Что заменяет ордер в храме эрехтейон. Античный храм эрехтейон на горе акрополь в афинах

Р Е Ф Е Р А Т

по мировой художественной культуре

на тему: “Храм Эрехтейон“

ученицы 10 «б» класса

средней школы №53

пос. Октябрьский

Чубаровой Елены.

Эрехтейон Эрехфейон (Erechtheion) - храм Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах.

Каменные кариатиды Эрехтейона, поддерживающие кровлю храма, сегодня, вероятно, наиболее распространенный символ афинского Акрополя. Это совершенно уникальный памятник, не имеющий никаких аналогий в древнегреческой архитектуре.

Эрехтейон - второй по значению памятник Акрополя. В древности он был центральным храмом, посвященным культу богини Афины. И, если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон, скорее, храм жреческий. Здесь совершались главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини.

Храм являлся священным центром Афин и был построен на месте легендарного спора Афины и Посейдона за власть над Афинами. В одном из залов Эрехтейона можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона на скале во время спора с Афиной. Так как эта святыня должна была находиться всегда под открытым небом, в перекрытии портика были сделаны отверстия, сохранившиеся до сих пор. Рядом находился вход в расположенную под храмом пещеру, где обитала священная змея богини Афины, считавшаяся олицетворением древнейшего легендарного царя и героя Афин, покровителя города - Эрехтея, по имени которого храм получил свое название. Первоначально Эрехтейон назывался храмом Афины Полиады (покровительницы города), или храмом, "хранящим древнюю статую". Лишь в римское время на все здание распространилось название одной из его частей - Эрехтейона.

Как повествует древний миф, Эрихтоний был сыном богини земли Геи и Гефеста. Младенцем взяла его на воспитание богиня Афина и в закрытом ларце отдала дочерям первого царя Аттики Кекропа - Аглавре, Герсе и Пандроссе, строго-настрого запретив открывать ларец. Но Герса и Аглавра из любопытства все-таки заглянули в ларец. При виде божественного младенца, которого охраняли две змеи, они потеряли рассудок и, охваченные страхом и безумием, бросились вниз со скалы Акрополя и разбились.

Возмужав, Эрихтоний стал царем Афин. Позднейшие легенды утверждают, что Эрихтоний и Эрехтей - одно и то же лицо. По другой версии, Эрехтей был сыном Эрихтония.

О легендах об Эрехтее в храме напоминает многое. Под северным портиком находилась могила Эрехтея, а в западной части храма, рядом с алтарем Посейдона, располагалось святилище Эрехтея. Сюда из северного портика вела высокая, обрамленная богатым наличником дверь. Рядом со святилищем Посейдона и Эрехтея находилось другое святилище, где находились алтари бога ремесел Гефеста и Бута - брата Эрехтея, жреца богини Афины. Оба эти святилища имели выход в галерею, протянувшуюся вдоль западного фасада храма. Здесь находился колодец с соленой водой. Он считался тем самым источником, который создал Посейдон, и, по преданию, сообщался с морем.

Строительство существующего здания Эрехтейона связано с началом грандиозного строительства на Акрополе, задуманном и осуществленном во времена Перикла. Требовалось возвести храм для древней статуи Афины, главной святыни города, по преданию, упавшей с неба. Эта статуя долгое время хранилась в древнем храме, стоявшем в центре Акрополя. Когда вторгшиеся в Аттику персы захватили Афины, храм Афины был сожжен, но греки предусмотрительно вывезли святыню на остров Саламин. После изгнания персов вернувшиеся в Акрополь афиняне построили для хранения статуи временный храм, приспособив для этого уцелевшую западную часть старого храма. А в 421 году до н.э. началось строительство Эрехтейона. Работы с перерывами продолжались до 406 года до н.э. Вскоре после их окончания храм был поврежден пожаром и восстановлен в 394 году до н.э.

Автор проекта храма неизвестен. Некоторые исследователи, находя некоторые аналогии в планировке Эрехтейона и Пропилей, считают, что им мог быть афинский зодчий Мнесикл. Высеченные на каменных плитах памятные надписи о строительстве Эрехтейона, найденные на Акрополе, упоминают имена архитекторов Филокла и Архилоха, но они, скорее всего, были только руководителями работ.

В основу плана здания положен прямоугольник размером 23,5 на 11,6 метра. Фасады храма отличаются необыкновенным разнообразием, с каждой стороны Эрехтейон предстает совершенно по-новому.

Этот храм был постройкой очень сложной по своему плану. Во-первых, он был расположен на двух уровнях, во-вторых, имел четыре портика разного назначения и четыре входа, не считая подземного входа в помещение под северным портиком. Такая сложная архитектура плана вызывает сложное значение храма.

Восточная и южная стороны храма на 3, 24 метра меньше, чем западная и северная. Храм целиком был построен из мрамора, а фриз облицован темным эльчинским камнем, на котором рельефно выделялись фигуры из белого мрамора. Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями и является лучшим образцом наличника, сохранившегося со времен Перикла. К западному концу южной стены здания примыкает небольшой портик Кор, архитрав в котором поддерживают мраморные кариатиды, шесть женских фигур несколько больше человеческого роста (2,1 м). С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагалось святилище нимфы Пандросы, и там внутри открытого дворика показывали священную оливу, которую Афина, согласно

легенде, подарила жителям города.

В углу у западного фасада Эрехтейона находится Кекропейон - могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним возвышается всемирно известный портик кариатид - главная достопримечательность Эрехтейона

На высоком, 2,6 метра, цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика. Кариатиды Эрехтейона являются наиболее совершенными античными произведениями подобного рода храмового зодчества. Их фигуры значительно выше человеческого роста - 2,3 метра. Левые и правые кариатиды являются зеркальными отражениями друг друга. Статуи кариатид выполнены с непревзойденным искусством, в их фигурах нет застывшей неподвижности, они естественны и полны жизни. Величавые и сильные фигуры девушек облачены в струящиеся складками свободные пеплосы. Головы гордо подняты, лица обрамляют падающие на плечи и спину волосы. Кариатиды стоят в спокойных позах, опираясь на одну ногу, и слегка согнув другую. Руки их не сохранились, и до сравнительно недавнего времени точно не было известно, как выглядела композиция первоначально. Но в 1952 году в Италии, в развалинах виллы императора Адриана, археологи обнаружили каменные статуэтки - копии кариатид Эрехтейона. Благодаря этой находке стало известно, что левой рукой они слегка придерживали край одежды, а в правой держали фиал - сосуд для возлияний при жертвоприношении.

Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры - служительницы культа Афины, избираемые из лучших семей Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне.

Время не пощадило портик кариатид, как и весь ансамбль афинского Акрополя. Одну из статуй в начале 19 века выломал и украл английский гробокопатель лорд Эльджин. Теперь ее заменяет копия. Но и сегодня, с утраченными руками и поврежденными лицами, кариатиды Эрехтейона сохраняют свое обаяние и являются лучшими образцами древнегреческого скульптурного искусства.

Лестница в четырнадцать ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к расположенному ниже маленькому дворику, который замыкает шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик некогда служил главным входом в западную половину храма. Его колонны имеют высоту 7,6 метра. Четыре из них расположены по фасаду, две - по сторонам портика.

Перед западным фасадом Эрехтейона с западной стороны со времен глубокой древности росла священная олива богини Афины. Поэтому западный фасад Эрехтейона выглядит совершенно необычно для древнегреческих храмов - здесь нельзя было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны. В результате четыре колонны, образующий западный портик, были подняты на цоколь высотой около четырех метров, а промежутки между колоннами были перегорожены бронзовой решеткой. На фоне мраморных колонн растет серебристо-зеленое оливковое дерево. Оно посажено в 1920-х годах на том самом месте, где по описаниям древних авторов, росло священное дерево, выросшее от удара копья Афины.

Эрехтейон выделяется среди других древнегреческих храмов своим уникальным скульптурным убранством. Настоящее мраморное кружево обрамляет порталы дверей и длинной непрерывной лентой увенчивает верх стен и портиков храма. Мастерство древних скульпторов пленяет совершенством и отточенностью форм. Некогда фасады Эрехтейона завершались рельефным фризом, шедшим по периметру всего здания. На нем были изображены различные эпизоды из мифов об Эрехтее и других афинских героях. Выполненные из белого мрамора фигуры были изготовлены отдельно, а затем прикреплены к фону из синевато-черного известняка. Такой своеобразный прием создавал весьма впечатляющий эффект, для усиления которого детали скульптур были покрыты позолотой. Позолота и росписи покрывали также капители колонн. Сохранившиеся до наших дней фрагменты этого замечательного фриза находятся в музее Акрополя.

Интерьер Эрехтейона не сохранился. О том, как выглядел храм внутри, мы знаем только из сочинений античных авторов. Внутреннее помещение глухой стеной делилось на две почти равные части. В восточной части располагалось святилище Афины Полиады. В это помещение можно было попасть с восточной стороны, пройдя через легкий шестиколонный портик, высота колонн которого достигала шести с половиной метров. Сейчас на месте сохранилось лишь пять колонн: шестая в свое время была выломана и увезена лордом Эльджином.

Эрехтейон — это еще один из античных храмов — памятник древнегреческой архитектуры. Он тоже находится в составе ансамбля афинского Акрополя и расположен севернее Парфенона. Он был построен в 421 — 406 годах до нашей эры. Основной отличительной чертой Эрехтейона является применение ионического ордера в архитектуре.

Слово » Эрехтейон» обозначает » храм Эрехтея». Этот небольшой храм весьма изящной и воздушной конструкции был воздвигнут в честь верховной богини Афины, бога морей Посейдона и царя Эрехтея, который правил Афинами на тот момент.

Архитектура храма.

Во время Никиева мира на Акрополе был возведен еще одни храм. Напротив северной колоннады словно яркая звезда горит освещенная солнцем южная стена Эрехтейона. У края стены шесть мраморных дев поддерживают перекрытие. Это прославленный » Портик кариатид».

Кариатиды выполнены в виде девушек в ношей на голове. Они высокие и стройные, но абсолютно все одинаковые — их фигуры лишены свободы, присущей гениальным творениям скульптора Фидия. Именно в однообразии скульптур зритель ощущает пассивность и подчинение внешней силе.

Эрехтейон расположен как раз в том месте, где скала Акрополя резко понижается в северо — западном направлении. Благодаря особенностям рельефа, портик с северной стороны получается выше, чем с восточной. Большой северный портик выступает дальше восточного, и это уравновешивает здание и придает ему живописный и уникальный .

Во времена творчества скульптора Фидия в античной были распространены дорические колонны, отличающиеся большей тяжеловесностью и монументальностью очертаний. Но уже с конца 5 века до нашей эры в Афинах предпочитали ионический ордер при постройке колонн.

Культовое значение храма.

Северный портик ведет в святилище богини Афины — туда, где хранилась деревянная статуя, якобы упавшая с неба. Из святилища Афины дверь вела в маленький дворик, где росло одно — единственное на всем Акрополе оливковое дерево. Именно на этом месте Афина якобы совершила свое чудо, а дерево — это и есть та самая священная олива.

Восточный портик вел в святилище бога морей — Посейдона, где можно было увидеть три борозды, которые якобы были следом от трезубца Повелителя воды. Эрехтейон был построен на месте, где согласно древнегреческой мифологии произошел спор между богиней Афиной и Посейдоном.

Именно в этом храме хранились самые ценные культовые реликвии всего города — полиса Афин:

  • деревянная статуя богини Афины, упавшая с неба;
  • статуя бога Гермеса;
  • золотой светильник, сделанный Каллимахом, который обладал поистине мистической способностью гореть все время, хотя масло в него добавляли только один раз в год.

История Эрехтейона.

Интересна и по — своему драматична история строительства Эрехтейона. Начало его постройки было положено в 421 году до нашей эры, и храм был закончен в 406 году до нашей эры, как раз накануне крушения города — полиса Афин.

Пелопонесская война завершилась в 404 году до нашей эры поражением Афин, разрушением городских стен и гавани. Однако греки считали святыней важного значения для всей Древней Эллады, поэтому святилище и все его храмы не пострадали.

В первой половине 5 века до нашей эры Афины оставались центром науки и искусств Древней Греции. Эллинистические цари, последовавшие Александру, считали себя богами. Они требовали, чтобы в городах в их честь воздвигали статуи, у подножия которых в праздничные дни приносили бы жертвоприношения.

Во 2 веке до нашей эры Древнюю Грецию покорили римляне. Завоеватели осознавали, насколько греческая культура выше их собственной. Спустя столетие римская власть стала подчеркнуто бережно относиться к прославленным святилищам. Римляне относились к демократическому прошлому Эллады как к своей собственной предистории.

К конце 4 века нашей эры Греция была опустошена воинственными племенами вестготтов, которые нанесли большой урон культурному наследию античности. Так, они уничтожили бронзовую статую Афины — Воительницы, просто переплавив ее, как кусок металла. Однако к постройкам афинского Акрополя варвары в целом относились с равнодушным уважением.

С приходом правления Византии Эрехтейон превратился в христианский храм, и именно это позволило этому уникальному шедевру архитектуры сохраниться практически до конца 17 века. Однако в 1687 году храм серьезно пострадал по время осады Афин венецианскими войсками.

Впоследствии разрушенные фрагменты были поставлены на место, но с тех пор Эрехтейон представляет собой всего лишь развалины, потому что о полноценном восстановлении здания речь не шла. Из всего сооружения лучше всего сохранился портик на Северной стороне храма. Именно по его роскошной отделке можно судить о былом великолепии и величественности Эрехтейона.

Греция — это не только удивительно красивая страна, жителей которой круглый год согревает теплое ласковое солнце, но ещё и колыбель древней античной цивилизации. Она является родиной демократии, олимпийских игр, греческих богов и многих классических жанров искусства.

По сути дела, именно здесь за тысячи лет до появления христианства зародилась западная цивилизация.

Но самой яркой достопримечательностью города является Акрополь, возвышающийся в самом сердце Греции — Афинах.

Среди всех построек Акрополя особого внимания заслуживает Эйрехтеон. Он считается одним из самых странных античных зданий, которые были возведены когда-либо. Более подробно о нем — чуть ниже, а пока — кратко об Акрополе.

Акрополи были во всех античных городах. Так называлась высокая укрепленная точка, украшенная храмами, возведёнными в честь греческих богов.

Но именно афинский акрополь ещё с древнейших времен считается классическим примером городской крепости мира эллинов.


Весь комплекс сооружений Акрополя находится на скале с плоской вершиной, высотой в 156 метров. Впервые люди поселились здесь около 6 тыс. лет назад. В XIII в. до н. э.

Акрополь был укреплен толстыми каменными стенами, создание которых, согласно древнегреческим легендам, приписывают сверхъестественным существам-киклопам.


Поначалу на вершине скалы обитал правитель и располагался ряд государственных учреждений. В 480 г. до н.э. Акрополь был разрушен персами. А после победы над ними, греки, под руководством величайшего правителя того времени Перикла начали его восстановление. Заново были отстроены все храмы и статуи, превосходящие прежние величественностью и совершенством.

Именно с этого момента Акрополь приобретает исключительно культовую функцию. С развитием христианства внешний вид комплекса претерпел изменения, но в целом не потерял своего первоначального облика.


Эйрехтеон

Акрополь и в наше время представляет собой мудрость древних, которая нашла воплощение в камне. Основными зданиями Акрополя являются: храм богини Афины, Храм богини Ники и дворец в честь Афины и Посейдона (Эйрехтеон). Последний заслуживает особого внимания благодаря своей многофункциональности и необычности построения.

Эрехтейон считается одним из самых странных античных зданий, которые были возведены когда-либо. Архитектор этой постройки неизвестен до сих пор.


Именно с Эрехтейоном связано предание о знаменитом споре богини войны и победы — Афины и бога морей — Посейдона.

По легенде они спорили о том, кто будет покровителем нового города — Афин, созданного мифическим существом — Кекропом (являвшимся прародителем всех жителей Аттики). Считается, что он похоронен у подножия храма.

Победила в этом споре Афина. Именно она сделала новому городу дар — оливковое дерево, которое по сей день является символом города. Посейдон же подарил Афинам источник, вода которого оказалась соленой и непригодной для питья.

У Кекропа, по преданиям, был приемный внук-Эрехтей, переданный в коробке его дочерям. Им был велено коробку не открывать. Но любопытство победило. Взору их предстал божественный младенец, охраняемый двумя божественными змеями.

Девушки сошли с ума от увиденного и кинулись со скалы вниз. Именно в честь Эрехтея и назван этот необычный храм.

По сути, весь храм посвящён легендам о божественном происхождении Афин и выбору их покровителя.


Храм поражает своим великолепием и необычностью построения. Он возведён на двух уровнях скалы и по этой причине здание абсолютно ассиметрично.

Ещё одна уникальность строения заключается в четырёх, непохожих друг на друга фасадах, каждый из которых имеет свое отдельное назначение. Именно из Эрехтейона взято множество идей европейской архитектуры. Даже большее, чем из Парфенона. Главной ценностью для европейцев стала асимметричность здания.

Строился Эрехтейон не одномоментно, а в период с 421 по 406 г. до н.э. Столь долгий период строительства связан с греко-персидской войной. У здания имеются два входа, которые украшают гигантские порталы дверей греческого времени. Соответственно — у каждого входа своя функция.


Северная сторона Эрехтейона

С северной стороны- это храм Афины Полиады (Афины-градодержательницы). Внутри этой части здания хранилась деревянная статуя богини Афины, высеченная из священного оливкового дерева.

Древние эллины полагали, что статую изготовили для них сами боги, поэтому во время языческих праздников её облачали в священную мантию (пеплос), изготовленную жрицами храма. Здесь же проводились самые важные таинственные обряды, посвящённые покровительнице города.


Западная сторона Эрехтейона

С западной стороны находится ещё один вход в здание. Она представлена полуколоннами, идущими не от самой земли.

И если в Парфеноне колонны действительно поддерживают крышу, то здесь они носят чисто декоративную функцию. Благодаря им, во всем здании, если наблюдать его, отойдя на десяток метров, наблюдается очень странная, но в тоже время завораживающая разница в уровнях.


Именно здесь находится легендарный отпечаток трезубца Посейдона, извлёкшего для Афин источник воды, и отпечаток удара молнии Зевса, разрешившего спор богов.

Во внутренней части храма, рядом с алтарём Посейдона, находилось святилище Эрехтея. А чуть поодаль алтари Гефеста и Бута. Бут являлся богом ремесла и братом Эрехтея. Гефест же был покровителем кузнечного дела.


Южная сторона Эрехтейона

Интересное решение имеет южная сторона Эрехтейона, представляющая собой глухую стену с небольшим боковым портиком.

Вместо традиционных колонн, крышу портика поддерживают женские фигуры. Если присмотреться, то можно отметить, что левые и правые кариатиды (такое название получили эти статуи уже в византийское время в честь необыкновенно красивых женщин города Кария), представляют собой зеркальное отображение друг — друга.


Статуи являются просто шедевром архитектурного искусства. Создаётся впечатление, что девушки готовы вот-вот сойти со своего постамента, настолько живо и реалистично они выполнены.

Руки кариатид не сохранились. И до середины XIX века ученые не знали, как выглядел полностью первоначальный облик этих великолепных дев.


Но в 1852 году в Англии были найдены их миниатюрные копии, благодаря которым выяснилось, что в одной руке находился сосуд для жертвоприношений, а другой девушки придерживали край своей одежды.

Ученые предполагают, что прообразами кариатид послужили жрицы храма богини Афины. Лица дев обращены в сторону дороги, по которой проходили религиозные шествия, посвящённые покровительнице города.


Восточная сторона Эрехтейона

Восточная сторона тоже весьма необычна в своем оформлении.

С восточной стороны храм украшен длинными тонкими колоннами с легкими декоративными поясами в верхней части, характерными только для Эрехтейона. Они создают разительный контраст с колоннами, стоящего рядом Парфенона, которые гораздо ниже и массивнее.

Поэтому у нас возникает совершенно другое ощущение изящества при посещении Эрехтейона.


Открывает завесу тайны средневековый свидетельствуют — этот великолепный дворцовый комплекс в Вене по праву входит в десятку мест, куда хочется возвращаться снова и снова.

К сожалению, внутренне убранство Эрехтейона не дошло до наших дней, поскольку в VII веке его попытались преобразовать в христианский храм, в связи с чем большая часть языческих сооружений была разрушена или вывезена.

Таким образом, это небольшое по своим размерам строение объединило несколько святилищ, посвящённых древним античным богам и героям греческого эпоса.


Полезная информация для туристов

У всех зданий Акрополя, в том числе у Эрехтейона, великолепная вечерняя подсветка. Поэтому если Вы посетите эту достопримечательность вечером, у вас будет великолепная возможность сделать очень впечатляющие фото.

Сегодня часть элементов Эрехтейона, в том числе и кариатиды, заменена копиями. Оригиналы Вы можете посмотреть в музее Акрополя.

Как добраться до Эрехтейона

Легче всего добраться до Акрополя на метро. Это можно сделать практически из любой части города. Станция находится на красной ветке и носит одноимённое название. Чтобы было легче сориентироваться, учтите, что это следующая после Синтагмы станция.

Если Вы располагаете достаточным количеством времени и находитесь в центре Афин — пройдитесь пешком. Если идти прямо и никуда не сворачивать по большой пешеходной улице, носящей название Dionysiou Areopagitou, то неизбежно выйдете прямо к Акрополю.

Часы работы и цены

Стоимость входа в Акрополь составляет 12 евро. Часы посещения зависят от времени года и дня недели:

  • Летний период: с 8.00 до 19.30. В понедельник с 11.00 до 19.30.
  • Зимний период: с 8.00 до 15.30. без выходных.

Эрехтейон – храм на , выдающееся произведение по праву считается жемчужиной древнегреческой архитектуры и одним из главных храмов древних Афин. Возведен в 421 - 406 гг. до н. э. из мрамора и темного известняка. Эрехтейон заменил более древний храм, стоявший на этом месте, и разрушенный во время . Это совершенно уникальный памятник, не имеющий аналогий в древнегреческой архитектуре.

История

Храм Эрехтейон – второй по значению памятник Акрополя. В древние времена он был центральным храмом, посвященным культу богини Афины. И если у Парфенона была роль общественного храма, то Эрехтейон, скорей, был храмом жреческим. Там проводились главные религиозные таинства, связанные с поклонением этой богине, там хранилась древняя статуя Афины. Этот относительно небольшой по размерам храм объединяет в себе целый ряд разных святилищ. Большая часть из которых существовала на этом месте задолго до постройки Эрехтейона.


Храм был построен на месте легендарного спора Афины и Посейдона за власть над Афинами. В одном из залов Эрехтейона имеется след, оставленный трезубцем Посейдона на скале во время его спора с Афиной. Рядом расположен вход в находящуюся под храмом пещеру, где обитала священная змея богини Афины, которая считалась олицетворением легендарного афинского царя, героя и покровителя города – Эрехтея. С его именем традиция связывает и название храма.

Изначально Эрехтейон назывался храмом Афины Полиады (покровительницы Афин), или храмом, «хранящим древнюю статую». Только в римские времена на все здание распространилось название одной из его частей – Эрехтейона.

Сооружение Эрехтейона

Возведение Эрехтейона связано с началом грандиознейшего строительства на Акрополе, задуманного и осуществленного во времена Перикла. Надо было возвести храм для древней статуи Афины – главной городской святыни, согласно преданию, упавшей с неба. Эта статуя в течении долгого времени хранилась в древнем храме, находившемся в центре Акрополя. Когда вторгшееся в Аттику персидское войско захватило Афины, храм Афины сожгли, однако греки предусмотрительно вывезли святыню на остров Саламин. В 421 г. до н. э. началось строительство Эрехтейона. Работы с перерывами продолжались до 406 г. В скором времени после их окончания храм был поврежден пожаром и восстановлен в 394 г.

Описание Эрехтейона

Портик кариатид

В основу планировки здания положен прямоугольник размерами 23,5 -11,6 м. Фасады храма отличаются необычным разнообразием, с каждой стороны Эрехтейон предстает абсолютно по-новому. В западном углу находится Кекропейон – могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним возвышается всемирно известный портик кариатид – основная достопримечательность Эрехтейона.

На высоком (2,6 м) цоколе стоят 6 статуй девушек, которые поддерживают перекрытие портика. Их фигуры имеют рост – 2,3 м. Левые и правые кариатиды это зеркальное отражение друг друга. Статуи изготовлены с непревзойденным искусством, они естественные и полны жизни. Руки их не сохранились, и до относительно недавнего времени точно не было известно, как могла выглядеть композиция в первоначальном варианте. 1952 год – в Италии, в развалинах виллы императора Адриана, археологами были обнаружены каменные статуэтки – копии кариатид Эрехтейона. Благодаря этой находке стало понятным, что левой рукой они слегка придерживали край одежды, а в правой держали фиал – сосуд для возлияний при жертвоприношении.

Предположительно, прообразами кариатид Эрехтейона служили аррефоры – служительницы культа Афины, которых избирали из лучших семей Афин. В их обязанности входило изготовление священного пеплоса, в который каждый год наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне.

Время не пощадило портик кариатид, как и весь ансамбль Акрополя в Афинах. Одну из статуй в начале XIX столетия выломал и увез в Англию известный «ценитель древностей» лорд Эльджин. Теперь она заменена копией. Но и в наше время, с утраченными руками и поврежденными лицами, кариатиды Эрехтейона сохраняют свое обаяние и являются лучшими образцами древнегреческого скульптурного искусства.

Как выглядел храм?

Лестница в 14 ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к находящемуся ниже маленькому дворику, замыкающему шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик когда-то служил главным входом в западную половину храма. Его колонны высотой 7,6 м. Четыре из них располагаются по фасаду, две – по сторонам портика.

Перед западным фасадом Эрехтейона с западной стороны с незапамятных времен росла священная олива богини Афины. Потому западный фасад Эрехтейона выглядит очень необычно для древнегреческого храма – здесь невозможно было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны, и тогда 4 колонны, образующие западный портик, были подняты на цоколь высотой около 4-х метров, а промежутки между колоннами перегородили бронзовой решеткой. На фоне мраморных колонн растет серебристо-зеленое оливковое дерево. Нынешнее посадили в 20-х годах XX века на том же месте, где по описанию древних авторов росло священное дерево, которое выросло от удара копья Афины.

Эрехтейон выделяется среди других храмов древней Греции своим уникальным скульптурным убранством. Настоящее мраморное кружево обрамляет дверные порталы и непрерывной лентой проходит по верху стен и портиков храма. Мастерство скульпторов древности пленяет совершенством и отточенностью форм. Когда-то фасад Эрехтейона завершался рельефным фризом, тянувшимся по периметру всего здания. На нем были изображены разные эпизоды из мифов об Эрехтее и других афинских героях. Изготовленные из белого мрамора фигуры делались отдельно, а потом прикреплялись к фону из синевато-черного известняка. Этот своеобразный прием создавал довольно впечатляющий эффект, а для его усиления детали скульптур покрывала позолота. Позолотой и росписью были покрыты и капители колонн. Дошедшие до нашего времени фрагменты этого удивительного фриза хранятся в музее Акрополя.

О интерьере храма, нам известно лишь из сочинений античных авторов. Внутреннее помещение глухая стена делила на две почти равные части. В восточной находилось святилище Афины Полиады. В это помещение возможно было попасть, пройдя через легкий шестиколонный портик, высота колонн которого достигала 6,5 метров. Сейчас сохранилось только 5 колонн.

Разрушение храма. Реставрация

Подобно другим сооружениям Акрополя в Афинах, Эрехтейон неоднократно разрушали и перестраивали. В византийское время в нем устроили христианскую церковь. После завоевания города турками Эрехтейон превратили в гарем турецкого правителя Афин.

Первая реставрация храма была сделана сразу после завоевания Грецией независимости, в 1837–1847 гг. Повторно храм реставрировался в 1902–1909 гг. Были восстановлены портик кариатид, северная и южная стены, западный фасад храма.

Название : Ἐρέχθειον (grc), Erechtheion (en) (en)

Местонахождение : Афины (Греция)

Создание : 421 - 406 гг. до н. э.

Архитектор(ы) : Филокл











Архитектура Эрехтейона

На Афинском акрополе, в Эрехтейоне, женственный ионический ордер получил свое наивысшее воплощение во всем своем многообразие. Здесь присутствуют два варианта антаблемента: с фризом (восточный и северный портик) и без него (в портике Кариатид); последний отражает более древнюю конструкцию ионического архитрава, восходящего к деревянным прототипам. Наиболее древние архаические ионические храмы не имели фриза; балки перекрытия и карниз непосредственно опирались на архитрав.

Живописный, нарядный и праздничный характер декора в ионическом ордере получил свое высшее выражение в ионической капители, в богатой пластике ее волют, балюстр, фриза.

В ионическом ордере были разработаны некоторые обломы и ритмическая орнаментика на них (порезки), которые получили в дальнейшем широкое распространение.

Композиция Эрехтейона отличается тем, что в ней участвуют выведенные наружу стены целлы, сложенные из мраморных блоков. Общая асимметрия композиции, расположенные в разных уровнях портики, контрасты пространства и глухих стен, света и тени — все это придает архитектуре Эрехтейона особый, живописный характер.

В общем ансамбле афинского акрополя Эрехтейон, имеющий небольшой, как бы «камерный» масштаб и усложненную форму, подчинен главному сооружение акрополя — Парфенону , расположенному на самом возвышенном месте холма, имеющему большие размеры, укрупненный масштаб и простую, монументальную форму.

О Эрехтейоне как о памятнике своей эпохи и особенностях его композиции

Н.И. Брунов

Москва, “Искусство”, 1973 г.

    1. Эрехтейон своей архитектурно-художественной композицией декоративно заполняет часть холма Акрополя. Асимметрия связана с отношением здания к рельефу местности и к общему характеру ландшафта, к которому Эрехтейон приспособляется…
    1. Постамент большой статуи Афины-Воительницы до известного пункта движения зрителя, шедшего от Пропилеев, скрывал от него Эрехтейон. Обогнув статую, зритель оказывался против Эрехтейона. До этого пункта в центре внимания был Парфенон. Постепенный показ зданий одного за другим типичен для греческого архитектора классического периода
    1. Сложность структуры, сочетающаяся с малыми размерами, делает Эрехтейон похожим на жилую усадьбу. Он напоминает снаружи жилой дом, к которому примыкают балконы и сад, отделенный от дороги оградой. Наглядное представление о подобных греческих загородных домах и дворцах, не дошедших до нас, дают изображения на вазах и рельефах, например относящиеся к несколько более позднему времени сцены посещения Дионисом драматурга. Для сравнения следует привлечь также планы жилых домов, раскопанных в Афинах…
  1. Непрерывная смена архитектурных картин Эрехтейона
    • Когда архитектурная картина есть только средство построения в сознании некартинного архитектурного образа, зритель не соединяет в своем представлении все формы, которые глаз видит с одной точки зрения, в целостную картину, а связывает друг с другом формы, видные с различных точек зрения, в некартинное трехмерное целое, вырывая каждую из этих форм из соответствующей архитектурной картины…
    • Первая архитектурная картина складывается перед зрителем, идущим от Пропилеев. Отсюда здание видно в три четверти с юго-запада. Вспомним, что первоначально существовала исчезнувшая ныне ограда дворика к западу от Эрехтейона…
        1. Пересечения форм в Эрехтейоне распадаются на реальные и зрительные. Первые правильнее было бы назвать слиянием форм друг с другом, так как пересечением является в собственном смысле слова кажущееся с известной точки зрения прикрытие одной части другой, обусловленное точкой зрения на здание…
        2. В Эрехтейоне содержится двоякая асимметрия: реальная асимметрия в расположении портиков по отношению к главной части, которая отчетливо читается в плане, и зрительная асимметрия, обусловленная тем, что здание постоянно поворачивается к зрителю в три четверти. Это в особенности важно для первой архитектурной картины Эрехтейона…
        3. Пространственность первой архитектурной картины Эрехтейона прямо противоположна плоскостному характеру рельефных поверхностей Парфенона и его пластическому объему…
        4. В Эрехтейоне нарушена фронтальность, так же как в нем нарушены канон периптера и плоскостность его колоннад. Асимметричное расположение частей Эрехтейона сознательно рассчитано на впечатление случайности. В первой архитектурной картине Эрехтейона ясно выступает внутренняя композиционная закономерность, придающая единство разнородным составным частям здания.
        5. Все вертикали подчинены горизонтальной протяженности первой архитектурной картины Эрехтейона, в которой южная стена и ограда дворика стелются по горизонтали и все формы сгруппированы в ряд одна за другой: северный портик, западная сторона главной части, портик кор и восточная часть южной стены. Диагонали настолько наклонны, что и они приближаются к горизонтали…
        6. Взаимоотношение и взаимоперетекание предметного и зрительного планов создают постоянную вибрацию между ними. Благодаря этому ни на мгновение не исчезает специфичность архитектурной картины, отличающая ее от картины в живописи. Любая архитектурная картина Эрехтейона всегда сохраняет зрительно выраженную возможность продвижения дальше, заключающуюся в предметно-объемном характере частей и целого, всегда «открыта», всегда уводит зрителя от самой себя…
      1. Эрехтейон протяженностью своих наружных масс сопровождает путь от Пропилеев мимо Парфенона и связан с движением по этому пути с запада на восток. Все в Эрехтейоне располагает зрителя к движению вдоль его южной стороны. Его побуждает к этому представление о сложности внутренних пространств и расположение северного портика с главным входом, к которому можно приблизиться, только если обойти вокруг здания с востока…
    • Переход между первой и второй архитектурными картинам Эрехтейона
      1. Когда зритель покидает точку, с которой видна первая архитектурная картина, и продолжает свой путь на восток, на него наступают под прямым углом к основному направлению его движения фигуры девушек. Как композиционно, так и по содержанию портик кариатид имеет ясно выраженную переднюю сторону и построен фронтально…
      2. Южная сторона Эрехтейона - одна из наиболее замечательных частей его архитектурно-художественной композиции. Архитектор осмелился придать части здания, выдвинутой на самое видное место, вид простой гладкой стены. Последняя не только не выглядит скучной, но архитектор сумел самыми простыми средствами привлечь внимание зрителя и продержать его некоторое время в напряжении при рассматривании обнаженной стены…
    • Вторая архитектурная картина Эрехтейона возникает при положении зрителя перед юго-восточным углом здания и распадается на три основных составных элемента: южную стену в середине, портик кариатид слева и восточный портик справа. Вторая картина во многом напоминает первую…
    • При рассматривании Эрехтейона с востока на первый план выступает тонко разработанная система равновесия и контрастов отдельных входящих в композицию портиков. Эти контрасты настолько разнообразны и многочисленны, что их трудно перечислить…
    • Западная часть Эрехтейона посвящена Посейдону Эрехтевсу - «потрясателю земли», относящемуся к группе хтонических, подземных божеств. Это позволяет предположить, что углубление западного наоса Эрехтейона в землю связано с идеей хтонического аспекта Посейдона. Наос Афины на более высоком уровне теснее связан с Парфеноном, статуей Афины Промахос и общественной площадью, на которой происходило Панафинейское шествие…