Об отношении господа бога ко многим званным и малым избранным, а также о том, что от умаления общения угасает любовь. Кто такие «избранные люди», как их распознать? Почему мало избранных? Как узнать что ты избранный богом

Сейчас я сижу в своём кресле, в котором молюсь каждое утро, пишу Вам письмо и думаю обо всех тех людях, которые поддерживают нас молитвами и финансами. Я только что помолился о Вас, а сейчас размышляю над вопросом, который мне недавно задали; об этом вопросе и об ответе на него я и хочу поговорить с Вами сегодня.

Недавно меня спросили: «Как Бог выбирает людей, через которых Он хочет действовать?» Это важный вопрос, его следует задать и Вам, если хотите, чтобы Бог избрал Вас. Если Вы внимательно посмотрите на Божьих избранников, совершающих нечто значительное, Вы поймёте, что Бог избирает людей вовсе не по их талантам и способностям. А раз так, должна быть другая причина, побуждающая Его возложить руку на человека с тем, чтобы задействовать его особым образом.

ЧТО ЭТО ЗА ПРИЧИНА?

На данный вопрос существует несколько ответов. Есть определённые качества, благодаря которым Бог избирает людей, и Вам нужно знать эти качества.

ВЕРНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ, ДОСТОЙНЫЙ ДОВЕРИЯ

Один из ответов на этот вопрос даёт нам апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам 4:2. Он заявляет здесь об этом столь категорично, что складывается впечатление: это качество находится на первом месте в Божьем списке требований по отношению к тем, кто будет избран для выполнения Его работы. Вот что он написал:
Хочу обратить Ваше внимание на слово «верным». Греческое слово pistos – «верный» – производное от греческого pistis – «вера». Однако в 1-м послании к Коринфянам 4:2 слово pistos несёт значение не «вера», а «верность». Оно характеризует человека, которого Бог посчитал верным, надёжным, достойным доверия, непоколебимым.

БОГ ВНИМАТЕЛЬНО НАБЛЮДАЕТ ЗА НАМИ

Как Бог определяет, является ли тот или иной человек верным, надёжным, достойным доверия, непоколебимым? На данный вопрос Павел отвечает в этом же стихе: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».

Греческое слово eurisko – «оказаться» – означает найти, открыть для себя. Важно отметить, что значение слова eurisko подразумевает открытие, сделанное в результате тщательного наблюдения.
Значение слова eurisko сообщает нам о том, что Бог внимательно наблюдает за нами, нашими поступками и реакцией. Он наблюдает за тем, как мы обращаемся с людьми, как реагируем на давление, имеем ли достаточно упорства, чтобы оставаться на верном пути, когда вокруг появляется так много отвлекающих моментов, цель которых – заставить нас ослушаться Бога. Прежде чем одобрительно похлопать нас по плечу и поручить нам какое-то новое важное дело, Он посмотрит, насколько хорошо мы справились с предыдущим Его заданием. Сделано ли оно так, как Он и ожидал? Закончили мы его полностью или же какая-то часть осталась незавершённой? И выполнили ли мы его так, чтобы прославить имя Иисуса?

ХАРАКТЕР И ПОСТУПКИ – ВОТ, ЧТО ВАЖНО!

Если бы Вы были Богом и искали человека, через которого могли бы действовать могущественным образом, то разве Вы не смотрели бы в первую очередь на его характер и поступки, чтобы убедиться: ему Вы можете доверить важное задание? Даже работодатель внимательно наблюдает за сотрудниками, чтобы понять, кто из них заслуживает повышения.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДОВЕРИТЬ БОЛЬШЕ…

Если бы Вы были работодателем, то, прежде чем повысить человека и доверить ему большую ответственность, разве Вы не понаблюдали бы за ним, чтобы увидеть, окажется ли он верным? Если так поступают люди, когда ищут человека, которому могут поручить выполнение пусть важных, но всё же временных, с точки зрения вечной жизни, обязанностей, тем более это будет делать Бог при выборе людей, которым Он сможет доверить миссию, выполнение которой повлияет на то, где люди будут проводить вечность. Нет ничего более серьёзного, чем судьба в вечности, – вот почему Бог, прежде чем доверить кому-то выполнение важных духовных дел, понаблюдает за ним, чтобы увидеть, окажется ли этот человек верным.

БОГ НАБЛЮДАЕТ И… ЗА ВАМИ!

Бог хочет знать, верные ли мы, заслуживаем ли доверия, надёжные ли, непоколебимые ли. Он не пребывает в неведении и не питает иллюзий насчёт нас, Он внимательно наблюдает за нами и затем принимает решение. Это означает, что Бог наблюдает и за Вами. Он наблюдает за Вашими поступками и реакцией. Он наблюдает за тем, как Вы относитесь к людям и как ведёте себя, оказавшись под давлением обстоятельств. Он смотрит, обладаете ли Вы упорством, чтобы идти вперёд, невзирая на трудности.
Первое послание к Коринфянам 4:2 не оставляет сомнений в том, насколько Богу важно такое наше качество, как верность. Слово «оказался» решительно указывает на то, что Бог наблюдает за нами в течение долгого периода времени, чтобы увидеть, как мы ведём себя в тех или иных обстоятельствах, отличаемся ли верностью, можно ли на нас положиться, заслуживаем ли мы доверия, насколько мы надёжные и непоколебимые.
Сегодня мне хочется задать Вам вопрос: «А каким Бог нашёл Вас?»

БОГ РАЗЫСКИВАЕТ ВЕРНЫХ!

Поняв в результате наблюдения за человеком, что ему можно доверять, Бог, как правило, вскоре поручает ему задание. Употреблённое в вышеприведённом стихе греческое слово zeteo – «требоваться» – означает искать, разыскивать, смотреть очень внимательно. Это слово было юридическим термином, характеризующим судебное расследование, а также оно могло относиться и к научному исследованию. Оно описывает интенсивные, тщательные поиски. Стих можно перефразировать так: «Бог ведёт тщательные, всеохватывающие, доскональные поиски с целью найти домоправителя, который окажется верным».

ЦЕННАЯ НАХОДКА

Это означает, что люди, обладающие качествами, которые Бог хочет видеть в них для того, чтобы задействовать их в осуществлении Своих замыслов, не встречаются на каждом шагу. Верные, надёжные, достойные доверия, непоколебимые люди настолько редки, что Богу приходится вести тщательные, основательные поиски, чтобы отыскать их. И когда в результате наблюдения за верующим Бог приходит к выводу, что тот действительно стремится исполнять Его волю, причём наилучшим образом, Он понимает, что сделал ценное открытие. Он нашёл верного человека, на которого может положиться и доверить ему важное задание.

НАСТОЯЩЕЕ СОКРОВИЩЕ!

На протяжении многих лет мне доводилось работать с огромным количеством людей, и я знаю, что люди, на которых можно всецело положиться, – это редкость. Большинство же отвлекаются от выполнения порученного им задания на что-то ещё. Сначала они стараются быть верными, но потом их отвлекают другие разные дела. Почти все пасторы могут подтвердить, что чаще всего люди, начав дело, не доводят его до конца. Но, когда удаётся найти человека верного, заслуживающего доверия, надёжного и непоколебимого, – можно считать, что это редкая находка, настоящее сокровище.
ЧТО БОГ МОЖЕТ СКАЗАТЬ О ВАШЕЙ ВЕРНОСТИ?

Глядя на Вас, что Бог может сказать о Вашей верности? Я призываю Вас сделать всё возможное, чтобы Он с лёгкостью мог сказать: «Вот этот человек – настоящее сокровище. Ему Я смогу доверить выполнение важного поручения». И не допустите, чтобы Он сказал: «Пока нет», из-за того что Вы отказались внести необходимые изменения.

Поскольку Бог наблюдает за нами, нам необходимо взглянуть на себя со стороны, чтобы понять, что же Он видит, когда смотрит на наши поступки, на то, как мы выполняем свои обещания и насколько послушны Ему и Его Слову. Скажет ли Бог, что может доверять нам или же с Его стороны будет мудро избрать кого-то другого?

ДВЕРЬ К ВАШЕМУ ПРИЗВАНИЮ

Если Вы хотите перейти на более высокий духовный уровень – более ответственный, но вместе с тем и более интересный и захватывающий, и именно на этом уровне Бог сможет дать более важное задание, – значит, делайте всё возможное, чтобы оказаться верным! Если Бог увидит Вашу верность, то вскоре перед Вами откроется дверь, войдя в которую Вы сможете исполнить то, к чему Он Вас призвал.

У ВАС ЕСТЬ ЗАДАНИЕ ПРЯМО СЕЙЧАС?

Сегодня я хочу спросить Вас:

какое поручение Бог дал Вам? Возможно, это поручение связано с работой или с отношениями, поручение решить какие-то личные проблемы? Можете ли Вы назвать сейчас самое важное поручение, данное Вам Богом, – то, над выполнением которого Он наблюдает наиболее пристально? Если Вы не знаете, каких действий Бог ожидает от Вас сейчас, попросите Его помочь Вам понять, в чём заключается Ваша задача, и выполнить её наилучшим образом, чтобы Он смог доверить Вам нечто более существенное. Твёрдо решите и даже возьмите на себя обязательство сделать всё от Вас зависящее, чтобы Бог нашёл Вас верным в исполнении Его воли – в выполнении той простой задачи, которую дал Вам, – чтобы затем Он смог поручить Вам более важное дело.

БОГ ВСЕГДА РЯДОМ!

Бога интересует, как Вы выполняете порученные Вам задачи. Он стоит рядом с Вами, чтобы помогать Вам, воодушевлять Вас и укреплять там, где Вы слабы, чтобы Вы смогли оказаться верным и были способны с полной самоотдачей выполнить следующее Его задание.

БОГ ПРИЗЫВАЕТ НАС ПОДНЯТЬСЯ ВЫШЕ

Как Вы думаете, Бог находит Вас верным в исполнении Его воли, начиная с порученных Вам простых задач до такого важного дела, как осуществление своего призвания?
Надеюсь, это письмо было для Вас интересным и полезным. Это письмо побудило и меня самого быть ещё более послушным Богу и служить Ему ещё лучше. Оно стало проверкой и для меня самого, потому что я всегда стараюсь делать всё, что говорит мне Господь. Прямо сейчас Он призывает меня подняться выше. Я знаю это. А к чему Бог призывает Вас? Я убеждён, что Вы проявите верность и возьмётесь за выполнение Богом данных заданий с новыми силами, и выполните их наилучшим образом.

СПАСИБО ВАМ!

Благодарю Вас за молитвенную и финансовую поддержку служения нашей церкви. Не проходит и дня, чтобы мы с Дэнис не поблагодарили Бога за всех вас и не помолились о том, чтобы Он поднял вас ещё выше и даровал вам самое лучшее. Для нас большая честь – молиться о Вас и вместе с Вами наблюдать за тем, как в Вашей жизни осуществляется Божья воля.

ИНТЕРНЕТ-ЦЕРКОВЬ

В нашей Интернет-церкви, на сайте () Вы имеете возможность смотреть трансляции богослужений в режиме реального времени, «Домашние группы Онлайн» по понедельникам. Интернет-церковь – это прекрасная возможность охватить служением как можно большее число драгоценных сердец. Приглашайте своих друзей и знакомых и, по возможности, присоединяйтесь к нам сами.

Добавлено в закладки: 0

Это часть диктовки, прочесть которую вы можете

Когда Бог послал Моисея к израильтянам, он посылал его не к определенной группе людей. Это просто символ определенного состояния сознания. Что означает быть Богом избранными людьми? Кто были Богом избранные люди и кто они сейчас?

Да, Богом избранные люди были действительно те, кто был создан в духовной октаве как ангелы, представители Бога. Вот как они были созданы; они созданы, чтобы быть ангелами в высших октавах, кто бы ступенчато понижал Божественные энергии в нижние октавы. И, следовательно, они были первым творением Бога, и поэтому можно сказать, что они были избранны Богом, чтобы играть эту важную роль ступенчатого понижения света для других. Но, когда они были отравлены своей гордыней и они пали, они сохранили свою гордыню, и сохраняют ее по сей день.

И, таким образом, когда Моисей был послан к израильтянам, он был послан как символ Посланника от Бога, который пришел к тем, кто пал из-за гордыни. Они думали, что они самые важные существа. Они думали, что они Богом избранные люди, и это, определенно то, почему им было дано послание, что они были (избранными людьми).

Их тест был признать, что они созданы для высокого чина — они созданы для определенного высокого положения, но что они могли реализовать это положение только через абсолютное смирение, включая смирение существа, желающего служить тем, кто, как они считают, ниже себя, и тем, кто в некотором смысле ниже их, так как они были созданы позднее, они были созданы, чтобы Быть сыновьями и дочерями Бога, которые эволюционируют через материальный мир, вверх через Духовные октавы, пока они тоже не достигают полноты Божественного сознания, с которым ангелы были созданы сначала.

Итак, воистину, когда вы поймете уравнение, то осознаете, что быть Богом избранными людьми на Земле не очень высокое положение. Так как это означает, что вы пали через гордыню, и что вам необходимо идти внутрь, смотреть в зеркало, искать бревно в своем глазу, а не искать соринку в глазах тех, кто ниже вас по рангу, но воистину не ниже вас в смирении. Разве не сказал Христос: — И кто хочет быть первым между вами, да будет всем слугой. (От Марка 10:44) И это, безусловно, другой девиз Века Водолея, который мог бы гореть ярким пламенем по всему небу.

Мы предлагаем путь смирения
Давайте жить, чтобы сделать человека свободным. Вы думаете, что я здесь для своего прославления? Вы думаете, я здесь, чтобы выставлять себя как какого-то короля, как какого-то идола, которого будут боготворить, как Иисуса, которого превратили в идола ложные проповедники христианства за это 2000 лет?

Нет, я здесь не для того, чтобы выставлять себя, я здесь не для того, чтобы возвышать себя над кем-либо. Я ЕСМЬ здесь, чтобы каждому помочь увидеть Бога внутри, Христа внутри себя, чтобы они могли видеть, что нет никого, кто важнее, чем другие, ибо Бог любит всех. Даже при том, что люди были созданы играть разные роли в драме жизни, это не означает, что они более ценны. Быть Богом избранными людьми означает, что вы избраны для специальной миссии, и пока вы выполняете эту миссию, все хорошо, и вы приумножаете данные таланты. Но если вы — через гордыню — начинаете думать, что другим людям следует служить вам, тогда вы утратили нить связи с Господом.

И затем, единственный путь обратно — поскольку вы пали в гордыне — единственный путь обратно через полное и совершенное смирение. И вот почему мы предписываем всем, кто желал бы быть учениками Вознесенных Сонмов путь смирения.

Не имеет значения, откуда вы пришли, пали ли вы с Верху или пали внизу. Прошлое не важно. Важно то, куда вы хотите идти. Вы хотите пройти испытание? Вы готовы смириться? И так, я обращаюсь к вам: — В Веке Водолея те считаются величайшими в глазах Бога, кто имеет величайшее смирение, потому что у них самое меньшее эго. У них меньше гордыни.

Не стремитесь быть великими в глазах человека, если вы хотите быть великими в глазах Бога. Добивайтесь вместо этого полного смирения, где вы признаете, что вы здесь не для того, чтобы прославлять свое индивидуальное я, потому что вы есть более чем это индивидуальное я. Вы часть Тела Бога на Земле, и только когда все Тело Бога возвышается, вы выполняете то, для чего вы пришли. Вы пришли сюда не прославлять эго, вы пришли сюда прославлять Бога, так как Единый есть во всех.

Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
Первое послание к Коринфянам 1:26-29.

Апостол Павел говорил, что Иисус Христос был презираем и иудеями, и язычниками. Однако, утверждал апостол, для него это не являлось камнем преткновения, ибо то, что для других было безумием, он почитал за мудрость, и радовался тому, что безумие Божие было мудрее людей и что слабость Божия могущественнее силы человеческой. Но ради того, чтобы никто из коринфян не преткнулся, услышав о том, что мир презирает Христа, апостол показывает, в чем заключается обычный способ действия Бога: Он избирает ничтожные средства достижения Своих целей, и благодаря этому вся слава принадлежит Ему. В качестве довода Павел использует факт их избрания и призвания: "Посмотрите, братия, - говорит он, - кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных..." Но бедных, безграмотных, ничтожных Бог призвал, чтобы Ему быть всем во всем, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Ним. Для любого человека, исследующего Писание или наблюдающего за фактами, ясно, что Бог не намеревался сделать Евангелие модным. Он и не думал собирать элиту человечества, у Него не было в планах составить новый народ из высокопоставленных лиц. Напротив, Бог бросил вызов человеческому величию, Он унизил человеческую гордость и разрубил мечом Своего могущества гербовый щит человеческой славы. "Низложу, низложу, низложу", - звучит девиз Господа сил, и он будет звучать "доколе не придет Тот, Кому принадлежит" и Царство, и сила, и слава во веки веков. Учение об избрании, как никакое другое, смиряет человека. Именно поэтому апостол Павел вспоминает о нем: он желает, чтобы коринфские верующие были довольны следованием за смиренным, презренным, несущим крест Спасителем, ибо благодать избрала смиренных и презренных людей, которые не могут стыдиться следовать за Тем, Кто так похож на них, Кто был презрен и умален среди людей.

Переходя непосредственно к прочитанным стихам, мы, во-первых, обратим внимание на Того, Кто сделал выбор; во-вторых, на кажущееся странным избрание; в-третьих, на избранных и после этого остановимся на причинах, которые стояли за Божьим избранием: "...чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом".

I. Во-первых, поднимемся на крыльях мысли ввысь и задумаемся о Том, Кто сделал выбор.

Некоторые люди спасены, а некоторые нет; бесспорным фактом является то, что некоторые обретают вечную жизнь, а некоторые продолжают идти по пути греха, пока не попадают в ад. Чем вызвано такое различие? Почему кто-то достигает небес? Причиной того, что некоторые гибнут в аду, является грех и только грех; они не хотят покаяться, они не хотят уверовать во Христа, они не хотят обратиться к Богу и поэтому добровольно погибают, сами себя доводят до вечной смерти. Но почему некоторые спасены? По чьей воле они отличаются от других людей? Павел трижды в этих стихах отвечает на этот вопрос. Он не говорит: "человек избрал", а три раза повторяет: "избрал Бог, избрал Бог, избрал Бог". Благодать, которая есть в человеке, слава и вечная жизнь, которых некоторые достигают, являются дарами Божьего избрания и не раздаются по воле человеческой.

Это станет ясно любому здравомыслящему человеку, стоит ему только обратиться к фактам. Всякий раз, когда мы встречаем избрание в Ветхом Завете, мы видим, что оно явно исходит от Бога. Можно начать с самых древних времен. Ангелы пали, множество сияющих духов, окружавших престол Божий и воспевавших Ему хвалу, были обмануты сатаной и согрешили. Древний змей увлек за собою треть небесных звезд, чтобы они ослушались Бога и были осуждены на вечные оковы и вечный огонь. Человек тоже согрешил: Адам и Ева нарушили завет, заключенный между ними и Богом, и вкусили плод с запретного дерева. Осудил ли их Бог на вечный огонь? Нет, по великой милости Он прошептал обещание на ухо Еве: "Семя жены размозжит голову змея". Некоторые люди спасены, но ни один бес не спасен. Почему? В человеке ли причина? Молчите! Это пустое хвастовство говорить, что человек определил свою судьбу, Сам Бог говорит: "...кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею". Будучи всевластным Богом, Господь по сути говорит: "Я определяю и решаю, что из человеческой расы я спасу огромное количество людей, которое никто не может сосчитать, и они будут сосудами милосердия. А ангелы, которые прежде были моими слугами, а теперь стали предателями своего Господина, погибнут без всякой надежды на избавление и будут примером могущества Моей праведности и величия Моей справедливости". И никому не пришло в голову оспаривать это решение Бога. Я никогда не слышал, чтобы даже самый крайний пелагианин защищал дьявола. Ориген, по всей видимости, действительно учил, что всеобщий закон милости распространяется и на дьявола, но едва ли кто-нибудь сегодня придерживается такой точки зрения. Вот яркий пример избрания: некоторые люди спасены, а все падшие ангелы погибнут. Чем может объясняться такое различие, как не волей Господа? Вспоминая о милости, которую обрело человечество, мы должны сказать: "Бог избрал". Мы без труда можем вспомнить примеры о том, как воля Божия отделяла одних людей от других. Во времена патриархов почти все люди были язычниками. Но несколько человек, избранных Богом, поклонялись истинному Богу. Господь решил создать особый народ, который бы обладал откровением от Бога и хранил истину. Он избрал Авраама в качестве праотца этого народа. Кто кого выбрал: Авраам Бога или Бог Авраама? Обладал ли Авраам от рождения чем-то таким, что делало его пригодным для служения Всевышнему? Писание ясно говорит, что ничем подобным Авраам не обладал. Напротив, он был странствующим, а вернее, гибнущим арамеянином, и его род ничем не отличался от других, его семья, как и все, поклонялась идолам. Тем не менее, он был призван с Востока, стал по особой воле Божьей отцом верующих. Что было в евреях такого, что могло побудить Бога благословить их пророками, научить истинному поклонению Богу через жертвоприношения и другие обряды, в то время как прочие народы поклонялись богам, сделанным из камня и дерева? Мы можем сказать только одно: Бог так сделал. Его милость была обращена к израильскому народу и ни к какому другому. Вспомните любой пример Божественной благодати во времена Ветхого Завета. Например, Бог явил милость Давиду. Но разве Давид сам избрал престол, сам отделил себя от других людей и сделал себя избранным посланником Бога для израильтян? А может быть, самый младший сын Иессея обладал явным преимуществом перед своими братьями? Нет, наоборот, с человеческой точки зрения лучше подходили его братья. Даже Самуил, увидев Елиава, сказал: "Верно, сей пред Господом помазанник Его!" Но Бог смотрит не так, как человек, и Он избирает белокурого Давида, чтобы ему быть царем израильским. И можно приводить другие примеры, но ваша память позволит мне не тратить лишних слов. Все события Ветхого Завета показывают, что Бог поступает так, как Ему угодно, и среди небесного воинства, и среди обитателей земли. Он низвергает, и Он возвышает, Он из праха подъемлет бедного, из брения возвышает нищего, ставит его рядом с вельможами. Избирает Бог, а не человек. "Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего".

Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Если мы подумаем, кем является Бог по отношению к человеку, то нам станет ясно, что все должно определяться Его волей. Бог _царь для человека. И неужели Царь не будет поступать по своей воле? Люди могут создать конституционную монархию, ограничивающую власть царей, и они правильно делают, когда стремятся к ней. Но если бы мы могли найти совершенного человека, то абсолютная монархия была бы в таком случае наилучшей формой правления. В любом случае Бог обладает абсолютной властью. Он никогда не нарушает справедливости, ибо Он есть сама святость и истина, и считает Свою абсолютную власть одной из самых прекрасных жемчужин в Своем венце. "Я Господь, и нет иного". Он никому не дает отчета о Своих делах. На все вопросы дает один ответ: "А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?" Бог - абсолютный монарх, поэтому Его голос во всем, а тем более в деле спасения, является решающим. Давайте представим себя такую ситуацию. Несколько преступников заключены в тюрьму, и каждый из них осужден на смерть. Их вина одинакова, поэтому, когда утром их поведут на казнь, никто не скажет, что это несправедливо. Если помилование возможно для некоторых преступников, то кто будет принимать решение, неужели преступники? Им ли будет дано право решать вопрос о помиловании? Для них отмена приговора - великое снисхождение. Но, предположим, все они отвергли помилование и, услышав предложение быть спасенными, отказались принять прощение. Если в этом случае высшая милость берет верх над их извращенным разумом и волей и решает все равно спасти их, то кому будет принадлежать окончательный выбор? Если выбор предоставить преступникам, то они все вновь выбрали бы смерть вместо жизни, поэтому бессмысленно оставлять последнее слово за ними. Кроме того, это выглядело бы очень странно, если бы вопрос о помиловании решали сами преступники. Нет, конечно же, король определит, кто будет помилован, а кто понесет заслуженное наказание. Тот факт, что Бог является царем, а люди - преступниками, требует того, чтобы спасение зависело от воли Бога. И поистине нам лучше предоставить все воле Бога, а не своей воле, потому что Бог намного добрее к нам, чем мы к себе, Он любит человека больше, чем человек себя. Бог есть справедливость, Бог есть любовь, справедливость во всей ее величественности и любовь во всей ее неограниченной силе. Милость и истина встретились и почтили друг друга. И очень хорошо, что власть спасать предана в руки Бога.

Сейчас мы вспомним несколько примеров, которые использует Библия для описания того, как происходит спасение, и, я думаю, вы поймете, что окончательное решение о спасении предоставлено Божьей воле. Частью спасения является усыновление. Бог усыновляет грешников, которые были детьми гнева, и делает членами Своей семьи. Кто обладает властью в вопросе усыновления? Дети гнева? Конечно же, нет. Но ведь все люди по природе _чада гнева! Здравый смысл требует того, чтобы никто иной, как сам родитель, принимал решение об усыновлении. Будучи отцом, я имею право принять или отвергнуть человека, претендующего на усыновление. Очевидно, что ни один человек не имеет права требовать от меня, чтобы я усыновил его, и не может без моего согласия заявить, что он является моим приемным сыном. Я повторяю, что здравый смысл требует того, чтобы родитель обладал правом решать, будет кто-то усыновлен или нет. Так и Бог решает Сам, кто будет Его сыном, а кто нет.

Церковь названа домом Божьим. Кто определяет архитектурный стиль этого здания? Кто решает, из каких камней оно будет построено? Неужели камни выбирают сами себя? Неужели камень в том углу сам себе выбрал место? Или тот, который лежит ближе к фундаменту, сам забрался туда? Нет, архитектор располагает выбранные материалы так, как посчитает нужным. Так и при возведении Церкви, которая является домом Божьим, великий Строитель оставляет за Собой право выбора камней и их местонахождения в строении.

Возьмите еще более понятный образ. Церковь названа невестой Христа. Хотел бы кто-нибудь из вас, чтобы ему против воли навязали кого-нибудь в невесты? Среди нас не найдется ни одного человека, который бы отказался от своего права выбирать спутницу жизни. Так неужели Христос предоставит воле случая или воле человека выбор Своей невесты? Нет, наш Господь Иисус Христос, Муж Церкви, использует Свою власть, которая принадлежит Ему по праву, и Сам выбирает Себе невесту.

Кроме того, мы являемся членами тела Христова. Давид говорит, что "в Твоей книге записаны все дни (в английском переводе "члены". - Прим. пер.), для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было". Члены каждого человеческого тела были записаны в книге Божьей. Так неужели тело Христа является исключением? Неужели великое Божественно-человеческое тело Иисуса Христа, нашего Спасителя, будет создано по прихоти свободной воли, в то время как другие тела, гораздо менее важные, создаются в соответствии с тем, что написано в книге Божьей? Давайте даже не будем предполагать возможность утвердительного ответа, который просто свидетельствует о непонимании образа, использованного в Писании.

Мне кажется совершенно ясным, что библейские образы и примеры учат тому, что выбор человека ко спасению принадлежит Богу. Разве это, дорогие друзья, не соответствует вашему опыту? Со мной произошло именно так. Некоторые люди, возможно, ненавидят учение об избрании, многие с пеной у рта пытаются опровергнуть всевластие Бога. Но я должен признать, что это учение касается сокровенной струны в моей душе, так что оно заставляет меня заплакать, даже когда ничто другое не может вызвать слезы. Что-то внутри меня говорит: "Он должен был избрать тебя, иначе ты бы никогда не избрал Его". Я своевольно жил в грехе, я постоянно сбивался с истинного пути, находил удовольствие в беззаконии, пил зло, как вол пьет из потока воды, а теперь я спасен благодатью. Как я могу осмелиться приписать спасение своему собственному выбору? Несомненно, я выбрал Бога добровольно, но это произошло лишь благодаря предварительной работе, которую Бог произвел в моем сердце, изменив его, ибо неизмененное мое сердце не было способно избрать Бога. Возлюбленные, разве вы не замечаете, что даже сейчас ваши мысли бегут прочь от Бога? Если бы Божья благодать была отнята от вас, то что с вами было бы? Не похожи ли вы на согнутый лук, форму которого удерживает тетива, но если ее разрезать, то лук распрямится? Не так ли с вами? Не вернулись ли бы вы сразу же к своим старым греховным путям, если бы Бог забрал Свою могущественную благодать? Тогда вы должны понять, что если даже сейчас, когда вы возрождены, ваша испорченная природа не хочет делать выбор в пользу Бога, то тем более вы не могли избрать Бога, когда у вас не было новой природы, которая бы сдерживала и подавляла греховную натуру. Мой Господь смотрит вам в глаза, о люди Божьи, и говорит: "Не вы Меня избрали, но Я избрал вас". И мы ощущаем, как в наших душах рождается ответ: "Да, Господь, не мы Тебя избрали в своем природном греховном состоянии, но Ты избрал нас, и да будет вечная честь и хвала Твоему свободному и всевластному выбору".

II. Да даст нам Бог ощутить действие Святого Духа, пока мы будем говорить непосредственно о самом избрании.

Вот Господь выбирает людей, которые почтят крест Христов. Они будут искуплены драгоценной кровью, и Бог сделает их достойными, в определенном смысле, великой жертвы Иисуса Христа. Но, посмотрите, какой странный выбор делает Он. Я с благоговением читаю слова: "...не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных..." Если бы человеку было предоставлено право выбора, то он избрал бы мудрых и благородных. "Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее..." Если бы выбирал человек, то он прошел бы мимо именно таких людей. Бог сделал очень, очень странный выбор. Я думаю, что даже на небесах, он будет предметом вечного удивления. И если бы апостол Павел не раскрыл нам причин такого выбора, то мы просто терялись бы в догадках, почему Бог с Божественным презрением прошел мимо пышных королевских дворцов и остановил Свой выбор на людях низкого происхождения и незначительного положения в обществе.

Этот выбор странен тем, что он прямо противоположен выбору, который сделал бы человек. Человек избирает тех, кто наиболее полезен для него, Бог избирает тех, для кого Он может быть наиболее полезен. Мы избираем тех, кто может отблагодарить нас лучше других, Бог часто избирает тех, кто больше всего нуждается в Его благодеяниях. Если я выбираю друга, то такого, дружба с которым мне была бы полезна; и в этом проявляется эгоизм человека. Но Бог избирает в друзья таких людей, которым Он может оказать Своей дружбой наибольшую услугу. Бог и человек делают выбор совершенно по-разному. Мы выбираем лучших, потому что они этого заслуживают. Он избирает наихудших, потому что они менее всего этого заслуживают, чтобы избрание было явным деянием благодати, а не результатом человеческих заслуг. Очевидно, Бог выбирает совершенно иначе, нежели человек. Человек избирает самое красивое и прекрасное, Бог, напротив, видя печать скверны на всем, что почитается прекрасным, не избирает эту видимую красоту, а останавливает Свой выбор на тех, кого даже люди признают некрасивыми, и делает их по-настоящему красивыми и прекрасными. Странный выбор! Так ли поступает человек, о Боже?

Обратите внимание, что этот выбор также исполнен милости и в вашем, и в моем случае. Этот выбор исполнен милости даже в том, как он исключает людей. Не сказано "ни одного мудрого человека", а "не много мудрых", так что и великие люди не лишены благодати Божьей. Евангелие возвещается и вельможам, на небесах мы встретимся с теми, кто на земле носил венцы. Как благословенна благодать милостивого выбора! Она дарит жизнь немощным и неразумным. Можно было подумать, что когда Бог сказал царю: "Нет", - то Он сделал это для того, чтобы уже никто не рассчитывал на Его милость. Ведь мы обычно говорим так: "Мы отказали мистеру N, а он намного более важный человек, чем вы, поэтому вам я тем более вынужден отказать. Вы знаете, меня просили об этой услуге короли и ничего не получили, так неужели вы думаете, что вам я окажу эту услугу?" Но Бог рассуждает иначе. Он проходит мимо короля для того, чтобы протянуть руку нищему; Он не смотрит на благородного, чтобы облагодетельствовать человека низкого происхождения; Он отворачивается от философов, чтобы принять невежд. О, как это странно, как поразительно, как невероятно! Прославим же Его за такую чудную благодать!

Каким ободрением это служит нам! Многие не могут похвалиться своей родословной. Многие не получили хорошего образования. Мы не богаты и не знатны. Но как милостив Бог! Ему было угодно избрать именно таких невежественных, таких презренных, таких ничего не стоящих людей, как мы.

И, чтобы не уделять все время этим утром мысли о том, насколько странным является выбор Бога, я замечу, что любой христианин, который задумается о своем избрании, согласится с тем, что Бог совершил самый странный выбор, который только можно было совершить.

III. Теперь мы обратимся к самим избранным. Павел говорит, кем они являются, а кем не являются. Остановимся сначала на втором. Кем же избранные не являются? Апостол пишет: "...не много из вас мудрых по плоти..." Обратите внимание, что здесь не просто сказано "не много мудрых", а "не много мудрых по плоти". Бог избрал по-настоящему мудрых людей, ибо всех Своих Он делает мудрыми, а не избрал Он "мудрых по плоти". Греки называют таких людей философами. Люди, любящие мудрость, великие ученые, наставники, энциклопедисты, образованные, проницательные, непогрешимые люди... с презрением сверху вниз смотрят на простых, неграмотных людей и называют их глупцами, почитают их за прах, который можно попирать ногами, однако из этих мудрецов немного избранных Богом. Странно, не правда ли? Но если бы первые двенадцать апостолов были философами или раввинами, то люди сказали бы: "Неудивительно, что Евангелие обладает такой силой: двенадцать мудрейших людей Греции были выбраны, чтобы провозглашать его". Но вместо этого Господь находит на берегу моря бедных рыбаков (более необразованных людей Он и встретить не мог) и зовет их за Собой. Рыбаки становятся апостолами, они распространяют Евангелие, и слава почивает не на апостолах, а на Евангелии. Мудрость Божия прошла мимо мудрых людей.

Заметьте, дальше апостол Павел пишет: "...не много сильных..." Мудрые, казалось бы, могли проложить себе путь на небо своим умом, но мы как бы видим их беспомощно пытающимися нащупать щеколду на вратах, открывающих путь в небо, в то же время неграмотные, простые люди уже прошли эти врата. Слепая мудрость спотыкается во тьме и, подобно волхвам, тщетно ищет младенца в Иерусалиме, в то время как бедные пастухи сразу же идут в Вифлеем и находят Христа.

Вот еще одна группа великих людей! Сильные люди, бесстрашные победители, монархи, их императорские величества, завоеватели, Александры, Наполеоны - не они ли избраны? Ведь если царь становится христианином, он может других мечом заставить принять Христа. Почему бы не избрать его? "Нет, - говорит Павел, - ...не много сильных..." И вы легко можете догадаться, в чем причина. Если бы были избраны сильные, то люди бы сказали: "Понятно, почему христианство получило такое распространение! Острие меча является сильным аргументом в пользу Христа, и могущество монарха сокрушает не только сердце человека". Мы понимаем, чем объясняется успех мусульманства в первые три века его истории. Такие люди, как Али и Халиф, были готовы уничтожать целые народы. Они неслись на конях, размахивая ятаганами у себя над головами, бесстрашно бросаясь в бой. И только тогда, когда они столкнулись с такими людьми, как наш Ричард Львиное Сердце (Richard Coeur de Lion), немного поостыли. Когда меч встретился с мечом, тогда тот, кто первый взял его в руки, погибает. Христос не стал избирать воинов. Один из его учеников вытащил было меч, но опыт оказался неудачным, поскольку он смог поранить лишь ухо раба, да и то Христос исцелил прикосновением. После этого случая Петр в сражение уже не вступал. Чтобы успех Господних завоеваний не зависел от сильных людей, Бог не избирает их.

После этого Павел говорит: "...не много благородных...", - имея в виду людей со знаменитой родословной, в генеалогическом дереве которых есть князья и цари, в чьих жилах течет голубая кровь. "...не много благородных", - ибо о благородных сказали бы, что это они сделали Евангелие престижным: "Стоит ли удивляться, что Евангелие так распространилось, ведь граф такой-то и герцог такой-то - христиане". Но вы видите, что таких людей в первые годы в церкви было очень мало. Святые, собиравшиеся в катакомбах, были бедными и простыми людьми. И очень примечателен тот факт, что среди всех надписей, найденных в римских катакомбах, которые были сделаны первыми христианами, едва ли отыщется одна, в которой не было бы орфографических ошибок. И это является весомым доказательством того, что они были сделаны бедными, малограмотными людьми, которые в то время были защитниками веры и подлинными хранителями благодати Божьей.

Итак, мы поговорили о том, кем избранные, как правило, не являются: не много мудрых, не много сильных, не много благородных. А теперь посмотрим, кем являются избранные. И я хочу, чтобы вы обратили пристальное внимание на слова, подобранные апостолом. Он не говорит, что Бог избрал невежественных людей. Нет, он говорит иначе: "...Бог избрал немудрое...", словно избранные Господом по своей природе не заслуживали именоваться людьми, а больше походили не бездушные предметы; мир относился к ним с таким презрением, что о них не говорили: "Кто эти люди?", а просто: "Что это такое?" В Евангелиях Христос несколько раз назван "Сей", т.е. "Этот" : "Сего же не знаем, откуда Он". Противники даже не желали называть Его человеком. Они как бы говорили: "Этого же, м.., назовите его животным или вещью, не знаем..." Бог избрал людей, которых мир считает необразованными, невежественными, тупыми болванами, которых можно водить за нос, и заставить верить во что угодно. Но Бог избрал "немудрое", которое является самим воплощением глупости.

Далее Бог избрал также "немощное мира". "А кто, - говорил кесарь в тронном зале, если он вообще удостаивал этот предмет своим вниманием, - этот царь Иисус? Жалкий бродяга, повешенный на кресте! Кто это там проповедует его? Бедные рыбаки, которые и таланта золота не наскребут во всех своих кошельках вместе взятых! Что это за Павел, который так яростно отстаивает Христа? Ремесленник! Он изготавливает палатки! А кто его последователи? Несколько ничтожных женщин, которые случайно встретились ему не берегу реки! Павел - философ? Да о чем вы говорите? Его осмеяли на Марсовом холме. В ареопаге афиняне назвали его суесловом". Несомненно, кесарь считал их ничтожными людьми, не заслуживающими его внимания. Но Бог избрал "немощное мира".

Обратите внимание на то, что Павел еще называет избранных "незнатное мира". Это означает, что у них не было знатных в роду. Их отец - никто, и их мать - ничто. Таковы были древние апостолы, они были незнатными в этом мире, но все же Бог избрал их.

И, словно этого еще недостаточно, Павел добавляет, что Бог избрал "уничиженное". Над избранными издевались, их гнали, за ними охотились, иногда, не воспринимая всерьез, относились к ним с полнейшим равнодушием: "Да стоит ли обращать на них внимание? Ничтожные глупцы! Не трогайте их, оставьте их в покое". Но Бог избрал именно их. Нули и ничтожества. "О да, - говорит человек мира, - я слышал, что есть такая группка фанатиков". "Да? А я даже не слышал о них. - говорит другой. - Я никогда не имел ничего общего с такими низкосортными людишками". "Есть ли у них епископ или непогрешимый папа?" - спросил кто-то. "Нет, сэр, таких благородных людей среди них нет, все они - незнатные невежды, поэтому мир отвергает их". "Но, - говорит Бог, - Я избрал их". Именно таких людей избирает Бог. И заметьте, что ситуация не изменилась со времен апостола Павла до наших дней, ибо Библия не меняется с течением времени. И в тысяча восемьсот шестьдесят четвертом году, как и в шестьдесят четвертом году, Бог по-прежнему избирает немощное и незнатное так, как делал всегда. Бог еще покажет миру, что те, над кем смеются, кого называют фанатиками, сумасшедшими и преступниками, являются Его избранными, которые еще станут во главе целой армии избранных и одержат для Бога победу в последний день. И мы не стыдимся хвалиться тем, что Бог избирает немощное и уничиженное. И мы становимся рядом с презренным народом Божьим в надежде стать причастниками Его избирающей благодати.

IV. В заключение обратимся к причинам, по которым Бог избрал именно этих людей. Павел указывает нам на две причины - непосредственную и главную.

Первая, непосредственная причина содержится в следующих словах: "...Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее...".

Итак, непосредственная причина такого, казалось бы странного избрания заключается в том, чтобы посрамить мудрых. Когда мудрый посрамляет мудрого, это одно; мудрому также несложно посрамить глупого; но, когда глупый одерживает верх над мудрым, вот истинно перст Божий! Вы помните, что происходило с первыми апостолами. Философ послушал апостола Павла и сказал: "В этом нет ничего интересного! Просто глупость какая-то! Басни - от начала и до конца! Нам не стоит тратить силы, чтобы отвечать на это". Прошли годы, этот философ поседел, а христианская "ересь" не только не умерла, но подобно эпидемии распространилась довольно широко. Обратилась его дочь, даже его жена тайком по вечерам стала уходить на собрания христиан. Философ теряется в догадках, что происходит. "Я, - говорит он, - уже ясно доказал, что христианство - глупость, но люди принимают его. Я опроверг все их доводы, не так ли? Я не только опроверг их доводы, но я изложил свои аргументы с такой силой и убедительностью, что, мне казалось, от христианства ничего не останется. Но оно уже в моем доме". Иногда этот философ со слезами на глазах бормочет: "Я чувствую сердцем, что оно победило и посрамило меня. Я придумывал силлогизм за силлогизмом, я победил жалкого Павла, но Павел победил меня. То, что я почитал за глупость, посрамило мою мудрость". Через несколько столетий после смерти Христа христианская вера распространилась по всему цивилизованному миру, в то время как язычество, в поддержку которого выступала все философы Запада и Востока, пришло в упадок и стало предметом насмешек. Бог избрал немощное, чтобы посрамить сильных. "О, - воскликнул кесарь, - мы искореним христианство, а вместе с ним уничтожим тех, кто его отстаивает!" Разные правители убивали учеников Иисуса одного за другим, но чем больше они их преследовали, тем больше их становилось. Проконсулам были отданы приказы уничтожать христиан, но чем больше они гнали их, тем больше их было, пока, наконец, люди сами не стали приходить к гонителям с просьбой умереть за Христа. Власть имущие придумывали изощренные пытки, привязывали верующих к диким лошадям, укладывали их на раскаленные решетки, с живых сдирали кожу, распиливали на части, сажали на колья, обмазывая дегтем, превращали в факелы для освещения садов Нерона. Их гноили в подземельях, использовали для зрелищ в амфитеатрах, медведи душили их до смерти, львы разрывали на куски, дикие быки поднимали их на рога, но христианство распространялось. Все мечи легионеров, которые разбили армии всех народов, покорили непобедимых галлов и свирепых бриттов, не смогли противостать немощи христианства, ибо немощь Божия сильнее могущества человеческого. Если бы Бог избрал сильных людей, они бы сказали: "Бог обязан успехом нам"; если бы Он избрал мудрых, они бы заявили: "Все дело в нашей мудрости". Но когда Бог избирает немудрых и немощных, что ты, философ, можешь сказать? Не посмеялся ли Бог над тобой? Где вы, копье и меч? Где вы, сильные? Божья немощь сокрушила вас.

Павел также пишет, что Бог избрал незначащее, чтобы упразднить значащее. Упразднить - это еще больше, чем посрамить. "Значащее". Что было значащим во дни апостола? Юпитер восседал на превознесенном престоле, держа в руках гром. Сатурн почитался отцом богов, Венера награждала своих приверженцев похотливыми удовольствиями, прекрасная Диана трубила в рог. Но вот появляется Павел и говорит, что нет Бога, кроме единого Бога и Иисуса Христа, посланного Им. Он говорит о "незначащем". Христианская "ересь" находилась в таком презрении, чтобы если бы в то время был составлен каталог религий разных стран, христианство в него не попало бы. Но где сейчас Юпитер? Где Сатурн? Где Венера и Диана? Их имена существуют только в толстых словарях. Кто сейчас поклоняется Церере во время жатвы? Кто возносит молитву к Нептуну во время шторма? Они все исчезли! Незначащее уничтожило значащее.

Давайте задумаемся над тем, что истина со времен Павла не изменилась. Тысяча восемьсот шестьдесят четвертый год увидит повторение древних чудес: значащее будет упразднено незначащим. Вспомните времена Виклиффа. Тогда значащим были деревянные кресты в церквах. Все жители Британии поклонялись святому Винифреду и святому Томасу Кентерберийскому. Вот лорд архиепископ проходит по улице, и ему поклоняются. Папе римскому поклоняют ся тысячи, Деве Марии поклоняются все поголовно. И что я вижу? Одинокий монах в Люттерворте начинает проповедовать против нищенствующих монахов-попрошаек, и, проповедуя против них, он неожиданно для себя открывает истину и начинает провозглашать Христа как единственный путь спасения, утверждая, что всякий верующий в Него спасется. Поначалу старания этого человека выглядели настолько смешно, что его даже не преследовали. Правда, ему пришлось держать ответ перед Его Высокопреосвященством, но ему на помощь пришел мужественный человек Джон о"Гонт, который замолвил за него словечко, и, хотя Виклифф был осужден, ему было позволено вернуться в свой приход в Люттерворте. "Значащее!" Не было даже необходимости проливать его кровь, оно должно было умереть само собой! Но умерло ли оно? Где ваши святые кресты сегодня? Где св. Томас Кентерберийский, где св. Агнс и св. Винифред? Спросите пузеитов (Пузеиты - последователи Эдварда Пузе, лидера ритуалистского движения в англиканской церкви в XIX веке. - Прим. пер.), ибо только они еще помнят о них. Они общаются с кротами и летучими мышами, поэтому знают, куда были брошены идолы, они пытаются вернуть к жизни суеверия прошлого, но по благодати Божьей так просто у них это не получится. Современная система английских суеверий с ее учением о животворящей крещенской воде, конфирмацией и передачей благодати через хлеб и вино упразднится под действием незначащего. Истина, открытая в Иисусе; вера в то, что нет священников, стоящих выше обычных христиан, в то, что все верующие - священники Богу, чистая истина; простая истина о том, что вода не обязывает Святого Духа возрождать человека, что внешние формы и обряды не обладают силой сами по себе без веры тех, кто принимает в них участие, - все это упразднит при содействии Святого Духа то, что является значащим. Мы полагаемся на силу Бога. Я бы и не хотел, чтобы воины Божьи были сильнее. Если бы они были сильнее, братья, они бы снискали славу. Пусть они будут слабыми, пусть их будет мало, пусть они будут презираемы людьми. Их малочисленность, бедность, немощь сделают более громкими возгласы приветствия и прославления вечного Завоевателя и вдохновят на песню: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей".

В этом заключается непосредственная цель избрания немудрого, немощного, незначащего? Бог хочет посрамить мудрое и сильное. Но Его конечная цель заключается в другом: "...чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом". Я обращаю ваше внимание на это последнюю мысль, и мы будем заканчивать. Павел не говорит: "...чтобы никакой человек..." Нет, он не намерен льстить кому бы то ни было, поэтому говорит "никакая плоть". Что за слово! Что за слово, я повторяю! Солон и Сократ - мудрые люди. Бог показывает на них пальцем и говорит: "Плоть". Плоть продается на мясных рынках, не правда ли? Ее рвут зубами собаки и поедают черви. Плоть - и не более того. Вот стоит кесарь в царственной пурпурной мантии, он стоит гордо и уверенно, могущественный император, и воины претории обнажают мечи и кричат: "Великий император! Да здравствует великий император!" "Плоть", - говорит Бог и повторяет: "Плоть". Вот воины чеканят шаг, сотни в одном ряду, могучие легионеры Рима. Кто может стать на их пути? "Плоть", - говорит о них Писание, - "плоть". Вот люди, чьи отцы происходят из королевской семьи, они могут проследить длинную вереницу своих благородных предков. "Плоть, - говорит Бог, - плоть, и ничего больше". Пища собак и червей. "...Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом". Вы видите, что Бог ставит на каждом из нас печать того, что вы всего-навсего плоть, и Он избирает немощнейшую плоть, самую немудрую, самую бедную плоть, чтобы всякая другая плоть могла узреть презрение Бога к ней и Его волю, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Ним.

Вы отвергаете это учение? Вы говорите, что слышать не можете об избрании? Мне кажется, вы хотите немного похвалиться перед Богом. Бог смотрит на вещи не так, как вы, поэтому вам необходимы новое сердце и правый дух.

Но, может быть, наоборот, сегодня кто-то скажет: "Мне нечем хвалиться, я не буду хвалиться пред Тобою, но я повергну себя в прах и скажу: "Поступай со мной так, как Тебе угодно"". Грешник, ощущаешь ли ты, что ты - плоть, всего-навсего греховная плоть? Настолько ли ты смирился пред Богом, что чувствуешь, что как бы Он ни поступил с тобой, Он будет прав? Осознаешь ли ты, что можешь уповать лишь на Его милость? Если да, тогда ты одно с Богом, ты примирился с Ним. Я вижу, что вы примирились, ибо когда вы согласны с Богом, что Он должен править, тогда Он согласен с вами, что вы должны жить. Грешник, коснись скипетра Его благодати. Распятый Иисус сейчас стоит перед вами и призывает вас обратиться к Нему и обрести жизнь. То, что вы слышите призыв обратиться, - это проявление благодати и проявление величайшей любви. Вы можете обратиться, и вы должны будете славить Господа за это вечно. И да благословит вас Бог, Чье имя я стремился сегодня возвеличить моими немощными словами. Во имя Христа. Аминь.

Вопрос: Кто такие Божьи избранники?

Ответ: Говоря простым языком, Божьи избранники – это те люди, которых Господь предопределил к спасению. Их называют «избранными», потому что это слово указывает на выбор. Каждые несколько лет мы избираем президента – то есть, мы выбираем того, кто будет служить на этом посту. То же самое относится к Богу и тем, кто будет спасен. Господь их выбирает, поэтому они и называются Его избранниками.

Само по себе понятие избрания Богом тех, кто будет спасен, не является противоречивым. Вызывает споры то, каким образом Он их выбирает. На протяжении всей истории церкви существовало два основных мнения относительно доктрины избрания (или предопределения). Одно мнение, которое мы назовем позицией о предвидении, учит, что Господь, благодаря Своему всеведению, знает, кто в ходе времени по собственной воле выберет поверить в Иисуса Христа для спасения. Основываясь на Своем предвидении, Бог избирает этих людей «еще до сотворения мира» (Ефесянам 1:4; тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Такой точки зрения придерживается большинство западных евангельских церквей.

Вторая основная позиция представлена учением августинианства, которое, по сути, учит тому, что Бог не только избирает тех, кто поверит в Иисуса Христа, но и приводит их к вере в Него. Иными словами, Божье избрание основывается не на предвидении прихода человека к вере, а на безвозмездной благодати и абсолютной власти Всемогущего Господа. Бог избирает людей для спасения, и со временем они придут к вере во Христа, потому что были избраны Богом.

Разница между этими двумя позициями сводится к следующему: кому принадлежит окончательный выбор в вопросе спасения – Богу или человеку? С точки зрения первой позиции, человек владеет контролем; его свобода выбора является независимой и становится определяющим фактором в избрании Господа. Бог может обеспечить путь к спасению через Иисуса Христа, но человек должен сам избрать веру в Него, чтобы спасение реализовалось. В конечном счете, эта позиция ставит под сомнение могущество Бога и лишает Его верховной власти. Данное мнение «отдает» Творца на милость творения, то есть, если Господь хочет предоставить людям вечную жизнь на небесах, то Он должен надеяться, что человек сам выберет Его путь к спасению. На самом деле, эта позиция вообще не подразумевает избрания, потому что Бог, согласно ей, не избирает, а лишь подтверждает. Окончательный же выбор остается за человеком.

С позиции августинианства, избрание зависит от Бога; Он по собственной абсолютной воле выбирает, кого спасти. Вместо того, чтобы просто сделать спасение возможным, Господь избирает тех, кто будет спасен, а затем реализует их спасение. Эта позиция предоставляет Богу должный статус Творца и Верховного владыки.

В позиции августинианства также имеются свои проблемы. Критики утверждают, что эта точка зрения лишает человека свободы выбора. Если Бог выбирает тех, кто будет спасен, тогда какой смысл в вере человека? Зачем тогда проповедовать Евангелие? Кроме того, если Бог избирает людей по собственной воле, то как мы можем нести ответственность за свои поступки? Все эти вопросы являются справедливыми и требуют ответа. Чтоб ответить на эти вопросы, следует изучить 9-ю главу послания к Римлянам, которая наилучшим образом открывает путь к пониманию отношения между Божьей абсолютной властью и избранием.

Контекст этой главы распространяется на предыдущую главу, завершающуюся кульминацией восхваления: «И я убежден, что... ничто из всего мироздания не сможет стать между нами и любовью Бога, которую Он явил в Христе Иисусе, Господе нашем!» (Римлянам 8:38-39). Это приводит Павла к размышлениям о том, как на это заявление может отреагировать еврей. Хотя Иисус пришел, чтобы вернуть утраченных сынов Израиля, а ранняя церковь в значительной степени состояла из иудеев, Евангелие распространялось среди язычников гораздо быстрее, чем среди евреев. На самом деле, большинство иудеев принимали Евангелие как камень преткновения (1 Коринфянам 1:23) и отвергали Иисуса. Обычный еврей засомневался бы в возможности исполнения Божьего плана избрания, поскольку большинство евреев отвергло весть Евангелия!

На протяжении 9 главы Павел систематически демонстрирует, что независимое Божье избрание имело силу с самого начала. Он начинает с важнейшего заявления: «Не все израильтяне – истинный Израиль» (Римлянам 9:6). Это означает, что не все люди, относящиеся к Израилю по этническим признакам (то есть, потомки Авраама, Исаака и Иакова), принадлежат к истинному Израилю (избранному Богом). Рассматривая историю Израиля, Павел показывает, что Бог избрал Исаака, а не Измаила; Иакова, а не Исава. На всякий случай, чтобы читатель не пришел к выводу, что Бог сделал Свой выбор на основании веры или добрых дел, которые тем предстояло совершить в будущем, он добавляет: «Дети [Иаков и Исав] еще не родились и ничего не успели сделать ни хорошего, ни дурного … выбор Его свободен и зависит не от заслуг человека, а только от призыва Бога» (Римлянам 9:11-12).

Может возникнуть соблазн обвинить Бога в несправедливости. Павел ожидает такого обвинения, четко заявляя в ст. 14, что Бог справедлив всегда. «Я милую тех, кого хочу миловать. Я милосерден с теми, с кем хочу быть милосердным» (Римлянам 9:15). Бог властвует над Своим творением. Он свободно избирает тех, кого пожелает, и волен пройти мимо тех, кого пожелает обойти стороной. Творение не имеет права обвинять Творца в несправедливости – сама мысль об этом является абсурдной для Павла, и так должны рассуждать все христиане. Девятая глава послания к Римлянам обосновывает эту точку зрения.

Существуют и другие отрывки из Писания, которые касаются темы Божьего избрания (напр., Иоанна 6:37-45, Ефесянам 1:3-14 и др.). Дело в том, что Бог предопределил спасение остатка человечества. Эти люди были избраны до создания мира, и их спасение исполнится во Христе. Как сказал о них Павел: «Это те, кого Бог знал еще тогда, когда их не было, и предназначил быть истинным подобием Своего Сына, чтобы Сын Его стал первенцем среди множества братьев. Кого Он предназначил, тех и призвал; кого призвал, тех оправдал; кого оправдал, с теми разделил Свою славу» (Римлянам 8:29-30).