Духов день что за праздник значение. Праздник духов день и его значение

Реклама

День Духа Святого в этом году празднуется в православном мире 28 мая. Праздник считается великим и особо почитаемым среди верующих. Для многих людей важным является вопрос о том, что же можно делать в праздник, а что категорически запрещено.

СМИ опубликовали комментарий представителей Церкви по этим вопросам. Священники единодушны в вопросе того, что в великие церковные праздники не следует заниматься обычными делами и работой (стиркой, уборкой, шитьем, работой в огороде). На приготовление пищи такого запрета нет.

Служители церкви отмечают, что если человек вынужден работать в рамках основной трудовой деятельности, поскольку далеко не все работают по пятидневной рабочей неделе и рабочий день может совпасть с великим праздником, то здесь греха нет.

В храме отвечают, что нельзя грешить и уклоняться от молитв и посещения церкви. В этот великий праздник обязательно следует посетить храм и помолиться. Также рекомендуется совершение добрых дел, например, оказание помощи нуждающимся.

Поскольку дата празднования это дня привязана к Пасхе, то из года в год она меняется. И для её определения следует прибавить 51 день к дате Воскресения Христова. Так что в 2018 году День Святого Духа выпадает на 28 мая.

Задача праздника – лишний раз напомнить людям о Воскресении Христа, о важнейших христианских догматах и ценностях, а также о спасении тех, кто истинно верит. Именно для этой цели в церквях и храмах проводятся специальные службы, во время которых прихожанам как раз всё это подробно рассказывается. Так что посетить церковь в этот день не просто рекомендуется, а крайне необходимо.

Но у народа с календарём свои отношения. И так уж совпало, что День Святого Духа совместился по времени с языческим праздником – Именинами Земли. А если учесть, что во многих языческих традициях Земля в некотором роде обожествлялась, то не удивительно, что идея о разлитом повсюду «Боге и его силе» пришлась народу по душе.

В результате получился довольно забавный синтез двух разных традиций. Например, во многих местах было принято на самой заре подняться и окропить поле или огород святой водой. Дескать, это может защитить урожай и спасти поле от различных стихийных бедствий. При этом проводить обычные сельскохозяйственные работы категорически запрещалось – никакого рыхления земли, прополки и других подобных манипуляций.

В число народных традиций, связанных с этим днём, относится украшение дома ветками берёзы и венками из трав. Кстати, эти же венки использовались потом и для гаданий.. Впрочем, гадания были максимально безобидными – запустить, например, венок в реку. Если он поплывёт, то всё в жизни будет хорошо. А если нет – то стоит готовиться к неприятностям.

Считалось, что в этот день нельзя было работать. Особенно это касалось быта – мыть полы, стирать, шить, вязать – всё это было крайне нежелательно.

Считалось, что в этот день особенно важно помогать тем, кто в чём-то нуждается. Причём как просто подать милостыню, таки серьёзно заняться благотворительностью в любых её проявлениях.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать об особенностях празднования Троицы, который непосредственно предшествует Дню Святого Духа. Просто для того, чтобы лучше понимать особенности своей культуры.

Считается, что в этот день нельзя подметать – так из дома можно вымести всю радость. Нельзя заниматься любой работой, связанной с землей. Бегать в Духов день означает убегать от своей судьбы. Заглядывая в воду, вы можете проглядеть судьбу.

Если походить по траве босиком, можно обеспечить себе здоровье на весь год. Если приложить ухо к земле в Духов день, она укажет место, где зарыт клад.

В Духов день сушат лекарственные травы, собранные на Троицу – считается, что так они получат особую силу. Их следует хранить за иконами.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Духов день.

Пятьдесят первый день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы.
Духов день (день Святого Духа, Земля-Именниница) - православный праздник, отмечаемый в первый понедельник после Троицы. В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью ""ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы"", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
В этот день церковь прославляет Святого Духа - по христианским представлениям, "подателя жизни", поддерживающего Вселенную в ее существовании; в его лице Бог, как считают верующие, "изливает благодать на чад своих". Этот праздник был установлен с целью утвердить божественную сущность Святого Духа и единство его с двумя другими ипостасями Святой Троицы - Богом-Отцом и Богом-Сыном.

Незадолго до Своих крестных страданий, Иисус Христос, разговаривая со своими учениками, обещал им, что после Своего ухода Он пришлет им Утешителя. "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14. 15). На греческом языке слово "утешитель" означает того, кто помогает тебе, находясь рядом с тобой, бок о бок, это верный защитник в час беды. Так что же за Утешителя обещает прислать Господь? "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14.26) - объяснил Иисус.
И действительно, уже после Воскресения Христа, через десять дней после Его вознесения на небо, в день празднования ветхозаветной Пятидесятницы и произошло сошествие Святого Духа.
"При наступлении дня Пятидесятницы все они (то есть апостолы, другие ученики Христа и Богородица - М. Г.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян. 2. 1-4). Паломники, приехавшие в Иерусалим со всех концов Римской империи для празднования Пятидесятницы, были потрясены не только необычным явлением, шумом "как бы от несущегося сильного ветра", но и тем, что эти простые на вид люди - ученики Христа - вдруг заговорили на разных наречиях. И некоторые из очевидцев этих необычных событий, насмехаясь, стали говорить про апостолов: "они напились сладкого вина" (Деян. 2. 13). И тогда апостол Петр "возвысил голос свой и возгласил", что это Господь излил от Духа Своего на всякую плоть. Проповедь Петра была настолько убедительной, - ведь Петр говорил, исполнившись Духа Святого, - что множество народа в тот день покаялось и крестилось. Так началось распространение Церкви Христовой - сначала в Иерусалиме, потом в Иудее, а затем и по всему миру. И праздник Пятидесятницы, с момента сошествия Святого Духа стал уже Днем рождения Церкви Христовой.
Еще в Ветхом Завете людям было дано откровение о Боге, как о единстве трех Лиц, трех Ипостасей. Это произошло, когда Господь явился Аврааму в единстве трех "мужей", трех Ангелов у "дубравы в Мамре" (Быт. 18. 1-14). Но только в Новом Завете людям были открыты эти Три Ипостаси Бога. Сошествие Святого Духа явило миру всю полноту Бога, все Три Лица Троицы. Праздничная икона, которая в День Святого Духа выносится в центр храма, как раз и отображает событие сошествия Святого Духа на апостолов, сидящих в Сионской горнице.
По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, вплоть до Дня Сошествия Святого Духа, поклоны не кладутся. Но на Великой Вечерне Троицы, которая служится сразу после Божественной Литургии на Троицу, коленопреклоненно читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых верующие исповедуют грехи перед Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашивают помилования; просят Господа Иисуса Христа даровать нам Святого Духа в просвещение и укрепление душ наших: и, наконец, в третьей коленопреклоненной молитве молятся об усопших.

Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день. В понедельник по окончании божественной литургии из церкви выносят березки, украшавшие храм в течение Троицы. Верующие отламывают ветки от освященных деревьев, несут их домой и ставят к иконам. С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя).
В Духов день к божницам подвешивали деревянное изображение голубя - символа Святого Духа. Русские люди верили, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Согласно народным представлениям, он обладал созидающей силой. Особое почитание этого праздника у русских связано с представлениями о земле. Крестьяне считали, что в этот день земля - именинница, "все травы и цветы радуются", поэтому ее категорически запрещали трогать: пахать, боронить, сажать овощи, рыть, втыкать колья. В ряде мест в Духов день совершали обходы полей с крестным ходом. В Вятской губ. существовал обычай кормить землю во время так называемого "бабьего" праздника, участницами которого были замужние женщины, в основном пожилые. Собравшись вместе, они уходили в поле, где расстелив на земле скатерти и разложив на них кушанья, устраивали трапезу. Временами трапеза прерывалась: женщины с песнями разносили по полю кусочки принесенных блюд. Самая старшая из них совершала ритуальное действие - "кормила земельку". Положив кусочки еды под верхний слой почвы, который аккуратно приподнимали, или на землю и присыпав сверху землей же, она говорила: "Земля-именинница, дай нам урожай". Повсеместно было распространено поверье, что в Духов день, перед восходом солнца, Мать-Сыра-Земля открывает свои тайны. Желающие узнать их, помолясь Святому Духу, ходили "слушать клады", припадая к земле ухом. По преданию, земные и подземные тайны открываются только истинным праведникам, благочестивым людям. Представления, связанные с землей, отмечающей в этот день именины, отражались и на бытовом уровне. Крестьяне Вятской губ. считали, что в этот праздник по земле босиком ходить надо, есть и пить так же желательно на земле.
По народному календарю, Духов день входил в цикл троицко-семицких праздников (см. Семик, Троицкая суббота, Троица), являясь его завершающим этапом.
В народе этот праздник считался тяжелым днем; он относился к опасному периоду времени, когда в человеческое пространство наиболее активно вторгаются потусторонние силы. В ряде районов России Духов день открывал русальную неделю; здесь были распространены поверья, согласно которым, с этого дня по земле начинают гулять русалки, которым приписывали свойства нечистой силы. В Царевском у. Астраханской губ. Духов день считался наиболее опасным, т. к. это был последний день, когда русалки могли свободно разгуливать в человеческом пространстве; в этот день их выпроваживали из деревень. Поэтому крестьяне считали небезопасным в одиночестве посещать леса - русалка может защекотать, и купаться - русалка может утопить. В некоторых местах поминали заложных покойников, т.е. умерших не своей смертью; по народным представлениям, они также имели отношение к нечистой силе. В Костромской губ. в Духов день колдуны начинали делать пережины - магическим способом переправлять урожай в свои амбары.
Духов день, как последний день празднования Семика-Троицы, рассматривался как время очищения человеческой души от праздного разгула и жилого пространства от нечисти. Считали, например, что этого дня "как огня, страшится бродячая по земле нечисть", так как "во время церковной службы… сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов". Пожилые женщины в этот день изготавливали травяной порошок, с помощью которого "изгоняли бесов", т.е. лечили различные болезни. В Калужской губ. на следующий день после троицких гуляний и игрищ полагалось сходить на святой колодец, бросить мелочь в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы отмолить и смыть с себя то греховное и нечистое, с которым соприкоснулись накануне; святую воду брали домой, а у колодца оставляли поминальную еду.
По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени. "Не верь теплу до Духова дня!", "Придет Свят-Духов день - будет на дворе, как на печке", "Свят-Дух весь белый свет согреет!".



Святая Пятидесятница плавно переходит Духов день. Что это за праздник, и каково его значение?

Много веков назад, после смерти, воскресения и вознесения на небо Христа, собрались ученики Его с Девой Марией, как обычно, помолиться в синайской горнице. Они давно ждали обещанного Спасителем Утешителя, который укрепит их, и даст силы на дело их жизни - проповедь Евангелия.

Они не знали точно, как это будет и когда, но Господь сказал: ждите. И они ждали. Как вдруг послышался сильный шум в небе и Дух Святой в образе благодатных языков огня спустился на каждого из присутствующих. Он не обжигал, а ласково обнимал каждого, и они почувствовали такой прилив сил, уверенности в себе, мужества, что стали громко восклицать, и радостные, выбежали на улицу.




Изначально, услышав, как апостолы что-то говорят на каком-то инопланетном языке, они начали было смеяться - что обпились с утра сладкого вина, что ли? Но потом каждый из них понял, что к нему обращаются на его же языке, как это возможно? И начали вслушиваться в слова апостола Петра, который им пояснил красочно всю ситуации. Тогда люди поняли, отчего вдруг убитые горем апостолы, которые не переставали горевать по своему Учителю со времени, как Он покинул их, вдруг стали такими необычайно радостными и возбужденными.




Петр тогда сказал первую свою проповедь, обратившись ко всем собравшимся. Он объяснил произошедшее с ними чудо, и сказал, что каждый, кто покается в грехах, примет крещение, получит прощение и Святого Духа. Люди возликовали, и многие стали следовать советам апостолов. В тот день почти 3000 человек перешли в христианскую веру. Было положено начало, и день этот стал считаться днем Рождения Церкви Христовой.

Апостолы после этого, получив сильнейшую поддержку Святого Духа, разбрелись по миру, проповедовали кругом Евангелие, и привлекли в свои ряды множество народа разных национальностей. То, что простому и слабому человеку было не под силу, возможно стало с помощью Духа Святого. Теперь в них дышала сама Любовь, потому как они стали храмом Божьим. С тех пор христианская вера обрела множество приверженцев, распространившись очень быстро по всему миру. Все претерпели апостолы, дабы выполнить свою миссию, многие погибли в ужасных муках, но с радостью от выполненного долга, и верой, что они отправляются на небеса, к своему Учителю.

Народные традиции и поверья



У славян этот день назывался Земля-именинница, считалось, что нельзя никаких работ на земле проводить, потому что она урожаем беременна. Как и на Благовещенье, в царской России было строго запрещено работать, день был выходным, все шли в храмы, несли ветви березы, а приходя домой, украшали ими дома.

Много названий у этого праздника в народных традициях - Именины земли, Духов день, Провожание русалок и т.д. Существовало поверье, что именно в этот день была сотворена Земля, Дух снизошел на нее и жизнь на земле зародилась. До сих пор многие считают, что в этот день Святой дух нисходит на землю, проникает в жилища людей, и благодатно разливается по полям. В некоторых областях выносили на поля скатерти с едой, сами угощались, и землю кормили. Старшая из присутствующих закапывала в землю кусочки еды, приговаривая: Матушка-кормилица, дай нам урожай хороший да обильный.




Люди, особенно в селах, после службы в храме обходили крестным ходом поля, освящали колодцы. Изначально батюшка шел к общему сельскому колодцу, потом далее уже по домам. Кто хотел дом освятить - выставлял на улицу стол с угощениями, встречали крестный ход, и его дом и все пристройки освящались священником.




В лес выносили березовое деревце, с заплетенными ветвями, и расплетали березке косы, оставляли ее, или, по некоторым традициям, шли топить в реке. Девушки венки на счастье в реку бросали, и у кого венок по течению прытко плыл, значит, семейное счастье не за горами.
Знахарки собирали травки свои целебные в этот день. Считалось, что они духом освящены и самые полезные свойства в них в этот день собираются. Умывшись водой от освященного колодца, крестьяне верили, что вся нечисть с них смылась, и все греховное ушло. Так Духов день праздновался в давние времена нашими предками.
Посмотрите

Духов день, который еще называют День Святого Духа, в 2018 году приходится на понедельник 28 мая. Это христианский и народный праздник, который православные отмечают на 51-й день после Пасхи. В этот день в одно целое переплетаются православные и языческие традиции.

По своей значимости Духов День был сравним с Троицей. Святой Дух - в православном христианстве - третья божественная составляющая Святой Троицы.

Что можно и нельзя делать

Итак, праздник Святого Духа является особым церковным праздником в честь третьего Лица Троицы - Святого Духа, почитаемого наравне с Богом-Отцом и Богом-Сыном. Считается, что именно в такой день Святой Дух спускается с небес и уделяет внимание каждому человеку.

В этот день надо сходить церковь и помолиться. В богослужении праздник в честь Святого Духа начинается великой вечерней.

Возносится молитва Святому Духу: «Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша».

Традиции на Духов День

В славянской традиции Духов День - это праздник Вил и Марены, Влаги Земной. Он начинался с чествования предков. Их приглашали погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие березовые ветки.

Это также день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями. Согласно преданиям, русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно.

Женщины проводили в этот день тайные обряды. Матери оставляли для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одежку своих детей, рушники, полотна. Тем самым они пытались задобрить русальих духов.

Девушки бросали венки в воду: потонет - к несчастью, поплывет - к счастью. Также проходили последние весенние народные гулянья молодежи.

С Духовым Днем часто связаны грозы - в этот день «сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов». Также по некоторым поверьям Духов день определяет погоду на оставшееся лето.

По народным приметам только после Духова Дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени.

Поговорки и приметы на Духов День

Не верь теплу до Духова дня!

Придет Свят-Духов день - будет на дворе, как на печке.

Свят-Дух весь белый свет согреет!

И сиверок холоден до Духова дня.

Если дождь пойдет на Духов День, то будет теплое и грибное лето.

Какая будет погода во время Духова Дня, такое будет и лето.

и поставить оттуда перенаправление.

Вы можете помочь проекту, объединив статьи (cм. инструкцию по объединению).

В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{к объединению}} и добавьте соответствующую запись на странице ВП:КОБ.

Г. Михеев. Духов день. 2003 г.
Тип народно-православный,

в ряде стран государственный

иначе День Духа, Иван-да-Марья, Провожание русалок
также Понедельник Святого Духа (христ.)
Установлен Вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается славянами, большинством христиан мира
В 2012 году 22 мая (4 июня) в РПЦ
В 2013 году 11 июня (24 июня) в РПЦ
Празднование народные гуляния, выносят за деревню троицкую берёзку
Традиции запрет на работы
Связан с 11-й день по Вознесению и 51-й по Пасхе (Велик-дню)

Другие названия праздника

День Святого Духа, День Духа ; Богодухів день, Розигри (укр.); Троица (воронеж.); Именины Земли (вят.), Земля именинница (тамб., сиб.); Провожание русалок (рязан.); Русальница, Иван-да-Марья, Брэзжыны (белор.); Русаље (серб.); Пятидесятница (христ.); Понедельник Святаго Духа (богосл.).

Церковная версия происхождения праздника

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян. ). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. ).

Русские традиции

Повсеместно было распространено поверье, что в Духов день, перед восходом солнца, Мать Сыра-Земля открывает свои тайны. Желающие узнать их, помолясь Святому Духу, ходили «слушать клады», припадая к земле ухом. По преданию, земные и подземные тайны открываются только истинным праведникам , благочестивым людям. Для восточно-славянской традиции характерны поверья о том, что Земля на Духов день - именинница, потому, что «в этот день она сотворена» (также см. «Земля - именинница» на Симона Зилота).

На именины Земли «все травы и цветы радуются». В этот день запрещалось пахать, боронить, вбивать колья. Во многих местах в Духов день совершали крёстный ход вокруг полей. В Вятской губернии зафиксирован обычай кормить землю - «бабский праздник». Замужние женщины, в основном пожилые уходили в поле, где стелили на земле скатерти, раскладывали еду и устраивали трапезу. Время от времени трапеза прерывалась и женщины с песнями разносили по полям часть принесенных продуктов. Самая старшая женщина «кормила земельку»: положив кусочки еды на землю, аккуратно прикрывала их небольшим слоем почвы и произносила - «Земля-именинница, дай нам урожай» .

На Украине был обычай на «Богодухів день» освящать колодцы (считалось, что именно в них больше всего скрывается русалок). После литургии крестьяне шли крёстным ходом к колодцам, чтобы окропить их святой водой. Сначала батюшка освящал сельский общественный колодец, а потом шёл к личным. Хозяева, которые хотели избавиться от «нечистой силы в доме», выставляли у ворот стол, накрывали его скатертью и клали хлеб-соль. Отчитав молитву, священник заходил в дом, кропил стены, а потом все постройки - «чтобы русалки не тревожили подворье» .

В народно-церковной культуре существовал особо строгий запрет на работу в Духов день, как и в день Благовещения . В современной России данный день, как понедельник, почти всегда - рабочий.

В народной традиции с Духовым днём часто связаны грозы. Также говорили, что погода в Духов день даёт прогноз на ближайшие 6 недель. Подобные приметы и у немцев: «Если на День Святого Духа дождь, дождь будет идти семь воскресений подряд» (День Святого Духа в Германии празднуется два дня - воскресенье и понедельник), «Сырой День Святого Духа - богатое Рождество ».

Поговорки и приметы

С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идёт. Свят-Дух весь белый свет согреет. До Свята-Духа не снимай кожуха. укр. До Святого Духа не кидай кожуха, а по Святім Дусі в тім самім кожусі . Не верь теплу до Духова дня. Придёт Свят-Духов день, - будет на дворе, как на печке. И сиверок холоден до Духова дня. Зябка девица-рассада, а и та просит у Бога холодку после Духова дня. Доживи до Духова-дня, а тепло будет. белор. На Духа будзець цёпла і суха . чеш. Na Svatý Duch do vody buch! (На Святой Дух в воду бух!)

Веселится весь собор, катится к нам сокол (то есть дух святой) /скопцы/. На сошествие св. Духа развивают берёзки, бросают венки в воду; если тонет - к несчастью, плавает - к добру. «Как святым духом взято». «Духом сделаю». Свет плоти - солнце, свет духа - истина.

См. также

Примечания

Литература

  • Агапкина Т. А. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого ; . - М .: Международные отношения , 1999. - Т. 2. - С. 157. - ISBN 5-7133-0982-7 .
  • Диак. Михаил Желтов Духов День // Православная энциклопедия . Том XVI. - М . : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. - С. 372-374. - 752 с. - 39000 экз. - ISBN 978-5-89572-028-8
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Зимина Т. А. . Российский этнографический музей. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. Проверено???.
  • Максимов С. В. . - СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. - 529 с.
  • Скуратівський В. Т. Дiдух. - К. : Освiта, 1995. - 271 с. - ISBN 5-330-02487-0 (укр.)
  • Фурсова Е. Ф. Календарные обряды. Ч. 2: Обычаи и обряды летне-осеннего периода . - Новосибирск: , 2003. - 267 с. - (Этнография Сибири). - ISBN 5-7803-0116-6

Ссылки

  • // Российский Этнографический Музей

Категории:

  • Праздники по алфавиту
  • Праздники
  • Русские народные праздники
  • Весенние праздники
  • Переходящие праздники
  • Народное христианство

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :