Кондратьевым справился с задачей блестяще.

Для Ушакова Троицкая церковь стала любимой, и многие годы потом он своими иконами стремился дополнить ее благолепие. Кстати, каменные палаты художника с мастерской стояли по соседству – в Ипатьевском переулке, они тоже уцелели.

Царь Небесный венчает царя земного

Ушаковские фрески покрывают храмовый интерьер сплошным ковром и создают неповторимый колорит. В нижнем ряду главного пятиярусного иконостаса находится сразу несколько святынь. Это большие иконы «Сошествие Святого Духа на апостолов» И. Владимирова, «Благовещение с акафистом» (совместная работа Я. Казанца, Г. Кондратьева и С. Ушакова) и «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение древа Государства Российского» С. Ушакова. О последней следует рассказать особо.

В средней части помещено в овале изображение Божией Матери, а вокруг, на ветвях древа, символизирующего Российское государство, расположены образы русских святых и портреты князей и царей. Внизу видна Кремлевская стена, а за ней Успенский собор, подле которого великий князь Иван Калита и митрополит Петр поливают растущее древо. На Кремлевской стене возвышаются фигуры государя Алексея Михайловича, государыни Марии Ильиничны и их сыновей, Алексея и Федора. Вверху иконы – Иисус Христос, вручающий Ангелам ризу и венец для Алексея Михайловича. Царь Небесный венчает царя земного.

Глубокий замысел художника очевиден: это и похвала Божией Матери – великой Заступнице и Покровительнице Земли Русской, и прославление истории Москвы, и апофеоз правящей династии, и утверждение единства государства и Церкви. Опираясь на иконографию родословной Иисуса, называемую «Древо Иессеево», Симон Ушаков создал произведение оригинальное и исключительно духовное, перед которым можно стоять часами.

Избавительница от чумы

Еще одной здешней святыней является список с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери.

В 1622 году, при завоевании Грузии шахом Аббасом I, икону вывезли в Персию, где ее случайно заметил некто Стефан Лазарев, приказчик ярославского купца Егора Лыткина. Приказчику удалось выкупить образ у персов. В тот же самый день сам Лыткин, находившийся за тысячи верст, увидел чудесную икону во сне и получил повеление отправить ее в Черногорский Богородицкий монастырь под Архангельском. Это и было сделано, как только Лазарев вернулся с иконой из дальнего странствия.

В обители Грузинская икона Божией Матери прославилась многими исцелениями. В 1654 году ее привезли в Москву, чтобы поновить и сделать новый оклад. В городе в это время вспыхнула эпидемия чумы, к иконе потянулись вереницы верующих, и произошло чудо: болезнь отступила.

В благодарность за исцеление своего сына Гавриил Евдокимов, серебряных дел мастер, заказал Симону Ушакову список с Грузинской иконы, а через некоторое время подарил его Троицкой церкви. Православные москвичи, глубоко чтившие эту икону, нередко в обиходе называли храм Живоначальной Троицы церковью Грузинской Богоматери «что на Варварке». Когда же отмечалось 250-летие избавления Москвы от чумы (1904), образу посвятили отдельный придел храма.

Под неусыпным попечением

Все работы по благоукрашению Троицкой церкви были завершены к 1653 году. Семейство Никитниковых поколение за поколением тщательно следило за своим родовым храмом, исполняя духовное завещание его строителя: «… и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свече, и вино церковное и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтобы церковь Божия без пения не была и ни зачем не стала, как было при мне, Григорие». Любопытно, что правнук Г.Л. Никитникова Иван Григорьевич Булгаков более интересовался искусством и церковью, чем торговыми делами, именно при нем поставлена была финальная точка в пышном храмовом убранстве – денег на это он не жалел.

Южный придел, небольшой, очень уютный, посвященный Никите Мученику, Никитниковым был особенно близок. Прежде всего по созвучию своей фамилии с именем святого. Именно сюда Григорий Никитников перенес ту самую житийную икону Никиты Воина из сгоревшего храма. Среди росписей алтаря можно увидеть портрет семьи Никитниковых (пример исключительный, ибо никогда прежде мирян, пусть даже храмоздателей, среди святых не помещали). Под этим приделом были захоронены рано скончавшиеся внуки основателя храма – Борис и Григорий.

Не обходили церковь своим вниманием и российские правители. Алексей Михайлович преподнес в дар два медных паникадила с двуглавыми орлами. Одно из них висит под главным сводом, другое, поменьше, в Никитском приделе. А в апреле 1900-го храм посетил Николай II с супругой, при этом император лично распорядился, какие обновления в нем надо произвести.

Сталин похвалил

Богослужения в церкви Троицы в Никитниках прекратились в 1920 году (в нижнем приделе – в 1929-м), но здание, по счастью, не разрушили, а сразу же обратили в Музей Симона Ушакова. Так выдающийся художник, можно сказать, уже посмертно внес вклад в сохранение этого островка духовности.

Правда, однажды реальная угроза сноса над церковью все же нависла. Но тут явлена была безусловная милость Пресвятой Богородицы. Иосиф Сталин, говорят, узнав о том, что второе название Троицкого храма – церковь Грузинской Божией Матери, произнес: «Очень правильное название!» И здание оставили в покое.

Позднее тут развернулся Музей древнерусской живописи, филиал ГИМа, причем тогда была проведена капитальная научная реставрация фасадов, расчищены от позднейших наслоений фрески XVII века.

В нижнем храме установлена каменная чаша для освящения воды. Ее крышка весит 80 кг, вся же чаша – 600 кг. Сделана она из цельного камня, который называется «Иерусалимская роза». Его добывают в палестинских каменоломнях на Святой Земле. Из этого же материала сооружена и Кувуклия Гроба Господня. Именно на Гробе Господнем освятили крышку никитниковской водосвятной чаши, изготовленной мастерами в Иерусалиме и преподнесенной в дар приходу.

А в 1990-х годах началось постепенное возвращение молитвенной жизни в эти стены. И шел этот процесс почти два десятка лет, пока окончательно не был отселен музей. Но и после этого службы в главном храме Святой Троицы проходят довольно редко, по большим праздникам. Что касается остальных верхних приделов, то полностью действует только Никольский. В Никитском нужно оборудовать новый иконостас, ибо прежний забрали как художественную ценность выезжавшие музейные работники. Придел же апостола Иоанна Богослова (под колокольней) требует полной реставрации, сейчас там проходят занятия воскресной школы.

Так что пока будничная деятельность прихода сосредотачивается в подклете – в заново обустроенном «зимнем» храме Грузинской иконы Божией Матери, где и пребывает отныне резной киот с копи ей чудотворного образа.

Обязательно обратим внимание и на список с чудотворной Казанской-Тобольской иконы Богородицы, перед которой последний российский император молился во время ссылки в Тобольске.

Приход

В центре столицы, где стоит храм, жилых домов немного, а значит, мало и прихожан. Однако вместе с настоятелем протоиереем Арсением Тотевым из церкви Иоанна Воина на Якиманке, где он прежде служил, перешли сюда и его духовные дети. Они и составили костяк прихода. Многие приглашали своих близких. В основном приезжают из отдаленных айонов города. Так или иначе, приход сложился, и батюшка этому очень рад. «Пока не был передан нам весь храм, нижний придел зачастую не вмещал всех желающих, – рассказывает отец Арсений, – люди стояли на улице и слушали службу через динамики.

Теперь, конечно, стало легче, и, например, на Пасху к нам собирается больше сотни человек. И дай Бог, чтобы так продолжалось и дальше!»

В блокнгот паломнику:

Древнерусская живопись церкви Троицы в Никитниках

Фресковые росписи стен


Это место находится в самом центре Москвы. Но хорошо спрятано от любопытных взглядов. Найти Никитников переулок практически невозможно. В наши дни и все подходы огорожены. Небольшая площадь с церковью уже к концу XIX века была обстроена высокими домами. В ХХ веке окружающая застройка еще более уплотнилась.

Начало Никитникова переулка



Начало Никитникова переулка зажато с двух сторон огромными зданиями начала ХХ века, построенными в стиле модерн. Особенно давит справа чудовищное по своим пропорциям здание под названием «Боярский двор», построенное по проекту Ф.Шехтеля, которое окружило церковь в Никитниках и закрыло её от площади. Одна только двухсветная арка хозяйственного въезда во двор этого «Двора» выше здания церкви и подавляет замечательный памятник архитектуры XVII века. Этот далеко не единственный пример варварского отношения к отечественной истории со стороны финансовых воротил дореволюционной России.



А здесь церковь смотрится на фоне советской архитектуры 1970-х гг.



Но и пробравшись вдоль бесконечной вереницы машин, попадаешь на небольшую площадь, где церковь стоит несколько посвободнее, но зато появляется фоновая застройка зданиями ЦК КПСС, построенными здесь в 1970-е годы. Поистине – храм зажат со всех сторон постройками всех веков.


Архитектура церкви хорошо изучена. Церковь Троицы в Никитниках построена в середине XVII века. Это замечательное по красоте архитектурное сооружение строилось в течение 1635-1653 годов на средства купца Г.Никитникова, выходца из Ярославля. Он был так богат, что даже московские цари обращались к нему за помощью.....

Главное достоинство церкви в Никитниках в том, что здесь мы встречаем Синтез Искусств .

Она принадлежит к очень немногим хорошо сохранившимся памятникам русской истории, где объединены в единый синтез искусств и архитектура, и живопись, и резьба по дереву и камню.

Памятник архитектуры с его великолепной белокаменной резьбой наличников и порталов, первоклассными иконами и росписями стен предстал после реставрации в своем подлинном виде. Открыта уникальная стенная роспись 1652 – 1653 гг.

И моя статья посвящена в основном некоторым вопросам древнерусской живописи. Фресковые росписи в этом сооружении покрывают все стены, их настолько много, что они представляют собой бесконечную картину переплетающихся сюжетов.

Двухсветное пространство основного главного четверика сплошь покрыто живописным ковром. Стены, сомкнутый свод и даже оконные откосы, как огромная иллюстрированная книга, рядами в строгой последовательности представляют Библейские и Евангельские сюжеты и притчи. Но фрески на религиозные темы написаны как жизнерадостные и красочные картины, перенесенные в обстановку русского быта XVII века.



Общий вид северной стены



Иконостас



Фрески поднимаются до верха стен и переходят на своды


Нужно быть великим знатоком Древнерусской живописи, что бы разобраться во всех этих сюжетах и тем более их понять. Оставляю этот вопрос для специалистов, а покажу я детально только два фрагмент, в которых постарался разобраться.

Поднимаюсь по входной лестнице, как и положено – весьма крутой, и вхожу в небольшой вытянутый в длину объем западной галереи. С галереи несколько входов в отдельные помещения храма. Войдя в любое помещение, и переходя в следующее, ты вскоре теряешь ориентацию в пространстве. Ты попадаешь в лабиринт, в котором одно пространство переходит в следующее и так до бесконечности. Так было многие годы, пока церковь была музеем.



План церкви Троицы в Никитниках

Надо сказать, что многие десятилетия здание церкви Троицы в Никитниках было филиалом Исторического музея. С1963 года - музей древнерусской живописи. И это был один из самых камерных московских музеев, куда приходили только знатоки и любители русской архитектуры. Ведь в этих стенах музеем было само здание, никаких других «экспонатов» не было.

В музее так же устраивали концерты ранней музыки, и русской и европейской. В зале ставили деревянные скамьи, простые и тяжелые, как в древнерусских палатах. И приходило много людей.

Мы с супругой тоже были там на концерте. Маленьком камерном концерте, где звучала старинная скрипка и виолончель. А на старинном клавесине играл Иван Монигетти (такое необычное имя запомнилось!). Вот только когда, в каком году это могло быть? Наверное - в семидесятых.

Это были запоминающиеся концерты, ведь музыка звучала в великолепном по акустике зале. И вся обстановка, специфическое звучание старинных инструментов и как бы оживающие фрески на стенах. И интерьер древнерусского зала, который помнит века.

Повторяю, что фресковая живопись покрывает ковром все стены

Я выбрал для себя два фрагмента, что бы показать их крупным планом и с необходимыми пояснениями.



1 - Так, в центре западной стены, над аркой входа в основной четверик церкви, располагается сюжет на тему притчи «О разумных и неразумных девах».

Справа и слева по дуге арки расположены ступени лестницы, по которым поднимаются к дверям рая девы, по пять штук с каждой стороны. А наверху их встречает сам Христос с ангелами. Во первых все девы одеты в русские костюмы XVII века. Слева разумные девы в простых одеждах, и с высоко засученными рукавами, сразу после работы. А вот справа совсем другие девушки – из богатого купечества, очевидно. Они разодеты в яркие сарафаны и оживленно жестикулируют, продолжая веселую беседу. Но - двери рая перед ними оказались закрытыми! Стучи - не стучи, дверь закрыта. Так простой художник из народа передал свое отношение к трудовому народу и к богатым. Древняя притча на картине древнерусского художника приобрела яркое и явно мирское звучание.

Что есть что в церкви

Поэтому происхождение названия «Никитники» можно толковать двояко: то ли от древней церкви, то ли от фамилии владельца усадьбы. Но как бы там ни было, церковь сгорела в очередном московском пожаре. Пострадал и хранившийся в усадьбе товар. Тогда в 1628-1634 годах Григорий Никитников на собственные средства построил новый каменный храм. Он дошел до нас без изменений.

Кстати, желания у Никитникова были весьма прозаичные: в церкви Живоначальной Троицы устроили тайники для хранения ценностей, а в подклете - склад.

Храм в стиле русского узорочья получился нарядным, поэтому его черты копировали при строительстве многих других московских храмов. Например, здесь впервые вход в церковь оформили шатровым крыльцом. А хорошо сохранившиеся фрески в храме Троицы в Никитниках выполнил Симон Ушаков.

В 1904 году один придел церкви Живоначальной Троицы, в подклете, освятили во имя иконы Грузинской Божьей матери, поэтому церковь иногда называют церковью Грузинской Богородицы.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Образ Грузинской иконы считался чудотворным: ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654 году. Это был список иконы, которую завоевавший Грузию в 1622 году персидский шах Аббас продал русским купцам. Подлинник иконы находится в Красногорском монастыре на Пинеге.

Ходила в воскресенье на экскурсию вместе с Архнадзором по Китай-городу, угодившему за забор. В сущности, это был небольшой кружок по городу, окончившийся у крыльца Троицы в Никитниках. Откуда наиболее упорные отправились еще на экскурсию в церковь.

Церковь Живоначальной Троицы в Никитниках построена ярославскими мастерами в период с 1631 по 1634 на месте дереянной церкви Никиты Великомученника. Деревянная церковь появилась где-то в 70-х годах 16 века (в 1571 все более ранние постройки сгорели из-за визита хана Девлет-Гирея) и просуществовала до пожара 1626 года. От той первой церкви "Никиты-Мученника на Глинищах" уцелела только храмовая икона Никиты Великомученника (1579 г.). Нынешнее здание построено богатым московским купцом, выходцем из Ярославля, Григорием Леонтьевичем Никитниковым рядом с собственным домом. В церкви сразу были устроены приделы Никольский, Никиты-мученика и Иоанна Богослова (под колокольней). Позже появился придел иконы Грузинской Божьей Матери в подклете храма.

Архитектура церкви - это 17 век во всей красе:). Кажется, этот стиль называется узорочье. Я бы назвала - освобожденное узорочье, потому что главный признак, по которому опознаешь этот стиль и это время - это продуманно ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ симметричность. Порядок вроде как присутствует, но к четкому единообразию никто не стремится, и оного не желает. Такая вот истинно русская соборность через плюрализм... ;))
На экскурсии нам рассказали, что храм строился не по чертежу, а по рисунку иконописца (возможно, Симона Ушакова). Он произведение не архитектора, а художника. Здесь зрительные образы свободно прорастают один в другой, не нуждаясь в математической точности. Вот, например, нимбы стоящих плотной толпой святых в раю становятся закомарами или же собираются в группы и образуют соцветия оконных проемов... Но святые ведь люди и все разные по судьбе своей, значит и закомары должны немного отличаться, чтобы им соответствовать.

Вот одно окно справо, а другое слево. Всегда два окна, но - одно побольше, другое поменьше; одно потоньше другое потолще; одно разукрашено резьбой так, а другое - этак. А это удлиненное изогнутое окно в галерее над крыльцом - это вообще какой-то модерн. Больше всего напоминает Шехтеля по соседству. Меня просто сомнения мучают - это правда 17 век?

Вот резьба на окне. При первом взгляде кажется, что это симметричный орнамент. Ничего подобного - это свободно вихляющие завитушки, следующие приблизительно некоему паттерну.

Вот киноварный рисунок на стенах в храме. Вроде бы повторяется, но приблизительно повторяется.

Внутри все покрыто фресками 17 века. Надо как-нибудь придти с биноклем и рассмотреть побольше. Я поснимала чуть-чуть тайком.

В главной церкви стоит великолепный резной иконостас 17 века. В приделе Иоанны Богослова сохранился тябловый иконостас (более древний по конструкции).

Короче, пока президентский забор не достроили, наведайтесь к Живоначальной Троице в Никитниках. Изумительное место.