Вий в мифологии славян. Вий — подземный бог в славянской мифологии

Во многих, в том числе академических работах, персонаж гоголевской повести описан совершенно не так, как выглядит Вий в произведении писателя. Исследователи утверждают, что автор в образе знаменитого монстра объединил древнеримского Ния с человеческим веком, хотя сам Н. В. Гоголь писал, что он излагает предание именно так, как слышал.

И читатель верит, потому что, кроме этой повести, он создал еще несколько произведений подобного жанра, в которых с присущей Гоголю ироничной манере описываются персонажи народной

Премудрый Велес

Именно так величают этого бога в древнеславянских мифах. Он является властителем телесной, органической жизни всех людей и животных. Он знает, когда тело просит покоя для сна, а когда - покоя вечного. Велес неустанно следит за тем, чтобы все, что берется из земли, туда же и возвращалось. И при этом он не есть слуга смерти. Велес выглядит совсем не так, как Вий. В представлении наших предков Велес - мужчина лет 50, крепкий и идеально сложенный, мудрый и уравновешенный.

Он своеобразный контролер телесного бытия, как выражались в старину, скотской правды. Велес не вмешивался в душевную, а тем более духовную деятельность человека. Этот бог не осуждал и не карал чревоугодие, половую распущенность, смертоубийство животных для развлечения, а не для еды. Он просто снимал с телесной свое покровительство и эта природа человека попадала во власть Вия.

Вий. Краткое описание

Как выглядит Вий? Он - существо безобразное, со многими телесными изъянами и порочной душевной силой. Это чудовище притягивает к себе все затхлое, телесно развращенное и необузданное. Без других он не может удовлетворять свои телесные потребности, даже веки поднять не может. Но он живет могучей душевной жизнью. И к нему тянутся существа-монстры, за его душевную силу готовые служить. Именно такова панночка. На это трижды указывает писатель в повести: два раза намеком, а третий - открытым текстом, вложив слова об этом в уста Фомы: «видно, много греха-то наделала за жизнь, раз за нее так нечисть стоит». А она о Фоме: «Пусть Брут читает три ночи. Он знает».

Некоторые точные детали с повести Н. В. Гоголя

До панночки на хуторок пришло трое - ритор Тиберий Горобец, философ Фома Брут и богослов Халява. Гоголь трижды, как и положено, говорит о телесной распущенности Фомы. И именно к нему приходит та, которая живет "по Вию". Они схожи обуревающими их страстями, а потому не находятся под защитой Велеса. Панночка оседлала философа (какая тонкая деталь!), и он ощущает сладость от полета с ведьмой на себе. Но у него есть своя душевная жизнь, которая побеждает чары его собственного тела, а не чары панночки, которая в данной ситуации лишь средство. Уже утро, петухи пропели. Но Фома убивает панночку. И Велес не защищает его тела. Вий достает его и в Киеве, в божьем заведении, через телесную развращенность ректора.

Вокруг Фомы Брута постоянно ходят слуги Вия и, незримо, сам Вий. Описание встречи философа с сотником поражает реалистичностью деталей. «У меня не так, - говорит сотник, - Знаешь кожаные канчуки?» «При большом количестве вещь нестерпимая». «У меня не встанешь».

Вот куда попал философ (какая деталь!). Вот почему он умер от страха.

Вий - злой дух, а Кощей - обыкновенный злой человек

Некоторые авторы, которые, всего произведения не читая, цитируют «Слово о полку Игоря» и утверждают в своих трудах, что Кощей и Вий - родственные образы. Да глупости это. В «Слове…» конкретно указывается на то, что Гзак, Кончак и отец Гзака Боняк - славяне-кочевники и кощеи, т. е. владельцы скота (по-старославянски: костей, кощей). А. С. Пушкин прямо указывает на это: «... над златом чахнет. Там русский дух, там Русью пахнет». Нужно быть глухим и слепым, чтобы не различать того, как выглядит Вий в мифологи, а как - Кощей.

Обиталище Вия

Вий постоянно находится в глубинах, в недрах земных, где тепло, влажно и нескончаемо гниют тела его слуг. У него есть сестры - Виллы, которые иногда вылетают и рыскают над селениями людей, выискивая слуг для своего ужасного братца. Они соперничают с другим персонажем нашей мифологии, Огненным Змием, за души падших людей.

И не тяжело представить, как выглядит Вий. Фото картины художника, который представил и нарисовал Вия и его слуг, известно всему миру. С некоторыми деталями можно поспорить, но в общем художник суть данного персонажа уловил верно. Это разлагающаяся плоть, которую ее могучая, но злая душа не желает возвращать земле, т. е. не покоряется мудрому Велесу.

Борьбы между Велесом и Вием нет

Борьба происходит в душах людских. Душа Фомы Брута отлетела вместе с торжествующей песней петухов, которые приветствуют восход Ярила и свет, что он несет миру. А души не должны возвращаться в умершие тела, как это было с панночкой. Это противоречит канонам, за которыми наблюдает скотский бог - Велес.

Фома вернул земле то, чем так беспечно пользовался в этом светлом мире. И потому его поминают два друга - философ Тиберий Горобец и Халява, который пьяный прячется в бурьянах.

Вий — персонаж украинской демонологии — грозный старик с бровями и веками до самой земли. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом.

Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.

В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.

В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кощею Бессмертному поднимают веки семью вилами.

У древних славян Вием назывался насылатель ночных кошмаров, видений и привидений. Являлись они тем, у кого совесть нечиста. В этом он родствен Нияну, царю адскому.
Служил Вий также Чернобогу в его царстве и судил мертвых за их проступки.
Наши сказки знают могучего старика с огромными бровями и необычайно длинными ресницами: брови и ресницы так густо у него заросли, что совсем затемнили зрение; чтобы он мог взглянуть на мир, нужно несколько силачей, которые смогли бы поднять ему брови и ресницы железными вилами.

Тогда уже ничто не утаится от его взоров (слово «вии» означает ресницы).
Народное предание о Вии знакомо всякому, кто только читал Гоголя; однако некоторые любопытные черты не вошли в его поэтический рассказ.
В Подолии, например, представляют Вия как страшного истребителя, который взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни; к счастью, убийственный взгляд его закрывают густые брови и близко прильнувшие к глазам веки, и только в тех случаях, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город, поднимают ему веки вилами.
В таком грандиозном образе народная фантазия рисовала себе бога-громовника (деда Перуна): из-под облачных бровей и ресниц мечет он молниеносные взоры и посылает смерть и пожары...
В сказаниях чехов и словаков есть великан по имени Быстрозоркий. Своими острыми всевидящими взглядами он воспламеняет все вокруг, и даже скалы трескаются и рассыпаются в песок.
Что интересно, слово «Вий», несомненно, созвучно имени древнего бога индусов Вайю.
Он был богом бурь и ураганов, умерщвлял все живое. Обычно его называли безжалостным: «Можно пройти путем, которым бежит быстрая река, но нельзя пройти путем безжалостного Вайю...»
Он же властвовал над преисподней. Не наш ли этой Вий, который в глубочайшей древности тоже упоминался как покровитель всесокрушающих ураганов и даже участвовал в насылании на земли Всемирного потопа?

Н. ГОГОЛЬ. ВИЙ

Злополучный семинарист Хома Брут приходит в церковь читать заупокойные молитвы над гробом загубленной им панночки-ведьмы:

«Он на минуту остановился. Посредине все так же неподвижно стоял гроб ужасной ведьмы... очертивши около себя круг, начал припоминать все свои заклинания. Тишина была страшная; свечи трепетали и обливали светом всю церковь...
Вдруг... среди тишины... с треском лопнула крышка гроба и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания.
Вихрь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапания когтей наполнил всю церковь. Все летало и носилось, ища всюду философа.

У Хомы вышел из головы последний остаток хмеля. Он только крестился да читал как попало молитвы. И в то же время слышал, как нечистая сила металась вокруг его, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов. Все глядели на него, искали и не могли увидеть его, окруженного таинственным кругом.

Приведите Вия! Ступайте за Вием! - раздались слова мертвеца.

И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в черной земле.
Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею руки и ноги.
Тяжело ступал он, поминутно останавливаясь. Длинные веки опущены были до самой земли.
С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий - и все сонмище кинулось подымать ему веки.

«Не гляди!» - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же дух вылетел из него от страха».

С. ГОРОДЕЦКИЙ. ВИЙ

Из-за тридевять буйных веков,
Из-за тьмы, из-за мглы непроглядной,
Из-под пуда седых валунов
Вылезает корягой неладной.
Кожа сморщилась, тряпкой висит,
Зубы сыплются белой трухою.
Видно, кол ему мимо был вбит:
Не сыскал под землею покою!
Да и что за лежня под землей?
Темнота да жара донимает.
И наверх, осерчавший и злой,
Продирается Вий, вылезает.
Поглядеть захотелось ему
На житье на бытье молодое.
Вылез. Видит петлю да суму.
«Это, - думает, - что же такое?»
«Подымите мне веки! - кричит.
- Я не вижу ни счастья, ни воли.
Стон к земле приунылой прибит,
Думал: люди не стонут уж боле!»
Эх ты, старый мой, глупый мой Вий!
Дай-ка веки покрепче прихлопну!
Лише наше житье всех житий!
Зря ты вылез из теми утробной!

Как в смоле мы кипим, а живем,
Даже песни поем и смеемся.
Слезы капнут - мы песни не рвем.
Смеючись, рукавом оботремся.
Тяжковекий! Тебе не понять,
Что за жизнь, что за дело земное.
Ты прощай, поворачивай вспять,
Мы ж опять за свое, за хмельное.
Только молви ты шару-земле,
Чтобы злаком сильней обрастала
Да за солнцем в неведомой мгле
Веселей, веселее летала.


Славянская мифология

Вий — подземный бог в славянской мифологии

Вий (Вый, Ний, Ния, Ниян) — сын Чернобога и козы Седуни. Владыка пекельного царства, царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави. Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.


Вий царь подземного мира, брат Дыя. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич которым потчует грешников. У него тяжелые веки — их держат вилами его много численные слуги. И он до смерти не выности солнечного света. По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови Вия поднимали вилами его помощники, отчего человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал.
В восточнославянской мифологии Вий — дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжёлыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии — грозный старик с бровями и веками до самой земли.
Вий не может ничего видеть сам по себе, выступает также в роли провидца нечисти (что прослеживается в произведении Н.В. Гоголя); но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, то ничего не сможет утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, насылает мор на вражеские войска, разрушает и обращает в пепел горда и деревни. Вий также считался насылателем ночным кошмаров, видений и привидений.


Н.В. Гоголь в своём произведении «Вий» так описывает сие божество:

«И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжёлые шаги, звучавшие по церкви, взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в чёрной земле. Как жилистые крепкие корни выдавались из него засыпанные землёю руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

— Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий. — И всё сонмище кинулось подымать ему веки».

«Не гляди!» — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И всё, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха. Оттого и нельзя смотреть Вию в глаза, ибо заберёт, утянет к себе в подземелье, в мир мёртвых.

Гоголь также добавляет к своему произведению следующее: «Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте как слышал».

Наше древнейшее навье божество Вий имеет аналога также у древних ирландцев, у которых оно зовётся Балор. В ирландской мифологии это божество является одноглазым богом смерти, предводитель уродливых демонов-фоморов. Балор поражал врагов смертоносным взглядом своего единственного глаза. Во время битвы веко бога поднимало четверо слуг.

Боги древних славян никуда не ушли. Если вам близок славянский бог Вий, значит, ваш знак - Всевидящее око, символ Бога Вия. Знак Бога Вия знака бога Вия . Подробнее…

Символ Бога Вия


Вий бог славян

У древних славян Бог Вий воспринимался как один из старейших, но самых властных богов. Считалось, что славянский бог Вий - пастух Душ, обитающий в Нави, в духовном мире.

Он внимательно следит за тем, чтобы Души усвоили все уроки, которые получили, пребывая в явном мире. Этого Бога почитали за его справедливость, за то, что нерадивых людей, которые преступали нравственную черту, он наказывал. Наказывал, в первую очередь, своим пронзительным взглядом. Так верили славяне. И сегодня символом бога Вия по праву признан его зоркий глаз.

Символ Бога Вия

Шеврон из славянского интернет-магазина «Северная сказка»

Знак Бога Вия издавна означает, что дела должны идти правильно, по законам. Подходит зрелым людям, мужчинам и женщинам.

Мощная сила этого знака:

· избавит от нечистых, пессимистических мыслей, от уныния и депрессии,

· оградит вас от произвола, беззакония, обмана, от тёмных сил,

Символ бога Вия:

· разовьет интуицию, проницательность, чуть ли не сверхъестественное чутьё на ситуацию,

· поможет восстановить потерянные связи, возможно, встретитесь и наладите отношения давними друзьями, восстановите свою репутацию на работе или среди коллег по бизнесу, станете более доверчивыми и открытыми со своей семьей.

Боги древних славян никуда не ушли!

В целом, знак бога Вия , Всевидящее Око одарит обладателя упорством, целеустремленностью, аналитическим умом и чувством справедливости , может проявить у вас удивительные способности к объективной оценке, открытости, откровенности и возможность прочувствовать ситуацию лично, наградит способностью спокойно управлять не только своими, но и чужими взглядами ─ с коллегами по работе вы сможете направить ситуацию в нужное русло именно потому, что теперь вы умеете отказаться от каких-то спонтанных сделок и предложений , если увидите в них будущую неудачу; в общении с друзьями и близкими вы станете более откровенным и проницательным, даст умение здраво оценивать ситуацию , теперь вы будете знать, когда стоит остановиться, чтобы не ступить в пропасть, укрепит вашу независимость, волю к свободе и желание быть лидером. Это сила символа бога Вия, могучего бога славян.

Читайте нашу следующую статью «Знак Богини Лады», перейдя по символ Бога Вия. Знак Бога Вия означает «всевидящее око», в значении, что ничто не может скрыться от взгляда и оценки судьи. Его знак изображен в виде двух дублирующих друг друга окружностей, одна из которых находится внутри другой. Обе окружности имеют короткие полоски-выступы, которые означают неприкосновенность. В этом сила знака бога Вия . Подробнее… ">

Вий — персонаж мифологии, который известен буквально всем. Вий стал одним из самых известных персонажей мифологии, в частности, украинской мифологии, после того, как Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) написал своё бессмертное произведение «Вий». Именно таким, каким его показал Гоголь, и представляют это существо, однако так ли на самом деле выглядит Вий и не является ли он плодом вымысла великого писателя?

Исследователи языческой культуры славян не находят в древних источниках упоминания имени «Вий». Однако упоминается бог, который схож по звучанию и по сущности. Речь идёт о боге подземного мира, имя которому — Ний (соответствие ). Ний, вероятнее всего, является родственным древнеславянским словам « » (мир мёртвых) и «навьи» (мертвецы). Исследователь Д. Молдавский выдвигает версию, что Гоголь в своём произведении задействовал позднейшие представления о Ние в народном фольклоре. Изменение имени Ний на Вий, вполне вероятно, произошло от особенности подземного бога, а именно — его длинных век или ресниц, которые закрывают смертельно-опасный взгляд. Здесь укр. вія — ресница и повіка — веко со временем в говоре жителей Украины заменили Ния на Вия.

Что касается этого персонажа, то мы должны быть благодарны Николаю Васильевичу Гоголю за то, что он оставил для нас необычайно ценные сведения, которые, если бы не его творчество, вполне возможно уже стёрлись бы из памяти народов. Наиболее интересным в данном персонаже, который, как мы уже выяснили, является сказочным прообразом бога подземного мира — Ния-Кощея, являются его смертельно-опасные глаза и длинные веки , которые приходиться открывать окружающим его существам или богатырям. Хоть в книге Гоголя взгляд Вия вовсе не убивал, а скорее снимал действие оберегов, судя по всему, в древности этому взгляду приписывались именно губительные способности.

В русских и белорусских сказках сохранились описания неких персонажей, связанных с нечистой силой, которые убивают взглядом, но веки их настолько огромные и настолько тяжелые, что их приходиться поднимать вилами. Такого персонажа мы можем наблюдать в сказке «Иван Быкович», где брови и ресницы поднимают вилами ведьминому мужу. В сказке «Бой на Калиновом мосту» мать змеев утащила главного героя в подземелье, где на железной кровати лежит её муж — старик в длинными ресницами и густыми бровями, которые закрывают ему глаза. Старик зовёт двенадцать могучих богатырей и приказывает: «Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей». Данная сказка, вероятнее всего, рассказывает о языческих богине и её муже Кощее. Таким образом, можно предположить, что способность убивать взглядом была присуща и Нию и нашему Кощею. Есть предположение, что именно из этого древнего представления, появилось суеверие, которое известно, как «сглаз» — от чёрного, косого или некрасивого глаза, злого взгляда, взгляда исподлобья и так далее всё гибнет и портится.

Доказательством того, что Вий (Ний) и Чернобог Кощей являются одним и тем же богом, а также того, что у обоих был смертельный взгляд и длинные веки (брови, ресницы), доказывает эпоха двоеверия. После крещения и на территории России, и на территории Украины образ этих богов перенёсся на одного христианского святого — святого Касьяна . Считается, что Касьян является злым, недоброжелательным, скупым, злопамятным, неприятным и опасным. День святого Касьяна отмечается 29 февраля в високосный год. Несмотря на то, что в христианской традиции Касьян (Иоанн Кассиан Римлянин) считается праведником, в славянской традиции ему приписали роль, которую в языческие времена исполнял Чернобог. По всей вероятности, это произошло от имени христианского святого, так как Касьян в русском и украинском языках слышится, как «косой», «укр: косий». Косой взгляд означал взгляд дурной, который может принести несчастья. Русские поговорки о святом Касьяне: «Касьян на что ни взглянет, всё вянет», «Касьян всё косой косит», «Касьян на народ — народу тяжело», «Касьян на траву взглянет — трава вянет, на скот — скот дохнет, на дерево — дерево сохнет» и «Худ приплод на Касьянов год». Сохранились и поверья, что у Касьяна несоизмеримо большие веки, которые закрывают ему глаза, и если эти веки открыть, то всё, на что ни взглянет этот святой, прообразом которого является бог подземного мира мёртвых, тут же умирает.

«Поднимите мне веки!» отрывок из фильма 1967 года «Вий»:

«Mygenstar» — помощь автолюбителям от профессионалов своего дела. На сайте http://mygenstar.ua вы сможете узнать, как отремонтировать автокондиционер и многое другое. Качественный ремонт генераторов, стартеров и турбин.