Рационалистическая философия рене декарта. Презентация на тему «Рене Декарт» по философии Презентация на тему вклад в науку декарт

Слайд 2

Биография

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим сыном в семье. Он родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ, ныне Декарт департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.

Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где познакомился с Мареном Мерсенном будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.

Слайд 3

Математика

В 1637 году вышел в свет главный математический труд Декарта, «Рассуждение о методе». В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях - многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике и многое другое.

Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные - x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся к канонической форме (в правой части - нуль).

«Рассуждение о методе» Декарта

Слайд 4

Философия

Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой и мыслящей при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника, который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Кроме обычной материи Декарт выделил обширный класс невидимых тонких материй, с помощью которых пытался объяснить действие теплоты, тяготения, электричества и магнетизма.

Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума.

Слайд 5

Доказательство существования Бога

Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях, Декарт берется затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия, а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея о котором несовместима была бы с идеей обмана. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. Полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность.

Слайд 6

Важное достижение

Кроме того, необходимо указать и на его вклад в развитие и становление математики и физики: он ввёл буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита переменный величины(х, у, z), ввёл современное обозначение степеней, заложил основы теории уравнений; Декарт ввёл понятие силы, чётко сформулировал закон инерции, положил начало оптике, как науке; фундаментальным открытием Декарта является понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности.

Посмотреть все слайды

«Философия Возрождения» - Николло Макиавелли. Доблести принципса. Аргументы рационалистов. Идолы разума. Методологическая доминанта в исследованиях. Жан Боден. Философия Нового времени. Гуманизм эпохи Возрождения. Научная и техническая революции. Развитие техники. Критерий сравнения. Антропоцентризм. Философия Возрождения. Возрождение.

«Немецкая классическая философия» - Критика способности суждения. Основные идеи. Немецкая классическая философия. Вклад Канта в философию. Иммануил Кант. Механика Ньютона. Кант выступает как эмпирик. Гипотетические императивы. Учение о явлениях. Критика практического разума. Характер долженствования. Знание. Знаменитый вопрос. Знания, предшествующие опыту.

«Западная философия 19-20 веков» - Материалистическое учение. Неопозитивизм. Философия. Марксистская философия. Философия жизни. Идея материалистического понимания истории. Философская антропология. Изменения. Основные направления. Культура XIX и XX веков. Западноевропейская философия XIX-XX века.

«Философия 20 века» - Люди перестали чувствовать и понимать язык архетипов. Герменевтика. Сны. Анима – бессознательное женское начало в психике мужчины. Изменения в экономической жизни западных стран. Главные труды З.Фрейда. Основная идея неотомизма. Карл Густав Юнг. План. Новейшая история. Роль науки нельзя оценить однозначно.

«Неокантианство» - Веберовская типология социального действия. Вебер. Участники жертвовали собственным комфортом. Релятивизм. Модель поведения. Предположительное объяснение. Познание. Действия и высказывания. Содержание знания. Неокантианцы. Доказательное установление истины. Неокантианство. Прагматизм. Стартовые наборы наших субъективных ценностей и культурных образцов смыслополагания.

«Немецкая философия» - Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Начало должно быть едино и зависеть только от самого себя. Фейербах убеждён, что чувственность - единый источник истинного знания. Философия Фейербаха. Такой категорией является бытие. Иммануил Кант. Этика Иммануила Канта. Гегелевский метод состоит в последовательном порождении понятий друг другом.

Всего в теме 17 презентаций

Рене́ Дека́рт (фр. René Descartes; лат. Renatus Cartesius Картезий) французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.


Биография Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.


Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где познакомился с Мареном Мерсенном (тогда учеником, позже священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.


После окончания колледжа Декарт поступил на военную службу. Он участвовал в недолгой битве за Прагу. Затем ещё несколько лет участия в войне (осада Ларошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известны иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где провёл 20 лет.


Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 г. он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир». Но момент для издания был неудачным годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Теория Коперника, принятая и в книге Декарта, была официально запрещена. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд.




К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.


Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены в Париж (позже он был погребён в Пантеоне). В 1819 году многострадальный прах Декарта был вновь потревожен, и ныне покоится в церкви Сен- Жермен де Пре. В честь учёного назван кратер на Луне.


Математика В 1637 году вышел в свет главный математический труд Декарта, «Рассуждение о методе» (полное название: «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках»). В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (в том числе правильная формулировка закона преломления света) и многое другое.


Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся в канонической форме (в правой части нуль).


Создание аналитической геометрии позволило перевести исследование геометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, то есть анализировать уравнение кривой в некоторой системе координат. Этот перевод имел тот недостаток, что теперь надо было аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат (инварианты). Однако достоинства нового метода были исключительно велики, и Декарт продемонстрировал их в той же книге, открыв множество положений, неизвестных древним и современным ему математикам.


В приложении «Геометрия» были даны методы решения алгебраических уравнений (в том числе геометрические и механические), классификация алгебраических кривых. Новый способ задания кривой с помощью уравнения был решающим шагом к понятию функции. Декарт формулирует точное «правило знаков» для определения числа положительных корней уравнения, хотя и не доказывает его. Декарт исследовал алгебраические функции (многочлены), а также ряд «механических» (спирали, циклоида). Для трансцендентных функций, по мнению Декарта, общего метода исследования не существует.


Мнимые числа ещё не рассматривались Декартом на равных правах с положительными, однако он сформулировал (хотя и не доказал) основную теорему алгебры: общее число вещественных и комплексных корней уравнения равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными, однако объединял их с положительными термином действительные числа, отделяя от воображаемых (комплексных). Этот термин вошёл в математику. Впрочем, Декарт проявил некоторую непоследовательность: коэффициенты a, b, c… у него считались положительными, а случай неизвестного знака специально отмечался многоточием слева.


Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные, рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются как отношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Позже аналогичное определение числа приняли Ньютон и Эйлер. Декарт пока ещё не отделяет алгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Этот анахронизм был вскоре отброшен его учениками, прежде всего английскими, для которых геометрические построения чисто вспомогательный приём.


Книга «Метод» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Примечательно, что издана она была на французском, а не на латинском языке. Приложение «Геометрия» было, однако, тут же переведено на латинский и неоднократно издавалось отдельно, разрастаясь от комментариев и став настольной книгой европейских учёных. Труды математиков второй половины XVII века отражают сильнейшее влияние Декарта.

1 слайд

2 слайд

Латинизированное имя - Рене Картезий (Cartesius) Место рождения: Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) (Франция) Место смерти: Стокгольм, Швеция Основные интересы: метафизика, эпистемология, математика 31 марта 1596 – 11 февраля 1650

3 слайд

Школа/традиция: картезианство, рационализм Направление: Европейская философия Основной вклад в философию: идея Cogito ergo sum; метод радикального сомнения; картезианский дуализм; онтологическое доказательство бытия Божия. Период: философия XVII века (философия Нового времени)

4 слайд

Признан основателем Новоевропейской философии. Последователи: Б. Спиноза, А. Арно, Н. Мальбранш, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Э. Гуссерль и др.

5 слайд

Биография. О детстве и юности известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из «Рассуждения о методе», переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась чрезмерной критике. Родился в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани; Учился в организованном иезуитами коллеже Ла-Флеш в провинции Анжу, куда был отдан в 1604 (по данным Байе) или в 1606 (по данным современных историков) и где провел более восьми лет; В 1616 в университете Пуатье он получил степень бакалавра права (где занимался ещё и изучением медицины), хотя впоследствии никогда не занимался юридической практикой; В 1617 Декарт поступает добровольцем на службу в протестантскую армию и много путешествует по Европе;

6 слайд

В 1620-е годы Декарт знакомится с математиком М. Мерсенном, через которого он долгие годы «держал связь» со всем европейским научным сообществом; В 1628 Рене Декарт более чем на 15 лет обосновывается в Нидерландах, но не поселяется в каком-то одном месте, а около двух десятков раз меняет место жительства; В 1633, узнав об осуждении церковью Галилея, Декарт отказывается от публикации натурфилософской работы «Мир», в которой излагались идеи естественного возникновения вселенной по механическим законам материи; В1649 году по приглашению шведской королевы Кристины Декарт отправился в Швецию. Суровый климат и непривычный режим (королева заставляла Декарта вставать в 5 утра, чтобы давать ей уроки и выполнять другие поручения) подорвали здоровье Декарта, и, подхватив простуду, он умер от пневмонии.

7 слайд

Основные философские труды. 1619 год в научном отношении оказался ключевым для Декарта. Именно в это время, как Рене сам писал в дневнике, ему открылись основания новой «удивительнейшей науки». «Мир, или Трактат о свете» (1633, опубликовано только в 1664), в котором выражал свое согласие с учением Галилея; Работа «Рассуждение о методе» (1637), с которой и началась новоевропейская философия; Главное философское сочинение «Размышления о первой философии» (1641); «Первоначала философии» (1644) - компендий, суммирующий наиболее важные метафизические и натурфилософские теории автора; Большое влияние на европейскую мысль оказала и последняя философская работа Рене Декарта «Страсти души», опубликованная в 1649 г.

8 слайд

9 слайд

Рене Декарт - великий философ. Рене Декарт был не только гениальным естествоиспытателем, математиком, физиологом, но и великим философом. Основная цель его философии: устранение препятствий на пути объективно-достоверного познания. Его вклад в философию получил название картезианской революции, от Картезий – латинизированное имя философа.

10 слайд

Дуализм. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: При этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе – человеке - оказалась в принципе не разрешимой в его философии. протяжённая (res extensa) мыслящая (res cogitans)

11 слайд

Учение о субстанциях. Изучая проблему бытия, Декарт выводит базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия: Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции - Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

12 слайд

13 слайд

Доказательства существования Бога. 1. Наиболее известным является так называемый «онтологический аргумент»: Бог есть всесовершенное существо, поэтому в понятии о нем не может отсутствовать предикат внешнего существования, что означает невозможность отрицать бытие Бога, не впадая в противоречие. 2. В нашем уме есть идея Бога, у этой идеи должна быть причина, но причиной может быть только сам Бог, так как в противном случае идея высшей реальности была бы порождена тем, что этой реальностью не обладает, т. е. в действии было бы больше реальности, чем в причине, что нелепо. 3. Основан на необходимости существования Бога для поддержания человеческого существования. Декарт полагал, что Бог, не будучи сам по себе связан законами человеческой истины, является тем не менее источником «врожденного знания» человека, в которое входит сама идея Бога, а также логические и математические аксиомы.

14 слайд

Классификация идолов. Как и у Ф. Бэкона, у Декарта была своя классификация идолов – основных источников заблуждения:

15 слайд

Опорные точки рационализма. Центром внимания сделал человеческий ум, постигающий любую истину. До Декарта методология развивалась только в одном направлении – индуктивно (метод Ф. Бэкона): от единичного и частного ко все более общему. Декарт же на примере физических знаний отправлялся от самых общих положений и от них переходил к более частным положениям физики, достигая затем максимально конкретных наук. Благодаря его математическому складу ума определился путь от общего к частному – методология начала развиваться дедуктивно (метод Р. Декарта).

16 слайд

Рационалистический метод. Декарта не устраивала традиционная логика, более пригодная к рассмотрению уже известного, чем к открытию ещё нам неизвестного. Этими соображениями он руководствовался при разработке правильного метода: Самое важное правило требует считать истинным только то, что познается с очевидностью и отчетливостью (это правило требует избегать «опрометчивости и предвзятости»). Мысленно делить любое из «исследуемых мною затруднений» на предельно простые элементы. Придерживаться «определенного порядка мышления», отправляясь от предметов простых к познанию наиболее сложного. Пользоваться всегда полными перечнями, общими обзорами, в которых ничего не было бы упущено.

17 слайд

Понятие «ясного и внимательного ума». Главный принцип рационализма: Она также является важнейшим положением его методологии и гносеологии. Интуицию необходимо рассматривать в качестве естественного и одновременно интеллектуального света: интуиция отделяется от чувственных восприятий. Она есть прочное, отчетливое понятие «ясного и внимательного ума» - интуиция непосредственна. интуиция

18 слайд

Три класса идей. В познавательной деятельности Декарт усматривал: Идеи, который каждый человек получает извне; Образуемая на основе идей первого рода разновидность идей в его уме; Врожденные идеи, независимые от внешних предметов, действующих на чувства. Их отличают: ясность, отчетливость, простота.

19 слайд

Помимо врожденных идей имеются и Пример: положение о невозможности того, чтобы одновременно одно и то же было и не было. Врожденность представляет собой предрасположенность, склонность к проявлению в определенных условиях. врожденные аксиомы

Текст слайда: Латинизированное имя - Рене Картезий (Cartesius) Место рождения: Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) (Франция) Место смерти: Стокгольм, Швеция Основные интересы: метафизика, эпистемология, математика 31 марта 1596 – 11 февраля 1650

Текст слайда: Школа/традиция: картезианство, рационализм Направление: Европейская философия Основной вклад в философию: идея Cogito ergo sum; метод радикального сомнения; картезианский дуализм; онтологическое доказательство бытия Божия. Период: философия XVII века (философия Нового времени)

Текст слайда: Признан основателем Новоевропейской философии. Последователи: Б. Спиноза, А. Арно, Н. Мальбранш, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Э. Гуссерль и др.

Текст слайда: Биография. О детстве и юности известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из «Рассуждения о методе», переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась чрезмерной критике. Родился в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани; Учился в организованном иезуитами коллеже Ла-Флеш в провинции Анжу, куда был отдан в 1604 (по данным Байе) или в 1606 (по данным современных историков) и где провел более восьми лет; В 1616 в университете Пуатье он получил степень бакалавра права (где занимался ещё и изучением медицины), хотя впоследствии никогда не занимался юридической практикой; В 1617 Декарт поступает добровольцем на службу в протестантскую армию и много путешествует по Европе;

Текст слайда: В 1620-е годы Декарт знакомится с математиком М. Мерсенном, через которого он долгие годы «держал связь» со всем европейским научным сообществом; В 1628 Рене Декарт более чем на 15 лет обосновывается в Нидерландах, но не поселяется в каком-то одном месте, а около двух десятков раз меняет место жительства; В 1633, узнав об осуждении церковью Галилея, Декарт отказывается от публикации натурфилософской работы «Мир», в которой излагались идеи естественного возникновения вселенной по механическим законам материи; В1649 году по приглашению шведской королевы Кристины Декарт отправился в Швецию. Суровый климат и непривычный режим (королева заставляла Декарта вставать в 5 утра, чтобы давать ей уроки и выполнять другие поручения) подорвали здоровье Декарта, и, подхватив простуду, он умер от пневмонии.

Текст слайда: Основные философские труды. 1619 год в научном отношении оказался ключевым для Декарта. Именно в это время, как Рене сам писал в дневнике, ему открылись основания новой «удивительнейшей науки». «Мир, или Трактат о свете» (1633, опубликовано только в 1664), в котором выражал свое согласие с учением Галилея; Работа «Рассуждение о методе» (1637), с которой и началась новоевропейская философия; Главное философское сочинение «Размышления о первой философии» (1641); «Первоначала философии» (1644) — компендий, суммирующий наиболее важные метафизические и натурфилософские теории автора; Большое влияние на европейскую мысль оказала и последняя философская работа Рене Декарта «Страсти души», опубликованная в 1649 г.

Текст слайда: Основатели философии Нового времени.

Текст слайда: Рене Декарт — великий философ. Рене Декарт был не только гениальным естествоиспытателем, математиком, физиологом, но и великим философом. Основная цель его философии: устранение препятствий на пути объективно-достоверного познания. Его вклад в философию получил название картезианской революции, от Картезий – латинизированное имя философа.

Текст слайда: Дуализм. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: При этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе – человеке — оказалась в принципе не разрешимой в его философии. протяжённая (res extensa) мыслящая (res cogitans)

Текст слайда: Учение о субстанциях. Изучая проблему бытия, Декарт выводит базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия: Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции - Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Текст слайда: Доказательства существования Бога. 1. Наиболее известным является так называемый «онтологический аргумент»: Бог есть всесовершенное существо, поэтому в понятии о нем не может отсутствовать предикат внешнего существования, что означает невозможность отрицать бытие Бога, не впадая в противоречие. 2. В нашем уме есть идея Бога, у этой идеи должна быть причина, но причиной может быть только сам Бог, так как в противном случае идея высшей реальности была бы порождена тем, что этой реальностью не обладает, т. е. в действии было бы больше реальности, чем в причине, что нелепо. 3. Основан на необходимости существования Бога для поддержания человеческого существования. Декарт полагал, что Бог, не будучи сам по себе связан законами человеческой истины, является тем не менее источником «врожденного знания» человека, в которое входит сама идея Бога, а также логические и математические аксиомы.

Текст слайда: Классификация идолов. Как и у Ф. Бэкона, у Декарта была своя классификация идолов – основных источников заблуждения:

Текст слайда: Опорные точки рационализма. Центром внимания сделал человеческий ум, постигающий любую истину. До Декарта методология развивалась только в одном направлении – индуктивно (метод Ф. Бэкона): от единичного и частного ко все более общему. Декарт же на примере физических знаний отправлялся от самых общих положений и от них переходил к более частным положениям физики, достигая затем максимально конкретных наук. Благодаря его математическому складу ума определился путь от общего к частному – методология начала развиваться дедуктивно (метод Р. Декарта).

Текст слайда: Рационалистический метод. Декарта не устраивала традиционная логика, более пригодная к рассмотрению уже известного, чем к открытию ещё нам неизвестного. Этими соображениями он руководствовался при разработке правильного метода: Самое важное правило требует считать истинным только то, что познается с очевидностью и отчетливостью (это правило требует избегать «опрометчивости и предвзятости»). Мысленно делить любое из «исследуемых мною затруднений» на предельно простые элементы. Придерживаться «определенного порядка мышления», отправляясь от предметов простых к познанию наиболее сложного. Пользоваться всегда полными перечнями, общими обзорами, в которых ничего не было бы упущено.

Текст слайда: Понятие «ясного и внимательного ума». Главный принцип рационализма: Она также является важнейшим положением его методологии и гносеологии. Интуицию необходимо рассматривать в качестве естественного и одновременно интеллектуального света: интуиция отделяется от чувственных восприятий. Она есть прочное, отчетливое понятие «ясного и внимательного ума» — интуиция непосредственна. интуиция

Текст слайда: Три класса идей. В познавательной деятельности Декарт усматривал: Идеи, который каждый человек получает извне; Образуемая на основе идей первого рода разновидность идей в его уме; Врожденные идеи, независимые от внешних предметов, действующих на чувства. Их отличают: ясность, отчетливость, простота.

Текст слайда: Помимо врожденных идей имеются и Пример: положение о невозможности того, чтобы одновременно одно и то же было и не было. Врожденность представляет собой предрасположенность, склонность к проявлению в определенных условиях. врожденные аксиомы

Текст слайда: Методическое сомнение. Главный вопрос философии: Исследование возможности достоверного научного знания и метод, посредством которого можно достичь такого знания. ? Существует ли достоверное знание, которое могло бы служить фундаментом, опорой для всей науки?

Текст слайда: Решение этих задач имело своей предпосылкой преодоление философского скептицизма. Первый шаг в его опровержении: всеобщее и полное сомнение. А сомнение – это мыслительная деятельность.

Текст слайда: Непосредственная достоверность сознания. В качестве мыслящего я наверняка существую: Достоверное знание существует, т.к. существует сам мыслящий человек. «Я мыслю, следовательно, я существую». (Cogito ergo sum…)

Текст слайда: Этические взгляды. идея совершенного существа как истинного объекта любви; идея противоположности духа материи, предписывающая нам удаляться от всего телесного; идея бесконечности вселенной, предписывающая "возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью; идея солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу.

Текст слайда: Стремись всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок в мире. (с) Здравый смысл — самая распространенная вещь на свете потому, что каждый думает, будто наделен им в полной мере. (с) Одиночество нужно искать в больших городах. (с) Чему завидуют больше всего, так это славе. (с) Жажда отличий при недостатке характера сгибает одного человека перед другим. (с)

Текст слайда: Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений. (с) Трусость происходит только от отсутствия определенной надежды и желания. (с) Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять. (с) Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. (с) Ничто из ничего не получается. /Ex nihilo nihil fit/. (с) Мы можем давать себе отчет о состоянии здоровья нашего тела, но о состоянии ума — никогда. (с)

Текст слайда: Спасибо за внимание!