Египет. Культ Исиды

Исида (Исис, Изида, Исет, Исэ, Иси) - одна из самых почитаемых и великих богинь древнего мира. Исида впитывает в свой образ самые сильные ценности и способности женщины: мудрость, искренняя женственность, власть, лунное начало, верность, мистические силы, материнство, любовь и сексуальность, поддержка. Она представляет собой лунный образ отражения солнечного света.

Ее возлюбленным неизменно оставался бог Осирис владыка фараонов, а в последствии повелитель загробного царства. Она была одновременно его сестрой и супругой. В своего мужа влюбилась еще в утробе матери, и в последствии не изменила своего решения и всегда поддерживала его.
Стоит отметить, что любовь здесь между братом и сестрой имеет духовный характер. Исида уже выбрала своего супруга, когда они оба еще не родились, а находились в бесформенном состоянии, такие души называют родственными по предназначению.
Исида родила от сына наследного правителя Египта. Исида как и сам Осирис была дочерью «неба () и земли (бога Геба)».

Символизм

Исиду изображали в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, на голове которой помещался символ царского трона (в других версиях солнечный диск, обрамленный коровой). Священным животным царицы Египта была великая Гелиопольская белая корова.
Другие известные атрибуты — амулет «Тет» (или «узел Исиды»), скипетр (символ власти), в некоторых случаях крест жизни Анкх.
Часто изображалась женщиной, кормящей грудью младенца, сына Гора или фараонов.

Божественные функции

  • Исида в первую очередь представляет собой женщину во всех аспектах, как мать и супруга. С этим связаны ее функции поддержания жизни, плодородия. Помогает женщинам при родах.
  • Обладательница больших магических сил, повелительница заклинаний, а также таких качеств как гибкость, выдержка и хитрость. Особенно подчеркивалась магия жизни и воскрешения в мифы о разбросанных частях Осириса. Она хранит ключи влияния на силы Вселенной.
  • Выступает как прародительница людей, владычица Вселенной
  • Наставник женщин в обучении их женским искусствам. По представлениям древних египтян именно она научила женщин ткать, прясть, исцелять недуги, образовывать. Является учредительницей института брака.

Энергетический канал ИСИДЫ

В общении с Исидой она предстала в образе сильной сосредоточенной женщины в белом платье с золотыми украшениями.

Что дает канал богини Исиды?

  1. Мудрая наставница для женщин в различных жизненных сферах. Научит правильно вести хозяйство, соблюдать тактичность и размеренность
  2. Повышает умственные способности, развивает внимание
  3. Заряжает сильной энергией реализованной или знающей что делать женщины
  4. Задача Исиды — поддержка семьи женщины
  5. Развивает женские магические способности (интуиция, притяжение, женские чары, изобилие, красота, сексуальность, женская власть в хорошем смысле, управление своей жизнью и другие).

Дополнительно: Канал работает только с женщинами.

Подключение энергии происходит по технологии . Канал дается навсегда.

Культ

Наиболее значимыми центрами почитания были города Хебет (на сегодняшний день не сохранился), храм на острове Филе на юге Египта, Дендер, Коптос, Абидос, были также храмы и в других областях Египта. Считалось, что особым образом Исида связана с Сириусом, где находится ее духовная сущность.
Позже ее культ стал распространяться дальше и за пределами Египта возникли храмы, посвященные ей в Италии, Риме, Нубии, Афинах.

Титулы

Носит эпитет «Прекрасная»; «Великая чарами, первая среди богов»; «Госпожа богов». Получив имя Ра и значит наиболее могущественные магические силы она стала называться: «Та, кто знает Ра в его собственном имени». В космическом плане соотносится со звездой Сириус в созвездии Большого Пса, почему и носит еще один титул «Госпожа звезд».
«Матерь фараонов».

Египетская богиня Исида служит образцом для понимания древнего идеала женщины. Это один из немногих культов, вышедших за пределы Египта. В эпоху эллинизма, а затем и в римское время её почитали на территории всего Средиземноморья. Мало того, этот культ был серьезным соперником раннего христианства.

В древнем Египте Исида была известна как богиня плодородия, ветра, воды и мореплавания. Она считалась символом супружеской верности и женственности. Египтяне верили, что, если жена изменит мужу, Исида обязательно покарает её. Кроме того, названная богиня входила в перечень божеств, покровительствующих медицине. В некоторых описаниях она также представлена как владычица скорпионов. В мифах Изида фигурирует как дочь Геба и Нут, правнучка Ра, а также сестра и супруга Осириса.

Древние египтяне верили, что эта богиня подарила людям пчел, создала свадебные наряды и научила женщин жать, ткать и прясть. Кроме того, она была покровительницей рожениц и определяла судьбу новорожденных царей. Считалось, что богиня присутствует при родах будущего правителя, помогая царице облегчиться от беремени.

Греки и римляне называли её «та, у которой тысяча имен». Что касается значения имени богини, то буквально оно переводится как «трон». Исида олицетворяла власть фараона и считалась небесной матерью действующего правителя, предоставившей ему трон. Интересно, что Изида, подобно вавилонской Иштар, изначально была злой богиней, враждующей даже со своим сыном. Но со временем она превращается в благодетельную владычицу, любящую жену и мать.

Как изображали Исиду?

Чаще всего богиня выступает в антропоморфном облике, то есть выглядит как обычная женщина. Больше всего египтян привлекал образ Исиды как «божественной матери». Сохранилось огромное количество статуй и рисунков, представляющих ее матерью, кормящей младенца грудью.

Символом богини был царский трон, поэтому его часто помещали на её голове. Иногда она выглядела как Хатхор, которая была известна убором, обрамленным рогами коровы. Небесным проявлением Исиды была звезда Сириус. Поскольку она покровительствовала морякам, сохранились её изображения с лодкой в руках. Стоит упомянуть и о покрывале Изиды – покрове, олицетворяющим её жизненную силу.

Исиду, как и её сестру Нефтиду, нередко изображали в виде соколицы или женщины с крыльями. Считалось, что взмахами своих крыльев она создает ветер. В образе соколицы она оплакивала погибшего Осириса, поэтому её часто изображали на саркофагах как защитницу умершего. Коленопреклоненное изображение богини указывает на то, что она оплакивает каждого усопшего так, как когда-то оплакивала своего любимо супруга Осириса. Исида и Осирис всегда были для египтян примером отношений между мужем и женой.

Как почитали Исиду?

Поскольку Исида была покровительницей рожениц, при появлении на свет младенца, присутствующие возносили молитвы именно к ней, а позже приносили дары. Эту богиню призывали в беде, её имя произносили, чтобы защитить детей и семью. «Книга мертвых» содержит гимны Исиды. Самым распространенным символов богини был амулет тет, так же известный как «узел Исиды». Обычно его выполняли из минералов красного цвета.

Древнейший культовый центр богини обнаружен в северной части Дельты Нила, а конкретнее в городе Буто. Храмы Исиды располагались во многих египетских городах, но больше всего её почитали в Коптосе, Абидосе, Дендере и на острове Филе. В последней местности богиню почитали вплоть до 6 века н.э. Ещё в 4-м веке н.э. римский император Диоклетиан посещал это место, надеясь узнать будущее. Разрушил известное культовое сооружение византийский император Юстиниан I.

Мифы об Исиде

Мифы об Осирисе и Исиде . Большинство повествований об Исиде тесно переплетены с легендами об Осирисе, её муже и брате. Обычно она выступает в качестве преданной супруги. В частности, после того как убил Осириса она, отыскав мертвое тело супруга, зачала от него сына Гора. Существовало представление, что Нил разливался из-за слез Исиды, горюющей по супругу. Именно эта богиня воскресила Осириса при помощи магического заклинания. По одной из версий знаменитый египетский крест анкх – это комбинация символов Озириса и Изиды.

Мифы об Исиде и Горе. Сын Осириса и Исиды появился в тростниковом гнезде в болотах Дельты Нила. Египетская мифология подробно описывает время, когда Исида воспитывала Гора. Когда сын вырос, она яростно защищала его права на царский престол и, в конце концов, добилась своего. Она всегда помогала Гору в его столкновениях с Сетом. Хотя мифологическая биография богини содержит упоминание о том, как однажды она выступила на стороне Сета. Гор не простил предательства и отрубил матери голову.

Как в Египте, так и во всем античном мире, отношение Исиды к Осирису и Гору считалось примером семейных добродетелей. В то же время на примере Исиды четко видно, какое высокое положение в Египте занимала женщина. К примеру, когда Осирис отправился странствовать по миру, жена мудро правила страной.

Роль культа Исиды в истории

Ни одно божество Древнего Египта, за исключение разве что Сераписа, не было так широко известно в греко-римском мире, как Исида. Задолго до нашей эры её храмы существовали во многих греческих городах, а позже в Риме и Помпеях. Сам Плутарх писал о ней с великим благоговением. В античном мире египетскую богиню отождествляли с Афиной, Персефоной и Селеной.

Мистерии Изиды были известны в Испании, Галлии, и Британии. Правда, в упомянутых краях культ богини приобрел безнравственную форму. Самое удивительное, что описанный культ имел немалое значение для формирования христианской догматики. Образ богоматери с младенцем на руках, почитаемый большинством христианских конфессий, восходит к образу Исиды с младенцем Гором.

Богиня Исида (в некоторых источниках Изида) – одно из главных божеств Древнего Египта. Входила в девятку главных богов гелиопольского пантеона (Эннеада). Приходилась дочерью богу земли Гебу и богине неба Нут. Имела братьев Осириса, Сета и сестру Нефтиду. Считалась богиней плодородия, покровительствовала детям, угнетённым, бедным и в то же время милостиво относилась к богатым. Олицетворяла собой материнство и женственность. Была матерью бога солнца и неба Гора и, соответственно, матерью египетских фараонов, так как те являлись воплощение бога Гора на земле.

Отцом Гора был Осирис, так как именно с ним Исида связала себя брачными узами, став женой родного брата. Тот царствовал на земле после прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Правил он мудро и научил людей разным ремёслам. Именно при нём возникли земледелие, садоводство и виноделие. Но брат Сет, символизировавший собой песчаные бури, хаос, войну и смерть, начал завидовать Осирису и возжелал сам править на земле.

Он убил родного брата и стал царствовать вместо него. Тело же несчастного разрубил на 14 кусков и разбросал их в разные стороны. Одни упали на землю, другие в камыши, третьи в воду. Когда верная жена Исида узнала о смерти мужа, то впала в страшное горе и начала поиски тела убитого суженого. Она нашла все 14 кусков и сложила их вместе. Но не в её силах было скрепить отдельные части тела так, чтобы они опять стали единым целым.

Старый бог Ра, плавающий в солнечной барке, увидел страдания и неутешное горе своей правнучки. Душу его наполнила жалость, и он отправил к Исиде проводника в царство мёртвых Анубиса. Тут нужно сделать небольшое отступление и пояснить, кто такой Анубис. Он приходился сыном Осирису и Нефтиде. Но как так получилось, что Нефтида родила ребёнка от женатого на другой богине Осириса? Она сама была женой Сета, а поэтому на лицо двойная супружеская измена.

Увы, это так, но, как говорится, сердцу не прикажешь, а поэтому даже у богов случались в те далёкие времена неприглядные ситуации. Нефтида влюбилась в своего брата Осириса, но тот хранил верность супруге. И тогда изнывающая от любовных чувств богиня приняла облик Исиды, когда та отсутствовала, и легла с Осирисом на брачное ложе. В результате этой связи и родился Анубис.

Но младенца мог увидеть Сет, и возник бы жуткий скандал. Поэтому Нефтида взяла малыша за ноги и забросила его далеко-далеко в камышовые заросли. Но ребёнок не погиб. Его нашла богиня Исида, воспитала, а потом пристроила в подземное царство выполнять роль проводника в мир мёртвых. И вот после убийства Осириса бог Ра направил Анубиса к его фактической матери, чтобы оказать ей посильную помощь.

Анубис делает мумию из останков Осириса

И надо признать, что проводник в царство мёртвых здорово помог богине, спасшей ему жизнь. Он мумифицировал останки Осириса, и так появилась самая первая мумия Древнего Египта. Исида осмотрела творение Анубиса и обнаружила, что у мумии нет фаллоса. По всей видимости его съели рыбы, плавающие в Великом Ниле. Тогда богиня вылепила фаллос из глины, прилепила его к мумии, произнесла заклинания, и, о чудо, тот прирос к мумифицированным останкам.

Но овдовевшей богине этого показалось мало. Она захотела ребёнка от умершего мужа, чтобы тот отомстил за отца коварному Сету. Но как это сделать? Для богов и богинь невозможного нет. Исида превратилась в одну из своих ипостасей птицу Хат – огромную самку коршуна. Могучая птица легла на мумию, распластала свои крылья, прокаркала волшебные заклинания и забеременела. Через некоторое время богиня родила Гора. Он стал возмездием за смерть отца и его единственным законным наследником.

Богиня Исида прятала Гора в болотах в дельте Нила, пока тот не возмужал. Став сильным и выносливым, он обулся в белоснежные сандалии и отправился мстить Сету. Восемьдесят лет бились они, нанося друг другу различные увечья. Другие боги и богини взирали на эту битву. Сет вырвал один глаз у Гора, но Анубис схватил его и захоронил на склоне горы, и та покрылась виноградными лозами. А Сет в этом жутком противостоянии потерял одну из ног. В конце концов, боги признали Гора законным наследником Осириса. Это решение записал на папирусе бог мудрости и знаний Тот.

Гор становится владыкой земли, а Сета изгоняет на далёкий юг в пустыню. Таким образом, сын отомстил за убийство отца, но этого ему показалось мало. Он достал из земли своё левое око, вдохнул в него жизнь, и вложил в рот мумии Осириса эту животворящую силу. После этого Осирис воскрес на радость всем и особенно Исиде. Но теперь на земле другой повелитель, и отец отправляется под землю править царством мёртвых (Аменти), а сын остаётся на земле повелевать царством живых.

Гор женился на богине неба, любви и красоты Хатхор. Та родила четырёх сыновей: Хапи, Дуамутефа, Амсета, Квебехсенуфа. Они стали надёжными защитниками отца и деда. Гор являлся последним богом, правившим на земле. После него власть перешла к фараонам. Их стали считать живым воплощением этого бога. А Исида всегда присутствовала при рождении очередного фараона и покровительствовала ему до смерти.

Она была популярна не только в Древнем Египте, но и у древних греков, и римлян. Имя богини из египетской мифологии знали в Средиземноморье вплоть до нашей эры. Лишь с приходом христианства, начавшего борьбу с язычеством, древнюю египетскую богиню забыли. Изображали её с царским троном на голове, так как он являлся одним из главных символов власти. Её священным животным считалась белая корова из Гелиополя, родившая священного быка Алиса.

Амулетом богини считался «узел Исиды». Он символизировал узел её пояса и олицетворял собой благополучие и жизнь. Она повелевала золотом, так как то было так же нетленно, как и сама богиня Исида. Её почитали как повелительницу западной части неба и защитницу западной стороны саркофагов с телами умерших. Ей приписывали колдовство и умение излечивать людей от любых болезней.

Святилища этой богини были возведены по всему Египту. Прекрасный храм стоял в Кифте (в древности Гебту, 43 км от Луксора). А в Дандаре (60 км от Луксора) Исида родилась, как полагали древние египтяне. Поэтому там находился один из главных центров почитания. В Абидосе (98 км от Дандары, важнейший религиозный центр) почитали триаду, в которую входили Исида, Осирис и Гор.

Вход в храм богини Исиды

Самое роскошное святилище располагалось на острове Филе (1-й порог Нила, 1200 км до устья Нила). Это святилище являлось местом поклонения вплоть до правления византийского императора Флавия Юстиниана (527-565 гг.). Лишь при этом властителе культовое языческое сооружение подвергли переосвещению и сделали церковью Богородицы. Древние рельефы были постепенно уничтожены монахами и иконоборцами.

От Исиды произошло древнегреческое имя Исидор, означавшее «дар Исиды». Впоследствии от этого имени на Руси появилось имя Сидор. В настоящее время так никого не называют, а зря. Человек с таким именем попал бы под защиту могущественной древнеегипетской богини. А ведь она защищала и хранила фараонов, оберегала их богатства и излечивала от болезней. Она олицетворяла собой не только силу, но и бескорыстие, доброту, любовь. А всего этого как раз и не хватает в нашем мире .

«Приди ко мне, приблизься ко мне, ибо мои уста владеют тайной возвращения к жизни. Я – дочь бога, известная в городе своем тем, что могу заставить отступить ядовитую змею. Меня научил этому заклинанию мой отец, ибо я его родная, любимая дочь».
Из текста «Стелы Меттерниха».

В 1735 году на развалинах древнего Коптоса Виталино Донати – итальянский коллекционер и профессор ботаники приобрел груду каменных обломков, среди которых было восхитительное лицо статуи неизвестной женщины. Почти два века безвестные обломки хранились в ящике, который волею судеб попал в подвал Египетского музея в Турине и был забыт. Лишь в 1930 году о старой покупке вспомнили, и с ящика была стерта пыль. Несмотря на то, что некоторые фрагменты были утеряны, статую удалось отреставрировать в том облике, какой был предусмотрен скульптором, поистине гениальным творцом.


Статуя изображала женщину, а вернее, богиню Исиду стоящей; в руках богиня держит скипетр могущества уас, на ней тонкое длинное платье с широкими полупрозрачными бретелями, закрывающими грудь, украшенную накладными цветами лотоса. На голове богини - высокий убор в виде коровьих рогов и солнечного диска. Лицо богини, с узкими миндалевидными глазами и едва заметной улыбкой поразительно красиво. В облике богини Исиды, «госпожи Коптоса», благодаря таланту мастера, была запечатлена знаменитая царица Тейе, супруга Аменхотепа III, которая корнями своей семьи восходила к этому региону, а потому относилась к нему с особым почтением и вниманием. Коптос входил в число городов, где праздновалась церемония Сед Аменхотепа III, предназначенная для обновления его жизненных сил и связей с миром божеств; здесь были сооружены новые святилища, украшенные специально изготовленными статуями божеств. Среди них и была удивительная по красоте статуя богини Исиды.
В зале Египетского музея в Турине она стоит среди других скульптур Нового царства, вновь забытая на фоне потрескавшихся стен, лишенная освещения, с запыленной табличкой у колен, словно погруженная в сон. Сквозь дымку серого, матового камня виден поразительный взгляд богини, царицы, женщины, некогда властвовавшей умами народов, бескровно завоевавшей мудростью Рим и на протяжении веков «говорившей» о благочестии и вечной жизни.
В 1997 Италию всколыхнула выставка «Исида. Миф. Мистерия, Магия», посвященная величайшей богине древности. О ней вновь заговорили, был издан превосходный каталог, в котором были собраны удивительные своим разнообразием образы «великой матери богов», ставшей для Запада не просто символом земли фараонов, но и величайшей святыней, вдохновившей более поздние культы богини-матери. Впрочем, хотя они и воспели богиню под иными именами, однако даже не приблизились к тому глубинному пониманию ее сути, которое родилось в Египте, позже было утеряно и вновь привлекает наших современников, пытающихся «приоткрыть покрывало».

Притяжение Великой Матери

Образ Исиды, ставший краеугольным для истории египетской цивилизации, в особенности на заключительном этапе ее существования, впитал в себя всю образность и многопластовую символичность египетского мировоззрения. Древняя богиня-мать, изображавшаяся еще в додинастическую эпоху в облике танцующей женщины с птичьим лицом и поднятыми вверх руками, словно имитирующими форму рогов священной коровы, ипостась и дополнение Хатхор, она «обретает» свое имя в письменных источниках лишь при V династии в Текстах пирамид, где вместе с Осирисом она становится гарантом вечной и нескончаемой жизни для умершего. Позже, при VI династии мы встречаем имя ее жреца, Неферка по прозвищу Пепианх, жившего в районе среднеегипетского города Куса, в титулатуре которого имя Исиды теологически связывалось с именем Хатхор, богини, чье имя известно нам с глубочайшей древности. Вплоть до Нового царства ее изображения, если не считать росписи на саркофагах XI-XII династий, нам не известны, и тем не менее только в Текстах пирамид она упоминается более семидесяти раз, а в Текстах саркофагов еще чаще, что свидетельствует о ее значимости.
Символ богини, составляющий ее имя – это престол, символ царской власти, на котором восседает фараон, опускаясь, тем самым, на колени своей Предвечной матери, подобно тому, как сидел на коленях Исиды ее сын Хор, воплощением которого являлся каждый царь. Этот трон – магическая сила, дающая фараону царственность и магическую защиту, это то, что делает его фараоном. В египетском языке имя Исиды было связано с корнем, означающим «иметь власть», что позволяет интерпретировать и имя Осириса, в которое, как известно, также входил иероглиф трона. Еще одно важное значение имени богини – «место», которое в случае с миром божественным может также интерпретироваться как «место почитания» божества, место, в котором происходит воссоединение мира земного и мира небесного в момент культового действия, место, где возможен переход из существующей реальности в запредельные области, известные лишь богам, и наоборот.
Исида, богиня всеегипетская, происходила из Дельты из города, считавшегося одним из крупнейших мест ее культа, и называвшегося египтянами Хебет, греками – Исейоном, а римлянами – Исеумом. Сегодня развалины храма богини, возведенного Нектанебом II в Бехбейт эль-Хагар, как это место было названо арабами, все еще представляют собой величественное зрелище, и ждет своего исследователя. Время правления XXX династии стало эпохой особенного почитания богини. Храмы Исеума и обитель Исиды на острове Филе превзошли все остальные ее культовые центры. Тем не менее, хорошо известны другие места ее почитания: храм Исиды «владычицы пирамиды» в Гизе, у подножия пирамиды царицы Хенутсен, супруги Хуфу; святилище в грандиозном храме Сети I в Абидосе; небольшой храм Эвергета I и Береники, посвященный богине в пригороде Асуана; храм Августа, сооруженный в Дендере на месте, где, согласно легенде, Нут родила Исиду и, наконец, обитель богини в Дейр эль-Шелуит, к югу от Мединет Абу в Фивах.
Исида воплощала в себе египетскую мечту об идеале женственности и материнства. Верная и любящая супруга, жертвенная ради своего супруга, скитающаяся по всему Египту и иноземным страна в поисках тела своего горячо любимого мужа, убитого братом, всесильная волшебница, зачинающая от мертвого, оживленного лишь на мгновение, тела свое дитя и, наконец, мать, вырастившая в болотах Ах-бит сына Хора, обеспечившая ему жизнь и защиту, воскуряющая перед ним, согласно Текстам пирамид, благовония, дабы «он мог идти по земле в белых сандалиях своих и увидеть отца своего, Осириса», богиня одновременно поистине человеческим и сверхчеловеческим подвигом, незадолго до новой эры превзошла всех других египетских богинь и стала символом Египта, который, как известно, также воспринимался древними как существо женского пола, законная супруга фараона. Исида, вместившая в себя семя Осириса, тем самым беременна «будущим», наследником царства, который, одновременно, и есть ее супруг, перерождающийся в облике своего сына:
«Бьется пламя, в страхе боги, ибо зачала Исида от семени брата своего Осириса. Говорит она: «О вы, боги! Вот – я Исида, сестра Осириса, рыдавшая по отцу богов… Семя его в утробе моей, создала я облик бога в яйце как сына моего, того, кто во главе Эннеады. Будет он править страной этой, наследством отца своего Геба… Придите же, о вы, боги, защитите его в утробе моей для того, кого знаете вы в сердцах ваших. Он – господин ваш, бог, тот, кто в яйце своем, лазуритоволосый обликом, властитель богов… Я – Исида, более божественная и священная, чем все боги, ибо бог в этой утробе моей и он – семя Осириса».
История человечной богини, которая тем самым давала простому египтянину надежду на обретение бессмертия, невероятно жизненна и, в то же время, мистична. Облаченная в траурные одеяния плакальщица джерит – «соколица», всесильная чарами царица-колдунья, способная оживить мертвого и боящаяся за сына мать, «свившая» для своего ребенка «гнездо» из тростников, Исида – непревзойденная высота египетской веры в женственность, истинная «матерь бога» на протяжении тысячелетий существования египетской культуры, которая, в отличие от христианского понимания образа богоматери была не земной женщиной, получившей божественный дух, но богиней, снизошедшей до человека в своей милости. С небесной сферой Исиду связывают представления о ней как о богине горизонта, которая вместе с сестрой, Нефтидой, перекладывает солнечного бога с дневной ладьи на ночную, стоя у великих врат Запада, т.е. загробного мира. Как Сепедет или Сириус, ярчайшая звезда небосвода, провозглашающая нильское половодье во время своего гелиакического восхода, невидимая до этого в течение 70 дней – дней траура по Осирису, Исида изображается в золотой короне из перьев, стоящей в ладье позади ладьи своего супруга Ориона, которого египтяне понимали как ипостась Осириса. Исида-Сепедет – еще и властительница судеб, именуемая в поздних текстах «Год», так как в день появления на небосклоне Сириуса, считавшийся днем рождения Исиды, предсказывались судьбы грядущего года, причем не только судьбы живых людей и царя, но и, возможно, судьба самого Египта.
Исида – это и образ страдания, богиня, которой сам Ра перебивает ноги, которой собственный сын Хор в ярости отрезает голову, которая от него же, овладевшего собственной матерью, рождает четырех сыновей – духов Имсети, Хепи, Дуамутефа и Кебехсенуфа, защитников внутренностей умерших; все тот же Хор в другом мифе отрезает ей руку, заменив ее потом на конечность коровы. Многоликость и всепроявленность богини, свойственная крупнейшим божествам египетской религии, позволяет увидеть ее почти в каждом женском божестве. В Коптосе Исида становится матерью Мина, отождествленного с Хором и, одновременно, его супругой; в Ассиуте она предстает как мать Упуата, родившая его от Осириса. Более того, как «великая мать бога», т.е. Хора, она отождествляется с Хатхор, становясь в греко-римскую эпоху ее вторым лицом и принимая от нее еще в Новом царстве типичную иконографию: коровьи рога и солнечный диск промеж них, установленных на голове, в знак того, что богиня – великая корова, плотью которой стало небо, стоящая над земным миром.
Впрочем, сколько не была бы богатой иконография и символизм богини, главный аспект образа Исиды заключен именно в цикле осирических преданий. Именно в действиях Исиды, ее словах и ее заклинаниях заключена тайна возрождения и победы над смертью, тайна священного молока, которым она кормит умершего царя в Текстах пирамид, и которым она совершает возлияния каждые десять дней на запретном острове Биге, почитавшемся в качестве главной гробницы Осириса.
Саркофаг, в который заключено тело убитого Осириса, также отождествляется не только с телом Нут, матери бога, но и с Исидой, которая, склоняясь в облике птицы над мумией супруга, окутывает его своими божественными крыльями, дающими исцеление и защиту. Как Шентаит – «ткущая бесконечность», Исида предстает едва ли не главной фигурой церемониала возрождения Осириса в месяц Хойяк, великой подательницей жизни, древней богиней заупокойного культа, участие в котором навсегда останется одной из ее неотъемлемых функций. Имя богини-посредницы, связанной с загробным миром, не входит в Древнем царстве ни в одно из тефорных имен, как, впрочем, и имена других божеств, тесно связанных с заупокойным культом. Вместе с развитием представлений об отождествлении с Осирисом каждого умершего и демократизацией царского погребального ритуала, отдельные элементы которого становятся общедоступными, образ Исиды приобретает поистине грандиозный размах. Фигура богини появляется на изножьях саркофагов, в то время как изображение ее сестры Нефтиды – на изголовьях; богиня вместе с другими великими защитницами – Нейт, Нефтидой и Селкет охраняет внутренности умершего и его канопы, вместе с самой Нут еще с эпохи Текстов пирамид дает ему возрождение:
«Исида обратится к тебе и Нефтида будет говорить с тобой. Духи правогласные придут к тебе, склоненные, и будут целовать землю у стоп твоих, в трепете перед тобой… И выйдешь ты к небесной матери своей Нут; возьмет она руку твою и поведет тебя дорогой к горизонту, к месту, где пребывает Ра. Двойные двери небес будут открыты для тебя…»
Как богиня защитница мертвых Исида отождествлялась с Иментет, богиней Прекрасного Запада, ипостасью Хатхор, часто изображавшейся на дне саркофагов частных лиц и персонифицировавшей пески западной пустыни, пространство, где умирает солнце, где погребают умерших и где в то же время, начинается путь божества и человека к возрождению. От имени Исиды, распростершей руки в жесте защиты у ковчега с канопами Тутанхамона, найденными в его гробнице, царю дается то покровительство богини, каким был наделен Осирис:
«Я пришла. Я укрою сына в объятьях своих, Владыку Обеих земель Небхепрура, правогласного. Я буду его защитой в вечности, таковой, какая я для Осириса...»
Исида и Нефтида, богини горизонтов, приобщают умершего царя к странствию солнца на ладьях, отголоском представлений о которых были гигантские корабли из кедрового дерева, обнаруженные в тайниках у подножия пирамиды Хуфу:
«Будешь ты выходить и будешь ты опускаться, опускаясь с Нефтидой, и станешь ты темным с ладьей солнца ночной. Будешь ты выходить и будешь ты опускаться, выходя с Исидой, восходя с утренней ладьей солнца».
Именно пограничные владения, то, что она родила земного сына от отца, пребывающего в загробном мире и стала «путем», сквозь который произошло снисхождение в мир божества, а также могущество в царстве живых и в пространстве мертвых сделали позже Исиду объектом мистериального культа, величественного и проникновенного, ставшего одним из интереснейших явлений религиозной ойкумены греко-римского времени.
Как залог жизни и ее продолжения Исида доходит в египетском мировоззрении и, в частности, в ритуалах храма в Бехбейт эль-Хагар до степени андрогинного бога-творца, всетворящей сущности, которая провозглашает неделимость своего состояния словами:
«Я, ставшая мужчиной, пребывающая женщиной».
«Птица», свившая свое «гнездо» в болотах Дельты, Исида выступает как «женщина, знающая магические слова» , которая, несмотря на то, что «сердце ее отвернулось от миллионов людей и обратилось к миллионам богов», именно для людей находит спасение от яда змей и скорпионов, колдовства и порчи, пройдя сквозь все эти испытания с младенцем Хором на руках. Богиня здесь не просто благосклонна к просящему, но и прозорлива и всеведуща, наиболее близка к образу простой женщины, несущей мудрость. Заклинания, призывающие на помощь Исиду в случае опасности, использовались и ранними христианами, которым уничтожение лика богини в древних святилищ не мешало, тем не менее, пользоваться священным знанием предков. Богиня, предстающая как в облике женщины «прекрасноликой, совершенной очами» , так и как птица, корова, змея или самка гиппопотама, милостива как к людям, так и к богам: в шестой час ночи она вместе с Хека, богом магии, тащит волоком ладью Солнечного бога сквозь полное опасностей пространство Дуата.
Богиня, изображавшаяся с младенцем на коленях, с руками-крыльями, защищающими супруга или же коленопреклоненной с поднятой к лицу в жесте плача рукой, была для Египта, а позже и для всего Средиземноморья, подлинным воплощением надежды на спасение и помощи смертным в трудностях их земного существования. Впрочем, зачастую мы лишь догадываемся о функциях Исиды и сложность и многообразие ее облика «лишь доказывает тот факт, что древние божества не должны восприниматься как непосредственное отражение каких-либо функций или понятий, обладая порой всем богатством противоречий и многообразия, присущего живым и преисполненным этой жизнью существам». Именно в силу этой непреходящей жизненности Исида пережила и сам Египет, стала богиней иной цивилизации, наполнив новые образы силой своей легенды о защитнице любимого супруга, владычице «слов власти»:
«Сестра его дала ему защиту свою,
Увела прочь противников его,
Остановившая дела супостата силой уст своих,
Прекрасная речью, чьи слова никогда не будут повергнуты,
Действенная приказаниями,
Исида благая, защитившая своего брата,
Искавшая его неустанно,
Обошедшая эту землю с плачем,
Не знавшая отдыха до находки его,
Сотворившая тень перьями своими,
Создавшая ветер северный крыльями своими,
Ликующая, возродившая брата своего,
Поднявшая усталость утомленного,
Принявшая семя его, наследника давшая,
В тайне дитя грудью вскормившая,
В месте, где был он, никому не ведомый…»

(c) Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. - М., 2006, с. 350-365. Сноски опущены.

Чудотворные слова: богиня исида молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Богиня ИСИДА. Ред. В те давние времена, когда цивилизация Атлантиды была в самом расцвете, прекрасный благоприятный климат, высокие вибрации Земли позволили Жить нам, Богам и Богиням в плотном теле человека. Мы познавали вашу жизнь, но и обучали вас, людей. Учили любить, отдавая, благодарить ГОСПОДА за Дар Жизни. Эту Оду Я сочинила в Своем сердце, вложила всю гамму чувств Своих, всю Мою Любовь к ГОСПОДУ. Я Жила ИМ всегда. Мы общались с Ним как с самым Дорогим что есть в Нашей Жизни. И Господь всегда нас всех одаривал Своей безграничной Великой Любовью.

Моя Ода ГОСПОДУ! Смысловой перевод.

ГОСПОДЬ Мой ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ВЕЛИКИЙ, Славлю Тебя!

Все, что Сотворено Тобой, прекрасно.

О каждой Душе ТЫ Знаешь и каждую Душу Светом Своим согреваешь.

ГОСПОДЬ ЕДИНЫЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ВСЕМОГУЩИЙ, Славлю Тебя!

Ты Дал нам Жизнь, вдохнул и запечатал Огонь Любви Своей,

И в сердце нашем горит Твоя Любовь, огонь не угасает, давая Жизнь и Свет.

ГОСПОДЬ ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ЕДИНЫЙ, Славлю Тебя!

ТЫ Создал Вселенные – всюду Жизнь Твоя.

Создал ТЫ звезды и миры прекрасные – Это все ТЫ,

Куда бы взор мы свой не обратили, везде Твоя Любовь и Сила.

О БОГ Мой ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

О Мой ГОСПОДЬ НЕПОСТЕЖИМЫЙ, Славлю Тебя!

Прошу Тебя, Великий БОЖЕ, не покидай Меня, когда Мой дух ослабнет.

Дай силы Мне, ВЕЛИКИЙ БОГ ВСЕВЫШНИЙ,

И Я тогда смогу сполна всю Себя Тебе отдать,

Чтоб насладился ТЫ Моею к Тебе Любовью.

О БОГ ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Я Тебя!

Мой ГОСПОДИН, Мой ПОВЕЛИТЕЛЬ, ТЫ наша Жизнь,

ТЫ Свет Великий, Моя Душа и Жизнь Моя,

Лишь одному Тебе принадлежу, Один лишь ТЫ надо Мною ПОВЕЛИТЕЛЬ,

О БОГ ВСЕВЫШНИЙ, Мой ГОСПОДЬ.

Нет никого Прекрасней и Могущественней, Чем ТЫ, Мой Повелитель.

Сияй Великим Светом в Душе, Мой БОГ ВСЕВЫШНИЙ,

И никогда Твой Свет не угаснет, ведь ТЫ БЕССМЕРТНЫЙ, ВЕЧНЫЙ

Пусть Моя Ода согреет ваши сердца, ваши души, очистит от страха, сомнений и лжи, от демонов, что терзают ваши души. Я всю силу Своей Любви в эти строки вложила, чтоб Светом Своим вас всех наполнить. Пусть Мои слова станут огромным притяжением Божественного Света и Любви. Пусть воссияет аура ваша и аура вашей Земли, очистится, и благодатью наполнится, покоем.

Богиня исида молитва

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧАС НОЧИ ИСИДА КАК БОГИНЯ ЛЮБВИ

Исида-Астарта. Исида-Инанна. Исида-Афродита. Эти три божества символизируют чувственные и романтические аспекты культа Исиды. Согласно мифу, Исида и Осирис впервые соединились еще в чреве своей матери, движимые непреодолимой страстью. Их союз, одновременно романтический и эротичный, был моделью образцового брака для древних египтян. Будучи супругами, они дали своему народу все искусства и ремесла цивилизации: сельское хозяйство, музыку, строительство, ткачество, письменность, пивоварение. Разделенные трагедией, Исида и Осирис поддерживают связь друг с другом даже за гранью жизни и смерти.

Осирис и Исида

История о смерти и расчленении Осириса как будто отрицает чувственность их союза, но на самом деле она предоставляет возможность для возрождения, а точнее - для восстановления жизнетворной силы фаллоса и зарождения новой жизни. Это резко контрастирует с другими мифами, например о Кибеле, где ради духовного благословения от человека требовалось жертвование собственной плотью.

Действия Исиды после смерти Осириса, когда она возвращает его к жизни на достаточно долгий срок, чтобы зачать Гора, воспринимаются некоторыми авторами как свидетельство того, что Исида побуждала своих последователей к сексуальной агрессивности.

Внешние дворы храмов Исиды иногда подвергались осуждению как места, предназначенные для тайных встреч любовников. В то же время многие почитатели и особенно жрецы Исиды давали обет целомудрия и воздерживались от интимных отношений в течение долгого времени. Одна жрица поклялась Исиде, что останется девственной до самой смерти; есть также свидетельства того, что многие женщины давали десятидневный обет воздержания перед праздником в честь богини.

Кибела, древняя богиня-мать, требовавшая человеческих жертвоприношений

При исследовании мифологии в целом становится ясно, что лишь немногие божественные супруги испытывали страстную любовь друг к другу, особенно в пантеонах стран Северной Европы и Скандинавии. В египетской мифологии боги и богини наделены сильными индивидуальными чертами, но среди них нет супругов, испытывающих друг к другу такие же чувства, как Исида и Осирис. Их зеркальным отражением является несчастный брак Сета и Нефтиды, которая не любит своего мужа и томится по Осирису.

ИСИДА И ЛЮБОВНЫЕ ЗАКЛЯТЬЯ

Нет сомнения в том, что Исида слышит молитвы с просьбами о любви и отвечает на них. Обращаясь к Исиде с просьбой о прочных и счастливых отношениях с партнером, вы доверяетесь ее воле. Но как быть с любовными заклятиями, обращенными к конкретному человеку? Очевидно, что они неэтичны, так как нарушают принцип свободы воли. Следует ли воздерживаться от подобных вещей? Мы полагаем, что да. Если вы стоите перед алтарем и обращаетесь к Исиде с просьбой о любви, но втайне надеетесь, что она удовлетворит ваше желание к конкретному человеку, то вы на самом деле творите любовное заклятие, направленное на этого человека. Можно сколько угодно делать вид, что это не входило в ваши намерения, но вы все равно будете лукавить.

Гравюра знаменитой Венеры Милосской, XIX в. Венера/Афродита часто ассоциировалась с Исидой

Молитва для неразделенной любви

О великая Исида,

Услышь мою молитву.

Знай, что в глубине моего сердца

Пылает огонь любви к___.

Пути сердца неисповедимы,

И я обращаюсь к тебе за советом и поддержкой.

Если моя любовь к___

Кажется истинной в твоих глазах,

Дай ____ знать, что меня радуют его (ее) взгляды,

Дай ему (ей) знать, что меня восхищают его (ее) речи,

Дай ему (ей) знать, что я томлюсь по прикосновению его (ее) рук

И хочу любви и счастья для нас обоих.

Если мое чувство неприятно для___,

Пусть мое сердце освободится от желания к нему (к ней);

Если ты находишь мою любовь недостойной,

Освободи мое сердце от нее,

Возьми ее силу - это мой дар тебе.

Пусть будет новая радость

И свобода от всякой печали.

О великая Исида,

Услышь мою молитву!

Соберите несколько предметов - фотографий, писем или других вещей, напоминающих вам о любимом человеке (или о том, кого вы хотели бы полюбить). Это может быть реальный человек, которого вы знаете, исторический персонаж, киноактер или образ «идеального партнера», созданный в вашем воображении. Более того, не обязательно, чтобы изображения или предметы напоминали об одном человеке; будет даже лучше, если они напоминают хотя бы о трех разных людях.

Посмотрите на предметы. Решите, какой аспект каждого образа больше всего привлекателен для вас. Возможно, фотография кинозвезды отражает ваш идеал физической формы, а цитата из любовной лирики соответствует вашему представлению о том, как лучше всего должен выражать ваш избранник свои чувства. Сувенир, оставшийся от первого свидания, может напоминать вам о первых моментах влюбленности, о тех чувствах, которые вы хотели бы испытать вновь. Один человек привлекает вас своей честностью, другой - выдающимся трудолюбием. Просите обо всех качествах, которые вы хотите видеть в своем партнере. Если у вас на примете есть человек, обладающий большинством этих качеств, пользуйтесь его образом для их воплощения, но с оговоркой, что вы ищете партнера, похожего на этого человека, а не его самого.

Выберите аромат благовония или духов, напоминающий вам об «идеальном партнере». Примите душ или ванну и оденьтесь так, словно готовитесь к встрече с любимым человеком. Воскурите благовоние (в качестве альтернативы можно воспользоваться духами), зажгите свечу и встаньте перед выбранными предметами. Глубоко подышите, каждый раз немного задерживая дыхание на вдохе.

Ты, кто направляет любящие сердца,

Прошу тебя, в твоей славе и мощи

Окинь землю своим божественным взором

И дай мне знать о том,

Кто будет приветствовать мою любовь.

(Выберите соответствующие строки.)

Кто напоминает обликом___,

Кто обладает [качество]___,

Кто вернет мне чувство, которое я знала с___,

(Добавьте дополнительные строки, если это необходимо.)

Загляни в мою душу и сердце,

Дай знать, что принесет мне истинную радость,

Позволь мне любить того, кто ответит на мою любовь,

Позволь мне обнять того, кто обретет счастье в моих объятиях.

О великая Исида,

Услышь мою молитву!

В цикле мифов о богах-олимпийцах можно найти немало примеров похоти, насилия и браков по расчету, но истории о настоящей любви между богами встречаются довольно редко. Исключение составляет история Эроса и Психеи, упоминаемая Апулеем в связи с культом Исиды, когда он пишет о своем посвящении в мистерии Исиды и Осириса.

Эрос и Психея

В этой истории прекрасная Психея становится женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно приходит к ней, но лишь по ночам и в темноте, предупреждая свою возлюбленную, что она не должна видеть его без покрова. В течение некоторого времени Психея наслаждается близостью с Эросом, но потом ревнивые сестры убеждают ее, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Они подстрекают ее к убийству мужа. В одну роковую ночь Психея зажигает лампу, чтобы увидеть монстра, но вместо этого видит прекрасного юношу. При виде его красоты ее охватывает дрожь, и несколько капель раскаленного масла попадает на кожу Эроса. Он просыпается от боли, видит нож, который она держит в руке, и в ужасе убегает прочь.

Эрос возвращается к своей матери Венере/Афродите, которая лечит его раны и всячески тиранит Психею. После нескольких трудных заданий она приказывает Психее спуститься в Нижний Мир и взять у Пер-сефоны шкатулку с частицей ее красоты. Психея не знает о намерениях Венеры, которая надеется, что девушка не переживет опасностей путешествия. Но ей удается достичь цели благодаря наставлениям разговаривающей башни, с которой она хотела броситься вниз, чтобы свести счеты с жизнью. Получив шкатулку у Персе-фоны, Психея открывает ее в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погружается в глубокий сон, неотличимый от смерти.

Эрос, исцелившийся от ран, тоскует по своей возлюбленной и повсюду ищет ее. Он будит Психею, уколов ее стрелой из своего колчана, а потом улетает, чтобы убедить Юпитера принять его сторону в споре с сердитой Венерой. В конце концов им удается умиротворить Венеру. Психея и Эрос сочетаются браком, и вскоре у них рождается дочь, которую называют Наслаждением. Полный текст мифа, с подробными комментариями, см. в книге Эриха Ньюманна «Амур и Психея: психическое развитие

* Эрих Ньюманн, «Амур и Психея: психическое развитие женского начала». Изд. Принстонского университета, Нью-Джерси, 1971.

Писхея возвращается из Нижнего Мира со шкатулкой, которую Венера/Афродита приказала ей взять у Персефоны

Соседство религии с романами о любви может показаться странным. Тем не менее романтическая любовь представляет собой краеугольный камень культа Исиды. Эта тема развивается в ряде античных историй, где сочетаются черты современных боевиков, приключенческих и сентиментальных романов. Центральными героями этих историй обычно бывают влюбленные, насильственно разлученные пиратами, похитителями, грабителями, вождями варварских племен, природными катаклизмами, злонамеренными родственниками и т. д. Твердые в своей вере и любви друг к другу, влюбленные в конце концов воссоединяются и живут долго и счастливо. С незначительными изменениями подобные истории вполне могут лечь в основу сюжетов для современных кинофильмов или занять достойное место на полках книжных магазинов.

Одна из таких историй - «Эфесянка» Ксенофонта, в которой повествуется о невзгодах двух влюбленных. Главная героиня Антия стремится сохранить целомудрие для своего возлюбленного Гарбокрама. Она так прекрасна, что ее считают воплощением богини Артемиды (в описании Артемида предстает двойником Исиды). Антия упорно отстаивает свою честь перед многочисленными женихами, в то время как Гарбокрам попадает в плен и едва не погибает на берегах Нила. Когда они наконец соединяются по благословению Исиды, Антия приветствует Гарбокрама ритуальным поцелуем, сходным с поцелуем Исиды, оживляющей Осириса. Время для целомудрия миновало, и нам говорят, что «с тех пор их жизнь превратилась в один долгий праздник».

В данном случае Антия берет на себя инициативу в интимных отношениях. В своей книге «Исида в греко-римском мире» Р. Е. Уитт приводит следующую цитату: «Она прильнула к его губам в долгом поцелуе, и вместе с этим поцелуем все мысли, наполнявшие их разум, передались от одной души к другой». Уитт предполагает, что Антия таким образом имитирует Исиду, воскрешающую Осириса*.

* Р. Е. Уитт, «Исида в греко-римском мире». Изд. Корнеллского университета, Нью-Йорк, 1971.

Исида в романе Д. Г. Лоуренса

В своей последней книге «Мавр и человек, который умер» Д. Г. Лоуренс совместил и противопоставил тему воскрешения в культе Исиды с христианской верой. Лоуренс, в сущности, был язычником и апологетом древних культов и мистерий. Он ввел в западный мир того времени понятие священной любви и чувственности*.

* Д. Г. Лоуренс, «Мавр и человек, который умер». Нью-Йорк, 1953.

В романе Лоуренса Христу удается выжить после распятия, но в умственном и духовном отношении он становится отрешенным от всего, что произошло раньше. Он покидает тех, кто знал его, и отправляется в странствие, где случайно знакомится с жрицей Исиды, которая содержит маленький храм, посвященный богине. Уже долгое время она особенно чтит Исиду Ищущую, путешествующую в поисках Осириса. В Христе она находит своего Осириса и знакомит его с духовной стороной чувственности и плотской любви. Иисус переживает еще одно воскрешение - на этот раз в радостях и невзгодах повседневной жизни, а не в смерти. Они зачинают ребенка. Хотя враждебность родственников жрицы заставляет их расстаться, Иисус обещает вернуться к любимой. (Связь между Христом, Осирисом и Исидой рассматривается из иной перспективы в книге Кристы Кинслер «Луна под ее ногами»*,

* Криста Кинслер, «Луна под ее ногами: история о Марии Магдалине, служившей Великой Матери». Сан-Франциско, 1991

Лоуренс был не первым писателем, в книгах которого эротические моменты заслонили глубинный смысл повествования, что, впрочем, способствовало их популярности и широкому распространению. Наиболее полное описание посвящения в мистерии Исиды, дошедшее до нас, принадлежит Апулею в его романе «Золотой осел, или Метаморфозы». Популярно это произведение из-за откровенно эротических сцен. В эпоху средневековья этот роман переписывался в скрипториях монастырей по всей Европе, многочисленные рукописные копии сохранились до наших дней.

В магических романах Дион Форчун также ощущается влияние произведений Лоуренса. В своем романе «Крылатый бык» она косвенно признает этот факт, выбрав для главной героини, Урсулы Бренгуин, то же имя, которым пользовался Лоуренс для героини своего романа «Влюбленные женщины».

Магические романы Дион Форчун

Романы Дион Форчун, особенно «Лунная магия», «Морская жрица» и «Крылатый бык», повествуют о том волшебстве, которое рождается при полном развитии отношений между мужчиной и женщиной, с четкой поляризацией ролей. Отношения, которые она описывает, с полным правом можно назвать романтичными, но эта романтика лишена сентиментальности: любовь и страсть ценны не сами по себе, а как средство для духовного развития, открывающее перед человеком бесконечные возможности для самореализации. Герои ее романов играют роли жриц и жрецов; они посвящают и наставляют друг друга в традиции древнего культа Исиды.

Дион Форчун полагала, что чтение ее романов будет своеобразной литературной инициацией в мистерии Исиды. Поскольку таково было ее намерение, я не пытаюсь пересказать содержание ее романов. Они привели меня к вере в Исиду, и я настоятельно советую всем, кто испытывает интерес к Исиде, прочитать их. Сама я перечитываю их ежегодно и почти всегда нахожу новые откровения, которые пропустила или не смогла до конца осознать в прошлый раз.

Жизнь действующей пары жрец/жрица нельзя назвать легкой ни по каким меркам; отношения между мужчиной и женщиной достаточно хрупки и без дополнительной ответственности, которую влечет за собой религиозное и духовное совершенствование. Но конечная цель - создание слаженной пары, способной не только обеспечить собственную эволюцию, но и помочь другим людям обрести просветление, - достойна затраченных усилий.

Как подготовиться к выполнению такой нелегкой задачи? Начинать нужно не с поисков идеального партнера, как можно было бы подумать, и не с беспорядочных знакомств и разлук в надежде обнаружить желанного человека. Для того чтобы эффективно действовать вместе с партнером, человек должен сначала научиться самостоятельности. Каждый из нас должен трезво оценить свои качества, поскольку они все равно проявятся впоследствии, и часто не совсем так, как нам бы того хотелось.

Игнорирование любого полюса в «человеческой батарее» приводит к короткому замыканию, что проявляется в различных недомоганиях, как психического, так и физического свойства (хотя с духовной точки зрения между ними нет разницы). Это приводит к сексуальным отклонениям, насилию, депрессии, переутомлению и творческому параличу.

Люди, которые ведут очень активную жизнь и добиваются успеха в материальном мире, могут испытывать скованность и дискомфорт в духовном мире. Женщины иногда ощущают отголоски этого конфликта в своих месячных циклах; некоторые исследователи считают, что симптомы ПМС (предменструальный синдром) и других расстройств можно заметно ослабить, если женщины будут больше спать в определенные дни каждого месяца. У мужчин, чья активность проявляется во внешнем мире, конфликт чаще бывает в виде физических недугов, которые тоже ослабевают и усиливаются через регулярные промежутки времени.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛЯРНОСТИ

Представьте себя идеальным человеком, воплощающим черты, противоположные вашим в повседневной жизни.

Если вы пассивны и застенчивы, вообразите самого динамичного и общительного человека, какого только можете представить. Если вы вечно заняты и создаете столько новых проектов, что даже мысль об отдыхе кажется вам гнетущей, представьте одинокого философа, безмятежного в своей созерцательности.

Обратите внимание на образ, который вы создаете перед своим мысленным взором. Во что одет этот человек? Какое у него выражение лица? В какой обстановке он находится. Кажется ли вам, что он знает вас? Если нет, представьтесь своему созданию. Скажите ему, что вас восхищают его качества, и вы хотите время от времени обращаться к нему за советом. Послушайте, что он скажет вам. Подумайте о ситуациях, в которых вы могли бы обратиться за помощью к своему другому «я». Если хотите, можно делать записи или рисовать эскизы.

Возможно, вам понадобится более одного персонажа для создания целостной личности. В моем воображении существуют по меньшей мере двое: жизнерадостный, принципиальный мужчина, который не боится отстаивать свою точку зрения в любых обстоятельствах, и изящная темноволосая жрица, такая же таинственная и спокойная, как Лотосовый пруд, который я представляю у нее за спиной.

Кстати говоря, безупречное равновесие - это не самоцель. Вам нужно подняться на новый уровень осознания, позволяющий всесторонне оценивать ситуации, переключаясь с одного подхода на другой. Опыт и обстоятельства диктуют вам, какие аспекты вашей личности должны преобладать в данное время.

Земля - источник любви и плодородия. Земная Исида предстает перед нами в более темном аспекте, который нужно осознать, принять и включить в свой чувственный опыт. Более яркие аспекты богини останутся недоступными для нас, если мы не поймем глубину и богатство Земной Исиды. Короткая медитация, которая приведена ниже, может послужить отправной точкой для такого понимания.

Во многих египетских храмах есть подземные помещения и коридоры, которые находятся в прямом контакте с первичными силами Земли. Начиная эту медитацию, нужно помнить о том, что по другую сторону планеты простираются звездные поля, а глубоко внутри нее находится раскаленное ядро, «внутреннее Солнце».

Мы созданы Землей: наши тела состоят из звездной пыли, которая некогда уплотнилась под воздействием Солнца и образовала голубую сферу нашего общего дома. Исходный материал Земли пришел со звезд и в назначенный срок вернется к ним, чтобы начался новый цикл.

В любом посвящении последний переход считается прорывом в другую сферу бытия. С Землей мы входим в сферу звезд; в яростном пламени Солнца мы находим силу, противостоящую холоду межзвездных пространств; в звездной инициации мы познаем объединяющую ткань Вселенной; в инициации вод и приливов мы находим структуру, облекающую хаос.

Земная Исида - черная богиня, обугленная подземным огнем, темная и плодородная, как нильский ил. Она могуча и ужасна; ее движущая сила - не жизнь, а существование. Все вещи, которые существуют и имеют осязаемую форму, находятся в ее владении. Ей принадлежат кристаллы, колонны сталагмитов и суровое безмолвие гранита: все древнее и неподвижное, извечное, не считая моментов сотворения или уничтожения.

Ее чувственность выражается в грубом единении двух начал; позднее, гораздо позднее, появятся тонкие эмоции и эфирные нити, соединяющие ее жриц и жрецов. Однако без нее, Владычицы Тьмы, нет ничего. Она движет потоки лавы и воздвигает горные хребты, неразрывно связанные с плотью земли. Она дает начало линиям и формам.

С изначальных времен дети Земли высекали и рисовали на стенах пещер то, что высшие чувства нашептывали им о пришествии великой богини, которая будет царить над миром. Но до этого еще далеко; пока она безмолвно правит неосознанным бытием и первородной красотой юной планеты. Через тысячи и миллионы лет она,примет светлый образ Той, Кто Станет Покровительницей Человечества. А пока что она хранит и оберегает вещи, которые кажутся нам бездушными и безжизненными. Жизнь и смерть едины для нее - нет скорби, нет страданий. Когда-нибудь мы узнаем в ней богиню, которая научилась любить и познала горечь утраты. Сейчас она затеряна в бесконечной дали времен, и нет никого, кто мог бы осознать ее присутствие. У нее нет молитв, только команды: живи, существуй. Созерцай круговорот звезд на небосводе, ощущай тяжелую дрожь земных недр.