Прохоров м в поисках нового мировоззрения. Прохоров, михаил михайлович - в поисках нового мировоззрения

Елена Шенцева, преподаватель, кандидат философских наук

преподаватель по классу фортепиано

Участник первенства: Национальное первенство по научной аналитике - "Россия " ;

Открытое Европейско-Азиатское первенство по научной аналитике ;

В статье обозначены некоторые вопросы, возникающие по прочтении труда Даниила Андреева «Роза мира», такие как - мировоззренческая направленность произведения, жанровая принадлежность, проблемы его понимания и интерпретации, особенности языка. Высказывается предположение, что не только одной из ключевых идей всего текста, но и основным методом его понимания, является созерцание, концентрирующее в себе его поэтические, философские и религиозные смыслы.

Листая и перелистывая (в который раз!), торопливо пробегая несколько страниц, возвращаясь назад, устремляясь к метафизическим высотам и погружаясь в инфернальные бездны, останавливаясь в изумлении, углубляясь в себя и вслушиваясь в текст до тех пор, когда эти процессы почти сливаются, делая заметки на полях «Розы мира» (далее - РМ), мы становимся свидетелями уникального опыта.Полотно, на котором разворачивается опыт умозрения, поражает как строгой и ясной архитектоникой, так и масштабностью представлений вкупес подробной детализацией описания.

Обычно человек не спешит делиться подобным опытом, оберегая его как драгоценную реликвию. Дело не только в обыденном отношении («Пусть то, что автор называет опытом, достоверно для пережившего субъекта.Но может ли оно иметь большую объективную значимость, чем “опыт” обитателя лечебницы для душевнобольных? Где гарантии?», - с горечью восклицает Андреев), но и в невероятной сложности задания - не расплескать во время перевода на язык слов предстающие образы.

Сложность задания порождает сложный язык.

Андреев рискнул означить нечто, «что не может быть выражено» - поскольку позволяет учитывать и то, что не может быть описано .Это как у Р. Барта сказано о задумчивости классического текста: задумчивость «служит означающим того, что не может быть выражено, а не того, что не сумело выразиться» . «Религия, интеррелигия, церковь - нужной точности я не могу достигнуть при помощи ни одного из этих слов», - признает автор, равно как и то, что «духовная Вселенная невыразима ни на каком языке и может быть пережита, конечно, лишь в отдаленнейших предчувствиях» [там же, c. 111].Текст РМ почти осязаем, зрим иочень музыкален. В известной степени, он предстает как текст звучащих имен и названий.Текст содержит мощный мотив обращения, обращенности к читателю, что порой едва просвечивает сквозь строки, а зачастую проявляется в явном виде.

Желание быть услышанным без ложного пафоса и тени намека на внешние эффекты:«Я заканчиваю рукопись Розы Мира на свободе, в золотом осеннем саду» … По просветленности, силе и предельном трагизме ситуации это место сравнимо лишь с финалом платоновского «Федона».«Но если она дойдет когда-нибудь хотя бы до нескольких человек, чья духовная жажда заставит их прочитать ее до конца, преодолевая все ее трудности, - идеи, заложенные в ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах[там же, c. 7-8].Тексту свойственна не только убежденность, основанная на точности и подлинности увиденного и услышанного, но и удивительный такт интонации. С какой деликатностью автор пишет об образовательном минимуме для развития метаисторического чувства[там же, c. 31].

Правомерен вопрос - каким минимумом должен обладать читатель РМ? (Конечно, и неподготовленного может захватить этот завораживающий текст, хотя, безусловно, нужна некоторая готовность, уже проделанная внутренняя работа или же та духовная тонкость, редкая одаренность, которая была свойственна автору РМ как врожденная музыкальность).Читатель не в смысле постмодернистской деконструкции, которая в своих крайних проявлениях просто абсурдна, а скорее в смыслебахтинской диалогической традиции, которая, заметим попутно, получила весьма неоднозначное преломление на французской почве.У автора диалогической герменевтики этот процесс описан как обогащающее бытие вживание, благодаря которому «осуществляется нечто, чего не было ни в предмете вживания, ни во мне до акта вживания» .

Зададим вопрос иначе - cозрел ли наш ум, тонка ли наша интуиция, готовы ли духовные органы без наличия которых возможно и не стоит приступать к осмыслению идей РМ. Не имея возможности ответить ни утвердительно, ни отрицательно и осознавая со всем грузом ответственности, что настоящий текст будет не лишен ни удручающей поверхностности, ни досадной неполноты, мы идем на риск, поддерживаемые наивным, по нашему циничному времени, предположениемавтора о том, «книга не умрет все равно, если хоть одни дружественные глаза пройдут, глава за главой, по ее страницам», и ожиданием, что«книгу, которую вынашиваешь всю жизнь, когда-нибудь прочитают чьи-то внимательные глаза и чья-то душа обогатится изложенным в ней духовным опытом» . С другой стороны будем иметь в виду и то, что если великий русский провидеци приступил к столь сложному заданию , то не без предположения, что его опыт будет кем-то понят.

В творчестве Андреева ищут влияние тех мыслителей, идеи которых (или их отголоски) он синтезировал. Интересно и другое - как его идеи уже отразились в более или менее явном виде (осознанно) после него. Речь идет не только о неизбежных интертекстуальных связях, но и о некоторых видах «заимствований», которыми зачастую грешит ученое сообщество. В качестве характерного примера может служить случай Х. Ортеги-и-Гассета, написавшего впредисловии к французскому изданию «Восстания масс», что многие положения книги дошли до читателя «в анонимном виде и успели стать общим местом».

Можно не сомневаться, что многие исследователи будут использовать работу Андреева для развития собственных идей, что неоднократно случалось в истории философской (и не только) мысли и как, например, случилось с катарсисом Аристотеля.В плодотворности подобного подхода трудно усомниться, если вспомнить лишь Ф. Ницше и Л. Выготского, без осмысления античного феномена которыми западно-европейский и российский культурный ландшафт, безусловно, был бы не полон…

Труд Андрееване только задает новое видение практически всех вопросов бытия человека, общества и мира, но и порождает целый ряд вопросов. Каков опыт интерпретации подобных текстов? Подобных, то есть - каких? Иначе говоря, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о жанре РМ.Возможно ли назвать этот грандиозный текст поэтическим, художественным произведением? Предстает ли труд Андреева как философский текст? Могут ли идеи книги послужить основой нового религиозного учения? Полагаем, что на все эти вопросы можно ответить утвердительно.

Некоторые исследователи утверждают, что произведение Андреева есть новая религия (напр. А.А. Бросалов). Безусловно можно (и нужно) говорить о зарождении нового религиозного мировоззрения; собственно понятие религии, этимологически восходящее к слову religare(связывать), может служить для обозначения различных пластов духовной реальности всечеловеческого характера и отражать весьма сложную связь между наличным и трансцендентным горизонтами бытия. Необходимо отметить и то, чтов ХХ веке оформились взгляды, свидетельствующие о зарождении и развитии нового религиозного миропонимания, рассматривающего религиозную потребность как потребность в связном, неотчужденном бытии.

Вместе с тем, труд Андреева есть ипоэтическое произведение. Речь идет не только о выразительности, многообразии и художественном уровне созданных образов. Термин поэтическое употребляем и в хайдеггеровском смысле, и в том же, в каком Аристотель говорил об истории и поэзии: «поэзия философичнее и серьезнее истории …» . И как своеобразный парафраз звучит мысль Андреева: «Что же, разве историческая наука выше поэзии, чтобы позволять себе смотреть на нее свысока?». Будем иметь в виду, что в современном мыслительном пространстве художественный текст понимается и как источник смысла, и как генеративная структура, порождающая новый, дополнительный смысл, следовательно, текст несет в себе как константные, так и вариативные структурные компоненты. Работают ли в случае РМ классические (или неклассические) процедуры понимания, что здесь будет субъективным и объективным, множеством свобод и концептом, их ограничивающим, что может читатель «вносить» в текст и «выносить»из него и т.д. Как при этом не потерять ось смысла, амплитуда колебаний вокруг которой, безусловно, имеет свои пределы (Ю.Б. Борев).

Для философствующего ума не нужны особые аргументы, подтверждающие глубокую философичность идей РМ - человек и его место в мироздании, возможность познания, бытие и сознание есть не полный ряд вечных философских вопросов, получивших глубочайшую и оригинальную интерпретацию.

Итак, в случае с РМ можно говорить о понимании, направленном на осмысление поэтического, философского и религиозного аспектов этого удивительного текста. Взаимосвязь и взаимопроникновение этих трех составляющих столь велика и органична, что, пытаясь их рассматривать раздельно, мы чувствуем, как неизбежно что-то существенное испаряется, будто бы ускользает. (Для автора РМ религиозная, философская, поэтическая и музыкальная грани Вселенной представали в единстве, как подчеркивала А. Андреева.Возможно, именно этот факт столь усложняет задачу анализа, «препарирования» андреевского текста).Анализируя, например, философский аспект (как один из голосов полифонии целого произведения), мы неизбежно будем обращаться внутренним слухом к его поэтическим и религиозным голосам, без которых первый будет неполон, недостаточен (как анализ Фуги И.С. Баха не может быть сведен к анализу отдельных голосов). Безусловно, мы имеем дело с текстом как результатом в высшей степени синтетического мышления, следовательно, данный текст предполагает в идеале подобное же восприятие. Указанные выше аспекты, во-первых, в целокупности значительно больше своей суммы, во-вторых - есть что-то еще в этом великом синтезе, что неподвластно языку слов.

Что же в данном случае будет означать понимание текста? И каков будет результат этого понимания? Выше были озвучены многие вопросы, поиски ответа на которые могут составить канву весьма объемного исследования. Выскажем предположение, что все нити будут так или иначе связаны с идеей созерцания , концептуальной для всей работы Андреева.У автора РМсозерцание не только, и не столько один из методов познания, но и один из основных видов внутренней работы [там же, c. 253, 240].Созерцание предстает и как один из основных методов познания, и как ежедневная практика, и как процесс духовного развития и, вместе с тем, как представляется, как феномен, концентрирующий в себе поэтические, философские и религиозные смыслы всего текста, и как искомый результат его понимания, и как основа для зарождения нового мировоззрения.Андреев пишет, в том числе, о созерцательности , без которой«энергия оказывается обращенной на достижение только материальных благ, а ум на постижение только рассудочно очевидных истин»[там же, c. 162].

Зафиксируем, созерцание выступает и как основной метод понимания текста, и как один из его результатов, порождая чувства тончайших взаимосвязей с миром, великой «паутины жизни», особый тип ответственности, особый тип бытия.Созерцание как метод познания предполагает на определенном этапе отказ не только от заштампованных понятийных конструкций, но желательно от вербальных проявлений и даже от образных представлений. Происходящие при этом процессы лишь в малой степени могут быть переведены на какой-либо язык, в том числе, увы, на философский. Отсюда - метафора, поэтизация языка (В.В. Налимов).

Однако, непереводимый (невыразимый) опыт оставляет свой след на используемых понятиях, они начинают оживать, дышать, наполняться новыми смысловыми обертонами. Несмотря на всю важность данного вопроса для человекапознающего , пишущего, предающегося «бесполезному» занятию корпения над «вечными проблемами», не менее значимо для человекачитающего , поскольку познание становится неотделимым от образа жизни. Актуальность этой мировоззренческой парадигмы очевидна, и не случайно основной темой XXIIIВсемирного философского конгресса в Афинах стала «Философия как познание и образ жизни».

Возможно,подлинный смысл прочтенияграндиозного труда Даниила Андреева для нас заключается в том, что подготавливается некоторая внутренняя почва для развития способности к созерцанию, для восприятия свечения жизни сквозь хлам ненужного, для зарождения нового понимания о человеке и мире.

Литература:

1. Андреев Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. - М.: Прометей, 1991.

2. Аристотель. Об искусстве поэзии // Античная литература. Греция. - М.:Высш. шк., 1989. - С. 347-364.

3. Барт Ролан. S/Z. - М.:Эдиториал УРСС, 2001.

4. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.,1995.

5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - М., 2005.

Ваша оценка: Нет Средняя: 7.4 (7 голосов)

Комментарии: 10

11 / 10 / 2014 - 06:02

Очень интересная статья, выполненная на отличном уровне, посвященная сложнейшей теме, осмыслению религиозно-философское знания о мироздании и истории человечества, охватывающего множество миров планетарного космоса, представленной системой Д.Андреева. Автор статьи выполняет даже благородную миссию: разъяснить воззрения сочинения русского философа, созданного им в каменной камере Владимирской тюрьмы..."«Я тяжко болен, годы жизни моей сочтены. Если рукопись будет уничтожена или утрачена, я восстановить ее не успею. Но если она дойдет когда-нибудь хотя бы до нескольких человек, чья духовная жажда заставит их прочитать ее до конца, преодолевая все ее трудности, - идеи, заложенные в ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах». Даниил Андреев

11 / 09 / 2014 - 15:27

Добрый день Елена! Спасибо Вам за такую глубокую статью. "Роза мира" это конечно выдающееся произведение, эдакий монументальный всеохватывающий труд на тему глобального мироустройства, включая даже невидимые миры. Вам удалось взглянуть на произведение с разных сторон, таких как мировоззренческая направленность, жанровая принадлежность, проблемы его понимания и интерпретации, особенности языка. Чувствуется, как говориться, что Вы Елена пропустили произведение через себя. Нельзя не отметить понимание Вами философской идеи «Розы мира». С Ув.

Прохоров, Михаил Михайлович

(р. 04.11.1942) - спец. по онтологии и теории познания, теории и истории мировоззрений; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Новозыбков Брянской обл. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1969); асп. филос. ф-та (1972). В 1969-1972 - ст. преп. кафедры филос. Северо-западного заочного по-литехн. ин-та (Ленинград). В 1972-1977 - ст. преп. кафедры филос. Брянского ин-та машиностроения. В 1977-1978 - ст. препод, кафедры филос. и полит-экон. Могилевского гос. пед. ин-та, затем - ст. преп., доц. кафедры филос. Горьковского гос. ун-та. В 1983-1984 преподавал в ун-те "Ориенте" г. Сантьяго-де-Куба. По возвращении продолжил работу в ГГУ. В 1990-1991 - ст. н. с. (стажировка на филос. ф-те ЛГУ). В 1992-1994 - зав. кафедрой филос. Нижегородского гос. с.-х. ин-та, затем - проф. кафедры филос. Нижегородского гос. ун-та. С 1997 проф. кафедры методол. и филос. Нижегор. гос. техн. ун-та и кафедры филос. гос. Волжского инж.-пед. ин-та. С 1988 - зав. кафедрой филос. ВГИПИ. В 1994 создал Нижегородский семинар "Теория и история мировоззрений". Докт. дисс. - "Диалектика созерцания и преобразования в человеческой деятельности: анализ философских оснований" (1991). Из анализа проблемы ист. и логич. П. вынес убеждение, что осн. вопрос филос. подлежит экспликации в контексте отношения человека и мира (мироотношение), а не наоборот. Филос. трактует как теорию мировоззрения, обобщающую результаты науки, культуры, древней ист. формы мировоззрения. "Ист. форму мировоззрения" раздваивает на "содержание" (мироотношение) и "форму" (способы и средства выражения мироотношения). Разные формы выражают одно и то же мироотношение, одна и та же форма - разные мироотошения. Выделил и охарактеризовал три осн. типа мироотношения: созерцательное (человек "растворен" в мировой субстанции, ее изменениях); реляционное или активистское (утверждается отнесенность сущего к человеку, первичность деятельности субъекта); коэволюционное, к-рое качественно отлично от двух предыдущих (приоритет одной стороны мироотношения над др. вытесняется их паритетом, равенством); представил их как осн. способы идентификации человека. В конце XX века происходила замена активистского мировоззрения коэволюционным; онтологию П. представляет как фундам. историю перехода первого типа мироотношения через второй к третьему, что нужно учитывать в теории познания и логике. Показал актуальность проблемы процессуальности, ее неисчерпаемости и обновления категориальных форм выражения в мышлении; неправомерность обоснования элиминации человека системами с искусственным интеллектом ссылками на учение о развитии; смысл перехода от "философии субстанции" к "философии движения" и необходимость следовать принципу (методу) соответствия логического историческому.

Соч.: Место проблемы исторического и логического в марксистской философии // В. ЛГУ. Сер. "Философия". 1971. № 23; Развитие системы категорий и основной вопрос философии // Проблемы развития системы категорий марксистской философии. Челябинск, 1990; Диалектика созерцания и преобразования в человеческой деятельности. Красноярск, 1990; В поисках нового мировоззрения. Н. Новгород, 1992; Философская метафора экологической эпохи. Н. Новгород, 1995; Философия Н.А.Бердяева как учение о сознании свободы и творчества // Философия сознания в XX веке: проблемы и решения. Иваново, 1995; Воображаемая логика Н.А.Васильева и ее основания // Логика, методология, философия науки: В X т. T.VI. М. -Обнинск, 1995; Основные типы мировоззрения // Педагогическое обозрение. 1996. № 3; Современность и мировоззрение: изменение в основаниях // Мир человека: теория и история мировоззрений. Н. Новгород, 1997; К онтологии игры: три образа // Там же; История и мировоззрение. Псков, 1998; Мировоззренческая самоидентификация человека. Н. Новгород, 1998; Идея исторической философии // Рациональное и иррациональное в современной философии. Иваново, 1999; Мировоззрение и методология на пороге XXI века: противоположность догматизма и потенциализма // В. Тамбовского ун-та. Сер. "Гуманит. науки". № 2 (18). 2000; Будущее России: коэволюционная стратегия развития // Россия и россияне: выбор пути. Н. Новгород, 2000.


Михаил Дмитриевич Прохоров - родился 3 мая 1965 года, Москва, СССР. Кандидат в президенты России, управленец, миллиардер, президент частного инвестиционного фонда «Группа ОНЭКСИМ».

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Прохоров Михаил Дмитриевич

  • Трезво оцените себя.
  • Не умею мыслить в сослагательном наклонении.
  • Чем больше у нас богатых, тем для страны лучше.
  • Нужны тектонические сдвиги. В экономике и в головах.
  • Женщины в возрасте хотят, чтобы их внуки были такими, как я.
  • У меня редкий божественный дар – я не люблю и не умею петь.
  • Меня обвинять в игнорировании женщин - это просто кощунство.
  • Это самое серьезное решение в моей жизни. Я иду на президентские выборы.
  • Самый серьезный риск в бизнесе во всем мире - это риск быть неэффективным.
  • Бизнес электромобилей - это сейчас то же, чем был автомобильный бизнес в 1898 году.
  • Если это будет необходимо для страны и победы на выборах, я даже на женитьбу готов.
  • Я предприниматель и на деньги смотрю как на средство для реализации своей стратегии.
  • Из всех стран наше государство более других привержено принципам рыночной экономики.
  • Мы, работодатели, за квалифицированным работником бегаем так, что готовы его целовать в любое место.
  • Если бы не было ограничений по финансированию партий, я бы победил "Единую Россию" одной платёжкой.
  • В 90-е все были банкирами, а сейчас почему-то прут в юристы. Такое ощущение, что наша страна судится со всеми.
  • Не нужно изобретать велосипед - нужно строить новую, инновационную экономику с опорой на конкурентные преимущества.
  • Бедность порождает собственную субкультуру. Человек предпочитает получать 5 тысяч и ничего не делать, чем работать больше за 25.
  • В конце концов, мне тоже хочется доказать, что и в нашей стране есть свои Биллы Гейтсы и Генри Форды, меня это сильно мотивирует.
  • Престиж рабочих профессий в России действительно крайне низок. На российском телевидении образ рабочего сейчас - это Равшан и Джамшут.
  • Нравится это кому-то или нет, Путин пока единственный, кто хотя бы как-то управляет этой неэффективной государственной машиной.
  • В целом легитимность власти снижается. И, если ничего не менять, то конструкция рухнет сама. Еще пять лет эта система уже не выдержит.
  • Мое мнение - в армии должны служить все. Пока туда не пойдут дети элиты – порядка не будет. Это должно стать модно, круто и престижно.
  • Я занимался анализом рынка труда в России и могу с уверенностью сказать, что более 30 % студентов никогда не смогут найти работу по специальности.
  • Российские люди после многих лет унижений и трагедий заслужили право на красивую и веселую жизнь. Конечно, жаль, что не все могут себе это позволить.
  • Чистая благотворительность - помощь тем, кому трудно, кто нуждается в заботе и опеке - естественная человеческая потребность творить добро.
  • Что такое приватизация? Это первоначальное накопление капитала, а если говорить по-нашему, по-российскому, это присвоение того, что было сделано до нас.
  • Работа премьер-министра это работа, которая мне понятна. Это очень похоже на бизнес-менеджмент. Что-то вроде гендиректора "Норильского никеля", только помасштабнее.
  • Съездил тут как-то во Францию. И вернулся известным персонажем сомнительной репутации. Ну, думаю, ни одна приличная девушка ухаживать не будет. Оказалось, всё ровно наоборот.
  • Кризис - время чрезвычайного положения, когда определенные решения приходится принимать моментально и в отсутствие привычных механизмов, как бы на ручном управлении. Это как при пожаре.
  • Двадцатилетнему, у которого еще есть возможность поменять формат образования, я бы посоветовал посмотреть в ближайшее будущее, чтобы не стать безработным экономистом или юристом.
  • Если б я нашёл девушку, которая могла меня содержать и оплачивать все мои бытовые расходы, то я точно бы завязал с бизнесом и пошёл тихо, спокойно жить на кухню! Я, кстати, очень хорошо готовлю.
  • Нужно также стремиться к разносторонним интересам в жизни, которые имеют обратную связь с профессиональной работой, развивая интеллектуальные способности, креатив и межсистемное мышление.
  • Три наших "думских старца" - я имею в виду Зюганова-Миронова-Жириновского - пытаются примазаться к протестному движению. По сути, это никакая не оппозиция - это кремлевская агентура с 20-летним стажем.
  • Всегда очень позитивно реагирую на заказные статьи и акции в мой адрес. Во-первых, я считаю это очевидным признанием своих заслуг, а во-вторых, меня веселит и развлекает - на что только люди готовы тратить свои силы и средства.
  • Многие считают, что в России все, что интересно для бизнеса, уже поделено - нефть, газ. Но мы же свою страну еще даже не начинали развивать. Она абсолютно не освоена, у нас везде медвежий угол, кроме Москвы и Подмосковья.
  • Чтобы "синдром трудоголика" не перешел в синдром постоянной усталости и неудовлетворения, надо следовать принципу старого анекдота: "Всей еды не съешь, всего вина не выпьешь, всех женщин не узнаешь, но к этому надо стремиться!".

Прохоров, Михаил Михайлович

(р. 04.11.1942) - спец. по онтологии и теории познания, теории и истории мировоззрений; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Новозыбков Брянской обл. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1969); асп. филос. ф-та (1972). В 1969-1972 - ст. преп. кафедры филос. Северо-западного заочного по-литехн. ин-та (Ленинград). В 1972-1977 - ст. преп. кафедры филос. Брянского ин-та машиностроения. В 1977-1978 - ст. препод, кафедры филос. и полит-экон. Могилевского гос. пед. ин-та, затем - ст. преп., доц. кафедры филос. Горьковского гос. ун-та. В 1983-1984 преподавал в ун-те "Ориенте" г. Сантьяго-де-Куба. По возвращении продолжил работу в ГГУ. В 1990-1991 - ст. н. с. (стажировка на филос. ф-те ЛГУ). В 1992-1994 - зав. кафедрой филос. Нижегородского гос. с.-х. ин-та, затем - проф. кафедры филос. Нижегородского гос. ун-та. С 1997 проф. кафедры методол. и филос. Нижегор. гос. техн. ун-та и кафедры филос. гос. Волжского инж.-пед. ин-та. С 1988 - зав. кафедрой филос. ВГИПИ. В 1994 создал Нижегородский семинар "Теория и история мировоззрений". Докт. дисс. - "Диалектика созерцания и преобразования в человеческой деятельности: анализ философских оснований" (1991). Из анализа проблемы ист. и логич. П. вынес убеждение, что осн. вопрос филос. подлежит экспликации в контексте отношения человека и мира (мироотношение), а не наоборот. Филос. трактует как теорию мировоззрения, обобщающую результаты науки, культуры, древней ист. формы мировоззрения. "Ист. форму мировоззрения" раздваивает на "содержание" (мироотношение) и "форму" (способы и средства выражения мироотношения). Разные формы выражают одно и то же мироотношение, одна и та же форма - разные мироотошения. Выделил и охарактеризовал три осн. типа мироотношения: созерцательное (человек "растворен" в мировой субстанции, ее изменениях); реляционное или активистское (утверждается отнесенность сущего к человеку, первичность деятельности субъекта); коэволюционное, к-рое качественно отлично от двух предыдущих (приоритет одной стороны мироотношения над др. вытесняется их паритетом, равенством); представил их как осн. способы идентификации человека. В конце XX века происходила замена активистского мировоззрения коэволюционным; онтологию П. представляет как фундам. историю перехода первого типа мироотношения через второй к третьему, что нужно учитывать в теории познания и логике. Показал актуальность проблемы процессуальности, ее неисчерпаемости и обновления категориальных форм выражения в мышлении; неправомерность обоснования элиминации человека системами с искусственным интеллектом ссылками на учение о развитии; смысл перехода от "философии субстанции" к "философии движения" и необходимость следовать принципу (методу) соответствия логического историческому.

Соч.: Место проблемы исторического и логического в марксистской философии // В. ЛГУ. Сер. "Философия ". 1971. № 23 ; Развитие системы категорий и основной вопрос философии // Проблемы развития системы категорий марксистской философии. Челябинск , 1990 ; Диалектика созерцания и преобразования в человеческой деятельности. Красноярск , 1990 ; В поисках нового мировоззрения. Н. Новгород , 1992 ; Философская метафора экологической эпохи. Н. Новгород , 1995 ; Философия Н.А.Бердяева как учение о сознании свободы и творчества // Философия сознания в XX веке : проблемы и решения. Иваново , 1995 ; Воображаемая логика Н.А.Васильева и ее основания // Логика , методология , философия науки : В X т. T.VI. М. -Обнинск , 1995 ; Основные типы мировоззрения // Педагогическое обозрение. 1996. № 3 ; Современность и мировоззрение : изменение в основаниях // Мир человека : теория и история мировоззрений. Н. Новгород , 1997 ; К онтологии игры : три образа // Там же ; История и мировоззрение. Псков , 1998 ; Мировоззренческая самоидентификация человека. Н. Новгород , 1998 ; Идея исторической философии // Рациональное и иррациональное в современной философии. Иваново , 1999 ; Мировоззрение и методология на пороге XXI века : противоположность догматизма и потенциализма // В. Тамбовского ун-та. Сер. "Гуманит. науки ". № 2 (18 ). 2000 ; Будущее России : коэволюционная стратегия развития // Россия и россияне : выбор пути. Н. Новгород , 2000.

  • - спец. по вопросам союза филос. естествознания и соц. психол.; д-р филос. наук, проф. Род. в Горьком. Окончил биол. ф-т Горьк. ун-та, филос. асп. при том же ун-те. В 1957-1962 работал асс. в Горьк...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-поручик...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 30 сент. 1885 в Москве, ум. 13 янв. 1966 там же. Композитор и дирижер. В 1908 окончил Муз.-драм. училище Моск. филармонич...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - старший стрелок-радист 9 гв. мтап ВВС СФ, Герой Советского Союза, гвардии старшина. Участник Великой Отечественной войны с мая 1942 г. В составе различных экипажей участвовал в потоплении 12 транспортов противника...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сенатор, род. в 1764 г., ум. в 1837 г. В 1775 г. Бакунин был зачислен на службу лейб-гвардии в Измайловский...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Председатель Федерации профсоюзов Брянской области с 1995 г.; родился 1 января 1944 г. в д. Федоровка Брянской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - выпускник Запорожского авиационного училища летчиков. Летчик первого класса, налет более 6200 часов. Мастер спорта. Участник чемпионатов СССР, и России. Заслуженный тренер России...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Исполнитель авторской песни, родился в 1937 г. в Москве. Окончил Московский физико-технический институт. Преподаватель, директор школы. Песни сочиняет с 1955 г. на чужие стихи...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - советский физик, один из основоположников квантовой электроники, академик. Р. в Атертоне. Окончил Ленинградский ун-т...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор горно-металлургической компании "Норильский никель" с июля 2001 г.; родился 3 мая 1965 г. в г. Москве; окончил Московский финансовый институт по специальности "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Председатель Федерации профсоюзов Челябинской области с 1988 г.; родился 30 апреля 1938 г.; в 1961 г. окончил Челябинский политехнический институт по специальности "инженер-механик"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - главн...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Михаил, в миру Михаил Михайлович Грибановский - духовный писатель, магистр Петербургской духовной академии. Был епископом Прилукским, Каширским, затем Таврическим и Симферопольским...

    Биографический словарь

  • - генерал-полковник артиллерии, Герой Советского Союза. Член КПСС с 1924. В Советской Армии с 1920...
  • - советский физик, один из основоположников квантовой электроники, академик, член Президиума, академик-секретарь Отделения общей физики и астрономии АН СССР, Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1950...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский физик, один из основоположников квантовой электроники, академик РАН, дважды Герой Социалистического Труда...

    Большой энциклопедический словарь

"Прохоров, Михаил Михайлович" в книгах

МОРДКИН Михаил Михайлович

автора Фокин Павел Евгеньевич

МОРДКИН Михаил Михайлович 9(21).12.1880 – 15.7.1944Артист балета, балетмейстер, педагог. В 1900–1910 и в 1912–1918 в Большом театре. Еще учеником с 1898 выступал на сцене в ведущих партиях. В 1899 исполнял партию Колена, ставшую одной из лучших в его репертуаре. В балетах, поставленных или

ПРИШВИН Михаил Михайлович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ПРИШВИН Михаил Михайлович 23.1(4.2).1873 – 16.1.1954Прозаик, публицист, журналист. По профессии – агроном. Публикации в газетах «Русские ведомости», «Речь», «Утро России», «День» и др., журналах «Родник», «Заветы», сборниках «Знание». Сборники рассказов и очерков «В краю непуганых

Михаил Михайлович Яншин

Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

Михаил Михайлович Яншин Незабвенный, добрый, открытый, созданный для улыбки и юмора, уютный и магнитообразный, в чем-то не защищенный, талантливый, обаятельный, сентиментальный, очень темпераментный и чуть-чуть ленивенький, любитель вкусно поесть и пригубить, спеть

ГОЛЕНКО Михаил Михайлович

автора

ГОЛЕНКО Михаил Михайлович Подполковник РККАПодполковник ВС КОНРРодился 1 августа 1891 г. в Янополе (под Шяуляем). Русский. Из крестьян. В 1912 г. сдал экстерном экзамены за курс гимназии. В 1916 г. окончил школу прапорщиков. Офицер Русской Императорской Армии. Участник

ШАПОВАЛОВ Михаил Михайлович

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ШАПОВАЛОВ Михаил Михайлович Генерал-майор РККАГенерал-майор ВС КОНРРодился 11 января 1898 г. в городе Грайворон Курской губернии. Русский. Из крестьян. Закончил 7 классов Белгородского реального училища. 27 мая 1915 г. вступил вольноопределяющимся в 9-й уланский Бугский Его

ЖВАНЕЦКИЙ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

ЖВАНЕЦКИЙ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (род. в 1934 г.) Писатель-сатирик, исполнитель своих произведений, народный артист Украины (1999 г.), президент Всемирного клуба одесситов, член Российского Пен-клуба, лауреат премии «Триумф» (1994 г.). Автор книг «Встречи на улице» (1982 г.), «Год за

Личные олигархи. Шабтай Калманович и Михаил Прохоров

Из книги Алла Пугачёва. 50 мужчин Примадонны автора Раззаков Федор

Личные олигархи. Шабтай Калманович и Михаил Прохоров К Пугачевой всегда тянулись люди именитые и богатые, что вполне объяснимо: ее саму давно можно причислить к таким же деятелям. А деньги, как известно, тянутся к деньгам.Одним из первых меценатов в ее окружении был

Биография героя Прохоров Михаил Дмитриевич

Из книги Принцип Прохорова [Рациональный алхимик] автора Дорофеев Владислав Юрьевич

Биография героя Прохоров Михаил Дмитриевич Родился 3 мая 1965 г. в Москве. Во время учебы в Московском государственном институте финансов (ныне Финансовый университет при правительстве РФ) организовал с сокурсником, ныне заместителем председателя правительства и

Михаил Михайлович Пришвин

Из книги Наедине с осенью (сборник) автора Паустовский Константин Георгиевич

Михаил Михайлович Пришвин Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.Михаил Михайлович – это было имя для

Составитель Михаил Прохоров Магия рун. Талисманы и обереги

Из книги Магия рун. Талисманы и обереги автора Прохоров Михаил

Составитель Михаил Прохоров Магия рун. Талисманы и

ПРОХОРОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1916 г. – 2002 г.)

Из книги 100 знаменитых ученых автора Скляренко Валентина Марковна

ПРОХОРОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1916 г. – 2002 г.) Выдающийся советский физик Александр Михайлович Прохоров родился 11 июля 1916 года в городе Атертон (Австралия) в семье Михаила Ивановича Прохорова и Марии Ивановны Прохоровой (урожденной Михайловой).Его отец был выходцем из

3. Михаил Ярославич, Дмитрий Михайлович, Александр Михайлович: Шаг в вечность

Из книги Несостоявшиеся столицы Руси: Новгород. Тверь. Смоленск. Москва автора Клёнов Николай Викторович

3. Михаил Ярославич, Дмитрий Михайлович, Александр Михайлович: Шаг в вечность К 1312 г. Тверь вполне успешно нащупала те основные принципы внешней и внутренней политики, что обеспечили в XIV–XV вв. возникновение «Русского национального государства».И именно с начала 10-х гг.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ПРОХОРОВ

Из книги 100 великих нобелевских лауреатов автора Мусский Сергей Анатольевич

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ПРОХОРОВ (1916- 2002)

Прохоров Александр Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Шестое место: Михаил Прохоров (1965 год рождения) около $18 миллиардов, «Онэксим»

Из книги Русская десятка (Новейшая история страны в 9,5 биографиях) автора Стогов Илья Юрьевич

Шестое место: Михаил Прохоров (1965 год рождения) около $18 миллиардов, «Онэксим» 1Год русского мультимиллиардера расписан по месяцам. Где будут проводиться пасхальные каникулы, летний отпуск, осенний шопинг и куда семья поедет встречать Новый год, каждый раз известно

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.