Презентация на тему «Философия общества. Презентация на тему: Социальная философия

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные понятия и предмет философии Основы философии

учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира Философия (phileo и sofia)

Предмет философии Человек Человек - человек Человек - общество Человек - природа Человек - мир Ч Е Л О В Е К ОБЩЕСТВО ПРИРОДА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 10 Ф И Л О С О Ф И Я 1.Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека. 2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру 3.Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления Философия С В Я З И

Структура философского знания: Онтология (ontos и logos)-учение о бытии. Гносеология (gnosis и logos)-учение о познании. Философская антропология (antropos и logos) -учение о человеке. Этика – философская теория морали и нравственности. Логика – учение о последовательном, непротиворечивом и доказательном мышлении. Аксиология – учение о ценностях. Эстетика – учение о прекрасном, его законах и нормах др.

Функции философии Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая Социальная Аксиологическая Гуманистическая рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции культуры оценка всех видов человеческой практики и принципиальных возможностей познания разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов, норм гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений сверхзадача философии – показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком. 11

это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Мировоззрение -

Тип ы мировоззрения Мифологи ческое Религ иозное Философ ское формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа

Основной вопрос философии Онтологическая сторона основного вопроса Гносеологическая сторона основного вопроса Что первично: материя или сознание? Познаваем ли мир? 1. Первичная материя – материализм («линия Демокрита ») 2. Первично сознание – идеализм («линия Платона») 3. Материя и сознание являются равными и независимыми основами бытия – деизм. 1. Мир познаваем А) Эмпиризм (Ф.Бэкон) – «нет ничего в мыслях (разуме), чего до этого не было бы в чувствах и опыте» Б) Рационализм – (от лат. rationalis - разумный) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. 2. Мир непознаваем А) Агностицизм (И. Кант) – существуют загадки и противоречия, которые не будут разгаданы человечеством никогда (например, существует ли Бог) Б) Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ? (ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)

Философия Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни Обучить принципам « мудрой жизни » (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т. д.) Укрепить внутренний духовный « стержень » и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности (никогда не сдаваться). Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т.е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее Научить познанию будущего Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил

Домашнее задание Объясните, к ак Вы понимаете выражение – "найти философский камень"? Откуда пришло это выражение? "Философия…одна только отличает нас от дикарей и варваров…Каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют" (Р.Декарт). Что такое "философствование"? В чем смысл этого понятия?


Философия человека. Что предполагала проанализировать философия при изучении чело века? Прежде всего уяснение отношения человека к миру, вокруг него и к самому себе. В чём же сущность человека? На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трёх составляющих: 1. Биологического(тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т. д.). 2. Психического(чувства, воображение, память, мышление, воля, ха рактер и т. д.). 3. Социального(мировоззрение, целостные установки, моральные черты, знание и умение, квалификация). Человек всегда в семье, коллективе, обществе. Общество-это инди вид с его соцальными связями.

Характерные черты общества Субъект и носитель жизненных потребностей людей и способов их удовлетворения. Субъект и носитель общественного производства, способов осуществления. Субъект и носитель производственных и всех других форм общественных отношений. Субъект и носитель общественного сознания. Субъект и носитель свободы и творческой деятельности. Общество в качестве интегрированной целостности выступает как субъект и носитель всеобщих потребностей реализация которых обуславливает жизнедеятельность индивида и общества в целом.

Основные различия между понятиями: «общество» , «страна» и «государство» Наиболее крупное объединение людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием, общей территорией, историей и культурой Общество Страна Обособленная территория независимого проживания данного общества со своими границами и общественным устройством Государство Политическая система данного общества (страны) с определенным режимом власти и органами управления В центре этих понятий- человек, его бытие. Бытие-это прежде всего человеческое существование или бытие есть наша жизнь.

Сущность бытия. Бытие- это все, что существует. Основные формы бытия Бытие вещей, состояний, процессов Бытие человека Бытие духовное Бытие социальное В современном, динамичном, противоречивом мире очень важно иметь смысл жиз ни. Точки зрения на эту категорию самые различные.

Концепция смысла жизни Гедонизм Жить- значит наслаждаться Эвдемонизм Жизнь – стремление к счастью Аскетизм Жизнь – это отречение от мира Этика долга Жизнь – это самопожертвование, служение идеалу Утилитаризм Жить – значит из всего извлекать пользу Прагматизм Цель жизни оправдывает любые средства ее достижегния В современном обществе очень важно иметь идеалы, смысл жизни, ведущие к прогрессу.

Политическая жизнь. В современном противоречивом мире важно создать общества, со общества, которые смогут выжить в долговременной перспектве. Любое общество политически оформлено. Оно имеет механизм власти. Этот механизм власти носит название политическая система. Что такое политическая система? Политическая система-это реальный, сложный механизм форми рования и функционирования власти в обществе. Элементы политической системы: -политическая организация, поли тические отношения, политические и правовые нормы, политичес кое сознание и политическая культура. Политическая организация включает: государство, партии, общественные организации и движе ния, трудовые коллективы, средства массовой информации.

Функционирование политической системы. Обратная связь Ввод информации Окружающая среда Требования Поддержка Окружающая среда Решение Политическая система Действие Выход информации Окружающая среда Обратная связь Важнейшим фактором участия в полит. жизни является индив. сознание.

Сознание - высшая форма отражения действительности Сущность сознания Свойство высокоорганизо ванной материи человеческого мозга Высшая форма отражения действительнос ти Продукт общественн ого развития Структура индивидуального сознания Чувственное познание с его ощущениями, восприятиями, представлениями Мышление с его понятиями, суждениями, умозаключениями и т. д. Воля, внимание, память Чувства, эмоции, переживания

Формирование сознания. Биофизика Юриспруденция Психиатрия Философ ия Психологи я Сознание Информатика Нейрофизиолог ия Кибернетика Индивидуальное сознание связано с общественным сознанием.

Формы общественного сознания. Право Политика Философи я Наука Формы обществен ного сознания Искусств о Сознание тесно связано с познанием. Мораль Религия

Сущность познания. Познание становится важной функцией сознания, функцией жизнедеятельности человека. Уже древние философы занимались проблемой познания. Основные точки зрения на проблему познания. 1. Точка зрения Сократа. Он считал, что физический, предметный мир вещей недоступен человеческому разуму. Поэто му проблема познания сводится к проблеме самопознания. Задачафилософство вания-познать самого себя. 2. Точка зрения Платона. Он считал, что источник поз нания-это воспоминания бессмертной души человека о мире идей, в котором она существовала до её переселения в тело человека. 3. Точка зрения Демокрита. Душа человека является движущим началом и одновременно органом ощуще ния и мышления. 4. Точка зрения Аристотеля. Он сформулировал три главных зако на: закон противоречия, закон тождества и закон исключённого третьего. Затем был открыт 4 -й закон-закон достаточного основания. Эти законы и сегодня изуча ются формальной логикой. Древние философы внесли свой вклад в развитие тео рии познания. Современные философы определяют познание как процесс твор ческого отражения действительности в сознании человека. Процесс познания в

Цикл познавательной деятельности. П 1 Э П 2 ДП П 1 - исходный рубеж практики, Э- эмпирическое знание, Т- теоретический уровень познания, ДП- духовно-практическое звено познания, П 2 - новый уровень практики. Т

Тема. Типология культур и цивилизаций. Термин «культура» понимается как «воспитанность» , соответствие идеалам гуманизма, просвещения, следование Разуму. Культура(лат. термин)-означает возделывание, обработку, воспита ние, развитие, поклонение. Основные структурные элементы культуры. 1. Культура жизненных потребностей и способов их удовлетворе ния и воспроизводства. 2. Культура процесса производства. 3. Культура общественных отношений. 4. Культура общественного сознания. 5. Сфера свободы и творчества.

Значение культуры. Культура и цивилизация. В культуре можно выделить следующие компоненты: 1)символы, 2)язык, 3)ценности и убеждения, 4)нормы, 5)материальная культура, включая технологии. По способам самоорганизации культуры мож но выделить три глобальных типа: а)дописменный или традицион ный, б)письменный(основу которого составляет книжность), в)эк ранный(находящийся в развитии). Культура имеет большое значе ние. Основные функции культуры: 1)гносеологическая(познаватель ная), 2)исторического обмена, 3)коммуникативная, 4)регулятивная, 5)психологической разрядки, 6)гуманистическая. Культура связана с цивилизацией. Многие философы определяют цивилизацию, как одну из ступеней в развитии культуры или это уро вень, ступень общественного развития материальной и духовной ку льтуры. Выделяются след. типы цивилизаций: 1)китайская, 2)индийс кая, 3)исламистская, 4)русская, 5)западная.

Поведенческие подсистемы духовной культуры общества. Социальные ценности общепризнанные и наибо лее значимые идеалы и цели в данном обществе например патриотизм, законопос лушность, частная собс твенность, трудолюби е, богатство, дружба… Социальные нормы регуляторы поведения и совместной жизни лю дей в данном общ-ве Неформальны Формальны е е специально естественносл уста о новленные жившиеся обра прав зцы поведения ила поведения Моральные нормы Правовые нормы

Картина мира. Основные черты: 1. Восприятие мира как объективной данности 2. Связь с мировоззрением 3. Историчность Научная картина мира Религиозная картина мира Философская картина мира

Тема: философия истории, философия религии. История-это наука о поступательном развитии человеческого обще ства во всём его многообразии. История-греческое слово, рассказ о прошедшем, об узнанном. В истории выделяется: всемирная или всеобщая история и история отечеств(стран, народов). История подразделяется на: 1)историю первобытнообщинного об щества, 2)древнюю историю, 3)историю средних веков, 4)новую ис торию, 5)новейшую историю. Отрасли истории: а) экономическая история, б) военная история, в) историческая география, г)историография ит. д.

Функции истории. 1. Познавательная 2. Воспитательная. 3. Идеологическая. 4. Практически-рекомендательная. 5. Коммуникативная. 6. Социально-прогностическая. 7. Мировоззренческая.

Философия религии. Религия-социальный институт, включающий верования и практики, основанные на представлении о сокральном. Религия имеет свои корни: социальные, психологические, гносеоло гические. Элементы религии: 1. познавательный компонент, 2. эмоциональный компонент, 3. обрядово-культовый элемент. Первоначальной формой религии на Руси было- язычество, затем постепенно вводится христианство. (988 г. -крещение Руси). Типы религиозных организаций: церковь, деноминация(вероучение) секта, культ. Основные мировые религии: христианство, ислам, буд дим, иудаизм и т. д. Значение религии(функции): познавательная, вос питательная, интегрирующая, помощи.

Роль духовных ориентаций в жизни человека и человечества. В условиях глобализации и глобальных проблем большое значение должно придаваться культуре взаимопонимания людей разных ду ховных ориентаций, поиску компромиссов в общественно-полити ческой жизни, устранению насилия как способа решения общест венных и личных проблем. Проблема духовного наследия сейчас чрезвычайно важна, ибо темпы развития мира в настоящее время значительновозросли. Сего дня важны духовные революции. А для них нужны соответствую щие формы демократического устройства большинства стран мира. В настоящее время не может быть истинным то, что безнравствен но, а оправдание насилия самыми благими целями намерениями приводит в итоге к торжеству насилия и зла, к самоуничтожению.

Основные элементы духовной жизни общества. Духовная деятельность(деятельность сознания, дающая представление о матери риальном и духовном мире человека) Духовные ценности(возникающие в результате духовной деятельности, религиоз ные устои, научные теории, художественные произведения) Духовные потребности(потребности в восприятии и усвоении духовных ценнос тей) и духовное потребление Духовные отношения(общения между людьми в соответствии с их духовными по требностями и взаимообмен духовными ценностями) Индивидуальное и общественное сознание человека Человек с его индивидуальными качествами, особенно духов ными становится в центре геополитики, прежде всего современной геофилософии.

Новейшая геополитика(геофилософия). Геополитика(греч. -географическая политика)-наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспреде ления сфер влияния(центров сил) различных государств и межгосу дарственных объединений. Различают: традиционную геополитику, новую геополитику(геоэко номику)и новейшую геополитику(геофилософию). В новейшей геополитике доминирует сила духа над военной и эко номической мощью, она способствует преодолению традиционно го географического и экономического детерминизма за счёт рас ширения базисных факторов, определяющих поведение государ ств в международных отношениях. Геофилософия оперирует упорядоченными соотношениями космо са(природы), микрокосмоса(души человека) и местности(полиса) в данном месте и социальном времени.

Слайд 2

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

1.Обособившаяся от природы часть материального мира, связанная с жизнедеятельностью людей. 2.Целостная система жизнедеятельности людей друг с другом и с природой. 3.Общность, союз, сотрудничество (любое общество – общность, но не любая общность – общество).

Слайд 3

ОБЩЕСТВО

4.Высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, труд, продукты труда, различные формы собственности, политика, государство, классы, нации, народы, род, племя, институт брака, семьи, сфера духа (культура).

Слайд 4

Философский подход к понятию «ОБЩЕСТВО» состоит в определении специфики связей индивидов в единое целое. Основными типами общественных связей и закономерностей считают: 1. Идеалистический –Аристотель, Августин Бл., Ф.Аквинский, М.Лютер, Гегель.

Слайд 5

2.КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ – Гоббс, Французские материалисты и Просветители. Гоббс – государство устанавливает общественный договор в целях обеспечения мира и безопасности. Граждане добровольно ограничивают свободу, отдают часть своих прав государю. Государь – абсолютный суверен, а подданные должны беспрекословно выполнять свой гражданский долг как моральный долг.

Слайд 6

3.НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД - Монтескье, Чижевский, Циолковский, Мечников, Гумилев. Чижевский, Гумилев – на все процессы на Земле влияет Солнце. Монтескье – климат, почва, состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественных отношений. Циолковский Э. – Земля – заповедник для естественного обновления жизненных форм, в том числе и социальной. Мечников И. – влияние географической среды (гидросферы) на развитие социальных процессов.

Слайд 7

4. Материальный тип связей в обществе – К.Маркс – экономический детерминизм, У.Ростоу – технологический детерминизм. Маркс – общество – продукт взаимодействия людей В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА МЕТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ. Нет общества вообще – есть различные этапы его исторического развития – ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ.

Слайд 8

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей: 1\ЭКОНОМИЧЕСКАЯ сфера – процесс производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Заводы, фабрики, банки, биржи и т.д. 2\СОЦИАЛЬНАЯ сфера – социальные группы, связи, институты, нормы, ценности. Классы, страты, социальные группы, слои, нации, народы, роды, племена.

Слайд 9

ОБЩЕСТВО

3\ПОЛИТИЧЕСКАЯ сфера – государство, партии, общественные организации, средства массовой информации, политическая культура, идеология – это область ВЛАСТИ. 4\ДУХОВНАЯ сфера – наука, культура, искусство, духовные ценности, мораль, религия, философия.

Слайд 10

Слайд 11

Вместе мы сила

Слайд 12

Слайд 13

Материальное производство - БАЗИС

  • Слайд 14

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

    Социальные общности и связи внутри и между этими общностями. Классы Этносы Профессиональные группы: шахтеры, учителя.. Социально-демографические группы (молодежь, пенсионеры, школьники, безработные, кормящие матери, приходящие отцы) Социально-территориальные общности (город, село, деревня, район, регион, область)

    Слайд 15

    Теории классов: Маркс К. (экономический детерминизм) – общество делится на 2 антагонистических класса – имеющие собственность на средства производства (С) и не имеющие этой собственности. А.Смит и Рикардо (распределительная теория классов) – капиталисты – получают прибыль, землевладельцы – ренту, рабочие – зарплату.

    Слайд 16

    3. М.Вебер - источник классовых различий – профессиональное мастерство, специальность, квалификация, владение интеллектуальной собственностью. 4. Причина возникновения классов – насилие, грабеж 5. Ростоу У. – вместо классов – деление по профессии (технологический детерминизм)

    Слайд 17

    Социальная мобильность и социальная стратификация

    Стратификация означает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе (против теории классов К.Маркса). Классы, социальные слои и группы выделяются по признакам: -образование -психология -бытовые условия -занятость -доходы -профессия Страт может быть от 2-х и до 9.

    Слайд 18

    П.Сорокин

    Ввел понятие социальной мобильности – любой переход индивида из одной социальной позиции в другую. Горизонтальная социальная мобильность – из одной группы другую (из православия в католицизм), из одной семье в другую, переход на другое предприятие и т.д. Вертикальная социальная мобильность – перемещение в другой социальный пласт, вверх-вниз, социальный лифт.

    Слайд 19

    ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

    ГЕГЕЛЬ: гражданское общество – объединение членов общества как самостоятельных субъектов общности на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности. Главные принципы гражданского общества – обеспечение жизни, благополучия, достоинство личности; каждый человек – самоцель и высшая ценность.

    Слайд 20

    1.Семья, кооперация, ассоциация, общественные организации, товарищества, творческие, хозяйственные, спортивные, этнические, конфессиональные, дачные, художественные, ЖСК – сфера самоуправления людей и их объединений 2. Производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы. Гражданское общество и государство – отношение между индивидуальной свободой и публичной властью.

    Слайд 21

    ГОСУДАРСТВО

    1. Политический институт, возник на известной ступени развития общества, когда экономическое развитие привело к расслоению общества на антагонистические классы. 2. Институт публичной власти, воля и интерес господствующего в экономике класса, возведенная в закон, в правовые нормы.

    Слайд 22

    3. Политический институт классового общества, охраняет его экономическую и социальную структуру. 4. Возникло в результате разделения труда, появления частной собственности, раскола общества на антагонистические классы. 5. Аппарат насилия, элемент надстройки.

    Слайд 23

    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

    1.Территория 2. Система органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти. 3. Власть публичная – отделена от народа, опирается на вооруженную силу. Чиновники – отдельная профессия. 3. Осуществление внешней и внутренней политики. 4. Наличие права, системы норм, обязательных для всех членов общества 5. Взимание налогов и сборов, эмиссия денег, облигации, государственных займы

    Слайд 24

    ТИПЫ ГОСУДАРСТВ

    1.По типам общественно –экономической формации (ОЭФ) – рабовладельческое, феодальное, буржуазное. 2.По типам правления и устройства институтов государственной власти - монархическое, республиканское, конституционная монархия, президентское, парламентское.

    Слайд 25

    3. По типам государственного УСТРОЙСТВА: Унитарные, федеративные (СССР, РФ,США, Франция, Германия) конфедерация (ЕЭС). 4. По типам политических РЕЖИМОВ правления: -тоталитарные (диктат одной идеологии, репрессии над инакомыслием) -авторитарные (жесткий централизм, идеологическая демагогия, нет прав граждан, суд лишен самостоятельности, выборы фиктивны) -демократические (верховенство закона, выборность, равноправие граждан).

    Слайд 26

    СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ГОСУДАРСТВО

    1. Форма общественного сосуществования всех граждан общества, гарант и выразитель их суверенных прав, обязанностей, свобод. 2. Политическая сфера, где осуществляется связь со всеми социальными структурами – взаимоотношение народов, наций, этносов, рас, региональных общностей (землячеств) 3. Выражает интересы всего общества, т.к. это позволяет оптимально функционировать и обществу, и государству.

    Слайд 27

    Современный взгляд на ГОСУДАРСТВО

    5. Стремится стать правовым, демократическим. Разделение власти на судебную, исполнительную, законодательную становится общечеловеческой ценностью. 6. Стремится, как тенденция, преодолеть разрыв между моралью, нравственностью и политикой. 7. Гарантирует свободы человеку – делать все, что не запрещено законом.

    Слайд 28

    ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

    Внешние: оборона, международная политика. Внутренние: - защита экономической и социальной систем - регуляция хозяйственной жизни - охрана общественного порядка - регуляция социальных отношений - культурно-воспитательная, идеологическая работа (формулировка национальной идеи)

    Слайд 29

    Общественно-экономическая формация

    Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – социо-экономический феномен. Учет вертикальных связей развития общественных организмов. 5 ОЭФ: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Отличаются по СПОСОБУ ПРОИЗВОДСТВА.

    Слайд 30

    ЭПОХА

    Эпоха – («остановка») – промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющий характерные особенности (эпоха Пушкина, эпоха классицизма, эпоха неолита, эпоха революций). Уклад – определенный тип общественного производства. Социально-экономический строй того или иного общества может включать в себя несколько укладов. Многоукладность экономики: частнокапиталистическая, патриархальная, мелкотоварная, государственная, общественная и т.д.

    Слайд 31

    ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    Цивилизация – социокультурный феномен (Данилевский Н.Э., Шпенглер О., Тойнби А.). Нелинейность, цикличность развития общества. Каждая цивилизация – самобытна, уникальна, неповторима, не существует общих закономерностей и преемственности между цивилизациями. Учет горизонтальных связей между социальными организмами.

    Слайд 32

    Хантингтон «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»

    1.Цивилизации - это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.). 2.Цивилизации существуют, как правило, более тысячелетия; 3.После возникновения самых ранних цивилизаций, в течение почти трёх тысячелетий между ними не было никаких контактов или эти контакты были очень редкими и ограниченными;

    Слайд 33

    Хантингтон

    4.Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира. 5.Западная цивилизация возникла в VIII-IX веках нашей эры. Она достигла своего зенита в начале XX века. Западная цивилизация оказала решающее влияние на все остальные цивилизации; 6.Восприятие западного влияния (вестернизация) и технологический прогресс (модернизация) могут происходить раздельно или совпадать.

    Слайд 34

    7.Религиозный фанатизм часто является реакцией обывателя на модернизацию и вестернизацию. 8.Некоторые цивилизации (западная, индуистская, синская, православная, японская и буддистская) имеют свои «стержневые», то есть главные, страны, а другие цивилизации (исламская, латиноамериканская и африканская) не имеют стержневых стран.

    Слайд 35

    ХантингтонСписок цивилизаций

    1.Западная цивилизация 2.Исламская цивилизация 3.Индуистская цивилизация 4. Синская цивилизация 5. Японская цивилизация 6.Латиноамериканская цивилизация 7.Православная цивилизация 8. Буддистская цивилизация 9. Африканская цивилизация

    Слайд 36

    СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕНОГО РАЗВИТИЯ

    В рамках стадиально- поступательного развития: Традиционное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество – (Информационное общество) Это ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (зависимость от уровня развития техники и технологии)

    Слайд 37

    Технологический детерминизм Ростоу У.У. (1916-2003гг.)

    Специальный советник Дж.Кеннеди и Л.Джонсона. Теория постиндустриального общества. «Стадии экономического роста. Неокоммунистический манифест»(1960). 1.Идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых(ускорять прохождение ими стадий экономического роста). 2.Америка должна препятствовать распространению коммунистических идей, вплоть до силового варианта. 3. 3 концепции Ростоу: стадии экономического роста; фазы перехода к демократии; ценовая теория длинных волн конъюнктуры.

    Слайд 38

    Ростоу У.У.

    Критерии выделения фаз развития – технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства. 5 этапов развития общества (по уровню технологии): 1.Традиционное общество – ручная техника, иерархия социальной структуры (до конца феодализма). 2.Переходное об-во – (подготовка к взлету) – централизованное государство, предприимчивые люди (домонополистический капитализм) 3.»Взлет» - промышленный переворот, накопление капитала (от 5 до 10% нац.дохода от капиталовложений (монополистический капитализм).

    Слайд 39

    РОСТОУ У.У.

    4.»Зрелость»-уровень капиталовложений до 20% нац.дохода. Наука, техника, города – 60-90% населения, рост доли квалифицированного труда (индустриальное общество) 5.Эра «высокого массового потребления» - главные отрасли экономики – сфера услуг, товары массового потребления, средний класс, государство обеспечивает высокий уровень жизни (постиндустриальное общество) 6. «Поиск качества жизни» - добавлен позже – духовное развитие человека (информационное)

    Слайд 40

    Профессиональное разделение труда, а не классовое. Развитие ощества характеризуется не формами собственности, а уровнем развития промышленности, техники, хозяйства, науки, доли накопления капитала в национальном доходе. Экономические изменения – последствия неэкономических человеческих порывов и устремлений. В рамках капитализма внедрить: плановость, централизм, плюрализм капиталистических корпораций. Вывод Ростоу У.У. : капитализм вечен, коммунизм – болезнь.

    Слайд 41

    Тоффлер Э.

    «Шок будущего» «Третья волна» – постиндустриальное, информационное общество – экологичность, возобновимые источники, умные технологии, производство для себя, множество корпораций, разнообразие типов семей, индустриализация образования, дестандартизация и индивидуализация.

    Слайд 42

    Фукуяма

    «Конец истории и последний человек» «Будущее истории» - распространение либеральной демократии – конечная точка социокультурной эволюции человечества. Тупики потребления. Постчеловеческое общество. Демократические волны. Опора на средний класс.

    Слайд 43

    Надо умерить в человеке пыл борьбы. В целом пессимизм, но альтернативы демократии нет. Всем движет ЖАЖАДА ПРИЗНАНИЯ. За культурную самобытность при сохранении либеральной демократии.

    Посмотреть все слайды






































    1 из 37

    Презентация на тему: Социальная философия. Общество

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    № слайда 3

    Описание слайда:

    № слайда 4

    Описание слайда:

    № слайда 5

    Описание слайда:

    1.Понятие общества В «Толковом словаре русского языка» приводится шесть разных его значений. Общество - это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности («феодальное общество»). Или круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов («дворянское общество»). Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-либо цели («общество филателистов»). Та или иная среда людей, компания («попасть в дурную компанию»).

    № слайда 6

    Описание слайда:

    СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Общество - не просто совокупность людей, но ещё и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Социальная реальность (Эмиль Дюркгейм) отличается от природной реальности и несводима к последней. Но она столь же «реальна», как и природа, хотя и имеет свою специфику. Это «надбиологическая» и «надиндивидуальная» реальность, которая первична по отношению к биопсихической реальности, воплощённой в человеческих индивидах. Ведь человек, с его биологической и психической организацией, может существовать только в условиях общественной жизни.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    ОБЪЁМЫ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО» Во-первых, под обществом могут пониматься разные по своим масштабам социальные организмы: Отдельное общество, имеющее место на некоторой территории в течение определённого исторического времени (древнегреческое общество, современное российское общество и т.п.). Региональное объединение нескольких отдельных обществ (социокультурный мир). Например, западноевропейское общество, мусульманский мир. Человеческое общество – множество всех отдельных обществ, рассматриваемое как единое исторически развивающееся целое.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО» Во-вторых, понятие «общество» обретает разный смысл в зависимости от уровня абстракции, на котором рассматривается общество: На первом уровне понятие общества отражает конкретный исторически образовавшийся социальный организм – отдельное общество, социокультурный мир, человеческое общество как целое. На более высоком уровне абстракции это понятие означает определённый тип общества: первобытное общество, индустриальное общество и т.п.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    «ОБЩЕСТВО ВООБЩЕ» Наконец, на высшем уровне имеется в виду «общество вообще». Оно строится путём абстрагирования от специфических особенностей, которыми различные социальные организмы отличаются друг от друга, и фиксируют лишь такие черты и признаки, которые присущи любым типам общества. Иначе говоря, в этом понятии отражаются свойства социальной реальности вообще.

    № слайда 10

    Описание слайда:

    2.Структура (устройство) общества. К подсистемам или социальным структурам общества относят различного рода социальные общности, группы, организации, - такие, как семья, этнос, нация, классы и др. Здесь внимание привлекают вопросы, касающиеся их природы, их взаимосвязи, их социальных функций, их места и роли в развитии общества, эти вопросы будут рассмотрены позже.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    ТРИ ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: во-первых, производительную, утилитарную деятельность, связанную с удовлетворением жизненных потребностей; во-вторых, организационную, управленческую деятельность, призванную обеспечить согласованность коллективных действий, общественный порядок; в-третьих, информационную деятельность, состоящую в накоплении, сохранении и трансляции знаний, ценностей и норм поведения.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    3.Специфика социальной реальности Социальная жизнь - это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надиндивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования. Социальная реальность складывается из явлений, которые Дюркгейм называет социальными фактами. Это особый тип явлений, которые имеют место только в обществе, только в совместной жизни людей. Они содержат в себе какую-то исходящую от людей духовность, которой нет в физических, химических, биологических фактах.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    4.Состав социальной реальности Выделим некоторые важнейшие компоненты социальной реальности. Сами люди, их объединения, отношения, действия – это главная составляющая социальной реальности, созидающая её сила. Человек, в котором соединяется материальное и духовное, тело и душа, распространяет эту свою «двойственность» вокруг себя. И это «двухслойное» - материальное и духовное – содержание социальной реальности в человеческом мире.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    ЯЗЫК Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в языке. Общаясь с помощью языка, люди приписывают звукам устной речи (или буквам письменной речи) смыслы, которыми они физически – как колебания воздуха (или какие-то закорючки) – сами по себе не обладают.

    № слайда 15

    Описание слайда:

    АРТЕФАКТЫ Мир материальных артефактов. Артефактами (от лат. арте – искусственный и фактуз – сделанный) в широком смысле слова называют любой искусственно созданный объект, в отличие от объектов, возникших в природе естественным путём. К артефактам относятся сделанные руками людей вещи, рождённые в их головах мысли, найденные ими средства и способы действий, формы совместной жизни и пр.

    № слайда 16

    Описание слайда:

    ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ вовлечённые в сферу социальной деятельности. Осваивая природу, люди усматривают смысл – ценность, пользу и т.д. – также и в естественно возникших её явлениях. Так, например, нефть, не имевшая когда-то никакого отношения к социальной реальности, вошла в неё и превратилась в общественное богатство страны.

    № слайда 17

    Описание слайда:

    КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У каждого человека складывается своя индивидуальная картина окружающего его мира. Но вместе с тем существуют и общие взгляды, представления, мысленные установки, имеющие хождение в обществе и более или менее разделяемые его членами. Э.Дюркгейм назвал их «коллективными представлениями». Они существуют в головах людей, но не зависят от личной природы индивидов.

    № слайда 18

    Описание слайда:

    5. Гражданское общество и государство. Особое место среди всех социальных организаций занимает государство. Конфуций уподоблял государство большой семье и считал, что опорой государственной власти служит нравственность, любовь и уважение младших к старшим. Против этого выступала школа фацзя («законников»), которая утверждала, что государственная политика несовместима с моралью и власть должна строиться не на нравственных принципах и совести, а на законе и страхе наказания.

    № слайда 19

    Описание слайда:

    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА: 1. Публичная власть – система государственных органов и учреждений, специальный аппарат управления (парламент, правительство, министерства и т.д.) и принуждения («силовые» органы: армия, полиция др.). 2. Система правовых норм, юридических законов, которыми регулируются общественные отношения (в отличие от обычаев и традиций, действующих в первобытном строе, юридические законы устанавливаются государством и реализуются благодаря его силе).

    № слайда 20

    Описание слайда:

    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА: 3. Территориальное деление населения (в отличие от деления населения по кровнородственному признаку в родовом строе, государство объединяет своей властью и защищает всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени). 4. Система налогов, дающих средства для содержания государственного аппарата, а также организаций и людей, находящихся на государственном обеспечении (в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения), и для осуществления функций, которые государство должно выполнять.

    № слайда 21

    Описание слайда:

    ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 1. Охрана правопорядка – обеспечение соблюдения законности всеми лицами государства, борьба с правонарушениями, охрана прав и свобод граждан. 2. Экономическая – регулирование хозяйственной жизни страны через систему налогообложения, регулирования цен, поддержку приоритетных отраслей экономики и т.д.

    № слайда 22

    Описание слайда:

    ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 3. Социальная – защита нетрудоспособного и малоимущего населения, создание условий для развития здравоохранения, образования, общественного транспорта и т.д. 4. Культурная – обеспечение деятельности учреждений науки, искусства, религии, средств массовой информации и т.д. В современных условиях всё большее значение приобретает 5. экологическая функция государства.

    № слайда 23

    Описание слайда:

    ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 1. Оборона страны или военная экспансия в отношении других стран. 2. Внешнеполитическая деятельность – проведение интересов государства в международных отношениях с другими государствами. 3. Внешнеэкономическая деятельность – торгово-промышленные и финансовые контакты с другими государствами. Среди внешних функций в современном мире важное место занимает 4. международное сотрудничество в сфере социально-гуманитарного, культурного, технического, научного взаимодействия и обмена.

    № слайда 24

    Описание слайда:

    ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Ныне государства обычно различают по формам правления, государственного устройства и политического режима. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Признаки монархии: власть передаётся по наследству; власть принадлежит властителю (монарху) бессрочно. Различаются монархии неограниченные и ограниченные. Признаки республики: выборность власти; выборность на определённый срок. Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. Особой формой считают диктатуру.

    26

    Описание слайда:

    ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА: 4.Социальный характер государства – политика его направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 5.Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. 6.Разделение исполнительной, законодательной и судебной власти.

    № слайда 27

    Описание слайда:

    ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА: 7.Идеологическое многообразие – никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 8.Политическое многообразие – общественные объединения и партии равны перед законом. 9.Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

    № слайда 28

    Описание слайда:

    ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Одним из феноменов современной демократии является гражданское общество. Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Становление его концепции относится ко второй половине 18 – началу 19 веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость чёткого различия между государством и гражданским обществом, отдавали приоритет государству (особенно Гегель).

    Описание слайда:

    ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: 1. Полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей; 2. Защита частных сфер жизни людей; 3. Рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства; 4. Стабилизация общественных отношений и процессов.

    № слайда 31

    Описание слайда:

    6.Развитие общества Говоря о развитии общества, зададим себе вопрос: действуют ли в человеческой истории законы, определяющие поведение социальных систем и подсистем - этносов, классов, государств и человечества в целом? Или же исторические явления уникальны и неповторимы, а, следовательно, как писал С. Франк, здесь нет места для закономерности?

    Описание слайда:

    ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Ныне развёртывается процесс формирования принципиально нового типа социальной реальности. Этот процесс идёт одновременно в двух основных направлениях: 1. становление нового типа общества в наиболее развитых странах; 2. образование глобального, охватывающего весь мир социального организма (глобализация).

    № слайда 34

    Описание слайда:

    «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО» Новый тип общества который приходит на смену индустриальному, называют по-разному: «постиндустриальное общество» (Дж.Белл, Дж.Гэльрейт); «сверхиндустриальная цивилизация» (О.Тоффлер); «информационное общество» (М.Маклюэн, Е.Масуда); «технотронное общество»(З.Бжезинский). Постиндустриальное общество – продукт НТР 20-21 веков.

    № слайда 35

    Описание слайда:

    Литература: Аристотель. Политика. Соч.6 в 4-х т. Т.4. – М.: Мысль, 1983. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.,1993. С.23. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории /Общественные науки и современность. 1999, № 6. Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. – М.: Политиздат,1990. А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. Философия. - СПб.: Издательство ДНК. 2001. Гл. 7. Социальная философия. Маркс К. Письмо П.В.Анненкову, 28 дек. 1846 г. //Маркс К.Энгельс Ф. Соч., т.27. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997. С.303-304. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

    № слайда 36

    Описание слайда:

    ЛИТЕРАТУРА: Ф.А Хайек. Дорога к рабству // Вопросы философии,1990. №10, 11, !2. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. – М.,1992. С.220. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. С.24. Статья «общество». Платон. Государство /Платон. Диалоги. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. С.86-98.

    № слайда 37

    Описание слайда:

    ЛИТЕРАТУРА: Сорокин П.А. Социологические теории современности. – М., 1992. С.24. Томас Джефферсон о демократии / Сост.: Сол К. Падовер. – СПб.: Лениздат, 1992. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Вопросы философии,1989, № 3, 4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983: статьи «государство», «общество». Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Возникновение философии и ее место в духовной жизни. Философия как форма общественного сознания «Может быть, другие науки и нужнее, но лучше ее нет» Аристотель о философии Философия в переводе с древнегреческого (fileo - любить, sofia - мудрость) – «любовь к мудрости» Считается, что слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор, имея в виду людей, стремящихся к знанию и правильному образу жизни. В дальнейшем истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» идет от Платона, который, в свою очередь ссылался на то, что термин «философия» ввел Сократ, для которого философия представляла исследование самого себя. Сократ жил во времена, когда активно действовали так называемые софисты - мудрецы, умные люди, которые обучали всех желающих различного рода наукам. Сократ же утверждал, что подлинным софистом, мудрецом, является один лишь Бог. Человек не может быть мудрецом, он может быть только лишь любителем мудрости, философом. Таким образом, Сократ противопоставлял себя софистам, и в этом противопоставлении и появились впервые термины «философия» и «философ». В этом смысле этот термин употребляется и у Платона, который утверждал, что философия - это учение о вечно сущем и неизменном, т.е. наука об идеях. Сократ

    3 слайд

    Описание слайда:

    Аристотель еще более способствовал утверждению термина «философия». По Аристотелю, философия есть наука, исследующая все сущее как таковое, первое начало всего существующего. Начиная с Аристотеля термин «философия» прочно утвердился в древнегреческом языке. Рождение и становление философского знания, философии как науки, неотделимо от мировоззрения. Мировоззрение – потребность человека познать мир; совокупность (система) взглядов на мир в целом и отношение человека к этому миру. Основные формы мировоззрения: мифологическое; религиозное; художественное; натуралистическое; обыденное (повседневное); философское.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Особое место и роль философского мировоззрения состоит в том, что оно относится к н аучной сфере общественного сознания, имеет специфический категориальный аппарат, опирающий на данный разных наук и опыт развития человечества. Философская форма мировоззрения начинает вызревать в условия высокого уровня общественно-экономического и культурного уровня общества. Ее первые признаки проступают в 12-8 веках до н.э. (в Древней Индии. Китае, Египте). Ее зарождение как специфической формы духовной деятельности было связано с культурным переворотом в Древней Греции в 8-5 веках до н.э. Одной из важнейших предпосылок было развитие полисной демократии, открывшей возможность свободного мышления. Соотношение и различие философии и религии РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ КОСМОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: как устроен мир? КОСМОГОНИЯ. Отвечает на вопрос: каково происхождение окружающего нас мира и как его свойства менялись во временит? АНТРОПОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: что есть человек и какое его место в окружающем мире? ГНОСЕОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: какими средствами познания сущего обладает человек по своей природе и как и в каком порядке следует употреблять их в деле познания? 1. ТЕОЛОГИЯ (богословие). Отвечает на вопрос: что есть творящая или организующая из хаоса мир божественная инстанция? 2. ТЕОГОНИЯ. Отвечает на вопрос: как эволюционировала во времени божественная инстанция, соотв5ественно изменяя мир? 3. ЭСХАТОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: к какому концу направляет развитие мира божественное начало? 4. СОТЕРИОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: как нужно вести себя человеку по отношении к миру.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Философия в течение долгого периода развивалась вместе с естественнонаучным знанием, а философы были одновременно и естествоиспытателями. Философией долгое время обозначали всю совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством – практические наблюдения и выводы, основы наук, раздумья людей о мире и себе, о смысле и цели человеческого существования. Так, Аристотель физику называл второй философией. Биология и психология (в нашем понимании) тоже были частью философии. Со временем от философии начинают отпочковываться другие науки. Сначала математика, в дальнейшем - геометрия и астрономия. После Гиппократа, Аристотеля и Галена - медицина. В эпоху Возрождения от философии отделяется физика, в потом появляется химия. В XIX веке отделяется психология. В XX веке появляется социология, культурология. политология и т.д. Понимание предмета философии связано с социально-историческими условиями. В античности смысл философии виделся в поиске истины (Пифагор), в познании вечных и абсолютных истин (Платон), в постижении всеобщего в самом мире (Аристотель). В эпоху разложения античного общества философия представала средством освобождения человека от страха перед будущим и страданиями, способствующая достижению счастья и душевного здоровья (Эпикур). Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы приспособить ее к соответственным интересам; одни устремляли свое взор к Богу, другие – на землю, одни утверждали, что философия самодостаточна, другие говорят, что ее задача – служить обществу. Аристотель Эпикур

    6 слайд

    Описание слайда:

    В 19-20 веках возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. Общее в различных философских концепциях Исследование наиболее общих вопросов бытия Философское учение о бытии - онтология (от греч ontos - сущее и logos – учение) Анализ наиболее общих вопросов познания Философское учение о познании - гносеология (от греч. gnosis - знание, познание и и logos – учение) Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества Социальная философия Исследование наиболее общих и существенных проблем человека Философская антропология Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира; это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру; это размышление над всеобщими проблемами в системе «мир – человек» (П.В. Алексеев)

    7 слайд

    Описание слайда:

    Предмет философии – всеобщее в системе «мир-человек». Предмет философии может быть представлен в общих своих контурах как предмет мировоззрения, имеющий две подсистемы субстратного типа – Человек и Мир; и четыре подсистемы отношений между ними: генетические; познавательные; аксиологические; праксиологические. человек мир Философия выступает как: информация о мире в целом и отношении человека к этому миру; комплекс принципов познания. Функции философии: Мировоззренческие Методологические Мировоззренческие функции философии: гуманистическая (место, роль человека в мире, вопросы жизни и смерти, поиски смысла жизни, отчуждение человека и т.п.); социально-аксиологическая (разработка представлений о ценностях, формирование представлений о социальном идеале, интерпретация, критика социальной действительности); культурно-воспитательная; объяснительно-информационная (отражательно-обобщаю-щая). Методологические функции философии: эвристическая; координирующая; интегрирующая; логико-гносеологическая. генетические познавательные аксиологические праксиологические

    8 слайд

    Описание слайда:

    Сущность философских проблем (вопросов). В философии проблемы концентрируются вокруг отношения человека к миру в целом. Эти проблемы можно разделить на: онтологические (онтология – учение о бытии, философия бытия)); антропологические (жизневоззренческие, экзистенциальные); аксиологичесие (ценностные); гносеологические (гносеология – теория познания); праксиологические (духовно-практические). Основные философские проблемы (вопросы): Как дух соотносится с материей? Существую ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная? Имеет ли Вселенная цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как человек познает окружающий мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти вопросы неразрывно связаны с существованием человека, с его потребностью осмысления мира и своего отношения к нему.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Средства познания в философии Философия как вид знания. В философском знании представлены все имеющиеся в человеческой культуре виды знания – они переплетены и дают интегральное целое, т.е. философское знание есть комплексный вид знания. Философское знание имеет сущностные признаки, свойственные: естественнонаучному знанию; идеологии; гуманитарному знанию; художественному знанию; трансцендирующему постижению объекта (религия, мистика); обыденному (повседневному) знанию людей. ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) МЕТОДОЛОГИЯ (учение о методе) ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ЭСТЕТИКА СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭТИКА ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ ЛОГИКА

    10 слайд

    Описание слайда:

    Средства познания в философии. Средства исследования в философии можно разделить на: научные – в отличие от средств обыденного познания, художественного освоения действительности и средств религии); умозрительные (в отличие от экспериментальных наук); всеобще-категориальные; критически-конструктивно-рефлексивные. Методом философского исследования является диалектика, которая немыслима без правил и законов формальной логики. В философском познании также используются: индукция и дедукция; формально-логические определения; метод эктраполяции; метод идеализации; метод мысленных экспериментов; метод герменевтической интерпретации (раскрытие внутреннего смысла текстов); интеллектуальная интуиция. Философия и другие науки. Философия - наука, которая занимается поиском и исследованием общих черт всего окружающего мира в целом и внутреннего мира человека. Если любая другая наука изучает какую-либо область или часть мира, то философия охватывает весь мир. Кратко и условно можно назвать философию наукой обо всем. Но не обо всем вообще, а о самых главных чертах и основных признаках мироздания и человека. Эта особенность философии существенно отличает ее от всех других наук и даже противопоставляет ее им. Сходство всех наук в том, что они изучают один и тот же окружающий нас мир. А их различие в том, что они изучают его по-разному, подходят к нему с разных сторон. Ботаника изучает растительный мир, зоология - животный, астрономия исследует небесные тела, география - материки и океаны и т.д. Каждая наука смотрит на какую-либо сторону мира, занимается только одной его областью, стремится увидеть, описать ее интересующую грань мироздания. Философия же пытается увидеть весь окружающий целиком. Любая наука, изучая что-либо одно, хочет получить только часть знания, философия же, изучая все, стремится добыть все знание. Философия как метанаука, ставит перед собой глобальные цели в постижении окружающего мира.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Философия в современном мире Как мы видели, зарождение науки было тесно связано с философской ориентацией на постижение начал и причин всего сущего. Однако сегодня наука радикально отличается от этой первоначальной античной установки. В современной жизни обнаруживается противоречие – наука, порвав с философской традицией, все больше вторгается нашу жизнь, а философия и гуманитарное знание в целом стали влиять на человеческое поведение в гораздо меньшем масштабе. Научно-техническое знание, оторванное от гуманитарных (гуманистических) оснований, превращается в орудие манипуляции природными и социальными процессами. Наука и научное творчество в современном мире оказалось оторванными от жизненных ценностей и потребностей, человек стал придатком машины, технологических процессов. Достижения науки и техники оборачиваются трагедией, человечество стоит на пороге экологической катастрофы. В этой связи задача философии и философов, и в целом гуманитарного знания, состоит в гуманитарной экспертизе и выработке стратегических ориентаций современного научно-технического прогресса. Без философского знания, без философского осмысления действительности невозможно построение свободного государства и гражданского общества, невозможно развитие духовных ценностей. Знание философии раскрепощает людей, помогает им разобраться в сложных жизненных противоречиях. Философия в наши дни выступает как форма ориентирования в нестандартных ситуациях.