Путешествие в древний египет. Барбара Мертц Красная земля, Черная земля

Древние египтяне называли свою страну Та-Кемет – Чёрная земля? Почему? Как вы думаете, что они называли Красной землёй?

Собственно древний Египет представлял собой узкую речную долину, вытянутую с севера на юг и стиснутую с двух сторон каменистами скалами. Для древних египтян их собственной страной, землею, созданной богами и полной богов, землею, все в которой созданно и происходило единственно верным путем, была лишь сама речная долина, которую они называли Кемет, "Черная". Черный цвет для египтян символизировал плодородие, поэтому если изображение того или иного божества имеет черный цвет кожи, это означает его плодородность, а значит, благосность.
Для жителя долины отсюда, от скал и начиналась пустыня, расходящаяся широкими крыльями в обе стороны от нильской долины - Восточная пустыня (то есть пустыня, находящаяся к востоку от Египта) и Ливийская пустыня. В пустыне, расстилающейся по обе стороны от нильской долины, цвет почвы - красный. Там властвует рыжеволосый бог разрушения Сетх, извечный враг упорядоченного, божественно правильного хода вещей. Египтяне называли пустыню Дешрет (Дешерет) , "Красная".

Введение

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников.

В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время... Актуальность выбранной темы обусловлена активным развитием международного познавательного туризма в Египте. Цель данной курсовой работы - описать культуру древнего Египта. История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной. Сегодняшний Египет - крупнейшая арабская страна, расположенная на северо-востоке Африки.

Почему Египет называют Египтом?

Итак - древний Египет. Кто из нас с самого детства не слышит слов: «Египет», «египтяне», «египетские иероглифы», «египетские пирамиды», «древний Египет». Но самым удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину. В древнем Египте жители именовали свою страну «Черной», а себя -- «людьми Черной (земли)», по цвету плодородной почвы низменной долины Нила. Еще в глубокой древности, соприкасавшиеся с египтянами народы Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья дали Египту свое название: Миср -- «Населенное место, город», так как их, видимо, поразила населенность Египта и большое количество городов, расположенных близко друг от друга. Современные египтяне свою страну тоже называют: Миср. Почему же мы, как и многие другие европейские народы, употребляем слово «Египет»? Это название пошло от древних греков. Оно происходит от названия древнеегипетского города Мемфиса -- Хикупта. В начале 1 тысячелетия до нашей эры, когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис на рубеже Дельты и долины Нила. Его название (вернее -- одно из названий, так как «Мемфис» тоже египетское слово) «Хикупта» или «Айгуптос» греки взяли за обозначение всей страны. Так что наше слово «Египет» тоже очень древнее, но оно пришло в европейские языки не непосредственно из египетского языка, а из древнегреческого.

За то, что "открыл" ее для меня.

Вначале рассказываю о том, что:

  1. Египтяне называли свою землю "Кемет" - Черная земля за ее плодородие в долине Нила.
  2. Египтяне были искусстными мореплавателями и плавали не только по Нилу, но и по Средиземному морю.
  3. Ученые до сих пор точно не знают как строились пирамиды, но полагают, что в их строительстве принимало участие очень много людей. (Они передвигали огромные камни и используя различные приспособления поднимали их все выше и выше. Мастерство строителей было столь высоко, что между некоторыми камнями и сегодня не возможно просунуть даже тонкий нож.)
  4. Тутанхамон (последний фараон XVIII династии) начал править Египтом в возрасте 8 - 9 лет.
  5. Египтяне писали на папирусах. Папирус это особый материал для письма подготовленный из травы семейства осоковых, которую египтяне собирали в заводях Нила.
  6. Египтяне поклонялись сотням разных богов и богинь
    Для богов возводили храмы.
    Храмы - это не только дом бога, при храмах работали школы, мастерские, склады.
    Самыми важными богами Египтян считались:
    Гор - бог с головой сокола, покровитель военных.
    Ра - бог солнца.
    Анубис - бог смерти с головой шакала.
    Богиня Себек - с головой крокодила - покровительница Нила
  7. Древнеегипетская цивилизация существовала около трех тысяч лет.
  8. В Египте были рабы - обычно захваченные в боях военнопленные.

9. Жила Нефертити давно: в 14-м веке до нашей эры, то есть 3400 лет назад. Она была женой фараона Аменхотепа-IV. Супруги прослыли большими реформаторами, поскольку основали новую столицу Египта Арман и пытались распространить среди подданных свою собственную религию – поклонение одному богу Атону, изображавшемуся в виде солнечного диска. Суть религии заключалась в том, чтобы заменить всех местных идолов на одного - бога Солнца.

Нефертити, одно из имен которой - Нефернеферуатон - означало "Прекрасны совершенства Солнечного диска", играла важную роль в событиях своего времени. Она была не только царицей, но и прежде всего, верховной жрицей, участвовавшей во всех храмовых службах и ритуалах. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.

А хотели бы вы с ней встретиться?

Волшебный ритуал переноса во времена царицы Нефертитти.

Одеваемся в "египтян", а попутно рассказываю:

В жаркую пору одежда мужчины состояла из одной набедренной повязки. Но выйти из дому без браслетов и других украшений было немыслимо. На пальцы надевались бесчисленные кольца, шею украшали несколько рядов бус. Сандалии были большой редкостью и ценились очень высоко. Плели обувь чаще всего из папируса, реже из кожи, иногда ее даже изготовляли из золота. Простой египтянин основной путь проделывал, неся свои сандалии в руках. Наряд знатных египтян был практически одинаков и у мужчин, и у женщин. Их полупрозрачные платья надевались прямо на рубашку. Строгость длинной юбки скрашивал обязательный разрез до пояса. Как мужчины, так и женщины носили парики, в которых блестели украшения. В одно из головных украшений вкладывали благовония.

А как же попасть к царице? Что нужно сделать чтобы стража пропустила нас во дворец?

В древнем Египте чтобы получить ответ на важный вопрос использовали оракул (гадание). Вот и мы сейчас узнаем как попасть нам во дворец.

Достаем шифровку и ключ – отгадываюем послание.

Теперь нужно собрать бусины. Нужно будет выполнять задания персонажей которых мы встретим на пути.

БАЗАР . Встречаем торговца и тот обещает бусину, если дети помогут ему сделать серебряные медальоны. Один из способов изготовления украшений в Египте – чеканка.

ПУСТЫНЯ: Торговец рассказывает, что несколько бусин находятся далеко в пустыне. Прибыв на место, видим миску с крупой пшеничной. В ней спрятаны 11 бусин.

Гончары: гончары изготовляли посуду на гончарном круге, а потом ее обжигали. Так же вырезали посуду из красивых камней, найденных в пустыне.

Я тут по случаю купила гончарный круг, но к сожалению были проблемы с батарейками и мы его так и опробовали! Завтра с утра в магазин Артем собирается за батарейками.

Великий Нил . Во время разлива уровень воды в Ниле поднимался в некоторые годы до 14 м. За четыре месяца вода приносила в долину много природных удобрений. Они оседали на залитые водой поля. Только в середине ноября река возвращается в свои обычные берега. Тогда и начинается сев, урожай собирали весной.
За тысячелетия разливы создали в узкой долине мощный пласт мягкой плодородной почвы блестящего черного цвета. Поэтому жители называли свою страну «Черной землей» в отличие от соседних каменно-песчаных пустынь и о том, что сейчас это одна из двух самых длинных рек в мире.

В Ниле (ванная с подкрашенной водой) плавает банка с бусинами. Охраняют ее крокодилы (вырезаны из картона). Дети кидают в крокодилов монетки, пока хищники не уйдут на дно (картон намокает и тонет быстро, так что не бросайте крокодилов в воду заранее). После этого достают банку с бусинами.

Оазис . Ведущий рассказывает детям, что такое оазис и обещает подарить бусину, если они скажут, какое растущее здесь дерево египтяне считали священным деревом жизни. В качестве подсказки, ведущий задает вопросы, а дети складывают название дерева из первых букв ответов на них. Вопросы:

  1. Мифическое существо с телом льва и головой человека (Сфинкс)
  2. Обозначения слов или букв у древних египтян (Иероглифы)
  3. Священное животное, которое египтяне называли “миу” (Кошка)
  4. Место в пустыне, где есть источник воды и много растений (Оазис)
  5. “Обитатель” пирамиды (Мумия)
  6. Животное, которое возит людей и грузы. Но не верблюд. (Осел)
  7. Бог солнца у Египтян (Ра)

Если ответа на какой-то из вопросов дети не знают, ведущий им подсказывает (на нашем празднике затруднения вызвал только последний вопрос). Так же он может комментировать остальные ответы, добавляя какие-то подробности. И нужно рассказать про сикомор, показать его фотографию.

Библиотека . Дети приходят к писцу и тот обещает бусину в обмен на новые свитки папируса. Папирус просто сделать из бумаги (свернуть трубочкой, закрепить и нарезать треть, чтобы получились листья) и разложить по комнате, чтобы дети прежде его собрали. Потом нужно отрезать корень (расскажите, что корни съедобны) и листья, а стебель разрезать вдоль. Получится несколько полосок. Их складывают, как и для настоящего папируса, одним слоем вдоль и вторым слоем – поперек. Ведущий рассказывает, что у папируса клейкий сок и под прессом части прочно соединяются. А на празднике их можно смазать ПВА. На получившихся папирусах дети в конце праздника могут что-то написать.

Школы находились при храмах. И родители приводили детей с малолетства, когда они решали, что ребенок созрел для обучения. Сохранились сведения, что некий чиновник привел своего малыша в школу, когда ему исполнилось пять лет.

С рождения дети египтян бегали голышом. Мальчики носили ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок. Мальчику перед школой давали набедренную повязку. Повзрослевшие девочки одевали платьица. Но девочки, вероятно, никогда не посещали школу – они довольствовались домашним обучением. Мальчики же учились порядка 12 лет.

Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. Папирус был слишком дорог, чтобы давать школьникам, поэтому практиковались дети на полированных пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. Затем повзрослевшему ученику доверяли чистый папирус, на котором он кисточкой красными и черными чернилами переписывал из “учебника” какие-либо религиозные тексты. Заглавие и начальные строчки текста писали красными чернилами, остальной текс - черными. Каждый писец обучался и рисованию, поэтому он рисовал и рисунки на папирусе. При этих школах были библиотеки, где хранились древние тексты: религиозные, назидательные и литературные произведения.

При обучении египетских чиновников уделялось много внимания заучиванию различных священных текстов.

На поздних ступенях образования уделяли много внимания изучению наукам.

Ученики сдавали экзамены. Того, кого признавали выдержавшим экзамен, освобождали от мирской одежды, далее купали, брили наголо, умащали тело благовоньями и одевали в жреческое одеяние.

Поля . Дети приходят к крестьянам и те просят помочь посадить растения - у нас была мята. Еще я рассказала об использовании в древней Греции мяты.

и вообще о том как люди того времени работали на полях без транспорта.

После разлива мягкую, жирную и влажную почву пахали на быках или коровах (1). В распаханную землю бросали зерно (2). Затем по полю прогоняли коз, овец и баранов, которые втаптывали семена в рыхлую почву, спасая их тем самым от птиц (3). Когда наступало время жатвы, выходили жнецы, в их деревянные серпы были вставлены кусочки заостренного камня (4). Сжатый хлеб перевозили на ток - круглую площадку для молотьбы и прогоняли по нему быков или ослов, которые копытами выбивали из колосьев спелые зерна (5). Вымолоченное зерно провеивали: руками или деревянными лопатками его подбрасывали высоко вверх, ветром относило более легкую шелуху, а тяжелые зерна падали вниз (6).

Пирамида . Последние несколько бусин лежат в пирамиде. Но дорогу к ним охраняет сфинкс, задающий загадки. Загадка: “Почему древние египтяне называли свою страну Кемет (черная земля)”. Всю необходимую информацию (о том, как важен был Нил, как хорошо все созревало на удобренных его черным илом полях) дети получили, когда прокапывали каналы. Но, возможно, им потребуются наводящие вопросы, чтобы ответить сфинксу.

А знаете ли вы, что в древнем Египте был создан календарь?

Один из первых солнечных календарей зародился в Египте. Египетский календарь отличался исключительной простотой и удобством. Год делился на 12 равных месяцев, каждый из которых содержал по 30 дней. Месяцы назывались так:

  1. Тот – Thoth
  2. Фаофи – Phaophi
  3. Атир – Athyr
  4. Хойяк – Choiak
  5. Тиби – Tybi
  6. Мехир – Mechir
  7. Фаменот – Phamenoth
  8. Фармути – Pharmuthi
  9. Пахон – Pachon
  10. Пайни – Payni
  11. Эпифи – Epiphi
  12. Месори – Mesori

Каждый месяц делился на 3 больших недели, по 10 дней в каждой, и на б малых недель, по 5 дней в каждой. Греки назвали их «декадами» и «пентадами». Кроме деления на месяцы год был также разделен на 3 сезона по 4 месяца в каждом: время разлива Нила, время сева и время сбора урожая.

Все бусины собраны. Пришли к Нефертитте.

О впечатлениях сына: очень понравилось, просит еще чего-нибудь такое же.

Тема урока: «Древний Египет».

Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

Цель и задачи урока:

    Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Древний Египет», проверить знания учащихся по данной теме;

    Научить применять знания на практике, проявляя различ­ные творческие способности.

    Развивать умения устно отвечать, работать в команде;

    Воспитывать интерес к учебе, стремление больше знать по изучаемому предмету

    Проверить знание учащихся основных терминов, понятий и определений по теме.

Определить уровень знания учащихся:

Процесса образования, расцвета и увядания египетской цивилизации;

Достижений египтян в экономике, общественном устройстве, в культуре;

Основных природно-климатических условий.

Определить уровень понимания учащихся:

Того, что древние египтяне были «учителями учителей» многих последующих цивилизаций;

Так же, что египтяне создали уникальное для своего времени централизованное государство, в котором ведущее место занимали во всех сферах свободные люди, подчеркнуть руководящую и регулирующую роль фараона.

Определить уровень умения учащихся:

Показать на карте географическое положение государства Египет.

Оборудование урока: карта «Египет и Междуречье до середины I тыс. до н. э.», аппликации по истории древнего мира для V класса, карточки, кроссворды, рисунки, презентация урока, компьютер

Форма проведения: нестандартный урок, игра

Структура урока:

I. Организационный момент.

Постановка цели урока.

II . Обобщение и систематизация знаний по теме «Древний Египет».

Актуализация опорных знаний:

    Какую тему мы закончили изучать? (Древний Египет)

    Где и когда возникло Египетское государство? (В Северо-Восточной Африке, на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря более 5 тысяч лет назад, 3 тыс. лет назад Царь Южного Египта подчинил себе Северный Египет)

    Какими были фазы хозяйственного года а Египте?(В июле начинается разлив Нила в ноября Нил, посев и рост урожая ноябрь –март; апрель, май сбор урожая, и в июне ремонт каналов

    Почему жители Древнего Египта называли себя жителями « Черной земли»? (древние египтяне называли плодородную землю « черной землей»)

Начинаем игру « Тайны Древнего Египта»

Основная задача: собрать все ключи, которые помогут отгадать имя ученого, разгадавшего древнеегипетскую письменность. Ключи с буквой и цифрой даются после выполнения каждого задания.

Задание первое Заполни карту. На контурной карте подписать реку Нил, моря, район земледелия и столицу Древнего Египта.

Задание 2. Тайна старинной рукописи.

Я, фараон___________(Тутмас), который совершил самые большие завоевательные походы в ____(1500 году до нашей эры). Я завоевал страну __________(Нубию), в ней много золота. Еще завоевал Синайский полуостров, он богат _________(залежами медной руды). А также мне покорились__________(Палестина),__________(Сирия),______(Финикия)

(За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)

Задание 3. Блиц – опрос

1.Какое мифологическое существо строили рядом с пирамидами?(Сфинкс)

2.Для чего строили пирамиды?

3.Пирамида какого фараона самая высокая. Когда она построена? (Пирамида Хеопса около 2600года до н.э, высота 150м).

4. Пирамиду какого фараона нашли неразграбленной?(Фараона Тутанхамона)

(За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)

Задание 4.Определение понятий.

Служитель богов в храме-

Статуя, изображающая льва с головой человека- сфинкс

Задание 5 Веселая минутка

изображаем плеск рыб.

Задание 6 Исторические памятники.

Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют

литература архитектура живопись скульптура

    Миф об Осирисе

    Большой Сфинкс

    Росписи на стенах храма

    Пирамида Хеопса

    Храм бога Амон-Ра

    Повесть о Синухете

    Гимн богу Амон-Ра

    Папирус с песнями египтян

    Статуэтка богини Бастет

Задание 7: Исправь ошибки

Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все остальные реки Египта можно перейти вброд. Я доехал до самой большой из пирамид, в которой похоронен фараон Тутанхамон. Когда я подошел к пирамиде, то хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться в дубовой роще. Когда дождь закончился, я стал искать вход в пирамиду, но египтяне мне сказали, что гробница фараона Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась… Перестань выдумывать,- прервали рассказчика,- ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе много исторических ошибок.

Задание 8:Кроссворд

    1.Система управления страной

    7.Древнейшая столица Египта

    8.Фараон, совершивший завоевательные походы в середине II тыс. до новой эры

    9.Устройство для подъема воды

    10. Скульптура льва с головой человека

Итоги экспедиции

Сложить ключи в правильной последовательности и прочитать имя ученого

2 4 1 6 3 5 7

А ПО Ш О М ЛЬ Н

Шампольон

Многие пытались разгадать тайну иероглифов. Но удалось это сделать французскому ученому Шампольону, жившему в начале прошлого века. В то время в Египте нашли большой черный камень, покрытый письменами. Одна надпись была выполнена иероглифами, а другая -на древнегреческом языке, хорошо известном ученому. В греческой надписи встречались имена фараона Птолемея и царицы Клеопатры. А среди иероглифов некоторые знаки были обведены в кружок. Ученый предположил, что это царские имена. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие знаки П, Т, Л- знаки в двух рамочках совпали. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

Итог урока

    Путешествие по какой стране мы сегодня совершили?

    Что нового вы узнали?

    Готовы ли вы попробовать стать древнеегипетскими писцами?

    Выполните тест.

Задание первое: Заполни карту. На контурной карте подписать реку Нил, моря, район земледелия и столицу Древнего Египта.

Задание первое: Заполни карту. На контурной карте подписать реку Нил, моря, район земледелия и столицу Древнего Египта.

Задание 2: Тайна старинной рукописи .

Я , фараон ___________, который совершил самые большие завоевательные походы в ____. Я завоевал страну __________, в ней много золота . Еще завоевал Синайский полуостров , он богат _________. А также мне покорились _____________,__________,___________.

Задание 2: Тайна старинной рукописи .

Я , фараон ___________, который совершил самые большие завоевательные походы в ____. Я завоевал страну __________, в ней много золота . Еще завоевал Синайский полуостров , он богат _________. А также мне покорились _____________,__________,___________.

Задание 3: Блиц –опрос.

2.Для чего строили пирамиды?

5.Что находят ученые в гробницах фараонов?

6 Что такое мумия? Зачем ее делали?

(За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)

Задание 3: Блиц –опрос.

1.Какое мифологическое существо строили рядом с пирамидами?

2.Для чего строили пирамиды?

3.Пирамида какого фараона самая высокая. Когда она построена?

4. Пирамиду какого фараона нашли неразграбленной?

5.Что находят ученые в гробницах фараонов?

6 Что такое мумия? Зачем ее делали?

(За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)

Задание 4: Определение понятий.

Дельта, фараон, Ра, иероглиф, саркофаг, бронза, шадуф.

Служитель богов в храме-

Высокий тростник в Египте, из которого изготовляли материал для письма- папирус

Бог фараон, судья в царстве мертвых -Анубис

(За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)

Задание 4: Определение понятий.

Дельта, фараон, Ра, иероглиф, саркофаг, бронза, шадуф.

Служитель богов в храме-

Статуя, изображающая льва с головой человека- сфикс

Высокий тростник в Египте, из которого изготовляли материал для письма- папирус

Бог фараон, судья в царстве мертвых -Анубис

(За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)

Задание 5 Веселая минутка

Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем “фонарики”

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями

изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

    Миф об Осирисе

    Большой Сфинкс

    Росписи на стенах храма

    Пирамида Хеопса

    Храм бога Амон - Ра

    Повесть о Синухете

    Гимн богу Амон - Ра

    Папирус с песнями египтян

    Статуэтка богини Бастет

Задание 6 : Исторические памятники

Соедините исторические памятники с отраслями культуры , которые они представляют

литература архитектура живопись скульптура

    Миф об Осирисе

    Большой Сфинкс

    Росписи на стенах храма

    Пирамида Хеопса

    Храм бога Амон - Ра

    Повесть о Синухете

    Гимн богу Амон - Ра

    Папирус с песнями египтян

    Статуэтка богини Бастет

Задание 7: Исправь ошибки

Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте:

Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все остальные реки Египта можно перейти вброд. Я доехал до самой большой из пирамид, в которой похоронен фараон Тутанхамон. Когда я подошел к пирамиде, то хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться в дубовой роще. Когда дождь закончился, я стал искать вход в пирамиду, но египтяне мне сказали, что гробница фараона Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась…Перестань выдумывать,- прервали рассказчика,- ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе много исторических ошибок.

НАЙДИТЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ(фактические) ОШИБКИ

Задание 8: Кроссворд

    1.Система управления страной

    2.Гробница Египетских фараонов

    3.Присвоение продукта чужого труда

    4.Древнеегипетский письменный знак

    5.Денежный сбор в пользу государства

    6.Фантастическое сказание о богах и героях

    7.Древнейшая столица Египта

  • УРОК ИСТОРИИ

    5 класс

    « ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ»

    Учитель истории: Майзингер Марина Андреевна

    ст. Смазнево 2012

Более позднее население плато Гизы напоминает тип людей из Тазы. Доктор Дерри, один из медиков-специалистов по Древнему Египту, утверждал, что этот тип также напоминает происходивший из Ливии правящий класс Двадцать первой династии.

Я не хочу углубляться в спор о двух различных расах, живших в Египте. Этот спор неразрывно связан с другими проблемами, к примеру, с тем, какая именно «раса» принесла в Египет его классическую культуру. Даже если согласиться, что в Египте жили люди разного физического типа, невозможно определить, какая из двух групп населения имеет исключительное право приписать себе монументальную архитектуру Египта, письменность, сложную социальную организацию. Более древний физический тип – невысокие додинастические египтяне с тонкими костями – могут быть отнесены к смуглому «средиземноморскому типу», к абиссинцам и сомалийцам. Мы можем дать им условное название «хамиты», хотя это слово больше подходит для обозначения группы языков, чем для описания народов (антропологическая терминология вполне может пересматриваться – за время существования антропологии в ней накопилось немало путаницы). Возможно, египтян более позднего времени можно отнести к семитам, имея при этом в виду, что определение «семитский» прежде всего относится к лингвистике. Лучше всего, однако, просто отметить, что среди египтян было два разных типа, хотя для современного человека они могли бы показаться одинаковыми: коричневая кожа, темные волосы, темные глаза. Ни одна группа людей никогда не была «чистой», если только не находилась в полной изоляции; если бы она стремилась к «чистоте», это бы означало этническое самоубийство из-за кровосмешения. Подобно всем нам, египтяне, по всей вероятности, быши полукровками. На севере они могли быть арабами или иметь семитскую кровь; на юге могли быть сильны нубийские элементы.

Поэтому расовая дискриминация становилась нелепостью. Дискриминация, естественно, была, но не на основе цвета кожи. Как греки и многие другие народы, египтяне называли себя «люди». Другие народы не быши людьми, но всего лишь варварами. Когда в каком-нибудь тексте упоминается Куш (Нубия), его всегда именуют «жалкий Куш». «Не беспокойся об азиатах, – говорит принц Тринадцатой династии своему сыну. – Они всего лишь азиаты». Позднее на смену презрению к иноземцам пришел горький опыт. Некоторые из «всего лишь» азиатов вторглись в Египет и завоевали его; позднее им на смену пришел и некогда тихий, «жалкий» Куш. Потом настал черед греков, персов и римлян. Однако завоевания и оккупации не поколебали веру египтян в собственное превосходство. В этом они быши ничем не хуже и не лучше нас; нам еще предстоит пройти долгий путь, пока мы обретем способность понимать, что величие принадлежит не нации, что его может заслужить лишь отдельный человек и что все люди – братья в своих слабостях и бренности, как и во многом другом.

Красная и Черная земля

Символы Верхнего и Нижнего Египта

1. ДВЕ СТРАНЫ

Мир, в котором появился наш египетский малыш, быт довольно узок, особенно в физическом смысле – долина Нила имеет протяженность примерно шестьсот миль в длину и только десять миль в ширину. Во времена фараонов Египет состоял из долины Нила и треугольной дельты, где река разбивалась на несколько рукавов, впадающих в Средиземное море. Эти две части Египта отличались по своей физической географии, и потому египтяне всегда делили свою страну на два отличных друг от друга района. До Первой династии, когда Египет вступил на историческую сцену в качестве единого государства с единым царем, Дельта и Долина, по всей видимости, были отдельными царствами. Поскольку до нас не дошло письменных свидетельств той эпохи, о существовании додинастических царств мы можем догадываться лишь по косвенным источникам, причем эти сведения носят крайне отрывочный характер.

Цари Египта носили на голове две короны – в буквальном смысле слова. «Двойная корона» состояла из короны Верхнего Египта и короны Нижнего Египта. На двойственный характер этой монархии указывают и другие детали: две богини, Нехбет на юге и Буто на севере, охраняли царя; его титул включал слова «Царь Верхнего и Нижнего Египта» и «Владыка Двух Земель». Мы можем продолжать, но этих свидетельств вполне достаточно, чтобы с уверенностью утверждать, что когда-то наряду с топографическим существовало и политическое разделение между Верхним и Нижним Египтом.

Египтяне называли свою землю «Две страны». Государство делилось на Верхний Египет и Нижний Египет, что в грубом приближении соответствовало Долине и Дельте (Нил нес свои воды с юга на север, так что Верхний Египет на современной карте находится ниже Нижнего Египта). Иногда в книгах встречается выражение «Средний Египет» по отношению к району между Кипром и Ассиутом, но такое разделение на три части возникло лишь недавно. По всей видимости, древние египтяне любили контрасты, они резко отделяли Верхний Египет от Нижнего, а Красную землю от Черной земли.

«Черной землей» был собственно Египет, и любой, кто посещал долину Нила, легко поймет, почему египтяне выбрали именно такое название – по сравнению с Красной землей пустыни. По обоим берегам Нила тянется полоса плодородной черной почвы, ежегодно удобряемой разливами реки. Черная земля кончается внезапно, словно палец божества провел границу, повелевая: на этой стороне – жизнь, зелень растущих хлебов; на другой стороне – смерть и бесплодие безжизненных песков. Бесплодные земли окружают долину на западе, востоке и севере и переходят в две огромные пустыни – Ливийскую и Аравийскую.

Египтяне ненавидели пустыню. Там обитали только жалкие бедуины, не знающие богов кочевники; любой попавший в пустыню видел лишь нестерпимую жару, голод и жажду. Тем не менее без Красной земли Египет не был бы Египтом, каким мы его знаем. Именно на бесплодных плато Красной земли египтяне добывали золото, из которого изготавливали предметы, вызывавшие зависть у владык других держав Ближнего Востока, и которое давало власть, приносимую богатством. В пустыне и на Синайском полуострове египтяне добывали медь – сырье для инструментов, нужных при строительстве пирамид, и для оружия – при его помощи были завоеваны Нубия и восточные соседи Египта. В песках, раскинувшихся за окаймляющими Черную землю скалами, египтяне построили храмы и гробницы, сохранившиеся до наших дней, чтобы поведать нам о великолепии и величии Египта. Плодородная черная почва, столь любимая египтянами, давала вещи недолговременные, а пустыня сохранила даже такие недолговечные предметы, как ткани и папирусы – и даже человеческую плоть. Древний Египет был продуктом как Черной земли, так и Красной земли, хотя народ Египта называл себя «кемит», то есть «черные».

Район Дельты полностью относился к Черной земле – плоской, покрытой зеленью и часто болотистой. А это значит, что мы можем узнать об этом районе намного меньше, чем о районе Долины. Подавляющее большинство предметов, выставленных в музеях, было обнаружено в Верхнем Египте; Дельта же представляет собой «белое пятно» в наших знаниях о египетской культуре, и «пятно» это требует, чтобы его заполнили, особенно сейчас, когда новая плотина поднимает уровень воды над древними городами Дельты, делая их недоступными для раскопок.

Многие из этих городов во времена фараонов играли очень важную роль. В западной части Дельты находилась древняя столица Буто, «место трона». Столица располагалась среди топей, и ее богиня, кобра, позднее стала одной из двух защитных сил, охранявших царя. К югу от Буто находился Саис с его священным озером, обителью богини Нейт. Дальше на восток, почти в центре Дельты, располагался Бусирис, где Осирис жил до того, как перебрался в Абидос в Верхнем Египте. Расположенный на юго-востоке от Бусириса Бубастис должен представлять интерес для всех любителей кошек, поскольку именно здесь находилось место поклонения Баст – богине с головой кошки. К северо-востоку от Бубастиса лежал Мендес, где почитали священного барана, а прямо на востоке от этого города располагался Танис, на равнине южнее озера Мензала. Этот город не был столь древним, как Саис или Буто, зато имел довольно интересную историю. Ученые до сих пор спорят, быш ли Танис Аварисом, крепостью захватчиков-гиксосов, и Пи-Рамсесом, где подневольные древние евреи возводили для своих поработителей город-сокровищницу.