Божья матерь с закрытыми глазами. Зиновинская чудотворная икона пресвятой богородицы исцеляющая

В Греции очень почитают Панагию – Пресвятую Богородицу. Греки посвящают Ей множество храмов, монастырей и не устают воспевать хвалу, называя иконы Панагии Портаитисса – Вратарница (Иверская), Гликофилуса – Сладкое Лобзание, Кардиотисса – Сердечная, Спилиотисса – Пещерная, Хрисополитисса – Златоградая, Элеуса – Милосердная, Геронтисса – старица... Всех восхваляющих имен не перечесть.

Корфу – не исключение. На этом небольшом острове около 400 храмов и монастырей, и многие из них посвящены Панагии.

Моя подруга-гречанка, жительница Корфу, как-то спросила меня:

– Ольга, ты когда-нибудь слышала о чтимом жителями Керкиры образе Панагии Мегаломата, что находится в небольшой часовне-параклисе у самого моря?

– Нет, никогда.

– Тогда собирайся: я покажу тебе свой любимый храм!

Внезапно капитан увидел сквозь туман ярчайший свет, понял ошибку и спас судно

Керкира, столица острова Корфу, – город небольшой, и через двадцать минут мы уже стояли на берегу моря, где прямо внутри венецианской средневековой крепостной стены, в пещере, находится древний параклис с чудотворным образом XV века Панагии Мегаломаты – Большеглазой, написанным на камне.

Берег в этот час оказался пустынным, в параклисе тоже никого не было, только зажженные лампады и свечи свидетельствовали о том, что сюда приходят верующие в течение дня.

Вот что рассказала мне Рени (Ирина) Вергос:

– Мало кто знает об этой часовне, здесь не толпятся туристы и паломники, но место это совершенно необычное! Мне рассказала о нем моя мама (сейчас ей 92 года), а моей маме рассказала эту историю бабушка – так предание передается из уст в уста.

В XV веке к нашему острову подплывал корабль. Стоял сильный туман, и капитан не видел землю, между тем кораблю грозила страшная опасность разбиться о скалы.

Внезапно капитан увидел сквозь туман ярчайший свет, понял ошибку и спас судно и команду. На следующий день он отправился искать источник этого необычно яркого света – и обнаружил на берегу, в пещере, икону Пресвятой Богородицы, изображенную на камне. От нимба Панагии исходило чудесное сияние.

В XVIII веке в пещере устроили небольшую часовню – о ней знают все коренные жители Керкиры. В часовне нет служащего священника, но люди приходят помолиться в тишине.

Мегаломата – икона Фанеромени, то есть Явленная. Никто не рисовал образ – Она явилась Сама

Мегаломата – икона Фанеромени, то есть Явленная. Это означает, что никто не рисовал образ Панагии – Она явилась Сама в ответ на горячую молитву.

В сентябре 1943 года самолеты люфтваффе бомбили Корфу. Во время бомбежек жители Керкиры прятались в тоннелях старинной крепости и пещерной часовне. Среди них – моя бабушка 1899 года рождения и моя мама, которая на тот момент была подростком. Панагия спасла их от гибели.

В 1957 году моя мамочка носила меня под сердцем – и беременность протекала очень тяжело. Мама приходила сюда, в этот параклис, к Панагии Мегаломата, и просила о помощи. После каждой молитвы к Пресвятой Богородице она чувствовала себя лучше, так и смогла выносить дитя. Вымолила меня. У Панагии Мегаломаты (Большеглазой) большие глаза, и это глаза Матери, Которая все замечает, видит все беды и скорби Своих детей, чувствует их Своим Материнским сердцем.

У Панагии Большеглазой большие глаза, глаза Матери, Которая видит все беды и скорби Своих детей

Моя мамочка завещала мне приходить сюда и молиться здесь. Посмотри: в часовне нет ни сторожа, ни охраны – а она украшена цветами, горят свечи. Каждый старается принести что-то в дар Панагии, кто-то вышивает салфетки, кто-то жертвует деньги на храм...

Интересно, что свечи стоят в воде – в знак того, что Панагия заботится о тех, кто в море.

В обычном храме много людей, а здесь тишина: только ты и Панагия.

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

Почему так много икон Богородицы

Один юноша стал посещать православный храм и спросил отца:
— Почему в церкви так много разных, непохожих одна на другую, икон Божией Матери? Ведь Божия Матерь одна, а Ее икон много и все — разные. Разве такое может быть?
Тогда отец принес старый, уже прилично потертый семейный фотоальбом, и стал вместе с сыном перелистывать его картонные страницы. Он показывал на пожелтевшие и местами потрескавшиеся фотографии и спрашивал сына, кто на них изображен:
— Здесь мама, ей три года, вот, видно по дате.
— А это?
— Это она в первом классе. Вот написано: «Средняя школа № 2».
— А вот?
— Здесь она уже на выпускном вечере.
Отец пропустил несколько листов с фотографиями студенческой поры, потом пошли свадебные и те, где худенькая девушка — уже юная мать с ребенком. Вот она уже заметно изменившаяся, взрослая женщина... Вот уже с сединой в темных и еще густых кудрях.
— Ну, а здесь мама во Владивостоке у тети Лизы в гостях... А это после операции... в позапрошлом году...
— Видишь, сынок, — сказал отец, — мама на всех фотографиях разная и в то же время везде не кто-нибудь, а она. Так и с иконами Пресвятой Богородицы. Матерь Божия одна, но Она являла Себя, Свою помощь людям в разное время и в разных местах. И каждое Ее явление отражалось потом разными людьми в иконах. А с тех икон, принятых к почитанию Церковью, делались копии, списки уже другими людьми. У каждого иконописца была своя манера письма. И нередко считалось, что Дух Святой проявлял благодать Свою на совершенно безыскусных иконах и от них творились чудеса. В одной только книге Евгения Поселянина в конце XIX века описывается более 600 чудотворных икон Богоматери. Но если бы люди фиксировали каждое проявление святой помощи Царицы Небесной в нашей жизни, то таких Ее «фотографий» было бы бессчетное число. И вот почему. В творениях святых отцов мы не раз встречаем упоминание о том, что праведники, сподобившиеся вознесения в райские обители, не находили там Самой Царицы Небесной. «Где же Богоматерь?», — спрашивали они, и неизменно следовал ответ: «Нет Ее здесь. Она спасает на земле грешников».

Не зря мы и именуем Царицу Небесную «Скоропослушницей», «Споручницей грешных», «Радостью всех скорбящих», «Взысканием погибших», «Милующей», «Отрадой или Утешением», «Целительницей», «Одигитрией» («Путеводительницей»).

Как начиналось почитание Богородицы

Еще за шесть веков до Рождества Христова «ветхозаветный евангелист» Исаия так пророчествовал избранному народу Божиему: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7,14).
Еммануил означает — с нами Бог. И это прямо указывает на тайну двух естеств Богочеловека Иисуса Христа.

Однако и после того, как сбылось это пророчество, не только фарисеи и саддукеи, давно уже утратившие Дух Божий и поклонявшиеся букве закона, не поверили ему, но и некоторые из христиан отказывались почитать Деву Марию Богородицей. Возникла даже секта под предводительством еретика патриарха Константинопольского Нестория. Потребовалось несколько веков, прежде чем в 431 году в Эфесе, в храме, воздвигнутом во имя Пресвятой Богородицы, прошел III Вселенский Собор. Он осудил ересь Нестория и утвердил догмат об именовании Девы Марии Богородицей. Церковь устами святого Кирилла Александрийского прорекла на веки вечные: «Кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, а потому Святая Дева — Богородица, ибо Она плотски родила Слово Божие, соделавшееся плотию — тот да будет анафема».

Святые отцы утверждают, что Дева Мария родила Богочеловека, Который есть истинный Бог. Утверждено было именовать Деву Марию именно «Богородицей», но не в том смысле, что Она родила Бога, Который предвечен и является Творцом и Спасителем Самой Марии. Но в том, что изначально в Рожденном от Нее заключена вся полнота Божества. В Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2,9), — пишет апостол Павел.

«Воистину, что невозможно у человеков, возможно у Бога, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов. — Как из ребра Адама безсеменно Бог создал женщину, так из дщери Адамовой — Приснодевы и Богородицы Марии — заимствовал девственную плоть безсеменно и облекшись в нее, стал Человеком, подобным первозданному Адаму».

Все виды индивидуального православного благочестия берут начало в благочестии богослужебном. Наиболее ясно и полно сформулировано богословское учение и церковное почитание Божией Матери в богослужебных текстах. В них в полной мере проявляются наша православная вера, богопочитание и почитание Божией Матери народом Божиим.

Почитание Богородицы отражено в Божественной Литургии, в чинопоследовании Вечерни, Утрени, Часов, в суточном, седмичном, годовом кругах богослужения. Божией Матери, кроме того, посвящена каждая среда недели.

Церковное почитание Богородицы утверждается и догматом о ее приснодевстве, который засвидетельствован в святом Евангелии апостолами Матфеем и Лукой и внесен в Символ Веры, утвержденный в 325 году Никейским I Вселенским Собором. В третьем члене Символа Веры вместе с догматами о вочеловечении Господа Иисуса Христа мы исповедуем: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». В этой части мы исповедуем, что Христос как Второе Лицо Пресвятой Троицы — вездесущ и поэтому всегда был на небе и на земле, но на земле Он был прежде невидим, бесплотен; что воплощение Христово, принятие Им естества человеческого свершилось содействием Святого Духа, так что Пресвятая Дева Мария, как была Девой до зачатия, так и в зачатии и после рождения Богомладенца оставалась Девой.

Вот как об этом говорит святитель Григорий Нисский, брат одного из трех вселенских учителей Василия Великого: «Невозможно в собственном смысле употреблять слово „зачатие“, потому что слово „девство“ и „плотское зачатие“ несоединимы в Одной и Той же. Но как Сын дан нам без отца (земного), так и Отроча рождается без плотского зачатия. Дева как не познала, каким образом в теле Ее составилось богоприемлемое тело, так и не ощутила рождения. По свидетельству пророчества, без болезней было у Нее рождение: „Прежде нежели наступили боли Ее, разрешилась Сыном“».

О Своем будущем почитании свидетельствует в святом Евангелии и Сама Дева Мария — во время посещения двоюродной сестры Елисаветы, матери пророка Иоанна Крестителя. Елисавета, увидев Деву Марию, вдруг исполнилась Святого Духа, благодать Которого почувствовал и младенец, которого она носила во чреве шестой месяц, и воскликнула: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1,43).

Дева Мария ответила: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1, 46-49).

Сама Богородица приоткрывает в этих словах причину столь сильного почитания Ее среди «всех родов». Смирение и любовь к Богу стали основанием тому величию, которое сотворил Ей Господь. Ибо потом и Сам Он, облекшись во плоть от смиренной, будет вразумлять ко спасению нас, падших: Научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11,29).

«Вся — чертог Духа, вся — близ Бога»
Преподобный Иоанн Дамаскин.

По слову святого Иоанна Дамаскина, «именование Матери Божией содержит в себе всю историю божественного домостроительства в мире».

«Приснодева превыше всех святых, — писал святитель Игнатий (Брянчанинов), — как по той причине, что сделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самой постоянной, самой внимательной слушательницей и исполнительницей учения, возвещанного Богочеловеком. Как заменил Господь Адама Собой, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девой, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности... Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренной и богоугодной жизнью в сосуд Божий».

И сам собой приходит ответ на вопрос, почему никто из людей, рожденных во все времена, не почитается выше Богоматери. Так, например, мы не только не почитаем, но и не знаем имени матери святого праотца Авраама, давшего миру потомство избранного народа Божия. Также ничего не знаем и о матери святого царя и пророка Давида, из рода которого происходила и Сама Дева Мария.
И не должно смущать нас то, что в святом Евангелии не говорится о Ее деяниях в те моменты, когда земная слава Ее Божественного Сына сияла особенно ярко. По Своему глубокому смирению, как объясняют святые отцы, не позволяла Она апостолам описывать Свои подвиги.

Не должно быть смущения и тогда, когда мы читаем в святом Евангелии о том, как Матерь Божия и Его братья по плоти, не сумев пройти к Нему из-за скопления народа, чтобы говорить с Ним, просили передать Ему, что они ожидают Его, а Он ответил: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (Лк. 8,21). И кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 50).

Нет здесь ни противоречия, ни умаления Богоматери. Ибо Божия Матерь была единственной из людей, кто с самого детства воспитывался в храме Божием, всегда слушал и исполнял слово Божие. И подобно тому, как Она носила на руках Своих Сына Божиего во время Его земного младенчества, так и Он, воздав Ей должную славу, принял Ее душу на Свои руки в начале Ее небесной жизни. Более того, исполняя закон, данный Им о почитании родителей детьми, Сам Господь Иисус Христос почтил Свою Пренепорочнейшую Матерь Ее воскресением в третий день и вознесением к Себе в Царство Небесное вместе с Ее пречистым телом.

Еще при жизни Пресвятой Богородицы было положено начало и почитанию Ее икон. До нашего времени дошли несколько изображений Ее Пречистого Образа, сделанных евангелистом Лукой. Одним из образов, принадлежащих письму евангелиста, по Преданию, является знаменитая Владимирская икона Божией Матери, сыгравшая великую роль в судьбе России.

Предание сохранило нам и историю нерукотворного образа Пресвятой Богородицы в Лидийском храме. Она связана с проповедью Евангелия апостолами Петром и Иоанном в городе Лиде, где они построили храм во имя Пречистой Девы. Вернувшись в Иерусалим, апостолы просили Божию Матерь освятить храм Своим присутствием.

«Идите и радуйтесь, Я буду с вами там» , — ответила Она.

Придя в Лиду, они обнаружили на одном из внутренних столпов храма неизвестно кем и с величайшим искусством созданный образ Богоматери.

С прибытием в лидийский храм Божией Матери, возрадовавшейся при виде Своего образа и молящихся у него, икона получила благодатную силу.

Молчание — щит Богородицы

Земной путь Божией Матери был путем отрешения от всех земных благ и удовольствий, путем простоты и нестяжательности, добровольных лишений, приносимых в жертву Богу. При этом Она имела всю славу, которую только мог иметь человек во все времена существования человечества. «Если бы меня спросили, — пишет святитель Димитрий Ростовский, — кто в Поднебесной сильнее и крепче всего?.. — я бы ответил: „Нет ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, чем Пресвятая Владычица наша Богородица, Приснодева Мария“. Сильна Она на земле: ибо стерла Она главу невидимого змия и попрала адскую силу. Ею воздвигаются победы, Ею ниспадают врази. Сильна Она на небе: ибо Бога Всесильного и Крепкого молитвами связывает, умилостивляет к нам. Связывает, говорю, своими молитвами Бога, Которого некогда на земле связывала пеленами, ибо когда Он, прогневанный нашими грехами, хочет нас казнить... Она простирает к Нему умоляющие руки... чтобы не погубил грешников с их беззакониями».

Митрополит Московский Филарет называет жизнь Пресвятой Богородицы беспримерной для прочего человечества, потому что таинство Матери Господней неповторимо и необобщимо, но одновременно и предостерегает нас от мысли, что достоинства Божией Матери неподражаемы. «Пример святости Пресвятой Девы дан нам Евангелием не только для нашего благоговения и удивления, но и для нашего назидания и подражания», — говорил сей мудрый наставник.

Земная жизнь Богородицы, как и жизнь многих христиан того времени, была полна неисчислимых скорбей и печали. И Пресвятая Дева на протяжении всей Своей жизни предпочитала молчаливое страдание.
Молча страдать — вот что было на земле Ее постоянным уделом.
Она молчала, когда в холодную зимнюю ночь Ей негде было приютить Новорожденного Сына и когда лишь домашние животные согревали своим дыханием Царя царствующих в вифлеемском вертепе.
Она молчала, когда в страхе за Своего Божественного Младенца бежала с Ним в далекий Египет от жестокого Ирода, когда попадала в руки разбойников.
Она молчала, когда растила Сына в бедном доме на средства, добытые плотницким трудом старого Иосифа, которых, может быть, и не всегда хватало на пропитание их семейству.
Она молчала, когда Сын оставил Ее и ушел на Свое великое дело проповеди народу слова Божия.
Она молчала, когда Он, Ее Божественный Сын, стоял избитый бичами, оплеванный, в терновом венце, под которым на любимом челе запеклась кровь. Когда Он, падая, подстегиваемый легионерами, нес по улицам Иерусалима Свой Крест.
Она молчала, когда до Ее слуха доносились звуки тяжелого молота, забивающего гвозди в тело Ее Божественного Сына.
Молчала, когда Он, вися на Кресте, оставленный любимыми учениками, переживал муки, вобравшие в себя муки всего человечества, всю горечь наших грехов и тяжесть вины перед Богом всех людей всех времен и народов.
Она смотрела и молчала, готовая в любое мгновение за Его жизнь отдать Свою жизнь, Своей мукой облегчить Его муку... Поддерживаемая лишь мыслью, что страдания Ее Сына — это вольные страдания, о которых Он часто говорил.

Велико значение этих минут в жизни человечества.

В безмолвии открыт был Ее душе новый подвиг — подвиг спасения людей, всех жаждущих веры и томящихся в сомнениях, вечно нуждающихся в помощи и в пощаде. Ее «херувимское служение» Божественному Сыну — а «херувимское» буквально означает «исполненное множества разума» — восполнилось новым служением, без всякой выгоды, ради Божественной любви — всему роду человеческому...

Свято исполняет с тех пор Богородица заветы Божественного Сына, непрерывно и с великим усердием пребывая в трудах по спасению душ наших.

По церковному преданию, Дева Мария смиренно молилась о Савле, будущем апостоле Павле, когда он с фарисейской ожесточенностью гнал христиан и участвовал в их казнях...

Почитание Божией Матери в России

Изначально в писании святых отцов встречаем мы указания только на два удела Богоматери: Иверию и святую гору Афон. Однако уже очень скоро после принятия Православия на Руси положение изменилось.

С великим благоговением и трепетом позволили себе наши предки дерзновенно отнести к числу уделов Пресвятой Богородицы и третий — Русскую землю, нашу Россию, свет веры Христовой в которую проник еще в I веке вместе с апостолом Андреем Первозванным, водрузившим Крест на Киевских горах.

С тех пор как святой апостол основал первую христианскую общину и основал храм в Херсонесе, Россия прошла многовековой путь от раздробленных языческих племен до православного государства со столицей Москвой — третьим Римом.

Принимая в святом Крещении Православие, русский народ получил и всю полноту проявления своей исторической личности во Христе. На протяжении веков наш народ являл собой и являет поныне единую Церковь Христову, тело Христово. Приснодева Мария, будучи Матерью Пречистого Тела Господа Иисуса Христа, является и Матерью Церкви как Тела Христова. А это значит, что Церкви Христовой неизбежно сообщаются черты и свойства Богоматери, в образе Ее служения Своему Сыну Христу.

Русским народом это было удивительно точно восчувствовано и воспринято. В его духовном облике появился ярко выраженный «богородичный характер», который был отмечен многими исследователями русской святости.

Богородичный дух и характер русской души формировались прежде всего под влиянием монашества, которое началось и развилось с возникновением знаменитого Киево-Печерского монастыря, основанного в начале XI века преподобным Антонием Печерским и ставшего образцом для всех будущих монастырей России при Феодосии Печерском, стараниями которого был получен и введен в Лавре студийский монашеский устав (устав преподобного Феодора Студита, написан для Студийского монастыря, подробно описывает обязанности по монастырским должностям и послушаниям — прим. ред.).

Не случайно было появление в Киеве преподобного Антония Печерского. Долгое время подвижник пребывал на святой горе Афон, пока игумену обители не было указано от Бога, чтобы он отпустил Антония в Россию. И вот, как повествует Киево-Печерский патерик, «Антоний... придя в Киев... и взыде на холм и возлюби место то, помолился Богу со слезами, глаголя: „Господи, да будет на месте сем благословение святыя Афонския горы“... и валися тамо, руками же своими прилежно копаша пещеру большу... Тогда прииде к преподобному Антонию в пещеру и преподобный Феодосий... и другие».

И вскоре уже весь народ русский пребывал под молитвенным покровом Пресвятой Богородицы, молитвами своих святых подвижников превратив Русскую землю в Третий удел Божией Матери.

Какой была Пресвятая Богородица

Церковь бережно хранит предания о земном облике Пресвятой Богородицы, в котором современники обращали внимание на сходство Матери и Ее Божественного Сына.

«Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные. (В одном из воспоминаний современников о Божией Матери говорилось также, что у Нее были глаза светло-карие, цвета зрелого табака — ред.). В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее. Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать» (Никифор Каллист, «Церковная история»).

«Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты» (святитель Амвросий Медиоланский).

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший из Афин в Иерусалим, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу:

«Свидетельствую Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во Вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на Небесах душой и телом. Она не только жительствует на Небесах, Она царствует на Небесах... Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас». Одну Богоматерь она просит: «Спаси нас» и «Помилуй»!

Мы, мужики, только тогда и спокойны,
когда жёны у нас, аки Богородицы,
с чадами на руках.
Мы ж на вас как на ту икону глядим.
В вас Богородицу видим.

У станции метро русская мать, продаёт русскую ягоду. Одета кое как, стоит, горбится. Целый день стоит - ни одной ягоды не съест, а ведь маковой росинки за целый день во рту не было. Нельзя съесть - продать нужно, ведь дома сын инвалид, пенсия гроши, а жить как то нужно. Придет русский полицейский, прогонит русскую мать. Вздохнет она тяжело и побредет, согнувшись ещё больше. Медленно побредет. Остановится за углом, подождет пока русский полицейский уйдет и снова встанет, где стояла. Пробегают люди мимо, равнодушные, со свинцового неба мерзкий дождик капает - стоит мать. День стоит, два стоит, уже четверть века стоит. Хоть бы взял кто ягодки, а... Возьмите люди ягодку, нашу, русскую! Не берут. Не интересуется нынче наш народ, русской ягодой - мимо бегут, дела у них. Раньше так не бегали - вроде и жили дружнее. Да и не стояла ты, мать, у метро с лукошком черники и клюквы, вымаливая у людей сострадания. А ведь могла бы и с протянутой рукой стоять, да совесть не позволяет - воспитание не то. Слаба, стара, а можешь лукошко это насобирать, можешь, дать что то этим людям, взамен на их сострадание. Вот и стоишь. А стояла б с протянутой, глядишь «сострадания» было бы больше. Ну да ладно, мать - нам ли унывать.

А люди бегут, внимания ни на кого не обращают - глаза сердитые, брови нахмуренные, спотыкаются - матюги себе под нос бормочут. Русские люди... Так и день пройдет. Ничего не продаст мать - ну да Бог с ним, побредет восвояси. Придет домой, а дома сын - обрубок второй Чеченской, в двухтысячном, подорвался на мине под Комсомольским. Лежит пьяный соколик, спит - мамку ждет, во сне босоногий по зеленой траве бегает, а трава такая мягкая-мягкая... Средний то в первую под Грозным погиб, новый год как раз был, все телевизор смотрели - волновались. А старший лет десять как уж от водки сгорел, тому всё Афганистан снился - во сне воевал. Меньшой тоже воюет... Охохох... Соколики мои синеокие. Поплачь мать, поплачь. Русская мать - солдатская мать. А что же хозяин твой? Сердце не выдержало? Всю жизнь строил, «ударник» - говоришь? И у самой грамоты имеются? Да знаю, мать, знаю... Гляжу я на тебя, мать, и словно свою узнаю - глаза такие же грустные и светлые. Сидишь ты у окна, руки на коленях сложив - в даль смотришь. А по лицу твоему морщинистому слезы бегут. И вижу я тогда в твоих грустных и светлых глазах, всех этих русских беременных баб, завоевавших для России её богатые и многочисленные земли, всех под сердцем носивших, недоедавших, недосыпавших русских матерей, отдавших Родине самое ценное свое.

Вижу бесконечное множество всех этих Матрен, Клав, Фёкл, Марф. Они стоят неподвижно и смотрят не моргая. И я начинаю различать их лица.

Вижу Тассо Газданову! Семерых сыновей дала ты Родине. Семь раз приходили старейшины к твоему дому со страшной вестью. После третьей похоронки твое сердце не выдержало. Все семеро не вернулись с той последней Великой войны. Поклон до земли тебе, русская мать, за семерых героев!

Вижу Парасковью Володичкину! Девятерых сыночков привела ты в этот мир. Все девять ушли на фронт. Шестеро не вернулись. Трое скончались от ран, сразу после той последней Великой войны. После третьей похоронки твое сердце не выдержало. Поклон до земли тебе, русская мать, за девятерых героев!

Вижу Епестинию Степанову! Тебе тоже выпало на долю проводить на лихие дороги войны всех своих сыновей. Девять раз выходила ты за калитку, держась за вещмешок сына. Дорога из хутора, шла сначала полем, а потом уходила в гору, человек в солдатской шинели был отчетливо виден. Так и запомнила ты своих сыновей-уходящими. Твоего семнадцатилетнего первенца Сашку убили белогвардейцы ещё в восемнадцатом. Плачь мама! Федьку убили японцы на Халхин-Голе. А потом началась та война. Та последняя Великая война. Всю жизнь ты отдала детям, труду, стране. Что ты могла дать ещё? Ты отдала на защиту Родины, свою маленькую Родину - твоих сыновей! Поклон до земли тебе, русская мать! Четыре года, долгих четыре года, ты ждала весточек от своих сыночков. «Скоро возвратимся в родные места. Заверяю вас, что буду бить оголтелую сволочь за родную Кубань, за весь советский народ, до последнего дыхания буду верен военной присяге, пока в моей груди бьется сердце... Мы закончим, тогда приедем. Если будет счастье»,- писал младший Сашка, Мизинчик, так называли его братья. Он последним из братьев ушел на войну. А потом писем не стало. Их не было от Павла, Филиппа, Ильи, Ивана...

В сорок третьем погиб Саша. Ему было двадцать. После окончания военного училища младший лейтенант Александр Степанов воевал на Украине. При форсировании Днепра у села Селище все бойцы его подразделения погибли. Тогда он, командир, один оставшийся в живых, зажав гранату в руке, вышел навстречу гитлеровцам... Посмертно Александр Степанов удостоен звания Героя Советского Союза.

На Курской дуге погиб Илья. Под Днепропетровском сложил голову партизанский разведчик Василий Степанов. На белорусской земле могила Ивана. Пропал без вести один из защитников Брестской крепости, Павел Степанов. В фашистском концлагере Форелькруз замучен Филипп...

Ты не сразу получила похоронки. Не надевала траурного черного платка, верила, что живы сынки, только не могут подать весточки. Но шли дни, месяцы, а они не отозвались. А ты все ждала писем от них, а получила извещения о гибели. Вернулся только один, тоже все по ночам в атаку ходил, братьев звал, да и его пережила. Четверть века хранила ты Васькину скрипку, тетрадку с Ванькиными стихами, горсть земли с Сашкиной могилы... А ведь писали соколики: «Много думаю о вас, живу мысленно с вами, родная мама. Часто вспоминаю свой родной дом, свою семью». Плачь мама!

Четверть века ходила ты той самой дорогой от хутора. Четверть века, изо дня в день, доходила ты до того самого места - где теряла из виду своих мальчиков, садилась, и долго-долго, вперив грустные и светлые глаза свои, в убегающую за горизонт степь, ждала. Вижу мать! Вижу всех безымянных русских матерей - до горизонта их, и ещё дальше. Стоят они - постаревшие раньше времени, в выцветших косынках, в рваных рубищах, босыми ногами в грязи по щиколотку, и нет в их глазах укора. В их глазах любовь. Тяжкая, невыносимая любовь. Вижу, что по твоему лицу текли слезы - но они высохли. Проснулся твой меньшой - просит водицы. Дай ему русской ягоды мать, все равно ведь до завтра попортится - никто не возьмет. Пусть поест он - авось ему легче станет. Авось всколыхнет русская ягода в нем дух русский, да почувствует он в себе силушку богатырскую, да и бросит пить горькую. Он-то парень у тебя серьезный, в институте учился, да на войну пошел. Сказал: «мама - я не могу поступить иначе». Сыночка-сыночка. Ну и что, что ног нету. Голова на плечах есть - уже хорошо. Главное - что бы душа была. Но нам русским души не занимать. Душевный мы - русские - народ. Там глядишь, жену найдет - там и внуки пойдут...

Ну что, мать, дала сыну напиться? Вижу, что расцвели твои глаза, да и сама ты как будто помолодела. Вот что делает материнство. Оно оживляет. Ибо материнство - есть высшее проявление женщины, апогей, максимально приближающий её к Богородице. Вот откуда эти Ваньки, Стеньки, Васьки, Петьки - белобрысые и босоногие, до ночи, где то шастающие. Крапивой и хворостиной секомые. На горохе стоящие. «Я те дам! Ишь ты - на войну они с Петькой уйти хотели!». Шли потом. Далеко шли, долго. Шли веками и на все четыре стороны. Завоеватели, Первопроходцы, Творцы. Покоряли, Открывали, Создавали. А матери рожали - потому что так к Богу ближе. Потому что, даря миру новую жизнь, хоть на миг, но становились Богородицами. Уж вера наша Православная нас так воспитала - хочется нам все-таки быть поближе к Богу.

Гляжу на тебя, и вижу тебя в избе, мать, в том сосновом пятистенке, откуда вся Россия вышла. Печь русскую вижу! Угол красный вижу! Мать с Младенцем в углу красном. Ох и въелся образ этот в русского мужика. Мы, мужики, только тогда и спокойны, когда жёны у нас, аки Богородицы, с чадами на руках. Мы ж на вас как на ту икону глядим. В вас Богородицу видим. И в наших глазах любовь. Большая, тихая любовь. И очень горько, мать, от того как много женщин, сегодня, выбирают ипостась нераскаявшейся Магдалины.

Что мать? Говоришь - что я ещё слишком молод? Говоришь, что я мало знаю женщин, и, однако, прав относительно их? Просто я знаю, что для женщины нет ничего не возможного. И поэтому, сейчас, когда ты предстала предо мной Богородицей, я вижу в твоих радостных и светлых глазах, всех этих беременных баб, всех этих Тань, Кристин, Наташ, Оксан, которые уже рожают Родине, крепеньких, щекастых и лобастых младенцев, заливающихся смехом на все лады. Рожают не для войны - рожают для мира, рожают для труда, рожают для дела, для жизни, для будущего!!! Молодых, смелых, сильных, честных, ученых, военных, спортсменов, рабочих, поэтов, художников, новых космонавтов, которые снова оплодотворят русским сознанием Космос. И это будет весна мира. Вижу, мать, всех этих русских матерей - до горизонта их, и ещё дальше. Стоят они - красавицы! Бесконечное множество их - смеющихся, светлых, задорных, прекрасных Богородиц. И глаза их полны любви - по младенцу у каждой груди. И ты не печалься, мать - все будет у твоего меньшого хорошо. И у тебя всё будет хорошо. Завтра ты снова пойдешь продавать русским людям русскую ягоду, и у тебя всю её, обязательно купят. И не придет полицейский и не прогонит тебя. Потому что не может быть иначе. Потому что у России глаза Богородицы...

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православии существует большое количество икон разных видов. Есть среди них и привычные, редкие и даже довольно таки необычные образы. Именно к таким ликам относят и «Всевидящее Око». Это божественное изображение дает людям представление о христианском мироздании через символическое представление.

Основной особенностью иконы Всевидящего Ока Божьего является отсутствие особых установленных молитв и акафистов, чаяний, с которыми верующие могут обращаться к тому или иному образу. Ведь это и не удивительно, Бог – всемогущий. И именно по этому важно то, чтобы молитва исходила от самого сердца.

Впервые этот божественный образ появился на Владимирских землях. Написан он был местными мастерами. Это простая, но очень красивая композиция. Отличительная черта ее – большое количество символов, которые образуют гармоничную композицию.

В нынешнее время на смену устоявшимся ценностям постоянно приходят все новые и новые идеалы. Именно по этому этот священный лик начинает обретать глубокое и особенное толкование.

  1. Значение иконы Всевидящего Ока заключается в трактовании символов христианского лада, которые помогают людям не сбиться с пути и стремиться к свету и добру на протяжении многих веков.
  2. По своему иконографическому типу этот лик относят к наиболее сложным. Она состоит из многих мелких символов, которые несут свой глубокий и особый смысл, а вместе они дают нам полную картину основной идеи нашего бытия.
  3. В центре находится образ Христа Спасителя, который снисходит благословением на страждущих. Этот образ находится в кругу, от которого исходят лучи, символизируя благодатный свет, который исходит от Христа на мир.
  4. Далее идет второй круг, который больше в диаметре. В нем находятся человеческие лица. Все это характеризует отношения мира людей и высшей сферы. Идея этого изображения выражается в таких словах: «Величит душа моя Господа и радуется дух мой о Боге Спасе моем».
  5. Внутри третьего круга изображена Богородица. Она простирает свои руки вверх для сердечной молитвы. Ее значение – заступничество человеческих душ. На этом круге красуется такая надпись: «Угль Исайи проявил солнце из Девической утробы, воссиявшее во тьме и подающее просвещение заблудшим».
  6. Заключительный четвертый круг считается самым главным. Главным его элементом является образ Господа Бога, который благославляет все человечество. Он изображен на фоне чистого звездного неба – Царствие Небесное, в которое попадут лишь те, кто праведно пройдет свой земной путь. Он окружен серафимами.

Этот лик помогает понять суть христианского мироздания – Иисус Христос является центром правды и света, Заступница человеческого рода – Богородица, а Господь Бог – творец всех начал.

В чем помогает икона Всевидящее Око

Все знают, что Господь Всемогущий. Обращаться к нему с молитвой можно при любой горести и нужде. Это может быть духовное просветление, помощь в любых начинаниях, счастье, здоровье, улаживание конфликтов и вражды, благословление на совершение важных дел. Основным в данном деле – молитва, которая исходит от чистого сердца.

Поскольку для этого образа не были установлены специальные акафисты и молитвы, используют традиционные молитвы к Господу Богу, Богородице и Спасителю. Вот некоторые из них.

Молитва Богородице

«Пресвятая Владичеце моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смереннаго(ой) и окаянного(ой) раба(ы) Твоего(ей), унынее, забвение,неразумение, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окояннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего;погаси пламень страстей моих, яко нищ(а) есмь и окаянен(нна). И избави мя от многих и лютых воспоминаний и преприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь».

Молитва Иисусу Христу

«Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

От чего защищает икона Всевидящее Око

Часто этот образ используют в ритуалах белой магии, так как она несет в себе очень большую силу. Этот лик не особо популярный и не все храмы имеют его в своих коллекциях.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал . Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

От чего оберегает:

  • Оберегает от негативного влияния;
  • Она помогает раскрыть скрытые способности человека;
  • Творит чудеса она и с людьми, которые имеют проблемы со зрением, оберегает от слепоты.

Но относиться к ней надо с определенной осторожностью.

Где вешать икону Всевидящее Око?

Этот лик можно вешать в доме там, где он будет Вами виден. Именно тогда он будет оказывать свой эффект – присутствие Господа Бога и его обознаность о всем.

Почитатели этого божественного изображения утверждают, что если долго смотреть на него, то возникает эффект купола, который меняет сознание и открывает духовный мир.

Если смотреть на образ при ровном освещении и со спокойным умом, то со временем возникает ощущение вращения сфер.Такое влияние этот образ имеет также благодаря согласованности всех элементов.

Главным в вере всегда было, есть и будет – чистая и идущая от сердца молитва. Необходимо помнить и о том, что необходимо не только просить, но и благодарить!

Храни Вас Господь!

В этом видео Вы увидите самые различные вариации изображения иконы «Всевидящее Око»:

"Любовь долготерпит,

Милосердствует,

Любовь не завидует,

Любовь не превозносится,

Не гордится,

Не бесчинствует,

Не ищет своего,

Не раздражается,

Не мыслит зла,

Не радуется неправде,

А сорадуется истине;

Все покрывает,

Всему верит,

Всего надеется,

Все переносит.

Любовь никогда не перестает,

Хотя и пророчества прекратятся,

И языки умолкнут,

И знание упразднится."

Апостол Павел.
**************
(1Кор.13:4-9)

Зачем я это рассказываю?

Мне было восемь лет. Очень я любила уже в этом возрасте маленьких детей. Мечтала стать учительницей, а ещё лучше - воспитательницей в детском саду или яслях. Когда гуляла во дворе, не могла пройти мимо ни одной коляски, ни одного малыша.

Надо мной со смеху умирали, говорили:

" Хорошая из тебя нянька получится!" Но вот маме моей это совсем не нравилось.

Она считала такое качество моего характера глупостью страшнейшей. Тем не менее, мамочки охотно доверяли мне погулять со своими детьми, легко оставляли с колясками. Подружки поддразнивали, но по-доброму. Жадно поглощая все журналы, что выписывались в нашей семье, я проглатывала также и журнал "Семья и школа", от первой страницы до последней. Неправильный подход к детям, который я наблюдала вокруг, сильно меня расстраивал. Уже тогда я представляла себе, как будет у меня самой, когда у меня будут свои дети. Забегая вперёд, могу сказать сегодня, что мечты и намерения мои сбылись. Не зря я всё это читала, вот я о чём.
Детство моё прошло в Марьиной Роще, в районе Стрелецкой улицы.
В нашем доме, в крайнем подъезде, на первом этаже жила маленькая девочка, грудная…
Не знаю, сколько ей было месяцев. Её папа гулял с коляской и я видела её завёрнутой в красное ватное одеяло в белом пододеяльнике. Вот об этом и пойдёт мой рассказ.
Дело было зимой. Когда этот папа с ребёнком впервые появился в нашем дворе, он не мог не обратить на себя особое, даже пристальное внимание. Это был молодой мужчина очень необычной, яркой внешности, он не был ни на кого похож.

У него были очень густые, антрацитно-чёрные волосы,за ними полностью прятался воротник пальто, пружинящие локоны спиралями рассыпались по плечам. Это было так интересно! Выражение лица,голубовато-бледного, было немного пугающим и одновременно чем-то притягивающим. Одного взгляда на этого человека было достаточно, чтобы запомнить его на всю жизнь.
Вот я и запомнила. Когда он шёл по заснеженной улице, на него обязательно оборачивались и провожали взглядами. Было даже нечто необъяснимо манящее, волнующее во всей его фигуре,в том, как он шёл, решительно, размашисто, думая о чём-то, только ему ведомом. Тёмный силуэт то перемещался, то останавливался на фоне ослепительно белого снега, неизбежно привлекая к себе внимание. Одет он был в чёрное длинное пальто, тёмно-синие грязноватые брюки неряшливо морщились на стоптанных ботинках, лицо было какое-то нездешнее, болезненно отрешённое. Он выходил на прогулку всегда примерно в одно и то же время. Не заметить этого я не могла, потому что все маленькие дети нашего двора были у меня "на учёте". Я, как кошка, стерегущая мышку, высматривала такие колясочки и мчалась просить разрешения погулять с ребёночком. Очень я жалела, что не было у меня ни сестрички, ни братика. А когда гуляла, представляла себе, что это мой братик или сестричка.
Плохо расти одной.

Этот мужчина вызывал у меня страх, смешанный с каким-то неосознанным, мучительным,почти болезненным интересом. Увидев его впервые, я не могла уже отвести от него глаз.Сердце замирало.Красота его была просто сказочной, но какой-то тревожной, необычной. Я уже видела такие лица на картинах в Третьяковской галерее, кажется. Стараясь не упустить момент, когда он выходил из подъезда со своей низенькой салатовой коляской, я уже "дежурила", стоя поодаль, прячась чуть-чуть за угол.

И вот папочка с коляской появлялся, наконец, и отправлялся в сторону от дома, по направлению к Дворцу культуры "Станколит". Это считалось - далеко. Путь неблизкий, предстояло переходить дорогу несколько раз.

Машин в то время было не так уж и много, но всё же он шёл не один и я думала, что это не очень хорошо – так много раз переходить дорогу с маленьким ребёночком, пусть и в коляске.

Решила взять над ним "шефство", понятное дело, что его нельзя оставлять одного.

Это было правильно. Уже через какое-то время его походка становилась неуверенной, он начинал спотыкаться, странновато пошатываясь и неожиданно разворачивая коляску в противоположном направлении. В этот момент я пугалась, что он заметит, что я иду вслед за ним. Иногда даже приседала на корточки и замирала от страха, не сводя с него глаз.

Но он не замечал ничего. Он был пьян.

Вот так его прогулки под моим "конвоем" и продолжались какое-то время, пока не сбылась, наконец, моя мечта. А мечтой моей было забрать у него ребёночка, девочку Вику, и унести её к себе домой. И стала бы Вика моей младшей сестрёнкой. Какое это было бы счастье!
Мама девочки, худенькая маленькая блондиночка с милым, мягким, всегда будто испуганным личиком, очень радовалась, когда встречалась со мной. Меня уже все знали как девочку-няньку. Знали, что со мной можно оставить коляску во дворе и даже доверить сходить с ребёнком в коляске в магазин. Иногда мама Вики, тётя Люся, просто просила меня побыть в комнате, пока ей нужно было постирать в ванной или сбегать куда-нибудь.При одном моём появлении Вика начинала вылезать из кроватки от радости.

Однажды, зайдя к маме моей любимицы, чтобы попроситься погулять с девочкой, я увидела в её взгляде такое отчаяние, такую беззащитность и обречённость, что у меня вся душа перевернулась. В её глазах, цвета нежно-зелёного ореха, читалась и мольба, и вина непонятно за что, и отчаяние. Не забыть мне этот взгляд.

Да, надо было что-то предпринять, что-то придумать, как-то помочь.
Но что я могла бы сделать для безответной тёти Люси, Викиной мамы? Забрать девочку в свою семью -вот что!И тёте Люсе будет полегче, и мы все будем счастливы,что у нас появится ещё человечек в семье.Мы живём в одном доме, в разных, правда, подъездах, значит, тётя Люся сможет к нам прийти в любое время.
И вот, однажды, во время одной из таких прогулок "под моим присмотром", папа Вики,неожиданно споткнувшись,закружился на одном месте,не выпуская коляску из рук.Он был сильно пьян, по обыкновению.Фантастически красивый молодой мужчина библейской,сказочной внешности,кружился на одном месте, привлекая внимание прохожих,в жутком танце с коляской.Девочка,завёрнутая в одеяло в белом пододеяльнике, заплакала.Сердце бешено заколотилось в груди, я сильно испугалась. Но убежать, оставить ребёнка, уже тем более не могла. Вдруг отец девочки как-то осел и повалился мягко, тихо, прямо в плотный сугроб. Тяжёлая коляска перевернулась. Я успела подхватить ребёнка раньше, чем одеяло коснулось асфальта.

Всё. Моя Вика была спасена! Я мчалась с ребёнком в руках так, будто за мной гонится Баба –Яга. Люди, идущие мне навстречу, провожали меня любопытными взглядами.

На бегу я с ужасом думала ещё о том, как он там, остался на снегу один, как же папа Вики до дома-то доберётся. Но ребёнок был важнее.
Прибежала домой, когда на улице наступал уже синий зимний вечер. Дверь мне открыла наша соседка Мария Васильевна, которая была мне по существу няней. Увидев меня с ребёнком в ватном одеяле, свёртком не намного меньше моего роста, обомлела.

Валечка! Что это? Кто это?! Откуда у тебя этот ребёнок?!

К счастью, девочка уже успокоилась и смотрела на меня с любопытством и очень весело. Ей было восемь-девять месяцев, как выяснилось позже.

Марьвасильна! Там её папа пьяный упал прямо сугроб! Я её спасла.Она теперь будет наша! Она будет моей сестричкой! Вы не представляете, как я её обожаю просто! Ну, смотрите, какая она прелесть!

Она теперь у нас будет жить! Я её очень люблю! Её мама, тётя Люся, разрешит, она очень-очень добрая! Она разрешит!Знаете, как ей тяжело живётся?! Там у неё вообще тааакооой ууужас... У Вики знаете, какой папа?! Он пьяный всё время!

Валечка! Валечка! Ай-ай-ай!Какая же ты, Валечка,глупышка! Ну, ладно, ладно… Давай, развернём её, посмотрим, батюшки, ой-ё-ёй… Беда–то какая! Ой, девулечка какая хорошенькая, ишь,какая, смотри-ка, глазки какие умненькие и смеётся! Красавица! Она тебя знает, значит?! Да-да-да! Сколько же ей месяцев-то?
Самое поразительное, что маленькая Вика и, правда, очень обрадовалась, узнав меня, и потянулась ко мне на ручки.Я была на седьмом небе от счастья.
-Марьвасильна! Мы сейчас её покормим! Я умею варить манную кашу, у нас есть творог и яблоки. Всё-всё сейчас натру, всё сделаю. Я же умею, я её уже сколько раз так кормила!
Необыкновенной красоты глаза девочки, ярко-зелёные, обрамлённые густыми ресницами сияли так, что невозможно было с ней расстаться ни на секунду. Я сообразила, что, для того чтобы уйти на кухню, ребёнка надо положить на кровать.Но ведь не оставишь же её одну в комнате!

В этот момент послышалось, как в квартиру вошла моя мама, вернувшись с работы.

Марьвасильна находилась в нашей комнате, вид у неё был виноватый и испуганный. Марьвасильна была не только нашей соседкой по квартире, но и нашим близким, почти родным человеком. Мы вообще жили очень дружно, как одна семья. Одинокая, её единственного сына Виктора убили на войне. Его фотография висела у неё в комнате над швейной машинкой. На буфете, в её семиметровой комнатке, вверху, стоял разноцветный яркий глиняный петух, а за петухом - икона...Чтобы не видно было.Над верующими очень тогда смеялись, это считалось проявлением крайней отсталости, до неприличия.Добрейшей женщина души во мне не чаяла. И вот сейчас не досмотрела за мной, девочка ушла гулять и пришла вон с кем. Ой-ё-ёй… Что же делать-то!
Мама разделась, вошла в комнату и увидела интересную сцену.
Её восьмилетняя дочь сидит на диване с грудной девочкой на руках и играет в "сороку – ворону" на ладошке. Девочка громко смеётся и подпрыгивает от удовольствия.
Моя мама была очень волевой женщиной.На всё реагировала мгновенно. Но здесь получился сбой.
В таких случаях говорят - "она лишилась дара речи". Именно это и произошло с моей мамой. Она "так и села" - не зная, что сказать и что спросить, боясь услышать такой ответ, от которого станет ещё хуже, ещё жутче.
В состоянии шока, с каким-то кротким любопытством и одновременно как-будто страхом уставилась на меня.
В её лице появилось что-то заискивающее. Видно было по всему, что у неё не получалось даже сформулировать вопрос. Она просто боялась услышать какой-нибудь ужасный ответ. В эту минуту девочка прижалась ко мне щёчкой и… поцеловала!
Я обняла ребёнка и заплакала.
- Мамочка! У неё папа пьяница! Он её потеряет когда-нибудь! Он по улице с ней ходит пьяный! С ней может всё что угодно случиться!

Мама не произнесла ни слова. Лицо её выражало такую растерянность, такое изумление, что видно было по всему, что ей требовалось какое-то время, чтобы совладать с собой. Очень редкий случай.
Я ликовала. Девочка прыгала с восторгом у меня на коленях, я уже решила, что это будет моя долгожданная сестрёнка.
-Мам! Ну, что ты так смотришь? Тётя Люся же разрешит! Она уже сколько раз разрешала мне с ней гулять!
-Какая тётя Люся?!
-Ну, из первого подъезда.
-Какого первого подъезда?! –нежно и тихо-тихо прошептала мама. На лице её появилось выражение умиления.
-Ну, в нашем доме!
-В нашем доме?! Её мать живёт в нашем доме?!
- Ну, да!
Через секунду моей мамы в квартире не было. Я только подпрыгнула от того, как хлопнула дверь. У меня всё опустилось внутри. Я заплакала так горько, прямо в голос.
Ужас какой! Моя мама не была на моей стороне. Во, она ушла за тётей Люсей и у меня сейчас отнимут ребёнка.
Вика тоже почему-то заплакала, ещё крепче обняв меня своими ручками. Эта девочка уже была мне родной.
Так мы и заревели с ней вдвоём...
Минут через пять тётя Люся, без пальто, в одной юбке и комбинации, даже без кофточки, бледная, с ввалившимися щеками, потемневшими крыжовенными глазами, влетела к нам в квартиру.

Я даже не успела произнести заготовленные мольбы. Мать схватила девочку, посмотрела на меня долгим-долгим благодарным взглядом, как-то порывисто чмокнула в щёку и...дверь хлопнула ещё раз. Я сползла с дивана на пол, зашедшись в рыдании от отчаянного горя. Моя мечта не сбылась.

Но мои прогулки с Викой продолжились. Бывали случаи, когда тётя Люся даже оставляла меня с девочкой дома на полдня. Для меня это были праздники.

Никогда, ни разу я не заметила, чтобы тётя Люся хоть словом, хоть намёком пожаловалась на свою судьбу.

Мне было совершенно ясно, что она очень любила своего мужа, отца своей дочки.

Мы как бы породнились, Вика привязалась ко мне, а я её обожала.

Шли годы, Вика росла, да и у меня всё меньше оставалось свободного времени.

По слухам, её отец повесился в состоянии белой горячки. Редчайший случай среди евреев.

Когда я встречалась с Викой случайно во дворе, она неслась ко мне, раскинув руки и сияя чудными светло-зелеными, как у матери, глазами. Густые и нежные, сильно курчавые русые волосики, обрамляющие высокий лоб, счастливое лицо. За нами наблюдал, улыбаясь и переглядываясь, весь двор, а я уже смущалась.

Как мы с ней любили друг друга! Подружки во дворе заворожённо и слегка с завистью смотрели, как она бросалась мне на шею, завидев издалека. Как светились её лучистые, тёплые глаза! А у меня ёкало сердце.Ведь нельзя было не думать о том, что надо бы быть достойной такого отношения.

Школу я закончила и мы переехали в другой район. Связь с Викой оборвалась, к сожалению великому.

Когда я пытаюсь представить, какого цвета были глаза у Пресвятой Богородицы, мне кажется, что мне это нетрудно.
Никогда не рассказывала эту историю никому, вот только сейчас решила.

А мой сын сказал мне на днях, что, если у него будет когда-нибудь дочка, он назовёт ей Викой. Интересно как.