Щит и меч символ правосудия. Щит энциклопедия знаки и символы

Ни одно государство не может существовать без собственных символов, по которым его будут узнавать. Если задуматься, в современном мире флаги и гербы играют весьма и весьма значительную роль, поскольку в них сочетаются особенности страны, ее дух и основные черты.

В еще большей мере это касается государственного герба. Особое внимание изучению их уделяет такая наука как геральдика. К ней мы и обратимся.

Что за наука такая

Несмотря на замысловатое наименование, суть науки довольно проста. Изучает геральдика значение символов и цветов, использованных при создании герба. Такого рода знание на первый взгляд может показаться бесполезным, однако не стоит делать

Геральдика зародилась во времена крестовых походов и с течением времени впитала в себя многие традиции рыцарства, отразила быт и культуру феодальной Европы.

Герб может рассказать очень много о своем обладателе: сильные и слабые стороны, девиз, его и даже социальное положение. Все, что нужно для того, чтобы понять все это, - всего лишь обратиться к знанию, накопленному за долгие столетия изучения.

Герб и его хозяин

Прежде чем перейти к более конкретному рассмотрению тех или иных символов, определим, кому может принадлежать герб. В понимании современного человека это слово ассоциируется прежде всего с государством. У России, к примеру, в таком качестве выступает двуглавый орел.

Тем не менее, как говорит геральдика, значение символов и цветов может быть важно не только стране, но также городу, конкретной территории или даже конкретному роду. К слову сказать, именно последний вариант ранее был наиболее распространенным.

Значимость цвета

Несложно догадаться, что в исполнении герба важна даже мельчайшая, казалось бы, незначительная деталь, без которой смысл геральдического символа изменится в корне. Геральдика значение символов и цветов рассматривает как в совокупности, так и по отдельности друг от друга. Можно предположить, что только самые первые изображения, которые стали помещать на флаги и доспехи, имели случайный характер. Однако в эпоху Средневековья, когда повсеместно было распространено увлечение мистическими особенностями тех или иных явлений и существ, в эпоху, когда люди старались разглядеть скрытый смысл и некое божественное откровение в окружающем их мире, символам и цветам стали придавать особое значение.

Значение цветов в геральдике особенно велико, поскольку именно на них в первую очередь обращается внимание. Кроме того, цвет дополнительно характеризует владельца герба. В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Изначально использовались лишь четыре цвета, однако со временем палитра расширилась путём Отдельным типом геральдического окраса считаются меха - горностаевый и беличий.

Итак, рассмотрим основное значение цветов в геральдике.

Золото

Чаще всего, конечно, в гербах используется золото. Помимо привычного свидетельства роскоши и богатства, данный цвет несет в себе и другую информацию.

Использование золота в гербе изначально свидетельствовало о принадлежности если не к королевскому, то к очень богатому роду.

Геральдика значение символов и цветов трактует весьма четко, поэтому внимание уделяется каждой детали. Так, наличие в гербе золотых элементов часто свидетельствовало о наличии солярной составляющей, которая считалась признаком возвышенности, величественности рода или же территории.

Серебро

Если в предыдущем случае была очевидная отсылка к солнечному свету, то мягкий серебристый оттенок представляет в гербовой символике светило ночное. Помимо этого, этот цвет говорит о чистоте рода, его высоком происхождении и особом доверии со стороны вышестоящих. Серебро всегда говорило об избранности.

Алый

Червленые гербы и щиты любили представители воинствующих родов. Именно оттенки красного говорили о храбрости, непоколебимости и могуществе носителей. Это мощный. К слову, в славянской культуре даже существовал обычай червления щитов перед боем путем окропления собственной кровью. Это не только устрашало врагов, но и обеспечивало мощную защиту для самого носителя.

Примерно тем же принципом руководствовались и спартанцы, выбирая оттенок своего одеяния.

Голубой

Преобладание голубого цвета в символике говорило о приверженности носителей вечным идеалам красоты.

Лазурный оттенок на щитах и гербах должен был свидетельствовать о ясности суждения, безупречности и элитарности.

Чернь

Данный цвет щитов говорит не только о трауре, но и о глубокомыслии, рассудительности, благородстве носителя. Как правило, данный цвет наносится перпендикулярными линиями по всей поверхности. Щиты в геральдике изучаются особенно пристально.

Для чего украшались щиты

Традиция помещать на щит различные отличительные знаки берёт своё начало во времена крестовых походов. В пылу сражения было крайне сложно отличить своих собратьев по оружию от противника, ведь рыцарские доспехи выглядели примерно одинаково, а боевые построения постоянно изменялись в ходе битвы. Даже знамёна и хоругви не всегда могли служить отличительными признаками. Именно поэтому благородные рыцари стали помещать на щиты различных символические изображения, которые отличали их личные доблести и служили на поле сражения.

Очень часто на щитах и гербах изображают животных, чьи отличительные особенности должны были поведать окружающим о характере рыцаря. Среди животных, которые наиболее часто встречаются на геральдических символах, стоит отметить льва, леопарда, орла. Значение животных в геральдике обычно сводится к отождествлению волевых и героических качеств рыцаря, который украсил ими свои регалии.

Животные на щите

Так, к примеру, лев в геральдике традиционно считается символом мужества, отваги и великодушия. Альтернативой льву часто выступает леопард. Чаще всего лев изображается на гербе или щите один, однако иногда можно встретить изображение нескольких зверей. Таких львов принято считать львятами.

Орёл - это также очень распространенный геральдический символ, можно даже сказать, что после главенствующей по численности позиции льва орёл занимает второе, не менее уверенное место.

Геральдическая флора

Растения в геральдике значение имеют ничуть не меньшее, нежели животные образы. Использование различных растений в геральдике имеет длительную историю. Наиболее распространённым образом среди растений является символ розы. Королева цветов часто занимает почётное место на гербах разных знатных фамилий. По законам геральдики, украсить свой герб венком или гирляндой из розы могут себе позволить только члены королевской фамилии. Другим популярным символом растительного происхождения является лилия. Она символизирует чистоту, святость, непорочность.

Фигуры как правило, заимствовались из фольклора или же мифологии.

Среди такого рода изображений чаще всего встречаются на гербах грифоны, птица-феникс, русалки, знаменитые василиски, конечно, пегас. Не обходились в данном случае и без огнедышащих драконов.

Утверждение, что в геральдике использовались существа исключительно фантастические, было бы неверным. На гербах домов и государств нередко встречались орлы, антилопы, лошади и саламандры, пантеры и олени, волки и львы.

Этот символ - один из 24-х, представленных на выставке «Лабиринт. Дракон. Единорог. О чем говорят символы».
Вернуться к статье обо всех символах >>

Важнейшими добродетелями у спартанцев были мужество и верность, а величайшим пороком - трусость. Спартанцы не накладывали никаких наказаний на воина, потерявшего в бою шлем или броню, но воина, утратившего щит, наказывали лишением гражданских прав, потому что шлем и броню надевают для защиты самого себя, а щит служит для защиты всего строя.

Ахилл - один из великих героев Троянской войны - имел волшебный щит, выкованный Гефестом. Гефест изобразил на щите всю вселенную. Такого щита не было ни у кого: ни у воинов троянских и ахейских, ни у божеств, спускавшихся с Олимпа. По своему щиту Ахилл мог найти любое место на земле и на небе.

Никому из смертных не под силу было пробить его.

В славянских мифах солнце представляло собой огненно-золотой сверкающий щит Даждьбога. Благодаря его сиянию на земле есть свет и тепло. Даждьбог защищает и оберегает мир от темных сил.

Каплевидный щит - оружие богатырей из русских сказок, такие же щиты часто изображались в летописях. Их красный цвет, цвет огня и силы, а также солнечная символика, призывает на помощь силы света.

Благодаря своей отваге воин не одинок в битве, его щит - символ божественного покровительства.

Воины клянутся на своем щите. Щит на Руси становится символом героя, его чести.

В рыцарских традициях щит символизирует предназначение самого рыцаря: подобно щиту, он должен служит защитой всех благородных дел. Именно поэтому герб рыцаря изображался на щите. Герб на щите представлял рыцаря перед богом и людьми.

В аллегорической живописи Ренессанса щит принадлежит целому ряду добродетелей.

На щите Стойкости вздыбился лев - символ отваги и невозможности отступить. Чистоту- целомудрие охраняют два царственных льва с золотыми щитами. Золотые щиты и львы - символы силы, присущей чистой душе, и одновременно покровительства небес.

Щит - главное оборонительное оружие древнего и средневекового воина, надежно прикрывавшее его от вражеских стрел, копий, мечей и сабель, символ защиты, победы, славы и воинской чести. Мать спартанского гоплита, провожая сына на войну, напутствовала его лаконичными словами: «Со щитом или на щите», равнозначными более позднему гордому девизу: «Победа или смерть!» Спартанец возвращался домой либо со щитом, т.е. с победой и славой, либо бездыханное тело с честью павшего бойца приносили на щите его товарищи. Третьего выбора не существовало, так как бесстрашные сыны Лаконики не отступали ни при каких обстоятельствах. В связи с этим следует вспомнить о славном подвиге царя Леонида и 300 спартанцев, доблестно сражавшихся в Фермопильском ущелье (480 г. до н.э.) против многотысячной персидской армии Ксеркса. Обреченные на смерть, спартанские герои отпустили своих союзников, а сами остались защищать горный проход, ведущий в Среднюю Грецию, и погибли все до единого человека, покрыв себя бессмертной славой. Справедливости ради необходимо добавить, что на другом конце ущелья смертью храбрых пали 700 феспийцев, также отказавшихся отступать.

Вывешенный щит - знак победы и обладания. Ворвавшись во вражеский город, рыцарь вешал боевой щит на воротах приглянувшегося ему дома, тем самым давая понять соратникам, что дом отныне обрел своего нового хозяина. Так поступил в 907 году и князь Олег, легендарный основатель Древнерусского государства, повелевший вывесить свой щит на воротах покоренного им Царьграда. Правда, Константинополь не стал с тех пор вотчиной победоносного князя, зато устрашенные греки поспешили уплатить русскому войску большую контрибуцию и подписать невыгодный для себя договор, предоставивший всем русским право свободного проживания и беспошлинной торговли на территории империи, а также неслыханную привилегию - бесплатно париться в великолепных византийских термах.
Рыцарский щит, выставленный на ристалище, свидетельствовал о готовности его владельца принять вызов любого противника. Бросая вызов, соперник наносил по щиту удар копьем. Если этот удар наносился тупым концом копья, значит, рыцарь предлагал хозяину щита помериться силами тупым турнирным оружием; если же острием копья - бой предстоял насмерть.

Со щитом может быть связана и негативная символика. Так, брошенный в бою щит символизировал поражение, а опрокинутый или разломанный на куски - являл собой унизительный знак несмываемого бесчестья и позора. В наши дни, когда все эти символические нюансы давно забылись, за старинным оружием сохранилось лишь его основное, наиболее очевидное значение, звучащее в словах: «защита», «защитник», «подзащитный», «щиток» и т.п.

В мифологии щит верой и правдой служил и бессмертным небожителям, и смертным героям. Воинский атрибут каждого из них, подобно рыцарскому гербу, имел свои характерные особенности: на щите Нейт, божественной покровительницы египетского города Саиса, были изображены перекрещенные стрелы; щит Уицилопочтли, верховного бога ацтеков, отличали пять меховых шариков; его соотечественнице, «Соляной женщине» Уиштосиуатль, принадлежал ослепительно-белый кожаный щит, а славянскому Даждьбогу в качестве золотого щита служило само солнце. И все же самым замечательным мифическим щитом, эгидой, владел повелитель олимпийских богов. Щит Зевса был обтянут шкурой козы Амалфеи, некогда вскормившей будущего Громовержца своим молоком. Рогатая кормилица и после смерти трогательно заботилась о воспитаннике - ее шерсть сделала эгиду непробиваемой. Вместо ум-бона Зевс поместил в центре щита голову ужасной змеевласой Медузы горгоны, приводившей в смятение и трепет даже бессмертных. Усмирив всех богов и титанов, властитель Олимпа подарил эгиду своей воинственной дочери Афине. Сим-волика необыкновенного щита Зевса жива и поныне: современное выражение «находиться под эгидой» намекает на высокое покровительство и надежную защиту.

Если верить греческим мифам, люди изобрели щит в крито-микенский период, точнее говоря, во время войны братьев-близнецов Акрисия и Прета за власть в Арголиде. Во всяком случае, гомеровские герои, осаждавшие «крепкостенную» Трою, были уже поголовно вооружены щитами. И какими! Силач Аякс Теламо-нид прикрывался в бою громадным семи-кожным щитом, обшитым медью. Троянцы, едва завидев гигантский щит Аякса, вздымавшийся над равниной, словно башня, в панике разбегались с поля боя. Другой великолепный щит принадлежал славнейшему герою ахейцев, быстроногому Ахиллу. Этот щит из пяти прочнейших металлических листов выковал для бесстрашного сына Пелея сам бог Гефест. Никому из смертных не под силу было пробить его. Но ценность ахиллесова щита заключалась не только в этом: божественный кузнец покрыл его поверхность дивными картинами, превратив оружие в величайшее произведение искусства. Гефест изобразил на щите землю, море и небо. На небе блистали солнце, месяц, созвездия Ориона, Плеяд и Большой Медведицы. На земле были во всех деталях выписаны два города: в одном проходит народное собрание и свадебная процессия, а во втором, осажденном врагами, кипит кровопролитная битва.

Великий мастер, уважавший простых тружеников, представил на щите и многочисленные сцены крестьянского труда: пахарей, идущих за плугом, уборку хлебов и сбор урожая винограда, а также веселые танцы поселян после трудового дня. Вокруг всего щита Гефест изобразил величественный Океан, обтекающий, по представлениям греков, всю землю.

В мифах и сказаниях многих народов фигурируют самые разнообразные и удивительные щиты. Персей, избегая смертоносного взгляда Медузы горгоны, следил за ее отражением в зеркальном щите. Афина соорудила щит из кожи сраженного ею титана Палланта. Древнерусский сказочный витязь Еруслан Лазаревич вступил в единоборство с Зеленым царем, обладателем огненного щита. Китайский первопредок Чжуань-сюй был избавлен от необходимости добывать себе воинское.снаряжение - он родился хотя и не в рубашке, зато со щитом и копьем на голове.

Любопытное применение нашли щиты в римской мифологии. Во время осады Рима сабинянами Тарпея, недостойная дочь римского центуриона Спу-рия, оборонявшего Капитолий, явилась во вражеский лагерь и предложила свои услуги царю Титу Тацию. Соблазненная блеском золота, она пообещала царю открыть ворота крепости, если получит в награду «то, что его воины носят на руке» (золотые браслеты). Обрадованный царь поклялся всеми богами выполнить ее условие, и Тарпея ночью тайно провела сабинян в крепость, а затем потребовала обещанную плату. Тит Таций, презиравший продажную римлянку, тем не менее сдержал свое слово. По его знаку сабинские воины тотчас же отдали Тарпее то, что они носили на руке - с удовольствием забросали предательницу своими щитами.

В религии языческих народов особый культовый щит почитался как священный знак божественного покровительства. Римляне, например, хранили в царском святилище сразу 12 таких щитов. Один из них, согласно древнему преданию, упал с неба, сделавшись наглядным залогом непобедимости Рима, а остальные 11 представляли собой его точную копию. Эти копии были выполнены искуснейшим кузнецом Мамуррием по заказу мудрого царя Нумы Помпилия, опасавшегося того, что враги могут выкрасть бесценную реликвию. После смерти царя и кузнеца, знавших секрет божественного щита, уже никто не мог отыскать подлинник среди дубликатов, поэтому все 12 щитов признавались равно священными. За их сохранность отвечала специальная коллегия из 12 жрецов-салиев. В марте и октябре, в дни всенародных празднеств, салии торжественно выносили из храма священные щиты, исполняли с ними особые ритуальные танцы и распевали гимны в честь богов-охранителей Вечного города. Римские полководцы перед походом обязательно посещали святилище и, коснувшись рукой драгоценных щитов, взывали к богу войны Марсу о ниспослании победы над врагами.

Свои священные щиты имелись и у других народов. Урарты посвятили главный храм, так называемый «Дом Щита», верховному богу неба Халди. Обитатели минойского Крита, судя по многочисленным изображениям в Кносском дворце, почитали особый двойной щит - с перехватом, в форме восьмерки. Балтийские славяне хранили на стене святилища в Вольгасте щит с золотыми бляхами, принадлежавший некогда воинственному богуЯровиту. В дни миракщитуЯровита было запрещено прикасаться, а в случае войны жрецы несли его впереди войска. Располагали подобной реликвией и христиане, поклонявшиеся белоснежному щиту Иосифа Аримафейского, на котором святой собственной кровью начертал крест - эмблему Воскресения.

В аллегорической живописи Ренессанса щит на том или ином основании принадлежит целому ряду персонификаций. Аллегорический Воин прикрывается щитом от разящих вражеских стрел, а Целомудрие стыдливо прячется за щитом от оперенных любовью стрел Купидона. На щите Храбрости вздыбился лев - эмблема бесстрашия и отваги, между тем как фигура Железного Века подняла на щит змею с человеческой головой - порочный символ лживости. Многоопытная Риторика вооружилась щитом и мечом: первым она парирует любые аргументы оппонента, а вторым - наносит блистательные и неотразимые ответные удары.
В военном деле периода античности та или иная разновидность щита давала наименование целому боевому подразделению. Так, греческие легковооруженные пехотинцы именовались пелтастами, поскольку они носили круглый кожаный щит (греч. «реке»). В македонской армии пехотные отряды тоже назывались и различались по типу щитов: левкаспиды, воины знаменитой македонской фаланги, были вооружены щитами из белой дубленой кожи; халкиспиды прикрывались в бою бронзовыми щитами; аргирас-пиды, отряды тяжеловооруженной пехотной гвардии Александра Македонского, последовавшие за ним в далекий Восточный поход, отличались красивыми посеребренными щитами.

В истории рыцарской символики щит, являвшийся полем для герба, сыграл самую главную роль. Щит был чем-то вроде послужного списка, открытого для всех и каждого, так как на нем отражались все заслуги и проступки его владельца. За совершенный подвиг и значительные заслуги перед родиной и королем к гербу на щите добавляли какие-либо почетные знаки, а за определенные проступки и преступления следовали соответствующие наказания. Если рыцарь бахвалился и разглагольствовал о своих мнимых подвигах, то на щите хвастуна укорачивали правую сторону главы герба. Если жестокосердый рыцарь убивал пленного, на его щите также укорачивали главу герба, округляя ее снизу. Если недисциплинированный рыцарь без команды очертя голову бросался в схватку и тем самым наносил вред своему войску, внизу его щита изображали толчею. За ложь и лжесвидетельство главу герба на щите недостойного рыцаря покрывали красным цветом, стирая бывшие там знаки. Рыцарю, не державшему своего слова, в центре герба рисовали четырехугольник. Рыцарю, уличенному в трусости и бегстве с поля боя, замарывали герб с левой стороны щита.

Итак, в рыцарском щите, словно в зеркале, отражались все прегрешения его хозяина. Со щита стирали какие-либо части герба или весь герб целиком; на него наносили перечисленные выше символы бесчестья; привязывали опрокинутым к позорному столбу; а за наиболее тяжкие преступления рыцаря палачи принародно разламывали его щит на куски.
В геральдике щит служит основой для герба. Геральдические щиты, ведущие происхождение от настоящих, исторических щитов, различаются по форме. К классическим геральдическим щитам относятся следующие:
амазонский - полукруглый щите двумя выемками сверху;
восточный - круглый щит;
варяжский - треугольный, суживающийся книзу;
раннеготский - треугольный, со скругленными верхними краями, вытянутый книзу;
итальянский - овальный щит;
испанский - квадратный, с выгнутым и закругленным нижним краем;
французский - квадратный, с сердцевидной скобкой снизу;
польский- квадратный, отличается от французского лишь скошенными верхними углами и плавными выемками по бокам щита;
немецкий - красивый фигурный щит с глубокими выемками и завитками;
русский - миндалевидный щит, в настоящее время используется в личных гербах и в корпоративной геральдике.

В современной геральдике фигурируют и другие, неканонические формы щита: ромбический (в гербах некоторых африканских государств), треугольный (Никарагуа и Сальвадор), прямоугольный (Гаити), пятиугольный (Чехословакия) и др.

В классической геральдике употребляется также сердцевой щиток - маленький щит, повторяющий форму основного щита и наложенный на его центральную часть. В этом щитке находится самый главный и почетный элемент герба- его сердце.

Еще одним немаловажным элементом герба являются щитодержатели - парные фигуры, расположенные по сторонам герба. В качестве щитодержателей выступают люди (мавры, монахи, женщины, дикари с палицами и т.д.), всевозможные геральдические животные, птицы, рыбы и фантастические существа (ангелы, драконы, грифоны, единороги, фениксы и т.п.).

В европейской городской геральдике в поле щита нередко встречается и эмблема щита. Ее символическая трактовка может быть различной. В гербе Олонецка (Карелия) голубой щит находится в Божьей деснице, выходящей из облака, что символизирует божье покровительство краю, а в гербе г. Тетюши (Татарстан) два круглых серебряных щита лежат среди скрещенных серебряных копий в знак воинской доблести местных жителей.

Рыцарские гербы и их символика

Происхождение гербов

Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.

Символика гербов

Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов - это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.
Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Гербы Пруссии и Мекленбурга

В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.

Герб маркграфа Иосифа Шварценберга

Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых - словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее - от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.

Arma Carlo Alberto

Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы - это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.

1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.

3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.

4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.

5) Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.

6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.

7) Гербы по преемству (armoiries de succession).
Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.

8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь - непоколебимую надежду, шар или хлебы - благотворительность, соты - церковные праздники и гостеприимство.

Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.

Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.liveinternet.ru/users/elena_karl ovskaya/post228970019/

Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.
Всё и обо всём
Есть что почитать Новости, обзоры, факты...