Женская обитель святителя иоанна милостивого. Женская обитель святителя иоанна милостивого Епископ нил сычев мстера иоанн милостивый

Адрес: Владимирская обл., Вязниковский район, пос. Мстёра, пл. Ленина, 16

В писцовых книгах 1628-1630 гг. впервые упоминается деревянная церковь во имя свт. Иоанна Милостивого, «другая церковь Иоанна Милостиваго древяна вверхъ».
В писцовых книгах Михаила Трусова и дьяка Фёдора Витовтова 1628, 1629 и 1630 гг. сообщается, что за детьми князя Григория Петровича Ромодановского «написано... отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстёре да на погосте церковь Богоявления Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх а в церквях образы, книги и ризы...»

К сер. XVII века при церкви был устроен женский монастырь. Когда точно и кем был основан монастырь, сведений не сохранилось. Возможно, что это был домовой монастырь княгинь Ромодановских, из которых в синодике некотрые из них значатся схимонахинями.
Из раздельной описи слободы Мстеры 1710 года мы узнаем, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери был женский монастырь.
В 1710 году в этом монастыре была еще церковь во имя Филиппа Митрополита.
Мстерская вышивка гладью зародилась в монастыре святителя Иоана Милостивого.
В 1764 г. монастыри во Мстере были упразднены по указу Екатерины II. Церковь свт. Иоанна Милостивого стала приходской.

В кон. XVIII в. ансамбль бывшего женского монастыря состоял из деревянных церквей во имя свт. Иоанна Милостивого с приделами Казанской Божьей Матери и Филиппа Митрополита, шатровой колокольни с главным входом, каменной ограды, и небольшой часовни рядом с Владимирской церковью.

В 1809 г. деревянная церковь свт. Иоанна Милостивого была разобрана и на ее месте построен однопрестольный каменный храм с 1 главой на невысоком барабане.

В 1860-е годы на средства Вязниковского купца и промышленника, почетного гражданина, уроженца Мстеры О.О. Сенькова в храме был сделан чугунный пол и настенная роспись. Расписывала храм бригада мастеров из Палеха под руководством В.А. Салабанова.

«Церковь Иоанна Милостивого каменная об одном верхе, покрыта железом на четыре ската, алтарь полукруглый троечастный, в южном предъалтарии ризница, а в левом жертвенник. Под алтарем обширная палатка, которая отдается в наем в пользу церкви. Входов в церковь три: с западной, северной и южной стороны, с запада высокая паперть устроена на четырех круглых толстых столбах, а боковые входы без столбов. Неподалеку от церкви не высокая колокольня к югу, колокольня осталась от первобытного времени, в нижнем уступе четыре башенки, в разных местах не большие окна, внизу проход, на колокольне шесть колоколов, на большом надпись: «лил мастер Иван Семенов Саховников, октября дня 1835 года» от колокольни на обе стороны идет низенькая каменная ограда, на оконечности которой с южной стороны каменная не большая часовня.
Церковь Иоанна Милостивого возобновлена в 1809 году как видно из храмозданной грамоты и в алтаре на столбе находится следующая надпись: «Божиею милостию сооружен сей храм при Державе Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича и Ксенофонта епископа Владимирского и Суздальского, старанием Его Превосходительства Генерала Ивана Васильевича Тутолмина, при священнике Петре Егоровом, при бурмистре Петре Скучиловом».
Церковь Иоанна Милостивого однопрестольная теплая, длина церкви от горнего места до западных дверей 32 арш., ширина от северных до южных дверей 18 арш. Внутренность церкви освещается четырьмя большими окнами, алтарь пятью, пол в церкви и алтаре чугунный, у западной стены двои хоры, нижние хоры освещаются тремя полукруглыми окнами, а верхние под самым сводом одним окном.
Алтарь отделяется четырьмя круглыми толстыми столбами отделанными под мрамор; между столбов небольшой иконостас в котором находится двенадцать икон; к западной стороне находятся такие же четыре столба,- этими столбами поддерживается свод храма.
Из икон замечательны в храме следующие:
1-е. В иконостасе над царскими дверями Деисус древней иконописи в медной высеребрянной басменной ризе.
2-е. Образ за южной дверью пред правым клиросом св. Иоаина Милостивого высокой греческой работы, по полям угодника св. мученики Калистрат, Димитрий, Онисифор, Александр, Параскева и глава св. Иоанна Крестителя, икона украшена серебряной вызолоченною ризою, жемчугом и разноцветными камнями; кругом иконы изображены чудеса и явления угодника.
3-е. Образ св. Николая Чудотворца Можайского; угодник вырезан из дерева в серебренной золоченной ризе, в митре с венцом в правой руке меч, а в левой церковь; кругом угодника изображены чудеса и события из жизни его, письма новейшего времени.
4-е. Древний образ в отдельной киоте у столба южных дверей Воскресение Христово в серебряной золоченой ризе отчетливой работы.
5-е. Древний образ св. Троицы в серебряной золоченной ризе высокой работы.
Стены, свод храма и алтарь украшены стенной живописью.
Ризница :
1-е. Евангелие напрестольное старопечатное выхода 1649 года в 3-е лето Иосифа Патриарха, деки Евангелия обложены медным золоченным окладом, на лицевой стороне чеканной работы деисус, на углах четыре Евангелиста, кругом Деисуса Распятие Господне с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, положение во гроб Иисуса Христа, жены Мироносицы и Ангел Господень, три Святителя Василий Великий Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и св. Николай Чудотворец, по листам надпись: «Сия книга глаголемая Евангелие напрестольное честнаго диакона Ионы Николы Чудотворца дал сию книгу вкладу в дом Николая Чудотворца по своих родителех лета 7157 года Сентября в 18 день при Игумене Герасиме да приемном священнике Митрофане да при старце Василие да при старце Тарасие и при всей братии».
2-е. Евангелие напрестольное в малый лист выхода 1651 года в 10 лето Иосифа Патриарха, дски евангелия обложены черным плисом, лицевая сторона обложена медным высеребренным окладом с изображением в средине Распятия Господня, а по углам четыре Евангелиста.
3-е. Ковчег серебряный золоченый круглый в 3 яруса, с изображением изваянных Ангелов, Херувимов с узорами, внизу на поддонке вырезана надпись: «Сей ковчег сооружен в Москве в 1826 году месяца ноября 17 дня весу 12 фунт. 74 золотника».
4-е. Резная из дерева плащаница, Иисус Христос, в деревянном гробе, у ног и главы два старца Иосиф и Никодим, по левой стороне жены мироносицы.
В этом храме хранились древние деревянные венцы для бракосочетания, вызолоченные и в мысообразных теремках изображены в кругах Господь Вседержитель, Божия Матерь, Иоанн Креститель и Св. Угодники, верх венцов расписан разными красками по золоту травами. Венцы эти не в давнее время проданы за ничтожную сумму. Как жаль, что не сохраняют и не дорожат памятниками древнего искусства.
Из священно-служительских облачений сохранилась до ныне китайчатая риза черного цвета, оплечья и окрайки, обложены китайкой же зеленого цвета.
В этом храме, вклады и церковная утварь новейшего времени, некоторые довольно ценны; много жертвовал и украшал храмы слободы Мстеры и особенно церковь Иоанновскую, почетный гражданин Вязниковский купец Осип Осипович Сеньков. Прежде отец его был крестьянином сл. Мстеры.
На Богоявленском кладбище (Кладбище для похорон покойников отдельно от церкви отведено с 1859 года, а до этого времени покойники хоронились у церквей.) не в давнее время вырыт из земли близ церкви Богоявления при рытии могилы уцелевший остаток надгробного белого камня, на котором сохранилась высеченная в глубь подпись: «Лета 1686 года августа 20 преставился раб Божий инок схимник Гурий пономарь уроженец деревни Белебелки, камень этот находится у входных западных дверей Богоявленского храма.
В 10 шагах с южной стороны от алтаря Иоанновского храма каменные из кирпича памятники с крестами, указывающие места престолов прежде бывших церквей.
При трех приходах духовенства с причетниками состоит 9 человек; на два православные причта полагается годовой руги 193 руб. серебр. пользуются сенными покосами и огородными землями получает казенное жалованье, священник 150 руб. серебр., причетник 70 руб. сереб. в год и кроме того пользуются огородами».

В 1867 г. вместо шатровой колокольни построили новую по проекту епархиального архитектора Н.А. Артлебена. Деньги на постройку колокольни пожертвовал .
18-го октября 1871 года, в селе Мстере происходило торжественное празднество - .
«Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Изъ св. иконъ достопримечательны следующия:
1) Храмовая икона св. Иоанна Милостиваго древняго письма; кругомъ угодника изображены свв. муч. Каллистратъ, Димитрий, Онисифоръ, Александръ, Параскева и глава Иоанна Предтечи; изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения другихъ святыхъ – серебряной вызолоченной.
2) Икона Николая Чудотворца Можайскаго, голова святаго высечена изъ камня; икона украшена серебряной вызолоченной ризой.
3) Икона св. Троицы въ серебряной вызолоченной ризе.
4) Древняя икона Воскресения Христова въ такой же ризе.
5) Деисусъ древняго письма.
6) Древняя икона св. Филиппа, Митрополита Московскаго.
7) Древняя резная изъ дерева плащаница.
Въ церкви сохранилось напрестольное Евангелие печат. 1649 года съ подписью по листамъ: «сия книга честнаго диакона Ионы, далъ сию книгу вкладу въ домъ Николая Чудотворца по своихъ родителехъ лета 7157 при игумене Герасиме, священнике Митрофане и старцахъ Василие и Тарасие и при всей братии». Другое малое Евангелие – изд. 1651 года.
Причта при Иоанновской церкви по штату положено – священникъ и псаломщикъ. На содержание ихъ получается около 1,200 руб. въ годъ. Дома для обоихъ членовъ причта церковные.
Земли при церкви – усадебной 1,200 саженъ и сенокосной около 10 дес.; планъ на землю общий съ Богоявленской церковью.
Приходъ состоитъ изъ части слободы Мстеры (217 дворовъ), въ которой по клировымъ ведомостямъ числится 649 душъ мужескаго пола и 722 женскаго, изъ нихъ раскольниковъ 52 души обоего пола».

В годы гонений храм свт. Иоанна Милостивого был опечатан, кресты и колокола сняты 30 марта 1929 г. ночью в до часов.
В начале 1930-х годов храм был приспособлен под клуб имени Первого мая (позднее он становится клубом клееночной фабрики им. Дзержинского).
Стенная роспись закрашивается, устраивается сцена, колокольня и ограда разобраны, часовня превращена в лавку по продаже керосина.
В конце 1950-х годов разобрали часовню. Кирпич от разборки сооружений использовался для строительства с северной стороны здания фойе и с западной стороны для устройства кинобудки и касс. После таких перестроек церковь теряет свой первозданный вид и становится некрасивой.


Храм святителя Иоанна Милостивого в Мстере


Иконостас церкви Иоанна Милостивого

Витраж церкви Иоанна Милостивого

В 2005 году начато восстановление храма.
В 2006 году был установлен поклонный крест на территории Обители. Установка главного купола на храме свт. Иоанн Милостивого. Были проведены штукатурные работы и побелка алтаря, обработка от грибка и плесени, установка престола, заливка пола в алтаре.
Январь 2007 года - освящение и установка креста на куполе. Разобрана пристройка с южной стороны храма, изготовление 3-х окон, изготовление 3-х круглых окон в западной части храма, разобрана пристройка старой кочегарки со стороны алтаря.
20 сентября 2009 года открыта Воскресная школа.

При обители действует социальный реабилитационный центр "Чаша Спасения" для страждущих от наркомании и алкоголизма, а так же людей с тяжёлой жизненной ситуацией. Где приобщение к православному христианству и монастырскому укладу жизни, помогает людям вновь обрести себя и Веру в Бога, так как православие есть путь к Истине через Веру! Вы можете связаться с нами через контакты на сайте.
Благотворительность и духовность всегда вместе и благотворители помогают восстановлению монастыря и детям сиротам из детского дома интерната.

За православный женский монастырь закреплены:
храм святителя Иоанна Милостивого в поселке Мстера и
церковь Иконы Казанской Божьей матери в селе Налескино.

Сайт обители: http://www.ioann-milostiv.ru/2005.htm .
.


. д. Акиншино.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

В книгах Суздальского уезда письма и меры Михаила Трусова да дьяка Федора Витовтова за 1628-1630 гг. в Стродубо-Ряполовском стане упоминается вотчина князей Ромодановских и в ней церкви - Богоявленская и Иоанновская: «за князь Григорьем за Григорьевичем детьми Петровича Ромодановскаго вопче отца их старинная родословная вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере да на погосте церковь Богоявления Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостиваго древяна вверх».

Не будем пока рассматривать Богоявленский монастырь (о том, что церковь Богоявления была монастырской говорит наличие келий чёрных попов), а обратимся к деревянной церкви Иоанна Милостивого. Очевидно, что построена она раньше 20-х годов XVII века и на рассматриваемый период была самостоятельная церковь со отдельным причтом. Однако, в 1710 году при Иоанновском храме упомянут женский монастырь, о происхождении коего ничего не известно, упразднённый реформой матушки Екатерины в 1764 году. О том - сколько раз перестраивалась деревянная церковь Иоанна Милостивого, сведений не сохранилось.

В начале XIX века было решено вместо деревянной церкви построить новую каменную, о чём был уведомлен благочинный и отослано прошение о разрешении каменного строительства во Владимирскую духовную консисторию. Расходы на строительство брал на себя помещик Иван Васильевич Тутолмин. 27 мая 1809 года епископом Владимирским и Суздальским Ксенофонтом (Троепольским) была подписана храмозданная грамота на Иоанновскую церковь. Особо оговаривалось в ней отсутствие раскольниьих икон: «иконы писаны были по древнему православныя греческаго исповедания церкви обычаю искусным мастерством, а с иностранных кунштов, по раскольническому суемудрию с двоеперстным сложением не искусно писанием такоже резных, кроме Распятия Господня, и то искусной работы, каковыя иметь запрещено отнюдь не было бы». Следует отметить, что Богоявленская слобода была достаточно проблемным местом из-за живших тут старообрядцах, принадлежащих к сектам самого разного толка…

Полный текст на форуме сайта http://www.вязники-краевед.рф/forum/23-49-1#268



В Мстере есть... приходская церковь во имя св. Иоанна Милостивого. Церковь эта находится вблизи Богоявленской. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…»

Из раздельной описи слободы Мстеры 1710 г. видно, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери был женский монастырь. Когда и кем основан этот монастырь и та ли эта церковь, что и в 1628 г., или уже новая, сведений о том не сохранилось. Можно думать, что это был как бы домовый монастырь княгинь Ромодановских, из коих в синодике некоторые значатся схимонахинями. В 1710 г. в этом монастыре была еще церковь во имя Филиппа Митрополита. В 1764 г. женский монастырь был упразднен и Иоанновская церковь обращена в приходскую.

В 1809 г. вместо деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон достопримечательны: храмовая икона св. Иоанна Милостивого древнего письма, изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения других святых, изображенных на иконе - серебряной вызолоченной; икона Николая, чудотворца Можайского, икона украшена серебряной вызолоченной ризой; икона св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе; древняя икона Воскресения Господня в такой же ризе; древняя икона св. Филиппа, митрополита Московского; а также деисус древнего письма и древняя резная из дерева плащаница.

Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается около 1200 руб. в год. Дома для членов причта церковные. Приход состоит из части слободы Мстеры, 217 дворов, в коих по клировым ведомостям числится 649 душ муж. пола и жен. пола 722 души.

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.



В писцовых книгах 1628-1230 гг. впервые упоминается деревянная церковь во имя свт Иоанна Милостивого, "другая церковь Иоанна Милостиваго древяна вверхъ". В писцовой книге за 1630 год Михаила Трусова и дьяка Фёдора Витовта сообщается, что за детьми князя Григория Петровича Ромодановского "написано... отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстёре да на погосте церковь Богоявления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх а в церквах образы, книги и ризы..." В сер ХVII в. при церкви был устроен женский монастырь. Когда точно и кем была основана обитель, сведений не сохранилось. Возможно, что это был домовой монастырь княгинь Ромодановских, из которых в синодике некоторые из них значатся схимонахинями. Из раздельной описи слободы Мстёры за 1710 год можно узнать, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией матери был женский монастырь. Здесь же было сказано, что в этом монастыре "... ещё церковь во имя Филиппа Митрополита, древяна". Стоит отметить, что именно в этом монастыре зародилась знаменитая Мстёрская вышивка гладью.

В 1764 году оба монастыря во Мстёре были упразднены по указу Екатерины II. Церковь свт. Иоанна Милостивого стала приходской. В конце ХVIII века ансамбль бывшего женского монастыря состоял из деревянных церквей во имя свт. Иоанна Милостивого с приделами Казанским и Филиппа Митрополита, шатровой колокольни с главным входом, каменной ограды и небольшой часовни. В 1809 году деревянная церковь Иоанна Милостивого была разобрана и на её месте выстроен однопрестольный каменный храм с одной главкой на невысоком барабане. Четверик храма был перекрыт купольным сводом, с запада к нему примыкал притвор, с востока полукруглый алтарь, к углам которых были пристроены невысокие башенки. Храм был сооружён на средства И.В. Тутолмина в модном тогда стиле классицизма. В 1860-е гг. на средства Вязниковского купца 1-й гильдии Осипа Осиповича Сенькова, уроженца Мстёры, в храме был сделан чугунный пол и выполнена настенная роспись. Равписывала храм бригада мастеров из Палеха под руководством В.А. Салабанова. В 1867 году вместо шатровой колокольни построили новую по проекту Владимирского епархиального архитектора Н.А. Артлебена. Деньги на постройку колокольни пожертвовал всё тот же купец Сеньков. Главной храмовой иконой был образ свт Иоанна Милостивого "древняго письма: кругомъ угодника изображены свв муч. Каллистратъ, Димитрий, Онисифоръ, Александръ, Параскева и глава Иоанна Предтечи; изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения другихъ святыхъ - серебряной вызолоченной ризой". В годы гонений на Церковь храм свт Иоанна Милостивого был опечатан, а кресты и колокола сброшены под покровом ночи 30 марта 1929 года.

В начале 1930-х гг. храм был приспособлен под клуб имени Первого Мая (позднее он становится клубом клеёночной фабрики им. Дзержинского). Стенная роспись закрашивается, в алтаре устраивается сцена, колокольня и ограда разбирается, часовня превращается в лавку по продаже керосина. В конце 1950-х гг. разобрали и часовню. Кирпич от разборки сооружений использовался для строительства с северной стороны здания фойе, а с западной - для устройства кинобудки и касс. После таких перестроек церковь теряет свой первозданный вид и становится учреждением культуры.

В 2005 году был возобновлён женский монастырь Святителя Иоанна Милостивого в качестве подворья Благовещенского монастыря в Вязниках. В 2006 году был установлен поклонный крест на территории обители, а на восстановленном храме Иоанна Милостивого был установлен купол. В январе 2007 года был освящён и установлен крест на куполе. Сейчас женский монастырь Иоанна Милостивого вместе с мужским Богоявленским монастырём являются основными достопримечательностями Мстёры.



Подворье образовано на месте б. приходского храма в честь свт. Иоанна Милостивого. Впервые храм упоминается в 1628-1630 гг. К середине 17 века при церкви был устроен женский монастырь. В 1764 г. по указу Екатерины II монастырь был упразднен, а храм в честь свт. Иоанна Милостивого стал приходским. В 1809 г. деревянный храм разобрали и построили каменный. В годы гонений он был закрыт и в начале 1930-х годов приспособлен под клуб.

В настоящее время церковь Иоанна Милостивого является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. В 2005 г. распоряжением архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия обитель в честь свт. Иоанна Милостивого была передана Знаменскому женскому монастырю г. Гороховца «на предмет её строительства и восстановления с возобновлением в ней иноческой жизни».
С 29 апреля 2009 г. становится подворьем Свято-Благовещенского женского монастыря г. Вязники. С 11 марта 2014 г. указом епископа Муромского и Вязниковского Нила подворье преобразовано в Архиерейское подворье святителя Иоанна Милостивого пос. Мстера. Настоятельницей подворья является монахиня Фомаида (Зуйченко).

Загаецкий мужской монастырь имени Иоанна Милостивого относится к Украинской православной церкви Московского патриархата. Он имеет давнюю историю, ведь был основан в 1625 году по инициативе Ирины Ярмолинской, вдовы полковника королевских войск. Существует версии, что монастырь расположен на прежнем месте имения семьи Ярмолинских вместе с другими монахинями.

Монастырь является одним из старейших сооружений Волыни, выполненных в византийском стиле. Основное здание этой святыни – это двухъярусная каменная церковь, с южной стороны которой расположен корпус для проживания братьев. Здесь сохраняются иконы Всемилостивой Божьей Матери, Святого Иоанна Милостивого и мученика Мамонта вместе с частью их мощей. В 1637 году Ирина наделила монастырь в довечное пользование прудом, мельницей, полями и сенокосами. Ее сын и внук также были щедры к общине и подарили им два угодья. Вскоре недалеко от монастыря возникло селение с названием Малые Загайцы. За пользование их землею сельчане помогали монахам с выполнением сельской работы. В начале XVIII столетия предки основательницы монастыря перешли в католицизм, впоследствии чего в 1709 монастырь вынуждали перейти в унию путем нанесению вреда сооружению. В 1721 г. его полностью передали в унию. При новом настоятеле монастырь был постепенно восстановлен. С 1794 года монастырь вновь стал православным с зачислением во внештатные. В период с 1813 по 1853 годы в его стенах находилось духовное училище. В середине XIX века монастырь перевели в разряд трехклассных, а с 1865 года к нему приписали Кременецкий Богоявленський монастырь. В 1899 году 4 июня во время грозы сгорел купол и разрушилась часть стены большой церкви. Вскоре неизвестный пожар уничтожил еще значительную часть монастыря и продовольственные сбережения монахов. В архиве хранились необычайно ценные книги и рукописи. Одним из важнейших раритетов была Библия первого славянского издания, напечатанная в Остроге 1581 года (хранилась в монастыре до 1914 года). С приходом большевиков монастырь был практически полностью уничтожен. В 1964 году его сняли с регистрации как религиозное сооружение и передали для культурных целей. В 80-х годах большую часть келий было разрушено. С октября 2001 года после благословения архиепископа Тернопольского и Кременецкого начались ремонтно-восстановительные работы в монастыре. Возникла потребность в значительных средствах для того, чтобы наладить связь, газо- и водоснабжение. Также возникла проблема с возвращением земель монастырю, поскольку документы по праве на владение ними были уничтожены.

Маленькая женская обитель Святителя Иоанна Милостивого, что в поселке Мстёра Владимирской области, соседствует с мужским монастырем, отреставрированным за последние десять лет. В мужском монастыре - главный мстёрский приход. На таком фоне женская обитель, которая существует уже пять лет, выглядит скромно и даже сиротливо. Здесь всего шесть сестер, которые управляются с небольшим хозяйством: огород соток на пять, пара коз и куры.

Впервые деревянная церковь во имя свт. Иоанна Милостивого упоминается в 1628-1630 годах. К середине XVII века рядом с церковью построили женский монастырь, упраздненный в 1764 году по приказу Екатерины II. Церковь сделали приходской. В 1809 году на ее месте возвели однопрестольный каменный храм. Еще через полвека на средства местного купца Сенькова в храме сделали чугунный пол, расписали стены и возвели шатровую колокольню. В 1929 году храм опечатали, росписи закрасили, сняли кресты и колокола, иконы побросали в реку, часовню приспособили под лавку по продаже керосина, колокольню и ограду разобрали, сделали пристройку под кинобудку, кассу и тир. Так храм превратился в фабричный клуб имени 1 Мая. Здесь гуляла и танцевала молодежь нескольких поколений, пока здание вконец не обветшало.

Рекорд по епархиям

Разобрав в месте алтаря сцену, сестры обнаружили основания колонн. С них и началась реконструкция храма. Советскую пристройку решили не убирать, а сделали перекрытие, и из одноэтажной пристройки получилась двухэтажная. Внизу размещается кухня и трапезная, наверху - двух-трехместные кельи. Там же, на втором этаже, расположена и комната настоятельницы, где обычно принимают гостей. Высота потолка здесь метр семьдесят, комнатка забита множеством вещей. Иконы, сервант с посудой, чайник, стеклянные статуэтки ангелов, плюшевый тигр, канцелярские принадлежности, синтезатор Casio, гитара (сестры пишут песнопения, выкладывают их на сайт, выступают на православных концертах), старенький диван и компьютер, подключенный к Интернету (им пользуется в основном матушка, и то лишь затем, чтобы проверить почту и сайт, сделанный местной прихожанкой).

Матушка угощает зеленым чаем и рассказывает, что фотографий монастыря и храма не сохранилось. Зато в архиве нашлась историческая справка, в которой перечислялось, какие 12 икон были в иконостасе. Кстати, некоторые из них нашлись в соседнем мужском монастыре, но матушка Фомаида на них не претендует. «Неужели не отдадут, если попросить?» - удивляюсь я. «Да ладно, - отмахивается она, - будет воля Божья, они к нам перейдут. А затевать войну не буду: к этим иконам люди уже прикипели, Владимирский храм не закрывался никогда, пусть молятся. А наш храм... люди привыкли, что тут был клуб, народу, конечно, поменьше. Но бывает, приезжают паломники». В основном силами паломников, или, точнее, трудников, и возрождается обитель. Иконостас еще не заполнен, но что-то подарили реставраторы, что-то написали местные художники, Мстёра ведь славится древней школой иконописи и лаковой миниатюры.

Строителей сестры нанимают на средства от пожертвований. Впрочем, это деньги небольшие, у обители пока нет даже своего расчетного счета. Епархия постоянно финансировать монастырь не может. «Знаете сколько нас таких в епархии? - по-простому объясняет матушка Фомаида. - За каждым более или менее серьезным приходом либо монастырем закреплен вот такой разрушенный храм. У нас только действующих монастырей, наверное, тридцать - рекорд по всем епархиям. А сколько храмов - даже и не знаю».

Через три месяца после начала уборки состоялась первая служба, на престольный праздник 20 ноября 2005 года. Поставили стол, положили Евангелие, зажгли свечи... На праздник приехали из Гороховца благочинный отец Илья, сестры, паломники. «Благодать особая была, - вспоминает матушка. - Что-то такое, что и не выразишь словами».

Сейчас помещение храма выбелено, подготовлено к еженедельным молебнам и панихидам. Сестры надеются, что удастся полностью закончить реконструкцию, построить колокольню, два корпуса келий и иконописную мастерскую.

Пути неисповедимые

В мастерской будут работать сестры, и в первую очередь - матушка Фомаида, по образованию реставратор станковой, масляной и темперной живописи. Ей еще нет сорока, в миру она работала при храме, имела в Гороховце (Владимирская область) семью. Десять лет назад духовник посоветовал ей пойти в Знаменский монастырь в Гороховце. Она послушалась, оставив 6-летнего сына Дмитрия на попечение бабушки. Сейчас юноше уже 17 лет, он учится в художественном училище. Я не удержалась: «Сын понял ваше решение?» «У него сейчас возникает много вопросов», - уклончиво ответила настоятельница.

У каждой монахини - свой путь. Мать Мария пришла в мстёрский монастырь вдвоем с мужем, отцом Романом. В миру она работала прачкой в детском саду, он - плотником, вырастили детей… Мать Саломея до пенсии была секретаршей на заводе... Вся жизнь 40-летней послушницы Надежды прошла при церкви во многом благодаря тете - старосты при храме. Надежда с 16 лет участвовала в службах, замуж не выходила, ее брат тоже удалился от суеты, стал священником… Старенькую монахиню Ангелину постригли дома, она хоть и числится в монастыре, но из-за болезни находится на домашнем режиме.

Сестры занимаются вышивкой, хозяйством, ездят в паломнические поездки в Дивеево и Серпухов и ведут реабилитацию людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Осознание

Строго говоря, реабилитацией алкоголиков и наркоманов занимается частный центр «Осознание». Но работают с заблудшими душами преимущественно священнослужители. Происходит все следующим образом. В Нижнем Новгороде есть церковь Сергия Радонежского, где по пятницам читают акафист Богородице перед иконой «Неупиваемая чаша». Если человек, у которого проблемы с наркотиками или алкоголем, искренне раскаивается и просит помощи, ему сначала ставят условие: трижды посетить чтение акафиста. Когда первое испытание пройдено, с человеком начинают работать батюшка и психолог: консультации, исповедь, беседы. После такого 30-дневного «карантина» люди получают возможность месяц жить при одном из шести храмов во Владимирской области. Обитель во имя свт. Иоанна Милостивого - один из них. Нарушителей дисциплины карают ужесточенным контролем и распорядком, епитимьей, а если и это не помогает - исключают из центра. Но если испытание пройдено, то все желающие затем получают возможность трудоустройства в реабилитационном центре.

Сейчас при монастыре Святителя Иоанна Милостивого в Мстёре от «Осознания» живут шесть молодых женщин, а в соседнем селе Налескино - 11 мужчин. Большинство женщин - из хороших семей, имеют высшее образование. В монастыре они убирают храм, помогают на огороде и на кухне. А мужчины - почти все - отбыли несколько сроков заключения в тюрьмах. Сейчас в Налескино они восстанавливают церковь Казанской иконы Божьей Матери, от которой практически ничего не осталось.

Во время ломок никому не дают лекарства, не вызывают «скорую» - только молитвы и терпение. В обязательном порядке все посещают воскресную школу при монастыре, через год - выпускной. «На заключительном занятии воскресной школы выставляются оценки в журнал, - улыбается матушка Фомаида. - Наша школа действительно немного похожа на обычную: музыкальные занятия, домашние задания. И вот эти дяди и тети тянут руки, всерьез возмущаются, почему двойка. Малые дети, честное слово!» «Малые дети» нередко по возвращении домой заключают между собой браки и поддерживают дружеские отношения. За год, проведенный здесь, они проходят сложный путь духовного становления, ищут себя и покоя в душе.

Наталья, 27 лет, высшее образование, бухгалтер с восьмилетним стажем:

«Как-то муж принес домой героин, мы попробовали. Муж со временем с наркотиков перешел на алкоголь, а потом бросил меня, потому что я пристрастилась, потеряла работу и человеческий облик. Три года я сидела на игле, мама начала ходить в церковь, потом в «Осознание». Она начала лучше меня понимать, и, может, это подтолкнуло меня понять ее. Я стала общаться с «осознанским» отцом Валентином, сходила на первый акафист, но впечатления на меня он не произвел. Три месяца назад я поняла, что если не приеду в монастырь, то все. И вот я здесь. Я переосмысливаю здесь жизнь. Пока еще не готова вернуться, не могу спокойно относиться хотя бы к шприцам. Надеюсь, шанс вырваться из всего этого у меня есть».

Марина, 25 лет, Нижний Новгород, высшее строительное образование:

«В школе я была отличницей, занималась легкой атлетикой и спортивными танцами. В 18 лет начала взрослую жизнь, работала инженером-программистом, снимала квартиру, окончила железнодорожные курсы и пошла в проводницы. Наркотики попробовала в 1999 году. Начала с сигарет, в 2004 году закончила героином. Все мои друзья сейчас либо на том свете, либо в тюрьме за кражи. Мне тоже приходилось красть. Когда я трезвела, мне становилось страшно, но потом снова настигала болезнь. В один из таких моментов я поняла, что у меня нет ничего, кроме скорбей, смертей, долгов и маминых слез. Папы не стало после инфаркта. Мне 25, впереди - чернота. Я искала пути через больницы, капельницы, вшивания, реабилитационные центры - не помогло. Мама узнала про «Осознание», ходила к иконе «Неупиваемая чаша», и я пошла на исповедь. Здесь я уже полгода. Мне было удивительно, что здесь ломки без медикаментов проходят мягче, чем с медикаментами дома. Труднее справиться с тем, что кошмар творится в голове. Здоровье, конечно, мы погубили. Через полгода я вернусь к нормальной жизни. На днях, в качестве пробы, поеду в отпуск на неделю. Мне страшно. Все мои друзья так или иначе с наркотиками связаны. Не поверите, все с высшим образованием: педагоги, психологи, милиционеры. Но у меня уже другое мировоззрение, я уже могу отделить добро от зла. Вернусь - выйду замуж, пойду работать архитектором-дизайнером».

Алексей Кузаков, 35 лет, г. Дзержинск Нижегородской области, средне-специальное строительное образование, 13 лет лагерей строгого режима:

«У меня алкогольная зависимость с 16 лет, в реабилитационном центре я больше года. Здесь я сделал глоток чистой жизни. Не той, где меня интересовали только деньги, чтобы их прогулять в ресторанах и клубах. Когда деньги заканчивались, я шел на преступление - грабежи, тюрьма. В школе учился хорошо, но поступать никуда не стал, хотелось чем-то выделиться, и вот выделился... Четыре раза выходил на свободу, последний раз - два года назад. И я понял, что я как личность - ноль, хотя мог бы сделать многое. Я увидел объявление в газете и попал сюда. Я за этот год изменился. Вы когда-нибудь на исповеди были? У меня были такие грехи, я такую боль причинял, не осознавая, меня вообще не интересовало, что люди чувствуют. Когда я это понял, будто гири с меня сняли. Я уже готов отсюда уйти. Этого никто за тебя решить не может, надо самому отмести сомнения. Я буду вести трезвую жизнь ради родных и близких. У меня есть семья, познакомились в церкви. В «Осознании» многие создают семьи, потому что могут по-настоящему поддержать друг друга».

Сергей Дятлов, 36 лет, Нижний Новгород, тыловое военное училище, 11 лет тюрьмы:

«За разбойное нападение я получил 11 лет в местах не столь отдаленных. Мне было 20 лет, и казалось, жизнь прошла стороной. И я решил жить тем, что было: отрицание режима, интересов никаких, туберкулез. В холодных голодных изоляторах я почувствовал силу молитвы. Все, что я у Бога просил, мне было дано. Я работал на мебельной фабрике, бабушка завещала квартиру. Но тут с женой пошли разногласия: ей хотелось денег и гулять, я решил, если она себе это позволяет, почему бы мне не уколоться. Подумаешь, героин, я же сильный, через месяц брошу. Так прошло четыре года на героине. Потом я ходил по разным диспансерам, но там брали деньги и не помогали. Пять месяцев назад я попал сюда, в благодатное место. Здесь искренне борются за каждого человека, я ощущаю эту благодать. Мы восстанавливаем храм, колем дрова местным бабушкам, на душе чисто и спокойно. И вы еще не видели лиц родителей в родительский день, когда они приезжают и видят, какими мы становимся».

Отпуск в монастыре

Валентина Переведенцева

Не устроить летом отпуск хотя бы на несколько дней - маленькое преступление перед собой. Но как лучше всего дать отдохнуть душе и телу? Кто-то традиционно едет к морю, кто-то собирается навестить родственников… А нижегородка Татьяна Ющенко, 43-летняя одинокая мама четверых детей, в прошлом году провела свой короткий летний отпуск… в монастыре.

Все началось с того, что директор частного кадрового агентства Татьяна Ющенко твердо решила отдавать десятую часть от доходов своего бизнеса на благие дела - иными словами, вносить пожертвования. И тут же столкнулась с проблемой: куда или кому жертвовать? «Через несколько дней после принятия такого решения, читая «Российскую газету», я заметила небольшую статью, в которой говорилось, что в Вязниковском районе Владимирской области, в поселке Мстёра, восстанавливается женский монастырь во имя святителя Иоанна Милостивого, - вспоминает Татьяна. - А вторы просили помочь монастырю кто чем может - деньгами или трудом. Мне особенно понравилось это выражение: «деньгами или трудом». Я поняла, что готова помочь и тем, и другим».

Татьяна признается, что в церковь она до этого ходила лишь изредка, а уж в монастыре ей тем более не доводилось ни жить, ни трудиться.

Интересно стало. «На дворе - кризис, грехов полно, да и морально я подустала от борьбы за жизнь. А еще вспомнила: в юности, когда мы жили в деревне, то с тяпкой на огороде любой стресс у меня проходил за два дня. Сейчас же, в городе, меня разрывает от дум и мыслей. Еще моя бабушка говорила: «Будут трудные времена, Танюшка, ты работай побольше да ешь поменьше, никаких дурных мыслей в голове не будет». Посмотрите, на руках у нас, городских, ни у кого мозолей нет, даже у мужиков!» - так объясняет Татьяна свое решение уехать на четыре дня в монастырь. Сказано - сделано.

Знакомство с собственной гордыней

От Нижнего Новгорода до Вязников она добиралась на автобусе два с половиной часа, а дальше - еще сорок минут на местном автобусе до поселка Мстёра. «Мои представления о Мстёре не оправдались: я-то думала, это небольшая деревенька в лесу - три дома, деревянная церквушка. Но поселок оказался очень большим и красивым! К моему стыду, перед поездкой я даже не удосужилась посмотреть про Мстёру информацию в Интернете - вот она, самоуверенность и гордыня. И только по возвращении в Нижний прочитала, что Мстёра, пожалуй, единственный в России населенный пункт, где практически каждый второй житель - художник или иконописец. Например, именно мстёрские иконописцы восстанавливали шедевр древнерусской живописи - «Троицу» Андрея Рублева!»

Из дневника Татьяны Ющенко
Пятница, день второй

«Подъем в 6 часов утра, но я проснулась раньше, так как очень хочется в туалет, а он на улице, и расстояние до него приличное. Очень хочется на свой родной и теплый унитаз. Но пресекаю все мысли о цивилизации и опрометью бегу на улицу. Надо отдать должное, туалет новый, только построили, чистый, с дорогой туалетной бумагой - мое самолюбие утихает. По дороге назад в обитель я наблюдаю рассвет, который помню только в молодые годы. И начинают мелькать в голове первые благодарственные мысли, которые давно уже меня не посещали.

Дальше - умывание, утренняя молитва, завтрак и трудовое послушание, в 12 часов - обед, можно отдохнуть, потом снова труд, в половине четвертого - чаепитие, опять трудовое послушание, ужин в 7 вечера и после него вечерняя молитва. После десяти часов отбой, но строгости в режиме нет. Можно лечь хоть в час ночи, но вставать придется в 6 утра. Таков распорядок монастыря.

За день я успеваю привыкнуть и приспособиться ко всем жителям монастыря, помочь приготовить завтрак, обед и ужин и, естественно, перемыть посуду после трапезы, переработать несколько мешков яблок на варенье и компот. И попутно все так же навожу порядок на кухне.

К вечеру начали с непривычки болеть ноги от усталости. На вечерней молитве я уже не могла стоять. И вдруг вспомнила, как недавно по телевизору показывали программу про жизнь известных людей в монастыре. Одна актриса рассказывала, как она украдкой спала на утренних молитвах, стоя на коленях. Господи, прости меня, но я поступила точно так же. Постелила коврик на пол храма, опустилась на колени, наклонилась до полу и тихо дремала. Моя гордость была разбита, самолюбие - тоже, но мне было уже все равно.

Мыслей не было. И когда, упав на кровать, я провалилась в сон, у меня возникло давно утерянное чувство благой усталости. Состояние, когда ты доволен своим трудом и ощущаешь результаты своего труда».

Откровения у плиты и за столом

Работая на кухне, Татьяне довелось кормить не только тех, кто живет в монастыре, но и всех, кто приезжает помочь, - ребят из соседнего села, где располагается реабилитационный центр «Осознание», и отца Сергия, приехавшего с ними. Разговор с последним побудил ее задуматься о том, что мужчины и женщины - два разных и несовместимых мира, так как женщины живут чувствами, а мужчины очень рациональны. «Я поняла, что соединяет нас только любовь, - говорит Татьяна. - Как мост, она соединяет отца и сына, мать и дочь, свекровь и невестку, зятя и тещу, мужа и жену, всех нас независимо от возраста, родства и положения. Возможно, это и есть Божий промысел».

Из дневника Татьяны Ющенко
Суббота, день третий

«Я закреплена на кухне в помощь. Готовим первое - рассольник, на второе рис с тушеными кабачками, салат из огурцов, чай с пряниками и печеньем. На обед собираются все женщины и мужчины. Немного опаздываем с готовкой, так как выключили свет, и мы не можем использовать электрическую плитку. Наконец, столы накрыты, все садятся. Перед приемом пищи - обязательно молитва.

Матушка Фомаида и отец Сергий - отдельно, у мужчин свой стол, и мы, женщины, за другим столом. Едим тихо, без разговоров. Когда трапеза закончена, отец Сергий неторопливо начинает беседу про Александра Невского. После беседы все встают, читают молитву и расходятся.

Остаток дня мы перемывали банки, закладывали варенье в них и переносили в кладовую, а заодно и наводили там порядок. На вечерней службе я больше не спала. Ощущала покой в душе во время молитвы. Я вела беседу с Богом и рассказывала о накопившемся у меня на душе и на сердце. Не жаловалась, не просила, не требовала, не умоляла - я беседовала. Стоя на коленях в молитве, я вдруг осознала, какой верой обладают люди, которые восстанавливают этот храм. Все мои жизненные трудности стали такими маленькими по сравнению с тем мужеством, с каким эти люди несли свой выбранный крест на своих плечах. Вот у кого учиться преданности своему предназначению! С этими мыслями я и уснула. Спала как никогда хорошо».

Лучше всякого тренинга

За время своего небольшого послушания Татьяна вспомнила, что, оказывается, хорошо готовит - особенно постную пищу. «Спасибо кризису, научил!» - смеется она. В ответ на многочисленные похвалы своей стряпне - «спаси Господи» вместо «спасибо». А подводя мысленно итоги пребывания, она поняла, что получила неизмеримо больше того, за чем приехала: самооценка поднялась без всяких тренингов и семинаров - от честного труда, от благой усталости. Ушли сомнения, но появились вопросы, о которых так часто забывают городские жители. А главное, к ней пришло желание продолжить эксперимент и совершить еще не одно путешествие по святым возрождающимся местам.

Из дневника Татьяны Ющенко
Воскресенье, день четвертый

«Утро началось активно: служба воскресная, поэтому завтрака нет, а будет обед. И я готовлю все самостоятельно, мне доверили кухню и приготовление пищи, помогали только девочки из центра «Осознание». Приготовили настоящий украинский борщ, на второе отварили вареники с картошкой, девочки сделали очень вкусный салат и компот из свежих яблок. Трапеза растянулась на несколько часов, так как приехали паломники из Коврова. Кормили, мыли посуду - в несколько смен.

На душе стало светло и тепло, мне захотелось отблагодарить людей. Я замесила тесто, и на ужин мы все вместе пекли плюшки с маком. Было весело, мы смеялись, тихо пели церковные песни. А в понедельник рано утром я должна была уехать.

Обязательно вернусь сюда снова. Только когда - не знаю, загадывать не люблю».

Оксана ПРИЛЕПИНА